На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 29 июня 1955 г., № 152 (5304). Без упрощений и послаблений Глубоко овладевать революционной теорией Напряженной боевой учебой наполнены будни зенитчиков нашего подразделения. Огне*вики и операторы, разведчики и те лефонисты — воины всех специальностей изо дня в день в трудных метеорологи ческих условиях совершенствуют свое боевое мастерство, углубляют практиче ские навыки в использовании сложных механизмов и оружия, закаляются физиче ски, готовят себя к боям с сильным, тех нически оснащенным противником. ...Личный состав быстро занял свои ме ста по условленному сигналу. Получив доклады о готовности боевых постов, офи цер Старожинский начал общее артилле рийское учение. — Работать с СОН... Темп... Включить моторы и приводы, — следуют одна за другой команды. Застышнис было у ору дий расчеты приходят в движение. Сноро висто действует расчет младшего сержан та Тернньш. Матрос Тюкавин привычным движением руки нажимает на пусковые кнопки моторов. Кажется, несложное это дело, но и оно требует особой вни мательности. Включи воин одновременно в работу «все три мотора — и перегрузка на станцию питания током орудий неиз бежна, произойдет задержка с открытием огня, временный вывод орудий из авто матического наведения на цель. Поэтому моторы он включает попеременно, с не большими интервалами. Другие номера в короткое время совмещают механические индексы с электрическими, переводят ру коятки гидроприводов угла возвышения и азимута в положение «включено». Орудие быстро изготовлено к бою. Мерно работают электромоторы, повора чивая орудие в сторону невидимой цели. На случай выхода из строя гидропрово дов наводчик матрос Левицкас тщательно следит за положением стрелок индикато ров угла возвышения и азимута, гото вый в любую минуту включить гидропри воды, наводить радиус вручную. II хотя вес уверены в том. что техника не подве дет. воины помнят, что в боевой обста новке могут быть всякие случайности, и поэтому к ним надо быть готовым. Образ цово работают и другие номера расчета: подносчики патронов, заряжающий. Темп «огня» дан предельный, но команда заря жания успевает укладываться в него. Весь расчет работает, как единый сла женный механизм. Но вот на орудие поступает вводная: «Наводить вручную». В мгновение навод чик, не прекращая боевой работы, ставит рукоятку паропровода азимута в поло жение «выключено», а переключатель в положение «ручное», совмещает механи ческие индексы с электрическими на шка ле точного и грубого отсчетов. Четко ра ботает весь расчет. Орудие продолжает вести «огонь» в прежнем темпе. В подразделении большое внимание уде ляется подготовке команд заряжания. От слаженности работы заряжающего, под носчика патронов зависит интенсив ность огня. Поэтому борьбе за секунды и доли секунд, в течение которых необхо димо обнаружить и метко поразить воздуш ную цель, придается первостепенное зна чение. Во время частных артиллерийских учений командиры орудий тщательно от рабатывают приемы работы команд заря жания, развивают у них ловкость, бы строту, четкое реагирование на сигналы и команды. При этом они учитывают и устраняют те недостатки, которые ранее В нашей социалистической стране де лается все, чтобы труд был совершенно безопасен для здоровья и жизни человека. Поэтому, наряду с техническими вопроса ми, всегда решаются вопросы безопасности и при этом принимаются те решения, ко торые лучше всего отвечают требованиям безопасности. Но порой отдельные матросы не выпол няют всех требований мер безопасности при работе с электрическим оборудованием. Допускаются иногда грубые нарушения существующих правил, что приводит к несчастным случаям. Подчас, пренебрегая таким простым, на первый взгляд, правилом, как проверка всего инструмента перед работой, матрос Зенитчнки борются за дальнейшее повышение огневого мастерства имелись в боевой подготовке зенцтчиков. Поучителен такой случай. Во время учебной боевой стрельбы заряжающий ма трос Долгашов допустил лишнее движение в процессе заряжания орудия. А это при вело к тому, что расчет допустил пропуск в стрельбе, снизил интенсивность огня. Оценка всему подразделению была сни- женА. При анализе действий заряжающего во время стрельбы выяснилось, что по команде «огонь» он в спешке нажал вме сто пусковой рукоятки автоматического установщика взрывателя рукоятку стопо- рения лотка. В результате лоток прежде временно нагнулся на линию досылки. Произошло заклинение патрона. Между тем, заряжающий обладает всеми необхо димыми знаниями, чтобы успешно спра виться со своими обязанностями! Стало ясно, что в процессе тренировок его дей ствия не доводились до автоматизма, до пускались упрощения. Командир орудия, главным образом, добивался быстроты его действий, упуская из поля своего зрения такой важнейший элемент подготовки, как точность движений, правильное вы полнение приема. Об этом случае говорилось на комсо мольских собраниях, совещаниях коман диров орудий, в беседах агитаторов. Зе нитчики сделали единственно правильный вывод: во время учений и тренировок не допускать никаких упрощений, действо вать у механизмов, как в бою. Со своей стороны командиры орудий всесторонне учли уроки стрельбы, сделали для себя правилом сначала добиваться от каждого орудийного номера правильного выполне ния того или иного действия и только за тем тренировать на быстроту, сокращать время выполнения приема. Лучшие заря жающие матросы Сорокин, Хохлов, Арку- шаускас поделились своим опытом работы у орудий, показали остальным, что в во инском мастерстве нет предела. Коман диры орудии ввели несколько иной поря док тренирс<вок. Сначала тренировки про водились в простых условиях, причем в основу был положен наглядный показ приемов, которые необходимо усвоить но мерам. По сигналу подносчики подавали патроны на стеллажи, откуда заряжаю щий заранее рассчитанными движениями направлял их в корыто лотка. Для перво го залпа взводился досылатель, приво дился в действие автоматический установ щик взрывателя. Отработав навыки команды заряжания в простых условиях, командиры орудий переходили к сложным, соответствовав шим боевой обстановке. Орудию придавал ся средний угол возвышения, затем пре дельный, ствол перемещался по азимуту в соответствии со скоростями современ ных самолетов. Немало сил и времени за тратили сержанты на образцовую огневую выучку заряжающих. Много пришлось по работать всем номерам расчета. Личный состав видел, что подобные учения обога щают их знания, совершенствуют практи ческие навыки, и поэтому тренировался с полной отдачей сил. Порой нелегко прихо дилось с двухпудовым снарядом в руках работать у орудия, доводить свои действия не думает о том, что в результате этого может произойти несчастный случай. Так, матрос Ступаченко, не проверив исправность контрольной лампы, стал про верять наличие напряжения на силовой установке. Вследствие короткого замыка ния в патроне весь патрон сгорел, а мат рос получил ожоги. Нельзя начинать работу, не проверив исправность инструмента. Не следует ра ботать неизолированным инструментом и приступать к работе с электроустановками или распределительными щитами без рези новых перчаток, галош, резиновых коври ков. Бывают случаи неточного выполнения до автоматизма. Однако все хорошо знали, что успех, даже самый малый, добывает ся лишь в напряженном труде. Так команды заряжания орудий доби лись высокого мастерства, намного перек рывают установленные нормативы. Воины в любых условиях производят заряжание орудий, перекрывая нормативы, и обеспе чивают самый высокий темп огня. Умело работают подносчики. Скорострельность батареи благодаря этому стала еще выше. Это подтвердили последующие учебные боевые стрельбы, выполненпые на «отлич но». Однако зенитчики не успокаиваются на достигнутом. Они живут заботой о даль нейшем совершенствовании своего огнево го мастерства, умело действуют по всем вводным. Как-то во время стрельбы сосед ней батареи один заряжающий неумело действовал при осечке. На очередных тре нировочных занятиях командиры орудий учли это и отработали действия заряжаю щих при осечках. Серьезных успехов в повышении ог невого мастерства артиллеристов добился командир орудия сержант Геляжж. Он обучает подчиненных тому, что требуе-.я для победы в бою, прививает им высокие морально-боевые качества, требует от всех номеров расчета выполнять команды без всяких упрощений и послаблений. Точ ность выполнения той или иной команды он тщательно контролирует. Выполняя однажды вводную по отражению налета штурмовой авиации, командир орудия об наружил, что зенитчик матрос Кара сев не с полной отдачей обслуживает свои механизмы. При проверке установок, прицела и бокового упреждения установ ки на барабанах оказались неточности. Он тут же разобрал ошибку матроса и показал, к чему приведет халатное отно шение к матчастп во время боя. — Вы можете подвести весь расчет, — сказал командир, обращаясь к воину, — Усилия всего расчета сведутся на нет, ес ли орудие не будет наведено в точку встре чи снаряда с целью. Ведь ошибка в уста новке на одно деление угломера ведет к то му, что снаряд пройдет мимо цели. Командир орудия тут же показал воину, как надо быстро и точно, не мешая на водчику, держать цель в перекрестии оп тической трубы. Опыт войны показывает, что самолеты противника могут появиться внезапно с любого направления. Наводчикам призет- ся подчас ловить цель с противоположного направления. Поэтому командиры орудий тренируют у наводчиков быструю вос приимчивость команд, быстроту поимки цели, расторопность. П наводчики доби лись в этом серьезных успехов. Матросы Гудас, Погодаев и другие моментально ло вят любую воздушную цель и цепко удер живают ее в перекрестии в любых усло виях. На батарее выросло значительное чи сло воинов, награжденных нагрудным зна ком «Отличный артиллерист», многие стали отличниками боевой и политической подготовки. В период летней боевой учебы зенитчи ки поставили перед собой задачу повысить организованность в своих рядах, еще более укрепить воинскую дисциплину и на этой основе добиться еще лучших результатов в огневой подготовке. Офицер К. ЯЦУК. приказания при выполнении тон или иной работы. Так. матрос Миронов, получив приказа ние приготовить кислотный электролит, получил защитную одежду, очки, резино вые сапоги и перчатки, но, пренебрегая очками, стал наливать кислоту в воду, высоко держа сосуд с кислотой, от чего капля кислоты попала в глаз. Это могло привести к потере зрения, если бы не быстрое вмешательство врача. Моряки всегда должны помнить о том, что строгое соблюдение правил техники бе зопасности — непреложный закон для калгдого воина. Главный старшина Н. ЯКОВЛЕВ. Командир отделения комендоров стар шина 2 статьи Василий Прокопец много и настойчиво работает над обучением своих подчиненных. Он добился высо ких успехов в боевой подготовке личного состава отделения. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Ва силий Прокопец за проверкой работы своего заведывания. Фото И. Ннкишова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО В ГАЗЕТУ Умелый специалист Уважаемая редакция! По национально сти я азербайджанец, скачала совсем не умел писать и разговаривать по-русски, но мне помогли товарищи, коллектив. Сей час я научился самостоятельно читать и писать. И вот пишу вам свое первое пись мо. * * * Недавно у нас проводилось учение. Вдруг станция отказала в работе. Нет связи, дорога каждая минута, медлить было Нельзя. Следовало во что бы то ни стало найти и устранить неисправность. Вахту нес опытный специалист старший матрос Новиков. Он быстро проверил источник питания. Но источник оказался исправным. После этого воин уверенно открыл пульт управления и обнаружил, что сгорел предохранитель. Неисправность была быстро устранена. На волне прослушивался сильный треск. Несмотря на трудности, радист на правлял корреспондента на заданный курс безошибочно, без единого запроса прини мал и передавал сигналы. Таких примеров можно привести много. Нсвиков не только хорошо ведет радиооб мен, но и умело ухаживает за вверенной ему техникой, содержит ее в чистоте и порядке. На каком бы посту он ни был, воин чувствует большую ответственность, действует в строгом соответствии с тре бованиями инструкции. За успехи в бое вой и политической подготовке Новикову присвоено звание «старший матрос». В свое время к нам прибыли молодые радисты. Каждый хотел быстрее освоить специальность. Старший матрос Новиков много помогал командиру в обучении мо лодых матросов. Али АЛИХАНОВ. ----О---- k b 7 ? Q 7 n /ib I О «БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМ , дисци- | плинированным воином» — на такую I тему была проведена с воинами на- I шего подразделения политическая нн- | формация. Офицер рассказал о том, | как крепкая дисциплина и высокая Dбдительность помогают успешно ре- | шать задачи боевой и политической Я подготовки. j Старший матрос Ю. Антосенков. I! О БОЛЬШИЕ УСПЕХИ в учебе и I службе достигнуты старшим матро сом Мнщишнным. Он специалист пер вого класса, активный общественник. За высокие показатели в боевой и политической подготовке и активную комсомольскую работу Мнщншин удо стоен Почетной грамоты ЦК ВЛКСМ. | Старший матрос Н. Полишко. I Большинство наших офицеров само стоятельно изучает марксистско-ленин скую теорию. В индивидуальных беседах, на партийных собраниях, посвященных началу учебного года в системе партийно го просвещения, коммунисты высказывали свои замечания о трудностях в работе над книгой, ибо эти товарищи не имели опы та самостоятельной идейно-теоретической учебы. Правда, некоторые офицеры в свое время занимались в группах марксистско- ленинской подготовки, в вечернем универ ситете марксизма-ленинизма, но все же многие из них впервые самостоятельно на чали изучать основы революционной тео рии. Необходимую помощь офицерам в вы боре той или иной формы учебы, в под боре учебнуков и литературы, приобрете нии практических навыков работы над книгой оказали активисты коммунисты тт. Мелентьев, Кучумов и другие. Сейчас для самостоятельно изучающих марксистско-ленинскую теорию у нас ре гулярно читаются лекции, проводятся тео ретические собеседования по истории пар тии, политической экономии, философии. Например, хорошо были встречены слуша телями лекции на темы: «КПСС в период иностранной военной интервенции и граж данской войны», «КПСС в период перехо да на мирную раооту но восстановлению народного хозяйства (1921 — 1925 го ды)», «КПСС в борьбе за социалисти ческую индустриализацию страны» и дру гие. Много затруднений испытывают това рищи, впервые приступившие к изучению политической экономии. Это обязывает нас уделять им самое серьезное и постоян ное внимание. Члены партийного бюро и работники политоргана провели индиви дуальные и коллективные беседы с офи церами, дали им ряд практических сове тов о том, как надо работать над учебни ком «Политическая экономия», над произ ведениями классиков марксизма-лениниз ма, рассказали об опыте своей самостоя тельной учебы по овладению революцион ной теорией. Затем у нас состоялись со беседования на темы: «Товарное производ ство. Товар и деньги», «Капитал и при бавочная стоимость», «Заработная плата и обнищание трудящихся масс при капи тализме» и другие. На высоком идейном уровне и при ак тивном участии присутствующих прошли собеседования на темы: «Возникновение марксизма — коренной переворот в фи лософии», «Движение в природе и обще стве». Живой интерес у слушателей вы звали собеседования по материалам январ ского Пленума ЦК КПСС и второй сессии Верховного Совета СССР. О каждом теоретическом собеседовании все офицеры оповещаются заблаговремен но, составляются списки рекомендованной литературы, примерные планы обсужда^ мых вопросов, проводятся индивидуальные беседы и консультации. С целью повышения личной ответствен ности коммунистов за их идейно-теорети ческий рост, вопросы самостоятельной марксистско-ленинской подготовки обсуж даются на партийных собраниях, на ко торых обобщается опыт и критикуются недостатки в учебе отдельных товарищей. Выступая недавно на одном из таких со браний, коммунист офицер Шаманский рассказал об опыте своей самостоятельной учебы по изучению истории партии. Рабо тая над учебником, он главное внимание уделяет изучению решений Коммунистиче ской партии. Например, изучая решения V III с'езда партии, офицер прочитал мате риалы из сборника «КПСС в резолюциях и решениях с’ездов, конференций и пле нумов ЦК», произведения В. П. Ленина, «Письмо к американским рабочим», «Ве ликий почин», «Письмо к рабочим и кре стьянам по поводу победы над Колчаком», в котором изложены важнейшие теорети ческие положения советской военной нау ки, обоснована роль крепкого тыла и вы соких морально-боевых качеств воинов для победы над врагом, подчеркнуто зна чение сознательной дисциплины для по вышения боеспособности нашей Армии и Флота. Офицер Шаманский прочитал так же ряд статей из газет и журналов, опу бликованных за последнее впемя. Глубоко и серьезно работает над собой лейтенант Силантьев, который, помимо учебника по истории партии, тщательно изучает рекомендованную дополнительную литературу, аккуратно посещает лекции, принимает активное участие в теоретиче ских собеседованиях. Тов. Силантьев и сам часто выступает с докладами и беседами перед личным составом. Знания револю ционной теории помогают офицеру доби ваться хороших результатов в повседнев ной практической деятельности. Опыт передовых офицеров, умеющих организовать свою самостоятельную марк систско-ленинскую учебу, мы стараемся сделать широким достоянием всего коллек тива. Вопросы идейного роста находят свое отражение и на служебных совещаниях и собраниях офицеров. На одном пз таких совещаний офицеры указывали, что от дельные теоретические вопросы на собесе дованиях обсуждаются порой поверхностно, неглубоко. Вместо того, чтобы изложить суть того или иного вопроса своими сло вами, некоторые товарищи пытались зара нее заготовить текст, чтобы потом, поль зуясь им, выступить на собеседовании, пе вдумываясь в содержание материала, не работая серьезно над изучением ре комендованной литературы. Это насторо жило работников политоргана и руководи телей партийных организаций, заставило их более серьезно и конкретнее занимать ся вопросами марксистско-ленппской уче бы. С товарищами, которые проявили элементы нетворческого, формального от ношения к изучению марксизма-лениниз ма, была проведепа соответствующая раз’яснительная работа. Указанные на со вещании недостатки в учебе офицеров устранены и теперь не повторяются. Изучая марксистско-ленинскую теорию, офицеры проявляют возрастающий инте рес к вопросам воеппой науки и воинского воспитания. Учитывая это, политотдел организовал для офицеров чтение лекций на темы: «Марксизм-ленпнпзм о войне и армии», «Реакционная сущность и агрес сивный характер современных военных теорий американского империализма», «Готовить войска к победе над сильным, технически оснащенным противником» и другие. Вся эта работа способствует повышению уровня марксистско-ленинской подготозкп офицеров, положительно сказывается на их практической деятельности, помогает лучше организовать политическое и воин ское воспитание подчиненных. Достаточно сказать, что сейчас в подразделениях зна чительно лучше стала проводиться учеба по специальной подготовке. Офицеры По ляков, Швец, Лебедев и другие, глубоко изучая марксистско-ленинскую теорию, добились хороших результатов в своей слу жебной деятельности, умело воспитывают своих подчиненных в духе высокой ответ ственности за порученное дело. Вместе с тем, следует отметить, что в организации политической учебы у нас имеют место п серьезные недостатки. На пример, офицеры Балвашенко и Макров беззаботно относятся к повышению своих идейно-теоретических знаний, пренебре гают той иомощыо, которую им пытают ся оказать более опытные товарищи. На собеседования они не ходят. Нм как-то указывали на это, они обещали испра виться. Но дальше слов дело пока не идет. Недостаточная идейная закалка отрица тельно сказывается и на служебной дея тельности этих товарищей. Они плохо за ботятся о воспитании свопх подчиненных, не выступают с докладами и беседами пе ред личным составом, как это делают дру гие офицеры, серьезно работающие над повышением своего идейно-теоретического уровня. Повинна в этом, конечно, и партийная организация, которая недостаточно и не всегда серьезно помогает офицерам в их идейно-теоретической учебе. Нужно до биться такого положения, чтобы овладе ние марксистско-ленинской теорией стало жизненной потребностью каждого офице ра — коммуниста и беспартийного. Надо решительно и быстрее исправлять все не дочеты в деле марксистско-ленинской под готовки офицеров. Офицер Г. КОРНЕЕВ, пропагандист. О технике безопасности на корабле В о и н у — о п р о т и в о а т о м н о й з а щ и т е Использование защитных свойств местности Противоатомная защита имеет целью обеспечить войска от непосредственного воздействия атомного оружия противника и сохранить их боевую готовность. Она осуществляется непрерывно не только во всех видах боя. но и при нахождении войск в глубоком тылу. Противоатомную защиту организуют командиры всех сте пеней. Каждый воин должен принять все зависящие от него меры для защиты себя н вверенной ему боевой техники от атом ного оружия. От атомного оружия, как и от вся кого другого оружия, имеются простые в вместе с тем надежные способы защиты. Однако защита от атомного ору жия— более сложное и трудное дело, тре бующее от воинов знаний, умения, высо кой организованности, выдержки и дис циплины. Защита личного состава и бо евой техники от атомного оружия дости гается использованием в качестве укры тий складок местности и местных предме тов, оборонительных сооружений, индиви дуальных средств противохимической за щиты. Большое значение для успешного ведения боевых действий в условиях при менения атомного оружия имеет строгое соблюдение требований маскировки и маскировочной дисциплины. Маскировка помогает скрыть свои подразделения от наземного и воздушного наблюдения про тивника, затрудняет успешное применение им атомного оружия. Являясь основным средством противо атомной защиты, оборонительные сооруже ния способны ослабпть или вовсе исклю чить воздействие на личный состав, во оружение и боевую технику поражающих факторов атомного оружия. Однако на по ле боя воины не всегда будут иметь вре мя на отрывку окопа и л и какого-либо дру гого оборонительного сооружения, иметь возможность своевременно занять есте ственное укрытие. Часто нашим воинам придется действовать на местности, не имеющей оборонительных сооружений. Вот почему каждый воин должен не только уметь возводить окопы, траншеи, убежи ща, но и хорошо знать защитные свойст ва местности, применяться к ней, исполь зовать ее природные (естественные) свой ства для защиты от атомного оружия. Умелое использование защитных свойств местпости значительно снизит наши поте ри и будет способствовать достижению победы над сильным, технически осна щенным и коварным противником. Практически любая местность в той или иной степени обладает защитными свойствами. Большими защитными свой ствами обладает холмистая пересеченная местность. Значительно меньшую защиту может обеспечить среднепересеченная и равнинная местность. Однако, если свое временно принять меры предосторожности, то даже на совершенно ровной и откры той местности можно во много раз ослабить силу воздействия поражающих факторов атомного оружия. Известно, что лежачий человек представляет собой пре граду движущемуся ему навстречу потоку воздуха, примерно, в пять раз меньшую, чем человек, находящийся в положении стоя. Поэтому лежать на земле при взры ве атомной бомбы гораздо безопаснее, чем стоять. Оставаясь па открытой местности во время атомного взрыва в положении стоя, человек будет подвержен действию скоростного напора, который бросит его с большой силой на землю или ка кой-либо предмет. Вот почему, увидев вспышку атомного взрыва, следует немед ленно лечь на землю лицом вниз и спря тать под себя кисти рук и деревянные ча сти оружия. Это в значительной мере уменьшит степень поражения ударной волной и предохранит открытые участки тела от светового излучения. Чтобы избе жать временной потери зрения, рекомен дуется закрыть глаза. Воины хорошо знают, что совершенно ровная и открытая местность встречается очень редко. На местности, как правило, имеются возвышенности, углубления, на сыпи, канавы, рощи, строения и другие местные предметы. Местность, на которой идет бой, покрыта воронками от разры вов авиационных бомб, артиллерийских снарядов и мин. Все это и нужно исполь зовать для защиты от воздействия атом ного оружия. От момента появления вспышки до при хода ударной волны проходит несколько секунд. Так, например, 1 километр удар ная воздушная волна проходит за 2 секун ды, 2 километра — за 5 секунд, а 3 ки лометра — за 8 секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы занять укрытие, находящееся в 2— 3 шагах. Чем глубже и уже укрытие, чем круче его стенки, тем меньшее воздействие окажет на находя щихся в нем людей атомное оружие. Особенно много удобных для защиты от атомного оружия мест имеется на пересе ченной, холмистой и гористой местности. Конечно, и на такой местности степень воздействия поражающих факторов будет зависеть от того, где разорвется бомба. Если взрыв бомбы произойдет высоко над землей, то защищенных рельефом мест в этом случае будет мало. При взрыве атом ной бомбы над землей или при наземном взрыве высоты, насыпи, овраги, карьеры и лощины могут быть с успехом исполь зованы в качестве укрытий. Однако и на этой местности большому поражению бу дут подвергаться люди, находящиеся на скатах, обращенных в сторону взрыва. На скатах холмов, обращенных в противо положную от места атомного взрыва сто рону, действие ударной волны на личный состав и боевую технику будет значи тельно ослаблено. Об’ясняется это тем, что движущаяся с большой скоростью масса воздуха, набежав на холм, оттеснит ся вверх. Обратные скаты высот будут ук рывать личный состав также п от свето вого излучения и проникающей радиации. Ведя боевые действия на холмистой пе ресеченной местности, нужно учитывать еще одно очень важное обстоятельство: овраги и глубокие узкие лощины умень шают степень поражения лишь в том слу чае, когда эпицентр взрыва будет на ходиться перпендикулярно или под неко торым углом по отношению к расположе нию оврага или лощины. Если атомная бомба взорвется у входа в лощину или овраг, то поражающее действие атомного взрыва значительно увеличится. Особенно хорошо распространяется по оврагам и ло щинам ударная волна. При взрыве атомной бомбы в дождли вую погоду в низинах, оврагах, ямах и других углублениях будет скапливаться вода, содержащая радиоактивные вещест ва. Эти районы окажутся сильно заражен ными. Поэтому располагаться в них не следует. Горы, покрывающие их леса, глубокие ущелья в значительной степени снижают поражающее действие атомной бомбы. Взрыв, происшедший за большой горой, может оказаться совершенно не опасным для людей и боевой техники, расположен ных за обратными скатами, так как воздушная волна, световое излучение и проникающая радиация встретят на своем пути мощную естественную преграду. Значительные поражения наблюдаются при взрыве атомной бомбы над замкнутой котловиной пли долиной, окруженной со всех сторон горами. Поражающее действие атомного взрыва в такой естественной «чаше» окажется намного сильнее, чем на обычной равнинной местности. Не реко мендуется также располагаться у под ножья крутых гор, имеющих на вершинах каменистые осыпи, нависшие массы сне га, которые под воздействием ударной вод ны могут обвалиться. Густой старый лес, особенно твердых лиственных пород с толстыми стволами, значительно ослабляет действие ударной волны. Менее устойчивыми являются де ревья хвойных пород (сосна, ель), расту щие на песчаной почве. Частый лес с гу стой листвой и сплоченными кронами препятствует проникновению светового из лучения. Однако под воздействием свето вого потока кроны деревьев могут воспла мениться. Это приведет к возникновению верховых пожаров. Быстрее воспламеня ются кроны деревьев хвойных пород, су хой лес, хвоя и валежник на открытых полянах и местах вырубок. Кроны лист венных деревьев менее подвержены вос пламенению, особенно если стоит незасуш ливая погода или накануне взрыва про шел дождь. Возникший верховой пожар иногда может быть потушен пришедшей позднее воздушной волной. Располагаясь в лесу, следует принять меры для тушения пожаров. Для этого в местах сосредоточения подразделений рас чищают лес, убирают валежник, хвою, вырубают сухие деревья, создают проти вопожарные полосы. Во всех случаях целесообразно избегать располагаться в зданиях, особенно много этажных, так как они легко разрушаются ударной волной атомного взрыва. В ре зультате этого даже в прочных зданиях возможно поражение людей обломками стен, печей, рамами и стеклами окон, со рванными дверями, а также пожарами, возникшими в результате воздействия светового излучения, повреждения элек трических сетей, газовых труб, печей, керосиновых ламп н приборов. Если по сигналу атомной тревоги по каким-либо причинам покинуть здание не представляется возможным, то по сигналу атомной тревоги необходимо в по мещениях плотно закрыть двери, окна, люки, вентиляционные отверстия, через которые может проникнуть внутрь удар ная волна, потушить огонь в печах, вы ключить нагревательные и осветительные приборы, газовые плиты. Находясь в населенных пунктах, в ка честве укрытий от атомного оружия мож но использовать погреба, подземные скла ды и подвалы прочных зданий. Выбирая для размещения подвалы, следует отдавать предпочтение помещениям, имеющим тол стые сводчатые потолки или железобетон ные перекрытия. Потолочные перекрытия можно усилить, подперев большие проле ты прочными подпорками пз бревен, ме таллических балок, кирпича. В предвиде нии атомного нападения входы в подва лы оборудуются герметическими дверями, а вентиляционные каналы, отдушины и другие отверстия закрываются щитами. В подвалах необходимо устраивать два — три выхода, чтобы в случае обвала зда ния или завала обломками одного выхода можно было бы воспользоваться другим. * « « Умелое использование естественных за щитных свойств местностп и местных предметов значительно уменьшает дейст вие поражающих факторов атомного ору жия. Однако, каждому воину хорошо изве стно, что не всякая местность может пре доставить войскам надежные естественные укрытия и в достаточном количестве. Кроме того, пе все естественные укрытия и местные предметы защищают сразу от всех поражающих Факторов, действующих практически одновременно. Поэтому, что бы защититься от атомного оружия, наря ду с использованием защитных свойств местностп, необходимо также прибегать к ее инженерному оборудованию. Полковник С. ГЕРБАНОВСКИЙ, кандидат военных наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz