На страже Заполярья. 1955 год. Март.
30 марта 1955 г., № 75 (5227). На с т р а ж е З а п о л я р ь я К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Член бюро Анатолий Яковлев — Товарищ старшина 2 статья, на трое Петрашенко прибыл в ваше распоря жение для прохождения дальнейшей службы. — доложил м о р я к . Перед командиром отделения комевдо- •ров старшиной 2 статьи Яковлевым сто ял коренастый матрос. Внимательно огля дев новичка. Яковлев подробно расспросил его, откуда он роаом. как учился, имеет ли взыскания... — Кем вы работали до службы? — Был шахтером, товзриш старшина, — ие без гордости ответил матрос. — Это хорошо. — заметил Яковлев.— Шахтевы — народ трудолюбивый, напо ристый. Думаю, что вы и на службе бу дете выполнять своя обязанности с шах терской хваткой. — А как вы знаете свою специаль ность? — спросил старшина в конце бе седы. ч Смутившись, Пегграгоенко признался, что боевую технику эвает еще слабо. — Все зависит от вас, — сказал Яковлев. — Проявляйте больше старания, стращайтесь за помощью к старшим то варищам и станете грамотным специали стом. На следующий день Яковлев на деле убедился, что матросу нужно еще много и (упорно |учиться. Старшина стал уси ленно заниматься с подчиненным. Не жа лел сил и времени для изучения специ альности и сам Петрашонко. С каждым днем он увереннее действовал на боевом посту, четче и тверже становились его ответы по знанию материальной части. Сравнительно за короткий срок Петра- шенко стал отличником, а затем специа листом второго класса. И в этом немалая заслуга члена комсомольского бюро стар шины 2 статьи Яковлева. Анатолий Яковлев — отличиик боевой и политической подготовки, специалист высокого класса. За образцовую службу и примерное поведение он имеет более 2 0 благодарностей, поощрялся внеочередным краткосрочным отпуском, сфотографирован три развернутом Знамени части. Осповой зго успехов является крепкая воинская чисциплина. высокая политическая соана- пельность. Анатолий много работает над повышением своего идейного уровня. Оп изучает ^сторию павтии. произведения Ленина и Сталина, репул ярно читает га зеты. внимательно следит за новинками художественной литературы. Член бюро Яковлев тесно связан с ма- гросами. Он всегда в курсе всех событий, происходящих в подразделении, знает, кто из моряков идет впереди, кто отстает в учебе. Это позволяет активисту своевре- •мтно притти на помощь отстающим. На пример. приступая к изучению истории КПСС, комсомолец Шепелев встретил не мало трудностей. У него не было опыта я необходимой подготовки для самостоя тельной ра,боты. Изучая то или иное про изведение. Шепелев не мог отделить глав ное от второстепенного и почти пол ностью переписывал в тетрадь содержание произведения. Особенно много неясностей встретил моряк при изучении диалектиче ского и исторического материализма. На помощь товзшищу пришел член бюро Яковлев. Терпеливо и настойчиво зани мался он с Шепелевым, об’яснял непонят ные для него вопросы, учил вести _ кон спект. Это помогло Шепелеву приобрести необходимые навыки самостоятельной ра боты над книгой, лучше усвоить мате риал. Сейчас комсомолец Шепелев отлич но (успевает на политических занятиях, в совершенстве изучил свою специальность. Большое внимание в своей работе Ана толий Яковлев уделяет воспитанию у мо ряков чувства личной ответственности за порученное дело, чувства дружбы и вой скового товарищества. Однажды он за метил. что матрос Постников допускает нетактичность в разговоре со старшими. В беседе с Постниковым Яковлев расска зал комсомольцу о значении дружбы и то варищества в Советской Армии и Военно- Морском Флоте, напомнил о требованиях уставов. Комсомолец запомнил разговор с членом бюро, но не придал ему должного значения. Вскоре Постников вновь нару шил .уставной порядок — вышел нв верхнюю палубу без воротничка. Это пер вым заметил член бюро Яковлев. — Почему нарушаете форму одежды? — спросил он матроса. Постников не сразу понял, что замеча ние относится к нему. — Брось. Татя, читать нотации, — обиделся он. — Подумаешь... — В настоящий момент, — прервал матроса Яковлев. — я для вас старшина, член бюро. А нарушать форму одежды, тем более комсомольцу и старослужащему матросу, никто не давал права. Этот случай помог матрону Постнико ву еще раз понять, что любое нарушение воинской дисциплины не ускользнет от внимания активистов. Член бюро стал ча ше беседовать с Постниковым, помогать ему в изучении уставов и наставлений. В настоящий период комсомолец Постни ков значительно подтянулся, стал лучше выполнять свои обязанности по службе. Член комсомольского бюро Анатолий Яковлев пользуется iy моряков заслужен ным авторитетом. Заботливый товарищ, умелый воспитатель, он активно борется за уставной порядок на корабле, помога ет сослуживцам в изучении боевой техни ки . С благодарностью отзывается о члене бюро комсомолец Захаренко. Яковлев по мог ему в совершенстве изучить спецп1- альность. стать мастером своего дола. Сейчас Ивану Захаренко командир оказлл большое доверие — назначил его коман диром отделения. Хорошими специалистами стали и гру ш е воины, с которыми занимался член бюро Яковлев. Например, отличниками боевой и политической подготовки стали старшие матросы Журавлев. Муравьев и Другие. Член комсомольского бюро тов. Яковлев являемся надежным помощником команди ра в обучении и воспитании личного со става. Постоянно борясь за .укрепление дисциплины, помогая морякам в яэуч^нии сложной боевой техники, он вносит по сильный вклад в совершенствование бое вой готовности родного корабля. И. ВОЛОШИН. Командир отделения дальномерщиков старший матрос Федор Дмитриев — один из передовых моряков корабля. Его примерная служба отмечена рядом благодарно стей. Н А СНИМ К Е : старший матрос Федор Дмитриев за согласованием визира. Фото И . Никишова. Воспитывать детей в труде и для труда Получил поручение— выполни его с честью В нашем подразделении состоялось ком сомольское собрание с повесткой дня: «По ручения — важное средство воспитания комсомольцев». С докладом выступил се кретарь. Он отметил, что большинство членов ВЛКСМ добросовестно и аккуратно выполняет задания. К ним, в частности, относятся лейтенант Гуща и рядовой Пе- репечкин. Секретарь подверг резкой кри тике работу члена бюро рядового Ананье ва, который халатно относился к зада ниям. — Получил поручение, — сказал до кладчик в назидание воину, — выполни его точно и в срок. . В прениях выступили многие комсо мольцы. Собрание п р о ш л о активно. Младший сержант А. АРХИПОВ. На советскую школу возложена зада ча огромной государственной важности — воспитывать активных, самоотверженных, образованных и культурных молодых строителей коммунистического общества. В воспитании детей школа не одинока. Помощником ее является семья. Ошибочно и вредно делить воспитательное влияние на ребенка между семтгн и школой. Практика убедительно доказывает, что тесные взаимоотношения школы с роди телями учащихся гарантируют успех в обучении и воспитании школьников. Этим положением и руководствуются в своей работе педагогически »1 коллективы школ г. Североморска. В тесной связи с роди телями трудятся также учителя средней школы 2, где директором тов. Кригман, начальной шкоты 4, где заведующая тов. Манаева. Значительно укрепила свя зи с родителями во втором полугодии средняя школа ^N5 1 г. Североморска. Ра ботники этих школ усиливают педагоги ческое просвещение отцов и матерей. Учителя выступают перед ними с лек циями и докладами. Классные руководители проводят инди видуальные беседы с отцами и матерями учащихся о задачах коммунистического воспитания, об учебе и поведении их де тей, дают цепные советы. Нередко на классных и общешкольных родительских собраниях отцы и матери обмениваются опытом воспитания своих ребят. Для укрепления связи с родителями в средней школе X; 2 и семилетней Л» 5 выпускаются стенные газеты, в которых учителя дают советы родителям, а послед ние обмениваются опытом воспитания де тей в семье. Большая часть родителей, понимая огромную ответственна:™,, кото рая лежит на них за воспитание детей, находится в тесном содружества со шко лой. К примеру, можно назвать родителей Микряиювых. Четверо их дгтей учатся в школе. Отец и мать систематически по сещают родительские собрания. Они вни мательно прислушиваются к советам учи телей и выполняют их. Дети Микряиювых трудолюбивы, дисциплинированны. Трое из них отличники. Положительно влияет па воспитание молодого поколения и лич ный пример родителей. Как отец, так и мать — хорошие труженики. Мать этих детей не первый год принимает активное участие в работе родительского комитета школы. Но, к сожалению, есть родители еще и такие, которые, отдав ребенка в школу, отстраняются от его воспитания и заяв ляют: «Вы — школа, вы и воспитывай те». Другие же родители пользуют ся своими непедагогическими метода ми воспитания, не поддерживают школу в ее требованиях к учащимся. И в первом, и во втором случаях нельзя, конечно, до биться положительных результатов. Неоспоримо большое значение в форми ровании характера ребенка имеет трудо- *вое воспитание. «'Воспитать в труде и для труда» — вот девиз педагогических работников. Оп должен стать девизом и для всех родителей. В большинстве своем родители целиком разделяют это требова ние. Дети таких родителей привлекаются к посильной работе на дому. Но есть и такие родители, которые ограждают своих детей от всех видов труда, не понимая, видимо, что они тем самым воспитывают у ребенка пренебрежение к физической работе, развивают в нем леность, беспо мощность, неприспособленность к жизни. В своем письме в городской отдел на родного образования тов. Новолоцкий вы ражает возмущение тем, что его ребенка, ученика 3 класса, заставляют занимать ся уборкой класса. Есть ли что-нибудь плохого в том, что школа, привлекая учащихся к посильному труду, учит их, как'следует убирать комнату, ухаживать за цветами и т. д.? Конечно, нет. Слишком опекают детей, лишая их воз можности самообелуживать себя, родите ли Вайсберг, Курбановы, Галкины и неко торые другие. В 9 классе «б» учится Га лина Жоль. Девушка совершенно не приу чена к т р у д у . Дома v нее нет никаких обязанностей. Не чувствует их она и в школе. Во второй четверти учебного года Галина имела неудовлетворительные оцен ки по шести предметам. В этом вина ие только учителей, но и родителей. Важно приучить ребенка к порядку абсолютно во всем. Особенно он необхо дим в умении планировать, распределять свое время. С этой целью школа рекомен дует учащимся определенный режим дня. Твердый режим способствует высокой ус певаемости. Некоторые родители не прислушивают ся к требованиям школы, и дети их не выполняют режима дня. Это наблюдается в семье Прутских, Ианкевич, Назаренко, Малькова и других. Только нетребова тельностью родителей можно об’яснить то, что учащиеся семилетней школы № 7 Морозов, Малютин, Болдырев спокойно разгуливают по улицам города тогда, когда им положено спать. Флотская общественность, партийные, профсоюзные организации предприятий я учреждений города должны всячески по могать школе и родителям растить детей трудолюбивыми, честными. смелыми, прилежными в учебе, достойными патрио тами нашей великой Родины. Это дело важное. Мы можем и должны с ним спра виться. И. СМИРНОВА, заведующая Североморским городским отделом народного образования. Ч И Т А Т Е Л И О К Н И Г А Х V Белого моря и Повесть Александра 1У>гова «У Белого моря» повествует о героической борьбе советского народа против американских, английских и прочих интервентов и их прихвостней — белогвардейцев на Севе ре Советской России в 1918— 1920 го дах. Главный герой книги — Хаджи-Мурат Дзарахохов. В 1917 году он, будучи офиг- цером-командиром сотни всадников, прим кнул к большевикам, встав на сторону восставшего петербургского пролетариата. В 1918 году английские интервенты вторглись в пределы молодой Советской республики. Мурманску и Архангельску в их преступных планах отводилось перво степенное значение. Отсюда был кратчай ший путь к Петпопраду и Москве. В декабре 1918 года Колчак занял Пермь и двигался на соединение с ар миями интервентов Северного фронта. Для Советской республики создалась серьез ная угроза. Пролетариат Петрограда и революцион ные моряки Балтики по зову Коммуни стической партии первыми пришли на помощь Советскому Северу. Одна за дру гой формировались воинские части из рабочих и матросов. Сюда был направлен и кавалерийский отряд Хаджи-Мурата Дзарахохова. В тот отряд, кроме несколь ких горцев, входили моряки Балтики, питерские работие-трамвайщики. два китайца — Хан А)-се (в отряде Вася) и Чан Юн-тин (Ваня). Комиссаром отряда был назначен петроградский рабочий Со болев, с которым Хаджи-Мурат дружил. Много победных боев провел отряд Хад- жи-Мурата. Он участвовал в сражениях под Усть-Вагой, на Средь-Мехреньге, и везде интервенты терпели жестокое пора жение. За победные бои на Севере Хад жи-Мурат был награжден двумя орденами Красного Знамени. В одном из этих боев комиссар отряда был тяжело ранен и попал в плен к ин тервентам. Соболева долго и жестоко пы тали, добивались от него сведений об от ряде Хаджи-Мурата, но он не сказал нп слова. В бессознательном состоянии ко миссар был доставлен в архангельскую губернскую тюрьму. А после «суда» его направили на остров Мудьюг. Многочис ленные свидетельства переживших ужа сы иностранной интервенции на Севере в 1918— 1920 годах обличают американо- английских интервентов в чудовищных злодеяниях. Они грабили, жгли, разру шали. Рекой лилась кровь. Палачи не щадили никого — ни стариков, ни л^н- щин, ни детей. Вот как автор описывает «остров смер ти» Мудьюг: ...За грубо сколоченным столом среди барака сидели военный доктор — фран цуз и комендант — англичанин. Рядом стоял переводчик. На столе перед «докто ром» лежали револьвер и его неизменный стэк. Вновь прибывшие проходили «ме дицинский» осмотр. К столу приближался полый человек. Доктор через переводчика приказывал ему медленно поворачиваться кругом, затем, не вставая, открывал стэком рот и смот рел на зубы. Толчок стэком в спину означал конец «медицинского» осмотра. Подошла очередь Соболева. Прищурив гла за, доктор что-то спросил у него. Пере водчик сказал: — Доктор спрашивает, сколько ты убил офицеров? — Не считал, — ответил комиссар, — но скажите доктору: я очень сожа лею, что ею нет среди них... Автор рассказывает, как «развлекал ся» английский лейтенант Кларк — ко мендант каторжной тюрьмы на острове Мудьюг: ...Комендант ходил но бараку, всмат ривался в лица измученных людей, вы строившихся у нар. — Этот... — комендант тыкал паль цем. — Этот... этот... и вот тот... Вызванные опустили головы и медлен но зашагали к выходу. У дверей они остановились и в последний раз груст ным взглядом окинули тогарищей. За по рогом лежал завьюженный пустынный остров. Четырех провели вдоль линии ледя ных столбов. А когда дошли до последне го, капрал отмерил двадцать шагов па запад и тяжелым солдатским сапогом протоптал смерзшийся снег. Сюда же по дошел конвой с арестованными. Крайнему из них капрал приказал: — Раздевайсь!.. По-русски нарядными были сосны в белом убранстве. По синему небу плыли ослепительно-белые курчавые облака. Арестованный словно не слышал прика зания, он жадно смотрел на сосны и не бо. Капрал что-то зло выкрикнул. Кон воиры в одно мгновение содрали с аре стованного полуистлевшее тряпье. Голый человек стоял па снегу: он, казалось, не замечал ничего, не чувствовал ле денящего холода и, не отрываясь, смот рел в небо. По команде его снова схвати ли и волоком потащили туда, где -кап ралом был протоптан снег. Человека по ставили на ноги, быстро засыпали сне гом по пояс, притоптали кругом и ото шли в сторону. Из бочки, подвезенной на санях, сол даты торопливо черпалп воду и по це почке передавали ее. Последний, приняв ведро, не спеша выливая воду на голо ву «осужденного». Комендант, подойдя, похвалил «работу» своих солдат и щелк нул затвором фотоаппарата... Сотни советских патриотов были уве зены на Мудьюг и погибли там от пуль бандитов, болезней, которые вызывалась ужасными условиями жизни заключен ных, от голода и холода, ледяпых карце ров. h ★ h Прошло 35 лет с тех пор, как Совет ский Север был освобожден от англо-аме риканских оккупантов. • За эти годы неузнаваемо преобразился наш родной Северный край. Глухая захолустная ок раина за годы Советской власти превра тилась в край социа.тистпчесюой лесной индустрии. В дремучих лесах, на некогда пустынных морских и речных берегах вы росли новые города и поселки, созданы крупнейшие предприятия лесной, целлю лозной, судостроительной и рыбной про мышленности. На необ’ятных просторах Севера проложены новые железные доро ги, по которым дни и ночи идут составы с лесом и другими богатствами Севера во все концы нашей Родины. Все это созда но советскими людьми под руководством славной Коммунистической партии. Но советские люди никогда не забудут о зверствах и грабежах, которые чинили в пашей стране американские и англий ские интервенты в 1918— 1920 годах. Б. ЩЕГЛОВ. Благородный поступок Однажды, стоя на посту, рядовой Фельетовский задержал неизвестного 4 V ловека. За это командир поошоил воина. Недавно он вновь проявил бдительность и находчивость. < Находясь на посту, Фельетовский вдруг услышал сильный треск. Вслед за этим воин увидел, как вспы хнули и заговелись электропровода. Медлить было нельзя. На столбе, с которого шла на об’екты линия, он заметил рубильник и мгновенно вы рубил его. Провода перестали гореть. Угроза пожара была ликвидирована. Лейтенант И. ЛАП0Н0В. В работе «Экономические проблемы со циализма в СССР» И. В. Сталин выдвинул как одно из основных условий построения коммунистического общества в нашей стране — прочное обеспечение непрерыв ного роста всего общественного производ ства с преимущественным развитием про изводства средств производства. Преиму щественное развитие производства средств производства является необходимым усло вием расширенного воспроизводства. Обес печение могучего роста производства средств производства приобретает особо важное значение для Советской страны, создающей материально-производственную балу коммунизма, решающей историче скую задачу догнать и перегнать главные капиталистические страны по уровню про изводства продукции на пушу населения. Между тем некоторые экономисты пыта ются ревизовать важнейшее положение марксизма-ленинизма о преимущественном развитии производства средств производ ства. Так, в своей работе «Разложение капитализма», обсуждавшейся на Ученом совете Института экономики Академии наук ОССР, А. Кац утверждает, что в ус ловиях современного капитализма законы марксистско-ленинской теории воспроиз водства превращаются в прямо противо- толожные им законы «самоудушеняя» сапитализма. А. Кац ревизует прежде всего ленинское положение о законе преимущественного ооста производства средств производства в условиях капитализма. Он утверждает, что с 2 0 -х годов двадцатого столетия этот закон потерял свою силу и сменился пря мо противоположным «законом» отстава ния производства средств производства от производства предметов потребления при абсолютном сокращении всего производ ства. Это лженаучная концепция А. Ка па является перепевом пресловутой теории автоматического краха капитализма, меньшевистская сущность которой давно разоблачена партией. Примените»») к социализму L Кац также отрицает закон преимущественного роста производства средств производства. Он считает, что для развития социалисти ческого производства главное не во внед рении новой техники, а в сокращении затрат основных фондов на единицу про дукции. А. Кац настаивает на одинако вых темпах развития _ обоих подразделе ний общественного производства при со циализме. Бесспорно, социалистическая плановая система народного хозяйства открывает огромные возможности для экономии средств производства и живого труда. Эти возможности должны быть макси мально использованы. Однако эта эконо мия касается уже действующих средств производства. Между тем для максималь ного удовлетворения постоянно расту щих потребностей народных масс, для соз дания обилия предметов потребления необходимы дальнейшее расширение про изводственного аппарата, систематическое совершенствование техники, замена ста рой техники ш>эой, а новой — новей шей. Добиться этого можно только на ос нове преимущественного развития тяже лой промышленности и машиностроения, вооружающих передовой техникой все народное хозяйство. Указанные выше неправильные уста новки находят свое отражение и ь книге «Диалектический материализм», издан ной Ипстптутом философии АН СССР. «Цель социалистического производства, — говорится в этой работе, — макси мальное удовлетворение потребностей че ловека. Между тем до известного времени темпы рост» промышленности, производя щей предметы народного потребления, бы ли меньше темпов роста тяжелой про мышленности. Это не случайно. Производ ство средств производства и предметов народного потребления не могло расти одинаковыми темпами, потому что для этого ие было надлежащих условий» (стр. 7 6 ). Экономисты, отрицающие закон пре имущественного роста производства средств производства, тянут пашу эконо мику не вперед, к коммунизму, а назад, на путь отсталости и регресса. Распро странение этих теорий нанесло бы глу бочайший вред делу коммунистического строительства, делу под’ема благосостоя ния советского народа и укрепления обо роноспособности нашей страны. Проповедь технической отсталости яв ляется особеппо опасной в современных у с л о в и я х , когда империалистические .аг рессоры угрожают лагерю демократии и социализма новой войной. В полном соответствии с об’ективным экономическим законом преимущественно го роста производства средств л р о и з ^ од -.' ства партия и правительство неуклонно проводят и будут проводить ВПРвДЬ ли нию на дальнейшее первоочередное раз витие топливной, металлургической и энергетической промышленности, машино строения, химической промышленности и других отраслей тяжелой индустрии, на укрепление обороноспособности страны. Советская общественность подвергла ре шительной критике антимарксистские рас суждения некоторых экономистов, отри цавших закон преимущественного разви тия тяжелой промышленности при со циализме. Однако нашлись такие экономи сты, которые восприняли эту критику догматически, начетнически и бросились в другую крайность. Они стали замалчи вать решения партии и правительства о расширении производства предметов на родного потребления, о крутом под’еме сельского хозяйства, о дальнейшем раз витии легкой и пищевой промышленности по мере увеличения сырьевых ресурсов, производимых сельским хозяйством. Э т и м экономистам невдомек, что требо вания об’ективного экономического закона преимущественною роста производства средств производства могут осуществлять ся лишь п р и условии пропорционального развития всех отраслей производства. В ходе развития социалистической эко номики отдельные отрасли м о г у т отста вать, вследствие чего возникают частич ные несоответствия, диспропорции в на родном хозяйстве. Для ликвидации этих несоответствий отстающие отрасли, по мере создания необходимых материальных предпосылок, на известный отрезок вре мени должны развиваться ускоренными •темпами. Но это пи в какой мере не про тиворечит тому, что незыблемой осповой генеральной линии развития социалисти ческого хозяйства является закон пре имущественного роста производства средств производства. Известно, что наше сельское хозяйство неуклонно движется вперед. Но рост его сопряжен с известными трудностями и противоречиями. В настоящее время сельское хозяйство производит п р о д у к ц и и еще недостаточно тля полного v i o b - летворения растущих потребностей об щества. В силу значительного повыше ния реальной заработной платы рабочих и служащих, доходов колхозников, систе матического снижения розничных пен на товары рост покупательной способ ности идет гораздо быстрее, чем растет продукция сельского хозяйства, производ ство предметов народного потребления. Вскрыв это несоответствие, являющееся противоречием нашего роста, партия ука зала конкретный путь его ликвидации. Для решения задачи увеличения произ водства предметов широкого потребления, продуктов питания необходимо прежде всего быстрое развитие сельского хозяй ства, которое обеспечивает население хлебом, мясом, молоком, картофелем, ово щами и другими продуктами, а легкую и пищевую промышленность — сырьем. Опираясь на непрерывно растущую мощь тяжелой промышленности, партия и правительство выработали целостную про грамму крутого под’ема сельского хозяй ства. Январский Пленум ЦК КПСС поста вил задачу — в течение ближайших 5— б лет довести валовой сбор зерна в стране не менее чем до 1 0 миллиардов пудов в год и увеличить производство основных Продуктов животноводства в два— два с лишним раза. Выполнение программы крутого под’ема селдлкого хозяйства поз волит двинуть развитие легкой и пище вой промышленности более быстрыми темпами, чем в настоящее время, и обес печит ускоренный рост жизненного уров ня нашего народа. Решение задачи крутого под’ема сель ского хозяйства возможпо только на осно ве неуклонно развивающейся индустрии. Без машин, без комплексной механизации полевоктва и животноводства нельзя ус пешно вести современное сельскохозяйст венное производство. Все это говорит о том, что именно тяжелая промышленность является основой основ развития социа листического производства, решающим ус ловием перехода от социализма к комму низму. III. Требования основного экономического закона социализма не могут быть реали зованы без неуклонного роста производи тельности труда. Систематическое повы шение^ производительности труда па базе высшей техники является вешающим фак тором непрерывного ооста социалистиче ского производства. Вместе с тем оно обеспечивает быстрое увеличение выпус ка п р о д у к ц и и , снижепис издержек произ водства и рост народного потребления. «Коммупизм, — писал В. И. Ленин, — есть высшая, против капиталистической. производительность труда добровольных, сознательных, об’единенных, использую щих передовую технику, рабочих». Важнейшим фактором под’ема произво дительности труда при социализме являют ся последовательное внедрение передовой техники, мехапизация и электрификация производства. Рост производительности труда, соглас но Марксу, выражается в том, что доля живого труда в продукте уменьшается, а доля прошлого труда отноентельпо возра стает. При этом общая сумма труда, за ключающаяся в единице продукции, уменьшается. Это означает, что рост про изводительности труда предполагает в ка честве решающего условия преимущест венное развитие призводства средств производства. Рост производительности труда — ос нова для повышения заработной платы, благосостояния народных масс. Причем повышение производительности труда должно систематически опережать рост заработной платы. Только при этом у с л о в и и могут быть созданы необходимые ре сурсы для непрерывного расширения про изводства и все более полного удолзетпо- репия потребностей трудящихся. Игнори рование этого важнейшего марксистского положения в практической хозяйственной работе может привести к нарушениям требований основного экономического са- кона социализма и пормального хота рас ширенного социалистического воспроизвод ства. Важную роль в осуществлении требова ний основного экономического закона со циализма играет закон распределения по труду. Огромное значение распределения по труду состоит в том, что оно создаст материальную заинтересованность работ ника в результатах своего труда. На ста дии социализма эта личная материаль ная заинтересованность работника яв ляется мощным фактором под’ема произ водства и неуклонного роста производи тельности труда. Распределение по труду способствует под’ему благосостояния трудяшпх:я тем, что ставит долю каждого работника г об щественном продукте в зависимость от количества и качества его труда. Зго по буждает каждого трудящегося лучше ра ботать. в результате чего увеличиваются его доходы. В постановлениях партии и пвантч»*ь- ства разраоотаны широкие мероприятия по дальнейшему повышению материальной заинтересованности колхозников, работни ков МТС и совхозов в развитии общест венного производства, в повышении про дуктивности полеводства и животновод ства. Умелое использование фактора матери альной заинтересованности, т. е. после довательное осуществление требований закона распределения по труду, яиеет ог ромное значение для выполнения програм мы к р у т о г о под’ема сельского хозяйства» принятой январским Пленумов ЦК КПССц Реализации требований основного эко номического закона социализма подчине ны также действия закона стоимости и связанные с ним экономические катего рии: себестоимость, пена, хозяйственный расчет, торговля, кредит и т. д. Борьба за последовательное внедрение хозяйственного расчета, за лучшее исполь зование производственных мощностей, за снижение себестоимости продукции и по вышение доходности предприятий во всех отраслях народного хозяйства является важным рычагом под’ема социалистическо го производства и наиболее полного удов летворения растущих потребностей совет ского народа. Все это говорит о том, что правильное понимание и всестороннее использование основного экономического закона социа лизма представляет собой могучую силу нашего экономического развитая. Намеченная Коммунистической партией величественная программа дальнейшего лод’ема социалистического производства и роста народного благосостояния требует от советских экономистов творческой разра ботки марксистской экономической теории в теснейшей увязке с практикой комму нистического строительства и в неприми римой борьбе со всякими отступлениями от генеральной линии партии. Под испытанным знаменем марксизма- ленинизма, под руководством Коммунисти ческой партии советский народ осущест вит великие задачи дальнейшего мощного Развития тяжелой и н д у с т р и и и на ее ос нове — сельского хозяйства, легкой* пищевой промышленности и тем самим сделает новый шаг вперед по пути к нашей заветной цели — к коммуппзму. Академик К . ОСТРОВИТЯНОВ. («Правда»). ’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz