На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
23 июля 1955 г., № 173 (5325). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 С Л О В О о Я А Р Т И Ш Она, словно солнце, Отчизну согрела, На доблестный труд Вдохновила народ. В дерзаниях наших, Не зная предела, З а партией следом Идем мы вперед. Мы с ней породнились Судьбою навеки. Нам партия свет И свободу дала. Во имя великой Любви к человеку Она совершает Большие дела. Чтоб жили советские люди Все краше, Чтоб выше и выше Был Родины взлет, Могучая, славная Партия наша С природой в сраженье Ведет наш народ. Повсюду Высоким хлебам колоситься, Исчезнут бесследно Следы пустырей. И солнце С небесных высот заглядится В глубины Сибирских и волжских морей. В труде неустанна, В борьбе непреклонна, Свободы и правды Могучий оплот, Надежный защитник И друг миллионов, Нас партия Ленина К счастью ведет. * Ник. ФИЛИППОВ. 25 лет на подводных лодках К худощавому высокому офицеру под ходят сослуживцы, жмут ему руку, жела ют здоровья и успехов в службе. Среди них опытные и бывалые моряки, прошед шие суровую школу морских походов, и молодые офицеры, недавно окончившие училище. Все они сердечнЬ поздравляют капитана 3 ранга Ивана Васильевича Ши- манова. Он празднует славный юбилей — 25 лет службы на подводных лодках. Командир соединения в специальном приказе отметил безупречную службу тов. Шиманова. За честную и примерную службу он наградил юбиляра ценным по дарком. ...Осенью 1929 года молодой рабочий- москвич Иван Шиманов был призван во флот. А вскоре комсомолец Шиманов пе реступил порог электро-минной школы им. А. С. Попова. Он стал учиться на ради ста. Постепенно он все больше узнавал об устройстве радиоприемников и передатчи ков. о принципе их работы. Упорно тре нировался в приеме на слух и передаче на ключе. Каждый день учебы приносил новые успехи. В июне 1930 года Шиманов успешно окончил электро-минную школу, получил флотскую специальность радиста и был назначен на подводную лодку «Комму нар». Начался новый этап в жизни моло дого матроса. Осенью 1930 года Ивана Шиманова назначают командиром отделения и ста вят ©о главе боевого поста. И так же страстно он обучал подчиненных, как учился сам. Осенью 1933 года кончался срок служ бы Шиманова. Командир подводной лодки несколько раз беседовал с тов. Шимано-- вым. Он сказал ему, что флоту нужны опытные радисты, командование его це нит. уважает и видит в нем свою опору. Поэтому предлагает ему остаться на сверхсрочную службу. Шиманову и само му было трудно расстаться с флотом. Он так тесно сжился с кораблем, с дружной семьей подводников! Ободренный предло жением командира. Шиманов подает ра порт об оставлении его на сверхсрочную службу. Просьба командира отделения радистов была удовлетворена. Шиманову присвоили очередное воинское звание — «главный старшина» и назначили на новую лодку в должности старшины группы радистов. Новый старшина группы начал*с провер ки материальной части. Он нашел незна чительные непорядки, указал на них и строго потребовал в дальнейшем этого не допускать. Строгость старшины группы не оттолкнула от него подчиненных. На оборот, строгость и об’ективность, соче таемые с заботой, сблизили, как бы спая ли в одно целое весь коллектив. Великая Отечественная война застала мичмана Шиманова на Северном флоте. Лодка приняла полную норму боезапаса, пресной воды, продовольствия, топлива и вышла на позицию. Старшина группы радистов много раз принимал приказания об изменении места, сообщения о появле нии в таком-то районе противника. Неиз менно четкая работа радистов держала командира подводной лодки в курсе об становки на театре и давала ему возмож ность принимать правильные решения. Тов. Шиманов вспоминает, что на этой лодке он совершил шесть боевых походов, из них четыре с командиром дивизиона прославленным подводником Гаджиевым. Капитан 2 ранга Гаджиев видел в тоз. Шнманове сильного оператора и умелого воспитателя. Он много беседовал с мич маном о службе, о семье, о его наклон ностях. Убедившись в любви старшины группы к морю, подводным лодкам, капи- Капитан 3 ранга Иван Васильевич Шиманов. Фото И. Никишова. таи 2 ранга Гаджиев ходатайствовал о присвоении Шиманову офицерского зва ния. В конце 1942 года мичману Шиманову было присвоено воинское звание — млад ший лейтенант. Затем его поставили на должность дивизионного связиста. Моло дой офицер с жаром взялся за работу на новом поприще. Он собирал радисте©, бе седовал с ними, изучал новые документы, разбирал ошибки, допущенные каким-ли бо радистом на вахте. Выяснив ошибки, вскрыв их причины и последствия, Ши манов требовал не повторять их. Этим он предостерегал подчиненных от многих неприятностей. Через некоторое время Иван Васильевич Шиманов стал флагманским связистом подразделения. На этой должности он на ходится и теперь. Как и в прежние годы, опытный специалист связи заботится о том, чтобы радисты отлично выполняли свои обязанности. Иван Васильевич часто беседует с ра дистами, делится с ними своими знания ми, передает им свой богатый опыт. Его бегеды просты, но убедительны. Они подкрепляются фактами из жизни. Од нажды на занятии по специальности тов. Шнмансв наставлял старшин, чтобы они больше уделяли внимания обучению ма тросов. Без детального знания материаль ной части нельзя наладить правильного ухода за ней, невозможно добиться пра вильного использования ее. Только у хо рошего радиста боевая техника всегда служит безотказно и работает долго. За свою долголетнюю службу Иван Ва сильевич воспитал немало хороших ма стеров эфира, трудолюбивых воинов. Мно гие пз них служат на других флотах,^ в военно-морских училищах, иные демоби лизовались и работают на широковеща тельных станциях, в экспедициях, лабора ториях и других организациях. Специали сты, служащие в его части, являются хо рошими знатоками своего дела. К ним отно сятся — мичман Белецкий, старшина 2 статьи Гречишников, старшина 2 статьи Бочкарев. Все они любят и уважают своего учителя и искренне благодарны ему за науку. Тов. Шиманов требует от радистов ак куратности. чистоты и опрятности^ во всем. В этом он видит культуру работы радистов. Он связывает опрятность само го военнослужащего с опрятностью его рабочего места и с аккуратностью его работы вообще. Был случай, когда тов. Шиманов, об ходя корабли, обнаружил у старшины от деления радистов Пухова в радиорубке грязь, посторонние предметы. Осмотрел материальную часть, она была грязная. Оказалось, что тов. Пухов порядочное время не проверял материальную часть, потому и запустил ее. Он приказал стар шине навести порядок в радиорубке, вычистить аппаратуру и дал для этого срок. Проверив, как выполнено его прика зание. флагманский связист обстоятельно раз’яснил старшине, к чему приводит неопрятность. В течение продолжительно го времени тов. Шиманов уделял старши не Пухову больше внимания, чем другим, с пристрастием проверял его заведывание и каждый раз беседовал с ним. Пухов не только почувствовал, но и убедился в том, что он плохо выполнял свои обязанности. Старшина исправился, и больше никогда за ним не замечалось этого недостатка. Служа на Севере, тов. Шиманов уча ствовал в ряде трудных походов, выпол няя ответственные задания командования. В них он обеспечивал корабли уверенной и надежной связью. В 1954 году Министр Обороны Союза ССР в своем приказе наградил Ивана Ва сильевича Шиманова нагрудным знаком «Почетный радист СССР». Советское правительство высоко оцени ло безупречную службу тов. Шиманова. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени и двумя орденами Крас ной Звезды и несколькими медалями. В. АФАНАСЬЕВ. Мастерство трюмных У артиллеристов работа видная, боевая. Взял противника «в вилку» и бей его, по ка на дно не пойдет. Но не менее важна и специальность трюмных машинистов. В бою всякое может случиться. Чтобы всег да быть готовыми к любым неожиданно стям, трюмные машинисты много и на стойчиво тренируются, совершенствуют свои знания и опыт. Поступает вводная: — Пожар в умывальнике! Больше трюмным машинистам говорить не надо ничего — каждый знает, что де лать. Воины прибегают в умывальник, а там огонь, дым, как при настоящем пожа ре. — Вооружить шланги! — командует старшина. Старший матрос Зубов и матрос Леонов знают, где лежат шланги, знают, к какому рожку их нужно присоединить, с какой стороны нужно подойти к очагу пожара. Быстро открывается клапан на рожке, и во да врывается в шланг. Он наполняется, становится тяжелым, и вот уже из ствола ударила мощпая струя воды, заливая пла мя. Зубов и Леонов привычно действуют со шлангом. «Пожар» усиливается. — Вооружить еще один шланг! — дает вводную командир. Старший матрос Федорченко бросается на помощь товарищам. Проходят считанные минуты, и классный специалист Зубов докладывает: «Пожар ликвидирован». По лицу моряка течет пот, но он доволен тре нировкой. Именно в таких сложных усло виях приобретается настоящее мастерство. Командир поста похвалил Зубова, Леонова и Федоренко за четкость, быстроту и от важные действия при ликвидации «пожа ра». Не хуже работают трюмные машинисты и во время борьбы с водой. — В кладовой провизии вода! — Матросу Ткаченко вооружить пере носный водоотливной эжектор! — посту пает вводная. У Ткаченко все наготове. Эжектор в пол ном порядке, гайки на болтах отливного патрубка так расхожены, что крутни их пальцем один раз, так до самого конца по резьбе пойдут. Потом только частым клю чом подтяни для крепости, и отливной шланг присоединен. Ткачепко быстро выполнил вводную и доложил командиру. Он молодой матрос, но уже получил отличную закалку. Старший матрос С. НИКИТИН. Экономия — десятки тысяч рублей На одной из строек Северного флота ра ботает бригада младшего сержанта Бойко. Воины этой бригады ежедневно выполняют производственные нормы на 130— 140 процентов. Однажды бригаде поручили работу по устройству песчаной насыпи. Задание бы ло выполнено быстро, до конца смены осталось еще несколько часов. Прораб в это время находился на другом участке об’екта. Отсутствовал и младший сержант — он болел. Встал вопрос: что делать? Невдалеке виднелся склон выемки, оброс ший мелким кустарником. Рядовые Ко- стыльшок и Ореховский решили проявить инициативу, вскрыли верхний, загрязнен ный слой грунта, а под ним обнаружили чистый песок. Закипела работа, и вскоре был открыт новый карьер, с большим об'емом хороше го песка, пригодного для возведения насы пей и балластировки пути. В старом пес чаном карьере песок разрабатывался скре перами и к месту погрузки на платформу подвозился за 400 метров. Потом этот же песок перевозился мотовозом к месту ра боты на расстояние 3,5 км. Открытие но вого карьера позволяет вести разработку песка без скреперов и сократить перевозки на 3 км. Это дает экономию государству в несколько десятков тысяч рублей. М. НЕММЕ. Из рисунков, присланных на конкурс 'H i. •■' Тювогубский рейд. Рис. А. Шпунтова. БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ХОЖДЕНИЮ ПОД ПАРУСАМИ Для военного моряка умение хорошо ходить под парусами и на веслах, умение плавать — не про сто спорт. Это важнейший элемент морской выучки. Известно, какую огромную роль сыграли простые шлюпки и барказы на Чер ном море во время высад ки феодосийского десанта. Немалую роль во время войны сыграли они п на других театрах. На Ладо ге, например, с шестерок высаживали десантников в тыл фашистских войск, подвозили для частей Со ветской Армии боеприпа сы и продовольствие. Советские моряки лю бят шлюпку. Не удивитель но, что всегда на круп ных соревнованиях так много внимания уделяется хождению под парусами. Пскусство парусника сводится не только к уме нию хорошо владеть пару сом. но и к так называе мому чувству ветра. Это чувство не приходит сра зу, оно вырабатывается с годами. Для того, чтобы чувствовать ветер, нужно быть больше практиком, нежели теоретиком парус ного спорта. К сожалению, некоторые пз наших коман диров шлюпок больше ув лекаются теоретическими рассуждениями по поводу того или иного маневра, щеголяя различными тер минами. Но стоит такому человеку выйти на водный плес — и куда деваются всякие «фордевипды», «то пенанты» и прочие сло вечки, которые он с та ким изяществом произно сил на берегу. Как беспо мощно ведет он себя на шлюпке под парусами! Прошедшие гребно-па русные гонки, к сожале нию, не изобиловали при мерами высокого мастерст ва. Неумение управлять парусами показали такие командиры шлюпок, как Бирюзов, Ячмснев, Кобо- лев, которым пришлось сойти с дистанции. Хорошую подготовку по казал командир шлюпки офицер Зибарев. Чем характерен стиль хождения под парусами Зибарева? Прежде всего, у него хорошо развито чув ство ветра. Пдя на дистан ции, Зибарев всегда ста рается держать по ?озмож- ности крутой бейдевинд. Эго довольно трудно, тем более, что шлюпка не име ет большого 'киля или говерта. Идя в крутой бей девинд, нужно быть очень осторожным, так как, по мимо большого дрейфа, на до чувствовать и улавли вать малейшие изменения в порывах ветра. Стоит только чуть-чуть зазе ваться, как шлюпка может выйти из ветра и поте рять ход. В некоторых гонках бы вали случаи, когда шлюп ка попадала в полосу без ветрия. В такие моменты командиры шлюпок Усмы- гов. Разумов и другие спо койно сидели в ожидании порыва ветра или проводи ли ненужные эволюции парусом, меняя галсы. П именно в такие моменты, когда, казалось, положение у всех одинаковое, шлюпка Зибарева уверенно продви галась вперед. Дело в том, что абсолют ного штиля почти не бы вает. Движение воздуха, тем более выше уровня шлюпки, все же продол жается. П, если человек не ощущает его, то большая площадь паруса чувствует этот ветер. Но вот подул легкий бриз, и шлюпки снова двинулись вперед. Опять заметно — Зибарев уходит все дальше потому, что ветер распределяется по водному плесу неравно мерно'. Опытный моряк сра зу замечает по ряби нале тевший порыв и старается держаться этой полосы. Далее: проходя вблизи большого корабля, нужно учитывать, что ветер здесь меняет свое направ ление. Ударяясь в борт корабля, ветер образует своеобразные завихрения. Тут необходимы искусство и чутье, чтобы разобрать, где идет кромка этого за вихрения и что лучше: обойти этот корабль или, наоборот, прижавшись к нему, использовать обрат ный поток воздуха. В та ких случаях обыкновенно меняют галс. Со стороны глядя, получается очень интересная картина: шлюпки идут параллель ными курсами и почтп ря дом, но одна идет правым галсом, а другая левым, в то ьремя как третья шлюпка, попав в центр завихрения, беспомощно полощет парусами, оста ваясь на месте. В парусных гонках также не надо теряться при сильном ветре и вол не. В один из штормовых дней многие участники гонок нарушали правила и только шлюпка Козырева четко выполнила их. Эти нарушения — следствие неумелой ориентировки в сложной обстановке. В одной из гонок без рулей в свежую погоду был такой случай. Одна из шестерок закапчивала ди станцию и уже шла к фи нишу. Ветер стал гнать ее на вешку. Несмотря на все усилия офицера, командо вавшего шестеркой, отвер нуть не удалось. Шестерка навалилась на вешку. Это произошло из-за плохого знания дела, не^иення использовать ветер для уклонения от опасности. То же произошло и со второй шестеркой, которая за два метра до финиша врезалась в причал. Приведенные факты по казывают, что даже про стая шлюпка требует опытного управления, что и она подчиняется воле только знающего и грамот ного в морском отношении командира. Г. ГРИГОРЬЕВ. Н А К О Н К У Р С Командир взвода — Товарищ майор, младший лейтенант Максимов прибыл в ваше распоряжение для прохождения дальнейшей службы. Майор внимательно посмотрел на еще совсем юного подтянутого офицера — бу дущего командира взвода и. протянув ему руку, коротко сказал: «Здравствуйте, то варищ Максимов...». Так началась для Максимова служ ба офицера-артиллериста. Еще будучи курсантом, он- часто мечтал о том, как явится в подразделение, где, разумеется, ждут его и нуждаются в его помощи, как все будут рады ему и как он сразу выве дет свой взвод в число передовых. Одна ко то, с чем столкнулся Максимов на первых шагах пребывания на батарее, бы ло далеко не таким, как рисовало ему воображение. Прошел день, другой, неделя, месяц, а на батарее все оставалось попрежнему. И ничего ровным счетом не прибавилось от того, что в подразделении появился новый командир взвода. Матросы, подчиненные Максимова, как-то недоверчиво, холодно отнеслись к своему новому командиру. В их глазах можно было прочесть только на стороженность и любопытство. — Правильно ли я начал службу? — спрашивал он себя. — Как найти путь к матросскому сердцу, как завоевать дове рив и авторитет у подчиненных... и, на конец, могу ли я справиться с обязанно стями командира взвода? Только теперь Максимов по-настоящему понял, что для офицера нужны не только знания материальной части и методики проведения занятий, но и основ воинско го воспитания, педагогики и даже психо логии. Утром Максимов зашел к комбату. Майор был опытный офидер-воспитатсль. Матросы любили его за чуткость и внима тельность. Суровую командирскую требо вательность он умело сочетал с отеческой заботой о подчиненных. Выслушав страстную, взволнованную речь Максимова, командир батареи спро сил его: — — Скажите, това- О Ч Е Р К <ршц младший^лейге- ____ нант, почему матрос Лазарев просит о пе реводе его с батареи на корабль? Комбат подал Максимову рапорт воина. — Я... не знаю. Он мне ничего не го ворил. — А вы должны знать, — твердо произнес комбат. — Вы должны знать своих подчиненных, всю их, так сказать, «родословную». Этому обязывает вас устав. Беседовали вы с матросом Попо вым? А с матросом Кирсановым? Максимов молчал. Что он мог ответить? Что названные матросы в прошлое вос кресенье самовольно ушли в увольнение и что он, Максимов, сгоряча «всыпал» им «на полную катушку»? Думал — так лучше будет, построже-то. А что он еще мог сказать?.. Знал он их деловые, поли тические качества? Нет. — Это еще*не все, — продолжал май ор. — Помните, что Суворов говорил: «Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример...». А вы, за последнее время не следите за собой. Максимов посмотрел на свои нечищен ные сапога, на оторванную «с мясом» пуговицу и густо покраснел. — Может быть, обстановка виновата? — спросил командир. — А знаете, в ка ких условиях, в какой обстановке боролся мужественный патриот нашей Родины ге нерал-лейтенант Карбышев, не терявший присутствия духа даже перед лицом смерти? Кстати, вы читали книгу Голубо ва «Когда крепости не сдаются»? Нет, не читал Максимов этой книги, ни этой, ни многих других. Когда был в училище, увлекался художественной ли тературой, читал и первоисточники классиков марксизма-ленинизма, а сейчас как-то все времени нет, все занят. Макси мов в душе был уж не рад этой беседе,, а комбат продолжал: — Вчера я был на занятиях у сержан та Хвостова. Как, по-вашему, он проводит их? — По-моему^, неплохо, — неуверенно ответил Максимов. Он вспомнил, что уже давно не присутствовал на занятиях у этого расторопного командира расчета, считая его достаточно подготовленным. «А были ли у него достаточные основания, чтобы сделать такой вывод, — думал молодой офицер, — ведь он так мало ра ботал с ними...». Когда Максимов ушел, командир бата реи посмотрел ему вслед и глубоко заду мался. Поймет ли его офицер? Сумеет ли сделать правильные для себя выводы из беседы? Сказать ему, мол, делай то-то и то-то, было, конечно, нетрудно. Хоте лось, чтобы Максимов сам прочувствовал свои недостатки и сам нашел пути к их устранению. Расчет командира оправдался. Как-то после ужина, зайдя на камбуз, комбат услышал в классе огневого взвода оживленный спор. В общем разговоре вы делялись голоса Максимова и матроса Ла зарева. Комбат прислушался. — Вы говорите ПВО, а что ПВО? — говорил Лазарев. — Сидим мы на сопке и ждем у моря погоды. То ли дело на ко рабле — вот там настоящая служба, мо ре. шторм и походы и учения, как на войне... — Слов нет. — возражал Максимов, — тяжела служба моряка. А кто стерелжт их, кто охраняет корабли, да и не только корабли, а всю базу от воздушного напа дения? У каждого свои задачи. И у нас, зенитчиков, они не менее почетны и от ветственны. Нага флот — флот открытого моря. Оп имеет важное значение в си стеме обороны Советского государства. В случае войны враг будет стремиться вывести его из строя, а это возможно сделать лишь при условии активного применения авиации. На это именно и рассчитывают наши враги, ассигнуя ог ромные средства на развитие и совершен ствование военно-воздушного флота. Роль противовоздушной обороны огромна. Зенит чик всегда воюет. Зенитчик сегодня на фронте... Комбату не удалось дослушать до конца этот спор: его вызвали к телефону. Но на следующий день матрос Лазарев взял свой рапорт обратно. Однако Максимов не ограничился этой беседой. Воспитать у подчиненных любовь к своему оружию, твердую уверенность в нем и в его преимуществах над оружием врага — такую задачу поставил перед собой молодой офицер. Прошло несколько дней, и в том же классе Максимов провел другую беседу: «История развития отечест венной^артиллерии». Комбат, присутство вавший при этом, с удовлетворением отме тил ту непринужденность в рассказе офи цера, которая свидетельствует о незауряд ных знаниях. Видно, что, готовясь к бесе де, Максимов много изучил и специальной, и художественной литературы. — Когда вы успели столько прочесть? — иронически спросил майор, узнав, ка кими источниками пользовался Максимов при подготовке к выступлению, — ведь у вас времени «так мало», — и улыбнулся. — Планирую, товарищ майор, — отве тил офицер, не уловив иронии. — Что планируете? — Время. И Максимов показал командиру батареи маленький карманный блокнот, в котором он па каждый день составлял личный план. Однажды Максимов заметил, что матрос Павлов вернулся пз увольнения «навесе ле». Его давно интересовал этот грамот ный, трудолюбивый, но невыдержанный матрос. Офицер решил назначить его на водчиком. Товарищи не советовали. — Ничего не выйдет из этого экспери мента. — утверждали они. Но Максимов сделал по-своему. «Доверие и чувство от ветственности, — думал он, — заставят Павлова изменить свое отношение к служ бе». Офицер пе ошибся. Теперь, когда младший сержант Павлов командует ору дием, никто и не подумает, что это тот самый Павлов, который когда-то был не в ладах с уставом. Он так же, как и другие командиры орудий, умело, со знанием дела проводит занятия и тренировки. Младший лейтенант Максимов много внимания уделяет теоретической и мето дической подготовке командиров расчетов. — Вы должны быть мастерами своего дела, — часто говорит он сержантам, — а для этого необходимо настойчиво повы шать свои знания. Помните слова Алек сандра Васильевича Суворова, который го ворил: «Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример...». Так шли дни. недели, месяцы... Клас сные занятия чередовались с тренировка ми на боевых постах, тренировки — с за нятиями в классе. Отрабатывая на практических занятиях слаженность взвода в стрельбе по воздуш ной цели по данным станции и прибора, Максимов настойчиво стремился к тому, чтобы добиться единого залпа. Однако ему долго не удавалось это. До команды «Огонь!» все шло гладко, но стоило на жать ревун, и... «горох» слышался со всех сторон. — В чем дело, — думал офицер, — как устрапить это? Он стал присматриваться к действиям заряжающих. И вскоре все стало ясно. Оказывается, одни из заряжающих на жимали пусковую рукоятку в начале ре вуна, другие — в конце, а третьи — когда придется. Максимов собрал вторые номера и, посоветовавшись с ними, дал установку: делать пуск по началу ревуна. Теперь по команде «Огонь!» дружно щелкали механизмы затвора на всех пуш ках. Максимов рос. Росло его мастерство, по литическая зрелость. Рос авторитет офи цера. Когда в подразделении проходили выборы комсомольского бюро, все матросы в один голос предложили в состав бюро кандидатуру комсомольца Максимова. Там же, на собрании, Максимов дал се бе слово не пожалеть ни сил, ни знаний для того, чтобы оправдать доверие комсо мольцев и добиться высоких показателей на практических стрельбах по реальной цели. » И этот день пришел. Максимов на всю жизнь запомнил этот по-летнему теплый осенний день. В безоблачном небе изредка промелькнет одинокая чайка, и вновь пу ста и просторна его лазурная даль. На замшелой, поросшей кустарником сопке замерли 'в ожидании цели артиллеристы- зенитчики. Максимов еще раз вниматель ным, изучающим взглядом посмотрел на своих подчиненных. Оправдают ли они его надежды? И хотя многим из них. как и ему, сегодня впервые предсто ит выполнять боевую задачу, командир твердо решил: «Не подведут!». Кто-кто, а уж он-то знает своих подчиненных. ...Оставляя молочно-белый след в голу бом небе, бомбардировщик стремительно летел на об’ект. — К орудиям! — Включить моторы! — Включить приводы!.. Стальные тела орудий вздрогнули и, словно но команде, повернулись в одном направлении. Голос Максимова слегка дрожит от волнения, горло пересохло, сердце стучит так, что его, кажется, слы шат матросы. Четко работают механизмы. Быстры и уверенны движения наводчиков, замерли, положив руки на пусковые рукоятки при бора, заряжающие. Ревун... Одпн за другим прогремели дружные орудийные залпы. Заухало, загудело вок руг тысячеголосое эхо. Высоко в небе, словно по невидимо вычерченной прямой, параллельно по курсу самолета, одновре менно вспыхнули комочки разрывов. Старший посредник, присутствовавший на стрельбе, высоко оценил ее результа ты и. в особенности, действия артиллери стов младшего лейтенанта Максимова. С тех пор прошло почтп два года. За это время Максимов не раз выполнял практические задачи, участвовал в уче ниях, в призовой стрельбе, но никогда не забудет он той. памятной стрельбы, когда он впервые скомандовал: — Огонь! Заглянем еще на одну страничку био графии этого молодого офицера. В один из погожих дней весной 1955 года военный катер бросил якорь невдалеке от берега, круто уходящего вверх, туда, где пз ору дийных двориков грозно нацелились в не бо темнозеленые стволы зениток. С ка тера сошла группа офицеров, и среди них — пожилой генерал. Полчаса спустя в просторном, празд нично убранном зале, столовой батареи, был собран весь личный состав. В пе реднем ряду — отличники боевой и поли тической подготовки. За столом, накры тым кумачовой скатертью, командир ча сти, представители штаба. Слово предоставляется генералу. — Товарищи артиллеристы, — говорит он, — разрешите поздравить вас с успе хами, достигнутыми-в боевой и политиче ской подготовке. Раздаются дружные аплодисменты. — Командующий поручил мне вручить вам награды за отличное выполнение при зовой стрельбы. Один за другим к столу подходят вои ны. Глаза их сияют счастьем, лица ра достны, возбуждены. — Младший лейтенант Максимов! Офицер четким строевым шагом подхо дит к генералу. — Вы награждены именными часами. Генерал тепло поздравляет Максимова. В наступившей тишине громко звучат идущие от самого сердца слова: — Служу Советскому Союзу! Старший лейтенант А. ХАРИТОНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz