На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
л 29 июля ТОТ5 г., Я5 170 (3322). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я К О М С О М О Л Ь С К А Я ж и з н ь За живую организаторскую работу с молодежью В одной из комсомольских организаций сравнительно регулярно проводятся собра ния. В кубриках оформлена неплохая наг лядная агитация. Изредка организуются беседы. Если судить только по этим дан ным, может создаться впечатление, что комсомольская организация работает в основном неплохо. На самом же деле это далеко не так. Здесь бюро допускает много недостатков, которые снижают влияние организации на жизнь подразделения, ме шают ей по-настоящему оказывать по мощь командиру в боевой и политической подготовке личного состава, в воспитании матросов и старшин. Комсомольская организация слабо бо рется за примерность членов ВЛКСМ в освоении сложной техники, в грамотном ее использовании, в повышении боевой го товности подразделения. Среди комсомоль цев далеко не все отличники боевой и по литической подготовки, классные специа листы. Отдельные члены ВЛКСМ допу скают нарушения воинской дисципли ны. Участие многих комсомольцев в ра боте организации ограничивается лишь посещением собраний и уплатой членских взносов. В чем же причина этих серьезных недо статков? Прежде всего в том, что многие мероприятия здесь проводятся формально, на низком уровне, плохо готовятся. В мае на комсомольском собрании об суждался вопрос «О задачах комсомоль ской организации по выращиванию клас сных специалистов». С докладом на нем выступил коммунист Крылов. Докладчик не сумел дать анализа состояния специ альной подготовки в подразделении, мало говорил о людях, их успехах и недостат ках, о тех мероприятиях, которые надо провести бюро, а все свел лишь к перес казу условий сдачи на классность. Та кой доклад не смог удовлетворить комсо мольцев, вызвать у них живой интерес. И совершенно правильно сказал в сво ем выступлении член ВЛКСМ Завалишип: «В докладе все сказано, а главного-то и нет. Как будет идти подготовка к сдаче па классность, кто ее будет организовывать, что намечается предпринять по передаче опыта классных специалистов?». Активность на собрании была низкой. Председателю по нескольку раз пришлось обращаться к комсомольцам, чтобы они выступили. Да и дисциплина здесь сла бая, во время собрания отдельные комсо мольцы читали книги, а тов. Левощепко занимался неуместными разговорами. Все это говорит о том, что подготовка к собранию проводилась плохо. Она свелась лишь к вывешиванию об’явления, подго товке доклада и проекта решения. Ника кой живой работы с людьми не велось. На до сказать, что здесь на собрании ставят ся важные вопросы. Тая, за последнее время проводились собрания «О дружбе и товариществе», «О задачах комсомольской организации в обеспечении примерности комсомольцев в воинской дисциплине» и т. д. Но вся беда в том, что дальше об суждения дело не идет, решения в жизнь претворяются плохо. На собрании «О дружбе и войсковом товариществе» было намечено провести собеседование «Совет ская Армия — армия братства и дружбы между народами», тематический вечер «О расцвете союзных республик за годы Со ветской власти» и др. мероприятия. Но все это осталось лишь на бумаге. Такое безразличие к выполнению при нимаемых решений и критических заме чаний, высказанных комсомольцами, отри цательно сказывается на активности чле нов ВЛКСМ. Членам бюро надо было тщательно изу чить все критические замечания, сделан ные на собрании и в решении, а затем в месячном плане работы предусмотреть конкретные мероприятия, для подготовки и проведения которых выделить ответст венных лиц, проинструктировать их, как лучше выполнить поручения, помочь им в этом. Нельзя забывать о тех комсомольцах, которые внесли предложения на собрании. Правильно будет, если члены бюро побе седуют с ними, расскажут, что намечает ся сделать для реализации пх предложе ний, и даже привлекут товарищей к про ведению намеченных мероприятий. О вы полнении ранее принятого решения и кри тических замечаний секретарь обязан до ложить на очередном собрании. Комсо мольцы, не выполнившие поручений, должны дать об’яснение собранию по это му вопросу. Таким путем можно поднять ответственность комсомольцев за работу своей организации, повысить интерес к ее деятельности. Надо сказать, что с этом подразделении недооценивают комсомольских поручений, которым, как известно, принадлежит большая роль в воспитании членов ВЛКСМ. Лишь незначительная часть ком сомольцев имеет задания, а те, которым они даются, не всегда их выполняют. Так, тов. Гучику было поручено подгото вить и провести беседу. Но задание дали, и о нем тут же забыли. Бюро не поинте ресовалось, как идет подготовка к беседе, не потребовало, чтобы она была своевре менно проведена. Бесконтрольность и без заботность со стороны членов бюро приво дит к тому, что отдельные комсомольцы теряют чувство ответственности за пору ченное им дело. Бюро не только должно давать поруче ния, но и интересоваться, как они выпол няются, в чем нужна помощь. Только при этом условии поручения будут действен ным средством воспитания молодежи, спо собствовать ее росту. Вредит делу однообразие мероприятий, формализм и шаблон в их проведении. За быты здесь такие интересные формы рабо ты, как литературные вечера, обсуждение книг и кинофильмов, тематические вечера и т. п. Правда, в планах и решениях на мечаются такие мероприятия, но они не подкрепляются организаторской работой. А все необходимое для этого есть. Боль шинство комсомольце© имеет хорошую об щеобразовательную подготовку, здесь есть богатая библиотека. Надо только органи зовать дело. А этого-то и не достает. Подобный формализм характерен и для комсомольской организации, где членом бюро тов. Астафуров. Вся ее деятельность сводится лишь к проведению собраний и заседаний бюро и бесед. Но и эти меро приятия проводятся без должной подготов ки, наспех, порой посвящаются одним и тем же вопросам. Так, в феврале месяце здесь состоялось собрание «О задачах ком сомольской организации в укреплении во инской дисциплины в подразделении», а в мае вновь был поставлен на собрании этот же вопрос. Спрашивается, есть ли необходимость так скоро вновь обсуждать его. если по этому поводу уже принято решение? В работе этого бюро нет целеустремлен ности. творческого подхода к делу. Здесь не вникают глубоко в жизнь и учебу ком сомольцев. Только этим можно об’яснить появление следующего пункта в плане: «Провести заседание бюро с вопросом «Почему комсомолец (оставлено место для фамилии) не является отличником боевой и политической подготовки». Члены бюро, повидимому, плохо знадаг положение дел в подразделении, пе думают над тем, кому из комсомольцев нужна помощь и в чем она должна выражаться. А довольство ваться случайными вопросами и не вкла дывать душу в их подготовку — значит соодить дело к скучным заседаниям, к об щим разговорам. О какой активности может идти речь, когда в данной организации даже бюро, как орган коллективного руководства, не действует. В течение нескольких месяцев здесь вообще не проводили заседании бюро. В таком положении дел повинно не только бюро данных организаций. Боль шая вина ложится и на комсомольское бюро корабля, которое видит эти недостат ки, но не принимает решительных мер к их устранению. Недостаточно руководит деятельностью комсомольских организаций и партийная организация. Коммунисты мало учат чле нов бюро практике комсомольской работы, мало помогают им в повседневной деятель ности. Молодежь ждет от своих руководителей не скучных заседаний и совещаний, а жи вой организаторской работы, полезных и интересных мероприятий. Это очень важно и потому, что сейчас идет подго товка к обмену комсомольских документов. Ее надо провести не только под знаком устранения недостатков и запущенности в учете членов ВЛКСМ, но и добиться дальнейшего организационно-политиче ского укрепления комсомольских организа ций. повышения пх роли в воспитании молодежи, в приобщении всех члепов ВЛКСМ к активной работе. Комсомольской организации по плечу любые задачи, если в ее работе активно будут участвовать не одиночки,. а все члены ВЛКСМ, если ее деятельность по стоянно будет направлять партийная ор ганизация. Старший лейтенант А. СЕРЕГИН. Собрание комсомольского актива Недавно е Н-ской части состоя лось собрание комсомольского актива, на котором обсувдался вопрос о работе ком сомольских организаций по обеспечению примерности членов ВЛКСМ в учебе и дис циплине. — В истекшем году, — отметил док ладчик, — большинство комсомольцев че стно и добросовестно выполняло свой во инский долг. Например, целеустремленно и действенно строится комсомольская работа на одном из кораблей. Здесь перед выходом в море проводится много мероприятий, ко торые помогают морякам успешно решать задачи боевой и политической подготовки, комсомольцы являются активными помощ никами командира. Перед выходом в море на артиллерийские стрельбы было прове дено собрание с повесткой дня: «Четкие действия комсомольцев всех боевых постов — залог успешного выполнения задачи кораблем». На собрании выступили комсо мольцы Грачев, Дудышев, Базилевич и другие. Перед походом комсомольцы Бокаев и Крылов написали лозунги и плакаты, призывающие моряков и старшин умело действовать в море. Агитаторы Дудышев, Огурцов и другие провели с личным со ставом беседы о предстоящем выходе ко рабля. Рассказав об опыте работы передовых комсомольских организаций, докладчик в то же время подверг критике деятельность комсомольских организаций, где состоят на учете тт. Кокарев, Наумов и Диордиенко. В этих организациях нередки случаи на рушений воинской дисциплины членами ВЛКСМ, т. к. активисты слабо занимаются организацией досуга личного состава, не достаточно борются за рост рядов отлич ников и классных специалистов. После доклада начальника Политотдела выступили многие активисты. Они расска зали, как их комсомольские организации борются за повышение боевой готовности подразделений, за укрепление воинской дисциплины. Так, тов. Новосельцев рас сказал о технических собеседованиях, ко торые проводили комсомольцы перед вы полнением учебных задач. Однако он от метил, что в комсомольской организации еще не изжито однообразие в работе, мало проявляется творчества и инициативы. О причинах, ведущих к нарушениям воинской дисциплины, говорил тов. Нато чий. Он сказал, что бюро мало занимается организацией досуга личного состава, агитационно-массовой работой. Об этом же говорили на активе тт. Кокарев, Кузнецов и другие. Собрание приняло решение, обязываю щее комсомольцев активно бороться за вы сокие показатели в боевой и политической подготовке, за дальнейшее укрепление во инской дисциплины среди личного соста ва. Старший лейтенант А. ГЕРАСИМОВ. Комсомолец старшина 2 статьи Васи лийДурягин — отличник боевой и поли тической подготовки, специалист первого класса. Он умело передает подчиненным свой богатый опыт и знания, помогая им в освоении боевой техники. За безупреч ную службу старшина 2 статьи Дурягин имеет семнадцать поощрений. Рис. старшего матроса И. БОЙКО. Н А П О Б Ы В К Е Приехал домой На побывку матрсс. Взглянуть на сторонку родную. С собой он любимую Песню привез Про службу и дружбу морскую. Его повстречали Родные, друзья. Глядят все с волненьем на гостя, — Как будто и он, Ошибиться нельзя, А все же узнать не так просто. Здесь помнили-знали Его пареньком, А тут перед ними мужчина: Высокий, плечистый. Глаза с огоньком, Рисуй хоть сейчас же картину. Девчата его Называют на «Вы», Намеки дают о свиданьи... Смутился Бывалый матрос — не привык. Признаться, к такому вниманью. А утром. Едва загорелась заря, Обрызгав поля позолотой. Явился В правленье колхоза моряк. Сказал: — Не могу без работы!.. Без крап, как море. Родные поля. Гудением воздух наполнен. За трактором, Как за кормой корабля. Крутые вздымаются волны. Не знал он усталости, Словно в бою. И, славя сторонку родную, Под рокот мотора Пел песню свою Про службу и дружбу морскую. «Ты дела труднее Нигде не найдешь. Чем славная служба на флоте. Но если ты сердце Ей все отдаешь, То будешь повсюду в почете!..». Когда провожали Его на вокзал, — С решимостью твердой во взоре Пришли сто мальчишек И каждый сказал: — Да здравствует служба на море! Его проводить Все девчата пришли. Не пряча влюбленного взгляда, — Сто местных красавиц Сказали: — пиши. Других женихов нам не надо! Ник. ФИЛИППОВ. Готовимся к зиме Требовалось подготовить к зиме жилое помещение и комнату политиросветрабо- ты. За это дело влялся матрос Владимир Рубсцкий. Он хорошо отремонтировал пе чи, покрасил полы, побелил стены. За добросовестное отношение к делу офицер поощрил Рубецкого. Старший матрос Д. НОРСКИЙ. Ф е л ь е т о н Его „метода 1 J Вы не знакомы с Виктором Александро вичем Поморцевым? Нет? Жаль. А то зай дите к нему в учреждение, познакомьтесь. Примечательных качеств этот человек! Любезный, обходительный. А уж говорит-то как — заслушаешься! Прямо хоть сейчас каждое его слово на мемориальной доске высекай. Любитель разных историй на чальник отдела кадров Пеунов хотел было записать речь Виктора Александровича, да тот из скромности отсоветовал: «Ты, это тово... не стоит... Лучше, как и прежде, отмечай у себя в блокнотике, насколько любят рабочие своего начальника...... Шутник, великий шутник Виктор Алек сандрович! Он и до сих пор не может яр вспомнить без смеха, как однажды прика зал своим подчиненным бросить ящик с бумагами под ноги инженера Ефимочкн- пой. Она. правда, растерялась, заплака ла, но что с женщины возьмешь, — не понимает она тонкого юмора. Впрочем, не меньший шутник замести тель Поморцева — тов. Шаповалов. Он, например, не так давно — это было 26 мая — приказал своим подчиненным — работникам склада — рубить и жечь кабель. Видите ли. он решил проявить «смелую» инициативу и переплавить сви нец из кабеля на металлолом. Один кило метр кабеля стоит 35— 40 тысяч рублей, но тов. Шаповалова это не смутило. Он приказал: «Рубите!». II подчиненные Ша повалова рубили и жгли. И только случайно зашедший в этот момент прораб тов. Мануйлов помешал нм продолжать антигосударственное дело. Прораб тов. Мануйлов. начальник района тов. Лемков и хоздесятник тоз. Неделько немедленно составили акт об уничтожении 70 метрсв кабеля. Акт был передан Поморцеву. Прочитав его, Поморцев рассудил по-своему: — Значит так: я начальник и Шапо валов начальник, я шутник и он шутник. Если покушаются какие-то Ма нуйловы на Шаповалова, значит посяга ют и на мой авторитет. Следовательно, нужно решительно покончить с любыми нападками. Вскоре составители акта тт. Лемков, Мануйлов и Неделько смогли прочесть следующее сочинение, не претендующее, правда, на литературную грамотность. «Хоздесятник тов. Неделько, не имея распоряжения моего заместителя по МТО тов. Шаповалова на сдачу установленным порядком в ЦМС материальных ценностей, самовольно бросил кабель на территории ЦМС, при этом, несмотря на возражения кладовщика, заявил, что кабель неприго ден, не нужен и можно с ним делать что угодно. В результате (!!!) кабель частич но был изрублен и переплавлен на сви нец. что привело к ущербу в сумме 1.074 руб. 65 копеек». «Железная» логика привела Поморцева к наказанию ни в чем не повинных лю дей. Заведующий складом тов. Космачев находился в момент этого происшествия в служебной командировке. Однако тов. По морцев решил об’явить ему выговор. Ин женеры Лемков, Мануйлов и хоздесятник Неделько совершили благородный посту пок: они помешали дальнейшему уничто жению дефицитных материалов, которые всегда представляют ценность. П вместо того, чтобы поощрить этих товарищей, По морцев наказывает лх. С них высчиты вается стоимость испорченного кабеля. Видимо, Поморцев и сам сознавал, что перегнул палку. Только этим можно об’яс- нпть, что он решился взыскать долю (Уз) ущерба и со своего заместителя тов. Ша повалова. Может быть, из тех же сообра жений — утихомирить, сгладить этот конфликт— тов. Поморцев предложил тов. Лемкову стать его заместителем по МТО на время нахождения в отпуске тов. Ша повалова. Возможно, из этих же побужде ний он срочно отправил в отпуск тов. Мануйлова. По той же причине возле же лезнодорожной насыпи, в песке, были за рыты сотни метров сожженного еще ранее кабеля. Лишь бы замести следы, при крыть всем рот, чтобы никаких жалоб не было! И не столь важно, что преступная антигосударственная практика — уни чтожение кабеля — получила с учрежде нии столь широкое распространение. Прорехи в приказе были, однако, на столько очевидны, что Поморцев, по ука занию старших начальников, вынужден был на днях отменить свое прежнее неза конное решение. Виктор Александрович руководствуется принципом: «Чего моя левая нога хочет». Он знает, что гости из «Северовоенмор- строя» и политотдела бывают у него ред ко. а если чем и заинтересуются, то он всегда концы в воду упрячет. П ему ни чего не стоит заявить начальнику передо вого района тов. Лемкову, что он разгонит, пересортирует всех его работников. — У вас коллектив! — чуть ли не с ужасом кричит он тов. Лемкову. — Врете! Я вам задам! — обруши вается он на рабочих, заявивших, что ма шина (это было в распутицу) не отвозит их в город. — Вы подрываете мой авторитет. Я начальник, как вы смеете! — кричит он на служащую тов. Петрову. Неслыханное преступление! Она посме ла заступиться за свою подчиненную ма шинистку тов. Рекухину. II Поморцев тот час наказал тов. Петрову. В. А. Поморцев весьма оригинально от носится к приказам, которые сам же из дает. У него семь пятниц на неделе — вчера написал одно, сегодня захотелось другое. Книга приказов не прошнурована, не пронумерована, и с помощью собствен ного «чего изволите» — Пеунова из этой книги вырываются листы, вписы ваются новые формулировки приказов. Подобные факты для работников этого учреждения — не новость. Поморцев установил в своем хозяйстве режим про извола. Критику он держит в загоне. Со всеми не пришедшимися ему по нраву людьми он расправляется круто п резко, не говоря уже о профсоюзной организации, с которой он совершенно не считается («вы мне не нужны», — заявил Помор цев председателю месткома); здесь в при ниженном состоянии находятся партийная и комсомольская организации. Зазнавший ся Поморцев слабо руководит их деятель ностью. оторвался от масс, от своего кол лектива. — Все сам, вое сам,— хвастливо кричит он, а потом, потерпев какую-либо неудачу, удивленно размахивает руками. — Что я сам могу сделать, меня ведь никто не по нимает. Крутой нрав Поморцева сказался и на таком важном стимуле для повышения производительности труда, как премии. Приказы о поощрениях не об’являются, а хранятся где-то за семью печатями в сейфе. — Метода у меня разная насчет пре мий. — об’ясняет Поморцев. — Одпому в конвертике подсунешь, другого — в бух галтерию позовешь. Метода, она разная бывает. А узнав, что его «методу» запугива ния, подавления своим «авторитетом» мно гие работники решительно осуждают, Вик тор Александрович сокрушается. — Ай-ай, вот не доглядел! Ну и кри тиканы! Поморцев против справедливой крити ки, он усвоил только одно: «предупре дить», «поставить па вид», «об’явить вы говор», «уволить», «р-разогнать». А. ДУНАЕВ. Стенд о санитарной гигиене Каждый военнослужащий, где бы он ни находился, должен заботиться о сохране нии и укреплении своего здоровья, вы полнять требования личной и обществен ной гигиены. Он должен содействовать то му, чтобы в части, где он служит, соблю дались гигиенические правила. Выполняя правила гигиены, военно служащий не только сохраняет свое здо ровье. но и предохраняет себя от заболе ваний. Этому вопросу посвящен заботливо оформленный медицинской сестрой Верой Яковлевной Рычковой стенд о гигиене во еннослужащего. Личный состав проявляет большой интерес к материалам стенда. Это благоприятно сказывается на соблюде нии военнослужащими правил личной гп- ГИеНЫ* Капитан Г. СВИДЕТЕЛЕВ. I. Рабочий день окон чен. Теперь можно _ заняться своими де лами. У окна сидит лучший каменщик подразделения Никита Малюткин. Фами лия явно не вяжется с его богатырской фигурой. Он старательно подшивает чи стый подворотничок к гимнастерке. И странно смотреть, как его большие руки с трудом держат маленькую иголку. Рядом с Малюткиным сидит грузин Ла- мидзе и пришивает оторвавшуюся пугови цу, тихо мурлыча себе под нос: «О моя Зулейка хану-у-у-м». В углу, склонившись над шахматной доской, решают трудную задачу два луч ших шахматиста-тезки — Василий Пет ров и Василий Петренко. За столом четы ре заядлых «козлятника» забивают доми но. Бьют костями по столу так, что стек ла в окнах дро;кат. Но никто не обижает ся на них: все привыкли. За соседним столом сидят несколько солдат. Одни чи тают книги, другие пишут письма, тре тьи — заметки в стенгазету. Валентин Воронов, юноша с красивым открытым лицом, с серыми, близко поса женными глазами и русыми, слегка вол н и с ты м и волосами, дочитал последнюю страницу и захлопнул книгу. — «Морская служба», — со вздохом прочитал он вслух название книги. Его соседи оторвались от своих дел и подняли головы. — Вот на море, действительно, служба ____ — корабли, походы, Р А С С К А З штормы, — продол- ____ жал Валентин. — А у нас что, глина да кирпичи; тоже мне — служба. Одним сло вом, стройбат, — протянул он. — Какая уж это служба! — поддакнул Петро Пучаг, во всем подражавший и по могавший Валентину. Георгий Ламидзе, не закончив приши вать пуговицу, подошел вплотную к Ва лентину. — Плохие слова говоришь, бить тебя надо, — процедил он сквозь зубы. Валентин вскочил, его глаза сузились, на скулах заиграли желваки, но ударить он не решился. Никита отложил в сторону гимнастер ку с педшитым белоснежным подворот ничком, подошел к Валентину и тихо ска зал: — Плохо. Валя. — Что плохо? — не понял тот.- — Все. II то, что служишь плохо, и то, что работаешь никуда не годно, и то, что к словам товарищей не прислуши ваешься. Валентин насупился. — Сколько раз тебя ругали за все это, сколько наказывали, сколько с тобой го ворили по-хорошему, ничего не помогает, — продолжал Никита. — Ведь ты умный человек, а говорил сейчас глупо. Слушать было противно, а ты же комсомолец. Подошли другие товарищи и вниматель но слушали разговор. — В морской службе ты ви д иш ь толь ко романтику, а она так же трудна, как любая другая служба. Валентин стоял с опущенной головой и иолча слушал. — Садись, — предложил Никита. — Поговорим. Но в это время вошел дневальный и по дал команду строиться на вечернюю по верку. — Ну что ж, придется отложить раз говор на следующий раз, — сказал Ни кита. После отбоя он долго не мог уснуть. И. Ясный, безоблачный день. Ватага ребя тишек с шумом бежит по зеленой улице. Позади всех неуклюже переваливается вихрастый мальчонка лет семи. Ребятиш ки пробегают мимо старого особняка с массивными колоннами. Бежавший позади всех мальчуган — его звать Никитка — останавливается и, как зачарованный, смотрит на здание. Сколько раз он бегает с ребятами мимо этого дома и всегда не вольно останавливается и любуется его красотой. Глубоко в мальчишечье сердце Никитки запала мечта стать, как и его отец, каменщиком и построить такой ли? красивый, а может быть и еще красивей, дом. Никитка простоял несколько минут, потом улыбнулся своим мыслям и побежал догонять друзей. Он бежал и радовался солнцу, теплу, красивым домам, построен ным руками его отца, и своей мечте. А на следующий день радио принесло грозное, как громовые раскаты, известие. Началась война. Отец Никитки ушел на фронт. Никитка павссгда запомнил его последние слова: — Ну, прощай, Никитка! Будь молод цом, слушайся маму. На следующий год ты уже пойдешь в школу. Учись хорошо. Выучишься, будешь строить красивые до ма, новые заводы и фабрики. Отец наклонился, поцеловал Никитку в лоб, потом подошел, обнял маму и быстро, чтобы жена и сын не заметили грусти, вышел из комнаты. Двери захлопнулись. Никитка подошел к матери. Она сидела на диване и плакала. Никитка прижался к ее груди и тоже заплакал. Начались трудные годы войны, навсегда вошедшие в историю годами героических подвигов советских людей в тылу и па фронте. Отец Никитки погиб в первые месяцы войны, погиб смертью храбрых при выполнении задания. В 1942 году при бомбежке погибла мать. Никитку взяла к себе соседка, пожилая, с виду су ровая, но с очень добрым сердцем жен щина. Мальчик, помня последние слова отца, учился прилежно. Путь его в школу про ходил мимо особняка с массивными колон нами. и, как раньше, Никитка останавли вался у этого здания на несколько минут, вспоминая мать и отца. Он твердо решил, что будет строителем, будет строить но вые дома. Однажды во время одного из налетов фашистской авиации в особняк попала бомба. Долго стоял Никитка со слезами на глазах у дымящихся уродливых развалин, оставшихся от прекрасного архитектурно го сооружения. В этот день в его мальчи шеском сердце, может быть, впервые роди лась ненависть, святая ненависть к вра гам, к тем, что убили его отца и мать, к тем, что убивали тысячи советских лю дей, разрушали города и села, фабрики и заводы, вот такие, как этот, дворцы. Отгремели последние залпы орудий, на правленных на Берлин. Кончилась война. Никитка пошел учиться в ремесленное училище. Успешно закончил его и стал каменщиком. По счастливой случайности молодой рабочий попал на восстановление того самого здания, которым он любовался в детстве. Осуществилась мечта Никитки. И, залечивая раны особняка с массивпыми колоннами, так тесно связанного с его жизнью, он восстанавливал счастье, ра дость своего народа. Вскоре, благодаря помощи старых мастеров, Никитка стал лучшим каменщиком строительства. Те перь даже старые рабочие называли его, несмотря на то, что ему было всего шест надцать лет, Никитой Васильевичем. Подошло время, и Никиту призвали на службу в армию. Служить Низиту Ма- люткина направили в Заполярье. Он по пал в строительное подразделение, нахо дящееся в одном из новых северных го родов, и весь отдался любимому делу. Сначала Никите было трудно, но благода ря настойчивому характеру и помощи старших товарищей он снова стал пере довым каменщиком и в дополнение к это му — отличным солдатом. Дневную норму он выполнял не менее чем на сто пятьде сят процентов. Командование его работу ценило, и его часто поощряли. Все это вспомнил Никита, когда лег на койку. И еще один случай вспомнил он. Однажды они с Георгием были в уволь нении. Прогуливаясь по городу, незаметно подошли к дому, строительство которого недавно закончили. Никита остановился и сказал: — Смотри, Георгий, ведь этот дом мы недавно построили! Как хорошо видеть плоды своего труда! Ведь это труд наших товарищей, наш с тобой труд, Георгий. В это время из под’езда вышла малень кая седая старушка. Она услышала слова Никиты и подошла к солдатам. — Спасибо, сынки, — сказала она тихим, мягким голосом. — За что? — не поняли друзья. — За работу, сынки. Молодцы! Хо роший дом построили, — ответила ста рушка. — Большое спасибо! От матери советского офицера, от всех жильцов это го дома. Старушка ласково, по-матерински улыо- нулась. Потом повернулась и шаркающей старческой походкой направилась по сво им делам. Никита ж Георгий долго стояли, вс го-. воря ни слова, и смотрели вслед старуш ке. Этот случай Никита запомнил на всю жизнь, ведь это была не простая благо дарность, а благодарность народа. Это — самое ценное. Народ благодарит их за хо рошую работу, значит, они должны рабо тать еще лучше. А вот сегодня Валентин сказал эти обидные слова. Надо будет с ним погово рить, поговорить так, чтобы он попял все. С этими мыслями Никита и уснул. III. Прошел месяц после случая, происшед шего в кубрике. Никто не видел, когда и где разговаривал Никита с Валентином, но за прошедший месяц Валентин сильно изменился. Он хорошо работал, все время перевыполнял норму, не нарушал дисци плину и отлично нес службу. II вот се годня Валентин получил первую благодар ность. Когда распустили строй, он подо шел к Никите и протянул ему руку. — Спасибо. Никита! Спасибо за все! Сегодня благодарность надо было об’яв- лять не мне, а тебе, ведь это ты сделал меня таким. — Нет, — ответил Никита, — тел за служил благодарность, ты стал хорошим строителем. И Никита попросту обнял Валентина за плечи. После ужина Никита и Валентин вме сте вышли из казармы. Они поднялись на вершину сопки и. посмотрели вниз. Внизу раскинулся молодой город. — Смотри, какая красота! — сказал Никита. — Сколько труда положили со ветские люди, чтобы среди этих голых сопок здесь вырос город. В этом есть и частица нашего труда! Они обнялись и долго стояли, любуясь городом и думая об одном и том же. Каж дый из них хотел представить, каким бу дет город через несколько лет. Ефрейтор Р. МАРГОЛИН, Рядовой В. ШНЯГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz