На страже Заполярья. 1955 год. Март.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я Повышать морскую культуру молодых матросов Морская культура включает в себя це лый ряд вопросов. Среди них важное ме сто занимают строгое соблюдение требова ний воинских уставов, крепкая воинская дисциплина, глубокое знание своего зе ла, морская закалка, безукоризненный внешний вил. вежливость, точное выпол нение корабельных правил. Долг командиров и политработников — развивать v матросов высокие морально- боевые качества с первых дней их пребы вания на корабле. Много и упорно работает в этом направ лении старшина 1 статьи Бутылкин. Он например, систематически проводит с под чиненными занятия по изучению уставов — Завтра провести занятие на тему: «Корабельные правила», — приказывает ему офицер. Старшина составляет план, тщательно продумывает, как лучше построить рас сказ, подбирает примеры из жизни и службы личного состава корабля. На следующий зень по сигналу «на чать занятия» старшина проверяет, все ли воины собрались -в кубрике. по Ферме ли они одеты. Затем он об’являет тему и начинает излагать правила повезения личного состава на корабле. Рассказ окон чен. Как же усвоили матросы требования устава? Командир отделения в ы я с н я е т э т о ие опросом, а непосредственным контро лем за поведением подчиненных. Матросы Герасимов и Беляев несколько месяцев назаз вместе прибыли на корабль. Старшина сразу заметил, что молодые мо ряки по-разному применяют на практике приобретенные знания. Герасимов ста рается делать все и вести себя так. как требуют уставы и инструкции. А вот Бе ляев иногда нарупьзет корабельные пра вила. Неоднократные беседы с Беляевым не повлияли на него. Тогда старшина на казал матроса. Дисциплина воина повы силась. На одном из занятий моряки изучали обязанности матроса. «Отлично знает и выполняет свои обязанности ставший ма трос Романенко», — ставит старшина всем в пример опытного и дисциплиниро ванного воина. Значительно хуже дело об стоит (у матроса Мельника. У него есть замечания по вахтенной службе. Об этом также говорит командир отделения. Когда на корабль прибыла группа мо- лозых матросов, старослужащие воины оз накомили новичков с боевыми тради циями североморцев. Старшина 1 статьи Бутылкин подробно рассказал подчинен ным, как создавался Северный флот, о мужестве и героизме, которые проявили северомшшы в гозы Великой Отечествен ной войны. Он об’яснил. что золг каждого моряка— умножать эти традиции, в совер шенстве изучить военно-морское зело и свою специальность, укреплять воинскую дисциплину. Например, сейчас о матрогах Бирюкове и Ларионове говорят и пишут в стенной печати как о примерных членах экипажа. В этом большая заслуга старши- ны. Старшина 1 статьи приучает подчинен ных любить свою форму. Командир отзе ления сам всегда чисто и аккуратно одет, позтянут. Матросы невольно про никаются уважением к этому моряку, его форме. Они берут с него пример. Прият но посмотреть на старшего матроса Лукия- на. У него обмундирование всегда вы глажено и подогнано, ловко заправлено. Но вот на верхнюю палубу поднимается матрос Лесников. Шапка у него «лихо» сдвинута на затылок. шинель без хля стика, позеленевшая от окиси бляха бол тается на непозтянутом ремне. — Откуда вы появились в таком виде? — удивленно спрашивает старшина ма троса. — Это рабочая шинель, — оправды вается подчиненный. Но отговорка не помогает. Огаршина приказал Лесникову привести себя в по рядок. А на вечерней поверке он отметил, что Лесник® одет строго по форме. Приятно видеть хорошую строевую вы правку военного моряка. Она является показателем его высокой дисциплиниро ванности и добросовестного отношения к службе. Старшина 1 статьи Бутылкин постоянно развивает это качество у под чиненных и. прежде всего, у молодых ма тросов. , На строевых занятиях он умело обуча ет воинов строевым приемам, учит пра вильно и молодцевато отдавать честь. Старшина продумывает ход занятий и тщательно составляет план. Прежде чем перейти к отработке того или иного при ема. он рассказывает, как выполнять его. показывает перед строем личного состава. После этого командир тренирует матросов, подправляет тех, кто допускает ошибки. После озиночной позготовки начинается отработка в составе отделения. На строе вых занятиях личный состав получил отличную оценку. Матросы культурны и вежливы не только на корабле, но и на берегу. Еще задолго до сигнала о построении на уволь нение старшина проверяют форму одеж ды увольняющихся, интересуется. как они знают правила поведения. Особое внимание он обращает на молодых матро сов. А если воин получил замечание 8 увольнении, старшина сразу собирает воех подчиненных и анализирует ошибки про винившегося. Устав внутренней службы обязывает военнослужащих в обращении между со бою быть вежливыми и выдержанными. Соблюзая это требование, матросы прояв ляют зисциплинированность, заботу о поддержании чести и зостоинства моряка об укреплении авторитета командиров i начальников. Когза в команзу прибыли молодые ма тросы. командир отделения об’яснил им, что они. обращаясь к старшим, обязаны называть их по воинскому званию, до бавляя слово «товарищ». — Если вам надо говорить с кем-то в присутствии старшего, то обязательно спросите у него разрешение, — напомина ет он требование устава. Однажды матрос Галкин бежал по па лубе и у входа в коризор встретился с зежурным офицером. Вместо того, чтобы уступить до рогу , он попытался боком про тиснуться в дверь. Офицер приказал до ложить об этом старшине. Бутылкин об’ яснил молодому матросу, что надо всегза уступать дорогу старшему не только яа корабле, но и всюду. Морская культура немыслима без зна ния своего корабля, заведывания, оружия и технических средств, умелого их при менения и заботливого ухоза за ними. Холодно на открытом боевом посту, но матрос Борисов старательно перебирает и смазывает кажзую зеталь механизмов ав томата. Он припоминает, что читал об устройстве материальной части в учебни ке. До чего же все понятно, когза визишь механизм не на чертеже, а вот так. ос матривая и ощупывая его со всех сторон. Старшина умеет найти правильный ме тод обучения специалистов. С помощью старшины и зр у г и х опытных воинов матрос Борисов успешно выдержал экза мен я а специалиста второго класса. Те перь он помогает осваивать оружие това рищам. Непрерывно повышая морскую культу ру молодых матррсов. старшины корабля воспитывают умелых, любящих свою тех нику моряков. Они повседневно борются за укрепление воине.кой дисциплины, свя то хранят и умножают славные традиции советских моряков, укрепляют боевую го товность розного корабля. Старший лейтенант И. ЕВИЧЕВ. Р а б о т а а г и т а т о р а с г а з е т о й 30 марта 1955 г ., К ; 75 (5227), — — — — л— , —давя— ылш I ------ Уважением и авторитетом среди моряков корабля пользуется командир отделения машинистов-турбинистов специалист первого класса старшина 2 статьи Николай О к тябрьский. Он умело воспитывает своих подчиненных, настойчиво требует от них точного выполнения инструкций и наставлении по эксплуатации боевой техники. Н А СНИМ К Е : (справа налево) специалист первого класса старшина 2 статьи Н . Октябрьский проводит занятие по специальности с матросами А . Мининым и Г . Малеевым. Ф ото И . Никишова. Всегда в боевой готовности О п е р а т о ры со в е рш ен с тв ую т воин ско е м ас т ер с тв о Начинается тренировка Проверив свое заведывание, оператор матрос Потюк до ложил о готовности. Матрос О тт, записав в журнал уче- .Т* боевой работы время по дачи «тревога», занял место у планшета. — Включить станцию! Оператор установил вы ключатель в положение «включено» к , вращая руч ки яркости н фокусировки добивается четкости раз вертки. Матрос Герасимов, подготовив механизмы агре гата к запуску, делает ру кояткой резкий оборот. — Поиск в секторе... — приказал командир. Матрос Потюк вниматель но смотрит на экран. Вот он насторожился — на трубке индикатора появилась све тящ аяся дуга. — Цель обнаружена! — доложил оператор. Выгнав центральную визирную ли нию на импульс от цели, он считывает азимут и даль ность. Командир меняет данные: — Цель в секторе...! Матросы действуют спо койно и быстро, значитель но перекрывая нормативы. , г -А-"Есть цель! — докла дывает Потюк. Командир расчета внима тельно следит за работой подчиненных. Допущенные имя неточности тут же уст раняются. Он показывает, как нужно действовать у ме ханизмов, и заставляет вои нов точно так же выполнять приемы. Дается вводная. — Ваши действия? — об ратился командир к опера тору. Раздумывать некогда. Со временная реактивная авиа ция обладает огромными скоростями. Дорога каждая секунда. — Регулирую усиление приемника так, чтобы им пульсы помех были менее заметны, чем импульсы от цели, — уверенно отвечает Потюк и четко выполняет прием. — Следить за целью! — Прекратить поиск..! Команды следуют одна за другой— Т ак проходит практиче ское занятие операторов рас чета, которым командует старший матрос Симкин. И зо дня в день совершен ствуя воипское мастерство, воины расчета показывают образцы четкости и слажен ности в работе на приборах н боевых механизмах. Все задачи они неизменно вы полняют успешно. Командир расчета стар ший матрос Симкин — опыт ный командир-воспитатель, трудолюбивый и дисципли нированный воин. Его грудь украшает знак отличного специалиста, в карточке взы сканий и поощрений записа но около двадцати поощре ний. Повседневно и кропот ливо учит Симкин подчинен ных мастерству. Расчет до бился высоких показателей в боевой подготовке. З ан я ти я и тренировки пе редовой командир проводит в условиях,- максимально приближенных к боевой об становке. Это помогает вои нам овладеть правилами практического использова ния техники в современном бою. Большое внимание стар* ший матрос уделяет индиви дуальной работе. Когда в расчет прибыли молодые ма тросы Захаров и Герасимов, командир рассказал нм о назначения станции, о рабо те и взаимодействии блоков. Он часто беседует с подчи ненными в часы отдыха я* технически темы. Т ак, про водя с операторами беседу, старший матрос Симкин под черкнул, что для быстрого обнаружения целей необхо димо знать особенности изо бражения отраженных им пульсов. Т ак, сочетая запятия тренировки на боевых по стах с индивидуальной ра ботой, старший матрос до бивается того, чтобы все воины стали мастерами сво его дела, высококвалифици рованными специалистами, отличниками боевой и поли тической подготовки. Командир расчета знает, что для этого необходимо самому систематически по вышать свои знания. С пер вых дней службы Сямкин проявил себя любознатель ным и инициативным вои ном. Он энергично и я л * ся за овладение военной специальностью, настойчиво изучал каждую деталь, каж дый механизм, системы бло ков, подолгу просиживал над схемами и книгами. Вскоре его фотография поя вилась на Доске отлични ков. Подчиненные старшего ма троса Симкина матрос По тюк, Захаров и другие пользуются в подразделении доброй славой передовых воинов. Продолжительное время расчет удерживает по четный вымпел подразделе ния. —Н ад городом сгустились сумерки. В окнах домов и на улицах вспыхнули п за сверкали сотни электриче ских огней. Закончился еще один день напряженной боевой учебы. В кубрике жарко от натопленной печи. Возле командира собрались все его подчиненные. З а в я зывается оживлгнная беседа. Симкин — хороший агита тор. Вот он рассказывает воинам о международной об становке. Потом разговор переходит на служебные те мы. Командир отметил ус пехи воинов, подробно разо брал недостатки. — Наша задача, — за кончил он, — неустанно по вышать выучку, быть всегда в боевой готовности. X , АЛЕКСЕЕВ. * * * Н а одном и з кораблей вашего флота слу жит мой давний товарищ старший матрос Алексей Парфенов. Уже третий год он яв ляется агитатором подразделения, пользует ся заслуженным уважением воинов. Как-то мы встретились с Парфеновым и он поде лился опытом работы с газетой. Рассказ мне понравился и я подробно записал его. * * * — Липатов должен постоянно быть в курсе всех важнейших решений Партии и Правительства, внимательно следить за событияхи внутренней и мелцународной жизни страны. — начал свой рассказ тов. Парфенов. — В этом ном большую помощь оказывают газеты. В них еже дневно печатается обширный материал о нашей замечательной социалистической действительности, сообщается много инте ресных фактов о трудовых успехах совет ских людей, самоотверженно борющихся за успешное претворение в жизнь пятого пятилетнего плана, о событиях в между народной жизни и т. д. В военных газе тах рассказывается о повседневной бое вой «учебе и службе воинов, о том. как они выполняют требования Присяги и уставов, как овладевают военным де лом. учатся побеждать технически осна щенного и сильного противника, повыша ют свои специальные и политические знания. Понимая значение печати в деле воспи тания людей, я постоянно работою с га- З.ГГОЙ. При чтении центральных и мест ных газет прежде всего обращаю внима ние на передовые и пропагандистские статьи. Это помогает мно быть в курсе текущих событий, правильно ориентиро ваться в вопросах внутренней и междуна родной жизни нашей Родины. Читая военные газеты, уделяю осо бое внимание материалам, посвященным вопросом воинского воспитания, боевой учебы и службы воинов. Интересные фак ты и примеры из этих статей выписы ваю. Они служат мне ценным пособием в повседневной работе с моряками. Хорошей формой работы являются гром кие читки газет. Но они приносят положительные результаты при усло вии 'Всесторонне продуманной подготовки. Ведь мало прочитать ту или иную статью, корреспонденцию, заметку. Необходимо раз’яснить сослуживцам смысл, идею, ос новные положения, заключенные в них. А для этого следует тщательно выбирать злободневный материал, самому хорошо разбираться в различных вопросах, выяс нить у политработников непонятное. Каждую читку газетной статьи я ста раюсь увязать с жизнью и учебой моря ков когабля. с задачами, стоящими перед ними. В этом мне помогают командир, его заместитель по политической части, се кретари партийной и комсомольской орга низаций. Недавно, например, я проводил читку передовой статьи газеты «Правда». Статья вызвала среди матросов горячее обсуждение. Я раз’яснил товарищам, что политика нашей Партии и Правительства во внешних делах направлена на обеспе- -----------О чение мира и возможно более широких экономических и культурных связей меж ду государствами. Совершенно противопо ложную политику ведут империалисты США. Они всячески усиливают напряжен ность междуна/родного положения, лихора дочно готовятся к новой мировой войне. Тут же отметил, что в этих условиях на.ш священный долг — быть всегда в посто янной готовности дать сокрушительный отпор любоогу агрессору. Нам. военным морякам, необходимо и впредь совершен ствовать свои военные и политические знания, всемерно укреплять обороноспо собность нашей Родины. Нередко бывает, что содержание неко торых стотей служит темой для индиви дуальных и групповых бесед. Однажды я. например, посоиетогал матросам прочи тать статью «Бдительно нести вахту на походе». Статья очень понравилась моря кам. заинтересовала их. Узнав, что на значен выход корабля в море, я решил провести беседу о бдительности на похо де. Используя материал из прочитанной морякам статьи, я рассказал о значении бдительности во время нахождения когаб ля в морс, отметил безупречное несение ходовой вахты манипнистами-турбиниста- ми Сидоровым и Желтовым, призвал ма тросов работать на боевых постах так, как этого требуют инструкции и настав ления. После моего краткого выступления за вязалось непринужденная беседа. Моряки г о в о р и л и не только о достижениях, но и о недостатках, которые мешают в работе, о том, как важно для успешного реше ния задач в море точно выполнять ин струкции и наставления. Некоторые това рищи подвергли критике матроса Коткива за нерадивое несение ходовой вахты. В работе с газетой я использую и та кую форму, как коллективное обсуждение наиболее поучительных материалов, напе чатанных на ее страницах. Воины охот но делятся мнениями и мыслями о прочи танных статьях. Как-то мы беседовали о статье, где подробно говорилось о нжых мощных дзгзелг.электроходах и паровозах. Матрос Лнпов. работавший до службы машини стом на паровозе, рассказал об автобло кировке и других новинках техники на железнодорожном транспорте. Его рассказ был прослушан с большим интересом. Воины на конкретных примерах у-виделн, как быстро развиваются в нашей стране наука и техника. При проведении громкой читки газет знакомлю моряков только с основными, наиболее важными материалами. Этого, конечно, недостаточно. Надо, чтобы каж дый матрос ознакомился и с теми замет ками. о которых я не упоминал, чтобы он всегда читал газету. Поэтому я ста раюсь сообщить, что напечатано в пазете, рекомендую матросам самим прочитать не которые заметки. Считаю, что важнейшая обязанность агитатора — воспитывать у сослуживце® привычку к регулярному чтению газет. Старший матрос М. СОЛОНЕЦ. П И С ЬМ О В Р Е Д А К Ц ИЮ БЕЗДЕЙСТВУЮЩИЙ КРАН В целях облегчения трудоемких^ погру зочных работ нашему складу в 1952 году был выделен разборный портальный кран. Сборку и установку его поручили од ной из организаций. Кран был поставлен. Однако работники тыла, ввил ’ неправиль ности монтажа, разрешение на эксплуата цию крана не дали. Та же организация вторично взялась за дело и вновь их ра бота не была принята. До каких же пор будет это продол жаться? Ведь пошел уже 1955 год, а кран попрежнему стоит в собранном виде, бездействует и ржавеет. Главный старшина Л, НОСОВ. Против вульгаризаторского понимания основного экономического закона социализма Основной экономический закон социа лизма выражает сущность социалистиче ских производственных отношений. Он определяет главные стороны и основные линии развития социалистической эконо мики. Знание закономерностей социалистиче ского хозяйства, существа и требований основного экономического закона социа лизма является важнейшим условием пра вильного руководства хозяйственной жиз нью страны. Немарксистское понимание закономерностей социалистического спосо ба производства, существа и отдельных с то ро н основного экономического закона социализма наносит серьезный ущерб те лу теоретического воспитания наших кадров и отрицательно отражается на их практической деятельности. На январском Пленуме ЦК КПСС под черкивалась необходимость решительной борьбы с любыми попытками извращения марксистско-ленинской теории, со всякого рода вульгаризаторскими толкованиями основного экономического закона социа лизма. Коммунистическая партия строит свощ хозяйственную политику на основе глу бокого познания и правильного примене ния экономических законов социализма. Ярким образцом такой подлинно научпой политики является генеральная линия Коммунистической партии, направленная иа всемерное развитие тяжелой промыш ленности. Эта линия неуклонно проводи лась партией на всех этапах социалисти ческого строительства. В решениях ян варского Пленума ЦК КПСС со всей силой подчеркнуто, что и впредь главной зада чей советского народе является неуклон ное развитие тяжелой промышленности, составляющей прочную основу всего на родного хозяйства и обороноспособности страны. Только быстро растущая тяжелая про мышленность может вооружать все отрас ли наподного хозяйства передовой техни кой Только она является материальной основой роста сельскохозяйственного про изводства, легкой и пищевой промыш ленности. неуклонного под’ема благо состояния народа. Только на пути все стороннего развития тяжелой промышлен ности советский народ сможет добиться дальнейшего мощного под’ема народного хозяйства, догнать и перегнать главные капиталистические страны в производстве продукция на душу населения, создать материально-производственную базу ком мунизма. Партия вооружает наши кадры знанием марксистско-ленинской теории, неустанно учит их правильному пониманию законов общественного развития и умению поль зоваться этими законами в практической работе. I. Исходные положения основного экономи ческого закона социализма были разрабо таны в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. Великий Ленин показал, что с переходом “средств производства в общественную соб ственность коренным образом изменится цель производства. При социализме про изводство будет вестись в интересах об щества. «...для обеспечения полного бла госостояния и свободного всестороннего развития всех его членов». Для решения этой задачи Ленин считал необходимым всесторонне развить тяже лую индустрию, являющуюся единственно прочной основой социализма, электрифи цировать всю страну, подвести под про мышленность, транспорт, сельское хозяй ство техническую базу современной круп ной промышленности, достигнуть более высокой, тем при капитализме, произво дительности груда. Опираясь ва эти ленинские положения и обобщая практику социалистического строительства. Сталин дал развернутую формулировку основного экономического закона социализма. Основной экономический закон социа лизма включает в себя как це^ь. которой подчинено социалистическое произволство . так и средство для достижения этой пе ли. Цель социалистического производства — максимальное удовлетворение постаял но растущих материальных и культурных потребностей всего общества — законо мерно обусловлена самим характером со циалистических производственных отно шений. основанных на общественной соб ственности на средства производства. Цель социалистического производства находится в неразрывном единстве со средствами ее достижения. Максимальное удовлетворение постоянно растущих по требностей общества возможно .тишь на базе непрерывного роста социалистиче ского производства. А это требует преи мущественного развития тяжелой индуст рии. постоянного совершенствования тех ники. Непрерывный под’ем социалистическо го производства стимулирует рост потреб ностей. порождает новые потребности и определяет их характер я а каждой кон- кретнонсторической стадии развития со циалистического общества. Рост потребностей трудящихся, их по купательной способности в свою очередь двигает производство вперед. Непрерывно расширяющееся производство пред’являет все увеличивающийся спрос на средства производства и сопровождается системати ческим ростом численности рабочего клас са. Увеличение численности рабочего класса и неуклонный рост доходов рабо чих. крестьян и интеллигенции создают постоянно растущий с п ро с на предметы народного потребления и исключают эко номические кризисы перепроизводства. Неантагокистическое противоречие меж ду достигнутым в каждый данный мо мент уровнем производства и растущими потребностями масс разрешается путем дальнейшего расширения производства. Это приводит к росту потребления трудя щихся и к новому увеличению потребно стей. вызывающему тальнейшее расшире ние производств!. Это противоречие слу жит побудительной силой постоянного движения вперед социалистического про изводства и обусловливаемого им потреб ления. Марксистско-ленинская политическая экономия учит. что. только исходя из ор ганического единства пели\ и средства, можно правильно понять существо основ ного экономического закона социализма. Поэтому грубейшую ошибку допускают те экономисты, которые основной эконо мический закон социализма трактуют од носторонне. в узкапотреб-ительском духе, игнорируя ведущую роль производства средств производства в увеличении про изводства предметов потребления и в по вышения народного благосостояния. Такую узкопотребительскую концепцию понимания основного экономического за кона социализма развивает П. Мстислав ский в статье «Народное благосостояние», напечатанной в журнале «Новый мир» Л? 11 за 1953 год. В этой статье Мстиславский иска жает марксистско-ленинские положения о необходимости преимущественного разви тия первого подразделения общественного производства, как главного условия осу ществления требований основного эконо мического закона социализма. В основе вульгаризаторских рассуждений Мсти славского лежит неправильное, немарк систское понимание соотношения произ водства и потребления. П. Мстиславский пишет: «В процессе воспроизводства про изводство и потребление чередуются и переплетаются, существуют одновременно. Более того, в этом непрерывном потоке исходным пунктом то и дело оказывается потребление». Утверждение П. Мстиславского, что по требление будто бы то и дело является исходным пунктом производства, в корне невэрно. Маркс во введении «К критике политической экономии» указывал, что производство: 1 ) производит материал для потребления. 2 ) определяет самый способ потребления и 3) возбуждает в потребителе потребность. «Производство, — говорят Маркс, — выступает, таким образом, исходным пунктом, потребление — конечным пунктом...». Следовательно, производство материальных благ является первичным моментом, необходимым пред варительным условием потребления. По треблено может быть только то. что про изведено. Действия экономических законов соци ализма необходимо рассматривать в нераз рывной связи с теми конкрешо-историче* скими условиями, в которых они прояв ляются. Основной экономический закон социа лизма определяет максимально возможное при данном уровне социалистического про изводства удовлетворение потребностей членов общества. Следовательно, полнота удовлетворения потребностей народных масс зависят от достигнутого уровня про изводства. от имеющихся в распоряже нии общества материальных ресурсов, a также от международной обстановки и других факторов. Коммунистическая партия, руковод ствуясь требованиями основного экономи ческого закона социализма, в своей поли тике всегда исходит из того, что расту щие потребности народа могут удовлетво ряться только на основе непрерывного роста производства с преимущественным развитием тяжелой промышленности. Именно создание в кратчайший истори ческий срок могучей тяжелой индустрии и ее постоянное совершенствование яви лись прочной базой систематического по вышенил материального и культурного уровня советского народа. В послевоенное время тяжелая промышленность сделала новый крупный шаг вперед в своем раз витии. В настоящее время тяжелая про мышленность выпускает продукции почти в три с половиной раза больше, чем в до военном 1940 году. На этой основе непрерывно растет про изводство предметов потребления, по вышается благосостояние народа. Реаль ные доходы рабочих и служащих по рас чету на одного работающего в 1952 году по сравнению с 1940 годом возросли на G 8 проц., а доходы крестьян — пример но на 72 процента. В 1954 году общая сумма доходов рабочих, служащих и кре стьян увеличилась по сравнению с 1952 годом более чем на 25 процентов. Коммунистическая партия и Советское правительство, проявляя глубочайшую за боту о народном благе, поставили во всей широте задачу: опираясь на достиг нутые успехи в развитии тяжелой про мышленности и обеспечивая ее непрерыв ный форсированный рост, добиться кру того под’ема сельского хозяйства, юль- нейшего развития легкой и пищевой про мышленности. II. Основной экономический закон играет определяющую р о л ь в системе экономиче ских законов, действующих в социалисти ческом обществе. Основному экономиче скому закону подчинены действия закона планомерного, пропорционального разви тия народного хозяйства, закона преиму щественного (развития производства средств производства, закона неуклонного роста производительности труда, закона распределения по труду и других. Как известно, пропорции в развитии социолистичесБОЙ экономики устанавли ваются на основе закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, в соответствии с требованиями основного экономического закона социа лизма. К числу важнейших пропорций разви тия народного хозяйства относятся преж де всего пропорции между двумя подраз делениями общественного производства: между производством средств производст ва и производством предметов потребле ния. Правильным соотношением между эти ми подразделениями является такое соот ношение. которое обеспечивает преимуще ственный рост производства средств про изводства и развитие на этой основе сель ского хозяйства, легкой и пищевой про мышленности в размерах, необходимых для удовлетворения растущих потребно стей общества. Развитие производительных сил при социализме выражается в том. что возра стает доля общественного труда, идущая на производство средств производства. ;ю сравнению с долей, идущей на производ ство предметов потребления, при непре рывном росте продукции как первого, так и второго подразделений. «Чем выше развивается техника. — пишет В. И. Ленин. — тем более вытес няется ручной труд человека, заменяясь рядом все более и более сложных машин: в общем производстве страны все большее место занимают машины и необходимые для их выделки Предметы». Псходя из этого. Ленин формулирует закон, который он называет «законом о быстрейшем воз растании средств производства». При ка питализме действие этого закона подчине но цели получения максимальной прибы ли. при социализме оно подчинено целя максимального удовлетворения растущих потребностей общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz