На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 июня 1955 г., N° 133 (5285). От'езд из Бухареста Правительственной делегации Советского Союза БУХАРЕСТ. 5 июня. (ТАСС). Сегодня из Бухареста отбыла самолетом в Москву Правительственная делегация Советского Союза в составе тт. Н. С. Хрущева, Н. А. Булгащша и А. И. Микояна, находившая­ ся в Румынии с официальным дружествен­ ным визитом по приглашению Румынского правительства и Центрального Комитета Румынской рабочей партии. На аэродроме делегацию провожали Председатель Совета Министров Румынской Народной Республики Г. Георгиу-Деж, Председатель Президиума Великого Нацио­ нального собрания Петру Гроза. Первый секретарь ЦК Румынской рабочей партии Георге Апостол, члены Политбюро ЦК Ру­ мынской рабочей партии Иосиф Кишинев­ ский, Киву Стойка. Александру Могиорош, Мирон Константинеску. Эмиль Боднараш, Константин Пзралес. Петре Борила. кан­ дидаты в члены Политбюро Д. Колиу, Н. Чаушеску и А. Дрэгич. секретарь ПК Румынской рабочей партии Я. Фазекаш. председатель Генерального совета АРЛУС академик К. И. Пархон, члены ЦК Румын­ ской рабочей партии, министры и другие официальные лица, редактор газеты «За прочный мир, за народную демократию!» академик М. Б. Митин, а также прибыв­ шие с дружественным визитом в Румынию Первый секретарь ЦК Венгерской партии трудящихся Матиас Ракоши, Председатель Совета Министров Венгерской Народной Республики Андраш Хегедюш, Первый се­ кретарь ЦК Коммунистической партии Че­ хословакии Антонин Новотный и секре­ тарь ЦК Коммунистической партии Чехо­ словакии Пржи Гендрих. Советскую правительственную делега­ цию провожали также временный поверен­ ный в делах СССР в Румынии П. С. Де-* душкин и ответственные сотрудники со­ ветского посольства, а также главы и члены посольств и миссий, аккредитован­ ные в Бухаресте. Проводить советских гостей на аэро­ дром прибыли со знаменами, портретами и плакатами многие тысячи трудящихся ру­ мынской столицы. Пионеры преподнесли товарищам Н. С. Хрущеву, Н. А. Булгани­ ну и А. П. Микояну букеты живых цве­ тов. Аэродром был украшен государственны­ ми флагами Советского Союза и Румын­ ской Народной Республики. При проводах гостей был выстроен почетный караул и были исполнены государственные гимны СССР и Румынской Народной Республики. Возвращение в Москву Правительственной делегации Советского Союза 5 июня возвратилась в Москву после переговоров с Правительством Федератив­ ной Народной Республики Югославии Пра­ вительственная делегация Союза Совет­ ских Социалистических Республик в со­ ставе члена Президиума Верховного Сове­ та СССР и Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева (глава делегации), Предсе­ дателя Совета Министров СССР Н. А. Бул­ ганина, Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР А. П. Микояна (остальные члены Правительственной де­ легации возвратились в Москву раньше). Товарищи Н. С. Хрущев, Н. А. Булга­ нин и А. П. Микоян по пути из Белграда .в Москву посетили гг. Софию и Бухарест, где имели обмен мнениями с Правительст­ вами Народной Республики Болгарии и Ру­ мынской Народной Республики, а также находящимися в Бухаресте делегациями Венгерской Народной Республики и Чехо­ словацкой Республики. На аэродроме в Москве Правительствен­ ную делегацию Советского Союза встреча­ ли товарищи К. Е. Ворошилов, Л. М. Кага­ нович. Г. М. Маленков, В. М. Молотов, М. Г. Первухин, М. 3. Сабуров, П. Н. По­ спелов, М. А. Суслов, члены Центрального Комитета КПСС, заместители Председателя Совета Министров СССР, министры СССР, Маршалы Советского Союза, ответственные работники Министерства Иностранных Дел СССР. Министерства Обороны СССР, руко­ водители Моссовета. МК и МГК КПСС, а также временный Поверенный в делах Фе­ деративной Народной Республики Югосла­ вии в СССР Б. Осолник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынской Народной Республики в СССР И. Раб и сотрудники Посольств этих стран. (ТАСС). ВЬюокие показатели в труде Воины отделения младшего сержанта Пронченко настойчиво борются за досроч­ ное выполнение производственных зада­ ний. Месячный план они реализовали на 180 процентов. Главными условиями высокой выработ­ ки являются правильная организация тру­ да, рациональное использование рабочего времени, строгий учет выполненных зада­ ний. Бригада младшего сержанта Пронченко не имеет постоянной работы. Но бригадир стремится заблаговременно узнать, чем они будут заниматься в ближайшие дни. Получив задание, Пронченко знакомит воинов с нормами и расценками. На об’ект бригада Пронченко прибывает за 10—-15 минут до начала рабочего дня. Строители готовят рабочее место, полу­ чают инструмент и организованно присту­ пают к делу. Весь день они трудятся на­ пряженно, отдыхая через определенное время. Непримиримое отношение создается к тем, кто нарушает воинскую дисциплину, не с полной отдачей сил работает на про­ изводстве. Так, одно время имел замеча­ ния рядовой Чухрай. С ним побеседовал бригадир-комсомолец Пронченко, который указал ему на недостатки и посоветовал, как устранить их. Заканчивая беседу, Пронченко сказал: — Коллектив недоволен вашей работой и поведением. Советую серьезно подумать об этом. На него воздействовали и сослуживцы. После этого рядовой Чухрай стал тру­ диться лучше. Недавно за хорошую рабо­ ту и примерную дисциплину ему была об’явлена благодарность. Бригада младшего сержанта Пронченко не только борется за высокую выработку, но бережно хранит инструмент и по-хо­ зяйски расходует строительные материа­ лы, выпускает продукцию только хороше­ го качества. В настоящее время воины бригады Пронченко настойчиво борются за новые, более высокие производственные показате­ ли. ■ Лейтенант И. ВАСИЛЕНКО. Вахтенный офицер подводной лодки Отделение об'явлено передовым Умело обучает и воспитывает подчи­ ненных командир отделения младший сер­ жант Павличенко. Он помогает воинам изучать технику, отрабатывать практиче­ ские навыки, приучать их к точному соб­ людению распорядка дня, растпт верных защитников Родипы. Кропотливая работа младшего сержан­ та Павличенко с подчиненными принесла положительные результаты. Воины отде­ ления неплохо изучили вверенную тех­ нику и грамотно эксплуатируют ее. Недавно командир об’явпл отделение младшего сержанта Павличенко передовым в подразделении. Матрос Н. КОРЕВИН. Приняв ходовую вахту согласно Кора­ бельному уставу, старший лейтенант Глу- гаков доложил об этом командиру и при­ ступил к выполнению своих обязанностей. Подводная лодка, грузно переваливаясь с одного борта на другой под тяжестью мор­ ских волн, держала курс в открытое море. Офицер Глушков бдительно наблюдал за обстановкой, контролировал несение вах­ ты моряками. Дел у вахтенного офицера много. Он является непосредственным помощником командира в вопросах маневрирования, обеспечения безопасности плавания. Глуш­ ков принимает доклады, дает указания рулевому. Вот сигнальщик матрос Цупрпй во-время не доложил о плавающем пред­ мете. Офицер сделал ему замечание. Погода с каждым часом ухудшалась. Порой налетали заряды. Метеорологиче­ ские условия требовали от каждого моря­ ка повышенной бдительности, четкого вы­ полнения своих обязанностей. Вахтенный офицер напомнил об Ьтом воинам, несущим ходовую вахту. — ...Справа... дистанция... — доложил матрос Цуприй. Глушков поднес к глазам бинокль. Ему не стоило большого труда определить ошиб­ ку сигнальщика. Он неправильно доложил тип корабля. Старший лейтенант вновь сделал воину замечание и потребовал от него лучше изучить силуэты кораблей. По тому, как офицер Глушков правит вахту, видно, что он неплохо знает район плавания. Но командир и этот поход ис­ пользовал для привития навыков ориен­ тировки, выработки глазомера, способно­ сти действовать решительно и смело. Он приказал старшему лейтенанту выпол­ нить маневр. А сам внимательно следил за работой вахтенного. Глушков четко вы­ полнил поворот; Затем вахтенному офицеру пришлось оп­ ределять место корабля. Это — нелегкое дело для моряка в нашем море, имеющем множество сходных скал, заливов и бере­ говых очертаний. С этой задачей офицер справился успешно. Перед спуском в отсек командир дал старшему лейтенанту Глушкову ряд сове­ тов и приказал при встрече с каждым ко­ раблем и изменением обстановки доклады­ вать. Вахтенный офицер строго следовал указаниям командира. Он знает, что в мо­ ре могут быть всякие неожиданности, к ним нужно быть всегда готовым, чтобы своевременно прпнять правильное реше­ ние. Глушков помнит немало случаев, когда в годы Великой Отечественной вой­ ны от вахтенного офицера требовались ис­ ключительная выдержка и хладнокровие в действиях. Один из примеров невольно всплыл в его сознании. Командир одного из кораблей во время боя был ранен. Он оставался на мостике, но временами терял сознание. На вахтен­ ного офицера Мелешкнна легла огромная ответственность. Сигнальщик доложил вах­ тенному офицеру о том, что видит след торпеды. В этих условиях Мелешкнн не растерялся, быстро подал нужную коман­ ду и умело осуществил маневр, спасший корабль от гибели. Вражеская торпеда прошла мимо. Отличную выучку, высокую натренированность, способность принят! правильное решение в сложной обстановке проявил в бою вахтенный офицер Мелеш- кин... С уходом командира с мостика офицер Глушков почувствовал еще большую от­ ветственность за порученное дело. Он до­ бросовестно выполнял свои служебные обязанности, точно вел корабль в задан­ ный район. Он был уверен в силе и спо­ собности моряков, несущих ходовую вах­ ту, в их готовности преодолеть любые трудности походно-боевой жизни. Моряки четко выполняли все приказания, обеспе­ чивали корабль заданным ходом, зритель­ ной и радиотехнической связью. Мастерство, морские навыки дались офицеру Глушкову нелегко. Много труда отдал он изучению района плавания. На первых порах Глушков делал так. Узнав о предстоящем походе, брал карту, изучаз ее, запоминал очертания берега, знака. А в море, с помощью командира, примечал отличительные особенности берегов, сли­ чал их с картой. В самостоятельном уп­ равлении кораблем немалую роль для Глушкова сыграла кропотливая работа над собой. Он детально изучал устройство под­ водной лодки, инструкции и наставле­ ния, много тренировался. Здесь командир давал ему различные вводные по маневру корабля, контролировал их выполнение. Если старший лейтенант допускал ошибку, то командир разбирал ее, рассказывал, по­ казывал, как нужно было сделать в том или ином случае. Систематические трени­ ровки дали Глушкову твердые практиче­ ские навыки. Особенно трудно Глушкову давалось ус­ воение элементов торпедной атаки. На за­ нятиях командир повторял с Глушковым пройденные вопросы и напоминал, что к тренировкам в кабинете нужно относить­ ся с полной серьезностью. П офицер в свободное время каждый «бон» повторял, чертил его на бумаге, глубоко запечатле­ вал в памяти. Теоретические знания Глуш­ ков закреплял в походах, закалял свои ор­ ганизм в преодолении встречающихся трудностей. ...На мостик поднялся молодой офицер. Фоптапы брызг заливали вахтенного офи­ цера и сигнальщика. Навстречу кораблю шла туча. «Будет снежный заряд», — подумал Глушков и приказал сигналыцнку усилить наблюдение, быть еще более бдительным. Через некоторое время налетел снеж­ ный заряд.’ Мокрый снег неприятно хле­ стал по лицам вахтенного и сигнальщика. Но приказанию • Глушкова был уменьшен ход корабля, и через определенное время давались туманные сигналы. — Ну и погодка, — сказал молодой офицер. — То, что нужно для закалки, — ко­ ротко ответил Глушков. Действительно, морская закалка, высо­ кие морально-боевые качества выковы­ ваются в море, когда приходится преодо­ левать встречающиеся трудности, когда боевая учеба проводится систематически и с полным напряжением сил. Глушкову приходилось не раз нести вахту в сильный шторм. Однажды, когда огромные волны бурлящего мо­ ря с силой обрушивались на корабль, заливали мостик и находящихся на нем моряков, офицер Глушков с биноклем и руках стоял на мостике. Огромная волна, поднявшись выше мостика, обрушилась на подводника. Офицер цепко схватился за поручень н выдержал напор воды. Опра­ вившись от удара, Глушков выжал шапку от студеной соленой воды и снова продол­ жал править вахту в строгом соответст­ вии с требованиями устава. Так он‘ мок­ рый отстоял на мостике до конца смены. Когда его спросили, почему он не сказал об этом, офицер ответил: — На войне будет труднее... Старший лейтенант Глушков лучшим вахтенным офицером Командир поручает ему нести наиболее от­ ветственные вахты, и он с порученными обязанностями отлично справляется. Офи­ цер Глушков не довольствуется только личными успехами, но и передает своп знания, накопленный опыт молодым офи­ церам. Он словом и делом помогает им об­ разцово править службу. ...Время вахты приближается к концу. Пришла смена. Сдав свои обязанности, Глушков утомленный, но довольный спу­ стился по трапу. Еще бы! Ведь эта вахта, как и всякая, явилась для него но­ вым шагом в совершенствовании боевого мастерства. В течение всего похода стар­ ший лейтенант Глушков выполнял свои обязанности так. как требуют интересы защиты Родины, повелевает воииский долг. * Лейтенант А. АВЕРИЧЕВ. является корабля. Прославленный герой гражданской войны (К 60-летию со д н я рождения Н. А . Щорса). Сколько прекрасных песен сложил наш на­ род о героях граждан­ ской войны! И среди них немало песен по­ священо славному сыну Родины, талантливому полководцу Н. А. Щор­ су. Николай Александро­ вич Щорс родился 6 ию­ ня 1895 года в семье железнодорожника в по­ селке Сновск, Чернигов­ ской области. Сейчас поселок переименован в город Щорс. Окончив железнодорожное учи­ лище, в возрасте 15 лет он поступает в Киев­ скую военно-фельдшер­ скую школу. В эти годы Щорс приобщается к подпольной работе боль­ шевиков. Во время первой ми­ ровой войны, уже окон­ чив школу прапорщи­ ков, Щорс был ранен и заболел туберкулезом. Сразу же после Фев­ ральской революции он отдается весь агитаци­ онной работе среди сол­ дат и избирается в армейский комитет. В начале 1918 года Щорс возвращает­ ся в свой родной Сновск. Когда войска немецких оккупантов вторглись на землю молодой Советской республики, он создает в местечке Семеновка Новозыбковского уезда красногвардейский отряд, который активно действовал против оккупантов. После заключения Брестского мира Щорс некоторое время работал на Восточном фронте в тылу у белогвардейцев. В июле 1918 года Щорс был вызван в Москву, принят В. II. Лениным. Вскоре он уезжает на Украину и создает из разроз­ ненных партизанских отрядов регулярный полк, получивший название Богунского. Твердой рукой Щорс наводит среди добро­ вольцев железный революционный поря­ док. В начале октября 1918 года богун- цы в торжественной обстановке приняли революционную присягу. Щорс первым подписался под ее текстом. Вскоре полк стал одной из самых лучших частей в молодой Советской Армии. Вместе с Таращанским полком богунцы начали освободительное наступление. 13 декабря 1918 года были заняты Клин- цы, затем Седиев, Чернигов. Население горячо поддерживало своих освободителей. Количество добровольцев росло. Большое внимание уделял Щорс поли­ тической работе среди воинов. Коммуни­ сты, партийные организации были надеж­ ной опорой командира. Щорс посылал ком­ мунистов на самые трудные и ответствен­ ные участки фронта. Николай Александрович Щорс. (Фотохроника ТАСС). Наступление революционных войск ус­ пешно развивалось. 5 февраля 1919 года был освобожден Киев. Вскоре — Фастов. 6 марта Щорс вступил в командование вновь созданной Первой Советской Укра­ инской дивизией. Дивизия успешно про­ двигалась на запад, освобождая от врагов родные земли. Как командир, Щорс пользовался непре­ рекаемым авторитетом, его любили, за ним шли и побеждали. Он был тесно связан с воинами, постоянно общался с массами. 30 августа 1919 года в ожесточенных боях с петлюровцами и белополяками Ни­ колай Александрович Щорс погпб от вра­ жеской пули. Весть о гибели потрясла всех. Многие бойцы я командиры, суровые и твердые люди, плакали, как дети. Богунцы с еще большей ненавистью к врагу шли в реши­ тельное наступление. Щорс — один из любимых народных героев, выдающимся организатор Совет­ ской Армии. В годы Великой Отечествен­ ной войны его именем назывались парти­ занские отряды, успешно действовавшие в тылу гитлеровцев. Имя героя носят ныне фабрики и колхозы, школы и клубы. В Кратком курсе истории нашей пар­ тии говорится, что одной из причин побе­ ды молодой Советской республики над объ­ единенными силами интервентов и бело­ гвардейцев является то. что в рядах Со­ ветской Армии «боролись такие герои-са­ мородки. как Котовский, Чапаев, Лазо, Щорс, Пархоменко и многие другие». -о------ По следам наших выступлений «ПРОТИВ НЕДООЦЕНКИ СБОРНОГО БЕТОНА И ЖЕЛЕЗОБЕТОНА» Так называлась корреспонденция В. Дол­ гова, опубликованная в нашей газете 18 мая с. г. Начальник Строительно­ го управления сообщил редакции, что статья обсуждена на совещании инженер­ но-технических работников. Критика при­ знана правильной. Приказом по управле­ нию на виновников брака тт. Кунцсвича, Копылова н Матвеева наложено взыска­ ние. Некачественно выполненные работы переделаны, и затраты по переделке в сумме 1.072 рубля взысканы с виновни­ ков. Мастер Матвеев от работы на строи­ тельстве дома Л» 1G отстранен. По следам неопубликованных писем В присланном в редакцию письме воен­ кор жаловался на работу продавца Тихо­ новой, на отсутствие в продаже необходи­ мых товаров. На копию этого письма начальник Се­ вероморского отделения Военторга сообщил. что изложенные военкором факты под­ твердились. За нарушение правил торгов­ ли и отсутствие ассортимента товаров ка продавца Тихонову наложено администра­ тивное взыскание. Товароведам дано ука­ зание взять под особый контроль работу данного ларька. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Народ решающая сила истории Человеческое общество развивается по восходящей линии, оно движется от ста­ рого к новому, от низшего к высшему. На заре своей истории, в древние вре­ мена люди жили в условиях первобытно­ общинного строя, где еще не было част­ ной собственности на средства производст­ ва. Первобытно-общинный строй в даль­ нейшем сменился более высоким для того времени рабовладельческим строем. Мино­ вали многие сотнп лет, и рабовладельче­ ский строй окончательно изжил себя, его сменил феодальный строй, который по уровню развития производства представ­ лял шаг вперед. Затем па смену феодаль­ ному строю пришел капитализм. В нашей стране рабочие и крестьяне прогнали помещиков и капиталистов, взя­ ли власть в свои руки, уничтожили ча­ стную собственность на средства произ­ водства, эксплуатации человека челове­ ком, стали полными хозяевами своей судь­ бы. .V нас утвердился новый обществен­ ный строй — социализм. По социалисти­ ческому пути, впервые проложенному со­ ветскими людьми, идут ныне трудящиеся великого Китая, европейских стран на­ родной демократии. Все это говорит о том, что общество не стоит на месте, оно движется вперед, развивается. Смена одной общественно­ экономической формации другой происхо­ дит революционным путем. За свою многовековую историю челове­ чество создало огромные материальные ценности. Великие успехи достигнуты и в области развития духовной культуры. Куда бы мы ни обратили свой взор, везде и во всем виден несомненный прогресс, движение вперед, от низшего к высшему. Что же является главной силой, двига­ ющей вперед общественное развитие? Отвечая на этот вопрос, буржуазные философы, социологи, историки говорят, что история общества — это якобы ре­ зультат деятельности великих личностей, к которым прислужники капитала относят царей, королей, законодателей, завоевате­ лей, видных представителей науки и тех­ ники. Народные же массы, по их мнению, — это сырой материал, который может быть пущен в дело лишь по воле «избран­ ных», выдающихся лпчностей. Идеологи буржуазии делали и делают все возможное для того, чтобы принизить роль народа в общественном развитии, доказать, что удел простых людей, то есть трудящихся масс, — безропотно ид­ ти туда, куда их поведут правители, за­ воеватели. Эксплуататоры и их прислуж­ ники клевещут на людей труда, изображая их грубой разрушительной силой, лишен­ ной разума, воли. До революции в России подобные взгля­ ды проповедовали народники, а затем эсе­ ры. Они сочинили лживую теорию об ак­ тивных «героях» п пассивной «толпе». Суть этой теории заключалась в том, что народные массы не способны будто бы к сознательным, организованным действиям, к историческому творчеству, что только отдельные «критически мыслящие лично­ сти», подвиги героев-одиночек могут яко­ бы оказать влияние на ход истории. Про­ паганда этих антинаучных взглядов тор­ мозила развитие революционной инициати­ вы п активности широких масс. В наше время прислужники американ­ ского империализма, всячески оправдывая его стремление к завоеванию мирового господства, утверждают, что массы якобы не могут играть и не играют никакой ак­ тивной роли в общественном развитии, что. дескать, историю двигают вперед магнаты капитала — крупнейшие капи­ талисты, миллиардеры, ибо опп занимают господствующее положение в капитали­ стическом обществе и будто им свыше предопределено вершить судьбами мира. Эти рассуждения не имеют ничего об­ щего с наукой. Они лишь показывают, с каким презрением относится буржуазия к народу, какую животную ненависть она питает к простым людям — трудящимся. Единственно верный ответ на вопрос о том, кто является решающей силой исто­ рического развития, дает марксизм- ленинизм — идеология рабочего класса, трудящихся масс. Марксизм-ленинизм учит, что история общества есть прежде всего пстория сменяющих друг друга спо­ собов производства, способов добывания материальных благ (пищи, одежды, топ­ лива, жилищ и т. д.), необходимых для того, чтобы общество могло жить, разви­ ваться. А создает эти блага для жизни общества не кто иной, как народ, трудя­ щиеся массы. Трудовая деятельность на­ рода — это основа основ существования п развития общества. Стало быть, псто­ рия общества есть вместе с тем история творцов жизненных благ, история наро­ дов, а трудящиеся являются главной, ре­ шающей силой общественного прогресса. Вот почему наша партия в своей прак­ тической деятельности всегда исходила и исходит прежде всего из законов разви­ тия производства, из потребностей и ко­ ренных интересов жизни и борьбы трудя­ щихся масс, а не из отвлеченных «прин­ ципов человеческого разума» и л и пожела­ ний отдельных выдающихся личностей. Марксизм-ленинизм решительно отвергает идеалистический культ личности, который принижает роль трудящихся, роль Комму­ нистической партии в жизни общества. В чем же конкретно проявляется роль народа в истории? Прежде всего в том, что он двигает вперед орудия производства, обеспечива­ ет постоянное развитие производительных сил. Только благодаря усилиям народных масс стало возможным непрерывное разви­ тие и совершенствование орудий произ­ водства — от грубых каменных орудий, которыми пользовался первобытный чело­ век, до современной крупной машинизи­ рованной промышленности. В течение мно­ гих веков трудящиеся массы в процессе добывания материальных благ постепенно вносили мелкие, на первый взгляд, незна­ чительные изменения, усовершенствования в орудия труда, в способы обработки сырья. Эти нововведения вели к коренным изменениям, революционным переворотам в производственном процессе. В борьбе за подчинение сил природы, в процессе об­ щественного производства вместе с разви­ тием общества происходит развитие н со­ вершенствование самих людей, являющих­ ся главным элементом общественных про­ изводительных сил. Народным массам принадлежит решаю­ щая роль также во всех социальных ре­ волюциях, великих исторических движе­ ниях в прошлом и в настоящем. В экс­ плуататорском обществе непримиримая борьба масс против реакционных, отжив­ ших общественных порядков, против ре­ жима классового и национального гнета является движущей силой общественного развития. Революционная борьба народных масс уничтожает устаревшие порядки в экономической и политической жизни об­ щества, сметает с пути реакционные силы и дает выход прогрессивным обществен­ ным классам. Так, благодаря революцион­ ной борьбе масс было в свое время унич­ тожено рабовладение, а затем в подавляю­ щем большинстве стран были уничтожены феодальные порядки, хотя плоды побед народа как в первом, так и во втором слу­ чае захватили сменившие друг друга у кормила власти эксплуататорские классы. В. И. Ленин особенно высоко оценивал историческое творчество и самодеятель­ ность масс в революционную эпоху. «Ре­ волюции. — писал он, — праздник угне­ тенных и эксплуатируемых. Никогда мас­ са народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В та­ кие времена народ способен на чудеса...» (Соч., т. 9. стр. 93). Творчество, революционная инициати­ ва и самодеятельность масс во много раз возрастают в эпоху капитализма и осо- оенно в последнюю, империалистическую стадию его развития. Это связано с тем, что классовые противоречия в обществе принимают глубокий, острый характер, они до предела обнажаются, а в авангарде борьбы трудящихся против наемного раб­ ства, нищеты и бесправия становится са­ мый революционный класс общества — пролетариат, руководимый партией ком­ мунистов. Известно, что рабочий класс, народные массы России выступили боевой, ударной силой в первой революции эпохи импери­ ализма — в русской революции 1905 — 1907 гг., пятидесятилетие которой широко отмечается в этом году. Ярким показателем великой творческой роли рабочего класса и всех трудящихся в общественном развитии, в политической жизни явилась Великая Октябрьская со­ циалистическая революция. В огне этой революции народы нашей страны уничте- жили ненавистный трудящимся эксплуа­ таторский буржуазно-помещичий строй, под руководством Коммунистической пар­ тии заложили основы нового, социалисти­ ческого общества. Марксизм учит, что трудящиеся массы являются не только творцами материаль­ ных богатств, необходимых для существо­ вания общества, и движущей силой ре­ волюции; народу принадлежит также оп­ ределяющая роль в создании и умножении духовной культуры. Великий совет­ ский писатель А. М. Горький вдохновен­ но говорил, что народ — «первый но времени, красоте и гениальности творче­ ства философ и поэт, создавший все ве­ ликие поэмы, все трагедии земли и ве­ личайшую из них — историю всемирной культуры». II это действительно так. Возьмем, например, такое орудие чело­ веческого общения, как язык. Кто его соз­ дал? Его создал народ. Язык является важнейшим средством развития мышления людей, иод’ема их духовной культуры. Не короли, монархи, завоеватели, а народные массы обогащают, двигают вперед язык. II в этой области народу прпнадлел;ит ре­ шающая роль. В процессе трудовой деятельности на­ родные массы слагали прекрасные песни, былины, чудесные сказки. Народ дал заме­ чательные образцы музыки и танца, ко­ торые, обогащаясь и развиваясь, передава­ лись из поколения в поколение, из века в век. Творчество народа является базой для развития художественной литературы и искусства. Из этой вечно живой сокровищ­ ницы народного творчества черпают своп лучшие произведения знаменитые поэты, художники, музыканты всех времен и народов. Убедительное тому доказательст­ во — творчество Пушкина и Лермонтова, Бальзака и Мопассана, .Глинки и Чайков­ ского и других выдающихся деятелей ли­ тературы и искусства. Стало быть, исторический опыт, сама жизнь подтверждают марксистское учение о том. что подлинным творцом истории, создателем всех материальных и культур­ ных ценностей, решающей силой в жизни общества является народ, трудящиеся мас­ сы.^Именно они, без шума и треска строя­ щие заводы и фабрики, шахты и железные дороги, обрабатывающие поля, производят хлеб, добывают топливо, возводят жили­ ща, создают все блага жизни, кормят и одевают весь мир. Их «скромный» и «не­ заметный» труд является на самом деле трудом великим и творческим, решающим судьбы истории. В эксплуататорском обществе, и в осо­ бенности в условиях капитализма, народ­ ные массы — действительные творцы ма­ териальных и духовных богатств — ли­ шены возможности пользоваться плодами своего тру^а. Буржуазия держит трудя- щихся в оковах эксплуатации, она обре­ кает их на голод, нищету, болезни и преж­ девременную смерть. Капиталисты всяче­ ски оттесняют рабочих и крестьян от нау­ ки, образования, занятия литературой, ис­ кусством, от участия в политической жиз­ ни. В этом проявляется глубоко реакци­ онный характер буржуазного строя. Уроки истории красноречиво свидетель­ ствуют о том, что народным массам при­ надлежит решающая роль и в войнах. Ни одно государство, ни одно правительство не в состоянии создать необходимой бое­ вой военной силы без народа. Основную массу людей в любой действительной ар-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz