На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

I 8 июня 1955 г., ?fs 134 (5286). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Комсомольцы корабля Н. образцово вЬтолняли свои обязанности на походе ☆ Поражать воздушные цели на первом галсе Внезапно прозвучал сигнал тревоги. На боевые посты корабельных зенитчиков по­ ступила команда: — Внимательно наблюдать в ответст­ венных секторах! Самолет «противника» в воздухе. Через некоторое время на командный пункт поступает доклад с боевых постов: — Справа 40, угол места 15. Самолет, штурмовик. Не успел еще старшин матрос Донич закончить свои доклад, как на боевые, по­ сты подается команда: — По «штурмовику» справа... угол ме­ ста... дистанция... метров... скорость- метров в секунду... Командиры постов старшина 2 статьи Молев, старшин матрос Донич и другие быстро репетуют команды. Стволы орудий мгновенно разворачиваются в сторону це­ ли. Наводчики матросы Нецветаев, Вага­ нов и другие уверенно ловят цель. «Противник» не выдерживает интен­ сивного огня и отворачивает с боевого курса. Атака отбита. Звучит сигнал «Отбой учебно-боевой тревоги». Командиры боевых постов про­ водят разбор учения, вскрывают допущен­ ные ошибки, отмечают достигнутые успе­ хи. На основании полученных данных офи­ цер заключает: если бы это произошло в настоящем бою, цель была бы уничтожена на первом же галсе, на дальних подступах. И сомневаться в этом не приходится. В жизни зенитчиков недавно имел место та­ кой случаи. ...Резкий морозный ветер обжигает ли­ ца моряков. Корабль идет на выполнение задания командования. Личному составу группы зенитчиков в этом походе предсто­ ит выполнить стрельбу по внезапно поя­ вившемуся «противнику». Задача состоит в том. чтобы отстреляться с первого же галса. Прозвучал сигнал тревоги. Моряки бы­ стро заняли свои места. По небу текут об­ лака, которые и помогают «противнику» появиться неожиданно. Личный состав боевых постов, где командирами старшина 2 статьи Пван Молев и старший матрос Михаил Донич, внимательно наблюдает за воздухом в своих секторах. П вдруг вои­ ны увидели, как прямо по носу из обла­ ков вынырнул самолет с конусом. Па командпыи пункт быстро поступают до­ клады о замеченной цели. Оттуда на бое­ вые посты подается команда: — По конусу курсовой угол... места цели... дистанция... скорость... По готов­ ности открыть огонь! Командиры боевых постов репетуют команды. Наводчики быстро ловят цель. Сильный встречный морозный ветер, брыз­ ги режут глаза. Но не даром упорно тре­ нировались моряки. Заряжающие проталкивают патроны на лоток досылателей. А вот и долгожданным, самый ответственный момент. Наводчики, удерживая перекрестия нитей каллимато- ров на цели, нажимают на педали. Огнен­ ные трассы снарядов прорезают воздух и точно тянутся к цели. Но вот трасса по­ шла выше конуса. Командир орудия стар­ шин матрос Донич быстро вводит поправ­ ку в прицеле, и последующие очереди идут по цели. Стрельба окончена. Слышится только мерный свист ветра п дрожь палубы. На командный пункт поступают доклады о количестве выпущенного боезапаса. Ко­ мандир подразделения докладывает коман­ диру корабля: — Дисциплина огня соблюдена. А результаты? Пх все видели сами. Тут же по трансляции командир поздравляет зенитчиков с успешным выполнением ог­ невой задачи. Отличным действиям моряков предшест­ вовали упорные тренировки на боевых по­ стах. К ним комсомольцы и вся молодежь о т н о с и л и с ь с большим старанием. Был пе­ риод, когда матрос Анатолии Нецветаев показывал низкие результаты в обслужи­ вании техники. Все комсомольцы расчета, особенно тов. Молев, помогали ему. Тов. Молев, например, учил матроса точно на­ водить по цели, быстро заменять клин и ствол установки, умело выполнять другие приемы. После каждой тренировки он раз’яснял воину допущенные нм ошибки и отмечал его успехи. Нецветаев стал от­ личным наводчиком. Большую роль в повышении боеготов­ ности расчетов сыграла раз’яснительная работа коммунистов и комсомольцев. Так, один из активистов на боевых постах про­ вел беседу на тему: «Роль зенитной артил­ лерии в современной войне». Перед по­ следним учением старшие матросы Худя­ ков и Киптенков побеседовали с сослужив­ цами на тему: «В учении действовать, как в бою». Был выпущен боевой листок, в котором передовики делились свопм опы­ том. Старшина 1 статьи В. МУРЗЕНКО. Повышают классность по специальности Многие комсомольцы электромеханиче­ ского подразделения корабля являются классными специалистами. Это помогает им добиваться безаварийной работы тех­ ники в самых сложных условиях поход­ ной обстановки. ...На вахте у действующего котла — член ВЛКСМ старший матрос Кисель. Командир корабля приказал увеличить ход до самого полного, и вахтенный усилил бдительность. Ведь котел теперь работает на очень большой форсировке, нужно быть особенно внимательным. Вот стар­ ший матрос уловил не заметный для по­ стороннего человека подозрительпый шум в насосе, подающем воду в котел. Воин быстро принимает необходимые меры. Ме­ ханизмы снова гудят ритмично. Возможная задержка предотвращена. На этом же учении комсомолец Кисель еще раз показал свое умение владеть тех­ никой, бдительность и хорошую теоретиче­ скую подготовку. Он во-время обнаружил и заменил надтреснувшую трубку, чем предотвратил утечку воды из главного котла. В походе отличились высокой бдитель­ ностью также специалисты высокого клас­ са члены ВЛКСМ старшие матросы Пан­ крушин, Прокофьев, Бегунов и другие. За время своего существования корабль не имеет пе только аварий, по и сколько- нпбудь существенной поломки. Благодаря умелой эксплуатации техники воппы электромеханического подразделения систе­ матически экономят горючее. На достигнутых успехах моряки-комсо­ мольцы не останавливаются. Хотя до эк­ заменов на классность еще далеко, они постоянно помнят об этом приближающем­ ся событнп, сознают, что нельзя успешно овладевать техническими зпаниямп, не изучая постоянно технику в действии. К настойчивому повышению знаний по специальности воинов призывают коман­ дир, его заместитель по политической ча­ сти, партийпая п комсомольская организа­ ции. Однако в работе коммунистов и комсо­ мольцев по выращиванию мастеров воен­ ного дела имеются и недостатки. Отдель­ ные товарищи слабо помогают свопм со­ служивцам в борьбе за классность. Так, старшина 2 статьи Оболонский сам яв­ ляется специалистом первого класса, но среди его подчиненных классным специа­ листом стал лишь один человек. Старшие матросы Дюжев и Васнпов имели клас­ сную квалификацию, но потеряли ее вви­ ду того, что перестали работать над со­ бой*. Эти примеры — немногочисленны, но мимо них проходить нельзя. Коммунистам и комсомольцам надо больше проводить ве­ черов техники, устраивать обмен передо­ вым опытом, больше работать индивиду­ ально с каждым воином. Старший лейтенант И. ГРУЗЕВИЧ. НА СНИМКЕ: матрос Б. Гаврилов до­ кладывает на боевой пост об обнару­ женном им судне. Фото И. Никншова. ОТДЕЛЬНЫХ воинов скла­ дывается мнение, будто бы в связи с появлением новой боевой техники зрительные наблюдения и связь на ко­ раблях уходят в прошлое, становятся маловажными. Такие рассужде­ ния глубоко ошибочны. Наоборот, с ро­ стом значения фактора внезапности роль визуального наблюдения также возрастает. В подтверждение своих слов приведу неко­ торые примеры из недавнего трудного по­ хода. Э ти факты показывают, что комсо­ мольцы и все воины корабля глубоко соз­ нают ответственность за порученное им дело, дорожат чсстыо советского Военно- морского флага. Сигнальщики корабля несли на мости­ ке обычную вахту. Мимо то и дело сновали транспорты, рыболовные тральщики и шхуны. Молодой сигнальщик комсомолец матрос Гаврилов зорко всматривался и свои сектор наблюдения, как и его товари­ щи» не пропускал, не обшарив глазами, ни одного корабля. Иначе нельзя. Не исклю­ чена возможность, что на вид безобидное суденышко неожиданно окажется замаски- ВСЕ ВИДЕТЬ, ВСЕ ЗАМЕЧАТЬ, ОБО ВСЕМ ДОКЛАДЫВАТЬ рованнон подводной лодкой или торпед­ ным катером. Подкрадется оно таким обра­ зом поближе, внезапно атакует с корот­ кой дистанции. И тогда п и ш и , ч т о о т с и г - налился. Нельзя надеяться ни на какое судно. Даже на буксир и большой лихтер, ко­ торые уже в течение нескольких часов торчат на глазах, «топая» от одной сто­ роны горизонта в другую. Ничего подоз­ рительного за ними никто пока не наб­ людал. «А еслп посмотреть еще внима­ тельнее, всмотреться еще лучше...» — ду­ мает матрос Борис Гаврилов. II он делает весьма интересное открытие. — Товарищ старший лейтенант, — — докладывает он вахтенному офицеру. — А лихтер всо же подозрительный. — В чем именно? — Лихтер без машин, он движется с помощью буксира. А посмотрите: за лих­ тером след, как за винтовым_________ судном... Сразу же была сыграна боевая тревога. II не напрас­ но. Когда лихтер еще более приблизился, из-за его массив­ ного корпуса выскочили тор­ педные катера, готовые к на­ несению удара. Но на них уже были направлены орудия нашей корабельной артилле­ рии. Буксир и лихтер были свое­ временно замечены радиомет­ ристами. Дальномерщики по­ стоянно давали на командный пункт точное расстояние до них. Но самую существенную подробность в движущихся кораблях заметил не кто иной, как сигнальщик. Бдительности моряков, не­ сущих вахту на верхних от­ крытых боевых постах, не раз был обязан экипаж, ус­ пешно отразивший ' и ряд других атак «противника». Так, сигнальщики корабля комсомольцы старшие матросы Александр Никитенко, Александр Скробов и другие нередко выручают матроса, несущего вах­ ту на одном приборе. В походе они рань­ ше его обнаруживали появляющиеся на горизонте суда, давали приблизительные данные о них. Сигнальщики несли вахту в походе строго ио инструкции. Они, например, при вызове какого-либо об’екта сначала давали его позывные. Этого неопытные специали­ сты не делают, допуская большую ошиб­ ку. В бою, где участвует много кораблей, если не выполнишь это правило, тебя не поймут, не узнают, с кем ты хочешь раз­ говаривать. К аккуратности и четкости в работе следует приучать себя повседнев­ но, на каждом занятии, на каждом уче­ нии. Надо отметить, что поход явился па- НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи А. Петренчук (справа) и старший матрос А. Скробов на сигналь­ ной взхте. Фото И. Никишова. НА СНИМКЕ: старший матрос А. Ни­ китенко за передачей флажного семафо­ ра. Фото И. Никишова. стоящей школой не только для молодых матросов, но н для бывалых. Он был на­ сыщен тренировками по решению различ­ ного рода внезапно возникающих задач. И сигнальщики справились со своими обязан­ ностями. Хороший пример для своих сос­ луживцев подавали комсомольцы. Они с достоинством выполняли указания и со­ веты командира, который беседовал с лич­ ным составом перед выполнением задач. Командир подчеркнул, что в современном бою очень важно, кто первый откроет огонь. А это, в свою очередь, зависит и от сигнальщиков. В бою командиру необхо­ димо постоянно быть в курсе обстановки на море, знать наличие и движение сил противника п своих. В Зтом ему тоже обязаны помогать воины, ведущие визу­ альное наблюдение. С сигнальщиками беседовали замести­ тель командира корабля по политической части, командир подразделения, коммуни­ сты, что также способствовало повышению качества их службы. Старшина 2 статьи А. ПЕТРЕНЧУК, -М а с т е р c m во т о р п е д и с т о в Перед выходом в море командир прика­ зал приготовить торпеды к практическому выстрелу. Комсомольцы старшина 2 статьи Владимир Горбач, старшие матросы Юрий Рудаков и Николай Глуховцев отнеслись к этому делу, как всегда, по-серьезному. Все операции, все проверки торпеды они производили в строгой последовательности, при этом уложились в нормативное время. Моряки показали высокое мастерство, глу­ бокие знания своего оружия. Корабль в море. Цели и задачи похода командир довел до личного состава уже далеко от причала. Он ознакомил торпе­ дистов с их ролыо на учении, выразил уверенность, что они так же успешно спрдвятся с задачей, как справлялись раньше. А раньше, в зимний период, они выполняли стрельбы на «хорошо» и «от­ лично». Успехи достигнуты пе сразу и не легко. Ведь среди торпедистов имелись молодые матросы, и им нужна была большая по­ мощь. Комсомольцы и молодежь смело шли навстречу трудностям. У причала и на якоре они много внимания уделяли тео­ ретическому изучению специальности и тренировкам, а в море — закреплению достигнутых практических навыков. Член ВЛКСМ старшина Горбач тщательно анали­ зировал предыдущие тренировки и на занятиях основное внимание уделял устра­ нению недостатков. Он, например, много тренировал наводчиков, деятельность ко­ торых на боевом посту одно время желала много лучшего. Хорошая подготовка торпедистов заклю­ чается не только в отличных знаниях и натренированности. Пм необходима еще высокая морская выучка и физическая закалка. Например, комсомольцу старшему ма­ тросу Рудакову не один раз приходилось ловить торпеду после торпедной атаки в зимнее время. Несмотря па ветер, качку и сильный мороз, он быстро и уверенно ра­ ботал за бортом с торпедой, приготовляя се к под’ему на корабль. Этими же качествами обладают и другие моряки. В первое время службы комсомо­ лец Глуховцев плохо чувствовал себя в по­ ходе в свежую погоду. У него кружилась голова, терялся аппетит, появлялась общая слабость. Он был склонен полежать и счи­ тал это лучшим лекарством против мор­ ской болезни. Освободиться от этого недо­ статка ему помогли командир и комсомоль­ цы. Секретарь бюро ВЛКСМ тов. Мануй­ лов говорил молодому моряку: — Лучшее средство борьбы с морской болезнью — занятость работой. Увлечен­ ный делом, человек забывает про качку, а со временем и вовсе перестает замечать ее. Комсомолец Глуховцев, выслушав советы, стал придерживаться их. В настоящее вре­ мя он успешно выполняет в походной об­ становке все задачи, показывая стойкость, мужество и закалку. Как и члены ВЛКСМ Горбач и Рудаков, он теперь в самых труд­ ных условиях похода умело несет вахту, в шторм и качку чувствует себя бодро, уверенно преодолевает трудности. Такими торпедисты вышли в море. Пе­ ред учебной торпедной атакой тов. Гор­ бач еще раз проверил знание подчиненны­ ми своих обязанностей, умение бороться за живучесть матчасти, быстро устранять -----------Q ----------- Владеет двумя специальностями Командир машинного отделения старший матрос Владимир Лещук — специа­ лист первого класса. Это — немалое достижение моряка. Однако воин-комсомолец не успокоился на том, что научился хорошо эксплуатировать сложные механизмы, да­ ющие движение кораблю. Он решил овладеть еще одной специальностью — водолаз­ ным делом. — В современных условиях никакие вое-ппые зпанпя пе липши, тем более эти, водолазные, — сказал воин. Несколько месяцев занятий без отрыва от исполнения основных служебных обя­ занностей, любознательность и настойчивость принесли успех. В руках Владимира появились права на выполнение подводных работ. В период подготовки материальной части к плаванию старший матрос Лещук заметил, что сетка циркуляционного насоса чем-то забита. Наиболее подходящее средство избавиться от этого — спуститься за борт. Получив разрешение командира, Владимир так и сделал. Одев водолазный костюм, вооружившись необходимым ин­ струментом, он быстро подлез под днище корабля и устранил задержку. — Сетка циркуляционного насоса очищена, — доложил он офицеру, поднявшие па палубу. Член ВЛКСМ Владимир Лещук пользуется большим авторитетом среди личного состава. Он — отличник, имеет десять благодарностей от командования. Воин-активист часто беседует с матросами, передавая им свой опыт, раз’ясняя различные вопросы. Перед выходом корабля в море он. узнав у командира задачи, поставленные на время плавания, знакомил с ними своих сослуживцев. В походе вел разделительную работу в машинно-котельных отделениях. Старший матрос Владимир Лещук избран членом бюро и секретарем комсомоль­ ской организации подразделения. Старшина 2 статьи А. РЕЗНИЧЕННО. неисправности, заменить смежные боевые номера. Звучит сигнал тревоги. Комсомольцы- моряки заняли своп места. Корабль лег на боевой курс. На полную мощь работают двигатели, агрегаты, приборы, тор­ педный пост. С мостика по телефону пос­ тупила команда «Начать наводку!». На­ водчик Рудаков совмещает быстро бегаю­ щие пП шкале стрелки. Совместив стрелки, он докладывает: — Наводка выполнена! Короткая, как выстрел, команда: — Залп! Аппарат остановился, и торпеды поле­ тели в воду. Присутствующие с волнением на душе, со спокойным внешним видом смотрели за убегающими вдаль белыми по­ лосами. Онп тянулись к кораблю «против­ ника». Залп рассчитан правильно, наводка вы­ полнена точно. Белые дорожки возникли по ту сторону «неприятельского корабля». Торпеды прошли заданное расстояние... Так было в одном из предыдущих похо­ дов. На этот раз торпедисты повторили все операции, за исключением выпуска тор­ пед. На подведении итогов командир под­ разделения сказал: — Продолжительный поход дал хорошие практические навыки всем матросам и старшинам, особенно молодым торпедистам. Расчеты показали, что, еслп бы торпеды были выпущены, они бы прошли точно под целыо и на заданное расстояние. Отличным выполнением своих обязанностей вы еще раз продемонстрировали готовность дать сокрушительный отпор любому врагу. Успеху способствовала и раз’яснитель­ ная работа. Так, кандидат в члены КПСС старшина 2 статьи Тихон Филатов прово­ дил с торпедистами громкие читки статей о мужестве и отваге советских воинов, другие агитаторы устраивали беседы на­ коротке. Старшина 2 статьи Н. ЕСИПОВ. Они несли ходовую вахту бдительно, как в бою НА СНИМКАХ (слева направо): комсомольцы-артэлектрнкн старшие матросы Анатолий Асанин и Александр Агапитов; визирщик старший матрос Николай Яхонтов, дальномерщик старшина 2 статьи Алексей Сотсков; артэлектрикп старшина 2 ста­ тьи Виктор Чекмасов и матрос Виталий Макаров. * Фото И. Никншова. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz