На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 21 июня 1955 г., N° 145 (5297). Тщательно готовить каждое занятие по специальности В обучении военных моряков специаль ности важная роль отводится старшинам. Чтобы достигнуть высоких результатов в овладении оружием и техникой, они долж ны методически правильно проводить занятия по специальности и практиче ские тренировки. Руководитель группы комендоров стар шина 2 статьи Бойков время, отведенное распорядком дня на подготовку к занятиям, использует полностью и правильно. И хо тя многие темы до тонкостей знакомы ому. он усердно изучает материал, еще и еще раз повторяет его. Первым и самым важным делом Бойков , считает составление правильного и доста точно полного плана. В нем отражены ос новные вопросы, которые надлежит раз’- яснпть матросам. Затем старшина пишет конспект. В нем он кратко, но точно ука зывает название, назначение, устройство и взаимодействие деталей и узлов механиз ма, который предстоит изучать. Бойков заранее продумывает, какие и как лучше использовать наглядные посо бия. Обычно наряду с чертежами и схема ми матросы видят на занятии детали и уз лы пушки. Комплексное использование старшиной наглядных пособии помогает личному составу успешно осваивать меха низмы, их работу и взаимодействие. Четкая организация занятий — пред мет постоянной заботы старшины. — Это важно, так как матросы приоб ретают навыки организованного труда, ак куратность и точность в учебе и работе. Таким образом повышается качество заня тий. — говорит он. Можно наблюдать, как всякий раз пе ред занятиями дежурный по группе разве шивает чертежи, схемы, приносит в класс механизм, готовит доску и мел. Проверив форму одежды, он отмечает присутствую щих, а по сигналу об’являет тему заня тий. Учеба начинается с того, что Бойков раз’ясняет целевую установку занятия. Чтобы убедиться, что личный состав по нял ее. командир опрашивает одного-двух матросов по предыдущей теме. На это ухо дит пять-семь минут. Личный состав по вторяет ранее изученный материал и увя зывает его с новой темой. Как говорят, старые знания дают направление новым. Лишь после всего этого и приступает стар шина к рассказу. Практика показывает, что всякое заня тие — классное или практическое на бое вом посту — следует начинать с показа того, что изучается. Оно п понятно. Зна ния. приобретенные непосредственным зрительным восприятием, бывают глубже и лучше запоминаются. Наоборот, словес ное повествование, не подкрепленное на глядным изображением, дает меньший эф фект. Следоватзльно, действенность заня тия зависит от того, насколько руководи тель ясно и доступно ведет рассказ и под крепляет его показом. Можно демонстрировать матросам мехл-. низм в любом изображении, показывать, например, только чертежи или в комп лексе — схемы и детали. Руководитель группы занятий с радистами старшпна 2 статьи Шитов при изучении радиостан ции использует и схему, и аппаратуру. Рассказывая о работе узлов. Шитов поль зуется схемами, на которых есть возмож ность в развернутом виде показать взаи мосвязь всех деталей. Как-то, раз'ясняя подчиненным взаимо действие частей гидропровода, я, кроме плаката и гидравлической схемы, принес на занятие гидронасос от гидропровода старой конструкции, который по размерам несколько больше, но по устройству и принципу действия не отличается от но вого. Матросы шутили, куда, мол, това рищ мичман, принесли такую древность. Этот механизм нам совсем не потребуется. — Ход занятия покажет, — ответил я. Все механизмы гидропровода заключе ны в корпусе, который не позволяет по казать работу и взаимодействие в нем механизмов. Полностью проде монстрировать это на плакате невозможно. Поэтому и понадобилось старое устройство. Это сразу почувствовалось, когда я от из ложения общих сведений перешел к об'яс- нению работы гидронасоса по плакату. Видно было, что не все слушатели усваи вают существо дела. Спросил, всем ли ясен вопрос. Многие воины ответили утверди тельно. Но у меня были сомнения в том, что все подчиненные усвоили материал. Приказал матросу Полтавскому рассказать, как поворачивается гидронасос в горизон тальной плоскости. Моряк ответил пра вильно. Матрос Горшков по следующему вопросу также ответил правильно. А стар шин матрос Расулов говорил путано и, наконец, признался, что он не представ ляет, как вращаются рукоятки колонки управления. Тут-то и пригодплся старый гидронасос. Показал воинам, как выводит ся люлька из нулевого положения, и т. д. Теперь изучаемый вопрос был всем пре дельно ясен. Этот факт говорит о том, что нагляд ными пособиями можно и нужно пользо ваться на любых занятиях, в том числе и на занятиях теоретического порядка. Следует всегда учитывать индивидуаль ные способности матросов, пх общее раз витие и общеобразовательный уровень. Для этого и ставятся контрольные вопросы. Занятия с использованием наглядных изображений привлекают внимание обуча емых. вызывают у них интерес к специ альности и развивают мышление, cnjcco- ность легко разбираться в устройстве ъех- никп. Напротив, пренебрежительное отно шение к наглядным пособиям иногда езо- дит результаты учебы на нет. После увольнения в запас моряков, от служивших свой срок, к нам пришли вои ны из однотипных подразделений и с ко раблей другого класса. Все они были уже не первогодки и неплохо знали матери альную часть наших артустановок. Матро сам оставалось изучить инструкции по приготовлению к стрельбе и эксплуатации техники. Предстояло выполнять стрельбы. Оди ночное обучение возлагалось на команди ров отделений старших матросов Дусанова и Разумкова. Специалисты они опытные и можно было надеяться, что многому на учат подчиненных. Когда же через некото рое время я проверил как идет дело, ока залось, что матросы Полтавский и Горш ков знают инструкции, но практически вьшолнять их не умеют. Выполняя прика зание подготовить артустыковку к стрель бе, Горшков не знал, как правильно осмот реть п приготовить гидротормоз, а Полтав ский — агрегат запирания. Начали выяснять, в чем же причина такого положения. Выяснилось, что конт рольный лист и инструкции комендоры изучали в кубрике. Дусанов и Разумков забыли о наглядности в обучении. Знания Горшкова и Полтавского были не осмыс ленными. а заученными наизусть. Чтобы выправить положение, я провел с матросами практическое занятие на бое вом посту по приготовлению установки к стрельбе. Следует посоветовать старшинам серь езнее относиться к занятиям, обращать внимание на методику. Разве можно делать так, как поступил однажды старший ма трос Пашенин. В ходе занятия он не задал подчиненным ни одного контрольного во проса. не поинтересовался, как слушатели усвоили тему. А это им как раз не уда лось, и в большей степени потому, что командир отделения неудовлетворительно использовал наглядные пособия. У него был под руками общий чертеж электро двигателя и больше ничего. А можно было подготовить подробные схемы, принести в класс детали электродвигателя. Занятие прошло некачественно, и это не удиви тельно. Пашенин пользовался старым кон спектом, да и то не своим, а чужим. Неко торые матросы даже заявляют, что такая учеба не приносит им пользы. Недобросовестно относится к занятиям по специальности и старшина 1 статьи Дроздов. Ему доверили обучать ма тросов. Это люди, которые имеют раз личный опыт производственной работы, образование. Конечно, необходимо учиты вать их индивидуальные способности и, поскольку воины незнакомы со специаль ностью, строго соблюдать последователь ность в учебе. Но Дроздов не делает этого. На занятиях на тему: «Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания» старшина не ска зал, на каком топл'иве работают двигатели и чем отличаются один от другого. Необ ходимо было воспользоваться плакатами, схемами, начертить отдельные узлы, сво дить воинов в элетромеханический каби нет. Но Дроздов собрал матросов в одном из углов кубрика. Слушатели сидели на койках, некоторые полулежа. Ни одного чертежа, схемы, детали механизма у него не было так же, как и конспекта. Иногда, чтобы не утруждать себя, стар шина отдает одному из слушателей учеб ник и тот читает его, подчас сбивчиво и так тихо, чтобы не помешать другой груп пе, занимающейся в том же кубрике. Спрашивается, что толку от такого за нятия? Дроздов грубо нарушает всякие методические требования. А он грамотный человек и может организовать учебу хоро шо. Необходимо покончить с подобным от ношением к обязанностям. Виной всему здесь бесконтрольность начальника и без ответственность Дроздова. Дроздов пытается оправдать себя тем, что у него нет наглядных пособии, а из готовить их некогда. Может быть, об этом следует подумать и улучшить планирова ние, строго соблюдая последовательность в учебе. Старшинам надо понять, что нагляд ность на занятиях по специальности — важное средство обучения воинов мастер ству. К этому вопросу надо подходить творчески. При проведении занятий по элементам, требующим постоянного учета при стрель бе, я использую макет самолета, развора чивающийся на 360 градусов в горизон тальной плоскости п на 85— в вертикаль ной плоскости. При помощи этого при способления прикрепленными к нему обычными нитками можно легко показать матросам курсовые углы и курсовой пара метр, зависимость ракурса цели от кур сового угла. На этом же макете матросы определяют курсовые углы и ракурс самостоятельно. Это помогает матросам глубоко осваивать практические и тем более теоретиче ские вопросы. Мичман Н. НОВИКОВ. Листовка о передовом сигнальщике Умело выполняет свои обязанности старший матрос Александр Никитенко. Он является лучшим сигнальщиком ко рабля. В любых условиях опытный спе циалист образцово несет сигнальную вахту. Корабль, на котором служит Никитен ко, совершил учебное плавание. Поход был трудным. Крутые волны свирепо бросали корабль из стороны в сторону. На мостик то и дело залетали брызги, обдавая моряков холодным душем. Ви димость ухудшалась с каждой минутой. В такую погоду трудно нести вахту на мостике, но старший матрос Никитен ко стойко преодолевал трудности похо да, внимательно следил за морем и воз духом, четко докладывал командиру об становку. Вот справа среди волн на ка- кое-то мгновение показался силуэт ко рабля. Сигнальщик успел заметить его, определить дистанцию. — Корабль справа... кабельтовое... — докладывает он командиру. Несколько часов старший матрос нес сигнальную вахту, не сходя с мостика. Ни холод, ни утомительная качка не по мешали классному специалисту Ники тенко отлично выполнить свои обязанно сти на походе. Успешно справиться с возложенной за дачей Александру Никитенко помогли высокая боевая выучка, всесторонняя и тщательная подготовка боевого поста к походу. Еще до выхода корабля в море он внимательно осмотрел заведывание, подготовил все средства связи, необхо димые пособия. Важную роль сыграли здесь и регулярные тренировки моряка на боевом посту во время учебных по ходов. — На занятиях действовать, как в бою, — твердое правило классного спе циалиста. К каждому учению моряк готовится тщательно и выполняет все вводные бы стро, четко и правильно. Он понимает, что условности только снижают качество занятий, мешают приобретению необхо димых практических навыков. Непрерыв но совершенствуя боевое мастерство, классный специалист Александр Ники тенко учится тому, что необходимо на войне. Опыту учебы и службы классного специалиста Александра Никитенко по священа выпущенная политорганом ли стовка. Она призывает сигнальщиков действовать на учениях и тренировках в море так, как передовой воин Александр Никитенко. Офицер Г. ЛЕТУЧИЙ- По телеграфу. ------------------- 0 — Действовали смело и умело , -1* По сигналу воины подразделения быст ро построились в полном боевом снаряже нии. Вскоре начались боевые учения. «Про тивник» в коротком, но жестоком «сраже нии» был разбит. Особенно во время уче ния инициативно и смело действовали пу леметчики рядовые Тищенко и Гераси менко. Н. КОПЕЙКО. З а и н и ц и а т и в у —- поощрение Неустанно повышает свои специальные знания и практические навыки стар ший матрос Сколов. Он настойчиво изучает заведывание. Раньше моряк работал на водчиком, теперь — за замочного. С порученными обязанностями Сколов справляет ся успешно. Об этом свидетельствует недавно проведенная стрельба. — Орудие зарядить! — поступила команда. Старший матрос Сколов четко выполнил все действия. Раздался выстрел. Стрельба была проведена без замечаний. За высокое боевое мастерство и проявленную инициативу командир об'явил передовому моряку благодарность. Матрос А. ЛУЗЯНИН. fC o T Z tsm J ib О ДОБРОСОВЕСТНО потрудились на выгрузке различных материалов воины Н-ского подразделения. Они закончили все работы на 2 часа 30 минут раньше срока. Особенно проя вили себя тт. Моссан, Филь, Волков и Рыбалко. Начальник гарнизона об’явил благодарность всему личному составу подразделения. Офицер Н. Румянцев. О ЧЕТЫРНАДЦАТЬ поощрений за успехи в боевой и политической под готовке имеет младший сержант Су воров. Он хорошо знает свою специ альность. Старательный воин награж ден нагруаным знаком «Отличный са пер». Сержант В. Гениатов. О В НАЧАЛЕ ГОДА рядовой Б а лашов сдал зачеты на специалиста 5 разряда. Активно включившись в со циалистическое соревнование, он, как правило, выполняет свои производст венные нормы на 180—190 процентов. Младший сержант К. Наравас. О РЯДОВОЙ САМОСАДОВ тру дится на одной из флотских строек. Работает хорошо, ежемесячно выпол няя задания на 130—150 процентов. Передовой воин имеет от командира 7 благодарностей, недавно он был принят в ряды ленинского комсомола. Л\ладший лейтенант Д. Моралев. О ПЕРВЫМ помощником команди ра является младший сержант Ко мендант. Словом и личным примером учит он молодых воинов. Благодаря ему многие матросы стали передови ками учебы. Матрос А. Кузнецов. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ США го поводу задержания советского танкера „Туапсе" 18 июня Посольство СССР в Вашингто не направило Государственному Департа менту США ноту следующего содержания: «Посольство Союза Советских Социали стических Республик ссылается на пред ставления Советского Правительства Пра вительству Соединенных Штатов Америки от 24 июня. 2 и 19 июля 1954 года, 25 и 31 марта с. г. по поводу незаконного задержания советского танкера «Туапсе» и его экипажа, захваченного 23 нюня 1954 года в открытом мере южнее остро ва Тайвань, и по поручению Правитель ства СССР заявляет следующее. Советское Правительство обращало вни мание Правительства Соединенных Шта тов на необходимость принятия им мер к немедленному возврату танкера «Туапсе», его груза и команды. При этом Советское Правительство исходило из того, что воды, в которых произошло нападение на со ветский танкер, полностью контролируют ся военно-морскими силами США, в силу чего Правительство Соединенных Штатов несет всю ответственность за захват со ветского танкера «Туапсе». Однако Правительство США до сих пор не приняло мер к освобождению танкера «Туапсе» и членов его экипажа. Более то го, как это видно из сообщений амери канской печати, со стороны властей США делаются попытки воспрепятствовать воз вращению членов экипажа танкера «Ту апсе» на родину, причем эти незаконные действия прикрываются ссылками на то, что им предоставляется «политическое убежище». Указанные сообщения печати до сих пор не были опровергнуты Прави тельством США. По сведениям, полученным от команды польского судна «Президент Готвальд», члены экипажа танкерз «Туапсе» подвер гаются насилиям и издевательствам; все это делается с целью предотвратить их возвращение на родину. Подобные дейст вия в отношении членов экипажа совет ского танкера «Туапсе», захваченного в водах, контролируемых военно-морскими силами США, представляют собой грубое нарушение общепризнанных норм между народного нрава. Советское Правительство заявляет про тест Правительству США по поводу ука занных действий в отношении советского танкера «Туапсе» и его команды и ожи дает, что Правительство США примет без отлагательно меры к освобождению танке ра и его команды». Индивидуальная работа агитатора с воинами на корабле Как коммуниста, меня назначили аги татором. Политработник, раз’ясняя мне почетные и ответственные обязанности агитатора, сказал тогда: ' — Прежде всего вы должны сами быть во всем примером для товарищей, настойчиво учиться военному делу, под- дерлшвать дисциплину, быть всегда в курсе текущих политических событий, хорошо знать своих сослуживцев и зада чи, стоящие перед ними. Помню, с каким волнением я проводил первую беседу. Готовясь к ней, перечи тал много литературы — брошюры, ста тьи из газет и журналов. Матросы вни мательно слушали меня, но, вместе с тем, я заметил, что отдельные товарищи безраз лично относились к моему выступлению. Правду говоря, остался я не удовлетво ренным своей беседой и разочарованный пришел к политработнику. Он, внима тельно выслушав меня, указал на причи ны моей неудачи. П тут мне згногое ста ло ясно. Хорошо подготовиться к беседе, изучить материалы — это только одна сторона дела. Надо знать жизнь корабля, успехи и недостатки отдельных воинов, иллюстрировать беседу характерными примерами из учебы и службы матросов, что делает ее доходчивой и интересной. Хотя матросы и живут одной жизнью, ре шают вместе учебные задачи, но все они отличаются друг от друга по уровню сво его общеобразовательного и политического развития, способностям и запросам. Стало быть, нельзя подходить ко всем с одной меркой. Прибыл к нам Ъ подразделение для дальнейшего прохождения службы матрос Николай Новиков. На первых порах у не го было много недостатков, он нарушал дисциплину, не все обстояло благополуч но с изучением материальной части. U мы часто беседовали вдвоем. Он не только слушал меня, но и откровенно рассказы вал о своих думах и намерениях, о том. что мешает ему в учебе и службе. Про сто, по-товарищески я раз’яснил вопро сы, интересующие матроса, советовал, как следует изменить свое отношение к делу всего коллектива, помогал глубже осознать ему свой воинский долг. Сейчас матрос Новиков стал более требователь ным к себе, исправил свои ошибки и не достатки, навел образцовый порядок в за- ведывании, старательно ухаживает за боевой техникой. Или вот другой случай, который про изошел с матросом Нестеровым. Он нару шил воинскую дисциплину, за что был наказан командиром. За недостойное пове дение Нестерова резко критиковали на собрании личного состава. Мне не раз приходилось беседовать с товарищем, чтобы помочь понять ему вред и пагуб ность его ошибок. Терпеливая воспита тельная работа дала свои положительные результаты. Матрос Нестеров стал хорошо нести службу, строго соблюдать требова ния уставов, наставлений и инструкций. О Новикове и Нестерове я и сейчас не забываю. II отрадно видеть, что люди с каждым днем растут, лучше учатся й служат, оттачивают свое воинское мастер- стзо, овладевают политическими знания ми, воспитывают в себе высокие мораль но-осевые качества, необходимые в слож ном современном бою. Наряду с индивидуальной работой с воинами я, конечно, регулярно провожу и коллективные беседы. Например, на по следнем походе провел беседы на темы: «На учении действуй, как в бою», «Каж дую милю используй для повышения во инского мастерства и совершенствования боевой готовности» и другие. Были ис пользованы в этих беседах наиболее ин тересные примеры п Факты из повседнев ной учебы и жизни передовых людей ко рабля — отличников боевой и политиче ской подготовки, классных специалистов, и слушали их матросы внимательно. Однако в походе провести коллектив ную беседу иногда не предоставляется возможности, и тут, как говорят, надо бе седовать с товарищами с глазу на глаз, накоротке. В частности, разговорились как-то мы со старшим матросом Дмитрие вым. Это передовой воин, за безупречную службу он имеет 25 поощрений, в том чи сле премию от Главнокомандующего Воен но-Морскими Силами. Наиболее характер ные примеры и факты, полученные от Дмитриева, в частности о его учебе и службе, были использованы мною в бесе дах с другими матросами. Каждую беседу — индивидуальную и коллективную— я стремлюсь тесно увязать с непосредственными задачами, которые решает личный состав. Это делает мою работу интересной, увлекательной, дейст венной, способствует воспитанию у моря ков высоких морально-боевых качеств, необходимых в современном бою каждому советскому воину — патриоту своей со циалистической Родины. Старший матрос Ю. МОТОРИН, *> агитатор. К 50-летию революции 1905 — 1907 годов Крестьянское движение в годы первой русской революции Буржуазно-демократическая революция 1905— 1907 годов явилась крупнейшим событием в истории России, оказавшим громадное влияние на все последующее развитие нашей Родины. Это была подлин но народная революция, которая пробуди ла в политической жизни и борьбе мил лионы рабочих и крестьян. В ходе герои ческой борьбы с царским самодержавием в 1905— 1907 годах был накоплен огром ный политический опыт, который помог рабочему классу и трудящемуся крестьян ству России завоевать победу в Великой Октябрьской социалистической революции. Руководителем и главной движущей си лой первой русской революции являлся пролетариат — самый революционный класс современного общества. Он был кровно заинтересован в полной победе буржуазно-демократической революции. Только ликвидировав пережитки средневе ковья и добившись демократических сво бод, рабочий класс мог укрепить свои организации, приобрести опыт и навыки руководства трудящимися массами и пе рейти к следующему, социалистическому этапу революции, повести борьбу за завое вание политической власти. Естественным союзником пролетариата в революции бы ло многомиллионное крестьянство России. Сплачивая вокруг себя крестьянские мас сы. рабочий класс в ходе борьбы против общих врагов — царизма и помещиков — закладывал основы прочного союза с кре стьянством. Во главе революционного народа высту пил боевой авангард рабочего класса — большевистская партия, — партия нового типа, созданная великим Лениным и воо руженная передовой революционной теори ей. Мощный размах крестьянского движе ния в 1905— 1907 годах явился одной из самых ярких страниц вековой борьбы крестьянства за «землю и волю». Он по казал огромные революционные возможно сти, таящиеся в крестьянстве, и начисто опроверг пресловутые меньшевистские теорийки о якобы реакционности кресть янства, о его неспособности пойти за ра бочим классом. Совместная борьба проле тариата и крестьянства подтвердила пра вильность ленинской теории о союзе рабо чего класса и крестьянства как основной силы революции, мудрость политики Ком мунистической партии, направленной ва укрепление этого союза, на политическое воспитание крестьянских масс в ходе ре волюции. * * * В начале XX столетия Россия была аграрной страной. Пережитки крепостни чества, главными из которых были цар ское самодержавие и помещичье землевла дение, накладывали отпечаток на весь об щественный строй России. Они порождали самые жестокие и бесчеловечные формы эксплуатации пролетариата, обрекали на постоянную нужду, разорение и нищету крестьянство, составлявшее большинство населения страны. Гнет помещиков и ка питалистов усугублялся произволом цар ского самодержавия, давившего все живое и прогрессивное. Рабочие и крестьяне не имели никаких политических прав. Крепостнические перелштки ударяли прежде всего по наиболее многочисленному классу — крестьянству. При проведении реформы 1861 года помещики ограбили крестьян, отобрав у них гначительнуто часть земли и выделив им наделы «на песочках», йедостаточные даже для про кормления семьи. Да и за эти «нателы» крестьяне должны были платить огром ный ^выкуп — около двух миллиардов рублей. Чтобы не умереть с голоду, крестьяне вынуждены были на самых тя желых условиях арендовать помещичью землю. Кроме денежной платы за аренду, помещик нередко заставлял крестьян да ром обрабатывать крестьянскими орудия ми и лошадьми определенное количество помещичьей земли. Чаще всего крестьянин вынужден был платить помещику за аренду земли половину своего урожая. Таким образом, и после отмепы крепо стного права помещики продолжали не щадно угнетать крестьян. Суть землевла дения в России, писал Ленин, заключает ся в том. что «на одном полюсе русского землевладения мы имеем 1 0 ^ миллионов дворов (около 50 млн. населения) с 75 млн. десятин земли, а на другом полюсе тридцать тысяч семей (тысяч около полу тораста населения) с 70 млн. десятин зе мли» (Соч., т. 15, стр. 63). Задавленная гнетом помещиков, основ ная масса крестьянства не могла улуч шать свое хозяйство. Отсюда крайняя от сталость сельского хозяйства в дореволю ционной России, приводившая к частым неурожаям и голодовкам. Наряду с этим довольно быстро шел процесс капиталистической дифференциа ции деревни. Из наиболее зажиточных крестьян выделялась кулацкая верхушка, деревенская буржуазия, а, с другой сторо ны, многие крестьяне разорялись, увели чивалось количество крестьянской бедно ты, деревенских пролетариев и полупроле тариев. Количество же средних крестьян с каждым годом уменьшалось. По данным В. И. Ленина, к концу X IX века крестья- не-бедняки составляли в России 59,5 про цента всех хозяйств, в том числе вовсе безлошадных хозяйств было 29,2 процен та; середняки составляли 22 процента. Крестьяне-бедняки попадали в неоплатную кабалу к кулакам, которые скупали их землю, беспощадно эксплуатировали их. Потребности общественного развития настоятельно требовали ликвидации всех пережитков крепостничества, экономиче ской основой которых было помещичье землевладение, опиравшееся на самодер жавный строй. Именно поэтому аграрно крестьянский вопрос стоял в центре бур жуазно-демократической революции в Рос сии. Только революционным путем можно было уничтожить помещичье землевладе ние, ликвидировать самодержавие и завое вать демократические свободы. Русская революция была крестьянской революцией, но победить она могла толь ко в том случае, если пролетариат станет во главе крестьянства и поведет его «а собой. Не раз в истории России крестьян ство поднималось на самоотверженную борьбу за свои права, за «землю и волю». Однако эти выступления в своем боль шинстве были локальными, разрозненны ми, стихийными и сравнительно легко по давлялись царскими властями. Только в сочетании с рабочим движением, под ру ководством пролетариата крестьянское движение могло увенчаться победой. Русская буржуазия была напугана под’- емом движения рабочего класса, высту пившего во главе народной революции. Связанная множеством нитей с реакцион ными помещиками и царизмом, она не хотела победы демократической революции, ликвидации царизма и всех пережитков крепостничества. Коренные интересы кре стьянства делали его союзником пролета риата и сторонником решительного демо кратического переворота. Из резерва бур жуазии, трусливой, шедшей на любую сделку с царизмом за счет народа, кре стьянство в условиях обострения империа листических противоречий превращалос! в резерв пролетариата, ставшего гегемоном буржуазно-демократической революции. <* * * После расстрела царскими войсками мирной демонстрации петербургских рабо чих 9 января 1905 года по всей стране прокатилась мощная волна политических демонстраций и забастовок рабочих. Вслед за рабочим классом поднималось крестьян ство. Революционные настроения охвати ли учащуюся молодежь, демократическую интеллигенцию. Революция приняла с са мого начала общенародный характер. Крестьянские волнения, начавшиеся весной 1905 года, распространялись все шире. Летом того же года крестьянское движение охватило 85 уездов, то есть примерно седьмую часть всего числа уез дов в европейской части России. Но это было только начало крестьянской борьбы. Формы борьбы против помещиков были весьма разнообразны: потравы и захват на полях хлеба, потравы и покосы лугов, порубки леса, разгром помещичьих име ний, поджоги дворцов и усадеб помещи ков, которые в панике вынуждены были бежать в город. В ряде мест крестьяне захватывали помещичью землю. Крестьяне были глубоко убеждены, что земля долж на принадлежать тем, кто ее обрабатыва ет. Ликвидация помещичьего землевладе ния, передача всей земли крестьянам, уничтожение крепостнических пережит ков и помещичьей кабалы — таковы бы ли революционные, демократические тре бования крестьян. Как доносил исправник Сапожковского уезда Рязанской губернии, крестьяне се ла Морозово-Борки говорили: «Мы сидим на малом наделе, хлеба своего не хватает до рождества, идем к господам, а они пользуются нашим безвыходным положе нием, дают вперед под заработок деньгп и дают вдвое дешевле, чем наш труд. Те перь мы сами будем у господ пахать и убирать землю, а хлеб возить себе на гумна» («Исторические записки», изд. Академии наук СССР, 1954 г., 49, стр. 146). 6 мая крестьяне молдавского села Мо кра, вооруженные топорами,^ вилами и кольями, направились в усадьбу помещи ка Вонтенко. Они сожгли барский дом и убили помещика*. Восстание было подав лено вооруженной силой, а его участники были осуждены военно-полевым судом. Большевики считали такие формы борь бы крестьян вполне закономерпыми. «...Крестьянского восстания без расправы 1с помещиками и захвата земель, — писал Ленин. — никто не стал бы, наверное, и представлять себе. Понятно, что, чем со знательнее и организованнее будет это восстание, тем реже будут случаи истреб ления зданий, имущества, скота и т. п. ...Только педанты (или изменники наро ду) могут особенно оплакивать то, что крестьяне прибегают всегда к таким сред ствам» (Соч., т. 11, стр. 102). Своеобразной формой выступлении кре стьян были стачки сельскохозяйственных рабочих, носившие, как правило, экономи ческий характер. Однако эти стачки име ли те же недостатки, которые были при сущи крестьянскому движению в целом: стихийность, неорганизованность, локаль ность, отсутствие связи с борьбой кресть ян соседних селении, волостей и уездов. Нередки были случаи столкновения крестьян с полицией и даже воинскими частями. Об одном таком столкновении с войсками крестьян села Марковкп, Лебе динского уезда. Харьковской губернии, жандармский офицер доносил: «Крестьяне, вооруженные кольями и камнями, прегра дили казакам путь и бросали в них кам нями из-за заборов п других прикрытий... Несмотря на присутствие охраны, около 5 часов вечера... был сожжен крестьяна ми сарай на винокуренном заводе» («Исто рические записки» X i 49, стр. 175). Ца ризм беспощадно подавлял восстания кре стьян. Солдаты и казаки расстреливали безоружных крестьян, арестовывали «за чинщиков», пороли и истязали их. Но крестьяне не прекращали борьбы. Важнейшее значение в развитии рево люционного движения среди крестьянства имела разработанная В. И. Лениным аг рарная программа большевиков. Она тре бовала конфискации 'помещичьих, церков ных, монастырских, удельных и кабинет ских земель и национализации всей зем ли. Большевики призывали крестьян к немедленному захвату помещичьих земель, к созданию революционных крестьянских комитетов, к активному участию в борьбе пролетариата против царизма. Наряду с поддержкой крестьянского движения в це лом в ленинской аграрной программе были указаны особые классовые пролетарские
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz