На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я ' 18 июня 1955 г., № 143 (5295). Торпедист подводной лодки Рабочий день подводников, цалный упорного труда, закончился позже обыч­ ного. Но па лицах матросов и старшин, стоящих в строю, не заметно признаков усталости. Моряки выражали живейший интерес к событию, происшедшему в жизни их экипажа. Офицер зачитывал пе­ ред строем благодарственное письмо командира корабля к матери их сослужив­ ца — старшины 2 статьи Лазарева. В благодарственном письме командир корабля благодарил мать за то, что она воспитала сына, ставшего примерным воином, который честно и добросовестно выполняет обязанности, возложенные на него Родиной. Хорошие отзывы о службе старшины 2 статьи Лазарева радовали всех. Каждый матрос и старшина подвод­ ной лодки понимал, что заслуги Лазарева — это заслуги всего экипажа, партийной и комсомольской организаций. Они помог­ ли старшине стать умелым и примерным воином, способствовали развитию у него ценных качеств, присущих советскому мо­ ряку. ...Вскоре после прихода молодого матро­ са Лазарева на корабль его вызвал командир. Беседа продолжалась долго и оказала большое влияние на всю службу молодого подводника. — Вам придется приобрести другую специальность, — говорил командир под­ водной лодки. — Знаю, что это трудно. Специальность торпедного электрика хоро­ шая и нужная. Но нам нужны торпеди­ сты. Поэтому вам надо переучиваться. — Есть! — ответил матрос. — Буду стараться! Через несколько дней с молодым матро­ сом провел интересную беседу старшина отделения торпедистов Едалов. Он разъяс­ нил ему, что торпеда является основным оружием на подводных лодках и что в умелых руках это оружие является гроз­ ным для врага. Старшина рассказал под­ чиненному о боевых подвигах торпеди­ стов в годы Великой Отечественной вой­ ны, о героизме подводников в мирные дни. Часто такие беседы проводили с воином и другие моряки. Простое доходчивое слово товарищей, примерная служба командиров сделали свое дело — Лазарев глубоко по­ чувствовал значение поставленной перед ним командиром задачи, полюбил свою но­ вую профессию' На занятиях по специальности молодой матрос садился ближе к руководителю, чтобы лучше слышать его рассказ и ни­ чего не пропустить, когда тот показывал устройство механизмов по чертежу или непосредственно на материальной части. В учебе Лазарев был исключительно вни­ мательным. Он никогда не отвлекался, не занимался посторонними делами, жадно слушал, повторял про себя цифры, харак­ теризующие тактико-технические данные оружия, — так лучше запоминалось. Пока изучали торпеду, ее назначение, отдельные детали, все шло гладко. Ма­ тросу Лазареву казалось, что в специаль­ ности торпедиста нет ничего трудного, что он свободно овладеет ею. Но, к д т ' пе­ решли к изучению устройства главной ма­ шины, дело значительно осложнилось. Де­ талей много, каждая имеет свое название, назначение. Устройство сложное, действие тоже непростое. Лазарев почувствовал — здесь сразу не возьмешь. Но трудности не испугали моряка. Он не поддался панике, не опустил руки. Молодой матрос много времени отдавал самостоятельной учебе. Бывало, старшина группы спросит: — Лазарев, сегодня день увольнения. Возможно, сходите в город? Разрешите мне остаться на корабле. Хочу позаниматься. — отвечал в таких случаях Лазарев. И он занимался до вечерней поверки, проявляя усидчивость и настойчивость 1 учебе. Упорный систематический труд дал хорошие результаты. Знания воина расширялись с каждым днем. Когда на­ стал день практического приготовления торпеды, Лазарев смело подошел к ору­ жию и без заминки выполнил все дейст­ вия, которые предназначались для его номера. Старшина, проверив правиль­ ность приготовления торпеды, отметил, что Лазарев уложился в норматив и вы­ полнил все точно, как положено по инст­ рукции. И вот день сдачи экзаменов на штатных специалистов. Командир боевой части вы­ зывает матроса Лазарева. Ему предлагает­ ся рассказать об одной наиболее сложной детали торпеды. Матрос бойко и уверенно показал ее на чертеже, рассказал, как она устроена, как взаимодействует деталь с другими, порядок ухода за нею. С такой же точностью и уверенностью он ответил и на другой вопрос — об уходе за торпед­ ными аппаратами. Хорошие знания пока­ зал Лазарев также по устройству подвод­ ной лодки. Офицер поздравил Лазарева с успешной сдачей экзаменов, А через несколько дней командир лодки допустил его к самостоя­ тельному несению вахты. ...Подводная лодка вышла в море для участия в учении. Вначале было нетруд­ но. В отсеке не жарко, все находились на своих местах, работа спорилась. Время от времени вахтенный офицер разрешал вы­ ходить наверх покурить. При хорошей по­ годе Лазарев любовался родными скали­ стыми берегами, ясным небом, голубой лазурью моря. Но вот берега удалились, все сильнее давала себя знать мертвая зыбь на море. Подводную лодку методично раскачивало, креня то на один, то на другой борт. Для Лазарева все стало ме­ няться: начала кружиться голова, появи­ лась тошнота, портилось настроение. Хо­ телось прилечь. Но тут была сыграна бое­ вая тревога. Пришлось занять свой бое­ вой пост. Подавались одна за другой вводные. — Пожар в первом отсеке! — слышит­ ся по переговорной трубе. Одев маску, Лазарев принялся тушить его. Только доложили в центральный от­ сек о ликвидации «пожара», как последо­ вала новая вводная: — Пробоина с левого борта... Лазарев схватил подпорки, другой ма­ трос — подушку. Стали накладывать на место пробоины, затем забивать клинья для расцора. Пустили водоотливные сред­ ства. «Пробоина» была заделана. В работе Лазарев заметил, что его мень­ ше стала беспокоить качка, и. он чувст­ вует себя несколько лучше. Командир ко­ рабля поблагодарил личный состав отсека за правильные и быстрые действия. Это еще больше подняло настроение. Вахту моряк нес во время всего похода без заме­ чаний. Придя на базу, Лазарев поделился об этом с бывалым моряком, старшиной груп­ пы. Тот ответил молодому матросу:- — Правильно, так всегда бывает. Зай­ мешься делом, отвлечешь внимание от бо­ лезненного состояния, сосредоточишься на работе — и качка будто меньше станет. Старайтесь во время качки делом занять­ ся. Совет старшины пошел на пользу. Ма­ трос никогда не был без дела в море, не­ зависимо от того, есть качка или нет ее. Так комсомолец Лазарев вырабатывал в себе необходимые качества — стойкость и выносливость. ...Прошло около года со дня пребывания Лазарева на подводной лодке. Теперь он — умелый торпедист и хороший моряк, отличник боевой и политической подго­ товки. Командир высоко оценил добросо­ вестную службу классного специалиста Лазарева. Он был назначен командиром отделения с присвоением воинского зва­ ния старшины 2 статьи. ...В отсеке проходят занятия по специ­ альности. Их проводит старшина 2 статьи Лазарев. Перед ним раскрыта тетрадь. В ней написано: тема занятия «Торпеда.., ее устройство». Ниже — основные вопросы темы и пособия. Старшина об’ясняет: — Торпеда — это грозное оружие. В Великую Отечественную войну подводни­ ки-североморцы этим оружием немало фа­ шистских кораблей и транспортов отпра­ вили на дно Баренцова моря. Чтобы оно и впредь без промаха разило врага, мы дол­ жны правильно его обслуживать. Для это­ го нужны прочные знания. Это торпеда образца... Ее тактико-технические данные следующие... Внимательно слушают матросы рассказ старшины. Подчиненным есть чему по­ учиться у опытного специалиста. Подводная лодка готовилась к походу для выполнения торпедных стрельб. Шла погрузка торпед. В отсеке приемом торпед и размещением их руководил старшина 2 статьи Лазарев. Слышались четкие команды, сопровождаемые дружными дей­ ствиями торпедистов. Ни шума, ни суеты здесь не было. Моряки работали усердно. Чувствовались слаженные действия и от­ работанная организация. Погрузка окон­ чена. Торпедные аппараты заряжены. В отсеке наведена чистота. Вскоре подводная лодка вышла в море,. Личный состав четко действовал на бое­ вых постах. Вахтенный сигнальщик зорко следит за небом и горизонтом. А там. вни­ зу, в любую минуту моряки готовы к срочным действиям. Дана команда к по­ гружению. Лодка на глубине. Пз пентрального отсека по переговор- пьгм трубам разнеслась команда. Все на своих боевых постах. Идут последние при­ готовления механизмов и оружия к бою. — Торпедные аппараты номер... к вы­ стрелу приготовить. Торпедисты старшины 2 статьи Лазаре­ ва вместе со своим командиром быстрыми и точными движениями готовят механиз­ мы к действию. К стрельбе все готово. Лодка лежит на боевом курсе. В отсеках тишина. — Пли! ...На разборе было сказано, что торпед­ ная стрельба получила высокую оценку. Материальная часть работала хорошо, личный состав действовал правильно, со знанием дела. В этом успехе немалая доля труда и торпедистов старшины Лазарева. В. АФАНАСЬЕВ. В п о с т о я н н о й боевой г о т о в н о с т и По кораблю прозвучала команда: «Оружие и техниче­ ские средства осмотреть и проверить!». Матросы разбежа­ лись по своим местам. Старшина 1 статьи Борисов окинул хозяйским взглядом заведывание, потом снял трубку телефо­ на и спросил разрешение на проворачивание механизмов. «Добро» было получено. Старшина Борисов внимательно наблюдал за действиями подчиненных Через несколько минут начали поступать доклады о готовности механизмов к проворачиванию. Много внимания уделяет Борисов осмотру и проворачи­ ванию техники после похода. Он знает, что паровые кла­ паны, закрытые в горячем состоянии, прилегают очень плот­ но и поэтому необходимо их сдвигать с места. Старшина 1 статьи Борисов — классный специалист. За свою службу он имеет иного поощрений. Недавно стар­ шина награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Матрос Г. МАКОВ. Не было случая, чтобы заведываннг- механика матроса Лекевичус отказало и работе. Его добросовестная служба о т ­ мечена рядом благодарностей. НА СНИМКЕ: механик матрос П. Л е­ кевичус за осмотром боевой техники. Фото И. Никншова. С помощью боевых друзей Было время, когда матрос Ватраль, хо­ тя и неплохо знал теорию обслуживания авиационной техники, но достаточных практических навыков не имел. Это сразу же заметили опытные специалисты стар­ шина Данилов и старший сержант Лоб- зев. Они научили воина правильно рас­ пределять время на подготовку вооруже­ ния к стрельбам, а также быстро и ка­ чественно осматривать пушки. В условиях Заполярья, в связи с ча­ стым изменением погоды, нередко прихо­ дится менять плановую таблицу летного дня. В это время особенно много дел лич­ ному составу службы вооружения. Быстро и хорошо подготовить конусное хозяйство и зарядить самолет нужным боекомплек­ том может только опытный, натрениро­ ванный специалист. Теперь с этой серьез­ ной и ответственной работой матрос Ват­ раль отлично справляется. ...Подразделение готовилось к выпол­ нению задач, связанных со стрельбами в сложных метеорологических условиях но воздушным целям. Подготовка самолетов требовала от каждого воина больших зна­ ний. опыта и энергии. Вместе со всеми готовил свое заведывание и матрос Ват­ раль. В этот день авиатор особенно вни­ мательно относился к работе. Ведь летчи­ кам предстояло выполнить трудную учеб­ ную задачу. Рассекая воздух, в небо взвилась раке­ та. возвестившая начало полетов. В воз­ дух поднимается самолет-буксировщик. Медленно текут минуты. Авиатор заметно волнуется, но вот конус нормально рас­ пустился, и внутреннее волнение матроса улеглось. Через некоторое время конус был сброшен на землю. На нем много пробоин — задание выполнено всем лет­ ным составом. Летчики благодарят матро­ са за хорошую подготовку вооружения. На состоявшемся послеполетном техни­ ческом разборе инженер отметил добросо­ вестную работу матроса Ватраль и об’я- вил ему благодарность. Так изо дня в день авиатор матрос Ватраль совершенствует свое боевое ма­ стерство, неустанно идет вперед. Безу­ пречная служба отличника боевой и по­ литической подготовки отмечена многими благодарностями, внеочередным кратко­ срочным отпуском. Воин награжден лич­ ной фотографией, на которой он снят при развернутом Знамени части. На днях за успехи в службе матросу Ватраль вручен нагрудный знак «Отличник авиации». Матрос Д. МИЗАРЕВ. За глубокие и прочные знания каждого слушателя Из опыта работы руководителя группы политических занятий Чтобы политическое занятие оказывало помощь старшине в повышении теорети­ ческих знаний и практического опыта в воспитании и обучении подчиненных, оно должно быть хорошо подготовлено и про­ думано руководителем группы, проведено ка высоком организационном уровне. Как я готовлюсь к занятиям и доби­ ваюсь того, чтобы каждый слушатель по­ стоянно овладевал прочными а глубокими политическими знаниями? Прежде всего я изучаю рекомендован­ ную литературу по теме, затем составляю план-конспект рассказа, намечаю пример­ ные вопросы для беседы, дополнительную художественную литературу, которую можно рекомендовать слушателям, подби­ раю необходимые наглядные пособия. Рассказ но теме стараюсь построить на конкретных примерах из повседневной ;кизни и боевой учебы подразделения, тесно увязать с теми задачами, которые выполняет сейчас личный состав, пропа­ гандируя при этом успехи, достигнутые лучшими старшинами в воспитании своих подчиненных. Например, при изучении темы: «Доро­ жить честью и боевой славой Вооружен­ ных Сил Союза ССР, своей части и честью своего воинского звания», кро­ ме обязательной литературы и учеб­ ных пособии, я воспользовался исто­ рическим журналом и рассказал слу­ шателям о боевом пути, пройденном нашей частью, о службе ветерана ча­ сти старшины Лазарева, который за безупречное выполнение своих *обязан­ ностей неоднократно поощрялся командо­ ванием. Говоря о задачах, которые стоят перед старшинами по выращиванию от­ личников боевой и политической подготов­ ки, рассказал слушателям о том, как обу­ чает и воспитывает своих подчиненных старшина 1 статьи Басков, пост которого об’явлен отличным. Руководитель группы должен доби­ ваться, чтобы беседа шла в форме актив­ ного обсуждения всеми слушателями ос­ новных вопросов темы, чтобы слушатели обменивались между собой опытом совер­ шенствования военных и политических знаний. В своей группе я стремлюсь к тому, чтобы старшины в своих выступле­ ниях приводили примеры из практики своей воспитательной работы с воинами. Во время беседы но теме: «Постоянно совершенствовать свои военные и поли­ тические знания, отлично владеть оружи­ ем и боевой техникой» старшина 2 статьи Смирнов, обсуждая вопрос о значении вы­ сокого воинского мастерства в современ­ ном бою, поделился опытом учебы и службы слушателя группы старшины 2 статьи Ясопова. Ясопов отлично овладел своей специальностью, стал классным специалистом, умело воспитывает своих подчиненных в духе требований Присяги и уставов. Выступавший на занятии старшина 2 статьи Новиков говорил о том, что бди­ тельность — острейшее оружие, неотъем­ лемое качество советских воинов — яв­ ляется следствием высокой дисцирлпниро- ванности, строгого соблюдения требова­ ний Присяги и уставов. Он привел в пример слушателя группы старшину 2 статьи Николаева, который, исполняя обязанности начальника караула, пока­ зал умелые действия. За бдительное несе­ ние караульной службы командир поощ­ рил старшину внеочередным краткосроч­ ным отпуском. Глубокие и прочные знания слушателей зависят и от того, как ведется индивиду­ альная работа с ними. Каждая группа со­ стоит из различных по своему общему развитию и образованию воинов, поэтому руководитель, прежде всего, должен хоро­ шо знать состав группы, сильные и сла­ бые стороны каждого слушателя. Изучая слушателей своей группы, я стремлюсь, естественно, уделить больше внимания наименез подготовленным или тем товарищам, которые были в отпуске, командировке и пропустили занятия. Перед тем, как старшины приступят к самостоятельному чтению, я кратко повто­ ряю основные вопросы темы, которые из­ лагал в предшествовавшем рассказе, и рекомендую, на что необходимо обратить внимание при чтении. Во время самостоя­ тельного чтения помогаю отдельным това­ рищам изучать первоисточники, состав­ лять конспекты, индивидуально отвечаю на все возникающие у слушателей во­ просы, а те, которые имеют важное значе­ ние, об’ясняю в конце занятия всей груп­ пе. Однажды, просматривая конспект стар­ шины 2 статьи Смирнова по второй главе истории партии, я заметил, что многие положения почти дословно переписаны из книги. Пришлось побеседовать с ним, а затем и со всей группой дополнительно об идеологических основах марксистской партии, чтобы все слушатели правильно и глубоко поняли этот один из трудных раз­ делов учебной программы. После этого основные положения книги В. И. Ленина «Что делать?» были законспектированы своими словами, а беседа по этой теме прошла активно, на высоком идейном уровне. Еще в начале учебного года я заметил, что некоторые слушатели группы не всег­ да регулярно читают газеты, художествен­ ную литературу, недостаточно верно раз­ бираются в вопросах международного по­ ложения. Моя задача состояла в том. что­ бы привить им любовь и вкус к газете и книге. На каждом занятии стал отводить некоторую часть времени для беседы о происшедших событиях в жизни нашей страны и за рубежом, о новой пьесе или кинокартине. Причем, в эту короткую беседу старался вовлечь прежде всего наи­ более пассивных и наименее подготовлен­ ных товарищей. Вскоре я почувствоват, что слушатели стали внимательно и си­ стематически читать газеты, рекомендуе­ мую художественную литературу, связы­ вать в беседе основные вопросы темы с международным положением Советского Союза. Несомненно, что индивидуальная рабо­ та с каждым слушателем значительно по­ вышает интерес воинов к политическим занятиям и их действенность. Это можпо видеть на ряде примеров. Старшина 2 статьи Ясопов — один пз активных слушателей группы, свой прак­ тический опыт по освоению боевой техни­ ки и политические знания он умело ис­ пользует в воспитательной работе с под­ чиненными. Старшина правильно учиты­ вает уровень подготовки воинов и настой­ чиво влияет па них в нужном направле­ нии. Благодаря этому большинство вои­ нов его отделения хорошо изучили свою специальность и являются отличниками боеиой и политической подготовки. Классный специалист старшина 2 ста­ тьи Часалов серьезно работает нал повы­ шением своих политических знаний, ак­ тивно выступает почти на каждой бесе­ де. Сам хорошо освоив свою специаль­ ность, он сумел привить любовь к ней и своим подчиненным. Настойчиво бороться за глубокие и прочные знания каждого слушателя на политических занятиях — значит неу­ станно воспитывать вопнов в духе высо­ кой политической сознательности, в духе верности воинскому долгу и личной ответ­ ственности за защиту социалистической Родины. Это — долг каждого руководите­ ля группы политических занятий. Старший лейтенант Е. ТЮРИН, руководитель группы политических занятий. Молодому офицеру о морской службе 5. Всегда помнить о своей ответственности перед государством Корабль находился в море, выполняя очередную учебно-боевую задачу. Успех всего экипажа зависел от высокой орга­ низованности, четкости и слаженности каждого боевого поста, в том числе и от подразделения, которым командует лейте­ нант Синько. В разгар учений по кораблю была вб’явлена боевая тревога. Известно, что это самый ответственный и напряжен­ ный момент в учебе, когда наиболее серь­ езной проверке подвергается выучка лич­ ного состава, его натренированность и го­ товность выполнить поставленные перед ним задачи в обстановке, приближенной к условиям современного боя. Можно ска­ зать, что и для каждого офицера боевая тревога является подлинным экзаменом его командирской зрелости. Как и все командиры подразделений, лейтенант Синько доложил, что его заве­ дывание к бою готово. Но при проверке оказалось, что это далеко не так. Некото­ рые педчиненные ему специалисты не яви­ лись на свои боевые посты, и, следова­ тельно, решать задачу подразделение не могло. Случись подобный факт в боевой обстановке, его последствия могли быть самыми тяжелыми. Совершенно очевидно, что во всем этом были проявлены недопустимое для любо­ го офицера притупление чувства ответст­ венности за порученное ему дело и не­ дисциплинированность некоторых его под­ чиненных. Пусть такие явления единичны в среде наших офицеров, но опасность их очень велика, и поэтому с ними надо вести са­ мую решительную борьбу. Чувство высо­ кой ответственности перед государством за боевую готовность своего подразделения ч*- первейшее требование к каждому со­ ветскому командиру. Это чувство не мо- зет покидать его ни на минуту, должно руководить всеми его. поступками, быть непреложным законом всей практической деятельности советского офпцера, где бы Контр-адмирал Л . МЕДВЕДЕВ он ни находился — на кораоле или вне его. Ведь всякие послабления и упрощения в боевой учебе, малейшие попытки к бла­ годушию и формальному отношению к по­ рученному делу наносят большой и серь­ езный ущерб боевой готовности подразде­ ления, а следовательно, и интересам безопасности нашей Родины, интересам всего советского народа. Кто-кто, а совет­ ский офицер, как представитель партии и государства в Вооруженных Силах СССР, обязан помнить об этом в первую оче­ редь. Оказанное ему огромное доверие на­ рода он должен оправдывать делами, кон­ кретным проявлением своей личной ответ­ ственности за защиту социалистического Отечества. Современный уровень развития военно­ го дела вносит много нового в боевую под­ готовку советских моряков, пред’являет к нам значительно повышенные требова­ ния. Одним из этих требований является необходимость непрерывного совершенст­ вования боевой выучки личного состава, постоянного стремления вперед к высотам воинского мастерства. Сегодня^ нас уже не может удовлетворять то, что было достиг­ нуто вчера, а завтра не будет удовлетво­ рять достигнутое сегодня. Это диктуется тем, что быстрый рост военного дела су­ щественно меняет многие понятия боевого применения оружия и техники, вопросы маневрирования и целый ряд других эле­ ментов, определяющих боеспособность ко­ рабля. Известно, например _ что ведение боевых действий в сложной обстановке требует отработки задач непрерывно, в длительных походах, в любое время года и в различных метеорологических услови­ ях. Сейчас особенно важно, чтобы личный состав мог успешно выполнять своп обя­ занности в темноте, наощупь, с преодо­ лением серьезных трудностей, которыми характеризуется применение новых видов оружия. Какой отсюда вывод обязан делать командир подразделения?.. Этот вывод за­ ключается в том, что каждый выход в море, каждое учение не должно быть пов­ торением уже пройденного и иметь тот же уровень подготовленности личного со­ става, а представлять собой новую, более высшую ступень боевой подготовки лично­ го соетава с соблюдением принципа по­ следовательности — от простого к слож­ ному, от сложного — к мастерству. Идти по проторенной дорожке — значит топ­ таться на месте, а это в современных ус­ ловиях — самое большое зло. Командир артиллерийского подразделе­ ния корабля Н. лейтенант Мезин в этом отношении стоит на правильном пути. Ес­ ли проанализировать состояние боевой вы­ учки его подчиненных за последний пе­ риод времени, то можно наглядно уви­ деть, как мастерство воинов, их натрени­ рованность на боевых постах день ото дня растут и совершенствуются. В недавнем походе они показали весьма высокую ско­ рострельность и успешно решили постав­ ленную перед ними учебно-боевую задачу. Но офицер и теперь считает, что достиг­ нутые его подчиненными результаты да­ леко не являются пределом. Изучая опыт проведенных стрельб, он ищет и находит все новые возможности для дальнейшего улучшения показателей. Это — очень хорошее стремление молодого офицера. В нем и находит свое конкретное- выражение чувство высокой ответственности перед государством за по­ рученное дело. Особенно следует подчерк­ нуть, что лейтенант Мезин продуманно, творчески подходит к обучению своих подчиненных, проявляет новаторство в использовании боевой техники, вносит ценные усовершенствования. Примеру сво­ его командира следуют и его подчинен­ ные. У всех моряков этого подразделения высоко развито чувство нового. Воины не удовлетворяются достигнутыми результа­ тами, а с каждым днем добиваются повы­ шения своих знании и боевого мастерст­ ва. Так и должно быть. Непрерывное со­ вершенствование боевой готовности наших кораблей, каждого подразделения в отдель­ ности — самая важная задача советских военных моряков. Это — задача огромно­ го государственного значения, ибо она на­ правлена на обеспечение безопасности со­ циалистической Родины. Успешное ее ре­ шение в огромной мере зависит от офице­ ров, от того, насколько у них развито чувство ответственности перед партией и народом. Это благородное патриотическое чувст­ во должно проявляться во всем и всегда. Советскому офицеру присущи высокая принципиальность во всех вопросах служ­ бы. нетерпимое отношение к малейшим недостаткам, которые наносят ущерб де­ лу. В этом отношении крайне важно и необходимо всемерно укреплять дружбу и боевую спайку среди офицерского состава, которые должны быть основаны на глу­ боком сознании своего долга перед Роди­ ной. Крепкая дружба помогает добиваться успехов в службе, способствует устране­ нию недостатков. Где она развита, мень­ ше бывает промахов и упущений, ибо коллектив всегда подскажет тому, кто ошибся, окажет помощь тому, кто в этом нуждается. Надо, чтобы офицерский коллектив по- настоящему боролся за честь своего кораб­ ля. Деловая, товарищеская критика, взаи­ мопомощь в учебе — верный путь к это­ му. Почаще следует говорить о служебных делах в корабельных кают-компаниях, об­ суждать здесь итога проведенных учений, полезно иной раз поспорить по тому или иному вопросу, чтобы вовлекать каждого офицера в активную воинскую жизнь. Общность интересов, которая об’едпняет всех советских воинов, создает все усло­ вия для укрепления такой, подлинно то­ варищеской боевой дружбы среди наших офицеров. Это будет оказывать им неоце­ нимую помощь в успешном выполнении задач по обучению и воспитанию воинов. Чувство ответственности перед государ­ ством требует от советского офицера не­ устанно укреплять воинскую дисциплину — важнейшую основу высокой боевой го­ товности корабля. Наши воинские уставы подчеркивают огромную, решающую роль в этом командного и начальствующего со­ става. Офицерам предоставлены большие права и созданы все условия для поддер­ жания воинской дисциплины на должном уровне. Тут многое зависит от требовательно­ сти командира к подчиненным. Речь идет о том, чтобы офицер добился такого поло­ жения, когда каждое требование советских воинских уставов, каждое его приказание выполнялись беспрекословно, точно и в срок, чтобы были исключены малейшие отступления от дисциплины, организован­ ности и порядка. Надо всегда помнить указание великого Ленина, который гово­ рил, что нам «...Необходима военная дис­ циплина и военная бдительность, доведен­ ная до высших пределов». Без этого, учил В. И. Ленин, нельзя одолеть врага. Эти слова, сказанные в тяжелые годы граж­ данской войны, имеют исключительно ак­ туальное значение и в наши дни. Более того, современная война, появление новых видов оружия неизмеримо повышают роль и значение дисциплины. Сейчас в боевой обстановке самое малейшее отклонение хотя бы одного матроса от установленных правил может вызвать самые пагубные по­ следствия. Надо сказать, что в дисциплинарной практике наших молодых офицеров на­ блюдаются по крайней мере два наиболее существенных недостатка. С одной сторо­ ны, некоторые из них во всем полагают­ ся на старшин, а сами нередко стоят в стороне от укрепления дисциплины среди личного состава. С другой стороны, от­ дельные офицеры, наоборот, все берут на себя, старшин же вольно или невольно устраняют от их непосредственных обя­ занностей. В обоих случаях это является ошибкой и не служит делу укрепления воинской дисциплины. Надо, чтобы офи­ цер повседневно руководил старшинами, учил их дисциплинарной практике, при­ вивал им твердые командирские качества. Перенимать эти качества старшины дол­ жны в первую очередь у самого офице­ ра. Следовательно, его личная дисципли­ нированность играет в этом исключитель­ но важную роль. Большим злом является и то. что неко­ торые командиры подразделений мирятся с так называемыми «мелкими» проступ­ ками подчиненных. Жизнь показывает, что от незначительного, на первый взгляд, отступления от устава один шаг до грубейшего нарушения воинской дисцип­ лины. Стоит офицеру где-либо недосмот­ реть, не придать значения «мелкому» про­ ступку — уровень дисциплины сразу на­ рушится, и это повлечет за собой более серьезные последствия. Но офицер не добьется высокой воин­ ской дисциплины, если не будет сочетать строгую и постоянную требовательность с чутким и внимательным отношением к людям. Устав обязывает ег(> хорошо знать своих подчиненных, их положительные стороны и недостатки, учитывать запросы воинов, заботиться о полном удовлетворе­ нии их всем положенным. В случаях на­ рушения тем или иным матросом или старшиной воинской дисциплины офи­ цер должен тщательно разобраться в при­ чинах проступка и, лишь взвесив все об­ стоятельства, принимать то или иное ре­ шение. Прежде чем оценить те или иные дей­ ствия подчиненного, привлечь его к от­ ветственности за промах или ошибку, на­ до поговорить с ним, выслушать его об’- яспение. чтобы убедиться, чем вызвана ошибка: незнанием или небрежностью. Уточни, взвесь все и проверь еще раз, как того требуют наши уставы, и лишь потом принимай решение. Но и этим •нельзя ограничиваться. Чтобы ошибка не повторилась впредь, покажи подчиненно­ му, как надо действовать, научи его прак­ тически. Только глубоко продуманная дисципли­ нарная практика принесет положительные результаты, поможет офицеру обеспечить в своем подразделении высокую воинскую дисциплину, отвечающую требованиям современного боя. А добиться этого — его первейший служебный долг. ★ -л * Офицерский состав представляет собой основное звено в системе Советских Во­ оруженных Сил. На наших офицеров Пар­ тия и Правительство возложили большие и ответственные обязанности, им оказано огромное доверие народа. Всегда помнить об этом, во всей своей деятельности ис­ ходить из интересов государства — таков • путь молодого офицера к успешному ре­ шению поставленных перед ним задач. «Береги честь смолоду!» — гласит народная поговорка. П молодой офицер с первых же шагов своей морской службы должен свято беречь высокуй честь свое­ го воинского звания. i !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz