На страже Заполярья. 1955 год. Июль.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 июля 1355 г.. JV; 156 (5308). Могучая авиация Советской державы ЬШЬ Воздушного Флота СССР — традиционный праздник советского народа и его доблестных Воору­ женных Сил. Личный состав авиаци­ онных частей и подразделений встречает всенародный, праздник — День Воздушно­ го Флота СССР новыми успехами в своей боевой и политической подготовке, в ов­ ладении авиационной техникой и совер­ шенствовании летного мастерства. В?еми своими достижениями наши вои­ ны-авиаторы, так же как и работники Гражданского Воздушного Флота, конст­ рукторы, инженеры, рабочие и служащие авиационной промышленности, обязаны неустанным заботам Коммунистической партии. Советского правительства и всего нашего народа об укреплении и совершен­ ствовании советской авиации. ☆☆ ☆ Советские люди законно гордятся твои­ ми славными соотечественниками М. В. Ломоносовым, Д. И. Менделеевым, К. Э. Циолковским. Н. Е. Жуковским, С. Л. Чап­ лыгиным, А. Ф. Можайским. И. Н. Несте­ ровым, внесшими ценный вклад в разви­ тие мировой и отечественной авиации. С первых же дней существования Со­ ветской власти Коммунистическая партия, В. П. Ленин, придававшие огромное зна­ чение роли авиации в обороне страны и -в народном хозяйстве, проявили большую заботу о ее развитии. Гениальный вождь пролетарской революции. В. И. Ленин лич­ но занимался организацией первых авиа­ ционных отрядов Красной Армии, руково­ дил их подготовкой и боевой деятельно­ стью. В ноябре 1917 года по указанию В. П. Ленина был образован 1-й Социали­ стический авиационный отряд. К началу 1919 года у нас было уже 62 авиацион­ ных отряда, насчитывавших около 300 боевых самолетов. По решению Совета Труда и Обороны для работы на авиаци­ онные предприятия были направлены ученые, инженеры, техники и рабочие, хорошо знающие это дело. В авиационные отряды и учебные заведения местные партийные организации направляли ком­ мунистов. В период иностранпой военной интер­ венции и гражданской войны советская авиация приняла активное участие в раз­ громе белогвардейцев и интервентов. Подлинного расцвета советская авиация достигла в годы строительства социализ­ ма. Трудящиеся СССР под руководством Центрального Комитета Коммунистической партии во главе с «великим продолжателем дела Ленина— П. В. Сталиным преврати­ ли нашу страну из аграрной, отсталой в передовую пндустрпальпо-колхозную дер­ жаву. В СССР выросла мощная металлур­ гическая, машиностроительная, электро­ техническая. химическая и другие отра­ сли промышленности. Па этой базе была создана авиационная промышленность, способная производить в достаточном ко­ личестве первоклассные по тому времени самолеты. Рабочие, инженеры, техники авиационной промышленности стоим твор­ ческим трудом обеспечили выпуск самоле­ тов и двигателей во все возрастающем количестве. В стране успешно была реше­ на проблема подготовки летных и техни­ ческих кадров. За короткие сроки в Со­ ветском Союзе вырос многочисленный от­ ряд беспредельно преданных Родине, му­ жественных и смелых, в совершенстве овладевших авиационной техникой летчи­ ков. Наши Военпо-Воздушпые Силы стали иметь в своем составе все рода авиа­ ции: истребительную, бомбардировочную, дальнюю, штурмовую, разведывательную, военно-транспортную и вспомогательную. Советские летчики неоднократно про­ славляли свою Родину рекордными поле­ тами на дальность, скорость и высоту. Весь мир был восхищен легендарными пе­ релетами из Москвы через Северный по­ люс в США экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, смелыми полетами наших летчиков в Арктику па спасение челюс­ кинцев. Большую роль в строительстве Воздуш­ ного Флота СССР сыграл Ленинский ком­ сомол. По решению IX с’езда ВЛКСМ ком­ сомол принял шефство над Воеино-Воздуш- нымп Силами. Призыв с’сзда «Комсомо­ Маршал авиации Н. СКРИПКО . лец, на самолет!» нашел горячий отклик у советской молодежи. Десятки тысяч юношей и девушек пошли на учебу в авиационные школы, аэроклубы, на рабо­ ту в авиационную промышленность. * * « Великая Отечественная война Совет­ ского Союза против фашистской Германии явилась суровым испытанием для нашего народа и его Вооруженных Сил. Гитлеров­ ская армия была сильнейшей армией ка­ питалистического мира. Она обладала вы­ сокой организацией и имела на вооруже­ нии современную боевую технику. Фаши­ стская авиация располагала опытными летными кадпами и новейшими для того времени самолетами. Преодоловая огромные трудности. Со­ ветская Армия, руководимая Коммуни­ стической партией и поддерживаемая всем нашим народом, разгромила войска гитле­ ровских захватчиков, отстояла свободу и независимость своей Родины и избавила человечество от угрозы фашистского по­ рабощения. Советские Военно-Воздушные Силы в великих битвах за свободу и независи­ мость своей Отчизны покрыли себя неувя­ даемой славой и показали свое неоспори­ мое превосходство над немецко-Фаши- стской авиацией. Советские Военно- Воздушные Силы с честью выполнили свой патриотический долг и полностью оправдали надежды, которые возлагали на них Коммунистическая партия. Советское правительство, весь наш народ. В мощных наступательных операциях, осуществляемых Советской Армией, наша авиация обеспечила свободу действий сухопутным войскам и своими бомбардиро­ вочными и штурмовыми ударами нанесла врагу огромный урон в людях и технике. Вместе с тем советская авиация успешно выполняла одну из важнейших своих за­ дач по защите населения нашей страны от вражеских бомбардировок с воздуха. Вся боевая деятельность нашей авиа­ ции проходила в ненрерывпом и тесном взаимодействии с сухопутными войсками. В ходе войны все рода Советских Воен­ но-Воздушных Сил успешно развивались. Во много раз возросла ударная мощь истребительной, бомбардировочной и штур­ мовой авиации. Неизмеримо поднялось летное совершенство и боевое мастерство летчиков. В ожесточенных сражениях с врагом выросли сотни авиационных командиров, которые научились управлять не только отдельным воздушным боем и боевым вылетом, но и постигли искусство организации крупных воздушных опера­ ций. Если в первый период войны в от­ дельных операциях сухопутных войск участвовали сотни самолетов, то в исто­ рическом сражении за Берлин — в авиа­ ционном наступлении на врага действова­ ло свыше 8.000 советских самолетов. Советские летчики в боях за Отчизну проявляли массовый героизм. Беспредель­ ная любовь к Родине, священная нена­ висть к врагу, мужество и отвага, высо­ кое боевое мастерство — вот характер­ ные качества, которые показали наши летчики в грозные дни войны. Летопись Великой Отечественной войны хранит тысячи героических подвигов, со­ вершенных нашими авиаторами во имя победы над врагом. Неувядаемой славой покрыли свои имена советские летчики Николай Гастелло, Виктор Талалихин, Бо­ рис Сафонов, Иван Полбин и многие дру­ гие. За образцовое выполнение боевых зада­ ний и проявленные при этом мужество и отв. 1 гу десятки тысяч воздушных воинов награждены орденами и медалями Совет­ ского Союза. 2.119 авиаторов получили звание Героя Советского Союза, а 63 летчика удостоены этого звания два­ жды. Два прославленных советских ист­ ребителя — А. II. Покрышкин и II. П. Кожедуб награждены тремя Золотыми Звездами Героя Советского Союза. Около двух третей авиационных частей и соеди­ нений получили боевые награды и почет­ ные наименования. Блистательные победы Советских Во­ оруженных Сил в Великой Отечественной войне стали возможны благодаря самоот­ верженным усилиям тружеников тыла, полностью обеспечивших нашу армию всем необходимым. Советский народ снаб­ жал свою авиацию новыми скоростными истребителями, штурмовиками и бомбарди­ ровщиками. первоклассным авиационным оружием. Опираясь на развитую индуст­ рию страны, наша авиационная промыш­ ленность за последние три года войны да­ вала фронту ежегодно до -10 тысяч само­ летов. Победа советского народа и его Воору­ женных Сил в Великой Отечественной воине продемонстрировала перед всем ми­ ром превосходство советского общественно­ го и государственного строя над капита­ листическим строем. Она явилась резуль­ татом героических усилий советского на­ рода, ничего не жалевшего для достиже­ ния победы над врагом. Наша победа ста­ ла возможной благодаря мудрому руковод­ ству Коммунистической партии, политика которой выражает коренные интересы трудящихся. * ☆ ☆ В послевоенный период наша Родина сделала огромный шаг вперед. Неуклонно выполняя ленинский завет о всемерном развитии тяжелой индустрии, советский народ под мудрым руководством Коммуни­ стической партии добился нового мощного иод’ема во всех областях экономики и культуры. Уровень промышленного произ­ водства в СССР в 1955 году будет в три раза выше, чем в предвоенном 1940 году. Никогда еще наша страна не была столь сильной и могучей, как теперь, никогда еще ее международные позиции не были столь прочны, как в настоящее времй. Советский Союз стоит во главе великого лагеря мира, социализма и демократии, об’едиияющего государства с населением в 900 миллионов человек. За истекшее десятилетие значительно укрепилась обороноспособность Советского Союза. Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство приняли необходимые меры но оснащению Вооруженных Сил па­ шей страны самой совершенной и совре­ менной боевой техникой. Советские Воен­ но-Воздушные Силы получили на воору- ег» В П О Л Е Т Е Приказ боевой выполняя, Лечу я в безбрежный простор, Поет, высоту набирая, Полетную песню мотор: «Товарищ, нелегкое дело Обоим поручено нам. Но действуй спокойно и смело, Тебе я все силы отдам!». Звенит над страною любимой, Туманы в пути одолев, Для сердца неповторимый Мотора суровый напев: «Нельзя нам с тобой ошибиться. Мы в небе у всех на виду. Случится с врагами сразиться, Я летчика не подведу». Как будто беседую с другом, И он отвечает, звеня: «Тебя поджидает подруга, Заслуженный отдых — меня». И после удачной посадки, . Последний гася оборот, Я слышу: « У нас все в порядке, До завтра, товарищ пилот!». Иван ШАМОВ. женне новую авиационную технику — первоклассные реактивные самолеты, мощ­ ное вооружение, радиотехнические и ра­ диолокационные средства обеспечения воздушного боя, бомбометания, управле­ ния и навигации. В настоящее время со­ ветская авиация обладает качественно новой материальной частью и способна выполнять задания в самой сложной воздушной и метеорологической обстанов­ ке. Наши летчики летают на больших скоростях и совершают полеты на боль­ шие дальности, выполняют полеты при невидимости земли, производят поиск це­ ли и меткую стрельбу в облаках, точно бомбят из облаков, осуществляя эти бое­ вые действия по расчетам, производимым с помощью радиотехнической аппаратуры. Наши талантливые авиационные конст­ рукторы и самолетостроители А. Н. Тупо­ лев, А. II. Микоян, С. В. Плыошин, А. С. Яковлев. В. М. Мясищев, С. А. Лавочкин, М. Л. Миль, В. Я. Климов и многие дру­ гие успешно работают над созданием но­ вых, еще более совершенных типов само­ летов, вертолетов и авиационных двигате­ лей. Личный состав Военно-Воздушных Сил, сознавая свою ответственность перед Ро­ диной за дальнейшее повышение обороно­ способности страны, добивается новых ус­ пехов в боевой и политической подготов­ ке, совершенствует воинское мастерство, настойчиво овладевает авиационной тех­ никой. В авиационных соединениях и ча­ стях растут ряды отличников боевой уче­ бы, неуклонно повышается классность летного состава, увеличивается число ма­ стеров воздушного боя, снайперской воздушной стрельбы и точного бомбомета­ ния, все больше становится искусных штурманов, в совершенстве овладевших современными средствами навигации и способных в любых условиях погоды точ­ но выводить самолеты на заданную цель. Летчики-истребители успешно освоили ин­ дивидуальный и групповой высший пило­ таж на реактивных самолетах. II в мирное время советские летчики совершают героические дела. Мужество, выдержку и отвагу, исключительное лет­ ное мастерство проявил при испытании нового реактивного самолета летчик-ис­ пытатель майор А. И. Казаков, в трудней­ ших условиях спасший дорогостоящую машину. За свой подвиг он удостоен зва­ ния Героя Советского Союза. Высокие правительственные награды получил эки­ паж тяжелого бомбардировщика офицера В. Я. Кутырчева, отличившийся на уче­ ниях точностью бомбометания в трудных метеорологических условиях с больших высот. Огромную роль в жизни нашей страны играет Гражданский Воздушный Флот. Над необозримыми просторами Советской Родины протянулись воздушные трассы, связывающие столицу нашего государства — Москву с самыми отдаленными райо­ нами СССР. Ежедневно пилоты Граждан­ ского Воздушного Флота перевозят пасса­ жиров, груз, доставляют почту, свежие га­ зеты и журналы во все концы страны. Гражданская авиация помогает тружени­ кам сельского хозяйства осваивать целин­ ные и залежные земли, добиваться высо­ ких урожаев. Санитарная авиация пере­ возит больных, доставляет к заболевшим врачей и медикаменты. Большую работу проводят спортсмены- авиаторы Добровольного общества содей­ ствия армии, авиации и флоту. Сознавая свои достижения, мы ни на минуту не должны забывать указания Коммунистической партии и Советского правительства о необходимости дальней­ шего совершенствования Вооруженных Сил Советского Союза, повышения бди­ тельности и боевой готовности. Перед воинами Военно-Воздушных Сил стоят большие и ответственные задачи. Они обязаны неустанно повышать свое боевое мастерство, настойчиво освапвать новую авиационную технику, новые спо­ собы и тактику боевого примепепия всех видов авиации, крепить воинскую дисци­ плину, быть в постоянной готовности вместе со всей Советской Армией дать со­ крушительный отпор любому агрессору, если он попытается нарушить мирный труд советского народа. Иван НЕХОДА. с о к о л ы Как вечер звездою Взойдет молодою, Как ночь переступит порог, В большие полеты Выходят пилоты На вахту небесных дорог. Привольно под звездами Тучам летучим — Несутся, куда захотят, Советские летчики Строем могучим. Как вольные птицы, летят. Металлом сверкая, Вдоль Прута, Дуная Бесстрашные птицы кружат, И сушу, и воду, И нашу свободу, Наш труд и покой сторожат. Сияет под ними Огнями своими Советсная наша земля: Широкие долы. Заводы и села И звезды на башнях Кремля. Привольно и весело Тучам летучим — Несутся, куда захотят. И летчики в небе Свободном, могучем* Как соколы, плавно летят. Перевод с украинского Е. БЛАГИНИНОИ. Учиться действовать смело, инициативно, решительно Богата подвигами история северомор­ ской авиации. Среди имен летчиков-торие- “ доносцев, которые первыми в годы Вели­ кой Отечественной войны освоили новое грозное оружие и применили его на ком­ муникациях противника в Баренцевом мо­ ре, почетпое место занимает имя Героя Со­ ветского Союза Сергея Антиповича Мака­ ревича. Макаревич потопил несколько кораблей противника и этим закрепил за собой сла­ ву общепризнанного мастера торпедных ударов. ...Долго стояла явно неблагоприятная для полетов погода. Низкая облачность и частые дожди мешали боевой работе ави­ ации. В одни из таких дней гвар­ дии капитан Макарович вылетел на «свободную охоту». Облачность десять баллов. Моросящий доя:дь и частые заря­ ды. В этих сложных условиях надо обна­ ружить и уничтожить корабли противника. Макаревич вел самолет под нижней кромкой облаков на высоте 50— 60 мет­ ров над водой и в километре от враже­ ского берега. Пилотировать было очень тяжело. Впереди ничего не видно — вода покрывала переднее стекло кабины сплошной пленкой. Продолжительный по­ лет не приносил успеха. Обнаружить цель не удавалось. Но не возвращаться лее на аэродром с торпедой! — Заглянем в Фиорд, пошарим. нет ли там чего, — предложил тогда Макаре­ вич штурману. А в Фиорде стоял такой ливень, что пе­ риодами видимость не превышала ста метров. Самолет развернулся и пошел вдоль западного берега. Авиаторы решили, что если и здесь ничего не окажется, — пройти в следующий Фиорд, где обычно отстаиваются вражеские транспорты и конвои пополняются кораблями охранения. К радости Макаревича и его штурмана, фиорд оказался не пуст. Сквозь густую сетку дождя авиаторы различили два си­ луэта кораблей противника. Макаревич сразу же отвернул и вошел в дождь, чтобы скрытно произвести торпедную атаку. Штурман включил сбрасыватели и развер­ нул прицел. Когда самолет вновь сблизился с кораб­ лями, дождь поредел. Прямо по курсу вы­ рисовывался танкер водоизмещением в шесть тысяч тонн. Торпеда была сброше­ на с короткой дистанции. Перескочив че­ рез транспорт, Макаревич уходил, низко прижавшись к воде. Авиаторы видели, как на палубах дру­ гих судов суетились зенитчики, сдирали чехлы с орудий п пулеметов. Советские бойцы застали фашистов врасплох. Гит­ леровцы были уверены, что в такую по­ году советские самолеты не появятся над ними. Но враги жестоко просчитались. Они не учли, что для гвардейцев нет пре­ град. Они могут в любых условиях унич­ тожать врага. Когда корабли остались далеко позади, воздушный стрелок Андрейчук доложил: — Вижу — танкер взорвался! Экипаж возвратился на аэродром с победой. Гвардии капптан Макаревич никогда не Герой Советского С ою за М . КОПТЕВ . останавливался на достигнутом. Он неу­ станно учился искус­ ству побеждать, по- уничтожал врага. Прео- лет- как и стоянно искал и долевая сопротивление противника, чик овладевал такими качествами, смелость и решительность. Он дерзко расчетливо наносил удары по гитлеров­ ским судам. Однажды Макаревич новел группу тор­ педоносцев на сильно охраняемый конвой противника. Своей целыо он избрал тран­ спорт водоизмещением в десять тысяч тонн. Вражеский эсминец и ряд других кораблей особенно рьяно охраняли этот пароход. Очевидно, его груз представлял для гитлеровцев особую ценность. Торпедоносцы шли на цель екзозь сплошную завесу зенитного огня. Они про­ скочили над эсминцем и сторожевиком, стрелявшим из всех своих орудий, и при­ близились к транспорту на дистанцию залпа. Но Макаревич не спешил. — Подходить еще ближе! — приказал он авиаторам. II только, когда до цели оставалось ми­ нимальное расстояние, Макаревич скоман­ довал: — Бросай! Через несколько секунд раздался взрыв, и транспорт быстро затонул. Бить врага наверняка — таков стиль советских авиаторов. Традиции герооз Великой Отечественной войны живут и укрепляются в наши дни. Летчики на опыте войны и передовых достижений повседневной боевой учебы овладевают мастерством, воспитывают в себе качест­ ва, необходимые для боя: мужество, стой­ кость, решительность в действиях, физи­ ческую выносливость. Современная война, когда не исключе­ на вероятность применения новых средств борьбы и самолеты обладают большими скоростями, тактика воздушного боя зна­ чительно меняется. В связи с этим к ави­ аторам пред'являются особенно высокие требования. Они должны обладать несрав­ ненными морально-боевыми качествами. Звено, в котором служит гвардии стар­ ший матрос Челкуиов, — передовое в ча­ сти. В каждом экипаже здесь чувствуется хорошая слаженность в работе. Все воины точно выполняют требования уставов и наставлений, инструкций, регламентирую­ щих летную работу, грамотно эксплуати­ руют материальную часть. Летчпкп, штурманы и воздушные стрелки-радисты успешно выполняют все задания. Командир звена уделяет много внимания теоретической подготовке экипажей, прак­ тике полетов, интересуется нуждами и за­ просами подчиненных. Повседневная ин­ дивидуальная работа позволила ему вос­ питать авиаторов мастерами своего дела. Стрелок-радист старший матрос Челкуиов за высокие успехи в боевой и политиче­ ской подготовке награжден нагрудным зпаком «Отличник авиации». Авиаторы звена могут выполнять слож­ ные боевые задачи в любых условиях. Они, как и все советские авиаторы, всег­ да готовы выполнить любой приказ Роди­ ны. Наши боевые друзья В канун всенародного праздника Дня Воздуш­ ного Флота СССР я сижу в каюте, слушаю ра­ диопередачи. Торжественно-трогательно звучат мелодии песен о летчиках. Повествования об их подвигах в суровые годы Великой Отечествен­ ной войны вызывают теплые чувства к этим бес­ страшным воздушным бойцам, нашим боевым друзьям. Воспоминания невольно захватывают мысли, уносят в героическое прошлое. Воображе­ ние ярко рисует картины победных схваток осе­ ни 1944 года. На кораблях и в частях^ ощу­ щался большой под’ем. Готовился десятый сок­ рушительный удар по гитлеровским войскам. Группа наших торпедных катеров возвраща­ лась из похода. Спокойное море и ясное небо удачно дополпяли .радостное настроение воинов. В этот день они одержали три победы. От стре­ мительных ударов катерников фашисты понес­ ли большой урон в живой силе и технике. Озлобленные неудачами, гитлеровцы решили отомстить советским морякам. Они подняли в воздух эскадрилыо «мессершмитов». Машины противника на бреющем полете с ревом проно­ сились над палубами, яростно строчили из пу­ леметов. А наши комендоры изредка стреляли по ним — берегли боезапас. Снаряды и патроны были на исходе. И в это время кто-то возбуж­ денно крикнул: — Наши! Действительно, из-за сопки появилось звено советских самолетов. Они спешили на помощь морякам. Гитлеровцы, словно воронье, взмыли вверх и стали уходить. Наши истребители пре­ следовали врага. Завязался бой. Катера маневрировали в районе воздушпого сражения и по мере возможности поддерживали своих авиаторов огнем. Все внимание было при­ ковано к самолетам, откуда допосились короткие пулеметные очереди. Вдруг комендор Виктор Колесник схватил мич­ мана Демова за руку. Прерывающимся от вол­ нения голосом он воскликнул: — Смотрите, смотрите, как пристроился, про­ клятый! И окружающие увидели: две машины нес­ колько в стороне от остальных на большой ско­ рости неслись одна за другой. Впереди — наш истребитель. На хвосте у него «висел» «мессер- шмит». Надо помочь своему авиатору. Но как? Машины стремительно маневрировали и были так близко одна от другой, что стрелять было опасно. — Разрешите? — уже приникнув к пулемету, попросил Колесник командира. Офицер колебался какое-то мгновение, затем утвердительно махнул рукой. Был уверен — комендор не промахнется. На учебных стрельбах он всегда стрелял послед­ ним. Иначе обязательно сшибет конус и другие не смогут выполнять задачу. Тотчас затарахтел пулемет. Трасса прошла между самолетами перед самым носом гитлеров­ ца, он не выдержал — отвалил в сторону. В тот же момент наш истребитель как-то ловко вывернулся снизу и очередью прошил «мессеру» «брюхо». Фашист, уходя, потянул за собой Шлейф черного дыма и вскоре свалился на гра­ нитную заполярную сопку. Остальные гитлеров­ цы под натиском советских соколов удрали во­ свояси. Когда моряки вернулись в базу и обменива­ лись впечатлениями только что пережитого, к причалу подкатила машина. Из нее вышли два человека в комбинезонах летчиков. — Кто у вас стрелял? — спросил один из них. Все повернули головы к Виктору Колеспику. А он стушевался, потупился и молчал. Тогда один из авиаторов подошел к нему, крепко обнял и поцеловал. — Спасибо, браток, выручил ты меня, — ска­ зал он моряку. Надо сказать, крепкая дружба была у нас с летчиками во время войны. Нередко сами ави­ аторы говорили: «Когда мы видим под собой ко­ рабли, то чувствуем себя вдвое сильнее. Знаем, что вы следите за воздухом и всегда поможете победить». И тот волнующий эпизод, когда лет­ чики спасли катерников от атак «мессеров», а моряки помогли им сбить вражескую машину, — не единичный случай. Флот и авиация в тесном взаимодействии успешно решали многие боевые задачи. В конце 1943 года наш корабль в составе конвоя проводил из одной базы в другую ледокол с ценным грузом. Нас прикрывали и вели раз­ Самоотсерл:енно сражались наши летчики, стремясь быстрей освободить от врага заполяр­ ную землю. Группы штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков поддерживали наступающие войска. Они громили живую силу и технику противника. Летчики старшего лейтенанта Пав­ лова уничтожали колонны отступающих фашис­ тов, нанесли удар по вражеской батарее и пода­ вили ее, взорвали склад боеприпасов. Авиаторы офицера Ускребкова постоянно бара:кировали над полем боя и поддерживали наше наступление. А в это время другая группа авиаторов сов­ местно с кораблями действовала на морских ком­ муникациях врага. Она наносила удары по кон­ воям и отдельным судам гитлеровцев. Мужест­ венно и отважно сражался Герой Советского Союза капитан Гуляев. Он потопил транспорт водоизмещением в шесть тысяч тонн. Но при по­ пытке вывести машину из атаки отказали рули глубины — они были повреждены. Высокое ис­ кусство техники пилотирования и выдержка поз­ волили отважному авиатору вывести самолет из- под огня противника. Вместе со всеми Гуляев благополучно возвратился на аэродром. Так в тесном взаимодействии различных ро­ дов войск, в частности моряков и авиаторов, фа­ шистам был нанесен один из завершающих сок­ рушительных ударов. Мне довелось лично знать многих славных се­ вероморских соколов. II сейчас они вспоминают­ ся не только как отважные бойцы, а и как скромные советские люди, хорошие товарищи. Такими мы помним дважды Героя Советского Союза Сафонова, Героев Советского Союза Заха­ рова, Бокия, Сгибнева. Мы часто встречались с ними. Были у нас вечера встречи. Помню, на одном из них от моряков выступал Герой Со­ ветского Союза Гурин, от летчиков — Герой Со­ ветского Союза Сгибнев. Авиаторы часто бывали у нас на обедах, мы — у них. Летчики пригла­ шали нас на открытие своего Дома офицеров, на многие проводящиеся в нем мероприятия. Личное общепие моряков с авиаторами укреп­ ляло нашу дружбу, способствовало .более четко­ му взаимодействию в борьбе с врагами Родины. Войсковое товарищество — славная боевая тра­ диция Советских Вооруженных Сил. Ее надо раз­ вивать и укреплять в наши дни, как одно из ус­ ловий повышения боевого могущества флота. Офицер М. КАРПЕНКО. Борт корабля Н. На задание. Рис* старшего сержанта А. Святченко. ведку самолеты Героев Советского Союза Бокия, Захарова, Сгибнева и других авиаторов. Слажен­ ность действий моряков и наших славных соко­ лов сорвала намерения гитлеровцев во что бы то ни стало потопить ледокол. Образцом взаимодействия различных родов войск явилась Печенгская операция. Ночью к за­ нятым врагом берегам устремилась группа ка­ теров гвардии капитана 3 ранга Зюзина. За ними пошла другая группа с десантниками. Вот уже послышалась отдаленная канонада. Темноту прорезал свет. Высоко в небе по­ вис осветительный снаряд. Дальнобойные ору­ дия противника начали ожесточенно бить по за­ ливу. Огромные седые фонтаны поднялись вокруг кораблей. Катера умело маневрировали и уклоня­ лись от снарядов. На берегу мелькали огоньки. Ранее высадив­ шиеся старшины 2 статьи Щедрин, Гуряк и Во- лощенко указывали место высадки. Туда и стали подходить корабли. Боцман Вусатый, комендор Гринин, торпедист Головин и другие воины мгно­ венно выбросили трап. Морские пехотинцы с пу­ леметами, автоматами и ящиками патронов то­ ропливо сбежали на берег и устремились к соп­ ке. Оттуда тянулись огненные нити пулеметных трасс, со свистом летели мины. Разрывы снаря­ дов тяжелых орудий слышались все ближе. Наступление морских пехотинцев поддержива­ ли огнем артиллеристы офицера Кавуна и Стро- кера. За день они уничтожили три опорных пун­ кта, несколько орудий и другую технику против­ ника, много гитлеровских солдат и офицеров. Когда фашисты пытались атаковать одно паше подразделение, артиллеристы метким огнем рас­ сеяли противника. Тогда морские пехотипцы пе­ редали артиллеристам по радио: «Спасибо за хо­ роший и точный огонек». Из рисунков , присланных на конкуис I f

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz