На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

d К i EM П fi :■) 1 Сегодня советский народ и его Вооруженные Силы празднуют Д ен ь Воздушного Флота СССР и отмечают новые достижения в разви­ тии отечественной авиации. Пламенный привет советсним сонолам — зорким стражам воздушных просторов нашей Велиной Родины! Плакат работы художника В. Сурьянннова, выпущенный Государственным издательством изобразительного искусства. Фотохроника ТАСС. Звено отличных стрелков На аэродроме большое оживление. Идет напряженная учеба и работа в воздухе и на земле. ...Двадцать два часа. На старте стоит самолет. Это буксировщик. Остальные ма­ шины готовятся к запуску. Руководит по­ летами командир подразделения. Он корот­ кими распоряжениями отвечает на докла­ ды, обращенные непосредственно к нему. На старт вырулил самолет. — Разрешите взлет, — раздается в репродукторе голос летчика. — Взлет разрешаю, — отвечает ру­ ководитель полетов. Машпна взмывает вверх. От нее отде­ ляется большой клубок, через несколько секунд превратившийся в вытянутый по­ лотняный конус. — Выполняйте задание, — приказал летчику руководитель полетов. Буксировщик удалился на север. Коман­ дир берет телефонную трубку и спра­ шивает, где находится сейчас офицер Ша­ ров. Получив ответ, он взглянул на карту района полетов и с удовлетворением отме­ тил: — Нормально. — Я такой-то... вижу цель, начинаю работать. — слышится из динамика. Это Шаров выполняет задание. Он точ­ но пришел в зону стрельбы и нашел бук­ сировщика. ...В руках командира лист бумаги. На нем вычерчены силуэты конуса. Сюда на­ носятся пробоины, которые оказались в конусе. Пулями, окрашенными в красный цвет, стрелял офицер Шаров, неокрашен­ ными — его ведомый. Попадания от­ личные. Это говорит об умелом сочета­ нии летчиками огня и маневра в составе пары. Воздушные бойцы звена пмеют различ­ ную подготовку. Офицер Шаров в годы Великой Отечественной войны подготовил не один десяток высококвалифицирован­ ных пилотов, которые самоотверженно сражались за честь и свободу социалисти­ ческой Родины. Зв^но, которым он коман­ дует сегодня, состоит из молодых летчи­ ков. Командир, имея большой опыт воспи­ тания личного состава, з настоящее вре­ мя отдает вс« свои силы тому, чтобы каждый его подчиненный был воздушным асом. Самым молодым летчиком в звене является тов. Романов. В части он слу­ жит не так давно. Еще осенью прошлого года его огневое мастерство было не очень высоким, отличные результаты по стрель­ бе были редким явлением. Командир настойчизо работал с Романо- вым и другими летчиками. : Офицер Романов умело пилотировал, но неточно определял дистанцию при стрель­ бе. Неумение определить дальность до це­ ли при правильном определении остальных элементов стрельбы приводило к посредст­ венному, а иногда и к плохому выполне­ нию упражнений. Другой летчик тоже делал ошибки в прицеливании. Командир провел с ними несколько дополнительных занятий. Были повторены необходимые разделы теории воздушной стрельбы. Летчики получали от командира звена задания для самостоя­ тельной работы, много занимались на тре­ нажере. Так, последовательно были тща­ тельно отработаны все приемы и правила стрельбы. Убедившись в том, что летчики хорошо подготовились на земле, командир звена проверял каждого из них в воздухе. Результаты первой же стрельбы оказались значительно лучше предыдущих: На днях летчики звена офицера Шаро­ ва, стрелявшие по конусу, снова отличи­ лись. Это — достойный подарок авиато­ ров к всенародному празднику — Дню Воздушного Флота СССР. С. ВАЛЕНТИНОВ. На пуннте наведения из что Стояло хмурое утро. Гу­ стые и тяжелые облака низко нависли над землей. Тихо и на пункте на­ ведения. Все молча зани­ маются своим делом. Вот радиорубки сообщили, получено срочное до­ несение. Личный состав пункта наведения быстро занимает свои места. — Цель... Азимут.., — четко докладывает старший матрос Антонов. По приказанию на пунк­ те закипела напряженная работа. Доклады о прибли­ жении цели четко следу­ ют один за другим. Стар­ ший матрос Антонов без промедления наносит на планшет данные цели. Следует1еще один доклад планшетиста: — Высота... — Хорошо! — говорит офицер. — Внимательней следить за целью! В воздух стремительно поднимаются истребители. Штурман, связавшись с ними по радио, дает нуж­ ный курс. Быстро развер­ нулись самолеты и ушли на сближение с самолетом- целью. Отлично работают сред­ ства связи. В этом немалая заслуга старшего матроса Егорова. Его заведывание находится в постоянной боевой готовности. Оцени­ вая обстановку, штурман дает истребителям соответ­ ствующие указания. Четко дублирует их в мнкрофоп офицер Голубев. Вскоре из динамика доносится спо­ койный голос летчика: — Вижу цель, иду в атаку. Проходит несколько то­ мительных минут. Как пройдет атака? По ней бу­ дут судить о работе пункта паведения. Через некото­ рое время летчик докла­ дывает: — Атаку произвел, возвращаюсь домой. После окончания работы старший начальник сделал разбор. Он с удовлетворе­ нием отметил отличную работу личного состава пункта наведения и об’я- вил благодарности офицеру Голубеву, младшему сер­ жанту Пальчевскому, стар­ шему матросу Антонову и другим. Матрос П. БОЧАРОВ. Торжественное собрание в Доме офицеров Вчера в Доме офицеров флота состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Воздушного Флота СССР. Большой зал заполнили летчики, моряки, артиллеристы. строители, представители концерт. учреждений и организаций Североморска. Участники торжественного собранил прослушали доклад о Дне Воздушного Фло­ та СССР. Затем состоялся праздничный О Б Я з АТ Е Л Ь Н Ы fi За нашу Советскую Родину! Н Я С Т Р А Ж Е ЗАПОЛЯРЬЯ № 156 (5308). Воскресенье, 3 июля 1955 года. Год издания 19-й. П Р И К А З Министра Обороны Союза ССР 3 июля 1955 г. № 108 г. Москва. Товарищи летчики и штурманы, инженеры и техники, воздушные стрелки и радисты, авиацион­ ные механики и мотористы, работники авиационной промышленности! Товарищи солдаты и матросы, сержанты и стар­ шины! Товарищи офицеры, генералы и адмиралы! Сегодня советский народ и его Вооруженные Силы празднуют День Воздушного Флота СССР и отмечают новые достижения в развитии нашей авиа­ ции. Желаю летчикам и всему личному составу авиа­ ции Вооруженных Сил дальнейших успехов в овла­ дении современной авиационной техникой и повы­ шения могущества нашего Воздушного Флота. Желаю летчикам Гражданского Воздушного Флота непрерывного совершенствования своего ма­ стерства; летчикам-спортсменам ДОСААФ — завое­ вания новых спортивных рекордов. Конструкторам и всем работникам авиационной промышленности желаю еще больших успехов в де­ ле развития советской авиации на основе новейших достижений науки и техники. В ознаменование Дня Воздушного Флота приказываю: Сегодня, 3 июля 1955 года, произвести салют в столице нашей Родины — Москве и в столицах союзных республик двадцатью артиллерийскими залпами. Да здравствует Советский Воздушный Флот! Да здравствует великий советский народ и его доблестные Вооруженные Силы! Да здравствует наше родное Советское Прави­ тельство! Да здравствует Коммунистическая партия Совет­ ского Союза — великая вдохновляющая и руково­ дящая сила советского народа в борьбе за построе­ ние коммунизма! Министр Обороны Союза ССР Маршал Советского Союза Г. ЖУКОВ. День Воздушного Флота СССР Сегодня героический советский народ и его Вооруженные Силы отмечают традици­ онный праздник — День Воздушного Флота СССР. Этот праздник является днем всенародного смотра достижений в разви­ тии советской авиации, успехов наших авиаторов и работников авиационной про­ мышленности, днем мобилизации совет­ ских людей на дальнейшее повышение могущества нашего Воздушного Флота. Советский народ, руководимый славной Коммунистической партией, самоотвержен­ но трудится над претворением в жизнь программы коммунистического строитель­ ства. Неуклонно развивается тяжелая промышленность — прочная основа всего народного хозяйства и несокрушимой обо­ роноспособности СССР, источник неуклон­ ного роста благосостояния советского на­ рода. Успешно решаются задачи крутого под’ема сельского хозяйства, резкого уве­ личения производства товаров народного потребления. Ныне в южных районах на­ шей страны колхозное крестьянство уби­ рает обильный урожай зерновых культур. Все выше и выше поднимается жизненный уровень трудящихся, их культура. Занятый мирным созидательным трудом, советский народ всегда помнит указания великого Ленина о том, что нужно по­ стоянно быть начеку, беречь, как зеницу ока, вооруженные силы, укреплять оборо­ носпособность нашей страны. В системе Вооруженных Сил Советско­ го Союза важное место принадлежит Воз­ душному Флоту. Окруженные повседнев­ ной заботой и вниманием партии и наро­ да, советские авиаторы бдительно и на­ дежно охраняют воздушные просторы любимой Родины и ее государственные интересы. Наша страна — родина авиации и воз­ духоплавания, родина многих замечатель­ ных открытий и достижений во всех об­ ластях авиационной науки и техники, летгого дела. Именно русские ученые Ло­ моносов. Рыкачев, Федоров и Менделеев разработали глубокие теоретические осно­ вы летания в воздухе. Русские ученые Жуковский. Пиолковский и Чаплыгин, создавшие новые науки — аэродинамику, газовую динамику и динамику больших скоростей, теорию реактивного двигателя и т. д., — оказали решающее влиянпе на дальнейшее развитие авиации во всем ми- ---------------------------- □ ре. Офицер русского флота А. Можайский первым в мире в 1882 г., то есть на двадцать с лишним лет раньше, чем в других странах, спроектировал и испытал летательный аппарат тяжелее воздуха и положил этим начало веку авиации. В нашей стране впервые в мире поя­ вились и первые мастера летного дела. Имена летчиков II. Нестерова, выполнив­ шего первую в мире «мертвую петлю» и заложившего основы высшего пилотажа, К. Арцеулова, Е. Крутень и других, раз­ работавших некоторые виды боевого при­ менения авиации, знает весь мир. Настоящее свое развитие авиация на­ шей Родины получила в годы Советской власти. Коммунистическая партия, вели­ кий Ленин, организуя борьбу за победу социалистической революции, придавали большое значение развитию авиации. Уже в ноябре 1917 года по указанию В. И. Ленина были организованы первые авиа­ ционные отряды, явившиеся ядэом нашего Воздушного Флота и принимавшие актив­ ное участие в разгроме иностранных ин­ тервентов и белорзардеицев. Советские люди под руководством Пар­ тии и ее Центрального Комитета во главе с великим продолжателем дела Ленина — И. В. Сталиным, всемерно развивая тяже­ лую индустрию, превратили нашу страну в могучую авиационную державу. В золо­ тую книгу истории авиации навсегда во­ шли имена славных советских авиаторов, совершивших героические полеты в ледо­ вый лагерь челюскинцев; Чкалова, Громо­ ва и других, осуществивших беспосадоч­ ные перелеты по неизведанным маршру­ там — к Северпому полюсу, на Дальний Восток и в Америку. Воспитанные Коммунистической парти­ ей, советские авиаторы в годы Великой Отечественной войны самоотверженно бо­ ролись за честь и независимость своей Родины, проявляя массовый героизм, неви­ данные мужество, храбрость и мастерство. Достаточно сказать, что из 80 тысяч са­ молетов, построенных гитлеровцами за по­ следние три года воины, 75 тысяч было уничтожено на советско-германском фрон­ те. Советские авиаторы оказались на вы­ соте своей исторической миссии, оправда­ ли любовь и доверие своего народа, луч­ шие надежды всего прогрессивного чело­ вечества. Ратный труд, героические подвиги ави­ аторов высоко оценены нашим народом. Свыше двухсот тысяч воинов советской авиации было награждено орденами и ме­ далями, более двух тысяч летчиков полу­ чили звания Героя Советского Союза, 63 человека удостоены этого высокого зва­ ния дважды, в том числе прославленный североморский авиатор Б. Ф. Сафонов, а двум летчикам — Покрышкину и Коже- дубу — это звание присвоено трижды. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют неустанную за­ боту о росте могущества Воздушного Фло­ та СССР. Социалистическая промышлен­ ность оснащает нашу авиацию замеча­ тельными реактивными самолетами, гроз­ ным оружием, сложными механизмами и самыми точными приборами. Ощущая на себе повседневную заботу Коммунистической партии и Правительст­ ва, советские авиаторы неустанно совер­ шенствуют свои военные и политические знания, овладевают современными самоле­ тами, оружием, укрепляют в своих рядах дисциплину и организованность, зорко стоят на гтраже воздушных просторов любимой Отчизны. С высоким чувством личной ответствен­ ности перед государством за повышение боевой готовности родного флота выполня­ ют своп почетные обязанности авиаторы- североморцы. С каждым днем на флоте увеличивается число отличных подразде­ лений и экипажей, классных летчиков, мастергв воздушного боя и снайперской стрельбы, опытных авиационных специа­ листов. Среди них майор Михайлов, капи­ таны Нехамкин, Гапеев, Кораблев, гвардии сержант Лапшн, младшие сержанты Глу­ хов, Епишев, матросы Минин, Трофимов и многие другие. В День Воздушного Флота СССР авиа­ торы Северного флота, как и весь личный состав авиации нашей страны, демонстри­ руют перед советским народом свои дости­ жения, рапортуют родной Коммунистиче­ ской партии и Советскому правительству о своей готовности отразить любой удар агрессоров и подавить врага тем же ору­ жием. с которым он попытается напасть на нашу землю. Да здравствует Советский Воздушный Флот! Авиацпя в народном хозяйстве ТАШКЕНТ, 1 июля. (ТАСС). Узбекпстан вдоль и поперек перерезан воздушными трассами. Они связывают Ташкент с Мо­ сквой, Ленинградом, городами Урала, Си­ бири, Средней Азии, курортами юга стра­ ны, областными и промышленными цент­ рами республики, стоянками чабанов, рыбаками Арала. С каждым годом крепнет творческое со­ дружество авиаторов с тружениками сельского хозяйства. В прошлом году на площади, превышающей 500 тысяч гек­ таров, были проведены работы по охране растений от вредителей, подкормке расте­ ний минеральными удобрениями, удале­ нию листьев хлопчатника перед машин­ ной уборкой. Впервые налажено внесение минеральных удобрений под весновспаш­ ку. подкормка озимых, борьба с сорняками зерновых культур. За высокопроизводительную работу со­ рок пять летчиков, инженеров и техников среднеазиатского территориального управ­ ления ГВФ завоевали право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной вы­ ставке 1955 года. Выросли отличные кадры летчиков, ин­ женеров. бортмехаников и других специа­ листов. На всю Среднюю Азию известно имя Марии Васильевны Саловой — пер­ вой в Советском Союзе женщины-летчика, налетавшей свыше двух миллионов кило­ метров. Такие же высокпе результаты имеют Г. Арппов, В. Смирнов, П. Прудков, Г. Полозов и многие другие. По итогам всесоюзного соревнования Ташкентский аэропорт и подразделение, которым командует тов. Амелин, завоева­ ли первое место и переходящие Красные знамена ВПСПО и Главного управления Гражданского В озтуптного флота при Со­ вете Министров СССР. Растёт протяжённость воздушных линий РИГА, 2 июля. (ТАСС). Столица Латвии связана регулярным воздушным сообще- •нием с Ленинградом, Минском, Таллином, Вильнюсом, Киевом. Каждый день три пас­ сажирских самолета совершают рейсы в столицу нашей Родины — Москву. В июне открылись новые воздушные маршруты: Рига — Одесса, Рига — Ста­ лине — Адлер. Эти трассы открыты для обслуживания курортников, едущих отды­ хать в здравницы Черноморского побере­ жья. В навигацию нынешнего года значитель­ но увеличился об’ем грузовых воздушных перевозок. С Рижского аэропорта отправ­ ляются грузы на Украину, в Сибирь, на Дальний Восток. Воздушным транспортом в адрес крупнейших предприятий Латвии — заводов «ВЭФ», «РЭЗ», вагонострои­ тельного прибывают оборудование и дру­ гие грузы с Урала, из Сибири, Грузии, Узбекистана. , Планеристы Литвы ВИЛЬНЮС, 2 июля. (ТАСС). Планеризм становится все более популярным видом спорта в Литве. Одна из активных секций планерного спорта ДОСААФ работает в Каунасе. Каунасские планеристы создают новые типы безмоторных летательных аппара­ тов. Недавно здесь успешно испытан са­ мый маленький, дешевый и легкий из всех имеющихся планеров «БРО-11», предназначенный для массового пользова­ ния в первичпых организациях ДОСААФ. Этот аппарат сконструировал инженер по автоматике каунасской электростанции Б. Ожкинис. Планер получил высокую оценку. Изготовлена целая серия таких аппаратов, которая будет использована для обучепия молодых планеристов. □ ------------------------------------------------- Фото И. Никишова. Перед вылетом. Капитан Григорий Казакин Снятым глела) у£дл^ндя лдяшому составу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz