На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
ш ... "’. / j r " . * , З а нашу Советскую Родину! Н Я С Т Р А Ж Е ЗАПОЛЯРЬЯ Hz 162 (5314). Воскресенье, 10 июля 1955 года. Год издания 19-й. к 1ЕЛАПЛЙУ Навстречу Дню Военно-Морского Флота СССР В море куётся высокое боевое мастерство Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Североморец, достойно веди себя на берегу! Североморец! Советская Родина пору чила тебе почетную задачу— охранять творческий созидательный труд наших людей здесь, в Заполярье, бдительно сто ять на страже государственных интере сов первого в мире социалистического го сударства рабочих и крестьян. II что гре ха таить, выполняя ее, порою достается тяжело: ведь наше родное Баренцово мо ре — суровое море. Поэтому вполне есте ственно твое желание хорошо и культур но отдохнуть после похода, трудовой неде ли, до предела насыщенной тренировками на боевом посту, наполненной повседнев ными заботами о том, чтобы вверенное те бе первоклассное оружие и техника дей ствовали безотказно, были готовы в любой момент пресечь коварные замыслы врага. И чем труднее было выполнять свой слу жебный долг, тем приятнее заслуженный отдых, тем больше моральное удовлетво рение увольнением на берег. Сходя с корабля на берег, увольняясь из расположения части, никогда не забы вай, североморец, что ты — военнослу жащий Советских Вооруженных Сил. Гордись этим высоким званием, доро жи им, как самым дорогим и близким. Помни, что ты на глазах всего нашего народа и что он смотрит на тебя, как на своего верного защитника, культурного и образованного человека. Дорожи этим мнением о тебе, моряк, цени его и оп равдывай своими благородными поступка ми, достойными высокого звания Челове ка с большой буквы. Дорожи и помни, что не о всех моряках в народе сложи лось такое хорошее мнение. Трудящиеся Англии. Швеции, Норвегии и других ка питалистических стран совсем другого .мнения, например, об американских мо ряках. Оно и понятно. Откуда же родить ся хорошему мнению, когда американские моряки известны им, как люди низкой морали! Моряку США ничего не стоит ворваться в жилой дом и надругаться над женщиной, взять в магазине вещь и не заплатить за нее, избить до полусмерти первого встречного и угнать чужую авто машину. Такими американских моряков сделали те, кому они служат, — импе риалисты. В таких их превратил гнусный л дикий закон капитализма: «Человек человеку — волк». Советский моряк живет совсем по дру гим законам и служит своему народу, на- роду-герою, народу-труженику, народу- творцу. Да и сам моряк — плоть от плоти, кровь от крови своего трудового народа. Это ли не счастье! Родина-мать вскор мила, вырастила и воспитала тебя. Так будь же благодарен ей, моряк. Будь верен своему долгу где бы ты ни был — то ли на корабле, в части, то ли на берегу в увольнении. Всегда действуй по уставу л тогда завоюешь честь и славу. Сослу живцы и все те, с кем встречаешься повседневно, скажут о тебе доброе слово. Сотни, тысячи наших моряков часто слышат эти слова. Среди них комсомолец матрос М. Студенихин, коммунист стар ший матрос А. Урбонавичус, комсомолец сержант А. Мушат и многие, многие дру гие. Эти товарищи никогда и нигде не забывают о своем долге перед Родиной. Они примерно служат, достойно ведут се бя всюду, где им приходится бывать. Как на корабле, в части, так и на берегу, в часы увольнения с уважением относят ся к старшим по званию, строго соблю дают правила воинской вежливости и отдания чести. Воины считают своим дол гом уступить дорогу женщине, помочь в чем-нибудь малышу, удержать своего то варища от дурного поступка, одним сло вом. поступить так. чтобы не запятнать честь советского воина. Опрятные, акку ратные. выдержанные, культурные, скром ные, они являют собой пример, достой ный подражания. Именно с таких и бе рут пример североморцы, учатся у них. как нужно служить, вести себя на улице и в общественных местах. Но, к сожалению, товарищ североморец, среди твоих сослуживцев есть недисцип линированные воины, которые и служат плохо и недостойно ведут себя на берегу. Правда, с каждым днем их становится все меньше и меньше. И это отрадно. Однако они еще встречаются иногда. Вот, к примеру, матрос С. Панов. В прошед ший выходной день он опорочил свое зва ние. Тысячи людей в этот солнечный день побывали в парке, на стадионе, в матросском клубе, в библиотеке, на концертах и в кино, приняли участие в спортивных состязаниях, просто гу ляли по городу. А матрос Панов, уво ленный на берег с корабля, не нашел для себя полезного дела. Он напился допьяна и был задержан комендантским патрулем, которому оказал сопротивление. Патруль поступил правильно. От пьяно го человека хорошего не жди. Он неволь но может оказаться пособником врага, так как чрезмерная болтливость — неиз бежный спутник пьяного человека. Имен но за такими охотятся враги, как за ис точниками воепной тайны. А ведь этого могло и не быть, если бы матрос Панов помнил Присягу на вер ность Родине, требования военных уста вов и строго выполнял их. Этого не слу чилось, если бы бывшие с ним вместе сослуживцы дорожили войсковым това риществом, удержали бы его от дурного поступка. Но у них не хватило мужества сказать решительное: «Не смей!». Больше того, старшина 2 статьи В. Уманец сам оказался в нетрезвом виде и вместе с Пановым очутился в комендатуре. Это ли не позор для советского моряка! Это ли не позор для корабля, на котором он слу жит! Следовательно, североморец, береги не только свою честь, но и честь своих со служивцев, родного корабля, своей части. Укрепляя свою дисциплину и дисциплину своих товарищей, ты действенно помо жешь повысить боеготовность нашего Татарская АССР . Об успехах буровой бригады мастера Му галима Гимазова из об'единения «Татнефть» говорится в об ращении Всесоюзного совещания работ ников промышленности. Благодаря пра вильной организации труда, применению повышенных режимов бурения и свое временному проведению подготовитель ных работ бригада пробурила за год в два раза больше, чем было предусмот рено планом. НА СНИМКЕ: мастер Мугалим Гима- зов (слева) и помощник бурильщика Гу- мар Саттаров следят за под’емом ин струмента. Фото Б. Мясникова. (Фотохроника ТАСС). УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АВТОМАТ ЛЕНПНГРАД, 8 июля. (ТАСС). Станок, изготовляющий детали с такой точно стью, что они не требуют даже шлифо вания и могут сразу идти на сборку, соз дан на заводе станков-автоматов. Точ ность эта определяется тысячными доля ми миллиметра. В минуту новый автомат вырабатывает до тридцати различных де талей диаметром до 12 миллиметров. На .. лгл-тп н^м можно изготовить ступенчатые вали- : ни. втулки, оси и другие изделия для « - вий, необходимое для того, чтооы поое дить в современном бою. Поэтому мы не имеем права проходить мимо даже малей ших нарушений воинской дисциплины, которые, кстати сказать, чаще проявля ются военнослужащими в дни увольне ний. Невыглаженная форма одежды, не почищенные пуговицы и ботинки, непра вильно одетая бескозырка, развязное по ведение в общественном месте или на улице, несоблюдение правил воинской вежливости и отдания чести, пьян ки, болтливость — всему этому не долж но быть места в наших рядах. А вокруг тех, кто допускает подобное, надо созда вать общественное мнение, воспитывать их в духе непреклонного выполнения всех без исключения требований уставов и Присяги, законов нашей великой Родины. Эту ответственную и большую _ задачу выполнить легко, если каждый воин до конца проникнется чувством личной ответственности за порученное ему де ло, будет с честью оправдывать великое доверие нашего славного народа. И если ты, североморец, собираешься сойти на берег, пойти в увольнение, не забудь внимательно проверить свое об мундирование, повторить правила отдания чести, поведения на улице и в обществен ных местах, а, уволившись, действуй по- уставному, веди себя с достоинством, отдыхай культурно, как и подобает совет скому воину — надежному защитнику любимой Советской Отчизны. И тогда каждый про тебя скажет: «Это — совет ский моряк!». И вложит он в эти слова и любовь, и доверие, и уважение, и почет. сов и точных ириооров. На заводе оовоено производство пяти автоматических станком повышенной точ ности для приборостроительной промыш ленности. Прибытие в СССР Правительственной делегации Демократической Республики Вьетнам Киевский университет — колхозным рыбоводам КИЕВ, 8 июля. (ТАСС). В колхозе име ни Шевченко, Киево-Святоишнского райо на. закончено строительство нового водое ма. В него пущены мальки гибридов кар- ио-карася и карпо-линя. Все работы по межпородному скрещиванию карпа кол хозные рыбоводы провели под руководст вом ихтиологов Киевского университета. В сельхозартели 14 прудов. С помощью ученых колхоз ведет рыбное хозяйство на научной основе, применяя метод комплек сной интенсификации роста рыбы, разра ботанный профессором В. Мовчаном. Этот метод включает улучшение породных ка честв рыб, рациональное зарыбление пру дов, внесение удобрений. Университетские ихтиологи помогают колхозным рыбоводам составлять кормовые рационы рыб, разра батывают меры повышения продуктивности каждого пруда. В прошлом году в колхозе имени Шев ченко вырастили 14 центнеров карпа с каждого гектара водной площади, а в опытном пруду — 23 центнера с гектара водоема. Доход от рыбоводства превысил 175 тысяч рублей. Колхоз уже второй год является участником Всесоюзной сельско хозяйственной выставки. МОТОРИСТЫ НА ПОХОДЕ Пасмурный день. Корабль отошел от причала и взял курс в открытое море. Да леко позади, за плотной пеленой тумана, растаяли очертания скалистых берегов. На всех боевых постах идет напряженная учеба. Машинное отделение — сердце корабля. Ритмично работают двигатели. Мною за бот у подчиненных старшины 1 статьи Евгения Юдина, которые несут вахту в трудных условиях. У действующих меха низмов — старшие матросы Корнилов, Мочалов, старшина 2 статьи Дубов. Они внимательно следят за работой вверенной им техники, по показаниям приборов оп ределяют степень ее нагрузки. Команды с мостика не застают врас плох бдительных специалистов. Мотори сты незамедлительно выполняют прика зы,' обеспечивая кораблю нужную манев ренность и заданный ход. Вот привыкший к ритму действующей материальной ча сти, старший матрос Корнилов уловил ка кой-то посторонний шум. Раздумывать не когда, надо доложить старшине группы. Как раз в это время в машину спустился специалист первого класса Юдин. Заметив на лице подчиненного озабоченность, он спросил: — Ну, как у вас дела? — С главным двигателем что-то не в порядке. Старшина 1 статьи Юдин распорядился остановить турбину. Мотористы прослуша ли инерцию вращения турбовоздуходувки и обнаружили дефект. Командир приказал срочно устранить его. В штормовых ус ловиях это не так-то просто. Но моряки выполнили работу почти в два раза бы стрее. чем положено по нормативам. Многие мотористы отличились в море. Но особенно хладнокровно и мужественно вели себя старшины 2 статьп Дубов и Бырдин. Они умело организовали несение ходовой вахты матросами своих отделе ний. НА ХОДОВОМ МОСТИКЕ Волнение моря не унималось. Разбуше вавшаяся стихия давала себя знать. Да- л;е опытным морякам этот поход показал ся трудным. В еще более сложных метео рологических условиях действовали вои ны, несущие вахту наверху. Огромные водяные валы непрерывно окатывали па лубу, разбивались о надстройки, брызги долетали на мостик, где стояли командир и старший матрос Александр Большаков. Всматриваясь в картушку компаса, ру левой ведет корабль точно заданным кур сом. Но подчас ему приходится трудно. Волна бьет в корму, корабль сносит. — Лево на борт! — раздается голос командира. Комсомолец Большаков перекладывает манипулятор. Отличник боевой и полити ческой подготовки не отпускает рук от механизмов управления. Одновременно он наблюдает за работой навигационных при боров. На компасе замечены неточные по казания. Произошло это потому, что из-за сильной качки охлаждение компаса за бортной водой осуществлять было нельзя. Штурманскому электрику старшему ма тросу Ахмерову офицер приказал обеспе чить нормальную работу прибора. Комсо молец Ахмеров приступил к делу. Иного выхода не было, как применить пресную воду. Моряк так и поступил. Он сразу пе решел на аварийную систему и тем самым обеспечил безотказное действие гироком паса. Командир похвалил специалиста второго класса Ахмерова за находчивость и умелое выполнение приказа. На ходовом мостике Александра Больша кова сменил старший матрос Александр Кононко. Он, как и его сослуживец, вах ту правил в строгом соответствии с тре бованиями инструкции, как требует При сяга. НА ПОСТУ СИГНАЛЬЩИКА Рядом с мостиком находится боевой пост старшего матроса Николая Храмова. Отсюда открывается широкий горизонт. Но сейчас, когда корабль вошел в полосу густого тумана, видимость стала очень слабой. Это, однако, не снимает с сигналь щика ответственности за обеспечение ко раблю безопасного плавания. Отличник ни на минуту не ослабляет наблюдения за морем и воздухом. Наметанный глаз мо ряка все замечает на кипящей водной по верхности. — Прямо по курсу плавающий пред мет, — докладывает моряк командиру. С командного пункта в рубку посту пает приказ. Отличник боевой и полити ческой подготовки Кононко перекладывает манипулятор, и корабль, кренясь на кру той волне, огибает опасное место. Сигнальщик Николай Храмов не первый год служит на флоте. Он обладает высо кой морской выучкой. Качества натрени рованности, выносливости командир отде ления прививает матросу Ануфриеву. Вахта Храмова близится к концу. От личник боевой и политической подготовки Ануфриев оделся потеплее и покинул те плый. уютный матросский кубрик. Он поднялся наверх, где особенно ощущается штормовая погода. Кругом грозно бушует Баренцово море. В лицо сигнальщика пах нуло свежестью, холодный влажный ветер затруднял дыхание. Старший матрос Хра мов сдал вахту подчиненному и ушел от дыхать. Он был спокоен за матроса: Ануф риев никогда не подъедет командира и то варищей. Прокопий Ануфриев и на этот раз оправдал надежды опытного сигналь щика. Вот по правому борту в туманной дали замигал едва заметный огонек. Его увидел матрос Ануфриев, который без искажении принял семафор и передал командиру. Офицер даст воину указание, и сигналь щик продолжает обмен позывными с по стом. Он четко и быстро работает у про жектора, передавая нужные сигналы. Корабельные сигнальщики несут ответ ственную и почетную вахту. От них зави сит безопасное плавание в море. Эту за дачу передовые воины выполняют с че стью. ВЫУЧКА И НАХОДЧИВОСТЬ Туман долго не рассеивался. Окутан ный его серой дымкой горизонт напоминал вечерние сумерки. Корабль прибыл в на значенный район и застопорил,машины. В порядке отработки задачи командир прика зал высадить на берег группу моряков. Несмотря на свежую погоду, шлюпка с людьми была спущена на воду. Ею уп равлял смелый моряк старшина 2 статьи Свешников. Рискуя быть перевернутыми крутой волной, отважные воины отошли от борта и скрылись в тумане. Шлюпку захлестывало водой. Ориентироваться в такой обстановке Оыло очень трудно: нигде не видно ни очертаний берега, ни признака захода в бухту, которая, по расчетам моряков, расположена где-то здесь, вблизи. Отлич ник боевой и политической подготовки Свешников по шуму прибоя определил, что впереди — берег. Но подойти к нему ока залось не так-то просто. Большой накат волны мог в щепки разбить шлюпку. Бла годаря находчивости воины избежали это го и благополучно высадились в бухте. Заслуга в успешном решенпи задачи во .многом принадлежит старшине 2 статьи Свешникову. Но возвращении па корабль командир поощрил передового старшину. Старшина 2 статьи Свешников вос питывает у моряков любовь к морю, флот ской службе п военному делу. Он постоян но заботится о том, чтобы его подчинен ные закалялись физически, учились бое вому мастерству в‘ преодолении трудно стей. МАСТЕРА ЭФИРА Радиорубка. Здесь круглосуточно несут вахту часовые связи корабля — отличные радисты Репин, Рыскунов и другие. В связи с походной обстановкой и штормовой погодой у радистов возникло немало труд ностей п неудобств в работе. К этому надо добавить, что обмен они вели в условиях сильных помех. Здесь-то И проявилось в полной мере высокое мастерство воинов. ...На своем рабочем месте сидит стар ший матрос Сергей Рыскунов. Он регули рует реостатом напряжение, запускает пе редатчик. Вздрогнули стрелки приборов — все нормально. Надев наушники, мо ряк прослушал еще раз приемник па раз личных режимах. Затем уверенным дви жением руки настроил его на заданную волну. Моряк заранее позаботился о подготов ке рабочего места. Заточенные каранда ши, книжечка бланков, вахтенный жур нал... В полном порядке радиодокумента- ция. Это помогает радисту работать не суетясь, иметь необходимое под рукой. Рыскунов медленно вращает ручку на стройки. В наушниках слышна работа по сторонних радиостанций, потрескивают грозозые разряды. В этих условиях нужно быть особенно бдительным и чутким, ина че можно «прохлопать» вызов. Он, на прягая слух, продолжает поворачивать верньер. Чуть слышно пропели знаки настройки. Сергей Рыскунов насторожился. Он сразу понял, что работает нужная ему станция. Однако радист пока еще не оставляет верньер в одном положении. Даже при са мой хорошей слышимости не рекомендует ся снимать пальцы с верньера. Звук кор респондента может внезапно потерять громкость, постепенно изменить настройку. Поэтому моряк постоянно готов лучше подстроиться. С первого раза приняв позывные. Рыс кунов успел записать их в журнале, отме тил время. Словом, когда корреспондент выстукивал знак окончания передачи, он положил руку на телеграфный ключ. По следовал неторопливый, четкий ответ. Связь установлена. Старший матрос Ры скунов, зафиксировав все, что необходи мо, придвинул ближе чистые бланки. Сей час начнется передача радиограммы. Корабль раскачивало все сильнее и сильнее. Но поглощенный своим делом во ин почти не замечает качки. Его помыслы направлены к тому, чтобы быстро и без искажений вести прием. Корреспондент передает с болынй скоростью. Видно, ра дист на береговой станции хороший, и нужно постараться не ударить перед ним лицом в грязь. Совершенно неожиданно откуда-то со стороны надвигается звенящий шум стан ции, работающей микрофоном. Еще не сколько секунд, и помехи стали забивать звуки. К этому радист уже успел подго товиться. Включив фильтр, он сумел от сеять помехи. Правда, нужная ему стан ция еле слышна, но натренированный спе циалист продолжал прием. В это время последовали грозовые раз ряды. От них полностью не отстроишься. Необходимы большая подготовка, чуткий слух, чтобы безошибочно закончить прием. И тем не менее моряк успешно справляет ся со своими обязанностями, надежно дер жит связь. Грозовые разряды повторились, и стар ший матрос Рыскунов, работавший уже ключом, встретил трудности во время пе редачи радиограммы. На помощь вахтен ному пришел его сослуживец старший ма трос Храмцов, известный на корабле ма стер радиодела. Корабельные радисты, старшие матросы Рыскунов и Храмцов давно прослыли на нашем флоте мастерами эфира. Глубокие знания специальности и накопленный за годы службы богатый опыт позволяют им не только использовать на полную мощь вверенную технику, но также вносить но вое в практику обслуживания материаль ной части. ...Весь экипаж этого передового кораб ля образцово справился с поставленной задачей. В море лпчный состав действовал смело, решительно и инициативно. За вы сокую морскую выучку многие воины удо стоены поощрении от командира. Свои успехи в совершенствовании бое вого мастерства моряки передового кораб ля посвящают приближающемуся Дню Во енно-Морского Флота СССР. Старший матрос Н. ЛЫЧЕВ. ИРКУТСК, 9 июля. (ТАСС). Сегодня Иркутск из Улан-Батора прибыла на правляющаяся в Москву Правительствен ная делегация Демократической Республи ки Вьетнам во главе с Президентом Хо Ши Мином. На аэродроме делегацию встречали секретарь Президиума Верхов ного Совета СССР Н. М. Пегов, помощник заведующего Протокольным отделом МИД СССР К. А. Кочетков, председатель испол кома Иркутского городского Совета депу татов трудящихся Н. С. Патров, секре тари Иркутского обкома КПСС С. Н. Ще тинин, Б. Е. Щербина, заместитель пред седателя Иркутского облисполкома А. Ф. Трусков, секретарь Иркутского горкома КПСС А. С. Антипов, многочисленные представители трудящихся города. Правительственную делегацию Демокра тической Республики Вьетнам встречал также Чрезвычайный и Полномочный По сол ДРВ в СССР Нгуэн Лонг Банг. При встрече был выстроен почетный воинский караул, исполнены Государст венные гимны Демократической Республи ки Вьетнам и Советского Союза. Пионеры преподнесли гостям букеты цветов. От имени трудящихся города Иркутска председатель исполкома городского Совета Н. С. Патров горячо приветствовал Пре зидента Хо Ши Мина и членов Правитель ственной делегации ДРВ с прибытием в СССР. Свою речь он закончил словами: «Добро пожаловать, дорогой товарищ Хо П1и Мин!». В ответной речи, произнесенной на рус ском языке. Президент Хо Ши Мин ска зал: — Дорогие товарищи, друзья! Правительственная делегация Демокра тической Республики Вьетнам выражает всем вам искреннюю благодарность за ту горячую встречу, которую вы оказываете ей. Прошу вас принять сердечный привет от вьетнамского народа, который желает всем вам больших успехов в великом деле строительства коммунизма под руководст вом Коммунистической партии Советского Союза. Да здравствует Коммунистическая пар тия Советского Союза! Да здравствует дружба между вьетнам ским и советским народами! Да здравствует мир во всем мире! Да здравствует коммунизм! Присутствующие встречают речь Хо Ши Мина бурными аплодисментами. Президент Хо Ши Мин подходит к груп пе пионеров, преподносивших членам де легации цветы, и обращается к ним со словами: «Пионеры, будьте готовы!». В ответ дружно раздаются радостные детские голоса: «Всегда готовы!». На аэродроме и прилегающей к аэро дрому площади звучат горячие рукоплеска ния в честь героического народа Демокра тической Республики Вьетнам. Правитель ственная делегация ДРВ и сопровождаю щие ее лица направляются в город. На улицах Президента Хо Ши Мина сердечно приветствовали тысячи жителей Иркут ска. 15 тысяч молодых патриотов Украины выехали в Донбасс КИЕВ, 9 июля. (ТАСС). Патриотиче ский почин киевских комсомольцев, из’- явивших желание трудиться на угольных шахтах Донбасса, находит много последо вателей в городах и селах Украины. С комсомольскими путевками на рабо ту в Донбасс выехало более 15 тысяч юношей. В трестах «Сталинуголь», «Крас- нолучуголь», «Чистяковантрацит», «Фрун- зеуголь», «Кадиевуголь» и других около 4 тысяч человек обучается на курсах при учебных комбинатах. Они овладева ют специальностями машинистов электро возов, помощников врубмашинистов, про ходчиков. навалоотбойщиков, крепильщи ков. Почти 11 тысяч молодых горняков, окончивших учебу, трудятся на шахтах. ВЫПОЛНИЛИ ГОДОВОЙ ПЛАН СДАЧИ ЧАЙНОГО ЛИСТА БАКУ, 9 июля. (ТАСС). Вчера колхозы и совхозы Азербайджана значительно рань ше срока выполнили годовой план сдачи зеленого чайного листа. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года заготовлено на 800 тонн листа больше. Многие хозяйства снимают с гектара по две и более тысяч килограммов — почти вдвое больше плановой урожайности. ПЕРВЫЙ МИЛЛИОН ПУДОВ ДОНСКОЙ ПШЕНИЦЫ РОСТОВ-НА-ДОНУ, 8 июля. (ТАСС). Кол хозы и совхозы Дона повсеместно перешли от выборочной к массовой уборке урожая. В работу включились все комбайны. Тру женики сельского хозяйства стремятся уб рать колосовые за десять дней. Колхозы и совхозы Дона уже сдали го сударству свыше миллиона пудов хлеба. На стене нового, не совсем еще отделанного дома над пись: «Внимание! Сбеж 1 .т кран». Вы читаете эту бес хитростную шутку, улыбае тесь ее простоте. И в то же время невольно замечаете — в ней то новое и передовое, чем живут строители флота. Кран, на разборку и монтаж которого требуется около тридцати дней, еще вчера поднимал тонны груза с то го места, где вы стоите. Се годня он громадной вышкой поднимается над основой бу дущего здания соседней стро ительной площадки. Как он очутился там? Кто его пере нес? Отвечая на эти вопросы, офицер Яценко простодушно говорит: — Мы перевезли его ле бедкой на специальной ка ретке. Удивление окружающих оказывается для него неожи данностью. План такого пе ремещения конструкции весом в десятки тонн усилиями двух человек через лебедку че тырехкратного усиления дав но созрел у Михаила Андре евича. Он сжился с ним, и практическое претворение ра ционализаторского предложе ния в жизнь выглядело для скромного механика делом весьма обычным. Зато Яцен ко хорошо знает, что его но вовведение значительно повы сит производительность груда на стройке. Под’емные краны составля ют основу строительства. Они выполняют все трудоемкие операции. Поэтому каждый лишний день п час ислоль-1 - —щ Офицер М. Яценко. зования этого мощного под’ем- ного средства, особенно при поточном методе стройки, ускоряет ее и экономит госу дарству десятки и сотни ты сяч рублей. Однако длительное bijcmh коэффициент полезного дейст вия крана был невысок. Дело в том. что время от времени его приходилось перемещать на новое место, а на это ухо дили недели. Сначала при разборке, а потом монтаже напряженно трудилась целая бригада монтажников, немало усилий поглощали вспомога тельные работы по расчистке площадки, выгрузке и загруз ке балласта. Дело осложня лось тем, что необходимо было использовать другие нод'ем- ные средства. Все это стоило десятки тысяч рублей. Кроме того, разборки и сборки отри цательно сказывались на тех ническом состоянии крана. Офицер Яценко не хотел мириться с таким положени ем. Несколько месяцев он провел в муках творческих исканий. Михаил Андреевич прочел много технической ли тературы. периодических из даний. Со временем решение при шло и созрело — простое и оригинальное. Яценко приду мал универсальную каретку для передвижения крана. (Так он сам назвал свое пред ложение). Ее устройство удивительно несложное. Пара направляющих с ползунами из прокатной стали. соеди ненные поперечными связя ми с рельсами на них. Для прочности приварили косын ки жесткости. Вот и все. Ка ретку может изготовить лю бая механическая мастерская. Когда нод’емные работы на площадке подходили к концу, Яценко приказал тов. Брусец- кому установить каретку на переходные пути до следую щего строительного об’екта, начальника которого он преду предил, чтобы готовил на сле дующий день фронт работ. Офицер Кунцевич сначала принял заявление новатора за шутку. Но вот в назначенное вре мя лучший крановщик рядо вой Касько по основному пу ти подвел кран к каретке, рельсы которой составляли продолжение основного пути, и поставил кран в каретку. Двое воинов прикрепили к поперечным связям трос от лебедки и стали вращать розмахп. Каретка вместе с краном медленно заскользила на ползунах. За минуту она передвигалась на двадцать сантиметров. Но это мизерное, по сравнению с размерами стройки, расстояние имело большое значение. Вместо не скольких недель кран уста новлен на новом месте за 4 часа и уже работает. ^ Сэко номлен почти месяц. Как мно го значит это в условиях За полярья. где лето — самая благоприятная пора для стро ительства — такое короткое. Кое-кто сомневался: а не перевернется ли кран? Яцен ко доказал, что конструкция устойчива. Он подкрепил свои расчеты показаниями прибо ров, которыми пользовался при первом в истории Запо лярья передвижении под’емно- го крана. Вместе с тем. он доказал, что кран можно дви гать н по наклонной плоско сти. если она составляет не более десяти градусов. При этом наклонно стоит только каретка, кран выравнивается за счет подкладок между платформой п основанием ка ретки. Сейчас Михаил Анд реевич Яценко работает над созданием каретки с развора чивающейся по горизонту платформой, решает проблему движения крана мощностью нод’емного механизма самого крана. Претворение в жизнь пред ложения офицера Яценко дает возможность значительно по высить производительность труда н сэкономить десятки тысяч денежных средств. (Наш корр.). i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz