На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

i f l a с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 июля 1955 г., № 164 (5316). П атриот РОДИНЫ У н а ш и х б о е в ы х д р у з е й £ЛЖХЛ УЧЕБНЫЕ БУДНИ ВОИНОВ СЕВЕРНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА Товарищеская взаимопомощь великая сила Я служу на радиотехническом посту Дружный у нас коллектив, сплоченный. I что самое главное: у каждого нашего сер жанта и солдата стало правилом — сло­ вом и делом помогать товарищу, бороться не только за свои личные успехи, но и за достижения всего подразделения. О то­ варищеской взаимопомощи мне и хочется рассказать. Ефрейтор Николай Сокерин — один из опытнейших электромехаников, отлич­ ник учебы. Он успешно справляется со своими ответственными обязанностями Никогда не было случая, чтобы он не­ своевременно подал напряжение в аппа­ ратную машину. Закрепленный за ним агрегат проработал без капитального ре­ монта в два с лишним раза дольше, чем положено по норме. На счету Сокерина сотни килограммов сэкономленного горю­ чего. Постоянно совершенствуя свою квали­ фикацию, Сокерин в то же время настой­ чиво овладевает смежными профессиями. В этом деле он добился уже значительных результатов: в любое время может заме­ нить записывающего, планшетиста, на­ учился работать у экрана индикатора. Большую помощь Сокерину в изучении материальной части локатора, в приобре­ тении практических навыков в проводке целей оказал классный специалист ефрей­ тор Костюк. Эти воины несут боевое де­ журство в одной смене. В свободное от боевой работы и занятий время они вме­ сте изучают основы электрорадиотехнп- ки, устройство и назначение блоков п систем локатора, много тренируются непосредственно на материальной части. Первым долгом Костюк показал товари­ щу, как нужно включать станцию, как проверить ее работу в условиях ежеднев­ ной эксплуатации. В'дальнейшем пере­ шли к тренировкам в определении нак­ лонной дальности, азимута цели. Посте­ пенно задачи усложнялись. Когда Сокерин научился проводить одну цель, начали тренироваться в проводке двух. Костюк указывал товарищу на его ошибки, учил, как их надо устранять. Вначале у Соке­ рина не был выработан глазомер. Поэто­ му при определении азимута цели он не всегда точно совмещал среднюю линию на подвижной линейке с серединой дужки от цели. В результате получались значи­ тельные погрешности. Путем длительных тренировок этот недостаток был устра­ нен. Комсомолец Костюк помог также Со­ керину научиться определять высоту це­ ли. количество в ней самолетов, отстраиваться от помех и т. д. В свою очередь ефрейтор Соке­ рин оказывает всяческую помощь Костюжу в изучении устройства и принципа работы двигателя, ге­ нератора, в овладении автоделом. Не один вечер просидели они над схемами системы питания, смаз­ ки, охлаждения двигателя вну­ треннего сгорания, не раз Соке­ рин показывал товарищу, как практически производить регули­ ровку карбюратора, делать под­ тяжку подшипников, как устра­ нить ту или иную неполадку в агрегате. Таких примеров можно приве­ сти много. Радист первого класса ефрейтор Фоменко вызвался по­ мочь солдату первого года служ­ бы Лещеву подготовиться для сдачи экзаменов на классность. Командир поддержал это благородное стремление воина, указал ему, на что сле­ дует уделить больше внимания при трени­ ровках. Товарищеская взаимопомощь при­ несла большую пользу рядовому Лещеву. Он твердо усвоил материальную часть ра­ диоаппаратуры, научился поддерживать бесперебойную связь со своими корреспон­ дентами. Недавно он успешно сдал экза­ мены и получил специальность радиоте­ леграфиста второго класса. Многим обяза­ ны комсомольцу Фоменко его сослуживцы Власов, Коюшев и другие. Расскажу коротко о себе. Я являюсь старшим планшетистом. Специальность свою освоил хорошо: сколько бы ни было в небе (в зоне действия нашей станции) целей — у меня на карте-планшете всегда отчетливо видна воздушная обста­ новка. Кроме того, я овладел смежными специальностями: записывающего, элек­ тромеханика, оператора. В этом мне боль­ шую помощь оказали командир, друзья- комсомольцы. Ефрейторы Ярош и Соке­ рин, например, помогли мне изучить устройство, правила ухода и эксплуата­ ции двигателя, генератора. Вместе с ними я неоднократно проводил профилактиче­ ские мероприятия, во время которых за­ креплял теоретические знания. С благодарностью вспоминаю своего старшего товарища по расчету младшего сержанта Рябычина. Это человек вы­ сокой технической культуры, отлично владеющий несколькими специальностя­ ми. Своими знаниями и опытом член ВЛКСМ Рябычин охотно делится с сослу­ живцами. Со мной, в частности, он мно­ го занимается по радиолокации. Он раз’- яснил мне устройство передатчика, инди­ каторов кругового обзора и высоты, блока питания индикаторов и других систем станции. Большую помощь в приобрете­ нии навыков в работе за индикатором оказал мне ефрейтор Колпаков — один из лучших наших операторов. Я тоже считаю своим прямым долгом оороться за то, чтобы в нашем расчете была полная взаимозаменяемость, оказы­ ваю товарищам помощь в овладении спе­ циальностью планшетиста. Рядовым Хри- стану н Повлышану помог научиться бы­ стро и точно наносить данные на карту- планшет, оценивать воздушную обстанов­ ку. С рядовым Шигиным мы занимаемся вместе по электрорадиотехпике. Комсомольская организация нашего под­ дат и сержантов чувства войскового то­ варищества, взаимопомощи. Секретарь бюро сержант Уханов, а также члены бю­ ро показывают пример всем воинам в учебе и службе, всегда помогают товари­ щам в повышении квалификации, в овла­ дении смежными специальностями. Члены бюро часто беседуют с теми воинами, ко­ торые отлично знают свое дело, советуют, какую конкретно помощь следует оказать тому или иному товарищу. Опытному электромеханику Аблецову, например, сек­ ретарь бюро посоветовал помочь рядово­ му Шигину овладеть смежной специаль­ ностью. Аблецов охотно стал заниматься с товарищем. В другой раз член бюро ВЛКСМ сержант Веряскип побеседовал с операторами Колпаковым и Костюком, подсказал им, как лучше организовать тренировки с теми воинами, которые ре­ шили овладеть специальностью операто­ ра. По инициативе комсомольской органи зации у нас часто проводятся вечера техники и вечера обмена опытом, способ ствугощие повышению технического кру­ гозора воинов. Широкое распространение получили беседы, организуемые в де журных сменах, когдз нет боевой работы Во время таких бесед солдаты разбирают непонятные вопросы, передовые воины рассказывают о своем опыте. Пдет, на пример, разговор об устройстве индикато­ ра кругового обзора. Классный оператор ефрейтор Костюк отвечает на вопросы то варищей. Рядовой Заболотный не разоб рался в принципиальной схеме индикато ра. Костюк берет схему и раз’ясняет то­ варищу непонятное. Второй солдат просит раз’яснпть, как по характеру отраженно­ го импульса определить количество само­ летов в пели. П на этот вопрос дается подробный ответ. Беседы в виде вопросов и ответов пос­ вящаются радиоделу, автоделу и т. Бывает так, что один товарищ не сов­ сем точно осветит тот или иной вопрос тогда его дополняет другой воин. Нередко завязывается горячая дискуссия, если же в процессе ее не все досконально выяснено, солдаты обращаются к учеб­ никам, инструкциям. Такие творческие «споры» приносят несомненную пользу Они вызывают интерес к изучаемой дис­ циплине. заставляют чаще заглядывать в руководства службы, настойчивее рабо­ тать над повышением технического круго- НА СНИМКЕ: мастера меткого пулеметного огня ефрейтор Н. Абтрашитов и рядовой Н. Иванов на огневой позиции. Фото А. Гульнина. разделения постоянно воепцтцвагт у гол- зора- НА СНИМКЕ: ефрейтор Н. Сокерин рассказывает об устройстве двигателя внутреннего сгорания своему товари­ щу Н. Костюку. Фото А. Гульнина. Личный состав нашего радио­ технического поста под руковод­ ством коммуниста офицера Ме- ринова добился значительных успехов в учебе и боевой ра­ боте. У пас выросли ряды от­ личных операторов, планшети- стов, радиотелеграфистов, элек­ тромехаников. Каждый воин на­ шего поста овладел несколькими специальностями. В достижении этих успехов большую роль сы­ грала товарищеская взаимопо­ мощь. Мы на своем собственном опыте убедились, что взаимная помощь в военном деле — боль­ шая сила. Мы, воины службы ВНОС, бу­ дем и впредь оттачивать боевое мастерство, повышать бдитель­ ность, зорко стоять на страже воздушных рубежей социалисти­ ческой Родины. Рядовой Т. РОНАЛО. В г о с т я х у м о р я к о в Воины-связисты нашей части посетили военный корабль. Моряки радушно встретили гостей. Они показали своим друзьям по оружию могучую боевую технику, которой оснащен корабль, кубрики, где живут матросы и старшины. Радисты заинтересовались радиорубкой. Здесь возникла оживленная беседа. Солдаты и сержанты спрашивали у моря- ков-радистов о том, как они работают во время морских похо­ дов, о классных специалистах, о качестве радиотехники на ко­ рабле. Отличнику учебы радисту первого класса очень понра­ вилось рабочее место моряка-радиста и радиоаппаратура. Электромеханик рядовой Цимбалист с интересом осмотрел отличное электрооборудование и электросиловые установки. Воины спустились в котельное отделение. Там они не уви­ дели потного кочегара у пылающих топок, а встретили матроса- специалпста, который управляет сложной аппаратурой пос­ редством приборов-автоматов. Офицеры-связисты были приглашены офицерами корабля в кают-компанию, где ознакомились с условиями службы и бы­ том моряков. С чувством большого удовлетворения и уверенности в несокрушимую мощь советского Военно-Морского Флота поки­ нули наши воины боевой корабль. Лейтенант П. С0ФР0Н0В. На полевых занятиях Рядовой Павел Жоров неторопливо, но методично и споро работал тялселон кирко-мотыгой. При каж­ дом ударе песок и мелкие камни брызгами летели в стороны. Гимнастерка на его спине становилась все темнее. Капли пота высту­ пили на лбу. Вместе с Жоровым над оборудованием огневой по­ зиции трудились его това­ рищи: Чирица, который на этом занятии выполнял обязанности наводчика, второй номер — Ливанов и третий номер — Андриа­ нов. Чаще всех делал пере­ дышки Чирица. — Что, одышка берет? — шутил Жоров над сол­ датом. — Вот где прове­ ряется наша физическая закалка. А вы, товарищ Чирица, не очень-то люби­ те спорт. — Дело не в физиче­ ской закалке, — обиженно ответил Чирица, — грунт тяжелый... — Грунт на нашем уча­ стке всюду такой. Пора с этим примириться, — от­ ветил Жоров. К орудийному расчету подошел командир взвода. Он с удовлетворением смо­ трел на работу артиллери­ стов. Затем командир взвода подозвал к себе Жорова и сообщил ему, что, возмож­ но, огонь придется вести в ночных условиях. — Хотя летняя ночь у нас светлая, — говорил он, — все же видимость будет пониженная, тем более, что предполагается дождь. По­ этому следует провести бе­ седу об особенностях веде­ ния артиллерийского огня в ночных условиях. — Слушаюсь, — отве­ тил Жоров. — Разрешите продолжать работу? — Да, продолжайте, — и командир направился к соседнему расчету. • « • До последнего времени на весь взвод был лишь один агитатор. Но практи­ ка показала, что на поле­ вых занятиях целесообраз­ нее иметь агитатора в каждом орудийном расчете. П вот незадолго перед по­ левыми занятиями обязан­ ности агитатора в расчете были возложены на Жоро­ ва. Специальность Жорова — наводчик, а наводчик — центральная фигура в расчете. Он должен отлич­ но знать материальную часть орудия, внимательно слушать команды, рабо­ тать быстро, четко и точ­ но, ибо малейшая, самая незначительная ошибка на­ водчика может , свести на нет всю работу орудийных номеров. Но на этот счет рядовой Жоров был спокоен. Он от­ лично знает свое дело. П вот сегодня, когда времен­ но отсутствовал командир орудия, командовать расче­ том было приказано Жоро- ву. ...Еще сноровистее дей­ ствовал расчет после одоб­ рительного слова команди­ ра. Отрывка окопа для орудия была закончена раньше пололсепного срока. Агитатор Жоров не только словом призывал товари­ щей усердно производить маскировочные работы, но и личным примером пока­ зывал образец неутомимой работы. В обеденный перерыв почтальон принес почту. Заместитель командира ба­ тареи по политической ча­ сти тов. Елизаров предва­ рительно сам просмотрел газеты, а затем созвал аги­ таторов и указал им, какие материалы пз газет следует прочесть. Жоров прочитал вслух корреспонденции о трудо­ вых успехах рабочих про­ мышленности и тружени­ ков сельского хозяйства, призвал товарищей тру­ диться так же, как тру­ дятся все советские люди. Затем ознакомил товарищей с содержанием только что полученного письма с ро­ дины — из колхоза дерев­ ни Журавовщина, что в Шарковском районе Моло- деченской области БССР. — Вот, товарищи, — говорил агитатор, — пз дому пишут, что в деревне для всех колхозников по­ строены новые дома, шко­ ла, многочисленные хозяй­ ственные постройки. А ведь наша деревня была дотла сожжена гитлеровца­ ми... Сделав длительную пау­ зу, словно дав слушателям представить мысленно сож­ женную деревню, он про­ должал: — Американские импе­ риалисты готовят войну против нашей Родины. Они рассчитывают применить атомные и водородные бом­ бы, которые могут прине­ сти неизмеримо большие разрушения, чем минувшая война. Чтобы этого не слу­ чилось, мы должны быть в постоянной готовности, на­ стойчиво овладевать новей­ шим оружием, быть всегда готовыми охладить не меру горячие головы импе­ риалистов. Эта готовность куется в повседневной уче­ бе и особенно на половых занятиях, где нам прихо­ дится действовать в обста­ новке, приближенной к боевой. После беседы весь рас­ чет снова собрался у ору­ дия. Артиллеристы разме­ тили ориентиры для ноч­ ной стрельбы, тренирова­ лись в быстроте действии у орудия,, отрабатывали взаимозаменяемость номе­ ров. В этом отношении хо­ рошие знания показал ря­ довой Чирица: он вполне мог заменить Жорова как наводчика. Ночью стрелковое под­ разделение, которое поддер­ живала артиллерийская батарея, поднялось в на­ ступление. Расчет Жорова действовал четко и сла­ женно, обеспечивая задан­ ный темп огпя. В насту­ пательном «бою» артилле­ ристам было особенно трудно: надо было быстро и организованно произво­ дить смену огневых пози­ ций, не прерывая сопро­ вождения наступающего подразделения. Но и с этой задачей расчет Жорова справился успешно. Отлично действовал так­ же и соседний расчет сер­ жанта Ростова, получив­ ший благодарность коман­ дира. Об этом Жоров на­ коротке прсвел беседу, призвал своих товарищей равняться по передовикам, в ходе выполнения учебно­ боевой задачи обеспечив­ ших высокие темпы, ма­ невренность и точность. Для рядового Жорова это был двойной экзамен: на нолевом занятии проверя­ лась и его боевая выучка и его работа, как агитато­ ра. Комсомолец рядовой /Коров с честью выдержал этот экзамен. И. СИМАНЕНКОВ. ☆ В несколько строк ЛУЧШИЙ МЕХАНИЗАТОР ЧАСТИ С полным напряжением сил трудятся наши военные строители, заготовляющие лес для строек. Они из месяца в месяц перевыполняют нормы выработки. Среди них немало солдат, показывающих от­ личные образцы трудовой доблести. Лучшим механизатором части справед­ ливо считается тракторист-трелевщик рядовой Ершов. Его машина КТ-12 не знает простоев и поломок. Воин заботли­ во сберегает технику, умело организует свои рабочий день. Это дает ему воз­ можность держать перзенство. Не так давно на взводном солдатском собрании, обсуждавшем вопрос о социа­ листическом соревновании, рядовой Ер­ шов заявил, что он будет выполнять за­ дание командира на 140 процентов. Это обязательство солдат перевыполнил. Сей­ час он ежедневно трелюет 50 куб. мет­ ров леса вместо 34 кубометров по норме. За высокие трудовые достижения командир части наградил солдата Ершо­ ва ценным подарком и сообщил его ро­ дителям о том, что он образцово слу­ жит Родине, с честью выполняет свой почетный воинский долг. Рядовой Г. ЖАЛЕВИЧ. ЦЕННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Большую работу по рационализации проводит старший лейтенант Шапова­ лов. Его творческая мысль направлена на то, чтобы повысить производитель­ ность труда, облегчить труд ремонтни­ ков, сэкономить материалы. Недавно старший лейтенант Шапова­ лов изобрел приспособления для штам­ повки шайб и гаек. При испытании эти приспособления показали хорошие ре­ зультаты. С помощью их можно за час изготовлять до 150 штук шайб и гаек, которых очень много требуется при ре­ монте автомашин. Раньше шайбы и гай­ ки вытачивались на токарном станке. За час их можно было сдслать не больше 15—20 штук. Кроме того, новые приспособления по­ зволяют экономить металл, использовать отходы. Сержант П. КАЛАШНИК. БЫВШИЙ ВОИН — МАШИНИСТ ПЕРВОГО КЛАССА На имя командира пришло письмо от сержанта запаса Александра Гладких. Будучи командиром танка в нашей части, он отлично учился и образцово нес службу. Вот что пишет бывший наш од­ нополчанин из поселка Сосьва. Сверд­ ловской области: «Товарищ командир! Сообщаю, что наказ, который мне давали сослуживцы, я выполняю. До армии я был слесарем. Но технические навыки, приобретенные в части, позволили мне устроиться рабо­ тать на паровоз. Первое время было трудно. Мне помогли настойчивость и страстная любовь к -машине. Вскоре я стал помощником машиниста. И вот за эти годы вырос до машиниста паровоза. Недавно проходил технические курсы, которые закончил на «отлично», и полу­ чил звание машиниста первого класса. Сейчас работаю на Уральской железной дороге. Экипаж паровоза — комсомоль­ ско-молодежный. Мы содержим машину в образцовом состоянии, производствен­ ные задания выполняем на 150— 160 про­ центов»... Далее в своем письме бывший танкист горячо благодарит командиров за воспи­ тание, за знания и навыки, которые он получил благодаря их заботе. Письмо бывшего воина было зачитано командиром части перед строем всему личному составу Капитан Л. ГОЛЬДЕНБЕРГ. ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ П Р И З В А Н И Е Капитан Анатолий Сазонов прошел большую школу армейской жизни. Подраз­ деление, которым он командует, в течение ряда лет считается передовым в части. На всех занятиях, в какой бы сложной об­ становке они ни проводились, подчинен­ ные ему офицеры, сержанты и солдаты показывают отличную физическую на­ тренированность, умение грамотно ис­ пользовать вверенные им оружие и бое­ вую технику, быстро и четко выполнять самые трудные задачи. Как бы ни были высоки результаты работы с подчиненными, капитан Сазонов никогда не удовлетворяется достигнутым. Он отчетливо понимает, что офицер, если он действительно хочет быть на уровне современных требований, должен много и много трудиться, настойчиво овладевать искусством управления подразделениями и частями в самых сложных видах боя. ...Когда капитан Сазонов дописал по­ следние строки конспекта к предстоящим тактическим занятиям, дневальный по ро­ те об’явил личному составу «отбой». Но офицер не спешил на отдых. Закурив па­ пиросу, он прошелся по комнате и снова сел за стол. «Все ли сделал»? — беспоко­ ила мысль. Он еще раз взял в руки Боевой устав пехоты, прочитал отдельные его статьи. На полях конспекта появилось еще несколько пометок. «Главное — чет­ кое взаимодействие между отделениями и стрелковыми подразделениями», — сказал Сазонов вслух и тут же открыл ту стра­ ницу. где говорилось об этом. Только тогда, когда домелочей были уяснены дей­ ствия личного состава да всех этапах писную книжку. Особенно понравилась ему новая формула определения данных для стрельбы по движущимся целям. В «боя», по каждой вводной, офицер пошел течение нескольких Еечеров он трениро- отдыхать. Так бывает часто. Несмотря на то, что на ту или иную тему коммунисту Са­ зонову не раз уже приходилось проводить занятия, он каждый раз внимательно го­ товится к ним, стремится к тому, чтобы действия всех солдат и сержантов точно соответствовали требованиям уставов п наставлений. Тщательная подготовка к занятиям да­ ла положительные результаты и на этот раз. Тактическая обстановка, созданная командиром на занятии, требовала от во­ еннослужащих полного напряжения всех физических и моральных сил. умения бы­ стро и четко решать сложные задачи. Старший начальник, присутствовавший при этом, дал высокую оценку действиям капитана Сазонова и его подчиненных. Офицер Сазонов хорошо сознает, что действующие в Советской Армии уставы — это обобщенный опыт организации и строительства нашей армии, ее боевой де­ ятельности. В них изложено все лучшее, что накоплено передовой в мире советской военной наукой. Но вместе с тем он всегда помнит, что военное дело не стоит на месте, а постоянно развивается и со­ вершенствуется. Поэтому, наряду с глу­ боким изучением существующих уставов и наставлений, он систематически следит за новинками в военной литературе. Как-то в подразделение поступило учебное пособие «Стрельба из станковых пулеметов». Сазонов внимательно прочи­ тал его, отдельные моменты выписал в за- вался в решении задач по этой формуле и добился такого положения, что в два ра­ за быстрее, чем это делал раньше, стал определять упреждения и другие данные для ведения огня. Но это было только на­ чалом дела. Сазонов решил применить приобретенные знания непосредственно на практике, в стрельбе. Результаты были отрадными. По его командам отделение старшего сержанта Мягкова упражнение выполнило на «отлично». Это еще больше заинтересопало капита­ на. Он решил обучить новому методу оп­ ределения данных для стрельбы по движу­ щимся целям всех подчиненных ему офи­ церов и сержантов. На уроках по огневой подготовке и в свободное от занятий время он стал тренировать командиров взводов и отделений. Офицерам и сержантам, кото­ рые по тем или иным причинам не могли быть на таких занятиях, Сазонов давал индивидуальные задания и каждый раз лично проверял, как они справились с поставленными перед ними задачами. Все это благотворно сказалось на огне­ вой подготовке личного состава. Для капитана Сазонова давно уже ста­ ло правилом при подготовке к занятиям внимательно прочитывать не только тс статьи уставов, где определены действия пулеметного подразделения, но и все то,- что имеется по этому вопросу в журнале «Военный вестник» и газете «Красная звезда». Недавно личный состав подразделения отрабатывал действия пулеметного взвода в наступлении. Чтобы учесть все лучшее. что накоплено за последнее время передо­ выми подразделениями армии, офицер Са­ зонов обратился к 'журналу «Военный ве­ стник». Он нашел там поучительную ста­ тью гвардии капитана Конецкого «Взаимо­ действие в пулеметном взводе в наступле­ нии». В другом номере журнала с боль­ шим интересом он прочитал статью о дей­ ствиях усиленной стрелковой роты при атаке на подготовленную оборону против­ ника. Все это позволило капитану Сазоно­ ву организовать занятие содержательно и интересно. В специальной тетради капитана Сазо­ нова находятся записи, что надо изучить в течение этого года. Когда в библиотеку части поступили первые номера военных журналов, он выписал себе из тематиче­ ского плана на 1955 год наименование ряда статей. Они еще не опубликованы, но офицер Сазонов взял их на учет, чтобы потом, когда поступят журналы, не упу­ стить их, а обязательно изучить. Анатолий Сазонов дорожит и гордится почетным званием советского офицера. Ре­ шив посвятить всю свою жизнь службе в армии, он всемерно добивается того, что­ бы в совершенстве овладеть военной спе­ циальностью. — Это — его призвание, — часто го­ ворят о нем старшие начальники, видя, как он, но жалея сил и времени, изучает военное дело. Еще в начале учебного года, когда сек­ ретарь партийного бюро беседовал с ним по вопросу самостоятельного изучения марксистско-ленинской теории, капитан Сазонов заявил: — Я офицер и поэтому хочу изучить все основные произведения классиков марксизма-ленинизма о войне и армии. Решение коммуниста руководитель пар­ тийной организации одобрил и дал ему не­ сколько советов, как это следует делать. С помощью пропагандиста части и опытных товарищей капитан Сазонов про­ делал уже большую работу. В течение зим­ него периода обучения он сумел прочитать и законспектировать такие произведения В. И. Ленина, как «Падение Порт-Арту­ ра», «Военная программа пролетарской революции», «Грозящая катастрофа п как с пен бороться», «Детская болезнь «ле­ визны» в ^коммунизме», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» п другие. Это помогло коммунисту еще глубже осознать принципы строительства армии социалистического государства в обстанов­ ке капиталистического окружения, прин­ ципы обучения и воспитания ее личного состава. Изучая, например, произведение В. П. Ленппа «Уроки московского восста­ ния» и решения V III с’езда партии, Сазо­ нов узнал, что великий пролетарский стратег еще в начальный период формиро­ вания наших Вооруженных Сил требовал готовить их к активным наступательным действиям. Еще тогда Владимир Ильич выступал против тех, кто думал исполь­ зовать армию только в целях обороны. Л1 все это: постоянное руководство нашими уставами .и наставлениями, си­ стематическое изучение ш*его нового, что появляется в военной литературе, глубокое осмысливание основ советской военной па­ уки — помогает капитану Сазонову ус­ пешно готовить личный состав вверенного ему подразделения к победе над сильным, маневренным и технически оснащенным противником. В этом он видит свое при­ звание. Капитан О. ЯЛАНДАЕВ. В нашей части состоялась лекция- концерт на тему: «Походно-строевые пес­ ни Советской Армии», которую прочитал офицер Дудченко. Он охарактеризовал историю создания советской походно­ строевой песни, начиная со дня рожде­ ния Красной Армии и кончая нгшими днями. Лекция сопровождалась испол­ нением отдельных песен в граммзаписи. В начале лекции офицер Дудченко го­ ворил о периоде гражданской войны, о том, как героическая Красная Армия громила немецких оккупантов и бело­ гвардейских бандитов. Эта часть лекции сопровождалась песней «Конноармей­ ская» (музыка братьев Покрасс, слова А. Суркова). Далее лектор рассказывал о том, что тысячи молодых патриотов уходили на фронт, чтобы защитить от врага свою молодую республику. Звучит мелодия широко известной песни «По­ люшко-поле» (музыка Л. Книппера, слова В. Гусева). Заканчивается гражданская война. Из пределов Дальнего Востока советскими войсками изгоняются японские самураи. Это событие нашло свое отражение в песне «По долинам и по взгорьям» (му­ зыка А. Александрова, слова С. Алымо­ ва). В годы Великой Отечественной войны советские композиторы создали немало замечательных произведений. Среди них — боевая песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Ле- бедева-Кумача). Офицер Дудченко далее переходит к периоду, когда Советский Союз одержал блестящую победу над гитлеровской Германией. Велика была радость воинов, возвращавшихся с победой домой. Их настроения хорошо выражены в песне послевоенного периода «Солнце скры­ лось за горою...» (музыка М. Блантера, слова А. Коваленкова). Затем лектор говорит о том, что аме­ рикано-английские империалисты готовят новую мировую войну, угрожая нам сво­ им оружием. Но Советский Союз не боится угроз. Естественно и убедительно, грозным пре­ дупреждением звучит солдатская песня «Про советский атом» (музыка В. Мура­ дели, слова С. Михалкова). Офицер Дудченко, заканчивая свою интересную лекцию-концерт, призвал воинов настой­ чиво совершенствовать свое боевое мастерство, еще раз напомнил молодым солдатам о том, что служба в рядах Советской Армии — почетная обязан­ ность каждого гражданина СССР. Ил­ люстрацией к этому явилась песня «Что мы защищаем, что мы бережем» (музы­ ка П. Акуленко, слова Я. Шведова). Ефрейтор П. ДОВБЫШ. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz