На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

2 Н а с т р а ж е З а i ro л я р ыг 2 июня 1955 г., № 129 (5281). В условиях сильных радиопомех В морском походе связь действовала четко и бесперебойно В каждой работе есть препятствие, преодоление которого предрешает успех всего дела. У корабельных радистов на современ­ ном этапе таким главным препятствием являются искусственно создаваемые про­ тивником радиопомехи. Настраивается ра­ дист на определенную волну, начинает принимать депешу, а у него ничего не получается: в наушниках наряду с нуж­ ными сигналами звучат «чужив», при­ чем, довольно мощные. Их посылает в эфир вражеская радиостанция для того, чтобы «забить» нашего корреспондента, сбить с толку оператора. Неопытный радист в этом случае про­ пустит депешу мимо или примет так, что никакой шифровальщик ее не разгадает. Придется прибегать к весьма невыгодному для специалиста выходу из положения — итти на соседний корабль и виновато спрашивать, не приняли ли там случайно такую-то радиограмму. Хорошо еще, если это происходит у стенки.. А если в море, в бою? Тогда счи­ тай, что не обеспечил командира связью, роль которой в нынешних условиях пе­ реоценить. пожалуй, невозможно. Вот к чему могут привести радиопоме­ хи,' создаваемые противником, если вахту несет неопытный радист. Для умелого же специалиста эти трудности не являются непреодолимой преградой. ...Корабль идет самым полным. Слегка покачивает, при поворотах крен достига­ ет больших пределов. Всего этого, кажется, не замечают под­ чиненные старшины Николая Козловцева. С надетыми наушниками, с карандашом в руках, с чистыми бланками перед собой они все свое внимание приковали к аппа­ ратуре, к рукояткам и шкалам настрой­ ки. Старшему матросу Ивану Сафонову надо принять радиограмму из штаба. Ап­ паратура в полной исправности и в по­ рядке, приемник настроен на нужную волну. По работать почти невозможно. Мешает станция «противника». Ее мощ­ ность в несколько десятков раз сильнее той, которую имеет передатчик, установ­ ленный в нашем штабе. Старший ма­ трос поворачивает рукоятку длины волны чуть-чуть влево, одновременно увеличи­ вая громкость звука. Неудача. Ничего! Испробовано еще не все. Регулятор длины волны пошел вправо, достиг среднего положения, чуть-чуть, самую малость перевалил среднее положе­ ние. На лице радиста появляется еле за­ метная улыбка. Несколько поворотов ре­ гулятора громкости и регулятора тембра, и на чистом бланке начали появляться группы цифр. Чего же добился в данном случае стар­ ший матрос Сафонов? Заглушил вредные звуки? Нет, «противник» шумит попреж- нему громко. Может быть, «вражеская» станция «сошла» с нашей волны. Нет, на оплошности и упущения противника в современном бою надеяться вообще риско­ ванно; его станция бдительно следит, на каких частотах работают наши радисты. Опытный специалист добился, на пер­ вый взгляд, несущественного — разности в тоне, в окраске полезных и вредных си­ гналов. Сделав это, он уже не только приемник, а и самого себя, свой слух и внимание настроил на нужный тон. Де­ пеша была принята во-время. Командир в срок получил нужное сообщение. Так же успешно работали на походе и другие подчиненные старшины Нико­ лая Козловцева. Научиться выделять полезные сигналы из множества звуков, отсеивать, не обра­ щать внимания на посторонние и замечать только то, что необходимо, — дело не­ легкое. Но как бы ни был тяжел и скру­ пулезен труд радиста, советские моряки любят его. Они не жалеют ни сил, пи времени, чтобы побороть все встречающие­ ся в учебе трудности, стать настоящими мастерами эфира. Подчиненные Козловцева регулярно проводят тренировки в приеме и передаче сложных текстов, взаимные проверки на­ выков по борьбе с радиопомехами. И это приносит хорошие результаты. Здесь все радисты — специалисты высокого класса или отличники боевой и политической подготовки. Старшие начальники не раз отмечали их умелые действия. Корабельные радисты сознают, что побе­ да в борьбе с помехами предрешает, но не решает успех дела. Имеется еще множество других причин, от которых зависит успех в работе радиорубки. Возьмем хотя бы ме­ теорологические помехи, которые особен­ но часто наблюдаются в высоких широ­ тах. И хотя их в шутку называют поме­ хами для радистов первого года службы, бывалые воины, подчиненные Козлобпева все же не игнорируют этот фактор. Они глубоко изучили и содержат в образцовом состоянии нашу отечественную, лучшую в мире аппаратуру. А это — главный за­ лог успешной борьбы с метеопомехами. Радиотехника на корабле уже давно отработала положенные ей межремонтные сроки. Однако она исправна, готова к безотказному действию. Это — результат заботливого ухода личного состава за за- ведыванием. В период подготовки к походу Флаг­ манский специалист и командир подразде­ ления, «ставя перед воинами задачи, еще раз напомнили им о необходимости тща­ тельного осмотра аппаратуры, проверки ее в работе на различных режимах. Советы старших воины выполнили аккуратно. Высокая физическая выносливость — также неот’смлемое качество советского моряка-радиста. Углубившись в свою ра­ боту, воины не замечают ни качки, ни вибрации корпуса корабля, ни шума ра­ ботающих машин. Но это выглядит только внешне. На самом деле только крепкий, закаленный организм может выдержать нагрузку, которая падает на него во вре­ мя ходовой вахты в штормовом плавании. Слабый организм в этих условиях «ски­ сает». А старший матрос Сафонов в этом походе, например, стоял на вахте бессмен­ но восемь часов. И службу нес бдительно, в соответствии с инструкциями и настав­ лениями. Командир подразделения правильно счи­ тает, что умение старшины или матроса решать задачи своего непосредственного начальника — важное условие победы в бою. Ведь начальник может выйти из строя по тем или иным причинам. И под­ чиненный рискует остаться беспомощным, если он не приучен к самостоятельному решению задач, входящих в обязанности старших. Но дело не только в этом... На горизонте показался самолет. Сигнальщи­ ки сразу л;е опознали его и доложили вахтенному офицеру. Весть о появлении самолета и его типе моментально прилете­ ла в радиорубку. По распоряжению Коз­ ловцева моряки, ухватившись только за эти данные, быстро установили связь с летчиком. Они проявили инициативу, необходимую в каждом деле, разворотли- вость. Они хорошо знали не только свое заведывание, но и имеющуюся на корабле документацию. Или вот другой пример. Один из ко­ раблей, находившийся в море, подал радиосигнал, который обязательно нуж­ но было учитывать при дальней­ шем плавании. Радисты, руководимые Козловцевым, приняли этот сигнал, так как они беспрерывно вели разведку и хо­ рошо знали документацию. Командир ко­ рабля получил предостережение значи­ тельно раньше, чем оно могло бы посту­ пить. Безупречная служба радистов — ре­ зультат их высокой сознательности, стрем­ ления сделать все возможное для укрепле­ ния могущества Родины. В период похода, накануне «боя», на корабле был зачитан приказ с поощрениями моряков за высокие показатели в учебе на политических за­ нятиях. Похвалы командира удостоены и многие радисты. Среди них Николай Коз- ловцев, Владимир Дзензюра и другие. Боль­ шинство из них — комсомольцы. Они до­ рожат честью и достоинством члена ВЛКСМ. Капитан-лейтенант Е. КОЗЛОВ. Котельный машинист старший матрос Александр Деменчук добился почетного звания классного специалиста. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старший матрос А. Деменчук про­ веряет работу боевого поста. Фото И. Ннкишова. За отличие в службе Старшина 2 статьи Загорский — от­ личник боевой и политической подго­ товки. Командиры неоднократно поощ­ ряли его за безупречное несение дежур­ но-вахтенной службы, за умелое воспи­ тание подчиненных и другие отличия по службе. Командующий Северным фло­ том наградил моряка ценным подарком. Самоотверженная служба п активная работа воина в комсомольской организа­ ции отмечены Грамотой ЦК ВЛКСМ. Все своп богатые знания и практиче­ ский опыт Загорский стремится пере­ дать подчиненным. Особое внимание он обращает на изучение матросами боевой техники, освоение навыков ее боевого использования, умение управлять его в любых условиях. Настойчиво и упорно насаждает За­ горский строгий уставной порядок гре- ‘ди подчиненных, и результаты налицо. Если раньше старший матрос Калашни­ ков имел взыскания за нерадивое отно­ шение к службе, то теперь он клас­ сный специалист. Комапдир беседэзял с моряками о воинском долге, о необхэди- мости быть исполнительными и бди­ тельными. Перед заступлением на вахту он инструктировал Калашникова, ука­ зывал ему на особенности несения вах­ ты в копкрстпых условиях похода, по­ могал в работе. После похода Загорский всегда под­ водит итоги, анализирует работу под­ чиненных. Так с каждым днем и похо­ дом растет мастерство воинов. Старший лейтенант Д. БОЖКО. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Полне использовать летнюю практику курсантов Многие флотские опытные интенданты охотно помогают курсантам, находящимся на практике, овладеть навыками в работе по снабжению кораблей и частей всем не­ обходимым, передают им свои богатые знания. Большую работу ведет, например, мич­ ман Пантелеев. Имея большой опыт рабо­ ты по продовольственному снабжению, он охотно делится им с курсантами. Внимательно относятся к этому делу старший сержант Павелко, старшина 1 статьи Транов и старший матрос Суббо­ тин. Понимая значение учебной практи­ ки в подготовке кадров для нашего флота, не считаясь с личным временем, они с большим желанием отвечают на возникаю­ щие у курсантов вопросы, помогают им приобрести необходимые практические знания. Хорошую инициативу проявляют и са­ ми курсанты. Так, тт. Захаренко и Ак­ сюта, получая вещевое и шкиперское иму­ щество на складах довольствующего орга­ на, одновременно изучили и организацион­ ную структуру тыла базы, расположение и оборудование складов, порядок размеще­ ния и хранения имущества и другие во­ просы. Так, проявляя личную инициативу и любознательность, общаясь с младшими специалистами интендантской службы флота, курсанты получают полноценную практику и приобретают необходимые для дальнейшей учебы п службы навыки в работе. Старшина А. КУГАЧ. ----О---- На тактических учениях Далеко на крутых скалах едва примет­ ными бугорками виднеются укрепления «противника». Прп поддержке артиллерии морские пехотинцы быстро прыгают на мокрые и скользкие прибрежные камни, с ходу разворачиваются в цепь и устремля­ ются в атаку. Громкое матросское «ура» нарушило утреннюю тишину, моряки стремительно бросились в атаку. «Противник» не вы­ держал такого мощного удара и начал отступать. Но вот впереди показалось большое озеро. «Противник» был прижат к озеру обходным маневром морских пехо­ тинцев и побежден. Тактические учения прошли успешно. Морские пехотинцы показали высокую боевую готовность и мастерство в овладе­ нии оружием. Старший матрос Б. МИКУЛЕНАС. . ----О— Чёткие д е й ст в и я С любовью и старанием овладевают современной техникой матросы Молча­ нов и Чикунов. Немалую помощь в изучении специ­ альности оказывает им спе­ циалист второго класса младший сержант Козлов. Теоретические знания воины закрепляют па тре­ нировках. ...Боевой пост. Уверен­ но обслуживает механизмы матрос Молчанов. Вдруг на экране отчетливо выри­ совывается яркая точка. — Цель! — доложил он и передал донесение. Матрос Чикунов по вто­ рой засечке уже успел оп­ ределить точную высоту цели. За хорошую работу ма­ тросам Молчанову и Чику- нову комапдир об’явил благодарность. Ю. ТИМОФЕЕВ. Тщательно готовить технику к полётам Современный самолет — сложнейшая машина, оснащенная точными приборами и механизмами. Ясно, что без глубокого знания этой первоклассной техники немы­ слимо использовать всю ее мощь, выжать из нее все, что она может дать. Практика показывает, что успех в воз­ духе во многом зависит от тщательной подготовки самолета на земле. Пилот — хозяин машины в воздухе, а на земле она полностью отдана в руки технического персонала, непосредственно отвечающего за всю подготовку самолета. Честное отношение к службе, умение, дисциплина и старательность в уходе за материальной частью — должны быть не- от’емлемыми качествами советских воинов, в руки которых Родина дала первоклас­ сную технику нашего времени. Каждый авиатор, какую бы работу он ни выполнял, должен проникнуться чувством ответ­ ственности за порученное дело и относить­ ся к нему с любовью, отдавая ему все свои знания и умение. Любой дефект, пусть даже на первый взгляд совершенно незначительный, необ­ ходимо устранять сразу же после того, как он обнаружен. Отступление от этого пра­ вила может привести к серьезным по­ следствиям, ответственность за которые полностью ложится на обслуживающий технический персонал. Боевая техника не терпит пренебрежи­ тельного отношения к ней. Работу нельзя производить как-нибудь. В основе повсе­ дневного труда техника и остальных авиа­ ционных специалистов должен лежать твердый порядок, установленный инструк­ циями и наставлениями. В бережном отношении к технике ярко проявляется патриотическая забота совет­ ских воинов о повышении могущества на­ ших Вооруженных Сил. Долг авиаторов— повседневно совершенствовать мастерство, находить новые приемы обслуживания за- ведываний, бороться за максимальное ис­ пользование всех механизмов и агрегатов самолета. Этих правил неотступно придерживает­ ся авиамеханик Изотов. Его называют ма­ стером своего дела. В момент работы мож­ но видеть, что все инструменты у Изотова по порядку разложены на столике. Ключи, отвертки начищены до блеска. Это уже дает право судить о том, что Изотов — старательный и бережливый воин. Вспоминается время, когда Изотов при­ был в часть. Офицер тогда сказал: «Завтра приступите к выполнению обязанностей. Будете готовить машину к полету. Назна­ чаем вас к опытному механику. У него есть чему поучиться». На следующее утро Изотов прибыл на стоянку самолета. Он ожидал, что меха- пик поручит ему сложную работу. Но старший сержант приказал Изотову взять ветошь, ведро теплой воды, техническое мыло и вымыть самолет. Воин горячо взялся за дело и хорошо выполнил его. Таким же старательным он был и в сле­ дующий раз. Так пачался путь к боевому мастерству от простого к сложному. Опытный механик сначала прививал мо­ лодому авиатору культуру труда, учил его правилам работы. Изотов знал, как перед полетом опробовать выпуск и уборку шас­ си и другое, но ему еще не приходилось делать это самому. Механик раз’яснил, как поставить «козелки». Если сделать эту нехитрую операцию неаккуратно, — ма­ шина может свалиться. Старший сержант подчеркнул, что Изотов должен тщательно проверить, насколько ровно установлен каждый «козелок», зашел ли штуцер в отверстие центроплана. После этого Изотов сел в кабину, убрал шасси, проверил показания приборов и вновь выпустил шасси. Затем он внима­ тельно осмотрел механизмы, шасси, шар­ нирные соединения. Все было в порядке. Старший сержант видел, что Изотов стремится освоить технику, и начал пору­ чать ему более сложные работы. Однажды воины вместе разобрали важную деталь, и старший сержант поручил сборку Изото­ ву. Под контролем механика воин успешно справился с этим первым трудным зада­ нием. Большим испытанием для авиатора бы­ ло участие в работе по смене двигателя, выработавшего свой ресурс. Именно здесь Изотов получил хорошие практические на­ выки. Ему приходилось крепить двига­ тель, устанавливать и регулировать тяги, подсоединять топливную и масляную си­ стемы, следить, чтобы в местах соедине­ ния не подтекала жидкость. Командир оценил старание Изотова и назначил его на более ответственный уча­ сток работы. Изотов стал обслуживать «спарку» — так называют летчики учеб­ ную машину с двойным управлением. Этот самолет чаще других находится в воздухе. Готовить его к полету, вести предполет­ ный и стартовый осмотры должен опыт­ ный авиаспециалист. Значительно больше стало дел у Изо­ това. Он работал четко, по-уставному, уве­ ренно, быстро и без суеты, присущей не­ которым молодым воинам. Комапдир экипажа посоветовал Изотову «налечь» на теоретическую учебу. Он рас­ сказал подчиненному, какие вопросы сле­ дует изучить, дал литературу. Изотов ча- f£ 0 f r 077 l/£ b О БЕСЕДУ на тему: «Шире внед­ рять передовой опыт и рационализа­ торские предложения» провел старший лейтенант Рулев. Воины с интересом слушали офицера. Беседа имеет боль­ шое значение для укрепления боевой готовности подразделения. А. Семин. О ДОБРОСОВЕСТНО выполняет служебные обязанности отличник боевой и политической подготовки ма­ трос Жгунов. Вверенная ему автома­ шина всегда находится в полной ис­ правности. З а образцовое содержание и хорошую эксплуатацию материаль­ ной части матросу Жгунову об’явлен ряд благодарностей, он награжден нагрудным знаком «Отличный шо­ фер». Сержант И. Цуцура. О НА СТРЕЛКОВЫХ СОРЕВНО­ ВАНИЯХ многие воины показали вы­ сокую огневую выучку и мастерство. Особенно хорошо выполнили упраж ­ нения младший сержант Сысоенкоз, матросы Худенков, Анисимов и дру­ гие. Матрос А. Кузнецов. сто сидел за книгой. Он изучал авиацион­ ный двигатель, углублял знания по кон­ струкции самолета. Командир беседовал с ним, советовал, какие темы в первую очередь следует усвоить. Наконец, произошло еще одно важное событие в жизни и службе Изотова — его назначили механиком самолета. При­ годились большой опыт работы на маши­ не, знание теории. Стояли горячие дни. Летчики отрабаты­ вали важные учебные задачи, и машина Изотова почти все время находилась в воз­ духе. Самолет садился на аэродром лишь для того, чтобы заправиться горючим, и снова улетал в голубую высь. За эти ко­ роткие сроки пребывания самолета на зем­ ле Изотов успевал провести стартовый ос­ мотр. Опытный авиаспециалист, он всегда об­ ращает особое внимание на покрышки ко­ лес, следит, нет ли на них трещин или про­ колов, не ослабла ли какая-нибудь тяга или болт. Ведь при посадке самолета шас­ си испытывает большую нагрузку. Тща­ тельно проверяет механик также руль уп­ равления, состояние планера, нет ли где течи масла или горючего. В эти напряженные летные дни Изотов выдержал экзамен. Его машина не имела ни одной вынужденной задержки па аэро­ дроме, летчик выполнил все полетные за­ дания. Успех авиамеханика — результат его ревностного отношения к своим обязанно­ стям и любви к специальности, крепкой воинской дисциплины, точного соблюде­ ния всех требований инструкции и настав­ лений. С воодушевлением трудится на сво­ ем посту младший сержант Изотов, на­ гражденный нагрудным знаком «Отличник авиации». Летчики называют его своим надежным помощником. II это действитель­ но так. Н. ДЯТЛОВ Воины нашего подразделения являются подписчиками газет: «Правда», «Красная звезда», «Советский флот», «Комсомольская правда» и других. В часы досуга они с интересом читают их, знакомятся с важнейшими событиями в нашей стране и за границей. Широко пользуются в своей работе газетами и агитаторы, которые, регулярно читают воинам опубликованные в них интересные материалы. НА СНИМКЕ: агитатор Н. Васюкович в часы досуга читает бойцам свежий но­ мер газеты. Текст и фото старшины В. САЛИЕНКО. В б л о к н о т а г и т а т о р у На заводе заводов С большим вдохновением трудится многотысячный коллектив Уралмашзаво. да. С погрузочных площадок предприя­ тия то и дело в разные концы страны уходят эшелоны, груженные экскаватора­ ми, прокатными станами, прессами, неф­ тебуровыми установками... Выпуск более двухсот различных ти­ пов первоклассных машин освоил завод в послевоенные годы. Уралмашевцы гор­ дятся своими экскаваторами. Шагающий экскаватор по праву называют землерой­ ным исполином. На его доставку тре­ буется 105 железнодорожных платформ. Любо посмотреть на эту махину за ра­ ботой. На 75-метровой стреле подвешен 14-кубовый ковш. Менее чем за одну минуту агрегат, вгрызаясь в грунт, чер­ пает целый вагон породы и переносит ее на 150 метров в сторону. Эти машины успешно применяются в угольных карьерах, на прокладке кана­ лов, рытье мощных котлованов. Каждый из них заменяет труд более шести тысяч рабочих. Сейчас завершается выпуск оче­ редного — 16-го землеройного гиганта. Недавно завод отметил юбилейный вы­ пуск тысячного трехкубового экскавато­ ра, именуемого «Уральцем». Производст­ во такой машины, используемой сейчас на добыче угля, руды и других полез­ ных ископаемых, а также на земляных работах, непрерывно растет. «Уралец», как и другие машины, в процессе изготовления постоянно совер­ шенствуется. Достаточно сказать, что внесено уже более тысячи различных улучшений в первоначальную конструк­ цию, созданную группой конструкторов- инженеров завода во главе с Борисом Са- товским. Немалую роль при этом игра­ ют поездки работников предприятия на место работы агрегатов. Творческие усилия рабочих, инженеров и техников позволили улучшить эксплуа­ тационные качества экскаваторов и втрое сократить цикл их изготовления. В то же время творческая мысль на­ пряженно работает над созданием новых, более экономичных и производительных землеройных машин. Только что освоено производство экскаватора с емкостью ковша в пять кубометров. Идет сборка первого опытного образца скального ше­ стикубового экскаватора, который может легко вгрызаться и брать очень крепкие породы. Уралмашзавод особенно славится свои­ ми прокатными станами. Группа конст­ рукторов завода во главе с Георгием Хи- мичем создала совершенные, полностью механизированные прокатные станы, что явилось крупным достижением советской технической мысли. Еще юношей, когда Уралмашзавод только строился, приехал сюда с Украины Георгий Химич. Начав работать чертежником, он одновременно занимался на подготовительных курсах в вуз, потом учился в машиностроительном институте. И вот сбылась его мечта: он — конструктор. Позднее Химич — уча­ стник Великой Отечественной войны. Де­ мобилизовавшись в октябре 1945 года, он вернулся на родной завод. Здесь под его руководством в послевоенную пору был спроектирован рельсо-балочный стан небывалой доселе производительности. Он изготовлен и работает на одном из заводов страны. Это — целая система огромных агрегатов. Пролет рельсо-ба- лочного цеха тянется более чем на пол­ километра. В огромном цехе почти без­ людно. И это понятно: в нем полностью автоматизирован весь процесс. Превра­ щение многотонных металлических слит­ ков в рельсы, балки происходит удиви­ тельно быстро. Сложным технологиче­ ским процессом управляют всего два оператора, сидящих в кабине у приборов. Создатель станов Георгий Лукич Хи­ мич — лауреат Сталинской премии. Не­ давно он вторично был избран депута­ том в Верховный Совет РСФСР. Путь Г. Л . Химича — путь многих на заводе. Вернемся к прокатным станам. Конст­ рукторы завода внесли еще один вклад в развитие советской техники. Недавно они разработали стан холодной прокатки белой жести для Магнитогорского метал­ лургического завода. Он почти готов. Это — целая система огромных машин и агрегатов. Стан состоит из десятков ты­ сяч деталей. Самая маленькая из них ве­ сит меньше грамма, самая большая до­ стигает ста тонн. Для перевозки всего оборудования требуется более десяти железнодорожных составов. Весь процесс производства белой же­ сти на новом стане механизирован и ав­ томатизирован. Широкая полоса тонкой, в четверть миллиметра жести идет со скоростью одного километра в минуту. Роль рабочих сводится лишь к наблюде­ нию за ходом производства. По сравне­ нию с существующими, производитель­ ность стана увеличена в несколько раз. Ежегодно он будет давать жести на два миллиарда консервных банок. Уралмашзавод выпускает мощные блю­ минги, прессы, нефтебуровые установки и многое другое. Все это — последнее слово техники, самые совершенные машины и агрегаты, помогающие быстрыми темпами разви­ вать металлургическую, угольную, неф­ тяную и другие ведущие отрасли про­ мышленности. Недаром Уралмашзавод называют отцом заводов и фабрик. Все ярче расцветает творческая мысль рабочих, инженеров, техников завода. Об этом, между прочим, говорит и тот факт, что в коллективе более трех тысяч ра­ ционализаторов и изобретателей. Только в наступившем году они внесли свыше 1,5 тысячи технических усовершенствова­ ний. Третья часть из них применена и дает 4,5 миллиона рублей годовой эко­ номии. А с начала пятой пятилетки пред­ приятие сберегло от применения техниче­ ских новшеств рационализаторов и изо­ бретателен 161 миллион рублей. Расцвету технического творчества рабо­ чих и служащих помогает массовая уче­ ба. На заводе 2,5 тысячи человек учится в семи школах рабочей молодежи, более од­ ной тысячи рабочих и служащих — в вечерних отделениях политехнического института, машиностроительного технику­ ма, а также на заочных отделениях выс­ ших и средних учебных заведений. Ты­ сячи рабочих повышают свои знания на различных технических курсах. В послед­ ние годы 700 рабочих без отрыва от про­ изводства получили звание инженера или техника, более 20 человек, защитив кан­ дидатские и докторские диссертации,ста­ ли учеными. Характерным для Уралмашзавода яв­ ляется то, что здесь огромная масса ра­ бочих по своему общекультурному и тех­ ническому уровню почти вплотную подо­ шла к уровню инженеров и техников. В коллективе много бывших воинов, ушедших в запас. С помощью опытных кадровых рабочих они быстро овладева­ ют умением управлять сложными меха­ низмами и вносят свой достойный вклад в дело создания первоклассных совет­ ских машин. Так, Иван Мишунин, придя на завод, начал с ученика. Теперь он бригадир на сборке экскаваторов. Масте­ ром стал Александр Мотя. Таких приме­ ров множество. Коллектив завода держит в настоящее время первенство во всесоюзном соревно­ вании машиностроителей. Ему в третий раз подряд присуждено переходящее Красное Знамя Совета Министров Союза ССР. Е. КОРЯВИЧЕВ. Свердловск. ■О- Высокая успеваемость воинов на политзанятиях В группе политических занятий, где помощником руководителя старшина 1 статьи Баранов, состоялась беседа на тему: «Патриотизм советских людей). Бе­ седе предшествовала тщательная подго­ товка. Слушатели • умело использовали время, отведенное на самостоятельную подготовку, внимательно читали рекомен­ дованную дополнительную литературу. В беседе активное участие принимали многие воины. Матрос Кустов рассказал о патриотических делах советских лгодэи на Фронте и в тылу в годы Великой Отече­ ственной войны, о бессмертных подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьян­ ской, молодогвардейцев Краснодона. — Сейчас в мирные дни, — сказал в заключение матрос Кустов, — патриотизм советских людей выражается в самоотвер­ женном труде на благо нашей любимой Родины, в успешном строительстве комму­ низма. Конкретным проявлением советско­ го патриотизма для воинов является неру­ шимое соблюдение Военной присяги и уставов, постоянная боевая готовность, отличное владение техникой и оружием. В своем выступлении матрос Борунов рассказал о героях-североморцах матросе Сивко, подводнике Гаджневе, летчике Са­ фонове. Хорошее знание материала показали старший матрос Терехов, матросы Рябов, Донников и другие воины. Слушатели этой группы глубоко изуча­ ют материалы политических занятий. Старшина 2 статьи М. ШИБАНОВ. Лекция о международном положении Лекцию офицера Полторацкого о между­ народном положении прослушал личный состав нашего подразделения. Лектор рас­ сказал о коварных происках американо- английских империалистов, готовящих но­ вую войну против Советского Союза и стран народной демократии, и призвал воинов к повышению бдительности и дальнейшему совершенствованию боевой готовности флота. Старшина 2 статьи А. СТАРОСТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz