На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
Ъ /к а & и . i V s.w. V i/^f}£niin& vV За нашу Советскую Родину! Н О С Т Р А Ж Е ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а № 177 (5329 ). Четверг, 28 И Ю Л Я 1955 года. Г са издания 19-й. Первостепенная задача пропагандистов и агитаторов Июльский Пленум Центрального Коми тета КПСС отметил, что за последние годы наша социалистическая промышленность достигла новых значительных успехов. Пятый пятилетний план по общему об’ему промышленного производства выполнен до срочно — за четыре года и четыре меся ца. Это — большая победа советского на рода в борьбе за коммунизм. В этом нахо дит свое выражение неустанная забота Коммунистической партии об укреплении могущества Советского государства. Решения и материалы Пленума ЦК КПСС встречены советскими людьми с ог ромным удовлетворением. Эти историче ские документы — боевая программа дей ствий партии и народа в борьбе за новые успехи в строительстве коммунизма. Тру женики города и деревни, воины Армии и Флота преисполнены твердой решимости выполнить поставленные Коммунистиче ской партией задачи и внести новый вклад в дело дальнейшего укрепления мо гущества социалистической Родины. Перед командирами, политработниками, партийными органивациями нашего флота стоит сейчас задача первостепенной важ ности — всесторонне и глубоко раз’яс- нить воинам смысл и значение решений июльского Пленума ЦК КПСС. Для этого следует использовать все формы и средст ва агитационно-пропагандистской работы — лекции и доклады, беседы, политиче ские информации, собеседования с комму нистами. Текстуальные читки и раз’ясне- ние решений и материалов Пленума будут проходить и в системе политических заня тий. Все это потребует от командиров, по литработников и партийных организаций вдумчивого и серьезного отношения к делу. Действенность агитации и пропаганды •— в ее идейности. Необходимо широко по казывать воинам роль Коммунистической партии Советского Союза — великой ор ганизующей и руководящей силы нашего •народа в борьбе за коммунизм, раз’яснять генеральную линию партии, направлен ную на преимущественный рост тяжелой индустрии — основы развития всего на родного хозяйства, повышения благосо стояния советских людей, несокрушимого военного могущества нашей Родины. Сле дует повседневно пропагандировать трудо вые успехи рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, составляющих советское общество, живущих и работающих на на чалах дружественного сотрудничества, единой, братской семьей. На основе общ ности их интересов, на основе нерастор жимого союза рабочего класса и колхозно го крестьянства в нашей стране разверну лись такие движущие силы, как мораль но-политическое единство советского об щества, дружба народов СССР, советский патриотизм, все более растущие и крепну щие по мере новых достижений в строи тельстве коммунизма. использовать их в современном бою. Нуж но, чтобы пропагандисты и агитаторы повседневно популяризировали опыт пе редовых воинов — матросов и солдат, старшин, сержантов и офицеров. Это поз волит умножить ряды отличных специали стов, достижения которых в учебе и службе наиболее полно и ярко выражают патриотические стремления и чувства на ших воинов. На многих кораблях, в частях и подраз делениях нашего флота уже развернулась большая раз’яснительная работа вокруг материалов июльского Пленума ЦК КПСС. На корабле Н. проведены политические ин формации. Офицеры по подразделениям ор ганизовали текстуальные читки историче ских документов среди личного состава. •Коммунист офицер Балбеков после тек стуального чтения материалов Пленума провел с моряками беседу об успехах со циалистической промышленности и сель ского хозяйства за последние годы. На корабле состоялось также инструктивное совещание, на котором агитаторам были даны советы, как следует вести агитаци онно-массовую работу с личным составом по раз’яснению материалов Пленума. Пос ле этого агитатор-комсомолец матрос Вла димир Жуков в беседе со своими сослужив цами рассказал об организующей и руко водящей роли Коммунистической партии в развитии тяжелой индустрии, привел при меры и факты из постановления Пленума и доклада товарища Н. А. Булганина. Го воря о достижениях промышленности сто лицы нашей Родины — Москвы, агитатор подробно остановился на самоотверженном труде рабочих автозавода имени Сталина, где он работал до призыва бо флот. Живая беседа увлекла моряков и вызвала у них большой интерес, помогла уяснить зна чимость исторических документов. Решения Пленума находят на этом ко рабле свое отражение и в наглядной аги тации. Матросы Баннов и Лагерный изго товили стенд: «Июльский Пленум ЦК КПСС». То же самое сделали старшие ма тросы Тихов и Спицин. Витрины и стен ды, посвященные успехам социалистиче ской промышленности, привлекают всеоб щее внимание моряков. К сожалению, далеко еще не везде так обстоит дело. Например, на корабле П. организовали текстуальные читки реше ний Пленума по подразделениям, мичманы Толстолупов и Хоров провели политиче ские информации. А ведь здесь еще не ве дут работы агитаторы, ничего не сделано и в отношении изготовления материалов наглядной агитации. Пропаганда решений июльского Плену ма ЦК КПСС — не кратковременная кам пания. Ее надо проводить повседневно, систематически, конкретно и целеустрем ленно с тем, чтобы каждый военный мо ряк хорошо знал смысл и значение важ- п й ___ „нейших исторических решений Коммуни- Одно из важных требовании, пред я^-1стическод партии и Советского правитель- I ства. Советские воины принимают активное участие в строительстве коммунизма. Они выполняют самый почетный долг — зор ко и бдительно охраняют мирный созида тельный труд нашего народа, обеспечива ют надежную защиту государственных ин тересов Советского Союза. Работа, прово димая пропагандистами и агитаторами во круг исторических решений и материалов июльского Пленума ЦК КПСС, будет спо собствовать повышению политической со знательности и активности военных моря ков, их личной ответственности за безуп речное выполнение своего воинского долга перед Родиной, постоянной готовности к решительным наступательным действиям против любого агрессора, если он посмеет посягнуть на священные рубежи нашей Родины. Вдохновляемые трудовыми успехами нашего народа в строительстве коммуниз ма, североморцы отдадут все свои силы делу дальнейшего укрепления боевого мо гущества родного флота и встретят XX с’езд Коммунистической партии Совет ского Союза отличной учебой и службой на благо любимого Отечества. ляемых к агптационно-пропагандистскои работе, состоит в том, чтобы проводить ее в тесной, неразрывной связи с лгнзнью флота, с конкретными задачами боевой и политической подготовки кораблей, частей и подразделений. Раз’ясняя военным моря кам смысл и историческое значение реше ний июльского Пленума ЦК КПСС, пропа гандисты и агитаторы должны активно помогать командирам укреплять дисципли ну, организованность и порядок, совер шенствовать боевую готовность, изо дня в день направлять внимание и энергию вои нов на неустанное повышение боевого мастерства, бдительности, мобилизовать личный состав на образцовое выполнение воинского долга перед Родиной. Коммунистическая партия учит совет ских людей рассматривать достижения в качестве опоры в борьбе за новые успехи, сосредоточивает внимание трудящихся на нерешенных задачах. Это указание партии целиком и полностью относится и к воен ным морякам. Среди них много высоко квалифицированных мастеров военно-мор ского дела — классных специалистов, отличников боевой и политической подго товки, показывающих пример того, как надо владеть боевой техникой и оружием. 20 июля 1955 года открылось свобод ное посещение трудящимися Московско го Кремля. НА СНИМКЕ: группа моряков Бал тийского флота осматривает Царь-пуш ку. Фото В. Мастюкова и А. Стужина. (Фотохроника ТАСС). Н О ВЫ Е М ЕХАНИ ЗМЫ Д Л Я ЗА В ОД О В Ж Е Л Е ЗО Б Е Т О Н НЫ Х КОНСТРУКЦИЙ ИЖЕВСК. 2-6 июля. (ТАСС). На заводе строительных машин имени Ленина соз дают механизмы для строящихся предпри ятий железобетонных изделий. Конструк торы Котлов, Краснер, Немчинова и дру гие разработали новый тип цепного тол кателя для подачи отформованных изде лий в сушильные печи. Вагонетки с из делиями движутся со скоростью двенад цать метров в минуту. Испытание цепных толкателей в завод ских условиях дало хорошие результаты. Первая партия таких машин отправлена заказчику раньше срока. Сейчас на заводе заканчивается освое ние производства самоходных тележек грузопод’емностью в 6,5 тонны для по точных линий заводов, выпускающих крупногабаритные железобетонные трубы. ВЫ П О Л Н Е Н С ЕМ ИМ Е С Я ЧНЫ Й ПЛАН ГУРЬЕВ, 26 июля. (ТАСС). Об'единение «Казахстаннефть» завершило программу, рассчитанную на семь месяцев. За счет снижения себестоимости нефти сэкономле но около четырех миллионов рублей. Совершенствование технологии эксплу атации нефтяных скважин позволило по высить добычу жидкого топлива. С нача ла года сдано в эксплуатацию 56 новых и восстановлено 45 старых скважин. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ Т Р ЕЛ Е В О ЧНЫ Й ТРАКТОР СВЕРДЛОВСК, 26 июля. (ТАСС). Кол лектив свердловского механического за вода «Главлесзапчасть» выпустил первый опытный образец электрического треле вочного трактора «ЭТТ-2» для лесной промышленности. Он изготовлен на базе серийного трактора «КТ-12». Новая машина направляется в Озерский леспромхоз. Вдохновлённые решениями июльсного Пленума ЦК КПСС В теплую погоду и в стужу, в шторм, когда шквальный ветер вырывает из рук фалы, а брызги ударяют в лицо, сигналь щики несут свою почетную вахту. Труд на и ответственна их служба. Сигнальный мостик, высоко взнесен ный над палубой, является как бы пе редним краем борьбы за безопасность пла вания корабля. Непрерывное наблюдение за водой, воздухом и горизонтом, прием и передача сигналов с берега и с кораблей — все эти обязанности сигнальщика тре буют упорной учебы, постоянных трени ровок, настойчивости, выдержки, высокого умения и мастерства. Строго по инструкции готовит и несет сигнальную вахту комсомолец Николай Киселев. Перед выходом в море он тща тельно осматривает свой боевой пост, проверяет и пробует на прочность каж дый фал. Ненадежные заменяет новы ми. При сильном ветре износившийся фал может порваться, и связь на вре мя будет прервана. У матроса Киселева был такой случай в практике. Тогда ему пришлось взбираться на мачту и в труд ных условиях ставить новый фал. Теперь это не повторится. Моряк проверил также сигнальные ог ни, флаги. В это время на мостик под нялся командир отделения. Он осмотрел заведывание Киселева и остался доволен работой подчиненного: блестят надраенные до блеска переговорные трубы, на палубе — желтые выскобленные рыбины, чи стый обвес туго обтягивает леерные стой ки. . — Вижу, товарищ Киселев. — говорит он сигнальщику, — вы образцово подгото вили боевой пост к походу. А теперь да вайте займемся световой сигнализацией. Тренировки велись в трудных услови ях. Они дали много полезного и подчинен ному, и командиру. В предстоящем походе это очень пригодилось. ...Разрезая форштевнем невысокую вол ну, корабль шел заданным курсом. На сигнальном мостике был матрос Киселев. Он только что принял вахту от старше го матроса Гроголя. Корабль разворачивается на новый курс. К вечеру поднялся сильный ветер. На темной поверхности моря появились белые гребни волн. Они яростно хлестали о борта корабля. Качка увеличивалась. — Усилить наблюдение за морем! — подал команду офицер. — Есть, усилить наблюдение за морем! — четко ответил Киселев. Упершись грудью в ветрозащптник, он с помощью бинокля внимательно следит за морем. Вдруг прямо по курсу на гребне волны появился черный предмет. «Или это показалось? — подумал сигнальщик, напрягая зрение. — Нет, вот предмет снова на волне». Припав к переговорной трубе, сигнальщик громко доложил: — Плавающий предмет прямо по носу, дистанция... Офицер дал нужную команду. Корабль миновал опасность. Матрос Киселев отлично нес сигналь ную вахту. II не только в этом походе. Он всегда бдительно следит за морем и воздухом. Успешно справляться со своими обязанностями матросу Киселеву помога ют отличное знание своего дела, высокая сознательность и чувство ответственности за образцовое выполнение служебного дол га перед любимой Родиной. Многие моряки отличились в этом похо де. Они показали свое возросшее боевое мастерство, инициативу и находчивость. Так воины корабля конкретными делами отвечают на исторические решения июль ского Пленума ЦК КПСС. Они полны стремления добиться новых успехов в учебе и службе. Старшина 2 статьи А. САПОЖНИКОВ. Встреча с участником боев на Севере Девятнадцать с лишним лет служит мичман Дмитрий Савватьевич Харитонов на кораблях и в частях Советского Воен но-Морского Флота, десять из них — на Севере. Сейчас мичман Харитонов, посвятивший много лет службе на флоте, умело обуча ет и воспитывает матросов, передавая им свой богатый опыт и знания. Отличный знаток своего дела, чуткий и отзывчи вый товарищ, мичман Харитонов поль зуется авторитетом и уважением не толь ко среди матросов, старшин и офицеров овоего подразделения, но и всего корабля. Ветеран флота нередко беседует с моряка ми, рассказывает им о героических делах воинов-североморцев в годы Великой Оте чественной войны. Вот и недавно моряки попросили Дми трия Савватьевича рассказать о боевых подвигах личного состава сторожевого ко рабля, на котором он начинал воевать в 1941 году. Мичман охотно согласился. В назначенное время кубрик заполнили матросы и старшины подразделения. — В грозные годы Великой Отечествен ной войны, — начал тов. Харитонов, — со всей полнотой раскрылся благородный облик советских воинов. Сознавая спра ведливый характер войны против фашист ских захватчиков, верные своей Родине, делу Коммунистической партии, воины-се вероморцы проявили невиданное в истории бесстрашие в борьбе против врагов Роди ны, умножили героические традиции Со ветской Армии и Военно-Морского Флота. — Уже в первый день войны, — рас сказывал мичман Харитонов, — наш ко рабль отразил налет фашистских самоле тов, и с тех пор морякам корабля при шлось непрерывно участвовать в боевых операциях. Когда гитлеровцы начали крупное на ступление в районе Западной Лицы, наш корабль получил боевое задание: своим ог нем поддержать сухопутные войска. О том. какой был это напряженный боевой день, говорит то, что корабль за день трижды пополнял боезапас. Поработали мы на славу: совместно с другим сторожевым кораблем и морскими охотниками мы уничтожили свыше пятисот фашистских солдат и офицеров, много автомашин и другой техники врага: от попадания сна ряда взорвался склад боеприпасов против ника. Героическими усилиями наземных частей, кораблей флота и нашей авиации наступление врага было сорвано, фаши сты были отброшены назад. Дмитрий Савватьевич Харитонов отме тил беспримерный героизм, мужество, стойкость и высокое воинское мастерство матросов, старшин и офицеров корабля. — Подлинный героизм проявил в бою артиллерист, установщик прицела матрос Рагозин. Несмотря на ранение, он про должал выполнять свои обязанности, не покидая боевого поста. А когда герой-мо ряк упал, потеряв силы, он и тут не ушел из строя— лежа у телефона, он передавал приказания, поступавшие с командного пункта. Матрос Рагозин был награжден орденом «Красная Звезда». Высокое боевое мастерство, выдержку и стойкость проявили рулевые под руковод ством командира отделения Богатырева. Когда на нас налетели вражеские самоле ты и на корабль сыпались бомбы, они умелым маневрированием срывали замыс лы врага, спасали корабль. Все рулевые корабля былп награждены правительствен ными наградами. — Великая Отечественная война пока зала, — сказал, заканчивая беседу, мич ман Харитонов, — что в бою с врагом побеждает тот, кто беспредельно любит свою Родину, у кого сильный дух, а храб рость и смелость сочетаются с отличным знанием военного дела, кто мастерски вла деет оружием и техникой. А. ВОЛГИН. Инициат ва и решительность матросов Недавно группа матросов нашего под разделения выполняла ответственное за дание командира. Необходимо было в срок доставить и выгрузить телефонные стол бы и другие материалы связи. Море штор мило. Дул сильный ветер, шел дождь. Транспорт бросало из стороны в сторону. Прибыв к месту, корабль из-за недо статочной глубины стал на рейде да леко от берета. Нужно было сплотить столбы в трюме, спустить их на воду и отбуксировать к берегу. Волны с шумом разбивались о борт корабля. Спущенные на воду плоты то поднимало вверх, то резко бросало вниз, в расступившиеся вол ны. Матрос Егоров, обвязавшись концом, спустился за борт для крепления плотов. Офицер, руководивший разгрузкой, безот лучно находился с воинами. Благодаря умелому руководству, орга низованности выгрузка имущества свяли была произведена своевременно. По прибы тии в часть командир об’явил благодар ность всему личному составу, принимав шему участие в выполнении поставленной задачи. Старшина 2 статьи А. СТАРОСТИН. Передовики труда Производственники нашего предприя тия с каждым днем наращивают темпы в труде. Вдохновленные решениями июль ского Пленума ЦК КПСС, они охвачены единым стремлением ежедневно доби ваться перевыполнения заданий, выпу скать продукцию отличного качества. Особенно напряженно трудится старший матрос Самылов. Он ежемесячно перевы полняет задания на 200— 300 процентоз. Не отстает от него и старший матрос Дяб- лов, хотя он сравнительно недавно рабо тает в агрегатном цехе. На 170 — 200 процентов реализует задания слесарь матрос Никулыпин. Из готовленные им детали всегда имеют от личное качество. Хорошим специалистом зарекомендовал себя и старший матрос Ва.тихов, выполня ющий нормы выработки на 250— 270 процентов. Он любит свою специальность, с чувством ответственности относится к порученному делу. Старший матрос В. ПРОНИН. На собрании производственников Недавно в нашей части состоялось соб рание личного состава с повесткой дня: «Птоги выполнения производственного плана». С докладом выступил командир. Он отметил успехи и недостатки в работе воинов-нроизводственников, поставил пе ред ними конкретные задачи. Докладчик особо остановился на трудо вых успехах рядового Халамеева. На ка ком бы участке он ни работал, всегда по казывает образцы высокой производи тельности труда. 500— 600 процентов — такова норма выработки рядового Халаме ева. За высокие показатели в работе воин неоднократно поощрялся денежной пре мией. В ответ на решения июльского Пле нума ЦК КПСС Халамеев трудится с еще большим напряжением сил. Вместе с тем докладчик подверг кри тике воинов Скок и Качкина. которые не выполнили даже половины установленной нормы. Кроме того. Скок является нару шителем производственной и воинской дисциплины. Собрание прошло с большим под’емом. Оно мобилизовало личный состав на до стижение новых успехов в труде. Офицер Л. ЛОСЕВ. У нефтяников Каспия •♦X#' Областное собрание партийного актива Позавчера в Мурманске состоялось областное собрание партийного актива, обсу дившее доклад секретаря Мурманского обкома КПСС тов. В. А. Прокофьева «О реше ниях июльского Пленума ЦК КПСС м задачах областной партийной организации». Возвращение в Москву Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева 27 июля в Москву возвратились Глава Советской Правительственной Делегации на Женевском совещании Глав прави тельств четырех держав Председатель Со вета Министров СССР Н. А. Булганин и член делегации — член Президиума Вер ховного Совета СССР Н. С. Хрущев. На Центральном аэродроме Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева встречали товарищи К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, В. М. Молотов, М. Г. Первухин, М. А. Суслов. секретари ЦК КПСС А. Б. Аристов. Н. И. Беляев, П. Н. Поспелов, заместители Председателя Совета Мини стров СССР А. П. Завенягин, В. А. Куче ренко, П. П. Лобанов, В. А. Малышев, И. Ф. Тевосян. М. В. Хруничев, замести тели Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. П. Тарасов, Ш. М. Ару- шанян, Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков, И. С. Конев. А. М. Василевский, С. С. Бирюзов, К. С. Москаленко, Глав ный Маршал Авиации П. Ф. Жигарев, Министры СССР, руководители централь ных учреждений и ведомств, ответствен ные сотрудники Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, Министерства Иностранных Дел СССР, Министерства Обороны СССР, представи тели советской и иностранной печати. На аэродроме Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева встречали Чрезвычайные и Пол номочные Послы, Чрезвычайные Послан ники и Полномочные Министры и Вре менные Поверенные в Делах иностранных государств. (ТАСС). ЭТОТ день в актовом зале Азербайджанского индуст риального института было необычайно многолюдно. На защиту дипломов студента ми нефтепромыслового фа культета пришли и из других вузов, также гости с промыслов. На кафедру поднялся коренастый смуг лолицый юноша. Многие из тех, кто был в зале, знали Азера Гамидулла-заде — одного из лучших студентов факультета, активного общественника. Он одним из первых в институте выразил желание ра ботать на морских нефтепромыслах, от лично зная, какие трудности ждут его в море. И вот сегодня защита дипломного про екта — последний этап сложного пяти летнего пути. Тема проекта — «Скорост ная проходка морских скважин». Она бы ла подсказана ему самой жизнью. Проходя производственную практику у нефтяников острова «Жилой», он видел, что самым узким местом в разработке морских место рождений является бурение. Много думал Азер над тем, как ускорить проходку скважин, и в дипломном проекте сделал интересные предложения, направленные на улучшение организации буровых работ, обосновал форсированные режимы проход ки с помощью турбобуров, которые тогда только начинали применяться в открытом море. Дипломная работа получила высо кую оценку. С тех пор прошло два года. Сейчас Азер Гамидулла-заде возглавляет самый круп ный добывающий участок на Нефтяных камнях — в основном районе морских нефтеразработок Каспия. На участке бригады десятки скважин, из которых двенадцать — на стальных островках, разбросанных в море, а все другие — на эстакаде. Скважины, говорят нефтянпкп, как дети: есть капризные, есть спокои-* ные. но все они требуют повседневного кропотливого ухода. И бригада Гамидулла- заде, преодолевая стихию, сумела наладить его. Тщательно изучив свои буровые, опе раторы Ариф Кулиев, Шамиль Амир оглы, Семен Фурман и другие установили для каждой из них наплучшпе режимы экс плуатации, позволяющие получать от скважины максимум того, что она может дать. На Нефтяных камнях хорошо знают ка тер «Памир». Ежеутренне об’езжает нз нем свое хозяйство Азер Гамидулла-заде. Случается, что шторм застает нефтяников в открытом море, и туго приходится тог да катеру и его пассажирам. Недавно, когда ими осваивалась новая скважина, расположенная на отдельном стальном ост ровке, разразился шторм. Три дня девятп- балльный ветер завывал в переплетах вышки, пытался сбросить в море четырех работавших на площадке смельчаков. В такую пору ни один катер не может по дойти к островку. К исходу третьего дня из скважины ударил нефтяной фонтан. Азер и его друзья — операторы А. Араке лов, А. Кулиев, В. Тер-Аванесов торжест вовали. Таких дней на долю Азера Гамидулла- заде и его товарищей выпадало немало: ведь на Каспии триста штормовых дней в году. Десятки тысяч тонн нефти добыл сверх программы коллектив передового участка в прошлом году, дав промыслу 6,5 миллиона рублей прибыли. В этом году бригада выдала уже тысячи тонн горючего дополнительно к плану. Имена Азера Гамидулла-заде и всех членов его бригады занесены в Книгу почета ЦК ЛКСМ Азербайджана. Другими путями пришел на Нефтяные камни один из первооткрывателей этого нефтяного района буровой мастер Михаил Каверочкил. Пройдя боевой путь от Куба ни до Одера, он по окончании воины сме нил противотанковое орудие на буриль ный агрегат. В 1949 году ему довелось пробурить первую скважину на неболь шой гряде голых остроконечных скал раскинувшейся в открытом море в ста ки лометрах от Баку. Так было положено на чало эксплуатации богатейшего морского месторождения нефти, широко известного ныне под названием Нефтяные камни. Де сятки скважин пробурил здесь после это го знатный буровой мастер. За участие в открытии и освоении морских месторожде ний ему была присуждена Сталинская премия. А вот представитель молодого поколения проходчиков морских недр Нуретдин Маме дов. Родился он в Агдашском районе в семье рабочего хлопкоочистительного за вода. Совсем юнцом, прямо с институт ской скамьи пришел он на Нефтяные кам ни, Сейчас о нем с уважепием говорят опытные мастера. В текущем году его бригада со значительным ускорением про бурила четыре скважины, почти вдвое по сравнению с началом года повысив коммер ческие скорости бурения. В сталь и лоелезо заковала рука че ловека когда-то дикие скалы. Почти на 70 километров раскинулась в море металли ческая эстакада с многочисленными пло щадками для нефтяных вышек. По ней то и дело пробегают мотовозы с платформами, груженными трубами, лесом, оборудовани ем, проходят автомашины, перевозящие нефтяников к отдаленным буровым. Дви жение здесь столь оживленное, что пона добились специальные регулировщики. Далеко в море видны шестнадцать двух этажных домов, выстроенных на эстакаде. Они газифицированы и радиофицированы. Два радиоузла транслируют передачи с «большой земли». Нефтянпкп располагают больницей, аптекой, несколькими продо вольственными и промтоварными магази нами, четырьмя столовыми, культурно- просветительными учреждениями. В мор ском поселке налажено производство хле ба. оборудован льдозавод. Тысячи писем, телеграмм, посылок, все возможных изданий получают ежедневно обитатели Нефтяных камней. Для них открыто специальное почтовое отделение. На эстакаде есть своя метеорологическая станция. Флотилия пассажирских, грузо вых, крановых и других судов обслужива ет городок. Рефрижераторы доставляют сюда свежие продукты питания. С каждым годом все гуще становится лес нефтяных вышек на Каспии. Проход чики широко применяют прогрессивный турбинный метод бурения скважин, позво ляющий с одного основания одновременно прокладывать два и более ствола. Благо даря этому скорость бурения за последние годы увеличилась в семь с лишним раз, а себестоимость его на основных площа дях значительно снизилась. Добытчики морской нефти возглавляют развернув шееся по их инициативе соревнование неф тяников Азербайджана за досрочное вы полнение годового и пятилетнего планов. За последние четыре года они более чем в два с половиной раза увеличили отбор жидкого топлива. Пх продукция сейчас составляет около 30 процентов всей добы чи в республике. Нефтяники Каспия вместе с учеными Азербайджана сейчас решают задачу прок ладки эстакад там, где глубина моря пре вышает 20 метров, а на строительстве от дельных стальных островков и 30. Решение этой проблемы открывает огромные пер спективы разработки новых богатейших морских месторождений, залегающих на больших глубинах. А. ГРИГОРЬЕВ. Баку*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz