На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
i f l a с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 июля 1955 г., № 164 (5316). П атриот РОДИНЫ У н а ш и х б о е в ы х д р у з е й £ЛЖХЛ УЧЕБНЫЕ БУДНИ ВОИНОВ СЕВЕРНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА Товарищеская взаимопомощь великая сила Я служу на радиотехническом посту Дружный у нас коллектив, сплоченный. I что самое главное: у каждого нашего сер жанта и солдата стало правилом — сло вом и делом помогать товарищу, бороться не только за свои личные успехи, но и за достижения всего подразделения. О то варищеской взаимопомощи мне и хочется рассказать. Ефрейтор Николай Сокерин — один из опытнейших электромехаников, отлич ник учебы. Он успешно справляется со своими ответственными обязанностями Никогда не было случая, чтобы он не своевременно подал напряжение в аппа ратную машину. Закрепленный за ним агрегат проработал без капитального ре монта в два с лишним раза дольше, чем положено по норме. На счету Сокерина сотни килограммов сэкономленного горю чего. Постоянно совершенствуя свою квали фикацию, Сокерин в то же время настой чиво овладевает смежными профессиями. В этом деле он добился уже значительных результатов: в любое время может заме нить записывающего, планшетиста, на учился работать у экрана индикатора. Большую помощь Сокерину в изучении материальной части локатора, в приобре тении практических навыков в проводке целей оказал классный специалист ефрей тор Костюк. Эти воины несут боевое де журство в одной смене. В свободное от боевой работы и занятий время они вме сте изучают основы электрорадиотехнп- ки, устройство и назначение блоков п систем локатора, много тренируются непосредственно на материальной части. Первым долгом Костюк показал товари щу, как нужно включать станцию, как проверить ее работу в условиях ежеднев ной эксплуатации. В'дальнейшем пере шли к тренировкам в определении нак лонной дальности, азимута цели. Посте пенно задачи усложнялись. Когда Сокерин научился проводить одну цель, начали тренироваться в проводке двух. Костюк указывал товарищу на его ошибки, учил, как их надо устранять. Вначале у Соке рина не был выработан глазомер. Поэто му при определении азимута цели он не всегда точно совмещал среднюю линию на подвижной линейке с серединой дужки от цели. В результате получались значи тельные погрешности. Путем длительных тренировок этот недостаток был устра нен. Комсомолец Костюк помог также Со керину научиться определять высоту це ли. количество в ней самолетов, отстраиваться от помех и т. д. В свою очередь ефрейтор Соке рин оказывает всяческую помощь Костюжу в изучении устройства и принципа работы двигателя, ге нератора, в овладении автоделом. Не один вечер просидели они над схемами системы питания, смаз ки, охлаждения двигателя вну треннего сгорания, не раз Соке рин показывал товарищу, как практически производить регули ровку карбюратора, делать под тяжку подшипников, как устра нить ту или иную неполадку в агрегате. Таких примеров можно приве сти много. Радист первого класса ефрейтор Фоменко вызвался по мочь солдату первого года служ бы Лещеву подготовиться для сдачи экзаменов на классность. Командир поддержал это благородное стремление воина, указал ему, на что сле дует уделить больше внимания при трени ровках. Товарищеская взаимопомощь при несла большую пользу рядовому Лещеву. Он твердо усвоил материальную часть ра диоаппаратуры, научился поддерживать бесперебойную связь со своими корреспон дентами. Недавно он успешно сдал экза мены и получил специальность радиоте леграфиста второго класса. Многим обяза ны комсомольцу Фоменко его сослуживцы Власов, Коюшев и другие. Расскажу коротко о себе. Я являюсь старшим планшетистом. Специальность свою освоил хорошо: сколько бы ни было в небе (в зоне действия нашей станции) целей — у меня на карте-планшете всегда отчетливо видна воздушная обста новка. Кроме того, я овладел смежными специальностями: записывающего, элек тромеханика, оператора. В этом мне боль шую помощь оказали командир, друзья- комсомольцы. Ефрейторы Ярош и Соке рин, например, помогли мне изучить устройство, правила ухода и эксплуата ции двигателя, генератора. Вместе с ними я неоднократно проводил профилактиче ские мероприятия, во время которых за креплял теоретические знания. С благодарностью вспоминаю своего старшего товарища по расчету младшего сержанта Рябычина. Это человек вы сокой технической культуры, отлично владеющий несколькими специальностя ми. Своими знаниями и опытом член ВЛКСМ Рябычин охотно делится с сослу живцами. Со мной, в частности, он мно го занимается по радиолокации. Он раз’- яснил мне устройство передатчика, инди каторов кругового обзора и высоты, блока питания индикаторов и других систем станции. Большую помощь в приобрете нии навыков в работе за индикатором оказал мне ефрейтор Колпаков — один из лучших наших операторов. Я тоже считаю своим прямым долгом оороться за то, чтобы в нашем расчете была полная взаимозаменяемость, оказы ваю товарищам помощь в овладении спе циальностью планшетиста. Рядовым Хри- стану н Повлышану помог научиться бы стро и точно наносить данные на карту- планшет, оценивать воздушную обстанов ку. С рядовым Шигиным мы занимаемся вместе по электрорадиотехпике. Комсомольская организация нашего под дат и сержантов чувства войскового то варищества, взаимопомощи. Секретарь бюро сержант Уханов, а также члены бю ро показывают пример всем воинам в учебе и службе, всегда помогают товари щам в повышении квалификации, в овла дении смежными специальностями. Члены бюро часто беседуют с теми воинами, ко торые отлично знают свое дело, советуют, какую конкретно помощь следует оказать тому или иному товарищу. Опытному электромеханику Аблецову, например, сек ретарь бюро посоветовал помочь рядово му Шигину овладеть смежной специаль ностью. Аблецов охотно стал заниматься с товарищем. В другой раз член бюро ВЛКСМ сержант Веряскип побеседовал с операторами Колпаковым и Костюком, подсказал им, как лучше организовать тренировки с теми воинами, которые ре шили овладеть специальностью операто ра. По инициативе комсомольской органи зации у нас часто проводятся вечера техники и вечера обмена опытом, способ ствугощие повышению технического кру гозора воинов. Широкое распространение получили беседы, организуемые в де журных сменах, когдз нет боевой работы Во время таких бесед солдаты разбирают непонятные вопросы, передовые воины рассказывают о своем опыте. Пдет, на пример, разговор об устройстве индикато ра кругового обзора. Классный оператор ефрейтор Костюк отвечает на вопросы то варищей. Рядовой Заболотный не разоб рался в принципиальной схеме индикато ра. Костюк берет схему и раз’ясняет то варищу непонятное. Второй солдат просит раз’яснпть, как по характеру отраженно го импульса определить количество само летов в пели. П на этот вопрос дается подробный ответ. Беседы в виде вопросов и ответов пос вящаются радиоделу, автоделу и т. Бывает так, что один товарищ не сов сем точно осветит тот или иной вопрос тогда его дополняет другой воин. Нередко завязывается горячая дискуссия, если же в процессе ее не все досконально выяснено, солдаты обращаются к учеб никам, инструкциям. Такие творческие «споры» приносят несомненную пользу Они вызывают интерес к изучаемой дис циплине. заставляют чаще заглядывать в руководства службы, настойчивее рабо тать над повышением технического круго- НА СНИМКЕ: мастера меткого пулеметного огня ефрейтор Н. Абтрашитов и рядовой Н. Иванов на огневой позиции. Фото А. Гульнина. разделения постоянно воепцтцвагт у гол- зора- НА СНИМКЕ: ефрейтор Н. Сокерин рассказывает об устройстве двигателя внутреннего сгорания своему товари щу Н. Костюку. Фото А. Гульнина. Личный состав нашего радио технического поста под руковод ством коммуниста офицера Ме- ринова добился значительных успехов в учебе и боевой ра боте. У пас выросли ряды от личных операторов, планшети- стов, радиотелеграфистов, элек тромехаников. Каждый воин на шего поста овладел несколькими специальностями. В достижении этих успехов большую роль сы грала товарищеская взаимопо мощь. Мы на своем собственном опыте убедились, что взаимная помощь в военном деле — боль шая сила. Мы, воины службы ВНОС, бу дем и впредь оттачивать боевое мастерство, повышать бдитель ность, зорко стоять на страже воздушных рубежей социалисти ческой Родины. Рядовой Т. РОНАЛО. В г о с т я х у м о р я к о в Воины-связисты нашей части посетили военный корабль. Моряки радушно встретили гостей. Они показали своим друзьям по оружию могучую боевую технику, которой оснащен корабль, кубрики, где живут матросы и старшины. Радисты заинтересовались радиорубкой. Здесь возникла оживленная беседа. Солдаты и сержанты спрашивали у моря- ков-радистов о том, как они работают во время морских похо дов, о классных специалистах, о качестве радиотехники на ко рабле. Отличнику учебы радисту первого класса очень понра вилось рабочее место моряка-радиста и радиоаппаратура. Электромеханик рядовой Цимбалист с интересом осмотрел отличное электрооборудование и электросиловые установки. Воины спустились в котельное отделение. Там они не уви дели потного кочегара у пылающих топок, а встретили матроса- специалпста, который управляет сложной аппаратурой пос редством приборов-автоматов. Офицеры-связисты были приглашены офицерами корабля в кают-компанию, где ознакомились с условиями службы и бы том моряков. С чувством большого удовлетворения и уверенности в несокрушимую мощь советского Военно-Морского Флота поки нули наши воины боевой корабль. Лейтенант П. С0ФР0Н0В. На полевых занятиях Рядовой Павел Жоров неторопливо, но методично и споро работал тялселон кирко-мотыгой. При каж дом ударе песок и мелкие камни брызгами летели в стороны. Гимнастерка на его спине становилась все темнее. Капли пота высту пили на лбу. Вместе с Жоровым над оборудованием огневой по зиции трудились его това рищи: Чирица, который на этом занятии выполнял обязанности наводчика, второй номер — Ливанов и третий номер — Андриа нов. Чаще всех делал пере дышки Чирица. — Что, одышка берет? — шутил Жоров над сол датом. — Вот где прове ряется наша физическая закалка. А вы, товарищ Чирица, не очень-то люби те спорт. — Дело не в физиче ской закалке, — обиженно ответил Чирица, — грунт тяжелый... — Грунт на нашем уча стке всюду такой. Пора с этим примириться, — от ветил Жоров. К орудийному расчету подошел командир взвода. Он с удовлетворением смо трел на работу артиллери стов. Затем командир взвода подозвал к себе Жорова и сообщил ему, что, возмож но, огонь придется вести в ночных условиях. — Хотя летняя ночь у нас светлая, — говорил он, — все же видимость будет пониженная, тем более, что предполагается дождь. По этому следует провести бе седу об особенностях веде ния артиллерийского огня в ночных условиях. — Слушаюсь, — отве тил Жоров. — Разрешите продолжать работу? — Да, продолжайте, — и командир направился к соседнему расчету. • « • До последнего времени на весь взвод был лишь один агитатор. Но практи ка показала, что на поле вых занятиях целесообраз нее иметь агитатора в каждом орудийном расчете. П вот незадолго перед по левыми занятиями обязан ности агитатора в расчете были возложены на Жоро ва. Специальность Жорова — наводчик, а наводчик — центральная фигура в расчете. Он должен отлич но знать материальную часть орудия, внимательно слушать команды, рабо тать быстро, четко и точ но, ибо малейшая, самая незначительная ошибка на водчика может , свести на нет всю работу орудийных номеров. Но на этот счет рядовой Жоров был спокоен. Он от лично знает свое дело. П вот сегодня, когда времен но отсутствовал командир орудия, командовать расче том было приказано Жоро- ву. ...Еще сноровистее дей ствовал расчет после одоб рительного слова команди ра. Отрывка окопа для орудия была закончена раньше пололсепного срока. Агитатор Жоров не только словом призывал товари щей усердно производить маскировочные работы, но и личным примером пока зывал образец неутомимой работы. В обеденный перерыв почтальон принес почту. Заместитель командира ба тареи по политической ча сти тов. Елизаров предва рительно сам просмотрел газеты, а затем созвал аги таторов и указал им, какие материалы пз газет следует прочесть. Жоров прочитал вслух корреспонденции о трудо вых успехах рабочих про мышленности и тружени ков сельского хозяйства, призвал товарищей тру диться так же, как тру дятся все советские люди. Затем ознакомил товарищей с содержанием только что полученного письма с ро дины — из колхоза дерев ни Журавовщина, что в Шарковском районе Моло- деченской области БССР. — Вот, товарищи, — говорил агитатор, — пз дому пишут, что в деревне для всех колхозников по строены новые дома, шко ла, многочисленные хозяй ственные постройки. А ведь наша деревня была дотла сожжена гитлеровца ми... Сделав длительную пау зу, словно дав слушателям представить мысленно сож женную деревню, он про должал: — Американские импе риалисты готовят войну против нашей Родины. Они рассчитывают применить атомные и водородные бом бы, которые могут прине сти неизмеримо большие разрушения, чем минувшая война. Чтобы этого не слу чилось, мы должны быть в постоянной готовности, на стойчиво овладевать новей шим оружием, быть всегда готовыми охладить не меру горячие головы импе риалистов. Эта готовность куется в повседневной уче бе и особенно на половых занятиях, где нам прихо дится действовать в обста новке, приближенной к боевой. После беседы весь рас чет снова собрался у ору дия. Артиллеристы разме тили ориентиры для ноч ной стрельбы, тренирова лись в быстроте действии у орудия,, отрабатывали взаимозаменяемость номе ров. В этом отношении хо рошие знания показал ря довой Чирица: он вполне мог заменить Жорова как наводчика. Ночью стрелковое под разделение, которое поддер живала артиллерийская батарея, поднялось в на ступление. Расчет Жорова действовал четко и сла женно, обеспечивая задан ный темп огпя. В насту пательном «бою» артилле ристам было особенно трудно: надо было быстро и организованно произво дить смену огневых пози ций, не прерывая сопро вождения наступающего подразделения. Но и с этой задачей расчет Жорова справился успешно. Отлично действовал так же и соседний расчет сер жанта Ростова, получив ший благодарность коман дира. Об этом Жоров на коротке прсвел беседу, призвал своих товарищей равняться по передовикам, в ходе выполнения учебно боевой задачи обеспечив ших высокие темпы, ма невренность и точность. Для рядового Жорова это был двойной экзамен: на нолевом занятии проверя лась и его боевая выучка и его работа, как агитато ра. Комсомолец рядовой /Коров с честью выдержал этот экзамен. И. СИМАНЕНКОВ. ☆ В несколько строк ЛУЧШИЙ МЕХАНИЗАТОР ЧАСТИ С полным напряжением сил трудятся наши военные строители, заготовляющие лес для строек. Они из месяца в месяц перевыполняют нормы выработки. Среди них немало солдат, показывающих от личные образцы трудовой доблести. Лучшим механизатором части справед ливо считается тракторист-трелевщик рядовой Ершов. Его машина КТ-12 не знает простоев и поломок. Воин заботли во сберегает технику, умело организует свои рабочий день. Это дает ему воз можность держать перзенство. Не так давно на взводном солдатском собрании, обсуждавшем вопрос о социа листическом соревновании, рядовой Ер шов заявил, что он будет выполнять за дание командира на 140 процентов. Это обязательство солдат перевыполнил. Сей час он ежедневно трелюет 50 куб. мет ров леса вместо 34 кубометров по норме. За высокие трудовые достижения командир части наградил солдата Ершо ва ценным подарком и сообщил его ро дителям о том, что он образцово слу жит Родине, с честью выполняет свой почетный воинский долг. Рядовой Г. ЖАЛЕВИЧ. ЦЕННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Большую работу по рационализации проводит старший лейтенант Шапова лов. Его творческая мысль направлена на то, чтобы повысить производитель ность труда, облегчить труд ремонтни ков, сэкономить материалы. Недавно старший лейтенант Шапова лов изобрел приспособления для штам повки шайб и гаек. При испытании эти приспособления показали хорошие ре зультаты. С помощью их можно за час изготовлять до 150 штук шайб и гаек, которых очень много требуется при ре монте автомашин. Раньше шайбы и гай ки вытачивались на токарном станке. За час их можно было сдслать не больше 15—20 штук. Кроме того, новые приспособления по зволяют экономить металл, использовать отходы. Сержант П. КАЛАШНИК. БЫВШИЙ ВОИН — МАШИНИСТ ПЕРВОГО КЛАССА На имя командира пришло письмо от сержанта запаса Александра Гладких. Будучи командиром танка в нашей части, он отлично учился и образцово нес службу. Вот что пишет бывший наш од нополчанин из поселка Сосьва. Сверд ловской области: «Товарищ командир! Сообщаю, что наказ, который мне давали сослуживцы, я выполняю. До армии я был слесарем. Но технические навыки, приобретенные в части, позволили мне устроиться рабо тать на паровоз. Первое время было трудно. Мне помогли настойчивость и страстная любовь к -машине. Вскоре я стал помощником машиниста. И вот за эти годы вырос до машиниста паровоза. Недавно проходил технические курсы, которые закончил на «отлично», и полу чил звание машиниста первого класса. Сейчас работаю на Уральской железной дороге. Экипаж паровоза — комсомоль ско-молодежный. Мы содержим машину в образцовом состоянии, производствен ные задания выполняем на 150— 160 про центов»... Далее в своем письме бывший танкист горячо благодарит командиров за воспи тание, за знания и навыки, которые он получил благодаря их заботе. Письмо бывшего воина было зачитано командиром части перед строем всему личному составу Капитан Л. ГОЛЬДЕНБЕРГ. ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ П Р И З В А Н И Е Капитан Анатолий Сазонов прошел большую школу армейской жизни. Подраз деление, которым он командует, в течение ряда лет считается передовым в части. На всех занятиях, в какой бы сложной об становке они ни проводились, подчинен ные ему офицеры, сержанты и солдаты показывают отличную физическую на тренированность, умение грамотно ис пользовать вверенные им оружие и бое вую технику, быстро и четко выполнять самые трудные задачи. Как бы ни были высоки результаты работы с подчиненными, капитан Сазонов никогда не удовлетворяется достигнутым. Он отчетливо понимает, что офицер, если он действительно хочет быть на уровне современных требований, должен много и много трудиться, настойчиво овладевать искусством управления подразделениями и частями в самых сложных видах боя. ...Когда капитан Сазонов дописал по следние строки конспекта к предстоящим тактическим занятиям, дневальный по ро те об’явил личному составу «отбой». Но офицер не спешил на отдых. Закурив па пиросу, он прошелся по комнате и снова сел за стол. «Все ли сделал»? — беспоко ила мысль. Он еще раз взял в руки Боевой устав пехоты, прочитал отдельные его статьи. На полях конспекта появилось еще несколько пометок. «Главное — чет кое взаимодействие между отделениями и стрелковыми подразделениями», — сказал Сазонов вслух и тут же открыл ту стра ницу. где говорилось об этом. Только тогда, когда домелочей были уяснены дей ствия личного состава да всех этапах писную книжку. Особенно понравилась ему новая формула определения данных для стрельбы по движущимся целям. В «боя», по каждой вводной, офицер пошел течение нескольких Еечеров он трениро- отдыхать. Так бывает часто. Несмотря на то, что на ту или иную тему коммунисту Са зонову не раз уже приходилось проводить занятия, он каждый раз внимательно го товится к ним, стремится к тому, чтобы действия всех солдат и сержантов точно соответствовали требованиям уставов п наставлений. Тщательная подготовка к занятиям да ла положительные результаты и на этот раз. Тактическая обстановка, созданная командиром на занятии, требовала от во еннослужащих полного напряжения всех физических и моральных сил. умения бы стро и четко решать сложные задачи. Старший начальник, присутствовавший при этом, дал высокую оценку действиям капитана Сазонова и его подчиненных. Офицер Сазонов хорошо сознает, что действующие в Советской Армии уставы — это обобщенный опыт организации и строительства нашей армии, ее боевой де ятельности. В них изложено все лучшее, что накоплено передовой в мире советской военной наукой. Но вместе с тем он всегда помнит, что военное дело не стоит на месте, а постоянно развивается и со вершенствуется. Поэтому, наряду с глу боким изучением существующих уставов и наставлений, он систематически следит за новинками в военной литературе. Как-то в подразделение поступило учебное пособие «Стрельба из станковых пулеметов». Сазонов внимательно прочи тал его, отдельные моменты выписал в за- вался в решении задач по этой формуле и добился такого положения, что в два ра за быстрее, чем это делал раньше, стал определять упреждения и другие данные для ведения огня. Но это было только на чалом дела. Сазонов решил применить приобретенные знания непосредственно на практике, в стрельбе. Результаты были отрадными. По его командам отделение старшего сержанта Мягкова упражнение выполнило на «отлично». Это еще больше заинтересопало капита на. Он решил обучить новому методу оп ределения данных для стрельбы по движу щимся целям всех подчиненных ему офи церов и сержантов. На уроках по огневой подготовке и в свободное от занятий время он стал тренировать командиров взводов и отделений. Офицерам и сержантам, кото рые по тем или иным причинам не могли быть на таких занятиях, Сазонов давал индивидуальные задания и каждый раз лично проверял, как они справились с поставленными перед ними задачами. Все это благотворно сказалось на огне вой подготовке личного состава. Для капитана Сазонова давно уже ста ло правилом при подготовке к занятиям внимательно прочитывать не только тс статьи уставов, где определены действия пулеметного подразделения, но и все то,- что имеется по этому вопросу в журнале «Военный вестник» и газете «Красная звезда». Недавно личный состав подразделения отрабатывал действия пулеметного взвода в наступлении. Чтобы учесть все лучшее. что накоплено за последнее время передо выми подразделениями армии, офицер Са зонов обратился к 'журналу «Военный ве стник». Он нашел там поучительную ста тью гвардии капитана Конецкого «Взаимо действие в пулеметном взводе в наступле нии». В другом номере журнала с боль шим интересом он прочитал статью о дей ствиях усиленной стрелковой роты при атаке на подготовленную оборону против ника. Все это позволило капитану Сазоно ву организовать занятие содержательно и интересно. В специальной тетради капитана Сазо нова находятся записи, что надо изучить в течение этого года. Когда в библиотеку части поступили первые номера военных журналов, он выписал себе из тематиче ского плана на 1955 год наименование ряда статей. Они еще не опубликованы, но офицер Сазонов взял их на учет, чтобы потом, когда поступят журналы, не упу стить их, а обязательно изучить. Анатолий Сазонов дорожит и гордится почетным званием советского офицера. Ре шив посвятить всю свою жизнь службе в армии, он всемерно добивается того, что бы в совершенстве овладеть военной спе циальностью. — Это — его призвание, — часто го ворят о нем старшие начальники, видя, как он, но жалея сил и времени, изучает военное дело. Еще в начале учебного года, когда сек ретарь партийного бюро беседовал с ним по вопросу самостоятельного изучения марксистско-ленинской теории, капитан Сазонов заявил: — Я офицер и поэтому хочу изучить все основные произведения классиков марксизма-ленинизма о войне и армии. Решение коммуниста руководитель пар тийной организации одобрил и дал ему не сколько советов, как это следует делать. С помощью пропагандиста части и опытных товарищей капитан Сазонов про делал уже большую работу. В течение зим него периода обучения он сумел прочитать и законспектировать такие произведения В. И. Ленина, как «Падение Порт-Арту ра», «Военная программа пролетарской революции», «Грозящая катастрофа п как с пен бороться», «Детская болезнь «ле визны» в ^коммунизме», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» п другие. Это помогло коммунисту еще глубже осознать принципы строительства армии социалистического государства в обстанов ке капиталистического окружения, прин ципы обучения и воспитания ее личного состава. Изучая, например, произведение В. П. Ленппа «Уроки московского восста ния» и решения V III с’езда партии, Сазо нов узнал, что великий пролетарский стратег еще в начальный период формиро вания наших Вооруженных Сил требовал готовить их к активным наступательным действиям. Еще тогда Владимир Ильич выступал против тех, кто думал исполь зовать армию только в целях обороны. Л1 все это: постоянное руководство нашими уставами .и наставлениями, си стематическое изучение ш*его нового, что появляется в военной литературе, глубокое осмысливание основ советской военной па уки — помогает капитану Сазонову ус пешно готовить личный состав вверенного ему подразделения к победе над сильным, маневренным и технически оснащенным противником. В этом он видит свое при звание. Капитан О. ЯЛАНДАЕВ. В нашей части состоялась лекция- концерт на тему: «Походно-строевые пес ни Советской Армии», которую прочитал офицер Дудченко. Он охарактеризовал историю создания советской походно строевой песни, начиная со дня рожде ния Красной Армии и кончая нгшими днями. Лекция сопровождалась испол нением отдельных песен в граммзаписи. В начале лекции офицер Дудченко го ворил о периоде гражданской войны, о том, как героическая Красная Армия громила немецких оккупантов и бело гвардейских бандитов. Эта часть лекции сопровождалась песней «Конноармей ская» (музыка братьев Покрасс, слова А. Суркова). Далее лектор рассказывал о том, что тысячи молодых патриотов уходили на фронт, чтобы защитить от врага свою молодую республику. Звучит мелодия широко известной песни «По люшко-поле» (музыка Л. Книппера, слова В. Гусева). Заканчивается гражданская война. Из пределов Дальнего Востока советскими войсками изгоняются японские самураи. Это событие нашло свое отражение в песне «По долинам и по взгорьям» (му зыка А. Александрова, слова С. Алымо ва). В годы Великой Отечественной войны советские композиторы создали немало замечательных произведений. Среди них — боевая песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Ле- бедева-Кумача). Офицер Дудченко далее переходит к периоду, когда Советский Союз одержал блестящую победу над гитлеровской Германией. Велика была радость воинов, возвращавшихся с победой домой. Их настроения хорошо выражены в песне послевоенного периода «Солнце скры лось за горою...» (музыка М. Блантера, слова А. Коваленкова). Затем лектор говорит о том, что аме рикано-английские империалисты готовят новую мировую войну, угрожая нам сво им оружием. Но Советский Союз не боится угроз. Естественно и убедительно, грозным пре дупреждением звучит солдатская песня «Про советский атом» (музыка В. Мура дели, слова С. Михалкова). Офицер Дудченко, заканчивая свою интересную лекцию-концерт, призвал воинов настой чиво совершенствовать свое боевое мастерство, еще раз напомнил молодым солдатам о том, что служба в рядах Советской Армии — почетная обязан ность каждого гражданина СССР. Ил люстрацией к этому явилась песня «Что мы защищаем, что мы бережем» (музы ка П. Акуленко, слова Я. Шведова). Ефрейтор П. ДОВБЫШ. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz