На страже Заполярья. 1955 год. Июнь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 июня 1955 г., № 130 (5282). Шумливые волны неудержимо мчатся навстречу кораблю, бьются о борта и, бу дучи не в силах преодолеть препятствие, откатываются в стороны. Но вот гул моря стал сильнее, струп жесткой соленой воды полетели на палубу. Корабль ускорил ход. В это же время звонкое пенис горна пере плелось с корабельными звонками, и как будто крылья этой бодрой музыки подняли на палубу матросов, старшин и офицеров. Как только моряки заняли места по бое вой тревоге и изготовились к действию, была об’явлена тренировка. Сразу в башне лязгнул металл замков. Стук моторов, глу хое пощелкивание ручек и переключате лей слилось в сплошной грохот, напоми ная о силе мощных установок лучшей в мире советской артиллерии. Четче зарабо тала мысль каждого воина, легче и уве реннее стали движения, когда руки при коснулись к штурвалам и клапанам, ноги нащупали упругие педали. Люди взяли власть над техникой. Негромко, размеренно командует подчи ненными лейтенант Мезин. Его хорошо слышат и понимают на всех орудиях, в погребах, перегрузочных отделениях. Связь офицера с матросами и старшинами осу ществляется не но переговорным трубам, а по трансляции. Это усовершенствование — результат творчества Мезина и всего коллектива. Нововведение следует отнести к числу самых ценных мероприятий, на правленных на повышение скорострельно сти башни, ее боевой готовности. Добиться максимального темпа стрельбы — главная задача, которую поставил Ме зин перед артиллеристами. Каждый выпу щенный из ствола снаряд сверх нормы — это килограммы металла, которые обру шатся на головы врага в бою, и, значит, дополнительные шансы на победу. На учиться разить наверняка — таково стремление командира, всех комендоров. й когда матрос Заднепровский на одной из тренировок с опозданием выполнил си гнал, это обеспокоило коллектив. Молодой воин еще не привык быть внимательным на посту, что и явилось причиной задерж ки. На разборе учения офицер раскрыл существо ошибки подчиненного и потребо вал, чтобы он впредь не допускал подоб ных промахов. Однако из кубрика офицер вышел задумчивым. У Мезина правило — всякое дело доводить до конца, и чувство неудовлетворенности не покидало его. — А может быть приказание было от дано нечетко и матрос не расслышал его? — задавал офицер себе этот вопрос, а когда увидел башенного артэлектрика старшего матроса Шугайло, спросил его: — Как думаете, сможем мы устроить в башне громкоговорящую связь?.. — Для этого надо иметь усилитель... II я, пожалуй, сумею сделать его. Разреши те? — Что ж, принимайтесь за дело. По мощников себе выберете сами. Шугайло обложился учебниками, жур налами. Он точно рассчитал по формуле сопротивление каждогс- из двух трансфор маторов и намотал их, подобрал лампы. Наконец, моряк все это смонтировал ио схеме. Сделать проводку и установить ди намики оказалось.значительно проще. II вот средп отполированных коробок прибо ров на стенке погрузочного отделения поя вилась еще одна — самодельная, грубой работы, но имеющая большое значение. Теперь все распоряжения командира от четливо слышны в любом углу башни. Сегодня голос Мезина несколько торже ственный и, как всегда, твердый. Перед походом партийная организация приняла его в члены КПСС. Это событие и успеш ный ход тренировки радуют офицера. Ма тросы и старшины стараются так, как будто в каждое движение вкладывают ча стицу своего сердца. Настороженно бегают глаза наводчика матроса Павлова, а паль цы рук в напряжении перебирают колесо штурвала. И как ни падает стремительно порой индекс на шкале, стрелка непзмен- по догоняет его. На этом в данный мо мент сосредоточено все внимание моряка. Подчиненные лейтенанта Мезина повышают скорострельность За его спиной прибрежные сопки Запо лярья, а за ними — наша великая Роди на, свободная и счастливая. Воображение моряка рисует, что впереди — противник. Его ни за что нельзя пропустить в наши советские воды. • Молодой матрос Львов в быстроте заря жания состязается с техникой. Прогрохо тал прибойник, досылающий снаряд, и только он вернулся на место, воин стре мительным движением всего тела подал в камору заряд. Вновь работает мотор, и опять действует человек, но только со знательно, осмысленно. Моряк знает, во имя чего он трудится. В такт со всеми выполняет приемы замочный старший ма трос Чуманов. От быстроты, точности и согласованности всех номеров расчета за висит темп стрельбы. Лейтенант Мезин стоит с секундомером в руках, но смотрит не на стрелку, а на подчиненных. Ему важно знать, сколько времени уходит на каждый залп и, глав ное, за счет чего можно сократить дли тельность операции. — Дробь! Офицер останавливает секундомер. Взгляды всех матросов и старшин устрем ляются на него. В установившейся сразу тишине отчетливо звучит его спокойная речь. — Темп прежний. Надо быстрей. Львов, вы несколько выше поднимайте задний конец заряда и старайтесь ногами ступать всегда на одно и то же место. А вам, лейтенант повернулся к командиру ору дия, — надо заметить на лотке уровень, до которого поднимается снаряд, и дер жать ключ наготове... На другом орудии также «по косточкам разбирает» действия подчиненных сверх срочник главный старшпна Киловатым. И там найдены возможности, за счет которых можно сэкономить доли секунд. Трениров ка продолжается. Она поглощает вело энер гию командира башни, старшин, матро сов. Мезин и Кпловатый — это люди, по святившие свою жизнь военному флоту. А рядом с ними— в недавнем прошлом кол хозники комсомольцы Болтонов и Чума нов. У всех одно стремление: изо дпя в день неустанно совершенствовать бое вую готовность родного корабля. Этой за даче они отдают все свои силы. И так же, как Мезина и Киловатого ведет вперед высокое звание коммунистов, Болтонова и Чуманова воодушевляет на новые успехи принадлежность к славному отряду комсо мольцев. Поощрения Мезина, знак отличника на груди Киловатого, личные фотографиче ские карточки Болтонова и Чуманова, на которых они сняты на фоне развернутого Знамени корабля, — свидетельство их че стной службы Отчизне. Личный состав башни достиг высокой скорострельности. Однако пытливая нату ра коммуниста Мезина не находила успо коения. Ведь не может быть, что насту пил предел всех возможностей! Но где же путп совершенствования? Офицер крити чески анализировал каждую тренировку, работу каждого номера башни, и ему уда лось внести изменения в организацию бое вой учебы. Раньше было принято: команды заряжа ния и подачи тренировать отдельно. Я хо тя при стрельбе никаких задержек не слу чилось, Мезин видел, что воины перегру зочных отделении нс всегда понимают комендоров, иногда им нужно давать до полнительные раз’яснения, повторять команды. Пз-за этого когда-нибудь могут быть большие неприятности. После очередного учения командир баш ни долго стоял на юте. Он всей грудью вдыхал свежий морской ветер, и в мыслях офицера зрело решение — необходимо впредь проводить тренировки башни в целом. Так он и сделал. Вскоре плодотвор ные плоды комплексных тренировок проя вились в более четкой и слаженной рабо те личного состава. Всех радует, что в башне за несколько лет не случилось ни одной поломки или неисправности техники. Это конкретный результат творческого труда, в первую очередь, артиллерийских электриков. Они заботливо ухаживают за своим заведыва- нием. Чтобы контакты не пригорали и дольше сохранялись, моряки периодически лудят их. Для этой цели старшина 2 статьи Корягин по составленной самим им схеме изготовил ванну. Однако, как ни уверены артиллеристы в своем оружии, на тренировках они от рабатывают приемы в условиях выхода из действия различных узлов. В бою при ак тивном противодействии противника мо гут быть повреждены участки электроце пи, выведены из строя отдельные меха низмы и даже люди. Мезин учит подчи ненных и в данном случае обеспечивать высокий темп стрельбы. Нередко один из электриков по разработанному команди ром башни плану неожиданно снимает пи тание с элеватора подачи боезапаса, зам ка, прибойника или механизма наведения. II тогда соответствующие номера расчета выполняют обязанности вручную, а дру гие ликвидируют неполадки. Шаг за шагом моряки отвоевывают у минут дорогие секунды, заставляют их ра ботать на себя. Мезин сумел раз’яснпть артиллеристам цену боевого времени, и это породило творческий подход к делу, технические усовершенствования и улуч шение организации учебы. Воины изгото вили ключ новой конструкции для уста новки дистанционной трубки. Пользуясь старым ключом, приходилось вращать снаряд. Треугольник с вырезом для при лива головки исключает такую необходи мость, артиллеристы экономят доли секун ды. Расчеты орудий перенимают друг у друга опыт в ходе практических заня тий. Так было и в этом походе. Один из матросов левой пушки после напоминания Мезина б том, что следовало бы действо вать еще быстрей, сомневался, возможно ли поднять темн. Тогда командир башни сказал: — А вот у другого орудия темп на пол торы секунды выше. Старшпна 2 статьи Докшин, покажите-ка всем, как ваш рас чет работает. II передовые комендоры лучшего отде ления показали свое мастерство. А к son ny плавания в ходе тренировок вся баш ня сократила цикл стрельбы на три се кунды. Это достижение имеет большое зна чение для успеха в современном морском бою, отличающемся внезапностью и ско ротечностью, высокой маневрепностью и скоростями кораблей и самолетов. Иногда все-таки были промахи. Матрос Львов не учел высоту заряда и, вынимая его из каморы, задел за лоток. Другой ко нец заряда прижало закрывающимся зам ком. Старшина 2 статьи Болтонов испра вил положение. Однако этот случай пока зывает, что Львов еще недостаточно подго товлен к выполнению свопх обязанностей. Но он стремится овладеть мастерством и при активной помощи командиров и това рищей наверняка добьется желаемых ре зультатов. Хуже дело у матроса Алейникова. Он на днях нарушил воинскую дисциплину, а на учениях не проявлял усердия. Лейте нант Мезин наказал подчиненного и поре комендовал бюро комсомольской организа ции поговорить с воином на своем заседа нии. которое и состоялось во время похо да. Личный состав башни деятельно борет ся с недостатками, добивается новых ус пехов в учебе н дисциплине, решении своей главной задачи — повышении мет кости и скорострельности. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. На сигнальном мостике Корабль находится в море. У матро сов и старшин идет напряженная не прерывная учеба. На сигнальном мостике ведется бди тельное наблюдение. Вахту несут стар ший матрос Гроголь, м^.росы Астафьев, Щепелин и другие. Ничто не уходит от их внимательного, натренированного глаза. Семафоры передаются своевре менно, доклады четки и точны. Вахтенный офицер предупреждает: — Внимательно следить за воздухом, ожидается появление самолетов «про тивника». Сигнальщики напрягают все усилия, чтобы своевременно обнаружить «про тивника». не дать ему подойти на близ кое расстояние. От этого зависит отра жение «вражеских» самолетов. Вот следует доклад старшего матроса Гроголя: — Три бомбардировщика слева... угол места... курсом на корабль. По кораблю дан -сигнал боевой тре воги. Комендоры наводят орудия по самолетам. Сигнальщики не выпускают цели из поля зрения. Наблюдение напряженное. — Три самолета слева... угол места... сбросили мины, — докладывает матрос Астафьев. — Мины упали в воду по пеленгу.., — докладывает старший матрос Гроголь. Учеба продолжается. — Цель слева... дпетанция... вышел из-за сопки, — докладывает матрос Астафьев. Вслед за первым следует второй док лад. Этот поход был шагом к дальнейше му мастерству моряков. Старший матрос С. БРАТАНОВ. Деятельный помощник руководителя группы Старшина 2 статьи Юрьев, являясь по мощником руководителя группы политиче ских занятий, стремится к тому, чтобы слушатели глубоко изучали каждую тему политзанятий, тщательно готовились к беседам. Работу помощника постоянно направля ет руководитель группы. Офицер советует старшине 2 статьи Юрьеву, как лучше оказать помощь отстающим в учебе, тре бует, чтобы он и сам настойчиво повы шал своп военные и политические знания. За образцовое выполнение обязанностей помощника руководителя группы полити ческих занятий отличник боевой и поли тической подготовки старшина 2 статьи Юрьев недавно был поощрен командиром. Старший матрос В. САФОНОВ. Улгело несет вахту на вертикальном руле старший матрос Александр Серегин. Его заведыванне всегда находится в об разцовом состоянии. НА СНИМКЕ: старший матрос А. Се регин на вахте. •* Фото И. Никншова. Улучшить лекционнуюпропаганду в Домеофицеров — Наш Дом офицеров больше похож на какой-нибудь «дом заседаний». Здесь не получишь необходимую помощь в идейно- теоретическом образовании, не отдохнешь хорошо, — так нередко говорят офицеры. Действительно, в Доме офицеров ежед невно проводятся собрания, заседания; со вещания. инструктажи, сборы, занятия. Для таких мероприятии очень часто зани мают даже читальный зал и комнату са мостоятельной работы. II трудно тут по рой почитать свежий номер газеты или журнала, не говоря уже о создании тон уютной и культурной обстановки, в кото рой можно было бы поработать над тем или иным произведением, получить мето дическую помощь или консультацию ио марксистско-ленинской подготовке. — Все эти недостатки мы восполняем лекционной пропагандой, — говорят ра ботники политоргана. В самом деле, если посмотреть план работы, то там можно увидеть перечень большого количества лекций по самым различным вопросам. Но это одна сторона дела. Здесь часто бывает так, что некото рые лекции читаются формально, не до стигают своей цели. А что это именно так, можно убедиться на фактах. После выхода в свет учебника полити ческой экономии многие офицеры решили самостоятельно овладевать марксистско- ленинской экономической наукой. В по мощь самостоятельно изучающим полити ческую экономию было намечено провести ряд лекций. Длительное время они гото вились. Наконец, тов. Чернов выступил с лекцией на тему: «Капитал и прибавоч ная стоимость. Основной экономический закон капитализма». Но эта долгожданная лекция, в которой так остро нуждались офицеры, не оправдала их надежд. Она не была доходчивой, творческой, а своди лась лишь к механическому воспроизве дению учебника. Пропагандист потерял всякий контакт со слушателями, читал ско роговоркой, боясь оторваться от текста, со вершенно не использовал наглядных по собий, хотя они были у него под руками. Многие положения в лекции не были рас крыты. Присутствующие даже не имели возможности сделать записи, хотя в этом имелась необходимость. Пропагандист, оче видно, забыл часто повторяемые им самим слова о том, что искусство лектора го- стоит в том, чтобы лекции при самой вы сокой их научности и актуальности были интересны и по содержанию и ио форме изложения, ибо скучные лекции могут только отталкивать, а не привлекать слу шателей. не заинтересовывать их. В Доме офицеров имеются все возмож ности для развертывания активной и дей ственной пропаганды решений партии и правительства, трудовых успехов совет ского народа. Но эти возможности не ис пользуются. До сих пор тут продолжают вести разговоры о привлечении к лекцион ной пропаганде научных работников, пе редовиков промышленности и сельского хо зяйства Советского Заполярья, коман диров кораблей и подразделений. Но даль ше разговоров дело не идет. Еще два месяца тому назад были отме чены серьезные недостатки в агитацион но-пропагандистской работе с офицерским составом. В частности, были вскрыты серьезные недостатки по пропаганде реше ний январского Пленума ЦК КПСС и тру довых успехов советского народа в комму нистическом строительстве. Были вынесе ны хорошие предложения: оказывать ак тивную и действенную помощь военнослу жащим в их самостоятельной учебе по ов ладению марксистско-ленинской теорией, установить более' тесную связь с офицера ми кораблей и подразделений. Но эти хо рошие пожелания остаются пока на бума ге. Работники политоргана и Дома офице- ------О ров не могут своевременно провести от дельные запланированные ими лекции. Ничего не сделано и для того, что бы как следует организовать помощь са мостоятельно изучающим историю партии, философию и политическую экономию. А недавно^ в Доме офицеров произошел такой случай. Была назначена лекция для офицеров. Своевременно собрались все приглашенные товарищи, но не ока залось только... лектора. Начались беспре рывные переговоры, телефонные звонки. Было напрасно потеряно драгоценное вре мя. Лекцию перенесли на другой день. Серьезным недостатком в лекционной пропаганде Дома офицеров является то, что здесь очень мало читается лекций по вопросам воинского воспитания, военной науке, иартполитработы. Мало таких лек ций потому, что Дом офицеров не привле кает к активной пропагандистской работе руководящих офицеров, имеющих глубокие теоретические знания и большой практи ческий опыт. Слабо поставлена и военно техническая пропаганда. Большую работу мог бы развернуть Дом офицеров ио пропаганде научно-естествен ных знаний. Действительно, здесь был прочитан ряд интересных и содержательных лек ций на эти темы. Офицерам понравилось выступление члена общества ио распро странению политических и научных зна ний тов. Сорокина. После его лекции «О происхождении жизни на Земле» офицеры просмотрели кинофильм «У истоков жиз ни». Внимание североморцев привлекла и лекция на тему: «Противоположность нау ки и религии», прочитанная членом об щества но распространению политических и научных знаний тов. Карасевым. Слу шатели живо интересовались теорией 0. Ю. Шмидта, открытиями академика Ам барцумяна, им был показан научно-попу лярный кинофильм «Вселенная». Хорошо отзываются военнослужащие и о лекциях, прочитанных тт. Чижовым и Талалаем. Лекции в сопровождении кинофильмов являются наиболее популярной и доход чивой формой пропаганды естественно научных знаний. Пропагандистам было задано много самых различных вопросов, на которые они дали исчерпывающие от веты. Однако нс все лекции на научно-естест венные темы удовлетворяют слушателей. Примером этому может служить лекция члена общества по распространению поли тических и научных знаний топ. Несте рова «О вредном влиянии алкоголя на ор ганизм человека». Тов. Нестерову следовало бы тщательно подготовиться к встрече с аудиторией, ознакомиться с ее запросами и особенно стями. Для этого ему представлялась пол ная возможность, но он понадеялся на знание’ текста, а этого, как потом оказа лось, было далеко недостаточно. Тов. Не стеров не мог дать толковых ответов на элементарные вопросы слушателей. Работники политоргана и Дома офице-* ров успокоили себя наличием текста лек ции у тов. Нестерова, забывая, что о лекции нельзя судить только по её тексту, хотя работа над ним является, безусловно, важным этапом в работе лектора. Политорган обязан проявлять постоян ную заботу об улучшении лекционной пропаганды в Доме офицеров. Она должна стать действенным оружием воспитания воинов, обогащать их новыми знаниями, помогать им добиваться успехов в боевой и политической подготовке, повышать свою культуру, мобилизовывать личный состав на дальнейшее совершенствование боевой готовности кораблей, частей и под разделений нашего флота. В. ЛОМОВ. По следам наших выступлений «ОБ ОДНОЙ НЕУДАЧНОЙ БЕСЕДЕ» Так называлась статья, опубликованная в нашей газете У» 86. В ней указывалось, что в одной из групп политических заня тий беседа прошла на низком идейном уровне. Как сообщил в редакцию заместитель командира по политической части, факты, приведенные ’ в статье, подтвердились. Статья была обсуждена на заседании парт бюро. Руководитель группы политзанятий тов. Вергилсс за халатное отношение к своим обязанностям предупрежден. Крепкая воинская дисциплина — основа высокой боевой готовности Современная международная обстанов ка характеризуется активизацией реакци онных сил империалистических государств по подготовке и развязыванию повой ми ровой войны. Правящие круги Соединен ных Штатов Америки усиленно продолжа ют проводить так называемую политику «с позиции силы», направленную на уси ление международной напряженности. Наряду с организацией военных груп пировок, США предпринимают шаги к рас ширению существующей сети своих во енных баз, в особенности поблизости от границ Советского Союза и стран народной демократии. В своем заявлении на Ввршав- ском совещании Европейских, стран по обеспечению мира и безопасности в Европе глава Советского правительства товарищ Н. А. Булганин указывал, что правящими кругами США «...не делается секрета из того факта, что с этпх баз планируется воздушное нападение на нашу страну и другие миролюбивые государства*. Ратификация парижских соглзшепий вносит существенные изменения в между народную обстановку, намного усалив&ет угрозу развязывания войны. Американские империалисты, захватив остров Тайвань, вмешиваются во внутренние дела Китая, организуют военные провокации против. Китайской Народной Республики, поддер живают ненавистную народу клику Чав- Кай-ши. Они стремятся сорвать Женев ские соглашения, пытаются сделать Юж ный Вьетнам новым очагом агрессии. Усиленную активность развивают аме риканские империалисты в деле подгстов- ки и развязывания атемной войны, прини мая меры к снабжению создаваемого в За падной Германии реваншистского вермах та всеми видами современного вооруже ния. в том числе и ядерным оружием. Американские империалисты рассматрива ют вермахт, как свою основную ударную силу в будущей войне против лагеря со циализма. В этих условиях миролюбивые народы вынуждены принимать необходимые меры для обеспечения безопасности и поддзржа- ния всеобщего мира. Заключение Договора о дружбе, сотрудничестве я взаимпой по мощи между восемью государствами, участниками Варшавского совещания, и организация об’единенного военного коман дования этих государств являются могучим фактором укрепления безопасности стран демократического лагеря, возглавляемого Советским Союзом. Следуя заветам В. П. Ленина, созетский народ бдительно следит за происками международной реакции, постоянно нахо дится начеку, бережет обороноспособность страны и ее вооруженные силы, как зени цу ока. Благодаря неустанной заботе Ком мунистической партии и Советского пра вительства, растет боевая мощь Советской Армии и Военно-Морского Флота. Наши доблестные Вооруженные Силы ныне ос нащены первоклассной современной бое вой техникой, в том числе атомным и во дородным оружием. За последние годы да леко шагнул вперед наш Военно-Морской Флот, который постоянпо пополняется ко раблями различных классов и типов. В ответ на неустанную заботу Комму нистической партии и Советского прави тельства о наших Вооруженных Силах военные моряки, как и все советские вои ны, настойчиво совершенствуют и повы шают готовность кораблей, частей и под разделений. Они много потрудились над освоением вверенной им техники и ору жия, прошли за послевоенные годы серь езную школу боевой выучки. Советские моряки хорошо понима ют, что военное дело нс стоит на ме сте. что оно быстро движется вперед. Неп рерывно и все более возрастающее совер шенствование техники, появление новых боевых средств обязывает личный состав глубоко знать современное вооружение. Воины нашего флота сознают, что нужио учиться и готовить себя не к легкой побе де над слабым противником, а к напря женной борьбе с сильным, технически ос нащенным и высокоманевренным врагом. Успешное выполнение задачи по даль нейшему совершенствованию воинского мастерства и боевой готовности может быть достигнуто лишь при наличии вы сокой дисциплинированности и организо ванности каждого военнослужащего. Креп кая воинская дисциплина — есть основа основ организации Армии и Флота. «Что бы победить, — указывал В. П. Ленин, — нужна величайшая борьба, нужна желез ная, военная дисциплина». Сознательная дисциплина цементирует и сплачивает войско, превращая его в единое целое, дает ему единую волю, де лает армию стойкой и боеспособной. Соз дание внутренней спайки на кораблях и в частях, высокая дисциплинированность личного состава являются одним из основ ных условий, определяющих успехи в де ле укрепления боеспособности и совер шенствования боевой готовности флота. Для победы в современном бою, насы щенном новыми мощными средствами, кроме воинского мастерства, требуются огромная выдержка, стойкость, несгибае мая воля — такие качества, которые бы ли всегда присущи советским воинам. Судьбу войны, в" конечном счете, будут решать люди, сильные духом, в совершен стве знающие технику и оружие, отлич но владеющие ими, обладающие высокими морально-боевыми качествами. Прямая и непосредственная связь, су ществующая между состоянием воинской дисциплины и степенью боеспособности войск, четко выражена в словах выдаю щегося полководца М. В. Фрунзе, который указывал, что поддержание служебной дисциплины в рядах Армии является обя зательным и необходимейшим условием ее мощи, и в этом отношении требования Советского государства самые решитель ные. Советская воинская дисциплина отвеча ет коренным интересам нашего народа, социалистического государства. В ее осно ве лежит ясное понимание каждым воином своего долга и личной ответственности за защиту социалистического Отечества. Незыблемым условием соблюдения крепкой воинской дисциплины является неуклон ное выполнение всеми военнослужащими требований Военной присяги, порядка и правил, установленных законами Советско го государства и воинскими уставами. В Военной присяге, уставах Вооруженных Сил выражено все то, что составляет не пременное условие боевой мощи Армии и Флота. Жить и учиться по уставам — значит изо дня в день укреплять дисци плину. повышать боевую готовность. Дисциплина и организованность везде, всегда и во всем — вот что должно руко водить и лежать в основе поведения каж дого военнослужащего. Опыт показывает, что там, где строго соблюдается во всем уставной порядок, где крепкая воинская дисциплина, там боевая учеба и служба проходят организованно, на высоком уровне и отвечают пред’являе- мым в настоящее время требованиям по повышению боевой готовности личного со става кораблей п частей. Только на оснозе точного выполнения всеми без иск.шчения военнослужащими уставных требований можно обеспечить плодотворную учебу, со- лершенствовать военные и политические знания, дальнейшее укрепление боеспособ ности флота. Душой советской воинской дисциплины является беспрекословное повиновение командирам и начальникам. Без этого немыслима крепкая воинская дисциплина, невозможна высокая боевая готовность. Обязанность повиновения, подчинения сво им командирам и начальникам является основным требованием Военной присяги, которую принимает каждый советский во еннослужащий. Неисполнение приказов — тяжкое преступление, которое должно влечь за собою суровое и справедливое на казание. Беспрекословно повиноваться началь никам — это значит любое требование командира, его указание, замечание, сдела но ли оно в ходе занятий или беседы, при выполнении обязанностей по службе или в любое другое время, его нужнэ воспри нимать, как закон и в точности испол нять. Обращаясь к начальнику, разгова ривая с нпм, каждый военный моряк обя зан поступать так, как это требует устав. «Приказ, распоряжение командира, — го ворил М. И. Калинин, — это в любых ус ловиях закон для бойца, от которого ни каких отступлений быть не должно...». Беспрекословное выполнение всех при казов командиров и начальников дает воз можность успешно преодолевать любые трудности в боевой учебе, лежит в основе успехов отличников боевой и политиче ской подготовки. Военные моряки старшие матросы Дми трий Васильев, Николай Ластовскпй, Александр Головин и многие другие от личники упорно и настойчиво овладевают специальными знаниями, повседневно по вышают свое боевое мастерство, показы вая пример высокой сознательной воин ской дисциплины. Безупречная служба, находчивость и инициатива в выполнении приказов и распоряжений командиров яв ляются характерной чертой этпх передо вых воинов. Огромное значение в деле укрепления дисциплины имеет соблюдение правил во инской чести, проявление уважения к че сти и достоинству офицеров-начальников. к своим товарищам, к каждому советскому человеку. Где бы ни находился военный моряк — на корабле, на берегу, в отпуске, клубе, командировке — всегда и везде он должен показывать пример безупречного поведения, вежливости, обходительности, безупречного внешнего военного вида. строевой выправки и подтянутости. Воинская дисциплина не знает «мело чей», она должна проявляться во всех по ступках, в повседневном поведении каж дого военнослужащего, в его отношении к службе, в выполнении свопх обязанностей. Поэтому в нашей среде не могут быть тер пимы и допустимы факты пьянства, хули ганских поступков, проявления неуваже ния к советским людям, к правилам со циалистического общежития, к любым фак там нарушения советской морали. . Укрепление воинской дисциплины яв ляется главной задачей в борьбе за даль нейшее совершенствование боевой готов ности Советских Вооруженных Сил. Ре шающая роль в этом принадлежит коман диру. Он несет полную ответственность за боевую и политическую подготовку лично го состава, за его высокое политико-мо ральное состояние и дисциплину. Поэтому первейшая обязанность каждого команди ра состоит в том, чтобы правильно ис пользовать все средства убеждения и при нуждения для укрепления воинской дис циплины и уставного порядка на кораб ле, в части. Командиры-единоначальннкп, опираясь на политоргапы, партийные и комсомоль ские организации, должны повседневно вести воспитательную работу с личным составом но укреплению воинской дис циплины, сочетая ее с неослабной требова тельностью, с непримиримостью к любым недостаткам и нарушениям. Необходимо настойчиво бороться за выращивание от личников, классных специалистов, за по стоянную готовность с честью выполнить свой воинский долг перед Родиной. Советские воины зорко и бдительно стоят на охране государ<;твенных интере сов Советского Союза. Повседневно укреп ляя дисциплину и организованность в своих рядах, военные моряки неутомимо учатся военному делу, искусству побеж дать любого врага. II если империалисти ческие агрессоры попытаются напасть на наше социалистическое Отечество, они получат сокрушительный удар. Офицер М. БУКЛАН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz