На страже Заполярья. 1955 год. Март.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 марта 1955 г.. № 53 (5205). Решая практическую задачу... 1. По местам стоять, узкость проходить! метил бы, что смазка густа, и своевремен­ но устранял этот неюстаток. _ Коман 1 ир подождал несколько секунд. При любой погоде с опаской проходят Этого времени вполне хватило бы самоле- моряки узкость. Смотри в оба, если не хо- там «противника», чтобы отбомбиться и чешь сесть на мель или выброситься на выйти из сферы артиллерийского огня. Вот острые клыки гранитных скал. И эта что заставило офицера отложить решение опасность для командира корабля старше- зенитчиками задачи до следующего дня. го лейтенанта Нефедова и для личного со- Андреев за халатное отношение к служеб- става усугублялась с каждой минутой. ным обязанностям был наказан. Его место Началось все с того, что рулевой стар-1 в расчете занял старший матрос Дубровин, шиш 2 статьи Загорский заметил, как указатель поворота руля не двигается с места, к тому жю погасли сигнальные лампы на манипуляторной колонке. — Товарищ командир, — доложил он, ___________________ с рулевого устройства снято питание. I была выполнена успешно, d ra первая вводная была дана неожи- Учтя прошлую ошибку, денно для экипажа. Офицер Нефедов при- классный специалист. Материальную часть Дубровин готовил к действию согласно боевой инструкции. Была обеспечена гарантия, что ничто не забыто и все сделано на совесть. Стрельба казал w левым перейти на механическое управление рулем. Старшина 2 статьи Загорский в несколько прыжков оказался у ахтерпика. Внизу, не сводя глаз с ма­ ленького компаса, стоял у штурвала стар­ ший матрос Калашников. Вскоре Загорский увидел, как находив­ шийся на мостике сигнальщик ста/рший матрос СпружевниБ потянул красные флажки сверху вниз. — Так держать! — передал старшина приказание командира в ахтерпик. Но трудно работать по маленькому компасу. Чувствуется, как корпус кораб- Дуброзин па этот раз давал различные вводные. Но их суть заключалась только в изменении на­ правления полета или высоты пели. Из этого видно, что здесь не разнообра­ зят вводные, не подходят к их подаче творчески. А ведь известно, что в бою бывали случаи, например, когда одному матросу приходилось работать за отпиго- двоих вышедших из строя товарищей, за­ менять поврежденные части о р уж и я и т. д . Но ничего подобного не учел старший матрос Дубровин, а из командиров никто не подсказал ему. Только этим и об’яс- няется тот Факт, что здесь не прозвучало ля рыскает в разные стороны. Однако нп OJHO® вводной по взаимозаменяемости. Загорский — опытный специалист. Он ™™*печению живучести боевого поста, нашел выход из создавшегося положения. Однообразие вводных приводило к упро- Звая из доклада Калашникова натгравле- щенче^твУ в учебе, не создавало полного напряжения в работе расчета. 3. Вводные следуют одна за другой «В морском бою. — говорили в стари­ ну, — приходится драться с тремя врага­ ми: кораблями неприятеля, огнем и во- ние движения катера, старшина вносил поправки. Так, после выполнения одной из команд он определил, что левый борт может оказаться в опасной близости от берега. — Три градуса право, по компасу. — приказал старшина матросу. Прошло несколько десятков секунд .. ___ Q - Вдруг сигнальщик вскинул правую руку ^ особенно наглядно показало ге- с флажком вверх и произвел ею враша- ^ическое сражение русского крейсера тельное движение. «Варяг» против превосходящих сил япон- — Отводи! — крикнул Загорский в ах- цев в ^ 14)17• этом помнят и на тешгик. маленьком советском корабле старшего Корабль шел заданным курсом. Давать лейтснанта Нефедова. Борьба с огнем и команды иа руль офицер мог по телефо- 0 0 здесь началась после «атаки» сама­ ну и переговорной трубе. Однако он ре- Л€тов- шил воспользоваться самым трудным спо- «Пожар» возник неожиданно для боль- собом — способом визуальной связи. шинства личного состава. В открытую Заснеженные сопки сдвигали зеркаль- вырывались облака густого дыма, ную гл а д ь з а л и в а все уж е и уж е . Нервы Проникнуть к очагу огня можно было офицера Нефедова были напряжены, только в противогазе, мысль беспокойно работала вал тем. к а к Р*ев Резиновую маску, старший матрос безопаснее провести корабль по форвате- Зуйков вооружился шлангом с водой. Его ру. И вдруг тревожно звякнул телефон, товарищи действовали огнетушителями. Командир рывком снял трубку и. выслу- Все они сбили пламя, не дав ему распрост- шав доклад, так же резко поставил ее на Р а н и т ь с я . Вскоре командиру было доложе- место: мотористы сообщили о ^выходе» но о ликвидации «пожара», и з строя машинного телеграфа. Много пришлось поработать и мотори- Раздумывать некогда. Офицер Нефедов стам. В одном из отсеков появилась «про­ стая управлять двигателями при помощи боина». Она оказалась в самом неподходя- эванков. То короткие, то длинные дребез- шем месте, как это может показаться на жащие звуки раздаются в машинных от- первый взгляд, — под верстаком, где про­ секах. И соответственно им действуют ход я т различные магистрали. Вводная, ве- мотористы — люди, обеспечивающие бес- р о я т н о , давалась потому, что здесь нет пер ебойную работу сердца корабля. гладкого борта и заделать пробоину труд- Вот командир отделения старший ма- нее. Но на самом деле не учли главного: трос Огепанычев. Он специалист вто- если бы недалеко взорвалась авиабомба, то рого класса. Трудиться по-комсомольски, напротив пробоины и возле нее не оказа­ но жалея сил — черта его характера, лось бы ни верстака, ни магистралей. Они Настойчивость помогла воину в совершен- были бы снесены силой взрыва, стве овладеть специальностью. Прислуши- Но коль верстак и магистрали «уцеле- ваясь теперь к звонкам, он то увеличи- ли», то старшему матросу Копькову при­ в а л . то уменьшал число оборотов двига- шлось с помощью матроса Каштанова аза- теля. работу которого моряк контролиро- рийным материалом заделывать «пвобои- вал по приборам. На их пестрых шкалах ну». На это ушло немного времени, стрелки дрожали, как живые. В настоящем бою все было бы куда Также уверенно действовали на своих сложнее: и устоять против напора воды, боевых постах комсомольцы старший ма- | и подвести подпоры, и залить клинья. трос Коньков и матрос Дпвеев. Корабль шел назначенным ходом. Уз- «А раз это не в боевых условиях. — ду­ мали матросы. — надо управиться как-ни- кость осталась позади. Впереди расстилал- будь, лишь бы поскорее». В результате ся широкий плес. Но ничего этого не ви­ дели мотористы , неся ходовую вахту в гудящих отсеках. Они это поняли по ред­ ким и мелким кренам: зыбь вскидывала катер. Его винты бурлили и пенили воду. Противник не станет ожидать, чтобы его упредили в занятии выгозной !ля поя позиции. В этом моряки убедились через несколько минут, когда в воздухе появи­ лись реактивные самолеты. Они летели на один клин подавался в сторону при незна­ чительном на него нажиме. На зеле это значило бы. что течь полностью не оста­ новлена и в корабль продолжает посту­ пать вода. И кто знает, работали бы ис­ правно водоотливные средства или нет? — Человек за бортом! — раздался на верхней палубе голос, когда была выбро­ шена на воду веха. Следом за этим за борт летит спаса- большой скорости . Т у т бы предпринять тельный круг, подаются соответствующие маневр, сбить этим прицелы, устаповлен- команды. Военно-морской флаг пвиспу ные наводчиками зенитных орудий, з ам у - скается до половины. На мачте появляется зить мотористов! Настоящая была бы гако- сигнал «червь», который будет находать- ла! ся там -Ю тех пор. пока не закончатся Однако ничего подобного не случилось. | спасательные работы. Хотели того руководители учения или нет, но они оказались в плену ненужных послаблений. Корабль двигался по ппежне- му к у р с у , не уклоняясь от «авиабомб». 2. Ошибка учтена односторонне Появление реактивных самолетов пер­ вым заметил опытный сигнальщик Мар­ ков-Чистов. Доложив немедленно о них командиру, он продолжал наблюдение за их действиями, стараясь разгадать наме­ рение «противника». — Отразить налет самолетов «против­ ника». — приказал команзил своему по­ мощнику. Офицер подал команду. В один мчг ка­ тер ощетинился стволами зенитных п \- шек. Стволы двигались за настоящей ско­ ростной целью. Особенно много хлопэт бы­ ло у наводчиков. Действия комензоров облегчались тем, что корабль шел малым хозом. Однако один из кормовых расчетов работал напря­ женнее и слаженнее д р у г и х . Здесь пе за­ были еще горького урока, полученного в незавнем походе Вот как это было. Катер вышел в море для выполнения огневой задачи. Слегка покачивало. Холодный ветер щипал лица моряков. М оро зило . В таких ю некоторой степени простых условиях команзив приказал открыть огонь по хорошо видимой пели. Зенитчики н а в е л и o D v in e . произвели необ­ ходимые расчеты для стрельбы, нажали на педали и... выстрела пе последовало. На­ водчики поворачивали штурвалами, на­ возили. казалось, еше точнее, а заряжен­ ная пушка — ни звука! В чем зело? Это юлго выясняли я , на­ конец. нашли п р и ч и н у . Была обычная «мелочь», которой поенебрегаЮт ia то, что она «мелочь». Поп низкой температу­ ра m» 3 ivxa застыла смазка тоуш ихся ча­ стей. Возглавляя расчет вместо уехавшего в отпуск командира отделения, старшин ма­ трос Андреев не проверил подготовку ма­ териальной части к стрельбе. Иначе он за- Под руководством боцмана кораб ля моряки дружно спускают на воду шлюпку. Вот послушная воле гребцов четверка быстро отрывается от борта корабля и устремляется по нап­ равлению. указываемому флажком с ходо­ вого мостика. Проходит несколько напря­ женных минут, и все. кто наблюдал за шлюпкой, облегченно вздохнули: на корме шлюпки появился Военно-морской Флаг: это значит — «человек» спасен. Радост­ ное чувство охватило всех находившихся на палубе потому, что веха поднята на борт шлюпки в очень короткий срок . Умело, четко, решительно и расторопно действовали при этом и старшина 2 статьи Истра-ткип. и все гребцы шлюп­ ки. Однако хвалить их в целом за выпол­ нение вводной пока рано. Не все еще от­ работано четко. Один из матросов, напри­ мер, садясь в шлюпку, забыл захватить с собой противогаз. Готозясь к выполнению любого задания, надо предусматривать и учитывать все вероятные детали обстанов­ ки и делать из этого практические выво­ зы для себя. 4. Старая слава— новую любит К сожалению, случай с противогазом не единственный недостаток, допущен­ ный во время сдачи задачи. О некоторых промахах уже говорилось выше. Хочется рассказать еще об одном. Личный состав корабля хорошо помнит весьма успешные походы прошлого и по­ запрошлого годов. Один из таких походов* был тесьма длительным. — Возвратился из него корабль, что игрушечка, — вспоминает боцман. — А почему? Да потому, что тогда все шло, как надо. Bo-время и тщательно произво­ дились приборки, осмотры механизмов, личный состав имел возможность регу­ лярно мыться в бане, стирать белье и т. д. В выходные дни устраивались шлю­ почные соревнования и другие интерес­ ные мероприятия. К омандир , комму­ нисты и комсомольские активисты с са­ мого начала плавания мобилизовали лич­ ный состав на успешное выполнение всех задач. На этот раз вышло немного по-иному. Хотя условия сейчас были лучшими, тем не менее моряки сейчас допустили прома­ хов больше, чем тогда. Уделяя внимании отработке элементов предстоящей задачи, некоторые воины ослабили борьбу за чи­ стоту на заведываниях. за содержание техники и оружия в строгом соответствии с инструкциями и наставлениями. И не случайно, кое-где была обнаружена пыль. Повторению и закреплению тех прие­ мов. по которым личный состав уже от­ читался раньше, в период подготовки к предстоящей задаче внимания обращалось мало. А в прошлом году моряки избегали таких ненормальностей, что явилось од­ ним из важных условий повторного за­ воевания ими приза. Старая слава — новую любит. Эту крылатую фразу следует вспомнить вой-, нам. извлекая уроки из недостатков и упущений. Командование, коммунисты, комсомоль­ ские активисты провели, надо сказать, пемалую работу, мобилизуя воинов на ус­ пешное выполнение учебно-боевой задачи. Командир выступил перед личным соста­ вом и обстоятельно рассказал морякам о пред’являемых к ним требованиях. Он отметил при этом, как экипажи других катеров решали подобные задачи, какую инициативу проявили онп. какие недос­ татки допустили. Заместитель командира по политиче­ ской части побывал на каждом боевом по­ сту, интересуясь ходом учебы м о р я к о в . рассказывая им об успехах передовых воинов корабля. Был выпущен боевой ли­ сток и проведено собрание военнослужа­ щих. Агитаторы, получив у политработ­ ника инструктаж, проводили с воинами индивидуальные беседы. Среди моряков царил патриотический под'ем. вызванный решениями январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. Этот под’ем активисты направляли на ус­ пешную отработку всех элементов задачп. Моряки тренировались напряженно, со всей старательностью. В подтверждение этого достаточно сказать, что во время фактического затопления кубрика моряки аварийной группы умело боролись с во­ дой, проявив при этом выносливость, на­ ходчивость. сметку. Находясь более двух часов в противогазах, воины также уме­ ло и расторопно ликвидировали «очаги» пожара, где бы они ни возникали. Пример отличившихся, о котором узна­ вал личный состав, воодушевлял воинов нз (успешную отработку элементов пред­ стоящей задачи. II цель достигнута. Однако в воспитательной работе име­ лись недоработки. Мобилизовать моряков на отшлифовку новых приемов — этого еще мало. Надо добиваться того, чтобы воины, овладевая новыми знаниями и на­ выками, не забывали о старых. Ведь каждая задача отрабатывается не для то­ го. чтобы только получить по ней зачет, а для того, чтобы, прочно закрепив полу­ ченные знания, продолл^ать воинское со­ вершенствование. перейти к отработке более сложных приемов. Словом, активисты незаслуженно упу­ стили некоторые вопросы, имеющие близ­ кое отношение к сдаваемой задаче, слабо раз’яснили молодежи требования, пред’яв- ляемые по боевой подготовке на 1955 год. В прошлом году корабль завоевал хоро­ шую славу. Итоги своего упорного труда моряки знают. Казалось бы. надо лично­ му составу раз’яснить возросшие требова­ ния, пред’являе.мые современным боем, и мобилизовать их на достижение новых ус­ пехов в боевой и политической подготов­ ке. Но об этом здесь позаботились мало. — Расскажем, когда будем вручать на­ грады. — говорит политработник части. А когда будут вручены личному соста­ ву награды за успехи в боевой и полити­ ческой подготовке? Видимо, не скоро. А время, между тем. не ждет. Март — уже третий месяц года. Кстати сказать, желает много лучшего культурное и бытовое обслуживание лич­ ного состава. В настоящее время, напри­ мер. затягиваются сроки выдачи некото­ рым морякам обмундирования. Особо следует остановиться на деятель­ ности комсомольской организации катера. Подготовку к сдаче задачи она настолько затянула, что успела провести работу, как признает сам секретарь, в основном лишь с активистами. На заседании, где обсуждались вопросы о роли комсомольцев в отработке задачи, были даны неплохие поручения активи­ стам. Но секретарь не организовал про­ верку их исполнения и не знал до самого возвращения в базу..,, кто и что сделал, кто и как справился с заданием. Раньше в комсомольской работе на ко­ рабле существовало хорошее правило. Если личный состав отрабатывал какие- либо приемы, активисты знакомили моло­ дежь с аналогичными примерами, имевши­ ми место в Великой Отечественной войне. При этом они раз’ясняли. что современ­ ный бой пред’являет более высокие тре­ бования. Яркие факты, взятые из жизни и поданные с учетом требований дня. за­ вали морякам более четкое представление о предстоявших учениях, о важности то­ го или иного упражнения, нежели про­ стое перечисление условий задачи. На этот же раз у комсомольских акти­ вистов не хватило времени на то. чтобы использовать хороший опыт. Взять хотя бы старшего матроса Клыкова. На засе­ дании бюро он получил задание побесе­ довать с артиллеристами. Клыков выпол­ нил поручение. Одвако его беседы с вои­ нами состояли в основном из напомина­ ний требований, которые пред’явле- ны на похоз к тому или иному матросу. Лучше подготовиться он не успел. ■Напоминать требования морякам нужно, но главная задача активиста-агитатора состоит в том. чтобы доходчиво оаз’яс- нять эти требования, показывать их суть и значение и мобилизовать личный состав на отличное решение практических за­ дач. А сделать это можно путем тщатель­ ной подготовки, путем использования в беседе простых и ярких Фактов. ...В целом выход в море показал, что личный состав корабля в силах закрепить и умножить успехи, достигнутые в прош­ лом году. Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН. капитан-лейтенант Е . КОЗЛОВ. Д в а ж д ы Г ерой С о в е т с к о го С ою з а В . Н. Л Е О Н О В . Учисьтому, нтонеобходимовбою Всегда на заданном курсе держит ко­ рабль рулевой специалист второго класса старший матрос Евстафий Жовнер. Он пользуется большим уважением среди мо­ ряков. Комсомольцы подразделения ока­ зали большое доверие старшему матросу Жовнер, избрав его секретарем комсомоль­ ской организации подразделения. Активист ведет большую работу среди воинов, за­ ботясь о примерности комсомольцев в учебе и службе. Примерная служба передового моряка отмечена 16 благодарностями и двумя внеочередными краткосрочными отпусками. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Евстафий Жовнер на вахте. Ф ото И. Никишова. Письма бывших североморцев Недавно в часть пришло письмо. Быв­ ший североморец Петр Поздняков шлет привет личному составу. Он горячо благо­ дарит старших товарищей за заботу в пе­ риод прохождения службы. «Спасибо за помощь, которую оказали мне командиры, — пишет Поздняков. — Они воспитали меня, прпвпли еще боль­ шую любовь к Родине». Такие письма часто п р и х о д я т к нам. Недавно получили весть от Валенгияа Котлячкова и Анатолия Труса. Котлячкоз сейчас учительствует в одной из школ Во­ логодской области, а бывший комсорг ча­ сти Анатолий Трус преподает математику в минской школе. В своих письмах быв­ шие воины призывают нас. североморцев, неустанно повышать военные и политиче­ ские знания, еще зорче стоять на страже мерного созидательного труда советского народа. Ефрейтор А. СОБОЛЕВСКИЙ. Крепкая войсковая дружба Наше подразделение одно из передовых. В нем служат воины различных нацио­ нальностей. Например, сержант Андреев — русский, младший сержант 'Лесленко — украинец, старший матрос Кииович — белорус, младший сержант Юмангулоз — татарин, старший матрос Аверьянов — ларсл. матрос Стокис — литовец, матрос Миллер — латыш. Все они — отличники боевой и политической подготовки. Неко­ торые из них награждены нагрудными знаками «Отличный артиллерист». «От­ личный шофер». «Отличный связист». Воины подразделения прилагают все усилия к тому, чтобы образцово выпол­ нять поставленные перед ними задачи. Старший матрос М. КОЛГУШЕВ. 3. В любых условиях добиваться победы Каждый бой. в каких бы условиях он I ни проходил, требует от воинов большого I напряжения сил. является проверкой их I воли и закалки и выдержки. Это со всей i очевидностью подтверждает боевой опыт Великой Отечественной воины. Как бы ни был труден бой, воин должен всегда найти в себе достаточно силы и уменья и во что бы то ни , стало добиться победы над врагом. Ма- , лейшие колебания и неуверенность | в действиях весьма опасны. В бою I всегда побеждает тот. у кого боль- | ше выдержки, кто действует стой- ! ко и ^уверенно, веря в победу. В ка- ; ких бы трудных условиях ни находился | воин, он обязан всегда верить в свопси- I лы, в возможность победы, в свое превос­ ходство над противником. Он должен ис­ кать лучшие способы победить врага и не теряться в сложных условиях. Так. наши летчики в период Великой Отечественной войны часто использовали слабость фашистских летчиков и стреми­ лись выходить в лобовую атаку. В большинстве случаев гитлеровцы не вы­ держивали и отворачивали, стараясь ук­ лониться от боя. Во время войны гитлеровцы часто за­ сылали в наш тыл автоматчиков, которые открывали сильный и беспорядочный огонь. При этом враг рассчитывал создать видимость окружения, подорвать у наших воинов веру в победу и тем самым осла­ бить волю к сопротивлению. Советские воины правильно понимали этот маневр фашистов и не поддавались на провока­ цию. Однако находились и такие, кото­ рые терялись, встретив трудности, под­ давались панике, в результате чего гибли сами и затрудняли действия товарищей. Однажды группа разведчиков нашего от­ ряда. находясь в тылу противника, попа­ ла в очень тяжелое положение, имея мно­ го раненых. Группа была отрезана от ма­ терика на мысе Могильный, самая око­ нечность которого также была в руках противника. Враг, вероятно, решил, что задача уничтожения или захвата группы уже обеспечена, и решительно пошел в атаку. Но совсем иначе думали советские раз­ ведчики. Мы считали, что нет такого по- лижения. когда бориба за победу стано­ вится бессмысленной, и встретили врага дружным огнем. Атака противника была отбита. За первой его атакой последовала вторая, третья, и так без конца. Но все они не приносили врагу желанной побе­ ды. Наша стойкая оборона и уверенные действия сбили Фашистов с толку. Теперь они уже шли в атаки не так уверенно, прятались друг за друга и этим облег­ чали наше положение. Для поддержки мо­ рального духа своих солдат фашисты вели беспрерывный артиллерийский и миномет­ ный огонь по маленькому клочку земли, занятому нами, произвели несколько атак самолетами, но и это не сломило у совет­ ских разведчиков волю к победе. Силы были далеко не равными. Несмот­ ря на большие потери, у противника оста­ валось солдат в 10— 15 раз больше, чему нас. Кроме того, мы израсходовали почти весь боезапас, и нага огонь значительно ослаб, что в свою очередь позволило фаши­ стам вплотную придвинуться к на­ шей позиции, хотя действовали они очень осторожно и трусливо. Я поставил перед воинами задачу — продержаться до ночи, чтобы затем под покровом темноты вырваться из окруже­ ния. Расчет был точен, и все могло бы быть выполнено именно так. Но здесь произошло событие, которое затруднило выполнение нашего плана. Утомленный беспрерывным боем в течение дня. недо­ статочно физически закаленный матрос Жданов нервничал, нерасчетливо вел огонь и израсходовал бесцельно весь свой боезапас. Это еще больше ослабило его волю к борьбе с превосходящими сила­ ми врага. Поведение этого матроса также ослабило нашу группу. Увидев, в каком трудном положении мы находились, фашисты громко закрича­ ли и бросились в атаку. Пзраненным, поч­ ти не имеющим патронов разведчикам с трудом удалось отбить натиск врага, из­ расходовав остаток боезапаса. Лишь на­ ступление темноты и захват в бою двух пулеметов противника помогли нам все же прорвать кольцо окружения и 1 уйти в соп­ ки. вьпнеся всех раненых. В этой послед­ ней схватке мы потеряли трех прекрас­ ных разведчиков, не считая Жданова. Приведенный пример показывает, как важно не терять веру в победу и у п о р н о добиваться ее. Моральные качества бойца, сю уверенность в своем превосходстве над ппютивником во многом зависят от Физи­ ческого состояния. В длительном бою. на­ ряду с напряжением нервной системы, боец испытывает и большое физическое напряжение и. если он почувствует очень большую усталость, ему, безусловно, будет казаться, что противник сильнее его, и он может потерять веру в побегу, а потеряв ее. никогда не добьется побе­ ды. Талантливый флотоводец адмимл Мака­ ров говорил: если противник слабее тебя — нападай, если равен тебе — нападай, если сильнее тебя — тоже нападай! В этих словах заложен огромный смысл. Адмирал Макаров учил моряков в любых условиях бороться за победу, учитывая при этом, что смелые, решительные дей­ ствия всегда будут способствовать успеху. В подтверждение сказанного приведу пример боевой схватки двух торпедных катеров Северного флота под командовани­ ем дважды Героя Советского Союза Шаба­ лина с девятью кораблями фашистов. Об­ наружив конвой противника. Шабалин ре­ шил атаковать транспорты, но путь ему преградили вражеские катера-охотники, которые вели сильный огонь. Первая ата­ ка была сорвана. Но Шабалин не отказал­ ся от своего плана. Поставив дымо­ вую завесу, он вновь пошел в атаку. Она оказалась неудачной так же. к а к и. последующая. Лишь во время четвертой атаки, когда, видя смелые и решитель­ ные действия советских моряков, напу­ ганные немцы стали стрелять хуже и ме­ нее точно. Шабалину удалось прорваться через охранение противника и потопить транспорт и сторожевой корабль. Так упорное стремление добиться побе­ ды обеспечило советским катерникам ус­ пех. В современном бою еще больше возра­ стает значение стойкости и выдержки, физической выносливости, закалки, ре­ шительности, потому что намного тяжелее и сложнее будет обстановка» борьбы с сильным, технически оснащенным про­ тивником. И несмотря ни на какие труд­ ности. советские воины обязаны в любых условиях добиваться победы, драться с врагом до полного его разгрома. Таково требование Родины, партии. По следам наших выступлений «КОГДА ЖЕ В БИБЛИОТЕКЕ БУДЕТ ПОРЯДОК?» _ младшего сер- час составлен распорядок работы библио­ теки. который строго вьгскяняется. В чи­ тальном зале постоянно тйгеются свежие газеты и журналы. Так называлось письмо жанта В. Ходырева, опубликованное в нашей газете 28 января. Как сообщили в -редакцию, факты, указанные в письме, имели место. Сей- У Ф Л О Т С К И Х С Т Р О И Т Е Л Е Н Каждой бригаде ■ высокую организацию работ В своей речи на Всесоюзном совещании строителей первый секретарь Центрально­ го Комитета КПСС тов. Н. С. Хрущев гово­ рил: «Исключительно важное значение имеет вопрос о дальнейшем росте произ­ водительности труда в строительстве. Для того, чтобы обеспечить неуклонный рост производительности труда, надо прежде всего правильно организовать оаботы на стройках, лучше использовать оабочую си­ лу и механизмы, пооводить экономию сырья и матеоиалов. создать устойчивые кадры квалифицированных строителей». Организация строительных работ — одно из важнейших условий 1 альнейшего позышения производительности труда вои- нов-строителей. Необходимо смелее внед­ рять на флотских стройках передовые ме­ тоды, широко использовать механизмы, правильно организовать комплектование и работу бригад и звеньев, добиваться, чтобы каждый воин был активным участ­ ником социалистического соревнования. Этим вопросам большое внимание уде­ ляется. например, на строительном .участ­ ке. где работает тов. Горовацкий. На этом участке воины-строители об’е- дпнены в специализированные бригады, которые разбиты на звенья. Бригады укомплектованы с учетом производствен­ ных норм. об*ема и сроков выполнения строительных работ. Это позволяет пра­ вильно использовать на основных стпоч- тельиых процессах квалифицированных специалистов, на вспомогательных — воинов более низкой квалификации. Ина­ че говоря, индивидуальный тру д в брига­ де заменен звеньевым: па отдельных уча­ стках заняты воины, еще не имеющие необходимых практических навыков: т р у ­ дятся воины под руководством опытного специалиста. Такая организация способствует росту производительности труда, дает чоамож- ность шире развернуть социалистическое соревнование. Это видно на примере Пзи- гад, где работает коммунист тов. Барба- шин. Здесь все воины систематически вы­ полняют дневные задания. Проадзоха- тельность труда составила: в нояб.>е — 114, в декабре — 116, в январе — 120 процентов. Самоотверженный т ру д строи­ телей — пример высокой сознательной дисциплины и сплоченности, основанной на товарищеской взаимопомощи. Боимды прочно удерживают за собой переходящее Красное зиамя части. Успешно тру д я т с я на этом участке и бригады тов. Калошина. Многие воины стали в р я д ы передовиков производства. Здесь строительные работы распределены на захватки, которые в свою очередь, по числу звеньев, разбиты на делянки. Раз­ мер делянки определяется так. чтооы каждый строитель имел в течение всег*> оабочего дня необходимый Ф ро н т оаботы. Звеньям делянки даются в зависимоегч от числа квалифицированных специали­ стов, с учетом норм выработки и произ­ водительности труда ведущей профессии — землекопов. Как в бригадах, так и в звеньях воины-ствоители. об’единенпые общим производственным заданием а еди­ ным руководством , добиваются более вы­ соких показателей в труде, что даст воз­ можность на ряде строительных пвоаессоз перейти на поточный метод ведения работ. Сущность поточного метода — в тес­ ной. одновременной связи главного про­ цесса со смежными, когда достигается непрерывность всех строительных работ. Это позволяет сократить сроки строитель­ ства, лучше использовать кадры. Чтобы обеспечить высокую производи­ тельность труда в бригадах, где работает тов. Гуща, уделяют серьезное внимание прежде всего тщательной подготовке ра­ бочего места. Все смежные оаботы — по­ дача бетона, раствора, кирпича и т. I. — производятся непрерывно, и. таким обра­ зом. создается необходимый фронт работ для последующих операций. Последовательность передвижения бри­ гад нз захватках происходит так. Сначала работают бетонщики, затем они переходят на новый участок, а па их месте гру д я т ­ ся гидроизолировщпки. которые, идя за бетонщиками, создают готовый Фвочт ра­ боты для каменщиков. При этом, чтобы не задерживать д р у г друга и не д о п у с т и т ь простоев и задержек, бетонные и .идро- изоляционные работы согласуются с производительностью труда каменщиков. В результате внедрения поточного ме­ тода воины-стооптели добиваются высокой производительности труда. Например, ме­ сячные планы бригадами выполнены в де­ кабре иа 121 процент, в январе— на 130 процентов. Производственные успехи передовых бригад — оезультат повседневного кон­ кретного руководства их деятельностью прежде всего самими бвигадипами. являю­ щимися центральной Ф игурой на строи­ тельном участке. Мастера, десятники и прорабы в большинстве своем оказывают бригадирам постоянную помошь в органи­ зации рабочего места, подбоое инструмен­ та. использовании механизмов, в борьбе за дальнейшее повышение производительно­ сти труда и качества строительных оабог. Воины-стооители настойчиво борются за новые трудовые успехи, за высокое ка­ чество строительных ва^от и максималь­ ное уплотнение рабочего времени. Хороших показателей в социалистиче­ ском соревновании настойчиво до­ бивается бригада тов. Шолина. ежедневно выполняющая нормы на 130— 150 про­ центов. С большим под’емом трудя гея бригады тт. Миронова, Воркаиса и дру­ гие. Задача руководителей строительных участков и об’ектов, коммунистов и ком­ сомольцев — возглавить творческую ини­ циативу воинов-строителей, мобилизовать все их силы на достижение новых успе­ хов в труде. Необходимо обобщать и широко попу­ ляризировать передовые методы работы наших воинов-строителей и на основе их опыта создавать наиболее рациональную технологию производственного процесса. Это даст возможность каждому строителю не только повышать производительность своего тру за, но и лучше использовать механизмы, оборудование и материалы. Капитан И, БУРУЛЕВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz