На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
16 июля 1955 г., № 167 (5319) Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Боевой наступательный дух Швартовы поданы л прочно закрепле ны, связав корабль с берегом. Спускаюсь с мостика, а вдоль борта нашего и сосед него корабля уже вытянулась цепочка .матросов и старшин. Пока еще торопливо, а поэтому местами не совсем связно, но живо, воины рассказывают боевым друзь ям о только что завершенном походе. Энергично жестикулируя, горячо говорит о чем-то товарищам старшина 2 статьи Валюшко. Много лет назад вот так же долгождан ные возвращались мы из боевых походов и каждый из нас глубоко переживал со бытия, ликовал победу и вновь рвался в бон за Советскую Родину-млть. И чем ожесточенней в ходе сражении был враг тем сильней испытывали мы любовь i дорогой Отчизне. Светлые цели, стоящие перед нами, порождали боевой наступа тельный порыв. Морями крепли и мужали в жарких сражениях и напряженной уче бе, были в состоянии пойти на все ради победы. Они приобретают мастерство, за каляют свою волю и воспитывают физи ческую выносливость в суровых походах в наши дни. Боевой дух живет в сердцах воинов. Они в любую минуту готовы вы полнить любой приказ партии и прави тельства. Недавно секретарь партийной организа ции предложил мне провести с личным со ставом беседу «Учиться побеждать силь ного и технически оснащенного против ника». Подготовился. Пришел в кубрик и, когда разговорился, сразу почувствовал, как жадно ловят матросы и старшины каждое слово о бое, как жарко горят их молодые глаза. Не простое любопытство проявляли они, не занимательность эпи зодов увлекала их, а опыт использования оружия и техники в различных условиях. Они делали из сказанного практические выводы. Январской ночыо 1945 года мы пото пили гитлеровскую подводную лодку. Ра диометристы обнаружили ее на значи тельном расстоянии, но артиллерийские средства нашего корабля были недоста точны для того, чтобы быстро уничтожить противника. А моряки горели желанием во что бы то ни стало победить врага. Командир приказал идти на сближение, и корабль, разрезая кромешную тьму, уст ремился вперед. Когда до лодки осталось кабельтов двенадцать, ее увидели сигналь щики. й тотчас артиллеристы открыли огонь, а командир увеличил ход до самого полного с целью нанести фашистам та ранный удар. Лодка не успела погрузиться. Уже по рядком поврежденная, она испытала сильный удар. Под килем корабля заскре жетало, корма лодки поднялась над водой, обнажив еще вращающиеся винты. Я в это время был на мостике. — Товарищ старший лейтенант, якорь бы на нее сбросить, — ни с того ни с се го предложил мне один из сигнальщиков. Остатки вражеской лодки уже скры лись под водой. Мы развернулись и сбро сили на это место серию глубинных бомб. С гитлеровцами все было покончено. Как ни напряязены были нервы моря ков, как ни велико испытание воли, — радость победы одержала верх над всеми остальными чувствами. Воины выражали удовлетворение свершившимся. Дух насту пательного порыва вылился в стремление любыми средствами уничтожить врага. Огневой, таранный и бомбовый удар и да же случайно возникшая наивная мысль матроса-сигнальщика «сбросить на лодку якорь» — все подчинялось единой цели — победить! Намерения моряков осуще- Ьтвились. В этом успехе — совокупность Офицер В. ГОНЧАРОВ . четкой организации службы корабля, _ стойкость и вынос ливость его экипажа. Молодые матросы не воевали и имеют представление о боевых подвигах по про читанному и услышанному. Но они все сторонне готовят себя к активным действи ям. Пх интересуют подробности, раскры вающие возможность успешной борьбы с превосходящими силами противника. Та кими япляются бдительность радиометри стов, а равно сигнальщиков и всех наб людателей верхних боевых постов, мет кость и скорострельность артиллеристов И др. Но службе воинов можно судить, какие они делают для себя практические выво ды. Командир отделения радиометристов Байдин творчески обучает и воспитывает подчиненных. Его отделение — передовое в части. Это подтвердила проведенная не давно проверка методики тренировок. В то время, как у некоторых других стар- шпн «не хватило» вводных на время тренировки, у Байдила все было рассчита но точно. Все команды требовали иници ативных, творческих действий. Ноистпне мастерски проходит здесь боевая учеба. Опыт моряка заслуживает внимания. Мы посоветовали ему подготовить и провести показательное учение. Байдин и его подчиненные — классные специалисты. Они бдительно ведут наб людение в походах и своевременно обна руживают цели. А работать подчас прихо дится много часов подряд в сильную кач ку, в условиях радиолокационных помех. Это ли не подвиг в наши дни?! Сигнальщик старший матрос Маневский в походах учится определять корабли и самолеты по различным приметам. Он всегда раньше всех обнаруживает все об’екты на море и в воздухе. Недавно мо ряк на предельном расстоянии увидел учебную торпеду. Он знает — визуальное наблюдение самое надежное и достоверное. Без него нет наблюдения. Подчиненные специалист» второго клас са Валюшко в плохую видимость без заме чаний провели стрельбу. Каждый из них, выполняя свои обязанности, перевыпол няет нормативы. На боевом посту не было поломок. Старшина башни большое значение уделяет отработке взаимозаменяемости. В результате наводчик матрос Башилов спо собен хорошо выполнять обязанности за мочного, снарядный старший матрос Хоро- шилов — наводчика и замочного и т. д. таршина 2 статьи Валюшко предложил снарядному п зарядному, занимаясь своим делом, выполнять функции замочного. По сле некоторых тренировок воины без за мочного смогли обеспечивать нормальный темп стрельбы. Отличники боевой и политической под готовки матросы Селютип и Рыков подве ли котельную воду от котлов к химической лаборатории. Такая рационализация даст возможность всегда знать качество воды, что очень ценно в условиях боя. С каждым днем моряки повышают свою политическую сознательность и боевую выучку, совершенствуют приемы и мето ды се боевого использования. Крепнет ве ра воинов в свои силы и оружие. Они всегда готовы сразиться с сильным и технически оснащенным противником и победить его. Дух славных боевых традп- ций живет и развивается в мирных пях. в ходе напряженном учебы. З о д ошЫе ше в р о н Ь Так закаляется воля Каждый год на ко рабль приходят моло- дыг матросы. Они _ неловко спускаются по трапу, несмело и в то же вре мя с жадным любопытством рассматри вают орудия, шпиль, вьюшку с намотан ным на нее тросом — все, что находится на палубе. Мпого раз приходилось мне наблюдать такую картину, и всегда она вызывала приятное волнение. Это те кто приходит на смену опытным морякам чьп силы и молодой задор надо суметь направить но самому подходящему пути — к боевому мастерству. П всегда, когда я смотрю на новичка, в голове невольно проносятся мысли: «Смогу ли я воспи тать его таким, каким был его закален ный в штормах предшественник, а еще раньше бывавший в боях моряк». Неумелым, как и все новички, прибыл к нам матрос Дурихин. Я проводил тогда политзанятия и на очередном из них рас сказал подчиненным о ратном труде ко тельных машинистов в годы Великой Оте чественной войны. Вспомнился эпизод том, как старшина \ статьи Капралов со старшими матросами Маловым и Несовым устраняли полученное в бою поврежде ние, разбирали и чинили магистрали, находясь по пояс в ледяной забортной во де. Они обеспечили бесперебойную работу котла и других механизмов и осушили отсек. Дурихин слушал это, и лицо его посте пенно меняло выражение. Черты его, казалось, становились лгестче. Значит, матрос понял, что и он доллген приучить себя преодолевать любые трудности, про никался решимостью упорно готовить се бя к тяжелой матросской службе и бое вым действиям. Первый же поход явился для воина серьезным испытанием. Море штормило, и стоять на подвахте было трудно. Я видел ч- матрос крепился. А когда ему стано- Мичман А. КОВАЛЕНКО . и он вится невмоготу чувствуется, что __ может не выдержать, приглашаю подчи ненного к смотровому окну и начинаю об’яснять, как лучше регулировать в топке пламя, как поступать при измене нии режимов работы. Знаю, сначала у воина, кроме желтых искр, мелькают в глазах и зеленые. Но он делает усилие над собой и заставляет себя вникнуть в суть дела. От мыслей о качке он отвле кается. Со временем моряк закалился, стал ма стерски нести вахту на горении. В одном из учебных походов нас застал шторм. Ходить по верхней палубе было невоз можно. Смельчака, появившегося наверху, тотчас унесло бы за борт. Дурихину пришлось тогда в течение двенадцати ча сов бессменно обеспечивать горение в котле. Моряк стойко перенес большую физическую нагрузку. Он ни на мгнове ние не снижал бдительность, следил за бездымностью плавания. Нет сомнения, что воин никогда не спасует перед труд ностями. Такие всегда побеждают в же стокой схватке с врагом. Мастерство приходит в результате на стойчивой учебы. И в этом Дурихин проя вил волю. Он стал специалистом второго класса и сейчас уже дублирует команди ра отделения. Волевым и умелым моряком стал стар ший матрос Бармин. На тренировках по борьбе за живучесть отсека и технических средств он действует энергично и споро- висто. Поработаешь с такими, как Дурихин и Бармин, и видишь — они способны на такие же славные дела, как те воины, вместе с которыми мы сражались в годы (ВОЙНЫ. Вы его не раз, конечно, видели... Мичман невысок и седоват. Ордена на темносинем кителе, Три шеврона золотом горят. Это он ср аж ал ся у Рыбачьего, Прорывался к дальним берегам, Это он снарядами «Гремящего» Наносил удары по врагам. Это он своей торпедой меткою, Корабли фашистские топил. Это он с леоновской разведкою Через все преграды проходил. Это он оставил славу прочную В шумных городах заморских стран. А потом остался на сверхсрочную , Не расстался с морем ветеран. У него теперь забот прибавилось—* Передать не шутка мастерство. И не зря на целый флот прославилось Все подразделение его. Это он доходчиво, умеючи Молодых матросов обучал, Это он входил в любые мелочи, Каждый недостаток подмечал. Это он учил матросов твердости, Это он им говорил всегда О родных морях, о флотской гордости, О тяжелых воинских трудах. М оряки — второе поколение Слушают с горячим блеском глаз О морских походах и сражениях Мичмана бесхитростный рассказ. Слушают о тех боях, что пройдены. И суровой простотой встает Слава боевая светлой Родины, Та, что к новым подвигам зовет. Ветеран... Его вы часто видели Ордена, нагрудных знаков ряд. Н а военном темносинем кителе Три шеврона золотом горят. Офицер И. КОРОБОВ. М А С Т Е Р С Т В О Когда молодые воины просят меня рас сказать о войне, то из длинного ряда со бытий тех лет особенно ярко встает в моей памяти один бой. Десятки фашистских самолетов налетели на батарею. Зем ля содрогнулась от взоывов бомб. Осколки, камни, песок пада ли у самых ног зенитчиков. Хотелось лечь, прижаться поплот ней к сухой земле. Но пи один воин не отошел от орудия. Командир расчета сержант Попушип ровным спокойным голосом отдавал приказания. В такой обстановке действовать было очень трудно. А ведь пужно было не просто вести огонь, а стрелять метко, точно по фашистским самолетам, которые носились над батареей, словно шмели. Здесь помогло мастерство. Не зря проводили мы у ору дий долгие бессонные ночи. Попушпн всегда учил зенитчиков готовиться к бою задолго до него. П несмотря на проливные дожди, снежные заряды. Старшина И. БАЗЫКИН. сильные морозы, проводил тренировки у орудия. Тогда, помнится, некоторые даже роп тали: — Зачем такие длительные тренировки, ведь бон будет короче, быстрее. А стре ляем мы и так неплохо. Но когда завязался этот бой, все с благодарностью вспоминали о тренировках. Как пригодились они! Наше орудие сбило два фашистских бом бардировщика. Сейчас порою молодые воины тоже го ворят: — Ну зачем так долго тренироватгяя. Вот в настоящем бою мы покажем себя. Эти товарищи, видимо, забывают о том, что военный подвиг рождается в мирное время, в период долгой, напряженной, будничной, на первый взгляд, учебы. Вот сержант Еремин. Волевой, энергич ный командир расчета, он добился того, что его орудие стреляет без промаха. А сделать это сейчас не так-то легко— авиа ция обладает исключительно высокой ско ростью полета и большим потолком. Тех ника далеко шагнула вперед, и вести огонь стало труднее, чем в годы войны. Значит нужно добиться очень точной, четкой ра боты всех зенитчиков. Если хоть один но мер расчета будет действовать не с пол ной отдачей, то это скажется на скоро стрельности. Боевой расчет Еремина бо рется за сокращение подготовки орудия к Командир отделения радистов Алек сандр Никишин — один из передовых старшин корабля. Он научил подчинен ных отличному знанию своей специально сти и несению вахты в условиях радио- помех. Его служба на корабле отмечена мно гими благодарностями. внеочередным краткосрочным отпуском и ставится в пример другим морякам. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 2 статьи А. Никишин за приемом радиограммы. Фото И. Никншова. открытию огня, экономит секунды и доли секунд, что приводит к повы шению скорострельности. Конечно, во всем здесь главную роль играют натренирован ность личного состава, его умение и сноровка. Недавно этот расчет проводил стрельбу по быстролетящим на большой высоте целям. Итог превзошел все ожидания. Зенит чики поразили цель с первых же выстрелов. В расчете много мастеров своего дела. Особенно отличился наводчик матрос Ме- дпшаускас. Сержант Еремин, пе жалея личного времени, учит молодых воинов, выбирая для тренировок наиболее трудные условия. — Чем сложнее обстановка, чем тренировка упорнее, тем больше пользы опа даст, — часто говорит командир своим под чиненным. Добрая слава идет па батарее п о матросе Силкине. благо- ■ даря помощи которого многие зенитчики стали мастерами меткого огня. Часто наши воины думают о подвиге — высшем проявлении любви к своей вели кой Отчизне. Но не все считают, что под виг можно совершить сейчас. Правда, под виг мирного времени, на первый взгляд, не так ярок, как, скажем, бессмертный бро сок Александра Матросова, но и он требует большой самоотверженности. Что значит совершить подвиг сейчас, в мирное время? Это значит проявить высокое мастерство, умение отлично действовать в любой обста новке. в любых условиях. П приходят эти качества в упорном, напряженном труде. Кто хорошо стреляет в мирное время, тот и в настоящем бою будет вести огонь без промаха. Часовые заполярного неба зорко охра няют родные воздушные просторы. Орудия, грозно застывшие в двориках, всегда го товы открыть меткий сокрушительный огонь по врагу, если оп вздумает посяг нуть на нашу Отчизну. Родина в сердце матросов! Во имя ее могущества они изо дня в день повышают свое боевое мастер ство, в напрял;енных учебных буднях го товят будущие латные подвиги. ТО Л Ь К О «Ф А К ТЫ В одпом пз штормовых походов стар шина 1 статьи Валентин Лупик, рискуя жизнью, бросился в воду, что бы спасти офицера. За мужество и самоотверженность Главнокомандующий Военно-Морскими Силами наградил моряка именными ча сами. ☆☆☆ Подвиг Сапш Ковалева повторил в мирные дни катерник матрос Брусни чин. Он собственным телом зажал лоп нувший трубопровод и тем самым обес печил катеру заданный ход. а л о Сигнально-наблюдательный пост, где. старшиной главный старшина Борис Кидунев, является отличным. Все под чиненные Кидунева — специалисты высокого класса. ■fr -tr ir Подводная лодка офицера Лозовского совершила длительный поход в слож ных условиях. Она долгое время находи лась в подводном положении. Северо морцы показали себя мужественными, выносливыми моряками. Весь личный состав подводного корабля награжден Министром Обороны ценными подарка ми. * * -й Зенитная батарея, которой командует офицер Сергеев, добилась больших ус пехов в огневой подготовке. Все воины этого подразделения награждены на грудными знаками. ☆ it h Офицер Грунцев всегда тщательно готовится к полетам. С отличными оценками летчик выполняет каждое задание командира. * ☆* На одном из занятий, в силу сложив шейся обстановки, серьезной опасности подвергся матрос Симаченко. Рискуя собственной жизнью, ему помог матрос Кудрявцев. При этом жпянь самого Кудрявцева во многом зависела от ре шительности действий Симаченко. Ма тросы действовали хладнокровно, смело и решительно. Они успешно решили задачу, поставленную командиром... * * * Рыболовецкая шхуна потеряла ход, ее дрейфовало к скалам. С корабля, сигнальщики которого заметили судно, терпящее бедствие, был спущен катер. Преодолевая шторм, моряки катера под командованием лейтенанта Крылова спасли рыбаков. ■й: 1t ir Необходимо было взять с отдаленного поста тяжело больного и срочно доста вить его в госпиталь. В непогоду ко рабль вышел из базы. Подойти к бере гу было нельзя. Тогда спустили шлюп ку под командой главного старшины Трегубова. Ее бросало со стороны в сто рону, грозя разбить о камни, но шлюп ка шла вперед. Трегубов вброд в ледя ной воде добрался до берега и на плечах перенес больного. Приказ командира был выполнен. •ь * * Мужество во время шторма проявил старший матрос Акимов. Рискуя быть смытым волной за борт, он устранил пов реждение гакобортного огня. Стремительность, расчёт Сейчас, когда паша авиация становится все более могучей, когда изо дня в день повышает ся боевое мастерство северомор ских летчиков, особенно ярко встают в моей памяти первые военные годы. Л был тогда техником самоле та. обслуживал боевые машины, которые каждый день вылетали на выполнение заданий. Одно время мне довелось служить вместе с прославленным северо морским асом, первым дважды Героем Советского Союза Б. Ф. Сафоновым. Это был простой, скромный человек. Но когда Са фонов получал боевое задание, то сразу преображался. Он стано вился собранным, как туго сжа тая пружина, готовая вот-вот распрямиться. Атаки Сафонова были молниеносны, ни один воз душный пират не мог уйти от губительного огня его пулемета. Но прославленный истребитель побеждал не только стремитель ностью и неожиданностью своих атак. Он обладал умением произ вести точный расчет, действовал всегда только наверняка. Этому учил он и своих подчиненных. Потом меня перевели в другую часть, назначили обслуживать самолет молодого еще летчика, гвардии старшего лейтенанта Францева. Опыт его сначала был невелик, но молодой пилот на стойчиво учился у старших то варищей гвардии капитанов Шкаруба и Балашова. Францев детально изучил мин- но-торпедное оружие, его дан ные. свойства. Он до мельчай- Офицер И. ОВСЯННИКОВ. свой самолет, п р и вы к к нему. II экипаж Францева был дружный, слаженный. Помню, они никогда не расставались, два боевых дру га, два сокола — Францев и его штурман Галкин, тоже гвардии старший лейтенант. Подстать офицерам был и стрелок-радист старший сержант Аитипычев. Бывало, вернется торпедоносец из полета, мы сразу к машине. А Францев, по лицу видно, устал, но бодрым голосом, улыбаясь, го ворит: — Ну-ка. давайте, хлопцы, подготовим самолет к завтрашне му полету. П сам возится вместе с нами, техниками, возле машины до тех пор. пока не приведет се в пол ную боевую готовность. Вскоре экипаж Францева одер жал первую большую победу. Как радовались мы успеху «свое го» летчика — чувствовали, есть тут и наш вклад! Францев, первый среди летчи ков, потопил вражескую подвод ную лодку. На его боевом счету — несколько танкеров, две под водных лодки, крупный тран спорт. Указом Президиума Вер ховного Совета СССР Францеву и Галкину было присвоено звание Героев Советского Союза. Гвардеец Францев всегда стре мительно бросал свой самолет на врага, и тот, ошеломленный на тиском, не сразу открывал огопь ших царапин на фюзеляже знал *по советскому торпедоносцу. Тог да метко пущенная смертоносная торпеда решала исход схватки. Фашистский корабль со всеми грузами, орудиями и в панике мечущимися по палубе солдата ми в зеленых шинелях с паучь ими нашивками на петлицах на веки погружался в холодные вол ны Баренцева моря. Случалось порой, что враг открывал бешеный плотный за градительный огонь. Вокруг тор педоносца вспыхивали облачка разрывов, а иногда и крупные осколки с пронзительным сви стом впивались в корпус самоле та. Но ничто не могло заставить советских соколов свернуть с курса. Однажды осенью, когда погода была исключительно плохой, Францев летел над морем, воз вращаясь на аэродром. Вдруг он увидел всплывшую фашистскую подводную лодку и рядом нефте наливное судно. — Будем торпедировать. — сказал ои Галкину. Меткая торпеда уничтожила оба вражеских корабля. Бензина оставалось мало, по, только сфотографировав тонуще го врага и удостоверившись, что он действительно потоплен, Францев вернулся на аэродром. Лаже уже будучи известными всей стране, опытные летчики Францев и Галкин продолжали учиться. — В сражении с умным и хитрым врагом одной стреми тельности и смелости мало. — часто говорили они, — тут ну жен еще и точный расчет. ...Много лет прошло с тех пор, много воды утекло. Посмотрите только на новейшие скоростные реактивные самолеты. Какие красавцы! На этих машинах нельзя летать плохо. А когда я смотрю на наших молодых лет чиков, то по неуловимому блес ку глаз, по молодому задору, горячему стремлению впе ред узнаю в них черты моих боевых друзей. И еще одно сход ство есть между героями войны и асами нашего сегодняшнего дня. Это мастерство. Взять, к примеру, капитана Казакина. Он, подобно Францеву, всегда готов в полет на выполне ние задания. поставленного командиром. Задачи Казакин выполняет только с отличной оценкой. Он добился хорошей слетанностиГ Экипаж верит в своего командира. Командир зна ет. что подчиненные его пе под ведут. Не раз Казакину приходилось совершать полеты в сложной ме теорологической Остановке, ког да небо забито облаками и идут снежные заряды, намного увели чивающие трудность бомбомета ния. Здесь нужен особенно точ ный расчет, высокое мастерство. Управлять реактивным самоле том гораздо труднее, чем винто вым. Скорость ого во мпого раз превосходит скорость старых ма шин. Поэтому п решение прини мать здесь надо гораздо быстрее. Капитан Казакин не з р я долго и упорно тренировался в каби нетах. выполнял задачи в возду хе. Он всегда поражает цель. Оценки по бомбометанию у лет чика только хорошие и отличные. Много внимания уделяет он обу чению своего экипажа. Так, штурман Казакина молодой, не давно пришедший из училища офицер, благодаря помощи стар шего товарища, стал мастером своего дела. Современный бой скоротечен, а воздушный бой длится мгнове ния. Поэтому летчику приходит ся в исключительно короткое время принимать решение, чтобы не дать противнику увернуться от метко выпущенной торпеды. Здесь необходимо долго п упорно тренироваться. Чтобы достичь умения, капитан Казакин прило жил немало труда. — Только в напряженной учебе приобретается боевое ма стерство, — говорит он молодым пилотам. Летчик неустанно повышает свои навыки, совершенствует знания. В этом — стремление вперед, высокий наступательный дух. который является главным решающим условием в любом де ле. Люди всегда проверяются по пх делам. Для летчика проверкой является полет. П, глядя на по леты Казакина, с уверенностью говоришь: — Это настоящий летчик, продолжатель славных боевых традиций советских соколов. Героизм рождается пе в тот момент, когда совершается под виг. Черты героя появляются у воина постепенпо, по мере роста его летного мастерства. Герои грядущих боев рождаются в мир ное время. Значит, наши летчикп должны сейчас настойчиво учпться. овладевать мастерством, как овладевали им пилоты сафо новской школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz