На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 июня 1935 г., № 138 (5290). И в мирное время есгпЬ место для подвигов Закончена подготовка к выходу кораб ля в море. И когда все собрались на юте, дружно, словно по команде, руки матросов потянулись к портсигарам. На юте поднялись струйки сизого дыма. Разговор еще не завязался, и коммунист Лежнев не спешит. Он достает из кармана вчетверо сложенный листок, медленно его разворачивает, разглаживает. Это привле кает внимание многих. — Нам прислали письмо девушки с Алтая, — говорит коммунист. — Пишут молодые трактористки из колхоза «Комсо мольский» Кустанайской области. Лежнева окружают тесным кольцом ма тросы. В своем письме молодые тракто ристки рассказывают о борьбе комсомоль цев за выполнение решений январского Пленума ЦК КПСС, о трудовых успехах коллектива, о своей работе. Хорошее, теп лое, дружеское письмо! «Желаем вам, дорогие наши защитни ки, успехов в боевой учебе, — заканчи вает чтение Лежнев, — будьте смелы, ре шительны, мужественны, бесстрашны, будьте всегда готовы к подвигам во сла ву нашей родной Советской земли». Шумные отклики: — Здорово девчата пишут! — Да и правильно! — Только вот насчет смелости и бесст рашия они немножко того... Разве в мир ное время есть место подвигам? — робко промолвил молодой матрос. Последнее замечание матрос Николаев обстоятельно опровергает. Он говорит, что любовь к своей Родйне, к Коммунистиче ской партии и правительству вдохновляет советского человека на героические подви ги, на самоотверженный труд, что сме лый и отважный человек никогда не дрог нет перед любой опасностью, мужественно преодолеть ее нужно быть готовым не только в бою, но и в мирные дни. Завязывается оживленная беседа о воинском подвиге, о решительности и бесстрашии, о том, как приходят к чело веку настоящая отвага, мужество, незна ние страха в борьбе с врагами Родины. Команда «Строиться!» прерывает разго вор. Коммунист Лежнев не успел подвести итог, но он еще к этому вернется. Беседа на эту тему не первая и не последняя, и тема эта глубоко волнует и интересует мо ряков. Раздаются последние команды, отданы швартовы, и вот уже узкая полоса воды между пирсом и бортом быстро растет, ши рится. Корабль берет курс в открытое мо ре. Обстановка, в которой проходил поход, оказалась для многих неожиданной и сложной. Уже в скором времени комендорам по ступила вводная: «Самолет «противника» атакует корабль с левого борта». Расчет быстро занял своп места. Чтобы выпол нить мгновенно эту задачу, нужны былп Физическая зака.тка. крепкое самооблада ние. Занимая свое место, матрос Кондратьев осту пился. На помощь другу поспешил матрос Галкин. Товарищи по оружию выручили сослуживца. За держки не было. Но и сам Кондратьев не растерялся. Были труднее случаи. В подразделении помнят, ког да в сильную пургу и шторм, во время похода, он первым бросился на по мощь мичману, боровшему ся со стихией. Тогда за ним смело пошли Галкин, Давыдов и другие. Пример бесстрашия всегда зарази телен, вызывает последова телей. Офицеры корабля от лично понимают, что уче ба в море, приближенная к боевой действительности, создает особенно благопри ятные возможности для воспитания у воинов вы соких морально-боевых ка честв. Они всю свою агитационно-пропа гандистскую работу нацеливают на то что решительному, отважному и находчи вому воину нет преград. Хорошей проверкой выдержки, настоя щим экзаменом мужества являются учеб но-боевые походы в штормовую погоду и в условиях ограниченной видимости. Бы вает, что, кажется, истекают последние силы, но матрос равняется по коллективу, берет себя в руки, напрягает все свои си лы, всю свою волю и вместе со всеми за канчивает успешно лоход. В один из таких трудных походов ма тросы сильно устали. Командир видел, что нагрузка для некоторых была предельной, и потому не возражал, чтобы наиболее выносливые матросы и старшины помогли нести вахту ослабевшим товарищам. Мо лодой матрос Андреев незадолго до этого похода лежал в госпитале. Устал он, как и некоторые его сослуживцы, изрядно. Верные чувству войскового товарищества, Колосов, Безруков и другие с готовностью предлагали свою помощь менее выносли вым воинам. Но правильно ли будет отдать свой пост, взвалить на другого свою службу? Андреев и остальные ослабевшие во гре мя похода матросы в этом случае не коле бались. Свою вахту они выстояли, не оста вив поста. Командир с удовлетворением, отметил не только возросшую выносливость матро сов, но и черты мужества и самооблада ния, проявленные моряками. Воспитанию в человеке воли, решитель ности, смелости во многом способствуют спорт, физическая подготовка. Закален ный, выносливый, физически сильный и ловкий моряк всегда более уверен в себе, готов действовать решительно и смело в любой обстановке. Как-то в одном из походов надо было подать на берег шлюпку. До берега остава лось метров 15 — 20, но подойти было исключительно трудно, а времени па спо койный и осторожный подход не остава лось. Матросы, не колеблясь, бросились в воду. То, что все действовали решительно, было не случайным. Воины систематиче ски занимаются на спортивных снарядах, преодолевают препятствия. Многие из них — значкисты ГТО. Кстати, недалеко от пирса есть спортивная площадка. Здесь в свободное время моряки охотно занимаются различными видами спорта: играют в во лейбол. прыгают, преодолевают препятст вия и т. д. Командир, политработники, руководите ли политических занятий в своих беседах напоминают воинам о том. что смелость и отвага — одна сторона героизма. Другая сторона — не менее важная — умение. Змелость, говорят, города берет. Но это только тогда, когда смелость, отвага, го товность к риску сочетаются с отличными знаниями. Высоких показателей в боевой и политической учебе своих подчи ненных добился главный старшина комсомолец Иван Егоров. НА СНИМКЕ: главный старшина И. Егоров (слева) ставит задачи своим подчиненным на день. Фото И. Никишова. Когда матрос мастерски владеет своим оружием, отлично знает приемы борьбы с активным, технически оснащенным про тивником в современном бою, он уверен в своих силах, в своей способности одер жать победу. И его не устрашит ника кая неожиданность, никакая опасность. Вот почему, когда на корабле говорят о мужественных воинах, готовых смело вы полнить свой воинский долг, ссылаются на отличников учебы, классных специа листов — мастеров своего дела. С такими беседами часто выступают командиры и политработники. О боевой славе родного флота, о подвигах моряков Северного флота, их мужестве и герой стве в боях за честь, свободу и независи мость Родины рассказывают товарищам но оружию агитаторы, пропагандисты, ком сомольцы-активисты. Они приводят поу чительные боевые примеры из истории Ве ликой Отечественной войны, обращаются к документам, повествующим о славном осевом прошлом русского флота. Одно из комсомольских собраний, про шедших интересно и активно, было посвя щено мужеству и смелости советских мо ряков в боях с врагами нашего социали стического Отечества. Были приглашены участники Великой Отечественной войны, которые рассказали о боевом пути Север ного флота, подвигах его героев. Высту павшие в то же время говорили о реши тельности, мужестве и находчивости пере довых матросов и старшин корабля. Речь шла, в частности, о матросах Кудрявцеве, Соболеве и др. На очередном учении в мо ре, состоявшемся после комсомольского со брания. многие матросы действовали инициативно, проявили выносливость и большую выдержку. Им былп посвящены боевые листки, о них было рассказано в стенной газете. На одном из занятий в силу сложив шейся обстановки серьезной опасности подвергся матрос Симаченко. Рискуя соб ственной жизнью, ему помог матрос Куд рявцев. При этом жизнь самого Кудрявце ва во многом зависела от решительности в действиях Симаченко. Матросы действо вали хладнокровно, смело и находчиво. Они успешно решили задачу, поставлэн ную командиром. П когда на днях речь зашла о месте для подвига в мирное время, ни коммунисту Лежневу, ни комсомольцу Николаеву вс надо было далеко ходить за примерами. В мирное время подлинная смелость и отвага рождаются в боевой учебе, преодо лении трудностей в походе. Решитель ность и мужество приходят с ростом боево го мастерства и физической закалки, по вышением политической сознательности, воинской дисциплинированности и органи зованности, Только тот может быть гото вым к подвигу во имя Родины в бою и ныне, в мирное время, кто неустанно ов ладевает знаниями, опы том. навыками, необходи мыми в современном бою, кто беспредельно верен своему патриотическому долгу. ...Корабль возвратился в базу. Вечер. Подошло лич ное время матросов. — Ну, что же, пора от ветить нашим друзьям с Алтая — девушкам из сов хоза «Комсомольский», — говорит коммунист Лежнев. — Напишем о тех, кто ре шителен, смел и отважен, кто свято выполняет свой воинский долг. настой чиво готовит себя к то му, чтобы в любых усло виях надежно, умело и бесстрашно защищать свое Советское Отечество, еслп его заклятые враги посме ют нарушить мирный со зидательный труд нашего народа. В. СОРОКАЛЕТ. Н А К О Н К У Р С Х Л О П Ь Я ДЫМА Большую роль в современной войне играет фоторазведка. Механик по фото- оборудозанию старший матрос Дмитрий Терентьев хорошо знает свою специаль ность, содержит оборудование самолета в отличном состоянии. НА СНИМКЕ: механик по фотообору- дованию комсомолец старший матрос Д . Терентьев за осмотром заведызання. Фото И. Никишова. Нас с курса не собЬёшЬ! Раздалась команда «Начать трениров ки на боевых постах!». Старший матрос Артюшкин сразу включился в работу по заранее подготовленному плану. Поступает вводная: «Пробита масля ная магистраль главного двигателя». Матрос Шведов докладывает о «неис правности» и, получив приказание, бы стро принимается за дело. Старший ма трос Артюшкин внимательно наблюдает за действиями подчиненного. Раздалась команда окончить трени ровки на боевых постах. Старший ма трос Артюшкин проводит разбор учения, указывая на недостатки и отмечая пра вильные действия подчиненных. Звучит сигнал боевой тревоги, и мо ряки быстро заняли свои места соглас но расписанию. Катер отошел от стенки. Неласково встретило студеное Барен- цово море маленький корабль, по он уверенно идет по заданному курсу. С мостика поступает приказание. Старшин матрос Артюшкин снова начал трени ровку. Следует вводная: «Пробоина в районе... шпангоута по левому борту». Матрос Шведов, получив приказана?, быстро заделывает ее, хотя это дело нелегкое в условиях сильных ударое и бросков. Старшина даст более сложную вводную: «Разбит щит управления глав ными и вспомогательными двигателя ми». Теперь от действий матроса за висит успех выполнения задачи, по ставленной всему кораблю. Качка п броски усиливаются потому, что катер увеличивает ход, но матрос Шведов понимает всю сложность задачи и наощупь определяет температуру двигателей. Погасло освещение, ч отсеке темно, но это продолжалось се кунды. Вспыхнул луч аварийного Фона ря. Регулировать температуру стало еще трудней— свободна только одна ру ка, но Шведов продолжает успешно не сти ходовую вахту. Вновь вспыхивает свет, и старшин матрос Артюшкин от крывает щиток, он доволен действиями подчиненного. — «Пожар в топливном отсеке!» — следует вводная, и матрос Шведов по лучает приказание включить углекис лотную установку. Через минуту он докладывает о выполнении приказания. — Нас с курса не собьешь! — гово рят моряки. Старшина 2 статьи А. АЛЕКСЕЕВ. Ритмично и моно тонно работают фор сунки, в ярком свете _ золотом отливают медные части арматуры и приборов кот ла. Стрелки манометров — на марке. Еще раз осмотрев свое заведывание и критически оценив порядок в котельном отделении, проверив точность и качество работы механизмов, старший матрос Гро мов говорит заступающему на вахту ко- ' тельному машинисту Девятаеву: — Ну что ж, можно сдавать. Принимай вахту. Особепно следи за форсунками и своевременной подачей воды в котел. Сдав вахту, Громов поднялся наверх, на палубу. Он полюбовался кораблями у пир са; несколько раз с жадностью вдохнул свежий холодный воздух и с чувством удовлетворения спустился в кубрик. Там, на столе, аккуратной стопкой лежали тет ради и учебники. «Подышал воздухом, — сказал сам себе Громов. — и хватит, пора приниматься за дело. Время не ждет». Вникнув в суть задачи и мысленно пе ребрав способы ее решения, моряк ув лекся ею. А за пен последовала и другая, не менее трудная и интересная. Так неза метно прошло около двух часов. Девятаев, заступив на вахту, понаблю дал некоторое время за показанием при боров, отрегулировал форсунки, проверил исправность предохранительных клапанов и, понадеявшись на безупречную работу механизмов, решил почитать принесенную с собой книгу. Книга оказалась не очень интересной... Нопрежнему четок и однообразен рит мичный шум форсунок, непрерывным по током идет к ним мазут, создавая ярко- желтое жаркое пламя. Замерли неподвиж ные стрелки манометров, чуть-чуть вздра гивает вода в водомерных стеклах. Но что это? Стрелка манометра дрогну ла и, как бы нехотя, медленно поползла вверх, к красной черте. Вот она вплотную приблизилась к черте и, на мгновение остановившись, словно раздумывая, пе решла ее. Полоска воды в водомерных стеклах опустилась в самый низ и, в по следний раз колыхнувшись, исчезла. По слышалось угрожающее шипение... Решив задачи и почувствовав некото рое утомление, Громов, перед тем как приняться за следующий предмет, вышел на палубу покурить и освежиться. Погода несколько испортилась. Порывистый хо лодный ветер, словно тугой резиной, бил в грудь, с боков и то приятным после жар кого кубрика холодом освежал голову, то бросал в лицо хлопья черного удушливого дыма. — Что такое? Почему дым так густ и черен? От неполного сгорания топлива? Или что-нибудь случилось с форсунками? Да нет, это просто Девятаев регулирует подачу топлива, — успокоил сам себя Громов и, отвернувшись, залюбовался стоящим на рейде кораблем. Чуть наклоненные на корму мачта и дымовые трубы, серый, сливающийся с водой, низко сидящий длинный корпус — ---- все это создавало О Ч Е Р К картину стремитель- ____ ного движения и не* сокрушимой силы. Волны, мягко скользившие по его бортам, ветер, бросавший каскады водяных брызг на палубу и срывавший с труб серые, еле заметные шапки дыма, еще более усилива ли впечатление. — Хорош корабль, — восхищенно ска зал себе Громов и оглянулся на трубу своего котельного отделения. Пз нее все так же валил густой черный дым. Мельк нувшее вначале опасение возрастало, и он стал внимательно приглядываться. Вдруг сквозь толщу дыма пробилась слабая бе^ лая струйка пара. Сердце тревожно вздрог нуло и учащенно забплось. — А что, если... И, словно подтверждая его догадку, раз дался характерный звук... Будто подбро шенный невидимой пружиной, рванулся Громов к котельному отделению и через мгновение был там. Бросив взгляд на пустые водомерные стекла, на манометры и, сразу оценив об становку, Громов одним неуловимо бы стрым движением перекрыл подачу пара на об'екты, прекратил питанпе форсунок, и, сдерживая готовый прорваться гнев, Гфосился к Девятаеву, который, судорожно ухватившись за маховик инжектора, пы тался провернуть его, чтобы дать воду в котел. — Ты думаешь, что делаешь? — крик-* пул Громов, отталкивая его от инжектора. — Не суйся не в свое дело! Я вах тенный! Я отвечаю! — возразил тот и, вдруг поняв, подавленно умолк, предоста вив Громову свободу действий. Громов, не теряя пи секунды, стара ясь определить уровень воды в котле, от крыл верхний пробный краник, затем и нижний; оттуда с глухим шипением по шел сухой, почти не облагающий руки пар. Это говорпло о том, что уровень воды упущен. Громов сообщил о происшествии в дежурную рубку. Необходимо было сроч но запускать второй котел. Благодаря налаженной и быстрой работе котельного машиниста второго котельного отделения пар в магистрали был пущен своевременно, об'екты не ощутили замет ного перерыва в снабжении. ...Ровные шеренги выстроившихся ма тросов. Отчетливо и ясно слышен в ти шине голос командира: — За проявленную бдительность и умелые действия по предотвращению неис правности поощряю старшего матроса Гро мова десятью сутками краткосрочного от пуска с выездом на родину. Ритмичен и четок равномерный шум в котельном отделении. Чуть играет вода в водомерных стеклах. Твердо, на марке стоят стрелки манометров. Блещет чисто той помещение. Вахта старшины 2 статьи Громова, классного специалиста, лучшего воина подразделения, активного общест венника является примером для других. Старший матрос А. ШУМИЛОВ. Руководитель внимателен к каждому слушателю Хорошо выполняет обязанности руково дителя группы политических занятий лей тенант Нижничепко. Он держит постоян- ную связь с комсомольской организацией, сроевременно отмечает недостатки в уче бе отдельных слушателей. Ни один воин, пропустивший занятие или встретивший затруднение при изуче нии материала, не остается без внимания руководителя. Например, слушатель Бара- оашов по уважительной причине не смог присутствовать на одном пз занятий. Ве чером того же дня тов. Нижннченко рас сказал ему о содержании темы, раз'яснпл, над чем следует ему поработать. Пропагандист добивается того, чтобы все слушатели группы были примерными воинами, образцово выполняли своп слу жебные обязанности. М. ПАТРАКОВ. Экскурсия в музей флота Группа воинов пашей части посетила музей флота. Моряки с огромным внима нием слушали рассказ экскурсовода о рождении Северного Флота, о героических под вигах советских бойцов в годы Великой Отечественной воины. Матросы осмотрели все реликвии, находящиеся в музее. Они увидели оружие Ивана Г’нвко, геройски павшего в неравном бою, ознакомились с фотографиями и материалами, которые рас сказывают о храбрости знаменитых подводников-североморцев Лунина, Гаджпева, Старикова и других. . , lm nnnnn Матрос М. САМ0Р0Д0В. Навстречу Дню Воздушного Флота СССР В дни Великой Отечественной войны книга боевой славы советских воинов по полнилась многими яркими страппцами побед североморских летчиков торпедонос ной авиации, на долю которых выпала честь защищать северные рубежи нашей великой Родины. ...На разведке лейтенант Ткачев обна ружил три сторожевых корабля противни ка. которые, прикрываясь скалистыми берегами, шли в водах Баренцова моря. Определив курс, тип и скорость кораблей, летчик передал данные и точные коорди наты на свой командный пункт. На взлетную полосу аэродрома вырулили два торпедоносца. Получено «добро» на взлет, и тяжело груженые самолеты, пробежав по бетони рованному полю, отрываются от взлетной поюсы, делают разворот и уходят в сто рону моря. Гвардии капитан Попович спо койно ведет машину. На его боевом счету уже много побед. Он твердо уверен, что приказ будет выполнен. Видимость отличная. Экипажи самоле тов внимательно следили за воздухом и морем. Штурман ведущего, найдя на карте первоначальное местонахождение враже ских кораблей, помножил их скорость на прошедшее время с момента обнаружения. Получалось, что через пятнадцать — двадцать минут полета самолеты будут у цели. Экипажи усилили наблюдение. Вско ре вражеские корабли были обнаружены. Они шли строем фронта. Ясная погода благоприятствовала не только летчикам. Примерно на той же дистанции экипажами вражеских судов были замечены и прибли жающиеся самолеты. О внезапности удара не приходилось и думать. Схватка пред стояла жаркая. У кого хватит мужества, умения владеть техникой и оружием, тот и победит. Попович мгновенно принял решение: зайти в атаку перпендикулярно движению кораблей и торпедировать крайний из них. Ведомый принял сигнал «К атаке!», и са молеты на максимальной скорости пошли на сближение с целью. На расстоянии в шесть километров сторожевики открыли по самолетам бешеный огонь из орудий ных и пулеметных установок. Сторожевой корабль — цель, отличаю щаяся способностью быстрого маневриро вания. Сбрасывать торпеду по такой це ли необходимо только с наикратчайшей дистанции. Зенитные снаряды рвались со всех сторон. Беспрерывные трассы пуль неслись к самолетам, точно многочислен ные огненные ленты. Но никто из членов экипажа не дрогнул. Торпедоносцы про должали сближаться, ведя по кораблям интенсивный ответный огонь из пулеме тов. Над морем стоял непрерывный грохот. Если бы за боем следил наблюдатель со стороны, то ему бы и в голову не пришло, что из такого огня самолеты выйдут нев редимыми. Буквально в нескольких мет рах от сторожевика ведущий сбросил тор педу. Отворачивать было уже некогда. Летчик только успел сделать крен, чтобы не задеть левой плоскостью самолета за мачту корабля. Угольная и пороховая гарь ударила в лицо летчика. На мгно венье мелькнули мечущиеся по палубе перетрусившие фашисты, и все осталось позади. Вслед за первым, сбросив торпеду, про несся над кораблем второй самолет. Один за другим страшной силы взрывы потряс ли воздух, выхлестнув высоко вверх два громадных водяных столба. Перестраивать ся в строй пеленга фашистам было уже ни к чему: торпеды сделали свое дело. Там, где несколько секунд назад яростно отби вался фашистский корабль, бурлила, кло котала морская вода, смыкаясь над ним. Спустя сутки нашим разведчиком был обнаружен вражеский транспорт, который в охранении боевых кораблей шел в на правлении одной из своих баз. Экипажу гвардии капитана Поповича была постав лена задача: не дать возможности уйти транспорту — потопить его. Была пол- почь. Вылетели без промедления. И лет чик Попович и штурман Теплов понимали всю важность задания и трудности его выполнения. Надо заметить, что в исто рии торпедоносной авиации еще не было случаев торпедирования кораблей в ноч ных условиях. Сама возможность произ водства ночной торпедной атаки долгое время отрицалась иностранными военными специалистами и, главным образом, гит леровцами. Поповичу предстояло дока зать фашистам на их собственной шкуре, что ночь не исключает возможности дей ствия торпедоносной авиации. Выполнение предстоящей задачи ослож нялось рядом обстоятельств. Видимость в сторону моря была несравненно лучшей, чем в сторону береговой черты, вдоль ко торой продвигался конвой. Атаковать же корабли можно было только со стороны моря. Торпедоносец шел нпзко над морем; экипаж самолета напрягал зренпе. вгля дываясь в темноту, но конвоя обнаружить не удалось. Уже прошли над местом пред полагаемого нахождения судов, но мрак ночи ничего пе выдавал. Тогда, пролетев далеко вперед по курсу кораблей против ника, Попович вернулся назад и применил метод галсирования вдоль береговой чер ты, приближаясь к берегу вплотную и отдаляясь от него на расстояние двух ки лометров. Совершая один пз таких галсов, торпе доносец оказался над кораблями против ника па высоте пятидесяти метров. Силуэты двух транспортов и несколь ких кораблей охранения проступали на расстилавшейся под самолетом водной по верхности моря, едва различаемые в ночи. На кораблях поняли, что темнота больше не служит им спасительным прикрытием. По небу, разыскивая самолет, зашарили лучи прожекторов, замелькали вспышки разрывов зенитных снарядов. Чтобы окончательно ввести противника в заблуждение, Попович зашел на конвой со стороны, не предусматриваемой им для атаки, и произвел по кораблям противника несколько чисто демонстративных очере дей. Сразу же весь огонь корабли перене сли туда, откуда велся огонь торпедонос ца, который в это время уже заходил в атаку на избранный для торпедирования транспорт с другой стороны. Беспрепят ственно приблизившись к транспорту на минимальную дистанцию, самолет сбросил торпеду. Фашисты продолжали неистово палпть в ложную сторону до тех пор, пока торпе доносец, освобожденный от груза, пром чался, разворачиваясь у самого вражеско го каравана. И прежде, чем фашисты ус пели что-либо сообразить, над морем раз дался оглушительной силы взрыв, и пла мя осветило тонущий транспорт. Вслед за первой ночной атакой последо вали успешные ночные торпедные атаки Поповича и других летчиков-торпедонос- цев, которые для обнаружения противника умело использовали береговую черту, лун ную дорожку, светлую полосу па горизон те и другие особенности действия торпе доносной авиации в ночных условиях. Летчики-торпедоносцы неоднократно вы летали для нанесения бомбардировочных ударов по военно-морским базам, портам и аэродромам противника; производили по становку мин на путп движения фашист ских судов, уходили на поиски вражеских кораблей, вылетали на дальнюю разведку кораблей противника в Баренцовом морс с целью обеспечения безопасности прохода своих кораблей и конвоев. Но основной задачей торпедоносцев бы ла, конечно, задача овладевать искусством торпедной атаки, научиться уничтожать корабли противника самым эффективным способом. Бывали дни, когда только от торпедпых ударов североморских авиаторов фашпгты теряли несколько своих транспортов и ко раблей охранения. Так, например, однаж ды за два дпя боевых действий летчпки- торпедоносцы потопили семь транспортов общим водоизмещением в 45.000 тонн и один сторожевой корабль противника. 14 января, 1943 года геройски погиб экипаж гвардии капитана Баштыркова, ко торый горящим самолетом врезался в фа шистский транспорт водоизмещением 7.000 тонн и потопил его. Уже спустя 35 минут после героического подвига эки пажа Баштыркова ' торпедоносцы открыли счет мести за погибших товарищей: гвар дии капитан Громов метким торпедным ударом потопил фашистский транспорт водоизмещением в 9.000 тонн. — Мы будем бить врага без промаха, наверняка, — высказал мысль всех лет чиков торпедоносной авиации на одном из митингов гвардии капитан Киселев. — Мы пройдем сквозь стену огня, которой враг пытается преградить наш путь, мы сталью и свинцом испепелим темную вра жескую силу и принесем в свой родной край победу. Вскоре воздушной разведкой был обна ружен конвой противника в составе трех транспортов и двенадцати сторожевых ко раблей и тральщиков. Через два часа по лета пять торпедоносцев, возглавляемых гвардии капитаном Киселевым, были у це ли. Торпедоносцев сопровождали истреби тели. Над вражеским конвоем на высоте 150 — 500 метров патрулировали пять Фашистских истребителей. По сигналу Киселева наши истребители вышли вперед и атаковали истребители противника. Фа шистские корабли охранения, чтобы поме шать атакам торпедоносцев, шли мористее транспортов. Оценив обстановку, Киселев решил торпедировать транспорты со сто роны береговой черты. Артиллерия всех вражеских кораблей и многочисленные бе реговые батареи открыли по атакующим шквальный огонь! Экипажи торпедонос цев, подчиненные воле ведущего, шли в атЪку каждый на свою цель. Но вот само лет старшего сержанта Гуторова вышел из общего строя и, развернувшись, зашел на конвой из стороны моря. Киселев одобрил маневр летчпка, атакуя корабль с другого борта. Киселев шел в атаку на самый крупный транспорт, водоизмещением в 12.000 тонн, который охранялся врагом более других. Сотни снарядов с берега и с кораблей рвались вокруг самолета. Грохот боя был слышен на много километров вокруг. Са молет беспрерывно вздрагивал от частых близких разрывов. Вдруг машину вско лыхнуло и бросило в сторону: снаряд уго дил в мотор. Двигатель задымил, вспых нул, н пламя охватило весь торпедоносец. Однако необходимая дистанция для торпе дирования транспорта еще не была до стигнута. и Киселев продолжал вести ма шину в атаку. Пот торпеда сброшена. Са молет, теряющий скорость и высоту, про скочил над транспортом и пошел курсом на один из кораблей охранения. Сзади раздался оглушительный взрыв: торпеда Киселева ударила в борт корабля, и он разломился пополам. Все усилия Киселева, вся его воля и воля экипажа были направлены на то, чтобы дотянуть до сторожевика и, тара нив пылающим самолетом, потопить его. Уже до корабля оставалось всего не сколько десятков метров. Гитлеровцы в ужасе засуетились на палубе. Некоторые из них, спасаясь, прыгали за борт. Горя щий самолет врезался в корабль врага. Терпя пораженце за поражением, не мецкое командование решило изменить тактику борьбы с торпедоносцами. С этой целыо враг создал специальную группу истребителей, которая состояла только из «асов». Однако новая тактика быстро была разгадана, и в воздушных боях эта «особая» группа фашистских истребителей была наголову разгромлена советскими нстребнтелями-сафоновцамп. В боях за Родину на северном театре прославили себя летчики, штурманы и воздушные стрелки-радисты торпедоносной авиации гвардии старший лейтенант Фран цев, гвардии капитаны Шкаруба. Бала шов. Пирогов, .Зайцев, гвардии старшина Бадюк, гвардии старший сержант Асеев, гвардии майор Скнарев, гвардии подпол ковник Сыромятников и многие другие. Родина удостоила каждого пз них высо кого и почетного звания Героя Советского Союза. П. АРТЕМЕНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz