На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 июля 1955 г., N° 157 (5309). ТОРПЕДНАЯ АТАКА . . .А П П А Р А ТЫ - ТОВСЬ! Повседневно воспишЫвашЬ у подводников боевой насшупашедЬнЬш дух М е т к и й у д а р Победителем в современном морском бою может стать только личный состав того корабля, где развиты высокий на ступательный дух, воля к победе. В труд ной, жаркой схватке с сильным врагом побеждает тот воин, сердце которого ни на минуту не покидает великое, зовущее на подвиги слово — ©перед! В нашей Военной присяге предельно точно и ярко сказано о том, что воины страпы социализма, охраняющие великую Советскую державу, должны быть готовы в любую минуту с оружием в руках встать на защиту Родины от посягательств ее врагов, и сражаться храбро, мужественно не жалея крови и самой жизнн.^ В годы Великой Отечественной войны наши подводные лодки уходили далеко от родных берегов, топя вражеские транспор ты и боевые корабли. П именно стремле_ нпе к победе, высокий наступательный дух обеспечивали морякам успех. Так, однажды лодка Героя Советского Союза Старикова, прорвавшись в фашист­ скую базу, торпедировала транспорты. Но выход из узкого фиорда оказался закрыт Лодка вместе со всем личным составом могла попасть в плен к гитлеровцам. Тог­ да у погреба с гранатой в руках, готовый в любую минуту взорвать свой подводныГ корабль, но не сдаться врагу, встал нн женер-механик Смычков. Лодка всплыла и Стариков умело провел ее над враже­ скими заграждениями. В другой раз произошел бой между со­ ветской подводной лодкой офицера Бонда- ревича и фашистской лодкой. В течение нескольких часов они маневрировали в подводном положении, пытаясь атаковать друг друга. Но фашисты не выдержали и всплыли. Акустик советской подводной лодки доложил о том, что слышит шум продувания систерн, а затем работу дизе­ ля подлодки противника. Командир умело вышел в атаку. Вскоре фашистский пират навеки погрузился в холодные волны Ба­ ренцева моря. Эти эпизоды говорят о мужестве совет­ ских моряков, об их выдержке, умении, мастерстве. Ведь высокий наступательный дух — это не только стремление выйти в море и разгромить врага. Чтобы победить сильного, технически оснащенного про­ тивника, нужно умение всего личного состава. Поэтому сейчас, в мирное время, все подводники должны проникнуться мыслью о том. что успех решения задачи зависит от выполнения моряками своих повседневных обязанностей. Высокий на­ ступательный дух — это любовное, твор­ ческое отношение к любому, даже незна­ чительному на первый взгляд делу. Хорошо служит старшина группы торпедистов старшина 1 статьи Мер­ курьев. специалист первого класса, на­ сажденный наком «Отличный подвод­ ник». Он воспитал немало умелых моря­ ков. Среди бывших подчиненных Мер­ курьева— три старшины команд. Не было случая, чтобы по вине торпедистов тор­ педы не вышли по цели или вышли с не­ верными установками приборов. Торпедный электрик старший матрос Куличков за короткий срок отлично ос­ воил новую технику. Материальная часть, обслуживаемая воинами, всегда работает безотказно. В этом — одно из проявлений высокого наступательного духа моряков подводной лодки. Недавно на имя командира пришло небольшое письмо. Его прислали родите­ ли старшего матроса Высокова, умелого моряка, не раз обеспечившего успешную работу своего заведывания в море. Старший матрос Высокое во всем по­ дает пример молодым, учит их не допу­ скать никаких упрощений в боевой уче­ бе. В этом стремлении поддерживать заве- дывание в постоянной боевой готовности — тоже высокий наступательный дух, стремление к победе. Подводные лодки обладают такими так­ тическими свойствами, которые позволяют им вступать в единоборство с любыми боевыми кораблями противника, наносить удары по группам транспортов, следую­ щих в охранении большого количества кораблей разных классов и авиации. Одно из главных тактических свойств подводной лодки, обеспечивающих успеш­ ность се боевых действий, — скрытность. А главное оружие, которое составляет ударную силу лодки, — торпеды. Боевая и политическая подготовка лич­ ного состава подводной лодки направлена на отработку и совершенствование навьь ков в выполнении обязанностей по уп­ равлению механизмами, обеспечивающими успешное маневрирование и использование оружия при выходе в торпедную атаку. ...Корабль вышел на выполнение зачет­ ной атаки, которая фактически подыто­ живала всю работу экипажа. Лодка заняла район. Командир — у пе­ рископа. Акустик старшипа 2 статьи Че- редов внимательно прослушивает гори­ зонт. Вдруг среди различных шумов он уловил слабые шумы цели. В центральный пост передается немед­ ленный доклад: — Правый борт, курсовой... цель, иду­ щая в охранении. Комапдир принимает решение выйти в торпедную атаку. Звучит сигнал боевой тревоги, торпеди­ сты старшина 2 статьи Головко и матрос Аликин под руководством лейтенанта Лит- веitзина и старшины 1 статьи Меркурье­ ва уверенно готовят торпедпые аппараты к стрельбе. От акустика непрерывно поступают данные: — Курсовой.., курсовой... Командир вместе со старшим помощни­ ком и штурманом определяет элементы движения цели и принимает решение, с какой дистанции производить торпедный залп. Из отсека поступает доклад: — Торпедные аппараты к выстрелу приготовлены. — Аппараты — товсь! Весь личный состав внимательно следпт а работой механизмов, чтобы не сорвать производство залпа. Акустики и торпедный электрик докла­ дывают, что цель пришла па угол упреж­ дения. Коротко звучит команда: — Аппараты —- пли! Торпеда пошла в сторопу «противни­ ка». Сейчас все внимание устремлено на то. чтобы удержать лодку в подводном положении, не дать ей всплыть. Все это зависит от командира электромеханиче­ ской боевой части, горизонтальщика, трюмных, от их натренированности, уме­ ния. После всплытия был получен семафор от старшего начальника: «Благодарю командира и весь личный состав за ус­ пешное выполнение торпедных стрельб». Подводники всегда проникнуты созна­ нием, что умение нанести торпедный удар по противнику — венец всех наших тру­ дов мирного времени. В решении этой за­ дачи — конкретное выражение честно исполненного воинского долга. Торпедная атака в современных усло­ виях является сложным боевым маневром, ’азвитие средств противолодочной оборо­ ны требует, чтобы выполнение этого ма­ невра проводилось с наибольшей скрыт­ ностью при ограниченном использовании средств наблюдения. Быстроходность современных боевых кораблей и транспортных судов затруд­ няет выполнение маневров выхода в ата­ ку, требует четкой и слаженной работы всего экипажа корабля. Повышенная жи­ вучесть об’ектов атаки вызывает необхо­ димость попадания в цель не одной, несколькими торпедами и, значит, тре­ бует повышенной точности стрельбы. С развитием техники на подводных лодках все большее число людей стано­ вится непосредственными участниками торпедной атаки. Электрики обеспечивают потребный для маневрирования ход, руле­ вые удерживают лодку на глубине и кур­ се, торпедисты заботятся о том, чтобы безотказно сработали механизмы торпед­ ных аппаратов и торпед, матросы и стар­ шины радиотехнической службы помогают командиру ориентироваться и определять элементы движения цели, торпедный электрик решает задачу маневрирования п следпт за бесперебойной работой приборов управления стрельбой. Обеспечение кораб­ левождения, оценка обстановки и различ­ ные расчеты, поддержание живучести ме­ ханизмов и корабля в целом привлека­ ют к участию в торпедной атаке и осталь­ ных членов экипажа. Как видно, весь коллектив подводной лодки в той или иной степени принимает участие в торпедной атаке. И если хоть одно звено в этой цепи окажется ненадеж­ ным, результат торпедной атаки может быть снижен и даже сведен к нулю. По­ этому понятно, что только дружная, чет­ кая работа всего боевого коллектива по­ зволит нанести по противнику меткий со­ крушительный удар. Выучка экипажа, его боеспособность — результат большой работы командиров по обучению и воспитанию моряков. Боевую подготовку нужно направлять на изуче­ ние каждым матросом, старшиной прежде всего специальности, отработку практиче­ ских приемов управления механизмами, выполнения обязанностей по всем кора­ бельным расписаниям. Успех в этом деле будет достигнут, если воины глубоко пой­ мут свою роль на корабле и проникнутся наступательным духом. Без крепкой дисциплины но может быть успехов в учебе, порядка на кораб­ ле, у командира не будет уверенно­ сти в безотказной работе механизмов, ко­ торыми управляют недисциплинированные люди. Среди подводников немало высо- кодпециплинированных воинов. К их чи­ слу, например, надо отнести старши- пу 1 статьи Анохина. От рядового ма­ троса в короткий срок он вырос до стар­ шины команды мотористов. Командир уве­ рен в нем, как в себе. Так же служат старшина 1 статьи Лукашов, элек­ трик старшина 1 статьи Туз и многие другие. Их высокая дисциплинирован­ ность, инициатива, исполнительность го­ ворят о стремлении выполнить любую за­ дачу до конца, какой бы трудной она ни была. Служба на подводной лодке требует от личного состава большой физической вы­ носливости, моральной стойкости и муже­ ства. Крылатой фразой стали для нас слова — быть мастерами торпедного удара! Не­ обходимо всегда помнить, что торпедная атака — это итог всей подготовки лич­ ного состава: и во время стоянки в базе и при нахождении в море. В торпедный залп вкладывается весь боевой порыв, все мастерство личного состава подводной лод­ ки. Меткий торпедный удар — главный показатель высокого наступательного ду­ ха подводников. Офицер В. ШИШКИН. Офицер Н. ИГНАТОВ. НА СНИМКЕ: передовой офицер старший инженер-лейтенант Н. Фролов на боевом посту управления подводной лодкой наблюдает за работой рулевого на го­ ризонтальных рулях.. Фото И. Ннкншова. МОРЕ ЛЮБИТ СИЛЬНЫХ ДУХОМ Недавно па наш корабль прибыли матросы Красиков и Гуринович. Как и обычно бывает с новичками, они при нахождении корабля в море чувство­ вали себя плохо, укачивались. Однажды в трудном штормовом походе, когда особенно важна тренировка руловых на точность удержания курса, они не могли преодо­ леть морскую болезнь. — Разрешите уйти с вахты, товарищ мичман, — обратились они ко мне. Весь вид этих матросов говорил о том, что они, укачавшись, позабыли о за­ даче, выполняемой лодкой. А ведь на ко­ рабле нет нн одного лишнего человека. Освободи я двух матросов от вахты, дру­ гим придется вдвое трудней, да к тому же, если матрос в первый раз не прочув­ ствует всей сложности работы у механиз­ мов в трудной обстановке, потом ему при­ дется гораздо труднее. Взвесив все это, я коротко ответил: — Нет, не разрешаю, продолжайте не­ сти вахту. Матросы, преодолевая морскую болезнь, вновь приступили к исполнению своих обязанностей. Увлекшись работой, к концу похода они чувствовали себя уже гораздо лучше. Шли дни. У матросов стала появляться уверенность, они держались бодрее и в следующем походе действовали неплохо. Старшины и офицеры корабля часто бесе­ довали с матросами. С каждым днем совершенствовались навыки Красикова и Гуриновнча, они втянулись в кипучую, напряженную жизнь экипажа. Постепен­ но они воспитали в себе силу во.ти , ту стойкость, стремление выполнить любое приказание командира, которые необходи­ мы каждому моряку. В любую погоду, в любых условиях Красиков и Гуринович несли вахту безукоризненно. Море любит сильных, умелых моряков. Только тот, кто не боится трудностей, мо­ жет победить стихию, смело выйти в штормовое море, найти и метким торпед­ ным ударом разгромить врага, посмевшего войти в наши воды. Мичман К. ДУЛЬЩИКОВ. Мастерство подводника— основа успеха Когда грянула Великая Отечественная война, мы, уходя в первый поход, дали клятву: с торпедами не возвращаться! Подводники-североморцы не ждали, когда появится противник, а настойчиво вели поиск его кораблей и наносили удар там, где враг совсем не ожидал появления на­ ших лодок. Но победы не давались легко. В каждый торпедный удар нужно было вложить много усилия, мастерства. Об этом я часто рассказываю сейчас молодым морякам, об’ясняю им, что для умелой атаки из-под воды необходимы знание сво­ его дела, любовь к специальности. В годы войны служил на нашей лодке рулевой-сигнальщик старший матрос Кун- тыш. Он очень любил свое дело. Не раз его умение оказывало большую помощь коман­ диру во время поиска противника. А од­ нажды в сложной штормовой обстановке Кунтыш на предельной дистанции разли­ чил фашистский транспорт и охранение, которые шли крадучись, под прикрытием своих батарей и темной заполярной ночи. Кунтыш знал, что медлить нельзя. Он до­ ложил вахтенному офицеру, и вскоре транспорт водоизмещением в четырнадцать тысяч тонн был потоплен. Еще один пример: лодка вышла в море. Личный состав горел желанием добиться победы, ведя беспрерывный поиск кораб­ лей противника. Настойчивость и порыв к победе увенчались успехом. Несмотря на то, что транспорт противника уже уходил в фиорд, нам удалось его догнать, выйти в атаку и торпедировать его. Для того, чтобы победить сильного про­ тивника, необходимо отлично знать свое заведывание, любить свою специальность. Готовя молодых матросов-подводников, необходимо с первых же дней прививать им любовь к своей специальности, ибо каждая специальность на подводной лодке является важной. Любят свое дело матрос Склепа и стар­ ший матрос Щербаков. Не сразу им все легко далось, были и трудности. Однако они проявили настойчивость в до­ стижении поставленной цели. В этом мо­ рякам помогает любовь к специальности. А любить свое дело— значит быть готовым ко всем неожиданностям, стремиться повы­ шать свои знания, совершенствовать на­ выки, чтобы торпеды, выпущенные из ап­ паратов лодки, не прошли мимо цели. Мичман И. ШАХОВ. ☆ Настойчивость Лодка под водой. Внимательно следят моряки за работой механизмов. Особенно напряженный момент сейчас у акустика. Каждую минуту может появиться цель. Вот послышались какие-то шумы, они все громче. Сомнений быть не может. Это — об’ект атаки. Мгновенно поступают доклады. Подвод­ ная лодка идет в атаку. Залп! Торпеды выходят из аппаратов, воздух с силой давит в отсек. Старший матрос Палкин, чтобы разрядить повы­ шенное давление в отсеке, быстро откры­ вает клинкет вентиляции и вскоре давле­ ние в отсеке становится нормальным. Много работы у старшего матроса Пал- кина. хотя он, на первый взгляд, и не принимает непосредственного участия в атаке. Однажды дана была команда погрузить­ ся на глубину. Открыли систерны. Палкин включил машинку вентиляции, но она не сработала. Мог появиться крен на один борт. Тогда Палкин быстро взял ключ и открыл клапан вручную. Лодка благопо­ лучно ушла на глубину. Палкин пришел на лодку малоопытным подводником. Ему необходимо было в крат­ чайший срок изучить не только поручен­ ный боевой пост, но и устройство всего корабля. Задача была нелегкой. Высокая личная дисциплинированность, сознатель­ ное отношение к делу, стремление как можно лучше служить Родине помогли ему преодолеть трудности. На занятиях и тренировках Палкин был внимательным, пе оставляя ни одного вопроса непонят­ ным. Вскоре приказом командира он был допущен к несению вахты. За отличное несение вахты на походе и отличное содержание своего заведыва- ния воин имеет ряд благодарностей от командира корабля. Какое бы дело ни бы­ ло поручено молодому моряку, он выпол­ няет его с азартом, быстро и точно. Это лучше всего характеризует подводника. Систематически работая над повышени­ ем своих знаний, отрабатывая практиче­ ские навыки, Палкин с каждым днем бое­ вой учебы становится все более опытным подводником. В этом моряку помогает стремление идти вперед. Старший матрос В. ЛАВРЕНТЬЕВ. Безупречно знает свою специальность, умело обучает подчиненных старшина 2 статьи Анатолий Якимов. Он награж­ ден нагрудным знаком «Отличный под­ водник». НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 2 статьи А. Якимов на ходовой вахте на главной станции. Фото И. Нпкншова. Всегда впереди Оснащение Советской Армии и Флота первоклассной боевой техникой обязывает всех наших воинов в совершенстве знать свои специальности, уметь уверенно и му­ жественно действовать в самой сложной обстановке, еще выше поднимать свою дисциплину, организованность и бдитель­ ность. Нужно всегда помнить, что судьбу войны решают в конечном счете люди, сильные духом, вооруженные передовой техникой и мастерски владеющие ею. Ес­ ли враг посмеет напасть на нашу Родипу, такие люди решительными наступатель­ ными действиями способны одержать победу над любым противником, каким бы он ни был сильным и коварным. Отсюда вытекают и задачи партийно­ политической работы. Она должна быть направлена на воспитание воинов в на­ ступательном духе, сознательными, уме­ лыми и мужественными защитниками своей Отчизны. Эти задачи требуют не­ прерывного совершенствования методов воспитательной работы. Личный состав подводной лодки в этом учебном году выполнял большие и ответ­ ственные задачи по дальнейшему освое­ нию современной боевой техники и ору­ жия, отрабатывал курсовые задачи, на­ стойчиво совершенствовал свое воинское мастерство. В соответствии с этим строи­ лась и партийно-политическая работа. Различными ее формами мы воспитывали у матросов и старшин стремление стать отличниками боевой и политической под­ готовки. классными специалистами, раз­ вивали у всех моряков чувство личной ответственности за выполнение воинского долга. Важную роль в этом играет личный пример коммунистов. Они образцово вы­ полняют свои служебные обязанности, на­ копили большой опыт в обучении и вос­ питании личного состава. Многие из них прошли суровую школу Великой Отечест­ венной войны. Большим уважением и ав­ торитетом у личного состава пользуются коммунисты тт. Шахов, Коровин, Соколов и другие. Часто в кругу моряков можно видеть ветерана Великой Отечественной войны мичмана Шахова, награжденного шестью знаками «Отличный подводник». Он рас­ сказывает матросам о боевых делах севе­ роморцев, о большом значении всех спе­ циальностей на подводной лодке, особенно подчеркивает необходимость в совершен­ стве знать и умело эксплуатировать ме­ ханизмы своего и соседнего боевых по­ стов. Однажды мичману Шахову командир подразделения поручил провести очеред­ ное занятие с молодыми матросами-элек- триками по обслуживанию и эксплуата­ ции аккумуляторной батареи на подводной лодке. Опытный моряк заранее подгото­ вился. Рассказывая молодым морякам о правилах вентилирования батареи, мич­ ман Шахов подчеркнул важность этого дела и привел следующий пример из Ве­ ликой Отечественной войны. На одной из подводных лодок электрик вместо того, чтобы во время зарядки аккумуляторной батареи открыть необходимые регистры на системе батарейной вентиляции, по своей халатности, а возможно и по незнанию, закрыл их. В результате батарея не вен­ тилировалась, процент содержания водо­ рода в аккумуляторном отсеке быстро стал повышаться. Только в результате героизма членов экипажа подводная лод­ ка благополучно возвратилась в базу. Этот пример заставил электриков от­ нестись к занятию со всей серьезностью. Мичман Шахов подробно об’яснил матро­ сам все. что необходимо знать для отлич­ ного обслуживания материальной части. Затем, показав им всё практически, заста­ вил каждого повторить его действия са­ мостоятельно. Впоследствии, когда молодые электри­ ки были допущены к самостоятельному несению вахты у аккумуляторной бата­ реи, Шахов систематически лично контро­ лировал, как они выполняют инструкции по вентилированию батареи, тем самым напоминая матросам, что в обслуживании механизмов на подводной лодке нет мело­ чей, что здесь все важно и нужно. Забота коммуниста Шахова о боевой подготовке подчиненных дала положитель­ ные результаты. Матросы, сравнительно недавно пришедшие на корабль, за корот­ кое время подготовились и сдали зачеты па самостоятельное обслуживание меха­ низмов и оружия. Но это было только на­ чало их учебы. Дальнейшие ежедневные практические занятия, тренировки на бое­ вых постах, ремонт и переборка механиз­ мов, теоретические занятия сделали ма­ тросов хорошими специалистами. Сейчас большинство из них отлично выполняет овои обязанности. Успешно обучают под­ чиненных также коммунисты тт. Коровин, Соколов и другие. Вопросы воспитания у личного состава любви к технике и оружию коммунисты и комсомольцы активно обсуждают на своих собраниях, которые посвящаются конкретным вопросам, связанным с повы­ шением боевого мастерства. В частности, у нас проводились собрания с вопросами «0 задачах коммунистов •в подготовке лич­ ного состава к сдаче курсовой задачи», «О примерности коммунистов в изучении специальности и устройства корабля», «О задачах партийной организации в подго­ товке личного состава к сдаче экзаменов на классность» и другие. Курсовые задачи были сданы с оцен­ кой «хорошо», все матросы были допу­ щены к самостоятельному управлению ме­ ханизмами боевых постов. Большая часть личного состава успешно сдала экзамены на классных специалистов. Следует от­ метить, что во всем этом главную роль сыграла умелая и целеустремленная ин­ дивидуальная работа. Все офицеры и стар­ шины взяли под особый контроль отстаю­ щих матросов. С ними проводили дополни­ тельные занятия, практические трениров­ ки на боевых постах. В результате все они сдали зачеты и были допущены к са­ мостоятельному управлению механизма­ ми. Индивидуальной работой занимаются весь партийный и комсомольский актив, агитаторы. Хочется, в частности, от­ метить кандидата в члены КПСС стар­ шину 2 статьи Соколова. Он очень много работал со своими подчиненными матро­ сами Кубышкпным, Сухаревым и другими и добился, что все они сейчас отлично справляются со своими обязанностями. Большую роль в воспитании у личного состава стремления неустанно совершен­ ствовать воинское мастерство сыграли стенная и радиогазета. В организованных на походе передачах личному составу рас­ сказывалось об успехах передовых вои­ нов корабля на учениях, о тех, кто от­ лично нес ходовую вахту. Вместе с тем •подвергались критике матросы, нерадиво относившиеся к своим обязанностям. 0 популярности радиогазеты на корабле красноречиво говорит большой приток кор­ респонденций в редакцию и хорошие от­ зывы о ней матросов и старшин. Однажды стало известно, что отдельные матросы нарушают распорядок дня. По этому случаю оперативно был выпущен специальный номер радиогазеты. В кор­ респонденциях резкой критике подверга­ лись матросы Шумель, Ермолаев, Скосыр- ский и другие за допущенные ими недо­ статки. Это повлияло на матросов. Все они дали обещание впредь не нарушать распорядка дня. Большую пользу личному составу дают выступления с докладами и беседами ком­ мунистов и комсомольцев — офицеров об опыте использования боевой техники и оружия в годы Великой Отечественной войны, о героизме и мужестве подводни­ ков. Широкой популярностью среди лич­ ного состава корабля пользуются также технические собеседования. Они дают воз­ можность морякам обменяться мнениями, высказать свои предложения по улучше­ нию конструкции механизмов и устройств, о том. как их лучше эксплуатировать. В этих мероприятиях активное участие при­ нимают классные специалисты, передовые воины корабля. Особенно поучительными были выступления на технических собе­ седованиях бывалых подводников мичма­ нов Коровина, Шахова, Бибина, Батуева, которые на убедительных примерах из опыта боевого использования подводных лодок в Великой Отечественной войне по­ казывают значение отличного знания каждым подводником своей специальности и умения вести борьбу за живучесть ко­ рабля. Эти опытные моряки за свою службу на корабле вырастили много хо­ роших специалистов, таких, как старши­ ны 1 статьи Волков, Лукашов, Волнухин, старшины 2 статьи Якимов, Фарафонов, старшие матросы Высокое, Ковальчук и многие другие. Для воспитания у личного состава на­ ступательного духа используются также политические занятия, политические ин­ формации, лекции, доклады и беседы. Ис­ пользуя все эти формы работы, коммуни­ сты па ярких примерах героизма совет­ ских людей призывают моряков глубоко изучать опыт Великой Отечественной вой­ ны, неустанно совершенствовать специаль­ ные знания, закалять себя в морских по­ ходах, в сложных тренировках, макси­ мально приближенных к боевой обстанов­ ке, воспитывать в себе качества победи­ телей. Все это положительно сказывает­ ся на воспитании моряков, повышает их мастерство, стойкость и мужество. На корабле были случаи, когда от личного состава требовались большая сила волл, выдержка, смелость, умение преодолевать огромные трудности. И моряки всегда ока­ зывались победителями. Однажды в под­ водном положении в трюме из забортного клапана вырвало прокладку, и вода, на­ чав быстро заполнять трюм, угрожала за­ топить главные двигатели. Работавшие на осушении этого трюма насосы не за­ бирали воду. Было обнаружено, что засо­ рилась сетка аварийного клапана осуше­ ния отсека. Требовалось немедленно опу­ ститься в ледяную воду и очистить сет­ ку. Когда старшина отдал приказание, его вызвались выполнять многие моряки. Благодаря мужеству матросов Быкова, Ка­ лашникова и других, неисправность была устранена. Примером мужественного выполнения служебного долга является ввод в строй рулевого управления корабля. Комсомоль­ цы старшины Волнухин, Лукашов п Суш- ков получили приказание ввести в строй вертикальный руль. Срок нм был отведен менее суток. Но, несмотря на это, моряки успешно справились с заданием. Об этих примерах добросовестного вы­ полнения воинского долга было рассказа­ но всему личному составу через радиога­ зету, боевой листок' и на очередной по­ литинформации. Мужественными и уме­ лыми воинами гордится весь экипаж ко­ рабля. У личного состава высоко развито чув­ ство ответственности за успешное выпол­ нение задач, которые стоят перед ним. Каждый моряк стремится принести родно­ му кораблю как можно больше пользы, еще выше поднять его боевую готовность. Подводники любят свой корабль, свою профессию. Вот почему па партийных и комсомольских собраниях так активно и горячо обсуждаются все вопросы, связан­ ные со службой и учебой личного соста­ ва. Моряки непримиримо относятся к недо­ статкам, к тем, кто плохо выполняет свои долг. Недавно пришлось выслушать от своих товарищей резкую критику тов. Мандыбуре, который нарушил воинскую дисциплин у в отпуску, и тов. Чуйкину, не проявляющему настойчивости в овла­ дении специальностью радиста. Нет «спокойной жизни» для тех, кто не хочет идти в ногу со всеми, кто плохо борется за то. чтобы нага корабль стал передовым в соединении. Во всей деятельности лич­ ного состава — на занятиях и трениров­ ках, на походе и на стоянке, на работах и во время отдыха — чувствуется горячее стремление всех моряков быть подлин­ ными мастерами своего дела, образцово выполнять воинский долг. Впереди всегда идут коммунисты и комсомольцы — надежные помощники командира в обучении и воспитании лич­ ного состава. Пламенным словом и личным примером они призывают подводников быть стойкими, мужественными, умелыми моряками, готовыми в любую минуту к решительным наступательным и дерзким действиям против тех, кто посмсет нару­ шить мирный труд советского народа. Офицер Б. ЕФРЕМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz