На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
« 9 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 июля 1955 г., № 155 (5307). * Когда корабль вдали от базы РАСТЕТ БОЕВАЯ ВЫУЧКА Тишину в радиорубке нарушают лишь писк зуммера да едва слышный шорох карандашей, скользящих по бланкам. Все люки и горловины задраены. В рубке очень жарко. — Жара еще ничего, можно вытерпеть, — думает, вытирая со лба капельки по та, старший матрос Знаменский, — а вот помехи... В эфире творится что-то невообразимое. Радисту надо сквозь многочисленные шу мы, треск и свист уловить нужные сиг налы и записать их. Знаменский внима тельно прослушивает эфир. Чуткое, натре нированное ухо его улавливает чуть слышные позывные. Уверенно, без иска жений принимает воин текст радиограммы и тут же, записав, передает ее по назна чению. Каждый выход в море является для специалиста первого класса Знаменского, как и для других радиотелеграфистов, хо рошей школой боевой выучки. В этом по ходе воин успешно заменял командира отделения, убывшего в отпуск. В походе отлично выполняли обязанно сти и радиотелеграфисты старший матрос Мацковский, матрос Оленин и другие. Они обеспечивали корабль падежной связью. Радисты настойчиво совершенствуют ма стерство с учетом требовании современно го боя. У РАДИОМЕТРИСТОВ Один за другим над морем гремят зал пы. Стреляет главный калибр. Артиллери сты показали высокую выучку. Задача выполнена успешно. В этом немаловажную роль сыграла умелая и четкая работа радиометристов, которые обеспечивали моряков данными для стрельбы. Старшина 2 статьи Русаков перед вы полнением задачи еще раз проверил рабо ту приборов, напомпил подчиненным обя занности. Матрос Матвеев хорошо освоил свою специальность. Он точно определял кур совые углы цели и передавал данные по назначению. А матрос Мозин, заведывание которого находится в агрегатной, обеспе чивал надежную работу всех приборов. После стрельбы командир отделения подвел итоги. Отметив, что сегодня моря ки действовали успешно, он поставил пе ред ними задачи на очередной выход. ЗОЛОТЫЕ РУКИ Случилось так, что возникла необходи мость заменить шесть штуцеров заборт ной воды. Офицер вызвал командира от деления старшину 2 статьи Николая Си роту и, об’яснив, что предстоит сделать, сказал: — Как вы думаете, кому поручить вы точку новых штуцеров? Работа точная, ответственная, а сроки самые сжатые. — Старшему матросу Федько, — отве тил командир отделения. — Правильно, — согласился офицер. Эту работу смогли бы, конечно, вы полнить и некоторые другие моряки от деления. Но старшина и матросы знают, что лучше Федько, пожалуй, никто не справится с ответственным заданием. Подготовив материал и инструмент, старший матрос Федько приступил к ра боте. Срок еще не истек, а котельные ма шинисты уже получили новые штуцера, изготовленные точно по заказу. Вскоре Федько пришлось (выполнить еще одну срочную и ответственную рабо ту. II с пей воин справился отлично. — У него золотые руки, — говорят моряки про отличника боевой и полити ческой подготовки старшего матроса Ни колая Федько, токаря механической ма стерской корабля. Не раз ему поручали трудные задания, и всегда он с честью выполнял их, тем самым способствуя ус пешному решению задач, стоящих перед лпчным составом корабля. ВЫХОДНОЙ Д ЕН Ь НА РЕЙДЕ План мероприятий на воскресенье был разработан при активном участии коман диров подразделений, политработников, партийного и комсомольского актива. С утра начались репетиции кружков художественной самодеятельности. В куб риках работали красные столы, на кото рых недавно обновилась литература. Мо рякам демонстрировался кинофильм «На дежда». Лейтенант Киселев провел с воинами подразделения электриков беседу о жизни и творчестве великого пролетарского пи сателя А. М. Горького. Беседа сопровож далась показом диафильмов. Группа матросов и старшин во главе с офицером отправилась на экскурсию на берег, а также на другой корабль. Катер ники приняли гостей радушно, многое рас сказали и показали им. Моряки лазали также по береговым скалам, покрытым зеленым мхом, любовались близкой сердцу '•уровой красотой северного края. Доволь нее экскурсией, они возвратились на свой •орабль. В этот же день состоялось еще одно ме- 'оприятие, которое вызвало большой ин терес, — гребные гонки на двадцать ка бельтовых. Состязались между собой команды корабля и катерников. В упорной борьбе победила наша шлюпка, управляе мая лейтенантом Юрием Ивановым. Катер ники отстали от первой шлюпки лишь на 30 секунд. ** БЕСЕДА О ГЕРОЯХ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Моряки корабля широко отмечают пя тидесятилетие первой русской революции. В библиотеке устроена большая выставка произведений о революции 1905— 1907 гг. В кубриках проводятся беседы, оформ ляется наглядная агитация. В походе политработник капитан-лейте нант Климкин провел с артиллеристами беседу, посвященную 50-летию со дня восстания на броненосце «Потемкин». Отмстив, что это восстание — одно из ярких событий первой русской революции, Климкин рассказал о ходе восстания, при вел много фактов, ярко характеризующих революционный дух матросов царского флота, среди которых большевистский ло зунг «Долой самодержавие!» находил са мый широкий отклик. Говоря о причинах поражения восста ния, он отметил, что решающей среди них явилась та, что на броненосце не было сильной большевистской организации, а сами восставшие не проявили достаточной решимости в своих действиях. — Несмотря на неудачу, — сказал Климкин, — восстание на броненосце «По темкин» сыграло огромную роль в разви тии революционного движения в армии и на флоте. Моряки с «Потемкина» первы ми в вооруженных силах водрузили на своем боевом корабле Красное знамя ре волюции. «...Броненосец «Потемкин», — по образному определению В. П. Ленина, — остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка об разования ядра революционной армии». В этом величие подвига потемкинцев. Артиллеристы внимательно слушали рассказ офицера. Советские моряки гор дятся героичеекпм подвигом русских мо ряков. Старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. Н е и с п р а в н о с т ь у с т р а н е н а Корабль несколько суток находился в море. Свирепый ве тер. поднимая огромные волны, с силой ударял их о борт ко рабля, разбивал в тысячи мелких брызг, которые, насыщая воздух, проникали через вентиляционные трубы в машинное отделение и горьковатым привкусом отдавались во рту. Испа рение масла и топлива, высокая температура затрудняли ды хание. От шума работающих механизмов в ушах стоял сплош ной гул, клонило ко сну. Большими усилиями перебарывалось желание хоть на минуту выглянуть из люка, вдохнуть живи тельного свежего воздуха. Но каждый хорошо понимал, что делать этого нельзя. Корабль выполняет боевую задачу, и в любую минуту может поступить сигнал об изменении хода. Старший матрос Темрюков через определенные промежут ки времени обходит главный двигатель, ощупывает нагрев, проверяет поступление масла на трущиеся детали, прислуши вается к работе вспомогательных дизель-генераторов. В штор мовых условиях нужна особая внимательность. Проходя мимо одного из движков, Темрюков заметил, что стрелка на тер мометре выходящей воды показывает температуру выше по ложенной. Хватаясь за одну из стоек, моряк быстро бросил ся к сливной воронке. Но за стеклом, где должна быть сильная струя воды, лишь в такт качке мерно стекали считанные капли. «Помпа забортной воды не работает, — мелькнула тре вожная мысль. — Что же делать?.. Остановить? Нельзя, на грузка большая. Запустить запасную помпу... Нет. не успеют», — одна за одной стремительно проносились мысли. А стрелка на манометре упрямо ползла к красной черте. Тем временем Темрюков. уловив удобный момент, добежал к ящику с инструментом. Быстро перебирая ключп, в полумра ке натыкаясь не на то, что требовалось, наконец, нашел нужный ключ и снова с ловкостью пробалансировал к дизель- генератору. Еле заметными движениями ключа начал отдавать пробку на насосе забортной воды. Через несколько оборотов из-под пробки во все стороны полетели брызги воды. — Ясно, воздух попал в систему, — про себя проговорил Темрюков. Еще через несколько секунд вода побежала ровной струей. Воздух удален. Быстро завернув пробку. Темрюков посмотрел на термометр. Все продолжавшая подниматься стрелка остановилась на одном делении, а еще через несколь ко томительных секунд ожидания медленно двинулась вниз. Облегченно вздохнув, Темрюков вытер ветошыо обильные кап ли пота на лице, взялся за переговорную трубу. Вытащив свисток, слегка дунул в нее. Дождавшись ответа, он доложил об устранении неисправности. Корабль в это время выполнял сложный маневр. Главные и вспомогательные механизмы рабо тали на полную мощность. Главный старшина Д. ГРАБЧАН. О в з а и м н о й п о м о щ и в у ч е б е Я изучал карбюраторный двигатель. Це лыми часами просиживал над чертежами и схемами в часы отдыха. Однако дело продвигалось медленно. В теории стал как будто немного разбираться, а вот на практике не знаю, как подойти к мотору. После некоторого колебания решил обра титься к своему сослуживцу Луневу. «Вот, — думаю, — кто мне поможет стать мастером своего дела». Да не тут- то было. — Какая зависимость между ходом поршня и углом поворота коленчатого ва ла? — спросил я как-то Лунева. — Ты изучаешь, ты должен и знать,— пренебрежительно ответил тот. — Но я сам не могу разобраться. — Ты хочешь без труда все узнать, какой быстрый. Взгляд его словно говорил: «Я то все знаю, а вот ты попробуй сам все по знать». — Вот мой дядя, — продолжал дальше Лунев, — когда был шофером, говорил... Я не буду описывать, что говорил дя дя Лунева относительно механики, потому что ничего в этом нет интересного. На другой день я обратился за по мощью к матросу Бондарчуку. Он обстоя тельно ответил на все мои вопросы. Стех пор я больше не обращаюсь за консуль тациями к Луневу. Матрос Д. ВЕРИЖНИКОВ. Старшина 2 статьи Михаил Фарафонов — умелый воспитатель своих подчи ненных. Он обучает матросов специальности непосредственно у боевой техники. Это способствует более глубокому изучению механизмов. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 2 статьи М. Фарафонов (справа) проводит занятие по специальности с матросом Н. Калашниковым. Фото И. Никишова. На тактических занятиях Вечером после занятии командир подразделения собрал сержантов и подвел итоги боевой учебы за неделю, познакомил их с планами на ближайшие дни. Особенно подробно офицер говорил о намечен ном на следующую неделю полевом занятии. Накануне учения коман дир вновь собрал сержан тов, вывел их в поле и стал планировать занятие. Затем офицер провел ин- структорско -методическое занятие. При этом личный состав отделения младшего сержанта Зарубина демон стрировал выполнение приказов командира. Перед отделением была поставлена задача — ата ковать «противника» в первой и второй траншеях. Для этого необходимо было форсировать реку. Атака. Командир прика зывает: «Отделение, за мной!», поднимает автомат над головой и прыгает в ледяную воду. За ним последовали солдаты. Пре пятствие было преодолено. Воины отделения успешно выполнили задание. — Вот так вы должны действовать и на учении, — сказал офицер серл;ан- там. Вечером сержанты бесе довали с воинами о пред стоящем учении. Утром под походный марш орке стра личный состав под разделения вышел на за нятия. Командир взвода поставил перед отделения ми задачу форсировать ре ку и уничтожить «про тивника» в первой и вто рой траншеях, из которых одна была расположена за рекой, а другая у склона сопки за болотом. Подчиненные младшего сержанта Кошеева действо вали особенно хорошо. Преодолев все препятствия, они подавили две огневые точки и отбили контрата ку. Воины стремительно приблизились к об’екту атаки и овладели им. В атаке личный состав отделения Кошеева строго выдерживал равнение, ин тервалы. А когда командир взвода подал сигнал «ар тиллерийская подготовка», отделение стремительным броском преодолело прост реливаемый участок п с криком «ура» атаковало вторую траншею «против ника». Оборона «его» была сломлена. Сержант Г. ГАЛЕЕВ. К С Т Р Е Л Ь Б Е Г О Т О В Ы В ровике расчета сержанта Нпчппора в этот день особенно чисто. Сверкают на солнце агрегаты. А у воинов торжествен ный «вид. Они подтянуты, аккуратно оде ты. Идет проверка па допуск к выполне нию артиллерийской задачи. Проверяет командир части. Одно из важнейших условии отличной стрельбы — тщательная подготовка к ней материальной части. П поэтому офицер хочет убедиться, умеют ли воины быстро и хорошо проверять н готовить заведы- вания. — Матрос Саутенксв, расскажите, ка кие бывают проверки и когда они произ водятся? Воин начинает рассказывать. Сразу видно, что он знает свое дело. — А теперь об’яснпте, как проверяет» ся счетно-решающая схема прибора. Это уже потруднее. Саутенков несколько секунд размышляет. Материал он знает хорошо. Но нужно продумать ответ. Ведь спрашивает командир части. А он требует, чтобы ответ был точным, кратким, обсто ятельным. Воин быстро собрался с мы слями и начал говорить. — Хорошо, — прерывает его офицер, — дальше продолжит матрос Заглубоц- кий. — Для регулировки нулей следящих систем устанавливаются такие данные.., — в том же тоне, что и его предшествен ник. продоллсает матрос. «Хорошо рассказывает, — думает командир расчета, — а ведь в педалеком прошлом был самый неумелый воин. Не мало пришлось с ним поработать». Офицер ставит вводную. Поджав ручку грубой переброски, наводчик мгповенно развора чивает прибор. Точка отметки в окулярах. Bonn медленно подвотит марку и докла дывает: «Есть!». Щелкает переключатель ориентирования. Одновременно в руках проверяющего щелкает секундомер. Нор матив значительно перевыполнен. Проверка окончена. Приборный расчет отвечал хорошо, работал слаженно. Вои ны готовы к выполнению огневых задач. Командир об’явил им благодарность. В напряженной учебе артиллеристы по вседневно повышают боевое мастерство. Старший матрос В. РОМАНОВСКИЙ. КОРОТКО О УСПЕШНО выдержали экзамен на классность радисты нашего под разделения старшие матросы Ожегов, Миронов и матрос Безверхий. Они стали классными специалистами. Младший сержант А. Кузьмин. о ПЕРЕДОВЫЕ ВОИНЫ Ширяев, Петров и Бушуев добились отличных показателей в боевой и политической подготовке. Старший начальник поощ рил передовиков учебы и службы. Ефрейтор В. Зыков. Это— не мелочь! В порядке содержать матросский рундук На построение матрос Кузьменко опо здал па полторы минуты. После раз вода старшина 2 статьи Смагин строго спросил подчиненного: — Почему опаздываете? Матрос покраснел и виновато отвел гла за в сторону. — Я, товарищ старшина, искал в рун дуке чистое рабочее платье. Пока нашел, пока оделся... Видно было, что матросу стыдно за свою оплошность. — Сейчас идите на свои об’ект, а ве чером будем наводить в вашем рундуке порядок, — и старшипа пошел к месту выполнения работ. После работы старшина Смагин зашел в кубрик. — Приготовить рундуки к осмотру! — приказал он подчиненным. Приказание было быстро выполнено, и каждый стал рядом со своим рундуком. Внимательно проверив состояние рундуков, командир отделения собрал всех матро сов у рундука матроса Кузьменко и об ратился к подчиненным: — Сегодня матрос Кузьменко опоздал в строй. Почему это произошло? Да пото му' только, что вещи своп он хранит неправильно. Посмотрите сюда. Самые необходимые предметы сразу не найдешь, когда нужно переодеться по об’явленнои форме. Много здесь и посторонних вещей, в рундуке не совсем чисто. Так хранить свое обмундирование нельзя. Сами условия корабельной жизни требуют от каждого из пас образцового порядка в большом и ма лом. Чистота и порядок необходимы в эки пажах и служебных помещениях, на бое вых постах и в рундуках. Как видите, на ши кубрики оббрудованы всем необходи мым для нормальной л;изни личного со става, а также для учебы. В кубриках, наряду с койками для отдыха личного со става, имеются вот эти рундуки для раз мещения обмундирования и личных ве щей матросов и старшип. Корабельпый устав требует от всех нас содержать свои рундуки в чистоте и порядке. Согласно корабельным правилам, нельзя хранить в рундуке сырое белье, посторон ние вещи. Рундуки необходимо содержать в образцовом порядке. Это приучает к ак куратности. — А теперь подойдите сюда, — и стар шина Смагин направился к рундуку от личника боевой и политической подготов ки старшего матроса Котова. — Вот как падо содержать свое обмундирование и рундук, — сказал он матросам. — Смот рите, в рундуке старшего матроса Котова все вещи уложены как следует, и ему не приходится терять времени на розыск обмундирования и предметов повседнев ного обихода. — Видите, — продолжал старшипа, — как у Котова в рундуке уложены вещи. На самом дне находится то, что ему тре буется редко. Это постельные принадлеж ности, фотоальбом. Потом — отглаженная форма Л? 3. Свер::у — чистое рабочее платье. Такая укладка обмундирования позволяет старшему матросу Котову, не переворачивая другие вещи, по сигналу быстро переодеться по установленной форме. Опозданий в строй у старшего ма троса Котова, как вам известно, никогда не бывает. — II еще обратите внимание, — об’- яснял старшина, — здесь отдельно от об мундирования в рундуке аккуратно уло жены туалетное мыло, зубпая паста, щет ка, одеколон, бритвенный прибор. Вот так вы все должны содержать свои рундуки. II все будет в порядке. Ясно? — Ясно, товарищ старшина, — отве тил за всех матрос Кузьменко. Старшина 2 статьи Смагин регулярно пал проверять состояние рундука у под чиненного, повседневно приучал его к аккуратности. Благодаря требовательности и контролю командира отделения матрос Кузьменко быстро научился правильно и аккуратно складывать все свои вещи. Следить за состоянием матросских рун дуков — обязанность каждого старшины. Это прививает матросам любовь к поряд ку, к дисциплине. Мичман А. ШЕВЦОВ. В боях за Советскую Родину Отважные советские летчики в годы Великой Отечественной войны, отстаивая честь, свободу и независимость нашей Ро дины, совершили немало славных подви гов. Эти подвиги золотыми буквами впи саны в книгу военной истории советского народа. Никогда не забудет наш народ и бессмертные боевые дела летчиков Севе ра, сражавшихся в воздушных просторах над Кольским полуостровом и водами Ба- ренцова моря. Отважный летчик-североморец Борис Сафонов первым сбил в небе Заполярья вражеский самолет. Сафонов незаметно по дошел вплотную к «Хейнкель-111» и мет кой очередью свалил его на скалы. Этой победой Борис Сафонов открыл боевой счет летчиков Северного флота. Только за первые три месяца войны эскадрилья, которой командовал Борис Сафонов, сбила 52 вражеских самолета. Лично командир эскадрильи меньше чем за год сбил свыше двадцати самолетов противника. За героические подвиги в за щите Советского Заполярья Борис Сафопов еще в 1942 году, одним из первых в стране, получил звание дважды Героя Со ветского Союза! Много храбрости и боевого мастерства проявили в годы войны отважные соколы Севера. Они непрерывно бомбардировали и штурмовали фашистские войска, унич тожая живую силу и технику врага, гро мя гитлеровскую авиацию на ее аэро дромах. Наши истребители перехватывали самолеты противника, навязывали им бои в воздухе п уничтожали их. В воздушных боях в райопе железно дорожной станции Лоухи навеки просла вил себя сын смоленского рабочего 22- летний комсомолец старший лейтенант Ле онид Николаенков. В один из июльских дней 1942 года Леонид Николаенков в четвертый раз вылетел на боевое зада ние. Возвращаясь на базу, он заметил группу фашистских самолетов. Бесстрашный летчик, ни минуты не ко леблясь. вступил в бой один против ше сти. В неравной и ожесточенной воздуш ной схватке он сбил два вражеских само лета. Бой продолжался. Герой подбил еще один вражеский самолет. Спустя несколь ко месяцев после этого памятного боя, Леонид Николаенков имел на своем счету 25 уничтоженных вражеских самолетов. Ему было присвоено звание Героя Совет ского Союза. В небе Заполярья возвеличил славу со ветского оружия член Коммунистической партии капитан Алексей Поздняков. Во главе шестерки наших истребителей он прикрывал подступы с воздуха к Мурман ску. Это было 8 апреля 1942 года. К сме лой шестерке приблизилась группа про тивника в составе 28 вражеских самоле тов. В жарком бою советские летчики сбили шесть фашистских самолетов. В этой двадцатипятиминутной воздушной схватке было совершено три тарана^ один вражеский самолет таранил Алексей По здняков, а два — Алексей Хлобыстов. От важный летчик Севера лейтенант Хлобы стов впервые в истории авиации в одном и том же бою таранил два самолета про тивника одной и той же плоскостью. По сле боя он благополучно вернулся на свой аэродром и отлично посадил машину. Перед вылетом на боевое задание Алек сей Хлобыстов был принят в члены пар тии. Уходя из землянки, где происходило заседание партийной комиссии, он ска зал: «Высокое звание коммуниста оправ даю на деле». П дела подтвердили слова молодого члена партии. Спустя несколько недель после этого беспримерного боя, Хлобыстов в^очередной воздушной схватке над окраиной Мурман ска вновь таранил фашистский самолет. Этот отважный летчик лично и в группе с боевыми товарищами уничтожил в За полярье более 30 самолетов противника. Хлобыстов также был удостоен почетного звания Героя Советского Союза. Эффективным оружием .по уничтожению вражеских транспортов в Баренцовом мо ре была наша торпедоносная авиация. Проявляя мастерство и бесстрашие, севе роморские летчики-торпедоносцы применя ли низкое торпедометание, позволявшее топить врага наверняка. Уже первой тор педой, выпущенной в начале войны летчи- ком-североморцем Гарбузом и штурманом Лариным, был потоплен немецкий тран спорт водоизмещением в 15.000 тонн. Вдали от родных берегов, в самых сло жных метеорологических условиях, ирп снежных зарядах, отважные советские торпедоносцы неутомимо уничтожали вра жеские суда. Однажды североморский лет чик-торпедоносец капитан Андрей Баш- тырков атаковал транспорт противника. Но от вражеского снаряда его самолет за горелся. Тогда отважный летчик комму нист Баштырков и его боевой товарищ сержант Владимир Гаврилов повторили ге роический подвиг капитана Гастелло. Они обрушили горящую машину на вражеский транспорт. Над морем вскинулся громад ный столб воды. Противник был уничто жен. Советское правительство посмертно при своило отважным североморским торпедо носцам капитану Баштыркову и сержапту Гаврилову звание Героя Советского Союза. Героизм и отвага были характерны не только для отдельных советских летчиков, сражавшихся на Крайнем Севере. Героизм и отвага были поистине массовыми и присущи целым авиационным подразде лениям, зорко стоявшим на страже за полярного неба. На всем протяжении Карельского фрон та от Ладожского озера до Баренцова мо ря гремела в годы войны слава Н-ского авиационного подразделения. Оно действо вало в районе Петрозаводска и Медвежье горска, Мурманска и Печенги. За прояв ленную в боях отвагу, стойкость, мужест во, дисциплину и организованность это подразделение было преобразовано в гвар дейское. Летчики его сбили во время вой ны в небе Севера большое число враже ских самолетов. В составе одной гвардейской истреби тельной авиачасти находилась эскадрилья «Комсомолец Заполярья». По почину мо лодых патриотов Мурманска средства на постройку истребителей собрали трудя щиеся Мурманской области. Летчики этой эскадрильи за короткий срок уничтожили в воздушных боях много вражеских само летов. Командовал эскадрильей гвардии майор Громов, участвовавший впоследст вии в штурме Берлина и удостоенный за боевые подвиги во славу Родины почетно го звания Героя Советского Союза. ...Отважные соколы Севера, успешно выполнив свою задачу на первом этапе войны, когда войска Карельского фронта вели оборонительные бои, в полной мере проявили свое возросшее мастерство в пе риод наступательных боев осенью 1944 года, которые имели своей целью полпый разгром врага, пробравшегося в Советское Заполярье. Именно к этому времени за летчиками Карельского фронта и Северного флота уже твердо упрочилась слава мастеров воздушных боев. Они стали безраздельны ми хозяевами в небе Севера. И даже наши враги вынуждены были признать: «Здесь могут летать только русские... тут частые смены погоды, тундра и голые скалы, без дорожье...». Знаменитому десятому удару по врагу, завершившемуся изгнанием врага из Со ветского Заполярья, предшествовало мощ ное артиллерийское и авиационное на ступление. На оборону противника, кото рую оп строил и совершенствовал в тече ние трех лет, были обрушены сокруши тельные удары нашей артиллерии и авиа ции. Советским летчикам пришлось точ ными бомбовыми ударами сокрушать наи более мощную оборону врага. Для того, чтобы пехота получила возможность на ступать на горы Большой и Малый Ка- риквайвишь, нашим летчикам пришлось обрушивать в течение трех часов бомбо вые удары с воздуха на этот сильный- узел сопротивления противника. «Не дать противнику уйти на запад. Уничтожить мост через Петсамо-Поки», — такую задачу получила эскадрилья бом бардировщиков Героя Советского Союза майора Высоцкого. Тщательно подготовив шись к вылету, экипажи разошлись по самолетам. Вскоре наши самолеты подня лись в воздух. Па маршруте группа попа ла в сплошную облачность. Командир принял решение — любыми средствами пробиться к цели. Дальнейший полет пришлось вести по приборам. Вот в разрыве облачности мелькнул островок. Опытному штурману этого было достаточно для того, чтобы произвести необходимые расчеты. И бом бардировщики развернулись над морем. Данные уточнены. Внизу промелькнуло озеро, а затем появилась цель. Бомбы с ведущего самолета полетели вниз. Но команде ведущего отбомбились и другие экипажи. На следующий день наземное командование телеграммой благодарило летчиков за отличную работу. Мост был взорван. Видную роль сыграли в боях за осво бождение Печенги и морские летчики. Не смотря на неблагоприятные метеорологи ческие условия, они использовали малей шее улучшение погоды для нанесения с воздуха ударов по врагу. Морская авиация вместе с кораблями и подводными лодками Северного флота в течение всего периода наступления советских войск блокировала вражеское побережье. Непрерывными ударами авиации, под водных лодок, торпедных катеров по вра жескому флоту и его береговым укрепле ниям Северный флот мешал противнику подвозить морем резервы в район боев, а также все необходимое для снабжения се верной группировки своих войск. Позднее действия нашей авиации препятствовали противнику эвакуировать своп окружен ные части. Меньше месяца продолжались наступа тельные бои в Заполярье. Советские вои ны полностью очистили Крайний Север от фашистских захватчиков. Столица на шей Родины Москва салютовала доблест ным войскам Карельского фронта и моря кам Северного флота, одержавшим славную победу над врагом. В боях за освобождение Советского Заполярья советские летчики с честью выполнили свой долг. Родина высоко оценила ратные подвиги летчиков Севера. За отличные боевые дей ствия они заслужили четыре благодарно сти Верховного Главнокомандующего. На иболее отличившиеся авиационные части удостоились награждения орденами, и им были присвоены почетные наименования «Печенгских» и «Киркпнесских». 14 луч шим летчикам Севера, отличившимся в наступательных боях, Президиум Верхов ного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза. Многие воздушные во ины были награждены орденами и меда лями. Советское правительство учредило спе циальную медаль «За оборону Советского Заполярья». Многие тысячи воинов отме чены этим знаком высокой доблести, му жества и героизма. Строга и величава бронзовая медаль занпггннков Советского Заполярья. На Фоне борзого корабля и танков — боец в полушубке и ушанке с автоматом на груди, а над ним реют два краснозвездных самолета. Эти грозные стальные птицы олицетво ряют активное участие славной советской авиации в героической обороне крайних северных рубежей нашей ве.тикой Родины. Д. НАГОРНЫЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz