На страже Заполярья. 1955 год. Март.

Я а с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 марта 1955 г.. № 61 (5213). ШТУРМАН подводной лодки АНО УТРОМ подводная лодка покинула базу. Бы­ стро растаяли огни родно­ го берега. Над заливом и морем висела плотная се­ рая пелена тумана. На мо­ стик корабля поднялся штурман старший лейтенант Первушин. Внимательно осмот­ рев все вокруг, он понял, что опреде­ литься по береговым ориентирам в усло­ виях такой плохой видимости бгудет не­ возможно. — Придется вести прокладку пути ко­ рабля по счислению. — решил он. Чувствуются глухие удары тяжелых волн о борт. Подводной лодке предстоит трудпый поход, выполнение ответ­ ственной задачи. Старший лейтенант Пер­ вушин особенно глубоко сознает, как важ­ но и трудно в данный момент обеспечить высокую точность кораблевождения. Скло­ нившись над штурманским столом, он ак ­ куратно ведет на карте графические счи­ сление пути. Мерно постукивает лаг, отсчитывая пройденные мили. Подводная лодка все дальше уходит от берегов. За напряженной кропотливой работой и всевозможными расчетами Первушин не замечает усталости. Он внимателен и сосредоточен. Подводная лодка несколько раз меняла курс. А определиться по ра­ диопеленгам не представлялось возмож­ ным. И это несколько беспокоит штурма­ на. Ведь достаточно допустить ошибку в курсе на один градус, и через шестыесят миль невязка б(удет в одну милю. А это может явиться причиной невыполнения задачи. Наконец, лодка прибыла в ?аданный район. Расчеты штурмана оказались точ­ ными. — Товарищ капитан 2 ранга, пришли в точку, — доложил Первушин коман­ диру. Коротко прозвучал машинный телеграф, и подводный корабль застопорил ход. — Срочное погружение! Все вниз! Рулевой и сигнальщик мгновенно ис­ чезают в люке. За ними спускается вах­ тенный офицер и задраивает крышку ру­ бочного люка. Слышеп характерный щел­ чок открывающихся кингстонов и клапа­ нов вентиляции. В балластные систерны с шумом врывается вода, и лодка уходит на глубиву. Началась самая трудная и ответствен­ ная часть похода. Подводному кораблю необходимо, не всплывая, придти в строго заданный район. Трудно приходится штурману. По­ стоянное внутреннее волне­ ние за точность определе­ ния места корабля, мпогие часы, проведенные над про­ кладкой и расчетами, утом- ляюще действуют на орга­ низм. Но старший лейте­ нант Первушин попрежне­ му работает с неослабным вниманием и напряженно­ стью. На каждый мом.^пт плавания он обязан знат1- точноп место корабля. и о» сделать было нельзя — берегов не было видно. Определиться по радиопеленгам оказалось также невозможным. Оставалось единственное — ориентироваться по глу­ бинам. Это и использовал старший лей­ тенант. Кроме всего, приходилось постоянно учитывать воздействие аа корабль тече­ ний. Командир иногда подходил к штур­ манскому столу и тщательно просматри­ вал прокладку, возвращался на своз место, удовлетворенный работой подчинен­ ного. Он верил хорошим знаниям и опыту штурмана и был убежден в точности его определений. Четко и умело действовали и подчи­ ненные Первушина. Старшина 1 статьи Колейков, старший матрос Оубочев и дру­ гие искусно несли вахту на горизонталь­ ных рулях. От их мастерства во многом зависел успех плавания. Какого напря­ женного труда стоит, например, рулево­ му-горизонтальщику удерживать лодку на строго заданной глубине или на пери­ скопной глубине при сильной зыби. В -ре­ зультате хорошо организованной система­ тической учебы и тренировок Первушин сумел подготовить хороших рулевых-гори- зонталыцикав. Позднее старшему лейтенанту удалось сделать несколько определений места ко­ рабля по радиопеленгам. На обстановка оставалась сложной в гидрометеорологиче­ ском и навигационном отношениях до конца похода. Однако штурман вел ко­ рабль с большой точностью. Невязка в конечном итоге составила всего лишь не­ сколько кабельтовых. Это очень хорошо для данных условий. Офицер достиг точности в работе в ре­ зультате строгого соблюдения всех правил кораблевождения, умелого использования электронавигационных приборов, тща­ тельного учета совокупного воздействия на курс корабля течений, волны и ветра. Первушин служит на корабле сравни­ тельно немного. Но он по npaav считается одним из лучших штурманов части С первых дней пребывания на лодке офицер настойчиво изучает морской театр, устройство корабля^ В этом Первушину помогли комсомольская организация, стар­ шие товарищи и командир корабля. Ка­ питан 2 ранга раньше сам был штурма­ ном. Он систематически контролировал действия молодого офицера при подготов­ ке корабля к выходам в море и в ходе плавания. Внес свой вклад в обучение моряка и флагманский специалист. Напряженная учеба и практическая ра­ зная. Когда подводная лодка всплыла под перископ, визуального определения Подводные лодки в море. Рис. мичмана В. Баранов*. бота в походах обогатили штурмана. Пер­ вушин постепенно накопил опыт в эксплу- I атации техники, приобрел твердые навы- | ки в штурманском деле. Недавно за успехи в боевой и полити­ ческой подготовке командующий Север­ ным флотом наградил Первушине именны­ ми часами. А на днях старший лейтенант испытал еще одну большую радость. Пар­ тийная организация корабля приняла его кандидатом в члены КПСС. Штурманское подразделение является передовым яа ко* j рабле. Офицер чутко относится к нуж ­ дам и запросам воинов, умело обучает и воспитывает их, настойчиво готовит под­ чиненных к победе над сильным и ковар­ ным морским противником^. Перед каждым занятием по специально­ сти офицер составляет хорошо продуман­ ный конспект. Накануне дня занятий штурман собирает старшин, коротко зна­ комит их с темой, которую предстоит изучать, выясняет их подготовленность. В этих беседах он узнает, ' на какие практические вопросы следует обратить особое внимание, советует» какие и как лучше подготовить наглядные пособия, место занятий. Основное внимание уделяется обучению личного состава практическим действиям. Во время выходов корабля в море знания закрепляются на деле. Да и при стоянке в базе с рулевыми-сигналыциками систе­ матически проводятся тренировки в прие­ ме и передаче семафоров и т. д. Не слу­ чайно поэтому многие из моряков под­ разделения — классные специалисты, от­ личники боевой и политической подготов­ ки. Среди пих — старшина 1 статьи Ко­ лейков, старшие матросы Субочев. Кура- нин и другие. Специалист первого класса коммунист Колейков недавно награжден нагрудным знаком «Отличный подводник». Больших успехов добились и молодые матросы подразделения. Онп могут само­ стоятельно нести вахту даже в сложных условиях. II в этом большая заслуга стар­ шего лейтенанта Первушина. Штурман активно участвует в общест­ венной жизни корабля. Он часто выступа­ ет перед личным составом с докладами и беседами, является организатором и ак­ тивным участником матросской художест­ венной самодеятельности. Офицера нередко можно видеть в матросском кубрике. Мо­ ряки с уважением относятся к своему командиру. Постоянное общение с личным соста­ вом позволяет Первушину лучше и з у ч и т ь людей, их запросы и настроения, их сла­ бые и сильные стороны, конкретнее и целеустремленнее прово ­ дить воспитательную рабо­ ту. Замечательным качест­ вом офицера являема его настойчивая и повседнев­ ная работа над собой, глу­ бокий твооческлй подход к учебе по специальности. .Все силы я помыслы офицера-подво дайка з а ­ правлены яа н-злосрывпое повышение оосвой готов­ ности коэлблч. В осуще­ ствлении »:взих намерений он тверд и непоколебим. Таков характер офицера со­ ветского флота старшего лейтенанта П ч тчпин а Офиисо Н. СТЕПАНИЩЕВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Неустанно крепить могущество любимой Родины Тщательно готовить технику к полёту Профилактика самолета включает в се­ бя все виды осмотров, а также регла­ ментные работы. Качественное, полное и своевременное выполнение предполетного, стартового, послеполетного осмотров и регламентных работ обеспечивает не толь­ ко безотказное действие материальной ча­ сти в воздухе, но и увеличивает срок службы, ресурса агрегатов оборудования, всего самолета. Эти профилактические ме- ропоиятия предупреждают неполадки в работе техники. Их важность можно пока­ зать на примерах. Каждый ваз перед полетами техник или авиационный механик производит ву чк ой на левом пульте трое-пятикоат- ное выключение в включение в работу агрегата элеронов. Это выполняется для того, чтобы смазать скользящие поверхно­ сти агрегата оабочей смесью и подготовить его к действию. Если этим твебованаем пренебоечь, то ги т поуси литель может выйти из с т о я преждевременно. не выра­ ботав установленного ресурса. Поэтому не следует довольствоваться лишь оегла- ментпыми работами или профилактиче­ ским осмотвом. который производится одип раз в год. К со/калению, некоторые воины не уде­ ляют должного внимания своевременному пвове!ению профилактических мероприя­ тий считая ид малозначащими и необяза­ тельными. Как-то при профилактическом осмотре необходимо было снять крыльевые щитки шасси. Работа нетрудоемкая и пви нор­ мальном уходе за щитками занимает немно­ го времени. Стоит шеш плинтовать и отвернуть пайки, выбить болты, и щи­ ток будет снят Между тем один техник самолртч затватил на эту ваботу два iaca. — Что-то вы очень юл го возитесь, — слеллл авиатору замечание инженер. — Яа вот болты никак не выходят, вращаются. а не выходят. — с обидой зая­ вил техник. Пнженео ппедложил снять кронштейны. к которым на болтах подвешиваются щит­ ки. Только тогда были выбиты болты. Онп оказались с задирами и порядком поржавевшие. Пришлось замецить их как непригодные к дальнейшей эксплуата­ ции. Этот случай говорит о том, что ни ме­ ханик. ни техник не обращали внима­ ния на шарниры щитков, не выполняли своевременно таких профилактических ме­ роприятий, как смазка шарнирных соеди­ нений после полетов. Не каждый специалист проверяет тро­ сы аварийного открытия замков шасси, и особенно в местах, где тросы проход гг через герметизирующие чехлы. Вместо то­ го, чтобы систематически контролировать их исправность, ими занимаются только во время профилактического осмотра. Обычно в таких случаях выявляется, что тросы непригодны к дальнейшему исполь­ зованию. Без смазки они поржавели И случись так. что в воздухе откажет по каким-нибудь причинам основная систе­ ма открытия замков шасси, летчик не всегда сможет посадить машину. Отсюда тял^лые последствия. Чтобы избежать их, специалисты должны своевременно и ка­ чественно выполнять вое требования и н ­ с т р у к ц и й и наставлений по эксплуата­ ции. обязательный перечень работ по ре­ монту. Родина дала советским воинам перво­ классную технику. Надо так ухаживать за него, чтобы она всегда была р боевой готовности. Мчсгие авиаторы показывают образцы в этом деле. Техник-лейтенант Павлюк больше двух лет обслуживает один самолет. Милана часто бывает в полетах и по числу прой­ денных километров занимает первое ме­ сто в подразделении. На ней летали мо­ лодые летчики и асы. П все они доволь­ ны самолетом. Проводилось несколько про­ филактических осмотров. Каждый ра^ Пав- лгок за содержание самолета в образцовом порядке получал отличную оценку. Когда самолет Павлика выработал пер­ воначально установленный для него ре­ сурс. комиссия тщательно произвела про­ филактический осмотр всех агрегатов и оборудования самолета. Для этого с ма­ шины снимались элероны, щитки-закрыл­ ки, агрегаты и оборудование, разбиралось хвостовое оперение, шасси и т. д. Спе­ циалисты пришли к выводу, что самолет и его оборудование, благодаря умелой и грамотной эксплуатации, могут еще ис­ пользоваться столько же. сколько эксплуа­ тировались. Комиссия увеличила машине ресурс еще па 100 процентов. У некоторых авиаторов появилось сом­ нение. а выдержит ли самолет такую на­ грузку. Прошло несколько месяцев напря­ женной боевой учебы. Машина и ее обо­ рудование попрежнему работали в возду­ хе без каких-либо замечаний. Ресурс был увеличен еще на 100 процентов. В под­ разделении ясно увидели — авиационная техника в умелых руках может делать чудеса. Трудолюбивый, твердый и настойчи­ вый в достижении цели комсомолец Пав­ люк свой успех переживает скромно . Од­ нако, надо прямо оказать, не малы его заслуги в повышении боевого мастерства летчиков. Он сделал достойный вклад в наше общее дело — укрепление военно­ го могущества Родппы. — С техникой, с оружием надо дру­ жить, любить их и умело ухаживать за ними, — говорит Павлюк товарищам. — Тогда самолет не подведет ни п ри каких Условиях. Примеру офицера Павлюка следуют многие авиаторы. В подразделении широ­ ко развернулось движение за отличное обслуживание и сбережение авиационной техники. Есть значительные успехи. У большинства специалистов машины рабо­ тают безотказно. Долг каждого авиатооа-североморпа умело и грамотно эксплуатировать свое заведывание, своевременно и качествен­ но п р о в о д и т ь профилактику самолета. Офицер С. ПУДАКОВ. В отличном состоянии содержит боевую технику молодой матрос Иосиф Шедько. З а успехи в боевой и политической учебе ему об’явлен ряд благодарностей и ^пре­ доставлен внеочередной краткосрочный от­ пуск. Н А СН ИМ К Е : матрос И . Шедько за запуском вспомогательного дизеля. Ф ото И . Никишова. На дежурстве— передовой радист Накануне лётного дня рядового Ларина вызвали в штаб. — Назначаю вас дежурным на радио­ станции, — сказал ему начальниц — Учтите, что от качества вашей работы будет во многом зависеть успех выполне­ ния полетного задания. — Постараюсь оправдать доверие. — ответил Ларин. На другой день воин вместе со своими товарищами пришел яа приемный узел задолго до начала полетов, чтобы еще раз подготовить аппаратуру к работе. Он с особой тщательностью проверил аккуму­ ляторы* напряжение накала, сеточные и анодные цепи. Убедившись в исправно­ сти станции. Ларин осмотрел регулировку ключа. Затем радист проверил линию проводной связи с руководителем полетов. Оставшееся время Ларин посвятил под­ готовке рабочего места. Аккуратно рас­ чертил журнал для записи входящих радиопрамм и сигналов с борта самолетов и, получив у дежурного радиоданные, ак­ куратно записал их. Табличку, на кото­ рой онп были записаны, прикрепил па специальную подставку рядом с приемни­ ком. Раздался телефонный звонок. Выслу­ шав приказ, дежурный скомандовал: — Приступить к работе! Радисты быстро занимают свои места. Надев шлемофон, рядовой Ларин включает радиостанцию. В телефоне слышны при­ вычный звук приемника и треск атмос­ ферных помех. Приемник настроен на за­ данную рабочую волну. В эта время начались полеты. С борта самолета поступает на «землю» первая радиограмма. Бортрадист запрашивает о слышимости, дает настройку. Приняв ра­ диограмму. Ларин привычным движшием берется за ключ и отвечает. Затем он сообщает на командный пункт, что само­ лет в воздухе, связь установлена. Все радиограммы бортовой рации на­ земный радист принимает своевременно и без искажений, оперативно передавая до­ несения экипажей о пройденных этапах, состоянии погоды, четко сообщает самоле­ там распоряжения с командного пункта. Устойчивая, непрерывная связь содей­ ствовала успеху выполнения полетного задания. После полета машины возвратились на аэродром. Усталый, но довольный резуль­ татами своей работы поднялся из-за сто­ ла радист Ларин. Командир, подводя ито­ ги. дал высокую оценку его действиям и об’явил воину благодарность. Рядовой Ларин пользуется в подразде­ лении славой одного in лучших радистов. Успехи в учебе достигнуты упорным тру­ дом. Воин-связист в совершенстве владеет техникой, грамотно, умело ее эксплуати­ рует. борется за продление срока службы аппаратуры связи. Не успокаиваясь на достигнутых успехах, он постоянно рабо­ тает над совершенствованием своего ма­ стерства, углубляет свои теоретические знания. Н. ДЯТЛОВ. ------- О------- С огромным под’еМом в группе старшего лейтенанта НечптаЙло прошли занятия по докладу В. М. Молотова на второй сессии Верховного Совета СССР «0 международном положении и внешней политике Прави­ тельства СССР». Занятия показали, что воины стремятся глубоко понять и осмыс­ лить мудрую политику Коммунистической партии и Советского правительства, те конкретные задачи, которые встают перед Советскими Вооруженными Силами» перед каждым воином в деле укрепления могу­ щества Советской Родины. В ходе занятия выступили многие вои­ ны. Интересным было выступление рядово­ го Хеса. Содержательно изложил он вопрос об образовании лагеря демократии и со­ циализма во главе с Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. — В результате разгрома Советским Союзом и его Вооруженными Силами во второй мировой войне гитлеровской Герма­ нии и империалистической Японии, — го­ ворил рядовой Хес, — образовался мощ­ ный лагерь мира, демократии и социализ­ ма, который об’едипяет ныне 12 стран с населением более 900 миллионов человек. Во главе этого лагеря стоят великий Со­ ветский Союз и шестисотмиллионный па­ род Китая. Наши успехи не дают покоя империалистам США, Англии, Франции и других стран. Они всячески стараются по­ мешать победопоспому движению народов по пути социализма, создают вокруг нас различного рода военные базы, усиливают гонку вооружения, ведут бешепую подго­ товку к новой мировой войне. Обо всем этом очень Убедительно сказал товарищ Молотов в своем докладе. Я думаю, что мы из всего этого должны сделать один вы­ вод — неустанно совершенствовать свои военные и политические знания, своим самоотверженным трудом крепить могуще­ ство любимой Родины, быть всегда готовы­ ми нанести сокрушительный удар по любо­ му агрессору. Занятия продолжались. Воины задавали воп ро сы , обсуждали их, высказывали свои мысли. Содержательным было выступ­ ление ефрейтора Ауля, рассказавшего о провалах так называемой «политики с по­ зиции силы», которую проводят ныне американские империалисты. Рядовой Су- чака попросил подробно раз’яспить, как правильно понимать «кризис мировой ка­ питалистической системы». На этот воп­ рос вызвался ответить комсомолец Фру- менко. Он обстоятельно рассказал слуша­ телям об этом. Нельзя не сказать о выступлении ком­ сомольца Сычева, которое было проникну­ то горячей любовью к нашей Родине, Ком­ мунистической партии, глубокой верой в силу и непобедимость нашего советское СТРОЯ. — Пусть знают англо-американские им­ периалисты, — сказал он, — что. какие бы ни строили они звериные планы атом­ ной войны, мы сделаем все, чтобы они не были осуществлены. Пусть империалисты не забывают уроков истории. Мы твердо Убеждены, что победа будет за нами. Как сказал товарищ Молотов в своем докладе, если агрессор и ранее получал то, что ему полагается, то теперь он не должен забы- вать о неизмеримо возросшей мощи Совет­ ского Союза и о том. что в нашей Армии па каждые 100 человек — 77 человек коммунистов и комсомольцев. А коммуни­ сты и комсомольцы особенно хорошо зна­ ют. как надо защищать от агрессора за­ воевания коммунизма. Все выступления слушателей свиде­ тельствовали о глубоких и прочных зна­ ниях. О ТОМ, ЧТО ОНИ ГОТОВЫ И ЗПО’ ДЬ с честью ВЫПОЛНЯТЬ СВОЙ ВОИНСКИЙ ДОЛг . Руководитель пруппы подвел итог вы­ ступлениям слушателей, указал на недо­ статки, дополнил отдельные вопросы. За­ ключая занятие, он призвал воинов рабо­ тать еще лучше, равняться па передовиков подразделения Мамедова. Погосяна, Нибен и других, с честью выполнять свой долг перед Родиной. Высокая активность слушателей — ре­ зультат умелой организации и проведения занятия офицером Нечитайло. Готовясь к беседе, пропагандист внимательно прочи­ тал речь Председателя Совета Министров СССР товарища Н. А. Булпанина, доклад товарища В. М. Молотова, речи депутатов. Декларацию, принятую Верховным Сове­ том СССР на второй сессии, и другие документы. К занятию были приготовле­ ны и наглядные пособий — географиче­ ские корты, стенд «Государственный бюд­ жет СССР яа 1955 год», альбом с мате­ риаламп «Американский империализм — злейший враг советского народа» и дру­ гие. Большую помощь слушателям в подго­ товке к занятию оказало и то, что руко­ водитель группы и его помошнпк прп по­ мощи активистов организовали до ••«пятия громкую читку и газ*я сненпо доклада В. М. Молотова и других материалов сес­ сии Верховного Совета СГСР. индивл с а л ь ­ ную работу с отдельными слушателями. Так, например, когда выяснилось, что рядовой Бекаури слабо у с в о и л материалы сессии, офицер лично беседовал с вои­ ном, помог ему разобраться в ряде воп­ росов. Такая работа была проведена и дру­ гими слушателями. Все это помогло р о п - пам х о р ош о подготовиться к занятиям, принять в них активное участие, глубоко понять содержание изучаемого материала. Высокая политическая созпателмгкггь воинов — результат добросовестного от­ ношения тов. Нечитайло к порученному делу. П не случайно поэтому, что боль­ шинство слушателей являются хорошими воинами, показывают пример в выполне­ нии своего долга перед Родиной. Офицер И. ФАЛОМЕЕВ. -------- О- ВОВРЕМЯВЫПОЛНЕНИЯУЧЕБНОЙЗАДАЧИ И з о пы т а р а б о ты а ги т а т о р о в к о р а б л я Настойчиво бороться за экономию государственных средств Из множества материалов, идущих ва ремонт техники связи и изготовление но­ вых деталей, большое значение имеет цветной металл. Вести счет разум­ ному расходованию каждого грамма этих материалов и каждой запасной части — т о к у ю задачу ставят перед собой воины. В результате большой, обдуманной ра­ боты. проделанной аапионллизаторами и изобретателями в 1954 г.. была достигну­ та значительная экономия латуни, брон­ зы. провода, олова, запасных частей и т . I Это позволило дополнительно отре- млнттровать большое количество радио­ станций, много телеграфной и телефонной аппаратуры без дополнительных затрат. Долг каждого из нас. особенно ремонт­ ников,— неустанно вести борьбу за эко­ номию дорогостоящих материалов. Борьба аа экономию всех видов матери­ алов ведется регулярно и в нашем под­ разделении. Застрельщиками в этом деле является офицер Мартомянов. который в течение короткого временя с малым кол­ лективом личного состава сумел стацио­ нарно установить два мощных дизеля. Отличились также матросы Коваленко, сержант Михее®, маирос Семенов м став- шина Баранчук. Они много сделали для обеспечения моряков надежной связью. Но некоторые воины не экономят до­ рогостоящие материалы. отпускаемые для поддержания нашей техники в боевой готовности. Так. матросы Воробьев и Ни­ колаев расходуют материал небрежно. Пора понять, что в каждом деле, на каждом участке можно сделать свой труд более производительным, не допустить лишних затрат, бороться с потерями и сберегать терчику. которую вручила нам Родива. Офицер П. ПЕРЕРВА. 1£ о 7Э Ъ 7П /ш Ъ о С Т РО ГО соблюдает требования Присяги и уставов отличник боевой и политической подготовки матрос Томо- шайтис. Эа безупречное выполнение служебных обязанностей примерный во­ ин имеет немало поощрений. Недавно родным отличника было послано бла­ годарственное письмо. Матрой И. Козлов. о БО Л ЬШ И Х УСПЕХОВ в учебе достиг старший матрос Дергач. При­ казом командира он об’явлен отлични­ ком боевой и политической подготовки. Фамилия передового воина занесена на Доску отличников. Матрос И. Лавринович. о УМ ЕЛО действовали при выпол­ нении учебной задачи старший матрос Таньковский. матрос Белов и другие. Они показали возросшее боевое ма­ стерство. Матрос В. Богданов. О ВЫСОКОЙ производительности П ’УДа добилось отделение ефрейтора Проходуцкого. Воины-строители еже­ дневно выполняют задания на 140— 150 процентов. Ефрейтор Н. Силин. О Ц ЕН НЫ М И подарками за до­ стигнутые успехи в боевой и политиче­ ской подготовке награждены старшие матросы Майданик. Марков и другие. Матрос Н . Кулешов. Выход в море — самая ответственная и напряженная пора боевой учебы военных моряков. На походе они глубже познают технику, совершенствуют практические навыки управления ею, закаляются физи­ чески. учатся действовать в условиях, приближенных к боевым. Важнейшим сред­ ством мобилизации личного состава на ус­ пешное решение задач боецой подготовки является конкретная, целеустремленная, непрерывная агитационно-массовая работа. Учитывая это. заместитель командира по политической части при составлении плана партийно-политической работы на время выхода корабля в море особое вни­ мание уделил агитационно-массовым меро­ приятиям. Перед походом на корабле со­ стоялось комсомольское собрание, которое приняло конкретное решение, направлен­ ное на обеспечение личной примерности членов ВЛКСМ в отработке задач боевой подготовки, были проведены совещания и беседы с офицерами и старшинами по вопросам обучения и воспитания лич­ ного состава в условиях похода, отра­ ботки и сдачи ку рсовы х задач. Большое втамание политработник уде­ лил индивидуальной работе с агитаторами. Был проведен с ними инструктаж по во­ просам: «Задачи агитаторов по пропаганде опыта классных специалистов и отлични­ ков боевой подготовки на боевых постах», «Решения январского Пленума ЦК КПСС — боевая программа дальнейшего разви­ тия сельского хозяйства СССР», «Задачи агитаторов по раз’яспениго решений вто­ рой сессии Верховного Совета СССР чет­ вертого созыва». Агитаторам было раз'яс- нено. как лучше проводить работу по про­ паганде материалов январского Пленума ЦК КПСС и сессии Верховного Совета с тем. чтобы мобилизовать матросов и стар­ шин на совершенствование боевого ма­ стерства и успешное решение задач боевой подготовки. Активисты получили необхо­ димую литературу: брошюры, журналь­ ные и газетные статьи. Все это дало положительные результа­ ты. Агитаторы словом и делом увлекали воинов на образцовое выполнение служеб­ ного долга. Хорошо работал во время похо­ да агитатор старшина 2 статьи Колыха- лов. Оп раз’яснял матросам и старшинам подразделения решения январского Плену­ ма ЦК КПСС, сессии Верховного Совета, вопросы внутреннего и международного положения страны. Помимо этого тов. Ко­ лы халов систематически беседовал с матро­ сами, Рассказывая им о целях и задачах похода, о вопросах, связанных с эксплуа­ тацией боевой техники. Имея большой опыт учебы и службы, комсомолец Колыхалов оказывал помощь молодым матросам Волко­ ву. Михайлову и другим в обслуживании механизмов и уходе за ними. В результа­ те молодые матросы во время похода у л у ч ­ ш и л и свои практические навыки. Матро­ су Волкову за отличные действия в море и успехи в учебе и службе было присвое­ но звание «старший матрос». матросу Шаркову в изучении и эксплуата­ ции радиотехники. Агитаторы на корабле организовывали коллективное слушание личным составом последних известий по радио, а тем, кто в эти часы находился на вахте, передава­ ли новости по стране и за рубежом на боевых постах. Моряки слушали также ра­ диопередачи по материалам сессии Вер­ ховного Совета. Значительную роль в мобилизации лич­ ного состава на успешное решение задач боевой подготовки сыграли стенная газе­ та, боевые листки и «листки-молнии». За время похода был выпущен помер степ­ ной газеты, 9 боевых листков и несколь­ ко «листков-молний». На страницах стенной печати пропагандировался боезой опыт передовиков, критиковались недо­ статки в работе отдельных матросов и ука­ зывались пути устранения этих недостат­ ков. Так, в одном из боевых листков со­ общалось об отличной работе на боевом по­ сту гидроакустика сгаршего матроса Гринько, который настойчиво изучает бое­ вую технику, постоянно тренируется по «поиску» подводной лодки и достиг в этом значительных успехов. В степной печати рассказывалось об ус­ пехах артиллерийского расчета классного специалиста старшего матроса Болдинова, выполнившего ряд артиллерийских стрельб с оценкой «хорошо». На походе регулярно выходила радиога­ зета, которая также призывала личный состав успешно выполнить поставленные командиром задачи. Через радиогазету со­ общалось о стремлении мотористов, артил­ леристов, сигнальщиков, радистов и дру­ гих специалистов образцово выполнять свои обязанности на походе. В последую­ щих номерах радиогазеты рассказывалось об успехах матросов и старшин в боевой учебе, о положительном и отрицательном в их работе на боевых постах, об итогах бое­ вой подготовки задень и сообщались пред­ стоящие задачи. Хороший отклик у моря­ ков корабля вызвали номера радиогазеты «0 героических подвигах советских вои­ нов в Великой Отечественной войне» и другие. Наряду с этим для матросов и старшин были проведены лекции и беседы яа те­ мы: «Коммунистическая партия — созда­ тель и организатор Советских Вооружен­ ных Сил», «Международное положение Со­ ветского Союза», «Выше бдительность иа походе» и т. д. Использовалась в агитационно-магсозой работе и наглядная агитация. В кубриках были изготовлены плакаты, призывающие личный состав к отличным успехам в бое­ вой подготовке, выписки из курсовых за­ дач. Большое внимание в наглядной аги­ тации было уделено пропаганде историче­ ских решений январского Пленума ПК КПСС и сессии Верховного Совета СССР. Все эти и другие мероприятия, прово­ дившиеся на корабле в период похода, в значительной мере способствовали мобили­ зации личного состава нз успешное реше- Активно работал на походе и агитатор I нне задач, стоящих перед кораблем, старший м&пюс Богданов, который помог! Офицер К. СМИРНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz