На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
f На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 июня 1955 г., № 135 (5287). Вобстановке, приближённой к боевой Берег остался Ьозади. Крепкий норд-вест с каждой минутой усиливается. Над греб нями волн вздымаются хлопья пены. Силь ный ветер, перемешанный с солеными брызгами, слепит глаза. Моряки кораб ля, как всегда, бдительно несут службу. Они живут одной мыслью, одним стремле нием — как можно лучше выполнить пос тавленные перед ними задачи. Командир корабля — старый и опытный моряк, много лет прослуживший на флоте, — хорошо изучпл и твердо знает силы и возможности экипажа. Одна за другой зву чат его команды с мостика. Матросы, стар шины и офицеры действуют умело и ра сторопно. стремясь каждую минуту ис пользовать для повышения воинского ма стерства. Через несколько часов после выхода в море корабельная радиогазета сообщила о работе личного состава электромеханичес кой части. Широко п подробно рассказала она о высоком мастерстве котельных ма шинистов. — Их успехи на походе, — звучал голос диктора, — являются результатом упорной и настойчивой учебы. Добив шись четкой и безотказной работы ме ханизмов, машинисты последовательно и настойчиво борются за экономию мазута и смазочных материалов. Являя пример твор ческого подхода к делу, любовного отноше ния к сбережению техники и корабельных механизмов, выжимая из техники все, что она может дать, моряки на походе с еще большей энергией продолжают изучать вверенное им оружие и механизмы, ревно стно борются за максимальное продление их жизни. Раз’ясняя задачу, поставленную коман диром на время похода, командир боевой части провел с подчиненными политиче скую информацию, в которой призвал мо ряков еще выше поднять бдительность и активнее бороться за выполнение всех за дач в море. — Очень важно добиться четкости и надежности в работе механизмов, — го ворил офицер. — Нужно каждому воину по-настоящему бороться за экономию го рючего и смазочных материалов. — Задача ясна и будет выполнена! — ответили своему командиру моряки. Вместе с другими моряками корабля на походе напряженно трудились матросы и старшины аварийных партий. Имея в виду, что в морском бою на ко рабле возможны повреждения — про боины, пожары, выход из строя техники и вооружения, офицер раз’яснил подчинен ным, почему и для чего им нужно постоян но и серьезно тренироваться, быть отлично подготовленными к активной борьбе за живучесть корабля, уметь энергично и смело бороться с водой и пожарами в лю бых условиях, в самой сложной обста новке. На тренировках офицер убедился, что при нормальном освещении матросы и старшины хорошо ориентируются в поме щениях, быстро задраивают люки и мо ментально находят аварийно-спасательные средства, умеют применять их для борьбы с пожарами и водой, хорошо владеют сред ствами связи отсека с другими боевыми постами и командным пунктом. — Теперь нам нужно как можно тща тельнее отработать мероприятия по борь бе за живучесть в более сложных усло виях, каждому надо научиться отлично действовать в полной темноте, при качке. Учеба личного состава электромеханической части на походе По плану боевой подготовки было про ведено несколько тренировок по обслужи ванию действующих корабельных механиз мов в затемненных условиях. Высокие и прочные знания показал старшина 1 ста тьи Козырев. Расторопно и слаженно действовали его подчиненные. Ни качка, ни темнота — ничто не помешало успеш ному выполнению поставленной перед мо ряками задачи. Руководя учением и тре нировками, командир боевой части внима тельно следил за действиями каждого под чиненного, подмечал и тщательно анали зировал ошибки и оплошности, допущен ные отдельными матросами, и тут же ука зывал пути устранения тех или иных недостатков. В беседе со старшиной аварийной партии старшиной 1 статьи Козыревым офицер подчеркнул, как важна помощь опытных специалистов молодым матросам на похо де. В частности, он указал на молодого матроса Реброва, который еще не усвоил приемов борьбы с огнем в сложных усло виях. Выполняя указание командира, старши на Козырев провел несколько индивидуаль ных занятий с матросом Ребровым. Раз’яс няя отдельные моменты и положения, командир показывал ему на практике те или иные приемы борьбы с огнем в различных условиях похода. — В бою создастся трудная обстановка, — сказал старшина. — Не только качка, но и прямое воздействие врага будут ме шать действиям личного состава. Из опыта боев известно, что нередко приходилось за делывать пробоины и тушить пожары, жертвуя своей жизнью. Но ради достиже ния победы над врагом советские воины не считались ни с чем. Твердо убедившись, что молодой матрос хорошо понял поставленную перед ним за дачу и усвоил приемы борьбы с пожарами, старшина допустил его к практическим действиям наравне с другими воинами. И лишь только тогда, когда действия подчи ненного были доведены до автоматизма, старшина приступил к отработке новой, бо лее сложной учебно-боевой задачи. Теперь молодой воин действовал более смело и расторопно. Убедившись, что матросы не только хорошо выполнили задачу, но и твердо усвоили ее, офицер отметил возрос шую боевую выучку своих подчиненных, призвав их еще более активно бороться за новые достижения в овладении мастерст вом, лучше помогать товарищам в повы шении их военных и специальных знаний. Плавание в сложных условиях, в штор мовую погоду явилось замечательной шко лой не только для молодых, но и для бы валых воинов. Командир боевой части, обходя посты, указывал матросам на необходимость вни мательного и бдительного обслуживания механизмов, экономного расходования горю чего и смазочных материалов. Офицер при водил яркие и убедительные примеры о результатах прошлых походов, рассказы вал об отличном обслуживании матроса ми корабельных механизмов, тщательно разбирал упущения и недостатки в дейст виях отдельных матросов. При одном таком обходе офицер заметил, что при питании котлов пар был не на марке, из-за чего получался перерасход го рючего. Он тут же, не медля ни минуты, заставил матросов устранить недочет, а потом тщательно разобрал этот случай в беседе с подчиненными, предупредив их о недопустимости повторения подобных фак тов. В работе с личным составом командиру всемерную и действенную помощь оказы вали партийная и комсомольская организа ции, агитаторы подразделения. Они вос питывали у моряков чувство ответствен ности за порученное дело, призывали их больше проявлять инициативы и усердия в службе, в работе на боевых постах. Хорошо подготовленные, отлично знаю щие боевую технику моряки слаженно действовали, точно и четко выполняли за дачи на походе, во всем и везде проявляли разумную инициативу и находчивость, умение правильно ориентироваться в самой сложной обстановке. Однажды вышел из строя подшипник одного из насосов. В штормовых условиях это могло затруднить пополнение запаса котельной воды. Надо было немедленно ра зобрать насос, заменить подшипник и вве сти его в действие. В исключительно ко роткое время, в условиях сильной качки эту задачу быстро и четко выполнил ма трос Долматов. Как известно, при понижении вакуума в главном холодильнике происходит перерас ход топлива. Старший матрос Гущин своевременно обнаружил и немедленно устранил эту неисправность. Разумную инициативу и умелые действия Гущина командир корабля поставил в пример все му личному составу. Старший матрос Лобанев не только сам хорошо нес ходовую вахту, но и помогал молодым матросам, учил их обслуживать материальную часть так, чтобы не допус кать утечки пара, добиваться наибольшей эффективности в работе механизмов, и это способствовало успешному плаванию. Замечательно проявил себя на походе старшина вахты старший матрос Жаворон ков. Держа пар на марке, он обеспечивал бездымное плавание. Опытный специалист много и настойчиво тренировал молодых матросов Гололюка, Буслаева и других, учил их быстро и правильно устанавли вать распыление топлива, в мору подогре вать мазут и подавать строго необходимую порцию воздуха в топку котла. В борьбе за экономию горючего, за стро гое соблюдение инструкций и наставлении по обеспечению бездымного плавания лич ному составу электромеханической части помогал весь экипаж корабля. Пример в этом показали старшина 2 статьи Муратов и матрос Темрязанский. В этом походе напряженно и умело работали не только машинисты, обеспечивавшие заданный ход кораблю. Высокое мастерство и умение по казали сигнальщики, радисты, артилле ристы и моряки других специальностей. Настойчивый и упорный коллективный труд моряков принес экипажу корабля но вые успехи. Поставленная задача была вы полнена. Плавание прошло успешно. Эки паж добился дальнейшего повышения своего воинского мастерства, научился быстро и точно решать сложные задачи в самой трудной обстановке. Офицер В. ЛОМОВ. МАСТЕРА ЗЕНИТНОГО ОГНЯ По тревоге личный состав стремглав разбегается по своим местам. Следуют четкие доклады о готовности боевых постов. Высокую боевую выучку демонстрируют операторы ком сомольцы Гилбрантас, имеющий нагрудный значок «Отлич ник ПВО», классный специалист Дерябин и другие. Они понимают, что от их быстроты и точных действий во мно гом зависит успех стрельбы. Через несколько секунд слы шатся доклады: — Есть цель... Азимут... Гилбрантас точно удерживает визирную нить на перед нем фронте цели. Мерно работают электромоторы, передавая на орудия данные для стрельбы. Стволы пушек грозно устре мились в небо. — Заряжай... Огонь... Следуют дружные залпы. Один, другой, третий... Высоко в небе взметнулись облачкп разрывов. Их взаиморасположе ние убедительно свидетельствует о мастерстве зенитчиков. Особенно высокий темп огня и дружную работу у орудий демонстрируют расчеты младших сержантов Иванова, Ели сеева. Замечательные результаты в отработке своих дей ствий показывают заряжающие Хохлов, Сорокин и другие. Образцово руководят своими подчиненными молодые офицеры Сторожинский и Реймер. Благодаря их стараниям огневые расчеты были хорошо подготовлены к выполнению ответственной задачи. Большого успеха добился и молодой офицер Чуваев. Он успешно справляется со своими обязан ностями. Хорошая боевая подготовка зенитчиков — результат неустанной заботы об их совершенствовании команшра батареи. Все практические занятия личного состава он проводит в обстановке, максимально приближенной к боевой, на высоком организационном уровне. Требовательный к себе и подчиненным, офицер учит воинов тому, что потребуется на войне. Офицер К. ЯЦУК. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Тов. Костыгов ,,стимулирует ../4 Когда начальнику строительной пло щадки тов. Костыгову показали незакры тые наряды, старательно «подправлен ные», с целью уменьшения об’ема работ, он обиженно пожал плечами. — Ну, что же здесь такого? Подумаешь, понизил. Это для строителей только сти мулом будет. И вообще благодарите меня, что наряды есть. Мы благодарить тов. Костыгова не со бираемся. Не за что. Потому что за сотни и тысячи цотерянных человеко-часов вина ложится на начальника площадки Косты гова и его покровителей. 14 мая, напри мер, около 40 человек в течение двух ча сов не работали из-за отсутствия нарядов- заданий. Был составлен акт о простое ра бочей силы. В управлении стали разы скивать виновных. Их «обнаружил» ин женер по труду и зарплате тов. Маурин. Он предложил взыскать понесенный ущерб с командира подразделения и его заместителя, которые меньше всего вино ваты в простое. Нет, не замечают ответственные работ ники из управления безобразий, творимых на строительной площадке, где хозяйни чает тов. Костыгов. Они не обращают вни мания на то, что здесь вошло в систему не выдавать наряды накануне работ, за держивать их выдачу на 2— 3 недели, наобум ставить цифры о выполнении про изводственных заданий. К тому же тов. Костыгов грубит с личным составом, оскорбляет строителей, не реагирует на жалобы бригадиров. Плохая организация труда ведет к низкой производительности, к тому, что работа на таком важном об’екте не выполняется в срок. И, навер ное, в управлении сжились с недостатка ми. Видимо, некоторым руководителям со вершенно безразлично, будет ли вообще построен в срок дом или нет. Строители полны решимости досрочно выполнить план, но серьезные организа ционные неполадки на строительной пло щадке мешают этому. Офицер В. КАШКИН. •о- К с гр о т Л Ъ о ВЕРНО СЛУЖИТ РОДИНЕ ря- ! довой Петров. Он добросовестно выполняет воинские уставы и Прися- ! гу, неустанно совершенствует боевое мастерство. За высокие успехи в уче бе и службе рядовой Петров получил | ' 25 благодарностей командира и сфо- : тографирован при развернутом Знаме- ^ ни части. Рядовой А. Жунин. О С ИНТЕРЕСОМ прослушали во- , ины нашего подразделения лекцию о , ! международном положении, которую ; прочитал офицер Худяков. В ответ на ; агрессивные действия американо-ан- ; глнйскнх империалистов, стремящихся j развязать новую войну, личный со- ; 1став преисполнен решимости еще на- i , стойчивее овладевать боевой техникой j и оружием, быть всегда готовым дать j I сокрушительный отпор любому агрес- | I сору. Старший матрос Ф. Король. I О ЛЮБЯТ и уважают наши вои- ны агитатора старшего матроса Де- | рюгнна. Он регулярно информирует сослуживцев о текущих событиях, словом и делом помогает им образцо во выполнять требования Военной присяги и уставов, добиваться новых !| успехов в изучении современной бое- вой техники и оружия. Старший матрос П. Куц. О НАПРЯЖЕННО потрудились над выполнением задания командира воины подразделения. Они преодолели много трудностей, несколько суток р а ботали по 10—12 часов. Труд воиноз увенчался успехом. Задание выполне но на 4 дня раньше срока. Особенно отличились в работе матросы Ходы рев, Плешков и другие. Старший матрос В. Орехов. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ГЕРМАНСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ 7 июня посольство СССР во Франции передало посольству Германской Федераль ной Республики в Париже ноту Советско го Правительства Правительству Герман ской Федеральной Республики (Западная Германия). Ниже публикуется текст ука занной ноты. «Правительство СССР имеет честь зая вить Правительству Германской Федераль ной Республики следующее. Советское Правительство считает, что интересы мира и европейской безопасно сти, равно как национальные интересы советского и немецкого народов, требуют нормализации отношений между Советским Союзом и Германской Федеральной Респуб ликой. Исторический опыт учит, что сохране ние и укрепление мира в Европе в ре шающей степени зависит от наличия нор мальных, хороших отношении между со ветским и германским народами. С другой стороны, отсутствие таких отношений между обоими народами не может не по рождать беспокойства в Европе и не уси ливать общей международной напряжен ности. Такое положение выгодно только агрессивным силам, заинтересованным в поддержании напряженности в междуна родных отношениях. Между тем, тот, кто хочет сохранения и укрепления мира, не может не желать нормализации отношений между Советским Союзом и Германской Федеральной Республикой. В такой нормализации отпошений меж ду СССР и Германской Федеральной Рес публикой заинтересованы более всего на роды Советского Союза и Германии. Изве стно, что в годы, когда между нашими народами существовали дружественные от ношения и сотрудничество, обе страны из влекали для себя большую пользу. II, на оборот, враждебные отношения и войны между нашими народами, имевшие место в прошлом, приносили им неисчислимые бед ствия. лишения и страдания. В двух прошедших мировых войнах на ибольшие жертвы ионесли именно совет ский и германский народы. Потери наро дов Советского Союза и Германии в эгих войнах исчисляются миллионами людей и в несколько раз превосходят потери всех остальных государств, участвовавших в войне, вместе взятых. Руины городов, пе пелища деревень, уничтожение громадных богатств обоих народов — таковы были последствия войн между нашими государ ствами. Советское Правительство не может не обратить внимание Правительства Герман ской Федеральной Республики на то, что в настоящее время в определенных агрес сивных кругах некоторых государств вы нашиваются планы, направленные к то му, чтобы противопоставить Советский Союз и Западную Германию друг другу и помешать улучшению отношений между нашими странами. Осуществление планов этих агрессивных кругов может привести к новой войне, которая на этот раз неиз бежно превратила бы территорию Герма нии в иоле битвы и разрушения. Такая война на территории Германии с примене нием новейших средств массового уничто жения по своим последствиям была бы еще более жестокой и опустошительной, чем все прошлые войны. Нельзя допустить, чтобы события разви вались но такому пути. Грозящую опас ность можно предотвратить, если между нашими странами будут установлены нор мальные отношения, основанные на вза имном доверни и мирном сотрудничестве. Что касается Советского государства, то, несмотря на все причиненные ему бедствия во время минувшей войны, оно никогда не руководствовалось чувством ме сти по отношению к германскому народу. Об этом свидетельствует позиция Совет ского Союза, отвечающая коренным наци ональным интересам немецкого народа в решении германской проблемы в послево енный период, а также хорошие взаимоот ношения, установившиеся между Совет ским Союзом и Германской Демократиче ской Республикой, которые получают свое развитие на прочпой основе равноправия и невмешательства во внутренние дела. Советское Правительство исходит при этом из того, что установление и разви тие нормальных отношении между Совет ским Союзом и Германской Федеральной Республикой будет содействовать решению неурегулированных вопросов, касающих ся всей Германии, и должно будет тем са мым помочь разрешению главной общена циональной проблемы немецкого народа — восстановлению единства германского де мократического государства. Все это говорит о том, что нормализа ция отношений между нашими странами полностью соответствует не только наци ональным интересам Германии и Совет ского Союза, но и интересам укрепления мира и безопасности всех европейских го сударств. Советское Правительство придает важ ное значение также установлению более устойчивых отношений в области торговли между Советским Союзом и Германской Федеральной Республикой. В связи с этим уместно напомнить, что Советский Союз и Германия в прошлом вели между собой широкую взаимовыгодную торговлю, при чем товарооборот достигал порою одной пя той части всего внешнеторгового оборота как Советского Союза, так и Германии. В настоящее время Советский Союз под держивает широкие торговые связи с Гер манской Демократической Республикой. Торговля между СССР и Германской Феде ральной Республикой носит ограниченный и неустойчивый характер. Между тем, при наличии нормальных отношении между Советским Союзом и Германской Федераль ной Республикой имеются предпосылки для развития широкого товарооборота и ус тановления взаимовыгодных экономиче ских связей также между ними. Советский Союз, обладающий высокоразвитой про мышленностью и растущим сельским хо зяйством. считает возможным значительно повысить уровень своей торговли с запад ногерманскими фирмами, что не может не иметь важного значения, особенно в усло виях возрастающей экономической неус тойчивости в некоторых странах. Большую роль в нормализации отноше ний между нашими странами могут сы грать культурные связи. Научные, куль турные и технические связи между наро дами СССР и Германии имеют, как изве стно. давние традиции. Поддержание та ких связей обогащало духовную жизнь обоих народов, оказывая благотворное вли яние и на общее развитие европейской культуры. Естественно, что эти традиции могут и должны послужить делу разви тия научного, культурного и технического сотрудничества между обеими странами. Советское Правительство считает, что отмена так называемого оккупационного статута для Западной Германии, ограничи вавшего ее внешнеполитические связи, а таклсе издание Верховным Советом СССР Закона о прекращении состояния войны между СССР и Германией и об установле нии между ними мирных отношений — создают в настоящее время необходимые условия для нормализации и установления непосредственных отношений мел:ду Со ветским Союзом и Германской Федеральной Республикой. В соответствии с этим Советское Пра вительство предлагает Правительству Гер манской Федеральной Республики устано вить прямые дипломатические и торговые, а также культурные отношения между обеими странами. Считая желательным установление лич ного контакта между государственными деятелями обеих стран, Правительство Со ветского Союза приветствовало бы приезд в Москву в ближайшее время Канцлера Германской Федеральной Республики г-на К. Аденауэра и других представителей, ко торых Правительство Германской Феде ральной Республики пожелало бы напра вить в Москву, для обсуждения вопроса об установлении дипломатических и торговых отношений между Советским Союзом и Германской Федеральной Республикой и рассмотрения связанных с этим вопросов. 7 июня 1955 года». Сержанты и старшины непосре д стве не ые начальники солдат и матросов Вооруженные Силы Советского Союза призваны зорко охранять и надежно за щищать интересы социалистического госу дарства. быть всегда готовыми выполнить любое задание Коммунистической партии и Советского правительства по обеспечению безопасности нашей Родины. За состояние боевой и политической подготовки, за поддержание высокой воин ской дисциплины в своей части или на корабле отвечает ксмандир-единоначаль- ник. Оп возглавляет всю работу по поли тическому и воинскому воспитанию лично го состава. В своей деятельности команди ры опираются на помощь политорганов, партийных и комсомольских организаций. Советские Вооруженные Силы распола гают кадрами опытных, хорошо подготов ленных командиров. Самый многочислен ный отряд наших командных кадров со ставляют сержанты и старшины. Сержан ты в воинском подразделении и старшины на корабле — это ближайшие помощники офицеров, непосредственные начальники солдат и матросов. Сержантам и старшинам доверено боль шое государственное дело. Они командуют мелкими подразделениями и отвечают пе ред Родиной за обучение и воспитание сво их подчиненных, за их воинскую дисци плину, строевую выправку и опрятный внешний вид. за правильное использова ние и сбережение ими боевой техники и оружия. Командиры отделений, орудийных рас четов. боевых постов и экипажей прини мают самое деятельное участие в выращи вании стойких и умелых воинов, в фор мировании у них высоких морально-бое вых качеств. Они обучают подчиненных, воспитывают их в духе беззаветной пре данности Родине, Коммунистической пар тии и Советскому правительству, в духе верности Присяге, развивают у них чув ство личной ответственности за защиту социалистического Отечества. Сержанты и старшины выполняли важ ную роль в годы Великой Отечественной войны. Вдохновленные возвышенной идеей защиты социалистического Отечества, они под руководством офицеров умело коман довали своими мелкими подразделениями и в жестоких боях против врага показали личный пример безупречного выполнения воинского долга, отличное знание боевой техники и оружия, стойкость, мужество и отвагу. В дни героической обороны Сталингра да весь мир облетела весть о славном под виге гвардии сержанта Я. Павлова. С не большой штурмовой группой солдат он от бил у врага большой четырехэтажный дом и прочно закрепился в нем. 58 дней гвар дии сержант Павлов со своими солдатами удерживал обороняемый об’ект, героиче ски отражал натиск врага, сковывал его действия. Этот дом так и был назван «Домом Павлова». За проявленное муже ство и бесстрашие доблестному защитни ку Сталинграда гвардии сержанту Я. Пав лову было присвоено звание Героя Совет ского Союза. Замечательный пример воинской добле сти и отваги показал в бою# пулеметчик старшина 2 статьи Г. Куропятников. Сторожевой катер, на котором находился Куропятников, сопровождал транспорт с горючим и боеприпасами. Внезапно нале тели фашистские самолеты. Старшина Ку- ронятников героически отбивал атаки вра га. Осколком снаряда его тяжело ранило в руку, однако он не покинул боевого поста. От упавшего на катер снаряда загорелись лежавшие под брезентом дымовые шашки. Огонь угрожал находившимся рядом глу бинным бомбам. Оценив положение, Ку ропятников перегрыз зубами найтовы и сбросил горевшие шашки за борт. Катер и транспорт были спасены. Родина высоко оценила подвиг старшины 2 статьи Ку- ропятникова: ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Десятки тысяч сержантов и старшин проявили в боях за Родину непревзойден ный героизм, показали высокое боевое ма стерство. Они на деле были достойными помощниками офицеров, их верной опорой. Плодотворную работу сержанты и стар шины ведут в мирное время. Они обучают своих подчиненных военному делу, приви вают им любовь к службе, к своему ору жию, помогают совершенствовать боевое мастерство, воспитывают у них высокие морально-боевые качества. Помня о том, что важнейшим источни ком успехов наших воинов в бою и учебе служит их высокая политическая созна тельность, глубокая идейная убежден ность, сержанты и старшины помогают своим подчиненным овладевать политиче скими знаниями, готовиться к политза нятиям, раз’ясняют им вопросы политики нашей партии и правительства, задачи Советских Вооруженных Сил в современ ной международной обстановке. Многие сержанты и старшины являют ся помощниками руководителей групп по литзанятий. Благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства наши Вооруженные Силы оснащены новейшим оружием и боевой техникой. Управлять этой техникой, правильно и эффективно использовать ее в боевой обстановке могут только люди, в совершенстве знающие свое дело, натренированные, закаленные и физически выносливые. Именно таких во инов, знатоков своего дела, должны вос питывать командиры отделений, расчетов, боевых постов и экипажей. Кадры сержантов и старшин попол няются за счет наиболее подготовленных и опытных воинов, прошедших специальный курс обучения в учебных подразделениях. Чтобы быть настоящими начальниками и воспитателями солдат и матросов, сержан ты и старшины должны совершенствовать свои командирские навыки, овладевать ме тодами обучения и воспитания подчинен ных. Наиболее доходчивым методом обучения является практический показ. «Делай, как я», — говорит, например, старшина матросу и, встав на его боевой пост, лов ко и грамотно управляет сложной техни кой. Матрос видит каждое движение свое го старшего товарища, наблюдает работу опытного специалиста и старается ему подражать. Если на первой тренировке он не усвоил то, что ему показали, старшина тренирует его вновь до тех нор, пока ма трос не отработает упражнение в совер шенстве. Многие сержанты и старшины добились больших успехов в обучении и воспита нии подчиненных и пользуются заслужен ной славой в своих частях и на кораблях. В одной из частей, например, хороню зна ют сержанта А. Шунихнна. Это волевой, требовательный командир. За умелое вос питание подчиненных, примерную учебу и службу сержант Шумихин имеет не сколько благодарностей, сфотографирован при развернутом Знамени части и награж ден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. В дру гой части заслуженным авторитетом поль зуется сержант Чижаускас. Сочетая стро гую командирскую требовательность с ин дивидуальным подходом к подчиненным, с внимательным и заботливым отношением к ним, он добился того, что все солдаты его отделения стали отличниками боевой и политической подготовки. Немало хороших специалистов обучил и воспитал старши на 2 статьи Смирнов. Его боевой пост считается передовым и в самых сложных условиях похода успешно справляется со своими обязанностями. В любой части, на любом корабле мож но встретить командиров отделений и бое вых постов, хорошо усвоивших военное де ло и умело передающих подчиненным опыт обслуживания боевой техники. Обучение и воспитание солдат и матро сов требует от командира систематической подготовки. Чтобы сделать занятие инте ресным и содержательным, он должен мно го готовиться, читать учебные пособия, наставления, инструкции. Обучение под чиненных успешно пойдет в том случае, если командир, не полагаясь на свои ста рые знания, будет повседневно находить время для изучения техники и оружия, уставов и наставлений. Командир передового отделения старший сержант В. Шаповалов, делясь своим опы том, рассказывает: «Я перед кая;дымп занятиями тщатель но отрабатываю все то, чему предстоит обучить солдат. Вот как, например, я го товился к проведению очередных занятий ио огневой подготовке. Предстояло отрабо тать с солдатами приемы изготовки для стрельбы с колена. Прочитав соответству ющий материал в наставлении и учебнике для сержанта, я составил себе план за нятия. Потом несколько раз практически проделал каждый прием по элементам, про думывая при этом краткие об’яснения. Когда почувствовал, что действия отрабо таны четко, я попросил своего сослужив ца сержанта Ходченко проследить за точ ностью выполнения приема и сделать свои замечания. Все это принесло несомнен ную пользу. Не ограничиваясь знаниями и навыка ми, получаемыми на инструкторско-мето дических занятиях, я всегда накануне за нятий нрошу офицера проверить мою го товность обучать солдат. Однажды офицер проконтролировал, сумею ли я правильно показать обучаемым подход к начальнику и отход. Получилось не совсем гладко. Прикладывая руку к головному убору, я немного опаздывал с приставлением ноги. Недостаток, которого я не сумел обнару жить сам, был замечен глазом опытного офицера. Потренировавшись дополнитель но, я в совершенстве отработал данный элемент строевой подготовки». Большое значение в обучении людей имеет индивидуальный подход к ним. Сер жант и старшина должны знать, какие способности у подчиненного, его личные качества, достоинства и недостатки. Если кто из солдат или матросов отстал от сво их товарищей, командир должен обратить на него особое внимание, чаще спрашивать его и заниматься с ним дополнительно. Внимание к каждому воину, умение ви деть и поощрять его хорошие качества — непременное условие правильного руко водства командира своими подчиненными. Боевое мастерство воины приобретают и оттачивают на практических тренировках и занятиях. Командиры отделений, боевых постов, расчетов и экипажей правильно де лают, не допуская упрощенчества и по слаблений, скидок на трудности при вы полнении сложных задач и давая подчи ненным предельную нагрузку и боевое на пряжение. Это — самое верное средство совершенствования постоянной боевой го товности воинов. В своих рассказах о горячих днях боев наши фронтовики всегда с благодарно стью отзываются о младших командирах, которые в мирное время прнлол;или нема ло сил и энергии, чтобы обучить их воин скому мастерству. Герой Советского Сою за капитан Василий Литвинов на одной из встреч с солдатами говорил: «Нелегко дастся солдатская наука. Как сейчас, помню первые месяцы своей служ бы. Бывало на тактических занятиях на столько устанешь, что кажется — больше не способен совершить бросок в атаку. А командир отделения подает новую коман ду, заставляет вернуться назад, если не правильно передвигаешься от рубежа к рубежу. Признаться, мы немного обижались па требовательность командира, его стро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz