На страже Заполярья. 1955 год. Март.

30 марта 1955 г., № 75 (5227). На с т р а ж е З а п о л я р ь я К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Член бюро Анатолий Яковлев — Товарищ старшина 2 статья, на­ трое Петрашенко прибыл в ваше распоря­ жение для прохождения дальнейшей службы. — доложил м о р я к . Перед командиром отделения комевдо- •ров старшиной 2 статьи Яковлевым сто­ ял коренастый матрос. Внимательно огля­ дев новичка. Яковлев подробно расспросил его, откуда он роаом. как учился, имеет ли взыскания... — Кем вы работали до службы? — Был шахтером, товзриш старшина, — ие без гордости ответил матрос. — Это хорошо. — заметил Яковлев.— Шахтевы — народ трудолюбивый, напо­ ристый. Думаю, что вы и на службе бу­ дете выполнять своя обязанности с шах­ терской хваткой. — А как вы знаете свою специаль­ ность? — спросил старшина в конце бе­ седы. ч Смутившись, Пегграгоенко признался, что боевую технику эвает еще слабо. — Все зависит от вас, — сказал Яковлев. — Проявляйте больше старания, стращайтесь за помощью к старшим то­ варищам и станете грамотным специали­ стом. На следующий день Яковлев на деле убедился, что матросу нужно еще много и (упорно |учиться. Старшина стал уси­ ленно заниматься с подчиненным. Не жа­ лел сил и времени для изучения специ­ альности и сам Петрашонко. С каждым днем он увереннее действовал на боевом посту, четче и тверже становились его ответы по знанию материальной части. Сравнительно за короткий срок Петра- шенко стал отличником, а затем специа­ листом второго класса. И в этом немалая заслуга члена комсомольского бюро стар­ шины 2 статьи Яковлева. Анатолий Яковлев — отличиик боевой и политической подготовки, специалист высокого класса. За образцовую службу и примерное поведение он имеет более 2 0 благодарностей, поощрялся внеочередным краткосрочным отпуском, сфотографирован три развернутом Знамени части. Осповой зго успехов является крепкая воинская чисциплина. высокая политическая соана- пельность. Анатолий много работает над повышением своего идейного уровня. Оп изучает ^сторию павтии. произведения Ленина и Сталина, репул ярно читает га­ зеты. внимательно следит за новинками художественной литературы. Член бюро Яковлев тесно связан с ма- гросами. Он всегда в курсе всех событий, происходящих в подразделении, знает, кто из моряков идет впереди, кто отстает в учебе. Это позволяет активисту своевре- •мтно притти на помощь отстающим. На­ пример. приступая к изучению истории КПСС, комсомолец Шепелев встретил не­ мало трудностей. У него не было опыта я необходимой подготовки для самостоя­ тельной ра,боты. Изучая то или иное про­ изведение. Шепелев не мог отделить глав­ ное от второстепенного и почти пол­ ностью переписывал в тетрадь содержание произведения. Особенно много неясностей встретил моряк при изучении диалектиче­ ского и исторического материализма. На помощь товзшищу пришел член бюро Яковлев. Терпеливо и настойчиво зани­ мался он с Шепелевым, об’яснял непонят­ ные для него вопросы, учил вести _ кон­ спект. Это помогло Шепелеву приобрести необходимые навыки самостоятельной ра­ боты над книгой, лучше усвоить мате­ риал. Сейчас комсомолец Шепелев отлич­ но (успевает на политических занятиях, в совершенстве изучил свою специальность. Большое внимание в своей работе Ана­ толий Яковлев уделяет воспитанию у мо­ ряков чувства личной ответственности за порученное дело, чувства дружбы и вой­ скового товарищества. Однажды он за­ метил. что матрос Постников допускает нетактичность в разговоре со старшими. В беседе с Постниковым Яковлев расска­ зал комсомольцу о значении дружбы и то­ варищества в Советской Армии и Военно- Морском Флоте, напомнил о требованиях уставов. Комсомолец запомнил разговор с членом бюро, но не придал ему должного значения. Вскоре Постников вновь нару­ шил .уставной порядок — вышел нв верхнюю палубу без воротничка. Это пер­ вым заметил член бюро Яковлев. — Почему нарушаете форму одежды? — спросил он матроса. Постников не сразу понял, что замеча­ ние относится к нему. — Брось. Татя, читать нотации, — обиделся он. — Подумаешь... — В настоящий момент, — прервал матроса Яковлев. — я для вас старшина, член бюро. А нарушать форму одежды, тем более комсомольцу и старослужащему матросу, никто не давал права. Этот случай помог матрону Постнико­ ву еще раз понять, что любое нарушение воинской дисциплины не ускользнет от внимания активистов. Член бюро стал ча­ ше беседовать с Постниковым, помогать ему в изучении уставов и наставлений. В настоящий период комсомолец Постни­ ков значительно подтянулся, стал лучше выполнять свои обязанности по службе. Член комсомольского бюро Анатолий Яковлев пользуется iy моряков заслужен­ ным авторитетом. Заботливый товарищ, умелый воспитатель, он активно борется за уставной порядок на корабле, помога­ ет сослуживцам в изучении боевой техни­ ки . С благодарностью отзывается о члене бюро комсомолец Захаренко. Яковлев по­ мог ему в совершенстве изучить спецп1- альность. стать мастером своего дола. Сейчас Ивану Захаренко командир оказлл большое доверие — назначил его коман­ диром отделения. Хорошими специалистами стали и гру­ ш е воины, с которыми занимался член бюро Яковлев. Например, отличниками боевой и политической подготовки стали старшие матросы Журавлев. Муравьев и Другие. Член комсомольского бюро тов. Яковлев являемся надежным помощником команди­ ра в обучении и воспитании личного со­ става. Постоянно борясь за .укрепление дисциплины, помогая морякам в яэуч^нии сложной боевой техники, он вносит по­ сильный вклад в совершенствование бое­ вой готовности родного корабля. И. ВОЛОШИН. Командир отделения дальномерщиков старший матрос Федор Дмитриев — один из передовых моряков корабля. Его примерная служба отмечена рядом благодарно­ стей. Н А СНИМ К Е : старший матрос Федор Дмитриев за согласованием визира. Фото И . Никишова. Воспитывать детей в труде и для труда Получил поручение— выполни его с честью В нашем подразделении состоялось ком­ сомольское собрание с повесткой дня: «По­ ручения — важное средство воспитания комсомольцев». С докладом выступил се­ кретарь. Он отметил, что большинство членов ВЛКСМ добросовестно и аккуратно выполняет задания. К ним, в частности, относятся лейтенант Гуща и рядовой Пе- репечкин. Секретарь подверг резкой кри­ тике работу члена бюро рядового Ананье­ ва, который халатно относился к зада­ ниям. — Получил поручение, — сказал до­ кладчик в назидание воину, — выполни его точно и в срок. . В прениях выступили многие комсо­ мольцы. Собрание п р о ш л о активно. Младший сержант А. АРХИПОВ. На советскую школу возложена зада­ ча огромной государственной важности — воспитывать активных, самоотверженных, образованных и культурных молодых строителей коммунистического общества. В воспитании детей школа не одинока. Помощником ее является семья. Ошибочно и вредно делить воспитательное влияние на ребенка между семтгн и школой. Практика убедительно доказывает, что тесные взаимоотношения школы с роди­ телями учащихся гарантируют успех в обучении и воспитании школьников. Этим положением и руководствуются в своей работе педагогически »1 коллективы школ г. Североморска. В тесной связи с роди­ телями трудятся также учителя средней школы 2, где директором тов. Кригман, начальной шкоты 4, где заведующая тов. Манаева. Значительно укрепила свя­ зи с родителями во втором полугодии средняя школа ^N5 1 г. Североморска. Ра­ ботники этих школ усиливают педагоги­ ческое просвещение отцов и матерей. Учителя выступают перед ними с лек­ циями и докладами. Классные руководители проводят инди­ видуальные беседы с отцами и матерями учащихся о задачах коммунистического воспитания, об учебе и поведении их де­ тей, дают цепные советы. Нередко на классных и общешкольных родительских собраниях отцы и матери обмениваются опытом воспитания своих ребят. Для укрепления связи с родителями в средней школе X; 2 и семилетней Л» 5 выпускаются стенные газеты, в которых учителя дают советы родителям, а послед­ ние обмениваются опытом воспитания де­ тей в семье. Большая часть родителей, понимая огромную ответственна:™,, кото­ рая лежит на них за воспитание детей, находится в тесном содружества со шко­ лой. К примеру, можно назвать родителей Микряиювых. Четверо их дгтей учатся в школе. Отец и мать систематически по­ сещают родительские собрания. Они вни­ мательно прислушиваются к советам учи­ телей и выполняют их. Дети Микряиювых трудолюбивы, дисциплинированны. Трое из них отличники. Положительно влияет па воспитание молодого поколения и лич­ ный пример родителей. Как отец, так и мать — хорошие труженики. Мать этих детей не первый год принимает активное участие в работе родительского комитета школы. Но, к сожалению, есть родители еще и такие, которые, отдав ребенка в школу, отстраняются от его воспитания и заяв­ ляют: «Вы — школа, вы и воспитывай­ те». Другие же родители пользуют­ ся своими непедагогическими метода­ ми воспитания, не поддерживают школу в ее требованиях к учащимся. И в первом, и во втором случаях нельзя, конечно, до­ биться положительных результатов. Неоспоримо большое значение в форми­ ровании характера ребенка имеет трудо- *вое воспитание. «'Воспитать в труде и для труда» — вот девиз педагогических работников. Оп должен стать девизом и для всех родителей. В большинстве своем родители целиком разделяют это требова­ ние. Дети таких родителей привлекаются к посильной работе на дому. Но есть и такие родители, которые ограждают своих детей от всех видов труда, не понимая, видимо, что они тем самым воспитывают у ребенка пренебрежение к физической работе, развивают в нем леность, беспо­ мощность, неприспособленность к жизни. В своем письме в городской отдел на­ родного образования тов. Новолоцкий вы­ ражает возмущение тем, что его ребенка, ученика 3 класса, заставляют занимать­ ся уборкой класса. Есть ли что-нибудь плохого в том, что школа, привлекая учащихся к посильному труду, учит их, как'следует убирать комнату, ухаживать за цветами и т. д.? Конечно, нет. Слишком опекают детей, лишая их воз­ можности самообелуживать себя, родите­ ли Вайсберг, Курбановы, Галкины и неко­ торые другие. В 9 классе «б» учится Га­ лина Жоль. Девушка совершенно не приу­ чена к т р у д у . Дома v нее нет никаких обязанностей. Не чувствует их она и в школе. Во второй четверти учебного года Галина имела неудовлетворительные оцен­ ки по шести предметам. В этом вина ие только учителей, но и родителей. Важно приучить ребенка к порядку абсолютно во всем. Особенно он необхо­ дим в умении планировать, распределять свое время. С этой целью школа рекомен­ дует учащимся определенный режим дня. Твердый режим способствует высокой ус­ певаемости. Некоторые родители не прислушивают­ ся к требованиям школы, и дети их не выполняют режима дня. Это наблюдается в семье Прутских, Ианкевич, Назаренко, Малькова и других. Только нетребова­ тельностью родителей можно об’яснить то, что учащиеся семилетней школы № 7 Морозов, Малютин, Болдырев спокойно разгуливают по улицам города тогда, когда им положено спать. Флотская общественность, партийные, профсоюзные организации предприятий я учреждений города должны всячески по­ могать школе и родителям растить детей трудолюбивыми, честными. смелыми, прилежными в учебе, достойными патрио­ тами нашей великой Родины. Это дело важное. Мы можем и должны с ним спра­ виться. И. СМИРНОВА, заведующая Североморским городским отделом народного образования. Ч И Т А Т Е Л И О К Н И Г А Х V Белого моря и Повесть Александра 1У>гова «У Белого моря» повествует о героической борьбе советского народа против американских, английских и прочих интервентов и их прихвостней — белогвардейцев на Севе­ ре Советской России в 1918— 1920 го­ дах. Главный герой книги — Хаджи-Мурат Дзарахохов. В 1917 году он, будучи офиг- цером-командиром сотни всадников, прим­ кнул к большевикам, встав на сторону восставшего петербургского пролетариата. В 1918 году английские интервенты вторглись в пределы молодой Советской республики. Мурманску и Архангельску в их преступных планах отводилось перво­ степенное значение. Отсюда был кратчай­ ший путь к Петпопраду и Москве. В декабре 1918 года Колчак занял Пермь и двигался на соединение с ар­ миями интервентов Северного фронта. Для Советской республики создалась серьез­ ная угроза. Пролетариат Петрограда и революцион­ ные моряки Балтики по зову Коммуни­ стической партии первыми пришли на помощь Советскому Северу. Одна за дру­ гой формировались воинские части из рабочих и матросов. Сюда был направлен и кавалерийский отряд Хаджи-Мурата Дзарахохова. В тот отряд, кроме несколь­ ких горцев, входили моряки Балтики, питерские работие-трамвайщики. два китайца — Хан А)-се (в отряде Вася) и Чан Юн-тин (Ваня). Комиссаром отряда был назначен петроградский рабочий Со­ болев, с которым Хаджи-Мурат дружил. Много победных боев провел отряд Хад- жи-Мурата. Он участвовал в сражениях под Усть-Вагой, на Средь-Мехреньге, и везде интервенты терпели жестокое пора­ жение. За победные бои на Севере Хад­ жи-Мурат был награжден двумя орденами Красного Знамени. В одном из этих боев комиссар отряда был тяжело ранен и попал в плен к ин­ тервентам. Соболева долго и жестоко пы­ тали, добивались от него сведений об от­ ряде Хаджи-Мурата, но он не сказал нп слова. В бессознательном состоянии ко­ миссар был доставлен в архангельскую губернскую тюрьму. А после «суда» его направили на остров Мудьюг. Многочис­ ленные свидетельства переживших ужа­ сы иностранной интервенции на Севере в 1918— 1920 годах обличают американо- английских интервентов в чудовищных злодеяниях. Они грабили, жгли, разру­ шали. Рекой лилась кровь. Палачи не щадили никого — ни стариков, ни л^н- щин, ни детей. Вот как автор описывает «остров смер­ ти» Мудьюг: ...За грубо сколоченным столом среди барака сидели военный доктор — фран­ цуз и комендант — англичанин. Рядом стоял переводчик. На столе перед «докто­ ром» лежали револьвер и его неизменный стэк. Вновь прибывшие проходили «ме­ дицинский» осмотр. К столу приближался полый человек. Доктор через переводчика приказывал ему медленно поворачиваться кругом, затем, не вставая, открывал стэком рот и смот­ рел на зубы. Толчок стэком в спину означал конец «медицинского» осмотра. Подошла очередь Соболева. Прищурив гла­ за, доктор что-то спросил у него. Пере­ водчик сказал: — Доктор спрашивает, сколько ты убил офицеров? — Не считал, — ответил комиссар, — но скажите доктору: я очень сожа­ лею, что ею нет среди них... Автор рассказывает, как «развлекал­ ся» английский лейтенант Кларк — ко­ мендант каторжной тюрьмы на острове Мудьюг: ...Комендант ходил но бараку, всмат­ ривался в лица измученных людей, вы­ строившихся у нар. — Этот... — комендант тыкал паль­ цем. — Этот... этот... и вот тот... Вызванные опустили головы и медлен­ но зашагали к выходу. У дверей они остановились и в последний раз груст­ ным взглядом окинули тогарищей. За по­ рогом лежал завьюженный пустынный остров. Четырех провели вдоль линии ледя­ ных столбов. А когда дошли до последне­ го, капрал отмерил двадцать шагов па запад и тяжелым солдатским сапогом протоптал смерзшийся снег. Сюда же по­ дошел конвой с арестованными. Крайнему из них капрал приказал: — Раздевайсь!.. По-русски нарядными были сосны в белом убранстве. По синему небу плыли ослепительно-белые курчавые облака. Арестованный словно не слышал прика­ зания, он жадно смотрел на сосны и не­ бо. Капрал что-то зло выкрикнул. Кон­ воиры в одно мгновение содрали с аре­ стованного полуистлевшее тряпье. Голый человек стоял па снегу: он, казалось, не замечал ничего, не чувствовал ле­ денящего холода и, не отрываясь, смот­ рел в небо. По команде его снова схвати­ ли и волоком потащили туда, где -кап­ ралом был протоптан снег. Человека по­ ставили на ноги, быстро засыпали сне­ гом по пояс, притоптали кругом и ото­ шли в сторону. Из бочки, подвезенной на санях, сол­ даты торопливо черпалп воду и по це­ почке передавали ее. Последний, приняв ведро, не спеша выливая воду на голо­ ву «осужденного». Комендант, подойдя, похвалил «работу» своих солдат и щелк­ нул затвором фотоаппарата... Сотни советских патриотов были уве­ зены на Мудьюг и погибли там от пуль бандитов, болезней, которые вызывалась ужасными условиями жизни заключен­ ных, от голода и холода, ледяпых карце­ ров. h ★ h Прошло 35 лет с тех пор, как Совет­ ский Север был освобожден от англо-аме­ риканских оккупантов. • За эти годы неузнаваемо преобразился наш родной Северный край. Глухая захолустная ок­ раина за годы Советской власти превра­ тилась в край социа.тистпчесюой лесной индустрии. В дремучих лесах, на некогда пустынных морских и речных берегах вы­ росли новые города и поселки, созданы крупнейшие предприятия лесной, целлю­ лозной, судостроительной и рыбной про­ мышленности. На необ’ятных просторах Севера проложены новые железные доро­ ги, по которым дни и ночи идут составы с лесом и другими богатствами Севера во все концы нашей Родины. Все это созда­ но советскими людьми под руководством славной Коммунистической партии. Но советские люди никогда не забудут о зверствах и грабежах, которые чинили в пашей стране американские и англий­ ские интервенты в 1918— 1920 годах. Б. ЩЕГЛОВ. Благородный поступок Однажды, стоя на посту, рядовой Фельетовский задержал неизвестного 4 V ловека. За это командир поошоил воина. Недавно он вновь проявил бдительность и находчивость. < Находясь на посту, Фельетовский вдруг услышал сильный треск. Вслед за этим воин увидел, как вспы хнули и заговелись электропровода. Медлить было нельзя. На столбе, с которого шла на об’екты линия, он заметил рубильник и мгновенно вы­ рубил его. Провода перестали гореть. Угроза пожара была ликвидирована. Лейтенант И. ЛАП0Н0В. В работе «Экономические проблемы со­ циализма в СССР» И. В. Сталин выдвинул как одно из основных условий построения коммунистического общества в нашей стране — прочное обеспечение непрерыв­ ного роста всего общественного производ­ ства с преимущественным развитием про­ изводства средств производства. Преиму­ щественное развитие производства средств производства является необходимым усло­ вием расширенного воспроизводства. Обес­ печение могучего роста производства средств производства приобретает особо важное значение для Советской страны, создающей материально-производственную балу коммунизма, решающей историче­ скую задачу догнать и перегнать главные капиталистические страны по уровню про­ изводства продукции на пушу населения. Между тем некоторые экономисты пыта­ ются ревизовать важнейшее положение марксизма-ленинизма о преимущественном развитии производства средств производ­ ства. Так, в своей работе «Разложение капитализма», обсуждавшейся на Ученом совете Института экономики Академии наук ОССР, А. Кац утверждает, что в ус­ ловиях современного капитализма законы марксистско-ленинской теории воспроиз­ водства превращаются в прямо противо- толожные им законы «самоудушеняя» сапитализма. А. Кац ревизует прежде всего ленинское положение о законе преимущественного ооста производства средств производства в условиях капитализма. Он утверждает, что с 2 0 -х годов двадцатого столетия этот закон потерял свою силу и сменился пря­ мо противоположным «законом» отстава­ ния производства средств производства от производства предметов потребления при абсолютном сокращении всего производ­ ства. Это лженаучная концепция А. Ка­ па является перепевом пресловутой теории автоматического краха капитализма, меньшевистская сущность которой давно разоблачена партией. Примените»») к социализму L Кац также отрицает закон преимущественного роста производства средств производства. Он считает, что для развития социалисти­ ческого производства главное не во внед­ рении новой техники, а в сокращении затрат основных фондов на единицу про­ дукции. А. Кац настаивает на одинако­ вых темпах развития _ обоих подразделе­ ний общественного производства при со­ циализме. Бесспорно, социалистическая плановая система народного хозяйства открывает огромные возможности для экономии средств производства и живого труда. Эти возможности должны быть макси­ мально использованы. Однако эта эконо­ мия касается уже действующих средств производства. Между тем для максималь­ ного удовлетворения постоянно расту­ щих потребностей народных масс, для соз­ дания обилия предметов потребления необходимы дальнейшее расширение про­ изводственного аппарата, систематическое совершенствование техники, замена ста­ рой техники ш>эой, а новой — новей­ шей. Добиться этого можно только на ос­ нове преимущественного развития тяже­ лой промышленности и машиностроения, вооружающих передовой техникой все народное хозяйство. Указанные выше неправильные уста­ новки находят свое отражение и ь книге «Диалектический материализм», издан­ ной Ипстптутом философии АН СССР. «Цель социалистического производства, — говорится в этой работе, — макси­ мальное удовлетворение потребностей че­ ловека. Между тем до известного времени темпы рост» промышленности, производя­ щей предметы народного потребления, бы­ ли меньше темпов роста тяжелой про­ мышленности. Это не случайно. Производ­ ство средств производства и предметов народного потребления не могло расти одинаковыми темпами, потому что для этого ие было надлежащих условий» (стр. 7 6 ). Экономисты, отрицающие закон пре­ имущественного роста производства средств производства, тянут пашу эконо­ мику не вперед, к коммунизму, а назад, на путь отсталости и регресса. Распро­ странение этих теорий нанесло бы глу­ бочайший вред делу коммунистического строительства, делу под’ема благосостоя­ ния советского народа и укрепления обо­ роноспособности нашей страны. Проповедь технической отсталости яв­ ляется особеппо опасной в современных у с л о в и я х , когда империалистические .аг­ рессоры угрожают лагерю демократии и социализма новой войной. В полном соответствии с об’ективным экономическим законом преимущественно­ го роста производства средств л р о и з ^ од -.' ства партия и правительство неуклонно проводят и будут проводить ВПРвДЬ ли­ нию на дальнейшее первоочередное раз­ витие топливной, металлургической и энергетической промышленности, машино­ строения, химической промышленности и других отраслей тяжелой индустрии, на укрепление обороноспособности страны. Советская общественность подвергла ре­ шительной критике антимарксистские рас­ суждения некоторых экономистов, отри­ цавших закон преимущественного разви­ тия тяжелой промышленности при со­ циализме. Однако нашлись такие экономи­ сты, которые восприняли эту критику догматически, начетнически и бросились в другую крайность. Они стали замалчи­ вать решения партии и правительства о расширении производства предметов на­ родного потребления, о крутом под’еме сельского хозяйства, о дальнейшем раз­ витии легкой и пищевой промышленности по мере увеличения сырьевых ресурсов, производимых сельским хозяйством. Э т и м экономистам невдомек, что требо­ вания об’ективного экономического закона преимущественною роста производства средств производства могут осуществлять­ ся лишь п р и условии пропорционального развития всех отраслей производства. В ходе развития социалистической эко­ номики отдельные отрасли м о г у т отста­ вать, вследствие чего возникают частич­ ные несоответствия, диспропорции в на­ родном хозяйстве. Для ликвидации этих несоответствий отстающие отрасли, по мере создания необходимых материальных предпосылок, на известный отрезок вре­ мени должны развиваться ускоренными •темпами. Но это пи в какой мере не про­ тиворечит тому, что незыблемой осповой генеральной линии развития социалисти­ ческого хозяйства является закон пре­ имущественного роста производства средств производства. Известно, что наше сельское хозяйство неуклонно движется вперед. Но рост его сопряжен с известными трудностями и противоречиями. В настоящее время сельское хозяйство производит п р о д у к ­ ц и и еще недостаточно тля полного v i o b - летворения растущих потребностей об­ щества. В силу значительного повыше­ ния реальной заработной платы рабочих и служащих, доходов колхозников, систе­ матического снижения розничных пен на товары рост покупательной способ­ ности идет гораздо быстрее, чем растет продукция сельского хозяйства, производ­ ство предметов народного потребления. Вскрыв это несоответствие, являющееся противоречием нашего роста, партия ука­ зала конкретный путь его ликвидации. Для решения задачи увеличения произ­ водства предметов широкого потребления, продуктов питания необходимо прежде всего быстрое развитие сельского хозяй­ ства, которое обеспечивает население хлебом, мясом, молоком, картофелем, ово­ щами и другими продуктами, а легкую и пищевую промышленность — сырьем. Опираясь на непрерывно растущую мощь тяжелой промышленности, партия и правительство выработали целостную про­ грамму крутого под’ема сельского хозяй­ ства. Январский Пленум ЦК КПСС поста­ вил задачу — в течение ближайших 5— б лет довести валовой сбор зерна в стране не менее чем до 1 0 миллиардов пудов в год и увеличить производство основных Продуктов животноводства в два— два с лишним раза. Выполнение программы крутого под’ема селдлкого хозяйства поз­ волит двинуть развитие легкой и пище­ вой промышленности более быстрыми темпами, чем в настоящее время, и обес­ печит ускоренный рост жизненного уров­ ня нашего народа. Решение задачи крутого под’ема сель­ ского хозяйства возможпо только на осно­ ве неуклонно развивающейся индустрии. Без машин, без комплексной механизации полевоктва и животноводства нельзя ус­ пешно вести современное сельскохозяйст­ венное производство. Все это говорит о том, что именно тяжелая промышленность является основой основ развития социа­ листического производства, решающим ус­ ловием перехода от социализма к комму­ низму. III. Требования основного экономического закона социализма не могут быть реали­ зованы без неуклонного роста производи­ тельности труда. Систематическое повы­ шение^ производительности труда па базе высшей техники является вешающим фак­ тором непрерывного ооста социалистиче­ ского производства. Вместе с тем оно обеспечивает быстрое увеличение выпус­ ка п р о д у к ц и и , снижепис издержек произ­ водства и рост народного потребления. «Коммупизм, — писал В. И. Ленин, — есть высшая, против капиталистической. производительность труда добровольных, сознательных, об’единенных, использую­ щих передовую технику, рабочих». Важнейшим фактором под’ема произво­ дительности труда при социализме являют­ ся последовательное внедрение передовой техники, мехапизация и электрификация производства. Рост производительности труда, соглас­ но Марксу, выражается в том, что доля живого труда в продукте уменьшается, а доля прошлого труда отноентельпо возра­ стает. При этом общая сумма труда, за­ ключающаяся в единице продукции, уменьшается. Это означает, что рост про­ изводительности труда предполагает в ка­ честве решающего условия преимущест­ венное развитие призводства средств производства. Рост производительности труда — ос­ нова для повышения заработной платы, благосостояния народных масс. Причем повышение производительности труда должно систематически опережать рост заработной платы. Только при этом у с л о ­ в и и могут быть созданы необходимые ре­ сурсы для непрерывного расширения про­ изводства и все более полного удолзетпо- репия потребностей трудящихся. Игнори­ рование этого важнейшего марксистского положения в практической хозяйственной работе может привести к нарушениям требований основного экономического са- кона социализма и пормального хота рас­ ширенного социалистического воспроизвод­ ства. Важную роль в осуществлении требова­ ний основного экономического закона со­ циализма играет закон распределения по труду. Огромное значение распределения по труду состоит в том, что оно создаст материальную заинтересованность работ­ ника в результатах своего труда. На ста­ дии социализма эта личная материаль­ ная заинтересованность работника яв­ ляется мощным фактором под’ема произ­ водства и неуклонного роста производи­ тельности труда. Распределение по труду способствует под’ему благосостояния трудяшпх:я тем, что ставит долю каждого работника г об­ щественном продукте в зависимость от количества и качества его труда. Зго по­ буждает каждого трудящегося лучше ра­ ботать. в результате чего увеличиваются его доходы. В постановлениях партии и пвантч»*ь- ства разраоотаны широкие мероприятия по дальнейшему повышению материальной заинтересованности колхозников, работни­ ков МТС и совхозов в развитии общест­ венного производства, в повышении про­ дуктивности полеводства и животновод­ ства. Умелое использование фактора матери­ альной заинтересованности, т. е. после­ довательное осуществление требований закона распределения по труду, яиеет ог­ ромное значение для выполнения програм­ мы к р у т о г о под’ема сельского хозяйства» принятой январским Пленумов ЦК КПССц Реализации требований основного эко­ номического закона социализма подчине­ ны также действия закона стоимости и связанные с ним экономические катего­ рии: себестоимость, пена, хозяйственный расчет, торговля, кредит и т. д. Борьба за последовательное внедрение хозяйственного расчета, за лучшее исполь­ зование производственных мощностей, за снижение себестоимости продукции и по­ вышение доходности предприятий во всех отраслях народного хозяйства является важным рычагом под’ема социалистическо­ го производства и наиболее полного удов­ летворения растущих потребностей совет­ ского народа. Все это говорит о том, что правильное понимание и всестороннее использование основного экономического закона социа­ лизма представляет собой могучую силу нашего экономического развитая. Намеченная Коммунистической партией величественная программа дальнейшего лод’ема социалистического производства и роста народного благосостояния требует от советских экономистов творческой разра­ ботки марксистской экономической теории в теснейшей увязке с практикой комму­ нистического строительства и в неприми­ римой борьбе со всякими отступлениями от генеральной линии партии. Под испытанным знаменем марксизма- ленинизма, под руководством Коммунисти­ ческой партии советский народ осущест­ вит великие задачи дальнейшего мощного Развития тяжелой и н д у с т р и и и на ее ос­ нове — сельского хозяйства, легкой* пищевой промышленности и тем самим сделает новый шаг вперед по пути к нашей заветной цели — к коммуппзму. Академик К . ОСТРОВИТЯНОВ. («Правда»). ’

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz