На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
21 июня 19BS r „ № 145 (5297). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Во время ремонта и переборки механизмов Как строить работу комсомольского бю ро, когда на корабле производится ремонт и переборка механизмов? Иногда бывает, что в этот период упускаются вопросы боевой подготовки и идейного роста ком сомольцев и все внимание сосредоточи вается только на ремонте механизмов. Это, конечно, неправильно. Выполняя ос новную задачу, комсомольцы должны за ниматься и боевой подготовкой, и идей ным воспитанием молодых вопнов. Показательна в этом отношении рабо та комсомольского бюро подразделения, где служит старшина 2 статьи Н. Литов- чик. Узнав у командира боевой части, что предстоят ремонт и переборка меха низмов, секретарь комсомольской органи зации заранее составил проект плана ра боты, который затем коллективно обсуж дался на заседании бьро. Какие же во просы отражались в этом плане? Исходя из указаний командира корабля, наряду с ремонтными работами уделялось внимание повышению уровня боевой подготовки личного состава, воспитанию у моряков любви к боевому оружию и т. д. Для обсуждения плана работы на бюро были приглашены старшины, члены ред коллегии стенной газеты и другие акти висты. Комсомольцы внесли ряд поправок и предложений. Было обращено особое внимание на изучение моряками своего оружия и технических средств. Ведь во время ремонта и ' переборки механизмов для этого имеются богатые возможности. Членам бюро тт. Лавриненкову, Чакчу- рину и другим былп даны конкретпые за дания по оказанию командиру помощи в мобилизации личного состава на новые успехи в боевой подготовке. Члену бюро тов. Емельянову поручалось выпустить боевые листки на темы: «Не снижать до стигнутого уровня боевой подготовки» и «За культурный отдых моряков». Членам бюро Карачкину и Лавриненкову было да но задание организовать беседы с моло дыми матросами по устройству корабля. Комсомольское бюро призвано добивать ся, чтобы каждый член ВЛКСМ настойчи во повышал свой теоретический и куль турный уровень, широко пропагандиро вать достижения советской промышленно сти, приоритет русских и советских уче ных в изобретении боевой техники. Учи тывая это, на заседании бюро комсомоль цы предложили члену ВЛКСМ офицеру Макарову прочитать для личного состава лекцию ^а тему: «Роль русских и совет ских ученых в изобретении и развитии артиллерийского оружия». Было внесено также предложение организовать экскур сию в музей Северного флота. Обсудив все эти и другие вопросы, бюро составило конкретный, целеустремленный план ра боты, а затем приступило к его выпол нению. В один из дней моряки-артиллеристы собрались в кубрике. — Русская артиллерия имеет многове ковую историю, — начал лекцию тов. Макаров. Офицер построил свое выступление на ярких, убедительных примерах. Перед слушателями предстали одна за дру гой страницы истории русской и со ветской артиллерии. Из этой лекции мо ряки узнали о славных делах наших мно гих соотечественников ученых-артиллери- стов в прошлом, а также о великих до стижениях советских ученых, которые создали для Вооруженных Сил СССР пер воклассное артиллерийское вооружение. С чувством гордости за свою отечест венную технику, за успехи наших уче ных покидали комсомольцы кубрик после лекции. В одно из воскресений по инициативе комсомольского бюро была организована экскурсия в музей Северного флота. Она оставила у моряков большое впечатление. — Очень хороший музей! — сказал после экскурсии матрос Назаров. Эт(гмнение разделили и другие моряки. Экскурсия имела большое воспитательное значение. Она способствовала развитию у личного состава любви к Северному флоту, повышению у моряков чувства от ветственности за выполнение священных обязанностей защитников нашей замеча тельной социалистической Отчизны. В период ремонта и переборки меха низмов был проведен ряд тренировок. И первая же из них показала, что даже незначительный по времени перерыв в боевой подготовке отрицательно сказы вается на выучке личного состава. — Еле-еле вытянули, — признавались некоторые моряки после этой тренировки. Тогда все за. дело взялись дружнее. Вторая и третья тренировки прошли ус пешнее. Постепенно моряки значительно повысили свои результаты. Изучая автомат, комендор матрос Гал кин не совсем ясно представлял себе^ уст ройство и работу отдельных деталей. Во время ремонта комсомолец Лавриненков помог ему разобрать механизм горизон тального наведения, об’яснил, как пра вильно его почистить, смазать и собрать. Теперь Галкин лучше знает свое заведы вание. Старшина 2 статьи Лавриненков помог матросу Герасимову и другим моло дым морякам лучше изучить устройство корабля. Благодаря такой работе комсомольского бюро многие матросы, особенно молодые, в период ремонта и переборки механизмов получили немало новых интересных зна ний. Это, безусловно, отрадное явление. Однако следует указать, что в работе бюро были и педочеты. Они произошли, прежде всего, в результате недостаточно, умелой постановки контроля и проверки исполнения отдельных заданий. Так, па- пример, тов. Морозов не выполнил пору чение написать лозунги, ссылаясь на нехватку времени и отсутствие материа лов. Комсомолец Емельянов вместо двух выпустил только один боевой листок. Во всем этом виноваты, конечно, в первую очередь комсомольцы, не выполнившие данных им заданий, но следует сделать упрек и секретарю комсомольской органи зации, который не сумел как следует обеспечить выполнение плана работы. Од ним из серьезных недостатков явилось также то, что бюро не вовлекло в ак тивную работу всех комсомольцев. Если бы удалось избежать всех этих недостат ков, то результаты работы, несомненно, были бы гораздо лучше. Комсомольское бюро в любых условиях должно работать оперативно, ни в коем случае не упуская вопросов боевой подго товки и идейного роста комсомольцев, тесно увязывая всю свою деятельность с теми конкретными задачами, которые сто ят перед личным составом. Старший лейтенант И. ЕВИЧЕВ. Д я т е р е с я а я беседа Комсомолец Лустов провел с личным составом нашего взвода беседу на тему: «Быть храбрым воином». Он рассказал о том, как дисциплинированные, физически закаленные воины умело громили фашист ских захватчиков в годы Великой Отече ственной войны, проявляя отвагу и му жество, массовый героизм. Беседа комсомольца Лустова вызвала большой интерес у воинов. С такими бе седами он выступает часто. Комсомолец- активист раз’ясняет воинам постановле ния Коммунистической партии и Совет ского правительства, призывает их неустанно крепить боевое могущество род ного флота, настойчиво учиться тому, что необходимо в современном бою. Матрос Н. НОРЕВИН. Из рисунков , присланных на конкурс УГОЛОК НАШЕГО КРАЯ Комната самостоятельной работы Ответственные задачи обучения и вос питания советских воинов требуют от каж дого офицера систематически и настойчи во овладевать марксистско-ленинской на укой. Большую помощь офицерам в изуче нии марксизма-ленинизма призваны ока зывать комнаты самостоятельной работы, созданные при Домах офицеров. Заслуживает внимания опыт работы та кой комнаты в Доме офицеров Н-ского гар низона. Руководствуясь постановлениями Центрального Комитета КПСС но вопросам идеологической работы, пропагандисты Дома офицеров оказывают постоянную те оретическую и методическую помощь само стоятельно изучающим марксистско-ленин скую теорию. Знание пропагандистами задач, стоящих перед личным составом, живая связь с офицерами кораблей и подразделений, изу чение вопросов, интересующих и волную щих воинов, — все это позволяет работ никам Дома офицеров организовать дея тельность комнаты самостоятельной рабо ты целенаправленно, подчинив ее насущ ным задачам теоретической учебы. Здесь офицер может узнать, какие бу дут проводиться лекции, доклады, кон сультации. Кстати сказать, в составлении таких планов принимают участие коман диры, политработники подразделений, про пагандисты. Это позволяет разнообразить круг вопросов, полнее учитывать запросы офицеров, привлекать к проведению наме ченных мероприятий лучшие пропаганди стские силы. В соответствии с планом строится и вся деятельность комнаты са мостоятельной работы. В комнате всегда дежурят копсультап- ты. Сюда ежедневно приходят офицеры, чтобы получить раз’яспение по различным вопросам марксистско-ленинской теории, методике самостоятельной работы над кни гой. Дежурные пропагандисты стремятся дать каждому посетителю исчерпывающий ответ. Вопросы записываются в тетрадь и периодически рассматриваются на совеща ниях пропагандистов, где анализируется их характер, делается из этого вывод для дальнейшей практической работы. Комната самостоятельной работы приоб рела сейчас большое значение в связи с ростом в гарнизоне числа офицеров, окон чивших вечерний университет марксизма- ленинизма и продолжающих заниматься политическим самообразованием. Здесь не редко можно увидеть за столом с книгой офицеров Горелика, Юхненко, Будзинского, Андреева и многих других. В комнате созданы необходимые условия для плодотворной самостоятельной работы офицеров. Имеются в достаточном количе стве произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Хорошо поставлена биб лиографическая работа, которую ведет опытный библиограф Т. Дикова; создана картотека литературы, систематизирован ная ио отдельным разделам общественных наук. В специальных папках собраны вы резки газетных статей по вопросам ком мунистического строительства в СССР, ма териалы об успехах стран народной демо кратии в строительстве социализма. Име ются также папки, в которых собраны методические разработки по воинскому воспитанию. Картотеки и панки материа лов регулярно пополняются и обновляются. К услугам посетителей — различная справочная литература: Большая Совет ская Энциклопедия, политический словарь, словарь иностранных слов, хронологиче ские таблицы, стенограммные лекции ио различным отраслям знаний, несколько комплектов наглядных пособий но истории партии и истории СССР. Внимание привле кает выставка периодической печати, раз’ясняющая решения Коммунистической партии и Советского правительства о дальнейшем развитии тяжелой индустрии и сельского хозяйства. Все вновь поступающие в комнату са мостоятельной работы журналы выставля ются на специальной витрине. Приколо тые к обложкам карточки указывают пе речень основных статей, помещенных в помере. На новые книги составляются аннотации, регулярно передаваемые по радио. К каждому политическому событию или исторической дате в жизни нашей Родины в комнате подбираются и выставляются соответствующая литература и наглядные пособия, оказывающие значительную по мощь докладчикам и беседчикам в подго товке к выступлениям перед личным со ставом. Пропагандисты ио просьбе офицеров, самостоятельно изучающих марксистско- ленинскую теорию, провели ряд бесед и прочитали несколько методических лек ций, например: «Как работать над к н и гой », «Как использовать учебник полити ческой экономии для изучения экономиче ской теории» и т. д. Частыми посетителями комнаты само стоятельной работы являются руководите ли групп политических занятий. Здесь они готовятся к очередной теме, составляют план своего рассказа, консультируются с пропагандистами, как лучше и доходчивее изложить содержание материала слушате лям. Нередко организуются групповые консультации слушателей. Так, например, в процессе самостоятельной работы воз никла необходимость провести консульта цию по национальному вопросу. Ее про вел офицер Нехорошков. Подобные группо вые консультации по политической эконо мии проводил внештатный пропагандист офицер Гладкий. При Доме офицеров работает вечерний университет марксизма-ленинизма. Комна та самостоятельной работы помогает слу шателям университета в подготовке к се минарским занятиям, в организации само стоятельного изучения произведений классиков марксизма-ленинизма. К семи нарским занятиям подбирается соответст вующая литература, наглядные и справоч ные пособия, цифровые и фактические ма териалы из жизни нашей Родины и Совет ских Вооруженных Сил, устраиваются выставки политической и художественной литературы. В комнате самостоятельной работы есть немало постоянных посетителей. Мы спро сили офицера Андреева: могли бы вы так регулярно работать над книгой дома? — Я работаю и дома, — ответил он. — Но так плодотворно поработать над книгой, когда не остается не выясненным ни один вопрос, получить консультацию на месте, обогатить свою память новыми знаниями, можно только здесь, в этой комнате. И это действительно так. Пропаганди сты Дома офицеров хорошо организовали деятельность комнаты самостоятельной ра боты, подчинили свои усилия одной цели: предоставить все возможности офицерам для их плодотворной марксистско-ленин ской учебы. , Деятельность комнаты самостоятельной работы была бы еще плодотворней, еслп бы пропагандист старший лейтенант тов. Копырин, который отвечает за се работу,! был более тесно связан с офицерами ко-1 раблей и подразделений, интересовался их| запросами и нуждами. Но.пока тов. Копы-! рин — редкий гость у моряков. А ему j следовало бы почаще бывать среди офице ров, руководителей групп политзанятий,! советовать им, где взять материал по той/ или иной теме, как лучше подготовиться* и изучить ее. Офицеры Н-ского гарнизона постоянно и настойчиво повышают свой идейно-тео ретический уровень, расширяют культур ный кругозор, приобретают необходимые знания для умелого обучения и воспита ния личного состава. В этом немалая за слуга принадлежит и комнате самостоя тельной работы. В. СОРОКАЛЕТ. Учебный сбор киномехаников В матросском клубе г. Североморска Политуправлением флота был организо ван и проведен двухдневный сбор киномехаников. На этом сборе были про читаны лекции по сснсзам элетротехннки. Киномеханики ознакомились с устройст вом и принципом работы различных изме рительных приборов, кинопроекционной техники. Старший мастер киноцеха ма стерской тов. Пегухин рассказал собрав шимся об устройстве 4 принципе дейст вия новейшего выпрямителя и сило вого распределительного устройства. Ка питан Цибульский прочел лекцию на тему: «Кинофильм н правила его эксплу атации». Оп разобрал конкретные факты нарушений отдельными киномеханиками элементарных технических требований но содержанию и эксплуатации кинопленки, что преждевременно выводит из строя фильмы и наносит большой ущерб госу дарству. Офицер Кузьмин прочел лекцию по противопожарной технике. Он расска зал, как нужно оборудовать помещение для демонстрирования кинокартин, ознакомил с устройством средств пожаротушения, по казал, как падо применять пх. В конце сбора киномеханики высказали свои замечания, просьбы и пожелания. Значительная часть молодых специалистов просила оказать им практическую помощь в обеспечении технической литературой. Тт. Спрннгнс и Архипов заявили, что по литработники подразделений, в которых они служат, не проявляют заботы об обес печении их крайне необходимым журна лом «Киномеханик». Они также отмечали, что в библиотеках подразделений нет ли тературы по кино и радио, а она весьма необходима для кинорадиоспецпалистов. Некоторые киномеханики отмечали, что имеются случаи, когда в дни демонстра ции кинофильмов им не отводят времени, необходимого для подготовки киноаппара туры и фильма к сеансу, что отрицательно сказывается на качестве кинопоказа, при водит к преждевременной порче фильма и дорогостоящей техники. Как выяснилось, еще встречаются фак ты, когда отдельные начальники клубов и политработники своевременно не реагиру ют на заявления киномехаников о необхо димости производства ремонта аппарату ры, хотя знают, что демонстрировать фильм на неисправной аппаратуре опасно в противопожарном отношеппи. Тт. Шкляров и Ротозпй в своих выступ лениях заявили, что их не обеспечивают транспортом для доставки кинокартин в часть и обратпо на кпнобазу. Киномеханики одного из гарнизонов подвергли критике работников кинобазы, справедливо указывая на то, что они не своевременно меняют картины в своем филиале, где работает тов. Гамбурцева. В заключение сбора киномеханики про смотрели несколько новых киножурналов и новый художественный цветной кино фильм «Попрыгунья». Г. НИКАНДРОВ. По следам неопубликованных писем В присланном в редакцию письме воен кор В. Антоненко сообщал о плохой работе матросского клуба. В частности, говори лось, что кроме демонстрации кинофиль мов и проведения танцев здесь другой ра боты не проводится. Копия письма была направлена для принятия мер начальнику политотдела. На днях получен ответ, в котором сооб щается, что изложенные военкором факты подтвердились. Письмо было обсуждено на совещании политработников. Приняты ме ры к улучшению организации отдыха и досуга личного состава. В выходные дни в клубе организуются вечера отдыха, чтение лекций, докладов, тематические вечера и другие мероприятия. Созданы и работают секции легкой и тяжелой атлетики. задачи марксистской партии, вытекавшие из необходимости борьбы за социалистиче скую революцию. Она требовала организа ции внутри крестьянских комитетов про летарских и полупролетарских элементов деревни, которые играли наиболее актив ную роль в общекрестьянском движении и которые на последующем этапе революции должны повести решительную борьбу с кулачеством. Большевистская аграрная программа, являвшаяся нераздельной, составной ча стью общей революционной программы марксистской партии, коренным образом отличалась от аграрных программ буржу азных и мелкобуржуазных партий. Особенно опасной была аграрная про грамма партии либеральной буржуазии кадетов. Чтобы предотвратить захват кре стьянством всей земли и сохранить поме щичье землевладение, либеральные бур жуа обещали крестьянам увеличить их земельные наделы за счет «отчуждения» лишь незначительной доли частнособст веннических земель, и притом по так на зываемой «справедливой» оценке. Такая программа не могла решить земельного во проса е России, но она отвлекала кресть ян от борьбы. Либеральная буржуазия стремилась удержать крестьянские массы от участия в революции и повести их за собой. Поэтому большевики решительно боролись за высвобождение крестьянства из-под влияния либеральной буржуазии. Это было главным направлением борьбы, от исхода которой зависели судьбы пер вой русской революции. Не менее вредной была аграрная про грамма партии эсеров, отражавшей инте ресы мелкой деревенской буржуазии. Эсе ры предлагали разрешить аграрный во прос путем так называемой социализации земли, то есть путем распределения земли между трудящимися по трудовой или по требительской норме. Назвав уравнитель ное землепользование социализмом, эсеры поддерживали несбыточные иллюзии мел кого хозяина, будто при сохранении част ной собственности на средства производ ства и мелкотоварного хозяйства можно в корне улучшить положение трудового кре стьянства. Эсеры воспевали стихийность и неорганизованность крестьянского дви жения, вносили в него политическую рас терянность и дезорганизацию, обрекая его тем самым на гибель. Разоблачая мелко буржуазный, народнический социализм эсеров, непримиримо борясь против их со глашательской тактики и политического авантюризма, большевики стремились вве сти стихийное крестьянское движение в русло сознательности и организованности и превратить его в часть общереволюцион ного движения, руководимого пролетариа том. Уничтожающей критике подвергали большевики и меньшевистскую программу муниципализации земли. Эта программа сводилась к передаче частновладельческих помещичьих земель в распоряжение муни ципалитетов, то есть местных самоуправ лений или земств, у которых крестьяне должны были арендовать землю, каждый по своим силам. Оппортунистическая про грамма меньшевиков обходила главные во просы — о завоевании государственной власти, конфискации помещичьих земель. В то время как аграрная программа боль шевиков связывалась с уничтожением царского самодержавия и установлением демократической республики, меньшевист ская программа муниципализации земли была рассчитана на мирное, постепенное реформирование помещичье-самодержавно- го строя. Тем самым программа меньшеви ков подрывала революционную энергию крестьян, распыляла крестьянское движе ние и расстраивала союз рабочего класса и крестьянства. Таким образом, только ленинская аграр ная программа была единственной науч ной аграрной программой. Она исходила из потребностей исторического развития России и выражала коренные интересы крестьянства. Она была рассчитана на мо билизацию всех революционных возмол;- ностей крестьянского движения в союзе с пролетариатом и иод его руководством. Большевики неутомимо боролись за вы свобождение крестьян из-под влияния буржуазных и мелкобуржуазных партий и вовлечение всего крестьянства в рево люционное движение. Вопрос, ©б отноше нии к крестьянскому движению специаль но обсуждался I I I с’ездом РСДРП. «...Со циал-демократия, — говорится в резолю ции с’езда, — ставит своей задачей са мую энергичную поддержку всех револю ционных мероприятий крестьянства, спо собных улучшить его положение, вплоть до конфискации помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных зе мель» («КПСС в резолюция» и решениях с’ездов, конференций и пленумов ЦК». 1953 г., ч. 1., стр. 80). С’езд призвал к созданию в деревне революционных орга нов власти для проведения революционных преобразований, к организации политиче ских демонстраций. Большевики развернули большую аги тационную работу ’В деревне: распростра няли листовки, организовывали митинги, читку программных произведений В. И. Ленина «К деревенской бедноте», «Про летариат и крестьянство» и др. В своих листовках, в выступлениях на митингах большевики неуклонно проводили ленин скую идею союза рабочего класса и кре стьянства как главной силы свержения самодержавия н ликвидации помещичьего землевладения. Они неустанно раз’ясняли крестьянам, что все местные завоевания без общего решения вопроса о власти не могут быть прочными, и готовили массы к всероссийскому вооруженному восста нию, к свержению самодержавия и уста новлению республики. Деятельность боль шевистской партии, нарастание револю ционного рабочего движения дали плодо творные результаты. Осенью 1905 года крестьянское движе ние достигает значительно большего раз маха. Оно охватило не только центр Рос сии, по п Украину, Поволжье, Среднюю Азию, Закавказье, Прибалтику и другие районы. Особенно распространенными фор мами крестьянской борьбы в этот период были вооруженные столкновения крестьян с войсками, отказ от повиновения мест ным властям, избрание своих крестьян ских органов власти. Правительство топи ло в крови крестьянские выступления. Царские палачи жестоко расправлялись с крестьянами, осмелившимися отстаивать свои права. Но борьба крестьян эазраста- лась с новой силой. Царский манифест 17 октября 1905 года, которым правительство надеялось от влечь народные массы от революционной борьбы, крестьяне встретили без энту зиазма, так как он не давал им земли. «Что нам свобода, — говорили крестьяне Данковского уезда. Рязанской губернии,— когда есть нечего... Мы думали нам земли прибавят, а тут — на-поди». Такое же мнение о манифесте высказывали кресть яне других уездов. •в А И После подавления декабрьского воору- л:енного восстания начинается постепен ное отступление революции. Однако кре стьянское двил;ение, отстававшее от рабо чего движения, разгорается с новой силой. Если осенью 1905 года крестьянские вол нения охватили более трети всех уездов, то в первой половине 1906 года они за хватили уже половину всех уездов царской Р оссии . Крестьянское движение отличалось относительно большей организованностью, ростом политического сознания крестьян, гораздо большим процентом стачек сель скохозяйственных рабочих, выдвигавших наряду с экономическими требованиями политические требования. В апреле 190G года, когда открылась первая Государственная дума, крестьяне составили много наказов своим депутатам. Крестьяне наивно полагали, что Дума сможет удовлетворить их наболевшие нуж ды и освободить от полукрепостных пут. Поэтому «думский период» характеризует ся массовой нодачей петиций и пригово ров, в которых красной нитью проходят требования «земли и воли». «Прибавка земли, — писали крестьяне села Носов- ки. Нежинского уезда, Черниговской гу бернии, — это первое и главное, чего дол жна требовать Дума. Земля также должна быть общественной,- а не частной собст венностью» («Исторические записки» X- 49, стр. 196). В некоторых наказах звучат ноты солидарности с рабочими: «чтобы потребности наших братьев-рабо- чих были удовлетворены на таких усло виях. какие они сами выработают» (там же, стр. 197). Наряду с борьбой всего крестьянства против помещиков все более обострялась борьба крестьян-бедняков и сельскохозяй ственных пролетариев против кулачества. Крестьянская беднота вела за собой и се редняцкую массу. Особенно заметна в этой борьбе была роль крестьян, побывавших в городе, работавших на заводах, приобщив шихся в какой-то степени к пролетарской борьбе. Деревенские богатеи не прочь бы ли поживиться за счет помещиков, однако в наиболее острые периоды революции они предавали крестьян, выступали как контрреволюционная сила. Осенью 1905 года и в 1906 году нередки были случаи острой борьбы между бедняками и кула чеством. В некоторых местах кулаки соз давали свои бандитские шайки для рас правы с революционным крестьянством. «В современной России,— писал Ленин, — не две борющиеся силы заполняют со держание революции, а две различных и разнородных социальных войны: одна в недрах современного самодержавно-крепо стнического строя, другая в недрах буду щего, уже рождающегося на наших глазах буржуазно-демократического строя. Одна — общенародная борьба за свободу (за свободу буржуазного общества), за демо кратию, т. е. за самодержавие народа, другая — классовая борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое уст ройство общества» (Соч., т. 9, стр. 280 — 281). Во второй половине 1906 года волне ния крестьян еще охватывали пятую часть всех уездов России. Но к концу го да в связи с общим спадом революционной борьбы крестьянское движение, жестоко подавляемое царскими палачами, пошло на убыль. В 1907 году происходили .тишь от дельные, хотя иногда и очень острые вспышки крестьянской борьбы. Револю ция 1905 — 1907 годов потерпела пора жение. Крестьянское движение в первой рус ской революции оставалось еще стихий ным, разрозненным, неорганизованным. Политическая сознательность крестьянст ва была еще низкой, значительные слои крестьян находились под влиянием мелко буржуазных партий, не были изжиты до конца царистские иллюзии. В ходе рево люции не удалось об’единить в единый революционный поток выступления рабо чих, крестьян и солдат. Союз рабочего класса и крестьянства не был еще проч ным. Пролетариат тогда еще не смог пол ностью выполнить свою роль настоящего вождя революции и довести ее до победы. В этом и состояла основная причина по ражения первой русской революции. Однако крестьянское движение, руково димое пролетариатом, показало силу на родных масс, силу союза рабочего класса и крестьянства, способного довести народ ную революцию до конца. Крестьянское движение в революции 1905— 1907 годов показало, что союз рабочего класса и кре стьянства был реальным фактом, который имеет крупнейшее значение в истории русской революции. «Этот союз, — ука зывал Ленин, — был стихиен, неоформ- лен, часто несознан..., но факт «союза сил» пролетариата и крестьянства, как главных сил, проломивших брешь в ста ром самодержавии, бесспорен. Но поняв этого факта, нельзя ничего понять в «ито гах» русской революции» (Соч., т. 15, стр. 305). Широкое участие крестьян в револю ционной борьбе 1905— 1907 годов было большой школой политического воспита ния. В ходе революции, указывал В. И. Ленин, крестьяне поняли, что у них «нет и быть не может иного выхода пз того положения отчаянной нужды, нищеты, голодной смерти, в которое их ставит правительство, как массовая борьба вме сте с пролетариатом за свержение царской власти» (Соч., т. 16, стр. 330). Союз рабочего класса и крестьянства, основы которого были заложены в револю ционных боях 1905 — 1907 годов, явил ся той могучей общественной силой, кото рая в 1917 году свергла власть помещи ков и капиталистов п проложила народам нашей страны путь к социализму. Ныпе союз рабочего класса и колхозного кресть янства является нерушимой основой проч ности и незыблемости советского строя, великой силой строительства коммунизма в нашей страна. И. ФЕДОСОВ, И. БОНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz