На страже Заполярья. 1955 год. Март.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я И марта 1955 г .. № 59 (5211). Б е с е д Ь о В о е н н о й п р и с я г е Высокая революционная бдительность закон жизни советского воина Молодой воин Советских Вооруженных С е л , принимая Присягу, торжественно клянется верно служить своей Родине, быть бдительным, строго хранить воен­ ную и государственную тайпу. Каждый советский человек, вступая в ряды Воорулсенных Сил и принимая па себя высокое звание воина, должен со всей ясностью давать себе отчет в том. насколько важны в наши дни высокая ре­ волюционная бдительность, строгое сохра­ нение доверенных воепнослулищим сведе­ ний. Нельзя ни на минуту забывать о том, что как бы ни были сильны Совет­ ский Союз и страны народной демокра­ тии, врали социализма, и в первую оче­ редь американские империалисты, никогда не откажутся от тайной'подрывной работы против демократического лагеря, до пос­ леднего издыхания будут прибегать к са­ мым гнусным проискам. Поэтому Комму­ нистическая партия повседневно, ежечас­ но напоминает, что, пока есть капитали­ стическое окружение, будут и вредите­ ли, диверсанты, шпионы, террористы, за- сылаемые в тылы Советского Союза раз­ ведывательными органами иностранных государств. Буржуазная печать не скрывает планы своих разведок. Один американский жур­ нал. например, откровенно писал: «Ни одно официальное лицо не призна­ ет этого. Но мы готовим шпионов, дивер­ сантов, специалистов по наиболее опас­ ным видам психологической войны. Их учат тому, как проникать на русские предприятия, чтобы выведать какие-либо секреты. Их обучают взрывать мосты, железнодорожные станции и военные за­ воды... Они овладевают секретными ме­ тодами связи и. таким образом, могут со­ общать о том, что узнали. Они проникают в самую гущу населения и распространяют тревожные слухи». Молодому воину нужно твердо запом­ нить, что наши Вооруженные Силы вызы­ вают особый интерес у империалистиче­ ских разведок. Чего только не предприни­ мают они, чтобы добыть нужные им све­ дения! Ныне ни для кого не является сек­ ретом, что за послевоенные годы армия и флот получили новое оружие, совершенней­ шую боевую технику. Советский флот по­ полнился новыми кораблями, не имеющи­ ми равных среди подобных (классов кораб­ лей флотов капиталистических стран, в том числе и США. Но многое из того, что дали советские люди своим воорулсенным силам, составляет военную и государст­ венную тайну, которую нужно строго хра­ нить. Шпионы охотятся за всякими, даже, ка­ залось бы, незначительными сведениями о нашей военной технике, кораблях, само­ летах. С этой целью они часто стремятся завести знакомство с военнослужащими, выискивая среди них людей, не умеющих держать язык эа зубами. Болтун— наход­ ка для врага. Недаром американская раз­ ведка учит своих шпионов: «Держите глаза и уши широко откры­ тыми, ищите хвастунов! Нетрудно заста­ вить человека рассказать о себе, особенно, когда на его мундире имеются анаки от­ личия. Спросите его, к ак он их заслужил. Будьте внимательными слушателями, и он расскажет очень многое, вплоть до того, что начнет хвастать будущими планами своей армии. Узнать остальное легко. Уп­ ражняйте в себе способность часами вы­ слушивать разглагольствования какого- нибудь болтуна». На флоте еще встречаются отдельные матросы, которые не задумываются над тем, что можно говорить и что нельзя. Бывает так: вернется корабль в базу, личный состав увольняется на берег. Здесь иной болтливый моряк в кругу мало зна­ комых ему людей распускает свой язык. Он начинает рассказывать о выходе в мо­ ре, о стрельбах, о выполнении кораблем задачи и т. п. Так из-за притупления бдительности, потери чувства ответственности за строгое выполнение требований Присяги человек становится, сам того не замечая, пособни­ ком врага, наносит ущерб государству. На­ родная мудрость гласит: «Чего не должен знать враг, — того не говори и другу». История Великой Отечественной войны хранит немало ярких примеров, когда со­ ветские воины погибали, но не выдавали врагу доверенной им военной тайны. Со­ ветский народ никогда не забудет о подви­ ге гвардии рядового Юрия Смирнова. Ле­ том 1944 года во время боев под Оршей Смирнов участвовал в танковом десанте в тыл врага. В бою отважный воин был ра­ нен и в бессознательном состоянии захва­ чен гитлеровцами в плен. Фашисты доста­ вили его в штабной блиндаж и, привезя в чувство, хотели ценой жестоких пыток добыть у Смирнова сведения о прорвав­ шихся танках и их задачах. Комсомолец Смирнов свято выполнил Присягу. Он не выдал врагу тайны. Указом Президиума Верховного Совета СССР Юрию Смирнову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Советские законы предусматривают стро­ гое наказание за тяжкое преступление — разглашение военной тайны. Статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 июпя 1947 г. гласит: «Разгла­ шение военнослужащими сведений воен­ ного характера, составляющих государст­ венную тайну, поскольку эти действия не могут быть квалифицированы как измена Родине или шпионаж, — карается заклю­ чением в исправительно-трудовой лагерь на срок от десяти до двадцати лет». Однако было бы неправильным пони­ мать бдительность только как умение че­ ловека не разбалтывать доверенные ему тайны. Быть бдительным — значит уметь разоблачать коварные приемы вражеских шпионов. В этом нельзя дать какой-то под­ ходящий для всех случаев способ эазобла- чения врага. Шпионы и диверсанты идут на всевозможные уловки и хитрости, бы­ вая при этом весьма изобретательными и хитрыми. Нужно воспитывать в себе по­ стоянную бдительность, настороженность, политическую зоркость . Большую и ответственную задачу вы­ полняют воины, наряженные в караул, несущие дежурную и вахтенную службу. На корабле многим матросам доводится стоять вахтенными у трапа при нахожде­ нии корабля в базе. Отдельные нерадивые моряки, выполняя эту ответственную зада­ чу, не соблюдают требований уставов и инструкций, невнимательно проверяют до­ кументы. Проверка документов — не про­ стая формальность, ибо не всегда можно удовлетворяться внешним видом пред’яз- ляемых документов. Например, на одном контрол ьно - п ро ­ пускном пункте был задержан мужчина. Проверив документ, дежурный вниматель­ но оглядел задержанного. Человек был грязный, неряшливый, а документ совсем чистый, новый, хотя и был выдан не­ сколько месяцев тому назад. «Неужели этот человек за четыре месяца ни разу не вынимал удостоверение?» — подумал дежурный. Подозрения воина оправдались. Задержанный оказался шпионом. Быть бдительным — это значит с лю­ бовью и старанием нести службу, всегда точно и неукоснительно соблюдать воин­ скую дисциплину и порядок, установлен­ ные уставами, приказами командиров. Великий Ленин учил, что малейшее безза­ коние, малейшее нарушение советского по­ рядка есть уже дыра, которую немедленно пспользуют враги трудящихся. Наши воины должны всегда и везде помнить, что высокая революционная бдительность является священной обязан­ ностью, драгоценным 1 качеотвом. необхо­ димой чертой характера каждого советско­ го патриота, и служить Родине так, как требует данная ими торжественная клят­ ва — Военная присяга. Офицер В. НИКОЛАЕВ. Отлично знает свою специальность, грамотно эксплуатирует боевую технику стар­ шин матрос Н . Бобнев. Его служба отмечена рядом благодарностей. Н А СН ИМ К Е : маневровщик специалист второго класса старший матрос Нико­ лай Бобнев на вахте у маневрового клапана. Ф ото И. Никишова. Примерная служба передовых воинов Немало трудностей преодолел старший матрос Павлов, выполняя ответственное задание командира. Часто воину приходи­ лось трудиться в сложных условиях, но он всегда образцово выполнял возложенные на него обязанности. Добросовестно выполняет свои обязанно­ сти и матрос Наргужпн, недавно пришед­ ший на корабль. Освоить в совершенстве специальность ему помог классный спе­ циалист старший матрос Солнцев. Недавно на комсомольском собрании подразделения матрос Наргужин был при­ нят в члены ВЛКСМ. — Вступая в славные ряды передовой советской молодежи, — сказал на соора- нии воин, — я обязуюсь быть примерным специалистом, буду настойчиво добивать­ ся отличных успехов в учебе и службе. Свое слово воин держит крепко. Он на­ стойчиво и старательно овладевает о р у - лптем, воспитывает в себе качества, необ­ ходимые для победы в современном бою. Старшина 2 статьи К. ФОМЧЕНКО. Формальное отношение к пропаганде важных документов В Н-ской ч ас ти с л а б о развернута агитационно-пропагандистская р а б о т а по р а з ’ясн ению решений январского Пленума Ц К К П С С и второй сессии В ерхо вн о го С о в е т а С С С Р Воины-североморцы с большим вооду­ шевлением встретили постановление ян­ варского Пленума ЦК КПСС «Об увеличе­ нии производства продуктов животновод­ ства» и решения второй сессии Верховно­ го Совета СССР. Они проявляют огромный интерес к изучению этих исторических документов. Первейшая обязанность полит­ работников и партийных организаций состоит в том, чтобы, используя много­ образные формы политической агитации и пропаганды, довести до сознания каж­ дого воина огромное значение этих важ­ ных решений, мобилизовать военных мо­ ряков на самоотверженное выполнение своего долпа перед Родиной. Но, к сожалению, не везде хорошо по­ няли эту задачу. Хотя оо дня опубли­ кования этих материалов прошло значи­ тельное время, на флоте имеют место факты формального отношения к пропа­ ганде решений январского Пленума ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР. Агитационно-прапагащистскля ра­ бота в некоторых частях и н а кораблях отстает от жизни, страдает отвлеченно­ стью, неоперативностью, низким идейным уровнем. Эти недостатки особенно наглядно вид­ ны в части, где членом агитпропколлекти- ва тов. Кобыльекий. Еще несколько лет назад здесь был создан агитпропколлектив. В его составе числятся подготовленные в теоретическом отношении товарищи. Каза­ лось бы, именно агитпропколлектив дол­ жен выступать самым активным пропа­ гандистом среди личного состава решений партии и правительства. Но ничего по­ добного не произошло. Члены агитпроп- коллектива не подготовились и не высту­ пили с лекциями и докладами по решени­ ям Пленума и сессии перед матросами, старшинами и офицерами. Исключение со­ ставляют лишь тт. Горожанкин, Пузик и Можаренко. Ясно, что ни о какой опера­ тивности и конкретности, конечно, не может идти речи в работе этого агитпроп- коллектива. В прошлом году в части довольно ус­ пешно работал комсомольско-молодежный лекторий. Каждое воскресенье читались лекции о строительстве коммунизма в нашей стране, о трудовых победах наше­ го народа, о международном положении, о5 успехах в строительстве социализма в странах народной демократии. Читались также лекции по атомной энергии и на многие другие темы. Но вот наступил 1955 год. и лекторий прекратил свою работу. Комсомольцы уже, как о былом, вспоминают: «В прошлом году у нас было хорошо: придешь в клуб, послушаешь лекцию, а потом просмотришь кинофильм. и много хорошего остается в памяти. А сейчас этого нет...». Отсутствие оперативности, целеустрем­ ленности характерно не только в работе агитпропколлектива. Этим серьезно стра­ дает и наглядная агитация. В одной из комнат политпросветработы имеются стен­ ды и витрины годичной давности. Здесь нет ни одного материала, рас­ сказывающего о решениях январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Вер­ ховного Совета СССР. В этой комнате есть специальные полки для журналов, папки для статей из газет и журналов. Мы взяли одну из папок, но в ней оказа­ лись устаревшие материалы. На политических занятиях воины изу­ чают исторические решения январского Пленума ЦК КПСС «Об увеличении про­ изводства продуктов животноводства», ма­ териалы второй сессии Верховного Совета СССР. Спрашивается — кто дол;кен ока­ зать помощь руководителям групп поли­ тических занятий в подборе литературы, в подготовке к занятиям? Кто должен по­ советовать матросу и старшине, где и какую статью, какую книгу нужно про­ читать для более глубокого изучения этих документов? Конечно, библиотека! В части есть хорошая библиотека, много политической и художественной литерату­ ры. Однако иа стенде «В помощь поли­ тическим занятиям» нет списков рекомен­ дованной литературы по изучению важней­ ших решений партии и правительства. А ведь здесь часто бывает начальник клу­ ба и старший политработник. Сюда захо­ дят пропагандисты полвторгана. Они, ко­ нечно. обязаны были подсказать старшине 1 статьи тов. Криворот и помочь ему ор­ ганизовать подбор материала. Однако это­ го никто не сделал. Наглядпая агитация в помещении библиотеки также устарела. Агитационная работа — кровное дело партийных организаций. Устав нашей партии обязывает каждого коммуниста раз’яснять беспартийным смысл политики и решении партии. Но многие коммунисты парторганизации, где на партийном учете состоит тов. Горкунов, очень редко прово­ дят беседы с личным составом. Все это свидетельствует о том, что в части отсутствует конкретность и опера­ тивность в организации и проведении аги­ тационно-пропагандистской работы, имеет место формальное отношение к пропаганде исторических решений январского Плену­ ма ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. Только этим и можно об’- яснить существенные пробелы в этом важном деле. Политоргану необходимо при­ нять прочные меры по устранению этих недостатков. Офицер В. ЩУКИН. -О- К О Р О Т К О о Н А 125— 130 П РО Ц ЕН ТО В выполняют свои производственные нор­ мы воины Берташус и Бекасов. Этого они добились благодаря добросовестно­ му уходу за машинами и хорошему знанию своей специальности. Рядовой А . Белявнчус. О Б Е ЗУ П Р Е Ч Н О выполняет воин­ ский долг старшина 1 статьи Проко­ пович. З а отличную службу он дваж­ ды сфотографирован при развернутом Военно-морском флаге. Его подчинен­ ный Мельников удостоен нагрудного знака «Отличный минер*. Матрос И . Митрофанов. О Л Е КЦ И Я о международном по­ ложении недавно была прочитана для воинов нашего подразделения. Лектор призвал североморцев еще настойчивее крепить боевую мощь родного фло­ та, учиться бить врага наверняка. Рядовой В. Новичков. О О Б Р А З Ц О В О выполняет обя­ занности на боевом посту матрос Ф ар- диев. Он тщательно готовит прибор к боевой работе и умело обслуживает технику в любых условиях. З а рев­ ностную службу Родине воин имеет 26 поощрений. Матрос Ф . Самошкин. О НА С ТО Й ЧИ ВО овладевает ог­ невым мастерством старший матрос Тимченко. Отличник боевой и полити­ ческой подготовки, он образцово дей­ ствует при выполнении учебных задач. Старшин матрос Е . Кузьмин. О В О Б РА ЗЦ О В О М состоянии со­ держит материальную часть матрос Виноградов. Он тщательно ухаживает за техникой, своевременно производит осмотры. Матрос С . Иевков. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Устранить недостатки в работе столовой Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную заботу о нас, военнослужащих. — защитниках Советской Родины. Государство обеспечи­ вает нас всем необходимым, в том числе и высококачественными продуктами пита­ ния. Необходимо только, чтобы хозяй­ ственники доводили до каждого военно­ служащего положенную ему норму до­ вольствия. Мы уж^ длительное время питаемся в столовой, где работает младший серл^нт Бублик. Этой столовой недовольны все воины. Можно часто слышать жалобы в адрес тг. Бублика, Масличенко и Соколо­ ва, которые отвечают за питание личного состава. В залах столовой — общем и офицер­ ском — неуютно, холодно. В общем зале — большой беспорядок, во время приема пищи столы часто ню убираются. Личный состав суточного наряда во главе с де­ журным по столовой нередко плохо рабо­ тает. а заведующий столовой слабо кон­ тролирует их. Пол в этом зале почти всег­ да загрязнен. В офицерском зале з е хватает посуды. Бывают случаи, что из четырех офицеров, сидящих за столом, кушают только два. Другие ждут, когда освободятся тарелки. Невкусная, однообразная пища, приго­ товляемая здесь, вызывает много нарека­ ний личного состава. В течение длительно­ го периода на первое готовится почти одно и то лее блюдо — щи. Нередко бывают и такие случаи, когда на ужин подают кашу с солеными огурцами или помидо­ рами, а картофельное пюре подается без соленых овощей. Плохо работает кухня. Выдача _пищп систематически задерживается на 15— 30 минут, а 22 февраля, например, ужин на­ чался почти ва один час позднее, чем положено. Из-за этого нередко нарушает­ ся распорядок дня, личный состав вы­ нужден подолгу засиживаться в холодных залах столовой. Задержки в приготовлении пищи бы­ вают также от того, что неудовлетвори­ тельно работает кочегарка. В ней не соз­ даны условия для плодотворного труда личного состава суточного т р я д а . В ко­ чегарке разгуливает ветер, так как в ней нет дверей, на стенах толстый слой копоти, печи дымят. Зачастую на вопрос, почему опаздывает ужин, слышен такой ответ: «Не кипит...». А бывает и так: ужин ползли, а чай не готов. Его подают спустя 20— 30 ми­ нут после приема пищи. Тов. Соколов считает, что ничего по- долать нельзя. Поэтому он и не стремится навести порядок в столовой. Не загляды­ вают сюда и вышестоящие начальники. А их глаз здесь очень нужен. - Офицеры И. РЫЬАЛОВ. Д. ТИМОШЕНКО. * * * О т редакция. О работе данной сто* ловой в нашей газете не так давно была опубликована критическая корреспонден­ ция. Ф акты показывают, что никаких мер по устранению серьезных недочетов в пи­ тании воинов здесь не принято. Редакция надеется, что командование и политоргаи наведут должный порядок в работе сто­ ловой. По следам неопубликованных писем Редакцией получено письмо Г. Алимо­ ва, в котором он указывал на плохое ка­ чество демонстрации кинофильмов в под­ разделении, где он служит. Копию письма редакция направила для принятия мер. Как сообщил в редакцию зам. команди­ ра по политчасти, факты, указанные в письме, подтвердились. Сейчас киноаппа­ ратура заменена новой, и качество демон­ страции фильмов улучшилось. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Закон единства и борьбы противопо­ ложностей — важнейший закон мар­ ксистской диалектики, раскрывающий внутреннее содержание процессов разви­ тия в природе и в обществе. Материали­ стическая диалектика исходит из того, что предметам и явлениям природы свой­ ственны внутренние противоречия, что развитие от низшего к высшему проте­ кает не в порядке гармонического развер­ тывания явлений, а в порядке раскры­ тия противоречий, в порядке борьбы противоположностей, действующих на основе этих противоречий. Рассмотрение внутреннего содержания процессов развития как борьбы противо­ положностей. изучение противоречивости процессов В. И. Ленин считал с у т ы о , яд­ ром материалиститпеской диалектики. «В собственном смысле, — писал он. — диа­ лектике есть изучение противоречия в самой сущности предметов...» («фило­ софские тетради». 1947 г.. стр. 237 ). История философии, история науки, указывал Ленин, знает две основные про­ тивоположные концепции развития: мета­ физическую и диалектическую. Первая рассматривает развитие лишь как простое количественное увеличение или уменьше­ ние предметов и видит источник движе­ ния не в самих процессах, а вне их. т. е. усматривает источник движения в конеч­ ном счете в некой сверх’естественной. нематериальной силе. Это неизбежно ве­ дет к религиозной идее о первотолчке, о т?орпе вселенной и т. п. Вторая конпеп- пия развития — диалектическая — от­ метает, как антинаучные, идеи о «пер­ воначальном толчке», о «божественной силе» и показывает, что источник движе­ ния и развития лежит не вне материи, a в самой материи, т. е. рассматривает дви­ жение как самодвижение, как борьбу про­ тивоположностей. Только диалектическая, марксистская теория развития является подлинно на­ учной, ибо она верно отражает действи­ тельный ход развития об'ективного мира. «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтаней- ком* развитии, в их живой жизни, есть познапие их, как единства противополож­ ностей, — писал Ленин. — Развитие есть «борьба» противоположностей» («Философские тетради», стр. 327). Метафизическу ю концеппию развития упорно отстаивают буржуазия и ее идео­ логи. она лежит в основе различных ре­ акционных теорий, отрицающих законо­ мерность пролетарской революции и стре­ мящихся ограничить освободительное дви­ жение народных масс борьбой за мелкие [,-еформы в рамках капиталистического строя. Марксизм-ленинизм показал полную несостоятельность метафизической, вуль­ гарно-эволюционистской теории развития. Реальный процесс развития в природе и обществе, к о т о ры й все глубже постилает­ ся наукой, полностью подтверждает поло­ жение диалектического материализма о том, что правильно познать предметы и явления, их движение и изменение мож- по. лишь вскрывая присущие им внут­ ренние противоречия, борьбу этих проти­ воречий. I. Закон единства и борьбы противопо­ ложностей носит универсальный, всеоб­ щий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. Знание этого за­ кона дает нам в руки руководящую нить для того, чтобы проникать в самую суть движения, развития, понимать природу * Спонтансйное развитие — самостоятель­ ное, самопроизвольное движение, самодвиже­ ние. конкретных противоречии об'ективного мира. Данные естественных наук неопровер­ жимо доказывают, что явлениям и пред­ метам природы об'ективно свойственны внутренние противоречия, ибо вез они имеют свою отрицательную ь положи­ тельную сторону, свое прошлое и буду­ щее. свое отживающее и развивающееся. Борьба этих противоположностей являет­ ся источником движения, развития в природе. Всякое движению материи внутренне противоречиво. Простейшая его форма — механическое движение — есть единство непрерывности и прерывности во време­ ни и пространстве, единство действия и противодействия. Уже простое механнче- .'’.ксе перемещение, указывал Энгельс, мо­ жет осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом. Электрическая энергия есть единство и взаимодействие положительного и отрица­ тельного электричества. Известно также, что и атомы любого вещества представ­ ляют собой сложное единство противопо­ ложностей, включающее положительно и отрицательно заряженные частицы. Ядра атомов имеют положительный электриче­ ский заряд, а электроны, движущиеся вокруг ядер. — отрицателнный заряд. Химические процессы есть единство ассо­ циации и диссоциации (соединения и разложения) атомов. Жизнь растений и животных основана на противоречивом по своему характеру обмене веществ, на взаимодействии таких противоположных функции организма, как усвоение и выделение вещества, как возникновение и отмирание клеток. Раз­ витие видов есть единство противоречи­ вых сторон — наследственности и из­ менчивости. Из них. как указывал Эн­ гельс. первая может быть определяема как консервативная, вторая — как рево­ люционная. Эти две стороны не являются изолированными друг от друга, как это изображают вейсманисты-морганисты, а неразрывно связаны друг с другом. Вну­ тренне противоречива и такая сложная область жизни органических существ, как деятельность нервной системы. Как показал великий русский ученый И. П. Павлов, взаимодействие двух противо­ положных факторов— раздражения и тор­ можения — характеризует физиологиче­ ские основы нервной, психической дея­ тельности людей. Внутренние противоречия свойственны не только явлениям природы, но и явле­ ниям общественной жизни. И здесь они выступают как движущая сила развития, перехода от низшего к высшему, от ста­ рого к новому. Всякое антагонистическое общество есть единство различных клас­ сов с противоположными экономически­ ми. политическими и духовными интере­ сами. Например, капитализм есть един­ ство двух основных противоположных классов — пролетариата и буржуазии. Непримиримое противоречие между этими классами обусловлено различным положе­ нием их в системе общественного произ­ водства. В капиталистическом обществе един­ ство и борьба противоположностей наи­ более ярко проявляются в Форме классо­ вой борЫ5ы, которая приобретает особую остроту в эпоху империализма. Обостре­ ние классовой борьбы неизбежно ведет к пролетарской революции, к гибели экс­ плуататорского строя, к диктатуре проле­ тариата и созданию нового, социалисти­ ческого строя. Таким образом, все предметы и явле­ ния об’ективного мира содержат в себе внутренние противпрожгия и представляют собою единство и борьбу противополож­ ностей. Говоря о единстве противополож­ ностей. но следует забывать, что оно су­ ществует об'ективно. И. В. Сталин в сво­ ей работе «Марксизм и вопросы языко­ знания» подверг критике вульгаризаторов марксизма, которые воспринимают проти­ воположность интересов буржуазии и пролетариата, их ожесточенную классо­ вую борьбу как распад общества, как разрыв всяких связей между враждебны­ ми классами. «Пока существует капита­ лизм. — указывал И. В. Сталин. — буржуа и пролетарии будут связаны меж­ ду собой всеми нитями экономики, как части единого капиталистического обще­ ства» («Марксизм и вопросы языкозна­ ния». Госполитиздат. 1952, стр. 19). Однако единство противоположностей, то есть их взаимная связь, имеет отно­ сительный, временный характер. Решаю­ щее значение для развития имеет не единство, а борьба противоположностей. В статье «К вопросу . о диалектике» Ленин пиоал. что «единство (совпадение, тождество, равнодействие) противополож­ ностей условно, временно, преходяще, ре- лятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как аб­ солютно развитие, движение» («Философ­ ские тетради». 1947. стр. 328 ). Это важное положение ленинизма имеет огромное теоретическое и практи­ ческое значение. Оно учит вас не зама­ зывать противоречия, а вскрывать их до конца. Всевозможные социал-реформисты всячески выпячивают и подчеркивают единство противоположностей, истолковы­ вая его в смысле примирения противо­ положностей. Это делается с целью «фи­ лософского обоснования» правосоциали­ стической предательской политики зама­ зывания противоречий капитализма, за­ тушевывания классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Так. напри­ мер, один из лидеров английской лейбо­ ристской партии — Морган Филлипс без обиняков заявляет: английские лейбори­ сты «решительно отвергли марксизм и классовую борьбу во всех формах и про­ явлениях». Однако жизнь яа каждом ша­ гу опровергает измышления врагов марк­ сизма о гармонии классовых интересов и полностью подтверждает положение марк­ сизма-ленинизма о революционном разре­ шении противоречий капитализма, о не­ примиримости интересов пролетариата и буржуазии, о классовой борьбе пролета­ риата как могучем оружии преобразова­ ния общества яа началах социализма. Марксистский диалектический метод, вскрывающий источник развития в ве- ал 1 иы х противоречиях жизни общества, вооружает трудящихся на борьбу эа ре­ волюционное преодоление оил старого ми­ ра и строительства нового, коммунисти­ ческого мира. II. Сложность процессов развития как * природе, так и в обществе выражается в сочетании и переплетении различного рода противоречий. Противоречия могут быть внутренними и внешними. Внутрен­ ние — это те противоречия, которые свойственны самим предметам и явлениям природы и общества. Внешние — это противоречия, которые возникают между предметами я явлениями, свяэаняыхи между собой. Марксизм-ленинизм учит не отрывать внутренние противоречия от внешних, рассматривать их в диалектическом един­ стве, во взаимосвязи и взаимообусловлен­ ности. Внутренние противоречия являют­ ся определяющими в процессе развития, на их базе возникают, как правило, внешние противоречия, которые в свою очередь оказывают воздействие в а внут­ ренние процессы развития. Так, напри­ мер, нельзя правильно, научно, опреде-» лить закономерности развития растений л животных, если не учитывать воздейст­ вия ва них внешних условий, внешней среды. Отрыв организма от внешней сре­ ды является характерным для идеалисти­ ческих. лженаучных построений вейсма­ нистов-морганистов. Организуя строительство социализма в нашей стране. Коммунистическая партия строго разграничивала внутреннюю и внешнюю сторону вопроса о победе соци­ ализма в СССР. Первая сторона обнимала область взаимоотношений классов внутри страны, противоречия между ними. Вто­ рая сторона обнимала область внешних отношений, область противоречий между советской страной и капиталжгпппеским окружением. Партия исходила при этом из того, что рабочий класс и трудящееся крестьянство СССР вполне могут одолеть экономически свою собственную буржуа­ зию и построить полное социалпсти ческп*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz