На страже Заполярья. 1955 год. Март.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 марта 1955 г .. Кг 57 (5209). КОМАНДИР БАШНИ ЫПУСКНПК училища Ана­ толий Слесарь непременно *отел пойти служить на корабль Северного флота, на котором он стажировал­ ся, именно в ту башню, где он приобрел первые навыки артиллери­ ста. Боялся, что другой корабль окажется не таким, как полюбившийся ему крей­ сер. Это не совсем осознанное стремление лейтенанта усиливалось деловыми сообра­ жениями. Здесь Слесарь неплохо узнал людей, особенности оружия. Нравился ему и дружный коллектив коммунистов пар­ тийной организации. Доводы лейтенанта оказались достаточ­ но убедительными. Несомненно, я а том месте, куда просился Слесарь, он смог бы наиболее полно применить свои способно­ сти. Это понимал старший начальник и был согласен с выпускником. И вопрос был решен. Слесаря назначили команди­ рам башни главного калибра крейсера. * * * ...Замочный матрос Тельпук производит отсчет и. получив разрешение командира, начинает заменять заряд. Однако он допу- , скает ошибку. Вместо того, чтобы отойти от линии отката и, постепенно открывая замок, убедиться, не горит ли заряд, Тельпук одним махом открыл замок. — Броневая дверь открыта! — бойко докладывает в это время матрос Акинь- т и н , а сам засовывает заряд в один из углов башни около дальномера. Он заме­ няет заряд на другом орудии. Офицер хмурится и смотрит на часы Хотя Акинынии не вытащил заряд из башни, он все-таки только-только уло­ жился в норматив. Лейтенант пристально следит, как ра богают л>угие моряки, и с горечью от­ мечает, что отдельные воины выполняют приемы медленно, допускают упрощения. Офицеру вспоминается разговор двух ма­ тросов. невольным свидетелем которого он явился, будучи иурсантом. Случилось так. Командир башни сделал воину замечание ва медлительность. А матросу казалось, что он работает расто­ ропно. с полной отдачей сил. — Куда же еще быстрей. — говорил он товарищу после тренировки. — Я ведь не автомат. Собеседник пытался убеждать сослу­ живца. что он не прав, темп можно повы­ сить. но не сумел сделать это. Тогда Слесарь почему-то не вмешался в раз­ говор. А как много значило бы такое раз’яснение! Это он почувствовал сейчас. На тренировке он впервые увидел мо­ лодых матросов Телыиука. Акиныпина, Иванова, оценил по достоинству способ­ ных, но пока недостаточно опытных коман­ диров отделений Зуева и Гаврилова. Надо было направить внимание лич­ ного состава на одиночную подготовку, отработку точности и быстроты при вы­ полнении нормативов. И как только после тренировки моряки привели боевой пост в порядок, командир башни об’яснил им. как это важно. Некоторые, у нас неправильно по­ нимают. что такое автоматизм в дейст­ виях. — начал Слесарь. — Представля­ ют, что это движения, которые произво­ дятся машинально, неосмысленно. Такое мнение не верно. Отработать приемы до ав ­ томатизма — значит научиться момен­ тально соображать, найти самые эконом­ ные по силе и времени движения и не теряться ни при каких обстоятельствах. Все это необходимо для победы в бою. Многие из вас. видимо, помнят, как ини­ циативно работал однажды на боевом по­ сту старший матрос Федотов. Лейтенант рассказал, как было дело. Вводная оказалась несколько необычной. Электрик по приказанию офицера снял питание с механизма заряжания. Коман­ дир орудия завалил лоток, а прибойник не идет вперед. Один из матросов, как и полагалось ему по инструкции, бросился за ру ч н ы м прибойником и быстро вер­ итлея с ним. А в это время Федотов вы­ тащил с лотка снаряд и кулаком втолк­ нул его в камору. Орудие было готово к стрельбе. Моряки башни знают — Федотов на­ тренированный. сообразительный и физи­ чески выносливый моряк. Слова офицера убеждают воинов в необходимости всем стать такими же хорошими артиллериста­ ми. И стыдно сейчас перед товарищами Тельпуку, действия которого командир разбирает, как говорят, по косточкам. Он по учебно-боевой тревоге не одел пояс с гальваническими трубками, не снял проб­ ку и надульный чехол, не уложился в норматив... Можно было надеяться, что артиллери­ сты поняли свои задачи. Теперь остава­ лось организовать боевую учебу так. что­ бы добиться желаемых результатов. Лей­ тенант Слесарь проанализировал предыду­ щую трфировку и ясно увидел — ввод­ ные на ней ставились упрощенно. Напри­ мер. для того, чтобы ликвидировать за ­ тяжной выстрел, отдавался ряд команд: «Произвести отсчет». «Орудие на угол заряжания», «Выключить продувание» и т. д. Таким образом воинам оставалось только следовать указаниям начальника, полностью раз’ясняющим, когда и что де­ лать. Для начала это было допустимо. «Однако стоит, пожалуй, в подоб­ ных случаях ставить вводную так: «За­ тяжной выстрел!» или просто бее слов отключать какой-либо узел схемы». — думал офицер. Это потребует от моряков твердого знания своих обязанностей, со­ образительности, инициативы. Руководствуясь этими соображениями, офицер дал указание командирам отделе­ ний составить для очередного одиночного учения перечень вводных, которые потре­ бовали бы самостоятельности в реше­ ниях. инициативы. Он убедился по­ том, что поступил правильно. Для навод­ чика старшего матроса Осипенко вводная явилась неприятной неожиданностью. Он спокойно занимался своим' делом, когда электрик по указанию лейтенанта снял с мотора питание. Но Осипенко опытный артиллерист. Он тотчас заметил неисправ­ ность. определил ее характер и доложил о случившемся командиру. Воин стал на­ водить вручную. Странно бьфо видеть ря­ дом с заиндевевшими от холода поверхно­ стями металла его раскрасневшееся от на­ пряжения и покрытое каплями пота лицо. Однако надо признать, что поднять мно­ гопудовый ствол орудия при помощи раз­ маха не так просто. К чести моряка — он выдержал большую напрузку. Та же вводная заставила по-настоят е ­ му развернуться и замочного. Он в это вре­ мя выполнял другую вводную. Тем ее ме­ нее воин правильно разобрался в обста­ новке и произвел соот,>етствующ;»о п з а ­ ключения. Моряки уложились л норматив. На этот раз и погребные встретились со множеством трудностей. К сожалению, они не сумели преодолеть их. Им было приказано подать боезатлс для стрельбы по самолету. Командир башни конкретно указал род боезапаса. Несмотря на f-то старшина 2 статьи Васильев распорядил­ ся подавать те снаряды, которые находи­ лись ближе. А они не вполне соответство­ вали назначению. Матросы загрузили бое­ запас в самый ближний от стеллажей эле­ ватор вместо того, чтобы плнести его туда, откуда удобней подавать во вра­ щающуюся часть башни. Васильев же не обратил на это внимания л не попоавял подчиненных. Стремясь сэкономить время, воины допустили немало упрощений и по существу не обеспечили орудие боегапп- сом. Несколько позднее ошибку допустил старшина 2 статьи Борисов. Он с матро­ сами успел подать в боевые отделелия только по два снаряда, когда перестало поступать питание на верхнюю схему элеватора. Командир отделения, не меш­ кая, приказал перейти на ручную подачу. Подчиненные быстро выполнили его рас­ поряжение. Но вот на механизмы посту­ пило питание, а в^шны попрежнему продолжали работать механическим спосо­ бом. Они получили хорошую возможность для физической закалки и воспитания в себе выносливости. Однако нужно сообра­ зовываться с обстановкой. Зачем изматы­ вать личный состав и искусственно ус­ ложнять положение? Можно было выиг­ рать время и сохранить силы моряков. переключившись вновь на электричесюую подачу. Борисов не догадался сделать это­ го. Бой может оказаться продолжитель­ ным. Лейтенант Слесарь не преминул ука­ зать Васильеву и Борисову на промахи. На ошибках моряки учились действиям, необходимым для боя. Новая постановка рводных задач позволила выявить силь­ ные и слабые стороны каждого специали­ ста. Зная их. командир башни мог достиг­ нуть высокой действенности боевой поа- готовки. Офицер был доволен этим. На одной из тренировок присутствовал командир подразделения. Артиллеристы выполняли нормативы, действовали так. будто они ведут огонь по врагу. Офи­ цер остался доволен. Но вот неожиданно он потребовал, чтобы матрос Тельпук показал, где находится предохранитель цели стрельбы орудия. Воин растерялся. Во-первых, предохранителями занимались электрики, во-вторых, он не знал, где их искать. Зато лейтенант Слесарь понял, что еще мало продумана и недостаточно отработана в бапгне взаимозаменяемость. В то время, как заряжающий старший ма­ трос Федотов может работать за наводчи­ ка. замочного, неплохо знает обязанности командира отделения, некоторые воины только-только справлялись с первым за­ местительством. С этого времени командир башни вре­ мя от времени стал приглашать на тре­ нировки расчота одного орудия всех стал- шлн башни. Каждому из них разрешалось давать матросам вводные и делать заме­ чания. Старшины насыщали одиночные учения вводными до предела. Вместе с тем каждый из них вносил что-то новое. Глужбе и чаще вскрывались ошибки и недостатки. Разумеется, такое мероприя­ тие явилось большой школой для всех во­ инов, в частности для командиров ору­ дий. А командир боевой части посоветовал лейтенанту учитывать все неисправности, которые случаются по тем или иным причинам. С настойчивостью коммуниста Слесарь выясняет все возможные непо­ ладки в работе боевой техники и записы­ вает их в особую тетрадь. На основании своих заметок он разрабатывает вводные для тренировок, которые становятся вое разнообразней и приближают учения к боевой действительности. Командир башни с удовлетворением замечал, что мастерст­ во артиллеристов растет с каждым днем. Настойчиво офицер продолжает отыс­ кивать все новые формы и методы обуче­ ния моряков мастерству метко вести оюнь, обеспечивать высокую скорострель­ ность. Командир подразделения подал мысль о том. что лучше будет нормиро­ вать выполнение моряками приемов не по времени, как это делалось прежде, а но ревунам. Раньше моменты выполнения вводных приурочивались к определенному опера­ тивному времени. Или в назначенные за­ ранее часы и минуты командир башни, орудия подавал команду голосом, или ма­ тросы вскрывали «секретки». Созда­ валось много шуму и снилсались воз­ можности наблюдать за работой лич­ ного состава, руководить ею. Неред­ ко получалось так, что матрос или старшина, значительно .раньше срока вы­ полнивший прием, вынужден был ожи­ дать очередного приказания. Ревуны же, по мере необходимости, можно давать ча­ ще и реже. Таким образом шуму соз­ дается меньше, учение до предела насы­ щается вводными. Сейчас внимание личного состава баш­ ни направлено на отработку четкого вза­ имодействия всех боевых постов. Коман­ диры отмечают несомненные успехи ком­ муниста лейтенанта Слесаря. Это его пер­ вые верные шаги. Молодой командир стремится полностью овладеть мастерст­ вом управления огнем башни, которая яв­ ляется составной частью боевой мощи крейсепа. Под руководством старших на­ чальников офицер Слесарь осваивает и совершенствует методы обучения артил­ леристов. воспитывает их в духе безза­ ветной верности любимой Родине. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. Руководители политзанятий делятся опытом Важное подспорье в учёбе слушателей Наглядные пособия оказывают слуша­ телям политических занятий большую помощь d изучении материала. Они по­ могают воинам глубже усваивать мате­ риал. запечатлеть в памяти те или иные события, даты, цифры и т. д. Наглядные пособия также служат действенным сред­ ством. помогающим самому руководителю группы ярко и доходчиво излагать тему, добиваться высокой успеваемости слуша­ телей. Во вгем этом я убедился на соб­ ственном опыте. На нашем корабле широко использу­ ются «Альбом наглядных пособий по истории КПСС», «Альбом наглядных посо­ бий по воинскому воспитанию». В них мы. руководители политзанятий, находим нужные плакаты к любой изучаемой слу­ шателями теме. Популярным на корабл?. является также альбом «Героические под­ виги воинов-североморцев в годы Вели­ кой Отечественной войны», изданный По­ литическим управлением Северного флота. Часто можно видеть моряков за чтением помещенных в нем материалов. Этот альбом я широко использовал в рассказе по теме «Уставы Советских Воо­ руженных Сил об инициативе и находчи­ вости солдат, матросов, сержантов и стар­ шин в выполнении приказов командиров и начальников». Приведя пример об ини­ циативе, проявленной в бою Героем Со­ ветского Союза Каторжным, упомянул, что с этим мужественным воином я учил­ ся вместе в Военно-морском училище. Это вызвало у слушателей особый интерес. Они задали мне ряд вопросов, просили подробнее рассказать об этом герое. Заня^- тие прошло интересно и достигло своей цели. Оживленной и активной была осое­ да по этой теме. К ней моряки готовились тщательно. В своих выступлениях они обстоителтио изложили славные боевые дела Героев Советского Союза Курбатова, Торцева. Каторжного и других. Воспитание наших воинов в духе пла­ менной любви и преданности социалисти­ ческой Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству неотделимо от привития матросам и старшинам жгу­ чей ненависти к врагам нашего Отече­ ства. В связи с этим на политических за- пятиях мы используем материалы и до­ кументы о зверствах американских захват­ чиков во время войны в Корее и т. п. Очень влжпо и нужно также организо­ вать подготовку наглядных пособий сила­ ми матросов и старшин. Это, кроме ска­ занного выше, пенно тем, что в процессе их изготовления слушатели, стараясь лучше и понятнее начзртить диаграмму или написать плакот. детально знако­ мятся с материалами, которые им пред­ стоит изучить. Когда группа, которой я руковожу, приступила к изучению исторшт КПСС, по моему поручению слушатели изготови­ ли красочный плакат о I с’езде партии. Плакат был использован во время рассказа, самостоятельного чтения и беседы по те­ ме. Это помогло матросам и старшинам, в том числе и слабоуспевающим слушате­ лям: старшим матросам Малгаждарову и Тгач. хорошо разобраться в материале о I с ’езде партии. Такие же плакаты были напитаны по всем с’езтам и важнейшим событиям в деятельности партии. Полезную инициативу проявила комсо­ мольская организация корабля. Члены ВЛКСМ на своем собрании постановили: к каждой теме политических занятий из­ готавливать наглядные пособия. Это ре­ шение они выполняют. Большую помощь ---------- О- слушателям оказали подготовленные н . корабле плакаты: «Мероприятия Комму­ нистической партии и Советского прави­ тельства по укреплению обороноспособно­ сти страны перед Великой Отечественной войной» и «Мероприятия Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства по разгрому врага в период Великой Оте­ чественной войны». Матросы и старшины пользовались ими как в часы самостоя­ тельного чтения литературы, так и во время выступлений на итоговых беседах. | Когда группа готовилась к изучению . материалов о восстановлении и развитии | народного хозяйства нашей страны в послевоенный период, комсомольцы Ши- j шпнин, Волип, Вашепков и другие из- ' готовили альбом. В нем помещены диаг­ раммы роста всех отраслей промышлен­ ности и сельского хозяйства, всех видов транспорта: репродукции с картин совет­ ских художников и фотопрафип. расска­ зывающие о столице нашей Родины — Москве. На первой странице альбома в большом овале, увитом лаврами. — портреты В. И. Ленина и И. В. Сталина. Чуть ни­ же приведена ленинская цитата: «Мы, партия большевиков. Россию убедили. Мы Россию отвоевали у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудящихся. Мы должны теперь Россией управлять». Еще ниже — слова: «Коммунистическая пар­ тия ведет нас вперед к торжеству комму­ низма». На второй странице наклеена диаграмма, показывающая рост грузообо­ рота транспорта. Рядом с ней — репро­ дукция с картины художника Репина лБурлаки на Волге». Такое сочетание диаграмм и картин позволило наглядно сравнить мощное (развитие вашего народ­ ного хозяйства со слабо развитыми про­ мышленностью, сельским хозяйством и транспортом дореволюционной России. Беседа показала, что слушатели хорошо усвоили тему. Например, старший матрос, Ващепков в своем выступлении умело ис­ пользовал соответствующий раздел аль­ бома и его отвгг был содержательным и полным. Большую помощь наглядные пособия, изготовленные нами, оказали слушателям в усвоении исторического решения ян ­ варского Пленума ЦК КПСС «Об увеличе- шгп ппоизводства продуктов животновод­ ства». В связи с изучением материалов второй сессии Верховного Совета СХЮР на политических занятиях мы подготовили диаграммы, подобрали фотомонтажи и т. д., посвященные развитию народного хозяйства СССР, росту государственного бюджета, его распределению. Отдельные руководители групп полит­ занятий пренебрегают подготовкой на­ глядных пособий, считая, что это связа­ но с большой затратой времени и со зна­ чительными трудностями. Они глубоко ошибаются. Трудностей тут особых нет. Все зависит от лзелания пропагандиста, о р его умения организовать изготовление наглядных пособий, привлечь в этому важному делу способных слушателей, ко­ торых ва каждом корабле, в каждом под­ разделении много. Всесторонняя подготовка в проведению занятия, а также подбор, изготовление и правильное использование наглядных по­ собий позволяют пропагандистам доби­ ваться высокой успеваемости слушателей на политических занятиях. Лейтенант А. РОМАШЕВ, руководитель группы политзанятий. Моторист специалист второго класса старший матрос Геннадий Баженов от­ лично знает свою специальность, грамот­ но эксплуатирует боевую технику. З а ус­ пехи в боевой и политической учебе ком­ сомольцу Баженову об’явлен ряд благо­ дарностей. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Г. Баженов за осмотром своего заведывания перед вы­ ходом в море. Ф ото И . Никишова. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ ВЕСЕЛЫ С ПОКАЗОМ ДИАФИЛЬМОВ В нашем подразделении для воинов ча­ сто проводятся беседы по специальности, которые сопровождаются показом диафиль­ мов. Так, недавно офицер Зуев провел бе­ седу о том, как построить орудийный дво­ рик. Прошла также беседа по у еш б е т в у сраряда. Беседы с показом диафильмов помогают воинам более наглядно усвоить содержание темы. Младший сержант В . ГЛЫДОВ. В деле сохранения военного и государ­ ственного имущества большую роль иг­ рает хорошая организация противопожар­ ной службы в частях и подразделениях. Отсутствие такой организации приводит, как правило, к пожарам, чем наносится большой материальный ущерб нашему го­ сударству. В подразделениях имеются пожарные расчеты, которые обязаны в период несе­ ния дежурства неослабно контролировать на своем участке соблюдение протибопо - ларпых правил и в случае возникновения пожара принять меры в его тушению имеющимися в их распоряжении средства­ ми. Пожарные расчеты п рп заступлении на дежурство должны тщательно прове­ ряться и инструктироваться старшиной подразделения. Однако в некоторых под­ разделениях этого не делается и часто проверка противопожарных расчетов пе­ ред заступлением па дежурство проводит ­ ся Формально. Имеются случаи нарушений противо­ пожарных мероприятий. Так, в подразде­ лении. где служит тов. Рябцев, неисправ­ ны электрооборудование и п « п . личный состав сушку обмундирования производит в печах, за которые складываются дрова. В казармах и в столовых электрообору­ дование содержится плохо, выключатели и розетки разбиты, а мер по наведению порядка пе принимается. Уже прошло два месяца, как работник КЭЧ тов. Борисов был предупрежден про­ тивопожарной службой о том, что сило­ вая линия, подведенная в электромотору, ,и рубильник смонтированы с грубым ^нарушением электротехнических правил. Тов. Борисов обещал устранить недостат­ ки . Однако и сейчас электромотор экс­ плуатируется с грубыми техническими нарушениями. Необходимо больше уделять внимания противопожарным мероприятиям. М. СТАРОДУБЦЕВ. С О В Е Т Ы О Ф И Ц Е Р А С Т А Р Ш И Н Е Содержать в порядке корабельные устройства Устав обязывает моряков содержать ко­ рабельные устройства в чистоте и поряд­ ке. своевременно принимать меры к тому, чтобы не допускать их ржавления, и во время осмотров и ремонтов устранять все неисправности. На Севере воздух обладает повышенной влажностью. Особенности климатических условий Заполярья требуют очень тща­ тельного ухода за механизмами и устрой­ ствами. находящимися на верхней палубе. Дело в том, что металл здесь коррози­ руется оолее интенсивно. Чтобы боевые посты и в целом корабль поддерживать в чистоте и порядке, необходимо системати­ чески проводить осмотры. Обнаруженные веполалви должны устраняться немед­ ленно. Устройства, расположенные на верхней палубе, тавие, вав яворное, швартовное, буксирное, шлюпочное, леерное и другие, находятся в ведении боцманов. Хочется посоветовать им, вав нужно обращаться с этим большим а важным хозяйством. Яворное устройство всегда должно быть готово в отдаче и выборке якоря и обес­ печивать надежность стоянки корабля. Его состояние надо систематически прове­ рять. расхаживать винтовые талрепа цепных походных креплений, стационар­ ные стопора, ленточный стопор шпиля. Необходимо обращать также внимание на п рочнос ть крепления всех деталей, прове­ рять наличие чев и оепулярно менять смазву. Эти проверви следует произ­ водить особенно тщательно перед отдачей и после выбовви яворя. Важно постоянно следить за наввировкой яворьцепи и под­ новлять ее. Одно воемя матрос Девятеривов не про­ верял соединительные звенья. А кораблю частя л ^ иходилгуь становиться на бочку. Соединительные звенья зар;вавели, и на подготовку к очередной постановке на бочку было затрачено времени больше, чем следовало. Этого не случилось, если бы командир отделения контролиро­ вал действия Девятерикова. Боцману необходимо помнить, что при эксплуатации якорьцепь изнашивается неравномерно по всей длине. Дело в том, что в работе находится только ее ходовая часть. Чтобы увеличить срок службы якорьцепи, нужно периодически менять местами ходовую и коренную часть се. Один раз в год якорьцепь рекомендует­ ся очищать скребками и щетками от ржавчины и старой краски, промывать скипидаром и заново красить юузбассла- ком. Покраску якорьпвпи лучше всего приурочивать к стоянке корабля в доке, в крайнем случае, производить на прича­ ле. Старшина 2 статьи Гусев нашел новый способ покраски якорьцепи. Работа с ки­ стями очень трудоемка. Якорьцепь при­ ходится растаскивать, переворачивать. И все-таки на звеньях подчас остаются‘не­ закрашенные места. Гусев, используя до­ ковый под’емиый вран, производил по­ краску смычками, окуная их в бак с подогретым кузбасслаком. Краска при этом ложилась ровным слоем, незакра­ шенных мест не оставалось. Достигнута большая экономия времени. Швартовные устройства обеспечивают надежную и быструю швартовку, а тав- же безопасность работ. Обязательным ус­ ловием при этом является проверка того, нисколько надежно прикреплено швартов­ ное устройство к набору корпуса, исправ­ ны ли стопорные устройства шпилей и вьюшек. Вьюшви проворачиваются вхо­ лостую, и подшипниви их всегда смазы­ ваются перед выходом и по возвращении с моря . При длительной стоянке они так­ же смазываются. Швартовка, буксировка и проведение работ, связанных с под’емом и опуска­ нием тяжестей, спуском плавсредств, не обходятся без применения тросов. По­ этому необходимо заботиться о сохране­ нии прочности и продлении срока служ­ бы стальных и растительных тросов. Для этого соблюдается ряд правил. На проч­ ность тросов влияет образование колы­ шек. Их не будет, если трос укладывать в бухту или на вьюшку взакрут.' т. е. трос тросовой работы сворачивать по солнцу, кабельной — наоборот, а брать на кнехты только восьмеркой. Бухты троса при хранении на палубе нужно укладывать на решетки или бан­ кеты. Если стальной трос побывал в со­ леной воде, его следует обязательно п ро ­ м ы т ь пресной водой и просушить. Бухты и вьюшки с тросами должны быть за­ крыты парусиной или чехлами от дождя и снега, а в хорошую погоду проветри­ ваться. Пока стальной трос еще новый и оцинковка на нем цела, под него рекомен­ дуется подкладывать в клюзы и киповые планки парусину или маты. Жесткие тросы и особенно буксирные нежелательно использовать для швартов­ ки, и тем более при заводке троса серь­ гой. Дело в том, что в месте изгиба у пях остается петля, которую потом очень тру дно выпрямить. Чтобы предохранить стальные тро сы от ржавления, необходимо раз в т р и месяца производить полную очистку их щетками, а затем смазывать олифой или льняным маслом. Старшина 2 статьи Гусев тщательно следит за состоянием заведывания. Он постоянно учит матросов правильно чи­ стить тросы, укладывать их на вьюшки. Выслужившие свой с ро к стальные тпосы у него в хорошем состоянии и могут быть еше пспользовапы. В исправном состоянии и всегда готовы­ ми к действию должны быть шлюпки, ка­ тера и шлюпочные устройства. Шлюпбалки и параванбалки. как и вся­ кие груоопод’емные средства, необходимо маркировать цифрами определенного разме­ ра, обозначающими их пруэопод’емность, дату осмотра и испытания. Они произво­ дятся обычпо один раз в три года спуском и под’емом груза, на десять процентов превышающего расчетную рабочую нагруз­ ку. В корабельных условиях эту проверку легко произвести. В качестве груза можно использовать становые я к о р я . Корабельные шлюпки полагается ежегод­ но проверять на прочность и водотечность. Боцмана должны знать, как это делается, и учить этому своих подчиненных. Для ис­ пытания на прочность шлюпка подвеши­ вается на шлюпбалках с грузом на 25 процентов большим. чем расчетный вес людей се команды и снабжения. При этом стрелка прогиба киля и изменение шири­ ны шлюпки не должны превышать четыре десятых длины и ширины шлюпки. После снятия нагрузки шлюпка не должна иметь остаточных деформаций. При испытании на водотечность шлюп­ ка спускается на воду с нагрузкой, рав­ ной россчетному весу ее команды и снаб­ жения. При нормальной водотечности за два часа вода в шлюпке поднимается до уровня нижней кромки кильсона. * При водотечности, превышающей норму, шлюпку необходимо шпаклевать. С этой целью корпус ее полностью очищается от старой краски и шпаклевки. Хорошо, если в это же время корпус обжечь паяльной лампой. Затем поверхность обшивки тща­ тельно зачищается наждаком и шлифуется. Шпаклевка растирается резиновой лопат­ кой, причем особенно аккуратно замазы­ ваются стыки обшивки. После обработки шпаклевки можно приступать в покраске шлюпки. Считается, что шлюпка является зерка­ лом корабля. По ее состоянию можно су­ дить о чистоте и порядке на корабле. В отличном состоянии содерлгат ял старшина 2 статьи Винник. Шлюпка, на­ ходящаяся в его заведывании, полностью укомплектована. Все металлические части ее выкрашены серебрином. Рангоут, вес­ ла. банки, отпорные крюки отливают зо­ лотистым цветом лака. На вальках весел выделяются зеленые и красные полосы маркировки. Парус, флаги, чехлы вы­ стираны и аккуратно свернуты. По всему видно — заведующий шлюпкой хорош о знает инструкции по уходу за ней, обла­ дает высокой морской к у л ь т у р о й , любит свое дело. На та/кой шлюпке и на состяза­ ниях п р и х о д и т ь последними к финишу стыдно. Три команды гребцов нашего ко­ рабля участвовали в осенней спартакчаде соединения и заняли первые места в сво­ их заходах. Умело управлял шлюпкой старший лейтенант Александров. Особого внимания требуют шлюпочные тали. Пеньковые тросы от влаги быстро гниют и перетираются в блоках. Недо­ смотр и несвоевременная замена тросов мо­ жет привести к обрыву лопарей. Старши­ нам надо следить, чтобы блоки периодиче­ ски перебирались, очищались и смазыва­ лись. Плохой уход за ними увеличивает силу трения шкива при вращении и, сле­ довательно, увеличивает нагрузку на ло­ парь и шлюпбалку. Нельзя недооценивать значения л верно­ го устройства. У лееров надо системати­ чески выбирать слабину, вы п р ям л я т ь стойки, подкрашивать их. Если на тросо­ вом леере появятся ваусеницы, иа них следует наложить проволочную оклетнев- ку. Очень тщательно нужно ухаживать за талрепами. Их неокрашенные рабочие по­ верхности, даже смазанные, быстро гряз­ нятся и ржавеют, так как на них постоян­ но попадает вода. Старшина 2 статьи Варанкин непра­ вильно организовал уход за лееоным уст­ ройством. Он не следил за ним повседнев­ но, не менял своевременно смазку на тал­ репах. Всю работу воин откладывал на еженедельные и ежемесячные осмотры . Время, которое отводилось на осмотр, ис- пользошлось не полностью и у Варанкина накопилось много недоделок. Перед старшинами стоит ответственная задача — обучить подчиненных правилам ухода за корабельными устройствами. Надо помнить, что корабль необходимо поддер­ живать в постояппой боевой готовности, сохранять его корпус, устройства, системы и вооружение от преждевременного износа II разрушения. Старший лейтенант Г . БАСКО. ПОСЛЕ РЕМОНТА — СНОВА РЕМОНТ На капитальный ремонт казармы наше­ го подразделения и ряд других помещений была израсходована большая сумма де­ нег. Судя по количеству затраченных средств, следовало ожидать, что ремонт будет доброкачественным. Но на самом деле эти ожидания не оправдались. Ремонт в казарме произведен очень плохо. Невзи­ рая па то, что печи в помещении топятся круглые сутки, температура продолжает оставаться низкой. Командование подраз­ деления обратилось к ответственпому за ремонт тов. Суетенко с просьбой довести начатое дело до конца. На дополнитель­ ный ремонт была выделена сухая штука­ турка. но этого еще недостаточно, нужны также и специалисты, которые могли *'ы произвести ремонт. Узнав об этом. тов. Оуетенко принимает другое (решение — вместо сухой штукатурки выдать 30 ли­ стов фанеры. Не успели мы оформить до­ кументы на получение стройматериала, как и это указание тов. Суетенко было им же отменено. Вместо фанеры тов. Суе­ тенко предложил нам заклеить потолок газетами и таким образом устранить недостатки, допущенные во время капи­ тального ремонта. Такое отношение к бытовым условиям личного состава со стороны тов. Суетен­ ко недопустимо. Старший лейтенант П. ШАПТАЛА. По следам наших выступлений «ЕЩЕ РАЗ О КАТКЕ» Под таким заголовком 9 февраля в на­ шей газете было опубликовано письмо ря­ дового А. Павлова. В письме указывалось, что лед на катке Североморского Дома офи­ церов не готовится к соревнованиям, не­ своевременно очищается от снега. Как сообщил начальник Дома офицеров, сейчас, после введения в строй автомаши­ ны, подготовка льда и очистка катка от снеда производятся регулярно и своевре- ХСВВ!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz