На страже Заполярья. 1955 год. Март.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я Повышать морскую культуру молодых матросов Морская культура включает в себя це­ лый ряд вопросов. Среди них важное ме­ сто занимают строгое соблюдение требова­ ний воинских уставов, крепкая воинская дисциплина, глубокое знание своего зе­ ла, морская закалка, безукоризненный внешний вил. вежливость, точное выпол­ нение корабельных правил. Долг командиров и политработников — развивать v матросов высокие морально- боевые качества с первых дней их пребы­ вания на корабле. Много и упорно работает в этом направ­ лении старшина 1 статьи Бутылкин. Он например, систематически проводит с под­ чиненными занятия по изучению уставов — Завтра провести занятие на тему: «Корабельные правила», — приказывает ему офицер. Старшина составляет план, тщательно продумывает, как лучше построить рас­ сказ, подбирает примеры из жизни и службы личного состава корабля. На следующий зень по сигналу «на­ чать занятия» старшина проверяет, все ли воины собрались -в кубрике. по Ферме ли они одеты. Затем он об’являет тему и начинает излагать правила повезения личного состава на корабле. Рассказ окон­ чен. Как же усвоили матросы требования устава? Командир отделения в ы я с н я е т э т о ие опросом, а непосредственным контро­ лем за поведением подчиненных. Матросы Герасимов и Беляев несколько месяцев назаз вместе прибыли на корабль. Старшина сразу заметил, что молодые мо­ ряки по-разному применяют на практике приобретенные знания. Герасимов ста­ рается делать все и вести себя так. как требуют уставы и инструкции. А вот Бе­ ляев иногда нарупьзет корабельные пра­ вила. Неоднократные беседы с Беляевым не повлияли на него. Тогда старшина на­ казал матроса. Дисциплина воина повы­ силась. На одном из занятий моряки изучали обязанности матроса. «Отлично знает и выполняет свои обязанности ставший ма­ трос Романенко», — ставит старшина всем в пример опытного и дисциплиниро­ ванного воина. Значительно хуже дело об­ стоит (у матроса Мельника. У него есть замечания по вахтенной службе. Об этом также говорит командир отделения. Когда на корабль прибыла группа мо- лозых матросов, старослужащие воины оз­ накомили новичков с боевыми тради­ циями североморцев. Старшина 1 статьи Бутылкин подробно рассказал подчинен­ ным, как создавался Северный флот, о мужестве и героизме, которые проявили северомшшы в гозы Великой Отечествен­ ной войны. Он об’яснил. что золг каждого моряка— умножать эти традиции, в совер­ шенстве изучить военно-морское зело и свою специальность, укреплять воинскую дисциплину. Например, сейчас о матрогах Бирюкове и Ларионове говорят и пишут в стенной печати как о примерных членах экипажа. В этом большая заслуга старши- ны. Старшина 1 статьи приучает подчинен­ ных любить свою форму. Командир отзе­ ления сам всегда чисто и аккуратно одет, позтянут. Матросы невольно про­ никаются уважением к этому моряку, его форме. Они берут с него пример. Прият­ но посмотреть на старшего матроса Лукия- на. У него обмундирование всегда вы­ глажено и подогнано, ловко заправлено. Но вот на верхнюю палубу поднимается матрос Лесников. Шапка у него «лихо» сдвинута на затылок. шинель без хля­ стика, позеленевшая от окиси бляха бол­ тается на непозтянутом ремне. — Откуда вы появились в таком виде? — удивленно спрашивает старшина ма­ троса. — Это рабочая шинель, — оправды­ вается подчиненный. Но отговорка не помогает. Огаршина приказал Лесникову привести себя в по­ рядок. А на вечерней поверке он отметил, что Лесник® одет строго по форме. Приятно видеть хорошую строевую вы­ правку военного моряка. Она является показателем его высокой дисциплиниро­ ванности и добросовестного отношения к службе. Старшина 1 статьи Бутылкин постоянно развивает это качество у под­ чиненных и. прежде всего, у молодых ма­ тросов. , На строевых занятиях он умело обуча­ ет воинов строевым приемам, учит пра­ вильно и молодцевато отдавать честь. Старшина продумывает ход занятий и тщательно составляет план. Прежде чем перейти к отработке того или иного при­ ема. он рассказывает, как выполнять его. показывает перед строем личного состава. После этого командир тренирует матросов, подправляет тех, кто допускает ошибки. После озиночной позготовки начинается отработка в составе отделения. На строе­ вых занятиях личный состав получил отличную оценку. Матросы культурны и вежливы не только на корабле, но и на берегу. Еще задолго до сигнала о построении на уволь­ нение старшина проверяют форму одеж­ ды увольняющихся, интересуется. как они знают правила поведения. Особое внимание он обращает на молодых матро­ сов. А если воин получил замечание 8 увольнении, старшина сразу собирает воех подчиненных и анализирует ошибки про­ винившегося. Устав внутренней службы обязывает военнослужащих в обращении между со­ бою быть вежливыми и выдержанными. Соблюзая это требование, матросы прояв­ ляют зисциплинированность, заботу о поддержании чести и зостоинства моряка об укреплении авторитета командиров i начальников. Когза в команзу прибыли молодые ма­ тросы. командир отделения об’яснил им, что они. обращаясь к старшим, обязаны называть их по воинскому званию, до­ бавляя слово «товарищ». — Если вам надо говорить с кем-то в присутствии старшего, то обязательно спросите у него разрешение, — напомина­ ет он требование устава. Однажды матрос Галкин бежал по па­ лубе и у входа в коризор встретился с зежурным офицером. Вместо того, чтобы уступить до рогу , он попытался боком про­ тиснуться в дверь. Офицер приказал до­ ложить об этом старшине. Бутылкин об’­ яснил молодому матросу, что надо всегза уступать дорогу старшему не только яа корабле, но и всюду. Морская культура немыслима без зна­ ния своего корабля, заведывания, оружия и технических средств, умелого их при­ менения и заботливого ухоза за ними. Холодно на открытом боевом посту, но матрос Борисов старательно перебирает и смазывает кажзую зеталь механизмов ав­ томата. Он припоминает, что читал об устройстве материальной части в учебни­ ке. До чего же все понятно, когза визишь механизм не на чертеже, а вот так. ос­ матривая и ощупывая его со всех сторон. Старшина умеет найти правильный ме­ тод обучения специалистов. С помощью старшины и зр у г и х опытных воинов матрос Борисов успешно выдержал экза­ мен я а специалиста второго класса. Те­ перь он помогает осваивать оружие това­ рищам. Непрерывно повышая морскую культу­ ру молодых матррсов. старшины корабля воспитывают умелых, любящих свою тех­ нику моряков. Они повседневно борются за укрепление воине.кой дисциплины, свя­ то хранят и умножают славные традиции советских моряков, укрепляют боевую го­ товность розного корабля. Старший лейтенант И. ЕВИЧЕВ. Р а б о т а а г и т а т о р а с г а з е т о й 30 марта 1955 г ., К ; 75 (5227), — — — — л— , —давя— ылш I ------ Уважением и авторитетом среди моряков корабля пользуется командир отделения машинистов-турбинистов специалист первого класса старшина 2 статьи Николай О к­ тябрьский. Он умело воспитывает своих подчиненных, настойчиво требует от них точного выполнения инструкций и наставлении по эксплуатации боевой техники. Н А СНИМ К Е : (справа налево) специалист первого класса старшина 2 статьи Н . Октябрьский проводит занятие по специальности с матросами А . Мининым и Г . Малеевым. Ф ото И . Никишова. Всегда в боевой готовности О п е р а т о ры со в е рш ен с тв ую т воин ско е м ас т ер с тв о Начинается тренировка Проверив свое заведывание, оператор матрос Потюк до­ ложил о готовности. Матрос О тт, записав в журнал уче- .Т* боевой работы время по­ дачи «тревога», занял место у планшета. — Включить станцию! Оператор установил вы ­ ключатель в положение «включено» к , вращая руч­ ки яркости н фокусировки добивается четкости раз­ вертки. Матрос Герасимов, подготовив механизмы агре­ гата к запуску, делает ру­ кояткой резкий оборот. — Поиск в секторе... — приказал командир. Матрос Потюк вниматель­ но смотрит на экран. Вот он насторожился — на трубке индикатора появилась све­ тящ аяся дуга. — Цель обнаружена! — доложил оператор. Выгнав центральную визирную ли­ нию на импульс от цели, он считывает азимут и даль­ ность. Командир меняет данные: — Цель в секторе...! Матросы действуют спо­ койно и быстро, значитель­ но перекрывая нормативы. , г -А-"Есть цель! — докла­ дывает Потюк. Командир расчета внима­ тельно следит за работой подчиненных. Допущенные имя неточности тут же уст­ раняются. Он показывает, как нужно действовать у ме­ ханизмов, и заставляет вои­ нов точно так же выполнять приемы. Дается вводная. — Ваши действия? — об­ ратился командир к опера­ тору. Раздумывать некогда. Со­ временная реактивная авиа­ ция обладает огромными скоростями. Дорога каждая секунда. — Регулирую усиление приемника так, чтобы им­ пульсы помех были менее заметны, чем импульсы от цели, — уверенно отвечает Потюк и четко выполняет прием. — Следить за целью! — Прекратить поиск..! Команды следуют одна за другой— Т ак проходит практиче­ ское занятие операторов рас­ чета, которым командует старший матрос Симкин. И зо дня в день совершен­ ствуя воипское мастерство, воины расчета показывают образцы четкости и слажен­ ности в работе на приборах н боевых механизмах. Все задачи они неизменно вы­ полняют успешно. Командир расчета стар­ ший матрос Симкин — опыт­ ный командир-воспитатель, трудолюбивый и дисципли­ нированный воин. Его грудь украшает знак отличного специалиста, в карточке взы ­ сканий и поощрений записа­ но около двадцати поощре­ ний. Повседневно и кропот­ ливо учит Симкин подчинен­ ных мастерству. Расчет до­ бился высоких показателей в боевой подготовке. З ан я ти я и тренировки пе­ редовой командир проводит в условиях,- максимально приближенных к боевой об­ становке. Это помогает вои­ нам овладеть правилами практического использова­ ния техники в современном бою. Большое внимание стар* ший матрос уделяет индиви­ дуальной работе. Когда в расчет прибыли молодые ма­ тросы Захаров и Герасимов, командир рассказал нм о назначения станции, о рабо­ те и взаимодействии блоков. Он часто беседует с подчи­ ненными в часы отдыха я* технически темы. Т ак, про­ водя с операторами беседу, старший матрос Симкин под­ черкнул, что для быстрого обнаружения целей необхо­ димо знать особенности изо­ бражения отраженных им­ пульсов. Т ак, сочетая запятия тренировки на боевых по­ стах с индивидуальной ра­ ботой, старший матрос до­ бивается того, чтобы все воины стали мастерами сво­ его дела, высококвалифици­ рованными специалистами, отличниками боевой и поли­ тической подготовки. Командир расчета знает, что для этого необходимо самому систематически по­ вышать свои знания. С пер­ вых дней службы Сямкин проявил себя любознатель­ ным и инициативным вои­ ном. Он энергично и я л * ся за овладение военной специальностью, настойчиво изучал каждую деталь, каж­ дый механизм, системы бло­ ков, подолгу просиживал над схемами и книгами. Вскоре его фотография поя­ вилась на Доске отлични­ ков. Подчиненные старшего ма­ троса Симкина матрос По­ тюк, Захаров и другие пользуются в подразделении доброй славой передовых воинов. Продолжительное время расчет удерживает по­ четный вымпел подразделе­ ния. —Н ад городом сгустились сумерки. В окнах домов и на улицах вспыхнули п за­ сверкали сотни электриче­ ских огней. Закончился еще один день напряженной боевой учебы. В кубрике жарко от натопленной печи. Возле командира собрались все его подчиненные. З а в я ­ зывается оживлгнная беседа. Симкин — хороший агита­ тор. Вот он рассказывает воинам о международной об­ становке. Потом разговор переходит на служебные те­ мы. Командир отметил ус­ пехи воинов, подробно разо­ брал недостатки. — Наша задача, — за ­ кончил он, — неустанно по­ вышать выучку, быть всегда в боевой готовности. X , АЛЕКСЕЕВ. * * * Н а одном и з кораблей вашего флота слу­ жит мой давний товарищ старший матрос Алексей Парфенов. Уже третий год он яв­ ляется агитатором подразделения, пользует­ ся заслуженным уважением воинов. Как-то мы встретились с Парфеновым и он поде­ лился опытом работы с газетой. Рассказ мне понравился и я подробно записал его. * * * — Липатов должен постоянно быть в курсе всех важнейших решений Партии и Правительства, внимательно следить за событияхи внутренней и мелцународной жизни страны. — начал свой рассказ тов. Парфенов. — В этом ном большую помощь оказывают газеты. В них еже­ дневно печатается обширный материал о нашей замечательной социалистической действительности, сообщается много инте­ ресных фактов о трудовых успехах совет­ ских людей, самоотверженно борющихся за успешное претворение в жизнь пятого пятилетнего плана, о событиях в между­ народной жизни и т. д. В военных газе­ тах рассказывается о повседневной бое­ вой «учебе и службе воинов, о том. как они выполняют требования Присяги и уставов, как овладевают военным де­ лом. учатся побеждать технически осна­ щенного и сильного противника, повыша­ ют свои специальные и политические знания. Понимая значение печати в деле воспи­ тания людей, я постоянно работою с га- З.ГГОЙ. При чтении центральных и мест­ ных газет прежде всего обращаю внима­ ние на передовые и пропагандистские статьи. Это помогает мно быть в курсе текущих событий, правильно ориентиро­ ваться в вопросах внутренней и междуна­ родной жизни нашей Родины. Читая военные газеты, уделяю осо­ бое внимание материалам, посвященным вопросом воинского воспитания, боевой учебы и службы воинов. Интересные фак­ ты и примеры из этих статей выписы­ ваю. Они служат мне ценным пособием в повседневной работе с моряками. Хорошей формой работы являются гром­ кие читки газет. Но они приносят положительные результаты при усло­ вии 'Всесторонне продуманной подготовки. Ведь мало прочитать ту или иную статью, корреспонденцию, заметку. Необходимо раз’яснить сослуживцам смысл, идею, ос­ новные положения, заключенные в них. А для этого следует тщательно выбирать злободневный материал, самому хорошо разбираться в различных вопросах, выяс­ нить у политработников непонятное. Каждую читку газетной статьи я ста­ раюсь увязать с жизнью и учебой моря­ ков когабля. с задачами, стоящими перед ними. В этом мне помогают командир, его заместитель по политической части, се­ кретари партийной и комсомольской орга­ низаций. Недавно, например, я проводил читку передовой статьи газеты «Правда». Статья вызвала среди матросов горячее обсуждение. Я раз’яснил товарищам, что политика нашей Партии и Правительства во внешних делах направлена на обеспе- -----------О чение мира и возможно более широких экономических и культурных связей меж­ ду государствами. Совершенно противопо­ ложную политику ведут империалисты США. Они всячески усиливают напряжен­ ность междуна/родного положения, лихора­ дочно готовятся к новой мировой войне. Тут же отметил, что в этих условиях на.ш священный долг — быть всегда в посто­ янной готовности дать сокрушительный отпор любоогу агрессору. Нам. военным морякам, необходимо и впредь совершен­ ствовать свои военные и политические знания, всемерно укреплять обороноспо­ собность нашей Родины. Нередко бывает, что содержание неко­ торых стотей служит темой для индиви­ дуальных и групповых бесед. Однажды я. например, посоиетогал матросам прочи­ тать статью «Бдительно нести вахту на походе». Статья очень понравилась моря­ кам. заинтересовала их. Узнав, что на­ значен выход корабля в море, я решил провести беседу о бдительности на похо­ де. Используя материал из прочитанной морякам статьи, я рассказал о значении бдительности во время нахождения когаб­ ля в морс, отметил безупречное несение ходовой вахты манипнистами-турбиниста- ми Сидоровым и Желтовым, призвал ма­ тросов работать на боевых постах так, как этого требуют инструкции и настав­ ления. После моего краткого выступления за­ вязалось непринужденная беседа. Моряки г о в о р и л и не только о достижениях, но и о недостатках, которые мешают в работе, о том, как важно для успешного реше­ ния задач в море точно выполнять ин­ струкции и наставления. Некоторые това­ рищи подвергли критике матроса Коткива за нерадивое несение ходовой вахты. В работе с газетой я использую и та­ кую форму, как коллективное обсуждение наиболее поучительных материалов, напе­ чатанных на ее страницах. Воины охот­ но делятся мнениями и мыслями о прочи­ танных статьях. Как-то мы беседовали о статье, где подробно говорилось о нжых мощных дзгзелг.электроходах и паровозах. Матрос Лнпов. работавший до службы машини­ стом на паровозе, рассказал об автобло­ кировке и других новинках техники на железнодорожном транспорте. Его рассказ был прослушан с большим интересом. Воины на конкретных примерах у-виделн, как быстро развиваются в нашей стране наука и техника. При проведении громкой читки газет знакомлю моряков только с основными, наиболее важными материалами. Этого, конечно, недостаточно. Надо, чтобы каж ­ дый матрос ознакомился и с теми замет­ ками. о которых я не упоминал, чтобы он всегда читал газету. Поэтому я ста­ раюсь сообщить, что напечатано в пазете, рекомендую матросам самим прочитать не­ которые заметки. Считаю, что важнейшая обязанность агитатора — воспитывать у сослуживце® привычку к регулярному чтению газет. Старший матрос М. СОЛОНЕЦ. П И С ЬМ О В Р Е Д А К Ц ИЮ БЕЗДЕЙСТВУЮЩИЙ КРАН В целях облегчения трудоемких^ погру­ зочных работ нашему складу в 1952 году был выделен разборный портальный кран. Сборку и установку его поручили од­ ной из организаций. Кран был поставлен. Однако работники тыла, ввил ’ неправиль­ ности монтажа, разрешение на эксплуата­ цию крана не дали. Та же организация вторично взялась за дело и вновь их ра­ бота не была принята. До каких же пор будет это продол­ жаться? Ведь пошел уже 1955 год, а кран попрежнему стоит в собранном виде, бездействует и ржавеет. Главный старшина Л, НОСОВ. Против вульгаризаторского понимания основного экономического закона социализма Основной экономический закон социа­ лизма выражает сущность социалистиче­ ских производственных отношений. Он определяет главные стороны и основные линии развития социалистической эконо­ мики. Знание закономерностей социалистиче­ ского хозяйства, существа и требований основного экономического закона социа­ лизма является важнейшим условием пра­ вильного руководства хозяйственной жиз­ нью страны. Немарксистское понимание закономерностей социалистического спосо­ ба производства, существа и отдельных с то ро н основного экономического закона социализма наносит серьезный ущерб те­ лу теоретического воспитания наших кадров и отрицательно отражается на их практической деятельности. На январском Пленуме ЦК КПСС под­ черкивалась необходимость решительной борьбы с любыми попытками извращения марксистско-ленинской теории, со всякого рода вульгаризаторскими толкованиями основного экономического закона социа­ лизма. Коммунистическая партия строит свощ хозяйственную политику на основе глу­ бокого познания и правильного примене­ ния экономических законов социализма. Ярким образцом такой подлинно научпой политики является генеральная линия Коммунистической партии, направленная иа всемерное развитие тяжелой промыш­ ленности. Эта линия неуклонно проводи­ лась партией на всех этапах социалисти­ ческого строительства. В решениях ян­ варского Пленума ЦК КПСС со всей силой подчеркнуто, что и впредь главной зада­ чей советского народе является неуклон­ ное развитие тяжелой промышленности, составляющей прочную основу всего на­ родного хозяйства и обороноспособности страны. Только быстро растущая тяжелая про­ мышленность может вооружать все отрас­ ли наподного хозяйства передовой техни­ кой Только она является материальной основой роста сельскохозяйственного про­ изводства, легкой и пищевой промыш­ ленности. неуклонного под’ема благо­ состояния народа. Только на пути все­ стороннего развития тяжелой промышлен­ ности советский народ сможет добиться дальнейшего мощного под’ема народного хозяйства, догнать и перегнать главные капиталистические страны в производстве продукция на душу населения, создать материально-производственную базу ком­ мунизма. Партия вооружает наши кадры знанием марксистско-ленинской теории, неустанно учит их правильному пониманию законов общественного развития и умению поль­ зоваться этими законами в практической работе. I. Исходные положения основного экономи­ ческого закона социализма были разрабо­ таны в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. Великий Ленин показал, что с переходом “средств производства в общественную соб­ ственность коренным образом изменится цель производства. При социализме про­ изводство будет вестись в интересах об­ щества. «...для обеспечения полного бла­ госостояния и свободного всестороннего развития всех его членов». Для решения этой задачи Ленин считал необходимым всесторонне развить тяже­ лую индустрию, являющуюся единственно прочной основой социализма, электрифи­ цировать всю страну, подвести под про­ мышленность, транспорт, сельское хозяй­ ство техническую базу современной круп­ ной промышленности, достигнуть более высокой, тем при капитализме, произво­ дительности груда. Опираясь ва эти ленинские положения и обобщая практику социалистического строительства. Сталин дал развернутую формулировку основного экономического закона социализма. Основной экономический закон социа­ лизма включает в себя как це^ь. которой подчинено социалистическое произволство . так и средство для достижения этой пе­ ли. Цель социалистического производства — максимальное удовлетворение постаял но растущих материальных и культурных потребностей всего общества — законо­ мерно обусловлена самим характером со­ циалистических производственных отно­ шений. основанных на общественной соб­ ственности на средства производства. Цель социалистического производства находится в неразрывном единстве со средствами ее достижения. Максимальное удовлетворение постоянно растущих по­ требностей общества возможно .тишь на базе непрерывного роста социалистиче­ ского производства. А это требует преи­ мущественного развития тяжелой индуст­ рии. постоянного совершенствования тех­ ники. Непрерывный под’ем социалистическо­ го производства стимулирует рост потреб­ ностей. порождает новые потребности и определяет их характер я а каждой кон- кретнонсторической стадии развития со­ циалистического общества. Рост потребностей трудящихся, их по­ купательной способности в свою очередь двигает производство вперед. Непрерывно расширяющееся производство пред’являет все увеличивающийся спрос на средства производства и сопровождается системати­ ческим ростом численности рабочего клас­ са. Увеличение численности рабочего класса и неуклонный рост доходов рабо­ чих. крестьян и интеллигенции создают постоянно растущий с п ро с на предметы народного потребления и исключают эко­ номические кризисы перепроизводства. Неантагокистическое противоречие меж­ ду достигнутым в каждый данный мо­ мент уровнем производства и растущими потребностями масс разрешается путем дальнейшего расширения производства. Это приводит к росту потребления трудя­ щихся и к новому увеличению потребно­ стей. вызывающему тальнейшее расшире­ ние производств!. Это противоречие слу­ жит побудительной силой постоянного движения вперед социалистического про­ изводства и обусловливаемого им потреб­ ления. Марксистско-ленинская политическая экономия учит. что. только исходя из ор­ ганического единства пели\ и средства, можно правильно понять существо основ­ ного экономического закона социализма. Поэтому грубейшую ошибку допускают те экономисты, которые основной эконо­ мический закон социализма трактуют од­ носторонне. в узкапотреб-ительском духе, игнорируя ведущую роль производства средств производства в увеличении про­ изводства предметов потребления и в по­ вышения народного благосостояния. Такую узкопотребительскую концепцию понимания основного экономического за­ кона социализма развивает П. Мстислав­ ский в статье «Народное благосостояние», напечатанной в журнале «Новый мир» Л? 11 за 1953 год. В этой статье Мстиславский иска­ жает марксистско-ленинские положения о необходимости преимущественного разви­ тия первого подразделения общественного производства, как главного условия осу­ ществления требований основного эконо­ мического закона социализма. В основе вульгаризаторских рассуждений Мсти­ славского лежит неправильное, немарк­ систское понимание соотношения произ­ водства и потребления. П. Мстиславский пишет: «В процессе воспроизводства про­ изводство и потребление чередуются и переплетаются, существуют одновременно. Более того, в этом непрерывном потоке исходным пунктом то и дело оказывается потребление». Утверждение П. Мстиславского, что по­ требление будто бы то и дело является исходным пунктом производства, в корне невэрно. Маркс во введении «К критике политической экономии» указывал, что производство: 1 ) производит материал для потребления. 2 ) определяет самый способ потребления и 3) возбуждает в потребителе потребность. «Производство, — говорят Маркс, — выступает, таким образом, исходным пунктом, потребление — конечным пунктом...». Следовательно, производство материальных благ является первичным моментом, необходимым пред­ варительным условием потребления. По­ треблено может быть только то. что про­ изведено. Действия экономических законов соци­ ализма необходимо рассматривать в нераз­ рывной связи с теми конкрешо-историче* скими условиями, в которых они прояв­ ляются. Основной экономический закон социа­ лизма определяет максимально возможное при данном уровне социалистического про­ изводства удовлетворение потребностей членов общества. Следовательно, полнота удовлетворения потребностей народных масс зависят от достигнутого уровня про­ изводства. от имеющихся в распоряже­ нии общества материальных ресурсов, a также от международной обстановки и других факторов. Коммунистическая партия, руковод­ ствуясь требованиями основного экономи­ ческого закона социализма, в своей поли­ тике всегда исходит из того, что расту­ щие потребности народа могут удовлетво­ ряться только на основе непрерывного роста производства с преимущественным развитием тяжелой промышленности. Именно создание в кратчайший истори­ ческий срок могучей тяжелой индустрии и ее постоянное совершенствование яви­ лись прочной базой систематического по­ вышенил материального и культурного уровня советского народа. В послевоенное время тяжелая промышленность сделала новый крупный шаг вперед в своем раз­ витии. В настоящее время тяжелая про­ мышленность выпускает продукции почти в три с половиной раза больше, чем в до­ военном 1940 году. На этой основе непрерывно растет про­ изводство предметов потребления, по­ вышается благосостояние народа. Реаль­ ные доходы рабочих и служащих по рас­ чету на одного работающего в 1952 году по сравнению с 1940 годом возросли на G 8 проц., а доходы крестьян — пример­ но на 72 процента. В 1954 году общая сумма доходов рабочих, служащих и кре­ стьян увеличилась по сравнению с 1952 годом более чем на 25 процентов. Коммунистическая партия и Советское правительство, проявляя глубочайшую за­ боту о народном благе, поставили во всей широте задачу: опираясь на достиг­ нутые успехи в развитии тяжелой про­ мышленности и обеспечивая ее непрерыв­ ный форсированный рост, добиться кру­ того под’ема сельского хозяйства, юль- нейшего развития легкой и пищевой про­ мышленности. II. Основной экономический закон играет определяющую р о л ь в системе экономиче­ ских законов, действующих в социалисти­ ческом обществе. Основному экономиче­ скому закону подчинены действия закона планомерного, пропорционального разви­ тия народного хозяйства, закона преиму­ щественного (развития производства средств производства, закона неуклонного роста производительности труда, закона распределения по труду и других. Как известно, пропорции в развитии социолистичесБОЙ экономики устанавли­ ваются на основе закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, в соответствии с требованиями основного экономического закона социа­ лизма. К числу важнейших пропорций разви­ тия народного хозяйства относятся преж­ де всего пропорции между двумя подраз­ делениями общественного производства: между производством средств производст­ ва и производством предметов потребле­ ния. Правильным соотношением между эти­ ми подразделениями является такое соот­ ношение. которое обеспечивает преимуще­ ственный рост производства средств про­ изводства и развитие на этой основе сель­ ского хозяйства, легкой и пищевой про­ мышленности в размерах, необходимых для удовлетворения растущих потребно­ стей общества. Развитие производительных сил при социализме выражается в том. что возра­ стает доля общественного труда, идущая на производство средств производства. ;ю сравнению с долей, идущей на производ­ ство предметов потребления, при непре­ рывном росте продукции как первого, так и второго подразделений. «Чем выше развивается техника. — пишет В. И. Ленин. — тем более вытес­ няется ручной труд человека, заменяясь рядом все более и более сложных машин: в общем производстве страны все большее место занимают машины и необходимые для их выделки Предметы». Псходя из этого. Ленин формулирует закон, который он называет «законом о быстрейшем воз­ растании средств производства». При ка­ питализме действие этого закона подчине­ но цели получения максимальной прибы­ ли. при социализме оно подчинено целя максимального удовлетворения растущих потребностей общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz