На страже Заполярья. 1955 год. Март.

i 4 марта 1955 г .. № 53 (5205)u На с т р а ж е З а п о л я р ь я К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Словом и делом помогает товарищам Собрание, обсуждавшее вопрос о при­ мерности комсомольцев в учебе и дисцип­ лине, было в разгаре. Слово для выступле­ ния попросил матрос Викторов. — Многие отмечали, что учиться воен­ ному делу надо прилежно, — сказал он.— Однако не все комсомольцы как следует выполняют эту важную задачу. Помехой тому является личная недисциплиниро­ ванность отдельных членов ВЛКСМ. По­ этому. например, отстает в учебе матрос Фврсою. На следующий день во время трениров­ ки матрос Фирсов действовал более усерд­ но. Когда прозвучал сигнал об окончании занятий, к Фирсову подошел Викторов и сказал: «Вы, Фирсов, не обижайтесь, что я вчера на собрании критиковал вас. Се­ годня видно, что вы старались. Буду рад, если вы наверстаете упущенное, станете отличником». Фирсов начал исправляться. Через не­ которое время он хорошо изучил специ­ альность и был об’явлен отличником бое­ вой и политической подготовки. Так лич­ ным примером, добрым советом комсомолец Викторов помог Фирсову выйти в число передовиков учебы и дисциплины. Сам Викторов прилежно учился, на каждом занятии шлифовал боевое мастерст­ во, приобретал необходимые знания для обслуживания техники. Специальность артиллериста комсомолец изучил отлично, но своими успехами в службе оп не до­ вольствовался. Матрос душой болел за учебу каждого воина отделения. Оказать товарищу помощь словом и делом он счи­ тает своим долгом. Наводчик матрос Федюшин во время тренировок не укладывался в нормативы. Если он начинал работать быстрее, то до­ пускал неточности. Как-то на трениров­ ке командир орудия по секундомеру про­ верил быстроту работы каждого подчинен­ ного. Матрос Викторов, как всегда, лучше и увереннее выполнял команды, а Фе­ дюшин отставал. На перерыве Викторов подошел к Федюшину и предложил: «По­ ка есть время, давай попробуем вместе выполнить какую-нибудь команду. Я по­ смотрю, как ты действуешь». Федюшин занял место наводчика, а Викторов стал рядом и подал команду. Вращая маховик, Федюшин рывком пере­ вел стрелку дальше, чем следовало. — Попробуй медленнее производить совмещение, — посоветовал Викторов. Матрос установил стрелку на нужное деление, по впемени на выполнение коман­ ды было затрачено больше, чем положено. Командир о т д е л е н и я п р и к а з а л п рп с т у - j п и т ь к ч и с т к е м а т е р и а л ь н о й ч а с т и . — Товарищ командир, разрешите еще потренироваться, — обращаясь к старши­ не, сказал Викторов и, получив утвер­ дительный ответ, посоветовал Федюшину: — В п ервую о ч е р ед ь , надо н а у ч и т ь с я пл авно , без ры в к о в в р ащ а т ь м ах о ви к , а потом у ж н а р ащ и в а т ь скорость . На боевом посту Викторов показал, как следует выполпять прием. Федюшин пов­ торял эти действия Викторов подмечал недостатки в работе тозарища и подсказы­ вал, как их устранить. Когда Федюшин научился плавно и точно совмещать стрелки, удерживать перекрестие, Викто­ ров посоветовал ему увеличить скорость работы. После тренировки комсомолец Викторов направился к своему заведыванию и стал приводить его в порядок. Почистив и сма­ зав механизмы, матрос помог Федюшину привести в порядок и его заведыванпе. Матросу Викторову вскоре за усердие в службе было присвоено звание «стар­ ший матрос». Отличником стал и бывший его сослуживец Фирсов. который сейчас петюведюн в другое подразделение. Hieдав­ но друзья встретились. — Как идут дела? — спросил у това­ рища Викторов. Ф ирсов рассказал о своей службе на новом месте. — Тебя я часто вспоминаю, — сказал он комсомольцу. — Правильно тогда кри­ тиковал меня на собрании. Помог во мпо- гом. Было о чем сообщить и В икторову о себе. Первым помощником командира отде­ ления, отзывчивым товарищем называли его раньше. Умелый воспитатель, требо­ вательный, заботливый командир — гово­ рят теперь о старшине 2 статьи Викто­ рове. Старшина 1 статьи В . ДРОЗДОВ. 23-е поощрение за труд и учёбу Комсомолец Николай Журавле® показы­ вает пример в учебе и труде, точно соб­ людает требования Военной присяги. В дни подготовки к выборам в Верхов­ ный Совет РСФСР и местные Советы комсомолец Журавлев, работая в составе комсомольско-молодежной бригады, добил­ ся высоких показателей в труде. Задание передовой воин выполняет на 120— 140 процентов. Недавно за достигнутые (успе­ хи в боевой и политической подготовке, образцовую^ работу командир предоставил ефрейтору Журавлеву краткосрочный от­ пуск. Это 23-е поощрение воина-отлич­ инка. Лейтенант И. ШОСТАК. Дорожить честью коллектива Матрос Шкаев в вашем подразделении служит давно. Однако, как комсомолец, он не показывает примера для тех. кто не состоит в комсомоле. На одном из своих собраний комсомоль­ цы обсуждали поведение члена ВЛКСМ Шкаева. Резко критиковали его за недо­ стойное поведение. — Матрос Шкаев. — отмечали высту­ павшие. — допускает нарушения воин­ ской, дисциплины и распорядка дня. Многие комсомольцы предлагали иск­ лючить из рядов ВЛКСМ тов. Шкаева. но он в своем выступлении заверил со­ служивцев. что дальше будет честно слу­ жить и не допуспгт нарушений дисци­ плины. Комсомольцы поверили ему. оставили его в своих рядах. Но вскоре комсомолец Шкаев о данном обещании забыл, и в его службе все пошло по-старому. Своим недостойным поведением матрх* Шкаев позорит высокое звание комсомольца. Пора комсомольской организации призвдть к ответственности нарушителя дисципли­ ны. Своим недостойным поведением Шка­ ев порочит честь коллектива. Старшина 2 статьи Б . ШАПИРО. За культурный и здоровый быт в семьях военнослужащих Из опыта работы политотдела Н-ской части Перед микрофоном радиоузла на корабле Н . часто выступают агитаторы, которые рассказывают морякам о решениях партии и правительства, об успехах советского народа в построении коммунизма, о задачах, стоящих перед воинами Вооружен­ ных Сил СССР. _ _ Н А СНИМ КЕ - коммунист старший лейтенант Борис Александрович Богданов выступает перед микрофоном. Фото И . Никишова. Наш почшалЬон Разговоров много, а дела нет В организаций культурного отдыха во­ инов наша комсомольская организация проявляет беззаботность. Некоторые из членов ВЛКСМ не выполнили комсомоль­ ские поручения — сделать доклады, про­ вести беседы, организовать конференции. Бюро во главе с тов. Ершовым не помогает комсомольцам в этом. Часто на комсомоль­ с к и х с о б р а н и я х и д е т р е ч ь о т о м , ч то бы у л у ч ш и т ь к у л ь т у р н ы й д о с у г в п о д р а зд е­ л е н и и . о р г а н и з о в а т ь к у л ь т п о х о д в м а т р о с ­ с к и й к л у б п л и л ы ж н у ю п р о г у л к у в соп ­ к и , н о х о р ош и е р еш е н и я т а к и н е п р о в о ­ д я т с я в ж и з н ь . Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. Едва вахтенный у трапа увидит знакомую Ф игу ру корабельного почтальона Анатолия Савинова, воз­ вращающегося с берега, по кораблю мгновенно разно­ сится весть: — Почта идет! Все с нетерпением ждут прихода почтальона. Из больших и малых го­ родов. колхозных сел u де­ ревень поступают на ко­ рабль письма. Незримыми нитями связывают они во­ енных мосяков со всеми уголками нашей неоО’ятной Родины. Об этом всегда помнит старший матрос Савпнов. Когда командир назна­ чил воина корабельным почтальоном. Савинов по­ любил порученное ему дело. Приятно вручать товари­ щам письма с радостными вестями из дома. Матросы охотно делятся с почтальо­ ном новостями из водных мест. Вручая Савинову письмо, м о р я к и часто п р о ­ с я т отправить его заказ­ ным или авиапочтой и т у т же об'ясняют. чем вызвана необходимость с ро ч н о й от­ правки. Воины рассказы­ вают ему о своих заботах, о том, что волнует их. Са­ винов всегда не только внимательно выслушает товарищей, но и даст дель­ ный совет. Много писем п и ш у т и получают матросы и стар­ шины корабля. К р у г лю­ де»!, с которыми они ведут переписку, велик. Это сви­ детельствует о высокой культуре и ш и р о к и х инте­ ресах советских мовя 1 ков. Особенно приятно стар­ шему матросу Савинову вручать товарищам пись­ ма от бывших сослужив­ цев, которые сейчас т р у ­ дя тс я на заводах и Фабри­ ках, в колхозах и совхо­ зах. Эти письма обычно читаются вслух. Из них моряки узнают о славных т ру д о вы х делах своих бое­ вых друзей. Не прерывают связи с кораблем уваленные в дол­ госрочный отпуск старши­ на 2 статьи Гужов, стар­ шин матрос Даниленко и другие. Им попрежнему до­ рог -родной корабль, на котором они воспитыва­ лись, получили путевку в жизнь. Командир корабля напи­ сал письма родителям от­ личников боевой и полити­ ческой подготовки и клас­ сных специалистов. В них он сообщал об успехах пе­ редовых матвосов и стар­ шин в учебе и службе, благодарил родителей за хорошее воспитанно своих сыновей, желал им счастья и успехов в работе. С большой радостью, как са­ мое дорогое, нес Савинов эти письма на по чту . Корабельный почтальон, как и весь экипаж, с ин­ тересом ждал отпета. П ро ­ шло немного времени, и письма от родителей моря - ков-отличников стали по­ ступать. Эти письма за­ читывались на собраниях личного состава, помеща­ лись в стенной печати. Сколько искренней радости и сердечной благодарности было в их взволнованных строках! Родители отлич­ ников горячо благодарили командование корабля за заботу и воспитание их сыновей, призывали моря- ков бдительно охранять мирпый созидател ьный труд советского народа, быть беспредельно предан­ ными великому делу Ком­ мунистической партии и Советского правительства. В свою очередь они обеща­ ли трудиться еще упорнее на благо любимой Родины.; Корабельный почталь­ он Анатолий Савинов всег­ да знает, кто из матросов и старшин чем интере­ суется. какую галету и л и журнал выписывает. Так, старшина Гончаров внима­ тельно следит за газетой «Комсомольс кая правда», любит читать литератур­ но-художественные журна­ лы, комсомолец Никитин всегда спрашивает журна­ лы «Коммунист», «Пропа­ гандист и агитатор». Дру­ гие м о р я к и интересуются новостями науки и техни­ ки. Часто бывая на берегу, Савинов заходит в книж­ ный магазин, узнает, нет лп новинок политической, художественной и техни­ ческой литературы. Если в магазин поступают но­ вые книги, он сообщает ос"» этом библиотекарю и другим товарищам. П о ­ п у т н о он заходит и в мага­ зин канцелярских ппинад- ( лежностен к у п и т ь тетради, I блокноты, карандаши, пе- ! рья. В его сумке всегда ! есть конверты, почтовые ! марки, бланки для теле- ! грамм, телепрафных и поч­ товых переводов, нужные матросам. Старший матрос Сави­ нов ежедневно утром от­ правляется на почту, что­ бы по лучи ть газеты, сдать письма. После обеда поч­ тальон отправляет новую партию писем, получает матросскую •корреспонден­ цию. Не было случая, чтобы Анатолий Савинов опоздал с получением или отправкой почты. Матросы, старшины и офицеры корабля с благо­ дарностью отзываются о своем аккуратном почталь­ оне. Мичман А. ШЕВЦОВ. В клубе выступают передовые воины Клуб, где работает старший лейтенант Мишин, оказывает немалую помощь командиру в воспитании воинов. Здесь часто проводятся различные мероприятия, направленные на повышение боевой го­ товности подразделения. В клубе прочита­ ны лекции и проведены беседы о воин­ ской дисциплине, о том, каким должен быть воин. Однажды перед личным со­ ставом выступили передовики учебы и службы старшие матросы Никитин. Круг­ ляк и другие. Они рассказали о том. как добились успехов в боевой и политиче­ ской подготовке. Старший матрос Н. СЫС0ЕНК0В. Книги на естественно - научные темы Почему происходят солнечные и лунные затмения Величественна и бесконечно многообраз­ на окружающая нас природа. Как бы не­ хотя отступает она перед настойчивостью и упорством человека, раскрывая перед ним одну тайну за другой. Еще совсем недавно тайной для людей были солнечные и лунные затмения. Во времена царизма, когда в России имели широкое распространение суеверия и ре­ лигиозные предрассудки, затмения вызы­ вали У людей страх и ужас, казались «чудом божьим», проявлением каких-то «высших» потусторонних сил. Трудящиеся нашей страны все больше освобождаются от вековых предрассудков и религиозных суеверий. Большинство уже понимает, что солнечное затмение — II»» «знак божий», а закономерное явление природы. Оно возникает вследствие до­ вольно сложных движений и в^аимополо­ жений Солнца. Земли и Луны. Как же и почему происходят солнечные затмения? Об этом обстоятельно рассказы­ вается в брошюре В. Тер-Опанезова «Сол­ нечные и лунные затмения», вышедшей в Госкультиздате в 1954 году. Каждому из нас приходилось видеть, как по земной поверхности быстро несет­ ся тень от освещенного Солнцем самолета. Если тень промчится через то место, где мы стоим, мы заметим, что на одно мгно­ вение самолет закроет от нас Солнце. Те­ перь легко представить себе вместо этого самолета Луну. В своем движении в ми­ ровом пространстве она в определенный момент окажется между Солнцем и Зем­ лей. В этом случае^ Луна заслонит собою Солнце, и на земной поверхности появит­ ся громадная быстро несущаяся тень Лу­ ны. Каждый, кто окажется в этой тени, увпдит солнечное затмение. Вот обычная картина солнечного затме­ ния. Ясный, солнечный день. На небе ни облачка. Ничто не’ предвещает какой-ли­ бо неожиданности. Но вот становится яс­ но видно, что Солнце начинает ущерб­ ляться. С правой стороны на него все больше надвигается какое-то темное тело. Картина природы меняется. Небо темне­ ет, предметы начинают отбрасывать странные тени. Наконец, Солнце превра­ щается в узенький серпик. На Землю па­ дают его последние слабенькие лучи. Становится заметно холоднее. Животные охвачены тревогой, беспокойством. Собаки воют, коровы направляются с пастбищ к дому, куры взбираются на насест, птицы умолкают. И вот Солнце полностью исчезает. В тот же миг какая-то гигантская тень, низвергаясь с неба, проносится с неимо­ верной быстротой над земной поверх­ ностью, над полями и горами. Все оказы­ вается во власти тьмы. На небе загора­ ются звезды, вспыхивает особенная заря оранжево-лимонного оттенка, окрашиваю­ щая горизонт со всех сторон, чего обычно не бывает. А на том месте, где сияло Солнце, виден черный дружок, окаймлен­ ный серебристым сиянием солнечной ко­ роны. Зрелище полного солнечного зат­ мения длится чаще всего одну-три ми- луты . Затем из-за черного круглого засло­ на так же внезапно вырывается вновь узкий край ослепительного Солнца. При­ рода сразу же как бы пробуждается.’ Со­ бытия протекают в обратном порядке, и. наконец, опять сияет солнечный, яркий день. Затмение кончилось. В брошюре В. Тер-Оганезова подроб­ но описано, при каких обстоятельствах происходят солнечные затмения. Автор знакомит читателей с видами солнечных затмений, с тем. как предсказывают зат­ мения. какова природа Солнца и почему такой большой интерес для советской науки представляют наблюдения за сол­ нечными затмениями. Из книги читатель узнает также о том, как и почему происходят лунные затме­ ния. какова природа Луны. Книпа обильно иллюстрирована. В ней имеется список полных солнечных затме­ ний до 2000-го 1 ч>да. которые будут вид­ ны в СССР, и полных лунных затмений до 2000-го года, которые будут видны з европейской ч- 1 сти СССР. Брошюра, рассчитанная на массового читателя, на­ писана простым, доходчивым языком. И. МАЗУРКИН. Как предсказывают погоду Погода оказывает серьезное влияние на народное хозяйство и на всю повседнев­ ную жизнь человека. Поэтому очень важ­ но знать заранее, какая погода будет завтра, послезавтра, в будущем, чтобы полностью использовать ее благоприятные условия и заблаговременно подготовиться к неблагоприятным явлениям. Известно, например, что обильные сне­ гопады. метели, снежные заносы нередко нарушают график движения поездов. Зная заранее о предстоящих снежных за­ носах. работники железнодорожного тран­ спорта своевременно подготавливают средства снегоборьбы. обеспечивая тем самым бесперебойную работу транспорта. Летчик, располагая данными о погоде на своем маршруте, выбирает наиболее благоприятную высоту для полета. От состояния погоды часто зависит степень проходимости местности. Так, маневренность войск возрастает с насту­ плением морозов, когда замерзают озера, топи и болота. Но глубокий снежный по­ кров снижает эту маневренность. Туман и снегопад надежно маскируют размещение военных об’ектов и передви­ жение войск, но затрудняют боевые дей­ ствия авиации. Чем об’ясняются изменения погоды? Отчего возникают облака, гром, молния, дождь, снег? Почему бывает то холодно, то жарко? Находясь в полной зависимости от сти­ хийных сил природы, человек искал на них ответа в религии и обожествлял при­ родные явления — гром, молнию, ветер и т. д. Бури, грозы, весенние возвраты холодов, засухи и проливные дожди — все это он приписывал действию сверх’- естественных сил. Засухи, например, ши­ роко использовались церковниками для устройства молебнов «о ниспослании дож­ дя». Современная наука разгадала многие тайны природы и может не только об'яс- нить причины тех или иных явлений по­ годы, но и предсказывать эти явления заранее. Дождь и снег, гроза и метель, йралан и затишье, жара и мороз — все это результат проявления могучей воз­ душной стихии. , В брошюре А. П. Гальцова «Как пред­ сказывают погоду», выпущенной Воен­ ным издательством Министерства Оборо­ ны Союза ССР. обстоятельно рассказы­ вается об основных причинах изменения иогоды. Важную роль в этом, указывает автор, играют циклоны (система ветров, связанная с областью низкого давления) и антициклоны (система ветров, связан­ ная с областью высокого давления). Цик­ лоны и ангициклоны перемещаются, вме­ сте с ними движутся области ясной и ненастной погоды, и это создает резкие перемены погоды. Большой интерес вызывает то место брошюры, где автор знакомит читателей с методами, с помощью которых предсказы­ вается погода на короткий период и на более продолжительные сроки. Брошюра помогает читателю правиль­ но разобраться в наблюдениях над явле­ ниями погоды и подводит его к решению практических задач, к самостоятельному предвидению погоды по местным призна­ кам. Первое и самое главное условие для предсказания погоды по местным призна­ кам ,— пишет автор. — это внимательное наблюдение за текущими изменениями погоды и правильное их истолкование. В брошюре перечисляются признаки сохранения ясной и сухой погоды, пере­ хода ее в погоду неустойчивую, признаки наступления ненастья, сохранения нена­ стной погоды, признаки улучшения пого­ ды. М. ИВАНОВ. Забота об укреплении семьи, о правиль­ ном воспитании подрастающего поколения, воспитании каждого члена нашего общест­ ва в духе коммунистической морали — предмет неустанной заботы Коммунисти­ ческой партии и Советского правительст­ ва. \ Помня об этом, политотдел Н-ской части проводит большую работу среди членов се­ мей военнослужащих. Немалая роль в этой почетной и важной работе принад­ лежит клу^у гарнизона и женсовету. Многие дети офицеров учатся в средней школе, успеваемость У некоторых из них была невысокая. Работники политотдела обратили на это внимапие и с помощью педагогического коллектива узнали, что не успевают «в учебе, главным образом, де­ ти тех военнослужащих, в семьях кото­ рых не все благополучно в бытовом отно­ шении. Офицеры высказали пожелание, чтобы в клубе организовали специальный вечер с участием учителей, на котором можно было бы обсудить в о п р о с о воспи­ тании детей. Тогда в политотделе решили провести тематический вечер «0 воспитании детей в семье и в школе» и помогли женсовету, учителям школы и работникам клуба гар­ низона подготовить это мероприятие. При­ нять в нем участие пожелали многие офи­ церы и их жены — родители учащихся. С докладом «0 воспитании детей в семье и в школе» выступила учительница I Гусева. Она на конкретных примерах по­ казала, какие имеются недостатки в вос­ питании детей в семьях некоторых офице­ ров, и рекомендовала, как их лучше и бы­ стрее устранить. — У школы и родителей учащихся од- пи задачи, — сказала тов. Гусева, — вырастить грамотных и всесторонне обра­ зованных юношей и девушек, достойных строителей коммунистического общества. Поэтому родители должны активнее участ­ вовать в воспитании своих детей, в дея­ тельности педагогического коллектива школы. После доклада многие присутствующие на вечере учителя, офицеры и их жены с большим желанием поделились опытом воспитания школьников. К тематическому вечеру женсовет под­ готовил специальный номер стенгазеты, и родители с интересом читали помещенные в ней заметки. На выставке, сделанной силами жен офицеров и учителей, были продемонстрированы дневники и тетради отличников, а также и отстающих в уче­ бе детей. В заключение в клубе был дан большой концерт коллективов художественной само­ деятельности моряков и школьников. Тематический вечер вызвал горячее одобрение не только участвовавши в нем, по и других офицеров гарнизона. Вскоре политотдел начал готовить дру­ гой тематический вечер по вопросу о вза­ имоотношениях в семьях военнослужащих, о борьбе за к у л ь т а у и здоровый быт. В подготовке к этому вечеру приняли ак­ тивное участие многие жены офицеров. В клумбе было все готово для проведения интересного и полезного мероприятия. В просторном и светлом зале выставили два красочно оформленных женщинами стенда «Советская семья» и «Чего не должно быть в нашей семье». Стенды сразу заинтере­ совали прибывших на вечер людей, около них возникали оживленные беседы, офице­ ры и их жены делились впечатлениями, рассказывали о своих семьях. Не менее людно было и около свежего номера стен­ газеты. Там в коротких заметках акти­ вистки женсовета и другие женщины приводили интересные примеры взаимо­ отношений в семьях военнослужащих. Из другой комнаты клуба в зал лились звуки танцевальных мелодий, песен со­ ветских композиторов — там, ппрал духо­ вой аокестр. Когда подошло время, собравшиеся про­ шли в зрительный зал. С докладом «За здоровый быт советской семьи» выступи­ ла жена офицера учительница средней школы тов. Хворостяная. Нов. Хворостяная рассказала, какими должны быть взаимоотношения в семье, что надо сделать, чтобы поднять культуру и улучшить быт жен офицеров. — Повышение идейно-политического уровня не только мужа, но п жены — необходимое условие укрепления семьи» как ячейки коммунистического общества, — сказада учительница. С особым вниманием собравшиеся про­ слушали примеры, приведенные в докла­ де о дружных и высококультурных семь­ ях военнослужащих, в которых отношения строятся на взаимном уважении и доверии мужа, жены и детей друг к другу. Докладчик и выступившие после нее офицеры Петров, Васильев, жены военно­ служащих Шипова. Кусова и другие, рассказывая об известных им крепких и хороших семьях офицеров, резко осудили тех родителей, которые допускают сканда­ лы, пьянкп и другие аморальные поступ­ ки. мало заботятся о воспитании детей. После обсуждения вопроса в клубе состоялся концерт самодеятельного кол­ лектива. В концерте участвовали офи­ церы. их жены и матросы. Присутствующие на тематическом вече­ ре с живым интересом посмотрели выступ­ ление женского вокального ансамбля, . р у к о ­ водимого женой офицера Зинаидой Паль­ чиковой. Кроме организации тематических ве­ черов, вечеров отдыха офицеров и членов их семей, докладов и бесед на культурно-бытовые темы, в клубе прово­ дится большая работа среди жен военно­ служащих по вовлечению их в обществен­ ную работу, повышению идейно-полити­ ческого уровня. При матросском клубе регулярно рабо­ тает кружок текущих событий, курсы массовых профессий, 4 г р у п п ы машинной вышивки, 2 группы кройки и шитья. Ор- ганнзуется для жен офицеров кружок «Го­ тов к санитарной обороне» и другие. Все это способствует вовлечению женщпн в общественную жизнь, помогает им под­ нять свою культуру и бороться за здоро­ вый быт в своих семьях. Старший лейтенант В . КАЛАЧЕВ. Новая концертная программа флотского ансамбля В дни, предшествовавшие празднованию 37-й годовщины Советской Армии и Вопн- но-Морского Флота, и в день праздника ансамбль песни и пляски Северного Флота показал зрителям свою новую программу, включающую произведепия советских ком ­ позиторов о Коммунистической партлп и Вооруженных Силах, матросские песпи, песни народов СССР и стран народной де­ мократии, отрывки из русской и МИРОВОЙ оперной классики, пляски. Следует положительно оценить творче­ скую работу, проделанную коллективом ансамбля по подготовке новой программы, тем более, что за последнее время состав ансамбля в значительной мере пополнился молодыми силами. Торжественно прозвучала песня компо­ зитора Новикова «Есть такая партия» на слова поэта Ошанина, которой открылся концерт. Затем была исполнена «Песня о Советской Армии» Александрова, на слова Колычева. Ведущий программу об’являет: — «Марш Народно-освободительной ар­ мии Китая», музьгка композитора Чжень Люй-чеп! Зал аплодирует, отдавая должное не только коллективу ансамбля, освоившему это далеко но легкое произведенте. но и выражая искренние дружеские чувства к великому китайскому народу, интерес к искусству народного Китая. Коллектив ансамбля установил творче­ скую связь с офицером нашего флота старшим лейтенантом Устиновым. В кон­ церте исполнялась его песня о моряках. Пусть это произведение еще недостаточ­ но зрелое, уступает по своему художест­ венному уровню произведениям наших композиторов-песенняков, однако скром ­ ны й вклад тов. Устинова в репертуар ан­ самбля заслуживает одобрения, а его творческие усилия — необходимой под­ держки. Надо пожелать руководству ан­ самбля шире привлекать к ,творческому сотоудпичеству с ансамблем композиторов- североморпев. Концерт продолжается. Исполнение но­ вых песен сменяется «Матросской пля­ ской» в постаповке балетмейстера ансамб­ ля Михаила Лагутина. Артист ансамбля М. Лимончик прочел поэму Н. Букипа «Морской орленок» о ге­ роическом подвиге гонги Саши Ковалева, воевавшего в годы Великой Отечестленпой войпы па одном из катеров Северного фло­ та. Подвиг юпого героя навсегда вписан в боевую историю нашего Флота. Пмя Саши Ковалева ныпе носит одна из улпп . гор. Североморска. На сцене снова хоровая группа ансамб­ ля. Исполняются русские, белорусские, украинские народные песни, песни стран народной демократии. Из классического оперного репертуара ансамбль исполнил хор «Ноченька» из оперы Рубинштейна «Демон», прозвучав­ ший стройно и слаженно. Солист И. Федо­ ров в сопровождении хора и оркестра спел куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». В программе много плясок, и о них хо­ телось бы сказать особо. Новой работой ансамбля является постановка М. Лагутп- па пляски «Боевая дружба». Когда под звуки «Встречного марша» на сцену гы- посят боевые знамена Советской Армии, Авиации и Флота, зрителя охватывает чув­ ство гордости за наши Вооруженные Силы. Закончился парад. В оркестре звучит сигнал «Отбой». На сцену выбегают ар­ тисты танцевальной группы. Одни — в ярких национальных костюмах, другие — в форме пехотинцев, летчиков, артиллери­ стов, моряков, казаков. Начинаются тан­ цы. Тереза Краснова плавно ведет русский тапеп. В нем участвуют все, кто нахо­ дится па сцене. Российская Федерация — первая республика среди равных в содру­ жестве народов СССР. В тесном союзе « нею идут остальные наши республики — - такова идея этого танца. Вслед эа русским танцем следуют укран инскнй (солистка Г. Бирюкова), белорус­ ский (солистка Т. Громадская) и узбек­ ский (солистка Н. Сургаева). Материалом для музыки узбекского танца послужил мотив песни «Сурейя» — о девушке. Ге­ рое Социалистического Труда, прославив­ шей себя трудовыми успехами на хлоп­ ковых полях. В последующих плясках раскрывается боевая дружба всех родов войск. Темпера­ ментно исполняют казачий танец артисты Е. Гефтер и В. Бычков. Порадовали зрите­ лей и другие солисты. В финале пляски «Боевая дружба» под­ черкивается, что советский народ и его Вооруженные Силы едины в своих стрем­ лениях, а в этом едипстве — их непобеди­ мость. Главной темой д а т о й пляски — «Уро­ жайной»— является самоотверженный труд советских людей на освоении целинных земель, приносящий богатые плоды. Удач­ но найденные М. Лагутиным хореографиче­ ские приемы, изображающие процессы труда в земледелии, понятны зрителю. В целом же постановка новых пля­ сок — несомненный шаг вперед в работе тапцевальной группы ансамбля, в ее творческом росте, в совершенствовании хореографического мастерства. Если танцевальная группа достигла из­ вестных успехов, то этого нельзя, к сожа­ лению, сказать о хоре. Это об*яспяеггя тем, что состав хора недавно пополнился молодыми матросами, пришедшими из коллективов художествепной самодея­ тельности кораблей и частей Флота. Г . СЕМЕНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz