На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
\ На с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 июня 1955 г., № 144 (5296). Пропусков изамечаний нет! уделялось учебе Наводчики имеют тренироваться не- Над морем раздал ся очередной залп орудий главного ка либра. Слышится команда «Дробь!»... — Доложить о замечаниях при стрель бе! — Пропусков и замечаний нет, — до кладывают управляющему огнем. Через несколько м и н у т по трансляции командир корабля поздравил личный со став с отлично проведенной стрельбой. Как радостны эти минуты, особенно для артиллеристов, успешно выполнивших свою задачу! Успех стрельбы — редультат четкой и слаженной работы группы управления и расчетов огневых команд, упорных и дли тельных тренировок в море, на рейде и у причала. Овладевая мастерством, моряки соче тают учебу по специальности с системати ческими тренировками на материальной части и учебных приборах. Как же были организованы тренировки огневых команд, обеспечившие стрельбу без единого пропуска и с максимальным напряжением? Особое внимание команд заряжания, большую возможность посредственно на материальной части; команды заряжания этой возможности не имеют по техническим нормам эксплуа тации. Поэтому основная часть тренировок проходит на учебном приборе— так назы ваемом станке заряжания, на котором имитируется большинство движений, не обходимых для правильного и быстрого за ряжания орудия. Каждая тренировка приносит свои пло ды только тогда, когда она хорошо органи зована, когда каждый номер в расчете точно знает свои обязанности и правильно выполняет все необходимые приемы. Вначале необходимо, чтобы каждый но мер изучил свою специальность, свое за- ведывание. При этом особое внимание на до обратить на снарядных и зарядных, так как обычно снарядными являются моло дые матросы, а зарядными — моряки, приходящие из других боевых частей. После этого следует показать им пра вильную работу заряженного орудия. Здесь особую роль играют старшина баш ни или другой опытный моряк, ранее вы полнявший эту функцию. Только после этого следует переходить к тренировкам на станке заряжания: Первые Тренировки должны быть це- леустремлены на освоение правильных движений. Нет необходимости и даже вредно сразу же гнаться за большими ус пехами, ибо малейшие неточности могут войтж в привычку и затем служить поме хой в течение большого времени. Всякую неточность надо поправлять здесь же, у станка заряжания, показывая воинам правильные движения. Старшие матросы Мельник, Охоботов, например, вначале де лали много ошибок, но, благодаря правиль но организованным тренировкам, .сейчас умело передают свой опыт молодым ма- Настойчиво тренировать команды заряжания тросам, пришедшим в*«сто них снаряд ными. Старший матрос Мельник — специа лист первого класса. Он умело обучает мо лодых матросов, равномерно увеличивает темп и продолжительность тренировок. В процессе тренировок необходимо самым тщательным образом следить за правиль ными движениями номеров расчета и в случае ошибки прекращать стрельбу и исправлять ошибку показом правильного движения. Необходимо обращать внимание на чет кое взаимодействие всех номеров расчета, так как даже опытные замочные допу скают промахи. Например, старинна 2 статьи Николайчук, ныне специалист первого класса, прежде рано закрывал за мок, невнимательно следил за действиями снарядного и зарядного. Его ошибка была во-время исправлена. Во время тренировок опытный глаз ру ководителя должен следить за каждым движением номеров расчета. У нас послед ние артиллерийские стрельбы с успехом выполняли молодые матросы Петраков, Фокин, Кецко. Они на первых порах име ли много ошибок и хотя сейчас не избе жали их до конца, но уже работают зна чительно увереннее. При стоянке корабля у причала трени ровки следует проводить не реже четы- рех-пяти раз в неделю продолжитель ностью в 30— 45 минут. В процессе подготовки к артиллерий ским стрельбам необходимо вести тща тельную раз’яснительную работу с лич ным составом команд заряжания, чтобы каждый глубоко понял, какая отвстстзеп- ность ложится лично на него. Из расчетов огневых команд особое вни мание уделяется перегрузочным отделени ям. так называемым турникетам. Их обя занности — перегрузить заряды в полба- Н А К О Н К У Р С Старшина с подлодки На подводной лодке Н. хранится краси во оформленная грамота. В ней сказано о том, что командование соединения об’яв- ляет штурманскую боевую часть подвод ной лодки отличной. Сейчас на корабле среди комсомольцев развернулась активная борьба за отлич ный боевой пост, отделение, боевую часть. Отличная штурманская боевая часть— это только первые успехи. ...Вечер в комнате политико-просвети тельной работы. За столом сидит старши на 1 статьи Колейков — плотный, широ коплечий моряк, в аккуратно отглаженной фланелевке. На груди моряка поблескивает знак «Отличный подводник». Перед ним — том Сочинений В. И. Ленина и Крат кий курс истории партии, раскрытый на четвертой главе. Мелким почерком стар шина старательно записывает что-то в тетрадь. За сравнительно небольшой срок служ бы на флоте Колейков сумел добиться вы соких успехов в боевой и политической подготовке. Сейчас он — старшина коман ды рулевых-сигналыциков, специалист первого класса. В его карточке взысканий и поощрений записано около тридцати по ощрений. А недавно Командующий Север ным флотом наградил воина за успехи в боевой и политической подготовке имен ными часами. — Специалист высокого класса! — с гордостью и уважением отзываются о нем сослуживцы. Не сразу Колейков стал отличным спе циалистом. До призыва на флот он имел самую скромную, мирную и простую про фессию сапожника. О военно-морской слу жбе Колейков мечтал давно, но она каза лась ему какой-то далекой, недосягаемой. Вначале воин был назначен рулевым-сиг- налыциком на краснознаменную подвод- шенное отделение. В море их можно тре- , - п п л . |ную лодку, которой в годы Великой Оте чественной войны командовал прославлен- нировать по каждой тревоге. Турникетчи ки берут заряды, раздевают нх и подают в подбашенное отделение. Нагрузка здесь большая. Команду заряжания и перегрузочные от деления тренировать надо особенно тща тельно, так как тренировать пх трудно, а расчеты погребов и подбашенных отделе ний тренировать легче и научить можно быстрее. На последнем походе у нас проводились тренировки по взаимозаменяемости и по переходу с основных средств подачи на запасные. Подавались снаряды и заряды от погреба до верха. Тренировки наводчиков и команды по дач желательно проводить не только на материальной части, но и на учебных при борах. Хорошо натренированные воины-артил леристы старший матрос Мельник, матоо- сы Шибаев и Чураков. старший матрос Панкрупшн отличились на последних стрельбах. В этом заслуга их старшин, правильно построивших тренировки своих подчиненных. Старший лейтенант А. НАДЕЛЯЕВ. ный подводник Герой Советского Союза Лунин. Эта подводная лодка имела слав ную боевую историю. На ее рубке красо валась цифра «17», означавшая количе ство побед этого корабля. Надолго запомнил Колейков тот день, когда он, тогда еще молодой и неопытный воин, впервые, с глубоким волнением сту пил на борт корабля, приветствуя Красно знаменный Военно-морской Флаг. В первый же день с ним побеседовал секретарь комсомольской организации ко рабля. Коротко познакомив Колейкова с боевой историей подводной лодки, он ска зал: — Вам нужно как можно быстрее и лучше изучить устройство лодки и прак тически освоить свою специальность. Труд ностей у вас будет много. Но не бой тесь их. Мы вам поможем всем коллекти вом. Служите как можно лучше, чтобы быть достойным преемником боевой сла вы моряков-подводпиков нашего флота. «Выть достойным преемником боевой О Ч Е Р К славы»— эти слова крепко врезались в па мять молодого моряка. И Колейков начал настойчиво заниматься. По описаниям и чертежам, занимаясь у механизмов, он ста рательно изучал материальную часть сво его заведывания. Особенно много полезно го давали ему выходы корабля в море, во время которых эн тренировал себя в при еме и передаче семафора, нес рулевые и сигнальные вахты. Систематическая учеба, напряженные тренировки дали хорошие результаты. Командир несколько раз поощрял стара тельного моряка и ставил его в пример остальным воинам. Но Колейков понимал, что это только начало. Для успешного ос воения своей специальности ему нужно было еще много потрудиться. Офицер, внимательно наблюдавший за его подго товкой, однажды спросил воина: — Скажите, что вам кажется наиболее трудным в освоении специальности? Колейков был несколько смущен вопро сом. Он действительно не знал, что же для него является наиболее трудным, на что обратить особое внимание. И молодой воин искренне ответил: — Я еще этого сам не знаю. — А я вот давно наблюдаю за вами, — продолжал офицер, — мне кажет ся, что наиболее трудным для вас яв ляется несение рулевой вахты в штормо вую погоду. Ветер, волны стараются сбить корабль с курса, а вам нужно не допу стить ни малейших отклонений. Это дает ся нелегко. Здесь требуется большое уме ние, натренированность и физическая выносливость. «Как же я раньше сам не мог подумать об этом», — сетовал на себя моряк. В суровых морских походах, в повсе дневной напряженной боевой учебе Ко лейков настойчиво совершенствовал свое мастерство. Вскоре, когда для службы на другом корабле потребовались опытные специалисты, Колейков был переведен ту да и назначен командиром отделения ру- левых-енгналыциков. Новый корабль Колейков полюбил так же, как и ту краснознаменную подводную лодку, на которой начал свою службу. Теперь ему приходилось не только учить ся самому, но и обучать и воспитывать своих подчиненных. Во время нахождения корабля в море, прп стоянках на якоре Колейков обязывал каждого вахтенного сигнальщика в течение вахты принять или передать несколько тренировочных учебных текстов и строго следил за этим. В результате навыки сигнальщиков в приеме и передаче семафора все время поддерживались на должном уровне. Трудно давалось освоение специально сти старшему матросу Субочеву, который имел небольшой общеобразовательный уро вень, мало читал книг. Заметив это, Ко лейков сделал ему замечание, а потом много работал с матросом сам. Дело пошло на лад. Когда наступило время сдавать экзамены на классность, все рулевые ус пешно выдержали их и стали классными специалистами. Субочев впоследствии стал специалистом первого класса и команди ром отделения рулевых-сигналыциков. В своих успехах он во многом обязан стар шине Колейкову. Когда ушел в долгосрочный отпуск старшина_ команды рулевых-сигналыци ков. Колейкова назначили на его место. Много приходилось кораблю бывать в походах. Иной раз сигнальщикам было трудно. В непроглядную полярную ночь, во время сплошных снежных зарядов, когда острые, как иголки, снежилки ре зали глаза, а леденящий ветер обжигал лицо, сигнальщики бдительно несли вах ту. Вахтенный офицер всегда был уверен что все сигналы будут приняты своевре менно и правильно, что ему во-время бу дет доложено обо всех изменениях обста новки в районе плавания. Много времени уделял Колейков подго товке себя к несению вахты на горизон тальных рулях. Для этой цели он плодо творно использовал каждое учебное пла вание корабля иод водой. Удерживать лодку на строго заданной глубине очень трудно, особенно при волнении моря. Вах та на горизонтальных рулях требует от рулевого особого напряжения. Колейков сумел достичь хороших результатов и при несении этой вахты. Однажды подводная лодка долго нахо дилась под водой в очень сложных усло виях. Старшина 1 статьи Колейков уме ло нес вахту на горизонтальных рулях в течение продолжительного времени. Он надежно обеспечил плавание подводной лодки на строго заданной глубине, проя вив при этом большую стойкость и физи ческую выносливость. Недавно старшина 1 статьи Колейков партийной организа цией корабля принят кандидатом в члены партии. Став коммунистом, он решил учиться еще напряженнее, чтобы лучше познать боевую технику. Так служит простой советский моряк Иван Колейков. Он не только на деле стал достойным преемником боевой славы моряков-иодводников, но и своим повсе дневным трудом приумножает ез ? годы мирной учебы. В его жизни и службе нет ничего необычного. Сотни таких же. как и он, воинов добросовестно выполняют свои воинский долг, надежно охраняют здесь, на Крайнем Севере нашей Родины, мирный труд своего народа. Всех их род нит и сближает одна общая черта — го рячая любовь к своей Родине, настойчи вое желание с достоинством и честью вы полнять порученные им почетные обязан ности. Старший лейтенант Н. СТЕПАНИЩЕВ. Ц е л ь о б н а р у ж е н а ! На вахте старший боевого расчета опе ратор матрос Кузичев. В любой момент ра диолокационная станция готова к работе. Вдруг раздается телефонный звонок с командного пункта. Поступило приказа ние: включить заведывание и вести наб людение в секторе... Слаженная работа расчета позволяет приводить в действие механизмы, затрачи вая на это минимум времени. Вольшая за слуга в этом матроса Фптюлина. Агрегаты у него всегда готовы к действию. И вот станция уже включена. Оператор Кузичев внимательно следит за экраном индикатора в заданном сякторе. пока ТЕХНИЧЕСКОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ На днях в нашем подразделении провс- Кроме шумов и местных предметов ничего не видно. Но вот внимание оператора среди шумов | техническое сооеседование на тему: привлекает небольшая светлая черточка. ** ....... ......... Он внимательно смотрит на экран, регули рует яркость, меняет фокусировку, довг- рачивает антенну и меняет усиление. Еще несколько секунд, и оператор Кузичев уверен, что это — цель. — Азимут... Дальность.., — четко пе редает он координаты цели. Отличной работой матрос Кузичев спо собствовал успешному выполнению учебно- боевой задачи. Матрос Н. КОЗИЧЕВ. Личный пример в службе и дисциплине Матрос Катаргин зарекомендовал себя активным воином и отзывчивым товари щем. Однажды матросы Малоземов и Соганов, находясь в увольнении нарушили дисци плину. Матрос Катаргин написал в стен ную газету заметку, в которой резко осу дил недостойное поведение этих воинов. Матрос Катаргин личным примером ув лекает своих сослуживцев на отличную учебу и службу, постоянно борется за под держание крепкой воинской дисциплины. Старшина 2 статьи А. СТАРОСТИН. «Устройство и назначение боеприпасов». Вступительное слово произнес офицер. Далее перед сослуживцами выступили пе редовики учебы и службы. Матрос Шадрин, например, рассказал об устройстве взрывателей и их действиях. Матрос Кузнецов — о клеймении и маркп- ровке боеприпасов п тары. Матрос Кулям- зин поделился опытом обращения с бое припасами при перевозке на автомашинах, складировании на огневых позициях, хра нении и подготовке боеприпасов к стрель бе. Выступающим было задано много воп росов. Техническое собеседование помогло вои нам лучше изучить устройство боеприпа сов, обращение с ними прп транспорти ровке и подготовке к стрельбе. Собеседование прошло активно и орга низованно. Матрос Э. ГЕЙДАНС. Бетонщик рядовой М. Язгильды вы полняет нормы на 150 — 160 процентов. НА СНИМКЕ: рядовой М. Язгильды за заглаживанием поверхности железобе тонной плиты. Фото И. Никншова. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Когда будет открытпарк? Член комсомольского бюро токарь матрос Борис Девннин показывает образ цы в труде. Любая деталь, изготовленная им, отличается высоким качеством. НА СНИМКЕ: матрос Б. Девянин измеряет изготовленную нм деталь. Фото И. Никншова. В Заполярье, наконец, установилась сравнительно теплая погода. В доли нах и на косогорах пробудился после зим него сна мох, ожила трава, зазелеятели листья на деревцах. Вечерами, а особенно в выходные дни, на улицах Североморска можно видеть много отдыхающих моряков, находящихся в увольнении. Как хочется после похода побывать среди ожившей зелени, поды шать свежим воздухом, посмотреть кон церт самодеятельности! Но почему в парке Дома офице-ров нет отдыхающих? Заглянем сюда, прой дем по его аллеям. Свежесть ощущаешь сразу же, как войдешь в парк, но хорошее настроение омрачает то, что парк совершенно не под готовлен для отдыхающих. Территория его еще местами не очищена от мусора. По сторонам центральной аллеи и там, где она разветвляется на несколько узких дорожек, стоят опустевшие стенды, рамы для кар тин и плакатов. Особенно неприглядный вид имеет за бор, опоясывающий парк. Снег и дожди смыли его окраску. У главного входа забоп местами поломан, зияют дыры там, где были калитки, а со стороны залива ограда совсем снесена. Не в порядке находятся эстрада и тан цевальные площадки, ремонта требуют многие скамейки. Все это должно было беспокоить работ- никовДома офицеров, отвечающих за парк — единственное зеленое место г. Северо морска. II они, казалось бы, должны при нять все меры к тому, чтобы быстрее сделать это место отдыха красивым, уют ным. Но этого, к сожалению, не случи лось. Всего два дня прошло с тех пор, как при шел сюда плотник и начал ремонт забора, несколько человек делают электропровод ку у танцевальных площадок. Больше ни чего не делается. Тов. Горовацкому было дано указание к 19 июня восстановить забор, который во время работ снесли его подчиненные, но воз и ныне там. Забор до сего времени не восстановлен. Недопустимо медлят с оформлением и открытием парка работники Дома офице ров г. Североморска. Они предполагают открыть парк лишь 26 июня. Судя по тем пам работ, проводимым по оборудованию парка, есть все основания думать, что и в зто время он не будет открыт. Время не ждет. Военные моряки хотят отдыхать в хорошем парке. Задача работ ников Дома офицеров — быстрее оборудо вать парк, сделать его любимым местом отдыха североморцев. К. ВАСИЛЬЕВ. Полёты в Полеты в облаках или за облаками на реактивном истребителе требуют от авиа торов ер только твердых навыков в пи лотировании по приборам, но и умения оп ределять свое место относительно аэродро ма или радионавигационной точки вне видимости земли. В данном случае возмож ность ориентироваться, сличая карту с местностью, го гостью исключена. Летчик сможет определить свое место, если он отлично знает район полетов, уме ет мысленно вести прокладку пути и гра мотно использовать самолетные и назем ные радионавигационные средства. Сличая мысленную прокладку пути с показания ми гиромагнитного и радиокомпасов, он определится с точностью до 5— 10 про центов в радиусе от пройденного расстоя ния. Этого вполне достаточно, чтобы вый ти в район расположения аэродрома. Бывают случаи, когда при перехвате воздушной пели самолет удаляется на столько. что приводные радиостанции не обеспечивают нормальную работу самолет ного радиокомпаса. Вот тут-то и важно, чтобы пилот вел мысленную прокладку, учитывал изменения скорости и курса. Так, в одном из учебных полетов пара истребителей оторвалась от аэродрома на несколько сот километров. Радиокомпас давал неустойчивые показания. Позывные аэродромной приводной радиостанции не прослушивались. Ведущий, находясь за облаками, все время вел мысленную про кладку. Авиаторы выполнили задачу и правильно выбрали примерный курс на аэродром. Вскоре радиокомпас стал рабо тать устойчиво, и летчики ориентирова лись по нему. При полетах за облаками очень важно уметь определиться по данным радиоком паса, магнитного компаса и радиопеленга тора. Летчик, который систематически тренируется делать это в классе и при сложных полетах в простых метеоусловиях, может довольно точно рассчитать место, курс на любой об’ект. Он запрашивает курс у ра диопеленгатора, складывает показания ги ромагнитного и радиокомпасов и мысленно проводит две линии. Пересечение их дает место самолета. Этот способ предполагает отличное зна ние района полетов и мест расположения всех наземных средств и их данные. Бывает, что из-за неопытности летчика отказывает в работе радиокомпас. Тогда авиатору не обойтись без помощи с аэрод рома. В одном из полетов в сложных метеоус ловиях у капитана Стадник вышел из строя радиокомпас. Офицер немедленно до ложил об этом руководителю полетов и, таким образом, привлек к себе усиленное внимание. Пройдя по расчету времени и по показаниям радиолокатора дальнюю приводную радиостанцию, летчик получил с земли указание, каким итти курсом. Вы шло расчетное время лежания на курсе, и авиатор начал разворачиваться на посадоч ный курс. При этом он периодически за прашивал пеленг у аэродромного радиопе ленгатора и по мере необходимости довора- чивал самолет, пока не вышел на прямую, близкую к посадочному курсу. Уточнив ошибку в заходе, капитан Стадник на сни жении исправил ее и произвел посадку с первого захода. Самолет, у которого не работает радио компас, можно вывести на посадочный курс и с помощью аэродромного радиоло катора. Здесь большая роль принадлежит дежурному штурману. Он все время следит за самолетами, находящимися в воздухе, и контролирует их место по карте-планшету. Узнав, что летчик нуждается в помощи, штурман должен быстро рассчитать курс и время полета с определенной скоростью в точку начала разворота самолета для вы- условиях хода на посадочный курс и передать пило ту эти данные по радио. А летчику, чтобы его сразу заметили, необходимо включить сигнал бедствия. Самолет выведен в точку начала разворота, штурман дает команду и указывает крен разворота. Теперь он по радиолокатору следит за самолетом и оце нивает метеообстановку, особенно силу и направление ветра, величину сноса и в соответствии с этим указывает, следует уменьшать или увеличивать крен. Каждая команда должна быть тщатель но продумана. Частая смена курса, крена или времени полета вызывает у летчи ка нервозность и недоверие к распоряже ниям. После того, как самолет начнет раз ворачиваться на посадочный курс, штур ману нужно стараться удержать самолет на кривой разворота, которая обычно на несена на планшете. Для того, чтобы иметь больше времени на исправление ошибок, возникающих при заходе, дежурный штурман обычно увели чивает время полета на расчетном угле на одну-полторы минуты. Вывести самолет на прямую посадку без лишних доворотов редко удается даже хорошо натренщюван- ному штурману. Поэтому для облегчения лучше вывести самолет па касательную к линии посадки с углом 10— 15 градусов и при подходе к ней самолета довернуть на посадочный курс. Как только летчик до ложил о том, что взял посадочный курс, задача штурмана— удержать его на линии посадки. Для этого нужно проследить в те чение минуты, куда сносит самолет, и пе редать летчику исправленный курс с уче том сноса и ошибки, возникшей при поле те до взятия поправки на снос. В процессе всего полета штурман дол жен информировать летчика о расстоянии и времени полета, чтобы пилот примерно представлял свое место и готовился к вы полнению последующих команд. Когда са молет будет точно над дальней приводной радиостанцией, необходимо дать команду летчику выпустить щитки и начать сни жение. Следить за самолетом нужно до са мой посадки, если даже летчик и сооб щил, что вышел из облаков и визуально видит аэродром. Одним из существенных недостатков в управлении посадкой с помощью радиоло катора является слабая подготовка отдель ных дежурных штурманов, неумение бы стро определить место самолета по расчету времени, курсу и скорости. Получив за сечку самолета радиолокатором, штурман должен успеть сделать все расчеты и по дать команду, не дожидаясь следующей за сечки. Обычно ненатренированный штурман дает команды с опозданием на 10— 15 сек. Это приводит к неточному выводу самоле та на курс и вызывает необходимость да вать много команд. Чтобы точнее определять место самоле та и своевременно подавать летчику команды, необходимо серьезно учить лю дей, исполняющих обязанности дежурных штурманов. Хорошей школой для штурмана служит управление посадкой самолетов в простых метеоусловиях. Большую пользу приносит ознакомление штурманов с наведением са молетов на пунктах, где операторы и штурманы-наводчики имеют большой опыт в определении места самолета и т. д. Необходимо добиваться, чтобы летчик был уверен в качестве работы наземных средств обеспечения полетов. В одном из полетов в сложных метеоусловиях у меня отказал радиокомпас. Не имея достаточно опыта в заходе на посадку по данным ра диопеленгатора, я с недоверием отнесся к часто меняющимся курсам, которые пере давал оператор пеленгатора и не сумел выйти на линию посадки. Только пробив облака в стороне от аэродрома и опреде лив свое место по характерному ориенти ру, я быстро пришел на аэродром и про извел посадку. После этого случая стал проверять точ ность даваемых мне пеленгов в простых метеоусловиях и убедился, что с помощью радиопеленгатора можно успешно зайти на посадку. Надо уделять больше внимания отработ ке посадки на двухштурвальном самолете при «повышенном минимуме погоды» или на боевом самолете в простых метеоусло виях. Наиболее точным по качеству и про стым по выполнению является посадка при двойном контроле. Летчик за основу берет данные радиопеленгатора и выполняет раз ворот на курсы, указанные после запроса пеленга. Несколько проще выполняется заход на посадку в сложных метеоусловиях при от казе на самолете гиромагнитного компаса. Летчик, сообщив о случившемся руководи телю полетов, продолжает полет на при водную радиостанцию. Дежурный штурман в это время следит за самолетом с помо щью радиолокатора и определяет, на какой угол нужно будет довернуть самолет по сле прохода дальней радиостанции, чтобы он пошел по линии расчетного угла или обратно — посадочного курса. Получив от летчика сигнал о проходе приводной радиостанции, штурман подает команду на отворот, указывая крен и угол отворота. Угол отворота летчик может проконтролировать по компасу и по расче ту времени, зная, что с определенным кре ном за одну секунду он развернется на один градус. Пройдя расчетное время, ко торое нужпо увеличить на одну-полторы минуты для облегчения исправления воз никших ошибок при заходе, летчик начи нает разворачивать самолет с креном в пятнадцать градусов на приводную радио станцию. Выход на прямую посадки здесь контролируется таким же образом, как и при заходе с помощью радиопеленгатора или локатора. Можно также проконтролировать выход на прямую посадку с помощью радиоком паса. периодически переключая его с* дальней на ближнюю приводную радио станцию. Чем меньше угол отхода, стрел ки, указывающей курсовой угол * радио станции при переключении, тем точнее за ход на посадку. Когда угол отхода не пре вышает 10— 15°, то исправлять заход нет необходимости, особенно, если нижняя кромка облаков выше минимума. Выйдя под облака, летчик сумеет исправить ошибку визуально. Если же угол отхода курсовой стрелки большой, то заход не обходимо уточнить. Например, стрелка при переключении радиокомпаса с положения «дальняя» на «ближнюю» отошла вправо на 20— 25 градусов. Это значит, что самолет идет справа от взлетно-посадочной полосы. По лучив такие показания, летчик должен вновь переключить на «дальнюю», затем отвернуть влево на угол, равный углу от хода курсовой стрелки, и пройти по пря мой до показаний двойного угла. После этого следует развернуть на курсовой угол, равный нулю. При переключении радиокомпаса на ра боту с ближней приводной радиостанцией курсовая стрелка также должна показать «ноль» или незначительный угол отклоне ния, которым можно пренебречь. Периоди чески переключая с дальней на блиленюю, летчик может определить направление сноса самолета и ввести поправку, сделав развилку в противоположную, относитель но сноса, сторону. Все эти способы захода и расчета на посадку при отказе какого-либо навигаци онного оборудования самолета дают воз можность произвести посадку на свой аэ родром. Но для того, чтобы уверенно захо дить * на посадку, необходимо каждый из способов тщательно разобрать на земле и практически выполнить при полетах в простых метеоусловиях. Кроме того, гото вясь к очередному полету, летчику необ ходимо заранее избрать •наиболее удобный способ захода на случай отказа навигаци онного оборудования в данном полете. Капитан М. НЕХАМНИН. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz