На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

22 июля 1955 г.. № 172 (5324). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Навстречу Д ню Военно-Морского Флота СССР в Подводники повышают боевую готовность Рождение успеха После короткой стоянки подводная лод­ ка снялась с якоря и взяла курс в откры­ тое море. По отсекам звучит сигнал бое­ вой тревоги. Матросы и старшины быстро занимают свои места. Как только торпе­ дисты прибыли к своим заведываниям. по­ ступила вводная, а вскоре и вторая, третья... — Травит перепускной клапан! Старшина 1 статьи Андрианов и ма­ трос Воронин, молниеносно решив, как на­ до поступать, без суеты приступают к де­ лу. Они умело изменяют обычный порядок своих действий по приготовлению торпед­ ных аппаратов к выстрелу и в считанные секунды приводят механизмы в порядок. Так же четко и расторопно подчинен­ ные Андрианова справились с другими вводными. Тренировка моряков боевого по­ ста по приготовлению торпедных аппара­ тов к выстрелу в условиях повреждений материальной части прошла в высоком темпе. Насыщенная самыми разнообраз­ ными задачами, она потребовала от воинов твердых знаний, смекалки, находчивости, большого напряжения сил и, конечно, да­ ла им хорошую практику. Отделение старшины Андрианова яв­ ляется отличным. Как же родился этот ус­ пех? В первую очередь надо сказать, что в основе высоких показателей в учебе Андрианова и его подчиненных лежит глубокое сознание воинского долга в деле повышения боевой готовности родного флота. В большом и в малом деле они про­ являют старательность, инициативу, но­ ваторство, стремятся быть активными участниками борьбы за неустанное совер­ шенствование боевой готовности корабля. А кто поступает таким образом, тот всег­ да добивается цели, приносит своей Ро­ дине много, пользы и завоевывает себе славу и почет. Как известно, главным в подготовке ко­ рабельных специалистов является твердое знание матросами п старшинами своего оружия и техники, натренированность в работе на боевых постах, доведенная до автоматизма. Поэтому мы стараемся ос­ новное внимание в обучепип личного со­ става уделять практическим тренировкам. Это позволяет морякам приобретать уме­ ние действовать точно, быстро, четко в самых разнообразных условиях. Когда, наятрнмер, молодые матросы Во­ ронин и Кашапов прибыли на корабль, они не имели ни должных знаний по специ­ альности, ни опыта, ни практических на­ выков и тем более — морской закалки. Очень важно было в их обучении строго соблюсти последовательность, переход от простого к сложному, обя­ зательно учитывая все то, что достигнуто ими. На это было указано старшине Ан­ дрианову. Он, опираясь на помощь старшины команды мичмана Кутепова и офице­ ров, горячо взялся за дело. Андрианов — хороший зна­ ток своего дела. Он является специалистом второго класса, награжден двумя нагрудными знаками, обладает методиче­ ским мастерством. Все заня­ тия и тренировки старшина проводит непосредственно на боевом посту. После того, как матросы отделения изучили устройство корабля, усвоили теоретические вопросы по главным узлам торпедного оружия, Андриане® сделал ос­ новной упор на практиче­ ское освоение ими специальнос-fti. Он показывал, как надо использовать тот пли иной . механизм, как произвести регулировку приборов и систем. Ему помогали командиры. На разборах занятий ему давали советы, указывали правиль­ ные решения и пути для достижения учеб­ ной цели. Однажды во время проверки вы­ яснилось, что матросы-торпедисты не уме­ ли правильно производить подкачку воз­ духа в торпеды. Это, конечно, было упу­ щением старшины. Но он в тот же день об’яснил и показал подчиненным, как на­ до выполнять этот прием. Шаг за шагом молодые матросы пости­ гали торпедное дело. Отрадно было, что они сами проявляли любознательность, интерес к своему оружию. Это ускорило их становление как специалистов. Постепен­ но воины привыкли к сосредоточенности при работе на посту, с каждым днем чув­ ствовали себя увереннее. Но самое основ­ ное они получили в море, где предостав­ ляются наиболее благоприятные условия для повышения выучки личного состава. В плавании сама обстановка приближена к боевой действительности. Первые же тренировочные торпедные атаки показали матросам, что па них лежит большая ответственность за вы­ полнение учебно-боевых задач, что допу­ щенный ими малейший промах сведет на нет огромные усилия всего экипажа. От­ четливо уяснив себе это, они учились тщательно готовить материальную часть и оружие к стрельбам. Однако не хватало нм еще внимательности, хладнокровия. Как-то перед выходом в море старшина Андрианов поинтересовался, как матрос Воронин приготовил свое заведывание к походу. Оказалось, что курковой зацеп на­ ходится в верхнем положении. Воронин при осмотре п проворачивании механизмов за­ был его опустить. Старшина об’яснил подчиненному, что из-за этой оплошности лодка могла не выполнить торпедных стрельб. Такие и нм подобные случаи Андрианов всегда использует для приви­ тия матросам чувстза ответственности за высокую боевую готовность поста. В походах молодые торпедисты не толь­ ко учились мастерству, но и вырабатыва­ ли в себе выносливость, стойкость, при­ вычку к морю. Хорошо помню, как Каша­ пов, ныне старший матрос, укачивался. Будучи не в силах подавить в себе мор­ скую болезнь, он ложился на койку. При­ ходилось его ободрять, отвлекать от мыс­ лей о качке. Командир отделения в штор- НА СНИМКЕ: командир отделения торпедистов спе­ циалист второго класса старшина 1 статьи А. Андрианов у своего заведывання по команде «Товсь». Фото И. Никншова. мовых походах в часы оодрствования по­ ручал ему различные работы на боевом посту. Чувство ответственности за выпол­ нение приказаний старшины, желание стать хорошим моряком взяли свое. Те­ перь Кашапов спокойно идет в поход, ве­ рит в свои силы, в любых условиях пла­ вания умело обслуживает свое заведыва­ ние. Постоянная готовность боевого поста к немедленному действию обеспечивается не только отличной выучкой матросов и старшин, но и содержанием в образцовом порядке оружия и техники. Материаль­ ная часть требует к себе хозяйского от­ ношения, повседневного ухода. И Андри­ анов настойчиво воспитывает у подчинен­ ных любовь к технике, добивается от них добросовестного выполнения своих обязан­ ностей но поддержанию поста в боевой готовности, в отличном состоянии. Каждое утро он проверяет приборы и механизмы. От его зоркого глаза не ускольза­ ет малейший беспорядок. Когда нужно, он требует от матроса, строго взыскивает с него. Если же кто-либо допустил оп­ лошность по незнанию, старшина учит, показывает, как надо чистить механизмы, накладывать тонкий слой смазки или про­ тирать детали, расположенные в трудно доступных местах. Время осмотров и проверки оружия и технических средств торпедисты исполь­ зуют полностью для устранения замечен­ ных недостатков. Чистить, смазывать, проверять механизмы для них стало жиз­ ненной потребностью. А перед каждым по­ ходом они самым внимательным образом проверяют свои заведывания в дейст­ вии. Только лично и твердо убедившись в полной готовности своего поста к бою, командир отделения докладывает об этом командиру подразделения. Старшина Андрианов пресекает всякое проявление формализма при осмотре и про­ ворачивании механизмов. Это и понятно. Ведь недобросовестность лишь одного ма­ троса может снизить боеспособность поста и всего корабля. Отсюда видно, какое ог­ ромное значение имеет твердый уставной порядок и четкая организация службы в жизни и деятельности корабельного эки­ пажа. Именно высокая дисциплинирован­ ность является важнейшим условием всех достижений отделения Андрианова. Тор-, иедисты своп обязанности выполняют на совесть, так, как требуют Присяга, уставы и другие документы, регламентирующие повседневную боевую службу моряков. Вот, на мой взгляд, чем можно об’яснить рождение ус­ пеха наших торпедистов, их постоянную боевую готовпость. Но ошибочно было бы думать, что они уже всего достигли и нм нечему больше учиться. Наоборот, теперь им нужно еще с большим упорством рас­ ширять и углублять свои зна­ ния. совершенствовать боевое мастерство. II они это созна­ ют. Молодые матросы готовят­ ся стать специалистами второ­ го, а сам Андрианов — пер­ вого класса. И, судя по их усердию, можно с уверен­ ностью сказать, что они до­ бьются этой цели. Сейчас у нас уже много от­ личных боевых постов. Мы боремся за то, чтобы их бы­ ло еще больше. Это поднимет боеготовность подводной лодки па новую, более высокую сту- С помощью старших товарищей Мне часто вспоминается тот день, когда я впервые пришел служить на подвод­ ную лодку. Помню, не спустился, а сполз в центральный отсек. Пришел на боевой пост. Там меня поразило множество различных приборов, механизмов, клапанов. — Неужели я должен все это изучить и знать? — спросил я у старшины 1 статьи Андрианова. — II не только это, — ответил спокойно командир отделения. — Весь корабль будете знать. Но для этого вам надо упорно трудиться. А все мы охотно поможем вам, молодым матросам, стать хорошими специалистами и моряками. На меня повлиял спокойный, ободряющий тон старшины. То же самое говорил нам опытный моряк и специалист старшина нашей команды и активист партийной орга­ низации мичман Кутепов. Мы, молодые матросы, почувствовали, что попали (в друж­ ный коллектив, спаянный общими целями и стремлениями и что при поддержке и заботе экипажа действительно сможем стать его полноправными членами. Помогали нам все на корабле. И это явилось очень важным условием наших ус­ пехов. Мне, старшему матросу Кашапову и другим новичкам удалось в сравни­ тельно короткий срок изучить лодку, приобрести необходимый минимум знаний и практических навыке© но специальности. Теоретические вопросы мы постигали в тесной связи с практикой. Такие занятия оказались для нас очень плодотворными. К тому же пе могли не тронуть меня та забота, то большое внимание, которые проя­ вляли к нам командиры. Они пе жалели для нас ни своих сил, ни досуга. По наиболее важным теоретическим вопросам, касающимся главных узлов боевого поста, с нами занимался командир подразделения. Но главную тяжесть в обучении нас, конечно, вынес старшина Андрианов. II вот настал долгожданный день: мы назначены на штат, допущены к самостоя­ тельному несению вахт. Трудно передать словами чувства, охватившие меня тогда. Скажу одно — радости моей не было границ. Шутка ли — осуществляется завет­ ная мечта. Но я знал, что мной сделан лишь первый твердый шаг. Многого еще не знал, не умел. II в поведении моем не все было гладко. Заведывание большое и слож­ ное, а моя задача — содерлгать его в чистоте, исправности, научиться обслуживать его так, как наши лучшие торпедисты. Командир отделения и старшины группы со­ ветовали, показывали и строго требовали. Хотели, чтобы мы полюбили свое дело, свое оружие. Бывало, и споткнешься, не доглядишь, а то и просто растеряешься. Команди­ ры в таких случаях убедительно рассказывали, к чему ведет оплошность торпедиста, что нам ошибаться нельзя. Хорошей школой для меня служат морские походы. Мне довелось участвовать во всех торпедных стрельбах лодки. Если на первых порах надеялся только на старши­ ну, теперь же чувствую себя уверенней. Как-то во время сдачи учебно-боевой зада­ чи на нашем боевом посту произошла заминка. Это явилось для меня неожиданностью, и я не знал, что делать. Спасибо старшина команды спас положение. Если бы не он, задачу не выполнили бы. Мичман потребовал от нас впредь быть внимательными, развивать в себе сообразительность и находчивость, уметь быстро устранять любую задержку. Часто с нами беседует командир подразделения. Много пользы нам дают и сборы торпедистов, практикуемые в масштабе подразделения^ лодок. Там передовые специа­ листы делятся своим опытом. Там мы обсуждаем наиболее рациональные приемы об­ служивания оружия и техники, ухода за материальной частью. Например, нашло всеобщее признание новшество торпедистов нашей лодки. Оно заключается в следу­ ющем. Раньше мы торпеды смазывали маслом, которое не давало желаемых резуль­ татов. — латунные части ржавели. Тогда мы решили использовать совсем другую вмазку. Она оказалась эффективной и ныне применяется на многих кораблях. Поль­ зуются ею не только торпедисты, но и трюмные. В этом году торпедные стрельбы мы выполнили с высокими опенками. Вверен­ ные нам механизмы и приборы действовали безотказно, постоянно находятся в бое­ вой готовности. Все наше подразделение приказом командира об’явлено отличным. Все это, конечно, потребовало от нас много труда. Приятно сознавать, что даром он не пропал. За все то, что я достиг. — большая благодарность нашим командирам, старшим товарищам. Теперь с их помощью готовлюсь к сдаче экзаменов на классность. На лодке есть матросы, пришедшие на службу позже нас. Считаю своим долгом помочь ии всем, чем только могу. Так уж ведется на флоте. Это хорошая традиция совет­ ских военных моряков. Матрос В. ВОРОНИН. яка Т а к д е р Ж а г п Ь ! пень. Лейтенант М. ПИХТИЛЕВ. У нас был период, ког­ да не предоставлялось воз­ можности проводить заня­ тия. Признаться, я осла­ бил тогда требовательность к подчиненным. Поэтому кое-кто из них успокоился на достигнутом. Когда же мичман Кутепов проверил знания воинов, оказалось, что некоторые многое забы­ ли. Кашапов. например, не знал, как производить под­ зарядку торпед и проверку блокировочных коробок. А другой матрос допускал ошибки при осмотре аппа­ ратов, невнимательно про­ верял приборы и механиз­ мы, что могло сорвать вы­ полнение учебных задач. Кроме того, он не мог быс­ тро снимать угловую вели­ чину. По поводу случившегося старшина команды пред’я- вил мне серьезные претен­ зии. Они были, конечно, справедливы. Матросы тог­ да еще не успели приобрес­ ти твердые практические навыки и поэтому очень нуждались в контроле за ходом их самостоятельной учебы и помощи. Теперь молодые матросы совсем другие. Пм до­ верены ответственные обя­ занности. Матрос Воронин занимает должность стар­ шего торпедиста. Заведы­ вание он содержит в чисто­ те и постоянной боевой го­ товности. Все торпедисты у нас повседневно внимательно проверяют материальную часть. За всю кампанию не было ни одного случая вы­ хода из строя механизмов. Наша задача заключается в том, чтобы, не довольст­ вуясь достигнутым, изо дня в день упорно идти к высотам подлинного боево­ го мастерства. — Сдвиги есть. Так дер­ жать! — говорят моряки. Старшина I статьи А. АНДРИАНОВ. Экзамен на зрелость Подводная лодка уже несколько дней находится в море. Матросы и старшины под руководством офицеров настойчиво совершенствуют свое боевое мастерство. Этот поход, как и прежние, до предела насыщен практическими занятиями. Сегодня у экипажа особенно напряжен­ ный день. Ему предстоит выполнить оче­ редные торпедные стрельбы. С другими ог­ невыми задачами, предшествовавшими этой, лодка справилась успешно. Сегод­ няшние торпедные стрельбы явятся серь­ езным испытанием для торпедистов, гидро­ акустиков — всего экипажа. Поэтому мо­ ряки. хотя и чувствуют себя уверенно, все же волнуются. Они знают, что их дей­ ствия будет контролировать старший на­ чальник. Он находится на подводном ко­ рабле. который лодке приказано атаковать. Достигнув заданного квадрата, подлод­ ка погрузилась на перископную глубину и начала поиск. Цель еще не обнаружена, но все на корабле находятся в напряже­ нии. Деловито работают на своем боевом посту торпедисты. Командир отделения старшина 1 статьи Андрианов и матрос Воронин еще и еще раз осматривают тор­ педные аппараты, проверяют приборы и положение клапанов. Старшина, наблю­ дая за ловкими действиями подчиненного, испытывает чувст во радости и удовлетво­ рения. Воронин служит сравнительно недавно. Первые его шаги на лодке были робкими и неуверенными. Андрианову, старшине команды мичману Кутепову и командиру подразделения лейтенанту Пих- тилеву пришлось приложить много уси­ лий, чтобы обучить молодого матроса Во­ ронина торпедному делу, воспитать в нем выносливость, привычку к морю. А те­ перь о торпедистах этого корабля идет добрая слава. Их подразделение об’явлено отличным и награждено грамотой, кото­ рая в рамке прикреплена на боевом посту Андрианова и привлекает к себе внимание каждого, кто заходит сюда. Заметав, что Воронин взволнован, стар- ^ шина, стараясь успокоить его, как бы между прочим сказал: — Море на этот раз спокоипо. Не ча­ сто вот так оно балует нас. — Да, погода улучшилась, — ответил матрос. — Хорошо должны провести стрельбу. Как вы думаете, товарищ стар­ шина? — Нельзя нам плохо стрелять, — и Андрианов кивком головы указал на гра­ моту. — Тем более сегодня. Старшина завел этот разговор не пото­ му, что кто-либо на корабле боится штор­ ма. Нет. Ему просто хотелось успокаиваю­ ще повлиять на матроса. Ведь через не­ сколько минут, а может быть и секунд им обоим предстоит исполнить работу, тре­ бующую хладнокровия, четкости и точно­ сти. И старшина понял, что это ему уда­ лось. Воронину, посмотревшему на грамоту, вспомнился тот исключительно трудный поход, после которого прямо на причале командир вручил торпедистам награду. Тогда лодка ночью попала в шторм, ка­ кой редко бывает даже у нас на Севере. Со страшной силой обрушилась на корабль непогода. Чтобы ослабить ее удары, коман­ дир мог увести лодку на глубину. Но он не сделал этого. Не сделал потому, что не в привычке подводшгков-североморцев из­ бегать трудностей в учебе. Офицер хотел, чтобы это плавание явилось для экипажа настоящей школой мужества, стойкости, морской закалки и боевого мастерства. Моряки смело вступили в жестокую схватку со стихией. Лодку резко бросало из стороны в сторону. Но она. продолжая выполнять задание, упорно продвигалась вперед. Буря усиливалась. Вот мощным ударом сорвало правую дверь надстройки. Море все резче кидало лодку. Однако это не смогло сломить советских моряков. Они выдержали трудное испытание и с честью справились с заданием. На этой лодке в море тогда выходил старший^ начальник. Он был свидетелем железной стойкости и отличных действий моряков. Когда корабль подошел к пирсу родной базы и ошвартовался, перед строем экипажа был зачитан приказ, в котором старший начальник об'явил благодарность старшему помощнику командира лодки, штурману и вахтенному офицеру лейте­ нанту Иихтилеву, внеочередным кратко­ срочным отпуском поощрил старшину 1 статьи Крылова и старшего матроса Резннченко, а электрику Филиппову при­ своил очередное воинское звание «стар­ шина 2 статьи». Затем j5bi.T оглашен приказ командира подводной лодки. В нем говорилось, что подразделение лейтенанта Пихтилева, команда гидроакустиков старшины 1 ста­ тьи Пузикова и команда трюмных стар­ шины 1 статьи Бушина об’являются от­ личными и награждаются грамотами. Ма­ трос Стрпгуль получил очередное воинское звание. Специалисты первого класса мич­ маны Новиков п Хикалов удостоились гра­ мот, а многие матросы — благодарностей. Так высоко оценило тогда командование достижения моряков корабля. И вот сей­ час матрос Воронин, как и другие его боевые товарищи, понимал, что в этот очень ответственный час не имеет права допустить оплошности и тем самым сор­ вать успех всего экипажа, запятнать честь лодки. Поэтому он, готовый выпол­ нить любую команду, то и дело окидывал взглядом свое заведыванпе, чтобы твердо убедиться в его полной боевой готовности. ...Сыграна боевая тревога. На пост старшины Андрианова поступила команда «Торпедные аппараты приготовить к вы­ стрелу!». Торпедная атака началась. Корабль ложится на курс сближения с целью. Командир в перископ берет один за другим замеры дистанции и пеленга, которые поступают к торпедному электри­ ку старшине 2 статьи Бартко. Лодка ухо­ дит на глубину. Бартко сообщает коман­ диру уточненные данные о курсе сближе­ ния, курса и скорости цели, залповые величины. Гидроакустик старшина 1 ста­ тьи Пузиков пристально прослушивает водные толщи и в нужных случаях докла­ дывает в центральный пост о характере шумов. Оба они действуют согласованно. Горячая пора наступила и для торпеди­ стов. Проверив положение приборов и клапанов, старшина Андрианов и матрос Воронин заполняют торпедные аппараты водой, набирают в баллоны воздух высо­ кого давления. Движения торпедистов четкие, привыч­ ные, быстрые. С исключительной точно­ стью и внимательностью проделывают они каждый прием. Пм хорошо известно, к че­ му в такие минуты может привести бес­ печность и растерянность. До сих пор они помнят, как в одном из походов при выполнении учебной задачи не закрылся впускной клапан торпедного аппарата, и воды поступило больше необходимого. Только благодаря находчивости мичмана Кутепова, быстро закрывшего вручную крышку аппарата, удалось избежать серь­ езных последствий... Наконец, все. что требовалось, сде­ лано. О готовности торпедных аппаратов к выстрелу Андрианов докладывает лей­ тенанту Пихтилеву, а тот — в централь­ ный пост. Все необходимые данные выработаны и выверены. Лодка ложится на боевой курс. Командир отдал приказание «Аппараты — товсь!». Старшина Андрианов и матрос Воронин вынимают стопорные чеки на стрельбовом щитке и открывают расход­ ные клапана воздушных баллончиков. Нервы моряков напряжены. Но вот и «Пли!». Андрианов последовательно от­ тягивает на себя пистолеты стрельбового щита. Лодка вздрогнула. Торпеды вышли. Вздох облегчения* вырвался у моряков. Корабль берет курс к месту стояпкн. У командира в успехе залпа сомнений нет. Но точный результат ему еще неиз­ вестен. Поэтому подводникам кажется, что очень уж медленно идут они на стоян­ ку, где смогут узнать, как прошла тор­ педная атака. Поздно ночью командир лодки был выз­ ван к старшему начальнику. Адмирал вы­ разил удовлетворение атакой и сообщил, что две торпеды прошли под целью. Итак, трудные торпедные стрельбы сданы. II сданы с отличной оценкой. Эки­ паж выдержал серьезный экзамен на бое­ вую зрелость. Каждому матросу, старшине и офицеру было приятно сознавать, что их нелегкий труд, затраченный в базе и в море, дал отрадные результаты. Этот успех добыт всем экипажем. Не­ сомненно, однако, что большая заслуга в этом и торпедистов. Они снова показали свою высокую выучку. Аппараты в мо­ мент атаки сработали без малейшей за­ держки. Торпеду дошли до цели. Это и есть подлинное боевое мастерство. В этом и заключается постоянная готовность под­ водников к сокрушительному удару по любому агрессору, который посмеет по­ сягнуть на честь, свободу и независи­ мость нашей Родины. Боевой пост классного специалиста старшины 1 статьи Андрианова всегда на­ ходится на товсь. Новое убедительное подтверждение этому — только что закон­ чившиеся стрельбы. О старшине и его подчиненных на корабле отзываются как о больших знатоках своего дела. Они от­ личаются натренированностью в работе на боевом посту, обладают высокими мо­ рально-боевыми качествами. Торпедисты любят свое дело и грозное оружие, со­ держат боевые механизмы в образцовом порядке. Таков результат постоянных тренировок, последовательной и равно­ мерной отработки своих действий, навы­ ков использования заведываний в слож­ ных походных условиях. Все это говорит о той большой и повседневной работе, о росте боевой выучки подчиненных, кото­ рую проявляют опытные воспитатели командир подразделения лейтенант Пих- тилев и старшина команды торпедистов специалист первого класса мичман Ку­ тепов. В эти дни личный состав подводной лодки готовится к новому большому по­ ходу. С большим старанием торпедисты ухаживают за приборами и механизмами своего поста. Поддерживая грозное торпед­ ное оружие в постоянной боевой готовно­ сти, с полным напряжением сил совер­ шенствуя воинское мастерство, они тем самым демонстрируют свою непоколебимую верность священному долгу перед социа­ листической Отчизной. Старший лейтенант М. ХАМЕТОВ. щ & ш ш т \ ' >г' Siт'Л'л с т т Ш ш Ш Ш х ш н ш м Отлично знает свою специальность, грамотно эксплуатирует боевую технику комсомолец матрос Владимир Воронин. НА СНИМКЕ: матрос В. Воронин на боевом посту. Фото И. Никншова. = Следуя — требованиям уставов Наряду с отличным боевым мастерст­ вом, одной из важнейших основ высо­ кой боеспособности и боеготовности со­ ветских воинов является твердая дис­ циплина. В этом л и ш н и й раз можно убедиться на примере как отделения Андрианова, так и «всего экипажа под­ водной лодки. Вот уже продолжительное время на корабле нет дисциплинарных проступков. Подлинным поборником твердого уставного порядка среди лич­ ного состава выступает старший помощ­ ник командира лодки. Это хороший зна­ ток своего дела, грамотный моряк, под­ тянутый офицер. требовательный, но и заботливый к подчиненным. Он добился, чтобы каждый матрос имел в своей книжке и вкладыш с выпиской своих обязанностей по Корабельному уставу. Под его непосредственным вли­ янием многие воины, в том числе стар­ шина 2 статьи Шарапов и старший ма­ трос Богородский, ликвидировали име­ ющиеся недостатки. Присмотревшись к работе старшин, офицер заметил, что Андрианов и не­ которые другие командиры отделений слабо пользуются своими дисциплинар­ ными правами — зачастую в нужных случаях не поощряют достойных и не наказывают провинившихся. В то время на лодку прибыло молодое пополнение. Казалось, старшины должны были бы с особой серьезностью отнестись к пору­ ченному делу. Ведь это был период ста­ новления матросов. Старший помощник поговорит с Анд­ риановым, указал на его недостатки. В отделении торпедистов тогда было не только хорошее, но и плохое. Один ма­ трос, напрпмер, на первых порах показал себя несколько заносчивым^ и даже высокомерным, хотя оснований у него на это не было. Требовалось резко осадить его, повлиять на него не толь­ ко внушениями, но и дисциплинарной властью. Андрианов признал свой недо­ статок и впоследствии улучшил дисци­ плинарную практику. То же самое сде­ лали другие старшины. Этому в значи­ тельной мере способствовали совещания командиров отделений и старшин команд, которые стали проводиться на лодке по вопросам обучения и воспита­ ния матросов. Командир строго потребовал от вои­ нов исправить свое поведение. Мало того, на комсомольском собрании он вы­ ступил с критикой недостатков подчи­ ненных. Все это сильно повлияло на молодых матросов. II учеба у них пошла лучше. В настоящее время они хорошие специалисты, дисциплинированные вои­ ны. Старшина Андрианов основной упор в воспитательной работе с матросами делает на раз’яснение почетного воин­ ского долга, положений Присяги и уста­ вов, задач, стоящих перед отделением и кораблем в целом. По этим вопросам он беседует с подчиненными регулярно. Причем, он всегда подчеркивает, что дисциплинированность и • организован­ ность воину нужны во всем — в боль­ шом и в малом, в расположении части и в увольнении, в море и на стоянке. Примечательно и то, что если, скажем, матрос проявил невнимательность при приготовлении торпедных аппаратов к выстрелу (такие случаи в отделении бывают очень редко), то он не только сделает ему замечание, но и обстоятель­ но раз’яснит, какие последствия могут произойти в результате такой беспеч­ ности. Когда же Андрианов несет дежурную службу, то он строго требует от матро­ сов и старшин неукоснительного соб­ людения распорядка дня и уставных положений. Он является надежной опо­ рой командования в поддержании на ко­ рабле строгого порядка, дисциплины и организованности. Следуя требованиям уставов и Воен­ ной присяги, торпедисты успешно со­ вершенствуют свою боевую выучку, со­ держат оружие и технику в постоянной готовности к действию. Они могут в любое время выполнить любой приказ командования. Старшина 1 статьи П. КЛЕЙМЕНОВ. 'I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz