На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 июня 1955 г., № 141 (5293). Н а п е р в о м г а л с е ...Корабль вышел в море. Предстояла неделя походной учебы. Выглянуло по­ лярное солнце. Оно висело низко над гори­ зонтом, и лучи его. не давая еще тепла, слепили глаза. Сквозь редкие перистые облачка голубело небо. — Самолет, справа 30, дистанция..., — доложил радиометрист-наблюдатель. — Визирщикам принять целеуказание! ■»— Вахтенный офицер, играйте боевую тревогу! — приказал командир. Плавно развернулись стволы зенитной башни и закачались на месте, словно на­ щупывая невидимую еще в оптику цель. Затворы открыты, трубочные держат сна­ ряды наготове. Напряженная тишина стоит и в цент­ ральном посту. Все смотрят на старшину поста Емельянова, внимательно вслуши­ вающегося в шорохи телефонной трубки. В помещении тесно. Кроме расчета, здесь присутствует группа записи, которая бу­ дет составлять отчет по стрельбе. — Ревун! Внизу не слышно оглушительного зву­ ка выстрела, он мягким ударом отдается в переборках. Трудно неопытному чело­ веку что-либо понять за короткий проме­ жуток стрельбы. Кажется, что происходит что-то непонятное и сумбурное в этих резких докладах, ревунах и звуках выст­ релов. Но опытный глаз артиллериста во всем этом видит слаженный четкий меха­ низм. Все слилось воедино — люди и тех­ ника. Время выработки данных вдвое мень­ ше нормативного. Стрельба закончена. Командир боевой части капитан-лейтенант Катаев, как и все присутствовавшие, ос­ тался доволен. Отклонения разрывов от конуса совсем незначительны. Но по ви­ димым признакам оценивать стрельбу за­ прещается, я поэтому Катаев спускается с мостика вниз. Нужно зайти в башню и центральный пост, пересмотреть записи, выяснить, пет ли пропусков. На шкафуте особенно чувствителен ле­ дяной, пронизывающий до костей ветер, который ознобом охватывает все тело. Греб­ ни волн захлестывают накренившийся борт, и вода, разливаясь по шкафуту, тут же превращается в ледяную кашицу, в которой скользят ноги. Держась за штор­ мовые леера и прикрывая меховой рукави­ цей нижнюю часть лица, Катаев пробе­ жал в зенитную башню. Здесь еще все ды­ шит стрельбой: роздух насыщен сладкова­ тым запахом пороховой гари, лица комен­ доров разгоряченные, в глазах не улег­ лось радостное возбуждение. — Пропуски есть? — Нет, — весело доложил офицеру командир орудия Гусев. — Молодцы, зенитчики. Поздравляю с успехом! Воины из группы записи центрального поста говорили о точной работе матросов. По всем данным стрельба отличная. Цель поражена на первом галсе. — Теперь очередь за вами. Чем вы нас сегодня порадуете? — обращается Катаев к командиру главного калибра старшему лейтенанту Александровичу. — Думаю, что не подведем, товарищ капитан-лейтенант. Главному калибру предстояло выпол­ нить подготовительное упражнение к стрельбе в ночных условиях с использо­ ванием радиолокации. Но подготовитель- нункстрельбу решили проводить днем. Яс­ нее будут видны все недостатки, легче разобрать их и устранить. Огнем на этот раз управлял командир боевой части. Так как визир здесь уже ни к чему, капитан-лейтенант Катаев устро­ ился в радиолокационной рубке. Туда электрики вывели ему шлемофон от ар­ тиллерийского коммутатора. Все шло, как обычно. Радиометристы- наблюдатели во-время обнаружили цель п дали целеуказания. Штурман, быстро рас­ считав курс выхода корабля в позицию, доложил его командиру. Чаще задрожал корпус корабля: увеличили ход. Центральный пост, получив данные, определил параметры движения цели, и вот уже закачались стволы орудий, вы- Артиллеристы ведут меткий огонь искивая на горизонте щит. Катаев на­ блюдал за работой радиометристов, изред­ ка бросая взгляд на индикаторы дистан­ ции и пеленга и принимая доклады с бое­ вых постов. Рукоятка дистанции в руках старши­ ны 2 статьи Коломиец то останавливалась, то делала быстрый рывок в повороте. Сказывалась недостаточная натренирован­ ность старшины. Он никак не -мог пра­ вильно уловить величину изменения ди­ станции. В центральном посту у графика дистан­ ции нервничал старший матрос Завьялов. — Товарищ лейтенант, посмотрите, что он дает, — докладывал он командиру группы лейтенанту Хащине, — разве так можно что-либо выработать? Действительно, линия отметок то шла вертикально вниз, то бросалась влево, то вправо. Первый залп ушел с выносом по цели­ ку и лег с большим перелетом. После вве­ денной управляющим огнем корректуры, залпы накрыли щит. Стоящим на мости­ ке ясно были видны белесые грибы всплесков, вставших вокруг щита. II тут по звуку залпов командир определил, что стреляют не все орудия. В носовой башне после первого же зал­ па внезапно погас свет. Как выяснилось позже, последний из прибежавших в башню по боевой тревоге матросов небрежно за­ крыл задрайку дверей. От сотрясения дверь отошла и сработал дверной контакт. Расчет действовал в полной темноте. На четвертом залпе воины не уложились в темп, и в результате — пропуск. Неуда­ ча постигла и старшего матроса Курлова. Когда осталось произвести трп залпа на орудии, произошла осечка. Путаясь от неожиданности происшедшего, Курлов производил отсчет: «Ноль один, ноль два». Затем быстрым движением выбросил труб­ ку из гнезда и осмотрел ее. На белом алюминиевом капсюле виднелся еле замет­ ный отпечаток удара контактной иглы. По окончании стрельбы, когда команди­ ры групп разобрались во всех недостат­ ках, капитан-лейтенант Катаев собрал личный состав в кубрик. Один за другим выступали командиры отделений, затем командиры групп. Положение дел было неважное. У старшего матроса Глотова при закрытии замка вылетела трубка. Такие случаи были у него и в прошлом году. Приняв этот факт за случайность, Глотов не выяснил причину, не осмотрел внимательно стреляющее. Оказалось, что ослабла пружина задержника, и ее давно нужно было заменить. На орудии старшего матроса Курлова обнаружили излом в кабеле. Напряжение на клевант шло пониженное. Многим при­ шлось выслушать на разборе справедли­ вые упреки за недобросовестную или неу­ мелую подготовку материальной части и за низкое качество тренировок. Командир главного калибра старший лейтенант Александрович в своем высту­ плении особое внимание обратил на соблю­ дение правил при осечках. — В прошлом году Беляков, а на этой стрельбе Курлов, — говорил он, — допу­ стили грубейшее нарушение инструкции. Замок орудия был открыт раньше време­ ни. Товарищи действовали из побуждения побыстрее продолжать стрельбу, а при за­ тяжном выстреле это могло бы привести к очень серьезным последствиям. Выслушав все замечания, командир бое­ вой части сделал правильный вывод — стрелять зачетную стрельбу еще рано. Не­ обходимо пересмотреть всю систему тре­ нировок личного состава, научить матро­ сов более тщательно готовить технику к стрельбе. Следующий день был стояночный, и командир боевой части решил провести комсомольское собрание по итогам стрельб. Кубрик был набит матросами до отказа. Присутствовали все матросы и старшины подразделения. Пришли офицеры других боевых частей, командир корабля и его заместитель по политической части. Похвалив в своем докладе зенитчиков, Катаев стал анализировать недостатки стрельбы главного калибра. — Темп стрельбы был снижен из-за недостаточной подготовленности команд заряжгшия и подачи. Пз-за слабой подго­ товки орудий мы имеем несколько пропус­ ков. Неудовлетворительно проводятся тре­ нировки команд заряжания. Снарядные привыкли к тренировкам на станке заря­ жания. В результате, когда понадобилось зарядить орудие, матрос Никитин отвел клот досылателя в сторону, чтобы тот не мешал, и бросил снаряд па лоток. Досы- латель сработал вхолостую. Это один при­ мер. А сколько у нас еще таких недостат­ ков? Мало думаем над тем, чтобы прибли­ зить тренировки к боевым условиям. Каж­ дый комсомолец должен усиленно гото­ виться к стрельбам, болеть за подготов­ ленность своего поста, боевой части. Ведь это основное, для чего мы служим. Прения были недолгимн, но целеустрем­ ленными и жаркими. Говорили о недо­ статках и способах изжить их. Старший матрос Войтюк, рассказывая о трениров­ ках наводчиков, указал на существенный недостаток: — Мы очень часто тренируем наводчи­ ков при стоянке корабля. Качки, как из­ вестно, у причала нет, и поэтому резуль­ таты получаются отличными. Наводчик не приучен к быстрым изменениям углов на­ ведения. Необходимо вводить искусственно в угол наведения качку, чтобы было впе­ чатление, что корабль качается и стреля­ ет ио движущейся цели. После обеда начались тренировки на бое­ вых постах. Командир боевой части и командир группы ходили по постам, по­ правляли командиров постов, об’ясняли ошибки. После тренировок произвели тща­ тельный разбор. На следующий день вышли в море. Опять тренировки в составе группы, ба­ шен, всей батареи. Катаев усиленно тренировал радиомет­ ристов, сам садясь к индикатору и пока­ зывая, как правильно производить замер дистанции. Затем он собрал командиров групп в кают-компании и за световым прибором тренировал их в управлении огнем различными методами. Наконец, после проверочного учения командир корабля допустил артиллеристов к выполнению зачетной стрельбы. С яко­ ря снялись поздно вечером, когда на по­ темневшем пебосклоне повисли первые огоньки звезд. Вскоре в море радиометристы об­ наружили цель. Она выглядела на раз­ вертке в виде двух белых пятнышек, мер­ цавших нежноголубыми огоньками. Од­ ним из них был щит. — Боевая тревога! Корабль к стрельбе главным калибром изготовить! — пронес­ лось по кубрикам и боевым постам ко­ рабля. Громовой залп орудий расколол тишину ночного воздуха, на миг осветив вспыш­ кой огня все окружающее. Второй. Тре* тпй. На минуту все замерло. — Перелет столько-то... корректура... II вновь в каком-то стремительном неудержимом порыве заговорили орудия. «Лихо» работает команда заряжания стар­ шего матроса Курлова. Лица матросов на­ пряжены, движения четки и быстры: бро­ сок снаряда на лоток, удар досылателя, бросок заряда, удар захлопывающегося замка — выстрел! Отличная работа! По­ сле второго выстрела, рванув рукоятку досылателя на себя, Курлов увидел, что рукоятка осталась у него в руках. Полом­ ка... Замешательство длится долю секунды, и вот снаряд, досланный зарядом, уже на месте. Так и прошла вся стрельба при ручной досылке без единого пропуска. Стрельба закончена. По трансляции раз­ дается немного взволнованный голос командира корабля. — Благодарю артиллеристов за успеш­ ное выполнение стрельбы. Старший лейтенант Г. БАСКО. Приветственныетелеграммы в связи с шестидесятилетием товарища Н. А. Булганина Телеграмма из Софии Председателю Совета Министров СССР Николаю Александровичу БУЛГАНИНУ МОСКВА По случаю Вашего шестидесятилетия прошу Вас, товарищ Председатель, принять от имени болгарского народа, его правительства и лично от меня сердечные приветст­ вия. Мы счастливы приветствовать Вас, товарищ Булганин, как верного ленинца, од­ ного из выдающихся деятелей славной Коммунистической партии Советского Союза и великого Советского государства, от всей души желаем Вам крепкого здоровья и дол­ гих лет плодотворной работы на благо дела коммунизма, мира и безопасности вп всем мире. Братски жмем Вашу руку. Председатель Совета Министров Народной Республики Болгарин В. ЧЕРВЕНКОВ. Глаза и уши корабля — так говорят о гидроакустике старшем матросе Вла­ димире Подуто. Четко выполняя свои обязанности на ходовой вахте, он не раз | обеспечивал успех всему экипажу. НА СНИМКЕ: старший матрос В. По­ дуто на вахте. В срок и с высоким качеством Личному составу контрольно-телефоп- ного поста предстояло выполнить большую и ответственную работу. Воины под руко­ водством старшины 1 статьи Баскова нап­ ряженно трудились, стремясь с честыо справиться с возложенными на них обязан­ ностями. Басков все время находился на линии и помогал подчиненным словом и делом. Задание было выполнено своевре­ менно и качественно. Это говорит о добро­ совестной службе подчиненных старшины 1 статьи Баскова. Сам командир имеет высокие знания по специальности. Ему вручен нагрудный знак «Отличный связист». Свой опыт он передает подчиненным, растит из них мас­ теров своего дела. Например, старшему ма­ тросу Петрову трудно давалась регулиров­ ка проводов. Старшина Басков системати­ чески тренировал его, пока воин не на­ учился с большой точностью выполнять эту работу. Постоянную помощь он оказы­ вает и другим воинам. Старшина 1 статьи Басков стремится привить каждому воину высокое чувство ответственности за порученное дело, вос­ питывает их в духе высоких требовании Присяги и уставов. Большая воспитательная работа с лич­ ным составом, требовательность к себе и подчиненным позволили старшине 1 статьи Баскову добиться немалых успехов. За высокие показатели в учебе и службе, от­ личную эксплуатацию линии связи коман­ дир об’явил всех воинов отличника - ми боевой и политической подготовки, а пост — отличным. Офицер Г. КАЛАШНИКОВ. -------О------- к ^ о р с гт Л Ъ о в БОЕВОМ ЛИСТКЕ, выпу­ щенном в нашем подразделении, по­ мещены заметки матросов Постнова и Таратуты. В них воины призывают товарищей усердно учиться, на тре­ нировках и на своих постах действо­ вать, как в боевой обстановке. Старший матрос Ю. Антосенков. О В НАШЕМ подразделении был проведен воскресник по сбору метал­ лолома. За один день воины нашли ’ сотни килограммов этого ценного сырья. Особенно хорошо поработали подчиненные тов. Агеева. Н. Румянцез. Председателю Совета Министров СССР товарищу Н. А. БУЛГАНИНУ В связи с днем Вашего 60-летия от имени правительства Демократической Рес­ публики Вьетнам, вьетнамского народа и от себя лично шлю Вам сердечные и горячие поздравления. Вьетнамский народ, будучи безгранично воодушевленным успехами, до­ стигнутыми Советским Союзом в строительстве коммунизма, глубоко верит в руко­ водство Советского Союза в борьбе за сохранение мира во всем мире и за счастье че­ ловечества. От души желаю Вам здоровья и долгих лет жизни. ХО ШИ мин. Президент Демократической Республики Вьетнам. Хавой, 8 нюня 1955 года. Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза Товарищу Н. А. БУЛГАНИНУ, члену Президиума ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР МОСКВА Дорогой товарищ! В связи с шестидесятилетием со дня Вашего рождения шлем Вам горячий това- ритцеекпй привет и искренние пожелания всяческого благополучия. В качестве долголетнего передового партийного и государственного работника. Вы вносите значи­ тельный вклад в дело достижения грандиозных успехов советского народа, построив­ шего под мудрым руководством Коммунистической партии Советского Союза в своей стране социализм и приступившего к строительству коммунизма. Будучи верным сыном народа и преданным членом Коммунистической партии, Вы идете в первых рядах борцов за мощный и непобедимый Советский Союз, за укреп­ ление мира, за дружественное сотрудничество между народами. Коммунистическая партия Чехословакии и весь чехословацкий народ с большим уважением относятся к Вашему неутомимому труду и ко всей Вашей деятельности, которыми Вы навеки оста­ вили неизгладимый след в мыслях и сердцах всех прогрессивных и миролюбивых лю­ дей во всем мире. От всей души желаем Вам, дорогой товарищ, хорошего здоровья и бодрости, чтобы Вы могли еще долгие годы своей жизни посвятить труду из благо со­ ветского народа и всего человечества. Центральный Комитет Коммунистической партии Чехословакии. Председателю Совета Министров СССР Николаю Александровичу БУЛГАНИНУ Уважаемый товарищ Председатель, по случаю 60-летия со дня Вашего рожде­ ния от имени Правительства Корейской Народно-Демократической Республики и от себя лично шлю Вам, выдающемуся деятелю Советского государства и непоколебимо­ му борцу за победу коммунизма, сердечные поздравления. Желаю Вам наилучшпх успехов в благородной работе на благо советского народа и за мир во всем мире. Председатель Кабинета Министров КНДР КИМ ИР СЕН. 10 июня 1955 года. Пхеньян. Председателю Совета Министров Союза . Советских Социалистических Республик товарищу БУЛГАНИНУ Н. А. По случаю шестидесятой годовщины со дня Вашего рождения разрешите мне, товарищ Премьер-Министр, от имени албанского народа. Правительства Народной Республики Албании и моего лично, выразить Вам самые искренние поздравления и пожелать Вам долгой жизни и полного здоровья на дело служения братскому совет­ скому народу, все больших успехов Советскому Союзу в строительстве коммунизма и в борьбе за обеспечение мира и безопасности во всем мире. MEXMET ШЕХУ, Председатель Совета Министров Народной Республики Албании. Тирана, 10 нюня 1955 г. Молодому офицеру о морской службе 3. В повышении знаний предела нет В Очень хорошую мысль высказал в свое время выдающийся русский флотэводец С. 0. Макаров. «Человек, окончивший школьное обра­ зование, — говорил он. — должен всту­ пить в жизнь с сознанием, что он еще ничего не знает и не имеет никакого воен­ ного воспитания и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, по и то и другое ему придется достигнуть само­ му...». Эти слова вполне мог бы поставить эпи­ графом к своей служебной биографии каж­ дый молодой офицер. В военно-морских учебных заведениях наши офицерские кадры проходят замеча­ тельную теоретическую подготовку, при­ обретают большие п разносторонние зна­ ния. Придя после учебы на корабль, они имеют ясное представление о флотской службе , и ее особенностях, об устройстве корабля, его назначении, тактико-техниче­ ских данных, организации корабельной службы. И все же, несмотря на это. мож­ но с уверенностью сказать, что подлин­ ная школа морской выучки, привития се­ бе практических навыков, школа жизнен­ ного опыта начинается именно здесь, на корабле. Только в полной мере используя те преимущества, которые дает офицеру корабельная служба, можно стать полно­ ценным командиром, овладеть всеми необ­ ходимыми ему качествами. Особенно это важно теперь, когда военное и военно- морское дело непрерывно растет и быст­ ро развивается, когда на вооружении фло­ та находится первоклассная боевая техни­ ка, основанная на последних достижениях науки. Вот почему с первых же шагов своей службы молодой офицер должен самым серьезным образом взяться за учебу в пол­ ном смысле этого слова. Сдать зачеты и получить право на са­ мостоятельное несение вахты на якорной стоянке и на ходу — вот с .чего начи- Контр-адмирал Л. МЕДВЕДЕВ ' нается практическая учеба каждого кора­ бельного офицера. Известно, что для под­ готовки к сдаче зачетов ему дан опреде­ ленный срок. Если предоставленное время будет максимально использовано для овла­ дения суммой необходимых знаний, тогда успех обеспечен — офицер хорошо подго­ товится к этому ответственному в его службе событию, выдержит экзамен и тем самым заложит прочную основу для свое­ го дальнейшего совершенствования. Хотелось бы особенно подчеркнуть ис­ ключительную важность этого начального периода корабельной службы молодого офицера. Именно в дни, когда происходит его первое знакомство с повседневной бое­ вой жизнью корабля, надо проявить мак­ симальную настойчивость в учебе, пытли­ вость и любознательность во всех вопро­ сах службы на корабле. Почему это не­ обходимо? Да потому, что от того, как молодой офицер начнет свою практиче­ скую деятельность, в огромной мере зави­ сит вся его будущая служба. Подготовка к сдаче зачетов на самостоятельное несе­ ние вахты на ходу и на якоре является фундаментом, от прочности которого зави­ сит дальнейший путь офицера к высотам военно-морского мастерства. Это подтверждает сама жизнь. У нас имеется немало примеров, ярко показы­ вающих, что, когда молодой офицер хоро­ шо подготовится и в срок сдаст зачеты на самостоятельное несение вахты, вся его дальнейшая служба на корабле протека­ ет успешно, он заметно растет и совер­ шенствуется, у него появляется инициа­ тива, интерес к службе, и личный состав начинает еще больше уважать его как своего начальника. Можно, к примеру, назвать командира подразделения корабля Н. старшего лей­ тенанта Кузьмина. Придя пз Военно-мор­ ского училища на корабль, он сразу же энергично и напористо взялся за продол­ жение учебы в других условиях — в ус­ ловиях практической службы на корабле. Офицер прежде всего самым вниматель­ ным образом изучил устройство корабля, па котором ему предстояло служить, кора­ бельную боевую и повседневную организа­ цию, обязанности лиц вахтенной и дежур­ ной служб. С первых же дней он актив­ но включился в дружную боевую семью экипажа и встретил со стороны сослужив­ цев теплый, радушный прием. Большую помощь ему оказали старшие товарищи. В результате молодой офицер точно в установленный срок сдал зачеты, был до­ пущен к самостоятельному несению вахты и показал прочные знания и твердые практические навыки в выполнении своих обязанностей, доброе начало!' Оно послу­ жило основой и для дальнейших успехов молодого офицера. Сейчас, когда прошло немногим больше полутора лет, как он пришел служить на корабль, о нем отзы­ ваются с заслуженной похвалой. Подраз­ деление, которым командует старший лей­ тенант Кузьмин, является передовым. Почти все подчиненные ему старшины и матросы — классные специалисты и от- личпнкн боевой и политической подго­ товки. В подразделении строго соблюдают­ ся уставные порядки и требования воин­ ской дисциплины. Так первые шаги корабельной службы определили успех молодому офицеру в его становлении и решении возложенных на него задач по обучению и воспитанию подчиненных. На верный путь становит­ ся тот, кто не самообольщается получен­ ными в училище знаниями, а стремится закрепить их на практической работе, по­ стоянно совершенствовать свою специаль­ ную подготовку, расширять свой военно- морской кругозор. Такому офицеру обеспе­ чено хорошее будущее и дальнейший рост. Бывают, к сожалению, и явления дру­ гого порядка. Иные офицеры, окончив училище, решили, что они уже вполне по­ стигли всю военно-морскую науку, что учиться им больше не надо и что теперь нм можно без особого труда и напряже­ ния руководить подчиненными. Это — глубокое заблуждение. Служба одного из офицеров корабля Н. лейтенанта Корпаче- ва может явиться наглядным подтвержде­ нием того, к чему приводят зазнайство и благодушие. Его служба на корабле нача­ лась с того, что он несерьезно отнесся к подготовке и сдаче зачетов на самостоя­ тельное несение вахты, зачетов не сдал, т. к. не освоил необходимых для этого знаний и не стремился приобрести прак­ тических навыков в военно-морском деле. Отсюда и пошло все остальное. Подраз­ деление, которым командует молодой офи­ цер, далеко не на хорошем счету, обучен­ ность личного состава здесь желает много лучшего, дисциплина не на должном уров­ не, да и сам он своих обязанностей как следует не выполняет. Таковы логические последствия легкого, поверхностного отно­ шения к службе и к повышению своих знаний. Военно-морское дело не стоит на месте, а непрерывно развивается. Растет и со­ вершенствуется боевая техника, которой оснащены наши корабли, появляется мно­ го нового и сложного. Все это, естествен­ но, вносит значительные изменения в ис­ пользование оружия и техники, отражает­ ся на все стороны корабельной службы и боевой подготовки личного состава. Разве не ясно, что отставать от требований жизни, топтаться на месте — значит яв­ но обречь себя на провалы и ошибки в службе. Вот почему у каждого офицера должны быть высоко развиты чувство от­ ветственности, постоянное стремление к неустанному совершенствованию специ­ альных знаний своих и личного состава. В учебе предела нет! — об этом надо помнить постоянно. Современный морской бой кораблей и других родов сил, насыщенных самой раз­ нообразной боевой техникой и новейшим оружием, является сложным и трудным, требующим отличной выучки каждого во­ ина. а офицера — в первую очередь. На­ личие первоклассной техники не только не умаляет роли людей, а, наоборот, в еще большей степени усиливает их зна­ чение. Для достижения победы над силь­ ным и хорошо вооруженным противни­ ком требуются в первую очередь высокие моральные качества и знание техники. Победа будет за тем, кто имеет больше знаний и натренированности, кто облада­ ет мужеством и волей. Следовательно, вы­ сокая политическая сознательность, без­ заветная преданность Родине и верность воинскому долгу, что присуще каждому советскому воину, должны быть подкреп­ лены отличной боевой выучкой, твердым знанием своего оружия и умением приме­ нять его с наибольшим эффектом в самых разнообразных условиях боевой обстанов­ ки. Только такое сочетание может слу­ жить гарантией победы над врагом. Техника и оружие, которыми оснаще­ ны наши корабли, имеют замечательные боевые свойства и высокие тактико-тех­ нические данны^ Родина позаботилась о том. чтобы обеспечить советских военных моряков всем необходимым для надежной защиты ее безопасности и государствен­ ных интересов от посягательств любого агрессора, каким бы оружием он ни обла­ дал. Но сама по себе техника еще ничего не значит. Победа в бою целиком зави­ сит от людей, в руках которых она нахо­ дится. Чем больше на корабле техники и чем она сложнее, тем значительнее долж­ ны быть усилия в ее изучении. Ведь речь идет не просто об овладении каким-то ограниченным минимумом зна­ ний. Мы должны повседневно искать и находить новые, более совершенные пути использования боевой техники, добиваясь нанвысшей эффективности в ее использо­ вании и применении. Таким чувством но­ вого должен обладать каждый советский офицер. Но разве можно стать новатором в ис­ пользовании техники и оружия, прояв­ лять ценную и полезную инициативу, на­ конец, внести то или иное предложение без достаточных знаний своего дела? Ко­ нечно. нельзя. Только офицер, отлично владеющий техникой и неустанно ^ повы­ шающий свой военно-технический уро­ вень, сумеет разумно совершенствовать приемы и методы использования вверен­ ной ему материальной части, добиваться наибольшего эффекта в боевом примене­ нии оружия. На наших кораблях таких офицеров немало. Глубоко вникая в порученное им дело, они неустанно ищут и находят не­ редко оригинальные способы улучшения работы техники и использования оружия, повышают их эффективность. Это — лю­ ди грамотные, твердо знающие специаль­ ность и неустанно работающие над рас­ ширением своего кругозора. Во всей своей деятельности наши офи­ церы руководствуются самой передовой в мире советской военной наукой. Ее неос­ поримое превосходство над буржуазной военной наукой доказано и суровые годы Великой Отечественной войны, всемирно- исторической победой Советских Воору­ женных Сил над фашистскими захватчи­ ками, Советская военная наука представ­ ляет собой неисчерпаемый источник зна­ ний для офицерских кадров, она является прочным фундаментом нх боевого совер­ шенствования. Овладевать этой наукой, расширять свой военно-теоретический кру­ гозор должен каждый офицер. Для этого у нас имеются все условия. К услугам офицеров военно-техническая и специаль­ ная литература, периодические журналы, лекции и доклады. Надо, чтобы офицера никогда не покидала жажда к знаниям военного дела, чтобы повседневная учеба стала его жизненной потребностью. В то же время надо не забывать о том. что военная наука, как и всякая другая, не стоит на месте, а постоянно развивается и обогащается новыми поло­ жениями. Двигают ее развитие люди. Со­ ветский офицер должен поэтому не только заучивать готовые формулы, но проявлять в учебе творчеекпй подход. Неправильно думать, что теоретические положения со­ ветской военной науки должны разраба­ тываться только в научно-исследователь­ ских институтах и академиях. Практика, опыт, которыми обладают наши офицеры, могут служить богатейшим материалом для ее дальнейшего развития. Новые так­ тические приемы, формы п методы исполь­ зования оружия в современном бою дол­ жны создаваться людьмп. которые непо­ средственно используют это оружие на ко­ рабле. Это касается в первую очередь офицеров корабельпой службы, обладаю­ щих опытом и практикой. Молодой офицер, начинающий свою службу на Флоте, должен помнить и об этом, накапливать знания, уметь проана­ лизировать тот или иной вопрос и смело высказать свое собственное мнение, осно­ ванное на практическом опыте. Для этого надо много и серьезно учиться, настойчи­ во овладевать знаниями. ! \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz