На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
2 На с т р а ж е ’ З а п о л я р ь я 16 июля 1955 г., № 167 (5319) ———.——— ———— —— ———— 1 ^ —- ..........- г. - Т О Л Ь К О Ф А К Т Ы В конце июня 1941 года летчик-се вероморец Борис Феоктистович Сафонов сопл первый самолет противника. Сафо нов подошел к «Хейнкелзо-111» вплот ную и меткой очередью свалил его на скалы. Этой победой Сафонов открыл лич ный боевой счет и боевой счет военно- воздушных сил Северного флота. * * * Большой урон наносили врагу севе роморские разведчики. Так, отряд раз ведчиков дважды Героя Советского Сою за Виктора Николаевича Леонова более пятидесяти раз ходил в тыл к фаши стам, уничтожив много жпвой силы и | техники противника. Отряд почти не имел потерь и был неуловим. •ь * * Подводные лодки Северного флота не только активно действовали на путях сообщения, но и наносили стремитель ные и дерзкие удары по^ противнику в его портах и базах. Особенно дерзкие рейды во вражеские порты совершали лодки под командованием Старикова, Ко- лышкина. Фисановича, которым прис воено звание Героев Советского Союза. Активно действовали на вражеских путях сообщения наши торпедные ка тера. Только в одном бою катера разгро мили крупный вражеский конвой, со стоявший из 26 вымпелов, и потопили 14 кораблей противника. * * * Первой же торпедой, выпущенной советскими торпедистами летчиком Гар- бузом и штурманом Лариным, был по топлен немецкий транспорт водоизме щением в 15.000 тонн. * * ■* Миноносцы Северного флота за время Великой Отечественной войны провели сотни транспортов, много раз отражали атаки вражеских самолетов и подвод ных лодок. На боевом счету северомор ских эсминцев — десятки сбитых само летов и несколько потопленных под водных лодок противника. ☆ * * • Наши тральщики, неся дозорную службу, много раз вели бон с самоле тами и катерами противника, пресле довали его подводные лодки. За боевые заслуги двг- североморских тральщика награждены орденами Красного Знаме ни. * -Лт ☆ Северный флот воспитал в своих ря дах 85 Героев Советского Союза. За без заветную отвагу и воинскую доблесть Борпс Феоктистовпч Сафонов, Александр Осипович Шабалин и Виктор Николае вич Леонов удостоены этого высокого звания дважды. Этапhi болЬшого пути Белесый гранит берегов, поднявшись крепостями скал, удерживает натиск бур ливых волн студеного моря. Суровое и необ’ятное, оно широко раскинулось на се верной окраине великой страны. Его тем ные воды уходят далеко на запад, север и восток. Большие пути открываются пе ред судоходством нашей Родины, советски ми мореплавателями, славными преемника ми мужественных русских мореходов. Многочисленные морские подступы к ру бежам Отчизны иностранные агрессоры не однократно пытались использовать для ог рабления Заполярного края. Здесь в годы иностранной военной интервенции амери канцы и англичане немало поживились и пролили крови честных людей. Так было, и впредь не должно повторяться. Партия и правительство решили закрыть северные границы на замок. По воле пар тии и народа в 1933 году был создан наш Северный флот. Когда мы пришли служить в Заполярье, здесь были оборудованы базы, стояли боевые корабли, экипажи которых обладали высокой выучкой и были способ ны к активным действиям. Вместе со все ми матросами, старшинами и офицерами мы продолжали совершенствовать боевую готовность. Но вот двадцать первого июня 1941 го да над главной базой зловеще промелькну^ ла темная тень самолета. Он шел на малой высоте, и мы ясно разглядели перевитый, словно две змеи, фашистский знак. Это Пыл предвестник войны, которая и нача лась на следующий день. Первое большое столкновение с против ником произошло 29 июня. Мне пришлось тогда переправлять пополнение на полу остров Рыбачий. Только мы прибыли, как началось сражение на берегах Западной Ли- цы. Оно было продолжительным и крово пролитным. Потом гитлеровцы в течение трех суток не могли разобраться, где про ходит фронт. Тем временем наше командо вание подбросило свежие части. Во Фланг фашистам высадился морской десант. В на чавшемся вскоре жестоком сражении враг был разбит. С тех пор до наступления со ветских войск линия Фронта не изменя лась. Фашисты не могли перейти реку За падную Лицу. В это время развертывались большие события на путях морских сообщений. Ве дение боевых действий требовало много сил и средств обеспечения. Нам пришлось выполнять трудные задачи по охране своих транспортов и целых караванов, бороться при этом с подводными лодками противни ка. Это был сильный и опасный враг, и до биваться успеха североморцам удавалось только благодаря постоянной бдительности Из рисунков , присланных на конкурс Высадка десанта в тылу врага. Рис. старшины 2 статьи В. Киреева. Офицер Н. ЧУБАРОВ. и высокой боевой готовности. Помню, в трудной обстановке оказался как-то один наш эскадренный миноносец. Корабль шел широким проливом. Справа едва занималась по-осеннему поздняя за ря. Слева в непроглядной тьме скрывался берег. Но оттуда на светлой части неба наш эсминец было видно исключительно четко. Сигнальщики не доверяли темноте. Они усилили наблюдение именно за этой частью горизонта. И когда фашистская подводная лодка дала торпедный залп, наблюдатель старший матрос Онохов сразу доложил: — След двух торпед.., слева.., дистан ция... Доклад прозвучал неожиданно. Но нико го из североморцев он не застал врасплох. Вахтенный офицер сразу же скомандовал: — Право на борт! — Есть, право на борт! — отозвался рулевой старший матрос Сергеев. В полной темноте он привычно отвел от себя рукоятки манипулятора. Корабль сна чала медленно, а затем все быстрее пока тился в правую сторону. Слева, параллель но борту, в нескольких метрах от него, протянулись две светящиеся узкие полосы — следы вражеских торпед. Вскоре на подводного пирата посыпались глубинные бомбы. Минеры старшина I ста тьи Осипов и матрос Дмитриев обрушили на врага мощь своего оружия. Лодка была повреждена. В сентябре 1944 года наш корабль вы шел на поиски вражеских подводных ло док. Несколько суток напряженного похода пе дали никаких результатов. От ветра и соли у сигнальщика старшего матроса На- горнова покраснели и слезились глаза. Он стоял на мостике, переминаясь с ноги па погу. Усталость давала о себе знать. Но попрежнему острым был взгляд воина. Оп не закрывался от ветра и не прятал лицо от больно секущих брызг. Далеко на гори зонте расплылось чуть заметпое облачко сизого дыма. Это мог быть дым от работы дизелей подводной лодки, и сигнальщик догадался об этом. Он тотчас доложил о ре зультатах наблюдения командиру. Корабль пошел на лодку. Расстояние до пее — 14 миль. II прежде чем мы прибли зились к подводному пирату, он успел пог рузиться. Но место лодки уже было извест но, и опытный гидроакустик старшина I статьи Корегин сразу запеленговал ее п «не отпускал», как она ни маневрировала. Вышли в атаку. Серил глубинных бомб посыпалась за борт. Сноп воды, похожий ____________ на огромный мрамор ный столб, вырос из моря. За пим другой, третий... Когда вода улеглась, на месте взрывов расплылось большое масляное пятно. Но не пытает ся ли обмануть пас враг? Разворачиваем ся и снова бомбим. Море выделяет соляр и выбрасывает на поверхность обломки, различные вещи ко рабельного обихода. Значит, удар пришел ся в цель. Проутю жив еще несколько раз место, где на шла свою могилу гитлеровская лодка, мы не уходим. Выз вали водолазное суд но. Теперь было точно установлено, что лодка потоплена. С нее достали ценные документы. Этот боевой эпизод говорит о том, какое большое значение имеют для победы пос тоянная высокая бдительность, физическая выносливость и настойчивость в достиже нии цели. Моряки испытывали большое напряжение не только в острые моменты боя, но и вповседневнойжизни. Подчас вои нам по нескольку суток не приходилось спать, они одевали на себя одежду, еще не успевшую высохнуть после предыдущей вахты. В 1944 году наш корабль находил ся в море 221 сутки и прошел тридцать тысяч миль. Современная война отличается примене нием большого количества оружия, исполь зованием средств большой разрушительной силы. Это усложняет ведение боевых дей ствий. Победу в нынешних условиях одер жат сильные духом и телом. Смелость и выносливость — вот те качества, которые должны воспитывать сейчас командиры у подчиненных. Нет необходимости вспоминать много эпизодов военной истории. Хочется только сказать, чем характерны некоторые из них. В практике случалось, что при малейших недостатках в организации технического и визуального наблюдения отдельные са молеты прорывались к об’ектам и наноси ли по ним удары. В связи с увеличением скоростей авиации такая возможность уси ливается. Отсюда вытекает задача — всег да бдительно вести наблюдение, постоянно бьггь начеку. Открытый характер северных морей гит леровцы пытались использовать для того, чтобы создать нашим кораблям подводную и минную опасность. Учитывая, что ско рости подводных лодок и глубина их пог ружения увеличились, надо помпить, — такая опасность не отпадет и в новой войне. Надежным средством предотвратить ее является высокая боевая готовность. Североморцы глубоко сознают личную ответственность за защиту Советской Ро дины. В мирные дни они настойчиво при обретают высокие морально-боевые качест ва, на опыте Великой Отечественной вой ны готовят себя к боевым действиям в но вых условиях. Страна обеспечивает их первоклассным оружием и боевой техни кой, значительно превосходящими по своим боевым свойствам технику военного време ни. Воины успешно овладевают передовы ми методами и приемами ее практического использования. Славный путь прошел молодой Северный флот. Его история — история непрерывно го роста боевой мощи кораблей, авиации и береговых частей. Наш корабль успешно выполняет все за дачи боевой подготовки. У нас выросло не мало отличников и классных специалистов, умелых и закаленных моряков. Подчинен ные офицера Поповича провели все стрель бы без единого пропуска и задержки. Всегда своевременно обнаруживает и точно классифицирует цели расчет радиолока ционной станции старшины I статьи Бе режного. В любых условиях далеко видят сигнальщики старшие матросы Цвигун и Жибарев. Безошибочно вырабатывают дан ные для стрельбы воины центрального поста управления огнем под руководством коммуниста старшины 2 статьи Красиль никова... Наш корабль готов выполнять любые задачи. И з г а з е т ы в о е н н ы х л е т щ ti8 9 5 ) , т т т х к глубин Г*-*'' • • ' ч ? S. н а Ходилимыпоходами.. Мичман Н. СУСЛОВ. Подводником я стал в октябре 1939 года. Это бы ло моей заветной мечтой, и она осуществилась. Когда фашистская Германия на пала на Советскую Родину, наш экипаж уже был го тов выполнить любую зада чу командования. Мы мог ли мастерски атаковать. Наши торпеды всегда шли в цель. Все это было ре зультатом упорной, кропот ливой, повседневной учебы. На подводной лодке, став шей позднее Краснознамен ной, я прошел всю войну. Нашим командиром был Николай Александрович Л у нин. В боях за Советское Заполярье он прославился как мастер торпедного уда ра, волевой, отважный офи цер. Советское правительст во присвоило ему высокое звание Героя Советского Союза. Вот несколько эпизодов из боевой деятельности на шей лодки. Мы находились в море, на позиции. В это время гитлеровцы обнаружили шедший в наш порт кара ван транспортов союзников с вооружением. Мы полу чили приказ прикрыть ка. раван от эскадры против ника, намеревавшейся ата ковать транспорты. Переход подводной лодки на новую позицию сопровождался ча стыми срочными погруже ниями. Фашистская авиация постоянно освещала район, по которому шел корабль. Но лодка не была обнару жена. Вскоре наш командир ка питан 2 ранга Лунин в пе рископ обнаружил эскадру противника в составе лин кора «Адмирал Тирпиц», крейсера, восьми минонос цев. Фашистские корабли шли под прикрытием авиа ции. По отсекам звучит сигнал торпедной атаки. Все взволнованы, но действуют четко, точно и быстро. Лодка ложится на боевой курс. — Аппараты товсь! — Пли! И четыре торпеды устре мились на врага. Одна взо рвала миноносец, другие нанесли тяжелые поврежде ния «Тирпицу». Изранен ный линкор потерял свой нормальный ход. Эскадра отказалась от преследова ния союзного каравана и укрылась в норвежских ба зах. В другом боевом походе у самых берегов противни ка в дизельном отсеке воз ник пожар. Лодка потеря ла надводный ход. На море бушевал сильный шторм. Мотористы под руководст вом мичмана Сбоева муже ственно боролись с огнем. Но пожар все усиливался. Тогда мотористы покинули отсек и загерметизировали его. Кормовые отсеки ока зались отрезанными от главного командного пунк та. Связь осуществлялась только по телефону. Но оставшиеся там моряки ду хом не пали. Все они про должали самоотверженно выполнять свои обязанно сти. Моторист Березин и многие другие сообщили по телефону в центральный пост свою просьбу: в слу чае гибели считать их ком мунистами. Пожар был ликвидиро ван. Успешно выполнив боевое задание, мы благо получно вернулись в базу. Можно было бы расска зать и о других боевых походах подводной лодки. Все они свидетельствуют о высоких морально-боевых качествах экипажа, о бес предельной любви морякос- североморцев к Родине, их преданности великому делу коммунизма. 12 боевых по ходов лодки увенчались 17-ю победами. После войны я и многие мои боевые товарищи не расстались с флотом, со своей частью. Теперь я служу на другой подводной лодке. Попрежнему отдают! свои силы и богатые зна-' 1 нюня 1944 года газета Северного флота поместила материал о боевых походах подводной лодки, которой командовал Герой Советско го Союза Лунин. В статье говорилось о замечательных делах старшины группы электриков Николае Сусло ве и была помешена его фотография. Прошло более I I лет. Мичман Суслов и сейчас служит на одном из подвод ных кораблей нашего фло та, япляя собой образец вер ности своему воинскому дол гу. Присяге. На этой странице поме шен рассказ мичмана Н. Суслова. ння делу обучения и воспи тания моряков мои боевые друзья мичманы Пильгуй, Карасев, Кудря шов и другие. От старшины команды до флагманского специалиста вырос П. С. Горбунов. Бывший рядовой матрос П. А. Пэгорелов теперь — офицер. Мы, ветераны флота, осо бенно ощущаем, что в свя зи с появлением новых ви дов оружия огромной раз рушительной силы требо вания к военным морякам возросли неизмеримо. Это обязывает каждого матро са. старшину и офицера по вседневно воспитывать в себе смелость, стойкость, выносливость, морскую за калку, в совершенстве, ов ладеть боевым мастерст вом, быть сысокодисци- плинирозанным воином. Мо ряки нашего корабля хоро шо сознают это. Среди них выросло немало мастеров своего дела, обладающих высокими морально-боевы- ,ми качествами. В числе та ких воинов — специалисты первого класса старшины 1 статьи Заливадный, Хари тонов, специалисты второго класса старшие матросы Кононов, Липатов и другие. Следуя боевым традици ям героев войны, обогащая и развивая их, мы, подвод ники-североморцы, и впредь будем бдительно стоять на страже государственных интересов любимой Родины, неустанно повышать бое вую готовность подводных лодок. & ВСЕГДА С МОРЕМ На боевых постах матросы и старшины с ветошью в руках деловито хлопочут у своих заведыванпй. Они только что вер нулись с моря. В этом походе им приш лось особенно трудно. В первый же день плавания погода резко ухудшилась. Поры вистый ветер мял морскую поверхность, поднимая волну. А ночью разыгралась буря. К утру она стихла, но море продол жало бушевать. Экипаж стойко перенес невзгоды по ходной жизни. Боевая учеба в сложных условиях -обогатила моряков практическим опытом, позволила им проверить свои мор ские качества, развить их. А сейчас на корабле идут авральные работы. Боцман корабля Дмитрий Павлович Ми хеев, как только ошвартовались у прича ла, заметил, что комендор молодой матрос Латыпов настроен мрачно. Но мичман был очень занят, и поговорить с артиллеристом ему не удалось. Теперь же Дмитрий Пав лович освободился и решил узнать, что произошло с матросом. Он спустился в кубрик. Латыпов был здесь. Снимая с се бя меховую куртку, он о чем-то говорил. Боцман присел к столу и, обращаясь ко всем, кто был в кубрике, как бы между прочим произнес: — Что-то у нас матрос Латыпов се годня не в духе. С чего бы это? — А он и в походе был таким, — от ветил кто-то. — Недоволен тем, что по тревоге, когда захлестывает волна, расчех ляем автоматы и пулеметы. — II в самом деле, товарищ мичман, — горячо сказал Латыпов. — Ведь нет необходимости в этом. Не стреляем, несем лишь готовность. А материальная часть портится. Вот я сейчас еле отдраил свое заведывание. — Так. — спокойно отозвался Михе ев. — Ясно, что вас тревожит. Вы боле ете за технику. Это хорошо. Только не так ее жалеть надо. В море мы выхо дим для того, чтобы научиться воевать. Там все должно быть так, как на войне. Нам нужно приучать себя к боевым ус ловиям. Мичман чуть помолчал. В кубрике ус тановилась тишина. Матросы и старшины внимательно слушали своего боцмана. — У настоящего моряка, — продолжал Дмитрий Павлович, — оружие в любых условиях находится в образцовом состоя нии. Залило автомат или пушку — он сумеет найти время протереть его. Труда своего такой матрос не жалеет. В войну не так заливало. Зимой, помню, наши пуш ки льдом покрывались. Приходилось по минутно отбивать его. И мы всегда были готовы открыть огонь по врагу. Вокруг мичмана рассаживались матро сы и старшины. Они, видимо, настроились долго слушать ветерана войны. Но Дмит рий Павлович сказал: — Да, рассказать есть о чем. Но толь ко в другой раз. А сейчас всем нам надо отдохнуть. Мичман ушел, а матрос Латыпов за думчиво сидел на своем месте. Слова бы валого моряка крепко его задели. Прав мичман. Глубоко смотрит, в самый корень. Матрос решил при случае подробно рас спросить боцмана о боевых походах, о действиях корабельных артиллеристов. Ведь мичман всю войну прошел комендо ром! Такой случай Латыпову не пришлось долго искать. На другой же день стало известно, что Дмитрий Павлович будет проводить беседу о боевых традициях ча сти. Вечером, после напряженного трудо вого дня, матросы и старшины собрались в кормовом кубрике. Когда все свободные от взхт матросы и старшины были в сборе, Дмитрий Пав лович начал беседу. Он говорил об истории создания и раз вития нашего флота, о героических бое вых подвигах североморцев в Великой Отечественной воине. Особый интерес у моряков вызвал рассказ мичмана об уча стии в боях с гитлеровцами кораблей ча сти, па которых он служил с 1939 года. В сознании слушателей эпизод за эпи зодом возникает ожесточенная, поистине героическая борьба старших товарищей за !роднуго советскую землю. Уничтогкающие артиллерийские налеты на прибрежные ■огневые точки врага, многочисленные схватки с фашистскими самолетами, вы садка и поддержка десантов морской пе хоты на вражеский берег, поиск и унич тожение его подводных лодок, транспортов — да Мало ли славных ратных дел совер шили героические защитники Советского Севера! В части, где служил мичман Ми хеев, начал свой замечательный боевой путь прославленный катерник, пыне дважды Герой Советского Союза А. 0. Ша балин. Здесь выросли, в полную меру раскрыли свои незаурядные морально боевые качества и ставшие Героями Со ветского Союза тт. Зюзин, Лях, Танский, Иванников, Быков и другие. Здесь вос питался, сколотился в монолитный кол лектив и возмужал экипаж легепдарного «Тумана». Беседа о давно минувших, но незабы ваемых днях невольно взволновала вете рана, навевала воспоминания о пережитом им лично. Вернувшись в каюту, он еще долго не мог успокоиться. Перед глазами всплывали события из личной жизни, смертельные схватки с фашистскими за хватчиками, морские походы. ...Апрель 1941 года. За плечами Михе ева остались почти пять лет флотской службы. Приближался грозный для Роди ны час. Международная обстановка все осложнялась. Было ясно, что скоро вой на. В эти дни Дмитрий Павлович всту пил в партию. Пюнь 1941 года. Война застала Михе ева командиром отделения комендоров мор ского охотника. С первых ее же дпей и до последних оп находился в боевом строго, участвовал во всех походах корабля. ...Два морских охотника выполняли за дание в районе Западной Лицы. На бере гу шел жаркий бой. Фашисты превосхо дящими силами яростно атаковали пози ции нашей пехоты. В этот решающий мо мент пушка Михеева и орудие второго «охотника» усилили меткий огонь по наступающим гитлеровцам. Более 200 снарядов обрушили они на головы фаши стов. Вражеская атака захлебнулась. Во одушевленные поддержкой моряков, пе хотинцы отбросили противника на преж ние позиции. Осень 1942 года. Два морских охотни ка и три бота ночью скрытно доставили в Мотовскпй залив на мыс Мишуков де сант, который должен был произвести разведку боем. С корабля спустили трап, но оп до б_е- рега не достает. Ближе подойти нельзя. А десантников надо высадить сухими, иначе потеряют боеспособность. Выручи ли смельчаки. Старшина 1 статьи Михе ев и его подчиненный матрос Драпалюк, получив разрешение командира, опусти лись по грудь в ледяную осеннюю воду и подняли на плечах трап. Но в эту мину ту с берега застрочил пулемет. На ко рабль ливнем посыпались пули, и он был вынужден отойти от берега, оставив в во де Михеева и Драпалюка. На охотниках заработали «катюши», и пулемет замолчал. Корабль вновь подошел к берегу. Морские пехотинцы сошли на сушу по сходне, которую держали на пле чах стоящие в воде моряки, и с хода за вязали бой. К утру десант выполнил свою задачу. Катера сняли его под сильным артиллерийско-минометным огнем против ника. За совершенный в этой операции подвиг Михеев и Драпалюк получили бое вые ордена. Вспомнился Дмитрию Павловичу по ход в дальний район, одержанная тогда крупная победа. На боевом счету корабля появилась потопленпая подвод- пая лодка врага. Вспомнились товарищи но орудийному расчету матросы Жданов и Драпалюк, которые впоследствии возгла вили на других кораблях отделепия ко мендоров. После войны они вернулись к мирному труду. А Михеев остался на сверхсрочную службу и все время служит на кораблях. В упорном воинском труде, повседнев ных заботах но обучению матросов неза метно пролетели три года, на которые Дмитрий Павлович остался на флоте. Де сятки отменных комендоров воспитал он за это время. Став боцманом, он попреж нему отдавал вое свои силы порученному делу. Мичман опять подал рапорт с прось бой оставить его в кадрах флота. Нет. нечего, видно, и думать об иной жизни. Слишком сильна его привязанность к мо рю, слишком горяча его любовь к флоту. Пока есть здоровье, пока не покинули силы, не уйти ему с корабля. Вот уже 18 лет плавает он в родных морях. Его по четная щюфсссия — моряк, мастер обу чения и воспитания матросов. Работать с людьми, быть среди них — пе только служебная и партийная обязан ность, но п внутренняя потребность мич мана. Многим морякам он помог стать от личными специалистами, высокосознатель ными воинами. Его питомцы есть и На нашем флоте, и на Балтике, и на Тихом океане. Боцманами на кораблях плавают многие воспитанники Михеева. Совсем теперь пе узнать матроса Шавалеева. А сколько с ним пришлось поработать Дмит рию Павловичу! На корабль Шавалеев пришел без спе циальности. Сначала был строевым матро сом. Это ему страшно не нравилось, и оп очень халатно выполнял свои обязанности. Все просил иеровести его в электроме ханическое подразделение пли списать с корабля. Много с ним было хлопот. II все же мичману удалось направить подчинен ного на верный путь. Особенно силь но повлиял па Шавалеева рассказ Дмитрия Павловича об отличнике старшем матросе Азаренкове, который тоже начал службу строевым и имел пристрастие к технике. 0 своем желании быть мотори стом тот поделился с мичманом. — Что ж, — поддержал Азарепкова Дмитрий Павлович. — Хорошее дело. Ес ли у вас будет все нормально по службе, я пе стану препятствовать. В свободное время идите к мотористам и учитесь. П матрос добился своего. Так же по ступить боцмап посоветовал Шавалсеву. После этого разговора с Михеевым матрос резко переменился. Впоследствии, как и Азаренков, он стал мотористом. Мичман Михеев очень нужный па ко рабле человек. В трудные минуты выслу шать его мнение, посоветоваться прихо дят командиры отделепий, старшины команд, матросы. Оп обязательно подска жет, как быть, как поступить в том или ином случае. Содержание корабля е хо рошем состоянии, занятия по военнэ-мор- скому делу, повседневная воспитательная работа среди личного состава — все это дела и заботы Дмитрия Павловича... Мичман, взглянув на часы, поднялся и вышел на верхнюю палубу. Прошелся по кораблю. Все как будто на месте, в порядке. Убедившись в этом, оп зашел к заместителю комапднра по политчасти. Завязался разговор о недавно состоявшемся партийном собрании, на котором старшин начальник выразил удовлетворение поло жением дел на корабле. Экипаж заметно подтянулся. Дисциплина стала намного лучше. Это,_ естественно, сказалось п на боевой учебе моряков. Все задачи они выполнили успешно. Потом говорили о том, что предстоит сделать в ближайшее время. В этот вечер Дмитрии Павлович отды хать лег поздно. После беседы с. замести телем командира долго просидел над кни гой. Оп коммунист, должен многое знать. А для этого надо регулярно и упор но работать над овладением революцион ной теорией. В этом году мичман отлич но окончил первый курс Вечернего уни верситета марксизма-ленинизма. Занятия на втором курсе начнутся осепыо. А сей час Дмитрий Павлович использует каж дую возможность для учебы, для закреп ления и дальнейшего углубления полу ченных знаний. ...Ранним утром па корабле сыгран ав рал. Боевой экипаж снова выходит в море. Моряки идут в поход, чтобы там. в условиях, приближенных к боевым, еще выше поднять свое боевое мастерство. Под руководством боцмана матросы бы стро убирают швартовы. Корабль бе рет курс в открытое море. Дмитрий Павлович поднимается па мостик и зани мает свое место по боевому расписанию. Дующий с океана ветер освежает лицо. Который уже раз мичман выходит на эти морские просторы! II всегда в такие ми нуты оп испытывает особую бодрость, чувство, знакомое лишь настоящему со ветскому моряку. Офицер М. XAMET0B.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz