На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 июня 1955 г., № 131 (5283). ВаЖнейшее условие успеха торпедной атаки Я ков Михайлович Свердлов. Выдающийся революционер - организатор К 70-летию со дня рождения Я. М. Свердлова Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения Якова Михаиловича Свердлова, выдающегося деятеля Ком мунистической партии и Советского государств. Обладая неистощимым запасом революционной энергии, беззаветно предан ный делу социалистической революции, Яков Михайло вич Свердлов снискал себе горячую любовь партии и всех трудящихся нашей страны. Он вошел в исто рию как замечательный ор ганизатор масс. В организации миллио нов трудящихся, — указы вал В. И. Ленин, — самый глубокий источник побед социалистической револю ции. «Эта черта пролетар ской революции, — гово рил В. И. Ленин, — и вы двинула в ходе борьбы та ких вождей, которые всего больше воплотили эту не виданную раньше в рево люции особенность — орга низацию масс. Эта черта пролетарской революции выдвинула и такого чело века, как Я. М. Свердлов, который прежде всего и больше всего был органи затором». Свой организаторский талант Я. М. Свердлов вы ковал на партийной работе в хо де долгой революционной борьбы. Пят надцатилетним юношей в Пнжнем Новго роде (ныне г. Горький) он устанавливает связи с подпольными марксистскими кру жками. Но поручению Нижегородского ко митета РСДРП Свердлов организует под польную типографию для печатания пар тийной литературы. В 1901— 1904 годах Яков Михайлович принимал активное уча стие в революционном движении в городах Поволжья — Нижнем Новгороде, Сормове, иостроме и других. В период первой рус ской революции по поручению ЦК партии он возглавлял Уральскую партийную орга низацию, руководил Советом депутатов в Екатеринбурге. Летом 1906 года он был арестован царской охранкой, и с тех пор начался период непрерывных арестов, ссы лок и побегов. Но никакие лишения, ни какие опасности и трудности не сломили его непреклонной волн революционера. В 1909— 1910 годах Я. М. Свердлов вел партийную работу в Москве, а затем в Петербурге, где участвовал в подготовке к изданию легальной большевистской газе ты «Звезда» и вел непримиримую борьбу против меньшевиков, ликвидаторов, отзо вистов. В 1912 году на Пражской партийной конференции, оформившей самостоятельное существование большевистской партии, Я. М. Свердлов был избран членом ЦК. Он вошел в состав Русского бюро ЦК, кото рым руководил II. В. Сталин. Большевики Уральской партийной орга низации в апреле 1917 года послали Я. М. Свердлова своим делегатом на седь мую (апрельскую) конференцию больше виков, на которой он был избран членом Центрального Комитета партии. После кон ференции Яков Михайлович Свердлов стал секретарем ЦК партии. Он принимал ак тивное участие в работах V I с’езда пар ши, где выступил с организационным от четом Центрального Комитета партии. И. М. Свердлов был „избран членом пар тийного центра ио руководству Октябрь ским вооруженным восстанием. С особой силой проявился организатор ским талант Я. М. Свердлова после побе ды Октябрьской социалистической рево люции, когда партия ставит его на пост председателя ВЦИК. Владимир Ильич Ленин, оценивая заслуги Я. М. Свердлова, говорил, что только «Через нелегальные кружки, через революционную подпольную работу, через нелегальную партию, кото рую никто не воплощал и не выражал так цельно, как Я. М. Свердлов, — только че рез эту практическую школу, только та ким путем мог он придти к посту первого человека в первой социалистической Со ветской республике, к посту первого из организаторов широких пролетарских масс». Как подлинный ленинец, Я. М. Сверд лов успешно решал сложнейшие задачи со ветского и партийного строительства. Он • принимал активное участие во всех важ нейших мероприятиях, связанных с созда нием Советского государства, — в ломке старого, буржуазного государственного ап парата и формировании нового, советского государственного аппарата. Верный сын партии, он был образцом большевистской непримиримости, беспощадно боролся с врагами партии и народа — меньшевика ми. эсерами, троцкистами и бухарпнцамп. Вместе с В. II. Лениным и П. В. Сталиным Яков Михайлович Свердлов про водил огромную работу по организации во оруженной борьбы против иностранных интервентов и русской белогвардейской контрреволюции. Он принимал участие в строительстве Советской Армии и Военно- Морского Флота, мобилизовывал силы на рода на укрепление оборонной мощи моло дой Советской республики. Характеризуя деятельность Я. М. Сверд лова, как выдающегося организатора Со ветского государства, виднейшего деятеля партии, Владимир Ильич Ленин говорил: «Если нам удалось в течение более чем года вынести непомерные тяжести, кото рые падали на узкий круг беззаветных ре волюционеров, если руководящие группы могли так твердо, так быстро, так едино душно решать труднейшие вопросы, то это только потому, что выдающееся место сре ди них занимал такой исключительный, талантливый организатор, как Яков Ми хайлович». Я. М. Свердлов глубоко верил в победу великого дела Коммунистической партии и в борьбе за это дело отдал всю энергию и страсть пламенного революционера, всю свою замечательную жизнь. «Чем дальше, тем сознательнее стано вятся широкие массы трудящихся, — го ворил Я. М. Свердлов. — Чем сознатель нее становятся они, тем упорнее их борь ба, тем сильнее их стойкость. Каждый день существования Советской власти уве личивает ее мощь и крепость... В стане империалистов, в лагере про тивников, — наоборот. С каждым днем их силы падают... Растет и развивается ре волюционная борьба рабочего класса во всех странах». Эти слова Я. М. Свердлова особенно ак туально звучат в наши дни, когда социа листический лагерь, возглавляемый Совет ским Союзом, растет и укрепляется и ког да его силы гораздо могущественнее сил империалистического лагеря. Наш народ под руководством Коммуни стической партии уверенно строит комму низм. Вдохновляющий образ неутомимого революцпонера-органпзатора Якова Ми хайловича Свердлова является для совет ских людей примером беззаветного служе ния партии, народу. Родине. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Изучая опыт Великой Отечественной войны, мы на примерах передовых коман диров подводных лодок видим, что боевой успех в торпедной атаке зависит от ис кусства самого командира, от высокой подготовленности и безукоризненной сла женности всего экипажа корабля. Замечательные боевые дела подводной лодки прославленного подводника-северо- морца Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина тем и характерны, что. обладая мастерством, он сумел отлич но обучить и воспитать свой гвардейский экипаж. В коллективе этой подводной лод ки не было срывов или промахов как в использовании торпедного оружия, так и во всей службе по выполнению боевых задач. Высокие морально-боевые качества личного состава корабля позволили коман диру успешно применять новые тактиче ские приемы, эффективно использовать мощное торпедное оружие. Все боевые по ходы этой лодки сопровождались неизмен ным успехом. В настоящее время наш флот имеет за мечательные боевые корабли, оснащенные современной техникой, требующей больших знаний и умения в обращении с ней. От крываются широкие возможности такти ческого использования этого оружия. По этому нашей неустанной заботой является отличное >владение вверенной техникой, умение использовать ее в различных ус ловиях морских походов. Подводная лодка — это особый корабль. Ее успех не только в бою, но и в повсе дневном плавании зависит от каждого чле на экипажа. При выполнении маневров срочного погружения, плавания на раз личных глубинах, всплытия в штормо вых условиях и т. д. требуются четкие и согласованные действия всего экипажа в целом и каждого в отдельности. Мы знаем немало случаев, когда по оп лошности или из-за слабого знания своего дела отдельных специалистов подводная лодка имела повреждения, влияющие на выполнение всей задачи. Так, при отра ботке срочного погружения и диферентов- ки корабля по халатности старшины 1 ста тьи Мирошниченко воздушный клапан, закрытый вручную, не был проверен клю чом. Клапан был сработан и пропускал воздух. В результате слабой бдительности специалиста систерна была повреждена. Торпедная атака является сложным и «ответственным боевым маневром и требует сосредоточения и напряжения всех мо рально-боевых качеств экипажа корабля. Ее успех зависит в первую очередь от умения и тактической грамотности самого командира. Он должен непрерывно воспи тывать в себе лучшие черты советского офицера: волю к победе, настойчивость в проведении атаки до конца в любых усло виях, глубокое знание своего дела. Все это воплощено в четкой слаженности личного состава подводной лодки. Слаженность экипажа включает в себя отработку организации службы корабля в соответствии с требованиями уставов, на ставлений и инструкций, а также отлич ное знание и уверенные действия всего личного состава в любых условиях обста новки — днем и ночью, в условиях штор ма и малой видимости, при активном про тиводействии противника, частичном пов реждении подводной лодки или выхода из строя отдельных ее механизмов. Очень снижают боеспособность лодки недостатки в организации службы кораб ля. когда вахта на боевых постах, у ору жия и механизмов несется недостаточно четко и бдительно. Характерным примером является случай на одном из кораблей. На до было вручную открыть клапаны венти ляции. Матрос Кузаев перепутал сигнал и вместо того, чтобы открыть, закрыл кла пан, а при сигнале «закрыть» (сигнал один и тот же) — открыл, но на команд ный пункт доложил,' что закрыл. При за полнении водой торпедных аппаратов вода дополнительно поступала в носовую си- стерну, и подводная лодка с нарастающим диферентом пошла на погружение. Коман дир корабля ходом и рулями пытался удер жать выгодную глубину, продолжая ма неврирование для торпедной атаки, но лод ка, получив отрицательную пловучесть с диферентом на нос, уходила на глубину. Командир вынужден был прервать торпед ную атаку и решительными мерами при вести лодку к нормальному состоянию. Только экстренные меры позволили выве сти подводную лодку из тяжелого положе ния. Учебная торпедная атака была сор вана. При выполнении торпедной атаки все боевые посты и командные пункты долж ны работать слаженно. Необходимо добить ся полного спокойствия в действиях моря ков и глубокой уверенности в том, что каждый воин выполняет свои обязанности безошибочно. Выходя в атаку, командир, главным образом, осуществляет внешнее наблюдение за «противником» и обстанов кой, производит тактические расчеты, от даст приказания на боевые посты и ко мандные пункты, целиком полагаясь на свой экипаж. Контролировать подчинен ных он не может. В это время ответствен ность каждого члена экипажа должна быть очень высокой. Она крайне необходи ма. Атаку обеспечивает не один командир, а весь экипаж. Интересна одна сложная торпедная ата ка в плохую видимость. Подводная лодка заняла район. Погрузилась. Ожидает «про тивника». Видимость переменная. Выпа дают снежные заряды. Видимость в пери скоп ограничена. Большие надежды возла гаются на акустиков. Пх бдительность — основа успеха. Проходят часы напряженного ожидания. Вахтенный акустик старшина 2 статьи Дергачев внимательно прощупывает вод ную толщу. Наконец, раздается четкий доклад акустика. — Справа... шум... Подводная лодка точно идет на шум. Об’явлена боевая тревога, резкий звук колоколов громкого боя оповещает начало скрытого единоборства. Все на местах. Из отсеков поступают четкие команды. Стро гим взглядом окидывает свой отсек стар шина электриков Виктор Чернец. Он остался доволен осмотром и негромким, но четким голосом докладывает на командный пупкт. Это его заботой и неустанным трудом воспитаны специалисты высокого класса старшина 2 статьи Гусев, старший матрос Парада и молодой матрос Кобзев. Отлично овладев своим делом, электрики всегда обе спечивали заданный ход и создавали необходимые условия для успеха. Старши на 1 статьи Чернец требователен и «при дирчив» к малейшим неточностям в рабо те подчиненных. За это его любят на ко рабле. По сигналу командира электрики увеличивают ход, и подводная лодка бы стро сближается с «противником». Тем временем в акустической рубке за целью внимательно следит Виктор Аль- шин, специалист с тонким музыкальным слухом. Пока он нащупал только «облгГко» шума и по изменению среднего пеленга ведет цель. Текут минуты атаки. Атака началась по данным Алыпина. В торпедном отсеке идет кипучая, по четкая работа. Под руководством старши ны торпедисты готовят заведывания к действию. Командир подразделения внима тельно следит за работой старших, матро сов Фролова и Козырнна. Он безукориз ненно знает дело, умеет организовывать работу личного состава так, что торпеды всегда идут хорошо. Лодка легла на новый курс, чтобы уточ нить данные о движении «противника». Командир прильнул к окуляру. Он едва различает силуэт корабля и на глаз опре деляет возможности «противника». Про должается определение данных о против нике комплексным методом по приборам. Подняли перископ, оказывается, «против ник» резко повернул вправо. Определяют ся дистанция и пеленг и вводятся на при бор торпедной стрельбы. Комсомолец стар шина 2 статьи Мищенко, мастерски опе рируя па механизмах, решает задачи для выхода в атаку. Лодка разворачивается па новый курс для занятия новой позиции и уходит на глубину, чтобы прорваться через охране ние. Прорыв выполняется с наиболее уяз вимого места и совершенно скрыто для «противника». Сложна и ответственна деятельность командира электро-механического подраз деления по управлению кораблем. Непре рывно меняются условия движения: курс, скорость, глубина, пловучесть, дпферен- товка и положение рулей. Пнженер-кали- тан-лейтенант Решнин обладает хорошим чувством ориентировки в подводном состо янии корабля. Внимательно наблюдая за положением рулей, он безошибочно руко водит действиями личного состава по обес печению пловучестп и днферентовки. Под водная лодка в руках Решнина послушна и легко управляема. Серьезно и вдумчиво работает па гори зонтальных рулях специалист первого класса коммунист Колейков. Обладая вы сокой выучкой, он удерживает подводную лодку на перископной глубине, а затем по приказанию командира выполняет от ветственный маневр. Подразделение, в ко тором служит Колейков, — передовое. Все рулевые здесь классные специалисты и отличники боевой и политической подго товки. Творчески работает штурман подводной лодки. Он точно определяет данные о «противнике», обеспечивая командира до статочно точными сведениями. Звучит команда: «Пли!». Торпеды вы шли. Сложная задача решена успешно уси лиями всего экипажа. Успешность торпедной атаки обеспечи вается четкостью и слаженностью в рабо те всего экипажа как единого целого. Вы сокая выучка личного состава подводной лодки достигается повседневной настой чивой учебой всех воинов, отработкой действий каждого боевого поста. Большую роль в подготовке экипажа играет плавание в сложных условиях За полярья. Суровая погода, бурное море вы ковывают у моряков выносливость и стой кость, способность преодолевать любые трудности. В морских походах отрабаты вается четкая организация службы, зна чительно повышается специальная подго товка. личный состав получает необходи мые навыки в обслуживании и сбережении своего заведывания. Трудные походы яв ляются лучшей школой закалки воли и физической выносливости моряков, важ нейшим условием воспитания мастеров торпедных ударов. Офицер А. КОЗЛОВ. Быстрые и чёткие действия связистов У коммутатора дежурный телефонист. — Как слышите? — запрашивает корреспондент. — Перехожу на прием! — Слышу отлично! — отвечает стар ший матрос Савченко и повторяет свои позывные. Все идет, как обычно. Но вдруг снова ! заработало радио — «В воздухе само- 1 лет». В подразделении раздаются тревож- ! ные звонки «Боевая'тревога!» Савчен- j ко передал сигнал в подразделение. Те- ! перь нужно подготовить к боевой рабо те командный пункт. ! В помещение вбегают воины. Среди j | них командир отделения Зеленков. — Товарищ младший сержант. \ j командный пункт к боевой работе готов! г Отличник боевой и политической под- ■готовки старший матрос Савченко зна чительно раньше времени привел пост в боевую готовность. Хорошо действо- ! вали все подчиненные Зеленкова. Младший сержант умело обучает под- . чиненных мастерству. Идет занятие. Он i об’ясняет принципиальную схему радио станции. Один из матросов отвлекся по- ! сторонними делами, командир отделения | обращается к нему: — Матрос Новиков, расскажите, о j! чем я сейчас вел речь! Воин начинает отвечать, путается. - — Вот видите, вы чуть не пропусти ли серьезнейший материал. А мы изу чаем схему обслуживаемой вами мате риальной части, которую вы должны знать, как свои пять пальцев. Матрос Колосов, расскажите подробно схему ра диостанции. В оин неторопливо перечисляет все i ! детали схемы, каскады... — Отлично! — прерывает его коман- ' днр. — Всем ясен этот материал? — Ясен! — дружно отзываются под чиненные. Матрос Новиков первое время небреж но относился к сбережению техники. — Вы знаете, что малейшее загряз нение может привести к тому, что ма териальная часть выйдет из строя, и мы останемся без связи? — спросил его Зе ленков. — Так точно! — Так вот, советую пе забывать об этом. Впоследствии, постоянно контроли руя подчиненного, рассказывая ему о значении специальности, младший сер жант привил воину любовь к своему де лу. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. .чомсомолец старший матрос Федор Данелюк зарекомендовал себя старатель ным, заботливым хозяином боевого по ста. Боевая техника, которую он обслу живает. всегда в образцовом состоянии. НА СНИМКЕ: отличник боевой и по литической подготовки старший матрос Ф. Данелюк готовит заведывание к по ходу. Фото И. Ннкишова. ннтельпый ужин для тех, кто несет ноч ную вахту. Учитывая желания моряков, тов. Лузя- нин при составлении меню-раскладки ре комендует такие блюда, как суп-рассоль ник, щи из квашеной капусты, овощное рагу, больше готовит острую пищу. Дела ет кок также и винегрет, холодец и другие любимые моряками блюда. Поэтому если посмотреть по меню-рас кладкам, какую пищу давали личному со ставу на походах, то видно, что здесь пре обладают блюда острые и наиболее пост ные. За хорошее приготовление пищи, при мерную службу н успехи в учебе коман дование неоднократно поощряло старшего матроса Лузянпна. Но он не останавли вается на достигнутых успехах, а стре мится дальше совершенствовать свое ку линарное мастерство, перенимает богатый опыт у старшины 2 статьи Яковлева. Ви дя это стремление моряка, офицер Матен- ко дал ему специальную литературу о приготовлении пищи. Для расширения опыта и знаний по своей специальности старший матрос нередко ходит к кокам на другие корабли, советуется с ними, как лучше, вкуснее приготовить то или иное блюдо, старается перенять у них положи тельный опыт. На корабле Н. питание личного состава организовано умело, в этом большая за слуга кока корабля старшего матроса Лу- зяиина. Он споим скромным трудом помо гает товарищам по службе переносить трудности морской походной жизни, доби ваться еще больших успехов в боевой и политической подготовке. Положительным на этом корабле яв ляется и то, что командир корабля, его заместитель ио политической части и другие коммунисты серьезно вникают в организацию питания личного состава, ин тересуются запросами воинов, подсказы вают. какую пищу лучше готовить в тех или иных условиях плавания, поддержи вают и поощряют все хорошие и полезные предложения по улучшению организации питания моряков. Офицер В. КАЛАЧЕВ. Об‘явить борьбу В одном из январских номеров флот ской газеты было опубликовано письмо под заголовком «Умерить пыл «лихачей». Автор письма офицер В. Поздеев отмечал, что некоторые ездовые ухарски мчатся по улицам на лошадях, в результате чего происходят несчастные случаи. Нет сомнения, что и «лошадиные лиха- чп» представляют опасность, но куда опаснее так называемые «автолихачи». Попробуй увернуться от автомашины, идущей со скоростью 50 — 60 километ ров в час! Можно привести много приме ров, показывающих, к чему приводит на рушение правил движения. Недавно один такой «лихач» на грузо вике наехал на ребенка. Этот шофер ока зался не только лихачом, но и трусом. Он не остаповил машину, а пытался скрыть ся. Офицер В. Тетеревлев рассказывает, как он чуть было не стал жертвой авто- лихачества. Проходя через дорогу, по ко торой далеко от него шла автомашина, офицер рассчитывал благополучно до браться до трапа, однако какой-то «лихач», видимо, стремясь обогнать замеченную тов. Гетеревлевым машину, ехал но тому же направлению с очень большой скоростью. Тут невольно растеряешься: впереди ма шина, отступить назад — там тоже ма шина. II офицер оказался между^ двумя автомобилями. К счастью, все обошлось благополучно. Или вот пример. Шофер матрос Апсеров.. автолихачеству поднимаясь на автомобиле в гору, обогнал впереди идущий автомобиль; заехав на левую сторону дороги, он заметил, что навстречу ему движется автомобиль «ЗИС-150». Тогда Ансеров резко поверчул вправо. Этот риск для него чуть ли не обо шелся тем, что сзади идущий автомобиль, не имея возможности немедленно сбавить скорость, мог наскочить на автомобиль ма троса Аисерова. Лишь умелые действия водителя сзади идущей машины помопи матросу Ансерову избежать катастрофы. Нередко можно видеть, как несерьезно относятся некоторые шоферы к установ ленным сигнальным дорожным знакам. А ведь каждый дорожный знак установлен в строгом соответствии с условиями движе ния в том или ином месте. В районе промтоварного и продоволь ственного магазинов по улице Сафонова в Североморске установлены знаки «Осто рожно — пешеходы». Т1о некоторые во дители в этом месте двигаются с повы шенной скоростью. Пора об’явнть самую решительную борьбу с автолихачеством. Для этого не обходимо активизировать работу автоин спекторов, которые обязаны задерживать автомобили за нарушение правил улично го движения н эксплуатации на линии. Эгу обязанность военные инспекторы должны выполнять самым решительным образом. Мичман В. КУДЯВНИН. Э к о н о м я т г о р ю н е е Хороших успехов в учебе и службе добились воины отде ления младшего сержанта Цокова. Старший матрос Духонин, матросы Шубин, Белов и Червинчук грамотно эксплуатируют боевую технику. Они ведут точный учет документации, не до пускают работы техники на холостом ходу, подтечки горючего из трубопроводов, правильно дают обороты двигателям в зави симости от нагрузки. Благодаря этому, матросы добились боль- I той экономии горючего. Все они — отличники боевой и поли тической подготовки, умелые специалисты. Передовые воины с честыо и добросовестно выполняют свой воинский долг перед Родиной, служат ей так, как велит Воен ная присяга. Матрос В. ЯШУХИН. Забота командира корабля о питании воинов на походе Военный моряк несет свою службу в любых условиях. В снежную пургу зи мой, в дождь летом, в шторм и непогоду матросы, старшины и офицеры проводят в море напряженную учебу. Служба воен ных моряков требует большого физическо го напряжения, выносливости и выдерж ки. Поэтому организации питанпя моря ков, являющейся непременным условием сохранения здоровья и трудоспособности человека, должно придаваться особенно серьезное внимание. Налаживанием питания личного соста ва на кораблях должны заниматься не только те, кто по своему должностному положению поставлены на этот ответствен ный участок работы. Этим делом обязаны заниматься также все офицеры, политра ботники, врачи. Свое решающее влияние оказывает командир корабля, который ут верждает меню-раскладку продуктов. На корабле Н. офицер Матейко, кора бельные коки старшина 2 статьи Яковлев и старший матрос Лузянин правильно по нимают, какая <тветственность возложена на них за организацию питания моряков, особенно в период походов и напряженной учебы. Они прилагают усилия к тому, чтобы лучше организовать питание моря ков на походах. Известно, что усвояемость пищи, а зна чит ее наибольшая польза для организма людей, ее способность повышать трудос пособность и энергию человека зависит от той обстановки, в которой она принимает ся, от ее вкусовых качеств, внешнего ви да и других факторов. И если во время штормовых походов у определенной части моряков понижается аппетит, способность к восприятию пищи из-за внешней обста новки: сильной качки, большой жары в некоторых отсеках корабля, то отсут ствовавший аппетит может быть значи тельно восстановлен за счет повышения вкусовых качеств п и щ и , ее разноооразия или с помощью введения в меню различ ных спецпй. То есть всегда можно с по мощью некоторых мер обеспечить наиболь шую усвояемость пищи личным составом. Офицер Матейко, зная по опыту, что на походах, тем более при качке, жирная и однообразная пища не способствует разви тию аппетита, а порою даже вызывает у людей тошнотворное состояние, а значит снижает активность и трудоспособность человека, старается получить на корабль более разнообразные продукты, такие, ко торые содержат в себе наименьший про цент жирности, но не уступают, по своей калорийности. Во время нахождения корабля в лоре матросы обычно с наибольшим желанием кушают соленые огурцы, помидоры, сельдь с картофельным пюре, супы-рассольники, щи из квашеной капусты и другие, обла дающие наиболее острыми вкусовыми ка чествами блюда. Учитывая это, офицер Матейко старается получить к выходу ко рабля в море продукты, необходимые для приготовления данной пищи. Очень важную роль в организации пи тания на корабле играют коки. Решаю щим в опенке их работы являются отзы вы матросов и старшин о качестве пищи, приготовляемой ими. Приготовление доброкачественной и вкусной пищи достигается рациональным использованием продуктов и тщательной их обработкой, строгим соблюдением сро ков варки и жарки п р о д у к т о в и последо вательности при закладе их в котел. На корабле Н. большим уважением поль зуется кок старший матрос Лузянин. — Когда Лузянин на вахте, то мы сра зу узнаем это по качеству приготовлен ных блюд, — говорят моряки. — Бкусно готовит наш кок. Особенно удачно у него получаются щи, рагу и другие блюда. П отарший матрос Лузянин по праву может гордиться такими отзывами моря ков о своей работе. Чистота и порядок на камбузе тов. Лу- зянина. Все там лежит на своих местах. Кок любит порядок в своем хозяйстве. На корабле он служит уже давно, и матросы не помнят ни одного случая, чтобы пища была приготовлена им несвоевременно или некачественно. — Конечно, первое время мне было не легко, — рассказывает старший матрос Лузянин. — Бывало, во время походов, особенно, когда штормит, с трудом нес вах ту. На камбузе все задраено, душно и жарко от котлов, сильно качает, посуда так п вырывается из рук. Укачивался я, — продолжал моряк. — Но я знал, что и другим на корабле не легче, что личный состав ждет от меня вкусную пищу, и крепился, продолжал работать у котлов. — Потом я сумел перебороть морскую болезнь, работать стало легче. Однажды, — вспоминает тов. Лузянин, — мой командир отделения старшина 2 статьи кок-инструктор Яковлев был в отпуске. Мы в это время ушли в длительный по ход, а погода была неблагоприятная. II все же, оставшись на камбузе один, без смены, я справился со своими обязанно стями. Личный состав остался доволен мо ей работой. А это для меня лучшая на града за напряженный труд. Те дни, что мне пришлось одному во время качки обеспечивать моряков питанием, явились для меня как бы экзаменом. Я гордился, что этот экзамен выдержал. Командование мне тогда об’явило благодарность. Недавно в походе можно было видеть, как многие матросы подходили к камбу зу и там, в сиецнальпо отведенном месте, брали сельдь. Ее приготовил старший ма трос Лузянин. Он знает, что при качке она помогает, приостанавливает тошноту, возбуждает аппетит. II так делает стар ший матрос часто. — Когда корабль в море, то мы можем получить от кока дополнительно сельдь, соленые огурцы, помидоры, — рассказы вает старшина 2 статьи Красиков. — Кроме того, в походе кок готовит допол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz