На страже Заполярья. 1955 год. Март.
z На с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 мзрта 1955 г ., № 60 (5212). От устава— ни на шаг! Морозное утро. Над кораблями стоит пе резвон склянок. Начинается будничный трудовой день. «Команде вставать!» — разнеслось по всем отсекам корабля. Через несколько минут личный состав артиллерийской «доевой части выстраивает ся на правом шкафуте на физическую ьа- рях&у. Недавно прибывший на корабль старшина команды комендоров старшина 1 статьи Жданов наблюдает за подчинен ными. «Хорошие специалисты, успешно сдают огневые задачи. Но вот с дисцип линой у некоторых дело обстоит не совсем хорошо», — думает он. Снова опаздывает ва заря!ку старший матрос Бакалин. Ж данов знает, что воин задержался на несколько минут с под’емом. Выскочив на палубу, Бакалин просит разрешения встать в строй. — Предупреждаю последний раз! — внушительно говорит стасшина, строго по смотрев на подчиненного. Втодо замечание получает Бакалин за згу неделю. И старшину это начинает беспокоить. Пробовал беседовать с матро сок, но разговор желаемых результатов не хал. А накладывать взыскание старшина пе спешил. Он привык наказывать, только убедившись, что взыскание будет иметь большее воспитательное значение, чем ка кая-либо другая форма работы с подчинен ным. Знал он, что каждый начальник обязан решительно и твердо требовать со блюдения воинской дисциплины, постоян но воспитывать подчиненных в духе неук лонного выполнения всех ее требований, развивать и поддерживать у них созна ние воинской чести и воинского долга. Высокая боевая готовность во многом за висит от того, насколько быстро и точно личный состав выполняет распорядок дня, приказания командира. Без этого основного правила воинской жизни невозможно до стигнуть успехов в учебе, а в военпое время — победы. Во всяком деле прежде всего должна быть дисциплина. Жданов решил изучить характер стар шего матроса Бакаляна и помочь ему ис правиться. Не раз он беседовал с подчи ненным; гае требовалось, строго взы скивал. Кропотливая индивидуальная ра бота дала желаемые результаты. Воин стал прилежнее относиться к службе, изменил свое поведение. Цэо дня в день классный специалист 'Александр Жданов настойчиво насаждает уставной порядок в команде. На кого не действует метод убеждения, того он на казывает. На боевом посту ставшего .ма троса Загороднего во время тренирозок заряжающий матрос Поздняков вместо то го, чтобы четко выполнять команды и вводные, действовал вяло, неохотно. а когда командир сделал ему замечание, оправдывался. П ри беседе со старшиной команды матрос, оправдываясь, ответил: — Ведь это тренировка. Вот если нуж но будет... — Можете не продолжать! — резко прервал его старшина. — Вы не правы. Для того, чтобы четко действовать в бое вой обстановке, нужно сейчас, на заня тиях, все силы отдавать приобретению практических навыков. И я требую от вас серьезного отношения к боевой учебе. В ближайшие дни проверю, как вы будете работать. После этого старшина побеседовал с командиром боевого поста. Старшина на помнил ему, что у матроса выработается привычка к дисциплине скорее, если он будет своевременно предупрежден о допу щенной ошибке, будет знать, что даже за малейший гпгоступок с него -взыщут. Тре буйте по уставу, притом не от случая к случаю, а систематически. Отдавая приказание, Жданов всегда про веряет его выполнение. Больших трудо р стоило ему искоренить нарушения Формы одежды отдельными воинами. Нескольл-» раз старшина делал замечания матросу Жу кову за то, что он ходит в грязном рабо чем платье. Но воин продолжал нарушать дисциплину. Тогда Жданов наложил нм него взыскание. — Я ваш несколько раз напоминал, что па службе мелочей не бывает,— сказал on матросу. — Грязное рабочее платье гово рит о валтей некультурности и недисци плинированности. Неужели вам нравится выслушивать замечания и иметь взыска ние? Нет? Но вы вынуждаете применять к вам строгие меры. Однажды старший матрос Загоршикин нарушил распорядок дня и к тому же вы шел на построение в рабочем платые. на котором не было боевого номера. Старши на здесь же, перед строем, наказал его. Старшина команды — комсомолец. Он принимает активное участие в жизни своей организации, часто выступает пе ред воинами по самым различным вопро сам. Недавно комсомольское бюро поручи ло ему провести беседу «Жить и учиться по уставам», К выступлению Жданов го товился тщательно. Свой рассказ он обо гатил рядом поучительных примеров из жизни корабля. Рассказал о службе командира орудия старшины 2 статьи Во лошенко. который отличается дисципли нированностью, привел примеры о служ бе старшего матроса Загороднего, матроса М амука, которые являются отличниками боевой и политической подготовки и классными специалистами. Личным примером и кропотливым тру дом старшина 1 статьи Жданов сумел за воевать авторитет и любовь подчиненных, поставить воинскую дисциплину на долж ный уровень. Он воспитал несколько спе циалистов первого класса. К ним отно сятся старшина 2 статьи Авдпев, стар ший матрос Третьяк и другие. За время учебных походов комендоры повысили свое мастерство, огневые зада чи сдают успешно. А сейчас они настой чиво продолжают изучать боевую тех нику. Основа успехов в учебе моря&ов этой команды состоит в том. что старшина 1 статьи Жданов умело обучает и воспи тывает подчиненных. Он правильно ис пользует дисциплинарную практику, во время подмечает все недостатки в с.иуж- бе и учебе моряков, советует, как быстрее устранить их. Вот почему артиллеристы способны преодолевать все трудности во енной службы, выполнить любой приказ командира. Старшина 2 статьи П. БЕРЕСТ. Большую заботу о воспитании и обучении своих подчиненных проявляет командир отделения торпедистов специалист первого класса старшина 2 статьи Михаил Шаталов. Он настойчиво требует от подчиненных отличного знания боевой техники и точного выполнения инструкций и наставлений по эксплуатации боевого оружия. З а отличное знание своей специальности и умелое вос питание подчиненных старшина 2 статьи Шаталов награжден нагрудным знаком «Отличный торпедист». Н А СНИМ К Е : (слева направо) специалист первого класса старшина 2 статьи Михаил Ш аталов об'ясняет устройство при бора старшему матросу Евгению Таранкову и матросу Виктору Смирнову. Ф ото И. Никишова. Совершенствовать приёмы визуального наблюдения Воспитывать в себе качества победителей В ватам подразделении офицер провел политинформацию: «Воспитывать в себе качества победителей». — Наша основная задача, — сказал он, — непрерывно совершенствовать свои военные и политические знания, отлично работать на своих боевых постах, крепить вотскую дисциплину. Командир привел ряд интег»ес.пых и убедительных примеров стойкости и му жества советских бойцов и командиров в годы Великой Отечественной войны. Вои ны подразделения внимательно прослуша ли политинформацию. Старший матрос И. РОДИЧЕВ. У орудия — заряжающий Моргашов В башне шла очередная тренировка. Раздалась команда: — Орудие к бою! И сразу же все п риш л о в движение. Заряжающий старший матрос Владимир М орг 4 ш ов мгновенно занял свое место на боевом по сту. Вот командир зает соответствующую в во дную . Моргашов ловко посылает снаряд в казенник. Заря жание произведено намно го раньше установленного норматива. Комсомолец Моргашов — одип из л у ч ш и х заря жающих в подразделении. Успеха в учебе он до бился УПОРНЫМ ТРУДОМ. П у т ь в отличники боевой и политической подготовки был нелегким. Большую по мощь в овладении специ альностью Моргашову ока зал командир отделения Чеботарев. — Теорию знаете, а вот практических навыков вам не хватает, — гово рил командир, — нужно больше тренироваться. Моргашов каждую сво бодную минуту старался посвятить тренировкам, чтобы приобрести прочные практические навыки в управлении сложной тех никой. Он. например, не знал, как нужно стоять у орудия, чтобы своевремен но. без перебоев подавать снаряды. — Вот смотрите! Командир брал учебный снаря! и медленно, чтобы воин мог улови ть все топ кости работы, производил заряжание. Во время тре нировок Моргашов старал ся правильно выполнять все советы командира и старших товарищей. Однажды командир про верял вы у ч ку !комендоров. Подана была вводная, Мор гашов быстро п ловко по сылал снаряд за снарядом в казенник. Действовал он легко и уверенпо, со зна нием дела. — Отлично. — сказал командир, — вы пере крыли норматив. Так в упорном труде старший матрос Моргашов достиг мастерства. Но пе редовой моряк не успо каивается, он продолжает совершенствовать свою выучку. Старший матрос А. СИДОРОВ. П е р е д о в о е отд е л е н и е Отличных показателен в боевой и политической учебе добились котель ные машинисты команди ра отделения старшины 2 статьи Ю рия Ермило ва. В одном иа послед них походов они п ок аза ли высокую боевую вы учку. В успехах, достигну, тых воинами, большая заслуга старшины 2 ста тьи комсомольца Ерми лова. который сумел сплотить в дружную боевую семью своих под чиненных и научил их грамотно эксплуатиро вать механизмы в слож ных условиях. Н А СН ИМ К Е : saxia в котельном отделении корабля. Сверху вниз Вахтенный на горени* матрос Д . Игривее, стар шина вахты, специалист второго класса старшина 2 статьи Ю . Ермилов, аахтениый на питанш котла водой старший ма трос И. Борисов и вах тенный на горении ма трос В. Гуров. Ф ото И. Никишова. На вооружении кораблей имеются ра диолокационные станции, позволяющие осуществлять наблюдение независимо от времени года и суток, а также метеороло гических условии. Но наряду с целы» ря дом положительных .качеств технические средства наблюдения имеют и недостатки, а именно: работа их порой нарушается по мехами, механизмы обладают недостаточ ной скрытностью и другие. Поэтому но всегда представляется возможность ■применять для целей наблюдения за воз духом, горизонтом и ближней водой ра диолокационные станции. На кораблях помимо технического ведет ся и визуальное наблюдение. Его осуществ ляют сигнальщики и воины вссх открытых боевых постов. Их основная задача — об наружить противника и установить харак тер его деятельности. Командиру корабля необходимы сведе ния об обстановке не только днем и в хо рошую погоду, но также ночью, в дождь и туман. Больше того, пои плохой видимо сти данные представляют для командира большую ценность. Значит от наблюдате лей требуется, чтобы они умели выпол нять свои обязанности в любых условиях . Наблюдение должно быть непрерывным по времени и пространству. Его надо так ор ганизовать, чтобы бдительность не снижа лась круглые сутки, независимо от пого ды, как при плавании корабля в море, так и при стоянкс на рейде и у причала. Обо всем замеченном моряки четко и точно докладывают вахтенному офицеру, а при стоянке в базе дежурному по кораблю. Это положение должно всегда соблюдать ся. При стоянке воины информируют на чальников о движении на рейде, воздуш ных целях, работах на берегу. Это необ ходимо делать. Несоблюдение требования инструкции может привести к плачевным последствиям. Подтверждением тому яв ляется опыт прошедших войн. В апреле 1940 г. после того, как гитле ровцы захватили Нарвик, английские ми ноносцы неожиданно ворвались в бухту, открыли огонь и нанесли повреждения си лам Фашистского Ф л о та. Англичане имели успех потому, что застали противника врасплох. Наблюдение у германских моря ков было организовано плохо, и они не смо гли своевременно обнаружить и опозпагь приближающиеся к ним корабли. А вот другой пример. В период блокады Ленинграда, в первые годы Великой Оте чественной войны, вражеские самолеты ставили в Финском :*ииве большое коли чество мин. Но вге они были обнаружены л запеленгованы бдительными наблюдате лями — .-ищитниклми города-героя. Имея точные данные, советские тральщики своевременно очищали в^ды залива от мин. Главное в наблюдении — уметь свое временно обнаружить и безошибочно рас познать надводные корабли, подводные лодки в надводном положении, их периско пы. след торпед, мины и все то, что мо жет представлять опасность для корабля, на возможно большем расстоянии. В част ности, воины должны точпо опрзделять расстояние до цели, направление ее дви жения и скорость ночью, при самой пло хой видимости. Можно дать морякам ряд советов, как лучше справиться со своими сложными задачами. Наблюдение невооруженным глазом сле дует чередовать с наблюдением посредством оптических приборов. Нельзя пе учиты вать, что видимое через прибор простран ство невелико и зрение, утомленное при стальным рассмотрением об’екта через оптику, нуждается в отдыхе. Невооруженным глазом можно легко и быстро охватить весь горизонт, так как поле зрения гораздо больше, чем через сп- тический прибор. Обнаружив цель» надо немедлеппо воспользоваться оптическим прибором и проверить себя. Дело в том, что зрение в данном случае становится острее. Чтобы не остались незамеченными находящиеся на пределе видимости пред меты, рекомендуется время от времени просматривать в оптический прибор весь горизонт. Нельзя долго смотреть в одном направ лении, рассматривать одну точку. Не ис ключено, что в этот момент появятся дру гие об’екты. Вахтенным офицерам и другим началь никам следует учитывать, что прп обна ружении одним из воинов (какой-либо це ли пе стоит привлекать к ней внимание всех наблюдателей. Сосредоточившись на одном предмете, они могут упустить из ви ду более значительные в военном или на вигационном отношении об'екты. В данном случае важно, чтобы каждый моряк твердо знал свой сектор обзора, не отвлекался и не смотрел по сторонам. От его бдительно сти зависит, насколько своевременно и эф фективно будет нанесен удар по против нику. Всякий предмет на воде, каким бы не значительным он ни казался, надо внима тельно рассмотреть, особенно ночью и п ри плохой видимости. Чтобы подготовить себя к этому, заступающий на вахту не дол жен смотреть на свет, на яркие предметы. Иначе пройдет несколько минут прежде, чем его глаза иривыкяут к темноте. По лезно облучать глаза красным светом. В сигнальных постах, куда воппы входят, чтобы сделать записи в вахтенном журна ле, необходимо электрические лампочки закрыть красными колпаками. Красный свет не вдияет на глаза. Он далее способ ствует приспособленности глаз к темноте. При обнаружении каких-либо об’ектов ни в коем случае нельзя переводить глаза на свет пли яркие белые поверхности. Стоит наблюдателю посмотреть хотя бы на белый лист бумаги, и он уже не удидит тот предмет, к о то ры й только что отчетли во различал. Ночью противника можно обнаружить по случайным вспышкам света, пробивше гося через щель плохо задраенного иллю минатора пли в открытую дверь, по ис крам, вылетающим из труб. На малых ко раблях шум от работающих механизмов сравнительно невелик. И если паблюдатель будет внимательно слушать, он по звуку мотора опознает самолет или торпедный катер. Это надо иметь в виду. Необходимо помнить, что даже при хо рошей организации наблюдения, но при недостаточной подготовленности личного состава результаты его действий будут не высокими. Поэтому походы слехует полно стью использовать для тренировок, учить воинов опознавать силуэты кораблей и са молетов, в частности, их национальную принадлежность, определять курсовые уг лы и расстояние до них. Силуэты кораблей и самолетов иностранных государств надо изучать особенно тщательно. Хорошо освоили свое дело сигнальщи ки специалисты первого класса Шувалов и Карелин. Леготин. Скробов и многие другие. Однако стоит отметить, что тренировки по изучению силуэтов кораблей и самолетов кое-где проводятся редко. В результате на блюдатели открытых постов с обязанно стями справляются не всегда хорошо. В то же время отдельные вахтенные офи церы не требуют от них своевременных докладов и не контролируют их действия. Однажды корабль Н. выполнял учебную задачу. Старшина вахты Шувалов бдитель но паблюдал и умело руководил подчинен ными. Вдруг моряк заметил белую полоску на воде — бурун, а вслед за тем пери- - ол подводной лодки. Он немедленно до ложил об этом. Командир корабля выпол нил соответствующий маневр. Но дополнительные наблюдатели, в сек торе которых находилась цель, не доложи ли о ней. А вахтенный офцдер не потре бовал этого от воинов. Моряки небдительно несли вахту и им не было указано на ошибки. Личный состав надо настойчиво учпть своему делу, и в том чис.те на ошибках. В другом походе ночью в сложных мете орологических условиях старший матрос Леготин обнаружил рыбный траулер, шед ший встречным «курсом. Сигнальщик до- • .дожил о цели. Командир выполнил маневр, j и корабль разошелся с судном на безопас- ! ном расстоянии. Лля того, чтобы научить вссх наблюда телей мастерски опознавать силуэты само- | летов и кораблей и определять основные I элементы их движения, необходимо в пла- ! ваниях проводить тренировки днем, но- | чью. пои максимальных расстояниях до об’ектов. Лучше всего организовать это примерно так. При обнаружении цели ру ководитель приказывает по трансляции или непосредственно на боевом посту до нести о цели с правого (левого) борта. Мо ряки определяют курсовой ' угол и дистан цию, а при тренировке по воздушным це лям — угол места и высоту и докладыва ют об этом па главный командный пункт. В это же время работает радиолокацион ная станция или дальномерный пост. Ру ководитель сопоставляет данные глазомер ного определения с данными технических или оптических средств и об’являет по трансляции истинные величины, оцени вает результат действий каждого воина. Кроме того, он (указывает на ошибки ж подсказывает, как их избежать. Такие тре нировки, несомненно, п р и н о с я т большую пользу. Их необходимо проводить чаше и не только в походах, но и при стоянке ко рабля на рейде, у причала. Изучать силуэты кораблей и самолетов можно по карточкам, на которых изобра жен тот или иной об’ект в различных по ложениях и на различных ку рсовы х уз лах. Наблюдатель должен знать, по каким признакам обнаруживать тот или иной об’ект. Например, угадать подводную лод ку можно по перископу, по буруну от не го, масляным пятнам на воде, воздушному пузырю, образовавшемуся после выстрела торпеды, по дыму от дизелей, следу торпе ды. Ночью, как правило, лодка находится в надводном положении, производит заряд ку аккумуляторов. В этом случае можно заметить ее с и л у э т , и с к р ы , вылетающие по газоотводам. Самолеты стараются скрытно подойти к цели, прячутся за облачностью. Поэтому особое внимание надо обращать на окна в облаках, в частности, на те из них, ко торые находятся на кормовых курсовых углах. Это самые опасные направления. Класс надводных кораблей можно опре делить по дыму, мостику, трубам и другим признакам. Они появляются на горизонте в первую очередь. Отработке зрительного наблюдения на кораблях необходимо уделять должное вни мание. Это в значительной степени опре деляет успех боевой деятельности корабля, соединения и в конечном счете всего фло та. Капитан-лейтенант Г. КАЗАНОВ. В Министерстве Иностранных Дел СССР Министерство Иностранных Дед СССР направило 10 марта с. г. посольству Сое диненных Штатов Америки в Москве но ту следующего содержания: «Министерство Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик свидетельствует свое уважение Посоль ству Соединенных Штатов Америки и имеет честь сообщить следующее: В последнее время в американской и со ветской печати получило широкий отклик предложение об обмене сельскохозяйст венными делегациями между Соединенны ми Штатами Америки и Советеним Сою зом, выдвинутое газетой «Де-Мойн Р е д ж и стер», издающейся в штате Айова. США. Советское Правительство разделяет мне ние, что обмен сельскохозяйственными делегациями между Соединенными Штата ми Америки и Советским Союзом мог бы быть полезен. Советские сельскохозяйственные орга ны готовы принять в СССР американскую сельскохозяйственную делегацию и напра вить советскую сельскохозяйственную де легацию в США. В связи с вышеизложенным Советское Правительство хотело бы зпать, как отно сится Правительство США к вопросу об обмене сельскохозяйственными делега циями между США и СССР». ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ УЛУЧШИТЬ ПОДБОР И ПОДГОТОВКУ ТЕХНИКОВ - СМОТРИТЕЛЕИ З Д А НИ Й Флотский казарменно-жилищный фонд — сложное и многообразное хозяйство. Центральной фигурой в этом хозяйстве является техник-смотритель, который от вечает за правильную эксплуатацию зда ний, казарменного и пожарного инвента ря, оборудования, мебели, водоснабжения, канализации и т. д. Круг обязанностей техников-смот- рителей зданий обширный, и они должны иметь соответствующую техническую под готовку. От этого во многом зависит пра вильное содержание и дальнейшее улуч шение казарменно-жилищного фонда. К подбору и обучению этих кадров, а также к их использованию следует относиться серьезно. К сожалению, руководители квартнрно-эксплуагацпояных частей гар низонов этому вопросу не уделяют долж ного внимания. Техники-смотрители зда ний редко собираются, с ними не прово дится никаких занятий по повышению квалификации, -не организуется обмен опытом работы. Бывают случаи, когда на должность техников-смотрителен зданий назначают лиц, оказавшихся за штатом или снятых с других должностей за плохую работу. Так техниками-смотрите лями зданий оказались тт. Кущ. Апполо нов и Шмаков, которые и здесь проявили себя недобросовестными работниками и были олволсвы. Такой подбор кадров и недооценка ск ли и значения техников-смотрителей здг кий наносят серьезный ущерб делу не способствуют улучшению жилизцно бытовых условий военнослужащих, со хранению квартирного фонда и экономии государственных средств, отпускаемых на ремонт и содержание зданий. Поэтому необходимо укрепить кадры техников- смошрителей зданий. А. КАЛМЫКОВ. По следам неопубликованных писем ’ В письме, полученном редакцией, сооб щалось, что на одном из кораблей некото рые моряки, как, например, матрос Миро нов. нерадиво относятся к народному добру. Копию письма редакция направила для принятия мер. Как сообщили в редакцию, такие >Ьак- ты имели место. Письмо было обсуждело на совещании комсомольского актива. С личным составом прогедена беседа на тему: «Беречь военное и народное имуще ство». -----------О----------- З а с л у ж е н н а я н а г р а д а На спену матросского клуба, заметно во лну ясь , поднялся невысокий, подтянутый воин. Это серя^т Антипин. К воину по дошел командир части и в ру чи л ему пагпутньтй знак «Отлич ный артиллерист». — Желаю вам новых успехов в службе. — пожимая р у к у сержанта, тепло поздравил его офицер. Нелегко было А н т и п и н у , как и всякому специалисту, овла деть сложной техникой. С первых дней службы он в своей практической деятельности стал руководствоваться требования ми П рисяги и уставов. Замечательной чертой обладает сержант Аптиппн. Он всег да и во всем стремится разобраться сам. А это позволяет ему глубже и всестороннее изучать технику. Но иногда ему п риходи лось обращаться за помощью к старшим товарищам. Они пере давали воину свой практический опыт, учили его умело и грамотно обслуживать технику. Упорный труд принес Антипину заслуженные результа ты. Он стал лучшим специалистом подразделения. Но Антипин и на этом не остановился, а с прежней настойчивостью продол жает изучать технику, оттачивать практические навыки, пе редавать опыт сослуживцам. Много он занимался с матросом Лутай. В свободное время сержант рассказывал и показывал ма тросу по чертежам и схемам у с т р о й с т в о и взаимодействие ча стей механизма, затем теоретические знания закрепляли непо средственно на боевом посту. Активное участие сержант Антипин принимает я в обще ственной жизни подразделения. Недавно он в ы с т у п и л перед личным составом с беседами «Постоянная боеготовность — за кон жизни воинов-зенптчпков», «Дружба и войсковое товари щество» и другие. Политическая сознательность помогает сер жанту А н т и п п н у добросовестно служить Родипе и своим приме ром увлекать д р у г и х на безупречное выполнение воинского долга. Старший лейтенант С. ХАММАДЕЕВ. 1 £ ( г & о т /£ Ь о ПОВЫШ ЕН В ДО ЛЖ Н О С ТИ младший сержант Туркин. Он заслу женно носит на груди знак «Отлич ный артиллерист». Воин старательно обучает мастерству подчиненных. И . Алексеев. О К А Ч Е С Т В Е Н Н О И В К О Р О Т КИ Й С РО К провели ремонтные рабо ты котельные машинисты под руковод ством старшего матроса Аристова. З а это старший начальник поощрил А ри стова внеочередным краткосрочным от пуском. Старшим матросам Анферову, Карпову и матросу Макарову коман дир кооябля об’явил благодарность. Матрос Г. Маков. О УМ ЕЛО эксплуатируют боевую технику котельные машинисты нашего корабля. Они сэкономила много тонн топлива. З а это старшины 2 статьи Панкратьев и Кондратов, матросы Павлов, Бавыкин и другие награждены денежными премиями. Старшин матрос К . Глищкнскин. о отличился недавно во время артиллерийской стрельбы наводчик старший матрос Цветков. Он в со вершенстве овладел боевым мастерст вом. Передовой воин награжден нагруд ным знаком «Отличный артиллерист». Младший сержант И . Матулявичус. О Б Д И Т Е Л Ь Н О несут караульную службу старшие матросы Мнняшкнн. Ковалев, матрос Тишкин и другие. Их успехам была посвящена заметка в од ном из последних номеров боевого ли стка. Старший матрос Э . Соловъян.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz