На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

16 июля 1955 г., № 167 (5319) Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Боевой наступательный дух Швартовы поданы л прочно закрепле­ ны, связав корабль с берегом. Спускаюсь с мостика, а вдоль борта нашего и сосед­ него корабля уже вытянулась цепочка .матросов и старшин. Пока еще торопливо, а поэтому местами не совсем связно, но живо, воины рассказывают боевым друзь­ ям о только что завершенном походе. Энергично жестикулируя, горячо говорит о чем-то товарищам старшина 2 статьи Валюшко. Много лет назад вот так же долгождан­ ные возвращались мы из боевых походов и каждый из нас глубоко переживал со­ бытия, ликовал победу и вновь рвался в бон за Советскую Родину-млть. И чем ожесточенней в ходе сражении был враг тем сильней испытывали мы любовь i дорогой Отчизне. Светлые цели, стоящие перед нами, порождали боевой наступа­ тельный порыв. Морями крепли и мужали в жарких сражениях и напряженной уче­ бе, были в состоянии пойти на все ради победы. Они приобретают мастерство, за­ каляют свою волю и воспитывают физи­ ческую выносливость в суровых походах в наши дни. Боевой дух живет в сердцах воинов. Они в любую минуту готовы вы­ полнить любой приказ партии и прави­ тельства. Недавно секретарь партийной организа­ ции предложил мне провести с личным со­ ставом беседу «Учиться побеждать силь­ ного и технически оснащенного против­ ника». Подготовился. Пришел в кубрик и, когда разговорился, сразу почувствовал, как жадно ловят матросы и старшины каждое слово о бое, как жарко горят их молодые глаза. Не простое любопытство проявляли они, не занимательность эпи­ зодов увлекала их, а опыт использования оружия и техники в различных условиях. Они делали из сказанного практические выводы. Январской ночыо 1945 года мы пото­ пили гитлеровскую подводную лодку. Ра­ диометристы обнаружили ее на значи­ тельном расстоянии, но артиллерийские средства нашего корабля были недоста­ точны для того, чтобы быстро уничтожить противника. А моряки горели желанием во что бы то ни стало победить врага. Командир приказал идти на сближение, и корабль, разрезая кромешную тьму, уст­ ремился вперед. Когда до лодки осталось кабельтов двенадцать, ее увидели сигналь­ щики. й тотчас артиллеристы открыли огонь, а командир увеличил ход до самого полного с целью нанести фашистам та­ ранный удар. Лодка не успела погрузиться. Уже по­ рядком поврежденная, она испытала сильный удар. Под килем корабля заскре­ жетало, корма лодки поднялась над водой, обнажив еще вращающиеся винты. Я в это время был на мостике. — Товарищ старший лейтенант, якорь бы на нее сбросить, — ни с того ни с се­ го предложил мне один из сигнальщиков. Остатки вражеской лодки уже скры­ лись под водой. Мы развернулись и сбро­ сили на это место серию глубинных бомб. С гитлеровцами все было покончено. Как ни напряязены были нервы моря­ ков, как ни велико испытание воли, — радость победы одержала верх над всеми остальными чувствами. Воины выражали удовлетворение свершившимся. Дух насту­ пательного порыва вылился в стремление любыми средствами уничтожить врага. Огневой, таранный и бомбовый удар и да­ же случайно возникшая наивная мысль матроса-сигнальщика «сбросить на лодку якорь» — все подчинялось единой цели — победить! Намерения моряков осуще- Ьтвились. В этом успехе — совокупность Офицер В. ГОНЧАРОВ . четкой организации службы корабля, _ стойкость и вынос­ ливость его экипажа. Молодые матросы не воевали и имеют представление о боевых подвигах по про­ читанному и услышанному. Но они все­ сторонне готовят себя к активным действи­ ям. Пх интересуют подробности, раскры­ вающие возможность успешной борьбы с превосходящими силами противника. Та­ кими япляются бдительность радиометри­ стов, а равно сигнальщиков и всех наб­ людателей верхних боевых постов, мет­ кость и скорострельность артиллеристов И др. Но службе воинов можно судить, какие они делают для себя практические выво­ ды. Командир отделения радиометристов Байдин творчески обучает и воспитывает подчиненных. Его отделение — передовое в части. Это подтвердила проведенная не­ давно проверка методики тренировок. В то время, как у некоторых других стар- шпн «не хватило» вводных на время тренировки, у Байдила все было рассчита­ но точно. Все команды требовали иници­ ативных, творческих действий. Ноистпне мастерски проходит здесь боевая учеба. Опыт моряка заслуживает внимания. Мы посоветовали ему подготовить и провести показательное учение. Байдин и его подчиненные — классные специалисты. Они бдительно ведут наб­ людение в походах и своевременно обна­ руживают цели. А работать подчас прихо­ дится много часов подряд в сильную кач­ ку, в условиях радиолокационных помех. Это ли не подвиг в наши дни?! Сигнальщик старший матрос Маневский в походах учится определять корабли и самолеты по различным приметам. Он всегда раньше всех обнаруживает все об’екты на море и в воздухе. Недавно мо­ ряк на предельном расстоянии увидел учебную торпеду. Он знает — визуальное наблюдение самое надежное и достоверное. Без него нет наблюдения. Подчиненные специалист» второго клас­ са Валюшко в плохую видимость без заме­ чаний провели стрельбу. Каждый из них, выполняя свои обязанности, перевыпол­ няет нормативы. На боевом посту не было поломок. Старшина башни большое значение уделяет отработке взаимозаменяемости. В результате наводчик матрос Башилов спо­ собен хорошо выполнять обязанности за­ мочного, снарядный старший матрос Хоро- шилов — наводчика и замочного и т. д. таршина 2 статьи Валюшко предложил снарядному п зарядному, занимаясь своим делом, выполнять функции замочного. По­ сле некоторых тренировок воины без за­ мочного смогли обеспечивать нормальный темп стрельбы. Отличники боевой и политической под­ готовки матросы Селютип и Рыков подве­ ли котельную воду от котлов к химической лаборатории. Такая рационализация даст возможность всегда знать качество воды, что очень ценно в условиях боя. С каждым днем моряки повышают свою политическую сознательность и боевую выучку, совершенствуют приемы и мето­ ды се боевого использования. Крепнет ве­ ра воинов в свои силы и оружие. Они всегда готовы сразиться с сильным и технически оснащенным противником и победить его. Дух славных боевых традп- ций живет и развивается в мирных пях. в ходе напряженном учебы. З о д ошЫе ше в р о н Ь Так закаляется воля Каждый год на ко­ рабль приходят моло- дыг матросы. Они _ неловко спускаются по трапу, несмело и в то же вре мя с жадным любопытством рассматри вают орудия, шпиль, вьюшку с намотан ным на нее тросом — все, что находится на палубе. Мпого раз приходилось мне наблюдать такую картину, и всегда она вызывала приятное волнение. Это те кто приходит на смену опытным морякам чьп силы и молодой задор надо суметь направить но самому подходящему пути — к боевому мастерству. П всегда, когда я смотрю на новичка, в голове невольно проносятся мысли: «Смогу ли я воспи­ тать его таким, каким был его закален­ ный в штормах предшественник, а еще раньше бывавший в боях моряк». Неумелым, как и все новички, прибыл к нам матрос Дурихин. Я проводил тогда политзанятия и на очередном из них рас­ сказал подчиненным о ратном труде ко­ тельных машинистов в годы Великой Оте­ чественной войны. Вспомнился эпизод том, как старшина \ статьи Капралов со старшими матросами Маловым и Несовым устраняли полученное в бою поврежде­ ние, разбирали и чинили магистрали, находясь по пояс в ледяной забортной во­ де. Они обеспечили бесперебойную работу котла и других механизмов и осушили отсек. Дурихин слушал это, и лицо его посте­ пенно меняло выражение. Черты его, казалось, становились лгестче. Значит, матрос понял, что и он доллген приучить себя преодолевать любые трудности, про­ никался решимостью упорно готовить се­ бя к тяжелой матросской службе и бое­ вым действиям. Первый же поход явился для воина серьезным испытанием. Море штормило, и стоять на подвахте было трудно. Я видел ч- матрос крепился. А когда ему стано- Мичман А. КОВАЛЕНКО . и он вится невмоготу чувствуется, что __ может не выдержать, приглашаю подчи­ ненного к смотровому окну и начинаю об’яснять, как лучше регулировать в топке пламя, как поступать при измене­ нии режимов работы. Знаю, сначала у воина, кроме желтых искр, мелькают в глазах и зеленые. Но он делает усилие над собой и заставляет себя вникнуть в суть дела. От мыслей о качке он отвле­ кается. Со временем моряк закалился, стал ма­ стерски нести вахту на горении. В одном из учебных походов нас застал шторм. Ходить по верхней палубе было невоз­ можно. Смельчака, появившегося наверху, тотчас унесло бы за борт. Дурихину пришлось тогда в течение двенадцати ча­ сов бессменно обеспечивать горение в котле. Моряк стойко перенес большую физическую нагрузку. Он ни на мгнове­ ние не снижал бдительность, следил за бездымностью плавания. Нет сомнения, что воин никогда не спасует перед труд­ ностями. Такие всегда побеждают в же­ стокой схватке с врагом. Мастерство приходит в результате на­ стойчивой учебы. И в этом Дурихин проя­ вил волю. Он стал специалистом второго класса и сейчас уже дублирует команди­ ра отделения. Волевым и умелым моряком стал стар­ ший матрос Бармин. На тренировках по борьбе за живучесть отсека и технических средств он действует энергично и споро- висто. Поработаешь с такими, как Дурихин и Бармин, и видишь — они способны на такие же славные дела, как те воины, вместе с которыми мы сражались в годы (ВОЙНЫ. Вы его не раз, конечно, видели... Мичман невысок и седоват. Ордена на темносинем кителе, Три шеврона золотом горят. Это он ср аж ал ся у Рыбачьего, Прорывался к дальним берегам, Это он снарядами «Гремящего» Наносил удары по врагам. Это он своей торпедой меткою, Корабли фашистские топил. Это он с леоновской разведкою Через все преграды проходил. Это он оставил славу прочную В шумных городах заморских стран. А потом остался на сверхсрочную , Не расстался с морем ветеран. У него теперь забот прибавилось—* Передать не шутка мастерство. И не зря на целый флот прославилось Все подразделение его. Это он доходчиво, умеючи Молодых матросов обучал, Это он входил в любые мелочи, Каждый недостаток подмечал. Это он учил матросов твердости, Это он им говорил всегда О родных морях, о флотской гордости, О тяжелых воинских трудах. М оряки — второе поколение Слушают с горячим блеском глаз О морских походах и сражениях Мичмана бесхитростный рассказ. Слушают о тех боях, что пройдены. И суровой простотой встает Слава боевая светлой Родины, Та, что к новым подвигам зовет. Ветеран... Его вы часто видели Ордена, нагрудных знаков ряд. Н а военном темносинем кителе Три шеврона золотом горят. Офицер И. КОРОБОВ. М А С Т Е Р С Т В О Когда молодые воины просят меня рас­ сказать о войне, то из длинного ряда со­ бытий тех лет особенно ярко встает в моей памяти один бой. Десятки фашистских самолетов налетели на батарею. Зем­ ля содрогнулась от взоывов бомб. Осколки, камни, песок пада­ ли у самых ног зенитчиков. Хотелось лечь, прижаться поплот­ ней к сухой земле. Но пи один воин не отошел от орудия. Командир расчета сержант Попушип ровным спокойным голосом отдавал приказания. В такой обстановке действовать было очень трудно. А ведь пужно было не просто вести огонь, а стрелять метко, точно по фашистским самолетам, которые носились над батареей, словно шмели. Здесь помогло мастерство. Не зря проводили мы у ору­ дий долгие бессонные ночи. Попушпн всегда учил зенитчиков готовиться к бою задолго до него. П несмотря на проливные дожди, снежные заряды. Старшина И. БАЗЫКИН. сильные морозы, проводил тренировки у орудия. Тогда, помнится, некоторые даже роп­ тали: — Зачем такие длительные тренировки, ведь бон будет короче, быстрее. А стре­ ляем мы и так неплохо. Но когда завязался этот бой, все с благодарностью вспоминали о тренировках. Как пригодились они! Наше орудие сбило два фашистских бом­ бардировщика. Сейчас порою молодые воины тоже го­ ворят: — Ну зачем так долго тренироватгяя. Вот в настоящем бою мы покажем себя. Эти товарищи, видимо, забывают о том, что военный подвиг рождается в мирное время, в период долгой, напряженной, будничной, на первый взгляд, учебы. Вот сержант Еремин. Волевой, энергич­ ный командир расчета, он добился того, что его орудие стреляет без промаха. А сделать это сейчас не так-то легко— авиа­ ция обладает исключительно высокой ско­ ростью полета и большим потолком. Тех­ ника далеко шагнула вперед, и вести огонь стало труднее, чем в годы войны. Значит нужно добиться очень точной, четкой ра­ боты всех зенитчиков. Если хоть один но­ мер расчета будет действовать не с пол­ ной отдачей, то это скажется на скоро­ стрельности. Боевой расчет Еремина бо­ рется за сокращение подготовки орудия к Командир отделения радистов Алек­ сандр Никишин — один из передовых старшин корабля. Он научил подчинен­ ных отличному знанию своей специально­ сти и несению вахты в условиях радио- помех. Его служба на корабле отмечена мно­ гими благодарностями. внеочередным краткосрочным отпуском и ставится в пример другим морякам. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 2 статьи А. Никишин за приемом радиограммы. Фото И. Никншова. открытию огня, экономит секунды и доли секунд, что приводит к повы­ шению скорострельности. Конечно, во всем здесь главную роль играют натренирован­ ность личного состава, его умение и сноровка. Недавно этот расчет проводил стрельбу по быстролетящим на большой высоте целям. Итог превзошел все ожидания. Зенит­ чики поразили цель с первых же выстрелов. В расчете много мастеров своего дела. Особенно отличился наводчик матрос Ме- дпшаускас. Сержант Еремин, пе жалея личного времени, учит молодых воинов, выбирая для тренировок наиболее трудные условия. — Чем сложнее обстановка, чем тренировка упорнее, тем больше пользы опа даст, — часто говорит командир своим под­ чиненным. Добрая слава идет па батарее п о матросе Силкине. благо- ■ даря помощи которого многие зенитчики стали мастерами меткого огня. Часто наши воины думают о подвиге — высшем проявлении любви к своей вели­ кой Отчизне. Но не все считают, что под­ виг можно совершить сейчас. Правда, под­ виг мирного времени, на первый взгляд, не так ярок, как, скажем, бессмертный бро­ сок Александра Матросова, но и он требует большой самоотверженности. Что значит совершить подвиг сейчас, в мирное время? Это значит проявить высокое мастерство, умение отлично действовать в любой обста­ новке. в любых условиях. П приходят эти качества в упорном, напряженном труде. Кто хорошо стреляет в мирное время, тот и в настоящем бою будет вести огонь без промаха. Часовые заполярного неба зорко охра­ няют родные воздушные просторы. Орудия, грозно застывшие в двориках, всегда го­ товы открыть меткий сокрушительный огонь по врагу, если оп вздумает посяг­ нуть на нашу Отчизну. Родина в сердце матросов! Во имя ее могущества они изо дня в день повышают свое боевое мастер­ ство, в напрял;енных учебных буднях го­ товят будущие латные подвиги. ТО Л Ь К О «Ф А К ТЫ В одпом пз штормовых походов стар­ шина 1 статьи Валентин Лупик, рискуя жизнью, бросился в воду, что­ бы спасти офицера. За мужество и самоотверженность Главнокомандующий Военно-Морскими Силами наградил моряка именными ча­ сами. ☆☆☆ Подвиг Сапш Ковалева повторил в мирные дни катерник матрос Брусни­ чин. Он собственным телом зажал лоп­ нувший трубопровод и тем самым обес­ печил катеру заданный ход. а л о Сигнально-наблюдательный пост, где. старшиной главный старшина Борис Кидунев, является отличным. Все под­ чиненные Кидунева — специалисты высокого класса. ■fr -tr ir Подводная лодка офицера Лозовского совершила длительный поход в слож­ ных условиях. Она долгое время находи­ лась в подводном положении. Северо­ морцы показали себя мужественными, выносливыми моряками. Весь личный состав подводного корабля награжден Министром Обороны ценными подарка­ ми. * * -й Зенитная батарея, которой командует офицер Сергеев, добилась больших ус­ пехов в огневой подготовке. Все воины этого подразделения награждены на­ грудными знаками. ☆ it h Офицер Грунцев всегда тщательно готовится к полетам. С отличными оценками летчик выполняет каждое задание командира. * ☆* На одном из занятий, в силу сложив­ шейся обстановки, серьезной опасности подвергся матрос Симаченко. Рискуя собственной жизнью, ему помог матрос Кудрявцев. При этом жпянь самого Кудрявцева во многом зависела от ре­ шительности действий Симаченко. Ма­ тросы действовали хладнокровно, смело и решительно. Они успешно решили задачу, поставленную командиром... * * * Рыболовецкая шхуна потеряла ход, ее дрейфовало к скалам. С корабля, сигнальщики которого заметили судно, терпящее бедствие, был спущен катер. Преодолевая шторм, моряки катера под командованием лейтенанта Крылова спасли рыбаков. ■й: 1t ir Необходимо было взять с отдаленного поста тяжело больного и срочно доста­ вить его в госпиталь. В непогоду ко­ рабль вышел из базы. Подойти к бере­ гу было нельзя. Тогда спустили шлюп­ ку под командой главного старшины Трегубова. Ее бросало со стороны в сто­ рону, грозя разбить о камни, но шлюп­ ка шла вперед. Трегубов вброд в ледя­ ной воде добрался до берега и на плечах перенес больного. Приказ командира был выполнен. •ь * * Мужество во время шторма проявил старший матрос Акимов. Рискуя быть смытым волной за борт, он устранил пов­ реждение гакобортного огня. Стремительность, расчёт Сейчас, когда паша авиация становится все более могучей, когда изо дня в день повышает­ ся боевое мастерство северомор­ ских летчиков, особенно ярко встают в моей памяти первые военные годы. Л был тогда техником самоле­ та. обслуживал боевые машины, которые каждый день вылетали на выполнение заданий. Одно время мне довелось служить вместе с прославленным северо­ морским асом, первым дважды Героем Советского Союза Б. Ф. Сафоновым. Это был простой, скромный человек. Но когда Са­ фонов получал боевое задание, то сразу преображался. Он стано­ вился собранным, как туго сжа­ тая пружина, готовая вот-вот распрямиться. Атаки Сафонова были молниеносны, ни один воз­ душный пират не мог уйти от губительного огня его пулемета. Но прославленный истребитель побеждал не только стремитель­ ностью и неожиданностью своих атак. Он обладал умением произ­ вести точный расчет, действовал всегда только наверняка. Этому учил он и своих подчиненных. Потом меня перевели в другую часть, назначили обслуживать самолет молодого еще летчика, гвардии старшего лейтенанта Францева. Опыт его сначала был невелик, но молодой пилот на­ стойчиво учился у старших то­ варищей гвардии капитанов Шкаруба и Балашова. Францев детально изучил мин- но-торпедное оружие, его дан­ ные. свойства. Он до мельчай- Офицер И. ОВСЯННИКОВ. свой самолет, п р и вы к к нему. II экипаж Францева был дружный, слаженный. Помню, они никогда не расставались, два боевых дру­ га, два сокола — Францев и его штурман Галкин, тоже гвардии старший лейтенант. Подстать офицерам был и стрелок-радист старший сержант Аитипычев. Бывало, вернется торпедоносец из полета, мы сразу к машине. А Францев, по лицу видно, устал, но бодрым голосом, улыбаясь, го­ ворит: — Ну-ка. давайте, хлопцы, подготовим самолет к завтрашне­ му полету. П сам возится вместе с нами, техниками, возле машины до тех пор. пока не приведет се в пол­ ную боевую готовность. Вскоре экипаж Францева одер­ жал первую большую победу. Как радовались мы успеху «свое­ го» летчика — чувствовали, есть тут и наш вклад! Францев, первый среди летчи­ ков, потопил вражескую подвод­ ную лодку. На его боевом счету — несколько танкеров, две под­ водных лодки, крупный тран­ спорт. Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР Францеву и Галкину было присвоено звание Героев Советского Союза. Гвардеец Францев всегда стре­ мительно бросал свой самолет на врага, и тот, ошеломленный на­ тиском, не сразу открывал огопь ших царапин на фюзеляже знал *по советскому торпедоносцу. Тог­ да метко пущенная смертоносная торпеда решала исход схватки. Фашистский корабль со всеми грузами, орудиями и в панике мечущимися по палубе солдата­ ми в зеленых шинелях с паучь­ ими нашивками на петлицах на­ веки погружался в холодные вол­ ны Баренцева моря. Случалось порой, что враг открывал бешеный плотный за­ градительный огонь. Вокруг тор­ педоносца вспыхивали облачка разрывов, а иногда и крупные осколки с пронзительным сви­ стом впивались в корпус самоле­ та. Но ничто не могло заставить советских соколов свернуть с курса. Однажды осенью, когда погода была исключительно плохой, Францев летел над морем, воз­ вращаясь на аэродром. Вдруг он увидел всплывшую фашистскую подводную лодку и рядом нефте­ наливное судно. — Будем торпедировать. — сказал ои Галкину. Меткая торпеда уничтожила оба вражеских корабля. Бензина оставалось мало, по, только сфотографировав тонуще­ го врага и удостоверившись, что он действительно потоплен, Францев вернулся на аэродром. Лаже уже будучи известными всей стране, опытные летчики Францев и Галкин продолжали учиться. — В сражении с умным и хитрым врагом одной стреми­ тельности и смелости мало. — часто говорили они, — тут ну­ жен еще и точный расчет. ...Много лет прошло с тех пор, много воды утекло. Посмотрите только на новейшие скоростные реактивные самолеты. Какие красавцы! На этих машинах нельзя летать плохо. А когда я смотрю на наших молодых лет­ чиков, то по неуловимому блес­ ку глаз, по молодому задору, горячему стремлению впе­ ред узнаю в них черты моих боевых друзей. И еще одно сход­ ство есть между героями войны и асами нашего сегодняшнего дня. Это мастерство. Взять, к примеру, капитана Казакина. Он, подобно Францеву, всегда готов в полет на выполне­ ние задания. поставленного командиром. Задачи Казакин выполняет только с отличной оценкой. Он добился хорошей слетанностиГ Экипаж верит в своего командира. Командир зна­ ет. что подчиненные его пе под­ ведут. Не раз Казакину приходилось совершать полеты в сложной ме­ теорологической Остановке, ког­ да небо забито облаками и идут снежные заряды, намного увели­ чивающие трудность бомбомета­ ния. Здесь нужен особенно точ­ ный расчет, высокое мастерство. Управлять реактивным самоле­ том гораздо труднее, чем винто­ вым. Скорость ого во мпого раз превосходит скорость старых ма­ шин. Поэтому п решение прини­ мать здесь надо гораздо быстрее. Капитан Казакин не з р я долго и упорно тренировался в каби­ нетах. выполнял задачи в возду­ хе. Он всегда поражает цель. Оценки по бомбометанию у лет­ чика только хорошие и отличные. Много внимания уделяет он обу­ чению своего экипажа. Так, штурман Казакина молодой, не­ давно пришедший из училища офицер, благодаря помощи стар­ шего товарища, стал мастером своего дела. Современный бой скоротечен, а воздушный бой длится мгнове­ ния. Поэтому летчику приходит­ ся в исключительно короткое время принимать решение, чтобы не дать противнику увернуться от метко выпущенной торпеды. Здесь необходимо долго п упорно тренироваться. Чтобы достичь умения, капитан Казакин прило­ жил немало труда. — Только в напряженной учебе приобретается боевое ма­ стерство, — говорит он молодым пилотам. Летчик неустанно повышает свои навыки, совершенствует знания. В этом — стремление вперед, высокий наступательный дух. который является главным решающим условием в любом де­ ле. Люди всегда проверяются по пх делам. Для летчика проверкой является полет. П, глядя на по­ леты Казакина, с уверенностью говоришь: — Это настоящий летчик, продолжатель славных боевых традиций советских соколов. Героизм рождается пе в тот момент, когда совершается под­ виг. Черты героя появляются у воина постепенпо, по мере роста его летного мастерства. Герои грядущих боев рождаются в мир­ ное время. Значит, наши летчикп должны сейчас настойчиво учпться. овладевать мастерством, как овладевали им пилоты сафо­ новской школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz