На страже Заполярья. 1955 год. Март.

z На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 марта 1955 г.. № 52 (5204). , Д в а ж д ы Г ерой С о в е тско го С ою з а В . Н. Л Е О Н О В . Учисьтому, нтонеобходимовбою 2. Смелость, решительность, д и с ц и п л и н а Смелость, решительность и находчи­ вость — это качества воина, которые на­ ряду с отличным знанием оружия обеспе­ чивают успех в бою. Часто считают, что смелым является тот, кто всюду идет напролом, ни с чем не считается, ничего не признает. О таких обычно говорят: «Он смелый, ему — море по колено». Такое мнение иногда приводило к тому, что смелыми считали недисциплинирован­ ных бобпов. Великая Отечественная война показала, что не тот смел, кому «море по колено», & тот, кто душой и телом пгоедан своей Родине, любит свой народ, является дис­ циплинированным бойцом и сознательно, понимая все трудности и опасности рат­ ного подвига, решительно действует в бою, с честью выполняя свой воинский долг. В отряде морских разведчиков Северно­ го флота служил матрос Жирнов. Высокий, стройный, энергичный, он считался неплохим спортсменом .и , пожалуй, на флоте не нашлось бы человека, который мог бы подумать, что У Жирнова много напускного, ненастоящего. Он не уступил бы никому из товарищей в любом споре, всегда, казалось, действовал решительно и уверенно. Все считали его смелым челове­ ком, одним из тех. кому «море по коле­ но». Однако Жирнову недоставало дис­ циплины, он плохо выполнял требования уставов. Первый же бой, в котором Жирнову пришлось участвовать, развенчал его сла­ ву «смельчака». Этот бой показал, что вместо смелости у Жирнова одно лишь нахальство, которое проявлял он в обще­ нии с товарищами, надеясь, что не встре­ ти т должного отпора. В бою же против сильного, вооруженного до зубов врага для достижения победы нужно было проя­ вить настоящую смелость и решитель­ ность. Жирнов не выдержал этого и пред­ стал перед глазами товарищей жалким, трусливым бойцом, не способным на под­ виг. Оказалось, что моральный облик Жирнова далек от понятия морального об­ лика советского человека, а без этого он, безусловно, не мог проявить настоящую смелость и, тем более, готовность пожерт­ вовать собой во имя выполнения священ­ ного воинского долга. Противоположностью Жирнову был раз­ ведчик Макар Бабиков. Он пришел в от­ ряд совсем еще юношей, слабым на вид и далеким от того, чтобы претендовать на звание смельчака. На первых порах в действиях Бабикова чувствовалась какая- то стеснительность. Он старался быть незаметным. Присматриваясь к Бабикову, многие думали в то время: «Слаб Макар, не будет из него настоящего разведчика». Но Бабикову было присуще одно каче­ ство, без которого не может быть храбро­ го воина. Это качество заключалось в том, что Бабиков был подлинно советским че­ ловеком, для которого ясно было, что зна­ чит война, какое громадное несчастье свалилось на нашу Родину, на весь совет­ ский народ. Воин понимал, что для побе­ ды над сильным и коварным врагом н у ж ­ но громадное напряжение всех сил и стремился внести свою долю в общенарод­ ное дело разгрома фашизма. Местом своего активного действия Макар Бабиков выбрал разведывательный отряд и. несмотря на большие трудности и опасности, честно переносил все невзгоды. На выполнение самых опасных и т р у д ­ н ы х зазаний Бабиков всегда просил пос­ лать его. Врожденная русская смекалка и находчивость, отличное знание оружия, безупречная дисциплина, неустанная закалка оргапизма помогали Бабикову ус­ пешно выполнять задания. В конпе войны главный старшина Бабиков команзовал взводом разведчиков, стал Героем Совет­ ского Союза, бывалым, умелым и закален­ ным воином. В бою союзниками смелости всегда дол­ жны быть решительность и находчивость. Без них не может быть смелости. В бое­ вом опыте нашего отряда есть много при­ меров, когда разведчики неожиданными и решительными действиями ставили в ту­ пик и побеждали во много раз превосхо­ дящего по численности противника. Одним из таких примеров является эпизод из боевой операции на мысе Крестовый. Отряд отбивал сильную атаку про­ тивника. Врагу удалось вклиниться в нашу оборону на сопке, и огневой бой перерос в рукопашную схватку. В это время мне доложили, что в тылу отряда, в одной из лощин, противник сосредоточил несколько десятков егерей, готовых к атаке. Нужно было предпринять такие действия, чтобы сорвать замысел врага. Выделить большую часть отряда и бросить ее против этой группы я не мог . Поэто­ му, взяв с собой шесть разведчиков, я поспешил навстречу притаившимся фаши­ стам. Рассчитывать на разгром этой груп­ пы в открытом бою было нельзя. Я при­ казал разведчику Семену Агафонову, во­ оруженному снайперской винтовкой, от­ крывать огонь по каждому, кто покажет­ ся из лощины. Фашисты некоторое время осматрива­ лись, выбирая путь для атаки. В это вре­ мя пули Агафонова или уничтожали тех, кто появлялся, или загоняли обратно в лощину. На некоторое время группа вра­ га притихла, вероятно, раздумывая, что предпринять. Этим мы и воспользовались. С громкими криками мы бросились к ло­ щине, где засели гитлеровцы. По врагу стали бить гранатами, а Агафонов попреж- нему вел огонь по каждому фашисту, ко­ торый пытался высунуться из-за укры­ тия. У противника создалось мнение, что в атаку идет большая сила, и егеви. бро­ сая оружие, разбежались, оставив на ме­ сте боя более десятка убитых. Так, благо­ даря находчивости и решительным дейст­ виям разведчиков, была сорвана атака врага и обеспечено выполнение отрядом боевой задачи. Приведу второй пример, показывающий, как необходимы в бою находчивость и ре­ шительность. Произошел он да подводной лодке. Потопив охраняемый транспорт, лодка начала отходить. Корабли охране­ ния. взбешенные неудачей, бросились преследовать ее, пытаясь уничтожить глу­ бинными бомбами. Над подводной лодкой нависла угроза. Тогда капитан 2 ранга Гаджиев принимает смелое решение — всплыть и артиллерийским огнем унич­ тожить корабли охранения. Это решение основывалось на неожиданности для про­ тивника. Гаджиев рассчитывал, что по­ добные действия подводной лодки заста­ нут противника врасплох и обеспечат советским морякам успех. Решительные и уваренные действия всего экипажа действительно обеспечили выполнение задуманного плана. Два ко­ рабля охранения противника были потоп­ лены, а третий обратился в бегство. На­ ходчивость и решительные действия все-- го личного состава не только спасли под­ водную лодку, но и обеспечили победу в неравном бою. Из приведенных примеров видно, что решительность и находчивость — это вод­ ные сестры. Без них не может быть сме­ лости так же. как и без смелости не мо­ жет быть решительных действий в бою. Но эти качества воина ценны только тог­ да, когда все действия бойца направле­ ны на решение основной боевой зазачи, поставленной перед кораблем, частью. Что стоит такая, к примеру, смелость, когда боец, вопреки общему плану боя, обнаруживает себя или открывает огонь без команды. Возможно, что ему узастся уничтожить несколько человек из числа противника, но план общих действий бу­ дет сорван и решение основной зазачи затруднено. Это уже не смелость, а недис­ циплинированность. Смелым, решительным и находчивым воином может считаться только тот, кто, получив боевой приказ, преодолевает вое препрады и находит пути к быстрейшему его выполнению, решительно действует в целях выполнения этого приказа и пре­ выше жизни ставит свой воинский долг. В современном бою, насыщенном самой разнообразной техникой, еще больше воз­ растает роль таких качеств, как сме­ лость. решительность, беспрекословное по­ виновение командиру, точное и своевре­ менное выполнение всех требований При­ сяги и уставов. Упорство и настойчивость Это было в походе. Моторист Синилин сменился с вахты и уже собрался ухо­ дить. когда к нему подошел старшина группы Назаров. — Ну/кно подняться на мачту. Вы смо­ жете это сделать? — спросил старшина. — Зачем? — Труба сифона внутри обледенела и любилась снегом, нужно очистить ее. Получив «добро», матрос тотчас взял необходимый инструмент и поднялся по трапу на верхнюю палубу. Мачта обледенела, покрылась инеем, но воин быстро добрался до сифона. Придер­ живаясь за мачту, он в то же время лов­ ко скалывал лед. вычищал снег. От сильного мороза сводило пальцы рук, ко­ жа прилипала к металлу. Но матрос не спустился на палубу, пока не закончил работу. Благородные качества воина — упор­ ство. настойчивость проявил матрос Си- нпцин, выполняя приказ командира. Матоос Н. КУЛЕШОВ. Благородный труд пропагандиста Комендор старшина 1 статьи Кафиев в совершенстве владеет боевой техникой и с большим желанием передает свой опыт и знания морякам. З а примерную службу и успехи в воспитании и обучении подчи­ ненных ему об’явлено более двадцати благодарностей. Н А СНИМ К Е : специалист первого класса старшина 1 статьи М . Кафиев (вверху) инструктирует перед выполнени­ ем боевой задачи в море старшего матро­ са С. Заякина. Ф ото И . Никишова. Лучший боевой пост Одним из передовых моряков-катерников является ^старшина 2 статьи Арбузов. Он заботливо обучает подчиненных, ежеднев­ но проводит с ними занятия у механизмов. Это позволило морякам хорошо изучить ма­ териальную часть. Все мотористы его катера — классные специалисты, а молодой матрос Леонтьев, (успешно изучив специальность, встал на штат. Сам старшина 2 статьи Арбузов — спе­ циалист второго класса. В его карточке за­ писано двадцать поощрений. Боевой пост Арбузова приказом командира об'явлен передовым. Офицер А. ЖУКОВ. Высокая производительность труда Воины-строители под руководством младшего оержанта Тимофеева в установ­ ленный срок прибыли к месту работы. Тимофеев еще заранее продумал расста­ новку людей. Сейчас ему не приходилось терять на это время. Работа началась тотчас же. Ефрейтор Абрамкин и рядовой Приходько уже за первую половину рабо­ чего дня выполнили норму и продолжали упорно трудиться. Когда воины верну­ лись в расположение части, очередная «Молния» рассказала об успехах передо- виков производства. Бригада выполнила корму на 150 процентов. Это не единственный случай. Коллек­ тив. которым руководит младший сер­ жант Тимофеев, систематически перевы­ полняет нормы. Рядовой В. КРЮЧЕННОВ. ------- 0------- Ю Я ? 0 7 п /г Ъ I о П РИМ Е Р добросовестного вы- jj полнения воинского долга показывает [| личному составу младший сержант ;j Андреев. У него учатся править служ- I бу матросы Стокис и Жеконис. Не­ давно воины, как и их командир, на­ граждены нагрудными знаками «От­ личный связист». Старший матрос А . Крючков. О ЗА Б О Т Л И В О обучает подчинен­ ных боевому мастерству младший сер­ жант Чабак Благодаря его заботе о мастерстве подчиненных умелыми зе­ нитчиками стали матросы Разин и Ф о ­ мичев Командир расчета награжден знаком отличного специалиста. Матрос А . Мангушев. Jj О НА С ТО Й ЧИ ВО изучают свои специальности комсомольцы старший матрос Наугольных, матросы Соловьев, :| Удалов и другие. З а успехи в службе ; командование наградило старшего ма­ троса Наугольных часами и грамотой, удостоены поощрений также Удалов и Соловьев. Матрос Е . Моисеев. Высокий идейный уровень и действен­ ность политических занятий зависят от теоретической подготовки и пропагандист­ ского опыта руководителя группы, от его умения глубоко и доходчиво раз’яонять политику Коммунистической партии и Советского государства, мобилизовать личный состав на успешное выполнение стоящих перед ним задач. Для этого он должен неустанно овладевать марксист­ ско-ленинской теорией, пропагандистским мастерством. Это подтверждает опыт ру­ ководителя группы лейтенанта Крючкова. Пропагандист Крючков упорно работает над изучением революционной теории, над расширением своего военного и куль­ турного кругозора, внимательно следит за периодической литературой, регулярно делает выписки, подбирает статьи и за­ метки по отдельным вопросам, хоро­ шо знает жизнь и учебу слушателей своей группы. Таким образом у него по­ степенно накапливается богатый матери­ ал. характеризующий руководящую и на­ правляющую роль Коммунистической пар­ тии, борьбу советского народа за построе­ ние коммунистического общества, совре­ менную обстановку, положение дел в под­ разделении, а также материал о тех за­ дачах. которые стоят перед воинами. Все это помогает пропагандисту строить за­ нятия более содержательно, доходчиво и поучительно. Отличительной чертой руководителя группы тов. Крючкова является то, что он тщательно готовится к каждому рас­ сказу по теме, проведению самостоятель­ ного чтения и беседе. Тов. Крючков при­ ступает к изучению рекомендованной ли­ тературы сразу после семинара. Так. пе­ ред занятиями по теме: «Быть стойким, выносливым и мужественным воином» . он глубоко изучил и продумал речь В. И. Ленина на широкой рабоче-красно­ армейской конференции в Рогожско-Симо- новском районе 13 мая 1920 г., речь В. И. Ленина на конференции железнодо­ рожников Московского узла 16 апреля 1919 г., статьи и речи М. И. Калинина о коммунистическом воспитании, подобрал необходимый учебный материал, интерес­ ные отрывки из художественной литера­ туры, примеры героических подвигов на­ ших людей в годы Великой Отечественной войны, факты о том. как слушатели группы в процессе повседневной учебы воспитывают в себе высокие морально­ боевые качества, подобрал наглядные по­ собия. Занятия по этой, как и по другим те­ мам. тов. Крючков стремился вести так, чтобы обстоятельно раз’яснить каждый вопрос. С этой целью он излагал матери­ ал в строгой последовательности, четко Формулировал выводы. Рассказывая о стойкости, мужестве и героизме как о нсот’емлемых качествах советских вои­ нов, руководитель подчеркнул, что высо­ кие морально-осевые качества, присущие нашему народу-герою, постоянно культи­ вируются и воспитываются родной Ком- м>нистической партиен. Далее он расска­ зал о высоких морально-боевых качест­ вах. проявленных советским народом и его воинами в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны и Ве­ ликой Отечественной войны, привел при­ меры массового героизма моряков Се­ верного флота в боях. Чтобы убедиться, насколько доходчив его рассказ, как по­ нимают его слушатели, он время от вре­ мени обращался к матросам с вопросами. Это еще более оживляло рассказ, прико­ вывало к нему внимание всей группы. Непременным условием высокой дейст­ венности политических занятий является всесторонняя связь каждой тэмы с жиз­ нью подразделения, с конкретными зада­ чами обучения матросов, укрепления во­ инской дисциплины. В рассказе по теме пропагандист при­ вел в пример лучших матросов— передо- гжков боевой и политической подготовки, рассказал, как они достигли успехов. Затем он раз’яонил, в чем состоят прак­ тические задачи воинов, в чем проявля­ ются те морально-боевые качества, о ко­ торых идет речь, какие недостатки встре­ чаются в учебе и службе отдельных слу­ шателей и кок их устранить. Заканчивая рассказ, руководитель еще раз подчеркнул, что храбрость, стой­ кость. мужество и героизм в бою должны быть непременными качествами каждого воина и должны воспитываться каждо­ дневно. Для этого иужно неустанно по­ вышать свои политические знания, со­ вершенствовать воинское мастерство, на­ стойчиво овладевать современной боев эй техникой, повышать свою боевую готов­ ность и бдительность и крепить дисци­ плину, смело преодолевать трудности бое­ вой и походной жизни, закалять себя фи­ зически. Содержательный рассказ руководителя оставил глубокий след в сознании слуша­ телей. Он помог им хорошо усвоить тему, правильно понять те конкретные задачи, которые стоят перед ними. Руководитель уделяет много внимания самостоятельной подготовке слушателей. Хорошо зная политический и общеобразо­ вательный уровень каждого, он рекомен­ дует отдельным матросам кроме обяза­ тельной еще и дополнительную литерату­ ру. Например, матросу Платонову' он по­ советовал прочитать сборник статей «Со­ ветский воага в художественной литера­ туре», другим — изучить отдельные статьи из журналов и газет. Во время са­ мостоятельного чтения офицер вниматель­ но следит за работой каждого слушателя, оделяя особое внимание менее подготов­ ленным. Ответственным моментом в проведении политических занятий является беседа по теме. Главная ее цель заключается в том. чтобы закрепить и углубить знания, по­ лученные слушателями во время рассказа и самостоятельного чтения рекомендован­ ной литературы. Лейтенант Крючков, готовясь к беседе, тщательно продумывает, как ее по­ строить, намечает и формулирует основ­ ные вопросы для обсуждения, краткие выводы по каждому из них и в целом по теме. Во время беседы тов. Крючков ставит ■вопросы перед всей группой и затем пре­ доставляет слово желающим высказать­ ся. В ходе беседы он не перебивает вы­ ступающих, давая им возможность осве­ тить поставленный вопрос так. как они его пеняли, учит их делать самим выво­ ды по каждому вопросу. Это. конечно, не значит, что руководитель пускает об­ суждение на самотек. Если тот или иной вопрос освещен недостаточно, он предла­ гает желающим дополнить выступающего и сам дает необходимые раз’яснения. Все это обеспечивает активное обсуждение слушателями каждого вопроса, позволяет им лучше усвоить материал. В конце беседы тов. Крючков обяза­ тельно делает краткое заключение по те- ме в целом. Необходимость такого заклю­ чения очевидна. Оно дает возможность еще раз заострить внимание на основных вопросах, раз’яснить то. что было недо­ статочно понято, дать оценку выступле­ ниям слушателей, поправить тех, кто не­ достаточно полно осветил какой-либо во­ прос. и, наконец, подчеркнуть значение изученного материала для учебы и служ­ бы воинов. Такое проведение политиче­ ских занятий содействует повышению политичеек-irx знаний слушателей груп­ пы. Кропотливая, настойчивая работа про­ пагандиста не пропадает даром. Хорошо организованные политические занятия помогают воинам добиваться высоких по­ казателей в боевой подготовке. В подраз­ делении. где служат слушатели этой группы, высокая организованность, здесь нет ни одного случая нарушения воин­ ской дисциплины. Все воины имеют по нескольку благодарностей. Так. слушатель группы Солодкий имеет 29 поощрении, Гавриленков — 20. Морозов — 17. Пла­ тонов — 15 поощрений. Многие воины сфотографированы при развернутом Знаме­ ни части. Офицер И. АРТЮШЕНКО. Настойчиво помогать офицерам в самостоятельной учёбе М е т о д о м п о к а з а На одном из занятий по специальности машинисты- турбинисты изучали турбо- конденсатный насос. Старши­ на 1 статьи Кондратьев при­ был на урок с описаниями и чертежами. Он доходчиво рассказал о назначении и устройстве механизма. Но когда старшина перешел в об’яснению отдельных узлов насоса, зело пошло хуже. Сначала матрос Мещеряков, а потом и некоторые другие воины заявили, что они не поняли работы регулятора числа оборотов. В это время на корабле проходил планово-предупреди­ тельный ремонт. Кондратьев приказал ускорить намечен­ ные ранее работы с насосом. А когда механизм был i v к рыт. старшина 2 статьи Глебов собрал воинов отделе­ ния на боевом посту £_об’яс- нил т^йствис регулягола. по­ казывая кажзому м д т ро с у , Какие функции , выполняют удельные детали механизма,- Ьимандир отделения обратил Г л у б о к о о с в а и в а т ь к о р а б е л ь н ую тех н и к у внимание подчиненных и на правила ухода за материаль­ ной частью. Он напомнил, что особенно бережно надо обращаться с шестернями ре­ дуктора и лопатками турби­ ны. ибо повреждение этих частей приводит к неправиль­ ной работе механизма или да­ же к выходу его из строя. Сами работы у артериаль­ ной части также играют не­ малую роль в освоении тех­ ники. При этом старшины до­ биваются. чтобы каждый болт и гайка лежали на сво­ ем месте, чтобы во время сборки матрос знал, где ка­ к и е деталь взять, пользовал­ ся только исправным инстру­ ментом. специально предна­ значенным для того или ино­ го механизма. Однажды, вскрывая турбо­ генератор. матрос Мещеряков пользовался нештатными клю­ чами. Воин начал вскры­ вать сопловую коробку. Но гайки сильно пригорели, а ключ был неподходящий, и отдать гайки ему не удава­ лось. Матрос только стесал грани гаек. Тогда Мещеряков решил прибегнуть к помощи зубила и в результате сломал шпильку. Тем самым воин прибавил себе работы. Ему пришлось вывертывать шпильку и ставить новые гайки. В ремонте участвовали и молодые матросы. Делать это самостоятельно они не могли и поэтому работали вместе с онытными специалистами. Например, матрос Шариков был в паре со старшим ма­ тросом Лисютиным. Калин- ский — со специалистом второго класса Головиным и т. д. Каждый из бывалых мо­ ряков учил сослуживцев вскрывать механизмы, ука­ зывал, на что обращать глав­ ное внимание при осмотре. На долю старшего матроса Лисютина и матроса Шари­ кова выпала трудная задача. При вскрытии механизма вы­ яснилось, что в подшипниках образовался большой масля­ ный зазор. Командир боевой части принял решение: «Пе­ редалить подшипники». В этой сложной и кропотливой работе воинам помогал стар­ шина 2 статьи Глебов. Слож­ ная работа была успешно вы­ полнена. Во время ремонта молодые матросы многому научилпсь и поняли подноготную сво­ их заведываний. В этом боль­ шая заслуга опытных маши- пистов-ту рбинистов, кото­ рые помогли молодым воинам овладеть техникой. Они луч­ им будут эксплуатировать технику, беречь и любить ее. Станет выше боеспособность корабля. Матоос Г . МАКОВ. Успешно решать задачи по воспитанию и обучению советских воинов в современ­ ных условиях может лишь тот офицер, который постоянно работает над повыше­ нием своих политических и военных зна­ ний. над расширением своего кругозора. Многие офицеры это хорошо понимают. Например, тов. Бурмистров, окон­ чивший вечерний униьерситег марксизма- лен ипизма, продолжлет совершенство>вать свои политические знания, систематиче­ ски самостоятельно (работая над изучени­ ем трудов классиков марксизма-лениниз­ ма. Сейчас он глубоко изучает вопросы политической экономии. Постоянно работают над изучением ос­ нов марксистско-ленинской теории также тт. Журба. Бесчетнов, Валуев и другие. Систематическая и планомерная полити­ ческая учеба помогает им в практической работе по воспитанию и обучению подчи­ ненных. Они часто выступают перед личным составом, беседуют на политиче­ ские темы, глубоко раз’ясняют смысл 'ре­ шений партии и правительства, мобили­ зуют воинов на выполнение поставлен­ ных перед ними задач по боевой и поли­ тической подготовке. Но есть у нас и товарищи, которые пренебрежительно относятся к своему те­ оретическому росту. В результате этого они допускают ошибки в работе, не пони­ мают тех требований, которые пред 'яв­ ляются в настоящее время к офицерскому составу. К числу таких следует отнести тов. Назарова и д р у г и х . Э то ведет к то­ му, что отдельные товарищи редко или вообще не выступают перед воинами, не принимают участия в агитационно-про­ пагандистской работе. Только этим можно об'яснить тот факт, что тов. Прокофьев в течение года ни разу не выступил перед личным составом с докладом или беседой. В чем причина того, что отдельные то­ варищи плохо самостоятельно работают над повышением своих политических и военных знаний? Главная причина за­ ключается в том, что некоторые из них, прикрываясь занятостью по слулсбе, про­ являют беззаботное отношение к своему теоретическому росту. Таких товарищей можно редко видеть за книгой, журналом или теоретической статьей. Есть офице­ ры, главным образом молодые, которые не умеют спланировать свой рабочий день и поэтому не находят времени для самостоятельной работы. Партийные орга­ низации некоторых подразделений стоят в стороне от политического самообразова­ ния коммунистов, не вмешиваются в их самостоятельную работу, не оказывают им должной помощи. Если бы партийная ор­ ганизация своевременно пришла на по­ мощь коммунисту Назарову и другим, по­ требовала бы от них усилить работу по своему теоретическому росту, то они, не­ сомненно, не запустили бы работу по по­ вышению своего идейного уровня. Задача состоит в том. чтобы усилить конкретную деловую помощь офицерам в их теоретической учебе, повысить лич­ ную ответственность каждого за свое по- лнигческоэ самообразование. Офицер В . КУЗНЕЦОВ. Лекция о литеоатуре Библиотекарь Дома офицеров гор. По­ лярного тов. Дикова на днях прочла лек­ цию для личного состава Н-ской части на тему: «Образ советского воина в художе­ ственной литературе». Лекция вызвала живой интерес злугаателей. . М. АЛЕКСЕЕВ. З а умелое обслуживание боевой техни­ ки и отличное знание специальности старшему матросу Ивану Шинкаренко присвоено звание специалиста второго класса, об’явлено много благодарностей и. кроме того, он награжден денежной пре­ мией. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Иван Шинкаренко производит проверку своего заведывания. Фото И . Никишова. Успехи рационализаторов Большим затруднением, тормозящим выполнение ответственных работ, явля­ лось отсутствий необходимого количества сверл по дереву диаметром 30— 34 мил­ лиметра и длиной 500 и более миллимет­ ров для сверления отверстий на большую глубину. Раньше использовались старые сверла путем наварки дополнительных стержней- хвостовиков. Но все это не давало возмож­ ности иметь хорошие, (качественные свер­ ла и, следовательно, замедлялось выпол­ нению работ. Кузнец Филенков лично и зг о т о в и л об­ разец бурава из полосы стали. Небольшая токарная обработка, и опытный будав го­ тов. Испытали его на деле и пришли к заключению, что инструмент годен для сверления древесины на большую глуби- ну. Сейчас производство снабжено бурава­ ми, изготовленными тов. Филенковым. Предложение автора обеспечило беспере­ бойное выполнение работ. Второв предложение внес мастер Коло- меец. На одном из участков выполнялся заказ, требующий сверления отверстий большого диаметра в дереве. Работа поступила впервые, а поэтому у нас не было специального унифициро­ ванного инструмента. Через несколько дней изысканий рационализатор предложил перку оригинальной конструкции. Опыт­ ный образец прошел испытание и показал хорошие результаты. Смекалка новатора помогла выполнить заказ досрочно. Отверстия диаметром 150 мм имеют чистую, гладкую поверх­ ность при высоком качестве работы. Каждый рационализатор, внося свое предложение, стремится увеличить произ­ водительность труда, снизить себестои­ мость изделий. Технология изготовления наделий совершенствуется в ходе работы. Так, калькулятор Соколов задумался над удешевлением себестоимости штырей для лесов. Первая партия выполнялась в кузнице. Заготовки нагревались в горнах, затем производились отгибы. Рационализатор предложил внести не­ значительные изменения приспособления на станке для гнутья арматуры, и изго­ товление штырей стало производиться в холодном состоянии. Ефрейтор Адамчук н рядовой Полетаев разработали проект ширмы проема помещения. Это пред­ ложение направлено на оздоровление ус­ ловий труда. Одна деталь, считавшаяся ранее очень трудоемкой, благодаря рационализатором прошла коренное изменение в изготовле­ нии. Это фасонная шайба с двумя отвер­ стиями. называемая «восьмеркой». Первоначально она вырезалась газорез­ кой, затем обрабатывалась, на строитель­ ном и горизонтально-сверлильном стан­ ках сверлились отверстия. Кажется, все операции механизированы. Но новаторы производства добились изготовления ее на прессах с нагревом. Большая заслуга в этом слеоаря Якушева и технолога Го­ релова. Себестоимость изготовления сократи­ лась в шесть раз. Деталь, требующая ме­ ханической обработки, освоена на npieccax. Растущим рационализатором зарекомен­ довал себя токарь Кузьменко. Он внес не­ сколько предложений, п, как правило, от начала до конца сам лично изготовляет и внедряет свои предложения. Высококвалифицированный специалист, мастер своего дела, Кузьменко усовершен­ ствовал технологию изготовления фрез по дереву — фасонных раз’емных. фасонных профильных и простых для гладкой строльки. Последнее его предложение — «лекало- для затыловки фрез»— является своего ро­ да завершением цикла приспособлений по изготовлению унифицированного инстру­ мента. Рационализаторы добились больших до­ стижений. В 1954 году ими внетоно свы­ ше ста предложений. А. ЛОГИНОВ. ------- 0------- По следам неопубликованных писем В письме, полученном редакцией, отме­ чались недостатки в работе столовой, где заведующим тов. Малыхин. В частности, указывалось, что посуда в столовой при­ шла в негодность. Копню письма редак­ ция направила для принятия мер. Как сообщил в редакцию командир под­ разделения. факты, указанные в письме, подтвердились. Тов. Малыхин от занимае­ мой должности отстранен. Посуда, непри­ годная в употреблению, заменена новой. Письмо было обсуждено на совещании работников столовой*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz