На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

л 13 июля 1955 г., № 164 (5316). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Тральщик вышел в море В этот день жизнь на тральщике шла своим чередом. На боевых постах моряки занимались обычными делами. Командир корабля вместе с секретарем партийной организации беседовали о боевых буднях моряков, говорили о прошедших походах. В тот момент, когда офицеры вели беседу, командира вызвали к старшему начальни­ ку. Был получен приказ: корабль экстрен­ но изготовить к походу. На тральщике началась подготовка к выходу в море. Командир хорошо пони­ мал, что предстоящий поход должен пока- оать высокую выучку и натренирован­ ность личного состава. Поэтому офицер внимательно следил за приготовлением корабля, давал необходимые распоряже­ ния и указания экипажу. Личный состав трального расчета во главе со старшиной 2 статьи Цветковым тщательно проверял состояние своего за­ ведывания. Работу расчета контролиро­ вал командир подразделения лейтенант Локтионов. Он следил за тем, как ми­ неры производили присоединение звень­ ев охранителя, как были заведены выбо­ рочные оттяжки. От зоркого глаза офи­ цера ничто не ускользнуло: он проследил, как моряки приготовили к работе шпиль, в каком состоянии находится имущество на посту постановки. По-хозяйски, со знанием дела готовил свой боевой пост старшина 2 статьи Зав- городний. Действуя точно по контроль­ ному листу, комендор произвел согласов- ку прицела, в кранцы первых выстрелов подал боезапас, проверил средства про­ тивохимической защиты. Но не везде хо­ рошо обстояло дело с приготовлением ма­ териальной части к походу. Командир от­ деления старшина 2 статьи Логинов не­ своевременно прибыл на боевой пост, в результате чего техника была не провере­ на. Кроме этого, старшина допустил уп­ рощенчество в приготовлении боевого по­ ста, не подав в кранцы первых выстрелов боезапас. Идут последние минуты приготовления корабля к походу. Командир с мостика от­ дает одно за другим распоряжения. Вскоре моряки на верхней палубе услышали зна­ комую команду: — Отдать швартовы! Впереди море! Как много связано в жизни каждого моряка с этой бескрайней могучей и неспокойной стихией! Вот и сегодня порывистый холодный ветер, на­ летая с моря, гонит хмурые облака. И кажется немного странным, что в июль­ ский летний день моряки одеты в ватные фуфайки. Волны с шумом ударяются о борта корабля. Как только тральщик вышел в море, на боевых постах начинаются тренировки. Командир хорошо знает, что в бою мо­ рякам придется действовать в очень труд­ ных условиях, и поэтому с самого начала похода дает одну за другой вводные. — Тральному расчету на полубак! — поступает команда. Через некоторое время начнется поста­ новка охранителя. Эта работа требует от минеров высокой натренированности, тща­ тельной подготовки материальной части. Тральщик замедляет ход. Личный В походах моряки настойчиво совершенствуют мастерство состав трального расчета занимает свои места. С мостика поступает распоряже­ ние о постановке охранителя. Моряки, работой которых руководит классный спе­ циалист старшина 2 статьи Цветков, на­ чинают быстро травить правую, а затем левую ветви охранителя. У старшины Цветкова наметан глаз, в его действиях чувствуется уверенность. Он во-время за­ стопоривает движение цепей и наблюдает за тем, насколько правильно упорные звенья садятся в окна шпирона. Офицер Локтионов здесь же, на полуба­ ке, следит за тем, как действует личный состав. Он доволен работой трального рас­ чета, который действует в трудных усло­ виях, с учетом требований современного боя. Хорошо работают при постановке ох­ ранителя минер Ярушпн, матросы Куприя­ нов, Зеленов и другие. Безупречные дейст­ вия личного состава— результат настойчи­ вых тренировок в походах. В этом году тральщику часто приходилось выполнять задачи з сложных метеорологических ус­ ловиях. В море личный состав показывал выносливость, стойкость в борьбе с труд­ ностями. С каждым часом похода теми трениро­ вок не ослабевает, а, наоборот, усили­ вается. Корабль увеличивает ход. Начи­ нается маневрирование. Тральщик отра­ жает нападение самолетов и торпедных катеров. С мостика в машинные отделения корабля поступают вводные. Если на верхней палубе сейчас свежо и даже холодный ветер пробирает до костей, то высокая температура и качка затрудня­ ют действия мотористов. Но ничто не может повлиять на правильные действия моряков, которыми руководит командир от­ деления старший матрос Ослюк. Вот взрыв имитационного пакета возвестил мотори­ стам, что в правом борту корабля «про­ боина». Начинается борьба за живучесть. Классный специалист старший матрос Ослюк приказывает мотористам Черны­ шеву и Туманову приступить к заделке «пробоины». Действия этих моряков за­ труднены: двигатели на ходу, работать ку­ валдой в трюме свободно невозможно. Но вот «пробоина» заделана, на мостик пос­ тупает доклад о выполпении вводной. Напряженно тренируются мотористы и в другой машине корабля. Здесь личный состав выполняет распоряжение классно­ го специалиста старшины 1 статьи Гро­ мова. Имитируется «пожар» в тамбуре машинного отделения. Зажжены две ды­ мовые шашки. Становится трудно ды­ шать. Мотористы надевают противогазы. Хорошо отработав взаимозаменяемость, они быстро ликвидируют «пожар» и продолжа­ ют точно обеспечивать заданный ход ко­ раблю. В то время, когда внутри корабля идут тренировки по борьбе за живучесть, на верхней палубе командир дает одну за другой вводные комендорам. Высокую на­ тренированность в работе на материаль­ ной части показывает расчет старшины 2 статьи Завгороднего. Комендоры действу­ ют слаженно. Они быстро устраняют раз­ личные «неисправности» орудия, отража­ ют нападение самолетов. Тральщик идет к минной банке. Вдали, на флагманском корабле, замигал прожек­ тор. Сигнальщик старший матрос Семенов быстро принимает и передает командиру очередной семафор. Командир корабля при­ казывает усилить наблюдение за морем и воздухом. На горизонте появляются три корабля. Семенов докладывает командиру о транспорте и двух сопровождающих его кораблях. Действия сигнальщика четки, в них сказывается высокая натренирован­ ность. Когда корабль подходил к минной бан­ ке, командир заметил, что над кораблем появилась «шапка» дыма. Он вызвал на мостик старшину группы мотористов и приказал ему выяснить причину. Оказалось, что корабельный кок стар­ ший матрос Вахланкин по невнима­ тельности не заметил, как в форсунке прекратилось горение, и топливо начало поступать в топку. Когда он поджег топ­ ливо, получилась вспышка, в результате чего и появилась «шапка» дыма над ко­ раблем. ...Тральщик продолжает йуть. Командир то и дело тренирует мотористов, давая им различные вводные. Вот офицер, действуя аварийной сигнализацией, переходит на управление машинами звонками. Мотори­ сты точно выполняют все команды и обес­ печивают заданный ход кораблю. С флагмана поступило приказание тральщику вернуться в базу. Проходит некоторый период времени. Корабль под­ ходит к узкостям. Присутствующий на мостике старший начальник приказывает командиру тральщика спуститься в штур­ манскую рубку и оттуда вести корабль с помощью гидроакустики и эхолота. В рубке задраены иллюминаторы. Командир, производя прокладку и пользуясь показа­ ниями приборов, через переговорную тру­ бу отдает приказания на мостик. В этот момент у приборов умело действуют гид­ роакустик — классный специалист стар­ шина 2 статьи Рогов и штурманский электрик отличник боевой и политической подготовки старший матрос Андреев. Тральщик медленно входит в бухту. Темп тренировок не ослабевает. Старший начальник приказал командиру корабля произвести швартовку корабля с одной работающей машиной. Командир с успе­ хом справляется и с этой задачей. Когда командир возвратился с подведе­ ния итогов, уже был выпущен боевой ли­ сток. В нем рассказывалось о лучших мо­ ряках, отличившихся в походе. Читая его, офицер думал о новых походах, которые ждут моряков впереди. Мысли командира направлены на то, чтобы еще выше там, в море, поднять на новую ступень боевую выучку и мастерство личного состава тральщика. Офицер А. ГЕРАСИМОВ. О т л и ч н и к и п о м о г а ю т о т с т а ю щ и м В деле воспитания личного состава в духе высокой сознательности п личной от­ ветственности за образцовое выполнение воинского долга огромная роль принадле­ жит передовым воинам— отличникам бое­ вой и политической подготовки. Поэтому в своей повседневной практической деятель­ ности по обучению и воспитанию подчи­ ненных я и опираюсь на этот актив. У нас состоялось совещание лучших воинов, на котором мы поставили перед собой задачу — вывести взвод на одно из первых мест в учебе и службе. Многие выступавшие на совещании внесли ряд ценных предложений, направленных на дальнейшее укрепление дисциплины и поддержание строгого- воинского порядка, на укрепление войсковой дружбы и това­ рищества, сплоченности боевого коллекти­ ва, а также указывали на недостатки в учебе и-службе рядовых Гераськина. Ко­ ролева, Ложечко и Скок. На совещании было решено провести собрание личного состава с повесткой дня: «Задачи личного состава в боевой учебе и состояние воин­ ской дисциплины». Собрание прошло организованно. Воины по-деловому отмечали некоторые успехи и недостатки в учебе воинов, смело крити­ ковали нарушителей уставного порядка. Это дало свои результаты. Теперь ранее отстававшие в учебе рядовые Гераськан, Королев и другие являются отличниками боевой и политической подготовки, добро­ совестно выполняют свой воинский долг. Сейчас ряды воинов-активистов у нас значительно выросли, что даст возмож­ ность добиться в ближайшем будущем еще лучших успехов в учебе и службе. Д. МОРАЛЕВ. Техническая конференция автомобилистов У нас состоялась техническая конфе­ ренция на тему: «Уход и сбережение ав­ томобилей». Первым выступил матрос Раев. — В настоящее время, — сказал Раев, — автотранспорт используется во всех отраслях социалистического хозяйства: в промышленности, в сельском хозяйстве, для укрепления обороноспособности на­ шего государства. Современный автомобиль имеет весьма совершенные и сложные агрегаты, меха­ низмы л приборы, требующие правильно­ го технического обслуживания и бережно­ го отношения к ним. Поэтому каждый во­ дитель автомобиля должен хорошо знать их рабочий процесс и общее устройство, чтобы технически грамотно обслуживать его. О системе охлаждения рассказал стар­ ший матрос Мельник. Он об’яснил, что к этой системе относятся: рубашка охлаж­ дения блока и головки цилиндров, радиа­ тор с соединительными шлангами, венти­ лятор и насос с приводами, термостат, термометр и жалюзи. Старший матрос Мельник особо обратил внимание на при­ чины неисправностей системы охлажде­ ния. Дальше он говорит, что вода, содержа­ щая много солей, способствует отложе­ нию накипи на внутренних стенках ру­ башки охлаждения и каналах радиатора. Вследствие малой теплопроводности слоя накипи и уменьшения сечения каналов радиатора двигатель перегревается. Ни в коем случае нельзя заливать воду из луж на дороге, как это делают некоторые води­ тели. — Чтобы уменьшить отложение наки­ пи, желательно применять воду «мяг­ кую», лучше всего, отстоявшуюся дожде­ вую или обыкновенную речную, — за­ явил в заключение старший матрос Мель­ ник. После Мельника выступил старший ма­ трос Горулько. Он остановился на имею­ щих место характерных неисправностях в системе зажигания. — Они связаны, — сказал Горулько, — с нарушением работы запальных све­ чей и сопровождаются перебоями в работе двигателя. Особое внимание Горулько обратил на предотвращение вооможных неисправно­ стей аккумуляторных батарей, указал, что при техническом обслуживании необходи­ мо предусматривать поддержание пх в чистоте. На конференции также выступили ма­ тросы Гурзан и Рудак. Комсомолец Рудак должен был осветить такой важный во­ прос, как перевозка личного состава, гру­ зов и правила движения. Но из-за малой подготовленности он не справился со сво­ ей задачей. В заключение командир части подвел итоги конференции. Офицер И. ЖУРАВЛЕВ. ICofrtsm/ib О МНОГО трудностей встретил, придя на службу, матрос Зайдулин. Но воин старательно учился. Ему по­ могли товарищи и, в первую очередь, командир расчета младший сержант Жуков. Сейчас Зайдулнн — отличный заря- жающий. Матрос э Гсйд1нс. о ПЕРЕДОВОЙ ЭЛЕКТРИК Ана­ толий Жигайлов умело и грамотно действовал в походе. Командир отме­ тил высокую морскую выучку старше­ го матроса Жнгайлова. Старшина 2 статьи Н. Безвершенко. Из рисунков, присланных на конкурс НА СТРАЖЕ УСТАВНОГО ПОРЯДКА . Рис. старшего матроса Н. Дорошенко. КНИГА — ДРУГ, СОВЕТЧИК И УЧИТЕЛЬ Матросы и старшины нашего подразделения лю­ бят книгу — источник знаний, лучшего друга и советчика воина. Многие часы они посвящают чте­ нию художественной, по­ литической и военной ли­ тературы. Вечерами, когда воины собираются в просторной комнате политико-просве­ тительной работы, здесь по­ является библиотекарь ма­ трос Карпухин. Около шка­ фа с книгами быстро соби­ рается группа бойцов. В шкафу на одной из полок аккуратно расставлена ху­ дожественная литература, на другой — политиче­ ская. Третья полка отведе­ на для книг и брошюр, по­ священных вопросам во­ инского воспитания, бое­ вым традициям советских воинсв. соблюдению воен­ ной и государственной тайны, подвигам героев Великой Отечественной войны. Здесь же имеются и уставы. Внизу шкафа аккуратной стопочкой ле­ жат читательские билеты. У библиотеки-передвиж­ ки образуется очередь. Каждый берет книгу со­ образно своему вкусу и развитию. Если такой не окажется — не беда. Биб­ лиотекарь запишет требуе­ мую книгу и возьмет ее при первом посещении би­ блиотеки части, а сейчас порекомендует вогсну дру­ гую интересную книгу. По записям в читатель­ ских билетах видно. что активными читателями книг являются почти все матросы и сержанты бата­ реи. Некоторые артиллери­ сты прочитали за полуго­ дие свыше 30 книг. К та­ ким товарищам относятся матросы Сорокин. Карнау­ хов. Савинов. Погодаев, младший сержант Елисеев и другие. Чтение книг расширяет культурный и политиче­ ский кругозор воинов, обогащает их знаниями. И поэтому не случайно са­ мые активные читате­ ли библиотеки-передвижки, как правило, являются от­ личниками боевой и поли­ тической учебы, подлин­ ными мастерами военного дела. Так, например, в читательском билете аги­ татора младшего сержанта Елисеева значатся десятки прочитанных им только в этом году книг. Среди них краткая биография И. В. Сталина. Устав КПСС, «Весна на Одере», «Небо и земля», «Алитет уходит в горы», «Евгений Онегин», «Остров разочарования», «Семья Рубанюк», «Грач — птица весенняя», «Зна­ меносцы». «Поединок» и ряд других книг и бро­ шюр. Как видно, интересы воина крайне разносторон- ни. Из книг он почерпнул много знаний, которые умело применяет в агита­ ционной работе среди со­ служивцев. Недавно тов. Елисеева, как одного из передовых командиров ору­ дий. командование выдви­ нуло на должность помощ­ ника командира подраздг- ления, а также назначило помощником руководителя группы политзанятий. Стремясь оправдать ока­ занное ему доверие, воин еще активнее включился в общественную жизнь под­ разделения. с честью справляется с новыми от­ ветственными обязанностя­ ми. Сейчас тов. Елисеев настойчиво изучает Устав КПСС и историю партии, готовясь вступить в кан­ дидаты КПСС. В этом ему активно помогают ком­ мунисты батареи и ком­ сомольская организация. Значительную помощь оказывает библиотека-пе­ редвижка воинам нерус­ ской национальности. На батарее служат русские и украинцы, литовцы и та­ тары, латыши и якуты, эстонцы и чуваши — вои­ ны 12 национальностей. Многие из них, прибыв на военную службу, слабо знали русский язык, пло­ хо усваивали темы по­ литзанятий. с трудом изу­ чали материальную часть боевой техники. С по­ мощью товарищей они при­ общились к чтению книг на русском языке, полюби­ ли произведения русских и советских писателей. Ско­ ро они довольно успешно овладели русским языком и сейчас являются актив­ ными читателями библио­ теки. А это выдвинуло многих из них в ряды пе­ редовиков службы. Лито­ вец матрос Аркушаускас, например, прочитал на рус­ ском языке, будучи в под­ разделении, свыше 50 книг. Он преуспевает и в боевой учебе. Зарекомендо­ вал себя передовиком и финн матрос Юнолайнен. Совершенствуя свои знания в русском языке, воины нерусских нацио­ нальностей не забывают и свой родной язык. На нем они читают школьные учебники, художественную литературу, газеты, кото­ рые выписывают из род­ ных мест. Библиотека-передвижка подразделения периодиче­ ски обменивает книги, учитывая при этом духов­ ные запросы своих читате­ лей. Все это помогает во­ инам добиваться новых ус­ пехов в службе на благо любимой Советской Ро­ дины. Офицер К. ЯЦУН. Агитационно-массовая работа на учениях и в походах Море — лучшая школа боевой выучки и закалки военных моряков, совершенст­ вования практических навыков в обслужи­ вании и использовании механизмов, новей­ шей техники и оружия. Насыщать каж­ дый день пребывания в море интенсивной боевой учебой — одно из главных требо­ ваний Министра Обороны Союза ССР. В период подготовки и проведения уче­ ний и походов в лекциях, докладах и бесе­ дах. на политических занятиях и инфор­ мациях военным морякам раз’ясняется международная обстановка и внешняя политика Советского государства, поста­ новления партии и правительства по даль­ нейшему развитию народного хозяйства, конкретные практические задачи боевой и политической подготовки, совершенствова­ ния боевой готовности. На одном пз учений коммунисты пар­ тийной организации корабля Н. вели среди личного состава широкую пропаганду исторических решений январского Пле­ нума ЦК КПСС и второй сессии Верховно­ го Совета СССР. Коммунист Чирков вы­ ступил перед моряками с беседой «Тяже­ лая индустрия — основа развития народ­ ного хозяйства», специалист высокого класса старшина Козлов, коммунист Бара­ нов и другие рассказали воинам о выдаю­ щихся достижениях рабочего класса, кол­ хозного крестьянства и нашей интеллиген­ ции в строительстве коммунизма. На корабле Н. офицер Сатин провел с моряками беседу об успехах тружеников колхозных полей, настойчиво претворяю­ щих в жизнь решения январского Плену­ ма ЦК КПСС. Силами комсомольцев-акти- вистов здесь изготовлены стенды: «Тяже­ лая индустрия — основа экономического и военного могущества Ротины», «Решения январского Пленума ЦК КПСС — в дейст­ вии». Как правило, накануне выполнения боевой задачи перед личным составом вы­ ступают офицеры, которые тесно увязы­ вают решаемые задачи с внутренней об­ становкой в стране и международным по­ ложением. В этом отношении заслуживает внима­ ния общее собрание личного состава корабля Н. Командир корабля, говоря об успехах советского народа в стро­ ительстве коммунизма, о современной международной обстановке, вместе с том рассказал морякам о боевых задачах, которые необходимо решить на предсто­ ящем походе, и что требуется от каж­ дого воина, чтобы с честью выполнить их. Затем выступил политработник. В своем выступлении он привел ряд при­ меров героических подвигов советских моряков в годы Великой Отечественной войны, призвал экипаж к ревностному выполнению своего воинского долга на предстоящем учении. Личный состав ко­ рабля успешно решил все поставленные перед ним боевые задачи, и в этом, несом­ ненно, сказались сила и воздействие на сознание моряков агитационно-массовой работы. На учениях и в походах в устной аги­ тации и пропаганде большое значение придается воспитанию у военных моря­ ков наступательного духа, стойкости, му­ жества, .высоких морально-боевых ка­ честв. Так, на одном из учений заме­ ститель командира корабля по политиче­ ской части организовал встречу личного состава с ветераном Великой Отечествен­ ной войны Героем Советского Союза Лях. Участник войны на Севере офицер Поз- деев беседовал с моряками о боевых тра­ дициях воинов-североморцев. Не раз вы­ ступал с подобными беседами и другой участник войны на Северном морском театре коммунист Мачинский. В одном из выступлений перед своими сослуживцами накануне похода офицер Мачинский доходчиво, интересно и убе­ дительно рассказал о важнейших боевых операциях на Севере, о героях-ссверомор- цах. призвал личный состав приумножать славные боевые традиции советских воен­ ных моряков, добиваться новых успехов в службе и боевой учебе. Огромна сила воздействия пламенного слова пропагандиста, несущего идеи Ком­ мунистической партии в матросские мас­ сы. Богата и разнообразна героика наших будней, рождающих и умножающих ряды высококвалифицированных мастеров воен­ но-морского дела — отличников боевой и политической подготовки и классных спе­ циалистов, которые ревностно выполняют свой долг перед Родиной. На корабле Н. во время выполнения боевой задачи в действующем котле лоп­ нула трубка. Требовалось срочно устра­ нить неисправность. Эта важная и тяже­ лая работа, сопряженная с опасностью для жизни, была поручена передовому мо­ ряку Патетину. Соблюдая вое меры предо­ сторожности, он приступил к делу. Ус­ траняя неисправность, воин заметил пов­ реждение другой трубки и сделал все для того, чтобы четко и быстро выполнить приказ командира, дать возможность ко­ раблю успешно продолжать решение бое­ вой задачи. О самоотверженном поступке матроса Патетнна сразу же стало изве­ стно всему экипажу. О нем было расска­ зано в радиогазете, политработники орга­ низовали беседы на боевых постах. Командир корабля поощрил отважного мо­ ряка, предоставил ему внеочередной крат­ косрочный отпуск и наградил ценным по­ дарком. Воспитание у воинов боевого наступа­ тельного духа неразрывно связано с разо­ блачением агрессивной политики америка­ но-английских империалистов, готовящих новую войну против Советского Союза, Китайской Народной Республики и стран народной демократии. На последнем походе активисты-коммунисты прочитали ряд лекций об американо-английском разбой­ ничьем империализме, о его бешеной под­ готовке к новой войне против свободо­ любивых народов. Корабль находился недалеко от тех мест, где в годы иностранной военной интер­ венции и гражданской войны хозяйнича­ ли американские и английские империали­ сты, истязая советских людей н грабя богатства Советского Севера. Работник по­ литотдела выступил перед моряками с беседой: «Зверства интервентов на Севере в 1018 — 1920 годах». Офицер корабля Н. Нечепоренко провел с личным составом политическую информацию на тему: «Край, который ты защищаешь». Офицер говорил о героических подвигах советских моряков в годы Великой Отечественной войны, о богатствах Кольского полуостро­ ва и Мурманской области, о том огромном вкладе, который вносят трудящиеся Со­ ветского Заполярья в общенародное дело строительства коммунизма, и призвал во­ инов неустанно крепить боевую мощь родного флота, повышать боевую готов­ ность корабля. Агитаторы на кораблях — это передо­ вые матросы и старшины, отличники и классные специалисты, партийные и ком­ сомольские активисты. Жизнь учит, что там, где работа с ними проводится систе­ матически, конкретно и целеустремленно, там заметны и ощутимы плоды их дея­ тельности. На корабле Н. политическим отделом были вскрыты серьезные недостатки в ра­ боте с агитаторами. Комсомольцы-агитато­ ры Трусов и Чернышев заявили, что их не учат практике агитационной работы, семинары проводятся нерегулярно и не удовлетворяют агитаторов. Заместитель командира корабля по политчасти и пар­ тийная организация сделали правильные выводы. Сейчас работа с агитаторами улучшилась. Так, накануне одного из учений агитаторы были тщательно проин­ структированы. Им рассказали о предстоя­ щих боевых задачах, посоветовали, как надо организовать агитационно-массовую работу с личным составом в плавании. Ре­ зультаты сказались. На походе агитаторы Козлов, Дворецкий, Бережной и другие провели с моряками содержательные бесе­ ды на темы: «Славные подвига русских матросов в первой русской революции», «Учиться побеждать сильного и активного врага», «Корабль — родной дом» и т. п. На боевых постах они раз’ясняли воинам предстоящие задачи в походе, мобилизуя их на проявление высокой бдительности в море, на четкость действий каждого чле­ на экипажа и постоянную боевую готов­ ность всех заведываний. Личным примером агитаторы увлекали моряков на отличное выполнение боевой задачи. Вскоре в куб­ рике появилась листовка с фотографией специалиста высокого класса старшины Козлова об образцовом выполнении им сво­ его воинского долга. На корабле Н. служит агитатор комму­ нист тов. Мурэенко. Это грамотный и культурный моряк, классный специалист, умелый командир и воспитатель своих подчиненных. Отлично закончив партий­ ную школу, он передает полученные зна­ ния своим товарищам. В этом походе он подготовил и провел беседу «Военно-мор­ ской флот США — орудие империалисти­ ческой агрессии». Агитатор старшина 1 статьп Сотсков рассказал морякам о значенпи бдительности на походе, другую беседу он посвятил лучшему впзирщику корабля матросу Яхонтову, который пер­ вым обнаружил перископ подводной лодки. . Благодаря отличному знанию моряками техники и оружия, мобилизующего воздей­ ствия агитационно-массовой работы ко­ рабль на «хорошо» и «отлично» решил все задачи в походе. Подавляющее боль­ шинство матросов п старшин здесь яв­ ляется отличниками боевой и политиче­ ской подготовки, специалистами высокого класса. В агитационно-массовой работе на уче­ ниях и походах огромная роль принадле­ жит местному радиовещанию. Радиогазеты призваны знакомить воинов с учебно- боевыми задачами, они являются важным средством воспитания у личного состава высоких морально-боевых качеств. Хорошо работает редколлегия радиогазе­ ты, которую возглавляет коммунист По­ темкин. Для этой газеты характерна вы­ сокая идейность и злободневность, целе­ устремленность и оперативность. Поэтому здесь моряки любят свою радиогазету, ждут ее выпуск.* и активно участвуют в ней. Через газету широко популяризи­ руется передовой опыт матросов, старшин и офицеров, передаются тематические и литературно-музыкальные монтажи, орга­ низуется чтение новинок политической, военной и художественной литературы. Активнее стали участвовать в радиога­ зете офицеры. Тов. Егошкпн свое вы­ ступление перед микрофоном посвятил культуре артиллерийского огня, обратив особое внимание на качественное проведе­ ние тренировок, на вопросы бдительности и постоянную готовность боевых постов. На другом корабле в радиогазете на тему: «Выше бдительность на походе» выступил офицер Егонин. В газете, посвященной бое­ вым делам лнчпого состава электромеха­ нической части, офицер Леонгард расска­ зал экипажу корабля о несении ходовых вахт, о лучших людях подразделения. Во время одного из походов в радиогазе­ те на тему: «Умело используй технику и оружие» своим опытом учебы и службы поделились классные специалисты стар­ шина 2 статьп Грпгоров и старший ма­ трос Андреев. На корабле Н. партийная организация организовала радиорепортаж о работе лич­ ного состава одного из подразделений на учении. В радиорепортаже приняли уча­ стие многие моряки. Матрос Журавлев, выступая перед микрофоном, рассказал со­ служивцам о значении того заведывания, которое он обслуживает, о своих товари­ щах, добросовестно выполняющих обя­ занности, — матросах Полуэктове, Вик­ торове и др. Старший матрос Неманов свое выступление посвятил машинистам, которые образцово подготовили механизмы к учению, во-время устранили неисправ­ ности, выявленные на предыдущем походе. Четко и бдительно несли ходовую вахту матросы Ковальчук, Пушкарев и Тощез. На учениях и походах важное значение пмеют п такие формы агитационно-массо­ вой работы, как стенная печать, боевые листки, наглядная агитация: призывы, плакаты, карта обстановки на морском те­ атре п т. д. На корабле, где членом пар­ тийного бюро тов. Варгин, накануне уче­ ния была выпущена стенная газета на те­ му: «На учении, как в бою», а на другом корабле силами комсомольского актива на протяжении похода во всех подразделени­ ях ежедневно выпускались боевые листки о передовом опыте, о лучших людях, отме­ чались недостатки отдельных моряков. Умело используются в агитационно­ массовой работе на учениях и походах листовки о лучших людях нашего флота. Такие листовки былп посвящены специа­ листам высокого класса Абрамову, Береж­ ному, коммунисту Абанькину, артиллери­ сту старшему матросу Дерегину и многим другим воинам. Несомненно, что некоторый опыт, на­ копленный в агитационно-массовой ра­ боте на учениях и в походах, не исклю­ чает наличия серьезных недостатков. Не всегда еще агитационно-массовая работа ведется на высоком идейном уровне, но­ сит конкретный, целеустремленный и на­ ступательный характер, ограничен размах всех ее форм. Редко проводятся тематиче­ ские вечера, читательские конференции, обсуждение книг художественной литера­ туры, кинофильмов. Надо улучшить ру­ ководство агитаторами, учить их практи­ ке политико-массовой работы с личным составом, привлекая к этому важному де­ лу наиболее политически зрелых и подго­ товленных матросов, старшин и офицеров — передовиков службы и учебы. Офицер Н. ПЕТЕЛИВ. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz