На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
5 июня 1955 г., № 132 (5284). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Т Е А Т Р У С Е В Е Р Н О Г О Ф Л О Т А — 2 0 Л Е Т Всю силу искусства—коммунистическому воспитанию моряков » Старейшие работники флотского театр Слева направо: главный режиссер заслуженный артист РСФСР Исай Борисович Шойхет, заслуженные артисты РСФСР Сергей Григорьевич Аханов и Василий Михайло вич Деньгин. Фото И. Никншова. Быть достойными советской культуры Гигант Шекспир на сцене провинциального театра! Где-ни будь в Стретфорде, на родине великого английского драматурга несказанно удивились бы, узнав об этом. А у нас в стране во многих областных и городских театрах идут с большим успехом «Гамлет», «Отелло», «Леди Макбет». II наш флотский театр тоже поставил «Отелло» Шекспира. Образы Отелло в исполнении заслуженного артиста РСФСР С. Простякова, Яго — артистов А. Фролова и В. Сидорова, Дез демоны — в исполнении И. Рижской интересны, ярки и остав ляют большое впечатление у зрителей. Поставил театр и ряд других классических зарубежных и русских и советских пьес. Многие из них были успешно раз решены. Все это говорит о томч что наш флотский театр имеет в своем коллективе талантливых актеров, художников, которые могут создавать нужные и хорошие спектакли. Хочется пожелать коллективу нашего театра, чтобы все его работы были одинаково на высоком идейно-художе ственном уровне и спектакли, готовящиеся театром параллель но с основной постановкой, не страдали от этого качественно, как это случилось, например, с постановкой комедии Гоголя «Женитьба». Еще более досадно, когда в театре, основным нап равлением работы которого должна быть военная тема, тема флота, некоторые спектакли делаются наспех, с непродуманным подбором исполнителей. Театру в своей работе следует быть ближе к флоту, к его интересам, к его жизни. Ему надо работать с авторским акти вом на флоте, воспитывать своих драматургов. Репертуар нашего театра должен быть богатым. Нам нужны спектакли, освещающие все стороны жизни советского общест ва. Хотелось бы видеть спектакли, воспитывающие бдитель ность, разоблачающие поджигателей новой войны. I] еще несколько слов исполнителям. Побольше простоты, скромности, товарищи! Побольше настоящего творческого го рения! Пусть вам благородным примером будут великие рус ские актеры — Мочалов, Щепкин, Ермолова, Комиссаржевская, Москвин, Качалов. Будьте достойны великой русской театраль ной культуры. Офицер Е. ХРУСТАЛЕВ. Р е ш а ющ е е с л о в о Североморцы о своем флотском театре Помните: зритель требователен! Благородно призвание советского артиста, ответ ственна его деятельность. Флотский зритель — стро гий и требовательный судья, он искренне рад творческим удачам теат рального коллектива, но и глубоко огорчается, увидев неудачи тех или иных ар тистов. Это всегда следует помнить актерам. Известно, что успех на сцене во мно гом зависит от того, на сколько правильно подоб рана роль для артиста, как глубоко он ее изучил, по нял. «вошел» в образ того героя, чей образ воспроиз водит перед зрителями. Поэтому при распределении ролей, при изучении осо бенностей их исполнения каждому артисту необходи мо ПОДХОДИТЬ К 1Cчу с полной ответственностью. В день, когда отмечается 20-летие театра, мне хо чется пожелать его руко водителям и ветеранам коллектива: смелее выдви гайте на сцену молодежь, ведь молодых талантливых актеров в театре не мало. Офицер Н. САМАРЕНКОВ. В эти дни коллектив театра особенно чутко прислушивается к отзывам, поже ланиям, критическим высказываниям зри телей. Зритель всегда был для него самым су ровым и самым чутким судьей. Мнение моряков помогало коллективу идти вперед, исправлять свои ошибки и недостатки, со вершенствовать свое мастерство. На всем протяжении своего пути коллектив теат ра чувствовал рядом с собой локоть друга — внимательного и требовательного зри теля. Североморцы понимают, что театр при зван помогать их духовному росту, воспи тывать смелыми, сильными сынами нашей Родины, готовыми в любую минуту нане сти сокрушительный удар агрессору, по сягнувшему на ее священные рубежи. Па зрительских конференциях, в отзы вах на спектакли североморцы пред’явля- ют все более и более высокие требования к своему театру. Это не случайно. Куль турный и идейный рост наших моряков способствует и росту их духовных потреб ностей. Зритель хочет видеть на сцене театра полноценные в идейном и художе ственном отношении произведения, отве чающие на самые волнующие вопросы современности. Возросшие требования воинов заставля ют коллектив театра еще напряженнее и серьезнее работать над спектаклями. За последние годы им был создан ряд удачных спектаклей, таких, как «Неза бываемый 1919-й», «Последние рубежи», «Песнь о черноморцах». Эти спектакли учат личный состав флота беззаветно любить Родину, быть бдительным, охра няя счастье народа-труженика. Благодарность зрителя — высшая оцен ка работы театра. С большим волнением читают артисты простые, искренние слова моряков, которые они оставляют в книге отзывов. Вот некоторые из пих. «Просмотрев спектакль «Незабываемый 1919-й» в вашем исполнении, хочется выразить творческому коллективу театра большую благодарность за содержательный и прекрасный спектакль. В спектакле с большой жизненной правдой показана ге роическая эпопея обороны Петрограда. Желаем коллективу театра больших твор ческих успехов на благо советского на рода». Другая запись гласит: «Мы благодарим вас за постановку пьесы «Последние рубежи», где вы суме ли показать кровавый оолик американско го империализма в годы Великой Отечест венной войны. От всего сердца желаем дальнейших успехов». Ученики школы ФЗО оставили такой отзыв: «Благодарим артистов за спектакль «Песнь о черноморцах». Сыграли замеча тельно. Мы хотим стать такими же, каки ми были герои-севастопольцы». Воспитательное значение • спектаклей театра, посвященных сатирическому разо блачению пережитков прошлого в нашей действительности, подчеркивает запись од ного из зрителей: «Ваш труд, — пишет он, — ваше твор чество помогают простым людям освобо ждаться от всего недостойного, что оста лось нам, как плохое наследие капитализ ма, и что живет еще порою в душах от дельных товарищей». Военные моряки всегда с большой ра достью встречают приезд своего театра. Сержант Ерошкин пишет: «Сегодня и вче ра у нас большой праздник — к нам при ехал театр. .V нас веселое и бодрое наст роение. Мы хорошо отдохнули и это нам поможет в нашей жизни и учебе. Чаще приезжайте к нам, товарищи». «Чаще приезжайте к нам», — эти слова не раз слышали артисты театра. Они показывают, что флотский театр пользуется уважением зрителя, но они го ворят и о другом, о том, что театр пока еще редкий гость у воинов отдаленных гарнизонов. И этот серьезный недостаток п своей работе коллектив театра должен ис править. Группа моряков оставила в книге отзы вов такую запись: «Ваш театр мы при выкли считать нашим. Нередко после спектаклей других театров мы с гордостью заявляем: «А наши играют лучше». Это «наши» говорит о любви зрителя к вам короче и лучше всех слов. Так вот, театр Северного флота «наш» для огромного чи сла зрителей. Но в этом «наш» не только признание и любовь. Это и требование. Да, мы не просим, а требуем — приезжайте почаще и привозите все ваши спектакли. Хочется сказать, что вас любят за жи вой отклик на все события, за взыска тельность к себе. Желаем вам новых ус пехов. Ждем вас, как самых желанных гостей, потому что хороший спектакль — это большой праздник». Эти отзывы заставляют артистов с каждым новым спектаклем повышать требовательность к себе, находить жизнен ное, яркое решение сценических образов, бороться с любой мелочью, которая может помешать полноценному восприятию спек такля. «Желаем вам не останавливаться на до стигнутых успехах и не зазнаваться», — предостерегают артистов зрители. Отзывы зрителей о спектаклях, их выступления на зрительских конференциях помогают театру исправлять еще имеющиеся в его работе недостатки, оказывают коллективу большую помощь при составлении репер туара. Зрители требуют, чтобы театр по казывал больше пьес о жизни флота, о бдительности, о боевой учебе. Были выска заны пожелания о включении в репертуар пьес современных прогрессивных зарубеж ных авторов. За последнее время зрители особенно часто высказывали пожелание увидеть на сцене театра пьесу о тех грандиозных преобразованиях, которые свершаются в жизни нашей колхозной деревни после исторических постановлений Партин и Правительства но сельскому хозяйству. Много говорили они о необходимости иметь в репертуаре хорошую пьесу для детей. При составлении репертуара коллектив театра стремится в первую очередь учи тывать эти пожелания зрителей. В буду щем сезоне он намерен осуществить поста новку новой пьесы о людях колхозной де ревни и постановку детской пьесы-сказки. В настоящее время театр работает над пьесой И. Штока «Полярный круг». По становкой этой пьесы коллектив театра отвечает на самые горячие пожелания зри телей — создать спектакль о Северном флоте, о героических делах североморцев в годы Великой Отечественной войны. Отзывы зрителей, зрительские конфе ренции и обсуждения спектаклей являют ся желанными и очень полезными для ра ботников театра. В театральном искус стве последнее решающее слово — это слово зрителя. Большая дружба, связываю щая театр Северного флота со зрителем,— залог его дальнейшего роста и творческих успехов. Находясь на ответственном участке иде ологического фронта, работники флотского театра будут и впредь с еще большим ста ранием и настойчивостью трудиться над решением стоящих перед ними почетных и ответственных задач. Все свои силы, зна ния и опыт они будут отдавать благород ному делу воспитания моряков. 3. СОКОЛОВА. В. ГОРЯЧЁВ. СценЫ из с п е к т а к л е й т е а т р а С е в е рн о г о ф л о т а «Летчит!». «Песнь о черноморцах». Старейшие работники флотского театра Слева направо: артист Рафаил Михайлович Киссельман, костюмерша-одевальщнца Александра Дмитриевна Филато ва и маляр-декоратор Анна Терентьевна Загородняя. Фото II. Никншова. Покажите героев мирных дней Учеба и жизнь личного состава Военно-Морского Флота полна напряженного труда. В мирные дни моряки, солдаты, сержанты, старшины п офицеры учатся побеждать врага, пре одолевать трудности походной жизни, совершенствуют свое во инское мастерство, воспитывают в себе боевой наступательный дух. Поэтому одной из главнейших задач, которые стоят перед нашим флотским театром, является показ на сцене учебы и жизни военнослужащих, военной героики мирных дней. Больше пьес на военную, тему, чаще показывайте героев мирных дней — отличников боевой и политической подготов ки — такова главная просьба зрителей-североморцев к своему театральному коллективу. Я думаю, что артисты театра, чтобы полнее удовлетворить запросы флотского зрителя, должны наладить тесную связь с драматургами, которые способны создать пьесы, достойные слав ных дел защитников морских рубежей нашей Родины в суровом Заполярье. В день двадцатилетия творческой деятельности театра я, как и многие другие военнослужащие, мысленно припоминаю тот большой и сложный путь, который он прошел. II мне хочется сказать: да, коллектив театра добился в своей работе значительных успехов. Но я хочу также сказать во весь голос — не останавливайтесь, товарищи, на достигнутом, идите впе ред, к вершинам творческого мастерства, создавайте новые жи вые образы героев, волнующие зрителя спектакли. Надо, чтобы артисты никогда не забывали славных тради ций флотского театра. Им надо чаще выступать перед моряка ми и солдатами на кораблях и в частях, укреплять дружескую, деловую связь со зрителем. Артисты театра должны добиваться, чтобы к ним чаще об ращались за помощью участники матросской художественной самодеятельности. Ведь помощь опытных актеров, их друже ский. деловой совет всегда будут способствовать новому росту талантов наших боевых товарищей, поднимать культурный уровень воинов. Большие задачи стоят перед театральным коллективом, эти задачи перед ним выдвинул зритель, и почетный долг, обязан ность актеров — с честью выполнить их. Старший матрос Б. ВАХРОМЕЕВ. М о ё п о ж е л а н и е «Наш театр», — эти слова можно часто услы шать в Североморске, Мур манске, Полярном. Везде его любят и как-то особен но тепло, с гордостью го ворят о нем. «Незабываемый 1919-й», «Любовь Яровая», «Порт- Артур» и Joyrue спектак ли оставили глубокое впе чатление у зрителей. Это — свидетельство упорной и кропотливой творческой работы, повышения ма стерства актеров. Театр делает большое п полезное дело. Творческий- труд его актеров служит благородному делу воспита ния советских воинов в духе пламенного патрио тизма. Мое пожелание, чтобы р . будущем театр Северного флота регулярно ставил спектакли для детей и тем бы внес большой вклад в дело коммунистического воспитания подрастающего поколения. Новых успехов вам, друзья! Т. Х0Б0Т0ВА, председатель женсовета Н-ского гарнизона. К новым успехам в творческом труде Прошло двадцать лет с той поры, когда был организован профессиональный театр Северного флота. Он рос и развивался вме сте с флотом. С начала своего суще ствования театр старался строить свой ре пертуар на лучших произведениях совет ской драматургии, способствующих комму нистическому воспитанию личного соста ва. Так, с первых лет театром была осуще ствлена постановка спектаклей «Гибель эскадры» Корнейчука, «Разлом» Лаврене ва, «Оптимистическая трагедия» Вишнев ского. На примерах героической борьбы революционных матросов в бурные годы гражданской войны театр помогал коман дирам и политработникам воспитывать у моряков смелость, мужество, пламенный советский патриотизм, преданность Комму нистической партии и правительству. Большую работу проводил театр в годы Великой Отечественной войны- 1941— 1945 гг. В суровых условиях Заполярья артисты часто выезжали в самые отда ленные соединения флота, своими концер тами и спектаклями воодушевляли воинов на разгром фашистских захватчиков. Более 2.000 концертов и спектаклей дал кол лектив театра за годы войны. Большая группа наших актеров за' боевую арти стическую деятельность была награждена орденами и медалями Советского Союза. Спектакли, осуществленные в тот пери од —- «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука, «Офицер флота» Крона и другие, заслужили признание и любовь военных моряков. С каждым годом росло и крепло мастер ство нашего творческого коллектива. Ны не работающие в театре старейшие акте ры — заслуженный артист РСФСР 13. Деньгин. заслуженный артист РСФСР С. Аханов и артист Р. Киссельман вырос ли в зрелых мастеров сценического искус ства. В послевоенные годы театр поставил ряд спектаклей, отражающих борьбу со ветских людей за построение коммунисти ческого общества, их борьбу с пережитка ми капитализма в сознании человека. На сцене были показаны флотскому зрителю спектакли «Макар Дубрава» и «Калино вая роща» Корнейчука, «Свадьба с при даным» Дьяконова, «Стрекоза» Барата швили. «Не называя фамилий» Минко, «Камни в печени» Макаенка, «Персональ ное дело» Штейна и другие постановки. Разоблачению звериной сущности аме риканского империализма были посвяще ны спектакли: «Шакалы» Якобсона, «Миссурийский вальс» Погодина, «За вторым фронтом» Собко. Постановкой спектаклей «Незабываемый 1919-й», «Любовь Яровая», «Беспокойна! старость», «Как закалялась сталь» театр старался продолжить свою деятельность в деле воспитания у флотского зрителя на примерах героической борьбы нашего народа в годы революции и гражданской войны таких благородных качеств, как мужество и стойкость, смелость и настой чивость в достижении цели, готовность в любую минуту с достоинством и честью защищать счастье и независимость нашего народа. Военная тема является ведущей в ре пертуаре театра. Спектакли «Песнь о чер номорцах» Лавренева, «Последние рубежи» Чепурина, «Порт-Артур» Степанова и По пова прославляют мужество и героизм на ших воинов. Образ военного человека в ус ловиях мирного времени раскрывается в спектаклях «Летчики» Аграновича и Ли стова и «Иван Рыбаков» Гусева. Стремясь удовлетворить растущие куль турные запросы флотского зрителя, театр поставил целый ряд произведений класси ческой драматургии. В его репертуаре пье сы великого русского драматурга А. Ост ровского «Горячее сердце», «Лес», «По следняя жертва». «На бойком месте», «Без вины виноватые». Были поставле ны пьесы великого пролетарского писате ля А. М. Горького «Мещане». «Послед ние», «Егор Булычев и другие». - В постановке пьес западной драматур гии театр ориентировался на лучшие про изведения классики и недавно осущест вил постановку трагедии Шекспира «Отел ло». В настоящее время театр работает над постановкой пьесы Штока «Полярный круг». Пьеса рассказывает о героических подвигах североморцев в годы Великой Отечественной войны, разоблачает ковар ные замыслы американских империали стов. Постановкой этой пьесы театр отве чает горячим желаниям наших зрителей видеть в его репертуаре пьесу о Северном флоте. С годами растет популярность театра у флотского зрителя. Зритель любит свой театр, охотно посещает его спектакли. Так, если до войны спектакль проходил, в среднем, 30 раз, то сейчас спектакль, в среднем, выдерживает 60 представлений. Такой спектакль, как «Беспокойная ста рость» показан зрителю уже 126 раз, око ло 100 раз прошли спектакли «Свадьба с приданым», «Калиновая роща», «Послед ние рубежи» и другие. За 20 лет коллектив нашего театра вы рос в творчески зрелый организм, способ ный решать большие сценические задачи. С 1938 года работает в театре заслу женный артист РСФСР В. Деньгин. Его жизнерадостное комедийное дарование лю бит флотский зритель. Его исполнение всегда яркое и глубоко жизненное. Со зданные им образы боцмана Дзюбенко в спектакле «Песнь о черноморцах», День- доброго в «Последних рубежах», Шель- менко в «Шельменко-денщике», Блохина в «Порт-Артуре» надолго запомнились зри телям. Более пятнадцати лет плодотворно трудится в нашем театре заслуженный ар тист РСФСР С. Ахапов. Им созданы яркие образы старого шахтера Макара Дубравы в спектакле «Макар Дубрава», Егора Бу лычева в спектакле «Егор Булычев и дру гие». Глубокая работа над образом Владимира Ильича Ленина в спектакле «Незабываемый 1919-й» свидетельствует о том, что в лице С. Аханова театр име ет большого мастера. В пачале нынешнего театрального се зона группе наших артистов Указом Президиума Верховного Совета РСФСР при своено почетное звание заслуженных ар тистов РСФСР. Это звание присвоено С. Муратовской, которая уже 9 лет рабо тает в нашем театре. Каждая ее роль от личается глубоким проникновением в сущ ность драматического произведения, уме нием воплощать типические черты живо го человеческого характера. Почетное зва ние заслул;снного артпета РСФСР также присвоено одному из популярных артистов нашего театра С. Иростякову. За годы ра боты в театре С. Простяков зарекомендо вал себя мастером глубоко психологиче ского построения образа. Актера интере сует тема утверждения в своих образах высоких моральных качеств передового человека нашего времени. Большое воспи тательное значение имеет созданный им образ П. В. Сталина в пьесе «Незабыва емый 1919-й». Смело и глубоко, в жиз ненно правдивом характере созданы им об разы профессора Полежаева в спектакле «Беспокойная старость», инженера Хлеб никова в спектакле «Персональное дело», поручика Борейко в спектакле «Порт- Артур». Артист А. Найчук сравнительно недав но пришел в наш театр и сразу же занял в нем ведущее место. Североморцы полю били созданный им образ генерала Климо ва из спектакля «Последние рубежи», старшины Нещепа из спектакля «Песнь о черноморцах», наполненного революцион ным задором матроса Швандю из пьесы «Любовь Яровая», генерала Рыбакова в спектакле «Пван Рыбаков». Ему также присвоено званпе заслуженного артиста РСФСР. Удостоен этого звания и ар тист А. Глотко. В нашем театре он создал образы матроса Годуна в «Разломе», стар шины Кудрова в «Последних рубежах», комиссара Кошкина в спектакле «Любовь Яровая», колхозного строителя Карпо Сп- доровича в спектакле «Не называя фами лий». Его работу над ролями отлпчает вдумчивость и жизненная достоверность. Высокие звания, которых удостоены эти товарищи, воспринимаются нами, как оценка работы всего коллектива театра. А это обязывает нас еще строже подходить к своей сценической деятельности, глубже вскрывать те недостатки, которые имеют ся в работе театра, п решительно пх уст ранять. Коллектив понимает, что самодовольст во, успокоенность могут губительно отра зиться на творчестве театра. Поэтому мы организуем профессиональную учебу. В театре проводится чтение трудов актера и режиссера К. Станиславского. При поста новке пьес на современные темы мы ста- раемей глубже изучить жизнь, изображен ную автором. До этого мы стараемся чаще обсуждать пьесу, проводим теоретические конференции по спектаклю, организуем лекции и беседы. При постановке спектакля «Летчики» был организован выезд в летную часть. Во время работы над этим спектаклем его участники все время поддерживали с лет чиками тесную связь. Только связь с народом, связь со своим флотским зрителем может обеспечить теат ру движение вперед. Поэтому наш коллек тив уделяет особое внимание организации различных форм этой животворной связи. Для этого проводятся творческие отчеты ведущих артистов перед зрителем. За по следнее время были организованы творче ские вечера старейших артистов театра: заслуженных артистов РСФСР С. Аханова, В. Деньгина, С. Простякова, С. Муратов ской н артиста Р. Киссельмана. Театр устраивает также зрительские конференции, на которых артисты и весь коллектив получают прямую и друже скую критику своей работы. Она во мно гом помогает улучшить деятельность те атра. В последппй период театр проводил творческие отчеты в Домах офицеров флота. Давая положительную оценку работе театра за 20 лет, зрители высказали в его адрес целый ряд пожеланий. Многие воен ные зрители указывали, что в репертуаре театра еще мало пьес на флотскую £ему, пьес для детей и юношества, произведе ний классиков русской и западной драг матургии. II это действительно так. По этому театральный коллектив должен сце напряженнее и активнее раоотать, чтобы удовлетворить полностью запросы ф.ит- ского зрителя. Одной из форм связи со зрителями п обязанностью артистов является оказание практической помощи художественной са модеятельности. В этом направлении ар тисты театра ведут известную работу. Однако того, что проводится, явно недо статочно, поэтому артистам необходимо продолжать укреплять пх связь со зрите лями. больше помогать самодеятельным коллективам в их творчестве не только путем различных консультаций, но и ча ще выступать на кораблях п в частях с шефскими концертами. Коллективу флотского театра необходи мо всегда помнить, что театр в нашей стране играет огромную роль в деле ком мунистического воспитания народа. Цент ральный Комитет нашей партии в своем постановлении от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» поставил пе ред драматургами и работниками театров задачу— «...создать яркие, полноценные в художественном отношении произведения о жизни советского общества, о советском человеке. Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон ха рактера советского человека, с особой си лой выявившихся во время Великой Оте чественной войны». Постановление ЦК обязывает театры страны коренным образом улучшить каче ство постановки современных советских пьес, выделять для этого лучших арти стов, добиваться высокого качества худо жественного оформления спектаклей, ук реплять связь с советским зрителем. Отмечая свое двадцатилетие, коллектив театра Северного флота понимает, какие большие и ответственные задачи стоят перед ним в деле воспитания советской молодежи бодрой, жизнерадостной, предан ной Родине и верящей в победу, нашего дела, не боящейся препятствий, способ ной преодолевать любые трудности. С каждым годом растут культурные за просы флотского зрителя, п удовлетворять нх — такова задача, такова обязанность коллектива театра. Начальник театра Северного Флота В. ВЫЛГИН. Главный режиссер театра Северного флота заслуженный аптист РСФСР И. ШОЙХЕТ. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz