На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 21 июня 1955 г., N° 145 (5297). Тщательно готовить каждое занятие по специальности В обучении военных моряков специаль­ ности важная роль отводится старшинам. Чтобы достигнуть высоких результатов в овладении оружием и техникой, они долж­ ны методически правильно проводить занятия по специальности и практиче­ ские тренировки. Руководитель группы комендоров стар­ шина 2 статьи Бойков время, отведенное распорядком дня на подготовку к занятиям, использует полностью и правильно. И хо­ тя многие темы до тонкостей знакомы ому. он усердно изучает материал, еще и еще раз повторяет его. Первым и самым важным делом Бойков , считает составление правильного и доста­ точно полного плана. В нем отражены ос­ новные вопросы, которые надлежит раз’- яснпть матросам. Затем старшина пишет конспект. В нем он кратко, но точно ука­ зывает название, назначение, устройство и взаимодействие деталей и узлов механиз­ ма, который предстоит изучать. Бойков заранее продумывает, какие и как лучше использовать наглядные посо­ бия. Обычно наряду с чертежами и схема­ ми матросы видят на занятии детали и уз­ лы пушки. Комплексное использование старшиной наглядных пособии помогает личному составу успешно осваивать меха­ низмы, их работу и взаимодействие. Четкая организация занятий — пред­ мет постоянной заботы старшины. — Это важно, так как матросы приоб­ ретают навыки организованного труда, ак­ куратность и точность в учебе и работе. Таким образом повышается качество заня­ тий. — говорит он. Можно наблюдать, как всякий раз пе­ ред занятиями дежурный по группе разве­ шивает чертежи, схемы, приносит в класс механизм, готовит доску и мел. Проверив форму одежды, он отмечает присутствую­ щих, а по сигналу об’являет тему заня­ тий. Учеба начинается с того, что Бойков раз’ясняет целевую установку занятия. Чтобы убедиться, что личный состав по­ нял ее. командир опрашивает одного-двух матросов по предыдущей теме. На это ухо­ дит пять-семь минут. Личный состав по­ вторяет ранее изученный материал и увя­ зывает его с новой темой. Как говорят, старые знания дают направление новым. Лишь после всего этого и приступает стар­ шина к рассказу. Практика показывает, что всякое заня­ тие — классное или практическое на бое­ вом посту — следует начинать с показа того, что изучается. Оно п понятно. Зна­ ния. приобретенные непосредственным зрительным восприятием, бывают глубже и лучше запоминаются. Наоборот, словес­ ное повествование, не подкрепленное на­ глядным изображением, дает меньший эф­ фект. Следоватзльно, действенность заня­ тия зависит от того, насколько руководи­ тель ясно и доступно ведет рассказ и под­ крепляет его показом. Можно демонстрировать матросам мехл-. низм в любом изображении, показывать, например, только чертежи или в комп­ лексе — схемы и детали. Руководитель группы занятий с радистами старшпна 2 статьи Шитов при изучении радиостан­ ции использует и схему, и аппаратуру. Рассказывая о работе узлов. Шитов поль­ зуется схемами, на которых есть возмож­ ность в развернутом виде показать взаи­ мосвязь всех деталей. Как-то, раз'ясняя подчиненным взаимо­ действие частей гидропровода, я, кроме плаката и гидравлической схемы, принес на занятие гидронасос от гидропровода старой конструкции, который по размерам несколько больше, но по устройству и принципу действия не отличается от но­ вого. Матросы шутили, куда, мол, това­ рищ мичман, принесли такую древность. Этот механизм нам совсем не потребуется. — Ход занятия покажет, — ответил я. Все механизмы гидропровода заключе­ ны в корпусе, который не позволяет по­ казать работу и взаимодействие в нем механизмов. Полностью проде­ монстрировать это на плакате невозможно. Поэтому и понадобилось старое устройство. Это сразу почувствовалось, когда я от из­ ложения общих сведений перешел к об'яс- нению работы гидронасоса по плакату. Видно было, что не все слушатели усваи­ вают существо дела. Спросил, всем ли ясен вопрос. Многие воины ответили утверди­ тельно. Но у меня были сомнения в том, что все подчиненные усвоили материал. Приказал матросу Полтавскому рассказать, как поворачивается гидронасос в горизон­ тальной плоскости. Моряк ответил пра­ вильно. Матрос Горшков по следующему вопросу также ответил правильно. А стар­ шин матрос Расулов говорил путано и, наконец, признался, что он не представ­ ляет, как вращаются рукоятки колонки управления. Тут-то и пригодплся старый гидронасос. Показал воинам, как выводит­ ся люлька из нулевого положения, и т. д. Теперь изучаемый вопрос был всем пре­ дельно ясен. Этот факт говорит о том, что нагляд­ ными пособиями можно и нужно пользо­ ваться на любых занятиях, в том числе и на занятиях теоретического порядка. Следует всегда учитывать индивидуаль­ ные способности матросов, пх общее раз­ витие и общеобразовательный уровень. Для этого и ставятся контрольные вопросы. Занятия с использованием наглядных изображений привлекают внимание обуча­ емых. вызывают у них интерес к специ­ альности и развивают мышление, cnjcco- ность легко разбираться в устройстве ъех- никп. Напротив, пренебрежительное отно­ шение к наглядным пособиям иногда езо- дит результаты учебы на нет. После увольнения в запас моряков, от­ служивших свой срок, к нам пришли вои­ ны из однотипных подразделений и с ко­ раблей другого класса. Все они были уже не первогодки и неплохо знали матери­ альную часть наших артустановок. Матро­ сам оставалось изучить инструкции по приготовлению к стрельбе и эксплуатации техники. Предстояло выполнять стрельбы. Оди­ ночное обучение возлагалось на команди­ ров отделений старших матросов Дусанова и Разумкова. Специалисты они опытные и можно было надеяться, что многому на­ учат подчиненных. Когда же через некото­ рое время я проверил как идет дело, ока­ залось, что матросы Полтавский и Горш­ ков знают инструкции, но практически вьшолнять их не умеют. Выполняя прика­ зание подготовить артустыковку к стрель­ бе, Горшков не знал, как правильно осмот­ реть п приготовить гидротормоз, а Полтав­ ский — агрегат запирания. Начали выяснять, в чем же причина такого положения. Выяснилось, что конт­ рольный лист и инструкции комендоры изучали в кубрике. Дусанов и Разумков забыли о наглядности в обучении. Знания Горшкова и Полтавского были не осмыс­ ленными. а заученными наизусть. Чтобы выправить положение, я провел с матросами практическое занятие на бое­ вом посту по приготовлению установки к стрельбе. Следует посоветовать старшинам серь­ езнее относиться к занятиям, обращать внимание на методику. Разве можно делать так, как поступил однажды старший ма­ трос Пашенин. В ходе занятия он не задал подчиненным ни одного контрольного во­ проса. не поинтересовался, как слушатели усвоили тему. А это им как раз не уда­ лось, и в большей степени потому, что командир отделения неудовлетворительно использовал наглядные пособия. У него был под руками общий чертеж электро­ двигателя и больше ничего. А можно было подготовить подробные схемы, принести в класс детали электродвигателя. Занятие прошло некачественно, и это не удиви­ тельно. Пашенин пользовался старым кон­ спектом, да и то не своим, а чужим. Неко­ торые матросы даже заявляют, что такая учеба не приносит им пользы. Недобросовестно относится к занятиям по специальности и старшина 1 статьи Дроздов. Ему доверили обучать ма­ тросов. Это люди, которые имеют раз­ личный опыт производственной работы, образование. Конечно, необходимо учиты­ вать их индивидуальные способности и, поскольку воины незнакомы со специаль­ ностью, строго соблюдать последователь­ ность в учебе. Но Дроздов не делает этого. На занятиях на тему: «Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания» старшина не ска­ зал, на каком топл'иве работают двигатели и чем отличаются один от другого. Необ­ ходимо было воспользоваться плакатами, схемами, начертить отдельные узлы, сво­ дить воинов в элетромеханический каби­ нет. Но Дроздов собрал матросов в одном из углов кубрика. Слушатели сидели на койках, некоторые полулежа. Ни одного чертежа, схемы, детали механизма у него не было так же, как и конспекта. Иногда, чтобы не утруждать себя, стар­ шина отдает одному из слушателей учеб­ ник и тот читает его, подчас сбивчиво и так тихо, чтобы не помешать другой груп­ пе, занимающейся в том же кубрике. Спрашивается, что толку от такого за­ нятия? Дроздов грубо нарушает всякие методические требования. А он грамотный человек и может организовать учебу хоро­ шо. Необходимо покончить с подобным от­ ношением к обязанностям. Виной всему здесь бесконтрольность начальника и без­ ответственность Дроздова. Дроздов пытается оправдать себя тем, что у него нет наглядных пособии, а из­ готовить их некогда. Может быть, об этом следует подумать и улучшить планирова­ ние, строго соблюдая последовательность в учебе. Старшинам надо понять, что нагляд­ ность на занятиях по специальности — важное средство обучения воинов мастер­ ству. К этому вопросу надо подходить творчески. При проведении занятий по элементам, требующим постоянного учета при стрель­ бе, я использую макет самолета, развора­ чивающийся на 360 градусов в горизон­ тальной плоскости п на 85— в вертикаль­ ной плоскости. При помощи этого при­ способления прикрепленными к нему обычными нитками можно легко показать матросам курсовые углы и курсовой пара­ метр, зависимость ракурса цели от кур­ сового угла. На этом же макете матросы определяют курсовые углы и ракурс самостоятельно. Это помогает матросам глубоко осваивать практические и тем более теоретиче­ ские вопросы. Мичман Н. НОВИКОВ. Листовка о передовом сигнальщике Умело выполняет свои обязанности старший матрос Александр Никитенко. Он является лучшим сигнальщиком ко­ рабля. В любых условиях опытный спе­ циалист образцово несет сигнальную вахту. Корабль, на котором служит Никитен­ ко, совершил учебное плавание. Поход был трудным. Крутые волны свирепо бросали корабль из стороны в сторону. На мостик то и дело залетали брызги, обдавая моряков холодным душем. Ви­ димость ухудшалась с каждой минутой. В такую погоду трудно нести вахту на мостике, но старший матрос Никитен­ ко стойко преодолевал трудности похо­ да, внимательно следил за морем и воз­ духом, четко докладывал командиру об­ становку. Вот справа среди волн на ка- кое-то мгновение показался силуэт ко­ рабля. Сигнальщик успел заметить его, определить дистанцию. — Корабль справа... кабельтовое... — докладывает он командиру. Несколько часов старший матрос нес сигнальную вахту, не сходя с мостика. Ни холод, ни утомительная качка не по­ мешали классному специалисту Ники­ тенко отлично выполнить свои обязанно­ сти на походе. Успешно справиться с возложенной за­ дачей Александру Никитенко помогли высокая боевая выучка, всесторонняя и тщательная подготовка боевого поста к походу. Еще до выхода корабля в море он внимательно осмотрел заведывание, подготовил все средства связи, необхо­ димые пособия. Важную роль сыграли здесь и регулярные тренировки моряка на боевом посту во время учебных по­ ходов. — На занятиях действовать, как в бою, — твердое правило классного спе­ циалиста. К каждому учению моряк готовится тщательно и выполняет все вводные бы­ стро, четко и правильно. Он понимает, что условности только снижают качество занятий, мешают приобретению необхо­ димых практических навыков. Непрерыв­ но совершенствуя боевое мастерство, классный специалист Александр Ники­ тенко учится тому, что необходимо на войне. Опыту учебы и службы классного специалиста Александра Никитенко по­ священа выпущенная политорганом ли­ стовка. Она призывает сигнальщиков действовать на учениях и тренировках в море так, как передовой воин Александр Никитенко. Офицер Г. ЛЕТУЧИЙ- По телеграфу. ------------------- 0 — Действовали смело и умело , -1* По сигналу воины подразделения быст­ ро построились в полном боевом снаряже­ нии. Вскоре начались боевые учения. «Про­ тивник» в коротком, но жестоком «сраже­ нии» был разбит. Особенно во время уче­ ния инициативно и смело действовали пу­ леметчики рядовые Тищенко и Гераси­ менко. Н. КОПЕЙКО. З а и н и ц и а т и в у —- поощрение Неустанно повышает свои специальные знания и практические навыки стар­ ший матрос Сколов. Он настойчиво изучает заведывание. Раньше моряк работал на­ водчиком, теперь — за замочного. С порученными обязанностями Сколов справляет­ ся успешно. Об этом свидетельствует недавно проведенная стрельба. — Орудие зарядить! — поступила команда. Старший матрос Сколов четко выполнил все действия. Раздался выстрел. Стрельба была проведена без замечаний. За высокое боевое мастерство и проявленную инициативу командир об'явил передовому моряку благодарность. Матрос А. ЛУЗЯНИН. fC o T Z tsm J ib О ДОБРОСОВЕСТНО потрудились на выгрузке различных материалов воины Н-ского подразделения. Они закончили все работы на 2 часа 30 минут раньше срока. Особенно проя­ вили себя тт. Моссан, Филь, Волков и Рыбалко. Начальник гарнизона об’явил благодарность всему личному составу подразделения. Офицер Н. Румянцев. О ЧЕТЫРНАДЦАТЬ поощрений за успехи в боевой и политической под­ готовке имеет младший сержант Су­ воров. Он хорошо знает свою специ­ альность. Старательный воин награж ­ ден нагруаным знаком «Отличный са­ пер». Сержант В. Гениатов. О В НАЧАЛЕ ГОДА рядовой Б а ­ лашов сдал зачеты на специалиста 5 разряда. Активно включившись в со­ циалистическое соревнование, он, как правило, выполняет свои производст­ венные нормы на 180—190 процентов. Младший сержант К. Наравас. О РЯДОВОЙ САМОСАДОВ тру­ дится на одной из флотских строек. Работает хорошо, ежемесячно выпол­ няя задания на 130—150 процентов. Передовой воин имеет от командира 7 благодарностей, недавно он был принят в ряды ленинского комсомола. Л\ладший лейтенант Д. Моралев. О ПЕРВЫМ помощником команди­ ра является младший сержант Ко­ мендант. Словом и личным примером учит он молодых воинов. Благодаря ему многие матросы стали передови­ ками учебы. Матрос А. Кузнецов. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ США го поводу задержания советского танкера „Туапсе" 18 июня Посольство СССР в Вашингто­ не направило Государственному Департа­ менту США ноту следующего содержания: «Посольство Союза Советских Социали­ стических Республик ссылается на пред­ ставления Советского Правительства Пра­ вительству Соединенных Штатов Америки от 24 июня. 2 и 19 июля 1954 года, 25 и 31 марта с. г. по поводу незаконного задержания советского танкера «Туапсе» и его экипажа, захваченного 23 нюня 1954 года в открытом мере южнее остро­ ва Тайвань, и по поручению Правитель­ ства СССР заявляет следующее. Советское Правительство обращало вни­ мание Правительства Соединенных Шта­ тов на необходимость принятия им мер к немедленному возврату танкера «Туапсе», его груза и команды. При этом Советское Правительство исходило из того, что воды, в которых произошло нападение на со­ ветский танкер, полностью контролируют­ ся военно-морскими силами США, в силу чего Правительство Соединенных Штатов несет всю ответственность за захват со­ ветского танкера «Туапсе». Однако Правительство США до сих пор не приняло мер к освобождению танкера «Туапсе» и членов его экипажа. Более то­ го, как это видно из сообщений амери­ канской печати, со стороны властей США делаются попытки воспрепятствовать воз­ вращению членов экипажа танкера «Ту­ апсе» на родину, причем эти незаконные действия прикрываются ссылками на то, что им предоставляется «политическое убежище». Указанные сообщения печати до сих пор не были опровергнуты Прави­ тельством США. По сведениям, полученным от команды польского судна «Президент Готвальд», члены экипажа танкерз «Туапсе» подвер­ гаются насилиям и издевательствам; все это делается с целью предотвратить их возвращение на родину. Подобные дейст­ вия в отношении членов экипажа совет­ ского танкера «Туапсе», захваченного в водах, контролируемых военно-морскими силами США, представляют собой грубое нарушение общепризнанных норм между­ народного нрава. Советское Правительство заявляет про­ тест Правительству США по поводу ука­ занных действий в отношении советского танкера «Туапсе» и его команды и ожи­ дает, что Правительство США примет без­ отлагательно меры к освобождению танке­ ра и его команды». Индивидуальная работа агитатора с воинами на корабле Как коммуниста, меня назначили аги­ татором. Политработник, раз’ясняя мне почетные и ответственные обязанности агитатора, сказал тогда: ' — Прежде всего вы должны сами быть во всем примером для товарищей, настойчиво учиться военному делу, под- дерлшвать дисциплину, быть всегда в курсе текущих политических событий, хорошо знать своих сослуживцев и зада­ чи, стоящие перед ними. Помню, с каким волнением я проводил первую беседу. Готовясь к ней, перечи­ тал много литературы — брошюры, ста­ тьи из газет и журналов. Матросы вни­ мательно слушали меня, но, вместе с тем, я заметил, что отдельные товарищи безраз­ лично относились к моему выступлению. Правду говоря, остался я не удовлетво­ ренным своей беседой и разочарованный пришел к политработнику. Он, внима­ тельно выслушав меня, указал на причи­ ны моей неудачи. П тут мне згногое ста­ ло ясно. Хорошо подготовиться к беседе, изучить материалы — это только одна сторона дела. Надо знать жизнь корабля, успехи и недостатки отдельных воинов, иллюстрировать беседу характерными примерами из учебы и службы матросов, что делает ее доходчивой и интересной. Хотя матросы и живут одной жизнью, ре­ шают вместе учебные задачи, но все они отличаются друг от друга по уровню сво­ его общеобразовательного и политического развития, способностям и запросам. Стало быть, нельзя подходить ко всем с одной меркой. Прибыл к нам Ъ подразделение для дальнейшего прохождения службы матрос Николай Новиков. На первых порах у не­ го было много недостатков, он нарушал дисциплину, не все обстояло благополуч­ но с изучением материальной части. U мы часто беседовали вдвоем. Он не только слушал меня, но и откровенно рассказы­ вал о своих думах и намерениях, о том. что мешает ему в учебе и службе. Про­ сто, по-товарищески я раз’яснил вопро­ сы, интересующие матроса, советовал, как следует изменить свое отношение к делу всего коллектива, помогал глубже осознать ему свой воинский долг. Сейчас матрос Новиков стал более требователь­ ным к себе, исправил свои ошибки и не­ достатки, навел образцовый порядок в за- ведывании, старательно ухаживает за боевой техникой. Или вот другой случай, который про­ изошел с матросом Нестеровым. Он нару­ шил воинскую дисциплину, за что был наказан командиром. За недостойное пове­ дение Нестерова резко критиковали на собрании личного состава. Мне не раз приходилось беседовать с товарищем, чтобы помочь понять ему вред и пагуб­ ность его ошибок. Терпеливая воспита­ тельная работа дала свои положительные результаты. Матрос Нестеров стал хорошо нести службу, строго соблюдать требова­ ния уставов, наставлений и инструкций. О Новикове и Нестерове я и сейчас не забываю. II отрадно видеть, что люди с каждым днем растут, лучше учатся й служат, оттачивают свое воинское мастер- стзо, овладевают политическими знания­ ми, воспитывают в себе высокие мораль­ но-осевые качества, необходимые в слож­ ном современном бою. Наряду с индивидуальной работой с воинами я, конечно, регулярно провожу и коллективные беседы. Например, на по­ следнем походе провел беседы на темы: «На учении действуй, как в бою», «Каж­ дую милю используй для повышения во­ инского мастерства и совершенствования боевой готовности» и другие. Были ис­ пользованы в этих беседах наиболее ин­ тересные примеры п Факты из повседнев­ ной учебы и жизни передовых людей ко­ рабля — отличников боевой и политиче­ ской подготовки, классных специалистов, и слушали их матросы внимательно. Однако в походе провести коллектив­ ную беседу иногда не предоставляется возможности, и тут, как говорят, надо бе­ седовать с товарищами с глазу на глаз, накоротке. В частности, разговорились как-то мы со старшим матросом Дмитрие­ вым. Это передовой воин, за безупречную службу он имеет 25 поощрений, в том чи­ сле премию от Главнокомандующего Воен­ но-Морскими Силами. Наиболее характер­ ные примеры и факты, полученные от Дмитриева, в частности о его учебе и службе, были использованы мною в бесе­ дах с другими матросами. Каждую беседу — индивидуальную и коллективную— я стремлюсь тесно увязать с непосредственными задачами, которые решает личный состав. Это делает мою работу интересной, увлекательной, дейст­ венной, способствует воспитанию у моря­ ков высоких морально-боевых качеств, необходимых в современном бою каждому советскому воину — патриоту своей со­ циалистической Родины. Старший матрос Ю. МОТОРИН, *> агитатор. К 50-летию революции 1905 — 1907 годов Крестьянское движение в годы первой русской революции Буржуазно-демократическая революция 1905— 1907 годов явилась крупнейшим событием в истории России, оказавшим громадное влияние на все последующее развитие нашей Родины. Это была подлин­ но народная революция, которая пробуди­ ла в политической жизни и борьбе мил­ лионы рабочих и крестьян. В ходе герои­ ческой борьбы с царским самодержавием в 1905— 1907 годах был накоплен огром­ ный политический опыт, который помог рабочему классу и трудящемуся крестьян­ ству России завоевать победу в Великой Октябрьской социалистической революции. Руководителем и главной движущей си­ лой первой русской революции являлся пролетариат — самый революционный класс современного общества. Он был кровно заинтересован в полной победе буржуазно-демократической революции. Только ликвидировав пережитки средневе­ ковья и добившись демократических сво­ бод, рабочий класс мог укрепить свои организации, приобрести опыт и навыки руководства трудящимися массами и пе­ рейти к следующему, социалистическому этапу революции, повести борьбу за завое­ вание политической власти. Естественным союзником пролетариата в революции бы­ ло многомиллионное крестьянство России. Сплачивая вокруг себя крестьянские мас­ сы. рабочий класс в ходе борьбы против общих врагов — царизма и помещиков — закладывал основы прочного союза с кре­ стьянством. Во главе революционного народа высту­ пил боевой авангард рабочего класса — большевистская партия, — партия нового типа, созданная великим Лениным и воо­ руженная передовой революционной теори­ ей. Мощный размах крестьянского движе­ ния в 1905— 1907 годах явился одной из самых ярких страниц вековой борьбы крестьянства за «землю и волю». Он по­ казал огромные революционные возможно­ сти, таящиеся в крестьянстве, и начисто опроверг пресловутые меньшевистские теорийки о якобы реакционности кресть­ янства, о его неспособности пойти за ра­ бочим классом. Совместная борьба проле­ тариата и крестьянства подтвердила пра­ вильность ленинской теории о союзе рабо­ чего класса и крестьянства как основной силы революции, мудрость политики Ком­ мунистической партии, направленной ва укрепление этого союза, на политическое воспитание крестьянских масс в ходе ре­ волюции. * * * В начале XX столетия Россия была аграрной страной. Пережитки крепостни­ чества, главными из которых были цар­ ское самодержавие и помещичье землевла­ дение, накладывали отпечаток на весь об­ щественный строй России. Они порождали самые жестокие и бесчеловечные формы эксплуатации пролетариата, обрекали на постоянную нужду, разорение и нищету крестьянство, составлявшее большинство населения страны. Гнет помещиков и ка­ питалистов усугублялся произволом цар­ ского самодержавия, давившего все живое и прогрессивное. Рабочие и крестьяне не имели никаких политических прав. Крепостнические перелштки ударяли прежде всего по наиболее многочисленному классу — крестьянству. При проведении реформы 1861 года помещики ограбили крестьян, отобрав у них гначительнуто часть земли и выделив им наделы «на песочках», йедостаточные даже для про­ кормления семьи. Да и за эти «нателы» крестьяне должны были платить огром­ ный ^выкуп — около двух миллиардов рублей. Чтобы не умереть с голоду, крестьяне вынуждены были на самых тя­ желых условиях арендовать помещичью землю. Кроме денежной платы за аренду, помещик нередко заставлял крестьян да­ ром обрабатывать крестьянскими орудия­ ми и лошадьми определенное количество помещичьей земли. Чаще всего крестьянин вынужден был платить помещику за аренду земли половину своего урожая. Таким образом, и после отмепы крепо­ стного права помещики продолжали не­ щадно угнетать крестьян. Суть землевла­ дения в России, писал Ленин, заключает­ ся в том. что «на одном полюсе русского землевладения мы имеем 1 0 ^ миллионов дворов (около 50 млн. населения) с 75 млн. десятин земли, а на другом полюсе тридцать тысяч семей (тысяч около полу­ тораста населения) с 70 млн. десятин зе­ мли» (Соч., т. 15, стр. 63). Задавленная гнетом помещиков, основ­ ная масса крестьянства не могла улуч­ шать свое хозяйство. Отсюда крайняя от­ сталость сельского хозяйства в дореволю­ ционной России, приводившая к частым неурожаям и голодовкам. Наряду с этим довольно быстро шел процесс капиталистической дифференциа­ ции деревни. Из наиболее зажиточных крестьян выделялась кулацкая верхушка, деревенская буржуазия, а, с другой сторо­ ны, многие крестьяне разорялись, увели­ чивалось количество крестьянской бедно­ ты, деревенских пролетариев и полупроле­ тариев. Количество же средних крестьян с каждым годом уменьшалось. По данным В. И. Ленина, к концу X IX века крестья- не-бедняки составляли в России 59,5 про­ цента всех хозяйств, в том числе вовсе безлошадных хозяйств было 29,2 процен­ та; середняки составляли 22 процента. Крестьяне-бедняки попадали в неоплатную кабалу к кулакам, которые скупали их землю, беспощадно эксплуатировали их. Потребности общественного развития настоятельно требовали ликвидации всех пережитков крепостничества, экономиче­ ской основой которых было помещичье землевладение, опиравшееся на самодер­ жавный строй. Именно поэтому аграрно­ крестьянский вопрос стоял в центре бур­ жуазно-демократической революции в Рос­ сии. Только революционным путем можно было уничтожить помещичье землевладе­ ние, ликвидировать самодержавие и завое­ вать демократические свободы. Русская революция была крестьянской революцией, но победить она могла толь­ ко в том случае, если пролетариат станет во главе крестьянства и поведет его «а собой. Не раз в истории России крестьян­ ство поднималось на самоотверженную борьбу за свои права, за «землю и волю». Однако эти выступления в своем боль­ шинстве были локальными, разрозненны­ ми, стихийными и сравнительно легко по­ давлялись царскими властями. Только в сочетании с рабочим движением, под ру­ ководством пролетариата крестьянское движение могло увенчаться победой. Русская буржуазия была напугана под’- емом движения рабочего класса, высту­ пившего во главе народной революции. Связанная множеством нитей с реакцион­ ными помещиками и царизмом, она не хотела победы демократической революции, ликвидации царизма и всех пережитков крепостничества. Коренные интересы кре­ стьянства делали его союзником пролета­ риата и сторонником решительного демо­ кратического переворота. Из резерва бур­ жуазии, трусливой, шедшей на любую сделку с царизмом за счет народа, кре­ стьянство в условиях обострения империа­ листических противоречий превращалос! в резерв пролетариата, ставшего гегемоном буржуазно-демократической революции. <* * * После расстрела царскими войсками мирной демонстрации петербургских рабо­ чих 9 января 1905 года по всей стране прокатилась мощная волна политических демонстраций и забастовок рабочих. Вслед за рабочим классом поднималось крестьян ство. Революционные настроения охвати ли учащуюся молодежь, демократическую интеллигенцию. Революция приняла с са­ мого начала общенародный характер. Крестьянские волнения, начавшиеся весной 1905 года, распространялись все шире. Летом того же года крестьянское движение охватило 85 уездов, то есть примерно седьмую часть всего числа уез­ дов в европейской части России. Но это было только начало крестьянской борьбы. Формы борьбы против помещиков были весьма разнообразны: потравы и захват на полях хлеба, потравы и покосы лугов, порубки леса, разгром помещичьих име­ ний, поджоги дворцов и усадеб помещи­ ков, которые в панике вынуждены были бежать в город. В ряде мест крестьяне захватывали помещичью землю. Крестьяне были глубоко убеждены, что земля долж­ на принадлежать тем, кто ее обрабатыва­ ет. Ликвидация помещичьего землевладе­ ния, передача всей земли крестьянам, уничтожение крепостнических пережит­ ков и помещичьей кабалы — таковы бы­ ли революционные, демократические тре­ бования крестьян. Как доносил исправник Сапожковского уезда Рязанской губернии, крестьяне се­ ла Морозово-Борки говорили: «Мы сидим на малом наделе, хлеба своего не хватает до рождества, идем к господам, а они пользуются нашим безвыходным положе­ нием, дают вперед под заработок деньгп и дают вдвое дешевле, чем наш труд. Те­ перь мы сами будем у господ пахать и убирать землю, а хлеб возить себе на гумна» («Исторические записки», изд. Академии наук СССР, 1954 г., 49, стр. 146). 6 мая крестьяне молдавского села Мо­ кра, вооруженные топорами,^ вилами и кольями, направились в усадьбу помещи­ ка Вонтенко. Они сожгли барский дом и убили помещика*. Восстание было подав­ лено вооруженной силой, а его участники были осуждены военно-полевым судом. Большевики считали такие формы борь­ бы крестьян вполне закономерпыми. «...Крестьянского восстания без расправы 1с помещиками и захвата земель, — писал Ленин. — никто не стал бы, наверное, и представлять себе. Понятно, что, чем со­ знательнее и организованнее будет это восстание, тем реже будут случаи истреб­ ления зданий, имущества, скота и т. п. ...Только педанты (или изменники наро­ ду) могут особенно оплакивать то, что крестьяне прибегают всегда к таким сред­ ствам» (Соч., т. 11, стр. 102). Своеобразной формой выступлении кре­ стьян были стачки сельскохозяйственных рабочих, носившие, как правило, экономи­ ческий характер. Однако эти стачки име­ ли те же недостатки, которые были при­ сущи крестьянскому движению в целом: стихийность, неорганизованность, локаль­ ность, отсутствие связи с борьбой кресть­ ян соседних селении, волостей и уездов. Нередки были случаи столкновения крестьян с полицией и даже воинскими частями. Об одном таком столкновении с войсками крестьян села Марковкп, Лебе­ динского уезда. Харьковской губернии, жандармский офицер доносил: «Крестьяне, вооруженные кольями и камнями, прегра­ дили казакам путь и бросали в них кам­ нями из-за заборов п других прикрытий... Несмотря на присутствие охраны, около 5 часов вечера... был сожжен крестьяна­ ми сарай на винокуренном заводе» («Исто­ рические записки» X i 49, стр. 175). Ца­ ризм беспощадно подавлял восстания кре­ стьян. Солдаты и казаки расстреливали безоружных крестьян, арестовывали «за­ чинщиков», пороли и истязали их. Но крестьяне не прекращали борьбы. Важнейшее значение в развитии рево­ люционного движения среди крестьянства имела разработанная В. И. Лениным аг­ рарная программа большевиков. Она тре­ бовала конфискации 'помещичьих, церков­ ных, монастырских, удельных и кабинет­ ских земель и национализации всей зем­ ли. Большевики призывали крестьян к немедленному захвату помещичьих земель, к созданию революционных крестьянских комитетов, к активному участию в борьбе пролетариата против царизма. Наряду с поддержкой крестьянского движения в це­ лом в ленинской аграрной программе были указаны особые классовые пролетарские

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz