На страже Заполярья. 1955 год. Март.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 10 марта 1955 г .. № ,/8 *5210). Трибуна классного специалиста Наблюдение всложныхусловиях Недаром говорят, что сигнальщики — это глаза и уши корабля. Уметь своевре­ менно обнаружить, безошибочно опреде­ лить на предельном расстоянии появив­ шиеся цели — вот одна из важней­ ших обязанностей сигнальщика в море. Кроме того, сигнальщик должен уметь в любую погоду точно определять скорость цели, ее направление и во-время обо всем докладывать командиру. Мне хочется вначале остановиться на том. как следует вести наблюдение в сол­ нечную погоду. Наблюдатель, стоящий на вахте, должен хорошо помнить о том. что главной его задачей является непре­ рывный осмотр подсолнечной стороны. Как показал опыт войны, противник всегда старается занести неожиданный удао с этой стороны. Сигнальщику или наблюдателю необходимо также уметь пользоваться оптическими приборами со светофильтрами. Приведу такой пример. Однажды ко­ рабль находился в море. Солнце стояло высоко. Море, как никогда, ослепительно блестело, и с помощью бинокля или сте­ реотрубы с обыкновенными стеклами трудно было, наблюдать. Вахту в это время нес старший матрос Серией Брата­ нов. Он внимательно следил за горизон­ том. Особое внимание уделял осмотру подсолнечного сектора. Для того, чтобы не так слепило глаза. Братанов надел на бинокль светофильтры. Внимательно ос­ матривая горизонт, сигнальщик обнару­ жил прямо по курсу рыболовное судно. Быстро доложив командиру о замеченном, моряк продолжал бдительно вести вахту. Командир, заблаговременно предупрежден­ ный. благополучно провел корабль. Умение зорко наблюдать — это не прирожденное качество сигнальщика, оно вырабатывается путем систематической практики и упорных тренировок. Воспи­ тывая в себе навыки наблюдателя, необ­ ходимо, прежде всего, научиться внима­ тельно смотреть за горизонтом. Самое сложное— обнаружить тот или иной пред­ мет ва предельном расстоянии. Эти труд­ ности сказываются на работе особенно в ночное время. Сигнальщик, несущий вах ­ ту ночью, обязан точно энать свой сек­ тор наблюдения, строго по инструкции выполнять свои обязанности. Он не имеет права забывать о том. что если днем можзно обнаружить дымы и точки, появ­ ляющиеся яа горизонте, то ночью, на­ оборот, все предметы и об’екты обнаружи­ ваются только на близком расстоянии. Перед глазами наблюдателя сразу появ­ ляется силуэт корабля или какого-либо дттггого предмета. Чтобы бдительно нести наблюдение в ночное время, надо заранее готовить себя к вахте. Так, например, делает классный спе­ циалист Анатолий Шаляпин. Готовясь к ночной вахте, он старается избегать яр­ когоRсвета лампочек. Выходя из кубрика. Шаляпин на некоторое время закрывает глаза. Делает он это для того, чтобы глаза привыкли к ночной темноте. Так же поступают и другие сигнальщи­ ки. Стоя на вахте, они стараются не смотреть даже ва белый лист бумаги, так ка® это понижает остроту зрения. Наблюдатель же. который не выполняет этого правила, теряет остроту зрения и обнаруживает предметы в ночное время слабее. Опыт Великой Отечественной войны подтверждает, что чем бдительнее ведется наблюдение, тем успепгнее и быстрее ко­ рабль сможет выполнить боевую задачу. Классный специалист старший макрос Анатолий Шаляпин, ведя наблюдение в ночное время, всегда бдителен. В одном из учебных походов мастерство помогло сигнальщику первому обнаружить в море плавающий предмет. За это примерный воин был поощрен. Благодаря бдительно­ сти сигнальщика учебная задача была успешно решена. Но не только глазами должен сигналь­ щик обнаруживать нужные предметы и то, что появляется в море. Ему необходи­ мо внимательно прислушиваться к зву­ кам, особенно в тумане. Приведу такой j пример. На ходовой вахте стоял матрос | Брязгин. Вдруг моряк услышал отдален­ ные звуки свистка. Быстро доложив об этом командиру. Брязгин через некоторое время убедился, что прямо по носу идет буксирный пароход с баржей. Командир сумел своевременно принять нужное ре­ шение. и опасность столкновения была предотвращена. - Необходимо различать наблюдения в светлые и темные ночи. В лунную ночь, когда небо становится светлее воды, луч­ ше всего обнаруживать об’екты ва линии горизонта, где на фоне светлого неба хо­ рошо заметен силуэт корабля или другою какого-либо об’екта. В этом случае сиг­ нальщику иди наблюдателю следует избрать самое низкое место ■ отгула ве­ сте наблюдение. Очень часто бывает, что туманы держатся совсем низко, в не­ скольких метрах от поверхности воды. В таком случае наблюдение нужно вести с самого высокого места яа корабле. В этом я убедился на собственном опыте. Однажды на море опустился густой туман, окутавший все кругом. Сигналь­ щики. стоящие на вахте на сигнальном мостике, ничего не могли обнаружить, так как отсюда горизонт не просматри­ вался. А наблюдатель старший матрос Василий Никоноров. находившийся в это время немного выше, обнаружил мачты судна, идущего прямо на нас. и доложил командиру. Бывает еще и так. что туман прохо­ дит волнами. В таких случаях сигналь­ щик должен использовать временно обра­ зующиеся окна для самого тщательного наблюдения и вести наблюдение в своем секторе непрерывно, ничем не отвлека­ ясь. Это позволяет во-время обнаружить корабль или плавающий предмет. Так было с одним из моих товарищей. Когда волна тумана стала проходить стороной, сигнальщик заметил в море судно и доложил об этом командиру. Вскоре туман снова закрыл корабль, но теперь специалист следил за встречным кораблем, прислушиваясь к шуму его ма­ шин. Дождь также затрудняет наблюдение невооруженным глазом. В дождливую по­ году следует как можно чаще прибегать к оптическим средствам, особенно к би­ ноклю. прикрыв его капюшоном плаща. Но лучше всего найти на корабле такое место, откуда бы при наблюдении не по­ падали на бинокль капли дождя. Мы используем каждую возможность для того, чтобы учиться наблюдать в дождь и снег, ночью и днем, в солнеч­ ную погоду и в туман. Чтобы отлично нести сигнальную вахту в любых «услови­ ях, сигнальщик должен повседневно со­ вершенствовать своя практические навы­ ки, постоянно помнить о большой ответ­ ственности. которая на него возложена. Матрос М. СОЛОНЕЦ, специалист первого иласса. Неустанно повышать идейный уровень и действенность идеологической работы Доброй славой пользуется на корабле комендор специалист второго класса стар­ ший матрос Виктор Сергеев. З а успехи в бее вой и политической учебе комсомоль­ цу Сергееву об’явлено много благодарно; стей и предоставлен внеочередной кратко­ срочный отпуск. Н А СН ИМ К Е : специалист второго класса старший матрос В. Сергеев на тре­ нировке в стрельбе по воздушным целям. Фото И . Никишова. Путь к мастерству орожить учебным временем Непогода. Порывистый ветер. Обильно выпадающие осадки и метель. А матросы упорно работают у орудий. Командир ог­ невого взвода младший лейтенант Русец- кий внимательно наблюдает эа действия­ ми подчиненных. В руках у него часы Офицер стремится выработать ч воинов быстроту и точность действий при выпол­ нении команд. — Готово! — докладывает сержант Мо- нушин. Его голос сливается со словами докладов командиров других расчетов. Руоецкнй идет в орудию и вниматель­ но проверяет готовность артиллерийского расчета. — Уровни закройте! — строго замеча­ ет он. Обнаруживаются и другие недоделки. По липу офицера пробегает тень недо­ вольства. — Надо уметь считать секунды, доро­ жить ими, — говорит он. — Исправить! — К орудию! — снова командует сер­ жант. Матросы стремглав бросаются к пушке, выполняя приказание. Напряженная учеба приводит к желаемым результатам. К концу занятия все расчеты уклады­ ваются в нормативы, а некоторые значи­ тельно перекрывают их. Офицер Русепкий постоянно борется за рациональное использование учебного вре­ мени. Вот и сегодня, готовясь в занятию, он предусмотрел, казалось, все до мелочи. В плане-конспекте распределил время на отработку каждого вопроса, позаботился о материальном обеспечении, поставил зада­ чи перед сержантами. Занятие прошло в непрерывной работе, матросы получили хорошую тренировку. Но. подводя итоги, Русецвий сделал вы­ вод, что учебное время можно было бы использовать еще более продуктивно. В одном из расчетов, например, имел место такой случай. Дважды при выпол­ нении команды недостаточно энергично действовал матрос Ахметов. Командиру орудия пришлось об’ясиять ему порядок выполнения приема. Остальные номере в это время бездействовали. Этого можно бы­ ло избежать. Матросу Ахметову эенитно-артиллерий- ское дело дается нелегко. Он слабо знает русский язык и поэтому труднее других усваивает материал, несколько отстает в учебе от товарищей. Но это не должно сказываться на боевой подготовке других воинов. Офицер подсказал сержанту, как нужно поступать в данном случае. Он указал на необходимость лучше использо­ вать индивидуальный метод работы. В следующий раз командир расчета по­ ступил именно так. Занятие прошло более организованно. Ахметов действовал у ору­ дия увереннее, сноровистее и не отставал от товарищей. Весь расчет использовал отведенное для занятия время для тща­ тельной отработки приемов. При ориентировании орудий подчинен­ ные младшего сержанта Масле'нпкова ра­ ботают быстро. Они всегда первыми до­ кладывают о готовности. А расчет Кобы лина отстает от других. Офицер решил заняться с воинами этого отделения до­ полнительно. После нескольких трениро­ вок расчет «подтянулся», номера стали действовать увереннее и точпее. В начале одного из занятий по устрой­ ству материальной части сержант Кобы- лин потерял семь минут учебного време­ ни. потому что несвоевременно подготовил плакаты. Этого можно было избежать. Офицер разобрал этот случай со всеми сержантами, тев’яснил им. что значит все­ сторонне подготовить занятие, по-«настоя­ щему бороться эа рациональное использо­ вание учебного времени. Наблюдая эа ходом учебного процесса и стремясь сделать его более организован­ ным, Русецкий ведет постоянную борьбу со всеми «упрощениями и послаблениями. Перед воинами-звнитчнками стоят слож­ ные задачи. Чтобы успешно решить их, нужно полностью использовать учебное время для совершенствования боевого ма­ стерства. Старший лейтенант С. ХАММАДЕЕВ. До прихода на флот матрос Половой не имел представления о радиоаппарату­ ре, с которой ему пришлось встретиться. С первых з » дней службы он по-настояще­ му взялся за овладение специальностью. Свою «учебу моряк начал с освоения тех­ ники, регулярных тренировок на ключе, постепенно, день ото дня, наращивая скорость в приеме и передаче знаков. Добросовестно комсомолец Половой от­ носился к занятиям по специальности. Он внимательно слушал командира, старался законспектировать основные вопросы те­ мы. Если что ему было непонятно, про­ сил повторить, раз’яснить. А в свободное время шел на боевой пост и закреплял теоретические знания я а практике. Когда на механизмах работали опытные специа­ листы. то Половой внимательно присма­ тривался к их действиям, перенимал опыт. Половой полюбил свою специальность и прилагал усилия к тому, чтобы в со­ вершенстве овладеть ею. Все личное вре­ мя он посвящал углублению и расшире­ нию своих знаний. Тренируясь на аппа­ ратуре. моряк постоянно контролировал свою работу, учитывал причины, по ко­ торым происходят те или иные искаже­ ния, дефекты, старался в дальнейшем не допускать их. Вое это позволило ему добиться нормативных покалателеи в приеме и передаче знаков. Большую помощь в изучении техники и отработке практических -навыков ока­ зывали ему старшие товарищи. Они учи­ ли матроса прамотно обслуживать техни­ ку. не теряться, если в аппаратуре воз­ никает какая-нибудь неисправность, а стараться спокойно выяснить причину и в кратчайший срок устранить дефект. Упорная .учеба дала хорошие результа­ ты. Весной этого года командир об’явил Полового отличником боевой и политиче­ ской подготовки. Воин не остановился на достигнутом, а стал учиться еще настой­ чивее. Он использовал каждую возмож­ ность для повышения боевого мастерства. Осенью Половой успешно сдал зачеты на классность. По просьбе моряку было раз­ решено через месяц повысить свою клас­ сность. И на этот раз комсомолеп успеш­ но выдержал экзамены. Сослуживцы го­ рячо поздравили Полового с успехом и пожелали ему более высоких показателей в слуяше. Мичман П. ШУРЫГА. Работа спорилась — Перед jiaMH стоит ответственная за­ дача — своевременно сдать в эксплуата­ цию строительный Об’ект. Дело трудное, но почетное. Давайте работать дружно, слаженно, и мы выполним задание навер­ няка. Командир вселил уверенность и бод­ рость в сердца воинов, и на следующий день работа вашшела. Спорилась работа в отделении плотни­ ков младшего сержанта Годового. Рядо­ вые Пучинскас и Вашеев, ефрейтор За­ рипов систематически выполняли свои дпевные задания. Усилия воинов увенчались успехом: об’ект был сдан в эксплуатацию в точно установленный срок. Рядовой В . СУЧКОВ. Ю ? 7 Э ггт /ш Ъ О ЛЫЖНЫ Й К РО СС СОСТОЯЛСЯ в нашем подразделении. Лучшие резуль­ таты на десятикилометровой дистанции показали матросы Галимов, Баркнн, Алексеенко, младший сержант Гри­ горьев и другие. Матрос Д . Крутских. О Н А 143 П Р О Ц Е Н Т А реализова­ ло производственное задание за февраль отделение младшего сержанта Архипо­ ва. Зд есь все воины неустанно борют­ ся за высокую производительность тру­ да. И . Перепечкин. О С Т А Р А Т Е Л Ь Н О изучает боевую технику матрос Кондратьев. З а достиг­ нутые успехи в учебе и службе ему об'явлено восемнадцать благодарностей. Кроме того, Кондратьев сфотографиро­ ван при развернутом Знамени ч«гти. Старший матрос Е . Воротынцев. О САМ О О Т В Е РЖ ЕН Н О трудятся воины-строители На 153 процента вы­ полнили месячное задание крановщи­ ки отделения младшего сержанта Цы- булько. Воинам вручен переходящий вымпел. Сафонов, Пилипюк и другие строители награждены денежными пре­ миями. Рядовой Г. Белтуев. О Н А С ТО Й ЧИ ВО совершенствуют сваи военные и политические знания старший матрос Акинин и матрос Ло- шкарев. З а успехи в учебе и службе командир об'явил им благодарность. Матрос Н . Лебедев. О РЯД О ВО Й З Ы З О В много чи­ тает политической и художественной литературы. Это дает возможность во­ ину лучше готовиться к политзаняти­ ям. Недавно комсомолец Зы зо в на во­ прос руководителя группы о коллекти­ визации сельского хозяйства в нашей стране привел интересные примеры из книги М. Шолохова «Поднятая Цели­ на». Рассказ слушателя, построенный на примерах, взятых из художествен­ ной литературы, был прослушан со вниманием. Руководитель группы отме­ тил содержательное выступление рядо­ вого Зы зова. Младший сержант В. Ходырев. Наша Родина уверенно идет по пути в коммунизму. Советский народ, руководи­ мый Коммунистической партией, с каж­ дым днем умножает свои успехи в разви­ тии тяжелой промышленности, составляю­ щей основу всего народного хозяЗстоа. несокрушимой обороноспособности нашей страны, источник неуклонного повыше­ ния благосостояния трудящихся. Новым выражением неустанной заботы Партии и Правительства о дальнейшем расцвете со­ циалистического государства являются Постановление япгварокого Пленума ЦК КПСС «Об увеличении производства про­ дуктов животноводства», «Закон о Госу­ дарственном бюджете СССР на 1955 год» и другие материалы второй сессии Вер­ ховного Совета СССР. Пропаганда славных успехов советско­ го народа в строительстве коммунизма, глубокое разясвение Постановления Пле­ нума ПК партии и доклада Н. С. Хрущева, решений и материалов сессии Верховно­ го Совета СССР имеют первостепенное значение для воспитания военных моря­ ков в духе животворного советского па­ триотизма и образцового выполнения ими своего воинского долга. На кораблях, в частях и подразделени­ ях развертывается серьезная работа по пропаганде «решений январского Пленума ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР. Это можно показать на примере подразделения, где активистом тов. Нови­ ков. Здесь для личного состава проводятся читки и раз’яснеиие этих важных доку­ ментов, в комнате политпросветработы оформлен стенд, отражающий исторические l*1июния. регулярно организуются радио­ передачи и т. д. Командир, политработник, партийная организация провели большую работу по оказанию помощи руководите­ лям групп в подготовке и проведении политических занятий по материалам ян ­ варского Пленума ЦК КПСС. Занятия по этой теме здесь прошли на высоком идей­ ном уровне, при активном участии слу­ шателей. Сейчас нет болег важной задачи, чем широкая пропаганда Постановления ян­ варского Пленума ЦК КПСС, решений и материалов второй сессии Верховного Со­ вета СССР. Эту работу надо рзеоматри- рать не как кратковременную кампанию, а вести ее систематически, на высоком идейном уровне. Одной из важных задач идеодопгче- скон работы является умение на конкрет- ных и убедительных примерах показы­ вать миролюбивую политику Советского государства, беспощадно разоблачать под­ жигателей воины, воспитывать у воинов стремление неустанно крепить военное мо- гуптество нашей Родины. настойчиво учиться военному делу и быть готовыми в любых условиях дать сокрушительный отпор любому апрессору. Опыт подтверждает, что там. где по­ вышению уровня идеологической работы уделяется постоянное внимание, личный состав показывает высокую политиче­ скую зрелость, отчетливо понимает свои задачи и настойчиво трудится над их вы­ полнением. В этом отношении заслужива­ ет внимания хорошая постановка агита­ ционно-пропагандистской работы в подраз­ делении. где активистом тов. Викторов. Хороший и поучительный пример органи­ зации воспитательной работы с личным составом здесь показывают командир и его заместитель по политчасти. Несмотря на большую служебную занятость, коман­ дир находит время для работы над повы- поением своих теоретических знаний, для подготовки лекций, докладов, с которыми выступает перед матросами, сержантами и офицерами. Вот некоторые темы выступлений командира за последнее время: «0 мораль­ ном облике советского воина», «О мораль­ ном облике советского офицера». «Желез­ ная воинская дисциплина — основа бое­ готовности части». Командир часто быва­ ет в казарме и ведет непринужденные бе­ седы с матросами, сержантами, выступа­ ет с обстоятельными докладами перед коммунистами и комсомольцами на пар­ тийных и комсомольских собраниях. Вме­ сте со своим заместителем по политчасти он умело руководит партийной и комсо­ мольской организациями. Постоянное внимание командир уделяет политическим занятиям. Он и его заме­ ститель по политчасти часто присутству­ ют на занятиях, ва беседах и докладах офицеров, выступающих перед личным со­ ставом. на месте .учат их практике аги­ тационно-пропагандистской работы. Хорошо продуманная и организованная идеологическая работа способствует по­ вышению политической сознательности личного состава, оказывает серьезное влияние ва успешное решение задач бое­ вой подготовки. На отчетно-выборном партийном собра­ нии коммунисты с полным основанием го­ ворили об успехах в боевой и политиче­ ской подготовке. Вместе в тем они смело вскрывали серьезные недостат­ ки в работе бюро по воспитанию воинов и организации политической учебы, вне­ сли много полезных предложений, направ­ ленных на мобилизацию личного состава, на успешное решение поставленных задач. Много поучительных и полезных меро­ приятий проводится на корабле, где ак­ тивистом тов. Потемкин. Здесь идеологи­ ческая работа оказывает действенное вли­ яние на повышение чувства личной от­ ветственности у матросов, старшин и офицеров за выполнение своего служебно­ го долга. Однако в целом идеологическая работа кое-где вое еще не отвечает в полной ме­ ре возросшим требованиям, пред’являемым ж ней в современных условиях, и нуж­ дается в значительном улучшении. Министр обороны СССР требует отлич ­ ного состава флота еще настойчивее со­ вершенствовать свое боевое мастерство, повышать уровень бсевой и политической подготовки, укреплять воинскую дисци­ плину и порядок, воспитывать у себя в ы ­ со кий морально-боевые качества, необхо­ димые в современной войне, быть всегда готовыми к сокрушительному отпору лю- мер, ва одном из кораблей через рассыль­ ного даются задания агитаторам провести беседы. Ясно, что такой порочный и вред­ ный метод руководства агитаторами нею- пустим. В Домах офицеров, матросских клубах, комнатах политпросветработы, в казармах и кубриках следует обновить наглядную агитацию, проводить тематические вечера, лекции, доклады, обсуждение произведе­ ний художественной литературы. За по- бому апрессору. Мобилизации личного со- следпее время несколько хороших меоо- ставз на успешнее решение этих задач нриятий провел Североморский матросский должна быть подчинена вся идеологиче- клуб. Интересно и с пользой проведены ская работа. В ее основу пейчас должно здесь вечер, посвященный укреплению быть положено глубокое раз’ясноиие ли1!- войсковой и Флотской дружбы и товарище- ному составу решений ятгварского Плену- ства, и вечер я а тему: «Роль сержантско­ му ЦК КПСС, материалов второй сессии го и старшинского состава в воспитаплн Верховного Совета СССР, широкая пропа- подчиненных». На вечере выступили ганда трудовых успехов советского наро- опытные, прошедшие школу Великой Оте- да в строительстве коммунизма, воспита-1 чостеонной войны офицеры. Они подели- нне у советских воинов непоколебимой верности Военной присяге, своему воин­ скому долгу. Надо довести до сознания каждого воина, что конкретным проявле­ нием патриотизма у матроса, солдата. лпсь своим опытом воспитания подчинен­ ных и оссбо подчеркнули значение воин­ ской дисциплины для повышения боего­ товности войск. Усиление размаха и повышение идейно- старшины, сержанта и офицера, вьраже- г<) уроВнЯ п действенности идеологической нием их преданности Партии и Прави- ра'5оты немыслимо без улучшения качест- тельству является ^нерушимее соолюдение вл политической учебы офицерского соста- трсбовании Военной присяги и уставов, цд Офицер обучает и воспитывает воинов, отличное владение техникой и оружием, р>ез наличия достаточной идейной закалки высокая одительность, постоянная о г ^ а я и правильного понимания текущих поли- готовность. тических событий, происходящих в стоа- В новом учебном году командиры, по- <ис и за рубежом, офипер не может пра- литработники, партийные организации вильно ерганизовать воспитание подчинен- сталп уделять больше внимания полити- яых. Учитывая большое значение полити­ ческому и воинском»у воспитанию матро-1 чсского образования офицеров для успеш­ ного решения задач обучения и воспита­ ния моряков, в этом году улучшена орга- низация марксистско-ленинской учебы. Офицерам предоставлено право заниматься самостоятельно, изучать по своему выбо­ ру один из предметов социально-экономи­ ческих наук или отдельные произведения классиков марксизма-ленинизма, решения с ’ездов, конференций, пленумов ЦК пар­ тии. Изменения, прошедшие в организация сов. солдат, старшин и сержантов. Во многих частях и на кораблях лучше ста­ ли оказывать помощь руководителям по­ литзанятий — наиболее массовому зве­ ну пропагандистов. Перед руководителя­ ми групп стали чаще выступать коман­ диры и начальники с доклада-ми о зада­ чах боевой подготовки. Это помогает про­ пагандистам проводить политические за­ нятия в более тесной связи с жизнью и учебой личного состава. Лучше, чем в прошлом, организуется оомен опытом их марксистско-ленинской подготовки, повы- раооты. Хорошее мероприятие для руководите­ лей политзанятий было проведено в под­ разделении. где руководителем семинара тов. Вигдорчик. Здесь для пропаганди­ стов были прочитаны лекции на темы: «Идеология и политика Коммунистической партии — основа политического и воин­ ского воспитания советских воинов», «Боевая программа развития сельского хо­ зяйства в действия» и другие. Подобные мероприятия проводятся и в двупих частях и на кораблях. Это несомненно способ­ ствует улучшению качества и повышению действенности политических занятий. Семинары руководителей групп полит­ занятий на многих кораблях и в частях стали проводить более творчески. На них обсуждаются те вопросы содержания и методики, глубокое уяснение которых по­ могает улучшить политическую учебу. Хо­ рошо организованы и творчески проводят­ ся семинары в части, где служат пропа­ гандист тов. Белозеров. Пропагандисты глубоко обсуждают содержание вопросов темы, обмениваются мнением, какие при­ меры можно использовать из жизни и учебы личного состава, как пользоваться сили интерес у офицеров к политической учебе и вместе с тем потребовали от томзндиров. политработников, партийных организаций более конкретно звать запро­ сы офицеров и оказывать им помощь в самостоятельной работе. На многих кораб­ лях и в частях ^учитывают то новое, что произошло в организации идейно-теорети­ ческого образования офицеров, и строят работу по оказанию помощи с учетом но­ вых требований и условий. На флоте ча­ ще стали проводиться лекции, собеседова­ ния, индивидуальные и групповые кон­ сультации. Интересно и оживленно про­ шло собеседование по теме: «Товарное производство. Товар и деньги» в Н-сжой части. Сейчас на кораблях и в частях готовят­ ся собеседования с офицерами по докладу В. М. Молотова на сессии Верховного Сове­ т а СССР «О международном положении и внешней политике Правительства СССР». Командирам, политработникам и партий­ ным организациям нужно провести боль­ шую работу по подготовке к собеседова­ нию- помочь офицерам разобраться во всех вопросах внешней политики Совет- произведениями художественной литера­ туры. наглядными пособиями. Вое это по- с кого государства. Хорошая подготовка в могает им глубже разобраться в содержа-1 собеседованию поможет офицерам принять нии темы и лучше подготовиться к за­ нятиям. Однако не везде еще уделяется юлжное внимание повышению качества и действен­ ности политических занятий. Наблюдают­ ся случаи, когда они плохо готовятся и проводятся. Так, например, на /сорабле К. на семинарах, посвященных темам воин­ ского воспитания, некоторые руководители пришли на занятия с опозданием и непод­ готовленными. При обсуждении темы во ­ п ро с ы излагали в отрыве от задач лично­ го состава. Все это привело к тому, что за­ нятия в ряде групп прошли на низком активное участие в обсуждении этих важ­ ных вопросов я позволит им более уверен­ но вести воспитательную работу с матро­ сами и старшинами. В марксистско-ленинской учебе офицер­ ских кадров все еще много формализма. Некоторые товарищи недостаточно глубоко поняли существо перестройки и не оказы­ вают должной деловой помощи нашим ко­ мандирам в повышении своих теоретиче­ ских знаний. В повышении идейного уровня идеоло­ гической работы серьезную роль призваны идеияом уровне. Долг командиров, полит- сыграть агитпропколлективы. Но, как по- работников. партийных организаций ре­ шительно устранять эти недостатки. В настоящее время проводятся полити­ ческие занятия по изучению Постановле­ ния январского Пленума ЦК КПСС и ма­ териалов второй сессии Верховного Совета СССР. Задача командиров и политработни­ ков состоит в том. чтобы эти занятия про­ шли на высоком идейном уровне, способ­ ствовали повышению чувства личной от­ ветственности воинов эа защиту Родины. По этим темам уже проведены семинары. Политуправление флота выпустило ряд наглядных пособий по материалам ягоар- казывают факты, не везде они исполь­ зуются в полной мере. Иногда можно слы­ шать разговоры, что работу агитпропкол­ лектива трудно организовать. Да, это не­ легкое дело. Однако и не такое трудное, особенно для тех, кто аа рассуждениями о трудностях не прячет своего нежелания ваниматься кропотливой работой по вов­ лечению офицеров в лекционную пропа­ ганду. Состояние работы некоторых агтгг- пропколлективов показывает, что если по- литорганы занимаются ими постоянно и конкретно, то достигается значительное улучшение лекционной пропаганды. На- ского Пленума ЦК партии и сессии Вер- пример, в агитпропколлективе, членом ко- ховного Совета СССР. Вое это поможет торого состоит тов. Чаплыгин, в работу вс- воинам более глубоко усвоить важнейшие влечены строевые офицеры,-пол итработни- документьт. Но, вместе с тем, нельзя не сказать и о том, что кое-где проявляют безответствен­ ность в подготовке пропагандистов к про­ ведению занятий. Например, в й-ском подразделении в день проведения семина­ ра с руководителями групп по постановле­ нию январского Пленума ЦК КПСС моло­ дые офицеры были заняты другим делом. В результате одно семинарское занятие не состоялось, а на другое явилось менее по­ ловины участников. Руководитель семина­ ра тов. Кравченко в занятиям подготовил­ ся плохо. В результате занятие пришлось перенести на другой день. Необходимо активизировать массово-по­ литическую агитацию, работу культурно- просветительных учреждений. Важно сей­ час правильно и разумно использовать си­ лы и возможности агитаторов, тщательно их проинструктировать, рассказать, как лучше проводить работу с личным соста­ вом. Кое-где работа с агитаторами, их ин­ структирование недооцениваются. Бапри- кя, врачи, инженеры. Здесь поручения офицерам даются с учетом желания и спо­ собностей, многие подготовленные лекции обсуждаются или рецензируются опытны­ ми пропагандистами, после этого офицеры квалифицированно выступают пере л лич­ ным составом. Совсем по-другому обстоит дело в агитпропколлективе. членом кото­ рого состоит тов. П окровский . Здесь на­ считывается немало офицеров, способных вести пропаганду общеполитических, воен­ но-технических и естествеяно-научпых знаний. Но вовлечением их в агитацпон- но-пропагандистскую работу почти не за­ нимаются, хотя в таких лекциях имеется большая нужда на кораблях. Работа агпт- пропколлектива здесь продолжительное вре­ мя не дает должных результатов. Перед нашим флотом стоят ответствен­ ные н сложные задачи. Успешное их ре­ шение невозможно без решительного уси­ ления идеологической работы, повышения ее идейного уровня и действенности. Офицер В . МЕЛЬНИКОВ. С о д е р А а ш е л Ь н а я б е с е д а Недавно с содержательной беседой вы­ ступила перед матросами тов. Панфилова. Используя интересные примеры, взятые из произведений советских и зарубежных прогрессивных писателей — М. Горького, Д. Лондона. Г. Фоста и других, тов. Пан­ филова рассказала морякам о дискримина­ ции негров в США. о терроре куклукекдз- новцев, о бедственном положении трудя­ щихся в этой стране. Беседа вызвала большой интерес у при­ сутствующих. Моряки поблагодарили биб­ лиотечного работника тов. Панфилову за содержательную беседу. Матрос В . КУДРЯВЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz