На страже Заполярья. 1955 год. Март.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 марта 1955 г .. Кг 57 (5209). КОМАНДИР БАШНИ ЫПУСКНПК училища Ана толий Слесарь непременно *отел пойти служить на корабль Северного флота, на котором он стажировал ся, именно в ту башню, где он приобрел первые навыки артиллери ста. Боялся, что другой корабль окажется не таким, как полюбившийся ему крей сер. Это не совсем осознанное стремление лейтенанта усиливалось деловыми сообра жениями. Здесь Слесарь неплохо узнал людей, особенности оружия. Нравился ему и дружный коллектив коммунистов пар тийной организации. Доводы лейтенанта оказались достаточ но убедительными. Несомненно, я а том месте, куда просился Слесарь, он смог бы наиболее полно применить свои способно сти. Это понимал старший начальник и был согласен с выпускником. И вопрос был решен. Слесаря назначили команди рам башни главного калибра крейсера. * * * ...Замочный матрос Тельпук производит отсчет и. получив разрешение командира, начинает заменять заряд. Однако он допу- , скает ошибку. Вместо того, чтобы отойти от линии отката и, постепенно открывая замок, убедиться, не горит ли заряд, Тельпук одним махом открыл замок. — Броневая дверь открыта! — бойко докладывает в это время матрос Акинь- т и н , а сам засовывает заряд в один из углов башни около дальномера. Он заме няет заряд на другом орудии. Офицер хмурится и смотрит на часы Хотя Акинынии не вытащил заряд из башни, он все-таки только-только уло жился в норматив. Лейтенант пристально следит, как ра богают л>угие моряки, и с горечью от мечает, что отдельные воины выполняют приемы медленно, допускают упрощения. Офицеру вспоминается разговор двух ма тросов. невольным свидетелем которого он явился, будучи иурсантом. Случилось так. Командир башни сделал воину замечание ва медлительность. А матросу казалось, что он работает расто ропно. с полной отдачей сил. — Куда же еще быстрей. — говорил он товарищу после тренировки. — Я ведь не автомат. Собеседник пытался убеждать сослу живца. что он не прав, темп можно повы сить. но не сумел сделать это. Тогда Слесарь почему-то не вмешался в раз говор. А как много значило бы такое раз’яснение! Это он почувствовал сейчас. На тренировке он впервые увидел мо лодых матросов Телыиука. Акиныпина, Иванова, оценил по достоинству способ ных, но пока недостаточно опытных коман диров отделений Зуева и Гаврилова. Надо было направить внимание лич ного состава на одиночную подготовку, отработку точности и быстроты при вы полнении нормативов. И как только после тренировки моряки привели боевой пост в порядок, командир башни об’яснил им. как это важно. Некоторые, у нас неправильно по нимают. что такое автоматизм в дейст виях. — начал Слесарь. — Представля ют, что это движения, которые произво дятся машинально, неосмысленно. Такое мнение не верно. Отработать приемы до ав томатизма — значит научиться момен тально соображать, найти самые эконом ные по силе и времени движения и не теряться ни при каких обстоятельствах. Все это необходимо для победы в бою. Многие из вас. видимо, помнят, как ини циативно работал однажды на боевом по сту старший матрос Федотов. Лейтенант рассказал, как было дело. Вводная оказалась несколько необычной. Электрик по приказанию офицера снял питание с механизма заряжания. Коман дир орудия завалил лоток, а прибойник не идет вперед. Один из матросов, как и полагалось ему по инструкции, бросился за ру ч н ы м прибойником и быстро вер итлея с ним. А в это время Федотов вы тащил с лотка снаряд и кулаком втолк нул его в камору. Орудие было готово к стрельбе. Моряки башни знают — Федотов на тренированный. сообразительный и физи чески выносливый моряк. Слова офицера убеждают воинов в необходимости всем стать такими же хорошими артиллериста ми. И стыдно сейчас перед товарищами Тельпуку, действия которого командир разбирает, как говорят, по косточкам. Он по учебно-боевой тревоге не одел пояс с гальваническими трубками, не снял проб ку и надульный чехол, не уложился в норматив... Можно было надеяться, что артиллери сты поняли свои задачи. Теперь остава лось организовать боевую учебу так. что бы добиться желаемых результатов. Лей тенант Слесарь проанализировал предыду щую трфировку и ясно увидел — ввод ные на ней ставились упрощенно. Напри мер. для того, чтобы ликвидировать за тяжной выстрел, отдавался ряд команд: «Произвести отсчет». «Орудие на угол заряжания», «Выключить продувание» и т. д. Таким образом воинам оставалось только следовать указаниям начальника, полностью раз’ясняющим, когда и что де лать. Для начала это было допустимо. «Однако стоит, пожалуй, в подоб ных случаях ставить вводную так: «За тяжной выстрел!» или просто бее слов отключать какой-либо узел схемы». — думал офицер. Это потребует от моряков твердого знания своих обязанностей, со образительности, инициативы. Руководствуясь этими соображениями, офицер дал указание командирам отделе ний составить для очередного одиночного учения перечень вводных, которые потре бовали бы самостоятельности в реше ниях. инициативы. Он убедился по том, что поступил правильно. Для навод чика старшего матроса Осипенко вводная явилась неприятной неожиданностью. Он спокойно занимался своим' делом, когда электрик по указанию лейтенанта снял с мотора питание. Но Осипенко опытный артиллерист. Он тотчас заметил неисправ ность. определил ее характер и доложил о случившемся командиру. Воин стал на водить вручную. Странно бьфо видеть ря дом с заиндевевшими от холода поверхно стями металла его раскрасневшееся от на пряжения и покрытое каплями пота лицо. Однако надо признать, что поднять мно гопудовый ствол орудия при помощи раз маха не так просто. К чести моряка — он выдержал большую напрузку. Та же вводная заставила по-настоят е му развернуться и замочного. Он в это вре мя выполнял другую вводную. Тем ее ме нее воин правильно разобрался в обста новке и произвел соот,>етствующ;»о п з а ключения. Моряки уложились л норматив. На этот раз и погребные встретились со множеством трудностей. К сожалению, они не сумели преодолеть их. Им было приказано подать боезатлс для стрельбы по самолету. Командир башни конкретно указал род боезапаса. Несмотря на f-то старшина 2 статьи Васильев распорядил ся подавать те снаряды, которые находи лись ближе. А они не вполне соответство вали назначению. Матросы загрузили бое запас в самый ближний от стеллажей эле ватор вместо того, чтобы плнести его туда, откуда удобней подавать во вра щающуюся часть башни. Васильев же не обратил на это внимания л не попоавял подчиненных. Стремясь сэкономить время, воины допустили немало упрощений и по существу не обеспечили орудие боегапп- сом. Несколько позднее ошибку допустил старшина 2 статьи Борисов. Он с матро сами успел подать в боевые отделелия только по два снаряда, когда перестало поступать питание на верхнюю схему элеватора. Командир отделения, не меш кая, приказал перейти на ручную подачу. Подчиненные быстро выполнили его рас поряжение. Но вот на механизмы посту пило питание, а в^шны попрежнему продолжали работать механическим спосо бом. Они получили хорошую возможность для физической закалки и воспитания в себе выносливости. Однако нужно сообра зовываться с обстановкой. Зачем изматы вать личный состав и искусственно ус ложнять положение? Можно было выиг рать время и сохранить силы моряков. переключившись вновь на электричесюую подачу. Борисов не догадался сделать это го. Бой может оказаться продолжитель ным. Лейтенант Слесарь не преминул ука зать Васильеву и Борисову на промахи. На ошибках моряки учились действиям, необходимым для боя. Новая постановка рводных задач позволила выявить силь ные и слабые стороны каждого специали ста. Зная их. командир башни мог достиг нуть высокой действенности боевой поа- готовки. Офицер был доволен этим. На одной из тренировок присутствовал командир подразделения. Артиллеристы выполняли нормативы, действовали так. будто они ведут огонь по врагу. Офи цер остался доволен. Но вот неожиданно он потребовал, чтобы матрос Тельпук показал, где находится предохранитель цели стрельбы орудия. Воин растерялся. Во-первых, предохранителями занимались электрики, во-вторых, он не знал, где их искать. Зато лейтенант Слесарь понял, что еще мало продумана и недостаточно отработана в бапгне взаимозаменяемость. В то время, как заряжающий старший ма трос Федотов может работать за наводчи ка. замочного, неплохо знает обязанности командира отделения, некоторые воины только-только справлялись с первым за местительством. С этого времени командир башни вре мя от времени стал приглашать на тре нировки расчота одного орудия всех стал- шлн башни. Каждому из них разрешалось давать матросам вводные и делать заме чания. Старшины насыщали одиночные учения вводными до предела. Вместе с тем каждый из них вносил что-то новое. Глужбе и чаще вскрывались ошибки и недостатки. Разумеется, такое мероприя тие явилось большой школой для всех во инов, в частности для командиров ору дий. А командир боевой части посоветовал лейтенанту учитывать все неисправности, которые случаются по тем или иным причинам. С настойчивостью коммуниста Слесарь выясняет все возможные непо ладки в работе боевой техники и записы вает их в особую тетрадь. На основании своих заметок он разрабатывает вводные для тренировок, которые становятся вое разнообразней и приближают учения к боевой действительности. Командир башни с удовлетворением замечал, что мастерст во артиллеристов растет с каждым днем. Настойчиво офицер продолжает отыс кивать все новые формы и методы обуче ния моряков мастерству метко вести оюнь, обеспечивать высокую скорострель ность. Командир подразделения подал мысль о том. что лучше будет нормиро вать выполнение моряками приемов не по времени, как это делалось прежде, а но ревунам. Раньше моменты выполнения вводных приурочивались к определенному опера тивному времени. Или в назначенные за ранее часы и минуты командир башни, орудия подавал команду голосом, или ма тросы вскрывали «секретки». Созда валось много шуму и снилсались воз можности наблюдать за работой лич ного состава, руководить ею. Неред ко получалось так, что матрос или старшина, значительно .раньше срока вы полнивший прием, вынужден был ожи дать очередного приказания. Ревуны же, по мере необходимости, можно давать ча ще и реже. Таким образом шуму соз дается меньше, учение до предела насы щается вводными. Сейчас внимание личного состава баш ни направлено на отработку четкого вза имодействия всех боевых постов. Коман диры отмечают несомненные успехи ком муниста лейтенанта Слесаря. Это его пер вые верные шаги. Молодой командир стремится полностью овладеть мастерст вом управления огнем башни, которая яв ляется составной частью боевой мощи крейсепа. Под руководством старших на чальников офицер Слесарь осваивает и совершенствует методы обучения артил леристов. воспитывает их в духе безза ветной верности любимой Родине. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. Руководители политзанятий делятся опытом Важное подспорье в учёбе слушателей Наглядные пособия оказывают слуша телям политических занятий большую помощь d изучении материала. Они по могают воинам глубже усваивать мате риал. запечатлеть в памяти те или иные события, даты, цифры и т. д. Наглядные пособия также служат действенным сред ством. помогающим самому руководителю группы ярко и доходчиво излагать тему, добиваться высокой успеваемости слуша телей. Во вгем этом я убедился на соб ственном опыте. На нашем корабле широко использу ются «Альбом наглядных пособий по истории КПСС», «Альбом наглядных посо бий по воинскому воспитанию». В них мы. руководители политзанятий, находим нужные плакаты к любой изучаемой слу шателями теме. Популярным на корабл?. является также альбом «Героические под виги воинов-североморцев в годы Вели кой Отечественной войны», изданный По литическим управлением Северного флота. Часто можно видеть моряков за чтением помещенных в нем материалов. Этот альбом я широко использовал в рассказе по теме «Уставы Советских Воо руженных Сил об инициативе и находчи вости солдат, матросов, сержантов и стар шин в выполнении приказов командиров и начальников». Приведя пример об ини циативе, проявленной в бою Героем Со ветского Союза Каторжным, упомянул, что с этим мужественным воином я учил ся вместе в Военно-морском училище. Это вызвало у слушателей особый интерес. Они задали мне ряд вопросов, просили подробнее рассказать об этом герое. Заня^- тие прошло интересно и достигло своей цели. Оживленной и активной была осое да по этой теме. К ней моряки готовились тщательно. В своих выступлениях они обстоителтио изложили славные боевые дела Героев Советского Союза Курбатова, Торцева. Каторжного и других. Воспитание наших воинов в духе пла менной любви и преданности социалисти ческой Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству неотделимо от привития матросам и старшинам жгу чей ненависти к врагам нашего Отече ства. В связи с этим на политических за- пятиях мы используем материалы и до кументы о зверствах американских захват чиков во время войны в Корее и т. п. Очень влжпо и нужно также организо вать подготовку наглядных пособий сила ми матросов и старшин. Это, кроме ска занного выше, пенно тем, что в процессе их изготовления слушатели, стараясь лучше и понятнее начзртить диаграмму или написать плакот. детально знако мятся с материалами, которые им пред стоит изучить. Когда группа, которой я руковожу, приступила к изучению исторшт КПСС, по моему поручению слушатели изготови ли красочный плакат о I с’езде партии. Плакат был использован во время рассказа, самостоятельного чтения и беседы по те ме. Это помогло матросам и старшинам, в том числе и слабоуспевающим слушате лям: старшим матросам Малгаждарову и Тгач. хорошо разобраться в материале о I с ’езде партии. Такие же плакаты были напитаны по всем с’езтам и важнейшим событиям в деятельности партии. Полезную инициативу проявила комсо мольская организация корабля. Члены ВЛКСМ на своем собрании постановили: к каждой теме политических занятий из готавливать наглядные пособия. Это ре шение они выполняют. Большую помощь ---------- О- слушателям оказали подготовленные н . корабле плакаты: «Мероприятия Комму нистической партии и Советского прави тельства по укреплению обороноспособно сти страны перед Великой Отечественной войной» и «Мероприятия Коммунистиче ской партии и Советского правительства по разгрому врага в период Великой Оте чественной войны». Матросы и старшины пользовались ими как в часы самостоя тельного чтения литературы, так и во время выступлений на итоговых беседах. | Когда группа готовилась к изучению . материалов о восстановлении и развитии | народного хозяйства нашей страны в послевоенный период, комсомольцы Ши- j шпнин, Волип, Вашепков и другие из- ' готовили альбом. В нем помещены диаг раммы роста всех отраслей промышлен ности и сельского хозяйства, всех видов транспорта: репродукции с картин совет ских художников и фотопрафип. расска зывающие о столице нашей Родины — Москве. На первой странице альбома в большом овале, увитом лаврами. — портреты В. И. Ленина и И. В. Сталина. Чуть ни же приведена ленинская цитата: «Мы, партия большевиков. Россию убедили. Мы Россию отвоевали у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудящихся. Мы должны теперь Россией управлять». Еще ниже — слова: «Коммунистическая пар тия ведет нас вперед к торжеству комму низма». На второй странице наклеена диаграмма, показывающая рост грузообо рота транспорта. Рядом с ней — репро дукция с картины художника Репина лБурлаки на Волге». Такое сочетание диаграмм и картин позволило наглядно сравнить мощное (развитие вашего народ ного хозяйства со слабо развитыми про мышленностью, сельским хозяйством и транспортом дореволюционной России. Беседа показала, что слушатели хорошо усвоили тему. Например, старший матрос, Ващепков в своем выступлении умело ис пользовал соответствующий раздел аль бома и его отвгг был содержательным и полным. Большую помощь наглядные пособия, изготовленные нами, оказали слушателям в усвоении исторического решения ян варского Пленума ЦК КПСС «Об увеличе- шгп ппоизводства продуктов животновод ства». В связи с изучением материалов второй сессии Верховного Совета СХЮР на политических занятиях мы подготовили диаграммы, подобрали фотомонтажи и т. д., посвященные развитию народного хозяйства СССР, росту государственного бюджета, его распределению. Отдельные руководители групп полит занятий пренебрегают подготовкой на глядных пособий, считая, что это связа но с большой затратой времени и со зна чительными трудностями. Они глубоко ошибаются. Трудностей тут особых нет. Все зависит от лзелания пропагандиста, о р его умения организовать изготовление наглядных пособий, привлечь в этому важному делу способных слушателей, ко торых ва каждом корабле, в каждом под разделении много. Всесторонняя подготовка в проведению занятия, а также подбор, изготовление и правильное использование наглядных по собий позволяют пропагандистам доби ваться высокой успеваемости слушателей на политических занятиях. Лейтенант А. РОМАШЕВ, руководитель группы политзанятий. Моторист специалист второго класса старший матрос Геннадий Баженов от лично знает свою специальность, грамот но эксплуатирует боевую технику. З а ус пехи в боевой и политической учебе ком сомольцу Баженову об’явлен ряд благо дарностей. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Г. Баженов за осмотром своего заведывания перед вы ходом в море. Ф ото И . Никишова. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ ВЕСЕЛЫ С ПОКАЗОМ ДИАФИЛЬМОВ В нашем подразделении для воинов ча сто проводятся беседы по специальности, которые сопровождаются показом диафиль мов. Так, недавно офицер Зуев провел бе седу о том, как построить орудийный дво рик. Прошла также беседа по у еш б е т в у сраряда. Беседы с показом диафильмов помогают воинам более наглядно усвоить содержание темы. Младший сержант В . ГЛЫДОВ. В деле сохранения военного и государ ственного имущества большую роль иг рает хорошая организация противопожар ной службы в частях и подразделениях. Отсутствие такой организации приводит, как правило, к пожарам, чем наносится большой материальный ущерб нашему го сударству. В подразделениях имеются пожарные расчеты, которые обязаны в период несе ния дежурства неослабно контролировать на своем участке соблюдение протибопо - ларпых правил и в случае возникновения пожара принять меры в его тушению имеющимися в их распоряжении средства ми. Пожарные расчеты п рп заступлении на дежурство должны тщательно прове ряться и инструктироваться старшиной подразделения. Однако в некоторых под разделениях этого не делается и часто проверка противопожарных расчетов пе ред заступлением па дежурство проводит ся Формально. Имеются случаи нарушений противо пожарных мероприятий. Так, в подразде лении. где служит тов. Рябцев, неисправ ны электрооборудование и п « п . личный состав сушку обмундирования производит в печах, за которые складываются дрова. В казармах и в столовых электрообору дование содержится плохо, выключатели и розетки разбиты, а мер по наведению порядка пе принимается. Уже прошло два месяца, как работник КЭЧ тов. Борисов был предупрежден про тивопожарной службой о том, что сило вая линия, подведенная в электромотору, ,и рубильник смонтированы с грубым ^нарушением электротехнических правил. Тов. Борисов обещал устранить недостат ки . Однако и сейчас электромотор экс плуатируется с грубыми техническими нарушениями. Необходимо больше уделять внимания противопожарным мероприятиям. М. СТАРОДУБЦЕВ. С О В Е Т Ы О Ф И Ц Е Р А С Т А Р Ш И Н Е Содержать в порядке корабельные устройства Устав обязывает моряков содержать ко рабельные устройства в чистоте и поряд ке. своевременно принимать меры к тому, чтобы не допускать их ржавления, и во время осмотров и ремонтов устранять все неисправности. На Севере воздух обладает повышенной влажностью. Особенности климатических условий Заполярья требуют очень тща тельного ухода за механизмами и устрой ствами. находящимися на верхней палубе. Дело в том, что металл здесь коррози руется оолее интенсивно. Чтобы боевые посты и в целом корабль поддерживать в чистоте и порядке, необходимо системати чески проводить осмотры. Обнаруженные веполалви должны устраняться немед ленно. Устройства, расположенные на верхней палубе, тавие, вав яворное, швартовное, буксирное, шлюпочное, леерное и другие, находятся в ведении боцманов. Хочется посоветовать им, вав нужно обращаться с этим большим а важным хозяйством. Яворное устройство всегда должно быть готово в отдаче и выборке якоря и обес печивать надежность стоянки корабля. Его состояние надо систематически прове рять. расхаживать винтовые талрепа цепных походных креплений, стационар ные стопора, ленточный стопор шпиля. Необходимо обращать также внимание на п рочнос ть крепления всех деталей, прове рять наличие чев и оепулярно менять смазву. Эти проверви следует произ водить особенно тщательно перед отдачей и после выбовви яворя. Важно постоянно следить за наввировкой яворьцепи и под новлять ее. Одно воемя матрос Девятеривов не про верял соединительные звенья. А кораблю частя л ^ иходилгуь становиться на бочку. Соединительные звенья зар;вавели, и на подготовку к очередной постановке на бочку было затрачено времени больше, чем следовало. Этого не случилось, если бы командир отделения контролиро вал действия Девятерикова. Боцману необходимо помнить, что при эксплуатации якорьцепь изнашивается неравномерно по всей длине. Дело в том, что в работе находится только ее ходовая часть. Чтобы увеличить срок службы якорьцепи, нужно периодически менять местами ходовую и коренную часть се. Один раз в год якорьцепь рекомендует ся очищать скребками и щетками от ржавчины и старой краски, промывать скипидаром и заново красить юузбассла- ком. Покраску якорьпвпи лучше всего приурочивать к стоянке корабля в доке, в крайнем случае, производить на прича ле. Старшина 2 статьи Гусев нашел новый способ покраски якорьцепи. Работа с ки стями очень трудоемка. Якорьцепь при ходится растаскивать, переворачивать. И все-таки на звеньях подчас остаются‘не закрашенные места. Гусев, используя до ковый под’емиый вран, производил по краску смычками, окуная их в бак с подогретым кузбасслаком. Краска при этом ложилась ровным слоем, незакра шенных мест не оставалось. Достигнута большая экономия времени. Швартовные устройства обеспечивают надежную и быструю швартовку, а тав- же безопасность работ. Обязательным ус ловием при этом является проверка того, нисколько надежно прикреплено швартов ное устройство к набору корпуса, исправ ны ли стопорные устройства шпилей и вьюшек. Вьюшви проворачиваются вхо лостую, и подшипниви их всегда смазы ваются перед выходом и по возвращении с моря . При длительной стоянке они так же смазываются. Швартовка, буксировка и проведение работ, связанных с под’емом и опуска нием тяжестей, спуском плавсредств, не обходятся без применения тросов. По этому необходимо заботиться о сохране нии прочности и продлении срока служ бы стальных и растительных тросов. Для этого соблюдается ряд правил. На проч ность тросов влияет образование колы шек. Их не будет, если трос укладывать в бухту или на вьюшку взакрут.' т. е. трос тросовой работы сворачивать по солнцу, кабельной — наоборот, а брать на кнехты только восьмеркой. Бухты троса при хранении на палубе нужно укладывать на решетки или бан кеты. Если стальной трос побывал в со леной воде, его следует обязательно п ро м ы т ь пресной водой и просушить. Бухты и вьюшки с тросами должны быть за крыты парусиной или чехлами от дождя и снега, а в хорошую погоду проветри ваться. Пока стальной трос еще новый и оцинковка на нем цела, под него рекомен дуется подкладывать в клюзы и киповые планки парусину или маты. Жесткие тросы и особенно буксирные нежелательно использовать для швартов ки, и тем более при заводке троса серь гой. Дело в том, что в месте изгиба у пях остается петля, которую потом очень тру дно выпрямить. Чтобы предохранить стальные тро сы от ржавления, необходимо раз в т р и месяца производить полную очистку их щетками, а затем смазывать олифой или льняным маслом. Старшина 2 статьи Гусев тщательно следит за состоянием заведывания. Он постоянно учит матросов правильно чи стить тросы, укладывать их на вьюшки. Выслужившие свой с ро к стальные тпосы у него в хорошем состоянии и могут быть еше пспользовапы. В исправном состоянии и всегда готовы ми к действию должны быть шлюпки, ка тера и шлюпочные устройства. Шлюпбалки и параванбалки. как и вся кие груоопод’емные средства, необходимо маркировать цифрами определенного разме ра, обозначающими их пруэопод’емность, дату осмотра и испытания. Они произво дятся обычпо один раз в три года спуском и под’емом груза, на десять процентов превышающего расчетную рабочую нагруз ку. В корабельных условиях эту проверку легко произвести. В качестве груза можно использовать становые я к о р я . Корабельные шлюпки полагается ежегод но проверять на прочность и водотечность. Боцмана должны знать, как это делается, и учить этому своих подчиненных. Для ис пытания на прочность шлюпка подвеши вается на шлюпбалках с грузом на 25 процентов большим. чем расчетный вес людей се команды и снабжения. При этом стрелка прогиба киля и изменение шири ны шлюпки не должны превышать четыре десятых длины и ширины шлюпки. После снятия нагрузки шлюпка не должна иметь остаточных деформаций. При испытании на водотечность шлюп ка спускается на воду с нагрузкой, рав ной россчетному весу ее команды и снаб жения. При нормальной водотечности за два часа вода в шлюпке поднимается до уровня нижней кромки кильсона. * При водотечности, превышающей норму, шлюпку необходимо шпаклевать. С этой целью корпус ее полностью очищается от старой краски и шпаклевки. Хорошо, если в это же время корпус обжечь паяльной лампой. Затем поверхность обшивки тща тельно зачищается наждаком и шлифуется. Шпаклевка растирается резиновой лопат кой, причем особенно аккуратно замазы ваются стыки обшивки. После обработки шпаклевки можно приступать в покраске шлюпки. Считается, что шлюпка является зерка лом корабля. По ее состоянию можно су дить о чистоте и порядке на корабле. В отличном состоянии содерлгат ял старшина 2 статьи Винник. Шлюпка, на ходящаяся в его заведывании, полностью укомплектована. Все металлические части ее выкрашены серебрином. Рангоут, вес ла. банки, отпорные крюки отливают зо лотистым цветом лака. На вальках весел выделяются зеленые и красные полосы маркировки. Парус, флаги, чехлы вы стираны и аккуратно свернуты. По всему видно — заведующий шлюпкой хорош о знает инструкции по уходу за ней, обла дает высокой морской к у л ь т у р о й , любит свое дело. На та/кой шлюпке и на состяза ниях п р и х о д и т ь последними к финишу стыдно. Три команды гребцов нашего ко рабля участвовали в осенней спартакчаде соединения и заняли первые места в сво их заходах. Умело управлял шлюпкой старший лейтенант Александров. Особого внимания требуют шлюпочные тали. Пеньковые тросы от влаги быстро гниют и перетираются в блоках. Недо смотр и несвоевременная замена тросов мо жет привести к обрыву лопарей. Старши нам надо следить, чтобы блоки периодиче ски перебирались, очищались и смазыва лись. Плохой уход за ними увеличивает силу трения шкива при вращении и, сле довательно, увеличивает нагрузку на ло парь и шлюпбалку. Нельзя недооценивать значения л верно го устройства. У лееров надо системати чески выбирать слабину, вы п р ям л я т ь стойки, подкрашивать их. Если на тросо вом леере появятся ваусеницы, иа них следует наложить проволочную оклетнев- ку. Очень тщательно нужно ухаживать за талрепами. Их неокрашенные рабочие по верхности, даже смазанные, быстро гряз нятся и ржавеют, так как на них постоян но попадает вода. Старшина 2 статьи Варанкин непра вильно организовал уход за лееоным уст ройством. Он не следил за ним повседнев но, не менял своевременно смазку на тал репах. Всю работу воин откладывал на еженедельные и ежемесячные осмотры . Время, которое отводилось на осмотр, ис- пользошлось не полностью и у Варанкина накопилось много недоделок. Перед старшинами стоит ответственная задача — обучить подчиненных правилам ухода за корабельными устройствами. Надо помнить, что корабль необходимо поддер живать в постояппой боевой готовности, сохранять его корпус, устройства, системы и вооружение от преждевременного износа II разрушения. Старший лейтенант Г . БАСКО. ПОСЛЕ РЕМОНТА — СНОВА РЕМОНТ На капитальный ремонт казармы наше го подразделения и ряд других помещений была израсходована большая сумма де нег. Судя по количеству затраченных средств, следовало ожидать, что ремонт будет доброкачественным. Но на самом деле эти ожидания не оправдались. Ремонт в казарме произведен очень плохо. Невзи рая па то, что печи в помещении топятся круглые сутки, температура продолжает оставаться низкой. Командование подраз деления обратилось к ответственпому за ремонт тов. Суетенко с просьбой довести начатое дело до конца. На дополнитель ный ремонт была выделена сухая штука турка. но этого еще недостаточно, нужны также и специалисты, которые могли *'ы произвести ремонт. Узнав об этом. тов. Оуетенко принимает другое (решение — вместо сухой штукатурки выдать 30 ли стов фанеры. Не успели мы оформить до кументы на получение стройматериала, как и это указание тов. Суетенко было им же отменено. Вместо фанеры тов. Суе тенко предложил нам заклеить потолок газетами и таким образом устранить недостатки, допущенные во время капи тального ремонта. Такое отношение к бытовым условиям личного состава со стороны тов. Суетен ко недопустимо. Старший лейтенант П. ШАПТАЛА. По следам наших выступлений «ЕЩЕ РАЗ О КАТКЕ» Под таким заголовком 9 февраля в на шей газете было опубликовано письмо ря дового А. Павлова. В письме указывалось, что лед на катке Североморского Дома офи церов не готовится к соревнованиям, не своевременно очищается от снега. Как сообщил начальник Дома офицеров, сейчас, после введения в строй автомаши ны, подготовка льда и очистка катка от снеда производятся регулярно и своевре- ХСВВ!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz