На страже Заполярья. 1955 год. Март.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 марта 1955 г.. № 53 (5205). Решая практическую задачу... 1. По местам стоять, узкость проходить! метил бы, что смазка густа, и своевремен но устранял этот неюстаток. _ Коман 1 ир подождал несколько секунд. При любой погоде с опаской проходят Этого времени вполне хватило бы самоле- моряки узкость. Смотри в оба, если не хо- там «противника», чтобы отбомбиться и чешь сесть на мель или выброситься на выйти из сферы артиллерийского огня. Вот острые клыки гранитных скал. И эта что заставило офицера отложить решение опасность для командира корабля старше- зенитчиками задачи до следующего дня. го лейтенанта Нефедова и для личного со- Андреев за халатное отношение к служеб- става усугублялась с каждой минутой. ным обязанностям был наказан. Его место Началось все с того, что рулевой стар-1 в расчете занял старший матрос Дубровин, шиш 2 статьи Загорский заметил, как указатель поворота руля не двигается с места, к тому жю погасли сигнальные лампы на манипуляторной колонке. — Товарищ командир, — доложил он, ___________________ с рулевого устройства снято питание. I была выполнена успешно, d ra первая вводная была дана неожи- Учтя прошлую ошибку, денно для экипажа. Офицер Нефедов при- классный специалист. Материальную часть Дубровин готовил к действию согласно боевой инструкции. Была обеспечена гарантия, что ничто не забыто и все сделано на совесть. Стрельба казал w левым перейти на механическое управление рулем. Старшина 2 статьи Загорский в несколько прыжков оказался у ахтерпика. Внизу, не сводя глаз с ма ленького компаса, стоял у штурвала стар ший матрос Калашников. Вскоре Загорский увидел, как находив шийся на мостике сигнальщик ста/рший матрос СпружевниБ потянул красные флажки сверху вниз. — Так держать! — передал старшина приказание командира в ахтерпик. Но трудно работать по маленькому компасу. Чувствуется, как корпус кораб- Дуброзин па этот раз давал различные вводные. Но их суть заключалась только в изменении на правления полета или высоты пели. Из этого видно, что здесь не разнообра зят вводные, не подходят к их подаче творчески. А ведь известно, что в бою бывали случаи, например, когда одному матросу приходилось работать за отпиго- двоих вышедших из строя товарищей, за менять поврежденные части о р уж и я и т. д . Но ничего подобного не учел старший матрос Дубровин, а из командиров никто не подсказал ему. Только этим и об’яс- няется тот Факт, что здесь не прозвучало ля рыскает в разные стороны. Однако нп OJHO® вводной по взаимозаменяемости. Загорский — опытный специалист. Он ™™*печению живучести боевого поста, нашел выход из создавшегося положения. Однообразие вводных приводило к упро- Звая из доклада Калашникова натгравле- щенче^твУ в учебе, не создавало полного напряжения в работе расчета. 3. Вводные следуют одна за другой «В морском бою. — говорили в стари ну, — приходится драться с тремя врага ми: кораблями неприятеля, огнем и во- ние движения катера, старшина вносил поправки. Так, после выполнения одной из команд он определил, что левый борт может оказаться в опасной близости от берега. — Три градуса право, по компасу. — приказал старшина матросу. Прошло несколько десятков секунд .. ___ Q - Вдруг сигнальщик вскинул правую руку ^ особенно наглядно показало ге- с флажком вверх и произвел ею враша- ^ическое сражение русского крейсера тельное движение. «Варяг» против превосходящих сил япон- — Отводи! — крикнул Загорский в ах- цев в ^ 14)17• этом помнят и на тешгик. маленьком советском корабле старшего Корабль шел заданным курсом. Давать лейтснанта Нефедова. Борьба с огнем и команды иа руль офицер мог по телефо- 0 0 здесь началась после «атаки» сама ну и переговорной трубе. Однако он ре- Л€тов- шил воспользоваться самым трудным спо- «Пожар» возник неожиданно для боль- собом — способом визуальной связи. шинства личного состава. В открытую Заснеженные сопки сдвигали зеркаль- вырывались облака густого дыма, ную гл а д ь з а л и в а все уж е и уж е . Нервы Проникнуть к очагу огня можно было офицера Нефедова были напряжены, только в противогазе, мысль беспокойно работала вал тем. к а к Р*ев Резиновую маску, старший матрос безопаснее провести корабль по форвате- Зуйков вооружился шлангом с водой. Его ру. И вдруг тревожно звякнул телефон, товарищи действовали огнетушителями. Командир рывком снял трубку и. выслу- Все они сбили пламя, не дав ему распрост- шав доклад, так же резко поставил ее на Р а н и т ь с я . Вскоре командиру было доложе- место: мотористы сообщили о ^выходе» но о ликвидации «пожара», и з строя машинного телеграфа. Много пришлось поработать и мотори- Раздумывать некогда. Офицер Нефедов стам. В одном из отсеков появилась «про стая управлять двигателями при помощи боина». Она оказалась в самом неподходя- эванков. То короткие, то длинные дребез- шем месте, как это может показаться на жащие звуки раздаются в машинных от- первый взгляд, — под верстаком, где про секах. И соответственно им действуют ход я т различные магистрали. Вводная, ве- мотористы — люди, обеспечивающие бес- р о я т н о , давалась потому, что здесь нет пер ебойную работу сердца корабля. гладкого борта и заделать пробоину труд- Вот командир отделения старший ма- нее. Но на самом деле не учли главного: трос Огепанычев. Он специалист вто- если бы недалеко взорвалась авиабомба, то рого класса. Трудиться по-комсомольски, напротив пробоины и возле нее не оказа но жалея сил — черта его характера, лось бы ни верстака, ни магистралей. Они Настойчивость помогла воину в совершен- были бы снесены силой взрыва, стве овладеть специальностью. Прислуши- Но коль верстак и магистрали «уцеле- ваясь теперь к звонкам, он то увеличи- ли», то старшему матросу Копькову при в а л . то уменьшал число оборотов двига- шлось с помощью матроса Каштанова аза- теля. работу которого моряк контролиро- рийным материалом заделывать «пвобои- вал по приборам. На их пестрых шкалах ну». На это ушло немного времени, стрелки дрожали, как живые. В настоящем бою все было бы куда Также уверенно действовали на своих сложнее: и устоять против напора воды, боевых постах комсомольцы старший ма- | и подвести подпоры, и залить клинья. трос Коньков и матрос Дпвеев. Корабль шел назначенным ходом. Уз- «А раз это не в боевых условиях. — ду мали матросы. — надо управиться как-ни- кость осталась позади. Впереди расстилал- будь, лишь бы поскорее». В результате ся широкий плес. Но ничего этого не ви дели мотористы , неся ходовую вахту в гудящих отсеках. Они это поняли по ред ким и мелким кренам: зыбь вскидывала катер. Его винты бурлили и пенили воду. Противник не станет ожидать, чтобы его упредили в занятии выгозной !ля поя позиции. В этом моряки убедились через несколько минут, когда в воздухе появи лись реактивные самолеты. Они летели на один клин подавался в сторону при незна чительном на него нажиме. На зеле это значило бы. что течь полностью не оста новлена и в корабль продолжает посту пать вода. И кто знает, работали бы ис правно водоотливные средства или нет? — Человек за бортом! — раздался на верхней палубе голос, когда была выбро шена на воду веха. Следом за этим за борт летит спаса- большой скорости . Т у т бы предпринять тельный круг, подаются соответствующие маневр, сбить этим прицелы, устаповлен- команды. Военно-морской флаг пвиспу ные наводчиками зенитных орудий, з ам у - скается до половины. На мачте появляется зить мотористов! Настоящая была бы гако- сигнал «червь», который будет находать- ла! ся там -Ю тех пор. пока не закончатся Однако ничего подобного не случилось. | спасательные работы. Хотели того руководители учения или нет, но они оказались в плену ненужных послаблений. Корабль двигался по ппежне- му к у р с у , не уклоняясь от «авиабомб». 2. Ошибка учтена односторонне Появление реактивных самолетов пер вым заметил опытный сигнальщик Мар ков-Чистов. Доложив немедленно о них командиру, он продолжал наблюдение за их действиями, стараясь разгадать наме рение «противника». — Отразить налет самолетов «против ника». — приказал команзил своему по мощнику. Офицер подал команду. В один мчг ка тер ощетинился стволами зенитных п \- шек. Стволы двигались за настоящей ско ростной целью. Особенно много хлопэт бы ло у наводчиков. Действия комензоров облегчались тем, что корабль шел малым хозом. Однако один из кормовых расчетов работал напря женнее и слаженнее д р у г и х . Здесь пе за были еще горького урока, полученного в незавнем походе Вот как это было. Катер вышел в море для выполнения огневой задачи. Слегка покачивало. Холодный ветер щипал лица моряков. М оро зило . В таких ю некоторой степени простых условиях команзив приказал открыть огонь по хорошо видимой пели. Зенитчики н а в е л и o D v in e . произвели необ ходимые расчеты для стрельбы, нажали на педали и... выстрела пе последовало. На водчики поворачивали штурвалами, на возили. казалось, еше точнее, а заряжен ная пушка — ни звука! В чем зело? Это юлго выясняли я , на конец. нашли п р и ч и н у . Была обычная «мелочь», которой поенебрегаЮт ia то, что она «мелочь». Поп низкой температу ра m» 3 ivxa застыла смазка тоуш ихся ча стей. Возглавляя расчет вместо уехавшего в отпуск командира отделения, старшин ма трос Андреев не проверил подготовку ма териальной части к стрельбе. Иначе он за- Под руководством боцмана кораб ля моряки дружно спускают на воду шлюпку. Вот послушная воле гребцов четверка быстро отрывается от борта корабля и устремляется по нап равлению. указываемому флажком с ходо вого мостика. Проходит несколько напря женных минут, и все. кто наблюдал за шлюпкой, облегченно вздохнули: на корме шлюпки появился Военно-морской Флаг: это значит — «человек» спасен. Радост ное чувство охватило всех находившихся на палубе потому, что веха поднята на борт шлюпки в очень короткий срок . Умело, четко, решительно и расторопно действовали при этом и старшина 2 статьи Истра-ткип. и все гребцы шлюп ки. Однако хвалить их в целом за выпол нение вводной пока рано. Не все еще от работано четко. Один из матросов, напри мер, садясь в шлюпку, забыл захватить с собой противогаз. Готозясь к выполнению любого задания, надо предусматривать и учитывать все вероятные детали обстанов ки и делать из этого практические выво зы для себя. 4. Старая слава— новую любит К сожалению, случай с противогазом не единственный недостаток, допущен ный во время сдачи задачи. О некоторых промахах уже говорилось выше. Хочется рассказать еще об одном. Личный состав корабля хорошо помнит весьма успешные походы прошлого и по запрошлого годов. Один из таких походов* был тесьма длительным. — Возвратился из него корабль, что игрушечка, — вспоминает боцман. — А почему? Да потому, что тогда все шло, как надо. Bo-время и тщательно произво дились приборки, осмотры механизмов, личный состав имел возможность регу лярно мыться в бане, стирать белье и т. д. В выходные дни устраивались шлю почные соревнования и другие интерес ные мероприятия. К омандир , комму нисты и комсомольские активисты с са мого начала плавания мобилизовали лич ный состав на успешное выполнение всех задач. На этот раз вышло немного по-иному. Хотя условия сейчас были лучшими, тем не менее моряки сейчас допустили прома хов больше, чем тогда. Уделяя внимании отработке элементов предстоящей задачи, некоторые воины ослабили борьбу за чи стоту на заведываниях. за содержание техники и оружия в строгом соответствии с инструкциями и наставлениями. И не случайно, кое-где была обнаружена пыль. Повторению и закреплению тех прие мов. по которым личный состав уже от читался раньше, в период подготовки к предстоящей задаче внимания обращалось мало. А в прошлом году моряки избегали таких ненормальностей, что явилось од ним из важных условий повторного за воевания ими приза. Старая слава — новую любит. Эту крылатую фразу следует вспомнить вой-, нам. извлекая уроки из недостатков и упущений. Командование, коммунисты, комсомоль ские активисты провели, надо сказать, пемалую работу, мобилизуя воинов на ус пешное выполнение учебно-боевой задачи. Командир выступил перед личным соста вом и обстоятельно рассказал морякам о пред’являемых к ним требованиях. Он отметил при этом, как экипажи других катеров решали подобные задачи, какую инициативу проявили онп. какие недос татки допустили. Заместитель командира по политиче ской части побывал на каждом боевом по сту, интересуясь ходом учебы м о р я к о в . рассказывая им об успехах передовых воинов корабля. Был выпущен боевой ли сток и проведено собрание военнослужа щих. Агитаторы, получив у политработ ника инструктаж, проводили с воинами индивидуальные беседы. Среди моряков царил патриотический под'ем. вызванный решениями январского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. Этот под’ем активисты направляли на ус пешную отработку всех элементов задачп. Моряки тренировались напряженно, со всей старательностью. В подтверждение этого достаточно сказать, что во время фактического затопления кубрика моряки аварийной группы умело боролись с во дой, проявив при этом выносливость, на ходчивость. сметку. Находясь более двух часов в противогазах, воины также уме ло и расторопно ликвидировали «очаги» пожара, где бы они ни возникали. Пример отличившихся, о котором узна вал личный состав, воодушевлял воинов нз (успешную отработку элементов пред стоящей задачи. II цель достигнута. Однако в воспитательной работе име лись недоработки. Мобилизовать моряков на отшлифовку новых приемов — этого еще мало. Надо добиваться того, чтобы воины, овладевая новыми знаниями и на выками, не забывали о старых. Ведь каждая задача отрабатывается не для то го. чтобы только получить по ней зачет, а для того, чтобы, прочно закрепив полу ченные знания, продолл^ать воинское со вершенствование. перейти к отработке более сложных приемов. Словом, активисты незаслуженно упу стили некоторые вопросы, имеющие близ кое отношение к сдаваемой задаче, слабо раз’яснили молодежи требования, пред’яв- ляемые по боевой подготовке на 1955 год. В прошлом году корабль завоевал хоро шую славу. Итоги своего упорного труда моряки знают. Казалось бы. надо лично му составу раз’яснить возросшие требова ния, пред’являе.мые современным боем, и мобилизовать их на достижение новых ус пехов в боевой и политической подготов ке. Но об этом здесь позаботились мало. — Расскажем, когда будем вручать на грады. — говорит политработник части. А когда будут вручены личному соста ву награды за успехи в боевой и полити ческой подготовке? Видимо, не скоро. А время, между тем. не ждет. Март — уже третий месяц года. Кстати сказать, желает много лучшего культурное и бытовое обслуживание лич ного состава. В настоящее время, напри мер. затягиваются сроки выдачи некото рым морякам обмундирования. Особо следует остановиться на деятель ности комсомольской организации катера. Подготовку к сдаче задачи она настолько затянула, что успела провести работу, как признает сам секретарь, в основном лишь с активистами. На заседании, где обсуждались вопросы о роли комсомольцев в отработке задачи, были даны неплохие поручения активи стам. Но секретарь не организовал про верку их исполнения и не знал до самого возвращения в базу..,, кто и что сделал, кто и как справился с заданием. Раньше в комсомольской работе на ко рабле существовало хорошее правило. Если личный состав отрабатывал какие- либо приемы, активисты знакомили моло дежь с аналогичными примерами, имевши ми место в Великой Отечественной войне. При этом они раз’ясняли. что современ ный бой пред’являет более высокие тре бования. Яркие факты, взятые из жизни и поданные с учетом требований дня. за вали морякам более четкое представление о предстоявших учениях, о важности то го или иного упражнения, нежели про стое перечисление условий задачи. На этот же раз у комсомольских акти вистов не хватило времени на то. чтобы использовать хороший опыт. Взять хотя бы старшего матроса Клыкова. На засе дании бюро он получил задание побесе довать с артиллеристами. Клыков выпол нил поручение. Одвако его беседы с вои нами состояли в основном из напомина ний требований, которые пред’явле- ны на похоз к тому или иному матросу. Лучше подготовиться он не успел. ■Напоминать требования морякам нужно, но главная задача активиста-агитатора состоит в том. чтобы доходчиво оаз’яс- нять эти требования, показывать их суть и значение и мобилизовать личный состав на отличное решение практических за дач. А сделать это можно путем тщатель ной подготовки, путем использования в беседе простых и ярких Фактов. ...В целом выход в море показал, что личный состав корабля в силах закрепить и умножить успехи, достигнутые в прош лом году. Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН. капитан-лейтенант Е . КОЗЛОВ. Д в а ж д ы Г ерой С о в е т с к о го С ою з а В . Н. Л Е О Н О В . Учисьтому, нтонеобходимовбою Всегда на заданном курсе держит ко рабль рулевой специалист второго класса старший матрос Евстафий Жовнер. Он пользуется большим уважением среди мо ряков. Комсомольцы подразделения ока зали большое доверие старшему матросу Жовнер, избрав его секретарем комсомоль ской организации подразделения. Активист ведет большую работу среди воинов, за ботясь о примерности комсомольцев в учебе и службе. Примерная служба передового моряка отмечена 16 благодарностями и двумя внеочередными краткосрочными отпусками. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Евстафий Жовнер на вахте. Ф ото И. Никишова. Письма бывших североморцев Недавно в часть пришло письмо. Быв ший североморец Петр Поздняков шлет привет личному составу. Он горячо благо дарит старших товарищей за заботу в пе риод прохождения службы. «Спасибо за помощь, которую оказали мне командиры, — пишет Поздняков. — Они воспитали меня, прпвпли еще боль шую любовь к Родине». Такие письма часто п р и х о д я т к нам. Недавно получили весть от Валенгияа Котлячкова и Анатолия Труса. Котлячкоз сейчас учительствует в одной из школ Во логодской области, а бывший комсорг ча сти Анатолий Трус преподает математику в минской школе. В своих письмах быв шие воины призывают нас. североморцев, неустанно повышать военные и политиче ские знания, еще зорче стоять на страже мерного созидательного труда советского народа. Ефрейтор А. СОБОЛЕВСКИЙ. Крепкая войсковая дружба Наше подразделение одно из передовых. В нем служат воины различных нацио нальностей. Например, сержант Андреев — русский, младший сержант 'Лесленко — украинец, старший матрос Кииович — белорус, младший сержант Юмангулоз — татарин, старший матрос Аверьянов — ларсл. матрос Стокис — литовец, матрос Миллер — латыш. Все они — отличники боевой и политической подготовки. Неко торые из них награждены нагрудными знаками «Отличный артиллерист». «От личный шофер». «Отличный связист». Воины подразделения прилагают все усилия к тому, чтобы образцово выпол нять поставленные перед ними задачи. Старший матрос М. КОЛГУШЕВ. 3. В любых условиях добиваться победы Каждый бой. в каких бы условиях он I ни проходил, требует от воинов большого I напряжения сил. является проверкой их I воли и закалки и выдержки. Это со всей i очевидностью подтверждает боевой опыт Великой Отечественной воины. Как бы ни был труден бой, воин должен всегда найти в себе достаточно силы и уменья и во что бы то ни , стало добиться победы над врагом. Ма- , лейшие колебания и неуверенность | в действиях весьма опасны. В бою I всегда побеждает тот. у кого боль- | ше выдержки, кто действует стой- ! ко и ^уверенно, веря в победу. В ка- ; ких бы трудных условиях ни находился | воин, он обязан всегда верить в свопси- I лы, в возможность победы, в свое превос ходство над противником. Он должен ис кать лучшие способы победить врага и не теряться в сложных условиях. Так. наши летчики в период Великой Отечественной войны часто использовали слабость фашистских летчиков и стреми лись выходить в лобовую атаку. В большинстве случаев гитлеровцы не вы держивали и отворачивали, стараясь ук лониться от боя. Во время войны гитлеровцы часто за сылали в наш тыл автоматчиков, которые открывали сильный и беспорядочный огонь. При этом враг рассчитывал создать видимость окружения, подорвать у наших воинов веру в победу и тем самым осла бить волю к сопротивлению. Советские воины правильно понимали этот маневр фашистов и не поддавались на провока цию. Однако находились и такие, кото рые терялись, встретив трудности, под давались панике, в результате чего гибли сами и затрудняли действия товарищей. Однажды группа разведчиков нашего от ряда. находясь в тылу противника, попа ла в очень тяжелое положение, имея мно го раненых. Группа была отрезана от ма терика на мысе Могильный, самая око нечность которого также была в руках противника. Враг, вероятно, решил, что задача уничтожения или захвата группы уже обеспечена, и решительно пошел в атаку. Но совсем иначе думали советские раз ведчики. Мы считали, что нет такого по- лижения. когда бориба за победу стано вится бессмысленной, и встретили врага дружным огнем. Атака противника была отбита. За первой его атакой последовала вторая, третья, и так без конца. Но все они не приносили врагу желанной побе ды. Наша стойкая оборона и уверенные действия сбили Фашистов с толку. Теперь они уже шли в атаки не так уверенно, прятались друг за друга и этим облег чали наше положение. Для поддержки мо рального духа своих солдат фашисты вели беспрерывный артиллерийский и миномет ный огонь по маленькому клочку земли, занятому нами, произвели несколько атак самолетами, но и это не сломило у совет ских разведчиков волю к победе. Силы были далеко не равными. Несмот ря на большие потери, у противника оста валось солдат в 10— 15 раз больше, чему нас. Кроме того, мы израсходовали почти весь боезапас, и нага огонь значительно ослаб, что в свою очередь позволило фаши стам вплотную придвинуться к на шей позиции, хотя действовали они очень осторожно и трусливо. Я поставил перед воинами задачу — продержаться до ночи, чтобы затем под покровом темноты вырваться из окруже ния. Расчет был точен, и все могло бы быть выполнено именно так. Но здесь произошло событие, которое затруднило выполнение нашего плана. Утомленный беспрерывным боем в течение дня. недо статочно физически закаленный матрос Жданов нервничал, нерасчетливо вел огонь и израсходовал бесцельно весь свой боезапас. Это еще больше ослабило его волю к борьбе с превосходящими сила ми врага. Поведение этого матроса также ослабило нашу группу. Увидев, в каком трудном положении мы находились, фашисты громко закрича ли и бросились в атаку. Пзраненным, поч ти не имеющим патронов разведчикам с трудом удалось отбить натиск врага, из расходовав остаток боезапаса. Лишь на ступление темноты и захват в бою двух пулеметов противника помогли нам все же прорвать кольцо окружения и 1 уйти в соп ки. вьпнеся всех раненых. В этой послед ней схватке мы потеряли трех прекрас ных разведчиков, не считая Жданова. Приведенный пример показывает, как важно не терять веру в победу и у п о р н о добиваться ее. Моральные качества бойца, сю уверенность в своем превосходстве над ппютивником во многом зависят от Физи ческого состояния. В длительном бою. на ряду с напряжением нервной системы, боец испытывает и большое физическое напряжение и. если он почувствует очень большую усталость, ему, безусловно, будет казаться, что противник сильнее его, и он может потерять веру в побегу, а потеряв ее. никогда не добьется побе ды. Талантливый флотоводец адмимл Мака ров говорил: если противник слабее тебя — нападай, если равен тебе — нападай, если сильнее тебя — тоже нападай! В этих словах заложен огромный смысл. Адмирал Макаров учил моряков в любых условиях бороться за победу, учитывая при этом, что смелые, решительные дей ствия всегда будут способствовать успеху. В подтверждение сказанного приведу пример боевой схватки двух торпедных катеров Северного флота под командовани ем дважды Героя Советского Союза Шаба лина с девятью кораблями фашистов. Об наружив конвой противника. Шабалин ре шил атаковать транспорты, но путь ему преградили вражеские катера-охотники, которые вели сильный огонь. Первая ата ка была сорвана. Но Шабалин не отказал ся от своего плана. Поставив дымо вую завесу, он вновь пошел в атаку. Она оказалась неудачной так же. к а к и. последующая. Лишь во время четвертой атаки, когда, видя смелые и решитель ные действия советских моряков, напу ганные немцы стали стрелять хуже и ме нее точно. Шабалину удалось прорваться через охранение противника и потопить транспорт и сторожевой корабль. Так упорное стремление добиться побе ды обеспечило советским катерникам ус пех. В современном бою еще больше возра стает значение стойкости и выдержки, физической выносливости, закалки, ре шительности, потому что намного тяжелее и сложнее будет обстановка» борьбы с сильным, технически оснащенным про тивником. И несмотря ни на какие труд ности. советские воины обязаны в любых условиях добиваться победы, драться с врагом до полного его разгрома. Таково требование Родины, партии. По следам наших выступлений «КОГДА ЖЕ В БИБЛИОТЕКЕ БУДЕТ ПОРЯДОК?» _ младшего сер- час составлен распорядок работы библио теки. который строго вьгскяняется. В чи тальном зале постоянно тйгеются свежие газеты и журналы. Так называлось письмо жанта В. Ходырева, опубликованное в нашей газете 28 января. Как сообщили в -редакцию, факты, указанные в письме, имели место. Сей- У Ф Л О Т С К И Х С Т Р О И Т Е Л Е Н Каждой бригаде ■ высокую организацию работ В своей речи на Всесоюзном совещании строителей первый секретарь Центрально го Комитета КПСС тов. Н. С. Хрущев гово рил: «Исключительно важное значение имеет вопрос о дальнейшем росте произ водительности труда в строительстве. Для того, чтобы обеспечить неуклонный рост производительности труда, надо прежде всего правильно организовать оаботы на стройках, лучше использовать оабочую си лу и механизмы, пооводить экономию сырья и матеоиалов. создать устойчивые кадры квалифицированных строителей». Организация строительных работ — одно из важнейших условий 1 альнейшего позышения производительности труда вои- нов-строителей. Необходимо смелее внед рять на флотских стройках передовые ме тоды, широко использовать механизмы, правильно организовать комплектование и работу бригад и звеньев, добиваться, чтобы каждый воин был активным участ ником социалистического соревнования. Этим вопросам большое внимание уде ляется. например, на строительном .участ ке. где работает тов. Горовацкий. На этом участке воины-строители об’е- дпнены в специализированные бригады, которые разбиты на звенья. Бригады укомплектованы с учетом производствен ных норм. об*ема и сроков выполнения строительных работ. Это позволяет пра вильно использовать на основных стпоч- тельиых процессах квалифицированных специалистов, на вспомогательных — воинов более низкой квалификации. Ина че говоря, индивидуальный тру д в брига де заменен звеньевым: па отдельных уча стках заняты воины, еще не имеющие необходимых практических навыков: т р у дятся воины под руководством опытного специалиста. Такая организация способствует росту производительности труда, дает чоамож- ность шире развернуть социалистическое соревнование. Это видно на примере Пзи- гад, где работает коммунист тов. Барба- шин. Здесь все воины систематически вы полняют дневные задания. Проадзоха- тельность труда составила: в нояб.>е — 114, в декабре — 116, в январе — 120 процентов. Самоотверженный т ру д строи телей — пример высокой сознательной дисциплины и сплоченности, основанной на товарищеской взаимопомощи. Боимды прочно удерживают за собой переходящее Красное зиамя части. Успешно тру д я т с я на этом участке и бригады тов. Калошина. Многие воины стали в р я д ы передовиков производства. Здесь строительные работы распределены на захватки, которые в свою очередь, по числу звеньев, разбиты на делянки. Раз мер делянки определяется так. чтооы каждый строитель имел в течение всег*> оабочего дня необходимый Ф ро н т оаботы. Звеньям делянки даются в зависимоегч от числа квалифицированных специали стов, с учетом норм выработки и произ водительности труда ведущей профессии — землекопов. Как в бригадах, так и в звеньях воины-ствоители. об’единенпые общим производственным заданием а еди ным руководством , добиваются более вы соких показателей в труде, что даст воз можность на ряде строительных пвоаессоз перейти на поточный метод ведения работ. Сущность поточного метода — в тес ной. одновременной связи главного про цесса со смежными, когда достигается непрерывность всех строительных работ. Это позволяет сократить сроки строитель ства, лучше использовать кадры. Чтобы обеспечить высокую производи тельность труда в бригадах, где работает тов. Гуща, уделяют серьезное внимание прежде всего тщательной подготовке ра бочего места. Все смежные оаботы — по дача бетона, раствора, кирпича и т. I. — производятся непрерывно, и. таким обра зом. создается необходимый фронт работ для последующих операций. Последовательность передвижения бри гад нз захватках происходит так. Сначала работают бетонщики, затем они переходят на новый участок, а па их месте гру д я т ся гидроизолировщпки. которые, идя за бетонщиками, создают готовый Фвочт ра боты для каменщиков. При этом, чтобы не задерживать д р у г друга и не д о п у с т и т ь простоев и задержек, бетонные и .идро- изоляционные работы согласуются с производительностью труда каменщиков. В результате внедрения поточного ме тода воины-стооптели добиваются высокой производительности труда. Например, ме сячные планы бригадами выполнены в де кабре иа 121 процент, в январе— на 130 процентов. Производственные успехи передовых бригад — оезультат повседневного кон кретного руководства их деятельностью прежде всего самими бвигадипами. являю щимися центральной Ф игурой на строи тельном участке. Мастера, десятники и прорабы в большинстве своем оказывают бригадирам постоянную помошь в органи зации рабочего места, подбоое инструмен та. использовании механизмов, в борьбе за дальнейшее повышение производительно сти труда и качества строительных оабог. Воины-стооители настойчиво борются за новые трудовые успехи, за высокое ка чество строительных ва^от и максималь ное уплотнение рабочего времени. Хороших показателей в социалистиче ском соревновании настойчиво до бивается бригада тов. Шолина. ежедневно выполняющая нормы на 130— 150 про центов. С большим под’емом трудя гея бригады тт. Миронова, Воркаиса и дру гие. Задача руководителей строительных участков и об’ектов, коммунистов и ком сомольцев — возглавить творческую ини циативу воинов-строителей, мобилизовать все их силы на достижение новых успе хов в труде. Необходимо обобщать и широко попу ляризировать передовые методы работы наших воинов-строителей и на основе их опыта создавать наиболее рациональную технологию производственного процесса. Это даст возможность каждому строителю не только повышать производительность своего тру за, но и лучше использовать механизмы, оборудование и материалы. Капитан И, БУРУЛЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz