На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 июня 1955 г., № 130 (5282). Шумливые волны неудержимо мчатся навстречу кораблю, бьются о борта и, бу­ дучи не в силах преодолеть препятствие, откатываются в стороны. Но вот гул моря стал сильнее, струп жесткой соленой воды полетели на палубу. Корабль ускорил ход. В это же время звонкое пенис горна пере­ плелось с корабельными звонками, и как будто крылья этой бодрой музыки подняли на палубу матросов, старшин и офицеров. Как только моряки заняли места по бое­ вой тревоге и изготовились к действию, была об’явлена тренировка. Сразу в башне лязгнул металл замков. Стук моторов, глу­ хое пощелкивание ручек и переключате­ лей слилось в сплошной грохот, напоми­ ная о силе мощных установок лучшей в мире советской артиллерии. Четче зарабо­ тала мысль каждого воина, легче и уве­ реннее стали движения, когда руки при­ коснулись к штурвалам и клапанам, ноги нащупали упругие педали. Люди взяли власть над техникой. Негромко, размеренно командует подчи­ ненными лейтенант Мезин. Его хорошо слышат и понимают на всех орудиях, в погребах, перегрузочных отделениях. Связь офицера с матросами и старшинами осу­ ществляется не но переговорным трубам, а по трансляции. Это усовершенствование — результат творчества Мезина и всего коллектива. Нововведение следует отнести к числу самых ценных мероприятий, на­ правленных на повышение скорострельно­ сти башни, ее боевой готовности. Добиться максимального темпа стрельбы — главная задача, которую поставил Ме­ зин перед артиллеристами. Каждый выпу­ щенный из ствола снаряд сверх нормы — это килограммы металла, которые обру­ шатся на головы врага в бою, и, значит, дополнительные шансы на победу. На­ учиться разить наверняка — таково стремление командира, всех комендоров. й когда матрос Заднепровский на одной из тренировок с опозданием выполнил си­ гнал, это обеспокоило коллектив. Молодой воин еще не привык быть внимательным на посту, что и явилось причиной задерж­ ки. На разборе учения офицер раскрыл существо ошибки подчиненного и потребо­ вал, чтобы он впредь не допускал подоб­ ных промахов. Однако из кубрика офицер вышел задумчивым. У Мезина правило — всякое дело доводить до конца, и чувство неудовлетворенности не покидало его. — А может быть приказание было от­ дано нечетко и матрос не расслышал его? — задавал офицер себе этот вопрос, а когда увидел башенного артэлектрика старшего матроса Шугайло, спросил его: — Как думаете, сможем мы устроить в башне громкоговорящую связь?.. — Для этого надо иметь усилитель... II я, пожалуй, сумею сделать его. Разреши­ те? — Что ж, принимайтесь за дело. По­ мощников себе выберете сами. Шугайло обложился учебниками, жур­ налами. Он точно рассчитал по формуле сопротивление каждогс- из двух трансфор­ маторов и намотал их, подобрал лампы. Наконец, моряк все это смонтировал ио схеме. Сделать проводку и установить ди­ намики оказалось.значительно проще. II вот средп отполированных коробок прибо­ ров на стенке погрузочного отделения поя­ вилась еще одна — самодельная, грубой работы, но имеющая большое значение. Теперь все распоряжения командира от­ четливо слышны в любом углу башни. Сегодня голос Мезина несколько торже­ ственный и, как всегда, твердый. Перед походом партийная организация приняла его в члены КПСС. Это событие и успеш­ ный ход тренировки радуют офицера. Ма­ тросы и старшины стараются так, как будто в каждое движение вкладывают ча­ стицу своего сердца. Настороженно бегают глаза наводчика матроса Павлова, а паль­ цы рук в напряжении перебирают колесо штурвала. И как ни падает стремительно порой индекс на шкале, стрелка непзмен- по догоняет его. На этом в данный мо­ мент сосредоточено все внимание моряка. Подчиненные лейтенанта Мезина повышают скорострельность За его спиной прибрежные сопки Запо­ лярья, а за ними — наша великая Роди­ на, свободная и счастливая. Воображение моряка рисует, что впереди — противник. Его ни за что нельзя пропустить в наши советские воды. • Молодой матрос Львов в быстроте заря­ жания состязается с техникой. Прогрохо­ тал прибойник, досылающий снаряд, и только он вернулся на место, воин стре­ мительным движением всего тела подал в камору заряд. Вновь работает мотор, и опять действует человек, но только со­ знательно, осмысленно. Моряк знает, во имя чего он трудится. В такт со всеми выполняет приемы замочный старший ма­ трос Чуманов. От быстроты, точности и согласованности всех номеров расчета за­ висит темп стрельбы. Лейтенант Мезин стоит с секундомером в руках, но смотрит не на стрелку, а на подчиненных. Ему важно знать, сколько времени уходит на каждый залп и, глав­ ное, за счет чего можно сократить дли­ тельность операции. — Дробь! Офицер останавливает секундомер. Взгляды всех матросов и старшин устрем­ ляются на него. В установившейся сразу тишине отчетливо звучит его спокойная речь. — Темп прежний. Надо быстрей. Львов, вы несколько выше поднимайте задний конец заряда и старайтесь ногами ступать всегда на одно и то же место. А вам, лейтенант повернулся к командиру ору­ дия, — надо заметить на лотке уровень, до которого поднимается снаряд, и дер­ жать ключ наготове... На другом орудии также «по косточкам разбирает» действия подчиненных сверх­ срочник главный старшпна Киловатым. И там найдены возможности, за счет которых можно сэкономить доли секунд. Трениров­ ка продолжается. Она поглощает вело энер­ гию командира башни, старшин, матро­ сов. Мезин и Кпловатый — это люди, по­ святившие свою жизнь военному флоту. А рядом с ними— в недавнем прошлом кол­ хозники комсомольцы Болтонов и Чума­ нов. У всех одно стремление: изо дпя в день неустанно совершенствовать бое­ вую готовность родного корабля. Этой за­ даче они отдают все свои силы. И так же, как Мезина и Киловатого ведет вперед высокое звание коммунистов, Болтонова и Чуманова воодушевляет на новые успехи принадлежность к славному отряду комсо­ мольцев. Поощрения Мезина, знак отличника на груди Киловатого, личные фотографиче­ ские карточки Болтонова и Чуманова, на которых они сняты на фоне развернутого Знамени корабля, — свидетельство их че­ стной службы Отчизне. Личный состав башни достиг высокой скорострельности. Однако пытливая нату­ ра коммуниста Мезина не находила успо­ коения. Ведь не может быть, что насту­ пил предел всех возможностей! Но где же путп совершенствования? Офицер крити­ чески анализировал каждую тренировку, работу каждого номера башни, и ему уда­ лось внести изменения в организацию бое­ вой учебы. Раньше было принято: команды заряжа­ ния и подачи тренировать отдельно. Я хо­ тя при стрельбе никаких задержек не слу­ чилось, Мезин видел, что воины перегру­ зочных отделении нс всегда понимают комендоров, иногда им нужно давать до­ полнительные раз’яснения, повторять команды. Пз-за этого когда-нибудь могут быть большие неприятности. После очередного учения командир баш­ ни долго стоял на юте. Он всей грудью вдыхал свежий морской ветер, и в мыслях офицера зрело решение — необходимо впредь проводить тренировки башни в целом. Так он и сделал. Вскоре плодотвор­ ные плоды комплексных тренировок проя­ вились в более четкой и слаженной рабо­ те личного состава. Всех радует, что в башне за несколько лет не случилось ни одной поломки или неисправности техники. Это конкретный результат творческого труда, в первую очередь, артиллерийских электриков. Они заботливо ухаживают за своим заведыва- нием. Чтобы контакты не пригорали и дольше сохранялись, моряки периодически лудят их. Для этой цели старшина 2 статьи Корягин по составленной самим им схеме изготовил ванну. Однако, как ни уверены артиллеристы в своем оружии, на тренировках они от­ рабатывают приемы в условиях выхода из действия различных узлов. В бою при ак­ тивном противодействии противника мо­ гут быть повреждены участки электроце­ пи, выведены из строя отдельные меха­ низмы и даже люди. Мезин учит подчи­ ненных и в данном случае обеспечивать высокий темп стрельбы. Нередко один из электриков по разработанному команди­ ром башни плану неожиданно снимает пи­ тание с элеватора подачи боезапаса, зам­ ка, прибойника или механизма наведения. II тогда соответствующие номера расчета выполняют обязанности вручную, а дру­ гие ликвидируют неполадки. Шаг за шагом моряки отвоевывают у минут дорогие секунды, заставляют их ра­ ботать на себя. Мезин сумел раз’яснпть артиллеристам цену боевого времени, и это породило творческий подход к делу, технические усовершенствования и улуч­ шение организации учебы. Воины изгото­ вили ключ новой конструкции для уста­ новки дистанционной трубки. Пользуясь старым ключом, приходилось вращать снаряд. Треугольник с вырезом для при­ лива головки исключает такую необходи­ мость, артиллеристы экономят доли секун­ ды. Расчеты орудий перенимают друг у друга опыт в ходе практических заня­ тий. Так было и в этом походе. Один из матросов левой пушки после напоминания Мезина б том, что следовало бы действо­ вать еще быстрей, сомневался, возможно ли поднять темн. Тогда командир башни сказал: — А вот у другого орудия темп на пол­ торы секунды выше. Старшпна 2 статьи Докшин, покажите-ка всем, как ваш рас­ чет работает. II передовые комендоры лучшего отде­ ления показали свое мастерство. А к son­ ny плавания в ходе тренировок вся баш­ ня сократила цикл стрельбы на три се­ кунды. Это достижение имеет большое зна­ чение для успеха в современном морском бою, отличающемся внезапностью и ско­ ротечностью, высокой маневрепностью и скоростями кораблей и самолетов. Иногда все-таки были промахи. Матрос Львов не учел высоту заряда и, вынимая его из каморы, задел за лоток. Другой ко­ нец заряда прижало закрывающимся зам­ ком. Старшина 2 статьи Болтонов испра­ вил положение. Однако этот случай пока­ зывает, что Львов еще недостаточно подго­ товлен к выполнению свопх обязанностей. Но он стремится овладеть мастерством и при активной помощи командиров и това­ рищей наверняка добьется желаемых ре­ зультатов. Хуже дело у матроса Алейникова. Он на днях нарушил воинскую дисциплину, а на учениях не проявлял усердия. Лейте­ нант Мезин наказал подчиненного и поре­ комендовал бюро комсомольской организа­ ции поговорить с воином на своем заседа­ нии. которое и состоялось во время похо­ да. Личный состав башни деятельно борет­ ся с недостатками, добивается новых ус­ пехов в учебе н дисциплине, решении своей главной задачи — повышении мет­ кости и скорострельности. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. На сигнальном мостике Корабль находится в море. У матро­ сов и старшин идет напряженная не­ прерывная учеба. На сигнальном мостике ведется бди­ тельное наблюдение. Вахту несут стар­ ший матрос Гроголь, м^.росы Астафьев, Щепелин и другие. Ничто не уходит от их внимательного, натренированного глаза. Семафоры передаются своевре­ менно, доклады четки и точны. Вахтенный офицер предупреждает: — Внимательно следить за воздухом, ожидается появление самолетов «про­ тивника». Сигнальщики напрягают все усилия, чтобы своевременно обнаружить «про­ тивника». не дать ему подойти на близ­ кое расстояние. От этого зависит отра­ жение «вражеских» самолетов. Вот следует доклад старшего матроса Гроголя: — Три бомбардировщика слева... угол места... курсом на корабль. По кораблю дан -сигнал боевой тре­ воги. Комендоры наводят орудия по самолетам. Сигнальщики не выпускают цели из поля зрения. Наблюдение напряженное. — Три самолета слева... угол места... сбросили мины, — докладывает матрос Астафьев. — Мины упали в воду по пеленгу.., — докладывает старший матрос Гроголь. Учеба продолжается. — Цель слева... дпетанция... вышел из-за сопки, — докладывает матрос Астафьев. Вслед за первым следует второй док­ лад. Этот поход был шагом к дальнейше­ му мастерству моряков. Старший матрос С. БРАТАНОВ. Деятельный помощник руководителя группы Старшина 2 статьи Юрьев, являясь по­ мощником руководителя группы политиче­ ских занятий, стремится к тому, чтобы слушатели глубоко изучали каждую тему политзанятий, тщательно готовились к беседам. Работу помощника постоянно направля­ ет руководитель группы. Офицер советует старшине 2 статьи Юрьеву, как лучше оказать помощь отстающим в учебе, тре­ бует, чтобы он и сам настойчиво повы­ шал своп военные и политические знания. За образцовое выполнение обязанностей помощника руководителя группы полити­ ческих занятий отличник боевой и поли­ тической подготовки старшина 2 статьи Юрьев недавно был поощрен командиром. Старший матрос В. САФОНОВ. Улгело несет вахту на вертикальном руле старший матрос Александр Серегин. Его заведыванне всегда находится в об­ разцовом состоянии. НА СНИМКЕ: старший матрос А. Се­ регин на вахте. •* Фото И. Никншова. Улучшить лекционнуюпропаганду в Домеофицеров — Наш Дом офицеров больше похож на какой-нибудь «дом заседаний». Здесь не получишь необходимую помощь в идейно- теоретическом образовании, не отдохнешь хорошо, — так нередко говорят офицеры. Действительно, в Доме офицеров ежед­ невно проводятся собрания, заседания; со­ вещания. инструктажи, сборы, занятия. Для таких мероприятии очень часто зани­ мают даже читальный зал и комнату са­ мостоятельной работы. II трудно тут по­ рой почитать свежий номер газеты или журнала, не говоря уже о создании тон уютной и культурной обстановки, в кото­ рой можно было бы поработать над тем или иным произведением, получить мето­ дическую помощь или консультацию ио марксистско-ленинской подготовке. — Все эти недостатки мы восполняем лекционной пропагандой, — говорят ра­ ботники политоргана. В самом деле, если посмотреть план работы, то там можно увидеть перечень большого количества лекций по самым различным вопросам. Но это одна сторона дела. Здесь часто бывает так, что некото­ рые лекции читаются формально, не до­ стигают своей цели. А что это именно так, можно убедиться на фактах. После выхода в свет учебника полити­ ческой экономии многие офицеры решили самостоятельно овладевать марксистско- ленинской экономической наукой. В по­ мощь самостоятельно изучающим полити­ ческую экономию было намечено провести ряд лекций. Длительное время они гото­ вились. Наконец, тов. Чернов выступил с лекцией на тему: «Капитал и прибавоч­ ная стоимость. Основной экономический закон капитализма». Но эта долгожданная лекция, в которой так остро нуждались офицеры, не оправдала их надежд. Она не была доходчивой, творческой, а своди­ лась лишь к механическому воспроизве­ дению учебника. Пропагандист потерял всякий контакт со слушателями, читал ско­ роговоркой, боясь оторваться от текста, со­ вершенно не использовал наглядных по­ собий, хотя они были у него под руками. Многие положения в лекции не были рас­ крыты. Присутствующие даже не имели возможности сделать записи, хотя в этом имелась необходимость. Пропагандист, оче­ видно, забыл часто повторяемые им самим слова о том, что искусство лектора го- стоит в том, чтобы лекции при самой вы­ сокой их научности и актуальности были интересны и по содержанию и ио форме изложения, ибо скучные лекции могут только отталкивать, а не привлекать слу­ шателей. не заинтересовывать их. В Доме офицеров имеются все возмож­ ности для развертывания активной и дей­ ственной пропаганды решений партии и правительства, трудовых успехов совет­ ского народа. Но эти возможности не ис­ пользуются. До сих пор тут продолжают вести разговоры о привлечении к лекцион­ ной пропаганде научных работников, пе­ редовиков промышленности и сельского хо­ зяйства Советского Заполярья, коман­ диров кораблей и подразделений. Но даль­ ше разговоров дело не идет. Еще два месяца тому назад были отме­ чены серьезные недостатки в агитацион­ но-пропагандистской работе с офицерским составом. В частности, были вскрыты серьезные недостатки по пропаганде реше­ ний январского Пленума ЦК КПСС и тру­ довых успехов советского народа в комму­ нистическом строительстве. Были вынесе­ ны хорошие предложения: оказывать ак­ тивную и действенную помощь военнослу­ жащим в их самостоятельной учебе по ов­ ладению марксистско-ленинской теорией, установить более' тесную связь с офицера­ ми кораблей и подразделений. Но эти хо­ рошие пожелания остаются пока на бума­ ге. Работники политоргана и Дома офице- ------О ров не могут своевременно провести от­ дельные запланированные ими лекции. Ничего не сделано и для того, что­ бы как следует организовать помощь са­ мостоятельно изучающим историю партии, философию и политическую экономию. А недавно^ в Доме офицеров произошел такой случай. Была назначена лекция для офицеров. Своевременно собрались все приглашенные товарищи, но не ока­ залось только... лектора. Начались беспре­ рывные переговоры, телефонные звонки. Было напрасно потеряно драгоценное вре­ мя. Лекцию перенесли на другой день. Серьезным недостатком в лекционной пропаганде Дома офицеров является то, что здесь очень мало читается лекций по вопросам воинского воспитания, военной науке, иартполитработы. Мало таких лек­ ций потому, что Дом офицеров не привле­ кает к активной пропагандистской работе руководящих офицеров, имеющих глубокие теоретические знания и большой практи­ ческий опыт. Слабо поставлена и военно­ техническая пропаганда. Большую работу мог бы развернуть Дом офицеров ио пропаганде научно-естествен­ ных знаний. Действительно, здесь был прочитан ряд интересных и содержательных лек­ ций на эти темы. Офицерам понравилось выступление члена общества ио распро­ странению политических и научных зна­ ний тов. Сорокина. После его лекции «О происхождении жизни на Земле» офицеры просмотрели кинофильм «У истоков жиз­ ни». Внимание североморцев привлекла и лекция на тему: «Противоположность нау­ ки и религии», прочитанная членом об­ щества но распространению политических и научных знаний тов. Карасевым. Слу­ шатели живо интересовались теорией 0. Ю. Шмидта, открытиями академика Ам­ барцумяна, им был показан научно-попу­ лярный кинофильм «Вселенная». Хорошо отзываются военнослужащие и о лекциях, прочитанных тт. Чижовым и Талалаем. Лекции в сопровождении кинофильмов являются наиболее популярной и доход­ чивой формой пропаганды естественно­ научных знаний. Пропагандистам было задано много самых различных вопросов, на которые они дали исчерпывающие от­ веты. Однако нс все лекции на научно-естест­ венные темы удовлетворяют слушателей. Примером этому может служить лекция члена общества по распространению поли­ тических и научных знаний топ. Несте­ рова «О вредном влиянии алкоголя на ор­ ганизм человека». Тов. Нестерову следовало бы тщательно подготовиться к встрече с аудиторией, ознакомиться с ее запросами и особенно­ стями. Для этого ему представлялась пол­ ная возможность, но он понадеялся на знание’ текста, а этого, как потом оказа­ лось, было далеко недостаточно. Тов. Не­ стеров не мог дать толковых ответов на элементарные вопросы слушателей. Работники политоргана и Дома офице-* ров успокоили себя наличием текста лек­ ции у тов. Нестерова, забывая, что о лекции нельзя судить только по её тексту, хотя работа над ним является, безусловно, важным этапом в работе лектора. Политорган обязан проявлять постоян­ ную заботу об улучшении лекционной пропаганды в Доме офицеров. Она должна стать действенным оружием воспитания воинов, обогащать их новыми знаниями, помогать им добиваться успехов в боевой и политической подготовке, повышать свою культуру, мобилизовывать личный состав на дальнейшее совершенствование боевой готовности кораблей, частей и под­ разделений нашего флота. В. ЛОМОВ. По следам наших выступлений «ОБ ОДНОЙ НЕУДАЧНОЙ БЕСЕДЕ» Так называлась статья, опубликованная в нашей газете У» 86. В ней указывалось, что в одной из групп политических заня­ тий беседа прошла на низком идейном уровне. Как сообщил в редакцию заместитель командира по политической части, факты, приведенные ’ в статье, подтвердились. Статья была обсуждена на заседании парт­ бюро. Руководитель группы политзанятий тов. Вергилсс за халатное отношение к своим обязанностям предупрежден. Крепкая воинская дисциплина — основа высокой боевой готовности Современная международная обстанов­ ка характеризуется активизацией реакци­ онных сил империалистических государств по подготовке и развязыванию повой ми­ ровой войны. Правящие круги Соединен­ ных Штатов Америки усиленно продолжа­ ют проводить так называемую политику «с позиции силы», направленную на уси­ ление международной напряженности. Наряду с организацией военных груп­ пировок, США предпринимают шаги к рас­ ширению существующей сети своих во­ енных баз, в особенности поблизости от границ Советского Союза и стран народной демократии. В своем заявлении на Ввршав- ском совещании Европейских, стран по обеспечению мира и безопасности в Европе глава Советского правительства товарищ Н. А. Булганин указывал, что правящими кругами США «...не делается секрета из того факта, что с этпх баз планируется воздушное нападение на нашу страну и другие миролюбивые государства*. Ратификация парижских соглзшепий вносит существенные изменения в между­ народную обстановку, намного усалив&ет угрозу развязывания войны. Американские империалисты, захватив остров Тайвань, вмешиваются во внутренние дела Китая, организуют военные провокации против. Китайской Народной Республики, поддер­ живают ненавистную народу клику Чав- Кай-ши. Они стремятся сорвать Женев­ ские соглашения, пытаются сделать Юж­ ный Вьетнам новым очагом агрессии. Усиленную активность развивают аме­ риканские империалисты в деле подгстов- ки и развязывания атемной войны, прини­ мая меры к снабжению создаваемого в За­ падной Германии реваншистского вермах­ та всеми видами современного вооруже­ ния. в том числе и ядерным оружием. Американские империалисты рассматрива­ ют вермахт, как свою основную ударную силу в будущей войне против лагеря со­ циализма. В этих условиях миролюбивые народы вынуждены принимать необходимые меры для обеспечения безопасности и поддзржа- ния всеобщего мира. Заключение Договора о дружбе, сотрудничестве я взаимпой по­ мощи между восемью государствами, участниками Варшавского совещания, и организация об’единенного военного коман­ дования этих государств являются могучим фактором укрепления безопасности стран демократического лагеря, возглавляемого Советским Союзом. Следуя заветам В. П. Ленина, созетский народ бдительно следит за происками международной реакции, постоянно нахо­ дится начеку, бережет обороноспособность страны и ее вооруженные силы, как зени­ цу ока. Благодаря неустанной заботе Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства, растет боевая мощь Советской Армии и Военно-Морского Флота. Наши доблестные Вооруженные Силы ныне ос­ нащены первоклассной современной бое­ вой техникой, в том числе атомным и во­ дородным оружием. За последние годы да­ леко шагнул вперед наш Военно-Морской Флот, который постоянпо пополняется ко­ раблями различных классов и типов. В ответ на неустанную заботу Комму­ нистической партии и Советского прави­ тельства о наших Вооруженных Силах военные моряки, как и все советские вои­ ны, настойчиво совершенствуют и повы­ шают готовность кораблей, частей и под­ разделений. Они много потрудились над освоением вверенной им техники и ору­ жия, прошли за послевоенные годы серь­ езную школу боевой выучки. Советские моряки хорошо понима­ ют, что военное дело нс стоит на ме­ сте. что оно быстро движется вперед. Неп­ рерывно и все более возрастающее совер­ шенствование техники, появление новых боевых средств обязывает личный состав глубоко знать современное вооружение. Воины нашего флота сознают, что нужио учиться и готовить себя не к легкой побе­ де над слабым противником, а к напря­ женной борьбе с сильным, технически ос­ нащенным и высокоманевренным врагом. Успешное выполнение задачи по даль­ нейшему совершенствованию воинского мастерства и боевой готовности может быть достигнуто лишь при наличии вы­ сокой дисциплинированности и организо­ ванности каждого военнослужащего. Креп­ кая воинская дисциплина — есть основа основ организации Армии и Флота. «Что­ бы победить, — указывал В. П. Ленин, — нужна величайшая борьба, нужна желез­ ная, военная дисциплина». Сознательная дисциплина цементирует и сплачивает войско, превращая его в единое целое, дает ему единую волю, де­ лает армию стойкой и боеспособной. Соз­ дание внутренней спайки на кораблях и в частях, высокая дисциплинированность личного состава являются одним из основ­ ных условий, определяющих успехи в де­ ле укрепления боеспособности и совер­ шенствования боевой готовности флота. Для победы в современном бою, насы­ щенном новыми мощными средствами, кроме воинского мастерства, требуются огромная выдержка, стойкость, несгибае­ мая воля — такие качества, которые бы­ ли всегда присущи советским воинам. Судьбу войны, в" конечном счете, будут решать люди, сильные духом, в совершен­ стве знающие технику и оружие, отлич­ но владеющие ими, обладающие высокими морально-боевыми качествами. Прямая и непосредственная связь, су­ ществующая между состоянием воинской дисциплины и степенью боеспособности войск, четко выражена в словах выдаю­ щегося полководца М. В. Фрунзе, который указывал, что поддержание служебной дисциплины в рядах Армии является обя­ зательным и необходимейшим условием ее мощи, и в этом отношении требования Советского государства самые решитель­ ные. Советская воинская дисциплина отвеча­ ет коренным интересам нашего народа, социалистического государства. В ее осно­ ве лежит ясное понимание каждым воином своего долга и личной ответственности за защиту социалистического Отечества. Незыблемым условием соблюдения крепкой воинской дисциплины является неуклон­ ное выполнение всеми военнослужащими требований Военной присяги, порядка и правил, установленных законами Советско­ го государства и воинскими уставами. В Военной присяге, уставах Вооруженных Сил выражено все то, что составляет не­ пременное условие боевой мощи Армии и Флота. Жить и учиться по уставам — значит изо дня в день укреплять дисци­ плину. повышать боевую готовность. Дисциплина и организованность везде, всегда и во всем — вот что должно руко­ водить и лежать в основе поведения каж­ дого военнослужащего. Опыт показывает, что там, где строго соблюдается во всем уставной порядок, где крепкая воинская дисциплина, там боевая учеба и служба проходят организованно, на высоком уровне и отвечают пред’являе- мым в настоящее время требованиям по повышению боевой готовности личного со­ става кораблей п частей. Только на оснозе точного выполнения всеми без иск.шчения военнослужащими уставных требований можно обеспечить плодотворную учебу, со- лершенствовать военные и политические знания, дальнейшее укрепление боеспособ­ ности флота. Душой советской воинской дисциплины является беспрекословное повиновение командирам и начальникам. Без этого немыслима крепкая воинская дисциплина, невозможна высокая боевая готовность. Обязанность повиновения, подчинения сво­ им командирам и начальникам является основным требованием Военной присяги, которую принимает каждый советский во­ еннослужащий. Неисполнение приказов — тяжкое преступление, которое должно влечь за собою суровое и справедливое на­ казание. Беспрекословно повиноваться началь­ никам — это значит любое требование командира, его указание, замечание, сдела­ но ли оно в ходе занятий или беседы, при выполнении обязанностей по службе или в любое другое время, его нужнэ воспри­ нимать, как закон и в точности испол­ нять. Обращаясь к начальнику, разгова­ ривая с нпм, каждый военный моряк обя­ зан поступать так, как это требует устав. «Приказ, распоряжение командира, — го­ ворил М. И. Калинин, — это в любых ус­ ловиях закон для бойца, от которого ни­ каких отступлений быть не должно...». Беспрекословное выполнение всех при­ казов командиров и начальников дает воз­ можность успешно преодолевать любые трудности в боевой учебе, лежит в основе успехов отличников боевой и политиче­ ской подготовки. Военные моряки старшие матросы Дми­ трий Васильев, Николай Ластовскпй, Александр Головин и многие другие от­ личники упорно и настойчиво овладевают специальными знаниями, повседневно по­ вышают свое боевое мастерство, показы­ вая пример высокой сознательной воин­ ской дисциплины. Безупречная служба, находчивость и инициатива в выполнении приказов и распоряжений командиров яв­ ляются характерной чертой этпх передо­ вых воинов. Огромное значение в деле укрепления дисциплины имеет соблюдение правил во­ инской чести, проявление уважения к че­ сти и достоинству офицеров-начальников. к своим товарищам, к каждому советскому человеку. Где бы ни находился военный моряк — на корабле, на берегу, в отпуске, клубе, командировке — всегда и везде он должен показывать пример безупречного поведения, вежливости, обходительности, безупречного внешнего военного вида. строевой выправки и подтянутости. Воинская дисциплина не знает «мело­ чей», она должна проявляться во всех по­ ступках, в повседневном поведении каж­ дого военнослужащего, в его отношении к службе, в выполнении свопх обязанностей. Поэтому в нашей среде не могут быть тер­ пимы и допустимы факты пьянства, хули­ ганских поступков, проявления неуваже­ ния к советским людям, к правилам со­ циалистического общежития, к любым фак­ там нарушения советской морали. . Укрепление воинской дисциплины яв­ ляется главной задачей в борьбе за даль­ нейшее совершенствование боевой готов­ ности Советских Вооруженных Сил. Ре­ шающая роль в этом принадлежит коман­ диру. Он несет полную ответственность за боевую и политическую подготовку лично­ го состава, за его высокое политико-мо­ ральное состояние и дисциплину. Поэтому первейшая обязанность каждого команди­ ра состоит в том, чтобы правильно ис­ пользовать все средства убеждения и при­ нуждения для укрепления воинской дис­ циплины и уставного порядка на кораб­ ле, в части. Командиры-единоначальннкп, опираясь на политоргапы, партийные и комсомоль­ ские организации, должны повседневно вести воспитательную работу с личным составом но укреплению воинской дис­ циплины, сочетая ее с неослабной требова­ тельностью, с непримиримостью к любым недостаткам и нарушениям. Необходимо настойчиво бороться за выращивание от­ личников, классных специалистов, за по­ стоянную готовность с честью выполнить свой воинский долг перед Родиной. Советские воины зорко и бдительно стоят на охране государ<;твенных интере­ сов Советского Союза. Повседневно укреп­ ляя дисциплину и организованность в своих рядах, военные моряки неутомимо учатся военному делу, искусству побеж­ дать любого врага. II если империалисти­ ческие агрессоры попытаются напасть на наше социалистическое Отечество, они получат сокрушительный удар. Офицер М. БУКЛАН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz