На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

л 29 июля ТОТ5 г., Я5 170 (3322). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я К О М С О М О Л Ь С К А Я ж и з н ь За живую организаторскую работу с молодежью В одной из комсомольских организаций сравнительно регулярно проводятся собра­ ния. В кубриках оформлена неплохая наг­ лядная агитация. Изредка организуются беседы. Если судить только по этим дан­ ным, может создаться впечатление, что комсомольская организация работает в основном неплохо. На самом же деле это далеко не так. Здесь бюро допускает много недостатков, которые снижают влияние организации на жизнь подразделения, ме­ шают ей по-настоящему оказывать по­ мощь командиру в боевой и политической подготовке личного состава, в воспитании матросов и старшин. Комсомольская организация слабо бо­ рется за примерность членов ВЛКСМ в освоении сложной техники, в грамотном ее использовании, в повышении боевой го­ товности подразделения. Среди комсомоль­ цев далеко не все отличники боевой и по­ литической подготовки, классные специа­ листы. Отдельные члены ВЛКСМ допу­ скают нарушения воинской дисципли­ ны. Участие многих комсомольцев в ра­ боте организации ограничивается лишь посещением собраний и уплатой членских взносов. В чем же причина этих серьезных недо­ статков? Прежде всего в том, что многие мероприятия здесь проводятся формально, на низком уровне, плохо готовятся. В мае на комсомольском собрании об­ суждался вопрос «О задачах комсомоль­ ской организации по выращиванию клас­ сных специалистов». С докладом на нем выступил коммунист Крылов. Докладчик не сумел дать анализа состояния специ­ альной подготовки в подразделении, мало говорил о людях, их успехах и недостат­ ках, о тех мероприятиях, которые надо провести бюро, а все свел лишь к перес­ казу условий сдачи на классность. Та­ кой доклад не смог удовлетворить комсо­ мольцев, вызвать у них живой интерес. И совершенно правильно сказал в сво­ ем выступлении член ВЛКСМ Завалишип: «В докладе все сказано, а главного-то и нет. Как будет идти подготовка к сдаче па классность, кто ее будет организовывать, что намечается предпринять по передаче опыта классных специалистов?». Активность на собрании была низкой. Председателю по нескольку раз пришлось обращаться к комсомольцам, чтобы они выступили. Да и дисциплина здесь сла­ бая, во время собрания отдельные комсо­ мольцы читали книги, а тов. Левощепко занимался неуместными разговорами. Все это говорит о том, что подготовка к собранию проводилась плохо. Она свелась лишь к вывешиванию об’явления, подго­ товке доклада и проекта решения. Ника­ кой живой работы с людьми не велось. На­ до сказать, что здесь на собрании ставят­ ся важные вопросы. Тая, за последнее время проводились собрания «О дружбе и товариществе», «О задачах комсомольской организации в обеспечении примерности комсомольцев в воинской дисциплине» и т. д. Но вся беда в том, что дальше об­ суждения дело не идет, решения в жизнь претворяются плохо. На собрании «О дружбе и войсковом товариществе» было намечено провести собеседование «Совет­ ская Армия — армия братства и дружбы между народами», тематический вечер «О расцвете союзных республик за годы Со­ ветской власти» и др. мероприятия. Но все это осталось лишь на бумаге. Такое безразличие к выполнению при­ нимаемых решений и критических заме­ чаний, высказанных комсомольцами, отри­ цательно сказывается на активности чле­ нов ВЛКСМ. Членам бюро надо было тщательно изу­ чить все критические замечания, сделан­ ные на собрании и в решении, а затем в месячном плане работы предусмотреть конкретные мероприятия, для подготовки и проведения которых выделить ответст­ венных лиц, проинструктировать их, как лучше выполнить поручения, помочь им в этом. Нельзя забывать о тех комсомольцах, которые внесли предложения на собрании. Правильно будет, если члены бюро побе­ седуют с ними, расскажут, что намечает­ ся сделать для реализации пх предложе­ ний, и даже привлекут товарищей к про­ ведению намеченных мероприятий. О вы­ полнении ранее принятого решения и кри­ тических замечаний секретарь обязан до­ ложить на очередном собрании. Комсо­ мольцы, не выполнившие поручений, должны дать об’яснение собранию по это­ му вопросу. Таким путем можно поднять ответственность комсомольцев за работу своей организации, повысить интерес к ее деятельности. Надо сказать, что с этом подразделении недооценивают комсомольских поручений, которым, как известно, принадлежит большая роль в воспитании членов ВЛКСМ. Лишь незначительная часть ком­ сомольцев имеет задания, а те, которым они даются, не всегда их выполняют. Так, тов. Гучику было поручено подгото­ вить и провести беседу. Но задание дали, и о нем тут же забыли. Бюро не поинте­ ресовалось, как идет подготовка к беседе, не потребовало, чтобы она была своевре­ менно проведена. Бесконтрольность и без­ заботность со стороны членов бюро приво­ дит к тому, что отдельные комсомольцы теряют чувство ответственности за пору­ ченное им дело. Бюро не только должно давать поруче­ ния, но и интересоваться, как они выпол­ няются, в чем нужна помощь. Только при этом условии поручения будут действен­ ным средством воспитания молодежи, спо­ собствовать ее росту. Вредит делу однообразие мероприятий, формализм и шаблон в их проведении. За­ быты здесь такие интересные формы рабо­ ты, как литературные вечера, обсуждение книг и кинофильмов, тематические вечера и т. п. Правда, в планах и решениях на­ мечаются такие мероприятия, но они не подкрепляются организаторской работой. А все необходимое для этого есть. Боль­ шинство комсомольце© имеет хорошую об­ щеобразовательную подготовку, здесь есть богатая библиотека. Надо только органи­ зовать дело. А этого-то и не достает. Подобный формализм характерен и для комсомольской организации, где членом бюро тов. Астафуров. Вся ее деятельность сводится лишь к проведению собраний и заседаний бюро и бесед. Но и эти меро­ приятия проводятся без должной подготов­ ки, наспех, порой посвящаются одним и тем же вопросам. Так, в феврале месяце здесь состоялось собрание «О задачах ком­ сомольской организации в укреплении во­ инской дисциплины в подразделении», а в мае вновь был поставлен на собрании этот же вопрос. Спрашивается, есть ли необходимость так скоро вновь обсуждать его. если по этому поводу уже принято решение? В работе этого бюро нет целеустремлен­ ности. творческого подхода к делу. Здесь не вникают глубоко в жизнь и учебу ком­ сомольцев. Только этим можно об’яснить появление следующего пункта в плане: «Провести заседание бюро с вопросом «Почему комсомолец (оставлено место для фамилии) не является отличником боевой и политической подготовки». Члены бюро, повидимому, плохо знадаг положение дел в подразделении, пе думают над тем, кому из комсомольцев нужна помощь и в чем она должна выражаться. А довольство­ ваться случайными вопросами и не вкла­ дывать душу в их подготовку — значит соодить дело к скучным заседаниям, к об­ щим разговорам. О какой активности может идти речь, когда в данной организации даже бюро, как орган коллективного руководства, не действует. В течение нескольких месяцев здесь вообще не проводили заседании бюро. В таком положении дел повинно не только бюро данных организаций. Боль­ шая вина ложится и на комсомольское бюро корабля, которое видит эти недостат­ ки, но не принимает решительных мер к их устранению. Недостаточно руководит деятельностью комсомольских организаций и партийная организация. Коммунисты мало учат чле­ нов бюро практике комсомольской работы, мало помогают им в повседневной деятель­ ности. Молодежь ждет от своих руководителей не скучных заседаний и совещаний, а жи­ вой организаторской работы, полезных и интересных мероприятий. Это очень важно и потому, что сейчас идет подго­ товка к обмену комсомольских документов. Ее надо провести не только под знаком устранения недостатков и запущенности в учете членов ВЛКСМ, но и добиться дальнейшего организационно-политиче­ ского укрепления комсомольских организа­ ций. повышения пх роли в воспитании молодежи, в приобщении всех члепов ВЛКСМ к активной работе. Комсомольской организации по плечу любые задачи, если в ее работе активно будут участвовать не одиночки,. а все члены ВЛКСМ, если ее деятельность по­ стоянно будет направлять партийная ор­ ганизация. Старший лейтенант А. СЕРЕГИН. Собрание комсомольского актива Недавно е Н-ской части состоя­ лось собрание комсомольского актива, на котором обсувдался вопрос о работе ком­ сомольских организаций по обеспечению примерности членов ВЛКСМ в учебе и дис­ циплине. — В истекшем году, — отметил док­ ладчик, — большинство комсомольцев че­ стно и добросовестно выполняло свой во­ инский долг. Например, целеустремленно и действенно строится комсомольская работа на одном из кораблей. Здесь перед выходом в море проводится много мероприятий, ко­ торые помогают морякам успешно решать задачи боевой и политической подготовки, комсомольцы являются активными помощ­ никами командира. Перед выходом в море на артиллерийские стрельбы было прове­ дено собрание с повесткой дня: «Четкие действия комсомольцев всех боевых постов — залог успешного выполнения задачи кораблем». На собрании выступили комсо­ мольцы Грачев, Дудышев, Базилевич и другие. Перед походом комсомольцы Бокаев и Крылов написали лозунги и плакаты, призывающие моряков и старшин умело действовать в море. Агитаторы Дудышев, Огурцов и другие провели с личным со­ ставом беседы о предстоящем выходе ко­ рабля. Рассказав об опыте работы передовых комсомольских организаций, докладчик в то же время подверг критике деятельность комсомольских организаций, где состоят на учете тт. Кокарев, Наумов и Диордиенко. В этих организациях нередки случаи на­ рушений воинской дисциплины членами ВЛКСМ, т. к. активисты слабо занимаются организацией досуга личного состава, не­ достаточно борются за рост рядов отлич­ ников и классных специалистов. После доклада начальника Политотдела выступили многие активисты. Они расска­ зали, как их комсомольские организации борются за повышение боевой готовности подразделений, за укрепление воинской дисциплины. Так, тов. Новосельцев рас­ сказал о технических собеседованиях, ко­ торые проводили комсомольцы перед вы­ полнением учебных задач. Однако он от­ метил, что в комсомольской организации еще не изжито однообразие в работе, мало проявляется творчества и инициативы. О причинах, ведущих к нарушениям воинской дисциплины, говорил тов. Нато­ чий. Он сказал, что бюро мало занимается организацией досуга личного состава, агитационно-массовой работой. Об этом же говорили на активе тт. Кокарев, Кузнецов и другие. Собрание приняло решение, обязываю­ щее комсомольцев активно бороться за вы­ сокие показатели в боевой и политической подготовке, за дальнейшее укрепление во­ инской дисциплины среди личного соста­ ва. Старший лейтенант А. ГЕРАСИМОВ. Комсомолец старшина 2 статьи Васи­ лийДурягин — отличник боевой и поли­ тической подготовки, специалист первого класса. Он умело передает подчиненным свой богатый опыт и знания, помогая им в освоении боевой техники. За безупреч­ ную службу старшина 2 статьи Дурягин имеет семнадцать поощрений. Рис. старшего матроса И. БОЙКО. Н А П О Б Ы В К Е Приехал домой На побывку матрсс. Взглянуть на сторонку родную. С собой он любимую Песню привез Про службу и дружбу морскую. Его повстречали Родные, друзья. Глядят все с волненьем на гостя, — Как будто и он, Ошибиться нельзя, А все же узнать не так просто. Здесь помнили-знали Его пареньком, А тут перед ними мужчина: Высокий, плечистый. Глаза с огоньком, Рисуй хоть сейчас же картину. Девчата его Называют на «Вы», Намеки дают о свиданьи... Смутился Бывалый матрос — не привык. Признаться, к такому вниманью. А утром. Едва загорелась заря, Обрызгав поля позолотой. Явился В правленье колхоза моряк. Сказал: — Не могу без работы!.. Без крап, как море. Родные поля. Гудением воздух наполнен. За трактором, Как за кормой корабля. Крутые вздымаются волны. Не знал он усталости, Словно в бою. И, славя сторонку родную, Под рокот мотора Пел песню свою Про службу и дружбу морскую. «Ты дела труднее Нигде не найдешь. Чем славная служба на флоте. Но если ты сердце Ей все отдаешь, То будешь повсюду в почете!..». Когда провожали Его на вокзал, — С решимостью твердой во взоре Пришли сто мальчишек И каждый сказал: — Да здравствует служба на море! Его проводить Все девчата пришли. Не пряча влюбленного взгляда, — Сто местных красавиц Сказали: — пиши. Других женихов нам не надо! Ник. ФИЛИППОВ. Готовимся к зиме Требовалось подготовить к зиме жилое помещение и комнату политиросветрабо- ты. За это дело влялся матрос Владимир Рубсцкий. Он хорошо отремонтировал пе­ чи, покрасил полы, побелил стены. За добросовестное отношение к делу офицер поощрил Рубецкого. Старший матрос Д. НОРСКИЙ. Ф е л ь е т о н Его „метода 1 J Вы не знакомы с Виктором Александро­ вичем Поморцевым? Нет? Жаль. А то зай­ дите к нему в учреждение, познакомьтесь. Примечательных качеств этот человек! Любезный, обходительный. А уж говорит-то как — заслушаешься! Прямо хоть сейчас каждое его слово на мемориальной доске высекай. Любитель разных историй на­ чальник отдела кадров Пеунов хотел было записать речь Виктора Александровича, да тот из скромности отсоветовал: «Ты, это тово... не стоит... Лучше, как и прежде, отмечай у себя в блокнотике, насколько любят рабочие своего начальника...... Шутник, великий шутник Виктор Алек­ сандрович! Он и до сих пор не может яр вспомнить без смеха, как однажды прика­ зал своим подчиненным бросить ящик с бумагами под ноги инженера Ефимочкн- пой. Она. правда, растерялась, заплака­ ла, но что с женщины возьмешь, — не понимает она тонкого юмора. Впрочем, не меньший шутник замести­ тель Поморцева — тов. Шаповалов. Он, например, не так давно — это было 26 мая — приказал своим подчиненным — работникам склада — рубить и жечь кабель. Видите ли. он решил проявить «смелую» инициативу и переплавить сви­ нец из кабеля на металлолом. Один кило­ метр кабеля стоит 35— 40 тысяч рублей, но тов. Шаповалова это не смутило. Он приказал: «Рубите!». II подчиненные Ша­ повалова рубили и жгли. И только случайно зашедший в этот момент прораб тов. Мануйлов помешал нм продолжать антигосударственное дело. Прораб тов. Мануйлов. начальник района тов. Лемков и хоздесятник тоз. Неделько немедленно составили акт об уничтожении 70 метрсв кабеля. Акт был передан Поморцеву. Прочитав его, Поморцев рассудил по-своему: — Значит так: я начальник и Шапо­ валов начальник, я шутник и он шутник. Если покушаются какие-то Ма­ нуйловы на Шаповалова, значит посяга­ ют и на мой авторитет. Следовательно, нужно решительно покончить с любыми нападками. Вскоре составители акта тт. Лемков, Мануйлов и Неделько смогли прочесть следующее сочинение, не претендующее, правда, на литературную грамотность. «Хоздесятник тов. Неделько, не имея распоряжения моего заместителя по МТО тов. Шаповалова на сдачу установленным порядком в ЦМС материальных ценностей, самовольно бросил кабель на территории ЦМС, при этом, несмотря на возражения кладовщика, заявил, что кабель неприго­ ден, не нужен и можно с ним делать что угодно. В результате (!!!) кабель частич­ но был изрублен и переплавлен на сви­ нец. что привело к ущербу в сумме 1.074 руб. 65 копеек». «Железная» логика привела Поморцева к наказанию ни в чем не повинных лю­ дей. Заведующий складом тов. Космачев находился в момент этого происшествия в служебной командировке. Однако тов. По­ морцев решил об’явить ему выговор. Ин­ женеры Лемков, Мануйлов и хоздесятник Неделько совершили благородный посту­ пок: они помешали дальнейшему уничто­ жению дефицитных материалов, которые всегда представляют ценность. П вместо того, чтобы поощрить этих товарищей, По­ морцев наказывает лх. С них высчиты­ вается стоимость испорченного кабеля. Видимо, Поморцев и сам сознавал, что перегнул палку. Только этим можно об’яс- нпть, что он решился взыскать долю (Уз) ущерба и со своего заместителя тов. Ша­ повалова. Может быть, из тех же сообра­ жений — утихомирить, сгладить этот конфликт— тов. Поморцев предложил тов. Лемкову стать его заместителем по МТО на время нахождения в отпуске тов. Ша­ повалова. Возможно, из этих же побужде­ ний он срочно отправил в отпуск тов. Мануйлова. По той же причине возле же­ лезнодорожной насыпи, в песке, были за­ рыты сотни метров сожженного еще ранее кабеля. Лишь бы замести следы, при­ крыть всем рот, чтобы никаких жалоб не было! И не столь важно, что преступная антигосударственная практика — уни­ чтожение кабеля — получила с учрежде­ нии столь широкое распространение. Прорехи в приказе были, однако, на­ столько очевидны, что Поморцев, по ука­ занию старших начальников, вынужден был на днях отменить свое прежнее неза­ конное решение. Виктор Александрович руководствуется принципом: «Чего моя левая нога хочет». Он знает, что гости из «Северовоенмор- строя» и политотдела бывают у него ред­ ко. а если чем и заинтересуются, то он всегда концы в воду упрячет. П ему ни­ чего не стоит заявить начальнику передо­ вого района тов. Лемкову, что он разгонит, пересортирует всех его работников. — У вас коллектив! — чуть ли не с ужасом кричит он тов. Лемкову. — Врете! Я вам задам! — обруши­ вается он на рабочих, заявивших, что ма­ шина (это было в распутицу) не отвозит их в город. — Вы подрываете мой авторитет. Я начальник, как вы смеете! — кричит он на служащую тов. Петрову. Неслыханное преступление! Она посме­ ла заступиться за свою подчиненную ма­ шинистку тов. Рекухину. II Поморцев тот­ час наказал тов. Петрову. В. А. Поморцев весьма оригинально от­ носится к приказам, которые сам же из­ дает. У него семь пятниц на неделе — вчера написал одно, сегодня захотелось другое. Книга приказов не прошнурована, не пронумерована, и с помощью собствен­ ного «чего изволите» — Пеунова из этой книги вырываются листы, вписы­ ваются новые формулировки приказов. Подобные факты для работников этого учреждения — не новость. Поморцев установил в своем хозяйстве режим про­ извола. Критику он держит в загоне. Со всеми не пришедшимися ему по нраву людьми он расправляется круто п резко, не говоря уже о профсоюзной организации, с которой он совершенно не считается («вы мне не нужны», — заявил Помор­ цев председателю месткома); здесь в при­ ниженном состоянии находятся партийная и комсомольская организации. Зазнавший­ ся Поморцев слабо руководит их деятель­ ностью. оторвался от масс, от своего кол­ лектива. — Все сам, вое сам,— хвастливо кричит он, а потом, потерпев какую-либо неудачу, удивленно размахивает руками. — Что я сам могу сделать, меня ведь никто не по­ нимает. Крутой нрав Поморцева сказался и на таком важном стимуле для повышения производительности труда, как премии. Приказы о поощрениях не об’являются, а хранятся где-то за семью печатями в сейфе. — Метода у меня разная насчет пре­ мий. — об’ясняет Поморцев. — Одпому в конвертике подсунешь, другого — в бух­ галтерию позовешь. Метода, она разная бывает. А узнав, что его «методу» запугива­ ния, подавления своим «авторитетом» мно­ гие работники решительно осуждают, Вик­ тор Александрович сокрушается. — Ай-ай, вот не доглядел! Ну и кри­ тиканы! Поморцев против справедливой крити­ ки, он усвоил только одно: «предупре­ дить», «поставить па вид», «об’явить вы­ говор», «уволить», «р-разогнать». А. ДУНАЕВ. Стенд о санитарной гигиене Каждый военнослужащий, где бы он ни находился, должен заботиться о сохране­ нии и укреплении своего здоровья, вы­ полнять требования личной и обществен­ ной гигиены. Он должен содействовать то­ му, чтобы в части, где он служит, соблю­ дались гигиенические правила. Выполняя правила гигиены, военно­ служащий не только сохраняет свое здо­ ровье. но и предохраняет себя от заболе­ ваний. Этому вопросу посвящен заботливо оформленный медицинской сестрой Верой Яковлевной Рычковой стенд о гигиене во­ еннослужащего. Личный состав проявляет большой интерес к материалам стенда. Это благоприятно сказывается на соблюде­ нии военнослужащими правил личной гп- ГИеНЫ* Капитан Г. СВИДЕТЕЛЕВ. I. Рабочий день окон­ чен. Теперь можно _ заняться своими де­ лами. У окна сидит лучший каменщик подразделения Никита Малюткин. Фами­ лия явно не вяжется с его богатырской фигурой. Он старательно подшивает чи­ стый подворотничок к гимнастерке. И странно смотреть, как его большие руки с трудом держат маленькую иголку. Рядом с Малюткиным сидит грузин Ла- мидзе и пришивает оторвавшуюся пугови­ цу, тихо мурлыча себе под нос: «О моя Зулейка хану-у-у-м». В углу, склонившись над шахматной доской, решают трудную задачу два луч­ ших шахматиста-тезки — Василий Пет­ ров и Василий Петренко. За столом четы­ ре заядлых «козлятника» забивают доми­ но. Бьют костями по столу так, что стек­ ла в окнах дро;кат. Но никто не обижает­ ся на них: все привыкли. За соседним столом сидят несколько солдат. Одни чи­ тают книги, другие пишут письма, тре­ тьи — заметки в стенгазету. Валентин Воронов, юноша с красивым открытым лицом, с серыми, близко поса­ женными глазами и русыми, слегка вол ­ н и с ты м и волосами, дочитал последнюю страницу и захлопнул книгу. — «Морская служба», — со вздохом прочитал он вслух название книги. Его соседи оторвались от своих дел и подняли головы. — Вот на море, действительно, служба ____ — корабли, походы, Р А С С К А З штормы, — продол- ____ жал Валентин. — А у нас что, глина да кирпичи; тоже мне — служба. Одним сло­ вом, стройбат, — протянул он. — Какая уж это служба! — поддакнул Петро Пучаг, во всем подражавший и по­ могавший Валентину. Георгий Ламидзе, не закончив приши­ вать пуговицу, подошел вплотную к Ва­ лентину. — Плохие слова говоришь, бить тебя надо, — процедил он сквозь зубы. Валентин вскочил, его глаза сузились, на скулах заиграли желваки, но ударить он не решился. Никита отложил в сторону гимнастер­ ку с педшитым белоснежным подворот­ ничком, подошел к Валентину и тихо ска­ зал: — Плохо. Валя. — Что плохо? — не понял тот.- — Все. II то, что служишь плохо, и то, что работаешь никуда не годно, и то, что к словам товарищей не прислуши­ ваешься. Валентин насупился. — Сколько раз тебя ругали за все это, сколько наказывали, сколько с тобой го­ ворили по-хорошему, ничего не помогает, — продолжал Никита. — Ведь ты умный человек, а говорил сейчас глупо. Слушать было противно, а ты же комсомолец. Подошли другие товарищи и вниматель­ но слушали разговор. — В морской службе ты ви д иш ь толь­ ко романтику, а она так же трудна, как любая другая служба. Валентин стоял с опущенной головой и иолча слушал. — Садись, — предложил Никита. — Поговорим. Но в это время вошел дневальный и по­ дал команду строиться на вечернюю по­ верку. — Ну что ж, придется отложить раз­ говор на следующий раз, — сказал Ни­ кита. После отбоя он долго не мог уснуть. И. Ясный, безоблачный день. Ватага ребя­ тишек с шумом бежит по зеленой улице. Позади всех неуклюже переваливается вихрастый мальчонка лет семи. Ребятиш­ ки пробегают мимо старого особняка с массивными колоннами. Бежавший позади всех мальчуган — его звать Никитка — останавливается и, как зачарованный, смотрит на здание. Сколько раз он бегает с ребятами мимо этого дома и всегда не­ вольно останавливается и любуется его красотой. Глубоко в мальчишечье сердце Никитки запала мечта стать, как и его отец, каменщиком и построить такой ли? красивый, а может быть и еще красивей, дом. Никитка простоял несколько минут, потом улыбнулся своим мыслям и побежал догонять друзей. Он бежал и радовался солнцу, теплу, красивым домам, построен­ ным руками его отца, и своей мечте. А на следующий день радио принесло грозное, как громовые раскаты, известие. Началась война. Отец Никитки ушел на фронт. Никитка павссгда запомнил его последние слова: — Ну, прощай, Никитка! Будь молод­ цом, слушайся маму. На следующий год ты уже пойдешь в школу. Учись хорошо. Выучишься, будешь строить красивые до­ ма, новые заводы и фабрики. Отец наклонился, поцеловал Никитку в лоб, потом подошел, обнял маму и быстро, чтобы жена и сын не заметили грусти, вышел из комнаты. Двери захлопнулись. Никитка подошел к матери. Она сидела на диване и плакала. Никитка прижался к ее груди и тоже заплакал. Начались трудные годы войны, навсегда вошедшие в историю годами героических подвигов советских людей в тылу и па фронте. Отец Никитки погиб в первые месяцы войны, погиб смертью храбрых при выполнении задания. В 1942 году при бомбежке погибла мать. Никитку взяла к себе соседка, пожилая, с виду су­ ровая, но с очень добрым сердцем жен­ щина. Мальчик, помня последние слова отца, учился прилежно. Путь его в школу про­ ходил мимо особняка с массивными колон­ нами. и, как раньше, Никитка останавли­ вался у этого здания на несколько минут, вспоминая мать и отца. Он твердо решил, что будет строителем, будет строить но­ вые дома. Однажды во время одного из налетов фашистской авиации в особняк попала бомба. Долго стоял Никитка со слезами на глазах у дымящихся уродливых развалин, оставшихся от прекрасного архитектурно­ го сооружения. В этот день в его мальчи­ шеском сердце, может быть, впервые роди­ лась ненависть, святая ненависть к вра­ гам, к тем, что убили его отца и мать, к тем, что убивали тысячи советских лю­ дей, разрушали города и села, фабрики и заводы, вот такие, как этот, дворцы. Отгремели последние залпы орудий, на­ правленных на Берлин. Кончилась война. Никитка пошел учиться в ремесленное училище. Успешно закончил его и стал каменщиком. По счастливой случайности молодой рабочий попал на восстановление того самого здания, которым он любовался в детстве. Осуществилась мечта Никитки. И, залечивая раны особняка с массивпыми колоннами, так тесно связанного с его жизнью, он восстанавливал счастье, ра­ дость своего народа. Вскоре, благодаря помощи старых мастеров, Никитка стал лучшим каменщиком строительства. Те­ перь даже старые рабочие называли его, несмотря на то, что ему было всего шест­ надцать лет, Никитой Васильевичем. Подошло время, и Никиту призвали на службу в армию. Служить Низиту Ма- люткина направили в Заполярье. Он по­ пал в строительное подразделение, нахо­ дящееся в одном из новых северных го­ родов, и весь отдался любимому делу. Сначала Никите было трудно, но благода­ ря настойчивому характеру и помощи старших товарищей он снова стал пере­ довым каменщиком и в дополнение к это­ му — отличным солдатом. Дневную норму он выполнял не менее чем на сто пятьде­ сят процентов. Командование его работу ценило, и его часто поощряли. Все это вспомнил Никита, когда лег на койку. И еще один случай вспомнил он. Однажды они с Георгием были в уволь­ нении. Прогуливаясь по городу, незаметно подошли к дому, строительство которого недавно закончили. Никита остановился и сказал: — Смотри, Георгий, ведь этот дом мы недавно построили! Как хорошо видеть плоды своего труда! Ведь это труд наших товарищей, наш с тобой труд, Георгий. В это время из под’езда вышла малень­ кая седая старушка. Она услышала слова Никиты и подошла к солдатам. — Спасибо, сынки, — сказала она тихим, мягким голосом. — За что? — не поняли друзья. — За работу, сынки. Молодцы! Хо­ роший дом построили, — ответила ста­ рушка. — Большое спасибо! От матери советского офицера, от всех жильцов это­ го дома. Старушка ласково, по-матерински улыо- нулась. Потом повернулась и шаркающей старческой походкой направилась по сво­ им делам. Никита ж Георгий долго стояли, вс го-. воря ни слова, и смотрели вслед старуш­ ке. Этот случай Никита запомнил на всю жизнь, ведь это была не простая благо­ дарность, а благодарность народа. Это — самое ценное. Народ благодарит их за хо­ рошую работу, значит, они должны рабо­ тать еще лучше. А вот сегодня Валентин сказал эти обидные слова. Надо будет с ним погово­ рить, поговорить так, чтобы он попял все. С этими мыслями Никита и уснул. III. Прошел месяц после случая, происшед­ шего в кубрике. Никто не видел, когда и где разговаривал Никита с Валентином, но за прошедший месяц Валентин сильно изменился. Он хорошо работал, все время перевыполнял норму, не нарушал дисци­ плину и отлично нес службу. II вот се­ годня Валентин получил первую благодар­ ность. Когда распустили строй, он подо­ шел к Никите и протянул ему руку. — Спасибо. Никита! Спасибо за все! Сегодня благодарность надо было об’яв- лять не мне, а тебе, ведь это ты сделал меня таким. — Нет, — ответил Никита, — тел за­ служил благодарность, ты стал хорошим строителем. И Никита попросту обнял Валентина за плечи. После ужина Никита и Валентин вме­ сте вышли из казармы. Они поднялись на вершину сопки и. посмотрели вниз. Внизу раскинулся молодой город. — Смотри, какая красота! — сказал Никита. — Сколько труда положили со­ ветские люди, чтобы среди этих голых сопок здесь вырос город. В этом есть и частица нашего труда! Они обнялись и долго стояли, любуясь городом и думая об одном и том же. Каж­ дый из них хотел представить, каким бу­ дет город через несколько лет. Ефрейтор Р. МАРГОЛИН, Рядовой В. ШНЯГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz