На страже Заполярья. 1955 год. Март.
i 4 марта 1955 г .. № 53 (5205)u На с т р а ж е З а п о л я р ь я К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Словом и делом помогает товарищам Собрание, обсуждавшее вопрос о при мерности комсомольцев в учебе и дисцип лине, было в разгаре. Слово для выступле ния попросил матрос Викторов. — Многие отмечали, что учиться воен ному делу надо прилежно, — сказал он.— Однако не все комсомольцы как следует выполняют эту важную задачу. Помехой тому является личная недисциплиниро ванность отдельных членов ВЛКСМ. По этому. например, отстает в учебе матрос Фврсою. На следующий день во время трениров ки матрос Фирсов действовал более усерд но. Когда прозвучал сигнал об окончании занятий, к Фирсову подошел Викторов и сказал: «Вы, Фирсов, не обижайтесь, что я вчера на собрании критиковал вас. Се годня видно, что вы старались. Буду рад, если вы наверстаете упущенное, станете отличником». Фирсов начал исправляться. Через не которое время он хорошо изучил специ альность и был об’явлен отличником бое вой и политической подготовки. Так лич ным примером, добрым советом комсомолец Викторов помог Фирсову выйти в число передовиков учебы и дисциплины. Сам Викторов прилежно учился, на каждом занятии шлифовал боевое мастерст во, приобретал необходимые знания для обслуживания техники. Специальность артиллериста комсомолец изучил отлично, но своими успехами в службе оп не до вольствовался. Матрос душой болел за учебу каждого воина отделения. Оказать товарищу помощь словом и делом он счи тает своим долгом. Наводчик матрос Федюшин во время тренировок не укладывался в нормативы. Если он начинал работать быстрее, то до пускал неточности. Как-то на трениров ке командир орудия по секундомеру про верил быстроту работы каждого подчинен ного. Матрос Викторов, как всегда, лучше и увереннее выполнял команды, а Фе дюшин отставал. На перерыве Викторов подошел к Федюшину и предложил: «По ка есть время, давай попробуем вместе выполнить какую-нибудь команду. Я по смотрю, как ты действуешь». Федюшин занял место наводчика, а Викторов стал рядом и подал команду. Вращая маховик, Федюшин рывком пере вел стрелку дальше, чем следовало. — Попробуй медленнее производить совмещение, — посоветовал Викторов. Матрос установил стрелку на нужное деление, по впемени на выполнение коман ды было затрачено больше, чем положено. Командир о т д е л е н и я п р и к а з а л п рп с т у - j п и т ь к ч и с т к е м а т е р и а л ь н о й ч а с т и . — Товарищ командир, разрешите еще потренироваться, — обращаясь к старши не, сказал Викторов и, получив утвер дительный ответ, посоветовал Федюшину: — В п ервую о ч е р ед ь , надо н а у ч и т ь с я пл авно , без ры в к о в в р ащ а т ь м ах о ви к , а потом у ж н а р ащ и в а т ь скорость . На боевом посту Викторов показал, как следует выполпять прием. Федюшин пов торял эти действия Викторов подмечал недостатки в работе тозарища и подсказы вал, как их устранить. Когда Федюшин научился плавно и точно совмещать стрелки, удерживать перекрестие, Викто ров посоветовал ему увеличить скорость работы. После тренировки комсомолец Викторов направился к своему заведыванию и стал приводить его в порядок. Почистив и сма зав механизмы, матрос помог Федюшину привести в порядок и его заведыванпе. Матросу Викторову вскоре за усердие в службе было присвоено звание «стар ший матрос». Отличником стал и бывший его сослуживец Фирсов. который сейчас петюведюн в другое подразделение. Hieдав но друзья встретились. — Как идут дела? — спросил у това рища Викторов. Ф ирсов рассказал о своей службе на новом месте. — Тебя я часто вспоминаю, — сказал он комсомольцу. — Правильно тогда кри тиковал меня на собрании. Помог во мпо- гом. Было о чем сообщить и В икторову о себе. Первым помощником командира отде ления, отзывчивым товарищем называли его раньше. Умелый воспитатель, требо вательный, заботливый командир — гово рят теперь о старшине 2 статьи Викто рове. Старшина 1 статьи В . ДРОЗДОВ. 23-е поощрение за труд и учёбу Комсомолец Николай Журавле® показы вает пример в учебе и труде, точно соб людает требования Военной присяги. В дни подготовки к выборам в Верхов ный Совет РСФСР и местные Советы комсомолец Журавлев, работая в составе комсомольско-молодежной бригады, добил ся высоких показателей в труде. Задание передовой воин выполняет на 120— 140 процентов. Недавно за достигнутые (успе хи в боевой и политической подготовке, образцовую^ работу командир предоставил ефрейтору Журавлеву краткосрочный от пуск. Это 23-е поощрение воина-отлич инка. Лейтенант И. ШОСТАК. Дорожить честью коллектива Матрос Шкаев в вашем подразделении служит давно. Однако, как комсомолец, он не показывает примера для тех. кто не состоит в комсомоле. На одном из своих собраний комсомоль цы обсуждали поведение члена ВЛКСМ Шкаева. Резко критиковали его за недо стойное поведение. — Матрос Шкаев. — отмечали высту павшие. — допускает нарушения воин ской, дисциплины и распорядка дня. Многие комсомольцы предлагали иск лючить из рядов ВЛКСМ тов. Шкаева. но он в своем выступлении заверил со служивцев. что дальше будет честно слу жить и не допуспгт нарушений дисци плины. Комсомольцы поверили ему. оставили его в своих рядах. Но вскоре комсомолец Шкаев о данном обещании забыл, и в его службе все пошло по-старому. Своим недостойным поведением матрх* Шкаев позорит высокое звание комсомольца. Пора комсомольской организации призвдть к ответственности нарушителя дисципли ны. Своим недостойным поведением Шка ев порочит честь коллектива. Старшина 2 статьи Б . ШАПИРО. За культурный и здоровый быт в семьях военнослужащих Из опыта работы политотдела Н-ской части Перед микрофоном радиоузла на корабле Н . часто выступают агитаторы, которые рассказывают морякам о решениях партии и правительства, об успехах советского народа в построении коммунизма, о задачах, стоящих перед воинами Вооружен ных Сил СССР. _ _ Н А СНИМ КЕ - коммунист старший лейтенант Борис Александрович Богданов выступает перед микрофоном. Фото И . Никишова. Наш почшалЬон Разговоров много, а дела нет В организаций культурного отдыха во инов наша комсомольская организация проявляет беззаботность. Некоторые из членов ВЛКСМ не выполнили комсомоль ские поручения — сделать доклады, про вести беседы, организовать конференции. Бюро во главе с тов. Ершовым не помогает комсомольцам в этом. Часто на комсомоль с к и х с о б р а н и я х и д е т р е ч ь о т о м , ч то бы у л у ч ш и т ь к у л ь т у р н ы й д о с у г в п о д р а зд е л е н и и . о р г а н и з о в а т ь к у л ь т п о х о д в м а т р о с с к и й к л у б п л и л ы ж н у ю п р о г у л к у в соп к и , н о х о р ош и е р еш е н и я т а к и н е п р о в о д я т с я в ж и з н ь . Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. Едва вахтенный у трапа увидит знакомую Ф игу ру корабельного почтальона Анатолия Савинова, воз вращающегося с берега, по кораблю мгновенно разно сится весть: — Почта идет! Все с нетерпением ждут прихода почтальона. Из больших и малых го родов. колхозных сел u де ревень поступают на ко рабль письма. Незримыми нитями связывают они во енных мосяков со всеми уголками нашей неоО’ятной Родины. Об этом всегда помнит старший матрос Савпнов. Когда командир назна чил воина корабельным почтальоном. Савинов по любил порученное ему дело. Приятно вручать товари щам письма с радостными вестями из дома. Матросы охотно делятся с почтальо ном новостями из водных мест. Вручая Савинову письмо, м о р я к и часто п р о с я т отправить его заказ ным или авиапочтой и т у т же об'ясняют. чем вызвана необходимость с ро ч н о й от правки. Воины рассказы вают ему о своих заботах, о том, что волнует их. Са винов всегда не только внимательно выслушает товарищей, но и даст дель ный совет. Много писем п и ш у т и получают матросы и стар шины корабля. К р у г лю де»!, с которыми они ведут переписку, велик. Это сви детельствует о высокой культуре и ш и р о к и х инте ресах советских мовя 1 ков. Особенно приятно стар шему матросу Савинову вручать товарищам пись ма от бывших сослужив цев, которые сейчас т р у дя тс я на заводах и Фабри ках, в колхозах и совхо зах. Эти письма обычно читаются вслух. Из них моряки узнают о славных т ру д о вы х делах своих бое вых друзей. Не прерывают связи с кораблем уваленные в дол госрочный отпуск старши на 2 статьи Гужов, стар шин матрос Даниленко и другие. Им попрежнему до рог -родной корабль, на котором они воспитыва лись, получили путевку в жизнь. Командир корабля напи сал письма родителям от личников боевой и полити ческой подготовки и клас сных специалистов. В них он сообщал об успехах пе редовых матвосов и стар шин в учебе и службе, благодарил родителей за хорошее воспитанно своих сыновей, желал им счастья и успехов в работе. С большой радостью, как са мое дорогое, нес Савинов эти письма на по чту . Корабельный почтальон, как и весь экипаж, с ин тересом ждал отпета. П ро шло немного времени, и письма от родителей моря - ков-отличников стали по ступать. Эти письма за читывались на собраниях личного состава, помеща лись в стенной печати. Сколько искренней радости и сердечной благодарности было в их взволнованных строках! Родители отлич ников горячо благодарили командование корабля за заботу и воспитание их сыновей, призывали моря- ков бдительно охранять мирпый созидател ьный труд советского народа, быть беспредельно предан ными великому делу Ком мунистической партии и Советского правительства. В свою очередь они обеща ли трудиться еще упорнее на благо любимой Родины.; Корабельный почталь он Анатолий Савинов всег да знает, кто из матросов и старшин чем интере суется. какую галету и л и журнал выписывает. Так, старшина Гончаров внима тельно следит за газетой «Комсомольс кая правда», любит читать литератур но-художественные журна лы, комсомолец Никитин всегда спрашивает журна лы «Коммунист», «Пропа гандист и агитатор». Дру гие м о р я к и интересуются новостями науки и техни ки. Часто бывая на берегу, Савинов заходит в книж ный магазин, узнает, нет лп новинок политической, художественной и техни ческой литературы. Если в магазин поступают но вые книги, он сообщает ос"» этом библиотекарю и другим товарищам. П о п у т н о он заходит и в мага зин канцелярских ппинад- ( лежностен к у п и т ь тетради, I блокноты, карандаши, пе- ! рья. В его сумке всегда ! есть конверты, почтовые ! марки, бланки для теле- ! грамм, телепрафных и поч товых переводов, нужные матросам. Старший матрос Сави нов ежедневно утром от правляется на почту, что бы по лучи ть газеты, сдать письма. После обеда поч тальон отправляет новую партию писем, получает матросскую •корреспонден цию. Не было случая, чтобы Анатолий Савинов опоздал с получением или отправкой почты. Матросы, старшины и офицеры корабля с благо дарностью отзываются о своем аккуратном почталь оне. Мичман А. ШЕВЦОВ. В клубе выступают передовые воины Клуб, где работает старший лейтенант Мишин, оказывает немалую помощь командиру в воспитании воинов. Здесь часто проводятся различные мероприятия, направленные на повышение боевой го товности подразделения. В клубе прочита ны лекции и проведены беседы о воин ской дисциплине, о том, каким должен быть воин. Однажды перед личным со ставом выступили передовики учебы и службы старшие матросы Никитин. Круг ляк и другие. Они рассказали о том. как добились успехов в боевой и политиче ской подготовке. Старший матрос Н. СЫС0ЕНК0В. Книги на естественно - научные темы Почему происходят солнечные и лунные затмения Величественна и бесконечно многообраз на окружающая нас природа. Как бы не хотя отступает она перед настойчивостью и упорством человека, раскрывая перед ним одну тайну за другой. Еще совсем недавно тайной для людей были солнечные и лунные затмения. Во времена царизма, когда в России имели широкое распространение суеверия и ре лигиозные предрассудки, затмения вызы вали У людей страх и ужас, казались «чудом божьим», проявлением каких-то «высших» потусторонних сил. Трудящиеся нашей страны все больше освобождаются от вековых предрассудков и религиозных суеверий. Большинство уже понимает, что солнечное затмение — II»» «знак божий», а закономерное явление природы. Оно возникает вследствие до вольно сложных движений и в^аимополо жений Солнца. Земли и Луны. Как же и почему происходят солнечные затмения? Об этом обстоятельно рассказы вается в брошюре В. Тер-Опанезова «Сол нечные и лунные затмения», вышедшей в Госкультиздате в 1954 году. Каждому из нас приходилось видеть, как по земной поверхности быстро несет ся тень от освещенного Солнцем самолета. Если тень промчится через то место, где мы стоим, мы заметим, что на одно мгно вение самолет закроет от нас Солнце. Те перь легко представить себе вместо этого самолета Луну. В своем движении в ми ровом пространстве она в определенный момент окажется между Солнцем и Зем лей. В этом случае^ Луна заслонит собою Солнце, и на земной поверхности появит ся громадная быстро несущаяся тень Лу ны. Каждый, кто окажется в этой тени, увпдит солнечное затмение. Вот обычная картина солнечного затме ния. Ясный, солнечный день. На небе ни облачка. Ничто не’ предвещает какой-ли бо неожиданности. Но вот становится яс но видно, что Солнце начинает ущерб ляться. С правой стороны на него все больше надвигается какое-то темное тело. Картина природы меняется. Небо темне ет, предметы начинают отбрасывать странные тени. Наконец, Солнце превра щается в узенький серпик. На Землю па дают его последние слабенькие лучи. Становится заметно холоднее. Животные охвачены тревогой, беспокойством. Собаки воют, коровы направляются с пастбищ к дому, куры взбираются на насест, птицы умолкают. И вот Солнце полностью исчезает. В тот же миг какая-то гигантская тень, низвергаясь с неба, проносится с неимо верной быстротой над земной поверх ностью, над полями и горами. Все оказы вается во власти тьмы. На небе загора ются звезды, вспыхивает особенная заря оранжево-лимонного оттенка, окрашиваю щая горизонт со всех сторон, чего обычно не бывает. А на том месте, где сияло Солнце, виден черный дружок, окаймлен ный серебристым сиянием солнечной ко роны. Зрелище полного солнечного зат мения длится чаще всего одну-три ми- луты . Затем из-за черного круглого засло на так же внезапно вырывается вновь узкий край ослепительного Солнца. При рода сразу же как бы пробуждается.’ Со бытия протекают в обратном порядке, и. наконец, опять сияет солнечный, яркий день. Затмение кончилось. В брошюре В. Тер-Оганезова подроб но описано, при каких обстоятельствах происходят солнечные затмения. Автор знакомит читателей с видами солнечных затмений, с тем. как предсказывают зат мения. какова природа Солнца и почему такой большой интерес для советской науки представляют наблюдения за сол нечными затмениями. Из книги читатель узнает также о том, как и почему происходят лунные затме ния. какова природа Луны. Книпа обильно иллюстрирована. В ней имеется список полных солнечных затме ний до 2000-го 1 ч>да. которые будут вид ны в СССР, и полных лунных затмений до 2000-го года, которые будут видны з европейской ч- 1 сти СССР. Брошюра, рассчитанная на массового читателя, на писана простым, доходчивым языком. И. МАЗУРКИН. Как предсказывают погоду Погода оказывает серьезное влияние на народное хозяйство и на всю повседнев ную жизнь человека. Поэтому очень важ но знать заранее, какая погода будет завтра, послезавтра, в будущем, чтобы полностью использовать ее благоприятные условия и заблаговременно подготовиться к неблагоприятным явлениям. Известно, например, что обильные сне гопады. метели, снежные заносы нередко нарушают график движения поездов. Зная заранее о предстоящих снежных за носах. работники железнодорожного тран спорта своевременно подготавливают средства снегоборьбы. обеспечивая тем самым бесперебойную работу транспорта. Летчик, располагая данными о погоде на своем маршруте, выбирает наиболее благоприятную высоту для полета. От состояния погоды часто зависит степень проходимости местности. Так, маневренность войск возрастает с насту плением морозов, когда замерзают озера, топи и болота. Но глубокий снежный по кров снижает эту маневренность. Туман и снегопад надежно маскируют размещение военных об’ектов и передви жение войск, но затрудняют боевые дей ствия авиации. Чем об’ясняются изменения погоды? Отчего возникают облака, гром, молния, дождь, снег? Почему бывает то холодно, то жарко? Находясь в полной зависимости от сти хийных сил природы, человек искал на них ответа в религии и обожествлял при родные явления — гром, молнию, ветер и т. д. Бури, грозы, весенние возвраты холодов, засухи и проливные дожди — все это он приписывал действию сверх’- естественных сил. Засухи, например, ши роко использовались церковниками для устройства молебнов «о ниспослании дож дя». Современная наука разгадала многие тайны природы и может не только об'яс- нить причины тех или иных явлений по годы, но и предсказывать эти явления заранее. Дождь и снег, гроза и метель, йралан и затишье, жара и мороз — все это результат проявления могучей воз душной стихии. , В брошюре А. П. Гальцова «Как пред сказывают погоду», выпущенной Воен ным издательством Министерства Оборо ны Союза ССР. обстоятельно рассказы вается об основных причинах изменения иогоды. Важную роль в этом, указывает автор, играют циклоны (система ветров, связанная с областью низкого давления) и антициклоны (система ветров, связан ная с областью высокого давления). Цик лоны и ангициклоны перемещаются, вме сте с ними движутся области ясной и ненастной погоды, и это создает резкие перемены погоды. Большой интерес вызывает то место брошюры, где автор знакомит читателей с методами, с помощью которых предсказы вается погода на короткий период и на более продолжительные сроки. Брошюра помогает читателю правиль но разобраться в наблюдениях над явле ниями погоды и подводит его к решению практических задач, к самостоятельному предвидению погоды по местным призна кам. Первое и самое главное условие для предсказания погоды по местным призна кам ,— пишет автор. — это внимательное наблюдение за текущими изменениями погоды и правильное их истолкование. В брошюре перечисляются признаки сохранения ясной и сухой погоды, пере хода ее в погоду неустойчивую, признаки наступления ненастья, сохранения нена стной погоды, признаки улучшения пого ды. М. ИВАНОВ. Забота об укреплении семьи, о правиль ном воспитании подрастающего поколения, воспитании каждого члена нашего общест ва в духе коммунистической морали — предмет неустанной заботы Коммунисти ческой партии и Советского правительст ва. \ Помня об этом, политотдел Н-ской части проводит большую работу среди членов се мей военнослужащих. Немалая роль в этой почетной и важной работе принад лежит клу^у гарнизона и женсовету. Многие дети офицеров учатся в средней школе, успеваемость У некоторых из них была невысокая. Работники политотдела обратили на это внимапие и с помощью педагогического коллектива узнали, что не успевают «в учебе, главным образом, де ти тех военнослужащих, в семьях кото рых не все благополучно в бытовом отно шении. Офицеры высказали пожелание, чтобы в клубе организовали специальный вечер с участием учителей, на котором можно было бы обсудить в о п р о с о воспи тании детей. Тогда в политотделе решили провести тематический вечер «0 воспитании детей в семье и в школе» и помогли женсовету, учителям школы и работникам клуба гар низона подготовить это мероприятие. При нять в нем участие пожелали многие офи церы и их жены — родители учащихся. С докладом «0 воспитании детей в семье и в школе» выступила учительница I Гусева. Она на конкретных примерах по казала, какие имеются недостатки в вос питании детей в семьях некоторых офице ров, и рекомендовала, как их лучше и бы стрее устранить. — У школы и родителей учащихся од- пи задачи, — сказала тов. Гусева, — вырастить грамотных и всесторонне обра зованных юношей и девушек, достойных строителей коммунистического общества. Поэтому родители должны активнее участ вовать в воспитании своих детей, в дея тельности педагогического коллектива школы. После доклада многие присутствующие на вечере учителя, офицеры и их жены с большим желанием поделились опытом воспитания школьников. К тематическому вечеру женсовет под готовил специальный номер стенгазеты, и родители с интересом читали помещенные в ней заметки. На выставке, сделанной силами жен офицеров и учителей, были продемонстрированы дневники и тетради отличников, а также и отстающих в уче бе детей. В заключение в клубе был дан большой концерт коллективов художественной само деятельности моряков и школьников. Тематический вечер вызвал горячее одобрение не только участвовавши в нем, по и других офицеров гарнизона. Вскоре политотдел начал готовить дру гой тематический вечер по вопросу о вза имоотношениях в семьях военнослужащих, о борьбе за к у л ь т а у и здоровый быт. В подготовке к этому вечеру приняли ак тивное участие многие жены офицеров. В клумбе было все готово для проведения интересного и полезного мероприятия. В просторном и светлом зале выставили два красочно оформленных женщинами стенда «Советская семья» и «Чего не должно быть в нашей семье». Стенды сразу заинтере совали прибывших на вечер людей, около них возникали оживленные беседы, офице ры и их жены делились впечатлениями, рассказывали о своих семьях. Не менее людно было и около свежего номера стен газеты. Там в коротких заметках акти вистки женсовета и другие женщины приводили интересные примеры взаимо отношений в семьях военнослужащих. Из другой комнаты клуба в зал лились звуки танцевальных мелодий, песен со ветских композиторов — там, ппрал духо вой аокестр. Когда подошло время, собравшиеся про шли в зрительный зал. С докладом «За здоровый быт советской семьи» выступи ла жена офицера учительница средней школы тов. Хворостяная. Нов. Хворостяная рассказала, какими должны быть взаимоотношения в семье, что надо сделать, чтобы поднять культуру и улучшить быт жен офицеров. — Повышение идейно-политического уровня не только мужа, но п жены — необходимое условие укрепления семьи» как ячейки коммунистического общества, — сказада учительница. С особым вниманием собравшиеся про слушали примеры, приведенные в докла де о дружных и высококультурных семь ях военнослужащих, в которых отношения строятся на взаимном уважении и доверии мужа, жены и детей друг к другу. Докладчик и выступившие после нее офицеры Петров, Васильев, жены военно служащих Шипова. Кусова и другие, рассказывая об известных им крепких и хороших семьях офицеров, резко осудили тех родителей, которые допускают сканда лы, пьянкп и другие аморальные поступ ки. мало заботятся о воспитании детей. После обсуждения вопроса в клубе состоялся концерт самодеятельного кол лектива. В концерте участвовали офи церы. их жены и матросы. Присутствующие на тематическом вече ре с живым интересом посмотрели выступ ление женского вокального ансамбля, . р у к о водимого женой офицера Зинаидой Паль чиковой. Кроме организации тематических ве черов, вечеров отдыха офицеров и членов их семей, докладов и бесед на культурно-бытовые темы, в клубе прово дится большая работа среди жен военно служащих по вовлечению их в обществен ную работу, повышению идейно-полити ческого уровня. При матросском клубе регулярно рабо тает кружок текущих событий, курсы массовых профессий, 4 г р у п п ы машинной вышивки, 2 группы кройки и шитья. Ор- ганнзуется для жен офицеров кружок «Го тов к санитарной обороне» и другие. Все это способствует вовлечению женщпн в общественную жизнь, помогает им под нять свою культуру и бороться за здоро вый быт в своих семьях. Старший лейтенант В . КАЛАЧЕВ. Новая концертная программа флотского ансамбля В дни, предшествовавшие празднованию 37-й годовщины Советской Армии и Вопн- но-Морского Флота, и в день праздника ансамбль песни и пляски Северного Флота показал зрителям свою новую программу, включающую произведепия советских ком позиторов о Коммунистической партлп и Вооруженных Силах, матросские песпи, песни народов СССР и стран народной де мократии, отрывки из русской и МИРОВОЙ оперной классики, пляски. Следует положительно оценить творче скую работу, проделанную коллективом ансамбля по подготовке новой программы, тем более, что за последнее время состав ансамбля в значительной мере пополнился молодыми силами. Торжественно прозвучала песня компо зитора Новикова «Есть такая партия» на слова поэта Ошанина, которой открылся концерт. Затем была исполнена «Песня о Советской Армии» Александрова, на слова Колычева. Ведущий программу об’являет: — «Марш Народно-освободительной ар мии Китая», музьгка композитора Чжень Люй-чеп! Зал аплодирует, отдавая должное не только коллективу ансамбля, освоившему это далеко но легкое произведенте. но и выражая искренние дружеские чувства к великому китайскому народу, интерес к искусству народного Китая. Коллектив ансамбля установил творче скую связь с офицером нашего флота старшим лейтенантом Устиновым. В кон церте исполнялась его песня о моряках. Пусть это произведение еще недостаточ но зрелое, уступает по своему художест венному уровню произведениям наших композиторов-песенняков, однако скром ны й вклад тов. Устинова в репертуар ан самбля заслуживает одобрения, а его творческие усилия — необходимой под держки. Надо пожелать руководству ан самбля шире привлекать к ,творческому сотоудпичеству с ансамблем композиторов- североморпев. Концерт продолжается. Исполнение но вых песен сменяется «Матросской пля ской» в постаповке балетмейстера ансамб ля Михаила Лагутина. Артист ансамбля М. Лимончик прочел поэму Н. Букипа «Морской орленок» о ге роическом подвиге гонги Саши Ковалева, воевавшего в годы Великой Отечестленпой войпы па одном из катеров Северного фло та. Подвиг юпого героя навсегда вписан в боевую историю нашего Флота. Пмя Саши Ковалева ныпе носит одна из улпп . гор. Североморска. На сцене снова хоровая группа ансамб ля. Исполняются русские, белорусские, украинские народные песни, песни стран народной демократии. Из классического оперного репертуара ансамбль исполнил хор «Ноченька» из оперы Рубинштейна «Демон», прозвучав ший стройно и слаженно. Солист И. Федо ров в сопровождении хора и оркестра спел куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». В программе много плясок, и о них хо телось бы сказать особо. Новой работой ансамбля является постановка М. Лагутп- па пляски «Боевая дружба». Когда под звуки «Встречного марша» на сцену гы- посят боевые знамена Советской Армии, Авиации и Флота, зрителя охватывает чув ство гордости за наши Вооруженные Силы. Закончился парад. В оркестре звучит сигнал «Отбой». На сцену выбегают ар тисты танцевальной группы. Одни — в ярких национальных костюмах, другие — в форме пехотинцев, летчиков, артиллери стов, моряков, казаков. Начинаются тан цы. Тереза Краснова плавно ведет русский тапеп. В нем участвуют все, кто нахо дится па сцене. Российская Федерация — первая республика среди равных в содру жестве народов СССР. В тесном союзе « нею идут остальные наши республики — - такова идея этого танца. Вслед эа русским танцем следуют укран инскнй (солистка Г. Бирюкова), белорус ский (солистка Т. Громадская) и узбек ский (солистка Н. Сургаева). Материалом для музыки узбекского танца послужил мотив песни «Сурейя» — о девушке. Ге рое Социалистического Труда, прославив шей себя трудовыми успехами на хлоп ковых полях. В последующих плясках раскрывается боевая дружба всех родов войск. Темпера ментно исполняют казачий танец артисты Е. Гефтер и В. Бычков. Порадовали зрите лей и другие солисты. В финале пляски «Боевая дружба» под черкивается, что советский народ и его Вооруженные Силы едины в своих стрем лениях, а в этом едипстве — их непобеди мость. Главной темой д а т о й пляски — «Уро жайной»— является самоотверженный труд советских людей на освоении целинных земель, приносящий богатые плоды. Удач но найденные М. Лагутиным хореографиче ские приемы, изображающие процессы труда в земледелии, понятны зрителю. В целом же постановка новых пля сок — несомненный шаг вперед в работе тапцевальной группы ансамбля, в ее творческом росте, в совершенствовании хореографического мастерства. Если танцевальная группа достигла из вестных успехов, то этого нельзя, к сожа лению, сказать о хоре. Это об*яспяеггя тем, что состав хора недавно пополнился молодыми матросами, пришедшими из коллективов художествепной самодея тельности кораблей и частей Флота. Г . СЕМЕНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz