На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 июня 1955 г., № 131 (5283). ВаЖнейшее условие успеха торпедной атаки Я ков Михайлович Свердлов. Выдающийся революционер - организатор К 70-летию со дня рождения Я. М. Свердлова Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения Якова Михаиловича Свердлова, выдающегося деятеля Ком­ мунистической партии и Советского государств. Обладая неистощимым запасом революционной энергии, беззаветно предан­ ный делу социалистической революции, Яков Михайло­ вич Свердлов снискал себе горячую любовь партии и всех трудящихся нашей страны. Он вошел в исто­ рию как замечательный ор­ ганизатор масс. В организации миллио­ нов трудящихся, — указы­ вал В. И. Ленин, — самый глубокий источник побед социалистической револю­ ции. «Эта черта пролетар­ ской революции, — гово­ рил В. И. Ленин, — и вы­ двинула в ходе борьбы та­ ких вождей, которые всего больше воплотили эту не­ виданную раньше в рево­ люции особенность — орга­ низацию масс. Эта черта пролетарской революции выдвинула и такого чело­ века, как Я. М. Свердлов, который прежде всего и больше всего был органи­ затором». Свой организаторский талант Я. М. Свердлов вы­ ковал на партийной работе в хо­ де долгой революционной борьбы. Пят­ надцатилетним юношей в Пнжнем Новго­ роде (ныне г. Горький) он устанавливает связи с подпольными марксистскими кру­ жками. Но поручению Нижегородского ко­ митета РСДРП Свердлов организует под­ польную типографию для печатания пар­ тийной литературы. В 1901— 1904 годах Яков Михайлович принимал активное уча­ стие в революционном движении в городах Поволжья — Нижнем Новгороде, Сормове, иостроме и других. В период первой рус­ ской революции по поручению ЦК партии он возглавлял Уральскую партийную орга­ низацию, руководил Советом депутатов в Екатеринбурге. Летом 1906 года он был арестован царской охранкой, и с тех пор начался период непрерывных арестов, ссы­ лок и побегов. Но никакие лишения, ни­ какие опасности и трудности не сломили его непреклонной волн революционера. В 1909— 1910 годах Я. М. Свердлов вел партийную работу в Москве, а затем в Петербурге, где участвовал в подготовке к изданию легальной большевистской газе­ ты «Звезда» и вел непримиримую борьбу против меньшевиков, ликвидаторов, отзо­ вистов. В 1912 году на Пражской партийной конференции, оформившей самостоятельное существование большевистской партии, Я. М. Свердлов был избран членом ЦК. Он вошел в состав Русского бюро ЦК, кото­ рым руководил II. В. Сталин. Большевики Уральской партийной орга­ низации в апреле 1917 года послали Я. М. Свердлова своим делегатом на седь­ мую (апрельскую) конференцию больше­ виков, на которой он был избран членом Центрального Комитета партии. После кон­ ференции Яков Михайлович Свердлов стал секретарем ЦК партии. Он принимал ак­ тивное участие в работах V I с’езда пар­ ши, где выступил с организационным от­ четом Центрального Комитета партии. И. М. Свердлов был „избран членом пар­ тийного центра ио руководству Октябрь­ ским вооруженным восстанием. С особой силой проявился организатор­ ским талант Я. М. Свердлова после побе­ ды Октябрьской социалистической рево­ люции, когда партия ставит его на пост председателя ВЦИК. Владимир Ильич Ленин, оценивая заслуги Я. М. Свердлова, говорил, что только «Через нелегальные кружки, через революционную подпольную работу, через нелегальную партию, кото­ рую никто не воплощал и не выражал так цельно, как Я. М. Свердлов, — только че­ рез эту практическую школу, только та­ ким путем мог он придти к посту первого человека в первой социалистической Со­ ветской республике, к посту первого из организаторов широких пролетарских масс». Как подлинный ленинец, Я. М. Сверд­ лов успешно решал сложнейшие задачи со­ ветского и партийного строительства. Он • принимал активное участие во всех важ­ нейших мероприятиях, связанных с созда­ нием Советского государства, — в ломке старого, буржуазного государственного ап­ парата и формировании нового, советского государственного аппарата. Верный сын партии, он был образцом большевистской непримиримости, беспощадно боролся с врагами партии и народа — меньшевика­ ми. эсерами, троцкистами и бухарпнцамп. Вместе с В. II. Лениным и П. В. Сталиным Яков Михайлович Свердлов про­ водил огромную работу по организации во­ оруженной борьбы против иностранных интервентов и русской белогвардейской контрреволюции. Он принимал участие в строительстве Советской Армии и Военно- Морского Флота, мобилизовывал силы на­ рода на укрепление оборонной мощи моло­ дой Советской республики. Характеризуя деятельность Я. М. Сверд­ лова, как выдающегося организатора Со­ ветского государства, виднейшего деятеля партии, Владимир Ильич Ленин говорил: «Если нам удалось в течение более чем года вынести непомерные тяжести, кото­ рые падали на узкий круг беззаветных ре­ волюционеров, если руководящие группы могли так твердо, так быстро, так едино­ душно решать труднейшие вопросы, то это только потому, что выдающееся место сре­ ди них занимал такой исключительный, талантливый организатор, как Яков Ми­ хайлович». Я. М. Свердлов глубоко верил в победу великого дела Коммунистической партии и в борьбе за это дело отдал всю энергию и страсть пламенного революционера, всю свою замечательную жизнь. «Чем дальше, тем сознательнее стано­ вятся широкие массы трудящихся, — го­ ворил Я. М. Свердлов. — Чем сознатель­ нее становятся они, тем упорнее их борь­ ба, тем сильнее их стойкость. Каждый день существования Советской власти уве­ личивает ее мощь и крепость... В стане империалистов, в лагере про­ тивников, — наоборот. С каждым днем их силы падают... Растет и развивается ре­ волюционная борьба рабочего класса во всех странах». Эти слова Я. М. Свердлова особенно ак­ туально звучат в наши дни, когда социа­ листический лагерь, возглавляемый Совет­ ским Союзом, растет и укрепляется и ког­ да его силы гораздо могущественнее сил империалистического лагеря. Наш народ под руководством Коммуни­ стической партии уверенно строит комму­ низм. Вдохновляющий образ неутомимого революцпонера-органпзатора Якова Ми­ хайловича Свердлова является для совет­ ских людей примером беззаветного служе­ ния партии, народу. Родине. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Изучая опыт Великой Отечественной войны, мы на примерах передовых коман­ диров подводных лодок видим, что боевой успех в торпедной атаке зависит от ис­ кусства самого командира, от высокой подготовленности и безукоризненной сла­ женности всего экипажа корабля. Замечательные боевые дела подводной лодки прославленного подводника-северо- морца Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина тем и характерны, что. обладая мастерством, он сумел отлич­ но обучить и воспитать свой гвардейский экипаж. В коллективе этой подводной лод­ ки не было срывов или промахов как в использовании торпедного оружия, так и во всей службе по выполнению боевых задач. Высокие морально-боевые качества личного состава корабля позволили коман­ диру успешно применять новые тактиче­ ские приемы, эффективно использовать мощное торпедное оружие. Все боевые по­ ходы этой лодки сопровождались неизмен­ ным успехом. В настоящее время наш флот имеет за­ мечательные боевые корабли, оснащенные современной техникой, требующей больших знаний и умения в обращении с ней. От­ крываются широкие возможности такти­ ческого использования этого оружия. По­ этому нашей неустанной заботой является отличное >владение вверенной техникой, умение использовать ее в различных ус­ ловиях морских походов. Подводная лодка — это особый корабль. Ее успех не только в бою, но и в повсе­ дневном плавании зависит от каждого чле­ на экипажа. При выполнении маневров срочного погружения, плавания на раз­ личных глубинах, всплытия в штормо­ вых условиях и т. д. требуются четкие и согласованные действия всего экипажа в целом и каждого в отдельности. Мы знаем немало случаев, когда по оп­ лошности или из-за слабого знания своего дела отдельных специалистов подводная лодка имела повреждения, влияющие на выполнение всей задачи. Так, при отра­ ботке срочного погружения и диферентов- ки корабля по халатности старшины 1 ста­ тьи Мирошниченко воздушный клапан, закрытый вручную, не был проверен клю­ чом. Клапан был сработан и пропускал воздух. В результате слабой бдительности специалиста систерна была повреждена. Торпедная атака является сложным и «ответственным боевым маневром и требует сосредоточения и напряжения всех мо­ рально-боевых качеств экипажа корабля. Ее успех зависит в первую очередь от умения и тактической грамотности самого командира. Он должен непрерывно воспи­ тывать в себе лучшие черты советского офицера: волю к победе, настойчивость в проведении атаки до конца в любых усло­ виях, глубокое знание своего дела. Все это воплощено в четкой слаженности личного состава подводной лодки. Слаженность экипажа включает в себя отработку организации службы корабля в соответствии с требованиями уставов, на­ ставлений и инструкций, а также отлич­ ное знание и уверенные действия всего личного состава в любых условиях обста­ новки — днем и ночью, в условиях штор­ ма и малой видимости, при активном про­ тиводействии противника, частичном пов­ реждении подводной лодки или выхода из строя отдельных ее механизмов. Очень снижают боеспособность лодки недостатки в организации службы кораб­ ля. когда вахта на боевых постах, у ору­ жия и механизмов несется недостаточно четко и бдительно. Характерным примером является случай на одном из кораблей. На­ до было вручную открыть клапаны венти­ ляции. Матрос Кузаев перепутал сигнал и вместо того, чтобы открыть, закрыл кла­ пан, а при сигнале «закрыть» (сигнал один и тот же) — открыл, но на команд­ ный пункт доложил,' что закрыл. При за­ полнении водой торпедных аппаратов вода дополнительно поступала в носовую си- стерну, и подводная лодка с нарастающим диферентом пошла на погружение. Коман­ дир корабля ходом и рулями пытался удер­ жать выгодную глубину, продолжая ма­ неврирование для торпедной атаки, но лод­ ка, получив отрицательную пловучесть с диферентом на нос, уходила на глубину. Командир вынужден был прервать торпед­ ную атаку и решительными мерами при­ вести лодку к нормальному состоянию. Только экстренные меры позволили выве­ сти подводную лодку из тяжелого положе­ ния. Учебная торпедная атака была сор­ вана. При выполнении торпедной атаки все боевые посты и командные пункты долж­ ны работать слаженно. Необходимо добить­ ся полного спокойствия в действиях моря­ ков и глубокой уверенности в том, что каждый воин выполняет свои обязанности безошибочно. Выходя в атаку, командир, главным образом, осуществляет внешнее наблюдение за «противником» и обстанов­ кой, производит тактические расчеты, от­ даст приказания на боевые посты и ко­ мандные пункты, целиком полагаясь на свой экипаж. Контролировать подчинен­ ных он не может. В это время ответствен­ ность каждого члена экипажа должна быть очень высокой. Она крайне необходи­ ма. Атаку обеспечивает не один командир, а весь экипаж. Интересна одна сложная торпедная ата­ ка в плохую видимость. Подводная лодка заняла район. Погрузилась. Ожидает «про­ тивника». Видимость переменная. Выпа­ дают снежные заряды. Видимость в пери­ скоп ограничена. Большие надежды возла­ гаются на акустиков. Пх бдительность — основа успеха. Проходят часы напряженного ожидания. Вахтенный акустик старшина 2 статьи Дергачев внимательно прощупывает вод­ ную толщу. Наконец, раздается четкий доклад акустика. — Справа... шум... Подводная лодка точно идет на шум. Об’явлена боевая тревога, резкий звук колоколов громкого боя оповещает начало скрытого единоборства. Все на местах. Из отсеков поступают четкие команды. Стро­ гим взглядом окидывает свой отсек стар­ шина электриков Виктор Чернец. Он остался доволен осмотром и негромким, но четким голосом докладывает на командный пупкт. Это его заботой и неустанным трудом воспитаны специалисты высокого класса старшина 2 статьи Гусев, старший матрос Парада и молодой матрос Кобзев. Отлично овладев своим делом, электрики всегда обе­ спечивали заданный ход и создавали необходимые условия для успеха. Старши­ на 1 статьи Чернец требователен и «при­ дирчив» к малейшим неточностям в рабо­ те подчиненных. За это его любят на ко­ рабле. По сигналу командира электрики увеличивают ход, и подводная лодка бы­ стро сближается с «противником». Тем временем в акустической рубке за целью внимательно следит Виктор Аль- шин, специалист с тонким музыкальным слухом. Пока он нащупал только «облгГко» шума и по изменению среднего пеленга ведет цель. Текут минуты атаки. Атака началась по данным Алыпина. В торпедном отсеке идет кипучая, по четкая работа. Под руководством старши­ ны торпедисты готовят заведывания к действию. Командир подразделения внима­ тельно следит за работой старших, матро­ сов Фролова и Козырнна. Он безукориз­ ненно знает дело, умеет организовывать работу личного состава так, что торпеды всегда идут хорошо. Лодка легла на новый курс, чтобы уточ­ нить данные о движении «противника». Командир прильнул к окуляру. Он едва различает силуэт корабля и на глаз опре­ деляет возможности «противника». Про­ должается определение данных о против­ нике комплексным методом по приборам. Подняли перископ, оказывается, «против­ ник» резко повернул вправо. Определяют­ ся дистанция и пеленг и вводятся на при­ бор торпедной стрельбы. Комсомолец стар­ шина 2 статьи Мищенко, мастерски опе­ рируя па механизмах, решает задачи для выхода в атаку. Лодка разворачивается па новый курс для занятия новой позиции и уходит на глубину, чтобы прорваться через охране­ ние. Прорыв выполняется с наиболее уяз­ вимого места и совершенно скрыто для «противника». Сложна и ответственна деятельность командира электро-механического подраз­ деления по управлению кораблем. Непре­ рывно меняются условия движения: курс, скорость, глубина, пловучесть, дпферен- товка и положение рулей. Пнженер-кали- тан-лейтенант Решнин обладает хорошим чувством ориентировки в подводном состо­ янии корабля. Внимательно наблюдая за положением рулей, он безошибочно руко­ водит действиями личного состава по обес­ печению пловучестп и днферентовки. Под­ водная лодка в руках Решнина послушна и легко управляема. Серьезно и вдумчиво работает па гори­ зонтальных рулях специалист первого класса коммунист Колейков. Обладая вы­ сокой выучкой, он удерживает подводную лодку на перископной глубине, а затем по приказанию командира выполняет от­ ветственный маневр. Подразделение, в ко­ тором служит Колейков, — передовое. Все рулевые здесь классные специалисты и отличники боевой и политической подго­ товки. Творчески работает штурман подводной лодки. Он точно определяет данные о «противнике», обеспечивая командира до­ статочно точными сведениями. Звучит команда: «Пли!». Торпеды вы­ шли. Сложная задача решена успешно уси­ лиями всего экипажа. Успешность торпедной атаки обеспечи­ вается четкостью и слаженностью в рабо­ те всего экипажа как единого целого. Вы­ сокая выучка личного состава подводной лодки достигается повседневной настой­ чивой учебой всех воинов, отработкой действий каждого боевого поста. Большую роль в подготовке экипажа играет плавание в сложных условиях За­ полярья. Суровая погода, бурное море вы­ ковывают у моряков выносливость и стой­ кость, способность преодолевать любые трудности. В морских походах отрабаты­ вается четкая организация службы, зна­ чительно повышается специальная подго­ товка. личный состав получает необходи­ мые навыки в обслуживании и сбережении своего заведывания. Трудные походы яв­ ляются лучшей школой закалки воли и физической выносливости моряков, важ­ нейшим условием воспитания мастеров торпедных ударов. Офицер А. КОЗЛОВ. Быстрые и чёткие действия связистов У коммутатора дежурный телефонист. — Как слышите? — запрашивает корреспондент. — Перехожу на прием! — Слышу отлично! — отвечает стар­ ший матрос Савченко и повторяет свои позывные. Все идет, как обычно. Но вдруг снова ! заработало радио — «В воздухе само- 1 лет». В подразделении раздаются тревож- ! ные звонки «Боевая'тревога!» Савчен- j ко передал сигнал в подразделение. Те- ! перь нужно подготовить к боевой рабо­ те командный пункт. ! В помещение вбегают воины. Среди j | них командир отделения Зеленков. — Товарищ младший сержант. \ j командный пункт к боевой работе готов! г Отличник боевой и политической под- ■готовки старший матрос Савченко зна­ чительно раньше времени привел пост в боевую готовность. Хорошо действо- ! вали все подчиненные Зеленкова. Младший сержант умело обучает под- . чиненных мастерству. Идет занятие. Он i об’ясняет принципиальную схему радио­ станции. Один из матросов отвлекся по- ! сторонними делами, командир отделения | обращается к нему: — Матрос Новиков, расскажите, о j! чем я сейчас вел речь! Воин начинает отвечать, путается. - — Вот видите, вы чуть не пропусти­ ли серьезнейший материал. А мы изу­ чаем схему обслуживаемой вами мате­ риальной части, которую вы должны знать, как свои пять пальцев. Матрос Колосов, расскажите подробно схему ра­ диостанции. В оин неторопливо перечисляет все i ! детали схемы, каскады... — Отлично! — прерывает его коман- ' днр. — Всем ясен этот материал? — Ясен! — дружно отзываются под­ чиненные. Матрос Новиков первое время небреж­ но относился к сбережению техники. — Вы знаете, что малейшее загряз­ нение может привести к тому, что ма­ териальная часть выйдет из строя, и мы останемся без связи? — спросил его Зе­ ленков. — Так точно! — Так вот, советую пе забывать об этом. Впоследствии, постоянно контроли­ руя подчиненного, рассказывая ему о значении специальности, младший сер­ жант привил воину любовь к своему де­ лу. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. .чомсомолец старший матрос Федор Данелюк зарекомендовал себя старатель­ ным, заботливым хозяином боевого по­ ста. Боевая техника, которую он обслу­ живает. всегда в образцовом состоянии. НА СНИМКЕ: отличник боевой и по­ литической подготовки старший матрос Ф. Данелюк готовит заведывание к по­ ходу. Фото И. Ннкишова. ннтельпый ужин для тех, кто несет ноч­ ную вахту. Учитывая желания моряков, тов. Лузя- нин при составлении меню-раскладки ре­ комендует такие блюда, как суп-рассоль­ ник, щи из квашеной капусты, овощное рагу, больше готовит острую пищу. Дела­ ет кок также и винегрет, холодец и другие любимые моряками блюда. Поэтому если посмотреть по меню-рас­ кладкам, какую пищу давали личному со­ ставу на походах, то видно, что здесь пре­ обладают блюда острые и наиболее пост­ ные. За хорошее приготовление пищи, при­ мерную службу н успехи в учебе коман­ дование неоднократно поощряло старшего матроса Лузянпна. Но он не останавли­ вается на достигнутых успехах, а стре­ мится дальше совершенствовать свое ку­ линарное мастерство, перенимает богатый опыт у старшины 2 статьи Яковлева. Ви­ дя это стремление моряка, офицер Матен- ко дал ему специальную литературу о приготовлении пищи. Для расширения опыта и знаний по своей специальности старший матрос нередко ходит к кокам на другие корабли, советуется с ними, как лучше, вкуснее приготовить то или иное блюдо, старается перенять у них положи­ тельный опыт. На корабле Н. питание личного состава организовано умело, в этом большая за­ слуга кока корабля старшего матроса Лу- зяиина. Он споим скромным трудом помо­ гает товарищам по службе переносить трудности морской походной жизни, доби­ ваться еще больших успехов в боевой и политической подготовке. Положительным на этом корабле яв­ ляется и то, что командир корабля, его заместитель ио политической части и другие коммунисты серьезно вникают в организацию питания личного состава, ин­ тересуются запросами воинов, подсказы­ вают. какую пищу лучше готовить в тех или иных условиях плавания, поддержи­ вают и поощряют все хорошие и полезные предложения по улучшению организации питания моряков. Офицер В. КАЛАЧЕВ. Об‘явить борьбу В одном из январских номеров флот­ ской газеты было опубликовано письмо под заголовком «Умерить пыл «лихачей». Автор письма офицер В. Поздеев отмечал, что некоторые ездовые ухарски мчатся по улицам на лошадях, в результате чего происходят несчастные случаи. Нет сомнения, что и «лошадиные лиха- чп» представляют опасность, но куда опаснее так называемые «автолихачи». Попробуй увернуться от автомашины, идущей со скоростью 50 — 60 километ­ ров в час! Можно привести много приме­ ров, показывающих, к чему приводит на­ рушение правил движения. Недавно один такой «лихач» на грузо­ вике наехал на ребенка. Этот шофер ока­ зался не только лихачом, но и трусом. Он не остаповил машину, а пытался скрыть­ ся. Офицер В. Тетеревлев рассказывает, как он чуть было не стал жертвой авто- лихачества. Проходя через дорогу, по ко­ торой далеко от него шла автомашина, офицер рассчитывал благополучно до­ браться до трапа, однако какой-то «лихач», видимо, стремясь обогнать замеченную тов. Гетеревлевым машину, ехал но тому же направлению с очень большой скоростью. Тут невольно растеряешься: впереди ма­ шина, отступить назад — там тоже ма­ шина. II офицер оказался между^ двумя автомобилями. К счастью, все обошлось благополучно. Или вот пример. Шофер матрос Апсеров.. автолихачеству поднимаясь на автомобиле в гору, обогнал впереди идущий автомобиль; заехав на левую сторону дороги, он заметил, что навстречу ему движется автомобиль «ЗИС-150». Тогда Ансеров резко поверчул вправо. Этот риск для него чуть ли не обо­ шелся тем, что сзади идущий автомобиль, не имея возможности немедленно сбавить скорость, мог наскочить на автомобиль ма­ троса Аисерова. Лишь умелые действия водителя сзади идущей машины помопи матросу Ансерову избежать катастрофы. Нередко можно видеть, как несерьезно относятся некоторые шоферы к установ­ ленным сигнальным дорожным знакам. А ведь каждый дорожный знак установлен в строгом соответствии с условиями движе­ ния в том или ином месте. В районе промтоварного и продоволь­ ственного магазинов по улице Сафонова в Североморске установлены знаки «Осто­ рожно — пешеходы». Т1о некоторые во­ дители в этом месте двигаются с повы­ шенной скоростью. Пора об’явнть самую решительную борьбу с автолихачеством. Для этого не­ обходимо активизировать работу автоин­ спекторов, которые обязаны задерживать автомобили за нарушение правил улично­ го движения н эксплуатации на линии. Эгу обязанность военные инспекторы должны выполнять самым решительным образом. Мичман В. КУДЯВНИН. Э к о н о м я т г о р ю н е е Хороших успехов в учебе и службе добились воины отде­ ления младшего сержанта Цокова. Старший матрос Духонин, матросы Шубин, Белов и Червинчук грамотно эксплуатируют боевую технику. Они ведут точный учет документации, не до­ пускают работы техники на холостом ходу, подтечки горючего из трубопроводов, правильно дают обороты двигателям в зави­ симости от нагрузки. Благодаря этому, матросы добились боль- I той экономии горючего. Все они — отличники боевой и поли­ тической подготовки, умелые специалисты. Передовые воины с честыо и добросовестно выполняют свой воинский долг перед Родиной, служат ей так, как велит Воен­ ная присяга. Матрос В. ЯШУХИН. Забота командира корабля о питании воинов на походе Военный моряк несет свою службу в любых условиях. В снежную пургу зи­ мой, в дождь летом, в шторм и непогоду матросы, старшины и офицеры проводят в море напряженную учебу. Служба воен­ ных моряков требует большого физическо­ го напряжения, выносливости и выдерж­ ки. Поэтому организации питанпя моря­ ков, являющейся непременным условием сохранения здоровья и трудоспособности человека, должно придаваться особенно серьезное внимание. Налаживанием питания личного соста­ ва на кораблях должны заниматься не только те, кто по своему должностному положению поставлены на этот ответствен­ ный участок работы. Этим делом обязаны заниматься также все офицеры, политра­ ботники, врачи. Свое решающее влияние оказывает командир корабля, который ут­ верждает меню-раскладку продуктов. На корабле Н. офицер Матейко, кора­ бельные коки старшина 2 статьи Яковлев и старший матрос Лузянин правильно по­ нимают, какая <тветственность возложена на них за организацию питания моряков, особенно в период походов и напряженной учебы. Они прилагают усилия к тому, чтобы лучше организовать питание моря­ ков на походах. Известно, что усвояемость пищи, а зна­ чит ее наибольшая польза для организма людей, ее способность повышать трудос­ пособность и энергию человека зависит от той обстановки, в которой она принимает­ ся, от ее вкусовых качеств, внешнего ви­ да и других факторов. И если во время штормовых походов у определенной части моряков понижается аппетит, способность к восприятию пищи из-за внешней обста­ новки: сильной качки, большой жары в некоторых отсеках корабля, то отсут­ ствовавший аппетит может быть значи­ тельно восстановлен за счет повышения вкусовых качеств п и щ и , ее разноооразия или с помощью введения в меню различ­ ных спецпй. То есть всегда можно с по­ мощью некоторых мер обеспечить наиболь­ шую усвояемость пищи личным составом. Офицер Матейко, зная по опыту, что на походах, тем более при качке, жирная и однообразная пища не способствует разви­ тию аппетита, а порою даже вызывает у людей тошнотворное состояние, а значит снижает активность и трудоспособность человека, старается получить на корабль более разнообразные продукты, такие, ко­ торые содержат в себе наименьший про­ цент жирности, но не уступают, по своей калорийности. Во время нахождения корабля в лоре матросы обычно с наибольшим желанием кушают соленые огурцы, помидоры, сельдь с картофельным пюре, супы-рассольники, щи из квашеной капусты и другие, обла­ дающие наиболее острыми вкусовыми ка­ чествами блюда. Учитывая это, офицер Матейко старается получить к выходу ко­ рабля в море продукты, необходимые для приготовления данной пищи. Очень важную роль в организации пи­ тания на корабле играют коки. Решаю­ щим в опенке их работы являются отзы­ вы матросов и старшин о качестве пищи, приготовляемой ими. Приготовление доброкачественной и вкусной пищи достигается рациональным использованием продуктов и тщательной их обработкой, строгим соблюдением сро­ ков варки и жарки п р о д у к т о в и последо­ вательности при закладе их в котел. На корабле Н. большим уважением поль­ зуется кок старший матрос Лузянин. — Когда Лузянин на вахте, то мы сра­ зу узнаем это по качеству приготовлен­ ных блюд, — говорят моряки. — Бкусно готовит наш кок. Особенно удачно у него получаются щи, рагу и другие блюда. П отарший матрос Лузянин по праву может гордиться такими отзывами моря­ ков о своей работе. Чистота и порядок на камбузе тов. Лу- зянина. Все там лежит на своих местах. Кок любит порядок в своем хозяйстве. На корабле он служит уже давно, и матросы не помнят ни одного случая, чтобы пища была приготовлена им несвоевременно или некачественно. — Конечно, первое время мне было не­ легко, — рассказывает старший матрос Лузянин. — Бывало, во время походов, особенно, когда штормит, с трудом нес вах­ ту. На камбузе все задраено, душно и жарко от котлов, сильно качает, посуда так п вырывается из рук. Укачивался я, — продолжал моряк. — Но я знал, что и другим на корабле не легче, что личный состав ждет от меня вкусную пищу, и крепился, продолжал работать у котлов. — Потом я сумел перебороть морскую болезнь, работать стало легче. Однажды, — вспоминает тов. Лузянин, — мой командир отделения старшина 2 статьи кок-инструктор Яковлев был в отпуске. Мы в это время ушли в длительный по­ ход, а погода была неблагоприятная. II все же, оставшись на камбузе один, без смены, я справился со своими обязанно­ стями. Личный состав остался доволен мо­ ей работой. А это для меня лучшая на­ града за напряженный труд. Те дни, что мне пришлось одному во время качки обеспечивать моряков питанием, явились для меня как бы экзаменом. Я гордился, что этот экзамен выдержал. Командование мне тогда об’явило благодарность. Недавно в походе можно было видеть, как многие матросы подходили к камбу­ зу и там, в сиецнальпо отведенном месте, брали сельдь. Ее приготовил старший ма­ трос Лузянин. Он знает, что при качке она помогает, приостанавливает тошноту, возбуждает аппетит. II так делает стар­ ший матрос часто. — Когда корабль в море, то мы можем получить от кока дополнительно сельдь, соленые огурцы, помидоры, — рассказы­ вает старшина 2 статьи Красиков. — Кроме того, в походе кок готовит допол-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz