На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

21 июня 19BS r „ № 145 (5297). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Во время ремонта и переборки механизмов Как строить работу комсомольского бю­ ро, когда на корабле производится ремонт и переборка механизмов? Иногда бывает, что в этот период упускаются вопросы боевой подготовки и идейного роста ком­ сомольцев и все внимание сосредоточи­ вается только на ремонте механизмов. Это, конечно, неправильно. Выполняя ос­ новную задачу, комсомольцы должны за­ ниматься и боевой подготовкой, и идей­ ным воспитанием молодых вопнов. Показательна в этом отношении рабо­ та комсомольского бюро подразделения, где служит старшина 2 статьи Н. Литов- чик. Узнав у командира боевой части, что предстоят ремонт и переборка меха­ низмов, секретарь комсомольской органи­ зации заранее составил проект плана ра­ боты, который затем коллективно обсуж­ дался на заседании бьро. Какие же во­ просы отражались в этом плане? Исходя из указаний командира корабля, наряду с ремонтными работами уделялось внимание повышению уровня боевой подготовки личного состава, воспитанию у моряков любви к боевому оружию и т. д. Для обсуждения плана работы на бюро были приглашены старшины, члены ред­ коллегии стенной газеты и другие акти­ висты. Комсомольцы внесли ряд поправок и предложений. Было обращено особое внимание на изучение моряками своего оружия и технических средств. Ведь во время ремонта и ' переборки механизмов для этого имеются богатые возможности. Членам бюро тт. Лавриненкову, Чакчу- рину и другим былп даны конкретпые за­ дания по оказанию командиру помощи в мобилизации личного состава на новые успехи в боевой подготовке. Члену бюро тов. Емельянову поручалось выпустить боевые листки на темы: «Не снижать до­ стигнутого уровня боевой подготовки» и «За культурный отдых моряков». Членам бюро Карачкину и Лавриненкову было да­ но задание организовать беседы с моло­ дыми матросами по устройству корабля. Комсомольское бюро призвано добивать­ ся, чтобы каждый член ВЛКСМ настойчи­ во повышал свой теоретический и куль­ турный уровень, широко пропагандиро­ вать достижения советской промышленно­ сти, приоритет русских и советских уче­ ных в изобретении боевой техники. Учи­ тывая это, на заседании бюро комсомоль­ цы предложили члену ВЛКСМ офицеру Макарову прочитать для личного состава лекцию ^а тему: «Роль русских и совет­ ских ученых в изобретении и развитии артиллерийского оружия». Было внесено также предложение организовать экскур­ сию в музей Северного флота. Обсудив все эти и другие вопросы, бюро составило конкретный, целеустремленный план ра­ боты, а затем приступило к его выпол­ нению. В один из дней моряки-артиллеристы собрались в кубрике. — Русская артиллерия имеет многове­ ковую историю, — начал лекцию тов. Макаров. Офицер построил свое выступление на ярких, убедительных примерах. Перед слушателями предстали одна за дру­ гой страницы истории русской и со­ ветской артиллерии. Из этой лекции мо­ ряки узнали о славных делах наших мно­ гих соотечественников ученых-артиллери- стов в прошлом, а также о великих до­ стижениях советских ученых, которые создали для Вооруженных Сил СССР пер­ воклассное артиллерийское вооружение. С чувством гордости за свою отечест­ венную технику, за успехи наших уче­ ных покидали комсомольцы кубрик после лекции. В одно из воскресений по инициативе комсомольского бюро была организована экскурсия в музей Северного флота. Она оставила у моряков большое впечатление. — Очень хороший музей! — сказал после экскурсии матрос Назаров. Эт(гмнение разделили и другие моряки. Экскурсия имела большое воспитательное значение. Она способствовала развитию у личного состава любви к Северному флоту, повышению у моряков чувства от­ ветственности за выполнение священных обязанностей защитников нашей замеча­ тельной социалистической Отчизны. В период ремонта и переборки меха­ низмов был проведен ряд тренировок. И первая же из них показала, что даже незначительный по времени перерыв в боевой подготовке отрицательно сказы­ вается на выучке личного состава. — Еле-еле вытянули, — признавались некоторые моряки после этой тренировки. Тогда все за. дело взялись дружнее. Вторая и третья тренировки прошли ус­ пешнее. Постепенно моряки значительно повысили свои результаты. Изучая автомат, комендор матрос Гал­ кин не совсем ясно представлял себе^ уст­ ройство и работу отдельных деталей. Во время ремонта комсомолец Лавриненков помог ему разобрать механизм горизон­ тального наведения, об’яснил, как пра­ вильно его почистить, смазать и собрать. Теперь Галкин лучше знает свое заведы­ вание. Старшина 2 статьи Лавриненков помог матросу Герасимову и другим моло­ дым морякам лучше изучить устройство корабля. Благодаря такой работе комсомольского бюро многие матросы, особенно молодые, в период ремонта и переборки механизмов получили немало новых интересных зна­ ний. Это, безусловно, отрадное явление. Однако следует указать, что в работе бюро были и педочеты. Они произошли, прежде всего, в результате недостаточно, умелой постановки контроля и проверки исполнения отдельных заданий. Так, па- пример, тов. Морозов не выполнил пору­ чение написать лозунги, ссылаясь на нехватку времени и отсутствие материа­ лов. Комсомолец Емельянов вместо двух выпустил только один боевой листок. Во всем этом виноваты, конечно, в первую очередь комсомольцы, не выполнившие данных им заданий, но следует сделать упрек и секретарю комсомольской органи­ зации, который не сумел как следует обеспечить выполнение плана работы. Од­ ним из серьезных недостатков явилось также то, что бюро не вовлекло в ак­ тивную работу всех комсомольцев. Если бы удалось избежать всех этих недостат­ ков, то результаты работы, несомненно, были бы гораздо лучше. Комсомольское бюро в любых условиях должно работать оперативно, ни в коем случае не упуская вопросов боевой подго­ товки и идейного роста комсомольцев, тесно увязывая всю свою деятельность с теми конкретными задачами, которые сто­ ят перед личным составом. Старший лейтенант И. ЕВИЧЕВ. Д я т е р е с я а я беседа Комсомолец Лустов провел с личным составом нашего взвода беседу на тему: «Быть храбрым воином». Он рассказал о том, как дисциплинированные, физически закаленные воины умело громили фашист­ ских захватчиков в годы Великой Отече­ ственной войны, проявляя отвагу и му­ жество, массовый героизм. Беседа комсомольца Лустова вызвала большой интерес у воинов. С такими бе­ седами он выступает часто. Комсомолец- активист раз’ясняет воинам постановле­ ния Коммунистической партии и Совет­ ского правительства, призывает их неустанно крепить боевое могущество род­ ного флота, настойчиво учиться тому, что необходимо в современном бою. Матрос Н. НОРЕВИН. Из рисунков , присланных на конкурс УГОЛОК НАШЕГО КРАЯ Комната самостоятельной работы Ответственные задачи обучения и вос­ питания советских воинов требуют от каж­ дого офицера систематически и настойчи­ во овладевать марксистско-ленинской на­ укой. Большую помощь офицерам в изуче­ нии марксизма-ленинизма призваны ока­ зывать комнаты самостоятельной работы, созданные при Домах офицеров. Заслуживает внимания опыт работы та­ кой комнаты в Доме офицеров Н-ского гар­ низона. Руководствуясь постановлениями Центрального Комитета КПСС но вопросам идеологической работы, пропагандисты Дома офицеров оказывают постоянную те­ оретическую и методическую помощь само­ стоятельно изучающим марксистско-ленин­ скую теорию. Знание пропагандистами задач, стоящих перед личным составом, живая связь с офицерами кораблей и подразделений, изу­ чение вопросов, интересующих и волную­ щих воинов, — все это позволяет работ­ никам Дома офицеров организовать дея­ тельность комнаты самостоятельной рабо­ ты целенаправленно, подчинив ее насущ­ ным задачам теоретической учебы. Здесь офицер может узнать, какие бу­ дут проводиться лекции, доклады, кон­ сультации. Кстати сказать, в составлении таких планов принимают участие коман­ диры, политработники подразделений, про­ пагандисты. Это позволяет разнообразить круг вопросов, полнее учитывать запросы офицеров, привлекать к проведению наме­ ченных мероприятий лучшие пропаганди­ стские силы. В соответствии с планом строится и вся деятельность комнаты са­ мостоятельной работы. В комнате всегда дежурят копсультап- ты. Сюда ежедневно приходят офицеры, чтобы получить раз’яспение по различным вопросам марксистско-ленинской теории, методике самостоятельной работы над кни­ гой. Дежурные пропагандисты стремятся дать каждому посетителю исчерпывающий ответ. Вопросы записываются в тетрадь и периодически рассматриваются на совеща­ ниях пропагандистов, где анализируется их характер, делается из этого вывод для дальнейшей практической работы. Комната самостоятельной работы приоб­ рела сейчас большое значение в связи с ростом в гарнизоне числа офицеров, окон­ чивших вечерний университет марксизма- ленинизма и продолжающих заниматься политическим самообразованием. Здесь не­ редко можно увидеть за столом с книгой офицеров Горелика, Юхненко, Будзинского, Андреева и многих других. В комнате созданы необходимые условия для плодотворной самостоятельной работы офицеров. Имеются в достаточном количе­ стве произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Хорошо поставлена биб­ лиографическая работа, которую ведет опытный библиограф Т. Дикова; создана картотека литературы, систематизирован­ ная ио отдельным разделам общественных наук. В специальных папках собраны вы­ резки газетных статей по вопросам ком­ мунистического строительства в СССР, ма­ териалы об успехах стран народной демо­ кратии в строительстве социализма. Име­ ются также папки, в которых собраны методические разработки по воинскому воспитанию. Картотеки и панки материа­ лов регулярно пополняются и обновляются. К услугам посетителей — различная справочная литература: Большая Совет­ ская Энциклопедия, политический словарь, словарь иностранных слов, хронологиче­ ские таблицы, стенограммные лекции ио различным отраслям знаний, несколько комплектов наглядных пособий но истории партии и истории СССР. Внимание привле­ кает выставка периодической печати, раз’ясняющая решения Коммунистической партии и Советского правительства о дальнейшем развитии тяжелой индустрии и сельского хозяйства. Все вновь поступающие в комнату са­ мостоятельной работы журналы выставля­ ются на специальной витрине. Приколо­ тые к обложкам карточки указывают пе­ речень основных статей, помещенных в помере. На новые книги составляются аннотации, регулярно передаваемые по радио. К каждому политическому событию или исторической дате в жизни нашей Родины в комнате подбираются и выставляются соответствующая литература и наглядные пособия, оказывающие значительную по­ мощь докладчикам и беседчикам в подго­ товке к выступлениям перед личным со­ ставом. Пропагандисты ио просьбе офицеров, самостоятельно изучающих марксистско- ленинскую теорию, провели ряд бесед и прочитали несколько методических лек­ ций, например: «Как работать над к н и ­ гой », «Как использовать учебник полити­ ческой экономии для изучения экономиче­ ской теории» и т. д. Частыми посетителями комнаты само­ стоятельной работы являются руководите­ ли групп политических занятий. Здесь они готовятся к очередной теме, составляют план своего рассказа, консультируются с пропагандистами, как лучше и доходчивее изложить содержание материала слушате­ лям. Нередко организуются групповые консультации слушателей. Так, например, в процессе самостоятельной работы воз­ никла необходимость провести консульта­ цию по национальному вопросу. Ее про­ вел офицер Нехорошков. Подобные группо­ вые консультации по политической эконо­ мии проводил внештатный пропагандист офицер Гладкий. При Доме офицеров работает вечерний университет марксизма-ленинизма. Комна­ та самостоятельной работы помогает слу­ шателям университета в подготовке к се­ минарским занятиям, в организации само­ стоятельного изучения произведений классиков марксизма-ленинизма. К семи­ нарским занятиям подбирается соответст­ вующая литература, наглядные и справоч­ ные пособия, цифровые и фактические ма­ териалы из жизни нашей Родины и Совет­ ских Вооруженных Сил, устраиваются выставки политической и художественной литературы. В комнате самостоятельной работы есть немало постоянных посетителей. Мы спро­ сили офицера Андреева: могли бы вы так регулярно работать над книгой дома? — Я работаю и дома, — ответил он. — Но так плодотворно поработать над книгой, когда не остается не выясненным ни один вопрос, получить консультацию на месте, обогатить свою память новыми знаниями, можно только здесь, в этой комнате. И это действительно так. Пропаганди­ сты Дома офицеров хорошо организовали деятельность комнаты самостоятельной ра­ боты, подчинили свои усилия одной цели: предоставить все возможности офицерам для их плодотворной марксистско-ленин­ ской учебы. , Деятельность комнаты самостоятельной работы была бы еще плодотворней, еслп бы пропагандист старший лейтенант тов. Копырин, который отвечает за се работу,! был более тесно связан с офицерами ко-1 раблей и подразделений, интересовался их| запросами и нуждами. Но.пока тов. Копы-! рин — редкий гость у моряков. А ему j следовало бы почаще бывать среди офице­ ров, руководителей групп политзанятий,! советовать им, где взять материал по той/ или иной теме, как лучше подготовиться* и изучить ее. Офицеры Н-ского гарнизона постоянно и настойчиво повышают свой идейно-тео­ ретический уровень, расширяют культур­ ный кругозор, приобретают необходимые знания для умелого обучения и воспита­ ния личного состава. В этом немалая за­ слуга принадлежит и комнате самостоя­ тельной работы. В. СОРОКАЛЕТ. Учебный сбор киномехаников В матросском клубе г. Североморска Политуправлением флота был организо­ ван и проведен двухдневный сбор киномехаников. На этом сборе были про­ читаны лекции по сснсзам элетротехннки. Киномеханики ознакомились с устройст­ вом и принципом работы различных изме­ рительных приборов, кинопроекционной техники. Старший мастер киноцеха ма­ стерской тов. Пегухин рассказал собрав­ шимся об устройстве 4 принципе дейст­ вия новейшего выпрямителя и сило­ вого распределительного устройства. Ка­ питан Цибульский прочел лекцию на тему: «Кинофильм н правила его эксплу­ атации». Оп разобрал конкретные факты нарушений отдельными киномеханиками элементарных технических требований но содержанию и эксплуатации кинопленки, что преждевременно выводит из строя фильмы и наносит большой ущерб госу­ дарству. Офицер Кузьмин прочел лекцию по противопожарной технике. Он расска­ зал, как нужно оборудовать помещение для демонстрирования кинокартин, ознакомил с устройством средств пожаротушения, по­ казал, как падо применять пх. В конце сбора киномеханики высказали свои замечания, просьбы и пожелания. Значительная часть молодых специалистов просила оказать им практическую помощь в обеспечении технической литературой. Тт. Спрннгнс и Архипов заявили, что по­ литработники подразделений, в которых они служат, не проявляют заботы об обес­ печении их крайне необходимым журна­ лом «Киномеханик». Они также отмечали, что в библиотеках подразделений нет ли­ тературы по кино и радио, а она весьма необходима для кинорадиоспецпалистов. Некоторые киномеханики отмечали, что имеются случаи, когда в дни демонстра­ ции кинофильмов им не отводят времени, необходимого для подготовки киноаппара­ туры и фильма к сеансу, что отрицательно сказывается на качестве кинопоказа, при­ водит к преждевременной порче фильма и дорогостоящей техники. Как выяснилось, еще встречаются фак­ ты, когда отдельные начальники клубов и политработники своевременно не реагиру­ ют на заявления киномехаников о необхо­ димости производства ремонта аппарату­ ры, хотя знают, что демонстрировать фильм на неисправной аппаратуре опасно в противопожарном отношеппи. Тт. Шкляров и Ротозпй в своих выступ­ лениях заявили, что их не обеспечивают транспортом для доставки кинокартин в часть и обратпо на кпнобазу. Киномеханики одного из гарнизонов подвергли критике работников кинобазы, справедливо указывая на то, что они не­ своевременно меняют картины в своем филиале, где работает тов. Гамбурцева. В заключение сбора киномеханики про­ смотрели несколько новых киножурналов и новый художественный цветной кино­ фильм «Попрыгунья». Г. НИКАНДРОВ. По следам неопубликованных писем В присланном в редакцию письме воен­ кор В. Антоненко сообщал о плохой работе матросского клуба. В частности, говори­ лось, что кроме демонстрации кинофиль­ мов и проведения танцев здесь другой ра­ боты не проводится. Копия письма была направлена для принятия мер начальнику политотдела. На днях получен ответ, в котором сооб­ щается, что изложенные военкором факты подтвердились. Письмо было обсуждено на совещании политработников. Приняты ме­ ры к улучшению организации отдыха и досуга личного состава. В выходные дни в клубе организуются вечера отдыха, чтение лекций, докладов, тематические вечера и другие мероприятия. Созданы и работают секции легкой и тяжелой атлетики. задачи марксистской партии, вытекавшие из необходимости борьбы за социалистиче­ скую революцию. Она требовала организа­ ции внутри крестьянских комитетов про­ летарских и полупролетарских элементов деревни, которые играли наиболее актив­ ную роль в общекрестьянском движении и которые на последующем этапе революции должны повести решительную борьбу с кулачеством. Большевистская аграрная программа, являвшаяся нераздельной, составной ча­ стью общей революционной программы марксистской партии, коренным образом отличалась от аграрных программ буржу­ азных и мелкобуржуазных партий. Особенно опасной была аграрная про­ грамма партии либеральной буржуазии кадетов. Чтобы предотвратить захват кре­ стьянством всей земли и сохранить поме­ щичье землевладение, либеральные бур­ жуа обещали крестьянам увеличить их земельные наделы за счет «отчуждения» лишь незначительной доли частнособст­ веннических земель, и притом по так на­ зываемой «справедливой» оценке. Такая программа не могла решить земельного во­ проса е России, но она отвлекала кресть­ ян от борьбы. Либеральная буржуазия стремилась удержать крестьянские массы от участия в революции и повести их за собой. Поэтому большевики решительно боролись за высвобождение крестьянства из-под влияния либеральной буржуазии. Это было главным направлением борьбы, от исхода которой зависели судьбы пер­ вой русской революции. Не менее вредной была аграрная про­ грамма партии эсеров, отражавшей инте­ ресы мелкой деревенской буржуазии. Эсе­ ры предлагали разрешить аграрный во­ прос путем так называемой социализации земли, то есть путем распределения земли между трудящимися по трудовой или по­ требительской норме. Назвав уравнитель­ ное землепользование социализмом, эсеры поддерживали несбыточные иллюзии мел­ кого хозяина, будто при сохранении част­ ной собственности на средства производ­ ства и мелкотоварного хозяйства можно в корне улучшить положение трудового кре­ стьянства. Эсеры воспевали стихийность и неорганизованность крестьянского дви­ жения, вносили в него политическую рас­ терянность и дезорганизацию, обрекая его тем самым на гибель. Разоблачая мелко­ буржуазный, народнический социализм эсеров, непримиримо борясь против их со­ глашательской тактики и политического авантюризма, большевики стремились вве­ сти стихийное крестьянское движение в русло сознательности и организованности и превратить его в часть общереволюцион­ ного движения, руководимого пролетариа­ том. Уничтожающей критике подвергали большевики и меньшевистскую программу муниципализации земли. Эта программа сводилась к передаче частновладельческих помещичьих земель в распоряжение муни­ ципалитетов, то есть местных самоуправ­ лений или земств, у которых крестьяне должны были арендовать землю, каждый по своим силам. Оппортунистическая про­ грамма меньшевиков обходила главные во­ просы — о завоевании государственной власти, конфискации помещичьих земель. В то время как аграрная программа боль­ шевиков связывалась с уничтожением царского самодержавия и установлением демократической республики, меньшевист­ ская программа муниципализации земли была рассчитана на мирное, постепенное реформирование помещичье-самодержавно- го строя. Тем самым программа меньшеви­ ков подрывала революционную энергию крестьян, распыляла крестьянское движе­ ние и расстраивала союз рабочего класса и крестьянства. Таким образом, только ленинская аграр­ ная программа была единственной науч­ ной аграрной программой. Она исходила из потребностей исторического развития России и выражала коренные интересы крестьянства. Она была рассчитана на мо­ билизацию всех революционных возмол;- ностей крестьянского движения в союзе с пролетариатом и иод его руководством. Большевики неутомимо боролись за вы­ свобождение крестьян из-под влияния буржуазных и мелкобуржуазных партий и вовлечение всего крестьянства в рево­ люционное движение. Вопрос, ©б отноше­ нии к крестьянскому движению специаль­ но обсуждался I I I с’ездом РСДРП. «...Со­ циал-демократия, — говорится в резолю­ ции с’езда, — ставит своей задачей са­ мую энергичную поддержку всех револю­ ционных мероприятий крестьянства, спо­ собных улучшить его положение, вплоть до конфискации помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных зе­ мель» («КПСС в резолюция» и решениях с’ездов, конференций и пленумов ЦК». 1953 г., ч. 1., стр. 80). С’езд призвал к созданию в деревне революционных орга­ нов власти для проведения революционных преобразований, к организации политиче­ ских демонстраций. Большевики развернули большую аги­ тационную работу ’В деревне: распростра­ няли листовки, организовывали митинги, читку программных произведений В. И. Ленина «К деревенской бедноте», «Про­ летариат и крестьянство» и др. В своих листовках, в выступлениях на митингах большевики неуклонно проводили ленин­ скую идею союза рабочего класса и кре­ стьянства как главной силы свержения самодержавия н ликвидации помещичьего землевладения. Они неустанно раз’ясняли крестьянам, что все местные завоевания без общего решения вопроса о власти не могут быть прочными, и готовили массы к всероссийскому вооруженному восста­ нию, к свержению самодержавия и уста­ новлению республики. Деятельность боль­ шевистской партии, нарастание револю­ ционного рабочего движения дали плодо­ творные результаты. Осенью 1905 года крестьянское движе­ ние достигает значительно большего раз­ маха. Оно охватило не только центр Рос­ сии, по п Украину, Поволжье, Среднюю Азию, Закавказье, Прибалтику и другие районы. Особенно распространенными фор­ мами крестьянской борьбы в этот период были вооруженные столкновения крестьян с войсками, отказ от повиновения мест­ ным властям, избрание своих крестьян­ ских органов власти. Правительство топи­ ло в крови крестьянские выступления. Царские палачи жестоко расправлялись с крестьянами, осмелившимися отстаивать свои права. Но борьба крестьян эазраста- лась с новой силой. Царский манифест 17 октября 1905 года, которым правительство надеялось от­ влечь народные массы от революционной борьбы, крестьяне встретили без энту­ зиазма, так как он не давал им земли. «Что нам свобода, — говорили крестьяне Данковского уезда. Рязанской губернии,— когда есть нечего... Мы думали нам земли прибавят, а тут — на-поди». Такое же мнение о манифесте высказывали кресть­ яне других уездов. •в А И После подавления декабрьского воору- л:енного восстания начинается постепен­ ное отступление революции. Однако кре­ стьянское двил;ение, отстававшее от рабо­ чего движения, разгорается с новой силой. Если осенью 1905 года крестьянские вол­ нения охватили более трети всех уездов, то в первой половине 1906 года они за­ хватили уже половину всех уездов царской Р оссии . Крестьянское движение отличалось относительно большей организованностью, ростом политического сознания крестьян, гораздо большим процентом стачек сель­ скохозяйственных рабочих, выдвигавших наряду с экономическими требованиями политические требования. В апреле 190G года, когда открылась первая Государственная дума, крестьяне составили много наказов своим депутатам. Крестьяне наивно полагали, что Дума сможет удовлетворить их наболевшие нуж­ ды и освободить от полукрепостных пут. Поэтому «думский период» характеризует­ ся массовой нодачей петиций и пригово­ ров, в которых красной нитью проходят требования «земли и воли». «Прибавка земли, — писали крестьяне села Носов- ки. Нежинского уезда, Черниговской гу­ бернии, — это первое и главное, чего дол­ жна требовать Дума. Земля также должна быть общественной,- а не частной собст­ венностью» («Исторические записки» X- 49, стр. 196). В некоторых наказах звучат ноты солидарности с рабочими: «чтобы потребности наших братьев-рабо- чих были удовлетворены на таких усло­ виях. какие они сами выработают» (там же, стр. 197). Наряду с борьбой всего крестьянства против помещиков все более обострялась борьба крестьян-бедняков и сельскохозяй­ ственных пролетариев против кулачества. Крестьянская беднота вела за собой и се­ редняцкую массу. Особенно заметна в этой борьбе была роль крестьян, побывавших в городе, работавших на заводах, приобщив­ шихся в какой-то степени к пролетарской борьбе. Деревенские богатеи не прочь бы­ ли поживиться за счет помещиков, однако в наиболее острые периоды революции они предавали крестьян, выступали как контрреволюционная сила. Осенью 1905 года и в 1906 году нередки были случаи острой борьбы между бедняками и кула­ чеством. В некоторых местах кулаки соз­ давали свои бандитские шайки для рас­ правы с революционным крестьянством. «В современной России,— писал Ленин, — не две борющиеся силы заполняют со­ держание революции, а две различных и разнородных социальных войны: одна в недрах современного самодержавно-крепо­ стнического строя, другая в недрах буду­ щего, уже рождающегося на наших глазах буржуазно-демократического строя. Одна — общенародная борьба за свободу (за свободу буржуазного общества), за демо­ кратию, т. е. за самодержавие народа, другая — классовая борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое уст­ ройство общества» (Соч., т. 9, стр. 280 — 281). Во второй половине 1906 года волне­ ния крестьян еще охватывали пятую часть всех уездов России. Но к концу го­ да в связи с общим спадом революционной борьбы крестьянское движение, жестоко подавляемое царскими палачами, пошло на убыль. В 1907 году происходили .тишь от­ дельные, хотя иногда и очень острые вспышки крестьянской борьбы. Револю­ ция 1905 — 1907 годов потерпела пора­ жение. Крестьянское движение в первой рус­ ской революции оставалось еще стихий­ ным, разрозненным, неорганизованным. Политическая сознательность крестьянст­ ва была еще низкой, значительные слои крестьян находились под влиянием мелко­ буржуазных партий, не были изжиты до конца царистские иллюзии. В ходе рево­ люции не удалось об’единить в единый революционный поток выступления рабо­ чих, крестьян и солдат. Союз рабочего класса и крестьянства не был еще проч­ ным. Пролетариат тогда еще не смог пол­ ностью выполнить свою роль настоящего вождя революции и довести ее до победы. В этом и состояла основная причина по­ ражения первой русской революции. Однако крестьянское движение, руково­ димое пролетариатом, показало силу на­ родных масс, силу союза рабочего класса и крестьянства, способного довести народ­ ную революцию до конца. Крестьянское движение в революции 1905— 1907 годов показало, что союз рабочего класса и кре­ стьянства был реальным фактом, который имеет крупнейшее значение в истории русской революции. «Этот союз, — ука­ зывал Ленин, — был стихиен, неоформ- лен, часто несознан..., но факт «союза сил» пролетариата и крестьянства, как главных сил, проломивших брешь в ста­ ром самодержавии, бесспорен. Но поняв этого факта, нельзя ничего понять в «ито­ гах» русской революции» (Соч., т. 15, стр. 305). Широкое участие крестьян в револю­ ционной борьбе 1905— 1907 годов было большой школой политического воспита­ ния. В ходе революции, указывал В. И. Ленин, крестьяне поняли, что у них «нет и быть не может иного выхода пз того положения отчаянной нужды, нищеты, голодной смерти, в которое их ставит правительство, как массовая борьба вме­ сте с пролетариатом за свержение царской власти» (Соч., т. 16, стр. 330). Союз рабочего класса и крестьянства, основы которого были заложены в револю­ ционных боях 1905 — 1907 годов, явил­ ся той могучей общественной силой, кото­ рая в 1917 году свергла власть помещи­ ков и капиталистов п проложила народам нашей страны путь к социализму. Ныпе союз рабочего класса и колхозного кресть­ янства является нерушимой основой проч­ ности и незыблемости советского строя, великой силой строительства коммунизма в нашей страна. И. ФЕДОСОВ, И. БОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz