На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

Ж \ s k t V ' За нашу^батцскую Родину! НЯ СТРАЖЕ Заполярья № 144 (5296). В о с к р е с е н ь е , 19 И Ю Н Я 1955 года. Год издания 19-й. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Агитаторы на корабле большая сила Корабль находился в море. Большие и ответственные задачи выполняли моряки В сложной обстановке, приближенной к условиям современного боя, они настой­ чиво оттачивали свое воинское мастер­ ство, закаляли в себе высокие морально- боевые качества. Старшина 2 статьи Владимир Никитин не забывал о своих почетных обязанно­ стях агитатора. Он то и дело накоротке беседовал с тозарищами, выяснял, хорошо ли они знают свои учебно-боевые задачи представляют ли себе те трудности, кото­ рые придется преодолеть. Агитатор напо­ минал морякам о необходимости строгого соблюдения воинской дисциплины, о по­ стоянной бдительности и боевой готовно­ сти. В походе матросы и старшины охотно слушали беседы старшины 2 статьи Ни­ китина о героях Великой Отечественной войны, о боевых делах подводников-се- вероморцев Колышкина и Старикова, ко­ торые мастерски сражались с фашистски­ ми захватчиками, не знали страха в борь­ бе с врагом и не останавливались ни пе­ ред какими трудностями в достижении победы. — В минувшей войне наши старшие товарищи поступали так, как повелевала Военная присяга, как требовал долг со­ ветского патриота, — сказал агитатор. — У них нам надо многому учиться и прежде всего боевому мастерству, муже­ ству, стойкости и решительности. Рассказав о героических подвигах вои- нов-срвероморцев в годы Великой Отечест­ венной войны, агитатор отметил, что доб­ лесть проявляется не только в морских сражениях, но и в повседневном труде, учебе и службе в мирное время. Он поста­ вил в пример отличника боевой и полити­ ческой подготовки старшего матроса Ва­ лентина Торлопова, который мужественно и стойко преодолевает трудности морских походов, образцово решает все учебно­ боевые задачи. Агитатор призвал слуша­ телей неустанно добиваться новых, более высоких показателей в совершенствова­ нии своего воинского мастерства, постоян­ но воспитывать в себе высокие морально­ боевые качества. Беседы агитатора произвели на моряков глубокое впечатление, вызвали у них стремление быть достойными преемниками боевой славы своих старших товарищей. Примеры воинской доблести из минувшей войны вдохновляли матросов и старшин на образцовое выполнение приказов командира, на преодоление трудностей по­ ходно-боевой обстановки. И в этом походе моряки усердно и ревностно учились то­ му, что необходимо на войне, успешно решили все поставленные перед ними за­ дачи. Живая беседа агитатора о героических делах советских людей как в годы Вели­ кой Отечественной войны, так и в мир­ ное время является действенным воспи­ тательным средством. Трудовые подвиги, совершаемые тружениками города и дерев­ ни в строительстве коммунизма, примеры воинской доблести учат военных моряков, как и всех советских воинов, горячо любить свое социалистическое Отечество, свой народ, быть до конца преданными делу Коммунистической партии. Живо­ творный советский патриотизм, безгра­ ничная верность воинскому долгу подни­ мают наступательный дух советских военных моряков, развивают и укрепляют у них высокие морально-боевые качества — смелость и отвагу, мужество и реши­ мость, незнание страха в борьбе. Умение построить беседу так, чтобы она заинтересовала и увлекла слушате­ лей. приходит не сразу. Агитационная работа требует творческой инициативы, хорошей подготовки в политическом и военном отношениях, а главное — лич­ ного примера агитатора в учебе и службе. «Успешная боевая работа — стержень успешной агитации». — эти слова М. И. Калинина, сказанные им в годы Великой Отечественной войны, не потеряли своего значения и сейчас. Опыт работы стар­ шины 2 статьи Владимира Никитина го­ ворит о том, что моряки любят и ува­ жают такого агитатора, который являет собою образец высокодисциплинирован­ ного, сильного и волевого воина, ревно­ стно относящегося к учебе и службе, стойко и мужественно преодолевающего все трудности. Агитатор старшина 2 статьи Владимир Никитин — кандидат в члены КПСС отличник боевой и политической подго­ товки, специалист второго класса. За ус пехи в овладении военными и политиче скими знаниями, примерную дисциплину активное участие в общественной жизни передовой моряк имеет мндго поощрений от командира корабля. За высокие дости­ жения в учебе и службе Командующий флотом наградг^ старшину именными ча­ сами. Большинство подчиненных Влади­ мира Никитина — отличники боевой и политической подготовки, отделение, кото­ рым он командует, является одним из пе­ редовых. Агитатор корабля Н. старшина 2 статьи Никитин постоянно работает с людьми Он стремится воспитать у своих сослу­ живцев высокую дисциплинированность приучает их строго соблюдать требования уставов, наставлений и инструкций. Его работа способствует спайке и спло­ ченности коллектива моряков, успехам в боевой и политической подготовке, совершенствованию боевой готовности род­ ного корабля. По личному примеру агита­ тора образцово несут вахту в походах отличники матрос Расторгуев и старший матрос Мельник. Они хорошо изучили свою боевую технику, умело эксплуати­ руют ее, бережно и заботливо за ней ухаживают. О многом интересном и полезном мог бы рассказать своим сослуживцам и аги­ татор корабля старшина 2 статьи Алексей Калганов, в частности, об учебе и служ­ бе отличников боевой и политической подготовки старшины 2 статьи Портось, награжденного Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, старшего матроса Новикова. К сожалению, редко беседует с воинами этот агитатор. Он не проявляет инициативы в работе, не популяризирует среди личного состава достижения передовых моряков. Агитационная работа на корабле имеет огромпое мобилизующее значение в жизни личного состава. Поэтому командир, его заместитель по политической части, пар­ тийные и комсомольские организации должны неустанно заботиться о ее высо­ ком идейном уровне, добиваться того, что­ бы агитационная работа проводилась в тесной связи с жизнью и задачами лич­ ного состава, была действенным воспита­ тельным средством в дальнейшем укре­ плении дисциплины и порядка, совершен­ ствовании воинского мастерства и боевой готовности военных моряков, в воспита­ нии у них высоких морально-боевых ка­ честв, необходимых в современном мор­ ском бою. Успех этой работы во многом зависит от правильного подбора и воспитания аги­ таторов. Необходимо политически хорошо подготовленных воинов, которые показы­ вают достойный пример в учебе и службе и пользуются заслуженным авторитетом у личного состава, активнее вовлекать в об­ щественную жизнь на корабле, учить их практике агитационной работы. Огромную роль играют периодически проводимые на корабле инструктажи, способствующие расширению политического и культурного кругозора агитаторов, повышению их ме­ тодических навыков. Командир, его заме­ ститель по политчасти, секретари партий­ ных и комсомольских бюро, лучшие аги­ таторы, выступая на этих инструктажах, могут дать немало полезных советов, как следует организовать агитационную рабо­ ту в каждой боевой части, на каждом боевом посту. Действенность, высокое качество агита­ ции немыслимы без постоянной требова­ тельности к агитаторам со стороны коман­ дира, политработников, партийных и ком­ сомольских организаций. Нужно приви­ вать агитаторам чувство ответственности за порученное им дело, добиваться от них добросовестного, старательного и инициа­ тивного отношения к выполнению своих почетных обязанностей. Агитаторы на корабле — большая си­ ла, надежные и верные помощники командира. Надо еще более целеустремлен­ но использовать эту большую силу в де­ ле обучения и воспитания личного соста­ ва, в деле мобилизации всей энергии воен­ ных моряков на дальнейшее совершен­ ствование своих военных и политических знаний, высоких морально-боевых ка­ честв, на дальнейшее повышение * бди­ тельности и боевой готовности нанести сокрушительный удар любому агрессору, если он нарушит священные рубежи на­ шей социалистической Родины. Пребывание товарища Н. С. Хрущева в Эстонской ССР ТАЛЛИН. 18 июня. (ТАСС). 17— 18 июня Первый Секретарь ЦК КПСС товарищ Н. С. Хрущев находился в Эс­ тонской ССР. Вчера он посетил город Тарту, побывал в колхозе «Каардивяэлане», Тапаскюго района. Товарищ Хрущев беседовал с председателем колхоза, членами правле­ ния и колхозниками. Он интересовался вопросами увеличения производства сель­ скохозяйственной продукции, тем, как выполняются решения январского Плену­ ма ЦК КПСС. Затем товарищ Хрущев по­ сетил совхоз «Вийсу». Вечером 17 нюня он присутствовал в Таллине на концерте мастеров искусств республики. Собрав­ шиеся бурными аплодисментами встрети­ ли появление в зале товарища Н. С. Хрущева. Сегодня товарищ Н. С. Хрущев беседо­ вал с руководящими работниками рес­ публиканских и городских организаций о дальнейшем развитии сельского хозяйст­ ва в Эстонской ССР. ----О— ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ КАМСКОЙ ГЭС МОЛОТОВ, 18 июня. (ТАСС). Беспере­ бойно работают первые шесть агрегатов Камской ГЭС. Заводам, шахтам, сельскому хозяйству Западного Урала они дали уже сотни миллионов киловатт-часов дешевой электроэнергии. Строители и монтажники сооружают вторую очередь Камского гидроузла. Им предстоит в этом году сдать в эксплуата­ цию еще девять агрегатов. Три из них бу­ дут поставлены под нагрузку в третьем квартале. Сейчас на всех участках широким фрон­ том развернуты строительно-монтажные работы. Заканчивается выемка последних кубометров земли из котлована. На водо­ сливной плотине ГЭС завершается укладка бетона в бычки верхнего бьефа, по кото­ рым будет проложен путь для козловых кранов на четвертую секцию. Бетонщики соревнуются за досрочное выполнение ме­ сячного плана. Бригада Фотина за послед­ ние семь дней уложила дополнительно к заданию более двухсот кубометров бетона, бригада Бабенко в отдельные дни доводит выработку до 2G0 кубометров вместо 190 кубометров по заданию. В пролетах четвертой секции плотники, арматурщики, монтажники уже смонтиро­ вали камеры рабочих колес двадцатого, двадцать первого, двадцать второго и двад­ цать третьего агрегатов. Спецгидроэнерго- монтажники на этих об’ектах приступили к монтажу лопаток направляющих ап­ паратов. На монтажной площадке ведет­ ся сборка укрупненных узлов агрегатов. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СВАРКА МЕТАЛЛОВ ЛЕНИНГРАД, 18 июня. (ТАСС). На за­ воде «Электрик» завершено испытание машины для электросварки легких спла­ вов. Агрегат автоматически сваривает ме­ талл, повышает производительность труда в три раза. На заводе закончена также сборка че­ тырех машин для автоматизации стыко­ вой сварки стальной ленты толщиной от 0,8 до 3,5 миллиметра. Новое оборудова­ ние будет отправлено предприятиям, из­ готовляющим водопроводные, газовые и другие трубы. Завершается изготовление новых образ­ цов рельсосварочной машины, автомата для электронаплавки металла и других агрегатов. О Б Я З Д Г Ь Л Ь Ь Ы И Э К З Е М П Седовцы вышли в море Ростовское мореходное училище носит имя великого русского полярного исследо­ вателя Георгия Яковлевича Седова. Сын приазовского рыбака Георгий Седов еще в старое время, окончив ростовское училище, прошел славный путь исследователя, впи­ сал немало ярких страниц в историю русских полярников. Из аудиторий Ростовского мореходного училища вышли тысячи моряков высокой квалификации. Многие из них стали отважными мореплавателями, знатными людьми страны. Кто не знает о славных подвигах командира подводной лодки Героя Совет­ ского Союза тов. Лунина, дерзко торпедировавшего в годы Великой Отечественной войны вражеский линейный корабль! Кто не знает о славных делах Героя Советского Союза тов. Белоусова — капитана ледокола «Красин», одного из первых участников прокладки водного пути по Ледовитому океану! И сейчас многие седовцы, плавая по морям и океанам земного шара под алым стягом социалистической Родины, множат славные традиции старших товарищей. Каждый год училище выпускает новый отряд моряков. Его воспитанники полу­ чают прочные теоретические знания в хорошо оборудованных аудиториях, а практи­ ческие навыки мореплавания приобретают на учебном парусно-моторном судне «Альфа». В конце мая в учебный рейс на «Альфе» вышли учащиеся первого курса Ростовского мореходного училища имени Седова. О первых днях похода молодых се- довцев рассказывается ниже. ☆ ☆ ☆ ВЕЖИП западный ветер гонит по морю крутые вол­ ны. Гудят на «Альфе» сна­ сти, белые пенистые греб­ ни шумно наваливаются на корабль. Утро наступило неприветливое, холод­ ное. По небу плывут серые тучи. — Для начала это, пожалуй, даже хо­ рошо, — кутаясь в плащ, замечает стар­ ший помощник капитана Дворкин. Вздрагивает корабль от сильных ударов волн. Впервые несут вахту молодые моря­ ки. У бушприта в зюйдвестке и плаще с биноклем стоит впередсмотрящий комсомо­ лец Алексей Шлямин. Боцман Колесников, на качающейся палубе вместе с вахтен­ ными матросами тщательно проверяют ин­ вентарь, такелаж. У штурвала, как бы­ валые моряки, стоят комсомольцы Ваган и Таурин. — Так держать! — слышна команда с капитанского мостика вахтенного второго помощника капитана Попова. — Есть, так держать! — отзывается молодой голос рулевого. На шкафуте многолюдно. Руководитель практики Малявин рассказывает учащим­ ся, свободным от вахт, о начавшемся пла­ вании: — Маршрут нашего учебного похода из Ростова-на-Дону лежит по Азовскому и Черному морям. За время плавания мы посетим порты Кавказа, Крыма и Украи­ ны. Впереди вас ждет нелегкий, напря­ женный труд. Вы должны научиться сно­ ровисто пользоваться такелажем, ходить по вантам и реям, правильно ставить па­ руса в любую погоду, в совершенстве ов­ ладеть основными судовыми работами. Но и это не все. Вы должны усвоить между­ народный свод сигналов, овладеть звуко­ вой и визуальной связью, изучить и уме­ ло пользоваться навигационными прибора­ ми: лагом, лотом, компасом... Внезапный звон судового колокола прервал беседу. Все взоры невольно обра­ тились к носу корабля. Там пятнадцати­ летний курсант отличник учебы Вячеслав Беднягин как-то особенно торжественно и с достоинством, впервые в своей жизни в море отбивал склянки. — Вот и 11 часов, — заметил Маля­ вин и снова обратился к курсантам. — Нелегка служба моряка. Она требует не только мужества и отваги, находчивости, знания дела, но и высокой культуры, дисциплинированности, исполнительности. Эти качества вы должны настойчиво вы­ рабатывать в себе во время практики. На стоянках в портах мы посетим исто­ рические места. Например, в Сочи совер­ шим экскурсию в домик писателя Н. А. Островского, а в Ялте — в музей А. П. Че­ хова... — Ясны вам задачи и цель похода? — заканчивает беседу Малявин. — Так точно, — дружно отвечают курсанты. * * * Меняются вахты, но жизнь на судне идет строго по учебному плану. — Первая группа — на ванты! — командует вахтенный помощник. Порывистый ветер полощет голубые во­ ротнички матросов, свистит в снастях. Семнадцать крепких юношей еще неуве­ ренно, но цепко поднимаются к марсовой площадке на огромную высоту. А там, внизу на баке, помощник ка­ питана по учебной части Моржин пока­ зывает другой группе приемы вязки мор­ ских узлов, способы плетения матов и кранцев. НА СНИМКЕ: вахтенный у трапа В. Морозов. ...Частые удары колокола прерывают занятия: «Поли.р на полубаке!». Все на судне пришло в движение. Каж­ дый спешит занять свое место по тревоге. Проходит минута-две. Сильные струп во­ ды бьют по очагу «пожара». «Пожар» потушен. Так же четко и быстро действуют практиканты в борьбе за живучесть ко­ рабля. В короткое время шлюпки спуска­ ются на воду, все подготовлено для от­ качки из отсека воды. — Для начала — совсем неплохо, — удовлетворенно отмечает опытный мо­ ряк капитан «Альфы» Сергей Александ­ рович Клунников, — такие ребята не под­ ведут. Напряженный учебный день закончен. На судне начинается новая содержатель­ ная и интересная жизнь экипажа. В красном уголке редколлегия готовит оче­ редной номер стенной газеты. Комсомолец Мастюгин выдает в библиотеке книги читателям. Над шахматными досками раз­ горается борьба за первенство. Игроков окружают «болельщики». А любители му­ зыки выходят на бак с гитарами, мандо­ линами, балалайками, и под их аккомпа­ немент над просторами моря величествен­ но звучат любимые песни советских мо­ ряков. В Ростовском мореходном училище им. Седова учится племянник прославленного североморца-подводника Героя Советского Союза Н. А. Лунина — Юрий Лунин. НА СНИМКЕ: курсант 10. Лунин под руководством преподавателя Н. И. Малявина изучает семафор. НА СНИМКЕ: курсанты поднимаются по вантам на са­ линг гротмачты. Текст и фото Н. ЩЕГЛОВА, К. КОЛЕСНИКОВА. г. Ростов-на-Дону. НовЬш шаг к м а с т ер с тву Перед выходом корабля в море погода была тихой. Но морякп не надеялись на ее спокойствие и крепили все по-штормо- вому. Корабль плавно отходит от причала. Раздался сигнал учебно-боевой тревоги. Моряки быстро заняли свои места. Начи­ нают поступать вводные. — «Пожар» на юте! Под руководством классного специали­ ста, отличника боевой и политической под­ готовки старшины 2 статьи Аксенова мо­ ряки быстро ликвидировали очаг «пожа­ ра». Следует другая вводная: «Пожар в арт- погребе!». Здесь проявил свои знания и умение классный специалист старший ма­ трос Редькин. Четкие действия моряков — результат настойчивой учебы. Немалая заслуга в этом старшины 2 статьи Аксенова, кото­ рый умело обучает и воспитывает своих подчиненных, передает им свой богатый практический опыт. Через некоторое время корабль должен был выполнять практическую задачу. У комендоров кормового орудия, командиром которого является старшина 2 статьи Ак­ сенов. все находится в боевой готовности. Погода, как на зло. начала портиться. Ог­ ромные волны ударялись в борт корабля и бросали его из стороны в сторону. Легли на боевой галс. — Трудноваты условия стрельбы, — сказал один из матросов. — Это и будет проверкой наших зна­ ний, навыков, — ответил командир. — По щиту, правый борт... — посту­ пила команда с мостика. — Орудие зарядить! Расчет старшины 2 статьи Аксенова действует уверенно и четко. — Огонь! Залп сотрясает воздух, за ним следует второй залп, третий... Все снаряды попа­ ли в цель. Глубокие знания своей специальности, высокая воинская дисциплина и органи­ зованность. позволили расчету успешно выполнить практическую задачу. Этот по­ ход для моряков явился не только провер­ кой навыков, но и дальнейшим шагом в повышении воинского мастерства. Старшина 2 статьи Н. БЕЗВЕРШЕННО. Классные специалисты флота Комендор Александр Павлов ♦ X * ' Б д в г е л ь я о с т ь я я д х о д п б о с т ь м о р я к о в Над морем низко спустилось солнце. Лучи его ярко играли на водной по­ верхности. слегка окрашивая волны в розовый цвет. Старшина 2 статьи Ла­ зарев и старший матрос Ладягин вышли на прогулку на окраину тундры. Они остановились на склоне крутой сопки, любуясь своеобразием северного пейза­ жа. Отсюда, как на ладони, виден весь залив, далеко вдающийся в сушу. Вни­ мание Дмитрия Лазарева привлек какой- то предмет, плавающий вблизи берега. — Интересно, что это может быть? — обратился он к своему сослуживцу. — Должно быть, какая-нибудь чурка или бревно. — без подозрения заметил моряк. — Мало ли их тут плавает. Однако старшину взяло сомнение. Чтобы окончательно убедиться, он спустился вниз, где плещутся волны и оставляют на валунах белую пену. Около большого серого камня покачива­ лась погруженная в воду мина, от нее протянулся длинный шкерт. — Откуда она могла взяться? — удивился Лазарев и тут же позвал к себе старшего матроса Михаила Ладяги- на. Воины проявили находчивость и инициативу. Вместе они приняли меры, чтобы мина никуда дальше не уплыла. Справиться с этой задачей стоило нема­ лых усилий, осторожности и сноровки. Моряки добились своего. Затем они возвратились в свое подразделение и со­ общили о случившемся командиру. В указанное место прибыли минеры. Под руководством офицера Древаль они произвели специальную работу и доста­ вили обнаруженную мину по назначе­ нию.' Старший матрос Н. ЛЫЧЕВ. По телеграфу. Раздалась звонкая прерывистая трель колоколов громкого боя, отданы швартовы, и корабль медленно отошел от стенки. На боевых постах несут готовность комендоры. Они внимательно наблюдают за воздухом в своих секторах. Кто знает, какая опасность подстерегает корабль в открытых водах. А очертания родного бе­ рега тают вдали, вот уже видна только узкая полоска земли, но вскоре и она исчезает. — Полный вперед! — отдает приказа­ ние командир. Все быстрее и быстрее рассекаются волны перед острым форштевнем корабля, за его кормой остается крутящийся бело­ пенный след. Палубу заливает водой. Становится хо­ лодно. Моряки поеживаются от резкого ветра. — Да, путь предстоит нелегкий, — говорит молодой матрос Мишуткин стар­ шему матросу Павлову, — качка все уси­ ливается. — На то мы и моряки, чтобы не боять­ ся шторма, — отзывается Павлов. Он продолжает всматриваться в гори­ зонт, в сумрачное небо, застланное лохма­ тыми тучами. Павлов — помощник командира расче­ та. Сейчас он за старшину. Старший ма­ трос четко выполняет свои обязанности по несению готовности, но не забывает следить и за тем, как это делают матро­ сы расчета. Вот матрос Гнидь отвлекся. Павлов строго предупреждает его. — Не забывайте, — говорит он. — что при нахождении корабля в море ни один участок района плавания не должен оставаться непросмотренным. На пути ко­ рабля встречается немало опасностей. Продолжайте вести наблюдение. Снова молчание и тишина, только слышно, как бьется сердце корабля да пле­ щут. ударяясь о стальную броню, косма­ тые седые волны. Вдруг матрос Дьяков громким голосом доложил: — Самолет справа... угол цели... ка­ бельтовых. Павлов немедленно сообщил об этом по телефону на главный командный пункт и в центральный пост. Так, в постоянном напряжении прошло время похода. Морякп не ослабляли бди­ тельность ни на минуту. Днем и ночью они вели наблюдение. В море проводились тренировки. Их про­ водил старшина 2 статьи Елисеев, кото­ рый вместе со своим помощником Павло­ вым учил матросов добиваться высокой быстроты и четкости действий. ...Громкой трелью прокатился по ко­ раблю сигнал боевой тревоги. Моряки бе­ гут к своим боевым постам по правому борту к носу, по левому — к корме, бы­ стро преодолевая крутые трапы. Старший матрос Павлов уже у орудия. Скупыми, за время упорных тренировок точно рас­ считанными движениями он снимает че­ хол с казенной части орудия, осматрива­ ет и открывает клин. Материальная часть в полной боевой готовности. — Орудие' зарядить! — отдает прика­ зание старшина 2 статьи Елисеев. Заряжающий матрос Дьяков кладет па­ трон на лоток, затем нажимает на рукоят­ ку. При помощи досылателя патрон вхо­ дит в камерную часть* Старший матрос Павлов закрывает клин. — Товсь! — Залп! Павлов быстро и плавно нажимает на рукоятку комендорского сообщителя. Ко­ роткий сухой щелчок, и выстрел произве­ ден. Специалист второго класса старший ма­ трос Павлов отлично знает вверенную ему материальную часть, содержит ее в безу­ коризненном состоянии и чистоте. За не­ сколько лет службы моряк накопил бога­ тый опыт работы на боевых механизмах. Прежде он был горизонтальным наводчи­ ком. Это позволило воину лучше осмы­ слить действие орудия в целом. Сейчас Павлов — замковый. Он может заменить любого из номеров расчета. Но комендор не довольствуется старым запасом зна­ ний, он читает техническую литературу, изучает чертежи. Матросы с уважением отзываются о службе передового комен­ дора. Павлов много помогает молодым матро­ сам Писареву, Мишуткину, об'ягняет им непонятное прямо у орудия. Старшина доволен своим помощником. За всю слу­ жбу старший матрос не имеет ни едино-» го взыскания, тогда как благодарностей' у него около двадцати. Вот и недавно комендор за добросовестную службу был поощрен внеочередным краткосрочным от­ пуском. На рубке, корабля, где служит стар­ ший матрor Павлов, нарисована алая пя­ тиконечная звезда, наглядно говорящая! о том, что моряки корабля завоевали приз Командующего флотом по артиллерийским стрельбам. В этом немалая заслуга расче-. та старшины 2 статьи Елисеева, в том числе и классного специалиста Павлова, который помогал своему старшине обу­ чать матросов. Всегда аккуратно и чисто одетый, сильный и выносливый, комендор служит примером для других воинов и в учебе л в службе. А ведь не сразу пришло к моряку уме­ ние. Этому предшествовали дни напря­ женной боевой учебы. Не все давалось легко и просто. Были сомнения в своих силах. «А справлюсь ли?» — думал мо­ ряк. Но в такие минуты он вспоминал любимого литературного героя советской молодежи Павку Корчагина. И усталость уходила прочь. Не было больше сомнения и слабости. Комендор с новыми силами, с новым вдохновением брался за учебу. Ча­ сто, нахмурив брови, по вечерам он скло­ нялся над сложными чертежами и не от­ ходил от них до тех пор, пока весь чертеж прочно не оставался в памяти. Корабль в походе. Суровое северное мо­ ре встречает шквальным ветром. Незамет­ но наступает ночь. Она так светла, что не видно границы между нею и днем. Комендоры на боевых постах. Зорко вглядываются морякп в безбрежные про­ сторы Баренцева моря. Старший матрос Павлов стоит на боевом посту и полной грудью вдыхает морской воздух. Его зор­ кий взгляд устремлен вперед. Вот и высокие, покрытые коричнева­ тым мхом сопки. Корабль, успешно закон­ чив поход, возвратился в базу. В этом по­ ходе отличились многие морякп, и в их числе старший матрос Павлов — один из лучших комендоров корабля. н. ИЛЬИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz