На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
10 июля 1955 г., № 162 (5314) Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Партийная жизнь корабельная радиогазета на походе По матросским кубрикам и офицерским каютам слышатся звуки марша. Моряки мысленно подпевают иод популярный мо тив. Но вот музыка затихает, и отчетли выи голос диктора оповещает: «Внима ние! Говорит корабельный радиоузел. На чинаем нашу местную радиопередачу». Корабельная радиогазета стала потреб ностью личного состава, другом и совет чиком моряков. Особенно она популярна на походе. В короткие перерывы между тревогами и учениями слышится знако мый голос корабельного диктора. Он рас сказывает о плавании, о том, где находит ся корабль, какие задачи перед ним сто ят, как действуют матросы и старшины на боевых постах. Затем слово предостав ляется приглашенным к микрофону офи церам и старшинам — умелым воспитате лям подчиненных, классным специали стам, отличникам боевой и нолитическоГ подготовки. У микрофона часто выступают командиры боевых частей, подразделении политработники, секретари партийных и комсомольских организаций. Они всегда сообщают что-нибудь новое, поучительное Так. например, один из офицеров расска зал, как успешнее выполнить очередную учебно-боевую задачу, указал на недо статки прошлых стрельб. Большой интерес вызвало такте выступление перед микро фоном передового старшины Буйновского который поделился опытом подготовки своего заведывания к предстоящей стрель бе. отметил старательных и исполнитель ных моряков. Диктор читает заметки, поступившие от многочисленных корреспондентов из различных подразделений, или предостав ляет слово самим авторам, являющимся, как правило, передовыми воинами. Пере дача длится всего 15— 20 минут, но сколько в ней дается дельных советов, высказывается сокровенных мыслей, ко торые вызывают оживленные разговоры моряков о прослушанных передачах! В чем же основа популярности кора бельной радиогазеты? Прежде всего в том, что ей уделяют внимание командир кораб ля. его заместитель по политической ча сти, партийная п комсомольская органи зации. Они постоянно заботятся о высо ком идейном уровне передач, о том. чтобы они были актуальными, интересными, тесно связывались с теми конкретными задачами, которые решает личный состав. Коммунисты принимают активное участие в работе редколлегии, сами нередко вы ступают перед микрофоном, помогают со служивцам подготовиться к таким высту плениям. В период подготовки к очередному вы ходу корабля в море перед редколлегией местного радиовещания ставится конкрет ная задача, пеходя из которой затем под бираются соответствующие материалы для чтения перед микрофоном, распределяются обязанности между членами редколлегии. Так, например, когда был запланирован один из длительных походов, были подоб раны материалы, характеризующие райо ны плавания, рассказывающие об их историческом прошлом и настоящем, об открытиях русских моряков. Участники Великой Отечественной войны подготовили беседы с личным составом о подвигах се вероморцев в этих районах. Во время сто янки в базах и на рейдах также органи зовывались материалы для радиопередач. Офицеры и матросы, сходившие на берег, выступали перед микрофоном с рассказа ми о виденном ими. Особое место в радиопередачах во время втого похода отводилось ознакомлению мо ряков с просторами и богатствами морей Заполярья и побережья, призывам следо вать примеру героев, проявивших замеча тельные образцы мужества и отваги при защите северных рубежей нашей Родины. Такую, например, беседу провел тов. Га- лаган. Участник войны тов. Зенов рас сказал о бое наших тральщиков про тив фашистских надводных кораблей и подводных лодок; тов. Поздеев — о под вигах морских пехотинцев. Интересным было выступление офицера Ефимова. Одна из важнейших задач корабельной радиогазеты — это пропаганда передового опыта обучения и воспитания моряков, популяризация лучших людей корабля, тех, кто отличился в походе. Этим вопро сам уделяется неослабное внимание. Так, папример, в радиогазете рассказывалось оо отличившихся в одном пз последних походов котельных машинистах старшипы 2 статьи Зиненко. В период плавания создалась такая обстановка, что котель ные машинисты пробыли бессменно на вахте 22 часа и все это время отлично выполняли свои обязанности. В передаче говорилось также о специалистах высоко го класса тт. Дудкине, Иевидине, Корот кове и других. В одном из номеров радиогазеты на по ходе рассказывалось о зенитчиках, под держивавших постоянную боевую готов ность в тяжелых условиях северной пого ды. Несмотря на сильный дождь и снег буквально залеплявший глаза, моряки зорко несли вахту, одновременно трени руясь на боевых постах. Особенно отли чился старший матрос Ладария. Он участ вовал в десятках походов, накопил бога тый опыт наблюдения за воздухом и стрельбы по воздушным целям. Сейчас тов. Ладария учит других матросов бди тельно следить за воздухом, отлично вла деть своим оружием. Подчас бывает и так, что не все хоро шо идет в походе у некоторых матросов. Эти факты также находят отражение в радиогазете. В одной заметке говорилось о матросе Сумине, который невниматель но стоял за штурвалом. Воины подвергли критике поступок Сумина, раз’яснили, к чему он мог привести, призвали рулевых точнее вести корабль, лучше изучать свое дело, так как от этого во многом зависит безопасность плавания. На корабле были случаи, когда неко торые матросы несерьезно относились к технике. Офицер Шумилин выступил на эту тему по радио, рассказал о значении умелого обращения с техникой, о прави лах ее эксплуатации, соблюдении мер пре досторожности и т. д. Заметки, поступающие для радиогазе ты из подразделений и боевых постов, всегда злободневны, факты в них свел;и и конкретны. Вот выдержка пз заметки о работе машинистов: «Отлично подготовил ся к походу личный состав машинной группы. К назначенному сроку все было проверено. На ответственных боевых по стах вахту несли отличники боевой и по литической подготовки, специалисты вы сокого класса Коротков, Серенко, Кулешов и другие. Матрос Замсталин утром пока зал отличные знания на политических за нятиях, вечером же, встав на походную вахту у сепараторов, несет ее безупречно. Старший матрос Бобровский за короткий срок хорошо овладел специальностью вах тенного у . масляных насосов и умело справляется с порученным ему делом. Недавно Политический отдел выпустил специальную листовку о специалисте пер вого класса старшем матросе Серенко. Тов. Серенко продолжает отлично слу жить. еще упорнее учится, активно уча ствует в общественной работе, является примером для всех матросов и старшин. Вахтенного сепараторщика матроса Голуб- цова товарищи называют мастером своего дела. Все команды он выполняет отчет ливо и быстро, заведывание содержит в образцовом состоянии. Успехи не вскру жили головы примерным морякам. Они еще настоПчнвее совершенствуют боевое мастерство. Ведь впереди много трудных и интересных дел. Личный состав горит желанием выполнить все задачи успешно. Во время похода выступил отличник боевой и политической подготовки стар ший матрос Сердюков. Он поделился своим опытом в тренировках на боевом посту, призвал всех моряков использовать время для повышения боевого мастерства. Опыт показывает, что радиогазета на походе играет большую роль, оказывает действенную помощь командиру в мобили зации личного состава на успешное вы полнение стоящих перед кораблем задач. Она держит моряков в курсе событий учебного дня, помогает воспитанию у них мужества, стойкости, бдительности и дру гих качеств, необходимых для завоевания победы в современном бою. Кораблю в будущем предстоит совер шить еще много морских походов, различ ных по сложности п по решению учебных задач. В успешном проведении их нема лую роль может сыграть корабельная ра диогазета, если еще лучше организовать )аботу ее редколлегии. Капитан-лейтенант М. КУЗИН. Из рисунков , присланных на конкурс Евгений ЮНГА. НА ДОСУГЕ. Рис. Д. Лукманова. Матросский клуб готовится К' празднику В эти дни проходящие по улице Совет ской жители г. Североморска могут услы шать звуки музыки, пения, доносящиеся из открытых окон матросского клуба. Это участники художественной самодеятель ности клуба готовят ко Дню Военно- Морского Флота СССР обновленную про грамму концерта. Их насчитывается 40 человек. Руководитель коллектива И. Олей ник с душой относится к своей работе. Он регулярно проводит репетиции коллектива, организует занятия с вокальным педаго гом, сам хорошо аккомпанирует на баяне хору и солистам. Сейчас хор разучивает такие песни, как «Есть такая Партия» муз. Новикова, «Ходили мы походами» муз. Листова, польскую народную песню «Шла девица», вальс «Амурские волны», «С доб рым утром» муз. Седова из кинофильма «Доброе утро» и другие. Участники само деятельности прилагают много сил к тому, чтобы эти песни звучали слаженно, душев но, хорошо. Танцевальный коллектив готовит не сколько номеров. Среди них «Молдавская пляска», «Украинская пляска», «Русская пляска», «Солдатский перепляс» и «Мо лодежная кадриль». Солисты коллектива в праздничные дни исполнят произведения советских компози торов, народные песни, песни о молодежи, уехавшей на освоение целинных и залеж ных земель. Так, тт. Мурашкин и Горбу шин готовят вокальный дуэт, Н. Гладчен- кова и А. Разночинцева исполнят песню композитора Каца «Ефрейтор в отпуску» и другие. С новыми номерами в концерте выступит жонглер Н. Кочанов, а таклсе чтецы-декламаторы. Они сейчас готовят стихи о флоте, о героизме военных моряков и об успехах советского народа в строи тельстве коммунизма. Наряду с этим участ ники самодеятельности готовят произведе ния политсатиры, музыкальные фельетоны и другие номера. Самодеятельный коллектив клуба в предпраздничные и праздничный дни даст концерты на кораблях и в частях гарнизо на. В дни, предшествующие празднику, в клубе состоится ряд концертов и встреч артистов городов страны с моряками. В те кущем месяце будет проведен творческий вечер с участием народного артиста РСФСР, лауреата Сталинской премии Юрия Толу- брева, артистов Ленинградского Государ ственного Академического театра драмы им. А. С. Пушкина — Л. А. Шеленцовой, И. орбачева, Ю. Свирина и артистов Ленин градской Госфилармонии. Во второй половине июля в гости к мо рякам флота приезжает Государственный хор русской песни, руководимый народным артистом РСФСР, лауреатом Сталинской премии А. Свешниковым. Этот хор высту пал с концертами во многих городах нашей страны, а также побывал в Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Швеции, 1орвегии, Финляндии, Польше, Румынии и т. д. Его концерты везде пользовались большим успехом. Мероприятия, которые будут проведены клубом в июле, направлены на воспитание военных моряков мужества, стойкости, стремления добросовестно выполнять воин ский долг, на хорошую организацию их отдыха. Планом на июль предусмотрены следую щие лекции «Образ советского молодого че ловека в художественной литературе», «Комсомол — шеф Военно-Морского Фло та», «Выдающийся русский флотоводец ад мирал П. С. Нахимов», «Военно-Морской Флот Советской державы» и другие. Будет проведен кинофестиваль, посвященный Дню Военно-Морского Флота СССР. Биб лиотека клуба готовит читательскую кон ференцию по книге А. Бека п Н. Лойко «Молодые люди». Капитан-лейтенант М. АРАМОВ. Читатель п р и ш е л в би бли от ек у Закончеп поход. У каждого моряка свое дело. Одни пишут письма родным и знакомым, другие играют в шахматы, третьи читают книги, газеты и журналы, готовятся к очередным по литическим занятиям. Многие моряки направляются в библио теку. ...За столом сидит активист старшина 2 статьи Мясников. Перед ним — сборник статей М. И. Калинина об агитационно массовой работе. Повседневно и усиленно повышает свой идейно-политиче ский уровень Мясников. Чтобы быть настоящим активистом, вести действенную раз’яснительную работу среди матросов, нужно много знать. И не только знать. Надо уметь просто и увлекательно об’яснить. Плохо будешь рассказывать, моряки не станут слушать. Это хорошо понимает старшина 2 статье. Мясников. И поэтому он учится ежедневно. Всесторонняя подготовка помогает моряку в любых усло виях страстным словом активиста поднимать товарищей на ус пешное решение очередных задач, вести среди матросов раз’яс нительную работу. Но моряк агитирует не только словом, но и зелом. Являясь отличником боевой и политической подготов ки, классным специалистом. Мясников помогает своим товари щам стать передовыми воинами. Как-то Мясников заметил, что матрос Седов стал менее старательно овладевать специальностью и, естественно, отстал от товарищей. Ло этого Седов служил неплохо. Мясников часто по-дружески беседовал с ним. говорил о необходимости усилигь внимательность на занятиях, быть более прилежным в повсед невной службе. Свою ошибку тот понял. Но и после беседы ак тивист не упускал из вплу Седова, при каждом удобном слу чае старался помочь ему. Классный специалист Мясников по долгу проспл:ивал с матросом за изучением чертежей и схем, непосредственно на боевом посту раз’яснял устройство отдель ных узлов, механизмов и их взаимодействие. Шло время. Седов упорно наверстывал упущенное. С по мощью активиста моряк стал одним из передовых воинов под разделения. Не только матрос Седов — многие воины с благо дарностью отзываются о Мяснпкове. ценят его. как хорошего специалиста и товарища. Вот читает газету старший матрос Попов. Постоянная на стойчивая работа над повышением своего идейного уровня, расширением кругозора помогла моряку добиться высоких ус пехов в учебе и службе. Комсомолец Попов является отличником боевой и политической подготовки, но никогда не кичится до стигнутым комсомолец Попов. Не только служебное время, но и часы отдыха он использует для того, чтобы повысить свой идейно-политический уровень, приобрести новые знания и. при меняя их на практике, с честью выполнять свой долг перед Отчизной. Много хорошего можно было бы рассказать и о других мо ряках. Им так же. как Мясникову. Седову и Попову, присуща характерная для советских людей черта — неиссякаемое стрем ление к знаниям. Неустанно учатся моряки, чтобы стать надежными часозы- ми морских границ, достойными защитниками своей великой Родины. Мичман А. ШЕВЦОВ. Старшина 2 статьи А. САПОЖНИКОВ. Лекция о подрывной деятельности агрессоров Личный состав нашего подразделения прослушал лекцию офицера Ломберг об аг рессивных происках американо-англий ских империалистов, готовящихся к войне .'•ротив Советского Союза и стран народной демократии. Лектор рассказал о подрывной дея тельности империалистов, засылающих своих шпионов и диверсантов, вредителей и убийц в страны социалистического ла геря, призвал воинов настойчиво изучать всем и ооевую технику и оружие, во всегда проявлять бдительность. После лекции демонстрировался кино фильм. Ефрейтор М. ПАТРАКОВ. СТОРИЧЕСКОЕ значение по хода «Александра Снбнря- кова» общеизвестно и не пре ходяще. Целесообразность его теперь '. не вызывает сомнении ни у кого. Теперь ясно всем: он должен был решить многовековую проблему Се верного морского пути, без чего не мислнлось всерьез освоение Арктики, превращение огромных окраинных пространств нашей страны, примы кающей к морям Ледовитого океа на, в страну Жизни, как принято их называть, и чем эти простран ства действительно стали в настоя щее время. Также несомненно преиму щество Северного морского пути для Советского Союза по сравнению с лю бым иным маршрутом и вариантом связи между самыми отдаленными один от одного районами. Во-пер вых, по расстоянию, которое вдвое меньше от Ленинграда до Владивостока, втрое меньше от Ленинграда до Чукотки и вчет веро меньше от Ленинграда до устья Ле ны, чем Южным морским путем. Во-вто рых, по доступности. Да. несмотря на ледо вую обстановку, ' осложняющую навнга ционные возможности, маршрут кораблей по Северному морскому пути не зависит ни от каких внешних факторов, ни от ка кнх случайностей, связанных с войной блокадой и тому подобными обстоятельст вами; он пролегает в территориальных во дах Советского Союза. Между тем. была под сомнением, вплоть до выхода «Александра Сибирякова» из Берингова пролива, именно такая возмож иость. Против нее единым фронтом стояло все предыдущее: три неудачных попытки Нордельшельда, Вилькицкого и Амундсен пройти этот путь/в одну навигацию хотя бы на специально приспособленных к ледо вому плаванию судах; непреодолимые, ка залось, препятствия на отдельных участках пути, особенно у пролива Вилькицкого и Чукотском море; неверие в успех, что яв лялось едва ли иг главным препятствием Даже в наше время, когда государство уже взяло в свои руки организацию сквоз ного похода и тем самым ответственность за него, даже в этих условиях нашлись явные и тайные противники освоения Арк тики, причем среди тех, от кого во многом зависело практическое использование Се верного морского пути. Это, разумеется было естественно, как все, чем сопровож дался период социалистического преобразо вания нашей страны. Старое яростно со противлялось новому, косность вела смер тельную борьбу с новаторством, используя самые подлые средства, применяя запре щениые приемы, не гнушаясь ничем, лишь бы отстоять свое, ветхозаветное. Одним из таких запрещенных средств и приемов была отправка «Георгия Седова» под командованием Воронина для прокла дывания телеграфного кабеля в южных морях, хотя для подобной работы вовсе не требовалось посылать из Архангельска во круг Европы ледокольный пароход с паи более опытными полярными моряками лучшим арктическим капитаном. Другим приемом было официальное заявление ру косодителей водного транспорта против сквозного похода, высказанное правнтельст ву, когда обсуждалось предложение Всесо юзного Арктического Института. Третьим приемом была замена самого подходящего для такого плавания судна («Георгий Се дов» только перед тем вышел из ремонта) менее пригодным «Александром Снбнряко вым». Четвертым было, опять-таки офнцн альное, заявление руководителей водного транспорта, будто поход «Сибирякова» равносилен вообще потере судна и приве дет к срыву очередной зверобойной кампа нии. Пятым приемом, — и вот его-то Во ронин больше всех почувствовал на себе — были нашептывания противников сквоз ного похода. Изо дня в день они сеяли сомнения среди тех, кто собирался в пла вание, распространяли слухи о неминуемой зимовке во льдах и вероятной гибели ко рабля, сбивали с толку доверчивых людей пытались воздействовать на капитана, стра щали его ответственностью за возможную неудачу, суля ему неприятности, взывая к его благоразумию, упрекая в честолю бии, в желании прославиться, чуть ли не обзывая авантюристом. Всего этого вдозоль наслушался Воро нин с первого дня, когда принял командо вание «Александром Снбиряковым» и со гласился идти в историческое плавание. И не только наслушался. Со многими при шлось вести неустанную борьбу, пока го товил корабль, пока подбирал команду, механиков, штурманов, пока хлопотал о необходимом для дальнего пути в аркти ческих льдах. Белке в колесе было куда легче, нежели капитану на этот раз, не смотря на повседневную, крепкую под держку и помощь партийных организаций и всей общественности, несмотря на реше ние правительства. Донимали досадные ме лочи, которыми противники сквозного по хода обставляли подготовку, изощряясь в нелепых противодействиях на каждом ша гу. Не так-то просто было пройти через это, сохраняя спокойствие и выдержку; не так-то легко было выслушивать «друже ские», подчас искренние советы и увеще вания «доброжелателей». Везде: на бере гу, встречаясь в официальных местах с та кими «доброжелателями», заставая их у себя дома, сталкиваясь с ними в порту, на палубе парохода, не находя по коя от них даже в каюте вплоть до по следнего дня стоянки. «Путь помора» — так называется книга, ра боту над которой я недавно закончил и главу из которой предлагаю вниманию читателей га зеты «Н а страже Заполярья». Книга представ ляет собой очерк о жизни и деятельности про славленного ледового капитана Владимира Ива новича Воронина и одновременно является фак тической основой повести, посвященной человеку, биография которого отражает в себе героику эпохи социалистического освоения Советского Севера. уголь, взял на буксир два колесных паро хода и направился к устью Колымы. Чет вертого сентября мы были уже на Колым ском баре. Здесь, «у чёрта на куличках» на краю света, «Сибиряков» ночью ветре тнл фантастическую, невероятную эскадру ярко освещенную огнями. Это шел «Лит ке», который вел за собой целый караван судов колымской экспедиции. Обменявшись визитами с начальником экспедиции Евге новым, мы поспешили дальше на восток Тяжелое ледовое плавание! Трудности для такого небольшого ледокольного судна, как «Сибиряков», были огромные. Мы боролись со льдами и в конце концов победили их Несмотря на то, что в Колючинской губе нас постигло сразу несколько аварий одна за другой, несмотря даже на то, что ело мался гребной вал, «Сибиряков» не еда вался стихии. Тут пришлось мне вспом нить свое парусное детство — брезенты превратились в паруса, стрелы лебедок — в мачты. Так как брезенты у нас были не пачканы углем, паруса получились мрачные и корабль стал похож на средневекового пирата. Впереди мы подняли два больших кливера над носовым парусом — что-то вроде маленького топселя. Нехитрые при способлення помогли управлять кораблем который лишился не только винта, но и ру ля. Взрывая лед аммоналом, окатывая бор та парохода пешнями, мы медленно двн галнсь к своей заветной цели — Беринго ву проливу. 30 сентября целый день мы шли под парусами. И в этот же день уви дели мыс Дежнева. Это было нашим последним испытанием...». Поэтому трудности сквозного похода на чались задолго до отплытия «Сибирякова» из Архангельска. И надо было обладать качествами, присущими нсстиикым «Колум бам Росскнм», проведывателям неведо мого, мужественным новаторам, людям дерзновенной мечты, подчинившим свою жизнь великой цели, чтобы не поддаться соблазну сомнений. Надо было безгранич но верить в успех и не тольхо видеть не исчислимые трудности к нему, чтобы зара нее выработать тактику преодоления их, но и предвидеть все, что открывалось навечно перед человечеством после свершения похо да «Сибирякова», не только знать свойст ва льдов н возможности корабля, не толь ко учитывать ледовую обстановку и зна чение сроков для успеха плавания, но и качества людей, вместе с которыми пред стояло решать никогда еще и никем не ре шенную задачу. Сохранилось немало документов с под робностями первого сквозного похода. В том числе воспоминания самого капитана, скромные и лаконичные, как всегда... «...В 1032 году встал вопрос об оконча тельном завоевании Великого Северного морского пути, о котором так давно уже мечтали мореплаватели всех стран. «Сиби ряков» вышел из Архангельска, обогнул Северную Землю с севера, зашел в бух ту Тикси возле устья Лены, получил там Последним... Только скромность помеша ла Воронину упомянуть о том испытании которое решило судьбу и успех сквозного похода. О сквозном походе «Сибирякова» было на писано многое в свое время и в газетных очерках, и в научных статьях, и в книгах с дневниками участников примечательного рейса. Иные из этих книг живут до сих пор. В каждой из них большое внимание уделено капитану Воронину, его неутоми мости и энергии в самые трудные момен ты, его мастерству кораблезождення во льдах, его решимости и уверенности, слу живших примером для всех, кто находился на борту «Сибирякова» — моряков и уче ных, журналистов и пассажиров-полярни ков. Стоит хотя бы заглянуть в эти запн скн — свидетельство героических будней освоения заполярных пространств, остав ленные на память поколениям, чтобы сыз нова убедиться в том, сквозь какие труд ности прошли ради будущего, с мечтой нем исследователи Арктики в тридцатых годах... И не удивительно, что участники экспедиции воздали должное своему капи тану, мастерство которого сыграло веду щую роль в успехе сквозного похода. Не удивительно, что они постарались в своих воспоминаниях написать о нем все, что знали: о его родословной, о его горделивой любви к поморью, о трогательных при вычках, о мужественном поведении в тя желые дни, когда «Александр Сибиряков» потеряв винт и руль, превратился в бес помощную несамоходную баржу, о наход чивости капитана, который сумел после аварки провести пароход через арктические льды под парусами, сшитыми из трюмных брезентов!.. О многом вспоминали участ ники экспедиции, писатели и журналисты, склоняя три даты сквозного похода: 28 ню ня, когда «Сибиряков» под звуки оркестра ушел из Архангельска, провожаемый теп лыми напутствиями всего народа и мрач ными пророчествами недругов; 18 сентяб ря, когда сбылись худшие предсказания и пароход лишился гребного вала, обломан ного напором льдов, когда оказался всеце ло во власти дрейфа; 1 октября, когда вы- шел-такн из льдов на простор Берингова пролива, пройдя Северный морской путь за 2 месяца и 5 дней вместо двух и трех лет, как, прошли его «Вега», «Таймыр» «Вайгачем» и «Королева Мод». Никому, к сожалению, не пришло в голо ву призадуматься над четвертой датой: 15 августа, когда «Александр Сибиряков» на чал путь вокруг Северной Земли; когда начальник экспедиции профессор О. Ю. Шмидт сказал Воронину: — Слово за вами, Владимир Иванович. При любой трудности все мы — весь кол лектив до единого человека, в полном ва шем распоряжении... В тот день окончательно выяснилось, что дорога на восток по Северному морскому пути обычным маршрутом — через пролив Вилькицкого — закрыта сплошными льда ми, несокрушимыми для «Сибирякова». Значит, надо было ждать у входа в про лив, пока благоприятные ветры не выне сут из него льды и не откроют дорогу в море Лаптевых. Ждать, теряя драгоценное время, или же обойти препятствие, отва житься и проложить дорогу там, где никто никогда не ходил. Подняться на север, к району высоких широт, где в позапрош лом году встал перед «Георгием Седовым» сплошной барьер из паковых льдов и ай сбергов, и попытаться обогнуть Северную Землю вокруг мыса Молотова, не зная ни лубин, ни подводных препятствий. Очень немногне капитаны в ту пору мо гли решиться на такой шаг в неизвест ность. Ибо ничто не оправдало бы их в лучае неудачи; и если бы «Сибиряков» застрял во льдах высоких широт и даже, если бы ему посчастливилось повернуть об ратно,- выбраться оттуда и возвратиться к проливу Вилькицкого, чтобы вновь попы тать счастья на юге у мыса Челюскина. Любая неудача в дальнейшем на . пути «Сибирякова» была бы об’яснена потерей времени у Северной Земли по вине капи тана. Это Воронин хорошо знал, тем более после прощальных разговоров с некоторы ми «друзьями» перед отплытием из Архан гельска. Огромное значение, конечно, имело то обстоятельство, что Воронин чувствовал поддержку всего коллектива экспедиции; но повел он «Сибирякова» неизученным маршрутом не только потому, что мнение капитана совпадало с мнением начальника экспедиции, научных работников и моря ков; он был уверен в правильности избран ного курса, был убежден, что пройдет. От куда взялась эта уверенность?, Из героического примера иссле дователей Северной Земли, из того, что узнал еще в прошлом году; из краткого, но открывшего глаза ка питану на многое сообщения о том, что увидели Ушаков и Журавлев с вершины мыса Молотова. И окон чательно окрепла эта уверенность в часы, когда «Сибиряков» подошел к острову Домашнему возле Север ной Земли, где двумя годами ра нее «Георгий Седов» оставил наеди не с неведомым четырех советских смельчаков; в минуты, когда Ушаков с невыразимыми словами торже ством исследователя, достигшего побе ды, положил на стол в каюте капи тана перед Ворониным, Шмидтом и Визе карту Северной Земли, а затем .рас сказал о своих наблюдениях над ледовым режимом морен, окружающих архипелаг. Именно в эти минуты Воронин по-насто ящему ощутил всю грандиозность свершен ного четырьмя зимовщиками, значение ор ганизации полярной станции здесь, в самом . центре Северного морского пути, на стыке Западной и Восточной Арктики; ощутил по-настоящему величие дела освоения, за думанного большевиками, реальность все го, что где-то в глубинах сознания еще ка залось невероятным, фантастическим, нео существимым. С извечной тайной Северной Земли бы ло покончено. В течение двух лет на кар те, где находилась эта «Терра инкогнита» возникли острова Большевик, Пионер, Ком сомолец, Октябрьской революции. Семь тысяч километроз прошли по Ним на со бачьих упряжках за два года отважные люди; прошли там, где не бывал человек, по горам и льдам, в пургу и распутицу, произведя топографическую с'емку, дав название мысам, пролнзам, горам, полуост ровам, разведав богатства нетронутых недр, выяснив самое важное для сквозного похода — режим льдов на южных и север ных подступах к архипелагу со стороны обоих морей Карского и Лаптевых. Осознавая это, Воронин больше и боль ше проннкался уверенностью в успех, ес ли поведет «Сибирякова» не проливом Вилькицкого, а вокруг Северной Земли. Все, что еще таилось невысказанными ни кому колебаниями, шепчущие голоса тех, кто стращал капитана ответственностью, кто упорно тянул его в омут сомнений, — отступало, пятилось, становилось мелким, расплывалось и, наконец, исчезло, как ис чезают с горизонта под свежим ветром льды, изгнанное из памяти величием двух летнего подвига, совершенного Ушаковым и его товарищами. Они открыли путь сквозному походу «Сибирякова». . — Знаете, я никогда не простил бы се бе, если бы не пошел в огиб Северной Земли и не проложил этот путь. — откро венно признался Воронин впоследствии, вспоминая о часах стоянки у острова До машнего, пока экспедиционный картограф снимал копию с карты, составленной Уш а ковым. — У меня и сейчас сжимается все внутри, как только я подумаю о своих ко лебаниях и сомнениях в тот момент, когда Георгий Алексеевич расстелил на столе карту, когда Шмидт и Визе наклонились к ней, когда Владимир Юльевич вгляделся и нее и пальцем повел вокруг Северной Земли, сказав: «Вот наш путь». И Воронин повел «Сибирякова» этим пу тем. Пусть дЕе недели ушли на непрестан ную борьбу с тяжелыми льдами уже за мысом Молотова, на восточных подступах к архипелагу в море Лаптевых, пусть «Си биряков» с помощью машин, взрывания ле довых перемычек аммоналом, круглосу точных авралов, околки вручную пешнями и ломами льда вокруг судна, нередко про двигался вперед за четырехчасовую вахту только на половину длины своего корпуса, — все равно время было выиграно, аркти ческий рубикон был перейден. Теперь ясно, что это не просто решило судьбу сквозного похода, но превратило его в новаторское экспедиционное плава ние, впервые проложившее маршрут в та ких местах на рубеже Центрального по лярного бассейна, каких еще не достигал ни один корабль. Вот в чем была двойная победа экспеди ции на «Сибирякове», принесшая челове честву очередную победу над природой, а капитану Воронину бессмертную славу «Колумба Росского». • • • • • • • # • • « • • У каждого человека — свой зенит. Для капитана Воронина, как и для всего освоения Арктики, таким зенитом стал исторический сквозной поход «Александра Сибирякова». Все остальное было на под ступах к нему и в упрочении достигнуто го нм. Лучше всех сказал об этом сам Во ронин, когда «Сибиряков» уже ошварто вался к причалу набережной гавани Петро- павловска-на-Камчатке. Обращаясь к молодежи — к тем, кому принадлежало будущее, капитан сказал так: «...Многовековую проблему прохода ко рабля из Атлантического океана в Великий океан северо-восточным путем без зимов ки в одну навигацию плаванием «Снбнря- кова» теперь можно считать разрешенной. Нам становится совершенно ясным, что се веро-восточному проходу в будущем пред стоят огромные перспективы в отношении наиболее быстрой (;вязн с далекими окра инами Советского Союза. Рейс «Снбнряко- ва» подтвердил наши предположения, что северо-восточный проход может и должен быть использован для торгозого морепла вания. Ввод в эксплуатацию этого пути всецело зависит от того, насколько внима тельно и серьезно мы подойдем к этому вопросу, как быстро и разумно будут рас пределены вложения, необходимые для то го, чтобы сделать северо-восточный проход доступным для постоянных морских рей сов. Только при организации широкой сети станций, наблюдающих за движением льдов и ветров, воздушных разведок, спе циальных экспедиций по производству промеров глубин, описи берегов, устройству угольных баз, только при этих условиях можно говорить о нормальной эксплуата ции северо-восточного прохода. Первое время в экспедиции придется отправлять суда ледокольного типа, но затем, по мере изучения пути, можно будет использовать обыкновенные виды транспорта, как это делается сейчас в Карском море. Основное ледовом плавании — это знание льдов, умение находить место, откуда начинать атаку. Быстрая ориентировка в тяжелой ледовой обстановке целиком зависит от квалификации капитанов и команды. На подготовку хороших ледовых судоводите лей надо обратить особое внимание, со здав отделы «Плавание во льдах» в про граммах морских техникумов, не забывая, что республика имеет гигантскую арктиче скую границу, огромный полярный сек тор...». Это был взгляд в будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz