На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
t На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 июня 1955 г.. № 147 (5299). Поход корабля — лучшая школа морской выучки Использовать каждую милю плавания для совершенствования боевого мастерства Так приходит боевая зрелосшЬ Уже несколько часов корабль находится в море, п на всех боевых постах кипит напряженная работа. Погода заметно ухудшилась. Запграли белые барашки волн на еще недавно со всем спокойном зеркале моря, заморосил холодный мелкий дождь. — Хорошее время хля тренировки, — говорит старшина 1 статьи Г. Гомзяков. И как бы в похтверждение этих слов раз дался сигнал учебно-боевой тревоги. Ору дийный расчет старшины 1 статьи Гомзя- кова быстро занял свои места в башне. Заглушая все звуки, громко затрещала трещотка, вспыхнула желтая лампочка прибора. Четкими и последовательными движениями наводчик матрос Докучаев принимает целеуказание с командного пункта. Впившись глазами в окуляры прицела, он ловит цель в перекрестие ни тей. Затем громко докладывает: — Цель поймана! Теперь надо произвести точную навод ку — это самое трудное. Наводчик то плавно, то рывка*ми вращает штурвал, следя за бегущей стрелкой прибора. Вот стрелка на мгновение замерла как раз на против неподвижного индекса. Вспыхнула синяя лампочка, показывая, что орудия наведены на цель. Тотчас раздался ре вун... Рассказывать об этом приходится дол го, но у наводчика это заняло несколько секунд, намного меньше, чем положено по нормативам, и лучше, чем на прошлых стрельбах. Из похода в поход матрос До кучаев. артиллерист второго класса, со вершенствует свое мастерство. Наблюдая за похожими на автоматиче ские движениями наводчика, думаешь: сколько труда и упорства пришлось про явить моряку, чтобы вот так мастерски действовать на своем заведывании. Когда Докучаева, еще молодого матроса, впервые старшина привел в башню, он, по его собственным словам, почувствовал се бя, как в лесу. Кругом невиданные меха низмы. приборы, проводки. «Что я тут смогу сделать?» — думал он. Старшине 1 статьи Г. Гомзякову, ви димо, были хорошо знакомы чувства моло дых матросов, которые впервые попадали сюда. Подбадривая матроса своей улыб кой, он дружески спросил: — Что, нравится здесь? Ну. ничего, главное не бояться, все будет хорошо. Привыкайте пока. И, обратившись к морякам поста, кото рые с любопытством смотрели на «молодо го», он сказал: *— В нашем полку прибыло. Вот вам новый товарищ... К зависти, с которой в первые дни До кучаев наблюдал за тем. как умело и ловко работали на своих заведываниях опытные матросы, примешивалось еще од но чувство. Раз они так хорошо научились действовать у орухий, — думалось ему, — почему я не смогу стать умелым ар тиллеристом? Однако уменье это давалось не так-то просто, и немало пота пришлось пролить Докучаеву, немало неудач пережить, пока пришло мастерство. Когда он теоретиче ски изучил материальную часть установ ки, был назначен горизонтальным навод чиком. Вот тут и пришлось Докучаеву трудно. — Бывало, трещотка трещит — зна чит, надо принимать целеуказание, — го ворит он. — а у меня ничего не полу чается: то не успеваю поймать цель, то теряюсь и не знаю, что куда переключить. А момент-то этот горячий, каждая секун да дорога. Спасибо старшпна много помог, а тп бы совсем трудно было... Последние слова моряк произносит с особенной теплотой. Старшина 1 статьи Гомзяков не опекал его, а по-настоящему учил, заставлял ма троса прежде самому попытаться постичь то. что дается трудно, а в критические минуты помогал советом и делом. Понаб людает. как Докучаев работает на заве дывании, а потом об’яснит, какие ошибки он допустил и как надо правильно дейст вовать в том или ином случае, а то и практически покажет. У Докучаева полу чалось плохо с приемом целеуказания, и он довольно долго не мог понять, в чем же дело. Присмотревшись к работе подчинен ного. Гомзяков сказал: — Вы не соблюдаете последовательно сти действий при приеме целеуказания, а без этого никак нельзя. Старшпна об’яснил принцип приема целеуказания, обстоятельно рассказал, в какой последовательности должен действо вать горизонтальный наводчик. А потом сел н£ место Докучаева и показал прак тически. — Вот так и надо делать. Ну-ка, по пробуйте сами... Только не надо спешить, — остановил старшина Докучаева, когда тот, думая, что теперь он все понял, пото ропился и допустил ошибку. — Сейчас вам не темп надо отрабатывать, а пра вильность и последовательность дейст вий. Повторим еще раз... Так, изо дня в день старшина добивался, чтобы молодой наводчик выработал в себе то, что так необходимо артиллеристу. Очень многому научили Докучаева, как и других моряков боевого поста, тренировки в походах. Именно походы и приучили его стойко переносить холод, качку. Как бы тепло ты ни был одет, а, когда в зим нем штормовом походе приходится часами сидеть в стальной башне у прицела в бое вой готовности, холод довольно сильно ощущается. Старшина 1 статьи Гомзяков использо вал каждую возможность в походе, чтобы потренировать моряков расчета. Появится вдали силуэт судна или что другое, по постам разносится команда: — Принять, целеуказание! Докучаев вначале не мог приноровить ся к этому. Ну, добро, если наводить но судну какому. А то дана команда, а он ничего в прицеле не видит. Докладывает старшине, а тот в ответ, мол, глядите лучше. Помучается матрос, находит, нако нец, цель, а она оказывается бревном, то появляющимся, то исчезающим за гребня ми волн. Но зато после каждого похода До кучаев все увереннее работал у приборов. Он уже перекрывал нормативы, а вы стоять па посту мог столько, сколько при кажут. Все это явилось прекрасной подготов кой к выполнению практических задач. Когда учебная стрельба, в которой впер вые участвовал наводчик матрос Докучаев, прошла успешно и старшина поощрил его за умелые действия, вот тогда Николай почувствовал себя настоящим артиллери стом. Докучаев отлично понимал, что быстро та открытия огня во многом зависит от натренированности наводчиков, от того, как скоро они поймают цель. Здесь играют важную роль и доли секунды. Еще недавно у артиллеристов старшины 1 статьи Гомзякова на выстрел уходило времени больше. Сейчас они сократили его на одну секунду. Одна секунда, а сколько упорного труда вложили матросы и старшины, чтобы достичь такого ре зультата! Частыми тренировками старшина отра батывал каждое движение не только на водчиков, но и артиллеристов команды заряжания. Казалось, мелочь— взять сна ряд с элеватора и переложить его в про межуточный стакан, а замешкается ма трос при выполнении этой операции, как темп стрельбы может нарушиться. Так и было одно время у выгружающего Логва- нева. Только упорной тренировкой и этот недостаток был ликвидирован. ...Колокола громкого боя возвестили о приближении «воздушного противника». Быстро занимают места в башне артилле ристы старшины 1 статьи Г. Гомзякова. Уверенно действуют старшина 2 статьи И. Рыжов, матросы Н. Докучаев, Ю. Гал кин и другие специалисты. Стволы ору дий разворачиваются в нужном направле нии. Все готово, и по сигналу орудия начнут действовать... Старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. НА МОРСКИХ ГЛУБИНАХ ... Выход предстоял сложный и продолжительный. Подводники тщательно гото вились к плаванию, отрабатывая боевые приемы, совершенствовали выучку. Когда все было готово, личный состав занял свои места на боевых постах. Подводный ко рабль взял курс в открытое море. Безотказно работают механизмы, с боевых постов поступают четкие и своевременные доклады. Постоянно осуществляется контроль за бдительным несением вахты. — Приготовиться к погружению! — поступает команда. И вот уже лодка идет в подводном положении. Умело действуют рулевые, элек трики, акустики. Они стремятся как можно лучше выполнить приказ командира. Старшины 2 статьи Алексеев и Завалий, старший матрос Пасечный и матрос Слаутин отлично справляются со своими обязанностями. Длительный поход до предела насыщен упорной боевой учебой. В плавании, как нигде, вырабатываются высокие морально-боевые, физические и морские качества воинов, способных выполнить все, что необходимо для укрепления морских границ нашей социалистической Родины. Трудно бывает нести ходовую вахту во время шторма, и только воины с хорошей физической закалкой и крепким организмом способны до конца выполнить свой долг при любых условиях. Вахту на вертикальных рулях несет старший матрос Трубников. Вот он почувствовал себя плохо, но, несмотря на головную боль, моряк удерживал корабль на заданном курсе. Чувство дружбы и товарищества, взаимозаменяемость на корабле, знание сроего дела — залог обеспечения живучести и боеспособности корабля. Не было возможно сти, например, командиру отделения электриков выполнять свои обязанности, его заменил старшина 2 статьи Алексеев, который на протяжении всего похода отлично выполнял обязанности командира отделения электриков и командира отсека парал лельно со своими обязанностями по другой специальности. На лодке многие моряки могут заменить в бою товарища. Так, матросы Савин и Бутов осваивают другую специальность и уже готовятся сдавать на допуск к само стоятельному несению вахты. Благодаря взаимодействию всех боевых постов, хорошей организации и взаимо заменяемости личного состава все задачи плавания на морских глубинах бы ли решены успешно, корабль вернулся в базу. Как и предыдущие, этот поход показал, что моряки-подводники добились новых успехов в технически грамотном использова ния боевой техники, оружия. Старшина 2 статьи В. АВЕРЬЯНОВ. НА СНИМКАХ: слева — молодой матрос машнннст-турби- нист Виктор Гонтарь. В одном из последних походов он особен но хорошо нес вахту у механизмов. СПРАВА — специалист второго класса старшина 2 статьи Ев гений Ивановский и матрос Борис Востриков за передачей сема фора. Фото И. Никишова. В суровой борьбе со стихией Трудности закаляют моряков, прививают им стойкость и выносливость Звонок. Стрелка машинного телеграфа передвинулась на са мый малый задний. Вахтенный маневрист старший матрос Мордашов отрепетовал приказание, дал знак об изменении хода вахтенному на горении и стал постепенно открывать клапан. Затем моряк еще несколько раз изменяет ход и. наконец, чув ствует, как корабль набирает скорость. Значит, из бухты уже вышли. Старшина приказал матросу Янсону занять место у манев рового клапана. Молодой воин усвоил теорию, но ему надо мно го тренироваться, чтобы приобрести практические навыки. Ян- сон не уверен в свопх силах. Он теряется, когда стрелка телег рафа передвигается, и иногда забывает сообщить о свопх дейст виях в котельное отделение. Тогда пар садится. Старшина заме чает оплошность подчиненного и говорит ему: — Я надеюсь, что скоро вы будете неплохо нести вахту. Но для этого нужно держать себя спокойнее и увереннее. На бирайте ход постепенно, при этом следите за давлением пара перед соплами и в главной магистрали. Постепенно Янсон начинает действовать смелее. Он так ув лекается и вникает в работу техники, что по стуку линии вала угадывает малейшие отклонения стрелки тахометра. В открытом море качка сильнее. Хотя ветер умеренный, но зыбь большая. В это время на корабле об'явили боевую тревогу. Начались тренировки ио борьбе за живучесть. ... Старшему матросу Мордашову поступила вводная: «Слома на штоковая выводка маневрового устройства». Воин перехо дит на ручное управление ходами. Он действует быстро и пра вильно. Трудное задание получил и матрос Сахаров. Оказалась про битой пожарная магистраль. Выглядело это так. Заваренная с одного конца труба с отверстиями различных диаметров с дру гого была присоединена к пожарному шлангу. В трубу под дав лением подали воду, и она упругими струями брызнула из «про боин». Сахарову предстояло ликвидировать повреждение. Воин взял резину и оклетневочную проволоку. Но закрепить их не так-то просто. Матроса обливало холодной водой, работать бы ло неудобно — мешали магистрали, корабль качало. Но моряк упорно выполнял вводную. Вот он обернул трубу резиной и стал кольцо за кольцом накладывать на нес проволоку. По степенно он остановил течь и доложил: — Пожарная магистраль исправлена, поставлена оклетнев- ка! Учение продолжается. Матросу Медвед-;зу поставлена ввод ная: — Пробита расходная масляная система в районе... цтон- гоута по левому борту, поступает вода. Качка усилилась, и перемещаться трудно, приходится дер жаться за что-либо, чтобы не упасть. Но воин быстро подносит аварийный материал и заделывает пробоину. Неожиданно в машинном отделении погас свет. Теперь мо рякам пришлось обслуживать механизмы в темноте. Обстановка приблизилась к боевой. И воины справлялись с обязанностями. Каждый из них способен запустить механизм и обслуживать его в любых условиях. Отбой тревоги. Тренировка окончена. Личный состав продол жает нести вахту. Воины устали, но довольны результатами учебы. Они знают, что успокаиваться на достигнутом нельзя. Нужно с еще большим напряжением совершенствовать военные знания, повышать боеготовность корабля. Походы предоставля ют для этого все возможности. Даже такой опытный специа лист, как старшина 2 статьи Глебов, узнал в плавании много пового. Неожиданно понизился вакуум. Необходимо было немед ленно устранить эту ненормальность в работе техники. Стар шина вахты начал искать причину неисправности. Он взял свечу и осмотрел все фланцевые соединения магистралей, ве дущих к эжектору и отсосу пара, а также к автомату питания. Но пламя свечи не колебалось. Подсоса не обнаруживалось. Однако идти с низким вакуумом долго нельзя, тем более на больших скоростях. Конденсатор греется. Как же быть? Зная, что генератор тоже работает на вакуум, Глебов прибавил уплот нение генератору. Но вакуум все-таки не поднимался. В ма шинное отделение спустился командир боевой части. Старшпна попросил у него разрешения вывести пз действия турбогенера тор. Там во время ремонта отдавали магистраль отработавшего пара. Может быть она поставлена неправильно. Офицер дал «добро». Пришел вахтенный электрик и снял нагрузку с генератора. Затем механизм остановили. Вакуум сразу начал подниматься. Причина неисправности была ясна. Дело в том. что в походах прокладка села и прп вибрации маги страль в местах фланцевых соединений подсасывала воздух, ко торый попадал в главный конденсатор. Один из воинов во время не догадался проверить и подтянуть гайки, понадеяв шись на то, что после ремонта техника будет работать исправ но. В свою очередь. старшина не проверил подчиненного. Свою ошибку он вынужден был исправлять в походе, в слож ных условиях. Когда старший матрос Головин обжал гайки, за пустили турбогенератор. Вся установка теперь работала нор мально. После похода на подведении итогов командир боевой части отметил правильные действия моряков в сложных усло виях. За отличные действия командир корабля об’явил благо дарность старшим матросам Мордашову и Головину, матросам Медведеву и Янсону. Каждый поход закаляет воинов. В борьбе с трудностями онп приобретают выносливость, стойкость, мужество, способность преодолевать любые невзгоды, выполнять самые сложные зада чи. Матрос Г. МАКОВ. М а с т е р с т в о рождае т ся в походах Много сил и старания в обучении под чиненных прилагает классный специалист старшина 2 статьи Рутьков. Он много и настойчиво работает над повышением бое вой готовности отделения, показывает пример в учебе и службе. Свои знания и опыт в обслуживании боевой техники старшина передает молодым воинам. Ма трос Смирнов, например, который недавно прибыл на корабль, не имел еще хороших навыков в использовании оружия. В од ном из последний походов он плохо подго товил материальную часть к действию, не сразу обнаружил неисправность в ра боте мотора. Случай со Смирновым обеспокоил Руть- кова. Старшина резко критиковал воина, потребовал, чтобы матрос изменил отно шение к боевой учебе, предложил помощь. После этого были организованы дополни тельные занятия. Во время похода Рутьков уделил боль шое внимание боевой учебе, ибо только в море матрос может достичь отличных ре зультатов в совершенствовании мастерст ва, приобрести навыки и опыт, проверить и закрепить свои теоретические знания. Старший матрос Н. КРУК. Все вводные решены успешно Высокая выучка и мастерство подчиненных старшины 2 статьи Баженова Корабль в море. Большая зыбь плавно кладет его с борта на борт. Трудно нести походную вахту в таких условиях. Чтобы удержаться на месте, нужно держаться за что-нибудь. Морякам нельзя притуплять бдительность, ибо механизмы в действии. Монотонно жужжат вентиляторы, нагне тая воздух в котельное отделение. Здесь несут вахту подчиненные классного спе циалиста старшины 2 статьи Баженова. По-хозяйски следит за работой котла и ме ханизмов старшина, не допуская никаких отклонений от инструкции и наставлений. Его взгляд останавливается на матросе Серове. Моряк увлечен вахтой, сосредото ченно следит за работой нефтяных насосов, умело поддерживает режим работы главно го котла. П старшина доволен: его труд да ром не пропал. Всего несколько месяцев назад пришел на корабль молодой матрос. Никаких навыков по обслуживанию техни ки у него тогда не было. Не все шло глад ко у моряка сначала, были и промахи, и ошибки, и тогда на помощь приходили бо лее опытные товарищи. Среди них первым был старшина. Много он уделял Серову времени, на тренировках непосредственно у боевых механизмов помогал ему в изу чении сложной котельной установки. II вот сегодня Серов умело обслуживает ме ханизм. Бдительно несут вахту и другие моряки. В котельное отделение поступает ввод ная: — Затоплено соседнее помещение, под напором воды начинает прогибаться пере борка. Трудно решать вводную, когда количест во людей ограничено. Старшина отдает приказание: — Матросу Серову перейти па обслужи вание двух заведываннй. Молодой моряк не теряется. Теперь бу дет труднее, нужно быть особенно бди тельным — ведь многое зависит от четких действий воина. А в это время старшие матросы Петров и Рева вооружают подпору. Быстро под гоняется брус, пришлось немного подпи лить его, и вот уже слышатся удары ку валд по клиньям. Подпора поставлена. Нор матив перекрыт. В это время вспыхивает синяя лампочка. Стрелка котельного теле графа показала полное количество форсу нок. Корабль набирает ход. Быстро дей ствует вахтенный на горении матрос При мак. Отрепетовав сигнал, он быстро вклю чает нужное количество форсунок и сразу же добавляет число оборотов вентиляторов. — Пар на марке! — докладывает он старшине и бдительно следит за приборами на щитке, не забывая взглянуть и в топку, чтобы определить по пламени бездымное сгорание мазута. Каждый час пребывания в море умело использует старшина для приобретения практических навыков. Вот он дает вводную матросу Дзюину. Задача очень трудная, ее может выполнить только хорошо подготовленный моряк. Завязав полотенцем глаза, матрос наощупь подни мается по трапу, и вот он уже наверху. Закрыв стопорные клапана, находит втулку выводкового штока, вставляет ключ н останавливает вспомогательные механизмы. Вводная решена правильно. Много еще поступало вводных на пост, н все они решались моряками умело. В этом немалая заслуга нх стапшины. Ко рабль продолжает плавание. Много часов подряд пришлось воинам трудиться без отдыха, но они знают: как ни труден поход, в бою будет еще труднее и нужно привыкать к этому сейчас, в мирное время. Поход показал возросшее боевое мастер ство котельных машинистов, нх умение действовать в любых условиях, правильно решать все задачи, поставленные перед ними. Это — результат повседневной, на стойчивой учебы моряков. В походах онп учатся с особенно большим напряжением, стремясь максимально использовать каж дую милю плавания для приобретения но вых знаний п практических навыков. Матрос А. ПОПОВ. З а ж и з н ь р о д н о г о к о р а б л я Сколько нового, интересного узнают воины с каждым выходом в море! Ведь именно в походе закаляются моряки, вырабатыва ют в себе морские навыки. Вот прозвучала команда: «Ко рабль к бою и походу нзгото- е п т ь ! » . Началась оживленная работа. Все предметы закреп ляются по-штормовому, корабль готов выдержать любое испыта ние. Все дальше и дальше ухо дит корабль. Впереди — бескрай ние просторы Баренцова моря. Прозвучал сигнал боевой трево ги. Моряки быстро разбежались по своим постам. Еще перед выходом в море командир поставил задачу, эб'яс- нил ход предстоящего учения. — Мы будем иметь дело с сильным «противником», — ска зал офицер. ...Боевые посты изготовлены к бою, один за другим поступают доклады на командный пункт. Аварийный пост — один из ответственнейших на корабле. Командует им ветеран флота мичман Марков, который служит на флоте много лет. Доложив о готовности поста, моряки ждут указаний командира. Каждый воин чувствует себя напряжен но. Настал момент показать свое мастерство. Еще раз напомнил мичман воинам о той задаче, ко торая была возложена на них. — Никаких упрощений, дей ствовать, как в бою, — сказал он, — работать быстро, четко и уверенно. — Торпедные катера «против ника» атакуют корабль, — раз неслось по трансляции. Все за мерли, минута напряженная. За дребезжал телефон. — Командир аварийного по ста мичман Марков слушает вас. — «Пробоина» ниже ватерли нии, вода поступает в склад су хой провизии... — поступила вводная. *^ — Старший матрос Муругов, одевайте водолазный костюм и приступайте к заделыванию «пробоины»! Старшему матросу Катаеву и матросам Бондаренко вооружать в о д о о т л и в н о й эжек тор и откачивать воду из отсека, — отдал приказание мичман. — Есть, одеть водолазный костюм и заделать «пробоину», — четко повторил приказание Муругов. — Учтите, товарищ Муругов, что действовать будете в темно те, — добавил мичман. Старший матрос Муругов спустился в отсек. Ему подали щит. подпору, кувалду — все необходимое для заделки «пробо ины». Муругов за семь с поло виной минут поставил щит на «пробоину», а Катаев и Бонда ренко за две минуты вооружили водоотливной эжектор. — Самолеты «противника» атакуют наш корабль, — слы шится снова по трансляции. Обстановка усложнилась. Воз ник «пожар» в шпилевом отделе нии, «горит» электропроводка и краска. — Потушить «пожар»! — слышится команда. Матрос Костров быстро обес точивает «горящую» сеть, а ма трос Абндаев уже тушит «по жар» пенным огнетушителем. Но «пожар» настолько силен, что потушить его огнетушителем невозможно. Тогда Катаев, не раздумывая, вооружил шланг. П только тогда «пожар» был лик видирован. причем в помещении, где возник он, света не было, «пожар» тушили в темноте. Поступило еще несколько ввод ных о полученных «поврежде ниях», которые также быстро ликвидировались. Несколько ча сов подряд в обстановке, прибли женной к боевой, боролись вои ны за живучесть корабля. Ни один пе говорил об усталости, хотя не спали уже двое суток. Учиться тому, что необходимо на войне, — вот девиз каждого воина. Ведь в бою, в настоящей боевой обстановке, придется не спать не по двое суток, а боль ше. II чтобы трудности не заста ли врасплох, к этому нужно при выкать сейчас, вырабатывать в себе те навыки, которые необхо димы в бою. Командир поста мичман Марков — участник Ве ликой Отечественной войны. Всю войну он прослужил на боевых кораблях. Он много рассказывал подчиненным о боевых делах своих товарищей по оружию. II из его рассказов воины ясно ви дели, как нужны в бою те зна ния и тот опыт, которые приоб ретаются в мирное время. Вот один из случаев, который про изошел во время войны. — Мы стояли на рейде, — рассказывает мичман.— Ни днем, ни ночыо вражеские самолеты не давали покоя, делая но по скольку налетов в сутки. Но на ши артиллеристы отбивали ата ки самолетов противника. Од нажды ночью пять вражеских са молетов налетели па /наш ко рабль. стараясь во что бы то ни стало вывести его из строя. Одна за другой посыпались бом бы, но вот одна из бомб попала прямо в башню, главного калиб ра п повредпла се. Мотор гори зонтальной наводки башни был поврежден. Повреждение серьезное, ору дие почти бездействовало. Чтобы ввести его в строй, нужен был опытный металлист. Был в этой башне старший матрос Пошпва- ев. Он отлично знал свою специ альность. был опытным моряком. — Разрешите? — обратился он к командиру башни. — Попы таюсь исправить повреждение. Трое суток, почти без сна п отдыха, моряк работал не покла дая рук. Он взял чертеж, схемы и но ним монтировал обмотку мотора. Через трое суток орудие уже вело огонь. Верный своему долгу. Военной присяге, несмот ря на трудности, моряк справил ся с поставленной перед ним за дачей. Тот опыт п знания, кото рые он приобрел, помогли ему в сложной боевой обстановке. За это Ношпваев был награл;ден орденом. Отсюда видно, как нуж ны знания в бою и как пужно бороться за жизнь родного ко рабля. Корабль успешно возвратился в базу. Стойкие и выносливые моряки еще раз показали в похо де свое возросшее мастерство. Матоос В. ЛУКАНИН. I •й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz