На страже Заполярья. 1955 год. Март.
10 марта 1955 г.. Jfc v/S <5210). На с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь В трудном плавании 1. Командир, воспитатель, организатор ...Корабль в походе. У замерших в мир ной позе орудий и пулеметов почти на всех боевых постах, находящихся на верх ней палубе, людей не видно. Дан отбой учению, и личный состав получил не большую передышку. — Передайте радистам. чтобы трансля цию включили погромче, — дает коман дно оасплряжение рассыльному. Велоре становится ясно, зачем пона добилось, чтобы голос репродукторов был слышен как можно лучше во всех угол ках корабля. — Внимание. Передаем очередной номер радиогазеты, — полетели из вепродукто- оов слова. Радиогазета ваз’я-сняла оешения второй сессии Верховного Совета СССР, расска зывала о конкретных делах м о ряко в кораб ля. Командир хорошо знает силу материа лов на подобные темы и делал на походе все возможное, чтобы они дошли м серд ца каждого члена экипажа. Он заранее по интересовался и содержанием радиогазеты, позаботился о том, чтобы она была немно гословной, сжатой и яшкой. Этот пример обыденный. Но жизнь командира в плава пип была полна такими примерами. Офицер заботился о том, что бы и «радиогазета, и босвыр листки, и бе седы и т. д. были как можно содержатель нее. нацелены на решение учебных задач. Перед выходом корабля в море состоя лось расширенное засетание бюро комсо мольской организации. Па пего пришел и командир. Поступить иначе он не мог. Ведь на бюро вырабатывались задачи ком сомольцев на время плавания. Но такая у ж натура v командира Е му хотелось ви деть все самому, в н и к н у т ь во все лично, подсказать своим боевым помощникам, ес ли потребуется, поправить их. Комапдип. п р и с у т с т в у я на заседании, нашел что сказать, не п о в т о ря я уже вы сказанные другими мысли и факты. На ко рабле перед походом п ро и зв о д и л и с ь ремонт ные работы, качество к о т о ры х может по- настоящему показать только море. Значит, неся вахту у механистов. м о р я к и д о лж н ы учитывать все особенности плавания пос ле ремонта. Задача активистов — оаз’яс- нить это CBoiTM сослуживцам. Далее, в прошлых походах некоторые воины остава лись без постоянного влияния комм унистов и л и комсомольцев. Значит, теперь надо расставить силы активистов более проду манно, так, чтобы каждый матрос и стар шина в течение всего плавания находил ся под их влиянием. Наконец, опыт по казал. что личный пример активистов — большая сила. Стойкость, выносливость, быстрые, грамотные и решительные дей ствия члопов бюро на учениях поднимают настроение окружающих, вливают в них силу и уверенность. И. наоборот, если активист, встретив трудность, начинает сдавать, то его подавленность и нереши тельность отрицательно влияют на осталь ных. Обо всем этом и сказал командир. Накануне похода и в плавании коман дира можно было видеть и выступающим с ценными предложениями на собраниях и беседующим с активистами о содержании Недавно тральщик Н . совершал учеб ное плавание. В условиях на редкость мо розной погоды экипаж корабля с хороши ми оценками выполнил поставленные за дачи, проявив при этом высокую органи зованность, мужество и мастерство. В достижении успехов большую роль сыграла целеустремленная, активная вос питательная работа, которую проводили с личным составом командование, партийная я комсомольская организации. Ниже публикуем материалы, рассказы вающие о партийно-политической работе на корабле в этом зимнем походе. того или иного мероприятия. И каж дый раз чувствовалось, что он хорошо зна ет не только состояние учебы, но и каче ство проводимых с воинами бесед, выпу скаемых в походе боевых листков и т. д. Вот он говорит комм унисту мичману Ко валю: — В вашей группе хуже других с рос том отличников п классных специалистов. Свои заведывания ваши сослуживцы со держат также хуже других. А знаете поче му? Одной из причин является то, что личпо вы слабо развиваете у матросов ч у в ство гордости за свою специальность. Коммунист Коваль слушает эти слова и видит: и верпо, работает он с воинами группы как-то отвлеченно. И хотя в бесе дах часто упоминаются слова «минер». «любить», «гордиться» и т. д.. но дело движется вперед медленно. Выходит, надо больше говорить о сущности этих слов, на глядно показывать, что значит быть ма стером своего дела в современных усло в и я х . Причем, показывать надо и словом и делом. В работе же тов. Коваля пе хва тает этого. На корабле не пройдет ни одно более или менее значительное партийно-полити ческое мероприятие, которым бы не заин тересовалел командир, не п р и н я л бы пеяо- средствеинпго участия в его тнгтговке и проведении. Но быть хорошим организатором партий но-политической работы нельзя без живого участия в ней. Так смотрит па этот во прос и командир тральщика Н. За время подготовки к выходу в море и ялгвлпия он, будучи очень запятым по службе, ра- ходил время, чтобы xodoiiio подготовиться к выступлению перед моряками. Вот неко торые примеры. Комендоры и пулеметчики готовились к стрельбе. Командир решил лично погово рить с ними. Выслушав все замечания и предложения моряков, офицер затем рассказал о том. как важно в современном бою первым за метить противника и первым открыть прицельный огопь. выразил уверенность, что комендоры и пулеметчики успешно выполнят стрельбу, если не переоценят своих сил. Уверенность командира передалась бое вым расчетам. Когда закончилась стрель ба. командир подвел итоги, отметил особо отличившихся. Не было возможности соб рать личный состав в кубрике. Поэтому офицер собрал свободных от хоююй вах ты м о ряко в па рострах. Воины узнали здесь о хорошей выучке тт. Кпнаоеевско- I тичегкой подготовки, го, Фролова. Прямы, Уткина и других. 1 Капитан-лейтенант Е , Н03/10В. к о т о ры х командно поощрил аа успешную стрельбу. Далее на общем собрании военнослужа щих он сделал доклад на тему: «Добросо вестно выполнять свои служебные обязан ности — патриотический долг каждого со ветского воина». Через день он провел по литическую информацию «В каждом похо де настойчиво повышать боевое мастерст во». Оба эти выступления пасыщены кон кретными примерами. Так. рассказывая об особенностях содержания и эксплуата ции техники в условиях зимнего плава ния, он привел следующий случай. Стар ший матрос Ахмеров славился любовным отношением к механизмам своего боевого поста. На его заведывании все содержа лось в чистоте и в соответствии с инст рукцией. Но вот комсомолец Ахмеров уе хал в о т п у с к . За него остался д ру го й во и н . Порядка па боевом посту пе стало. Воз вратившись па корабль, тов. Ахмеров воз мутился таким отношением к техпике. Не считаясь с личным временем, он быстро привел все в соответствие с требованиями инструкций и наставлений. В этом плава нии Ахмеров также в образцовом состоя нии содержал боевые механизмы. И они никогда не подводят. Этот пример показывает, подчеркнул командир, что при желапии технику мож- по всегда содержать исправной, чистой и готовой к действию в любых условиях. Стараясь вселить в сердца моряков уве ренность в своих силах, подчеркнуть вы полнимость поставленных перед экипажем задач, командир говорил: — Hama жизнь, наша служба сами по казывают. что любые трудности мы мо жем преодолеть. Возьмите молодых матро сов. Вспомните, как они начинали слу жбу. Нечего греха таить, многие из пих бы стро укачивались в походах и не могли нести вахту. Сейчас же. благодаря старани ям молодежи и увеличению напряженности учебы в плавании, случаи сильного ука чивания полпостыо изжиты. Или вот еще один факт, приведепный командиром. Несколько месяцев тому на зад гидроакустики корабля, в частности матрос Подпорин. с трудом обнаружива ли подводную лодку и еще хуже держали с нею контакт. Приходилось приостанавли вать машины, чтобы этот контакт пе прерывался. Теперь же комсомолец матрос П о д п о ри н не терял коптакта с лодкой на полном ходу и при большой ЦИРКУЛЯЦИИ. У Подпорина, правда, еще имеются пробе лы в знаниях теории по своей специаль ности, но нет сомнения, что и этот недо статок он ликвидирует успешпо. Характерным в раз’яснительной работе командира является то, что он всегда ста рается показать экипажу, какие задачи решил личный состав и как выглядит бое вая, политическая. Физическая подготовка моряков на Фоне требований, пред’являе- мых современным боем. Это сплачивает во инов, поднимает их патриотический дух, увеличивает силы. ...О командире тральщика Н. мало ска зать, что он знает и ценит партий по-по литическую работу’. Он руководит его. ак тивно участвует в ней. нацеливает ее на образцовое решение задач боевой и поли- Принят кандидатом в члены КПСС С первых же дней пребывания в на шем подразделении тов. Петушков заре комендовал себя с положительной сторо ны. Молодой матрос настойчиво изучал свою специальность, активно участвовал в общественной жизни. За безупречную службу ему было присвоено звание «стар- избран членом бюро комсомольской отга- ший матрос». Воин тридцать раз поош- низации. рялся своими начальниками. Командую щий Северным флотом наградил его пен ным подарком. Тов. Петушков уже в четвертый раз Ныне командир отделения старшина 2 статьи Петушков принят кандидатом в члены КПСС. Матрос А. МИХЕЕВ. Хорошо относится к своим обязанно стям корабельный санитар матрос Мухан- бетов. Он четко выполняет все поручения зрача, содержит медицинское оборудова ние в чистоте. З а усердие в службе ма тросу Муханбетову об’явлен ряд благо дарностей. НА СН ИМ К Е , санитар матрос К . Му- ханбетов готовит медицинские инструмен- ты. Фото И . Нмкишова. В выходной день Выходной день воины нашего подраз деления провели весело и культурою. Бы ло орпи!изо-вано много интересных куль турно-массовых мероприятии, в которых принял .участие весь личный состав под разделения. Ровно в 10 часов утра начался шах матный турнир, который привлек много болельщиков. Разрядник сержант Штукин играл с шахматистом рядовым Ивановым. Первый добился победы на 12-м ходу. В это время на лыжне разгорелась ост рая борьба на первепство подразделения. Рядовой Савельев пришел первым, пока- яйо хорошее время. Неплохие результаты показали и другие воины, выполняв раз рядные нормы. Хоккейная команда наше го подразделения побывала в гостях у моряков Н-ской части, где состоялась то варищеская встреча. Здесь нашим Физ культурникам «не повезло». Хозяева по ля играли слаженно, хорошо передавали мяч. Эта встреча прошла с преимущест вом хозяев поля и закончилась со счртом 8:4 в их пользу. В течение дня демонгиигроволись ки нофильмы «Парень из нашего города» и «Испытанию верности». Вечером было ор ганизовало проигрывание г р а м м пластинок и танцы. Многие воины побывали и в увольнении в городе. Младший сержант И. ШМАКОВ. ВоинЫ друЖагп с книгой Воины нашего подразделения крепко дружат с книгами. В свободное время они посещают библиотеку, берут книги, рас сказывающие о подвигах советских вои нов, об их безграничной преданности социалистической Родине. Следуя примеру любимых геров, воины стремятся еще лучше выполнить свой долг. Много художественной литературы про читали матросы Антипин, Фролов и дру гие. Они являются отличниками боевой и политической подготовки. Матрос И. КОЗЛОВ. Индустриальные методы на флотские стройки Центральный Комитет КПСС я Совет Министров СССР в постановлении «О раз витии производства сборных железобетон ных конструкций и деталей для строи тельства» наметили широкую программу увеличения производства железобетонных не делий. Это обеспечит переход аа стро ительство индустриальными методами, по звали* коренным образом улучшить стро ительное дело. Индустриальные методы строительства должны найти самое широкое применение и на напгих флотских стройках. Отныне следует считать, что там. где качество строительных работ низкое, где об’ект со оружается с перерывами ж иногда по не скольку лет. вызывая убыточность такого строительства, там. следовательно, нет индустриальных методов в организации строительства и оно ведется «устарелыми, «дедовскими» методами, там ив учитыва ются государственные интересы. Отсюда понятно, например, почему у тов. Радивилооа так надолго затянулось строительство жилого дома. Недостаточное внимание к гборным железобетонным кон- rrpvKnHRM перекрытий этого юма. выпол ненным с отступлением от технических правил, вызвало бвак. переделки, увели ченный расход металла и других строи тельных ресурсов в 1954 году. Вое это та полгода затянуло срок саачи объекта в эксплуатацию. Вызывает немалое удивление и устрой ство деревянных подшивных карнизов ва этом же многоэтажном кирпичном доме. Такой карниз недолговечен, его незакон ченная еще подшивка и штукатурка вызо вут дополнительные затраты, удорожа ю т пе строительство юма. Напротив этого дома пятый месяц стро ятся такой же том. И здесь нетрудно убе диться в применении индустриальных ме тодов в строительстве. Карнизы на этом дпме железобетонные, подвальная часть здания выполнена из бетонных блоков, а перекрытия удачно закончены из сборно го железобетона. Очевидно, что и эффек тивность строительства здесь наибольшая по сравнению со строительством вышеу казанного дома.. ' ' Основной принцип метода индустриали зации строительства сводится к двум эта пам: сначала заготавливаются отдельные конструктивные детали и части здания на строительных заводах, строительных дворах полигонного типа, мастерских, го товятся основания под фундаменты. За тем осуществляется сборка — монтаж самого об’екта из заранее заготовленных деталей и конструкций с одновременной установкой блоков санитарно-технических, тепло-технических и других узлов специ ального монтажа. Монтаж сооружения со провождается параллельным ведением от делочных и наладочных работ. Такой вид организации строительства позволяет комплексно использовать меха низацию. без которой вести монтажную сборку здания невозможно. Кроме того, исключается ручной труд на кладке фун даментов из бута и стен из кирпича с устройством подмостей, сокращается необ ходимость ручной заготовки и укладки конструкций перекрытий, крыши я т. д. Труд рабочего в этих условиях облегчает ся. квалификация и производительность рабочего повышаются, заработная плата увеличивается. Б сожалению, к такому виду организа ции на некоторых наших строительствах еще не подготовились и работы попрежне- щ ведгутся по старинке. Во все же ва от дельных стройках индустриальные мето ды уже начали внедряться, хотя частич но ж. главным образом, в применении сборного железобетона в перекрытиях. Недооценка роли сборного железобетона заметна не только ва ваших стройках, где эта продукция притеняется, она имеется и в деятельности завода железо бетонных конструкций. На этом заводе еще очень ограничен ассортимент железо бетонных конструкций. Нережо. вместо положенного по проекту двухпустотного железобетонного настила 14 см. завод из готовляет настил большей толщины, что удорожает работы. Не уделяется серьез ного внимания п ро и зв о д с т в у мелких желе зобетонных- изделий и теталей: балкам, перемычкам, карнизным плитам, лест ничным ступеням и т. 1 . Не менее важ ным является и качество выпускаемой заводом продукции. Иногда на стройки присылается железобетонная продукция низкого качества и обычно с яеофакту- рованной поверхностью, особенно ступени и плиты для перекрытия каналов внутри зданий. Так, например, на один из строи тельных об’ектов дважды с этого завода присылались непригодные для укладки л?елезобетонные ступени. Заказ на эти ступени с отделкой под мозаику так и остался заводом невыполненным. Плохо организована и доставка железо бетонных конструкций к месту строитель ства. Погрузочно-разгрузочные работы не обеспечены подъемными механизмами и приспособлениями для строповки. Желе зобетонные конструкции, особенно для пе- реферийных об’ектов. доставляются с от битыми кромками, пробоинами и излома ми. Так. значительное количество непри годных для укладки железобетонных плит и ступеней обнаружено на строительстве, которым руководит тов. Молодцов. Ничего другого не оставалось делать, как исполь зовать этот материал в забутку фундамен тов одного из об’сктов. Некоторые руководители строек, ра зочаровавшись в качестве заводской про дукции из железобетона, ориентируются на монолитный железобетон. Тов. Молод цов на одном из строительных об’ектов упорно стремится выполнить железобетон ные конструкции в монолите, вместо сборного варианта. Этому, кстати, содей ствует неудовлетворительная организация строительства, при отсутствии исправного кранового хозяйства и небрежное отноше ние к строительным механизмам, разбро санным на площадках под снегом, вместо положенной их консервации. Вполне по нятно. почему до настоящего времени, на протяжении более года, вместо широкого использования механизмов строительные материалы здесь доставляются к об’ектам в радиусе около 500 метров на плечах рабочих. Причем, если в прежнее время кирпич носили «козами», а иные строи тельные материалы ва носилках, то ва этом об’екте сейчас кирпич носят в охап ке или на ремне через плечо. Э ту картину «организации труда» не раз видели и тов. Соколов и многие дру гие товарищи, но никаких конкретных мер к устранению этих серьезных недо статков до сих пор не принято. Отдельные руководители строительных организаций чураются индустриализации строительст ва. формально относятся к этому жизнен но важному делу. В своей речи аа Всесоюзном совещании строителей тов. Н. С. Хрущев уделил большое внимание стеновым материалам из крупных и малых бетонных блоков. Известно, что стоны жилых зданий со ставляют около 22 процентов стоимости всего сооружения. Следовательно, инду стриализация этой части зданий весьма актуальна. Однако построенный в 1953 — 54 годах цех беспесчаных блоков тов. Алексеев использует пе по назначению. Этот цех превращен в общежитие. Полез нее и дешевле было бы построить обще житие. а оборудованный цех. сданный в эксплуатацию, использовать для заготов ки беспесчаных блоков. Для успешного решения вопроса инду стриализации строительства на нашем флоте необходимо также уделять больше внимания качественному подбору типовых проектов различных сооружений, допу ская лишь в исключительных случаях индивидуальные проектирования. И не прав инженер И. Артев. рекомендовавший строительство зданий круглой и много гранной форм. Ошибочность доводов тов. Артева. изложенных им б января с. г. в статье «Улучшать строительное дело», заключается не только в неправильном толковании экономики строительства при искусственном выборе простейших геоме трических форм сооружения. Основная ошибка этих доводов — в индивидуализ ме технических решений. Это затрудняет и даже делает невозможной индустриали зацию строительства об’ектов круглой или многогранной форм. Такие формы соору жений потребуют высокой квалификации ручного труда при ограниченной возмож ности механизации, не говоря уже о неу добствах эксплуатации зданий, негадвиси- мо от их назначения. Нет сомнения, что наши строители правильно понимают поставленные перед ними задачи в области индустриализации строительства на флоте. На наших флот ских стройках надо максимально исполь зовать сборный железобетон, крупные и малые стеновые бетонные блоки вместо кирпича, широко внедрять комплексную механизацию, повышать производитель ность труда и темпы возведения зданий, улучшать качество и сиилтать стоимость строительства. Флотские строители должны добиться и добьются этого .Инженер Н. АЛФЕРЬЕВ. Недостатки одного хорошего спектакля П р ем ь е р а «И в а н Р ы б а к о в » В. Г у сев а в п о с т ан о в к е т е а т р а С ев ерн о го ф л о т а ...Двадцатый год. Фронт. Где-то рядом идут тяжелые бои. Штаб полка размещен и железнодорожном вагоне. Командир Иван Рыбаков отдает под суд труса и шкурни ка Титова. Напряженная сцена. И вдруг ■л этот момент Рыбакову сообщают радост ную весть — У него родился сын. Так начинается первая картина спек такля. Затем действие переносится на двадцать лет вперед. Вырос молодой Иван Рыбаков. Командир полка — стал генера лом. занимает большой пост. Вот только сын избрал неправильную дорогу — свя зался с подозрительными типами из по роды «стиляг», влюбился в пустую дев- чонку-карьсристку. пьянствует на деньги отца. Во время одной из таких попоек Иван Рыбаков попадает в милицию. Про исходит серьезный разговор с отцом. Сын уходит из дома. Об этом узнают все друзья семьи Рыбаковых: Фомин — ад’ю- тант Рыбакова в годы гражданской вой ны. тетя Катя. Оеня. Все они искренне огорчены. Идет 6opiJ6a за Ваню Рыбако ва. за возвращение его в строй честных советских людей. Узнает о падении молодого Рыбакова и давний враг их семьи Титов. Он злорад ствует. подбивает свихнувшегося юношу на всевозможные пакости против отца. Этим самым мелкая душонка труса хочет отомстить генералу Рыбакову за прошлое. Последние картины показывают Вели кую Отечественную войну. Действие про исходит где-то под Ленинградом. В боях с врагом хорошо показал себя молодой Гюеп Ваня Рыбаков. Он теперь вместе с отцом в одном строю защитников Родганы. Тяжело ранен генерал Рыбаков. К нему приходит сын. Этой волнующей сценой заканчивается спектакль. Перед смертью отец тает сыну наказ: Завещаю тебе оружие. Оно не один. брат, видело бой... ...Всю мою ненависть, всю любовь. Всю свою Родину — завещаю. Сюжет пьесы не сложен, несмотря на то. что в ней решаются весьма трудные моральные проблемы, поднимаются вопро сы чести и долга, сталкиваются резко противоположные характеры, затраги ваются темы воспитания. Все это. конеч но. не могло гае сказаться на характере спектакля, на своеобразии передачи за мысла драматурга зрителю, на выборе сценических средств актерским коллекти вом. К этому следует добавить, что пьеса написана стихами, что также пред’являет особые требования в исполнению ролей. Поэтический язык и ппошс и тпудпее для актера. Как же театр справился с постановкой этой интересной и самобытной пьесы? Нужно прямо сказать. что общее впе чатление от спектакля хорошее. Чув ствуется, что коллектив театра нема ло п о т р у д и л с я , чтобы донести до зрителя всю взволнованность и напряженность пьесы. Доходчивыми средствами раскрыты главные мотивы развития взаимоотноше ний между героями. В игре актеров мно го жизненной правды, п ро с т о ты и чело вечности. Большинство сцен подготовлено с любовыо к поэтическому слову автора. Спектакль имеет большое воспитательное значение. Он заставляет думать о многом. Ведущую роль в спектакле, роль гене рала Рыбакова исполняет заслуженный артист РСФСР А. Найчук. Правдиво и выразительно рисует актер образ прослав ленного ветерана, скромного труженика, пределшо честного человека, чуткого и заботливого товарища. Поседевший, с грузной тяжелой походкой, много пере живший. он молод душою и сердцем. • В нем чувствуется большая сила, неисся каемый родник энергии. По-отповски. очень больно перелягвает Рыбаков пе чальную историю с сыном. И как бы уко ром самому себе звучат его слова, иду щие из глубины души: Где же. когда же он стал таким. Где грань, к о то рую я не заметил... Так нередко бывает в жизни. Родители иногда настолько уверуются в непогреши мость своих детей, что перестают посто янно .уделять им внимание и помощь, за бывают о своем родительском долге. А сын или дочь в это время, незаметно для самих себя, попадают в дурную среду, портятся. Это и произошло с младшим Рыбаковым. Ярко и выпукло передает всю сложность жизни артист «Найчук в сцене встречи с сыном, когда его к отцу приво дит милиционер. Горячую любовь к сыну, тревогу за его судьбу, отцовскую стро гость — все это умело и тактично рас крывает своей игрой исполнитель роли генерала. . Пелегко было артисту А. Фролову иг рать роль сына генерала Вани Рыбакова. Эта большая роль сложна, насыщена внутренней борьбой героя. Артист пра вильно понял сущность образа, вник в глубину его душевного мира. Перед нами двадцатилетний. горячий, волевой, немно го самовлюбленный молодой человек. Дей ствительно. когда мы встречаемся с ним впервые, он «сын Рыбакова», а не про сто Ваня Рыбаков. Славу отца он счита ет чуть ли не своей — ж на этом чувст ве сыграли те мелкие людишки, которые втянули юношу в свою д у р н ую компанию. Совершенно другим предстает перед зрителем молодой Иван Рыбаков позднее, когда он (увидел и понял своя ошибки и просчеты. Понял с помощью своих дру зей. Но и здесь он остается самим собой: разорвав отношения с ресторанными «друзьями», он не возвращается в отцу. В этом особенность характера Вани Ры бакова. Правильно понял все это и убе дительно доносит до зрителя артист Фро лов. Правда, кое-где исполнителю этой во ли не хватает логической последовательно сти. Это особенно заметно в развитии вза имоотношений с Лизой. Не совсем оправ данными кажутся действия Вани Рыбако ва во время последней их встречи. Сле дует более определенно подчеркнуть не случайный разрыв влюбленных, а ре шительное и окончательное крушение свя зей. построенных на песке. Роль человека с мелкой душонкой, за конченного мерзавца и подлеца — Тито ва играет артист К. Липатов. Когда смот ришь на Титова— Липатова, не всегда чув ствуешь его коварную и злую мститель ность к генералу Рыбакову, которая дол жна отличать все поступки этого персо нажа. Не этим ли в какой-то степени об’ясняется некоторая инертность в раз витии всего спектакля, медлительность в нарастании конфликта. Характер Титова ясен и точен. А вот в игре артиста иног да он кажется каким-то неопределенным, расплывчатым. Этот недостаток сказался, например, в сцене встречи генерала Ры бакова и Титова, когда, по ходу пьесы, с наибольшей полнотой должен гилкрыться зловещий облик Титова, как труса и карьериста. Сильная и содержательная сцена от этого много проигрывает. Арти сту необходимо ближе стоять к правде жизни, решительнее разоблачать все то низкое и подлое, чем заполнена душонка этоЬ) отщепенца. Титов должен быть бо лее активным в своей злобе к семье Ры баковых. Здесь могут возразить и сослаться на текст пьесы. Деокать. все сделано так. как у автора. Но. во-первых, у драма турга хан лишь словесный материал для актера. И он может распоряжаться им как хозяин, по своему усмотрению. Во-вто рых, не всегда же нужно слепо следовать тексту пьесы. Все мешающее развитию действия, все лишнее надо смело убирать, переделывать, заменять. В данном случав почти ничего этого не делалось. А жаль. Пьеса в отдельных ее местах нуждается в смелой, творческой доработке режиссера и всего актерского коллектива. Хорошо исполняет роль Фомина — вер ного друга Рыбаковых артист М. Нечаев. Его простота и доброта, любовь в людям гаокрыты доходчиво и ярко. Поэтому ве ришь. что именно этот человек оказал решающее влияние на Взню Рыбакова. Всеми своими поступками и словами Фо мин— Нечаев показывает характер настоя щего советского человека. Удачно переда ет образ тети Кати артистка М. Озерова. А вот в действиях Сени (артист С. Шин ников) чувствуется некоторая книжность, отдающая резонерством. Вот почему сло ва. которые он произносит: Куда ты себя. Рыбаков, завлек? Ты можешь сверкать драгоценным алмазом, А хочешь истлеть, как простой уголек! — звучат несколько искусственно, как будто в устах декламатора. Особо следует указать, как на серьез ную ошибку, на то место спектакля, где излишне, с ненужными подробностями по казывается на сцене впр (артист Н. Шин- карев). Зачем нужно было вкладывать в уста этого персонажа глупую песенку, взятую напрокат из блатного мира, да притом заставлять актера исполнять ее деалиы. Это не просто плохо, но и вред но. Зачем нужно демонстрировать на сце не воровские приемы (например, кражу часов из кармана). Кому это нужно? Не ужели все это способствует развитию спектакля? Скорее, наоборот. Подобные излишества только отвлекают зрителя от основной линии сюжета. А ведь у драма турга этого нет. Значит, тут режиссер ж театр решили улучшит ь пьесу, а получи лось обратное. Исправить допущенную ошибку еще не поздно. По ходу спектакля исполнительницам ролей Лизы (артистка И. Рижская), де журной в отделении милиции (артистка С. Мазовеикая), Насти (артистка 3. Соко лова) приходится петь. Песня, как изве стно. украшает спектакль, особенно та кой, как «Пван Рыбаков». Но вокальные данные артисток желают много лучшего. А нужно заметить, что каждая из них свою роль ведет хорошо, вдохновенно, яр ко, чего нельзя сказать о песнях, кото рые они исполняют. Указанные недостатки, безусловно, сни жают качество этого хорошего в пелом спектакля. В. ТИХОМИРОВ. -о- Н о в ы е к н и г и РЯБОВ В. Советский воив — полноправ ный гражданки СССР . Воениздат. 62 стр. Цена 1 руб Б Е Л К И Н Я. М . Бетонные ■ железобе тонные работы ■ вивших условиях. Государ ственное издательство литературы по строи тельству и архитектуре. 72 стр. Тираж 7 тыс. экз. Цена 1 руб. 35 коп. Л А Ф Ф И Т Ж АН . Командир Марю. Ро ман. Перевод с французского И. Тихоми ровой. Издатечьство иностранной литерату ры. 332 стр. Цена 9 руб 25 коп. Н ЕМ ЦОВ Л. Счастливая З в е зд а . Научн. фантаст, роман. Издательство «Советский писатель». 527 стр. Тираж 15 тыс. экз. Цена 10 руб. М УШ К Е Т И Н Ю РИ И . Семен Палии. Роман. Авториз. перевод с украинского П. Шапиро. Издательство «Молодая Гвар дия». 272 стр. Т ир аж 150 тыс. вкв. Цена 6 руб. 30 коп. П Е С Т Р А К Ф И Л И П П . В с т р е т ь с я « баррикадах. Роман. Авторив. перевод с бе лорусского Е . Мовочькова в А . Кленова. Издательство «Советский писатель». 764 стр. Тираж 30 тыс. экз. Цена 14 руб. 50 коп. УПИ Т А Н Д Р Е Й . Избранные рассказы. Перевод с латышского. Госполитиздат. 407 стр. Тираж 90 тыс экз. Цена 7 руб. 75 коп. ТО П О РКО В В. О технике актера. И зд а тельство «Искусство». 124 стр. Тираж 10 т ы с аза. Цена 6 руб. 35 лая. Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz