На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
d К i EM П fi :■) 1 Сегодня советский народ и его Вооруженные Силы празднуют Д ен ь Воздушного Флота СССР и отмечают новые достижения в разви тии отечественной авиации. Пламенный привет советсним сонолам — зорким стражам воздушных просторов нашей Велиной Родины! Плакат работы художника В. Сурьянннова, выпущенный Государственным издательством изобразительного искусства. Фотохроника ТАСС. Звено отличных стрелков На аэродроме большое оживление. Идет напряженная учеба и работа в воздухе и на земле. ...Двадцать два часа. На старте стоит самолет. Это буксировщик. Остальные ма шины готовятся к запуску. Руководит по летами командир подразделения. Он корот кими распоряжениями отвечает на докла ды, обращенные непосредственно к нему. На старт вырулил самолет. — Разрешите взлет, — раздается в репродукторе голос летчика. — Взлет разрешаю, — отвечает ру ководитель полетов. Машпна взмывает вверх. От нее отде ляется большой клубок, через несколько секунд превратившийся в вытянутый по лотняный конус. — Выполняйте задание, — приказал летчику руководитель полетов. Буксировщик удалился на север. Коман дир берет телефонную трубку и спра шивает, где находится сейчас офицер Ша ров. Получив ответ, он взглянул на карту района полетов и с удовлетворением отме тил: — Нормально. — Я такой-то... вижу цель, начинаю работать. — слышится из динамика. Это Шаров выполняет задание. Он точ но пришел в зону стрельбы и нашел бук сировщика. ...В руках командира лист бумаги. На нем вычерчены силуэты конуса. Сюда на носятся пробоины, которые оказались в конусе. Пулями, окрашенными в красный цвет, стрелял офицер Шаров, неокрашен ными — его ведомый. Попадания от личные. Это говорит об умелом сочета нии летчиками огня и маневра в составе пары. Воздушные бойцы звена пмеют различ ную подготовку. Офицер Шаров в годы Великой Отечественной войны подготовил не один десяток высококвалифицирован ных пилотов, которые самоотверженно сражались за честь и свободу социалисти ческой Родины. Зв^но, которым он коман дует сегодня, состоит из молодых летчи ков. Командир, имея большой опыт воспи тания личного состава, з настоящее вре мя отдает вс« свои силы тому, чтобы каждый его подчиненный был воздушным асом. Самым молодым летчиком в звене является тов. Романов. В части он слу жит не так давно. Еще осенью прошлого года его огневое мастерство было не очень высоким, отличные результаты по стрель бе были редким явлением. Командир настойчизо работал с Романо- вым и другими летчиками. : Офицер Романов умело пилотировал, но неточно определял дистанцию при стрель бе. Неумение определить дальность до це ли при правильном определении остальных элементов стрельбы приводило к посредст венному, а иногда и к плохому выполне нию упражнений. Другой летчик тоже делал ошибки в прицеливании. Командир провел с ними несколько дополнительных занятий. Были повторены необходимые разделы теории воздушной стрельбы. Летчики получали от командира звена задания для самостоя тельной работы, много занимались на тре нажере. Так, последовательно были тща тельно отработаны все приемы и правила стрельбы. Убедившись в том, что летчики хорошо подготовились на земле, командир звена проверял каждого из них в воздухе. Результаты первой же стрельбы оказались значительно лучше предыдущих: На днях летчики звена офицера Шаро ва, стрелявшие по конусу, снова отличи лись. Это — достойный подарок авиато ров к всенародному празднику — Дню Воздушного Флота СССР. С. ВАЛЕНТИНОВ. На пуннте наведения из что Стояло хмурое утро. Гу стые и тяжелые облака низко нависли над землей. Тихо и на пункте на ведения. Все молча зани маются своим делом. Вот радиорубки сообщили, получено срочное до несение. Личный состав пункта наведения быстро занимает свои места. — Цель... Азимут.., — четко докладывает старший матрос Антонов. По приказанию на пунк те закипела напряженная работа. Доклады о прибли жении цели четко следу ют один за другим. Стар ший матрос Антонов без промедления наносит на планшет данные цели. Следует1еще один доклад планшетиста: — Высота... — Хорошо! — говорит офицер. — Внимательней следить за целью! В воздух стремительно поднимаются истребители. Штурман, связавшись с ними по радио, дает нуж ный курс. Быстро развер нулись самолеты и ушли на сближение с самолетом- целью. Отлично работают сред ства связи. В этом немалая заслуга старшего матроса Егорова. Его заведывание находится в постоянной боевой готовности. Оцени вая обстановку, штурман дает истребителям соответ ствующие указания. Четко дублирует их в мнкрофоп офицер Голубев. Вскоре из динамика доносится спо койный голос летчика: — Вижу цель, иду в атаку. Проходит несколько то мительных минут. Как пройдет атака? По ней бу дут судить о работе пункта паведения. Через некото рое время летчик докла дывает: — Атаку произвел, возвращаюсь домой. После окончания работы старший начальник сделал разбор. Он с удовлетворе нием отметил отличную работу личного состава пункта наведения и об’я- вил благодарности офицеру Голубеву, младшему сер жанту Пальчевскому, стар шему матросу Антонову и другим. Матрос П. БОЧАРОВ. Торжественное собрание в Доме офицеров Вчера в Доме офицеров флота состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Воздушного Флота СССР. Большой зал заполнили летчики, моряки, артиллеристы. строители, представители концерт. учреждений и организаций Североморска. Участники торжественного собранил прослушали доклад о Дне Воздушного Фло та СССР. Затем состоялся праздничный О Б Я з АТ Е Л Ь Н Ы fi За нашу Советскую Родину! Н Я С Т Р А Ж Е ЗАПОЛЯРЬЯ № 156 (5308). Воскресенье, 3 июля 1955 года. Год издания 19-й. П Р И К А З Министра Обороны Союза ССР 3 июля 1955 г. № 108 г. Москва. Товарищи летчики и штурманы, инженеры и техники, воздушные стрелки и радисты, авиацион ные механики и мотористы, работники авиационной промышленности! Товарищи солдаты и матросы, сержанты и стар шины! Товарищи офицеры, генералы и адмиралы! Сегодня советский народ и его Вооруженные Силы празднуют День Воздушного Флота СССР и отмечают новые достижения в развитии нашей авиа ции. Желаю летчикам и всему личному составу авиа ции Вооруженных Сил дальнейших успехов в овла дении современной авиационной техникой и повы шения могущества нашего Воздушного Флота. Желаю летчикам Гражданского Воздушного Флота непрерывного совершенствования своего ма стерства; летчикам-спортсменам ДОСААФ — завое вания новых спортивных рекордов. Конструкторам и всем работникам авиационной промышленности желаю еще больших успехов в де ле развития советской авиации на основе новейших достижений науки и техники. В ознаменование Дня Воздушного Флота приказываю: Сегодня, 3 июля 1955 года, произвести салют в столице нашей Родины — Москве и в столицах союзных республик двадцатью артиллерийскими залпами. Да здравствует Советский Воздушный Флот! Да здравствует великий советский народ и его доблестные Вооруженные Силы! Да здравствует наше родное Советское Прави тельство! Да здравствует Коммунистическая партия Совет ского Союза — великая вдохновляющая и руково дящая сила советского народа в борьбе за построе ние коммунизма! Министр Обороны Союза ССР Маршал Советского Союза Г. ЖУКОВ. День Воздушного Флота СССР Сегодня героический советский народ и его Вооруженные Силы отмечают традици онный праздник — День Воздушного Флота СССР. Этот праздник является днем всенародного смотра достижений в разви тии советской авиации, успехов наших авиаторов и работников авиационной про мышленности, днем мобилизации совет ских людей на дальнейшее повышение могущества нашего Воздушного Флота. Советский народ, руководимый славной Коммунистической партией, самоотвержен но трудится над претворением в жизнь программы коммунистического строитель ства. Неуклонно развивается тяжелая промышленность — прочная основа всего народного хозяйства и несокрушимой обо роноспособности СССР, источник неуклон ного роста благосостояния советского на рода. Успешно решаются задачи крутого под’ема сельского хозяйства, резкого уве личения производства товаров народного потребления. Ныне в южных районах на шей страны колхозное крестьянство уби рает обильный урожай зерновых культур. Все выше и выше поднимается жизненный уровень трудящихся, их культура. Занятый мирным созидательным трудом, советский народ всегда помнит указания великого Ленина о том, что нужно по стоянно быть начеку, беречь, как зеницу ока, вооруженные силы, укреплять оборо носпособность нашей страны. В системе Вооруженных Сил Советско го Союза важное место принадлежит Воз душному Флоту. Окруженные повседнев ной заботой и вниманием партии и наро да, советские авиаторы бдительно и на дежно охраняют воздушные просторы любимой Родины и ее государственные интересы. Наша страна — родина авиации и воз духоплавания, родина многих замечатель ных открытий и достижений во всех об ластях авиационной науки и техники, летгого дела. Именно русские ученые Ло моносов. Рыкачев, Федоров и Менделеев разработали глубокие теоретические осно вы летания в воздухе. Русские ученые Жуковский. Пиолковский и Чаплыгин, создавшие новые науки — аэродинамику, газовую динамику и динамику больших скоростей, теорию реактивного двигателя и т. д., — оказали решающее влиянпе на дальнейшее развитие авиации во всем ми- ---------------------------- □ ре. Офицер русского флота А. Можайский первым в мире в 1882 г., то есть на двадцать с лишним лет раньше, чем в других странах, спроектировал и испытал летательный аппарат тяжелее воздуха и положил этим начало веку авиации. В нашей стране впервые в мире поя вились и первые мастера летного дела. Имена летчиков II. Нестерова, выполнив шего первую в мире «мертвую петлю» и заложившего основы высшего пилотажа, К. Арцеулова, Е. Крутень и других, раз работавших некоторые виды боевого при менения авиации, знает весь мир. Настоящее свое развитие авиация на шей Родины получила в годы Советской власти. Коммунистическая партия, вели кий Ленин, организуя борьбу за победу социалистической революции, придавали большое значение развитию авиации. Уже в ноябре 1917 года по указанию В. И. Ленина были организованы первые авиа ционные отряды, явившиеся ядэом нашего Воздушного Флота и принимавшие актив ное участие в разгроме иностранных ин тервентов и белорзардеицев. Советские люди под руководством Пар тии и ее Центрального Комитета во главе с великим продолжателем дела Ленина — И. В. Сталиным, всемерно развивая тяже лую индустрию, превратили нашу страну в могучую авиационную державу. В золо тую книгу истории авиации навсегда во шли имена славных советских авиаторов, совершивших героические полеты в ледо вый лагерь челюскинцев; Чкалова, Громо ва и других, осуществивших беспосадоч ные перелеты по неизведанным маршру там — к Северпому полюсу, на Дальний Восток и в Америку. Воспитанные Коммунистической парти ей, советские авиаторы в годы Великой Отечественной войны самоотверженно бо ролись за честь и независимость своей Родины, проявляя массовый героизм, неви данные мужество, храбрость и мастерство. Достаточно сказать, что из 80 тысяч са молетов, построенных гитлеровцами за по следние три года воины, 75 тысяч было уничтожено на советско-германском фрон те. Советские авиаторы оказались на вы соте своей исторической миссии, оправда ли любовь и доверие своего народа, луч шие надежды всего прогрессивного чело вечества. Ратный труд, героические подвиги ави аторов высоко оценены нашим народом. Свыше двухсот тысяч воинов советской авиации было награждено орденами и ме далями, более двух тысяч летчиков полу чили звания Героя Советского Союза, 63 человека удостоены этого высокого зва ния дважды, в том числе прославленный североморский авиатор Б. Ф. Сафонов, а двум летчикам — Покрышкину и Коже- дубу — это звание присвоено трижды. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют неустанную за боту о росте могущества Воздушного Фло та СССР. Социалистическая промышлен ность оснащает нашу авиацию замеча тельными реактивными самолетами, гроз ным оружием, сложными механизмами и самыми точными приборами. Ощущая на себе повседневную заботу Коммунистической партии и Правительст ва, советские авиаторы неустанно совер шенствуют свои военные и политические знания, овладевают современными самоле тами, оружием, укрепляют в своих рядах дисциплину и организованность, зорко стоят на гтраже воздушных просторов любимой Отчизны. С высоким чувством личной ответствен ности перед государством за повышение боевой готовности родного флота выполня ют своп почетные обязанности авиаторы- североморцы. С каждым днем на флоте увеличивается число отличных подразде лений и экипажей, классных летчиков, мастергв воздушного боя и снайперской стрельбы, опытных авиационных специа листов. Среди них майор Михайлов, капи таны Нехамкин, Гапеев, Кораблев, гвардии сержант Лапшн, младшие сержанты Глу хов, Епишев, матросы Минин, Трофимов и многие другие. В День Воздушного Флота СССР авиа торы Северного флота, как и весь личный состав авиации нашей страны, демонстри руют перед советским народом свои дости жения, рапортуют родной Коммунистиче ской партии и Советскому правительству о своей готовности отразить любой удар агрессоров и подавить врага тем же ору жием. с которым он попытается напасть на нашу землю. Да здравствует Советский Воздушный Флот! Авиацпя в народном хозяйстве ТАШКЕНТ, 1 июля. (ТАСС). Узбекпстан вдоль и поперек перерезан воздушными трассами. Они связывают Ташкент с Мо сквой, Ленинградом, городами Урала, Си бири, Средней Азии, курортами юга стра ны, областными и промышленными цент рами республики, стоянками чабанов, рыбаками Арала. С каждым годом крепнет творческое со дружество авиаторов с тружениками сельского хозяйства. В прошлом году на площади, превышающей 500 тысяч гек таров, были проведены работы по охране растений от вредителей, подкормке расте ний минеральными удобрениями, удале нию листьев хлопчатника перед машин ной уборкой. Впервые налажено внесение минеральных удобрений под весновспаш ку. подкормка озимых, борьба с сорняками зерновых культур. За высокопроизводительную работу со рок пять летчиков, инженеров и техников среднеазиатского территориального управ ления ГВФ завоевали право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной вы ставке 1955 года. Выросли отличные кадры летчиков, ин женеров. бортмехаников и других специа листов. На всю Среднюю Азию известно имя Марии Васильевны Саловой — пер вой в Советском Союзе женщины-летчика, налетавшей свыше двух миллионов кило метров. Такие же высокпе результаты имеют Г. Арппов, В. Смирнов, П. Прудков, Г. Полозов и многие другие. По итогам всесоюзного соревнования Ташкентский аэропорт и подразделение, которым командует тов. Амелин, завоева ли первое место и переходящие Красные знамена ВПСПО и Главного управления Гражданского В озтуптного флота при Со вете Министров СССР. Растёт протяжённость воздушных линий РИГА, 2 июля. (ТАСС). Столица Латвии связана регулярным воздушным сообще- •нием с Ленинградом, Минском, Таллином, Вильнюсом, Киевом. Каждый день три пас сажирских самолета совершают рейсы в столицу нашей Родины — Москву. В июне открылись новые воздушные маршруты: Рига — Одесса, Рига — Ста лине — Адлер. Эти трассы открыты для обслуживания курортников, едущих отды хать в здравницы Черноморского побере жья. В навигацию нынешнего года значитель но увеличился об’ем грузовых воздушных перевозок. С Рижского аэропорта отправ ляются грузы на Украину, в Сибирь, на Дальний Восток. Воздушным транспортом в адрес крупнейших предприятий Латвии — заводов «ВЭФ», «РЭЗ», вагонострои тельного прибывают оборудование и дру гие грузы с Урала, из Сибири, Грузии, Узбекистана. , Планеристы Литвы ВИЛЬНЮС, 2 июля. (ТАСС). Планеризм становится все более популярным видом спорта в Литве. Одна из активных секций планерного спорта ДОСААФ работает в Каунасе. Каунасские планеристы создают новые типы безмоторных летательных аппара тов. Недавно здесь успешно испытан са мый маленький, дешевый и легкий из всех имеющихся планеров «БРО-11», предназначенный для массового пользова ния в первичпых организациях ДОСААФ. Этот аппарат сконструировал инженер по автоматике каунасской электростанции Б. Ожкинис. Планер получил высокую оценку. Изготовлена целая серия таких аппаратов, которая будет использована для обучепия молодых планеристов. □ ------------------------------------------------- Фото И. Никишова. Перед вылетом. Капитан Григорий Казакин Снятым глела) у£дл^ндя лдяшому составу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz