На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 июля 1955 г., № 169 (5321) Озадачх по дальнейшемупод'ему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства Доклад товарища И. А . Б У Л Г А Н И Н А на Пленуме Центрального Комитета К П С С 4 июля 1955 года (Продолжение). Осуществление принятых решении позволит улучшить планирование народного хозяйства СССР. Теперь дело во многом зависит от министров и других руководящих работ ников министерств, которые обязаны навести у себя по рядок в деле разработки перспективных и текущих планов развития соответствующих отраслей промышленности. Крупнейшим недостатком в работе нашей промышленно сти является неритмичность производства на предприятиях, неравномерный выпуск ими промышленной продукции. Вот три завода: «Русский дизель» (директор тов. Ряби- нин), «Двигатель революции» (бывший директор тов. Ма сленников, а теперь тов. Лаптев) Министерства тяжелого ма шиностроения и Коломенский паровозостроительный завод (директор тов. Пашин) Министерства транспортного машино строения. Подекадное выполнение месячного плана в сред нем за первый квартал 1955 года на этих заводах харак теризуется следующими данными: Первая декада: «Русский дизель» — 5 процентов, «Дви гатель революции» — 3 процента, Коломенский завод — 6 процентов. Вторая декада: «Русский дизель» — 23 процента, «Дви гатель революции» — 26,6 процента, Коломенский завод — 23,3 процента. Третья декада: «Русский дизель» — 72 процента.^ «Дви гатель революции» — 70,4 процента и Коломенский завод — 70,7 процента. О какой ритмичности в работе этих заводов может идти речь, если почти три четверти месячной программы выпол няется в третьей декаде! Наряду с неритмично работающими предприятиями у нас есть немало фабрик и заводов, где производство организо вано хорошо и ритмичная работа вытеснила штурмовщину. К ним относятся такие крупные заводы, как Горьковский автозавод имени Молотова (директор тов. Строкин) и Москов ский автозавод имени Сталина (директор тов. Крылов). На этих заводах выпуск продукции в первой декаде месяца со ставляет 31— 32 процента, во второй декаде — около 33 процентов и в третьей декаде—© пределах 36— 38 процен тов. О неритмичной работе много уже писалось, говорилось п принималось решений. Однако надо признать, что сущест венного сдвига в этом вопросе мы не добились. Для решения этой задачи нужны не заклинания, а ус транение тех причин, которые порождают неритмичность. Самая главная из них — неупорядоченность материально- технического снабжения промышленности. Предприятия несвоевременно и некомплектно снабжаются металлом, ле сом и другими материалами, а также ' полуфабрикатами и оборудованием. Как правило, во второй половине месяца и особенно в последней десятидневке потребителям отгружает ся наибольшая часть продукции. Внутри же квартала наи большая отгрузка приходится на последний месяц, а в го ду — на четвертый квартал. Во многих случаях у нас установлены неправильные нормативы запасов материалов для предприятий, отсутству ют достаточные заделы полуфабрикатов и часто нарушается сложившаяся в течение ряда лет производственная коопе рация предприятий. Все это лихорадит предприятия, не дает им работать нормально. Следует также считать совершенно неправильным и недопустимым такое положение, когда предприятия-постав щики срывают выполнение взятых на «себя обязательств по поставке потребителям сырья, полуфабрикатов, оборудова ния и не несут за это никакой материальной ответственно сти. Министерства и ведомства создали непомерно много все возможных снабженческих и сбытовых контор и баз, при том без всякого разбора — нужны они или нет. Например, в Куйбышеве зарегистрировано 107 различных сбытовых и снабженческих организаций, в Харькове — 103, в Горьком — 78, в Молотове — 62, в Ярославле — 48. Некоторые министерства имеют по нескольку параллель но действующих снабженческих и сбытовых организаций в одних и тех же городах. Так, в Харькове Министерство строительства СССР имеет 6 снабженческих контор, Мини стерство промышленности продовольственных товаров — 4 конторы и базы, Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности — 4 кон торы. Даже Министерство местной и топливной промышлен ности Украинской ССР умудрилось создать в Харькове 5 снабженческих и сбытовых контор. К этому надо добавить, что при попустительстве фи нансовых органов к промышленным предприятиям прима залось много всякого рода «толкачей» и агентов, услож няющих дело снабжения и сбыта продукции. Неупорядоченность дела снабжения промышленности оче видна. Задача состоит в том, чтобы правильно организовать планирование и снабжение промышленности. В настоящее время по поручению Президиума Центрального Комитета партии.разрабатываются предложения об улучшении этого дела. Особо следует сказать о правах директоров предприятий, а если говорить точнее, — о бесправии директоров. (Голоса: «Правильно»). В настоящее время директор предприятия не имеет пра ва расходовать средства на проведение организационно- технических мероприятий, связанных с внедрением передо вой технологии и рационализаторских предложений. Он ли шен возможности приобретать за счет оборотных средств инвентарь и мелкое оборудование, которые требуются для производственных нужд. Чрезмерно ограничены права дирек тора предприятия в установлении штатов и использовании выделенного фонда заработной платы. Директор завода не может самостоятельно принимать и выполнять заказы дру гих организаций даже в тех случаях, когда на предприятии имеются незагруженные производственные мощности и за каз можно выполнить без ущерба для основной программы предприятия. Имеются и другие вопросы, которые в настоя щее время из’яты из компетенции директора, но право ре шения которых должно быть ему предоставлено. Ограничение прав директоров предприятий приводит к снижению их ответственности за состояние производства. В интересах дела необходимо покончить с негодной практикой, сковывающей инициативу директоров предприятий и не да ющей им возможности быстро и оперативно решать неот ложные хозяйственные вопросы. Директор предприятия, как непосредственный командир производства, должен обладать широкими правами, чтобы вести дело на основе строгого хозяйственного расчета, пол ностью отвечать за рациональное использование всех вы деленных в его распоряжение ресурсов. Есть и еще одно лицо на производстве, авторитет и роль которого необходимо сейчас поднять. Речь идет о мастере. Мастер и начальник участка являются непосредственны ми организаторами производства и труда на рабочих местах, где практически обеспечивается выполнение заданий по производству продукции, улучшению ее качества, росту про изводительности труда и снижению производственных затрат. Между тем многие хозяйственники недооценивают роль ма стера и начальника участка в руководстве производством. Расширение прав директора, повышение роли мастера и начальника участка являются неотложной задачей в про мышленности и строительстве. Говоря о совершенствовании управления промышленно стью, мы обязаны иметь в виду, что одной из основ пра вильного руководства является проверка исполнения при нятых решений. Об исполнении решений партия судит по результатам работы. Она всегда требовала вникать в суть дела, сочетать проверку исполнения сверху с проверкой снизу. Почему у нас до сих пор плохо поставлена проверка ис полнения? Прежде всего потому, что ответственные работни ки министерств и ведомств, по существу, не занимаются этим делом, а перекладывают его на рядовых исполнителей. Другая причина плохой организации проверки испол нения кроется в неправильном понимании многими работни ками ее существа. Проверять исполнение — это значит организовывать людей на конкретное дело, обеспечивать фактическое выполнение директив партии и правительства, предупреждать и исправлять на основе детального изуче ния фактов ошибки, принимать конкретные меры к даль нейшему улучшению работы. Однако проверка исполнения часто сводится к сбору отчетов, составлению всякого рода справок и докладных записок о невыполнении той или иной директивы, того или иного решения. Даже Министерство государственного контроля, Госэконом- комиссия и Министерство финансов во многих случаях про верку исполнения решений партии и правительства прово дят на низком уровне, сводя ее к составлению об’емистых записок «о вскрытых недостатках». И, наконец, еще один злободневный вопрос. Некоторые работники весь смысл руководства видят в многочисленных заседаниях по всякому поводу, что. неред ко вместо, пользы приносит вред. На апрельском совещании работников промышленности директор Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината тов. Морозов жаловался, что заседания и совещания не дают возможности работать на производстве. — У нас в Орехове, — говорил он, — такая заседа тельская суетня, что директору практически некогда рабо тать. Все требуют, чтобы моя персона присутствовала вез де, на всех комиссиях. Пробовал посылать заместителя, обижаются. Насажают нас в маленькую комнату человек 50 и такую повестку заведут — чего только там нет: и о наводнении, и о присуждении знамени, и о борьбе с муха ми... Я, честно признаюсь, что стал делать так: одеваю пальто, ухожу в цех, а сам звоню секретарю, скажите, что заболел. (Смех в зало). Такое положение существует не только в Орехово-Зуеве. Надо с этим покончить. Для того, чтобы улучшить дело управления промышлен ностью, необходимо искоренить канцелярско-бюрократические методы в деятельности министерств и ведомств, сосредото чить основные усилия работников управленческого аппара та на живой работе по организации производства, покончить с заседательской суетней. Надо продолжать работу по улуч шению структуры управления промышленностью, имея в виду приближение аппарата управления к производству и его удешевление. Необходимо улучшить дело планирования, ликвидировать недостатки в организации материально-технического снаб жения предприятии, осуществить необходимые мероприятия по расширению прав директоров предприятий, повышению авторитета и роли мастера на производстве. Следует повысить персональную ответственность началь ников главков, управляющих трестами, директоров предприя тий за точное выполнение возложенных на них обязанно стей по руководству производством, организовать по-на стоящему выполнение решений партии и правительства, бы стро и оперативно устранять выявленные недостатки в деле управления промышленностью. VI. УЛУЧШИТЬ РАБОТУ С РУКОВОДЯЩИМИ КАДРАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Наша партия придавала и придает первостепенное зна чение работе с руководящими кадрами и специалистами промышленности. За годы Советской власти в нашей стране проделана огромная работа по подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Выращены не десятки и не сотни тысяч, а миллионы квалифицированных специа листов. Если в 1913 году количество специалистов с выс шим и средним специальным образованием в России не до стигало и 200 тысяч человек, то сейчас специалистов, име ющих высшее и среднее специальное образование, у нас насчитывается свыше 5 миллионов человек. Кадры у нас есть и их достаточно. Задача сейчас со стоит в том, чтобы правильно использовать специалистов, лучше с ними работать. Особое внимание мы должны уде лять молодым специалистам. Следует, однако, признать, что далеко не во всех министерствах и предприятиях к моло дым инженерам и техникам относятся правильно, по-госу дарственному. Значительную часть молодых инженеров и техников ми нистерства и ведомства направляют не на производство, а в аппарат, в научно-исследовательские институты, проектные организации и отделы заводоуправлений, лишая тем самым молодых специалистов возможности изучать на практике производство, технику, заводскую жизнь. В дореволюционной России молодым инженерам и тех никам, не работавшим на производстве, был, как правило, закрыт доступ в аппарат управления и в проектные орга низации. Каждый молодой инженер и техник, окончивший учебное заведение, обязан был поработать на производстве. Такой же порядок существует и теперь в капиталистиче ских странах. Это неплохое правило и нам тоже надо его соблюдать. У нас большое количество работников научно-исследова тельских и проектных институтов совершенно не пмеют производственного опыта. Например, почти половина науч ных сотрудников^ Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. Государственного института по проектированию технологических процессов заводов строительной индустрии Министерства строительного и до рожного машиностроения и многих других научных учреж дений не работали на производстве. Госплан СССР, министерства и ведомства плохо ведут работу по планированию подготовки специалистов, не имеют обоснованных расчетов и перспективного плана. В резуль тате этого по ряду важнейших специальностей имеется несо ответствие между подготовкой специалистов и фактической потребностью в них. Большинство *высших учебных заведений, готовящих кадры для промышленности, сосредоточено в центральных и южных районах Европейской части СССР, нередко вдали от соответствующей промышленной базы. В восточных районах страны высших учебных заведений вообще недостаточно. Такое ненормальное положение необходимо исправить. Нельзя признать правильным сложившееся в промыш ленности соотношение между количеством инженеров и тех ников. На одного инженера у нас в среднем приходится ме нее двух техников. К сожалению, такое положение мало вол нует руководителей министерств, которые предпочитают по давать в Госплан завышенные заявки на инженеров, чем го товить техников. Не упорядочены планирование и учет административно- управленческого персонала на предприятиях. За последние годы в плане по труду в промышленности не выделяется ка тегория служащих. В то же время планируется и учиты вается такая категория, как админнстрзтивно-управленче- ский персонал, куда включаются не только служащие, но и часть инженерно-технических работников и младшего об служивающего персонала. Надо сказать, что само понятие «административно-управленческий персонал» является недо статочно ясным. Например, в машиностроительной промыш ленности инженер, работающий в отделе трудя и заработной платы заводоуправления, относится к административно-уп равленческому персоналу, а инженер-нормировщик, работаю щий в этом же отделе, к административно-управленческому персоналу не относится, диспетчеры, работающие в цехах, так же. как и диспетчеры заводоуправлений, относятся к административно-управленческому персоналу, хотя цеховые диспетчеры непосредственно связаны с производством. Ясно, что такое положение ненормально и его надо скорее испра вить. И, наконец, о текучести руководящих кадроз. На многих предприятиях руководящие работники меняются слишком часто. В угольной промышленности, например, ежегодно сме няется около 40 процентов начальников и главных инжене ров шахт и до 50 процентов начальников участков. Нет на добности доказывать, как это отрицательно сказывается на производстве. Для улучшения работы с руководящими кадрами и спе циалистами промышленности необходимо повысить ответст венность руководителей министерств, ведомств и местных партийных органов за правильный подбор, расстановку и Боепитание кадров, добиться того, чтобы все предприятия возглавлялись людьми, хорошо знающими свое дело, пра вильно ориентирующимися в технике и экономике производ ства. способными обеспечить внедрение новой техники и неуклонный рост производства. Надо смелее выдвигать на руководящую работу наибо лее способных молодых специалистов, установить, чтобы молодые специалисты по окончании учебного заведения, как правило, направлялись на производство. Надо принять меры к улучшению использования пнже- нерно-технических работников, решительнее переводить специалистов из управленческого аппарата на производство. Необходимо покончить с частой сменяемостью руководя щих работников и взять твердый курс на создание постоян ных, устойчивых кадров во всех отраслях промышленности. Мы обязаны постоянно помнить, что улучшение работы с кадрами является решающим условием дальнейшего под’е ма и развития промышленности. VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН — ЗАКОН ДЛЯ КАЖДОГО МИНИСТЕРСТВА, ГЛАВКА, ПРЕДПРИЯТИЯ Одним из важнейших преимуществ социалистической системы хозяйства перед капиталистической является пла номерное развитие народного хозяйства. Развивая хозяйство по плану, социалистическое государство имеет возможность обеспечивать непрерывный, быстрый и всесторонний рост производства, наиболее полно удовлетворять потребности на рода. План в руках Советского государства является могучей силой, организующей и направляющей труд миллионов лю дей. И. В. Сталин указывал: «Наши планы есть не планы- прогнозы. не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов п которые опреде ляют направление нашего хозяйственного развития в буду щем в масштабе всей страны». Большинство наших хозяй ственных руководителей глубоко осознало эту истину, и план стал для них законом. Установленные государственным планом задания по развитию промышленности у нас из года в год не только выполняются, но и перевыполняются. Но было бы ошибкой не видеть за общими положитель ными показателями работы промышленности многочислен ных фактов невыполнения плана отдельными предприятия ми п даже целыми отраслями промышленности. Удельный вес предприятий, не выполняющих годовых планов, составлял: в 1951 году 31 процент, в 1952 году 39 процентов, в 1953 году 40 процентов, в 1954 году 36 про центов. Таким образом, за годы пятой пятилетки свыше од ной трети предприятии не выполняли установленных для них государственных планов. Мы не можем быть равнодуш ными к таким фактам. Вспомните, товарищи, как строго от носился к нарушителям государственной дисциплины Владимир Ильич Ленин. Мы также должны по-ленински, непримиримо относиться ко всякому работнику, по вине ко торого срывается выполнение государственного плана. К сожалению, у нас еще есть такие хозяйственники, ко торые забывают, что план — это закон, а если и вспомина ют об этом, то только для того, чтобы поступить с ним по рецепту щедринского персонажа, сочинившего устав «О не- стеснении градоначальников законами». Первый и единст венный параграф этого произведения гласил: «Ежели чувстт вуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв опый со стола, положи иод себя. И тогда все сие, сделавшись не видимым, много тебя в действии облегчит». (Оживление в зале. Смех). Разумеется, в наше время такого рода «деятелей», пре небрегающих интересами государства и не питающих ува жения к государственному плану, нельзя подпускать к ру ководству промышленными предприятиями. А между тем находятся руководители министерств, которые своей широ кой спиной прикрывают обанкротившегося руководителя предприятия и тем самым подрывают государственную дис циплину, дезорганизуют работу промышленности. Приведу такой факт. В Алтайском крае имеется Михай ловский содовый комбинат Министерства химической про мышленности, который три года подряд не выполняет пла-’ на. Его руководители— директор тов. Микитон и главный инженер тов. Митюков — оказались явно неспособными вы вести комбинат пз прорыва. Однако ни Министерство, ни местные партийные органы не приняли мер к укреплению руководства комбината. Тогда рабочие, обеспокоенные судь бой своего предприятия, на профсоюзной конференции в фев рале нынешнего года приняли решение просить Министра химической промышленности тов. Тихомирова рассмотреть вопрос о соответствии руководителей комбината занимаемым должностям. Рабочие проявили большое беспокойство за ра боту своего предприятия, встали на защиту интересов госу дарства. Но не к чести Министерства химической промыш ленности и министра тов. Тихомирова следует сказать, что вопрос об укреплении руководства комбината и до сих пор не решен. Значит, дело не только в том, что во главе предприятия стоит малоспособный, бездеятельный человек, но и в том, что некоторые министры и партийные организации смотрят на это сквозь пальцы, мирятся с нарушением государствен ной дисциплины. Можно привести немало примеров, когда предприятия одной и той же отрасли, находящиеся в равных условиях, имеют различные показатели работы: одни успешно выпол няют план и ведут хозяйство рентабельно, а другие отстают в выполнении плана и работают с большими убытками. Имеющиеся в Центральном Комитете факты наглядно по казывают. что если мы сумеем подтянуть отстающие пред приятия до уровня передовых, то добьемся значительного увеличения выпуска продукции с наличных производствен ных площадей. Крупным недостатком в работе промышленности являет ся еще не изжитая до сих пор порочная, крайне вредная для народного хозяйства практика невыполнения плана про изводства по номенклатуре. Многие руководители министерств и ведомств, фабрик и заводов не уделяют достаточного внимания этому важному вопросу. Так, Министерство черной металлургии при пере выполнении плана 1954 года по прокату в целом на 173 тысячи тонн недодало 155 тысяч тонн дефицитных профи лей крупносортного и мелкосортного проката, 85 тысяч тонн катанки, 25 тысяч тонн катаных колес. Не выполняет плана по установленной номенклатуре из делий и ряд отраслей машиностроения. Министерство тяжелого машиностроения, перевыполнив план 1954 года по продукции в целом, не выполнило плана производства металлургического оборудования, кузнечно прессовых машин, отдельных видов под’емно-транспортного оборудования, дизелей, газогенераторных двигателей. Ми нистерство станкостроительной и инструментальной промыш ленности перевыполнило план 1954- года по общему количе ству металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин в целом, но не выполнило плана по наиболее важным видам тяжелых и уникальных станков и кузнечно-прессового обо рудования. Перевыполнило план прошлого года по продукции в це лом и Министерство электротехнической промышленности. Между тем задания по производству таких важных и край не необходимых для народного хозяйства видов продукции, как электродвигатели мощностью свыше 100 киловатт, си ловые трансформаторы, генераторы к паровым и гидравли ческим турбинам, министерство значительно недовыполнило. Можно было бы привести много подобных примеров и по другим отраслям промышленности. Нельзя забывать о качестве выпускаемой продукции. Государственный план можно считать выполненным только тогда, когда качество произведенной продукции отвечает установленным требованиям. Однако многие предприятия при попустительстве руководителей министерств выпускают продукцию низкого качества, чем наносят большой ущерб государству. Так, Мицистерство угольной промышленности в 1954 году поставило народному хозяйству уголь с золь ностью, почти на 2 процента превышающей зольность уг ля, поставленного в 1940 году. Это означает, что вместо угля потребители получили 6 миллионов тонн пустой поро ды, на перевозку которой потребовалось 6 тысяч железнодо рожных составов. Имеется такой порок и в нефтяной промышленности. Ее предприятия отпускают потребителям нефтепродукты, не стандартные по фракционному составу и температуре вспы шки. Все еще неблагополучно с качеством продукции в ме таллургии, в машиностроении и в отраслях промышленности, производящих предметы народного потребления. ' Пора покончить с этим крупным недостатком в работе промышленности. Надо сттюго наказывать тех. кто прене брегает качеством продукции и тем самым грубо попирает интересы государства и населения. В борьбе за качество продукции большую роль призваны сыграть партийные ор ганизации. К сожалению, многие из них слабо занимаются этим большим государственным делом. Многие работники промышленности ослабили внимание к экономике производства. Это видно из того, что за послед ние годы задания по снижению себестоимости продукции не выполняются. В плане на 1953 год было предусмотрено снизить себестоимость промышленной продукции на 6 про центов по сравнению с 1952 годом, а фактически себестои мость снижена на 5,1 процента. По плану 1954 года сни жение себестоимости должно было составить 4,7 процента, а фактически составило 3,9 процента. За последние два го да более половины всех промышленных предприятий союз ного подчинения не выполнило планов по снижению себе стоимости продукции. План накоплений в промышленности за 1954 год недовыполнен на 9 миллиардов 600 миллионов рублей. Одной из причин невыполнения предприятиями заданий по снижению себестоимости продукции является брак в производстве. В целом по союзной промышленности потери от брака составили в прошлом году более 3 миллиардов руб лей. Наиболее неблагополучно в этом отношении обстоит дело на предприятиях Министерства радиотехнической про мышленности, Министерства машиностроения и приборо строения, Министерства станкостроительной и инструмен тальной промышленности и Министерства промышленности строительных материалов. Министерства и Главные управления не принимают должных мер к тому, чтобы обеспечить выполнение планов накоплений каждым предприятием и даже нарушают основ ные принципы хозяйственного расчета предприятий. Мини стерства и Главные управления часто изымают сверхплано вые прибыли и часть оборотных средств у хорошо рабо тающих предприятий и за их счет восполняют недостаток оборотных средств у плохо работающих предприятий, созда вая тем самым видимость финансового благополучия послед них. Такая практика кредитования и финансирования от стающих предприятий за счет передовых несовместима с хозяйственным расчетом. Центральный Комитет партии и Совет Министров обсу дили эти нарушения принципов хозяйственного расчета, признали неправильной сложившуюся практику кредитова ния предприятий и установили особый, более жесткий ре жим кредитования и расчетов для предприятий, не выполня ющих заданий по снижению себестоимости продукции и пла нов накоплений. Государственному банку СССР предоставлено право об’- являть неплатежеспособными те предприятия, которые на протяжении шести месяцев после перевода их на особый ре жим кредитования и расчетов продолжают не выполнять планов накоплений или допускают сверхплановые убытки. Следует укрепить государственную дисциплину. Надо решительно покончить с либеральным отношением к нару шителям государственной дисциплины, не останавливаясь перед тем, чтобы снимать с занимаемых постов работников, не способных управлять главком, предприятием, заменяя их знающими дело и энергичными организаторами производства. Задача состоит в том, чтобы в промышленности не бы ло ни одной отстающей отрасли, ни одного отстающего предприятия. VIII. УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТКИ В РАЗМЕЩЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В СТРАНЕ Задача дальнейшего мощного развития нашей социали стической промышленности неразрывно связана с вопросом о правильном размещении производительных сил в стране. Надо сказать, что этот вопрос имеет для нас исключительно важное значение. В дореволюционной России свыше трех четвертей про мышленной продукции производилось только в четырех районах: Московском, Ивановском, Петербургском и на Ук раине. Заводы Донбасса и Приднепровья в 1913 году дава ли 73 процента производимого в стране чугуна. До 87 про центов добычи угля было сконцентрировано в Донбассе. Во сточные же районы страны с их исключительно мощными сырьевыми и энергетическими ресурсами оставались вне промышленного развития. За годы Советской власти, как известно, проделана большая работа по улучшению размещения промышленно сти СССР. В период довоенных пятилеток, в результате осу ществления политики индустриализации страны, приближе ния промышленности к источникам сырья и районам потреб ления. быстрыми темпами стала развиваться промышлен ность восточных районов СССР. Во время Отечественной войны и в послевоенные годы промышленность этих райо нов получила еще большее развитие. В 1954 году в восточных районах было произведено около трети всей промышленной продукции страны, добыто (Лро|пш>инасм.ш-З-й тХ I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz