На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 июля 1955 г.. И: 161 (5313). Много труда и старания вкладывает специалист первого класса старшина 1 статьи Серафим Барсуков в обучение своих подчиненных. Сам он является одним из лучших моряков корабля и личным примером ведет за собой матросов. Не было случая, чтобы по его вине вышел из строя какой-либо агрегат в котельном отделе нии; боевая техника содержится в отличном состоянии. НА СНИМКЕ (справа налево): командир отделения котельных машинистов специалист первого класса старшина 1 статьи С. Барсуков проводит занятия по специальности со старшим матросом П. Чеба и матросом В. Буровым. Фото. И. Никишова. На огневой позиции Орудийный расчет младшего сержанта Лейниекса весь в сборе. Матросы устрои лись около орудия на снарядных ящиках, иные сидят нросто на каменных плитах. С левой стороны орудия вывешен красоч ный плакат, изображающий устройство лотка орудия. Взоры всех устремлены на него. Сегодня, согласно расписанию заня тии, расчет должен изучить назначение орудийного лотка, устройство его частей, их взаимодействие. Где, как пе у матери альной части, можно лучик; и полнее изу чить сложную технику. Командир орудия правильно избрал именно это место для теоретических занятий но специальности. В руках младшего сержанта конспект, накануне утвержденный командиром огне вого взвода. В конспекте кратко изложено устройство основных частей лотка, ука зано время, которое будет затрачепо па показ и рассказ устройства частей, учеб ная цель занятия, место его проведения. Для себя командир орудия пометил, кого из бойцов в начале занятий нужно спро сить по ранее пройденным темам. При этом он добивается, чтооы каждый номер расчета особенно хорошо знал устройство своего заведывания, его подготовку к бою, устранение могущих возникнуть при стрельбе неисправностей. Как правило, матросы своп заведывания знают хорошо и при отчетах показывают неплохие зна ния. Такой метод занятий приносит двой ную пользу: отвечая командиру, матрос еще глубже усваивает знания своего за- ведывания, а остальные номера расчета познают всю материальную часть. Это, конечно, не исключает того, что командир в любую минуту не может спро сить об устройстве определенного узла орудия у матроса, которым заведывает не он. а его товарищ. На этот раз он, например, попросил об’яснить устройство и работу частей досылателя матроса Пру- сакова, работающего другим номером. Воин показал, что помпмо «своих» меха низмов он хорошо знает и те. что нахо дятся в заведывании товарищей. — Матрос Хромов,— обращается коман дир орудия к наводчику. — Расскажите устройство и взаимодействие частей по воротного механизма. Свой ответ матрос начинает с назначе ния поворотного механизма. Далее он на зывает и показывает попеременно на пла кате и на материальной части составные части этого механизма, говорит об устрой стве, взаимодействии частей, на что нуж но обратить особое внимание перед боем. Присутствующие на занятии матросы вни мательно слушают своего товарища. В за ключение матрос Хромов кратко изложил работу частей поворотного механизма при автоматическом и ручном наведении ору дия на цель. Хорошие знания материаль ной части показал и заряжающий матрос Паюри. После краткого опроса командир орудия перешел к изложению назначения и устройства лотка орудия. Он последова тельно рассказал о роли лотка орудия при стрельбе, показал на рисунке и на ору дии его части, продемонстрировал их ра боту. Все, что возникало непонятного у матросов в процессе занятий, командир орудия раз’яснял повторно, показывал скрытые части механизма и, в конце кон цов, добивался полной ясности. Особое внимание было обращено на взаимодей ствие частей лотка с другими механизма ми. — Однажды, — сказал командир, — заело звездку привода к лотку с мотылем лотка. Пз-за этого не было качания лот ка. Стрелять было невозможно. Между тем, еслп бы расчет хорошо знал устрой ство материальной части орудия, то обна ружить эту неисправность было бы очень просто, а еще проще — устранить ее. Успех занятий во многом предопреде лен подготовкой командира орудия, его личными знаниями. Младший сержант Лейниекс известен на батарее, как один из грамотных командиров орудий, дис циплинированный воин. Придя на воен ную службу, он окончил школу сержант ского состава. Несмотря на то, что слу жить ему пришлось на других системах, отличных от тех, которые изучались в школе, он за короткий срок успешно изу чил и эту сложную технику и теперь об разцово передает свои знания подчинен ным, неустанно повышает сноп военные знания. К сожалению, еще не все сержанты до конца осознали свою ответственность за обучение и воспитание подчиненных. В этом же подразделении служит коман диром орудия младший сержант Иванов. С начала службы он горячо взялся за де ло, умело обучал и тренировал свой рас чет, вывел его в число передовых. За эти успехи он был повышен в должности и неплохо справлялся с -обязанностями по мощника командира взвода. Но вот скоро успехи вскружили ему голову, он возом нил себя «незаменимым», «лучшим» и, перестав учиться, отстал в военном деле, в то время, когда другие шли вперед, к новым высотам воинского мастерства. За пустив учебу с подчиненными, он полу чил несколько дисциплинарных взыска ний, которые посчитал за «обиду», и к занятиям стал относиться формально. Командование отстранило его от исполне ния обязанностей номкомвзвода, оставив на должности командира орудия. Однако и такое взыскание, как понижение в долж ности. не возымело своего действия. Пва- нов не улучшил свое отношение к учебе, несмотря на то, что в личных беседах с командиром части давал слово исправить ся. i Надо надеяться, что, равняясь на пере довиков, младший сержант Иванов все же сумеет вернуть былую славу своему ору дийному расчету и себе лично. Этого тре бует клятва на верность Родине — Воен ная присяга. Офицер К. ЯЦУК. РАЦИОНАЛИЗАЦИЮ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО НА СЛУЖБУ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ! Це нно е п р е д л оже ни е Корабль находился в море. Вахтенным у вспомогательных механизмов заступил матрос Абабий. — Смажьте поршневой питательный насос! — приказал матросу старшина 2 статьп Шраменко. Абабий осторожно открыл крышку масленки. Под действи ем высокой температуры оставшееся масло, пенясь, стало под ниматься кверху. Матрос осторожно, чтобы не получить ожога, залил в масленку масло, закрыл крышку и доложил командиру о выполнении приказания. Старшина 2 статьи Шраменко внимательно следил за каж дым движением матроса Абабия, видел его напряжение и осто рожность в работе. «Нельзя ли сделать масленку поршневого питательного на соса иначе, чтобы она была проще по устройству, экономичнее в расходовании масла и удобнее в эксплуатации?» — думал он. После вахты в кубрике собрались моряки. Они обсуждали предложенный старшиной Шраменко вопрос о применении но вого вида смазки поршневого насоса. А спустя немного време ни в каюту командира постучался Шраменко. Он рассказал офи церу о своем новшестве. Командир вместе со Шраменко рас смотрел чертежи устройства насоса в различных разрезах и посоветовал старшине вмонтировать масленку в патрубок све жего пара. — В этом положении. — сказал офицер, — будет удобна заправка масла и качественнее смазка. Моряки под руководством старшины 2 статьи Шраменко изготовили и испытали пробную масленку. Она отвечала всем требованиям, о которых мечтал старшина. За ценное рационализаторское предложение командир по ощрил старшину 2 статьп Шраменко внеочередным краткосроч ным отпуском. Старшина 1 статьи В. ВАРСОПКО. Е БОРЬБЕ за по вышение и совер шенствование бое вой готовности флота, увеличе ние производи тельности труда, уменьшение сроков строительства и эконо мию государственных средств огромную роль играет движе ние флотских рационализато ров и изобретателей. Творче ские дерзания отличников и классных специалистов кораб лей и частей, передовых произ водственников, направленные на более эффективное исполь зование вверенного Родиной оружия, механизмов на строй ках, получение большего коли чества продукции с тех же производственных площадей. В этом находит свое выраже ние пламенный патриотизм североморцев, их глубокая за интересованность в совершен ствовании боевой готовности флота. Здесь мы публикуем мате риалы, рассказывающие о творческих делах рационализа торов и изобретателей флота. Повышают боевую готовность Раньше в классе не было достаточного количества нагляд ных пособий. Это отрицательно сказывалось на успеваемости воинов. По инициативе лучших специалистов учебные классы были оборудованы множеством различных стендов, макетов и разрезов агрегатов. Теперь авиаторы могут более глубоко^ изу чать программный материал, познавать «тайны» техники. Много плодотворного труда в оборудование учебного клас са вложили гвардии старший сержант сверхсрочной службы Иван Сидорцов, гвардии сержант Александр Шуртаков и гвардии младший сержант Василии Костюхин. Ценные рационализаторские предложения разработал от личник боевой и политической подготовки гвардии старший матрос Генслер. Он предложил установку для проверки агрега тов гидравлической системы. Применение ее в практической работе значительно облегчает труд авиаторов при выполнении регламентных работ. По его же инициативе была сделана уста новка для обработки топливных Фильтров. Много требовалось труда, чтобы проверить работу приборов самолета. Офицер Поярков после длительных поисков разрешил этот вопрос. По его замыслу была сконструирована установка для проверки электроизмерительных приборов самолета. Офицер Поярков разработал и другое рационализаторское предложение для замера температуры стекол с электрообогре вом. Внесенные и внедренные рационализаторские предложения передовыми авиаторами дают большую экономию государствен ных средств, уменьшают срок подготовки материальной части к полетам, помогают летчикам успешно решать учебно-боевые задачи. Гвардии младший сержант В. ЦУРКАН. Смелее внедрять все новое и передовое В апреле текущего года военные строи тели Северного флота подписали договор на социалистическое соревнование с воен ными строителями города Севастополя. В числе социалистических обязательств севастопольцы предложили нашим строи телю! достигнуть в 1955 году экономии государственных средств за счет внедре ния рационализаторских предложении не менее одного миллиона рублей. Этот пункт договора североморцы приняли с поправкой, так как фактическая экономия от внедрения рационализаторских предло жений в 1954 году составляла 1.340 ты сяч рублей. Поэтому строители флота обя зались достигнуть экономии средств за счет рационализации не менее двух мил лионов рублей. Для выполнения этого серьезного обяза тельства имеются все возможности. Толь ко за пять месяцев текущего года полу чено около двухсот рационализаторских предложений с плановой годовой эконо мией средств более полутора миллионов рублей. Лучших показателей в труде достигли производственники, которыми руководят тг. Рабинович, Егоров и Соколов. Харак терно, что тт. Рабинович и Егоров сами активно участвуют в рационализаторской работе, помогают внедрять в производство все ценное, передовое. У нас имеется немало рационализато ров, которые творчески подходят ко всем вопросам производства и разработали по нескольку ценных предложений.^ Среди нпх: тов. Карелин, разработавший 6 ра ционализаторских предложении, тов. Жар ков — 5, тов. Поплаухин — 4. Рационализаторы тт. Жуков и Гулак дали рационализаторское предложение, которое позволило сэкономить 133 тысячи рублей. Реализация двух предложений тов. Шептовицкого даст экономию более 200 тысяч рублей. В щюшлом году ввиду истощения источника водоснабжения в городе Поляр ном могли возникнуть затруднения с во дой. Офицер Красиль предложил соединить два озера «по принципу сифона». Это был надежный и удобный выход из создавше гося положения. В результате осуществле ния предложенного мероприятия, город был обеспечен водой и получена экономия средств более 200 тысяч рублей. Наряду с положительными сторонами дела имеются и существенные недостат ки. До сих пор слабо привлекаются к ра ционализаторской и изобретательской ра боте широкие слои рабочих, солдат, сер жантов и инженерно-технических работ ников. Некоторые руководители строи тельных организаций не ведут достаточ ной борьбы за снижение стоимости строи тельства. считая рационализацию и изо бретательство делом не столь важным, которым должны заниматься лишь работ ник по -рационализации и любители. Только слабым руководством рационали заторами состороны тт. Свннцова, Гудзен ко, Иванько и других можно об’яснить тот факт, что в некоторых подразделени ях за 1954 год не поступило ни одного рационализаторского предложения. Не лучше обстоит дело и в этом году. 13 июля прошлого года в подразделе нии, где начальником был тов. Кононов, офицер Пванов подал рационализаторское предложение совмещенной прокладки ком муникаций в одной траншее вместо двух, предусмотренных проектом. Оно было принято и внедрено. Эконо мия средств от указанного предложения выразилась в сумме 119 тысяч рублей. Однако автор ценного предложения до сих пор не получил вознаграждения. Отказы ваются платить автору за труд, ссылаясь на то, что не завершен расчет с заказчи ком. хотя Иванов не имеет никакого отно шения ни к заказчику, ни к расчетам. Аналогичные факты происходили с ра ционализаторами Красилем, Жуковым и Гулаком. В ряде случаев проекты, поступающие на строительство, могли бы быть улучше ны рационализаторами. Новаторы часто предлагают более экономичное решение вопроса, но при этом требуется переделка проекта. Такие предложения являются са мыми трудными для рационализаторов, так как прежде чем пх осуществить, нужно предложение согласовать с заказ чиком и проектной организацией. А за казчики и проектные организации чаще всего отказываются переделывать и.ти ви доизменять проект, хотя при реализации предложений новаторов можно достичь большой экономии государственных средств и материалов. Офицер Иоздеев, например, предложил заменить ленточные фундаменты на же лезобетонную сплошную плиту. Такая за мена дала бы экономии несколько сот ты сяч рублей. Но это ценное предложение не было принято заказчиком. Однако в дальнейших проектах отдельных жилых домов фундаменты были запроектированы с железобетонной плитой. Немедленное устранение отмеченных недостатков позволит строителям нашего флота добиться большей экономии госу дарственных средств за счет внедрения ценных рационализаторских предложений против той, которая достигнута сейчас. Долг руководителей стройки, партий ных. комсомольских и профсоюзных орга низаций— значительно улучшить воспита тельную работу с новаторами производст ва. всемерно поддерживать все новое и передовое и смелее внедрять его в произ водство. Офицер Л. ЧЕКОВ. Творческие дерзания В бою может случиться так, что выйдет из строя автомат, будет поврежден мотор- генератор. А чтобы перейти на другой ре жим решения задач, потребуются драго ценные секунды и, может быть, минуты времени. Во избежание этого старшина 2 статьи Кудасов предложил ввести в схему два самоблокирующих реле, которые, в случае выхода из строя генератора, авто матически переводят работу мотора от дру гого источника питания. Это рационализаторское предложение имеет немаловажное значение для повыше ния боевой готовности корабля. Бывает порой— подводная лодка вышла в торпедную атаку, остались считанные секунды до залпа. Наступил момент, когда вводится соответствующая установка в торпеду, и вдруг отказал в работе один из передаточных приборов этой величины. После зална несколько торпед пойдут в цель, а с искаженной величиной— в сто рону. Неисправность работы прибора мо гут заметить торпедисты, но очень малое количество времени не позволит нм вы ключать эту торпеду из залпа и.ти испра вить ошибку. Сигнализация, введенная старшиной 2 статьи Кудасовым, позволяет следить га вводом величины установки с цен трального поста. П в случае выхода из строя приборов достаточно минимального количества времени, чтобы эта торпеда бы ла своевременно из центрального поста электрически выключена из залпа. Устройство сигнализации заключается в следующем. Импульсы задающего устрой ства по запасным жилам направляются в центральный пост на сигнальные лампоч ки. Если вводится величина в торпеды— работает ключ-импульсник, вышел из строя прибор — ключ не вращается, лам почки не мигают — значит неисправ ность. Старшина 2 статьи В. ШЕМАРОВ. Од н а о п е р а ц и я в м е с т о т р ё х Столярная мастерская пашей части получила новый заказ, при изготовлении которого требовалась двусторонняя острожка деталей со сводом их на конус. Эта операция рапыпе произво дилась на фуговальном станке. Ефрейтор Тарабаров разработал и предложил новый способ обработки подобных деталей. На Фуговальном станке крептттся электрорубанок, несколько усовершенствованный воином. Ком бинация фуговального станка и рубанка позволила производить одновременно острожку деталей и сводить их на конус, строго регулируя их толщину при помощи смонтированного Тарабаро- вым регулятора. Рационализаторское предложение ефрейтора Тарабарова поз волило производить все три операции одновременно, ускорить обработку детали в несколько раз. намного улучшить ее ка чество. Это ценное предложение является не первым у ефрейтора Тарабарова. Рядовой В. КРЮЧЕНК0В. ИНИЦИАТИВА ВОИНА Раньше натяжные пружины трактора «С-80» сжимали под давлением пресса. Эта операция отнимала много времени. Ефрейтор Судаков сделал несложный ста нок, при помощи которого натяжную пру жину гусениц можно очень быстро сжать до нужных размеров. За ценное рационализаторское предло жение командир наградил ефрейтора Су- дакоза денежной премией и об’явпл ему благодарность. Младший сержант К. НАРАВАС. Тщательно готовить штурманские приборы к плаванию Выход корабля в море — это важный этап боевой учебы моряков, когда отраба тываются все задачи в обстановке, приб лиженной к боевой. Каждому походу пред шествует кропотливая подготовка личного состава и материальной части. Успех учебы в море, как и выполнения боевых задач, во многом зависит от под готовки корабля, его оружия и техники к плаванию. Добросовестное отношение каж дого воина к этому делу создает все ус ловия для совершенствования выучки лич ного состава. И наоборот, малейшее про явление халатности может сорвать выпол нение плана учебы и нанести ущерб бое вой готовности корабля. Для личного состава штурманского под разделения приготовление материальпой части приобретает особое значение. В море почти все штурманские приборы должны безостановочно работать, обеспечивая бое вую деятельность корабля. Личный состав штурманской боевой части непрерывно не сет вахту в течение всего плавания. Все это обязывает рулевых и штурманских электриков особенно тщательно готовить ся к походу. Современный бой скоротечен. Исход его зависит от того, кто первым откроет огонь на поражение^ или даст торпедный залп. Для этого необходимо в кратчайший срок, с максимальной точностью занять выгод ную для стрельбы позицию, удерживать ее, а если надо, то стремительно отойти. Конечно, без надежной работы лага, гиро компаса, без знания гидрометеорологиче ских элементов и четкой работы рулевых и штурманских электриков нечего и гово рить о полноценном использовании боевых и технических возможностей корабля. Поэтому приготовление штурманских приборов и инструментов к длительному использованию должно быть составной частью боевой учебы, предметом повсед невных забот моряков. Подготовка к плаванию в сложных ус ловиях не является эпизодическим дей ствием. Матрос обязан готовить заведыза- ние к работе не только по сигналу «Ко рабль к бою и походу изготовить», а си стематически, в ходе всей повседневной службы. Это значит, что материальная часть постоянно должна находиться в со стоянии, пригодном для немедленного ис пользования. Для этого надо добросовест но относиться к осмотру и проверке ору жия и механизмов. К сожалению, отдельиые воины упуска ют такие важные моменты, как замер изо ляции электросхем, проверка исправности контактов и клемм, состояние приборов для производства гидрометеорологических наблюдений. Они не хотят кропотливо поработать и в результате наносят ущерб боевой готовности корабля. Именно из-за халатности некоторых специалистов гидро метеорологические приборы часто свое временно пе проверяются, а, стало быть, их показания недостоверны. Па одном из кораблей рулевые оппедели- ли скорость и направление ветра с боль шими ошибками. Эти данные были пере даны в центральный артиллерийский пост и приняты для расчета стрельбы. В итоге они отрицательно сказались на ре зультатах стрельбы. Этот факт говорит омногом. Артиллери сты при подготовке приборов доби ваются точности их работы до сотых и тысячных долей. Они рассчитывают дан ные с точностью до метра, а недисципли нированность или неумение одного руле вого сводит на нет все эти усилия. Ошиб ся он в определении силы ветра на 5 метров в секунду на средних дистанциях — это даст отклонение от цели на полто- ра-два кабельтова и, следовательно, эф фективность стрельбы будет намного сни жена. А причиной всего этого могла быть неисправность анемометра или ветротчета, появившаяся из-за того, что они своевре менно не были проверены. Тоже самое мо жет произойти при ошибке в определении давления воздуха и его температуры. Для того, чтобы полноценно произво дить ежедневный осмотр, проверку ору жия и технических средств, специалисту следует установить строгий график дейст вий и иметь его на боевом посту. Старши ны обязаны контролировать работу под чиненных. Времени для непосредственного запуска приборов, приготовления боевых постов к бою и походу по сигналу отводится очень мало. За это время невозможно произвести тщательную проверку, которая пеобходима для длительной и надежной работы при боров. Это следует делать ежедневно. На одном из походов прибор не имел подсветки. Это намного затруднило рабо ту штурмана. Устранить неисправность в море не удалось. В базе после тщательной проверки выяснилось, что причина неис правности — отсутствие контакта на од ной из клемм. Чтобы наладить дело, доста точно было на два оборота повернуть гайку. Этого не случилось, если бы си стематически проверялось состояние клемм. Проверить же сотни клемм и кон тактов за короткое время перед походом невозможно. Из опыта войны известно, что прибо ры при должном уходе работали беспре рывно десятки дней и даже месяцы. Го товиться к выходу в море приходилось считанные минуты. Все это говорит о том, что сейчас следует изучать особенно сти и «псвадки» отдельных приборов. Каждый, кто внимательно присматривает ся к технике, без труда увидит, что при неправильном уходе они выходят из строя раньше основной схемы. Надо системати чески проверять центровку роторов, со стояние колец и щеток и тем самым обе спечивать безотказную работу техники на походе. Только отличное состояние при боров и повседневная готовность их к пла ванию гарантируют от всяких случайно стей. Как-то кораблю было приказано экст ренно выйти в море. Только благодаря от личному состоянию приборов и умелым действиям воинов, штурманская боевая часть подготовилась к выходу быстрее, чем положено по нормативу. При этом от личились штурманские электрики Зеленов и Курсаков. После сигнала «Корабль к бою и похо ду изготовить» личный состав должен действовать особенно инициативно и пол ностью использовать время. Старшинам необходимо следить за этим. Иначе может случиться, что подчиненные будут гото вить заведывания поверхностно, неполно ценно. Иногда матросы не оборудуют 8а* пасные командные пункты и посты уп равления рулем, и они бывают не готовы к использованию. На одном из кораблей в ходе учения пышло из строя управление рулем с ос новного поста. Поступило приказание пе рейти на механическое управление. Пере ход прошел организованно и быстро. За тем, по вводной была отключена следя щая система гирокомпаса, как имитация выхода гирокомпаса дз строя. Тут-то и оказалось, что на запасном посту нет ком паса. Корабль начал описывать циркуля цию. так как рулевому нечем было ру ководствоваться. Здесь сказалось халатное отношение матроса к своим обязанностям. Он не поставил перед походом на место компас. В бою корабль, потерявший уп равление, является беспомощной мишенью для врага. Огромное значение при приготовлении корабля к походу и бою имеет рациональ ное использование времени, определенный порядок действии. Особенно это касается штурманских электриков. Правильным по рядком действий штурманский электрик может сократить время приготовления ги рокомпаса. К сожалению, очень редко практикует ся ускоренное приведение гирокомпаса в меридиан. А ведь это дает большие выго ды и в сбережении материальной части п в экономии времени. Например, иногда при запуске гирокомпаса обычным спосо бом приходится несколько часов гонять дизель. Расходуется топливо и моторесур сы дизеля. Этого можно избежать, если ускоренно приводить гирокомпас в мери диан. Некоторые командиры не разрешают делать это потому, что пе уверены в тех нике и людях, что порождается отсутст вием тренировок. Известно, что ускоренное приведение гирокомпаса в меридиан совершенно не вызывает дополнительного износа схемы. Время же приготовления сокращается, примерно, в четыре-пять раз. Больше то го, увеличивается срок службы гироком паса. (В наших условиях, например, па 15— 20 процентов). Штурманских электриков надо система тически тренировать. Ответственным де лом является согласовка и проверка при боров штурманской боевой части, провер ка показаний контрольно-измерительных приборов. Ошибка в показании репитера па один градус дает ошиоку при определе нии места корабля около двух миль при плавании па 100 миль. Приготовление приборов к плаванию не заканчивается п после доклада «такой- то боевой пост к бою и походу готов». Эта работа продолжается и в море. Здесь следует обратить внимание на такие дей ствия, как своевременная проверка со-' гласованпости принимающих прибороз, морских часов и состояние боевых пост в с обязательным докладом штурману, про верка работы агрегатов, состояния кон тактов и клемм. Систематизация и обобщение характера работы приборов па ходу является важ ным материалом, на основе которого вы являются недостатки в приготовлении и изыскиваются новые возможности ис пользования штурманских приборов в мо ре. Большую помощь в отработке навыков по приготовлению приборов к выходу в море оказывают практические занятия, учения и тренировки в штурманском ка бинете. К сожалению, до сих пор кабпнгт используется неполноценно, штурманы ор ганизуют учебу подчиненных в кабинете неохотно. Как видим, если в процессе приготовле ния штурманских приборов к выходу в море будут допущены хотя бы незначи тельные ошибки пли упущения, это в большой степени снизит успех стрельбы, еслп не сорвет ее совсем, и даст большие ошибки в счислении пути корабля. По этому приготовление штурманских при боров к длительному действию в мопэ должно быть отличным. Держать заведывание в готовности к немедленному выходу в моро для решения боевых задач требуют интересы боеготов ности наших кораблей. Офицер А. Б0ЙИ0В. V ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz