На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

23 июля 1955 г., № 173 (5325). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 С Л О В О о Я А Р Т И Ш Она, словно солнце, Отчизну согрела, На доблестный труд Вдохновила народ. В дерзаниях наших, Не зная предела, З а партией следом Идем мы вперед. Мы с ней породнились Судьбою навеки. Нам партия свет И свободу дала. Во имя великой Любви к человеку Она совершает Большие дела. Чтоб жили советские люди Все краше, Чтоб выше и выше Был Родины взлет, Могучая, славная Партия наша С природой в сраженье Ведет наш народ. Повсюду Высоким хлебам колоситься, Исчезнут бесследно Следы пустырей. И солнце С небесных высот заглядится В глубины Сибирских и волжских морей. В труде неустанна, В борьбе непреклонна, Свободы и правды Могучий оплот, Надежный защитник И друг миллионов, Нас партия Ленина К счастью ведет. * Ник. ФИЛИППОВ. 25 лет на подводных лодках К худощавому высокому офицеру под­ ходят сослуживцы, жмут ему руку, жела­ ют здоровья и успехов в службе. Среди них опытные и бывалые моряки, прошед­ шие суровую школу морских походов, и молодые офицеры, недавно окончившие училище. Все они сердечнЬ поздравляют капитана 3 ранга Ивана Васильевича Ши- манова. Он празднует славный юбилей — 25 лет службы на подводных лодках. Командир соединения в специальном приказе отметил безупречную службу тов. Шиманова. За честную и примерную службу он наградил юбиляра ценным по­ дарком. ...Осенью 1929 года молодой рабочий- москвич Иван Шиманов был призван во флот. А вскоре комсомолец Шиманов пе­ реступил порог электро-минной школы им. А. С. Попова. Он стал учиться на ради­ ста. Постепенно он все больше узнавал об устройстве радиоприемников и передатчи­ ков. о принципе их работы. Упорно тре­ нировался в приеме на слух и передаче на ключе. Каждый день учебы приносил новые успехи. В июне 1930 года Шиманов успешно окончил электро-минную школу, получил флотскую специальность радиста и был назначен на подводную лодку «Комму­ нар». Начался новый этап в жизни моло­ дого матроса. Осенью 1930 года Ивана Шиманова назначают командиром отделения и ста­ вят ©о главе боевого поста. И так же страстно он обучал подчиненных, как учился сам. Осенью 1933 года кончался срок служ­ бы Шиманова. Командир подводной лодки несколько раз беседовал с тов. Шимано-- вым. Он сказал ему, что флоту нужны опытные радисты, командование его це­ нит. уважает и видит в нем свою опору. Поэтому предлагает ему остаться на сверхсрочную службу. Шиманову и само­ му было трудно расстаться с флотом. Он так тесно сжился с кораблем, с дружной семьей подводников! Ободренный предло­ жением командира. Шиманов подает ра­ порт об оставлении его на сверхсрочную службу. Просьба командира отделения радистов была удовлетворена. Шиманову присвоили очередное воинское звание — «главный старшина» и назначили на новую лодку в должности старшины группы радистов. Новый старшина группы начал*с провер­ ки материальной части. Он нашел незна­ чительные непорядки, указал на них и строго потребовал в дальнейшем этого не допускать. Строгость старшины группы не оттолкнула от него подчиненных. На­ оборот, строгость и об’ективность, соче­ таемые с заботой, сблизили, как бы спая­ ли в одно целое весь коллектив. Великая Отечественная война застала мичмана Шиманова на Северном флоте. Лодка приняла полную норму боезапаса, пресной воды, продовольствия, топлива и вышла на позицию. Старшина группы радистов много раз принимал приказания об изменении места, сообщения о появле­ нии в таком-то районе противника. Неиз­ менно четкая работа радистов держала командира подводной лодки в курсе об­ становки на театре и давала ему возмож­ ность принимать правильные решения. Тов. Шиманов вспоминает, что на этой лодке он совершил шесть боевых походов, из них четыре с командиром дивизиона прославленным подводником Гаджиевым. Капитан 2 ранга Гаджиев видел в тоз. Шнманове сильного оператора и умелого воспитателя. Он много беседовал с мич­ маном о службе, о семье, о его наклон­ ностях. Убедившись в любви старшины группы к морю, подводным лодкам, капи- Капитан 3 ранга Иван Васильевич Шиманов. Фото И. Никишова. таи 2 ранга Гаджиев ходатайствовал о присвоении Шиманову офицерского зва­ ния. В конце 1942 года мичману Шиманову было присвоено воинское звание — млад­ ший лейтенант. Затем его поставили на должность дивизионного связиста. Моло­ дой офицер с жаром взялся за работу на новом поприще. Он собирал радисте©, бе­ седовал с ними, изучал новые документы, разбирал ошибки, допущенные каким-ли­ бо радистом на вахте. Выяснив ошибки, вскрыв их причины и последствия, Ши­ манов требовал не повторять их. Этим он предостерегал подчиненных от многих неприятностей. Через некоторое время Иван Васильевич Шиманов стал флагманским связистом подразделения. На этой должности он на­ ходится и теперь. Как и в прежние годы, опытный специалист связи заботится о том, чтобы радисты отлично выполняли свои обязанности. Иван Васильевич часто беседует с ра­ дистами, делится с ними своими знания­ ми, передает им свой богатый опыт. Его бегеды просты, но убедительны. Они подкрепляются фактами из жизни. Од­ нажды на занятии по специальности тов. Шнмансв наставлял старшин, чтобы они больше уделяли внимания обучению ма­ тросов. Без детального знания материаль­ ной части нельзя наладить правильного ухода за ней, невозможно добиться пра­ вильного использования ее. Только у хо­ рошего радиста боевая техника всегда служит безотказно и работает долго. За свою долголетнюю службу Иван Ва­ сильевич воспитал немало хороших ма­ стеров эфира, трудолюбивых воинов. Мно­ гие пз них служат на других флотах,^ в военно-морских училищах, иные демоби­ лизовались и работают на широковеща­ тельных станциях, в экспедициях, лабора­ ториях и других организациях. Специали­ сты, служащие в его части, являются хо­ рошими знатоками своего дела. К ним отно­ сятся — мичман Белецкий, старшина 2 статьи Гречишников, старшина 2 статьи Бочкарев. Все они любят и уважают своего учителя и искренне благодарны ему за науку. Тов. Шиманов требует от радистов ак­ куратности. чистоты и опрятности^ во всем. В этом он видит культуру работы радистов. Он связывает опрятность само­ го военнослужащего с опрятностью его рабочего места и с аккуратностью его работы вообще. Был случай, когда тов. Шиманов, об­ ходя корабли, обнаружил у старшины от­ деления радистов Пухова в радиорубке грязь, посторонние предметы. Осмотрел материальную часть, она была грязная. Оказалось, что тов. Пухов порядочное время не проверял материальную часть, потому и запустил ее. Он приказал стар­ шине навести порядок в радиорубке, вычистить аппаратуру и дал для этого срок. Проверив, как выполнено его прика­ зание. флагманский связист обстоятельно раз’яснил старшине, к чему приводит неопрятность. В течение продолжительно­ го времени тов. Шиманов уделял старши­ не Пухову больше внимания, чем другим, с пристрастием проверял его заведывание и каждый раз беседовал с ним. Пухов не только почувствовал, но и убедился в том, что он плохо выполнял свои обязанности. Старшина исправился, и больше никогда за ним не замечалось этого недостатка. Служа на Севере, тов. Шиманов уча­ ствовал в ряде трудных походов, выпол­ няя ответственные задания командования. В них он обеспечивал корабли уверенной и надежной связью. В 1954 году Министр Обороны Союза ССР в своем приказе наградил Ивана Ва­ сильевича Шиманова нагрудным знаком «Почетный радист СССР». Советское правительство высоко оцени­ ло безупречную службу тов. Шиманова. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени и двумя орденами Крас­ ной Звезды и несколькими медалями. В. АФАНАСЬЕВ. Мастерство трюмных У артиллеристов работа видная, боевая. Взял противника «в вилку» и бей его, по­ ка на дно не пойдет. Но не менее важна и специальность трюмных машинистов. В бою всякое может случиться. Чтобы всег­ да быть готовыми к любым неожиданно­ стям, трюмные машинисты много и на­ стойчиво тренируются, совершенствуют свои знания и опыт. Поступает вводная: — Пожар в умывальнике! Больше трюмным машинистам говорить не надо ничего — каждый знает, что де­ лать. Воины прибегают в умывальник, а там огонь, дым, как при настоящем пожа­ ре. — Вооружить шланги! — командует старшина. Старший матрос Зубов и матрос Леонов знают, где лежат шланги, знают, к какому рожку их нужно присоединить, с какой стороны нужно подойти к очагу пожара. Быстро открывается клапан на рожке, и во­ да врывается в шланг. Он наполняется, становится тяжелым, и вот уже из ствола ударила мощпая струя воды, заливая пла­ мя. Зубов и Леонов привычно действуют со шлангом. «Пожар» усиливается. — Вооружить еще один шланг! — дает вводную командир. Старший матрос Федорченко бросается на помощь товарищам. Проходят считанные минуты, и классный специалист Зубов докладывает: «Пожар ликвидирован». По лицу моряка течет пот, но он доволен тре­ нировкой. Именно в таких сложных усло­ виях приобретается настоящее мастерство. Командир поста похвалил Зубова, Леонова и Федоренко за четкость, быстроту и от­ важные действия при ликвидации «пожа­ ра». Не хуже работают трюмные машинисты и во время борьбы с водой. — В кладовой провизии вода! — Матросу Ткаченко вооружить пере­ носный водоотливной эжектор! — посту­ пает вводная. У Ткаченко все наготове. Эжектор в пол­ ном порядке, гайки на болтах отливного патрубка так расхожены, что крутни их пальцем один раз, так до самого конца по резьбе пойдут. Потом только частым клю­ чом подтяни для крепости, и отливной шланг присоединен. Ткачепко быстро выполнил вводную и доложил командиру. Он молодой матрос, но уже получил отличную закалку. Старший матрос С. НИКИТИН. Экономия — десятки тысяч рублей На одной из строек Северного флота ра­ ботает бригада младшего сержанта Бойко. Воины этой бригады ежедневно выполняют производственные нормы на 130— 140 процентов. Однажды бригаде поручили работу по устройству песчаной насыпи. Задание бы­ ло выполнено быстро, до конца смены осталось еще несколько часов. Прораб в это время находился на другом участке об’екта. Отсутствовал и младший сержант — он болел. Встал вопрос: что делать? Невдалеке виднелся склон выемки, оброс­ ший мелким кустарником. Рядовые Ко- стыльшок и Ореховский решили проявить инициативу, вскрыли верхний, загрязнен­ ный слой грунта, а под ним обнаружили чистый песок. Закипела работа, и вскоре был открыт новый карьер, с большим об'емом хороше­ го песка, пригодного для возведения насы­ пей и балластировки пути. В старом пес­ чаном карьере песок разрабатывался скре­ перами и к месту погрузки на платформу подвозился за 400 метров. Потом этот же песок перевозился мотовозом к месту ра­ боты на расстояние 3,5 км. Открытие но­ вого карьера позволяет вести разработку песка без скреперов и сократить перевозки на 3 км. Это дает экономию государству в несколько десятков тысяч рублей. М. НЕММЕ. Из рисунков, присланных на конкурс 'H i. •■' Тювогубский рейд. Рис. А. Шпунтова. БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ХОЖДЕНИЮ ПОД ПАРУСАМИ Для военного моряка умение хорошо ходить под парусами и на веслах, умение плавать — не про­ сто спорт. Это важнейший элемент морской выучки. Известно, какую огромную роль сыграли простые шлюпки и барказы на Чер­ ном море во время высад­ ки феодосийского десанта. Немалую роль во время войны сыграли они п на других театрах. На Ладо­ ге, например, с шестерок высаживали десантников в тыл фашистских войск, подвозили для частей Со­ ветской Армии боеприпа­ сы и продовольствие. Советские моряки лю­ бят шлюпку. Не удивитель­ но, что всегда на круп­ ных соревнованиях так много внимания уделяется хождению под парусами. Пскусство парусника сводится не только к уме­ нию хорошо владеть пару­ сом. но и к так называе­ мому чувству ветра. Это чувство не приходит сра­ зу, оно вырабатывается с годами. Для того, чтобы чувствовать ветер, нужно быть больше практиком, нежели теоретиком парус­ ного спорта. К сожалению, некоторые пз наших коман­ диров шлюпок больше ув­ лекаются теоретическими рассуждениями по поводу того или иного маневра, щеголяя различными тер­ минами. Но стоит такому человеку выйти на водный плес — и куда деваются всякие «фордевипды», «то­ пенанты» и прочие сло­ вечки, которые он с та­ ким изяществом произно­ сил на берегу. Как беспо­ мощно ведет он себя на шлюпке под парусами! Прошедшие гребно-па­ русные гонки, к сожале­ нию, не изобиловали при­ мерами высокого мастерст­ ва. Неумение управлять парусами показали такие командиры шлюпок, как Бирюзов, Ячмснев, Кобо- лев, которым пришлось сойти с дистанции. Хорошую подготовку по­ казал командир шлюпки офицер Зибарев. Чем характерен стиль хождения под парусами Зибарева? Прежде всего, у него хорошо развито чув­ ство ветра. Пдя на дистан­ ции, Зибарев всегда ста­ рается держать по ?озмож- ности крутой бейдевинд. Эго довольно трудно, тем более, что шлюпка не име­ ет большого 'киля или говерта. Идя в крутой бей­ девинд, нужно быть очень осторожным, так как, по­ мимо большого дрейфа, на­ до чувствовать и улавли­ вать малейшие изменения в порывах ветра. Стоит только чуть-чуть зазе­ ваться, как шлюпка может выйти из ветра и поте­ рять ход. В некоторых гонках бы­ вали случаи, когда шлюп­ ка попадала в полосу без­ ветрия. В такие моменты командиры шлюпок Усмы- гов. Разумов и другие спо­ койно сидели в ожидании порыва ветра или проводи­ ли ненужные эволюции парусом, меняя галсы. П именно в такие моменты, когда, казалось, положение у всех одинаковое, шлюпка Зибарева уверенно продви­ галась вперед. Дело в том, что абсолют­ ного штиля почти не бы­ вает. Движение воздуха, тем более выше уровня шлюпки, все же продол­ жается. П, если человек не ощущает его, то большая площадь паруса чувствует этот ветер. Но вот подул легкий бриз, и шлюпки снова двинулись вперед. Опять заметно — Зибарев уходит все дальше потому, что ветер распределяется по водному плесу неравно­ мерно'. Опытный моряк сра­ зу замечает по ряби нале­ тевший порыв и старается держаться этой полосы. Далее: проходя вблизи большого корабля, нужно учитывать, что ветер здесь меняет свое направ­ ление. Ударяясь в борт корабля, ветер образует своеобразные завихрения. Тут необходимы искусство и чутье, чтобы разобрать, где идет кромка этого за­ вихрения и что лучше: обойти этот корабль или, наоборот, прижавшись к нему, использовать обрат­ ный поток воздуха. В та­ ких случаях обыкновенно меняют галс. Со стороны глядя, получается очень интересная картина: шлюпки идут параллель­ ными курсами и почтп ря­ дом, но одна идет правым галсом, а другая левым, в то ьремя как третья шлюпка, попав в центр завихрения, беспомощно полощет парусами, оста­ ваясь на месте. В парусных гонках также не надо теряться при сильном ветре и вол­ не. В один из штормовых дней многие участники гонок нарушали правила и только шлюпка Козырева четко выполнила их. Эти нарушения — следствие неумелой ориентировки в сложной обстановке. В одной из гонок без рулей в свежую погоду был такой случай. Одна из шестерок закапчивала ди­ станцию и уже шла к фи­ нишу. Ветер стал гнать ее на вешку. Несмотря на все усилия офицера, командо­ вавшего шестеркой, отвер­ нуть не удалось. Шестерка навалилась на вешку. Это произошло из-за плохого знания дела, не^иення использовать ветер для уклонения от опасности. То же произошло и со второй шестеркой, которая за два метра до финиша врезалась в причал. Приведенные факты по­ казывают, что даже про­ стая шлюпка требует опытного управления, что и она подчиняется воле только знающего и грамот­ ного в морском отношении командира. Г. ГРИГОРЬЕВ. Н А К О Н К У Р С Командир взвода — Товарищ майор, младший лейтенант Максимов прибыл в ваше распоряжение для прохождения дальнейшей службы. Майор внимательно посмотрел на еще совсем юного подтянутого офицера — бу­ дущего командира взвода и. протянув ему руку, коротко сказал: «Здравствуйте, то­ варищ Максимов...». Так началась для Максимова служ­ ба офицера-артиллериста. Еще будучи курсантом, он- часто мечтал о том, как явится в подразделение, где, разумеется, ждут его и нуждаются в его помощи, как все будут рады ему и как он сразу выве­ дет свой взвод в число передовых. Одна­ ко то, с чем столкнулся Максимов на первых шагах пребывания на батарее, бы­ ло далеко не таким, как рисовало ему воображение. Прошел день, другой, неделя, месяц, а на батарее все оставалось попрежнему. И ничего ровным счетом не прибавилось от того, что в подразделении появился новый командир взвода. Матросы, подчиненные Максимова, как-то недоверчиво, холодно отнеслись к своему новому командиру. В их глазах можно было прочесть только на­ стороженность и любопытство. — Правильно ли я начал службу? — спрашивал он себя. — Как найти путь к матросскому сердцу, как завоевать дове­ рив и авторитет у подчиненных... и, на­ конец, могу ли я справиться с обязанно­ стями командира взвода? Только теперь Максимов по-настоящему понял, что для офицера нужны не только знания материальной части и методики проведения занятий, но и основ воинско­ го воспитания, педагогики и даже психо­ логии. Утром Максимов зашел к комбату. Майор был опытный офидер-воспитатсль. Матросы любили его за чуткость и внима­ тельность. Суровую командирскую требо­ вательность он умело сочетал с отеческой заботой о подчиненных. Выслушав страстную, взволнованную речь Максимова, командир батареи спро­ сил его: — — Скажите, това- О Ч Е Р К <ршц младший^лейге- ____ нант, почему матрос Лазарев просит о пе­ реводе его с батареи на корабль? Комбат подал Максимову рапорт воина. — Я... не знаю. Он мне ничего не го­ ворил. — А вы должны знать, — твердо произнес комбат. — Вы должны знать своих подчиненных, всю их, так сказать, «родословную». Этому обязывает вас устав. Беседовали вы с матросом Попо­ вым? А с матросом Кирсановым? Максимов молчал. Что он мог ответить? Что названные матросы в прошлое вос­ кресенье самовольно ушли в увольнение и что он, Максимов, сгоряча «всыпал» им «на полную катушку»? Думал — так лучше будет, построже-то. А что он еще мог сказать?.. Знал он их деловые, поли­ тические качества? Нет. — Это еще*не все, — продолжал май­ ор. — Помните, что Суворов говорил: «Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример...». А вы, за последнее время не следите за собой. Максимов посмотрел на свои нечищен­ ные сапога, на оторванную «с мясом» пуговицу и густо покраснел. — Может быть, обстановка виновата? — спросил командир. — А знаете, в ка­ ких условиях, в какой обстановке боролся мужественный патриот нашей Родины ге­ нерал-лейтенант Карбышев, не терявший присутствия духа даже перед лицом смерти? Кстати, вы читали книгу Голубо­ ва «Когда крепости не сдаются»? Нет, не читал Максимов этой книги, ни этой, ни многих других. Когда был в училище, увлекался художественной ли­ тературой, читал и первоисточники классиков марксизма-ленинизма, а сейчас как-то все времени нет, все занят. Макси­ мов в душе был уж не рад этой беседе,, а комбат продолжал: — Вчера я был на занятиях у сержан­ та Хвостова. Как, по-вашему, он проводит их? — По-моему^, неплохо, — неуверенно ответил Максимов. Он вспомнил, что уже давно не присутствовал на занятиях у этого расторопного командира расчета, считая его достаточно подготовленным. «А были ли у него достаточные основания, чтобы сделать такой вывод, — думал молодой офицер, — ведь он так мало ра­ ботал с ними...». Когда Максимов ушел, командир бата­ реи посмотрел ему вслед и глубоко заду­ мался. Поймет ли его офицер? Сумеет ли сделать правильные для себя выводы из беседы? Сказать ему, мол, делай то-то и то-то, было, конечно, нетрудно. Хоте­ лось, чтобы Максимов сам прочувствовал свои недостатки и сам нашел пути к их устранению. Расчет командира оправдался. Как-то после ужина, зайдя на камбуз, комбат услышал в классе огневого взвода оживленный спор. В общем разговоре вы­ делялись голоса Максимова и матроса Ла­ зарева. Комбат прислушался. — Вы говорите ПВО, а что ПВО? — говорил Лазарев. — Сидим мы на сопке и ждем у моря погоды. То ли дело на ко­ рабле — вот там настоящая служба, мо­ ре. шторм и походы и учения, как на войне... — Слов нет. — возражал Максимов, — тяжела служба моряка. А кто стерелжт их, кто охраняет корабли, да и не только корабли, а всю базу от воздушного напа­ дения? У каждого свои задачи. И у нас, зенитчиков, они не менее почетны и от­ ветственны. Нага флот — флот открытого моря. Оп имеет важное значение в си­ стеме обороны Советского государства. В случае войны враг будет стремиться вывести его из строя, а это возможно сделать лишь при условии активного применения авиации. На это именно и рассчитывают наши враги, ассигнуя ог­ ромные средства на развитие и совершен­ ствование военно-воздушного флота. Роль противовоздушной обороны огромна. Зенит­ чик всегда воюет. Зенитчик сегодня на фронте... Комбату не удалось дослушать до конца этот спор: его вызвали к телефону. Но на следующий день матрос Лазарев взял свой рапорт обратно. Однако Максимов не ограничился этой беседой. Воспитать у подчиненных любовь к своему оружию, твердую уверенность в нем и в его преимуществах над оружием врага — такую задачу поставил перед собой молодой офицер. Прошло несколько дней, и в том же классе Максимов провел другую беседу: «История развития отечест­ венной^артиллерии». Комбат, присутство­ вавший при этом, с удовлетворением отме­ тил ту непринужденность в рассказе офи­ цера, которая свидетельствует о незауряд­ ных знаниях. Видно, что, готовясь к бесе­ де, Максимов много изучил и специальной, и художественной литературы. — Когда вы успели столько прочесть? — иронически спросил майор, узнав, ка­ кими источниками пользовался Максимов при подготовке к выступлению, — ведь у вас времени «так мало», — и улыбнулся. — Планирую, товарищ майор, — отве­ тил офицер, не уловив иронии. — Что планируете? — Время. И Максимов показал командиру батареи маленький карманный блокнот, в котором он па каждый день составлял личный план. Однажды Максимов заметил, что матрос Павлов вернулся пз увольнения «навесе­ ле». Его давно интересовал этот грамот­ ный, трудолюбивый, но невыдержанный матрос. Офицер решил назначить его на­ водчиком. Товарищи не советовали. — Ничего не выйдет из этого экспери­ мента. — утверждали они. Но Максимов сделал по-своему. «Доверие и чувство от­ ветственности, — думал он, — заставят Павлова изменить свое отношение к служ­ бе». Офицер пе ошибся. Теперь, когда младший сержант Павлов командует ору­ дием, никто и не подумает, что это тот самый Павлов, который когда-то был не в ладах с уставом. Он так же, как и другие командиры орудий, умело, со знанием дела проводит занятия и тренировки. Младший лейтенант Максимов много внимания уделяет теоретической и мето­ дической подготовке командиров расчетов. — Вы должны быть мастерами своего дела, — часто говорит он сержантам, — а для этого необходимо настойчиво повы­ шать свои знания. Помните слова Алек­ сандра Васильевича Суворова, который го­ ворил: «Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример...». Так шли дни. недели, месяцы... Клас­ сные занятия чередовались с тренировка­ ми на боевых постах, тренировки — с за­ нятиями в классе. Отрабатывая на практических занятиях слаженность взвода в стрельбе по воздуш­ ной цели по данным станции и прибора, Максимов настойчиво стремился к тому, чтобы добиться единого залпа. Однако ему долго не удавалось это. До команды «Огонь!» все шло гладко, но стоило на­ жать ревун, и... «горох» слышался со всех сторон. — В чем дело, — думал офицер, — как устрапить это? Он стал присматриваться к действиям заряжающих. И вскоре все стало ясно. Оказывается, одни из заряжающих на­ жимали пусковую рукоятку в начале ре­ вуна, другие — в конце, а третьи — когда придется. Максимов собрал вторые номера и, посоветовавшись с ними, дал установку: делать пуск по началу ревуна. Теперь по команде «Огонь!» дружно щелкали механизмы затвора на всех пуш­ ках. Максимов рос. Росло его мастерство, по­ литическая зрелость. Рос авторитет офи­ цера. Когда в подразделении проходили выборы комсомольского бюро, все матросы в один голос предложили в состав бюро кандидатуру комсомольца Максимова. Там же, на собрании, Максимов дал се­ бе слово не пожалеть ни сил, ни знаний для того, чтобы оправдать доверие комсо­ мольцев и добиться высоких показателей на практических стрельбах по реальной цели. » И этот день пришел. Максимов на всю жизнь запомнил этот по-летнему теплый осенний день. В безоблачном небе изредка промелькнет одинокая чайка, и вновь пу­ ста и просторна его лазурная даль. На замшелой, поросшей кустарником сопке замерли 'в ожидании цели артиллеристы- зенитчики. Максимов еще раз вниматель­ ным, изучающим взглядом посмотрел на своих подчиненных. Оправдают ли они его надежды? И хотя многим из них. как и ему, сегодня впервые предсто­ ит выполнять боевую задачу, командир твердо решил: «Не подведут!». Кто-кто, а уж он-то знает своих подчиненных. ...Оставляя молочно-белый след в голу­ бом небе, бомбардировщик стремительно летел на об’ект. — К орудиям! — Включить моторы! — Включить приводы!.. Стальные тела орудий вздрогнули и, словно но команде, повернулись в одном направлении. Голос Максимова слегка дрожит от волнения, горло пересохло, сердце стучит так, что его, кажется, слы­ шат матросы. Четко работают механизмы. Быстры и уверенны движения наводчиков, замерли, положив руки на пусковые рукоятки при­ бора, заряжающие. Ревун... Одпн за другим прогремели дружные орудийные залпы. Заухало, загудело вок­ руг тысячеголосое эхо. Высоко в небе, словно по невидимо вычерченной прямой, параллельно по курсу самолета, одновре­ менно вспыхнули комочки разрывов. Старший посредник, присутствовавший на стрельбе, высоко оценил ее результа­ ты и. в особенности, действия артиллери­ стов младшего лейтенанта Максимова. С тех пор прошло почтп два года. За это время Максимов не раз выполнял практические задачи, участвовал в уче­ ниях, в призовой стрельбе, но никогда не забудет он той. памятной стрельбы, когда он впервые скомандовал: — Огонь! Заглянем еще на одну страничку био­ графии этого молодого офицера. В один из погожих дней весной 1955 года военный катер бросил якорь невдалеке от берега, круто уходящего вверх, туда, где пз ору­ дийных двориков грозно нацелились в не­ бо темнозеленые стволы зениток. С ка­ тера сошла группа офицеров, и среди них — пожилой генерал. Полчаса спустя в просторном, празд­ нично убранном зале, столовой батареи, был собран весь личный состав. В пе­ реднем ряду — отличники боевой и поли­ тической подготовки. За столом, накры­ тым кумачовой скатертью, командир ча­ сти, представители штаба. Слово предоставляется генералу. — Товарищи артиллеристы, — говорит он, — разрешите поздравить вас с успе­ хами, достигнутыми-в боевой и политиче­ ской подготовке. Раздаются дружные аплодисменты. — Командующий поручил мне вручить вам награды за отличное выполнение при­ зовой стрельбы. Один за другим к столу подходят вои­ ны. Глаза их сияют счастьем, лица ра­ достны, возбуждены. — Младший лейтенант Максимов! Офицер четким строевым шагом подхо­ дит к генералу. — Вы награждены именными часами. Генерал тепло поздравляет Максимова. В наступившей тишине громко звучат идущие от самого сердца слова: — Служу Советскому Союзу! Старший лейтенант А. ХАРИТОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz