На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 29 июня 1955 г., № 152 (5304). Без упрощений и послаблений Глубоко овладевать революционной теорией Напряженной боевой учебой наполнены будни зенитчиков нашего подразделения. Огне*вики и операторы, разведчики и те­ лефонисты — воины всех специальностей изо дня в день в трудных метеорологи­ ческих условиях совершенствуют свое боевое мастерство, углубляют практиче­ ские навыки в использовании сложных механизмов и оружия, закаляются физиче­ ски, готовят себя к боям с сильным, тех­ нически оснащенным противником. ...Личный состав быстро занял свои ме­ ста по условленному сигналу. Получив доклады о готовности боевых постов, офи­ цер Старожинский начал общее артилле­ рийское учение. — Работать с СОН... Темп... Включить моторы и приводы, — следуют одна за другой команды. Застышнис было у ору­ дий расчеты приходят в движение. Сноро­ висто действует расчет младшего сержан­ та Тернньш. Матрос Тюкавин привычным движением руки нажимает на пусковые кнопки моторов. Кажется, несложное это дело, но и оно требует особой вни­ мательности. Включи воин одновременно в работу «все три мотора — и перегрузка на станцию питания током орудий неиз­ бежна, произойдет задержка с открытием огня, временный вывод орудий из авто­ матического наведения на цель. Поэтому моторы он включает попеременно, с не­ большими интервалами. Другие номера в короткое время совмещают механические индексы с электрическими, переводят ру­ коятки гидроприводов угла возвышения и азимута в положение «включено». Орудие быстро изготовлено к бою. Мерно работают электромоторы, повора­ чивая орудие в сторону невидимой цели. На случай выхода из строя гидропрово­ дов наводчик матрос Левицкас тщательно следит за положением стрелок индикато­ ров угла возвышения и азимута, гото­ вый в любую минуту включить гидропри­ воды, наводить радиус вручную. II хотя вес уверены в том. что техника не подве­ дет. воины помнят, что в боевой обста­ новке могут быть всякие случайности, и поэтому к ним надо быть готовым. Образ­ цово работают и другие номера расчета: подносчики патронов, заряжающий. Темп «огня» дан предельный, но команда заря­ жания успевает укладываться в него. Весь расчет работает, как единый сла­ женный механизм. Но вот на орудие поступает вводная: «Наводить вручную». В мгновение навод­ чик, не прекращая боевой работы, ставит рукоятку паропровода азимута в поло­ жение «выключено», а переключатель в положение «ручное», совмещает механи­ ческие индексы с электрическими на шка­ ле точного и грубого отсчетов. Четко ра­ ботает весь расчет. Орудие продолжает вести «огонь» в прежнем темпе. В подразделении большое внимание уде­ ляется подготовке команд заряжания. От слаженности работы заряжающего, под­ носчика патронов зависит интенсив­ ность огня. Поэтому борьбе за секунды и доли секунд, в течение которых необхо­ димо обнаружить и метко поразить воздуш­ ную цель, придается первостепенное зна­ чение. Во время частных артиллерийских учений командиры орудий тщательно от­ рабатывают приемы работы команд заря­ жания, развивают у них ловкость, бы­ строту, четкое реагирование на сигналы и команды. При этом они учитывают и устраняют те недостатки, которые ранее В нашей социалистической стране де­ лается все, чтобы труд был совершенно безопасен для здоровья и жизни человека. Поэтому, наряду с техническими вопроса­ ми, всегда решаются вопросы безопасности и при этом принимаются те решения, ко­ торые лучше всего отвечают требованиям безопасности. Но порой отдельные матросы не выпол­ няют всех требований мер безопасности при работе с электрическим оборудованием. Допускаются иногда грубые нарушения существующих правил, что приводит к несчастным случаям. Подчас, пренебрегая таким простым, на первый взгляд, правилом, как проверка всего инструмента перед работой, матрос Зенитчнки борются за дальнейшее повышение огневого мастерства имелись в боевой подготовке зенцтчиков. Поучителен такой случай. Во время учебной боевой стрельбы заряжающий ма­ трос Долгашов допустил лишнее движение в процессе заряжания орудия. А это при­ вело к тому, что расчет допустил пропуск в стрельбе, снизил интенсивность огня. Оценка всему подразделению была сни- женА. При анализе действий заряжающего во время стрельбы выяснилось, что по команде «огонь» он в спешке нажал вме­ сто пусковой рукоятки автоматического установщика взрывателя рукоятку стопо- рения лотка. В результате лоток прежде­ временно нагнулся на линию досылки. Произошло заклинение патрона. Между тем, заряжающий обладает всеми необхо­ димыми знаниями, чтобы успешно спра­ виться со своими обязанностями! Стало ясно, что в процессе тренировок его дей­ ствия не доводились до автоматизма, до­ пускались упрощения. Командир орудия, главным образом, добивался быстроты его действий, упуская из поля своего зрения такой важнейший элемент подготовки, как точность движений, правильное вы­ полнение приема. Об этом случае говорилось на комсо­ мольских собраниях, совещаниях коман­ диров орудий, в беседах агитаторов. Зе­ нитчики сделали единственно правильный вывод: во время учений и тренировок не допускать никаких упрощений, действо­ вать у механизмов, как в бою. Со своей стороны командиры орудий всесторонне учли уроки стрельбы, сделали для себя правилом сначала добиваться от каждого орудийного номера правильного выполне­ ния того или иного действия и только за­ тем тренировать на быстроту, сокращать время выполнения приема. Лучшие заря­ жающие матросы Сорокин, Хохлов, Арку- шаускас поделились своим опытом работы у орудий, показали остальным, что в во­ инском мастерстве нет предела. Коман­ диры орудии ввели несколько иной поря­ док тренирс<вок. Сначала тренировки про­ водились в простых условиях, причем в основу был положен наглядный показ приемов, которые необходимо усвоить но­ мерам. По сигналу подносчики подавали патроны на стеллажи, откуда заряжаю­ щий заранее рассчитанными движениями направлял их в корыто лотка. Для перво­ го залпа взводился досылатель, приво­ дился в действие автоматический установ­ щик взрывателя. Отработав навыки команды заряжания в простых условиях, командиры орудий переходили к сложным, соответствовав­ шим боевой обстановке. Орудию придавал­ ся средний угол возвышения, затем пре­ дельный, ствол перемещался по азимуту в соответствии со скоростями современ­ ных самолетов. Немало сил и времени за­ тратили сержанты на образцовую огневую выучку заряжающих. Много пришлось по­ работать всем номерам расчета. Личный состав видел, что подобные учения обога­ щают их знания, совершенствуют практи­ ческие навыки, и поэтому тренировался с полной отдачей сил. Порой нелегко прихо­ дилось с двухпудовым снарядом в руках работать у орудия, доводить свои действия не думает о том, что в результате этого может произойти несчастный случай. Так, матрос Ступаченко, не проверив исправность контрольной лампы, стал про­ верять наличие напряжения на силовой установке. Вследствие короткого замыка­ ния в патроне весь патрон сгорел, а мат­ рос получил ожоги. Нельзя начинать работу, не проверив исправность инструмента. Не следует ра­ ботать неизолированным инструментом и приступать к работе с электроустановками или распределительными щитами без рези­ новых перчаток, галош, резиновых коври­ ков. Бывают случаи неточного выполнения до автоматизма. Однако все хорошо знали, что успех, даже самый малый, добывает­ ся лишь в напряженном труде. Так команды заряжания орудий доби­ лись высокого мастерства, намного перек­ рывают установленные нормативы. Воины в любых условиях производят заряжание орудий, перекрывая нормативы, и обеспе­ чивают самый высокий темп огня. Умело работают подносчики. Скорострельность батареи благодаря этому стала еще выше. Это подтвердили последующие учебные боевые стрельбы, выполненпые на «отлич­ но». Однако зенитчики не успокаиваются на достигнутом. Они живут заботой о даль­ нейшем совершенствовании своего огнево­ го мастерства, умело действуют по всем вводным. Как-то во время стрельбы сосед­ ней батареи один заряжающий неумело действовал при осечке. На очередных тре­ нировочных занятиях командиры орудий учли это и отработали действия заряжаю­ щих при осечках. Серьезных успехов в повышении ог­ невого мастерства артиллеристов добился командир орудия сержант Геляжж. Он обучает подчиненных тому, что требуе-.я для победы в бою, прививает им высокие морально-боевые качества, требует от всех номеров расчета выполнять команды без всяких упрощений и послаблений. Точ­ ность выполнения той или иной команды он тщательно контролирует. Выполняя однажды вводную по отражению налета штурмовой авиации, командир орудия об­ наружил, что зенитчик матрос Кара­ сев не с полной отдачей обслуживает свои механизмы. При проверке установок, прицела и бокового упреждения установ­ ки на барабанах оказались неточности. Он тут же разобрал ошибку матроса и показал, к чему приведет халатное отно­ шение к матчастп во время боя. — Вы можете подвести весь расчет, — сказал командир, обращаясь к воину, — Усилия всего расчета сведутся на нет, ес­ ли орудие не будет наведено в точку встре­ чи снаряда с целью. Ведь ошибка в уста­ новке на одно деление угломера ведет к то­ му, что снаряд пройдет мимо цели. Командир орудия тут же показал воину, как надо быстро и точно, не мешая на­ водчику, держать цель в перекрестии оп­ тической трубы. Опыт войны показывает, что самолеты противника могут появиться внезапно с любого направления. Наводчикам призет- ся подчас ловить цель с противоположного направления. Поэтому командиры орудий тренируют у наводчиков быструю вос­ приимчивость команд, быстроту поимки цели, расторопность. П наводчики доби­ лись в этом серьезных успехов. Матросы Гудас, Погодаев и другие моментально ло­ вят любую воздушную цель и цепко удер­ живают ее в перекрестии в любых усло­ виях. На батарее выросло значительное чи­ сло воинов, награжденных нагрудным зна­ ком «Отличный артиллерист», многие стали отличниками боевой и политической подготовки. В период летней боевой учебы зенитчи­ ки поставили перед собой задачу повысить организованность в своих рядах, еще более укрепить воинскую дисциплину и на этой основе добиться еще лучших результатов в огневой подготовке. Офицер К. ЯЦУК. приказания при выполнении тон или иной работы. Так. матрос Миронов, получив приказа­ ние приготовить кислотный электролит, получил защитную одежду, очки, резино­ вые сапоги и перчатки, но, пренебрегая очками, стал наливать кислоту в воду, высоко держа сосуд с кислотой, от чего капля кислоты попала в глаз. Это могло привести к потере зрения, если бы не быстрое вмешательство врача. Моряки всегда должны помнить о том, что строгое соблюдение правил техники бе­ зопасности — непреложный закон для калгдого воина. Главный старшина Н. ЯКОВЛЕВ. Командир отделения комендоров стар­ шина 2 статьи Василий Прокопец много и настойчиво работает над обучением своих подчиненных. Он добился высо­ ких успехов в боевой подготовке личного состава отделения. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Ва­ силий Прокопец за проверкой работы своего заведывания. Фото И. Ннкишова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО В ГАЗЕТУ Умелый специалист Уважаемая редакция! По национально­ сти я азербайджанец, скачала совсем не умел писать и разговаривать по-русски, но мне помогли товарищи, коллектив. Сей­ час я научился самостоятельно читать и писать. И вот пишу вам свое первое пись­ мо. * * * Недавно у нас проводилось учение. Вдруг станция отказала в работе. Нет связи, дорога каждая минута, медлить было Нельзя. Следовало во что бы то ни стало найти и устранить неисправность. Вахту нес опытный специалист старший матрос Новиков. Он быстро проверил источник питания. Но источник оказался исправным. После этого воин уверенно открыл пульт управления и обнаружил, что сгорел предохранитель. Неисправность была быстро устранена. На волне прослушивался сильный треск. Несмотря на трудности, радист на­ правлял корреспондента на заданный курс безошибочно, без единого запроса прини­ мал и передавал сигналы. Таких примеров можно привести много. Нсвиков не только хорошо ведет радиооб­ мен, но и умело ухаживает за вверенной ему техникой, содержит ее в чистоте и порядке. На каком бы посту он ни был, воин чувствует большую ответственность, действует в строгом соответствии с тре­ бованиями инструкции. За успехи в бое­ вой и политической подготовке Новикову присвоено звание «старший матрос». В свое время к нам прибыли молодые радисты. Каждый хотел быстрее освоить специальность. Старший матрос Новиков много помогал командиру в обучении мо­ лодых матросов. Али АЛИХАНОВ. ----О---- k b 7 ? Q 7 n /ib I О «БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМ , дисци- | плинированным воином» — на такую I тему была проведена с воинами на- I шего подразделения политическая нн- | формация. Офицер рассказал о том, | как крепкая дисциплина и высокая Dбдительность помогают успешно ре- | шать задачи боевой и политической Я подготовки. j Старший матрос Ю. Антосенков. I! О БОЛЬШИЕ УСПЕХИ в учебе и I службе достигнуты старшим матро­ сом Мнщишнным. Он специалист пер­ вого класса, активный общественник. За высокие показатели в боевой и политической подготовке и активную комсомольскую работу Мнщншин удо­ стоен Почетной грамоты ЦК ВЛКСМ. | Старший матрос Н. Полишко. I Большинство наших офицеров само­ стоятельно изучает марксистско-ленин­ скую теорию. В индивидуальных беседах, на партийных собраниях, посвященных началу учебного года в системе партийно­ го просвещения, коммунисты высказывали свои замечания о трудностях в работе над книгой, ибо эти товарищи не имели опы­ та самостоятельной идейно-теоретической учебы. Правда, некоторые офицеры в свое время занимались в группах марксистско- ленинской подготовки, в вечернем универ­ ситете марксизма-ленинизма, но все же многие из них впервые самостоятельно на­ чали изучать основы революционной тео­ рии. Необходимую помощь офицерам в вы­ боре той или иной формы учебы, в под­ боре учебнуков и литературы, приобрете­ нии практических навыков работы над книгой оказали активисты коммунисты тт. Мелентьев, Кучумов и другие. Сейчас для самостоятельно изучающих марксистско-ленинскую теорию у нас ре­ гулярно читаются лекции, проводятся тео­ ретические собеседования по истории пар­ тии, политической экономии, философии. Например, хорошо были встречены слуша­ телями лекции на темы: «КПСС в период иностранной военной интервенции и граж­ данской войны», «КПСС в период перехо­ да на мирную раооту но восстановлению народного хозяйства (1921 — 1925 го­ ды)», «КПСС в борьбе за социалисти­ ческую индустриализацию страны» и дру­ гие. Много затруднений испытывают това­ рищи, впервые приступившие к изучению политической экономии. Это обязывает нас уделять им самое серьезное и постоян­ ное внимание. Члены партийного бюро и работники политоргана провели индиви­ дуальные и коллективные беседы с офи­ церами, дали им ряд практических сове­ тов о том, как надо работать над учебни­ ком «Политическая экономия», над произ­ ведениями классиков марксизма-лениниз­ ма, рассказали об опыте своей самостоя­ тельной учебы по овладению революцион­ ной теорией. Затем у нас состоялись со­ беседования на темы: «Товарное производ­ ство. Товар и деньги», «Капитал и при­ бавочная стоимость», «Заработная плата и обнищание трудящихся масс при капи­ тализме» и другие. На высоком идейном уровне и при ак­ тивном участии присутствующих прошли собеседования на темы: «Возникновение марксизма — коренной переворот в фи­ лософии», «Движение в природе и обще­ стве». Живой интерес у слушателей вы­ звали собеседования по материалам январ­ ского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. О каждом теоретическом собеседовании все офицеры оповещаются заблаговремен­ но, составляются списки рекомендованной литературы, примерные планы обсужда^ мых вопросов, проводятся индивидуальные беседы и консультации. С целью повышения личной ответствен­ ности коммунистов за их идейно-теорети­ ческий рост, вопросы самостоятельной марксистско-ленинской подготовки обсуж­ даются на партийных собраниях, на ко­ торых обобщается опыт и критикуются недостатки в учебе отдельных товарищей. Выступая недавно на одном из таких со­ браний, коммунист офицер Шаманский рассказал об опыте своей самостоятельной учебы по изучению истории партии. Рабо­ тая над учебником, он главное внимание уделяет изучению решений Коммунистиче­ ской партии. Например, изучая решения V III с'езда партии, офицер прочитал мате­ риалы из сборника «КПСС в резолюциях и решениях с’ездов, конференций и пле­ нумов ЦК», произведения В. П. Ленина, «Письмо к американским рабочим», «Ве­ ликий почин», «Письмо к рабочим и кре­ стьянам по поводу победы над Колчаком», в котором изложены важнейшие теорети­ ческие положения советской военной нау­ ки, обоснована роль крепкого тыла и вы­ соких морально-боевых качеств воинов для победы над врагом, подчеркнуто зна­ чение сознательной дисциплины для по­ вышения боеспособности нашей Армии и Флота. Офицер Шаманский прочитал так­ же ряд статей из газет и журналов, опу­ бликованных за последнее впемя. Глубоко и серьезно работает над собой лейтенант Силантьев, который, помимо учебника по истории партии, тщательно изучает рекомендованную дополнительную литературу, аккуратно посещает лекции, принимает активное участие в теоретиче­ ских собеседованиях. Тов. Силантьев и сам часто выступает с докладами и беседами перед личным составом. Знания револю­ ционной теории помогают офицеру доби­ ваться хороших результатов в повседнев­ ной практической деятельности. Опыт передовых офицеров, умеющих организовать свою самостоятельную марк­ систско-ленинскую учебу, мы стараемся сделать широким достоянием всего коллек­ тива. Вопросы идейного роста находят свое отражение и на служебных совещаниях и собраниях офицеров. На одном пз таких совещаний офицеры указывали, что от­ дельные теоретические вопросы на собесе­ дованиях обсуждаются порой поверхностно, неглубоко. Вместо того, чтобы изложить суть того или иного вопроса своими сло­ вами, некоторые товарищи пытались зара­ нее заготовить текст, чтобы потом, поль­ зуясь им, выступить на собеседовании, пе вдумываясь в содержание материала, не работая серьезно над изучением ре­ комендованной литературы. Это насторо­ жило работников политоргана и руководи­ телей партийных организаций, заставило их более серьезно и конкретнее занимать­ ся вопросами марксистско-ленппской уче­ бы. С товарищами, которые проявили элементы нетворческого, формального от­ ношения к изучению марксизма-лениниз­ ма, была проведепа соответствующая раз’яснительная работа. Указанные на со­ вещании недостатки в учебе офицеров устранены и теперь не повторяются. Изучая марксистско-ленинскую теорию, офицеры проявляют возрастающий инте­ рес к вопросам воеппой науки и воинского воспитания. Учитывая это, политотдел организовал для офицеров чтение лекций на темы: «Марксизм-ленпнпзм о войне и армии», «Реакционная сущность и агрес­ сивный характер современных военных теорий американского империализма», «Готовить войска к победе над сильным, технически оснащенным противником» и другие. Вся эта работа способствует повышению уровня марксистско-ленинской подготозкп офицеров, положительно сказывается на их практической деятельности, помогает лучше организовать политическое и воин­ ское воспитание подчиненных. Достаточно сказать, что сейчас в подразделениях зна­ чительно лучше стала проводиться учеба по специальной подготовке. Офицеры По­ ляков, Швец, Лебедев и другие, глубоко изучая марксистско-ленинскую теорию, добились хороших результатов в своей слу­ жебной деятельности, умело воспитывают своих подчиненных в духе высокой ответ­ ственности за порученное дело. Вместе с тем, следует отметить, что в организации политической учебы у нас имеют место п серьезные недостатки. На­ пример, офицеры Балвашенко и Макров беззаботно относятся к повышению своих идейно-теоретических знаний, пренебре­ гают той иомощыо, которую им пытают­ ся оказать более опытные товарищи. На собеседования они не ходят. Нм как-то указывали на это, они обещали испра­ виться. Но дальше слов дело пока не идет. Недостаточная идейная закалка отрица­ тельно сказывается и на служебной дея­ тельности этих товарищей. Они плохо за­ ботятся о воспитании свопх подчиненных, не выступают с докладами и беседами пе­ ред личным составом, как это делают дру­ гие офицеры, серьезно работающие над повышением своего идейно-теоретического уровня. Повинна в этом, конечно, и партийная организация, которая недостаточно и не всегда серьезно помогает офицерам в их идейно-теоретической учебе. Нужно до­ биться такого положения, чтобы овладе­ ние марксистско-ленинской теорией стало жизненной потребностью каждого офице­ ра — коммуниста и беспартийного. Надо решительно и быстрее исправлять все не­ дочеты в деле марксистско-ленинской под­ готовки офицеров. Офицер Г. КОРНЕЕВ, пропагандист. О технике безопасности на корабле В о и н у — о п р о т и в о а т о м н о й з а щ и т е Использование защитных свойств местности Противоатомная защита имеет целью обеспечить войска от непосредственного воздействия атомного оружия противника и сохранить их боевую готовность. Она осуществляется непрерывно не только во всех видах боя. но и при нахождении войск в глубоком тылу. Противоатомную защиту организуют командиры всех сте­ пеней. Каждый воин должен принять все зависящие от него меры для защиты себя н вверенной ему боевой техники от атом­ ного оружия. От атомного оружия, как и от вся­ кого другого оружия, имеются простые в вместе с тем надежные способы защиты. Однако защита от атомного ору­ жия— более сложное и трудное дело, тре­ бующее от воинов знаний, умения, высо­ кой организованности, выдержки и дис­ циплины. Защита личного состава и бо­ евой техники от атомного оружия дости­ гается использованием в качестве укры­ тий складок местности и местных предме­ тов, оборонительных сооружений, индиви­ дуальных средств противохимической за­ щиты. Большое значение для успешного ведения боевых действий в условиях при­ менения атомного оружия имеет строгое соблюдение требований маскировки и маскировочной дисциплины. Маскировка помогает скрыть свои подразделения от наземного и воздушного наблюдения про­ тивника, затрудняет успешное применение им атомного оружия. Являясь основным средством противо­ атомной защиты, оборонительные сооруже­ ния способны ослабпть или вовсе исклю­ чить воздействие на личный состав, во­ оружение и боевую технику поражающих факторов атомного оружия. Однако на по­ ле боя воины не всегда будут иметь вре­ мя на отрывку окопа и л и какого-либо дру­ гого оборонительного сооружения, иметь возможность своевременно занять есте­ ственное укрытие. Часто нашим воинам придется действовать на местности, не имеющей оборонительных сооружений. Вот почему каждый воин должен не только уметь возводить окопы, траншеи, убежи­ ща, но и хорошо знать защитные свойст­ ва местности, применяться к ней, исполь­ зовать ее природные (естественные) свой­ ства для защиты от атомного оружия. Умелое использование защитных свойств местпости значительно снизит наши поте­ ри и будет способствовать достижению победы над сильным, технически осна­ щенным и коварным противником. Практически любая местность в той или иной степени обладает защитными свойствами. Большими защитными свой­ ствами обладает холмистая пересеченная местность. Значительно меньшую защиту может обеспечить среднепересеченная и равнинная местность. Однако, если свое­ временно принять меры предосторожности, то даже на совершенно ровной и откры­ той местности можно во много раз ослабить силу воздействия поражающих факторов атомного оружия. Известно, что лежачий человек представляет собой пре­ граду движущемуся ему навстречу потоку воздуха, примерно, в пять раз меньшую, чем человек, находящийся в положении стоя. Поэтому лежать на земле при взры­ ве атомной бомбы гораздо безопаснее, чем стоять. Оставаясь па открытой местности во время атомного взрыва в положении стоя, человек будет подвержен действию скоростного напора, который бросит его с большой силой на землю или ка­ кой-либо предмет. Вот почему, увидев вспышку атомного взрыва, следует немед­ ленно лечь на землю лицом вниз и спря­ тать под себя кисти рук и деревянные ча­ сти оружия. Это в значительной мере уменьшит степень поражения ударной волной и предохранит открытые участки тела от светового излучения. Чтобы избе­ жать временной потери зрения, рекомен­ дуется закрыть глаза. Воины хорошо знают, что совершенно ровная и открытая местность встречается очень редко. На местности, как правило, имеются возвышенности, углубления, на­ сыпи, канавы, рощи, строения и другие местные предметы. Местность, на которой идет бой, покрыта воронками от разры­ вов авиационных бомб, артиллерийских снарядов и мин. Все это и нужно исполь­ зовать для защиты от воздействия атом­ ного оружия. От момента появления вспышки до при­ хода ударной волны проходит несколько секунд. Так, например, 1 километр удар­ ная воздушная волна проходит за 2 секун­ ды, 2 километра — за 5 секунд, а 3 ки­ лометра — за 8 секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы занять укрытие, находящееся в 2— 3 шагах. Чем глубже и уже укрытие, чем круче его стенки, тем меньшее воздействие окажет на находя­ щихся в нем людей атомное оружие. Особенно много удобных для защиты от атомного оружия мест имеется на пересе­ ченной, холмистой и гористой местности. Конечно, и на такой местности степень воздействия поражающих факторов будет зависеть от того, где разорвется бомба. Если взрыв бомбы произойдет высоко над землей, то защищенных рельефом мест в этом случае будет мало. При взрыве атом­ ной бомбы над землей или при наземном взрыве высоты, насыпи, овраги, карьеры и лощины могут быть с успехом исполь­ зованы в качестве укрытий. Однако и на этой местности большому поражению бу­ дут подвергаться люди, находящиеся на скатах, обращенных в сторону взрыва. На скатах холмов, обращенных в противо­ положную от места атомного взрыва сто­ рону, действие ударной волны на личный состав и боевую технику будет значи­ тельно ослаблено. Об’ясняется это тем, что движущаяся с большой скоростью масса воздуха, набежав на холм, оттеснит­ ся вверх. Обратные скаты высот будут ук­ рывать личный состав также п от свето­ вого излучения и проникающей радиации. Ведя боевые действия на холмистой пе­ ресеченной местности, нужно учитывать еще одно очень важное обстоятельство: овраги и глубокие узкие лощины умень­ шают степень поражения лишь в том слу­ чае, когда эпицентр взрыва будет на­ ходиться перпендикулярно или под неко­ торым углом по отношению к расположе­ нию оврага или лощины. Если атомная бомба взорвется у входа в лощину или овраг, то поражающее действие атомного взрыва значительно увеличится. Особенно хорошо распространяется по оврагам и ло­ щинам ударная волна. При взрыве атомной бомбы в дождли­ вую погоду в низинах, оврагах, ямах и других углублениях будет скапливаться вода, содержащая радиоактивные вещест­ ва. Эти районы окажутся сильно заражен­ ными. Поэтому располагаться в них не следует. Горы, покрывающие их леса, глубокие ущелья в значительной степени снижают поражающее действие атомной бомбы. Взрыв, происшедший за большой горой, может оказаться совершенно не опасным для людей и боевой техники, расположен­ ных за обратными скатами, так как воздушная волна, световое излучение и проникающая радиация встретят на своем пути мощную естественную преграду. Значительные поражения наблюдаются при взрыве атомной бомбы над замкнутой котловиной пли долиной, окруженной со всех сторон горами. Поражающее действие атомного взрыва в такой естественной «чаше» окажется намного сильнее, чем на обычной равнинной местности. Не реко­ мендуется также располагаться у под­ ножья крутых гор, имеющих на вершинах каменистые осыпи, нависшие массы сне­ га, которые под воздействием ударной вод­ ны могут обвалиться. Густой старый лес, особенно твердых лиственных пород с толстыми стволами, значительно ослабляет действие ударной волны. Менее устойчивыми являются де­ ревья хвойных пород (сосна, ель), расту­ щие на песчаной почве. Частый лес с гу­ стой листвой и сплоченными кронами препятствует проникновению светового из­ лучения. Однако под воздействием свето­ вого потока кроны деревьев могут воспла­ мениться. Это приведет к возникновению верховых пожаров. Быстрее воспламеня­ ются кроны деревьев хвойных пород, су­ хой лес, хвоя и валежник на открытых полянах и местах вырубок. Кроны лист­ венных деревьев менее подвержены вос­ пламенению, особенно если стоит незасуш­ ливая погода или накануне взрыва про­ шел дождь. Возникший верховой пожар иногда может быть потушен пришедшей позднее воздушной волной. Располагаясь в лесу, следует принять меры для тушения пожаров. Для этого в местах сосредоточения подразделений рас­ чищают лес, убирают валежник, хвою, вырубают сухие деревья, создают проти­ вопожарные полосы. Во всех случаях целесообразно избегать располагаться в зданиях, особенно много­ этажных, так как они легко разрушаются ударной волной атомного взрыва. В ре­ зультате этого даже в прочных зданиях возможно поражение людей обломками стен, печей, рамами и стеклами окон, со­ рванными дверями, а также пожарами, возникшими в результате воздействия светового излучения, повреждения элек­ трических сетей, газовых труб, печей, керосиновых ламп н приборов. Если по сигналу атомной тревоги по каким-либо причинам покинуть здание не представляется возможным, то по сигналу атомной тревоги необходимо в по­ мещениях плотно закрыть двери, окна, люки, вентиляционные отверстия, через которые может проникнуть внутрь удар­ ная волна, потушить огонь в печах, вы­ ключить нагревательные и осветительные приборы, газовые плиты. Находясь в населенных пунктах, в ка­ честве укрытий от атомного оружия мож­ но использовать погреба, подземные скла­ ды и подвалы прочных зданий. Выбирая для размещения подвалы, следует отдавать предпочтение помещениям, имеющим тол­ стые сводчатые потолки или железобетон­ ные перекрытия. Потолочные перекрытия можно усилить, подперев большие проле­ ты прочными подпорками пз бревен, ме­ таллических балок, кирпича. В предвиде­ нии атомного нападения входы в подва­ лы оборудуются герметическими дверями, а вентиляционные каналы, отдушины и другие отверстия закрываются щитами. В подвалах необходимо устраивать два — три выхода, чтобы в случае обвала зда­ ния или завала обломками одного выхода можно было бы воспользоваться другим. * « « Умелое использование естественных за­ щитных свойств местностп и местных предметов значительно уменьшает дейст­ вие поражающих факторов атомного ору­ жия. Однако, каждому воину хорошо изве­ стно, что не всякая местность может пре­ доставить войскам надежные естественные укрытия и в достаточном количестве. Кроме того, пе все естественные укрытия и местные предметы защищают сразу от всех поражающих Факторов, действующих практически одновременно. Поэтому, что­ бы защититься от атомного оружия, наря­ ду с использованием защитных свойств местностп, необходимо также прибегать к ее инженерному оборудованию. Полковник С. ГЕРБАНОВСКИЙ, кандидат военных наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz