На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 июня 1955 г.. № 149 (5301). ПОЛЕТЫ НАД ОБЛАКАМИ С утра многие думали, что предполагае мые полеты не состоятся. Причиной это му была плохая погода. Низкие облака нависали над аэродромом, дул пронизы вающий, не по-летнему прохладный ветер. Негодуя на погоду, летчики пускали остроты в адрес работников метеослужбы, которые обещали летный, погожий день. Но метеорологи оказались правы. К обе ду погода улучшилась, облачность стала выше, в небе стали образовываться «ок на». Все это говорило о том, что полеты должны состояться. . Около самолетов работали техники и механики, производя последние приготов ления машин. Через некоторое время все было готово к вылету. По одному и парами поднимаются с аэродрома истребители. Стремительный разбег по взлетно-посадочной полосе, и самолет отрывается от земли. Еще одно мгновение, и он скрывается в облаках. Сложен полет в облаках. На «отлич но» выполнить задачу в таких условиях могут только опытные, хорошо натрениро ванные летчики. И не случайно поэтому в двухместном реактивном истребителе с молодым летчиком Мазыкиным вылетел опытный пилот, мастер своего дола капи тан Гапеев. Он должен был проконтроли ровать полет молодого летчика. Еще до полета он беседовал с ним, -рас сказывал. что полеты в облаках требуют серьезной предварительной подготовки, умения хорошо пилотировать в простых условиях, правильно пользоваться всеми авиаприборами и в случае необходимости уметь заменить их. ■*— Летчик-истребитель, — подчеркнул в заключение тов. Гапеев, — выполняет в воздухе функции пилота, штурмана, стрелка и радиста. Это требует еще более разносторонней подготовки летчика и от личного знания им своего дела. Машина в воздухе. Молодой летчик чувствует себя спокойно. Пробив облака, самолет продолжает набирать высоту. На заданной командиром высоте нет ни туч, ни облаков. Здесь ярко светит солнце и хорошая видимость. Но, не имея достаточ ного опыта, легко допустить в таких ус ловиях промах. Допустил ошибку и моло дой летчик. Когда самолет был в опреде ленной зоне на заданной высоте, летчик стал обращать внимание только на пока зания приборов, упустив из поля зрения окружающую обстановку. Это привело к тому, что он не заметил, как неподалеку пролетел другой самолет. Гапеев немед ленно указал ому на ошибку. Выполнив задание, самолет благополучно приземлил ся на аэродроме. Так учит летному мастерству молодых летчиков капитан Гапеев. Его на аэродро ме знают, как мастера своего дела, кото рый всей душой полюбил специальность и отдает ей все силы, все умение. — Любое задание в самых сложных метеоусловиях можно смело поручить вы полнять тов. Гапееву, — говорит комап дир. Летчику Гапееву присущи такие каче ства. как любовь к технике, стремление постоянно совершенствовать свое мастер ство. дисциплинированность и сметка. Пожалуй, летчику больше, нежели кому другому, необходимы находчивость, умение быстро принять правильное решение. Это капитан Гапеев выработал в себе благо даря упорной и кропотливой работе в ус ловиях Заполярья. Недавно с ним произошел случай, ко торый еще раз говорит о летчике, как о большом мастере воздушного боя в слож ных для полета условиях. Предстояло выполнение воздушных стрельб по конусу. Обстановка осложня лась тем. что решать эту задачу нужно было в облачных условиях. Такая стрель ба требует от летчика максимального на пряжения моральных и физических сил. Особенностью предстоящего полета было отсутствие видимости естественного гори зонта, визуальной ориентировки. Согласно плановой таблице, самолет, буксирующий конус, вылетел в заданный квадрат. Самолет же Гапеева в это время вылететь не смог из-за небольшой техни ческой неисправности радиостанции. Спу стя некоторое время неполадки в работе радиостанции были устранены, и машина Гапеева поднялась в воздух. Решение по ставленной задачи усложнилось. Теперь летчику предстояло сначала обнаружить цель, а затем поразить ее.’ Сложен поиск за облаками. Но решение Гапеева было правильным. Пробив облака, летчик убе дился, что видимость не улучшилась. По мехой была дымка, которая в виде редко го тумана или испарпны уходила вверх, и пробивающиеся сверху прямые лучи солнца. Обнаружить цель было невозмож но. Летчик быстро принял решение: уве личить высоту и производить поиск свер ху. Па фоне белизны облаков цель должна быть видна лучше. Набрав соответствующую высоту, Га пеев скоро обнаружил буксировщик, ко торый тянул за собой конус. Доложив командиру на стартово-командный пункт п том, что цель обнаружена, и получив разрешение на стрельбу, летчик приго товился атаковать. В самый последний момент он обратил внимание на близкое расположение конуса к самолету-букси ровщику. Гапеев немедленно сообщил об этом руководителю полетов и летчику, са молет которого буксировал конус. Предпо ложения Гапеева оказались правильными: оказалось, что трос буксировочной лебед ки перехлестнуло и он распустился непол ностью. С разрешения командира опытный лет чик принимает решение — атаковать цель в таком положении. Но при нормаль ном ракурсе стрельбы в прицеле нахо дился не только конус, но и самолет, буксирующий его. Открывать огонь было нельзя. Следовало изменить маневр и сде лать его таким, чтобы обезопасить стрель бу, увеличив ракурс. Данная стрельба должна была по зада нию производиться с автоматического прицела «гиро». В сложившейся обстанов ке Гапееву удобнее было стрелять, поль зуясь простым оптическим прицелом. Для этого лишь нужно было выключить ав томатическую часть прицела и пользо ваться им, как неподвижным. Но это оз начало упрощенчество в боевой учебе, сознательное движение по линии наи меньшего сопротивления. Летчик Ганеев не пошел по этому пути. Он перил в свои знания и в машину и твердо принял ре шение: производить стрельбу, пользуясь автоматическим прицелом. Гапеев был вынужден применить в воздухе другой маневр захода на цель. Заняв исходное положение на определенном интервале и нужном угле визирования и установив дистанцию по дальномеру, летчик Гапеев произвел разворот на конус с одновремен ным перекладыванием на кривую линию прицеливания. Затем, вписав конус даль номером и произведя слежение за целйю в течение 1,5 секунды, он открыл огонь. В результате цель была поражепа и за дание выполнено на «отлично». Через не которое время самолет Гапеева мягко про изводил посадку на аэродроме. Этот случай наглядно говорит о ма стерстве летчика Гапеева, его сметке и правильном решении сложной задачи. Невзирая на сложные метеоусловия, нео бычно сложившуюся обстановку, он дей ствовал так, как требуется в бою» Летать в сложных условиях так, как коммунист капитан Гапеев, стало де визом для летчиков подразделения. Вер ные своему долгу перед Родиной и Ком мунистической партией, летчики-северо морцы с честью выполняют трудную, ио благородную задачу по охране воздушных просторов Советского Заполярья. Лейтенант Д. РУМЯНЦЕВ. Все нули — в цель На стрельбах высоких показателей ло вились многие воины подразделения. Ма трос Мацкевич послал все нули в цель. На одно очко меньше результат у стар шего матроса Навойчнка. НА СНИМКЕ: матрос Мацкевич ос матривает после стрельбы мишень това рища. Текст и фото Н. МАМОНТОВА. Благодаря старшине Умело проводит занятия по специаль ности старшина 2 статьи Анашкин. Сам он является примером в дисциплине, в боевой и политической подготовке. Старшина отлично знает свою специаль ность, быстро находит любую неиспрев- иость и в короткий срок устраняет ее. Боевая техника, которую обслуживают Анашкин и его подчиненные, врегда на ходится в полной готовности. Корабль не раз в походах попадал в штормовую пого ду, но отделение старшины 2 статьи Анаш кина обеспечивает командира бесперебой ной связью в любых условиях. Опытный старшина уделяет много вни мания подготовке подчиненных к походу. Он всегда своевременно и тщательно про веряет знания матросов, рассказывает им о задачах, поставленных командованием на время похода. И на стоянке и в походе командир отделения Анашкин проводит тренировки по замене отдельных частей, ламп, шлангов в условиях, приближенных к боевым. Труд и старание старшины при носят желаемые результаты. Старший мат рос Жолудов, например, стал отличником боевой и политической подготовки, клас сным специалистом. Анашкин во многом помог матросам Гридневу, Белову и др. Сейчас они успешно несут радиовахту и являются примером в дисциплине. Матрос И. БОГДАНОВ. -о- fc o p tr m f f o О ЛЮБИТ СВОИ АВТОМОБИЛЬ «ГАЗ-51» старший матрос Форис. Благодаря бережному отношению к технике со стороны водителя автомо биль работает бесперебойно. За при мерный труд старший матрос Форис имеет ряд поощрений от командира, он об’явлен отличником боевой и по литической подготовки. Младший сержант О. Парыгин. О ОТЛИЧНИКИ боевой и полити ческой подготовки, классные специа листы старшина 1 статьи Бутылкин, старший матрос Драченко и другие рассказали о своей учебе и службе на пстрече с моряками корабля. Вы ступления передовых воинов внима тельно прослушали все присутствую щие, особенно молодые матросы. Матрос Г. Григорьев. Н А К О Н К У Р С М О Т О Р ж с т ы — У вас на боевом посту создалось настроение самоуспокоенности, — гово рил коммунист Рогов. — Матросы почти все старослужащие, и поэтому они счита ют, что все знают, все умеют. Ваша за дача — не дать людям остановиться, за стрять на месте, разбить эту оболочку ложного всезнайства и благодушия. Надо привить им вкус и желание изучать свою специальность и дальше. Разговор этот долго не давал в тот вече-р покоя молодому матросу. Многое из сказанного Роговым он замечал и сам, со многим был согласен. Его боевой пост уже давно был на хорошем счету, все за дачи мотористы сдавали на «хорошо» и «отлично», но по-настоящему любили свою специальность не все. В памяти встал последний поход, когда корабль двое суток трепал шторм. Тогда мотори сты сбились с ног, обеспечивая кораблю заданный ход. А все потому, что матросы Гусев и Дубровин не смогли стоять вахту, оказались больными. Нет, неблагополуч но на боевом посту, хотя и нбплохо сдает он свои задачи. Мысли назойливо сверлили мозг, не да вали уснуть. И матрос решил посовето ваться с командиром боевой части. Офице>р сумел понять тревогу молодого моряка. А после беседы с офицером мно гое понял и Брещенскнй: на него возло жены большие и почетные обязанности и, что самое главное, они ему ио плечу. Особенно запомнились матросу последние слова командира: — Сейчас наша основная задача — отлично провести ремонт главных двига телей. Вот вы и поговорите об этом с ма тросами, напомните, что качественный ремонт избавит нас от многих неприятно стей и сюрпризов в море. Ничто так не мобилизует, не сплачи вает людей, как понимание ими общей задачи, важности и цели их действий. Работая на ремонте с полным напряжени ем сил, Брещенскнй заметил, что ма тросы, которые раньше предпочитали при случае сходить покурить, сейчас, глядя на него, сами увлекаются работой, забы вают про перекуры. Даже такие, как Гу сев, стараются теперь тянуться за всеми, чтобы не попасть на острый язык това рища. Однако от этих первых, еще незна чительных успехов было очень далеко до желанной победы. II дело, казалось, совсем стало, когда вопрос коснулся изу чения инструкций по обслуживанию дви гателя. — А что их изучать? Уже изучали тридцать раз, сами вахту стоим, что же еще нужно? Но когда командир отделения старшина 2 статьи Меринов провел опрос, оказа лось, что отлично знают инструкцию лишь матросы Брещенскнй и Горшенин. Матрос Буров плохо усвоил систему пода чи топлива, матрос Анисимов недостаточ но ясно представлял взаимодействие дета лей при реверсировании двигателя. Были неясные вопросы и у других. На собра нии боевой части старшина команды мо тористов старшина 2 статьи Мануйлов отметил эти крупные упущения и то. к чему они могут привести в боевой или походной обстановке. Выступление старшины матросы вос приняли по-разному. Многие после этого крепко задумались, а некоторые делали вид, что это им давно знакомо. Не было только равнодушных. Об этом говорили и оживленные беседы на юте после собра ния, и совершенно новый, живой интерес к занятиям по специальности. Как-то командир боевой части вызвал к себе командира отделения старшину Меринова и агитатора матроса Брещен- ского. Когда они прибыли в каюту, офи цер сказал: — Я вызвал вас, товарищи, вот по ка кому вопросу. Вы, конечно, знаете, что наши главные двигатели после замены винтов не дают тех максимальных оборо тов, на которые они рассчитаны. Безус- О Ч Е Р К ловно, винты наши сейчас тяжелее ста рых, по я убежден, что, если мы отлично проведем регулировку дизелей, они смо гут дать полные обороты. Но дело это очень серьезное и ответственное. Его не могут сделать быстро один или два чело века. Надо этим заинтересовать всех мо тористов. Понравилось морякам это предложение, ибо оно обещало дать кораблю дополни тельный запас скорости, а скорость нуж на в бою, как воздух. Для проведения ре гулировки нужна была очень серьезная теоретическая подготовка. Не все это хо рошо понимали, и агитатору пришлось немало поработать, раз’ясняя людям необ ходимость предварительной подготовки. Для каждого у него нашлись доходчивые, убедительные доводы. Брещенскнй сам первым взялся за ос новательное изучение теории двигателя. Теперь его часто видели в свободное вре мя со специальной книгой. Постоянную помощь оказывали ему командир боевой части и старшина команды. Не обошлось и без насмешек. Глядя на занимающегося в свободное время товарища, матрос Ани симов острил: — Ты, Владислав, не иначе профессо ром станешь скоро и уйдешь от нас. Как же мы без тебя будем регулировать двигатели? Брещенскнй пе теряется. — Так ты что, на самом деле соби раешься с такими знаниями лезть в дви гатель? Нет, не завидую я тому человеку, который допустит тебя до этого. — Почему? — Так твоего командира за твою тем ноту не похвалят. Да и не пустит он тебя близко к дизелю. Разговор этот слышали и другие мото ристы. Шутки, смех. Но на другой день к Брещенскому обратился матрос Буров и попросил раз’яснить работу сервомото ра. Брещенскпй рассказал товарищу весь процесс. — Теперь понятно, а то читаю-читаю, а представить это дело никак не могу. К .нему все чаще стали обращаться и другие мотористы и, получив толковый ответ, отходили удовлетворенные. Так дрогнула, зашаталась невидимая преграда к знаниям. Люди постепенно втягивались в учебу, занимались в свободное время и в минуты коротких перерывов в работе. Тягу к знаниям поддерживало и обеща ние, данное старшиной команды комсо мольскому собранию корабля, — во что бы то ни стало добиться максимальных оборотов. Обещание дано, и его надо вы полнять, если не хочешь стать болтуном. Это хорошо понимали все мотористы. И они по-настоящему готовились к выпол нению ответственной работы. Теперь сре ди них не было ни одного, кто бы усом нился в необходимости основательной под готовки. Тем не менее, когда корабль вышел в море для регулировки машин, волнова лись все — от командира боевой части до моториста. Сейчас этим людям предстояло практически осуществить то, чему были посвящены все надежды и чаяния, ради чего они отказывали себе во всех удо вольствиях. Машинный телеграф остановился на от метке «самый полный». Началась регу лировка. Не каждому была видна стрелка тахометра, но каждый чувствовал — ра бота уверенно идет вперед. Вот когда пригодились знания, полученные на за нятиях. Шум двигателей заглушал слова, но по одному движению губ командира боевой части матросы понимали его мысль. Они работали слаженно и четко, каждый хо рошо знал, что ему надо делать. II вот стрелки тахометров заколебались и медленно двинулись к заветной черте. Брещенсадй не видел этого, работая поо даль от пульта управления, но он всем своим существом почувствовал: двигатель пошел быстрее, сильнее зашумела турбо воздуходувка. Улыбаясь, он оглянулся и, как в зеркале, увидел ответную улыбку на лице старшины — значит, все идет хорошо. Радостное чувство — чувство исполненного долга наполнило душу. От блеск счастья лежал и на лице Горшени на. Много времени спустя ин признавался товарищу, что только тогда он впервые почувствовал себя мотористом, настоящим хозяином этой мощной машины. ...Теперь агитатору не приходилось жа ловаться на отсутствие слушателей. Ма тросы часто сами обращались к нему то с одним, то с другим вопросом. Как долж ного, они ждали от него ответа по любой отрасли знаний. Все чаще своих запасов не хватало, тогда агитатор обращался к командиру боевой части или к заместите лю командира корабля. Получив ответ на свой вопрос, он об’яснял его товарищам. Все чаще приходилось искать ответа в книге. Теперь у Брещенского не остава лось ни одной свободной минуты, но это нисколько пе печалило его. Наоборот, ки пучий поток жизни и службы заставлял строго планировать время, жить на боль ших оборотах. Однажды во время беседы с заместите лем командира агитатор высказал пожела ния личного состава -организовать вечер на тему: «Люби и изучай свою боевую технику». Офицер поддержал это хорошее дело, помог организовать его. Готовясь к вечеру, немало поработали и комсомоль ская организация и агитаторы. Брещенгкий выступал от команды мо тористов. В своем выступлении он оста новился на изучении опыта Великой Оте чественной войны. — Мы должны сейчас, в мирные дни, готовить себя к настоящему бою. Война может поставить перед нами такие ввод ные, перед которыми недостаточно подго товленный матрос станет в тупик, не сможет найти правильного решения. В войне па одном из кораблей был случай, когда от близкого разрыва бомбы проби ло выхлопной коллектор двигателя, пере било топливную магистраль и в машин ном отделении возник пожар. На вахте стоял в это вррмя старшина Амелин. Ма шинное отделение быстро заполнилось выхлопными газами и дымом. У старши ны перехватило дыхание. Выскочив на миг в люк, он заметил, что на корабль кормы заходят два вражеских самолета. Молнией мелькнула мысль: корабль на одной машине долго не протянет, надо срочно ввести в строй второй двигатель. И старшина бросился вниз, на ходу оде вая противогаз. Ivoe-как сбив пламя и до ложив командиру о случившемся, он на ложил на коллектор бандаж и принялся за топливопровод. В это время с мостика запросили, как скоро машина сможет дать ход. «Можно давать», — доложил старшина, соединяя перебитые части трубки резиновым шлангом. В тот же мо мент по приказу он запустил двигатель и дал максимальные обороты. А через мгновенье где-то за кормой ухнул взрыв — бомба миновала корабль. Так мог по ступить только советский моряк, любя щий и знающий свое дело. Брещенскнй отметил, что в их отделе нии люди серьезно относятся к изучению своей специальности, по-настоящему лю бят ее. Благодаря отлпчпому знанию спе циальности матрос Анисимов, будучи вахтенным мотористом на дизель-динамо, предотвратил неисправность машины. Хо- 1 юшее знание материальной части и не заурядную находчивость проявили на по ходе мотористы старшин матрос Горше нин и матрос Анисимов, когда они, не останавливая двигателя, устранили неис правности главного пускового клапана. Эти товарищи, говорил агитатор, не ра стеряются и в боевой обстановке. Старший лейтенант Ю. ЖАВОРОНОК. С‘езд развёрнутого наступления социализма по всему фронту Двадцать пять лет тому назад — 26 июня 1930 года открылся XV I с’езд Ком мунистической партии. Он вошел в исто рию партии, как с’езд развернутого на ступления социализма по всему фронту, ликвидации кулачества, как класса, и проведения в жизнь сплошной коллекти визации сельского хозяйства. X V I с’езд представляет собой исключительно важ ный этап в борьбе партии за построение социализма в нашей стране. С’езд подвел величественные итоги все мирно-исторических побед, которых доби лись под руководством Коммуниггнческой партии рабочий класс и трудящиеся массы крестьян нашей страны за период между XV и XV I с’ездами партии и наметил программу развернутого наступления со циализма по всему фронту. XV I с’езд обсудил политический и орга низационный отчеты о работе ЦК партии, доклады о выполнении пятилетнего пла на промышленностью, о колхозном движе ния и под’еме сельского хозяйства, о за дачах профсоюзов в реконструктивный пе риод и ряд других вопросов. По всем воп росам были приняты развернутые реше ния, которые вооружили партию и весь советский народ на борьбу за дальнейшее строительство социализма в нашей стране. К своему XV I с’езду Коммунистическая партия пришла единой и монолитной. На с’езде присутствовало 1.268 делегатов с решающим голосом и 891 с совещатель ным голосом, представлявших 1.260.874 члена партии и 711.609 кандидатов. Несмотря на то, что в период между XV и XV I с’ездами проходила чистка рядов пар тии, ряды партии не только не уменьши лись. а. наоборот, увеличились за отчет ный период более чем на 40 процентов. Это свидетельствовало о том, что наша партия не только закрепила, но и умно жила свои связи с трудящимися массами города и деревпи, еще более упрочила свое положение руководящей и направляющей силы в борьбе за победу социализма в на шей стране. К 25-летию XVI с’езда партии * * ★ X V I с’езд Коммунистической партии проходил в сложной международной обста новке. Период между XV и XV I с’ездами был переломным как для капиталистиче ских стран, так и для нашей страны. Но между изменениями, которые проппшли в странах капиталистического мира и в Советском Союзе, была коренная, принци пиальная разница. В то время, как народ ное хозяйство нашей страны из года в год развивалось по пути неуклонного эко номического под’ема, экономика капитали стических стран находилась в состоянии прогрессирующего упадка, была охваче на глубоким экономическим кризисом. Мировой экономический кризис до край ности обострил все основные противоречия капитализма. Он усилил борьбу между ра бочим классом и буржуазией, между от дельными капиталистическими государст вами и группами этих государств, между империалистическими, с одной стороны, колониальными и зависимыми странами, с другой стороны.’ Борьба между империа листическими державами превратилась в отчаянную схватку за рынки сбыта, источники сырья, за новый передел ко лоний. Разрешение внутренних и внешних противоречий буржуазия всех стран иска ла в бешеной гонке вооружений, в развя зывании новой мировой войны. С этой целью правительства империалистических государств создавали агрессивные военно- нолитические союзы. подавляли нацио нально-освободительное движение народ ных масс. Буржуазия усиливала эксплуа тацию рабочего класса, грабеж и разоре ние трудящихся слоев города и деревни, насаждала в своих странах реакционные Фашистские порядки, направленные про тив революционного и демократического движения трудящихся масс. Главной заботой внешней политики всех империалистических государств было — в ы й т и из затруднительного положения, создавшегося в результате мирового эконо мического кризиса, за счет нашей страиы путем интервенции. Антисоветская воен ная истерия, поднятая агрессивными кру гами империалистической буржуазии США и Англии, особенно усилилась накануне XV I с’езда партии, когда наша страна вступила в полосу развернутого наступле ния социализма по всему фронту. Буржу азия не могла спокойно переносить успехи социалистического строительства в нашей стране, так как они оказывали мощное ре волюционное воздействие на трудящиеся массы; она не могла примириться с начав шимся выкорчевыванием самих корней капитализма, ликвидацией кулачества, как класса, поскольку это лишало ее на дежды на восстановление буржуазных по рядков в Советском Союзе, внутренними силами, лишало внешнюю интервенцию своих последних союзников внутри нашей страны. Однако расчеты империалистов па раз вязывание войны против СССР были сор ваны в результате мудрой внутренней и внешней политики Коммунистической пар тии и Советского правительства. Успеш ное решение задач социалистической ин дустриализации страны и коллективиза ции сельского хозяйства явилось решаю щим условием укрепления обороноспособ ности Советского государства, роста его экономического и политического могуще ства. Дав глубокий анализ международного и внутреннего положения нашей страны, XV I с’езд партии разоблачил авантюри стические планы поджигателей войны, определив сущность советской внешней политики, как политики мира и широких торговых связей со всеми странами. В решениях с’езда содержалась четкая и яс ная программа борьбы Коммунистической партии за дальнейшее укрепление оиоро- носпособности нашей страны, за неуклон ный рост ее экономического и политиче ского влияния в международной жизни. Определяя задачи партии в области внешней политики, XV I с’езд поручил ЦК партии и впредь вести твердую и реши тельную политику мира и укрепления братской связи и солидарности рабочих и трудящихся масс Советского Союза с рабочими и трудящимися капиталистиче ских стран и колоний. В целях обеспечения экономической са мостоятельности СССР, укрепления оборо носпособности страны и отпора попыткам интервенции со стороны империалистиче ских государств с’езд подчеркнул необхо димость проведения быстрых темпов со циалистической индустриализации стра ны. С удовлетворением отмечая возросшую силу и обороноспособность Советских Во оруженных Сил, с’езд со всей решитель ностью указал на необходимость мобили зации трудящихся масс нашей страны на укрепление обороноспособности СССР, мо щи и боеспособности Советской Армии, Военно-Морского и Воздушного Флота. Вооруженная решениями XV I с’езда. Коммунистическая партия смело и уверен но повела советский народ вперед по пу ти новых побед социализма. * « * В то время, как капиталистический мир был охвачен разрушительным экономиче ским кризисом, в нашей стране шло неви данное в истории хозяйственное строи тельство. Осуществляя выработанную партией ленинскую политику индустриализации страны и коллективизации сельского хо зяйства. развертывая социалистическое наступление на хозяйственном фронте, Коммунистическая партия добилась круп ных успехов. Если к моменту созыва XV с’езда партии валовая продукция всей промышленности составляла 102,5 про цента по сравнению с 1913 годом, то к моменту созыва XV I с’езда она составила уже около 180 процентов довоенного уровня. Было достигнуто преобладание удельного веса промышленности во всей валовой продукции народного хозяйства над удельным весом сельского хозяйства. В 1929— 1930 году доля промышлен ности составляла 33 процента, а доля сель ского хозяйства — 47 процентов валовой продукции народного хозяйства. Эти дан ные свидетельствовали о том, что совет ская страна находилась в то время нака нуне превращения из страны аграрной в страну индустриальную. Выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства шло бурны ми, нарастающими темпами. Так, в 1928— 29 году общий рост промышленной про дукции составил 23,7 процента, а в 1929— 30 году — 32. Валовая продук ция основных отраслей тяжелой промыш ленности увеличилась за три года более чем в два раза. Однако, несмотря на небывалые темпы развития социалистической индустриали зации ио уровню промышленного произ водства, наша страна еще намного отста вала от передовых капиталистических стран. Поэтому необходимо было и в даль нейшем развивать нашу промышленность ускоренными темпами и вести решитель ную борьбу с оппортунистами, толкавши ми партию на снижение этих темпов. Одобряя политическую линию и работу ЦК партии, XV I с’езд поручил Централь ному Комитету обеспечить и в дальнейшем боевые большевистские темпы социали стического строительства. С’езд дал ука зание о всемерном развертывании тяже лой промышленности, являющейся осно вой основ социалистической экономики и создания новой угольно-металлургической базы на востоке Советского Союза. На основе успехов социалистической индустриализации был достигнут вели чайший перелом и в развитии сельского хозяйства. Вооруженная ленинским коопе ративным планом, Коммунистическая пар тия добилась блестящих побед в деле кол лективизации сельского хозяйства. В свя зи с решительным поворотом широких масс трудящегося крестьянства на путь социализма, пятилетняя программа кол хозного строительства была перевыполне на за два года более чем в полтора раза. Так, на 1-е мая 1930 года 40— 50 про центов крестьянских хозяйств основных зерновых районов страны были охзач'ны коллективизацией. Из года в год росла посевная площадь колхозов. Если в 1929 году она составляла 4.262 тыс. гектаров, то в 1930 году опа достигла 36 миллио нов гектаров. В 1930 году Советское го сударство получило только от колхозов бо лее половпны всей товарной продукции зерна в стране. Все это указывало, что. судьбу сельского хозяйства теперь стали определять колхозы и совхозы. Успешно проходила ликвидация кулачества, как класса, на базе сплошной коллективизации. Отмечая все эти достижения в области колхозного движения и цод’ема сельского хозяйства, X V I с’езд партии указал на необходимость дальнейшего развертывания колхозного строительства. С’езд одобрил Постановление Центрального Комитета от 5 января 1930 года «О темпе коллективи зации и мерах помощи государства кол хозному строительству».^ Главным вопросом XV I с’езда партии был вопрос о наступлении социализма по всему фронту. Развернутое наступление социализма по всему фронту началось с конца 1929 года, когда Коммунистическая партия перешла от политики ограничения и вытеснения кулацких элементов к по литике ликвидации кулачества, как клас са, на основе сплошной коллективизации. Практически это наступление выразилось в том, что вслед за ликвидацией капитали стических элементов в области промыш ленности было приступлено к решитель ному выкорчевыванию капиталистиче ских элементов также и в сельском хо зяйстве, вступившем на путь колхозов. Политика ликвидации кулачества, как класса, на основе сплошной коллективиза ции выражала коренные жизненные ин тересы рабочего класса и всего трудяще гося крестьянства нашей страны. Практи ческое осуществление этой политики озна чало установление новых социалистиче ских отношений в деревне, утвержюние социализма в области сельского хозяйст ва, решение самого сложного вопроса со циалистического строительства — вопро са о переводе индивидуального крестьян ского хозяйства на рельсы крупного кол хозного производства, на рельсы социализ ма. Решающие успехи, достигнутые совет ским народом под руководством Коммуни стической партии в развитии всего на родного хозяйства, коренным образом из менили соотношение классовых сил i эко номике страны в пользу социализма. Гчк, например, социалистический сектор в ва ловой продукции занимал к этому време ни 99.3 процента, а частнокапиталистиче ский — всего лишь 0,7 процента, т. е. капиталистические элементы в обдасти промышленности почти полностью были ликвидированы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz