На страже Заполярья. 1955 год. Март.
z На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 марта 1955 г.. № 52 (5204). , Д в а ж д ы Г ерой С о в е тско го С ою з а В . Н. Л Е О Н О В . Учисьтому, нтонеобходимовбою 2. Смелость, решительность, д и с ц и п л и н а Смелость, решительность и находчи вость — это качества воина, которые на ряду с отличным знанием оружия обеспе чивают успех в бою. Часто считают, что смелым является тот, кто всюду идет напролом, ни с чем не считается, ничего не признает. О таких обычно говорят: «Он смелый, ему — море по колено». Такое мнение иногда приводило к тому, что смелыми считали недисциплинирован ных бобпов. Великая Отечественная война показала, что не тот смел, кому «море по колено», & тот, кто душой и телом пгоедан своей Родине, любит свой народ, является дис циплинированным бойцом и сознательно, понимая все трудности и опасности рат ного подвига, решительно действует в бою, с честью выполняя свой воинский долг. В отряде морских разведчиков Северно го флота служил матрос Жирнов. Высокий, стройный, энергичный, он считался неплохим спортсменом .и , пожалуй, на флоте не нашлось бы человека, который мог бы подумать, что У Жирнова много напускного, ненастоящего. Он не уступил бы никому из товарищей в любом споре, всегда, казалось, действовал решительно и уверенно. Все считали его смелым челове ком, одним из тех. кому «море по коле но». Однако Жирнову недоставало дис циплины, он плохо выполнял требования уставов. Первый же бой, в котором Жирнову пришлось участвовать, развенчал его сла ву «смельчака». Этот бой показал, что вместо смелости у Жирнова одно лишь нахальство, которое проявлял он в обще нии с товарищами, надеясь, что не встре ти т должного отпора. В бою же против сильного, вооруженного до зубов врага для достижения победы нужно было проя вить настоящую смелость и решитель ность. Жирнов не выдержал этого и пред стал перед глазами товарищей жалким, трусливым бойцом, не способным на под виг. Оказалось, что моральный облик Жирнова далек от понятия морального об лика советского человека, а без этого он, безусловно, не мог проявить настоящую смелость и, тем более, готовность пожерт вовать собой во имя выполнения священ ного воинского долга. Противоположностью Жирнову был раз ведчик Макар Бабиков. Он пришел в от ряд совсем еще юношей, слабым на вид и далеким от того, чтобы претендовать на звание смельчака. На первых порах в действиях Бабикова чувствовалась какая- то стеснительность. Он старался быть незаметным. Присматриваясь к Бабикову, многие думали в то время: «Слаб Макар, не будет из него настоящего разведчика». Но Бабикову было присуще одно каче ство, без которого не может быть храбро го воина. Это качество заключалось в том, что Бабиков был подлинно советским че ловеком, для которого ясно было, что зна чит война, какое громадное несчастье свалилось на нашу Родину, на весь совет ский народ. Воин понимал, что для побе ды над сильным и коварным врагом н у ж но громадное напряжение всех сил и стремился внести свою долю в общенарод ное дело разгрома фашизма. Местом своего активного действия Макар Бабиков выбрал разведывательный отряд и. несмотря на большие трудности и опасности, честно переносил все невзгоды. На выполнение самых опасных и т р у д н ы х зазаний Бабиков всегда просил пос лать его. Врожденная русская смекалка и находчивость, отличное знание оружия, безупречная дисциплина, неустанная закалка оргапизма помогали Бабикову ус пешно выполнять задания. В конпе войны главный старшина Бабиков команзовал взводом разведчиков, стал Героем Совет ского Союза, бывалым, умелым и закален ным воином. В бою союзниками смелости всегда дол жны быть решительность и находчивость. Без них не может быть смелости. В бое вом опыте нашего отряда есть много при меров, когда разведчики неожиданными и решительными действиями ставили в ту пик и побеждали во много раз превосхо дящего по численности противника. Одним из таких примеров является эпизод из боевой операции на мысе Крестовый. Отряд отбивал сильную атаку про тивника. Врагу удалось вклиниться в нашу оборону на сопке, и огневой бой перерос в рукопашную схватку. В это время мне доложили, что в тылу отряда, в одной из лощин, противник сосредоточил несколько десятков егерей, готовых к атаке. Нужно было предпринять такие действия, чтобы сорвать замысел врага. Выделить большую часть отряда и бросить ее против этой группы я не мог . Поэто му, взяв с собой шесть разведчиков, я поспешил навстречу притаившимся фаши стам. Рассчитывать на разгром этой груп пы в открытом бою было нельзя. Я при казал разведчику Семену Агафонову, во оруженному снайперской винтовкой, от крывать огонь по каждому, кто покажет ся из лощины. Фашисты некоторое время осматрива лись, выбирая путь для атаки. В это вре мя пули Агафонова или уничтожали тех, кто появлялся, или загоняли обратно в лощину. На некоторое время группа вра га притихла, вероятно, раздумывая, что предпринять. Этим мы и воспользовались. С громкими криками мы бросились к ло щине, где засели гитлеровцы. По врагу стали бить гранатами, а Агафонов попреж- нему вел огонь по каждому фашисту, ко торый пытался высунуться из-за укры тия. У противника создалось мнение, что в атаку идет большая сила, и егеви. бро сая оружие, разбежались, оставив на ме сте боя более десятка убитых. Так, благо даря находчивости и решительным дейст виям разведчиков, была сорвана атака врага и обеспечено выполнение отрядом боевой задачи. Приведу второй пример, показывающий, как необходимы в бою находчивость и ре шительность. Произошел он да подводной лодке. Потопив охраняемый транспорт, лодка начала отходить. Корабли охране ния. взбешенные неудачей, бросились преследовать ее, пытаясь уничтожить глу бинными бомбами. Над подводной лодкой нависла угроза. Тогда капитан 2 ранга Гаджиев принимает смелое решение — всплыть и артиллерийским огнем унич тожить корабли охранения. Это решение основывалось на неожиданности для про тивника. Гаджиев рассчитывал, что по добные действия подводной лодки заста нут противника врасплох и обеспечат советским морякам успех. Решительные и уваренные действия всего экипажа действительно обеспечили выполнение задуманного плана. Два ко рабля охранения противника были потоп лены, а третий обратился в бегство. На ходчивость и решительные действия все-- го личного состава не только спасли под водную лодку, но и обеспечили победу в неравном бою. Из приведенных примеров видно, что решительность и находчивость — это вод ные сестры. Без них не может быть сме лости так же. как и без смелости не мо жет быть решительных действий в бою. Но эти качества воина ценны только тог да, когда все действия бойца направле ны на решение основной боевой зазачи, поставленной перед кораблем, частью. Что стоит такая, к примеру, смелость, когда боец, вопреки общему плану боя, обнаруживает себя или открывает огонь без команды. Возможно, что ему узастся уничтожить несколько человек из числа противника, но план общих действий бу дет сорван и решение основной зазачи затруднено. Это уже не смелость, а недис циплинированность. Смелым, решительным и находчивым воином может считаться только тот, кто, получив боевой приказ, преодолевает вое препрады и находит пути к быстрейшему его выполнению, решительно действует в целях выполнения этого приказа и пре выше жизни ставит свой воинский долг. В современном бою, насыщенном самой разнообразной техникой, еще больше воз растает роль таких качеств, как сме лость. решительность, беспрекословное по виновение командиру, точное и своевре менное выполнение всех требований При сяги и уставов. Упорство и настойчивость Это было в походе. Моторист Синилин сменился с вахты и уже собрался ухо дить. когда к нему подошел старшина группы Назаров. — Ну/кно подняться на мачту. Вы смо жете это сделать? — спросил старшина. — Зачем? — Труба сифона внутри обледенела и любилась снегом, нужно очистить ее. Получив «добро», матрос тотчас взял необходимый инструмент и поднялся по трапу на верхнюю палубу. Мачта обледенела, покрылась инеем, но воин быстро добрался до сифона. Придер живаясь за мачту, он в то же время лов ко скалывал лед. вычищал снег. От сильного мороза сводило пальцы рук, ко жа прилипала к металлу. Но матрос не спустился на палубу, пока не закончил работу. Благородные качества воина — упор ство. настойчивость проявил матрос Си- нпцин, выполняя приказ командира. Матоос Н. КУЛЕШОВ. Благородный труд пропагандиста Комендор старшина 1 статьи Кафиев в совершенстве владеет боевой техникой и с большим желанием передает свой опыт и знания морякам. З а примерную службу и успехи в воспитании и обучении подчи ненных ему об’явлено более двадцати благодарностей. Н А СНИМ К Е : специалист первого класса старшина 1 статьи М . Кафиев (вверху) инструктирует перед выполнени ем боевой задачи в море старшего матро са С. Заякина. Ф ото И . Никишова. Лучший боевой пост Одним из передовых моряков-катерников является ^старшина 2 статьи Арбузов. Он заботливо обучает подчиненных, ежеднев но проводит с ними занятия у механизмов. Это позволило морякам хорошо изучить ма териальную часть. Все мотористы его катера — классные специалисты, а молодой матрос Леонтьев, (успешно изучив специальность, встал на штат. Сам старшина 2 статьи Арбузов — спе циалист второго класса. В его карточке за писано двадцать поощрений. Боевой пост Арбузова приказом командира об'явлен передовым. Офицер А. ЖУКОВ. Высокая производительность труда Воины-строители под руководством младшего оержанта Тимофеева в установ ленный срок прибыли к месту работы. Тимофеев еще заранее продумал расста новку людей. Сейчас ему не приходилось терять на это время. Работа началась тотчас же. Ефрейтор Абрамкин и рядовой Приходько уже за первую половину рабо чего дня выполнили норму и продолжали упорно трудиться. Когда воины верну лись в расположение части, очередная «Молния» рассказала об успехах передо- виков производства. Бригада выполнила корму на 150 процентов. Это не единственный случай. Коллек тив. которым руководит младший сер жант Тимофеев, систематически перевы полняет нормы. Рядовой В. КРЮЧЕННОВ. ------- 0------- Ю Я ? 0 7 п /г Ъ I о П РИМ Е Р добросовестного вы- jj полнения воинского долга показывает [| личному составу младший сержант ;j Андреев. У него учатся править служ- I бу матросы Стокис и Жеконис. Не давно воины, как и их командир, на граждены нагрудными знаками «От личный связист». Старший матрос А . Крючков. О ЗА Б О Т Л И В О обучает подчинен ных боевому мастерству младший сер жант Чабак Благодаря его заботе о мастерстве подчиненных умелыми зе нитчиками стали матросы Разин и Ф о мичев Командир расчета награжден знаком отличного специалиста. Матрос А . Мангушев. Jj О НА С ТО Й ЧИ ВО изучают свои специальности комсомольцы старший матрос Наугольных, матросы Соловьев, :| Удалов и другие. З а успехи в службе ; командование наградило старшего ма троса Наугольных часами и грамотой, удостоены поощрений также Удалов и Соловьев. Матрос Е . Моисеев. Высокий идейный уровень и действен ность политических занятий зависят от теоретической подготовки и пропагандист ского опыта руководителя группы, от его умения глубоко и доходчиво раз’яонять политику Коммунистической партии и Советского государства, мобилизовать личный состав на успешное выполнение стоящих перед ним задач. Для этого он должен неустанно овладевать марксист ско-ленинской теорией, пропагандистским мастерством. Это подтверждает опыт ру ководителя группы лейтенанта Крючкова. Пропагандист Крючков упорно работает над изучением революционной теории, над расширением своего военного и куль турного кругозора, внимательно следит за периодической литературой, регулярно делает выписки, подбирает статьи и за метки по отдельным вопросам, хоро шо знает жизнь и учебу слушателей своей группы. Таким образом у него по степенно накапливается богатый матери ал. характеризующий руководящую и на правляющую роль Коммунистической пар тии, борьбу советского народа за построе ние коммунистического общества, совре менную обстановку, положение дел в под разделении, а также материал о тех за дачах. которые стоят перед воинами. Все это помогает пропагандисту строить за нятия более содержательно, доходчиво и поучительно. Отличительной чертой руководителя группы тов. Крючкова является то, что он тщательно готовится к каждому рас сказу по теме, проведению самостоятель ного чтения и беседе. Тов. Крючков при ступает к изучению рекомендованной ли тературы сразу после семинара. Так. пе ред занятиями по теме: «Быть стойким, выносливым и мужественным воином» . он глубоко изучил и продумал речь В. И. Ленина на широкой рабоче-красно армейской конференции в Рогожско-Симо- новском районе 13 мая 1920 г., речь В. И. Ленина на конференции железнодо рожников Московского узла 16 апреля 1919 г., статьи и речи М. И. Калинина о коммунистическом воспитании, подобрал необходимый учебный материал, интерес ные отрывки из художественной литера туры, примеры героических подвигов на ших людей в годы Великой Отечественной войны, факты о том. как слушатели группы в процессе повседневной учебы воспитывают в себе высокие морально боевые качества, подобрал наглядные по собия. Занятия по этой, как и по другим те мам. тов. Крючков стремился вести так, чтобы обстоятельно раз’яснить каждый вопрос. С этой целью он излагал матери ал в строгой последовательности, четко Формулировал выводы. Рассказывая о стойкости, мужестве и героизме как о нсот’емлемых качествах советских вои нов, руководитель подчеркнул, что высо кие морально-осевые качества, присущие нашему народу-герою, постоянно культи вируются и воспитываются родной Ком- м>нистической партиен. Далее он расска зал о высоких морально-боевых качест вах. проявленных советским народом и его воинами в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны и Ве ликой Отечественной войны, привел при меры массового героизма моряков Се верного флота в боях. Чтобы убедиться, насколько доходчив его рассказ, как по нимают его слушатели, он время от вре мени обращался к матросам с вопросами. Это еще более оживляло рассказ, прико вывало к нему внимание всей группы. Непременным условием высокой дейст венности политических занятий является всесторонняя связь каждой тэмы с жиз нью подразделения, с конкретными зада чами обучения матросов, укрепления во инской дисциплины. В рассказе по теме пропагандист при вел в пример лучших матросов— передо- гжков боевой и политической подготовки, рассказал, как они достигли успехов. Затем он раз’яонил, в чем состоят прак тические задачи воинов, в чем проявля ются те морально-боевые качества, о ко торых идет речь, какие недостатки встре чаются в учебе и службе отдельных слу шателей и кок их устранить. Заканчивая рассказ, руководитель еще раз подчеркнул, что храбрость, стой кость. мужество и героизм в бою должны быть непременными качествами каждого воина и должны воспитываться каждо дневно. Для этого иужно неустанно по вышать свои политические знания, со вершенствовать воинское мастерство, на стойчиво овладевать современной боев эй техникой, повышать свою боевую готов ность и бдительность и крепить дисци плину, смело преодолевать трудности бое вой и походной жизни, закалять себя фи зически. Содержательный рассказ руководителя оставил глубокий след в сознании слуша телей. Он помог им хорошо усвоить тему, правильно понять те конкретные задачи, которые стоят перед ними. Руководитель уделяет много внимания самостоятельной подготовке слушателей. Хорошо зная политический и общеобразо вательный уровень каждого, он рекомен дует отдельным матросам кроме обяза тельной еще и дополнительную литерату ру. Например, матросу Платонову' он по советовал прочитать сборник статей «Со ветский воага в художественной литера туре», другим — изучить отдельные статьи из журналов и газет. Во время са мостоятельного чтения офицер вниматель но следит за работой каждого слушателя, оделяя особое внимание менее подготов ленным. Ответственным моментом в проведении политических занятий является беседа по теме. Главная ее цель заключается в том. чтобы закрепить и углубить знания, по лученные слушателями во время рассказа и самостоятельного чтения рекомендован ной литературы. Лейтенант Крючков, готовясь к беседе, тщательно продумывает, как ее по строить, намечает и формулирует основ ные вопросы для обсуждения, краткие выводы по каждому из них и в целом по теме. Во время беседы тов. Крючков ставит ■вопросы перед всей группой и затем пре доставляет слово желающим высказать ся. В ходе беседы он не перебивает вы ступающих, давая им возможность осве тить поставленный вопрос так. как они его пеняли, учит их делать самим выво ды по каждому вопросу. Это. конечно, не значит, что руководитель пускает об суждение на самотек. Если тот или иной вопрос освещен недостаточно, он предла гает желающим дополнить выступающего и сам дает необходимые раз’яснения. Все это обеспечивает активное обсуждение слушателями каждого вопроса, позволяет им лучше усвоить материал. В конце беседы тов. Крючков обяза тельно делает краткое заключение по те- ме в целом. Необходимость такого заклю чения очевидна. Оно дает возможность еще раз заострить внимание на основных вопросах, раз’яснить то. что было недо статочно понято, дать оценку выступле ниям слушателей, поправить тех, кто не достаточно полно осветил какой-либо во прос. и, наконец, подчеркнуть значение изученного материала для учебы и служ бы воинов. Такое проведение политиче ских занятий содействует повышению политичеек-irx знаний слушателей груп пы. Кропотливая, настойчивая работа про пагандиста не пропадает даром. Хорошо организованные политические занятия помогают воинам добиваться высоких по казателей в боевой подготовке. В подраз делении. где служат слушатели этой группы, высокая организованность, здесь нет ни одного случая нарушения воин ской дисциплины. Все воины имеют по нескольку благодарностей. Так. слушатель группы Солодкий имеет 29 поощрении, Гавриленков — 20. Морозов — 17. Пла тонов — 15 поощрений. Многие воины сфотографированы при развернутом Знаме ни части. Офицер И. АРТЮШЕНКО. Настойчиво помогать офицерам в самостоятельной учёбе М е т о д о м п о к а з а На одном из занятий по специальности машинисты- турбинисты изучали турбо- конденсатный насос. Старши на 1 статьи Кондратьев при был на урок с описаниями и чертежами. Он доходчиво рассказал о назначении и устройстве механизма. Но когда старшина перешел в об’яснению отдельных узлов насоса, зело пошло хуже. Сначала матрос Мещеряков, а потом и некоторые другие воины заявили, что они не поняли работы регулятора числа оборотов. В это время на корабле проходил планово-предупреди тельный ремонт. Кондратьев приказал ускорить намечен ные ранее работы с насосом. А когда механизм был i v к рыт. старшина 2 статьи Глебов собрал воинов отделе ния на боевом посту £_об’яс- нил т^йствис регулягола. по казывая кажзому м д т ро с у , Какие функции , выполняют удельные детали механизма,- Ьимандир отделения обратил Г л у б о к о о с в а и в а т ь к о р а б е л ь н ую тех н и к у внимание подчиненных и на правила ухода за материаль ной частью. Он напомнил, что особенно бережно надо обращаться с шестернями ре дуктора и лопатками турби ны. ибо повреждение этих частей приводит к неправиль ной работе механизма или да же к выходу его из строя. Сами работы у артериаль ной части также играют не малую роль в освоении тех ники. При этом старшины до биваются. чтобы каждый болт и гайка лежали на сво ем месте, чтобы во время сборки матрос знал, где ка к и е деталь взять, пользовал ся только исправным инстру ментом. специально предна значенным для того или ино го механизма. Однажды, вскрывая турбо генератор. матрос Мещеряков пользовался нештатными клю чами. Воин начал вскры вать сопловую коробку. Но гайки сильно пригорели, а ключ был неподходящий, и отдать гайки ему не удава лось. Матрос только стесал грани гаек. Тогда Мещеряков решил прибегнуть к помощи зубила и в результате сломал шпильку. Тем самым воин прибавил себе работы. Ему пришлось вывертывать шпильку и ставить новые гайки. В ремонте участвовали и молодые матросы. Делать это самостоятельно они не могли и поэтому работали вместе с онытными специалистами. Например, матрос Шариков был в паре со старшим ма тросом Лисютиным. Калин- ский — со специалистом второго класса Головиным и т. д. Каждый из бывалых мо ряков учил сослуживцев вскрывать механизмы, ука зывал, на что обращать глав ное внимание при осмотре. На долю старшего матроса Лисютина и матроса Шари кова выпала трудная задача. При вскрытии механизма вы яснилось, что в подшипниках образовался большой масля ный зазор. Командир боевой части принял решение: «Пе редалить подшипники». В этой сложной и кропотливой работе воинам помогал стар шина 2 статьи Глебов. Слож ная работа была успешно вы полнена. Во время ремонта молодые матросы многому научилпсь и поняли подноготную сво их заведываний. В этом боль шая заслуга опытных маши- пистов-ту рбинистов, кото рые помогли молодым воинам овладеть техникой. Они луч им будут эксплуатировать технику, беречь и любить ее. Станет выше боеспособность корабля. Матоос Г . МАКОВ. Успешно решать задачи по воспитанию и обучению советских воинов в современ ных условиях может лишь тот офицер, который постоянно работает над повыше нием своих политических и военных зна ний. над расширением своего кругозора. Многие офицеры это хорошо понимают. Например, тов. Бурмистров, окон чивший вечерний униьерситег марксизма- лен ипизма, продолжлет совершенство>вать свои политические знания, систематиче ски самостоятельно (работая над изучени ем трудов классиков марксизма-лениниз ма. Сейчас он глубоко изучает вопросы политической экономии. Постоянно работают над изучением ос нов марксистско-ленинской теории также тт. Журба. Бесчетнов, Валуев и другие. Систематическая и планомерная полити ческая учеба помогает им в практической работе по воспитанию и обучению подчи ненных. Они часто выступают перед личным составом, беседуют на политиче ские темы, глубоко раз’ясняют смысл 'ре шений партии и правительства, мобили зуют воинов на выполнение поставлен ных перед ними задач по боевой и поли тической подготовке. Но есть у нас и товарищи, которые пренебрежительно относятся к своему те оретическому росту. В результате этого они допускают ошибки в работе, не пони мают тех требований, которые пред 'яв ляются в настоящее время к офицерскому составу. К числу таких следует отнести тов. Назарова и д р у г и х . Э то ведет к то му, что отдельные товарищи редко или вообще не выступают перед воинами, не принимают участия в агитационно-про пагандистской работе. Только этим можно об'яснить тот факт, что тов. Прокофьев в течение года ни разу не выступил перед личным составом с докладом или беседой. В чем причина того, что отдельные то варищи плохо самостоятельно работают над повышением своих политических и военных знаний? Главная причина за ключается в том, что некоторые из них, прикрываясь занятостью по слулсбе, про являют беззаботное отношение к своему теоретическому росту. Таких товарищей можно редко видеть за книгой, журналом или теоретической статьей. Есть офице ры, главным образом молодые, которые не умеют спланировать свой рабочий день и поэтому не находят времени для самостоятельной работы. Партийные орга низации некоторых подразделений стоят в стороне от политического самообразова ния коммунистов, не вмешиваются в их самостоятельную работу, не оказывают им должной помощи. Если бы партийная ор ганизация своевременно пришла на по мощь коммунисту Назарову и другим, по требовала бы от них усилить работу по своему теоретическому росту, то они, не сомненно, не запустили бы работу по по вышению своего идейного уровня. Задача состоит в том. чтобы усилить конкретную деловую помощь офицерам в их теоретической учебе, повысить лич ную ответственность каждого за свое по- лнигческоэ самообразование. Офицер В . КУЗНЕЦОВ. Лекция о литеоатуре Библиотекарь Дома офицеров гор. По лярного тов. Дикова на днях прочла лек цию для личного состава Н-ской части на тему: «Образ советского воина в художе ственной литературе». Лекция вызвала живой интерес злугаателей. . М. АЛЕКСЕЕВ. З а умелое обслуживание боевой техни ки и отличное знание специальности старшему матросу Ивану Шинкаренко присвоено звание специалиста второго класса, об’явлено много благодарностей и. кроме того, он награжден денежной пре мией. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Иван Шинкаренко производит проверку своего заведывания. Фото И . Никишова. Успехи рационализаторов Большим затруднением, тормозящим выполнение ответственных работ, явля лось отсутствий необходимого количества сверл по дереву диаметром 30— 34 мил лиметра и длиной 500 и более миллимет ров для сверления отверстий на большую глубину. Раньше использовались старые сверла путем наварки дополнительных стержней- хвостовиков. Но все это не давало возмож ности иметь хорошие, (качественные свер ла и, следовательно, замедлялось выпол нению работ. Кузнец Филенков лично и зг о т о в и л об разец бурава из полосы стали. Небольшая токарная обработка, и опытный будав го тов. Испытали его на деле и пришли к заключению, что инструмент годен для сверления древесины на большую глуби- ну. Сейчас производство снабжено бурава ми, изготовленными тов. Филенковым. Предложение автора обеспечило беспере бойное выполнение работ. Второв предложение внес мастер Коло- меец. На одном из участков выполнялся заказ, требующий сверления отверстий большого диаметра в дереве. Работа поступила впервые, а поэтому у нас не было специального унифициро ванного инструмента. Через несколько дней изысканий рационализатор предложил перку оригинальной конструкции. Опыт ный образец прошел испытание и показал хорошие результаты. Смекалка новатора помогла выполнить заказ досрочно. Отверстия диаметром 150 мм имеют чистую, гладкую поверх ность при высоком качестве работы. Каждый рационализатор, внося свое предложение, стремится увеличить произ водительность труда, снизить себестои мость изделий. Технология изготовления наделий совершенствуется в ходе работы. Так, калькулятор Соколов задумался над удешевлением себестоимости штырей для лесов. Первая партия выполнялась в кузнице. Заготовки нагревались в горнах, затем производились отгибы. Рационализатор предложил внести не значительные изменения приспособления на станке для гнутья арматуры, и изго товление штырей стало производиться в холодном состоянии. Ефрейтор Адамчук н рядовой Полетаев разработали проект ширмы проема помещения. Это пред ложение направлено на оздоровление ус ловий труда. Одна деталь, считавшаяся ранее очень трудоемкой, благодаря рационализатором прошла коренное изменение в изготовле нии. Это фасонная шайба с двумя отвер стиями. называемая «восьмеркой». Первоначально она вырезалась газорез кой, затем обрабатывалась, на строитель ном и горизонтально-сверлильном стан ках сверлились отверстия. Кажется, все операции механизированы. Но новаторы производства добились изготовления ее на прессах с нагревом. Большая заслуга в этом слеоаря Якушева и технолога Го релова. Себестоимость изготовления сократи лась в шесть раз. Деталь, требующая ме ханической обработки, освоена на npieccax. Растущим рационализатором зарекомен довал себя токарь Кузьменко. Он внес не сколько предложений, п, как правило, от начала до конца сам лично изготовляет и внедряет свои предложения. Высококвалифицированный специалист, мастер своего дела, Кузьменко усовершен ствовал технологию изготовления фрез по дереву — фасонных раз’емных. фасонных профильных и простых для гладкой строльки. Последнее его предложение — «лекало- для затыловки фрез»— является своего ро да завершением цикла приспособлений по изготовлению унифицированного инстру мента. Рационализаторы добились больших до стижений. В 1954 году ими внетоно свы ше ста предложений. А. ЛОГИНОВ. ------- 0------- По следам неопубликованных писем В письме, полученном редакцией, отме чались недостатки в работе столовой, где заведующим тов. Малыхин. В частности, указывалось, что посуда в столовой при шла в негодность. Копню письма редак ция направила для принятия мер. Как сообщил в редакцию командир под разделения. факты, указанные в письме, подтвердились. Тов. Малыхин от занимае мой должности отстранен. Посуда, непри годная в употреблению, заменена новой. Письмо было обсуждено на совещании работников столовой*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz