На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

f На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 июня 1955 г., № 135 (5287). Вобстановке, приближённой к боевой Берег остался Ьозади. Крепкий норд-вест с каждой минутой усиливается. Над греб­ нями волн вздымаются хлопья пены. Силь­ ный ветер, перемешанный с солеными брызгами, слепит глаза. Моряки кораб­ ля, как всегда, бдительно несут службу. Они живут одной мыслью, одним стремле­ нием — как можно лучше выполнить пос­ тавленные перед ними задачи. Командир корабля — старый и опытный моряк, много лет прослуживший на флоте, — хорошо изучпл и твердо знает силы и возможности экипажа. Одна за другой зву­ чат его команды с мостика. Матросы, стар­ шины и офицеры действуют умело и ра­ сторопно. стремясь каждую минуту ис­ пользовать для повышения воинского ма­ стерства. Через несколько часов после выхода в море корабельная радиогазета сообщила о работе личного состава электромеханичес­ кой части. Широко п подробно рассказала она о высоком мастерстве котельных ма­ шинистов. — Их успехи на походе, — звучал голос диктора, — являются результатом упорной и настойчивой учебы. Добив­ шись четкой и безотказной работы ме­ ханизмов, машинисты последовательно и настойчиво борются за экономию мазута и смазочных материалов. Являя пример твор­ ческого подхода к делу, любовного отноше­ ния к сбережению техники и корабельных механизмов, выжимая из техники все, что она может дать, моряки на походе с еще большей энергией продолжают изучать вверенное им оружие и механизмы, ревно­ стно борются за максимальное продление их жизни. Раз’ясняя задачу, поставленную коман­ диром на время похода, командир боевой части провел с подчиненными политиче­ скую информацию, в которой призвал мо­ ряков еще выше поднять бдительность и активнее бороться за выполнение всех за­ дач в море. — Очень важно добиться четкости и надежности в работе механизмов, — го­ ворил офицер. — Нужно каждому воину по-настоящему бороться за экономию го­ рючего и смазочных материалов. — Задача ясна и будет выполнена! — ответили своему командиру моряки. Вместе с другими моряками корабля на походе напряженно трудились матросы и старшины аварийных партий. Имея в виду, что в морском бою на ко­ рабле возможны повреждения — про­ боины, пожары, выход из строя техники и вооружения, офицер раз’яснил подчинен­ ным, почему и для чего им нужно постоян­ но и серьезно тренироваться, быть отлично подготовленными к активной борьбе за живучесть корабля, уметь энергично и смело бороться с водой и пожарами в лю­ бых условиях, в самой сложной обста­ новке. На тренировках офицер убедился, что при нормальном освещении матросы и старшины хорошо ориентируются в поме­ щениях, быстро задраивают люки и мо­ ментально находят аварийно-спасательные средства, умеют применять их для борьбы с пожарами и водой, хорошо владеют сред­ ствами связи отсека с другими боевыми постами и командным пунктом. — Теперь нам нужно как можно тща­ тельнее отработать мероприятия по борь­ бе за живучесть в более сложных усло­ виях, каждому надо научиться отлично действовать в полной темноте, при качке. Учеба личного состава электромеханической части на походе По плану боевой подготовки было про­ ведено несколько тренировок по обслужи­ ванию действующих корабельных механиз­ мов в затемненных условиях. Высокие и прочные знания показал старшина 1 ста­ тьи Козырев. Расторопно и слаженно действовали его подчиненные. Ни качка, ни темнота — ничто не помешало успеш­ ному выполнению поставленной перед мо­ ряками задачи. Руководя учением и тре­ нировками, командир боевой части внима­ тельно следил за действиями каждого под­ чиненного, подмечал и тщательно анали­ зировал ошибки и оплошности, допущен­ ные отдельными матросами, и тут же ука­ зывал пути устранения тех или иных недостатков. В беседе со старшиной аварийной партии старшиной 1 статьи Козыревым офицер подчеркнул, как важна помощь опытных специалистов молодым матросам на похо­ де. В частности, он указал на молодого матроса Реброва, который еще не усвоил приемов борьбы с огнем в сложных усло­ виях. Выполняя указание командира, старши­ на Козырев провел несколько индивидуаль­ ных занятий с матросом Ребровым. Раз’яс­ няя отдельные моменты и положения, командир показывал ему на практике те или иные приемы борьбы с огнем в различных условиях похода. — В бою создастся трудная обстановка, — сказал старшина. — Не только качка, но и прямое воздействие врага будут ме­ шать действиям личного состава. Из опыта боев известно, что нередко приходилось за­ делывать пробоины и тушить пожары, жертвуя своей жизнью. Но ради достиже­ ния победы над врагом советские воины не считались ни с чем. Твердо убедившись, что молодой матрос хорошо понял поставленную перед ним за­ дачу и усвоил приемы борьбы с пожарами, старшина допустил его к практическим действиям наравне с другими воинами. И лишь только тогда, когда действия подчи­ ненного были доведены до автоматизма, старшина приступил к отработке новой, бо­ лее сложной учебно-боевой задачи. Теперь молодой воин действовал более смело и расторопно. Убедившись, что матросы не только хорошо выполнили задачу, но и твердо усвоили ее, офицер отметил возрос­ шую боевую выучку своих подчиненных, призвав их еще более активно бороться за новые достижения в овладении мастерст­ вом, лучше помогать товарищам в повы­ шении их военных и специальных знаний. Плавание в сложных условиях, в штор­ мовую погоду явилось замечательной шко­ лой не только для молодых, но и для бы­ валых воинов. Командир боевой части, обходя посты, указывал матросам на необходимость вни­ мательного и бдительного обслуживания механизмов, экономного расходования горю­ чего и смазочных материалов. Офицер при­ водил яркие и убедительные примеры о результатах прошлых походов, рассказы­ вал об отличном обслуживании матроса­ ми корабельных механизмов, тщательно разбирал упущения и недостатки в дейст­ виях отдельных матросов. При одном таком обходе офицер заметил, что при питании котлов пар был не на марке, из-за чего получался перерасход го­ рючего. Он тут же, не медля ни минуты, заставил матросов устранить недочет, а потом тщательно разобрал этот случай в беседе с подчиненными, предупредив их о недопустимости повторения подобных фак­ тов. В работе с личным составом командиру всемерную и действенную помощь оказы­ вали партийная и комсомольская организа­ ции, агитаторы подразделения. Они вос­ питывали у моряков чувство ответствен­ ности за порученное дело, призывали их больше проявлять инициативы и усердия в службе, в работе на боевых постах. Хорошо подготовленные, отлично знаю­ щие боевую технику моряки слаженно действовали, точно и четко выполняли за­ дачи на походе, во всем и везде проявляли разумную инициативу и находчивость, умение правильно ориентироваться в самой сложной обстановке. Однажды вышел из строя подшипник одного из насосов. В штормовых условиях это могло затруднить пополнение запаса котельной воды. Надо было немедленно ра­ зобрать насос, заменить подшипник и вве­ сти его в действие. В исключительно ко­ роткое время, в условиях сильной качки эту задачу быстро и четко выполнил ма­ трос Долматов. Как известно, при понижении вакуума в главном холодильнике происходит перерас­ ход топлива. Старший матрос Гущин своевременно обнаружил и немедленно устранил эту неисправность. Разумную инициативу и умелые действия Гущина командир корабля поставил в пример все­ му личному составу. Старший матрос Лобанев не только сам хорошо нес ходовую вахту, но и помогал молодым матросам, учил их обслуживать материальную часть так, чтобы не допус­ кать утечки пара, добиваться наибольшей эффективности в работе механизмов, и это способствовало успешному плаванию. Замечательно проявил себя на походе старшина вахты старший матрос Жаворон­ ков. Держа пар на марке, он обеспечивал бездымное плавание. Опытный специалист много и настойчиво тренировал молодых матросов Гололюка, Буслаева и других, учил их быстро и правильно устанавли­ вать распыление топлива, в мору подогре­ вать мазут и подавать строго необходимую порцию воздуха в топку котла. В борьбе за экономию горючего, за стро­ гое соблюдение инструкций и наставлении по обеспечению бездымного плавания лич­ ному составу электромеханической части помогал весь экипаж корабля. Пример в этом показали старшина 2 статьи Муратов и матрос Темрязанский. В этом походе напряженно и умело работали не только машинисты, обеспечивавшие заданный ход кораблю. Высокое мастерство и умение по­ казали сигнальщики, радисты, артилле­ ристы и моряки других специальностей. Настойчивый и упорный коллективный труд моряков принес экипажу корабля но­ вые успехи. Поставленная задача была вы­ полнена. Плавание прошло успешно. Эки­ паж добился дальнейшего повышения своего воинского мастерства, научился быстро и точно решать сложные задачи в самой трудной обстановке. Офицер В. ЛОМОВ. МАСТЕРА ЗЕНИТНОГО ОГНЯ По тревоге личный состав стремглав разбегается по своим местам. Следуют четкие доклады о готовности боевых постов. Высокую боевую выучку демонстрируют операторы ком­ сомольцы Гилбрантас, имеющий нагрудный значок «Отлич­ ник ПВО», классный специалист Дерябин и другие. Они понимают, что от их быстроты и точных действий во мно­ гом зависит успех стрельбы. Через несколько секунд слы­ шатся доклады: — Есть цель... Азимут... Гилбрантас точно удерживает визирную нить на перед­ нем фронте цели. Мерно работают электромоторы, передавая на орудия данные для стрельбы. Стволы пушек грозно устре­ мились в небо. — Заряжай... Огонь... Следуют дружные залпы. Один, другой, третий... Высоко в небе взметнулись облачкп разрывов. Их взаиморасположе­ ние убедительно свидетельствует о мастерстве зенитчиков. Особенно высокий темп огня и дружную работу у орудий демонстрируют расчеты младших сержантов Иванова, Ели­ сеева. Замечательные результаты в отработке своих дей­ ствий показывают заряжающие Хохлов, Сорокин и другие. Образцово руководят своими подчиненными молодые офицеры Сторожинский и Реймер. Благодаря их стараниям огневые расчеты были хорошо подготовлены к выполнению ответственной задачи. Большого успеха добился и молодой офицер Чуваев. Он успешно справляется со своими обязан­ ностями. Хорошая боевая подготовка зенитчиков — результат неустанной заботы об их совершенствовании команшра батареи. Все практические занятия личного состава он проводит в обстановке, максимально приближенной к боевой, на высоком организационном уровне. Требовательный к себе и подчиненным, офицер учит воинов тому, что потребуется на войне. Офицер К. ЯЦУК. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Тов. Костыгов ,,стимулирует ../4 Когда начальнику строительной пло­ щадки тов. Костыгову показали незакры­ тые наряды, старательно «подправлен­ ные», с целью уменьшения об’ема работ, он обиженно пожал плечами. — Ну, что же здесь такого? Подумаешь, понизил. Это для строителей только сти­ мулом будет. И вообще благодарите меня, что наряды есть. Мы благодарить тов. Костыгова не со­ бираемся. Не за что. Потому что за сотни и тысячи цотерянных человеко-часов вина ложится на начальника площадки Косты­ гова и его покровителей. 14 мая, напри­ мер, около 40 человек в течение двух ча­ сов не работали из-за отсутствия нарядов- заданий. Был составлен акт о простое ра­ бочей силы. В управлении стали разы­ скивать виновных. Их «обнаружил» ин­ женер по труду и зарплате тов. Маурин. Он предложил взыскать понесенный ущерб с командира подразделения и его заместителя, которые меньше всего вино­ ваты в простое. Нет, не замечают ответственные работ­ ники из управления безобразий, творимых на строительной площадке, где хозяйни­ чает тов. Костыгов. Они не обращают вни­ мания на то, что здесь вошло в систему не выдавать наряды накануне работ, за­ держивать их выдачу на 2— 3 недели, наобум ставить цифры о выполнении про­ изводственных заданий. К тому же тов. Костыгов грубит с личным составом, оскорбляет строителей, не реагирует на жалобы бригадиров. Плохая организация труда ведет к низкой производительности, к тому, что работа на таком важном об’екте не выполняется в срок. И, навер­ ное, в управлении сжились с недостатка­ ми. Видимо, некоторым руководителям со­ вершенно безразлично, будет ли вообще построен в срок дом или нет. Строители полны решимости досрочно выполнить план, но серьезные организа­ ционные неполадки на строительной пло­ щадке мешают этому. Офицер В. КАШКИН. •о- К с гр о т Л Ъ о ВЕРНО СЛУЖИТ РОДИНЕ ря- ! довой Петров. Он добросовестно выполняет воинские уставы и Прися- ! гу, неустанно совершенствует боевое мастерство. За высокие успехи в уче­ бе и службе рядовой Петров получил | ' 25 благодарностей командира и сфо- : тографирован при развернутом Знаме- ^ ни части. Рядовой А. Жунин. О С ИНТЕРЕСОМ прослушали во- , ины нашего подразделения лекцию о , ! международном положении, которую ; прочитал офицер Худяков. В ответ на ; агрессивные действия американо-ан- ; глнйскнх империалистов, стремящихся j развязать новую войну, личный со- ; 1став преисполнен решимости еще на- i , стойчивее овладевать боевой техникой j и оружием, быть всегда готовым дать j I сокрушительный отпор любому агрес- | I сору. Старший матрос Ф. Король. I О ЛЮБЯТ и уважают наши вои- ны агитатора старшего матроса Де- | рюгнна. Он регулярно информирует сослуживцев о текущих событиях, словом и делом помогает им образцо­ во выполнять требования Военной присяги и уставов, добиваться новых !| успехов в изучении современной бое- вой техники и оружия. Старший матрос П. Куц. О НАПРЯЖЕННО потрудились над выполнением задания командира воины подразделения. Они преодолели много трудностей, несколько суток р а ­ ботали по 10—12 часов. Труд воиноз увенчался успехом. Задание выполне­ но на 4 дня раньше срока. Особенно отличились в работе матросы Ходы­ рев, Плешков и другие. Старший матрос В. Орехов. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ГЕРМАНСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ 7 июня посольство СССР во Франции передало посольству Германской Федераль­ ной Республики в Париже ноту Советско­ го Правительства Правительству Герман­ ской Федеральной Республики (Западная Германия). Ниже публикуется текст ука­ занной ноты. «Правительство СССР имеет честь зая­ вить Правительству Германской Федераль­ ной Республики следующее. Советское Правительство считает, что интересы мира и европейской безопасно­ сти, равно как национальные интересы советского и немецкого народов, требуют нормализации отношений между Советским Союзом и Германской Федеральной Респуб­ ликой. Исторический опыт учит, что сохране­ ние и укрепление мира в Европе в ре­ шающей степени зависит от наличия нор­ мальных, хороших отношении между со­ ветским и германским народами. С другой стороны, отсутствие таких отношений между обоими народами не может не по­ рождать беспокойства в Европе и не уси­ ливать общей международной напряжен­ ности. Такое положение выгодно только агрессивным силам, заинтересованным в поддержании напряженности в междуна­ родных отношениях. Между тем, тот, кто хочет сохранения и укрепления мира, не может не желать нормализации отношений между Советским Союзом и Германской Федеральной Республикой. В такой нормализации отпошений меж­ ду СССР и Германской Федеральной Рес­ публикой заинтересованы более всего на­ роды Советского Союза и Германии. Изве­ стно, что в годы, когда между нашими народами существовали дружественные от­ ношения и сотрудничество, обе страны из­ влекали для себя большую пользу. II, на­ оборот, враждебные отношения и войны между нашими народами, имевшие место в прошлом, приносили им неисчислимые бед­ ствия. лишения и страдания. В двух прошедших мировых войнах на­ ибольшие жертвы ионесли именно совет­ ский и германский народы. Потери наро­ дов Советского Союза и Германии в эгих войнах исчисляются миллионами людей и в несколько раз превосходят потери всех остальных государств, участвовавших в войне, вместе взятых. Руины городов, пе­ пелища деревень, уничтожение громадных богатств обоих народов — таковы были последствия войн между нашими государ­ ствами. Советское Правительство не может не обратить внимание Правительства Герман­ ской Федеральной Республики на то, что в настоящее время в определенных агрес­ сивных кругах некоторых государств вы­ нашиваются планы, направленные к то­ му, чтобы противопоставить Советский Союз и Западную Германию друг другу и помешать улучшению отношений между нашими странами. Осуществление планов этих агрессивных кругов может привести к новой войне, которая на этот раз неиз­ бежно превратила бы территорию Герма­ нии в иоле битвы и разрушения. Такая война на территории Германии с примене­ нием новейших средств массового уничто­ жения по своим последствиям была бы еще более жестокой и опустошительной, чем все прошлые войны. Нельзя допустить, чтобы события разви­ вались но такому пути. Грозящую опас­ ность можно предотвратить, если между нашими странами будут установлены нор­ мальные отношения, основанные на вза­ имном доверни и мирном сотрудничестве. Что касается Советского государства, то, несмотря на все причиненные ему бедствия во время минувшей войны, оно никогда не руководствовалось чувством ме­ сти по отношению к германскому народу. Об этом свидетельствует позиция Совет­ ского Союза, отвечающая коренным наци­ ональным интересам немецкого народа в решении германской проблемы в послево­ енный период, а также хорошие взаимоот­ ношения, установившиеся между Совет­ ским Союзом и Германской Демократиче­ ской Республикой, которые получают свое развитие на прочпой основе равноправия и невмешательства во внутренние дела. Советское Правительство исходит при этом из того, что установление и разви­ тие нормальных отношении между Совет­ ским Союзом и Германской Федеральной Республикой будет содействовать решению неурегулированных вопросов, касающих­ ся всей Германии, и должно будет тем са­ мым помочь разрешению главной общена­ циональной проблемы немецкого народа — восстановлению единства германского де­ мократического государства. Все это говорит о том, что нормализа­ ция отношений между нашими странами полностью соответствует не только наци­ ональным интересам Германии и Совет­ ского Союза, но и интересам укрепления мира и безопасности всех европейских го­ сударств. Советское Правительство придает важ­ ное значение также установлению более устойчивых отношений в области торговли между Советским Союзом и Германской Федеральной Республикой. В связи с этим уместно напомнить, что Советский Союз и Германия в прошлом вели между собой широкую взаимовыгодную торговлю, при­ чем товарооборот достигал порою одной пя­ той части всего внешнеторгового оборота как Советского Союза, так и Германии. В настоящее время Советский Союз под­ держивает широкие торговые связи с Гер­ манской Демократической Республикой. Торговля между СССР и Германской Феде­ ральной Республикой носит ограниченный и неустойчивый характер. Между тем, при наличии нормальных отношении между Советским Союзом и Германской Федераль­ ной Республикой имеются предпосылки для развития широкого товарооборота и ус­ тановления взаимовыгодных экономиче­ ских связей также между ними. Советский Союз, обладающий высокоразвитой про­ мышленностью и растущим сельским хо­ зяйством. считает возможным значительно повысить уровень своей торговли с запад­ ногерманскими фирмами, что не может не иметь важного значения, особенно в усло­ виях возрастающей экономической неус­ тойчивости в некоторых странах. Большую роль в нормализации отноше­ ний между нашими странами могут сы­ грать культурные связи. Научные, куль­ турные и технические связи между наро­ дами СССР и Германии имеют, как изве­ стно. давние традиции. Поддержание та­ ких связей обогащало духовную жизнь обоих народов, оказывая благотворное вли­ яние и на общее развитие европейской культуры. Естественно, что эти традиции могут и должны послужить делу разви­ тия научного, культурного и технического сотрудничества между обеими странами. Советское Правительство считает, что отмена так называемого оккупационного статута для Западной Германии, ограничи­ вавшего ее внешнеполитические связи, а таклсе издание Верховным Советом СССР Закона о прекращении состояния войны между СССР и Германией и об установле­ нии между ними мирных отношений — создают в настоящее время необходимые условия для нормализации и установления непосредственных отношений мел:ду Со­ ветским Союзом и Германской Федеральной Республикой. В соответствии с этим Советское Пра­ вительство предлагает Правительству Гер­ манской Федеральной Республики устано­ вить прямые дипломатические и торговые, а также культурные отношения между обеими странами. Считая желательным установление лич­ ного контакта между государственными деятелями обеих стран, Правительство Со­ ветского Союза приветствовало бы приезд в Москву в ближайшее время Канцлера Германской Федеральной Республики г-на К. Аденауэра и других представителей, ко­ торых Правительство Германской Феде­ ральной Республики пожелало бы напра­ вить в Москву, для обсуждения вопроса об установлении дипломатических и торговых отношений между Советским Союзом и Германской Федеральной Республикой и рассмотрения связанных с этим вопросов. 7 июня 1955 года». Сержанты и старшины непосре д стве не ые начальники солдат и матросов Вооруженные Силы Советского Союза призваны зорко охранять и надежно за­ щищать интересы социалистического госу­ дарства. быть всегда готовыми выполнить любое задание Коммунистической партии и Советского правительства по обеспечению безопасности нашей Родины. За состояние боевой и политической подготовки, за поддержание высокой воин­ ской дисциплины в своей части или на корабле отвечает ксмандир-единоначаль- ник. Оп возглавляет всю работу по поли­ тическому и воинскому воспитанию лично­ го состава. В своей деятельности команди­ ры опираются на помощь политорганов, партийных и комсомольских организаций. Советские Вооруженные Силы распола­ гают кадрами опытных, хорошо подготов­ ленных командиров. Самый многочислен­ ный отряд наших командных кадров со­ ставляют сержанты и старшины. Сержан­ ты в воинском подразделении и старшины на корабле — это ближайшие помощники офицеров, непосредственные начальники солдат и матросов. Сержантам и старшинам доверено боль­ шое государственное дело. Они командуют мелкими подразделениями и отвечают пе­ ред Родиной за обучение и воспитание сво­ их подчиненных, за их воинскую дисци­ плину, строевую выправку и опрятный внешний вид. за правильное использова­ ние и сбережение ими боевой техники и оружия. Командиры отделений, орудийных рас­ четов. боевых постов и экипажей прини­ мают самое деятельное участие в выращи­ вании стойких и умелых воинов, в фор­ мировании у них высоких морально-бое­ вых качеств. Они обучают подчиненных, воспитывают их в духе беззаветной пре­ данности Родине, Коммунистической пар­ тии и Советскому правительству, в духе верности Присяге, развивают у них чув­ ство личной ответственности за защиту социалистического Отечества. Сержанты и старшины выполняли важ­ ную роль в годы Великой Отечественной войны. Вдохновленные возвышенной идеей защиты социалистического Отечества, они под руководством офицеров умело коман­ довали своими мелкими подразделениями и в жестоких боях против врага показали личный пример безупречного выполнения воинского долга, отличное знание боевой техники и оружия, стойкость, мужество и отвагу. В дни героической обороны Сталингра­ да весь мир облетела весть о славном под­ виге гвардии сержанта Я. Павлова. С не­ большой штурмовой группой солдат он от­ бил у врага большой четырехэтажный дом и прочно закрепился в нем. 58 дней гвар­ дии сержант Павлов со своими солдатами удерживал обороняемый об’ект, героиче­ ски отражал натиск врага, сковывал его действия. Этот дом так и был назван «Домом Павлова». За проявленное муже­ ство и бесстрашие доблестному защитни­ ку Сталинграда гвардии сержанту Я. Пав­ лову было присвоено звание Героя Совет­ ского Союза. Замечательный пример воинской добле­ сти и отваги показал в бою# пулеметчик старшина 2 статьи Г. Куропятников. Сторожевой катер, на котором находился Куропятников, сопровождал транспорт с горючим и боеприпасами. Внезапно нале­ тели фашистские самолеты. Старшина Ку- ронятников героически отбивал атаки вра­ га. Осколком снаряда его тяжело ранило в руку, однако он не покинул боевого поста. От упавшего на катер снаряда загорелись лежавшие под брезентом дымовые шашки. Огонь угрожал находившимся рядом глу­ бинным бомбам. Оценив положение, Ку­ ропятников перегрыз зубами найтовы и сбросил горевшие шашки за борт. Катер и транспорт были спасены. Родина высоко оценила подвиг старшины 2 статьи Ку- ропятникова: ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Десятки тысяч сержантов и старшин проявили в боях за Родину непревзойден­ ный героизм, показали высокое боевое ма­ стерство. Они на деле были достойными помощниками офицеров, их верной опорой. Плодотворную работу сержанты и стар­ шины ведут в мирное время. Они обучают своих подчиненных военному делу, приви­ вают им любовь к службе, к своему ору­ жию, помогают совершенствовать боевое мастерство, воспитывают у них высокие морально-боевые качества. Помня о том, что важнейшим источни­ ком успехов наших воинов в бою и учебе служит их высокая политическая созна­ тельность, глубокая идейная убежден­ ность, сержанты и старшины помогают своим подчиненным овладевать политиче­ скими знаниями, готовиться к политза­ нятиям, раз’ясняют им вопросы политики нашей партии и правительства, задачи Советских Вооруженных Сил в современ­ ной международной обстановке. Многие сержанты и старшины являют­ ся помощниками руководителей групп по­ литзанятий. Благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства наши Вооруженные Силы оснащены новейшим оружием и боевой техникой. Управлять этой техникой, правильно и эффективно использовать ее в боевой обстановке могут только люди, в совершенстве знающие свое дело, натренированные, закаленные и физически выносливые. Именно таких во­ инов, знатоков своего дела, должны вос­ питывать командиры отделений, расчетов, боевых постов и экипажей. Кадры сержантов и старшин попол­ няются за счет наиболее подготовленных и опытных воинов, прошедших специальный курс обучения в учебных подразделениях. Чтобы быть настоящими начальниками и воспитателями солдат и матросов, сержан­ ты и старшины должны совершенствовать свои командирские навыки, овладевать ме­ тодами обучения и воспитания подчинен­ ных. Наиболее доходчивым методом обучения является практический показ. «Делай, как я», — говорит, например, старшина матросу и, встав на его боевой пост, лов­ ко и грамотно управляет сложной техни­ кой. Матрос видит каждое движение свое­ го старшего товарища, наблюдает работу опытного специалиста и старается ему подражать. Если на первой тренировке он не усвоил то, что ему показали, старшина тренирует его вновь до тех нор, пока ма­ трос не отработает упражнение в совер­ шенстве. Многие сержанты и старшины добились больших успехов в обучении и воспита­ нии подчиненных и пользуются заслужен­ ной славой в своих частях и на кораблях. В одной из частей, например, хороню зна­ ют сержанта А. Шунихнна. Это волевой, требовательный командир. За умелое вос­ питание подчиненных, примерную учебу и службу сержант Шумихин имеет не­ сколько благодарностей, сфотографирован при развернутом Знамени части и награж­ ден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. В дру­ гой части заслуженным авторитетом поль­ зуется сержант Чижаускас. Сочетая стро­ гую командирскую требовательность с ин­ дивидуальным подходом к подчиненным, с внимательным и заботливым отношением к ним, он добился того, что все солдаты его отделения стали отличниками боевой и политической подготовки. Немало хороших специалистов обучил и воспитал старши­ на 2 статьи Смирнов. Его боевой пост считается передовым и в самых сложных условиях похода успешно справляется со своими обязанностями. В любой части, на любом корабле мож­ но встретить командиров отделений и бое­ вых постов, хорошо усвоивших военное де­ ло и умело передающих подчиненным опыт обслуживания боевой техники. Обучение и воспитание солдат и матро­ сов требует от командира систематической подготовки. Чтобы сделать занятие инте­ ресным и содержательным, он должен мно­ го готовиться, читать учебные пособия, наставления, инструкции. Обучение под­ чиненных успешно пойдет в том случае, если командир, не полагаясь на свои ста­ рые знания, будет повседневно находить время для изучения техники и оружия, уставов и наставлений. Командир передового отделения старший сержант В. Шаповалов, делясь своим опы­ том, рассказывает: «Я перед кая;дымп занятиями тщатель­ но отрабатываю все то, чему предстоит обучить солдат. Вот как, например, я го­ товился к проведению очередных занятий ио огневой подготовке. Предстояло отрабо­ тать с солдатами приемы изготовки для стрельбы с колена. Прочитав соответству­ ющий материал в наставлении и учебнике для сержанта, я составил себе план за­ нятия. Потом несколько раз практически проделал каждый прием по элементам, про­ думывая при этом краткие об’яснения. Когда почувствовал, что действия отрабо­ таны четко, я попросил своего сослужив­ ца сержанта Ходченко проследить за точ­ ностью выполнения приема и сделать свои замечания. Все это принесло несомнен­ ную пользу. Не ограничиваясь знаниями и навыка­ ми, получаемыми на инструкторско-мето­ дических занятиях, я всегда накануне за­ нятий нрошу офицера проверить мою го­ товность обучать солдат. Однажды офицер проконтролировал, сумею ли я правильно показать обучаемым подход к начальнику и отход. Получилось не совсем гладко. Прикладывая руку к головному убору, я немного опаздывал с приставлением ноги. Недостаток, которого я не сумел обнару­ жить сам, был замечен глазом опытного офицера. Потренировавшись дополнитель­ но, я в совершенстве отработал данный элемент строевой подготовки». Большое значение в обучении людей имеет индивидуальный подход к ним. Сер­ жант и старшина должны знать, какие способности у подчиненного, его личные качества, достоинства и недостатки. Если кто из солдат или матросов отстал от сво­ их товарищей, командир должен обратить на него особое внимание, чаще спрашивать его и заниматься с ним дополнительно. Внимание к каждому воину, умение ви­ деть и поощрять его хорошие качества — непременное условие правильного руко­ водства командира своими подчиненными. Боевое мастерство воины приобретают и оттачивают на практических тренировках и занятиях. Командиры отделений, боевых постов, расчетов и экипажей правильно де­ лают, не допуская упрощенчества и по­ слаблений, скидок на трудности при вы­ полнении сложных задач и давая подчи­ ненным предельную нагрузку и боевое на­ пряжение. Это — самое верное средство совершенствования постоянной боевой го­ товности воинов. В своих рассказах о горячих днях боев наши фронтовики всегда с благодарно­ стью отзываются о младших командирах, которые в мирное время прнлол;или нема­ ло сил и энергии, чтобы обучить их воин­ скому мастерству. Герой Советского Сою­ за капитан Василий Литвинов на одной из встреч с солдатами говорил: «Нелегко дастся солдатская наука. Как сейчас, помню первые месяцы своей служ­ бы. Бывало на тактических занятиях на­ столько устанешь, что кажется — больше не способен совершить бросок в атаку. А командир отделения подает новую коман­ ду, заставляет вернуться назад, если не­ правильно передвигаешься от рубежа к рубежу. Признаться, мы немного обижались па требовательность командира, его стро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz