На страже Заполярья. 1955 год. Июль.
V ' . 1 У ■'4V;--? ■'• >\ 4 ■ b i и ) K i t M n J l З а нашу Советскую Родину! н а с т р я ж е ЗАПОЛЯРЬЯ Ws 157 (5309). Вторник, 5 июля 1955 года. Год издания 19-й. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Воспитывать воинов в боевом, наступательном духе Наступательный бой — основной вид | явление со стороны личного состава ини- боевых действий Вооруженных Сил СССР. Только решительным наступлением можно достигнуть разгрома врага. Это подтверж дает вся история Великой Отечественной войны. Действия советских моряков в ми нувших сражениях, как и всех наших вои нов, были проникнуты мужеством, высо кой боевой активностью, железной волей к победе. Тесно взаимодействуя с частями Совет ской Армии, военные моряки за годы Ве ликой Отечественной войны осуществили свыше 100 десантных операций в тыл врага. Известны многочисленные приме ры, когда наши воины бесстрашно всту пали в бой с численно превосходящими силами противника, топили фашистские корабли и транспорты вблизи вражеских берегов. Особенностью всех операций на шего флота был их высокий наступа тельный характер. Сейчас военно-морское дело в своем раз витии значительно шагнуло вперед. Более совершенной стали техника и вооружение, соответственно с этим изменилась такти ка боевых действий на море. Следователь но, чтобы быть всегда готовым разгромить любого агрессора, советские моряки долж ны уметь вести активные боевые действия во всякой обстановке — днем и ночью, в штиль и шторм, зимой и летом, вдали от своих берегов, всюду, где бы ни появился враг, посягающий на священные рубежи Советской Отчизны. Основным принципом боевой подготовки является, как известно, обучение воинов тому, что необходимо на войне, в совре менном бою. Нельзя забывать, что нашим воинам придется иметь дело с сильным, хорошо подготовленным противником. Он будет оказывать яростное сопротивление, приме няя все виды самого современного оружия и новейшей техники. Для победы над та ким врагом, нужно, чтобы наши воины хорошо понимали цели и задачи борьбы с империалистическими агрессорами, безза ветно любили свою Родину, всегда и везде были верны Военной присяге, в совершен стве владели воинским мастерством, про являли находчивость, железное упорство в образцовом выполнении боевого приказа. Об этом следует помнить, организуя учебу личного состава. Корабельный Устав указывает: «Боевая подготовка должна проводиться в услови ях, приближенных к боевой обстановке, и обеспечивать должную выучку и натрени рованность всего личного состава кораб ля». На практике передовых кораблей наше го флота можно проследить, как следует воспитывать личный состав в боевом на ступательном духе. Сегодня в нашей газе те передовые офицеры и старшины подвод ники делятся своим богатым опытом в этом отношении. Так, офицеры-подводники Шишкин и Игнатов учат своих подчи ненных высокому мастерству, в морских походах, на занятиях и тренировках они неизменно создают такую обстановку, ко торая требует от всех матросов и старшин проявления решительности, высокой бое вой активности, настойчивости и выдерж ки в борьбе с трудностями. Творчески вос принимая опыт Великой Отечественной войны, офицеры Игнатов и Шишкин стро ят боевую подготовку с учетом современ ных видов вооружения, всячески избегают шаблона, решительно пресекают малейшие проявления формализма в обучении моря ков, настойчиво и целеустремленно при вивают им качества победителей — воин ское мастерство, бесстрашие, высокий на ступательный порыв, пламенную любовь к своей матери-Родине, лютую ненависть к ее врагам. Но, к сожалению, так обстоит дело еще не на всех кораблях и в подразделениях. Порой имеют место случаи, когда со сто роны отдельных офицеров и старшин проявляются формализм, упрощенчество в обучении личного состава. Иногда обста новка на занятиях и тренировках соз дается такая, которая даже не напо минает те условия, в которых придется действовать воинам в настоящем бою. Оби лие различных условностей порождает у некоторых моряков настроения благоду шия и самоуспокоенности, исключает про- циативы и активности. Случается также, что некоторые офицеры перед выходом ко рабля в море для выполнения зачетных задач, заранее рассказывают старшинам и матросам вводные, которые будут ставить ся перед специалистами во время учения. Все это, естественно, не может способство вать воспитанию воинов в боевом, насту пательном духе, снижает боевую готов ность подразделения и корабля в целом. Воспитание у моряков высокой активно сти в бою — процесс трудный и кропот ливый. Он требует от командиров, пар тийных и комсомольских организаций про думанного и творческого подхода. Надо, чтобы вводные к занятиям готовились учетом конкретной обстановки, которая может сложиться в современном морском бою, чтобы выполнение этих вводных тре бовало от воинов смекалки, инициативы, ловкости, стремительности и предельной точности всех действий. Все эти качества не приходят сами со бой. Они прививаются морякам по мере то го, как личный состав изо дня в день учится бороться с трудностями, успешно преодолевать их. И лучшая обстановка для становления воина-победителя — мор ские походы в самых сложных метеороло гических условиях, в различные времена года и суток. Этому нас учит опыт Вели-, кой Отечественной войны, где многие побе ды, как правило, достигались в результате отличной подготовки воинов, их умения в любой обстановке успешно выполнять свои обязанности. Выдающийся советский полководец М. В. Фрунзе говорил: «Войска в мирное время должны быть организованы и вос питаны так, чтобы уметь разрешать зада чи и обороны и наступления. Но в первую очередь, они должны быть подготовлены к задачам активно-наступательного харак тера, ибо это наиболее ответственная, важная и психологически трудная часть боевых задач вообще». Воспитание воинов в боевом наступа тельном духе не кратковременный про цесс. Ему нельзя посвятить определенные часы в распорядке дня или отдельные пункты в плане боевой и политической подготовки. Прививать личному составу высокую боевую активность следует по стоянно в ходе всей учебы и службы. В уставах Вооруженных Сил Союза ССР собран и обобщен богатейший опыт, на копленный в многочисленных победных сражениях, которые вели наши воины против врагов Отечества. В уставных по ложениях нашли свое воплощение прове ренные жизнью правила замечательной науки побеждать. Вот почему уставы со вершенно справедливо называют законом всей деятельности защитников первого в мире социалистического государства. Каж дая статья устава в той или иной мере проникнута мыслью о том, что воину над лежит во всех столкновениях с противни ком проявлять инициативу, находчивость, мастерство и высокую боевую активность. Эти же идеи заложены в основу свя щенной клятвы воина на верность Родине — Военной присяги. Принимая Присягу, каждый военнослужащий Вооруженных Сил клянется защищать Родину мужест венно, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достиже ния полной победы над врагами. Воспитывать воинов в боевом наступа тельном духе — первейшая обязанность командиров-единоначалышков. Они тем успешней справятся со своей задачей, чем более действенной будет помощь, оказы ваемая им партийными и комсомольскими организациями. Здесь для них широкое по ле деятельности: пропаганда Присяги, уставов, замечательных боевых дел про славленных кораблей нашего флота в го ды Великой Отечественной войны, немерк нущих подвигов героев, популяризация опыта передовых воинов. Необходимо раз нообразить формы воспитательной работы, добиваясь ее действенности. Воспитание воинов в духе боевой актив ности — дело большой государственной важности. Это способствует дальнейшему укреплению военного могущества нашей Родины, готовности Вооруженных Сил СССР, наголову разгромить любого агрес сора. За безупречную службу и отличное знание специальности механик по элек- троспецоборудованию старший матрос Валентин Смирнов награжден нагруд ным знаком «Отличник авиации*. Он хорошо знает свою специальность, дис циплинирован, подтянут, служит приме ром для других воинов. НА СНИМКЕ: старший матрос В. Смирнов за подготовкой материаль ной части. Фото И. Никншова. Авиационный праздник у североморцев Воины-североморцы вместе со всем со ветским народом радостно и торжественно отпраздновали День Воздушного Флота СССР. На кораблях и в частях флота со стоялись торжественные собрания личного состава, посвященные традиционному празднику. Перед авиаторами, моряками, артиллеристами, подводниками, строите лями, жителями Кольского полуострова выступили с докладами о Дне Воздушного Флота СССР Герои Советского Союза, пере довые летчики, участники Великой Оте чественной войны, прославленные мастера воздушных атак. С огромным под’емом встретили се вероморцы праздничный приказ .Мини стра Обороны Союза ССР, который был зачитан перед строем личному составу 3 июля. Авиаторы Советского Заполярья отвечают на приказ неустанным совер шенствованием .боевого мастерства, посто янной боевой готовностью. В День Воздушного Флота у авиаторов состоялись массовые спортивные состяза ния, вечера отдыха, выступления коллек тивов художественной самодеятельности, демонстрировался документальный фильм «День Советской Авиации» и новые худо жественные кинокартины. Тепло встретили североморцы празд ничные концерты выпускников москов ских театральных и музыкальных вузов. Интересно прошла встреча авиатора тов. Березкина с моряками. Офицер Берез кин в годы Великой Отечественной войны значительное время был ведомым у про славленного летчика трижды Героя Со ветского Союза Иокрышкина. Много вол нующих эпизодов о героизме, мужестве, отваге рассказал офицер морякам. Перед микрофоном по местному радио вещанию выступил офицер Евстигнеев, рассказавший о подвигах североморских летчиков в боях за Родину. Тема высту пления офицера Шатова: «СССР — могу чая авиационная держава». Празднование Дня Воздушного Флота ЗССР вылилось в яркую демонстрацию беспредельной преданности североморцев своей Советской Родине, Коммунистиче ской партии и Советскому правительству. (Наш корр.). Воздушный парад наТушинском аэродроме в Москве О тличеый специалист День Воздушного Флота СССР — тради ционный праздник советского народа. В этот день проводится смотр новых дости жений отечественной авиации. Сотни тысяч москвичей заполнили в воскресенье 3 июля секторы огромного по ля на Тушинском аэродроме. Много наро да разместилось на высоких берегах кана ла имени Москвы, на железнодоролгной на сыпи. Своеобразный зрительный зал про тянулся на несколько километров. Празднично украшено здание Централь ного аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. Ветер колышет десятки разноцветных флагов. Время близится к началу парада. Места занимают депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР, министры, деятели науки, литературы и искусства, передовики про мышленности и сельского хозяйства. В ло жах — члены дипломатического корпуса, военно-воздушные и военные атташе ино странных государств. На трибуне аэроклуба появляются товарищи Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков. А. И. Микоян, М. Г. Первухин, М. 3. Сабуров, Н. С. Хрущев, А. И. Кириченко, П. К. Пономаренко, П. Н. Поспелов. М. А. Суслов. Маршалы Советского Союза и Маршалы авиации. Бурными аплодисментами встре чают зрители руководителей партии и пра вительства. Присутствуют главы делегаций, при бывших на празднование Дня Воздушного Флота: Китайской Народной Республики генерал Ян Чень-у, Республики Пндии — Маршал авиации С. Мукерджи, Федератив ной Народной Республики Югославии — генерал-подполковник 3. Улепич, Народ ной Республики Албании — генерал-май ор Ариф Хаско, Народной Республики Бол гарии — генерал-майор К. Кириллов, Вен герской Народной Республики — генерал- майор Е. Хазаи, Корейской Народно-Демо кратической Республики — генерал-лей тенант Хан Ир Му, Польской Народной Республики — генерал-полковник И. Тур- кель. Румынской Народной Республики — геперал-майор М. Бурка, Чехословацкой Республики — генерал-лейтенант И. Ва- сагло, офицеры .— члены делегации этих стран. Среди гостей — делегация Международ ной авиационной федерации (ФАИ) в со ставе президента К. Бартлетта, генераль ного директора Г. Гильмана и генерально го казначея Ж. Блерио, сына знаменито го французского летчика Луи Блерио, а также вице-президент Торонтского авиа ционного клуба Эдгар Альберте (Канада). 10 часов утра. Прозвучал сигнал фан фаристов «Слушайте все». Радио разнесло по полю звуки Государственного Гимна Советского Союза, исполняемого оркестром. Раздались залпы артиллерийского салюта. Воздушный парад начался! Взоры всех устремлены в небо, где по казалась первая группа самолетов, воз главляемая летчиком Перевезенцевым. Эго самолеты-знаменосцы. На головной ма шине красное полотнище, размер которого превышает десять метров в длину и три метра в ширину. На знамени портреты В. П. Ленина и И. В. Сталина. Самолеты, идущие по бокам флагмана, несут флаги Военно-Воздушных Сил СССР и Доброволь ного общества содействия армии, авиации и флоту. Далее следуют еще 16 самолетоз с флагами союзных республик. Волна оваций прокатилась по рядам зрителей. Семьдесят шесть самолетов «ЯК-18» на высоте тысяча метров тесным строем начертали: СЛАВА КПСС Торжественное заседание в Москве, посвящённое ДнюВоздушного Флота СССР 2 июля в Москве, в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха состоялось торжественное заседание Мини стерства Обороны СССР совместно с пред ставителями партийных, советских и об щественных организаций, посвященное Дню Воздушного Флота СССР. 7 часов 30 минут. За столом президиу ма места занимают Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза Г. К. Жу ков, первый секретарь МГК КПСС Е. А. Фурцева, Председатель Исполкома Моссо вета М. А. Яснов, министры, депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР, Мар шалы Советского Союза, генералы. Герои Советского Союза и Герои Социалистиче ского Труда, партийные, советские, ком сомольские, профсоюзные работники. Присутствуют также прибывшие на празднование Дня Воздушного Флота гла вы делегаций Вооруженных Сил стран народной демократии. Китайской Народ ной Республики, Корейской Народно- Демократической Республики, а также главы^ делегаций Федеративной Народной Республики Югославии v ,Ресдублдкд Индии. Торжественное заседание открыл Глав нокомандующий Военно-Воздушными Си лами СССР Главный Маршал авиации П. Ф. Жигарев. В своем выступлении он охарактеризовал славную историю отече ственной авиации, говорил о немеркну щей славе, которую завоевали воздушные защитники Родины в годы Великой Оте чественной войны. Советские военные летчики настойчиво совершенствуют свое мастерство. Празд ник они встретили новыми успехами в боевой и политической подготовке. С приветствиями, обращенными к лич ному составу Военно-Воздушных Сил и работникам авиационной промышленно сти, выступили: от имени трудящихся Москвы — секретарь МГК КПСС И. Т. Марченко, от имени работников авиацион ной промышленности — Министр авиа ционной промышленности П. В. Дементь ев, от имени молодежи столицы — сек ретарь МГК ВЛКСМ М. Ф. Давыдов. На собрании было зачитано приветст вие от Национальных Военно-Воздушных Сил Республики Индии. Для участников торжественного засе дания был дан концерт. (ТАСС). На аэродроме идет кропотливая и тща тельная подготовка самолетов к предсто ящим полетам. Специальные машины то и дело курсируют по аэродрому. Они подходят то к одному, то к другому ист ребителю. Воины заправляют самолеты горюче-смазочными материалами, возду хом, кислородом и т. д. Возле одного из самолетов остановился «ЗИС-150». Кислородо-заправщик шофер старший матрос Соловьев вышел из каби ны и подал резиновый шланг авиамеха нику. Пока механик укреплял шланг на самолете. Соловьев в это время включил нагнетательный компрессор. Кислород пу щен. Теперь воин внимательно следит за показанием приборов. Заправка самолета обеспечена. Воин с полной осторожностью и внимательностью, не мешая другому транспорту и авиаспециалистам, под’ехал к следующему самолету. Полеты продолжались длительное вре мя. От старшего матроса Соловьева тре бовалась высокая натренированность, чтобы своевременно заправлять кислоро дом возвратившиеся самолеты на аэро дром. Воин стойко преодолевал трудности и действовал так, как требует воинский долг. По окончании полетов старший началь ник отметил хорошую работу шоферов, в том числе и старшего матроса Соловьева. Не только в этот раз, а всегда стар ший матрос Соловьев добросовестно вы полняет свои обязанности. За безупреч ную службу он имеет ряд поощрений. Недавно командир вручил передовому авиатору погоны с двумя золотыми на шивками и нагрудный знак «Отлич ник авиации» и пожелал младшему сер жанту Соловьеву новых успехов в бое вой и политической подготовке. Матоос А. КИСЕЛЕВ. Идеально равнение машин, образовав ших слова здравицы в честь великой Ком мунистической партии Советского Союза. Многие из пилотов являются воспитанни ками аэроклубов. Они работают на заво дах, фабриках, стройках, в шахтах, уч реждениях, учатся в институтах и техни кумах. Командуют группами машин на па раде летчики Запорожец и Удовицкий. Воздушная арена освободилась. Минута, другая, и вот уже на ней кружатся де вять спортивных легкомоторных машин. Групповой пилотаж выполняют женщины. Впереди Герой Советского Союза Марина Чечнева, заслуженный мастер спорта, ре кордсмен страны. В седьмой раз летчица участвует в параде, в седьмой раз она ве дет группу самолетов. В составе девятки Бодрягина. Блинова. Постникова, Бган, Сатина, Хазанова, Ламзина, Лебедь. Моло дая спортсменка из Краснодара Лидия Ле бедь впервые показывает свое мастерство на воздушном параде. В первый раз зри тели видят и искусство Антонины Ламзи- ной — спортсменки Сталинградского аэро клуба. Самолеты делают две «петли Несте рова», боевой разворот, переворот через левое крыло. Вираж. Летчицы выходят на прямую. Мгновение, и девятка одновремен но выполняет две бочки. Самолеты уходят. Но показ группового пилотажа не окон чен. Приближается большая группа само летов. На целый километр растянулась в воздухе цепочка. Группу, в которой двад цать четыре самолета, ведет слесарь Ни колай Голованов, выдающийся мастер воз душного пилотажа. Международная авиа ционная федерация (ФАИ) подтвердила его мировой рекорд скорости полета на спортивном самолете. На дистанции в ты сячу километров по треугольнику летчик развил среднюю скорость 442,289 кило метра в час. В этом году исполнилось двадцать лет, как Голованов занимается авиационным спортом. Летчики-спортсмены, овладевшие лет ным делом без отрыва от производства, выполняют две «петли Нестерова» по спи ральной траектории. Не успели зрители выразить свой восторг по поводу этого за мечательного зрелища, как все 24 самоле та, сделав «полупст.но Нестерова», закру жились. Красиво выделяются на фоне не ба яркокрасные самолеты. Смелость, сла женность и мастерство показывают спорт смен Аскольд Мухин, инженер Владимир Щепкин, студент Владислав Громов, ху дожник Казимир Рымашевский и другие. реди летчиков — машинист столичного метро Николай Давыдов. Он рздйтаег .под землей, но также уверенно чувствует себя и в воздухе. Каждый год приносит замечательные успехи нашим авиационным спортсменам. За время, минувшее с прошлого праздника, в таблицы мировых и всесоюзных рекор дов занесены их новые достижения. Лет чики В. Громов, И. Чернов и Я. Форостеп- ко установили мировые рекорды на спор тивных самолетах. Сейчас советские авиа ционные спортсмены удерживают 88 ми ровых рекордов. По количеству рекордов наша страна занимает первое место в мире. Неожиданно в воздухе становится сов сем тихо. Это начали показ своей програм мы планеристы Чернышева, Ефименко, Абрамов, Дятков, Африканов, Слесаренко, Есаулов и Качалин. Возглавляет планер ную группу Петрянов. Замкнув круг, пла неристы выполняют полет по кругу и спи раль со снижением до высоты 500 метров. Большое мастерство требуется от плане ристов, чтобы на летательном аппарате без мотора делать такие фигуры. С зеленого поля стартовали летающие модели. Их конструкторы— Малик, В. Ва сильченко, Хухра, Эрлер, Хрусталев и Котли управляют своими моделями по ра дио. Авиамодели, как настоящие самолеты, делают левые и правые развороты, вира жи, спираль. Снижаясь, модели заходят на посадку и приземляются тут же, на Ту шинском аэродроме, вблизи места взлета. Внимание зрителей привлекает планер конструкции Александра Маноцкова. Пер вым в мире Маноцков построил летатель ный аппарат с машущими крыльями, зна чительно улучшающими его летные каче ства. Вот планер, ведомый Янушем Руд ницким. покружившись над полем, раз вернулся и совершил посадку. А в это вре мя с аэродрома взлетел планер конструк ции Кузакова. С помощью лебедки, уста новленной на автомобиле, он поднимается очень быстро, причем почти вертикально. Автостарт помог аппарату достичь высоты 600 метров. Планерист Юрий Абрамов от цепляет трос и начинает комплекс фигур высшего пилотажа. На этом первое отделение воздушного парада заканчивается. Спортсмены Добро вольного общества содействия армии, ави ации и флоту (руководитель отделения Ге рой Советского Союза гвардии генерал- лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов) про демонстрировали большие успехи в летном деле, авиамоделизме и планеризме. Второе отделение — военное. Им руко водит генерал-лейтенант авиации С. У. Рубанов. Летчики Военно-Воздушных Сил начинают показ высшего пилотажа на ре активных самолетах. Справа к аэродрому приближается ист ребитель, пилотируемый майором Вален тином Лапшиным. За плечами Лапшина немалый опыт. Он одним из первых начал осваивать новую реактивную технику. Ему присвоено звание военного летчика перво го класса. Самолет вихрем взмывает вверх. Две «петли Нестерова» с поворотом на пи кировании, «полупетля Нестерова», двой ная горизонтальная бочка, двойная восхо дящая бочка, горка с выходом на «петлю Нестерова»... Скорость огромна. Она так велика, что звук доносится через несколь ко секунд после того, как самолет уже пролетел. Высокое мастерство требуется от летчи ков, участвующих в групповом пилотаже на трех реактивных истребителях. Трудно уследить за серебристыми машинами, ко торые ведут полковник Бабаев, майор Мантуров и капитан Кузнецов. Самолеты в сомкнутом строю набирают высоту. Здесь они делают сложный переворот во круг продольной оси среднего ведущего са молета. Истребители будто связаны — так слитны их движения. «Петли Нестерова» следуют одна за другой. Мгновенье, и ма шины проносятся мимо. К аэродрому подошли два звена реак тивных истребителей. Шесть самолетов в центре аэродрома поднимаются на двухки лометровую высоту. Совершают переворот на 360 градусов. Подполковники Фокин и угеценко, майор Борецкий, капитаны Гав рилов, Кисаев и Фитин выполняют груп повой пилотаж на встречных курсах. Не нарушая строя, самолеты ринулись на встречу друг другу. Приближаются. Мгно венье, и разминулись. Какое самооблада ние, мастерство надо иметь, чтобы демон стрировать подобный полет! Дружно апло дируют зрители летчикам. Еще одна группа реактивных самолетов. В сомкнутом строю они делают «петлю Нестерова», другие сложные фигуры. Де вятку возглавляет гвардии полковник Николай Шульженко. Полет, фигуры выс шего пилотажа, показанные тремя звенья ми, вызвали восторг у всех, кто собрался на Тушинском аэродроме. Следовал кас кад фигур, причем каждая отличалась большой сложностью. Казалось, что само летами управляет один человек, одна во ля заставляет пх принимать самые раз нообразные положения. Второе отделение праздника закончи лось парадом реактивных бомбардировщи ков и реактивных истребителей. Идет флагманский корабль. Его ведут полковник Сухомлин и полковник Рощин — кавалеры нескольких орденов и меда лей. Корабль сопровождает почетный эскорт — четыре реактивных истребите ля. С ревом проносятся реактивные бом бардировщики. Во главе колонн полковник Нюхтпков и Герой Советского Союза пол ковник Иванов, налетавший свыше двух миллионов километров. Строем «клин» по казались новые эскадрильи бомбардиров щиков. Во главе колонны военный летчик первого класса, один из старейших летчи ков страны полковник Лукин. Зрители во сторженно аплодируют. Воздушное пространство заняли реак тивные истребители. Машины выстроены пятерками. Слышится непрерывный свист и шуршание воздуха. Скорость так вели ка, что едва можно уследить за полетом серебристых машин. Эти самолеты —- но- -- „лппткРПН ЯППЗТТПГШТТПН ИЯV- мыкает звено истребителей майора Алек сеева. Похожие на огромных стрекоз, показа лись вертолеты. Приближаются 40 машин. Колонну возглавляют Герой Советского Союза полковник Ерофеевский — пионер освоения такого вида авиации и подпол ковник Бровцев. Повиснув в воздухе, са молеты стали вертикально снижаться. Вот они совершили посадку. Открыты люки. По спущенному трапу выезжают автомо били «ГАЗ-69», выбегают десантники, ар тиллерийские расчеты выкатывают ору дия. В этом году среди вертолетов были но вые оригинальные летательные аппараты. На авиационном празднике в Тушино они демонстрировались впервые. Самолеты эти имеют два двигателя, два вращающихся вертикально винта, две пары шасси. Вну три вертолет похож на узкий длинный ва гон. Из каждого вертолета выехала маши на с прицепленным орудием. Десантники с развернутым знаменем проехали по аэро дрому. Интересную и разнообразную програм му подготовили парашютисты. После «пристрелочного» зрители увидели затяж ной прыжок. Группу парашютистов в со ставе семи человек возглавил спортсмен московского аэроклуба ДОСААФ Геннадий Тачнев. В день воздушного праздника он совершил 396-й прыжок. Через десять се кунд свободного полета над головами от важных спортсменов вспыхнули яркие разноцветные купола. Токарь Дунаев, сле сарь Бронников, студенты Калашьян, Наумов и другие продемонстрировали тех нику управления телом при свободном па дении. Всеобщий интерес вызвал групповой прыжок парашютистов со стабилизирую щим спуском. Пятнадцать спортсменов прыгали с задержкой открытия парашюта на 25 секунд. Парашютный спорт — спорт сильных и смелых людей. Советским парашютистам принадлежат 32 из 33 мировых рекордов, утвержденных Международной авиацион ной федерацией. Только в прошлом году наши парашютисты завоевали 29 всесоюз ных рекордов, которые являются также мировыми. Советская команда заняла пер вое место в соревнованиях на первенство мира по парашютному спорту. В личном первенстве чемпионом мира стал заслу женный мастер спорта СССР И. Федчи- шин. Парашютным спортом у нас занимаются тысячи юношей и девушек. В этом не трудно было убедиться, наблюдая воздуш ный десант. Один за другим подходили транспортные самолеты. От самолетов от делялись черные комочки и почти мгно венно над ними раскрывались красные, синие, оранжевые, голубые, желтые, бе лые купола. Казалось, гигантский букет, сброшенный с высоты, рассыпается на сотни отдельных цветков. Командир де санта — инструктор парашютного спор та подполковник Трэфименко, совершив ший несколько сот прыжков. Воздушный десант завершил третье — последнее отделение воздушного парада. Руководитель отделения — Герой Совет ского Союза гвардии генерал-лейтенант В. Ф. Маргелов. Дружными аплодисментами было встре чено появление над аэродромом отечест венного реактивного пассажирского само лета. Вел его летчик Алашеев. Такого ти па самолет впервые участвовал в воздуш ном параде. Многочисленные зрители с восхищени ем .отзывались о программе авиационного праздника (главный руководитель — Главный Маршал авиации П. Ф. Жигарев), о достижениях наших летчиков, десантни ков, парашютистов, планеристов и авиа моделистов. Воздушный парад на Т'упганском аэрод роме в Москве показал возросшую мощь отечественной авиации, выдающееся ма стерство тех, кому Родина поручила свою защиту. * * * вешнее слово советской авиационной нау ки и техники. В совершенстве овладели этой техникой полковники Вовк и Аста хов, летчики майор Лущнк, майор Гаври лов, капитан Щербина, майор Ардатьев и другие. Они управляют самолетами, кото рые летают быстрее звука. Колонну за- Торжественно отметили традиционный праздник — День Воздушного Флота СССР ленинградцы. Много людей было на аэродроме город ского авиационно-технического клуба ДОСААФ. В 10 часов с площадки подня лись два транспортно-пассажирских само лета. На борту каждого воздушного кораб ля — 10 пассажиров. Они любовались ве личественной панорамой родного города. Экскурсии на самолетах проводились весь день. В праздничном убранстве излюбленное место массовых гуляний ленинградцев — Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова. Более двух тысяч че ловек собралось на встречу с известным летчиком. Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым. Он рассказал о первых дальних полетах советских авиаторов. В праздничном гулянье приняло участие свыше 10 тысяч работников сельского хо зяйства области. Праздник, посвященный Дню Воздушно го Флота СССР, состоялсяв Киеве, Минске. На аэродроме Центрального аэроклуба Бе лоруссии спортсмены аэроклуба .показали высокую технику пилотирования. В Ташкенте на Красной площади от крылась большая выставка авиационной техники. Здесь демонстрируются самолеты различных конструкций, двигатели, пла неры. Широко отметили День Воздушного Флота СССР трудящиеся Азербайджана. Во дворцах культуры и клубах Баку перед демонстрацией кинокартин о советских летчиках проводились беседы, посвящен ные достижениям отечественного самолето строения. В Риге состоялись встречи с летчика ми — участниками боев за Родину. На предприятиях и в учреждениях Фрунзе проведены вечера, беседы, посвященные Дню Воздушного Флота СССР. В Сталина- баде в честь Дня Воздушного Флота СССР состоялся большой спортивный праздник. <ТАСС). 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz