На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 июля 1955 г., № 154 (530Б). ВручениеорденаТрудовогоКрасногоЗнамениМосковскому рденаЛенина государственномууниверситетуимениМ. В.Ломоносова 30 июня в актовый зал Московского университета на Ленинских горах пришли сотни студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей, рабочих и служащих. Присутствуют представители партийных и общественных организаций города Мо­ сквы и Ленинского района столицы. Здесь на торжественном заседании состоялось вручение коллективу университета ордена Трудового Красного Знамени. Собравшиеся стоя бурными аплоди­ сментами приветствовали появление в пре­ зидиуме заседания товарища К. Е. Ворошилова. Торжественное заседание открыл Ми­ нистр высшего образования СССР В. П. Елютин. Указ о награждении Московского уни­ верситета имени М. В. Ломоносова второй правительственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени зачитал Сек­ ретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Пегов. С большим вниманием выслушали уча­ стники заседания текст Указа: «В связи с 200-летнзм юбилеем Мос­ ковского ордена Ленина государственного университета имени М. В. Ломоносова и отмечая его роль в области развития нау­ ки, культуры и в подготовке квалифици­ рованных кадров, наградить Московский ордена Ленина государственный универси­ тет имени М. В. Ломоносова орденом Тру­ дового Красного Знамени». К. Е. Ворошилов под горячие овации всех присутствующих вручает орден Тру­ дового Красного Знамени, которым на­ гражден университет, проректору Г. Д. Вовченко и представителям общественных организаций. Под сводами зала раздается величавая мелодия Гимна Советского Союза. Слово предоставляется проректору уни­ верситета Г. Д. Вовченко. От имени кол­ лектива профессоров, преподавателей, сту­ дентов, аспирантов, рабочих и служащих вуза он выражает глубокую благодарность Коммунистической партии Советского Сою­ за и Советскому правительству за высо­ кую награду, которой удостоен универси­ тет в связи с его 200-летием. — Используя богатейшие возможности, предоставленные партией и правительст­ вом, — говорпт тов. Вовченко, — коллек­ тив Московского университета отдаст все свои силы, чтобы неустанно улучшать свою научную работу и подготовку квали­ фицированных кадров, воспитывать их в духе советского патриотизма и безгранич­ ной преданности Коммунистической пар­ тии и Советскому правительству. Выступает секретарь партийной орга­ низации МГУ С. С. Андреенко. Получая высокую награду, которой удостоен уни­ верситет. говорит он, мы заверяем пар­ тию. правительство, весь советский народ, что не пожалеем сил, чтобы быть достой- I ными той заботы и внимания, которыми 1постоянно окружен Московский универсп- I тет. От имени студентов выступает Светла­ на Покровская. По поручению своих това­ рищей она передает Советскому прави­ тельству и Центральному Комитету Ком­ мунистической партии огромную благо­ дарность за великую честь — награжде­ ние университета орденом Трудового Крас­ ного Знамени. — Отличной учебой, — заявила она, — мы должны подготовить себя к актив­ ному участию в коммунистическом строи­ тельстве в нашей стране. Партия и народ создали нам все условия для выпол­ нения этой задачи. Университет воспиты­ вает в нас глубокое чувство любви к на­ шей великой Родине и уважение к наро­ дам других стран. Нас учат любить мир­ ный труд и быть способными защищать дело мира, это — святое дело всех про­ стых и честных людей на земле. Уметь применить своп знания, отдать все свои силы и знания на благо народа — это наш долг и самое заветное стремление. Обращаясь к товарищу Ворошилову, Светлана Покровская сказала: — Дорогой Климент Ефремович! Сту­ денты Московского университета просят Вас передать Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Со­ юза и родному Правительству, что мы горим желанием честно и самоотвержен­ но выполнить свой долг перед Родиной. Где бы мы ни были, в любой части нашей необ’ятной Родины, мы будем честными тружениками. Мы обещаем быть достойны­ ми высокой награды. На торжественном заседании с речью выступил К. Е. Ворошилов, горячо встре­ ченный собравшимися. Речь Председателя Президиума Верховного Совета СССР Е . Е . В О Р О Ш И Л О В А Дорогие товарищи! Недавно советская общественность, а также представители передовой науки в зарубежных странах торжественно отмети­ ли замечательную дату — 200-летие со дня основания первого в России Москов­ ского государственного университета, но­ сящего имя великого ученого М. В. Ло­ моносова. В ознаменование славного юбилея Мо­ сковский университет, ранее награжден­ ный орденом Ленина, ныне удостоен орде­ на Трудового Красного Знамени. Эти на­ грады свидетельствуют, что Советское пра­ вительство и наша партия, выражая чув­ ства всего советского народа, высоко це­ нят значение и успехи своего первого университета. Я рад, что мне выпала высокая честь вручить Московскому государственному университету правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени. От всей души поздравляю вас и в вашем ли­ це профессорско-преподавательский и сту­ денческий коллектив, а также обслужива­ ющий персонал с большой и заслуженной наградой. (Бурные, продолжительные ап­ лодисменты). Ваш университет создан по замыслу и стараниями Михаила Васильевича Ломо­ носова, неутомимо боровшегося за. насаж­ дение «драгих наук в любезном отечест­ ве». Гениальный сын русского народа, Ломоносов был твердо убежден, что земля российская может рождать первоклассных ученых. «Честь российского народа тре­ бует, — писал Ломоносов, — чтоб пока­ зать способность & остроту его в науках, и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких зна­ ний». Роль Московского университета в раз­ витии русской науки и культуры исклю­ чительно велика. В мрачные годы царско­ го самодержавия он был одним из важ­ нейших центров прогрессивной науки. рассадником революционных идей. Уни­ верситет дал Родине высокоталантливых ученых, знаменитых писателей, поэтов и пламенных революционеров. Золотыми буквами вписаны в историю культуры не­ разрывно связанные с университетом име­ на Столетова и Лебедева, Сеченова и Ти­ мирязева, Жуковского и Чаплыгина, Зе­ линского и Вернадского, Белинского и Герцена, Грибоедова и Лермонтова, Ост­ ровского и Чехова и многих других слав­ ных представителей русского народа. От того гениального человека, чье имя носит Московский университет, пошли хорошие университетские традиции — верность материализму, демократизм, са­ мобытность и смелые дерзания научной мысли, неустанные поиски ответов науки на самые злободневные запросы жизни. Владимир Ильич Ленин назвал Москов­ ский университет революционным. Луч­ шая часть его студенчества и преподава­ телей всегда была в первых рядах бор­ цов против царизма и помещичье-буржу- азного строя. В советские годы Московский универ­ ситет стал подлинной кузницей кадров нашей многонациональной социалистиче­ ской Родины. В его стенах выросли и вос­ питались новые поколения талантливых специалистов и ученых. Его научные ра­ ботники и воспитанники выполнили и выполняют огромную работу по умноже­ нию производительных сил и могущества Советского Союза, по просвещению и ком­ мунистическому воспитанию трудящихся. Партия и правительство создали все необходимые условия для успешного про­ хождения курса студентами и плодотаор- ной научной деятельности в вашем уни­ верситете. Материальным воплощением постоянной заботы о Московском универ­ ситете являются эти великолепные, богато оснащенные новейшим оборудованием зда­ ния, в одном из которых мы сейчас нахо­ димся. Слава университета велика, он известен всему миру, как светоч науки и знания. В Москву на Ленинские горы приезжает учиться молодежь со всех кон­ цов нашей Родины, из многочисленных зарубежных стран. Исключительно высока честь развивать науку, преподавать и учиться в ломоно­ совском университете. Вы знаете, товарищи, истину: — komv много дано, с того много и спрашивается. Партия и правительство, советский на­ род решают сейчас задачи дальнейшего мощного развития .тяжелой индустрии, крутого под’ема сельского хозяйства, все­ мерного ускорения технического прогрес­ са в нашей стране. В борьбе за выполне­ ние этих задач благородная, увлекатель­ ная и ответственная роль выпадает на долю советских ученых и молодых специа­ листов. Необходимо непрерывно, повседневно умножать богатства нашей советской нау­ ки, направлять все силы па то, чтобы не только не отставать, а уже сегодня опе­ режать достижения заграницы. Важнейшим условием успешной работы вашего университета, так же как и всех вузов страны, является теснейшая связь научной деятельности с промышленностью и сельским хозяйством, с кипучей жизнью страны. Товарищи студенты! Вы учитесь в од­ ном из самых лучших университетов ми­ ра. И страна, народ ждут от нашего про­ славленного университета новых кадров советских специалистов, в совершенстве владеющих современными знаниями и об­ ладающих широким общественно-полити­ ческим кругозором. Выпускники универси­ тета должны быть способны, включившись в творческие коллективы, с успехом ре­ шать конкретные задачи дальнейшего технического прогресса и развития куль­ туры. Это требует от вас, чтобы вы учи­ лись упорно и настойчиво, полностью ис­ пользовали неограниченные возможности овладения знаниями, предоставленные Со­ ветским государством. Мне сообщили, что сегодня в этом зале состоится традиционное вручение дипломов студентам, окончившим университет с от­ личием. Пользуясь приятным случаем, сердечно поздравляю выпускников с окон­ чанием курса обучения, и вступлением в самостоятельную жизнь и желаю им боль­ шого успеха. Воспитанников Московского университета ждут в самых различных районах нашей Родины, на фабриках и заводах, в колхозах и МТС, в школах и техникумах. Я не сомневаюсь, что питом­ цы университета на любом участке труда с честью будут оправдывать свое высокое звание ломоносовца. Дорогие товарищи! Позвольте еще раз от всего сердца поздравить всех вас с высокой правительственной наградой, по­ желать вам крепкого здоровья и долгих лет кипучей, плодотворной деятельности на благо нашего народа, успехов, успехов и еще раз успехов. Да здравствует наш великий советский народ, народ герой, народ созидатель! Да здравствует Советское правительство! Да здравствует наша великая Комму­ нистическая партия! Да здравствует Ленинский Центральный Комитет! (Бурные аплодисменты. Раздают­ ся возгласы: «Да здравствует советский народ!», «Да здравствует наша великая Советская Родина!», «Да здравствует Со­ ветское правительство!», «Да здравствует Центральный Комитет Коммунистической партии!»). Могуче звучит Гимн Советского Союза. Студенты преподносят К. Е. Ворошило­ ву большой букет цветов. О ft о После торжественного заседания К. Е. Ворошилов в сопровождении В. П. Елюти­ на и Г. Д. Вовченко осмотрел музеи зем­ леведения, юбилейную выставку по исто­ рии МГУ, посетил ряд лабораторий, побы­ вал в студенческом общежитии. (ТАСС). Офицер проверяет подготовку техники к походу Матросы и старшины электромеханиче­ ской боевой части выстроились у поста энергетики. Инженер-капитан-лейтенант Соколов приказывает обязательно делать это перед походом. Построение — отправ­ ной пункт, с которого здесь всегда начи­ нается приготовление корабля к плава­ нию. Вот и сейчас мичман Ващенко об’явил подчиненным, какие будут рабо­ тать механизмы, порядок их включения, и послал матроса с докладом командиру подразделения. Пришел офицер, обошел строй, осмотрел подчиненных. Воины в комбинезонах, на головах — голубые береты. Соколов раз’яс- нил, какие поставлены перед моряками задачи, отметил особенности похода. Он обратил внимание трюмных машинистов на то. что мазута осталось мало, и при­ казал собрать все топливо в спстернах котельных отделений и в море экономить его. Это возможно при правильной экс­ плуатации техники, на что не должна повлиять и штормовая погода. — По местам! Времени терять нельзя. Вниз, к меха­ низмам! Верхняя палуба вмиг опустела. Началась кропотливая работа в машин­ ных и котельных отделениях. Каждый воин твердо знает свое дело и старательно занимается им. Это позволяет пригото­ виться к походу доброкачественно и бы­ стро. Приготовление начинается с внешнего осмотра и замера всех зазоров. Каждый матрос обязан знать величины зазоров напамять. В противном случае он не смо­ жет определить, насколько они соответ­ ствуют норме. Поэтому командир боевой части проверяет, как личный состав знает величины зазоров механизмов своего за- ведывания. Так, выяснилось, что матрос Василовский зазнался, остановился в уче­ бе и даже многое забыл из того, что знал раньше об устройстве материальной ча­ сти. Указав воину на плохую подготов­ ленность. Соколов не допустил его к об­ служиванию турбогенератора и поставил на менее ответственный пост. В то же время он обязал подчиненного в опреде­ ленный срок подготовиться и сдать заче­ ты на самостоятельное несение вахты. Затем офицер зашел в пост энергетики. Он просмотрел последние замеры воды, масла и мазута, справился, какие анали­ зы всех этих веществ. Когда офицер убе­ дился, что качество их хорошее, он вы­ слушал доклады командиров отделений вахтенному инженер-механику о готовно­ сти к походу. Командиры машинных и ко­ тельных отделений неизменно докладыва­ ли: «Зазоры главных и вспомогательных механизмов в пределах допусков». Мичман Ващенко разрешает обогревать механизмы паром и запускать их. На этом сейчас сосредоточено все его внимание. Через каждые десять минут Ващенко за­ носит в вахтенный журнал температуру в турбине и ее зазоры. По мере нагрева ма­ шины зазоры изменяются. Это явление на­ до правильно проанализировать. Отклоне­ ние от норм может явиться результатом нарушения инструкций, и, если такое слу­ чится, могут произойти поломки, аварии. Иногда командиры машинных отделений допускают отклонения, и поэтому мичман строго контролирует их действия. Сравнительно педавно матрос Осадчпй, исполняя обязанности командира отделе­ ния, решил, что на боевом посту слишком жарко, и разрешил вгинам включить на­ гнетательную вентиляцию. При этом хо­ лодный наружный воздух охладил корпус турбины. Ротор же, подогреваемый паром, расширился. Зазоры мгновенно измени­ лись. При запуске в турбине поломались бы лопатки. В это время в машинное от­ деление спустился командир подразделе­ ния. Его вмешательство предотвратило аварию. Позднее Соколов тщательно разо­ брал ошибку Осадчего, указал на недопу­ стимость отступлений от требований ин­ струкций и раз’яснил, к каким послед­ ствиям может это привести. На этот раз обогрев турбин проходит от­ лично, и Ващенко просит у офицера раз­ решения дать пробные обороты. Соколов спускается в машинное отделение. Он помнит, что команднр корабля ждет его доклад о готовности к походу, и поэтому, выяснив у старшины 1 статьи Малютина, что валоповоротное устройство отключено, пар подведен и можно давать пробные обороты, Соколов сразу приступает к про­ верке механизмов. Доклад докладом, а убе­ диться в том, что все сделано правильно, не мешает. Ведь был же случай, когда командир группы доверился старшине, а техника была подготовлена к действию неправильно. Произошла поломка. Соколов видит — валоповоротное устройство отключено. Беглый взгляд на манометры, па подшипники турбин. Дав­ ление нормальное, перепад в пределах до­ пустимого, температура в норме. — Вакуум на эжекторах? — Хороший. — Ну что, разыскали неисправность? — спрашивает затем офицер старшину машинной команды. — Так точно. Нашли и устранили, то­ варищ капитан-лейтенант. Дело в том, что после планово-преду­ предительного ремонта старший матрос Банделиков не проверил плотность соеди­ нений трубопроводов и систему отсоса па­ ра и продувания механизмов. В результа­ те на тех ходах, когда можно было под­ держивать вакуум в холодильнике одним эжектором, приходилось включать и вто­ рой пароструйный эжектор. Установка работала неэкономно. Проверив, включены ли сопловые и байпасные клапаны, а также открыты ли клапаны продувания машин, инженер-ка- питан-лейтенант разрешил продуть ма­ невровый клапан, а сам стал просматри­ вать вахтенный журнал. Старшина коман­ ды тем временем проверял включение си­ стемы и вспомогательных механизмов. Наконец, можно давать пробные обороты. Получив «добро» от вахтенного офице­ ра, маневровщик сообщает машине оборо­ ты. А Соколов ул;е со слухачом в руках. Он внимательно вслушивается в шумы ра­ ботающей турбины. Офицер обошел вокрут машины и убедился, что посторонних шу­ мов нет. Командир боевой части направ­ ляется в другое машинное отделение. Доклад старшему помощнику командира о готовности к походу электромеханиче­ ской боевой части был сделан во-время. Отлично подготовленная материальная часть не подвела на походе. Машинисты точно выдерживали заданные ходы. Тщательный контроль за подготовкой материальной части к походу позволяет инженер-капитан-лейтенанту Соколову правильно судить о состоянии техники и выучке каждого матроса и старшины, своевременно принимать меры к тому, что­ бы обеспечить бесперебойпую работу ме­ ханизмов в море. Так выполняют свой воинский долг пе­ ред Советской Родиной офицер Соколов и его подчиненные. Б. ГРИГОРЬЕВ. ОРУЖИЕ - В ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ Любовно ухаживает за личным оружием матрос Павлов. К этому приучил вои­ на требовательный командир младший сержант Кудряшов. Его подчиненные всегда в боовой готовности. Матрос Н. КОРЕВИН. Воспитание высоких морально-боевых качеств у военных моряков Славная история Советских Вооружен­ ных Сил полна примерами героических подвигов наших воинов. Стойкость, муже­ ство. инициатива, массовый героизм в борьбе с врагами нашей Родины являются результатом большой работы Коммунисти­ ческой партии и Советского правительст­ ва. командиров и политработников, пар­ тийных и комсомольских организаций по воспитанию советских воинов. Советские Вооруженные Силы должны быть в постоянной боевой готовности в любой момент стать на защиту социали­ стической Родины и сокрушительными ударами разгромить агрессоров. Священ­ ный долг каждого командира и политра­ ботника, коммуниста и комсомольца— вос­ питывать матросов, старшин и офицеров в духе беззаветной любви и преданности Коммунистической партии и Советскому правительству, в духе гордости за выдаю­ щиеся успехи нашего народа в строитель­ стве коммунизма, развивать и укреплять у наших воинов высокие морально-боевые качества. Опыт Великой Отечественной войны убедительно показывает, что смелость и решительность, мужество и отвага прояв­ ляются лишь тогда, когда воины облада­ ют высокой коммунистической сознатель­ ностью, боевой закалкой в борьбе с труд­ ностями, отлично владеют боевой техни­ кой и оружием. Вопросы воспитания матросов и стар­ шин в духе животворного советского пат­ риотизма, постоянной боевой готовности, умелых, инициативных действий на бое­ вых постах, особенно когда корабль нахо­ дится в море, занимают большое место в деятельности командира, офицеров, пар­ тийной и комсомольской организаций на­ шего корабля. Большая роль в этом отво­ дится политическим занятиям. Руководи­ тели групп и их помощники, используя богатейшие материалы героической борь­ бы Коммунистической партии за победу Великой Октябрьской социалистической революции, за превращение нашей страны из отсталой в могучую индустриально- колхозную социалистическую державу, на примерах трудовой и воинской доблести нашего народа широко пропагандируют замечательные качества советских людей: храбрость, мужество, стойкость, героизм, незнание страха в борьбе с врагом, воспи­ тывают ненависть к иноземным захват­ чикам. Содержательно, на высоком идейном уровне провел политическое занятие на тему: «Значение высоких морально-боевых качеств личного состава Вооруженных Сил СССР в современной войне» старший лейтенант Чирков. Глубоко изучив реко­ мендованную литературу, руководитель группы, излагая материал слушателям, подчеркнул, что основой высоких мораль­ но-боевых качеств, их источниками яв­ ляются советский общественный и госу­ дарственный строй, справедливые цели войны, руководящая и вдохновляющая роль Коммунистической партии. Рассказы­ вая о героических подвигах советских вои­ нов в годы Великой Отечественной войны, пропагандист отметил, что в этих подви­ гах органически сочетались любовь и пре­ данность Родине, высокая коммунистиче­ ская сознательность с отличным знанием техники и оружия, железной воинской дисциплиной, умелым преодолением всех трудностей. Напоминая слушателям слова Героя Со­ ветского Сйоза Алексея Маресьева «Хо­ чешь быть мужественным, храбрым вои­ ном, настойчиво, с любовью изучай воен­ ное дело, повышай свои политические зна­ ния...», тов. Чирков сказал, что именно так и поступают лучшие моряки Василий Потапов, Борис Карелин, Василий Фили- моненко, занимающиеся в этой группе, и многие другие матросы и старшины наше­ го корабля. Старшина 2 статьи Борпс Карелин — специалист первого класса. Он система­ тически работает над совершенствованием своих военных, политических и специаль­ ных знаний. Являясь командиром отделе­ ния сигнальщиков, Карелин умело обу­ чает и воспитывает подчиненных, срсдп которых большинство — классные спе­ циалисты. отличники боевой и политиче­ ской подготовки. Перед каждым выходом в море, раз’ясняя подчиненным задачи на поход, старшина напоминает им о том, что на вахтенного сигнальщика возложе­ ны большие и ответственные обязанности — вести непрерывное и бдительное на­ блюдение за морем н воздухом, осущест­ влять надежную связь, четко выполнять все распоряжения и своевременно докла­ дывать обо всем замеченном. Большое вни­ мание Борпс Карелин уделяет обучению и воспитанию матросов Тнтлянова и Трусова. Он настойчиво и терпеливо обучает их специальности, тренирует в быстрой и безошибочной передаче семафо­ ров всеми средствами, требует, чтобы в походе они были всегда внимательными, бдительными, зорко следили за всеми эле­ ментами внешней обстановки. И сигналь­ щики, возглавляемые Борисом Карелиным, в тяжелых условиях плавания в Баренцо- вом море, в сильный шторм и большие мо­ розы бдительно несут ходовую вахту, от­ четливо понимая, что каждый выход в мо­ ре является для них школой мужестза и боевой закалки, и стремятся действовать так, как они будут действовать в совре­ менном бою. А вот другой пример. С первого дня прихода на корабль Василий Потапов на­ стойчиво взялся за изучение военно-мор­ ского дела и стал классным специалистом. Он активно участвует в работе комсомоль­ ской организации. Личным примером безу­ пречного выполнения воинского долга, правильным пониманием задач, стоящих перед личным составом в деле дальнейше­ го повышения боевой готовности, Василин Потапов увлекает моряков корабля на но­ вые успехи в учебе и службе. В одном из походов^случилось так, что его помощник старший матрос Волков заболел, и Потапо­ ву пришлось^ стоять вахту на руле одно­ му. Погода была свежая, сильная волна затрудняла держать корабль точно на за­ данном курсе. Но, несмотря на штормовую погоду, проявляя мужество в сочетании с отличным знанием своего дела, опытный специалист Василий Потапов много часов без смены отлично нес ходовую вахту. Далее руководитель группы тов. Чирков указал, что отдельные матросы и старши­ ны считают, что подвиг воин может со­ вершить только во время войны. Это не совсем так. Являясь классными специали­ стами, отлично выполняя свой служебный долг, военные моряки Карелин и Пота­ пов проявляют тем самым качества на­ стоящих воинов-патриотов в дни мирной учебы и всегда готовы проявить их с еще большей силой в сложном современ­ ном бою. — Но в нашей среде, — заканчивая рассказ, сказал пропагандист, — есть еще некоторые матросы и старшины, которые слабо знают свою специальность, наруша­ ют воинскую дисциплину. Эти товарищи не поняли того, что каждый воин несет личную ответственность за защиту нашей Родины. У них слабо развито чувство от­ ветственности за выполнение своего слу­ жебного долга, и наша задача — помочь им воспитать в себе высокие морально­ боевые качества, стать передовыми моря­ ками. К итоговой беседе слушатели хорошо подготовились. — Какие требования пред’являготся к советским воинам в связи с появлением новых видов оружия? — спрашивает ру­ ководитель. Выступать пожелали многие, но слово было предоставлено старшине 2 статьи Голуб. Он сказал, что новейшая сов­ ременная техника и вооружение требуют от каждого моряка отличного знания воен­ ного дела, железной дисциплины, мораль­ ной и физической закалки. Эти качества приобретаются в напряженных буднях боевой учебы, на занятиях по специаль­ ности, тренировками на боевых постах. Большой школой является пребывание ко­ рабля в море, где каждый моряк имеет возможность проверить свое воинское уме­ ние, свои волевые качества. Так и посту­ пают старшины и матросы Колотенюк, Михайлов и другие. Выступивший затем старшина 2 статьп Филимоненко особо отметил, что наше студеное Барепцово море часто бывает грозным. Большие волны, обрушивающие­ ся на корабль, заливают боевые посты, сильная качка затрудняет работу на бое­ вых постах. Вот такие-то условия и соз­ дают обстановку, приближенную к боевой. Поэтому каждый час пребывания в море надо максимально использовать для того. чтобы воспитывать у себя и своих под­ чиненных инициативу, мужество, стой­ кость, все то, что потребуется в современ­ ном бою. Он приводит в пример ма­ троса Рзянина, который дорожит каж­ дой минутой учебы в море и сейчас от­ лично обслуживает сложные приборы. Отвечая на вопрос руководителя о важ­ нейших источниках высоких волевых ка­ честв советских воинов, старшина 2 ста­ тьп Аничкин на примере экипажа свэего корабля показал нерушимую дружбу на­ родов Советского Союза. — У нас на корабле, — сказал он, — служат воины различных национально­ стей: русские, украинцы, белорусы, мол­ даване, башкиры, татары и другие. Это— сплоченная боевая семья. Белорус Виче- слов Брант, молдаванин Степан Голуб, башкир Булат Дельмухамедов, аварец Сах- рудин Билалов — все они передовые вои­ ны корабля, настойчиво совершенствуют свое боевое мастерство. Живо обсуждался вопрос о том, какие требования пред'являются к старшинам, как непосредственным воспитателям своих подчиненных. Старшина 1 статьи Мозго­ вой в своем выступлении отметил, что старшина обязан, прежде всего, отлично знать специальность, только тогда он смо­ жет научить подчиненных тому, что необ­ ходимо в современном бою. Такими стар­ шинами на корабле являются Стахмич, Карягин и другие. Классный специалист Потапов сказал, что для успешно­ го выполнения своих служебных обя­ занностей старшина должен держать тес­ ную связь с комсомольцами, опираться на них. Так и строят свою работу старшина 1 статьи Кащук и другие старшины. О высокой требовательности, об ин­ дивидуальном подходе к подчиненным го­ ворил старшина 2 статьп Карелин. Были обсуждены и другие вопросы те­ мы. В заключение занятия руководитель группы призвал старшин в процессе всей учебы настойчиво воспитывать у себя и подчиненных высокие морально-боевые качества. Глубокое знание материала, умение пользоваться яркими примерами как из опыта Великой Отечественной войны, так и из жизнн корабля помогли пропагапди- сту хорошо провести занятие, которое бла­ готворно сказалось на воспитании у слу­ шателей крепких волевых качеств. Так. раньше у матроса Ануфриева были слу­ чаи нарушения воинской дисциплины, связанные с поведением на берегу. С ним беседовал пропагандист, члены комсомоль­ ского бюро, старшие товарищи, и он по­ нял, что так дальше себя вести нельзя. Сейчас матрос Ануфриев — дисциплини­ рованный воин. Руководитель группы старший лейте­ нант Чирков, конечно, не является на на­ шем корабле исключением. Умело проводят политические занятия и другие пропа­ гандисты. Они стремятся к то­ му, чтобы каждый моряк глубоко осознал роль высоких морально-боевых качеств, значение активных наступатель­ ных действий в современном бою. Кроме политических занятий, у нас широко используются и другие формы вос­ питательной работы с личным составом — лекции, доклады, беседы, стенная пе­ чать, местное радиовещание. Наши офи­ церы внимательно н чутко относятся к своим подчиненным — матросам и стар­ шинам, на повседневных, конкретных примерах убеждают их в том, что воинское мастерство не приходит само по себе, оно требует настойчивости, старательности, упорства. Не всегда матросу легко удает­ ся изучить свое оружие. В этом случае важно во-время придти ему на помощь, вселить в него уверенность в свои силы, в свое грозное советское оружие. Офицеры, опираясь на своих ближайших помощни­ ков — старшин, развивают и укрепляют у моряков любовь к своей спецпальностп, технике и оружию, постоянно оттачивают боевое мастерство личного состава. Большое значение в работе по воеппга- ппю у воинов высоких морально-боевых качеств пмеет личный пример коммуни­ стов и комсомольцев в выполнении своего служебного долга. Поэтому партийная и комсомольская организации повседневно добиваются передовой роли всех без ис­ ключения коммунистов и комсомольцев в боевой и политической подготовке, в ук­ реплении воинской дисциплины, наведе­ нии порядка и организованности на ко­ рабле. Матросы. Паршины и офицеры корабля все свои силы направляют на дальнейшее совершенствование боевой готовности, на то. чтобы образцово выполпять любое за- ,данпе комапдовапия. Офицер В. ГЕРАСИМЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz