На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 февраля 1955 г., N 2 46 (5198). Боевая активность инаступательный порыв важнейшее условие победы в бою Беспредельная любовь и преданность социалистической Родине и Коммунисти­ ческой партии. мужество и отвага, высокая активность. • инициатива и сметка, непреклонная воля к победе — от­ личительные черты морального облика советского народа. Эти качества нашего народа определяются характером советско­ го общественного и государственного строя , господствующей в нашей стране социалистической идеологией. В творческой активности трудящихся, освобожденных Великой Октябрьской со­ циалистической (революцией от капитали­ стического рабства, В. И. Ленин видел жи­ вотворный источник могущества нашей Ро­ дины, залог победы коммунизма. Комму­ нистическая партия настойчиво пазвива- ет творческую активность и инициативу народных масс, оказывает широкую под­ держку всему новому, передовому, что способствует нашему движению вперед, к КОММУНИЗМУ. Советские Вооруженные Силы состав­ ляют - неот'емлемун? часть социалистиче­ ского государства, являются детищем со­ ветского народа. Они впитали в себе луч­ шие качества советского народа, народа- труженика. народа-героя. Постоянно про­ являя заботу о политическом и воинском воспитании личного состава Советских Во­ оруженных Сил, Коммунистическая пар­ тия развивает у наших воинов такие мо- иально-боевые качества, как храбрость, отвага, незнание страха в бою. стойкость и выносливость, дисциплинированность и бдительность. Вся жизнь и боевая деятель­ ность Советских Вооруженных Сил пропи­ тана, духом активности, творчества и ини­ циативы. Высокой активностью во всех вшах боя, неудержимой стремительностью в наступлении отличались действия совет­ ских воинов в годы Великой Отечествен­ ной войны. Ни Я|ростное сопротивление врага, ни его многочисленные укрепления и препятствия, ни мощный огонь — ничто не могло ослабить стремительного натиска советских войск. Все грандиозные по своим масштабам и темпам операции осу­ ществлялись Советскими Вооруженными Силами в различных условиях погоды и местности — зимой и летом, в весеннюю и осенпюю распутицу. Наши войска ус­ пешно Форсировали крупные .речные пре­ грады. преодолевали горные массивы, за­ болоченные участки, наступали на леси­ стой местности. Боевая активность советских воинов находила свое яркое выражение в дерзких вылазках советских разведчиков, не да­ вавших покоя противнику, в метком огне артиллеристов и минометчиков, в реши­ тельном преодолении заграждений и пре­ пятствий, устраиваемых врагом, в сокру­ шительном огне и смелом маневре танки­ стов, в мощных ударах летчиков, в уме­ лых действиях саперов и моряков, воинов всех родов войск. Советские воины по­ стоянно стремились сблизиться с против­ ником. уничтожить его или взять в плен. Вспомним, например, как действовали в (Ьевой обстановке советские пехотинцы. Они Форсировали под огнем врага широ­ кие реки, совершали трудные обходные маневры по топким болотам, вместе с артиллеристами тащили на себе пушки, совместно с саперами проделывали про­ ходы в минных полях и проволочных за­ граждениях, т>ука об руку с моряками дра­ лись на берегу, занятом врагом, на бпоне танков устремлялись в п р о р ы в , расширяя брешь в оборопе противника. В высокой боевой активности советских воинов, стремительности if решительности их действий ярко проявились их полити­ ческая сознательность, беспредельная пре­ данность Родине, высокое боевое мастер­ ство, знание сильных тт слабых с т о ро н противника, умение зо конца испозьзо- вать все возможности первоклассной со­ ветской боевой техники. # * * В послевоенное время произошли ог­ ромные изменения в развитии техниче­ ских средств борьбы. Появление нового оружия и техники повысило ударную и огневую мощь армий. Больше чем когда- либо имеются теперь возможности для нанесения ударов по флангам и тылам противника, для ведения успешных бое­ вых действий в любое время суток, п р и . любой погоде и на различной местности. Важное значение в современном бою приобретает маневр. Сосредоточение сил и средств на избранном направлении про­ рыва, наращивание у с и л и й в ходе Роя, отражение контратак противника и раз­ витие успеха немыслимы без умения войск осуществлять искусный маневр на поле боя. Маневренный и скоротечный характер современного боя поднимает на о гром ную в ы с о т у значение боевой активности каж­ дого солдата и сержанта, их умения дей­ ствовать решительно и быстро. Из уме­ лых и активных действий каждого воина складывается боевой успех отделений и расчетов, взвозов и р о т . Чем активнее действуют воины на поле боя, чем выше их наступательный порыв, тем маневрен- нее подразделение, тем значительнее сила его ударов по врагу. Активные действия воинов, их высокий наступательный по­ выв позволяют упреждать противника, срывать осуществление его замыслов, удерживать инициативу в своих руках, смело навязывать врагу свою волю. Лаже хороший замысел командира не принесет успеха, если солдаты будут ггретвоолть его в живнь без золжной активности, быст­ роты и стремительности. Боевой устав пехоты указывает, что успешное выполнение боевых задач под­ разделениями обеспечивается, наряду с д ру ги м и Факторами, активными, смелы­ ми и инициативными действиями всех военнослужащих. Известно, что после преодоления инже­ нерных заграждении противника отделе­ ние развертывается в цепь и, ведя огонь in ходу. продолл:ает движение в направ­ лении об’екта атаки. Приблизившись к переднему краю обороны противника на 25— 30 метров, отделение ли команде своего командира забрасывает траншею врага р у ч н ы м и гранатами я <• к р и к о м «ура!» врывается на передний край обо­ роны противника, уничтожает его па ходу огнем, гранатами, штыками и, не задерживаясь, под прикрытием огня артиллерии вслед за танками ‘продолжает атаку в указанном направлении, поражая живую силу и уничтожая технику зпага во второй и последующих траншеях. Для успешного решения боевой задачи необходимо, чтобы каждый воин с пол­ ным напряжением сил всеми способами и средствами уничтожал врага, чтобы он не задерживался перед прозолоч- нымн заграждениями, умело использо­ вал свое оружие, продвигался быстро вперед. Легко представить себе, к чему могут привести, например, потеря темпа наступления, медлительность в использо­ вании о р у ж и я или в броске на вражескую траншею. Это даст возможность против­ нику оправиться от огневого удара нашей артиллерии, позволит ему отсечь пехоту от танков, что может привести к большим потерям и невыполнению боевой задачи. Активность предполагает постоянное боевое напряжение воина, направленное на достижение победы над врагом, на об­ разцовое выполнение приказа командира. Она включает в себя инициативу, наход-. чивость, постоянную бдительность, высо­ кие темпы наступления и преследования противника. В атаке равнение должно быть только по передним. Никто не имеет права отставать. Успешное продвижение вперед хотя бы одного воина должно быть немедленно поддержано д р у г и м и солдата­ ми и отделением в целом. Одной нашей гвардейской части, дейст­ вовавшей на Карельском фронте, предстоя­ ло овладеть мощным вражеским о п о р н ы м пунктом. С фронта он был неприступ­ ным.' Гвардейцы, совершив т р у д н ы й обход­ ный маневр по лесисто-болотистой мест­ ности, одновременно атаковали его с Флан­ гов и фропта. Фашисты открыли по гвар­ дейцам сильный огонь. Только стремитель­ ный бросок мог принести победу. Мгно­ венно оценив обстановку, рядовой Колосов устремился через проход в минном поле к п ро в о л о ч н о м у запраждению. набросил на проволоку поднятую с земли д о с к у и . преодолевая заграждение. открыл по Фашистам огопь из своего автомата. При­ меру коммуниста Колосова последовали асе солдаты. Они подорвали проволочное за­ граждение грапатами и прорвались к вра­ жеской позиции. Начался яростный рукопашный бой в траншеях. Комсо­ мольцы Белавин и Сивков, первыми вор­ вавшиеся в логово врага, унпЧТоаши семь гитлеровцев. Внезапно но гвапд-Гмым открыл огонь пулемет из ожившего дота. Гвардии рядовой Рыбальченко подполз к доту и бросил в амбразуру с в я з к у гранат. Дот умолк. Среди фашистов началась па­ ника. Они не успели даже взорвать мост через противотанковый ров: настолько поспешным было их отступление. С мини­ мальными потерями наше подразделение решило стоящую перед ним задачу. Что принесло успех солдатам? Прежде всего высокий наступательный порыв, ак­ тивные* безостановочные действия всех воинов. Наши солдаты были полны реши­ мости преодолеть все т р у д н о с т и , разбить противника и добиться победы. Уничтожение живой силы врага и его техники — главная цель боя. Решение «разгромить противника должно быть бес­ поворотно и доведено до конца. А спра­ виться с этой задачей может только силь­ ный духом воин. Солдат, обладающий вы­ сокими морально-боевыми качествами, не растеряется в самой сложной и опасной обстановке, сделает все. чтобы выйти из боя победителем. Быть активным, решительным в бою— значит умело использовать всю мощь своего оружия. Солдат в состоянии дейст­ вовать смело, стремительно, но в то же время без суеты только тогда, когда он является мастером своего дела, х о р о ш о знает и умело использует вверенную ему технику и оружие. В современном бою воину придется встретиться с технически сильным и коварным противником. Для того, чтобы затруднить продвижение советских войск и нанести им потери, враг будет вести губи­ тельный огонь из всех имеющихся у него средств, устраивать минные поля и проволочные заграждения, различные сюр­ призы, применять контратаки пехоты и танков, использовать новейшую боевуш технику. Все это потребует от советских воинов сноровки, смелости, инициативы, решительности действий, большого напря­ жения моральных и физических сил. Огромную роль в бою играет строгая воинская дисциплина. И быстрый темп атаки, и искусное сочетание огня * ма­ невра, и упреждение противника в за­ хвате выгодных рубежей возможны лишь тогда, когда действия солдат подчинены единой воле командира, когда каждый во­ ин беспрекословно и точно выполняет его приказ. Однако это не только не исключает частного почина, предприимчивости вои­ на, его инициативы, а. наоборот, предпо­ лагает их. Инициатива — это и есть стремление как можно лучше выполнить приказ начальника. Инициативные дейст­ вия. основанные на ясном понимании цели боя и направленные к успешному реше­ нию задачи. — одно из проявлений соз­ нательного выполнения воинами своего долга перед Родиной. Воин, проявивший разумную инициативу, должен быть по- ника, — он всегда должен действовать инициативно и настойчиво. Особенно высокие требования в этом отношении пред’являются к сержантам. Опыт войны наглядно пок иыгает, что смелость, инициатива и активность коман­ диров отделений оказывали решающее влияние на исход боя. В одном из б>ев наши воины высадились на берег, заня­ тый противником. Сольаты один за д р у г и м спрыгивали с катеров и барж ?. в о д у . Мокрые с головы до ног. они под огнем противника выбегали на вражеский берег, окапывались, вели огонь по гитлеровцам. Завязал-ся тяжелый бой. Шаг за шагом наши воины продвигались вперед, расши­ ряя захваченный плацдарм. За дерсшей наступавшее подразделение вынуждено бы­ ло залечь. Парторг роты старший сержант Болванов, быстро оценив обстановку, при­ нял смелое решение. Он встал и с к р и ­ к о м «За мной!» стремительно бросился вперед. Его примеру последовали другие солдаты. Они уничтожили вражеских пу­ леметчиков и орудийный расчет грана­ тами и овладели п у ш к о й . Рота снова уст­ ремилась вперед. Инициатива и реши­ тельность Белванова обеспечили победу. Боевая активность и решительность не приходят к воину сами собой, они разви­ ваются и совершенствуются в повседнев­ ной учебе и службе. Для воспитания этих качеств необходимы упорная тренировка, настойчивость п р и изучении военного де­ ла. Кто по-настоящему овладевает военным делом, не ленится на занятиях, не жале­ ет сил на преодоление трудностей в учебе, тот быстро закалит себя, выработает в се­ бе стойкий и твердый характер. Надо быть требовательным к себе, непримиримым к недостаткам, мужественно и стойко пе­ реносить т р у д н о с т и походно-боевой жиз­ ни. Действовать на занятиях активно — значит действовать, как в бою, как требу­ ет дело победы. Однако некоторые .-олдаты отходят иногда от этого правила. '<В 5ою, конечно, — рассуждают они, — чадо дей­ ствовать с полным напряжением сил, а зачем это делать на занятиях в мирное время?». Такие рассуждения неверны. Ес- ли солдат на занятиях нерасторопен, мед­ ленно действует, то и в бою в трудный мо­ мент он может растеряться перед каюй- либо неожиданностью. На одном из занятий отделение сержан­ та Тихонова заняло выгодный рубеж. Все солдаты немедленно стали окапываться, один лишь ря д о в о й Павлов не посчитал нужным это сделать. «Мне никто не пги- казывал». — заявил он. А между тем солдат, хорошо знающий требования уста­ вов, не будет ожидать особого приказания, чтобы окопаться. В наступлении он под­ держит своим огнем передвижение р у ч н о ­ го пулемета. Наступая за танком, солдат использует его продвижение для броска вперед, поможет ему преодолеть препятст­ вия и заграждения. Если ря д о м «еГктг-ует орудие, он будет помогать апгнллепнетам находить цели, использует его огонь тля успешного выполнения своей задачи. Это и значит действовать активно, согласован­ но с другими воинами и подразделениями. Вырабатывать в себе активность — зна­ чит учиться действовать в любых у с л о ­ в и я х , днем и ночыо. Ночь — хороший со­ юзник для обученного и смелого воина. Иод ее покровом может быть наиболее у с - пешпо достигнута внезапность. В тем­ ноте легче незаметно подобраться к п р о ­ т и в н и к у , атаковать его, ворваться в его расположение и добиться победы. Ночные действия стали обычными в современном бою. Учиться и с к у с с т в у действовать ночыо — обязанность каждого воина. Когда командир усложняет на занятиях обстановку, он тем самым проявляет забо­ ту о воинах, о том, чтобы они приобрели нужные навыки, у ч и л и с ь быть находчи­ выми, отважными и решительными. И ка­ кое бы задание ни было получено воином, он должен выполнять его так, -гак делал бы это в бою. Ничто так не придает воину мужества, как уверенность в своих силах, в мощи своего оружия, как отличное знание совре­ менных приемов борьбы с противником. Отлично подготовленному воину не страш­ ны никакие трудности. Когда потребуется, он и обезвредит вражескую мину, ч сде­ лает проход в проволочном заграждении противника, и сумеет внезапно напасть на него. Умение — мать победы. И именно поэтому каждый воин должен в совершен­ стве осваивать все то, чему его учат командиры, непрерывно совершенствовать своп знания и практические навыки. В условиях применения п р о т ч зн и к о м атомного оружия выполнение боевой за­ дачи не прекращается. По сигналу атом­ ной тревоги следует привести табельные индивидуальные средства противохимиче­ ской защиты в состояние «наготове» и продолжать выполнять приказ командира. Нужно хорошо помнить, что лучшим спо­ собом действий по сигналу атомной трего- ги является быстрое сближение с против­ ником. Для поддержания высокого темпа наступления в условиях применения атом­ ного оружия воин должен уметь хорошо применяться к местности, исполмовать воронки, канавы, кюветы, насыпи, быст­ ро преодолевать зараженные радиоактив- Клятва Родине Стройными рядами с оружием в ру- кдх стоят воины. Они построились по случаю торжественного праздника — принятия Военной присяги. Взгляд воинов бодр. Каждый сознает, что при­ нятие Присяги обязывает служить при­ мерно. не щадя сил и самой жизни за­ щищать великие завоевания народа, ин­ тересы Родины. II каждый готов с че­ стью выполнять воинский долг. С кратким словом выступил коман­ дир. Офицер говорил войной о славной истории Присяга, подчеркнул, что она призывает советского воина преданно служить Родине, горячо любить ее и вееми силами души ненавидеть ею вра­ гов. — Рядовой Егоров Михаил Василье­ вич, выйти из строя! — приказал офицер. Четким строевым шагом североморец вышел из строя. Он взял текст Прися­ ги и стал читать: — Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил. принимаю присягу и торжественно клянусь... Егоров читает дальше текст Прися­ ги. Строже делается его лицо, крепче сжимает он введаиное Родиной ору­ жие. Ведь воин сегодня принимает на себя высокие обязанности защитника Родины, заявляет о своей личной от­ ветственности за охрану се. Он клянет­ ся защищать социалистические завое­ вания, обязуется служить и действовать в духе требований и правпл, которые записаны в Присяге. Прочитав текст, Егоров расписался, что Присяга принята. Офицер горячо поздравил солдата и пожелал е>ау успе­ хов в дальнейшей учебе. — Служу Советскому Союзу! — взволнованно говорит воин. Затем выходит рядовой И. Иванов. Этот солдат с первого дня службы за­ рекомендовал себя старательным, тру­ долюбивым воином. Он с полной отда­ чей сил изучает военное дело, строго выполняет все приказы и распоряже­ ния командира. Изучив воинские уста­ вы. Иванов стал руководствоваться ими в своей практической деятельно­ сти. В учебе встречаются и трудности. Но воин не пасует перед ними, а преодо­ левает их упорством, настойчивым тру­ дом. Солдат уже сделал первые шаги в изучении военного дела, первую прак­ тическую стрельбу выполнил на «от­ лично». Один за другим выходят из строя воины и клянутся до последнего дыха­ ния быть преданными своему пароду, своей социалистической Родино и Со­ ветскому правительству. Многие из воинов, стоящие в строю, работали на (фабриках и заводах, в колхозах и сов­ хозах. Они настойчиво боролись за дальнейший под’ем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции . Свой труд, труд отцов, ма­ терей. ораиев и сестер, всего совет­ ского народа ценен и дорог для каждо­ го воина наших доблестных Вооружен­ ных Сил. Лейтенант А. АВ1РИЧЕВ. Наш кандидат в депутаты Североморского городского Совета ПОЧЕТНАЯ ПРОФЕССИЯ Благородна и сложна профессия вра- , ча. Она требует большого знания своего дела, огромной любви к людям. Малейшая неточность, упущение может стоить жиз­ ни человека. Но зато сколько радости, какое огромнее удовлетворение наступает, когда удается победить недуг, исполнить свой долг. Все эти чувства хорошо знакомы Алле Семеновне Андриановой, врачу-ординатору родильного дома. Сколько было в ее прак­ тике таких случаев, когда мать и ре­ бенок буквально находились в безнадеж­ ном состоянии. U тогда Алла Семеновна вступала в трудную, упорную, напряжен­ ную борьбу за жизнь. Нередко только глу­ бокие ее знания, профессиональное мас- тсрсгво. выдержка и настойчивость спа­ сали, дело. А. С. Андрианова родилась в 1925 г. в г. Таганроге в семье рабочего. Отец ее до революции был батраком, гнул спину ua чужих полях, в годы гражданской воины он партизанил, героически сра­ жался в легендарной армии Буденного, отстаивая независимость своей Родины и счастье семьи. Свой жизненный путь Алла Семенов­ на выбрала не случайно. Со школьных лет мечтала она о том. как станет вра­ чом, сколько пользы сможет принести тогда людям. II вот, наконец, мечта начинала осу­ ществляться. Окончив в 1945 году сред­ нюю школу, Андрианова уезжает в Ро­ стов-на-Дону и поступает в медицинский институт. Быстро и увлекательно проте­ кают занятия. Все меньше «секретов» остается для Аллы в сложной, медицин­ ской науке. Но не только кругом учебы ограничи­ ваются ее интересы. Как будущего вра­ ча. ео тянет к людям. Она много и с лю- бсьью занимается общественной работой. Еще находясь в школе, в 1944 г. всту­ пает Алла в комсомол, исполняет обязан­ ности члена комсомольского бк/ро. В ин­ ституте ее выбирают комсоргом, а затем членом курсового комсомольского бюро. Пожалуй, именно в процессе этой ра­ боты воспитывается у комсомолки Андриановой умение обращаться с людь­ ми. Это очень важное качество для вра­ ча. Быстро пролетели шумные студенте- скне годы. В 1950 году институт окон­ ч и . На руках у Аллы диплом врача. В этом же году она по назначению выезжает в Заполярье. После прохожде­ ния специализации в родильном отделе­ нии при Мурманской областной больнице Алла Семеновна Андрианова обосновывает­ ся в Североморске. Вот и место работы — Североморский родил 1 /ный дом. С трепетом переступил молодой врач порог этого здания. За прочность своих знаний она не сомнева­ лась. Но сумеет ли она их применить на практике, окажется ли достойна своего высокого назначения, оправдает ли дове­ рие? А. С. АНДРИАНОВА. Прошло нять лет. как Алла Семеновна находится на своем посту, а в ее прак­ тике не было еще ни одного несчастного случая. Заслуженным авторитетом поль­ зуется опытный врач среди населе­ ния. тепло отзываются о ней жители Се- веи>морска. К ней идут за консульта­ цией, на лечение, а то и просто за сове­ том. Отзывчивой, большой душой обладает в;>ач Андрианова. Но первому зову спе­ шит она на помощь, всегда помня о в ы ­ сокой чести н призвании в р а ч а . Часто глубокой ночью, когда завывает ветер, бушует вьюга, когда спит весь город, в квартире врача Андриановой раздаются Т 1 > е в о ж н ы й стук или звонки. Она знает: эту» пришли за ней. Нужно торопиться яа вызов. В такие минуты никакая погода не может остановить ее, беспокоит одно— как бы не опоздать. Сколько матерен обязаны своим сча­ стьем Алле Семеновне, ее своевремен­ ной помощи. Многие женщины с благо­ дарностью вспоминают врача. Попрежнсму много времени уделяет Андрианова общественной работе. До 1953 г. она была секретарем комсомоль­ ской организации. В настоящее время ее часто можно увидеть в различных уч­ реждениях: клубе, столовой, агитпункте выступающей с лекциями п беседами на медицинские темы. Трудящиеся 24 избирательного округа но выборам в Североморский городской Совет депутатов трудящихся единодушно 'выдвинули молодого врача кандидатом в депутаты. Алла Семеновна Андрианова вполне достойна этой высокой чести и сумеет оправдать доверие народа. I X. СТЕПАНОВА.' Без упрощений и послаблений Проводить занятия по специальности в обстановке, приближенной к боевой ними вещества-ми участки местности. * * ★ В развитии у воинов боевой активности и наступательного порыва огромная роль принадлежит сержантам. Долг сержантов— проводить занятия таким образом, чтобы они побуждали обучаемых мобилизовать всю свою волю, применить всю энергию и действовать смело, решительно, с полным напряжением сил. Боевая активность и высокий наступа­ тельный порыв — замечательные качест­ ва советских воинов. Развивать и совер- ставлен в пример другим. Преодолевает ли шепствовать в себе эти качества — ебя- воин проволочное заграждение, ведет ли заиность каждого советского воина, он бой в траншее или преследует против- 1 Полиовнин С. АЛЕШИН. 1? с л о ж н о й о б с т а н о в к е Задача была трудная и тем тщательнее готовились к ее вы­ полнению младший сержант Калугин, ефрейторы Васильев, Ар- теменко и другие воины. Действовать п р и ш л о с ь в сложной обстановке: незнакомая местность, плохая видимость. Воины, аш к о ти д а с ь ш) ш м ллг с у . настойчиво преодолевая препятствия большого и т р у д н о г о п у т и , и к назначенному времени п р и п ы л и в указанное им командиром место. За умелые действия воины били поощрен!.». Б МОЗГОВОЙ. Боевая учеба в мирное время направ­ лена на то. чтобы подготовить личный состав к всеиным де::с глтям в любых условиях. Поэтому севьезиое внимание должно быть обращено на практические усвоение моряками своего дела, на обра- бод-ку приемов в сложной обстановке. Нельзя мириться с таким положением, когда подготовка специалистов ведется в отрыве от решаемых подразделением. ко­ раблем задач. Естественно, что она не приносит почти никакой пользы, а толь­ ко вредит делу. Как-то старшине 1 статьи Базарину поручили провести с котельными маши­ нистами занятие на тему: «Расстройства в питании котла». Ста|ршина не подго­ товился к занятию, а его старший на­ чальник, чувствуя, что командир будет проверять учебу воинов, приказал База­ рину посвятить рассказ совершенно дру­ гой теме, которая была в этот момент неактуальной. Таким образом, драгоценное учебное время было потеряно да/ром. За такое «очковтирательство» База/рину и его покровителю пришлось отвечать перед командиром. Основной формой освоения боевой тех­ ники, правил ее эксплуатации являются занятия до специальности. Надо забо­ титься, чтобы оии были организованы методически правильно, на них использо­ вались наглядные пособия, схемы, пла­ каты и чертежи, а также непосредствен­ ные детали механизмов. Без этого учеба не достигнет своей цели. Старшина 1 статьи Веселов проводил занятие с личным составом другого под- расделения о переносных средствах борь­ бы с пожарами и водою. На первый взгляд может показаться, что тема про­ стая. особой подготовки не требует. Но моряк пошел по правильному пути. Он посоветовался с начальником, как лучше провести занятие. Реши .ни к этому делу привлечь умелых специалистов — под­ чиненных Веселова. Они демонстрировали воином, как нужно обращаться с метал­ лическими подпорами, раздвижными ком­ бинированными струбцинами, переносны­ ми пеногонами и т. д. Занятие прошло хорошо, матросы освоили все то. что мо­ жет потребоваться в боевой обстановке. Для большей действенности тренировок по борьбе за живучесть у нас создаются условия, которые могут сложиться в бое­ вой обстановке. С этой целью зачастую используются всевозможные средства имитации. При методически правильно поставленном обучении средства имита­ ции максимально приближают обстановку к боевой. Кчгк-то отрабатывались приемы туше­ ния пожаров в закрытом помещении. Командир аварийной партии давал ^ раз­ личные вводные. Воины брали необходи­ мые средства и бежали туда, где что-то должно гореть. На том дело и кончалось. Пришлось таксе «учение» прекратить. Оно кроме вреда ничего не давало. Коман­ диру аварийной партии было указано на ошибки. Последующая тренировка прошла ина­ че. Помещение наполнили дымом, и мо­ ряки вынуждены были действовать в ки­ слородных 1 гриборах. Люди страховались, шли вдзоем. одним словом, работали так. как щкиусмотрено соответствующими ин­ струкциями и наставлениями. Имитировать горящую электропроводку довольно трудно. Для этой цели можно применить бикфордов шнур. А один из .молодых офицеров предложил очень удобную и в то же время безопас­ ную имитацию. В помещении на палубу положили большой лист асбеста, на него провод, к которому подано питание от сварочного агрегата. Эффект пожара элек­ тропроводки получился полный. К тому же в случае ошибки со стороны матроса при ликвидации пожара это ничем не грозило eM iy. Таким образом, личный со­ став научился выполнять приемы на фактически горящем кабеле, будучи в ки­ слородных приборах. При решении очередных учебно-боевых задач встал вопрос об отработке раз­ личных действий в темноте. Этим мы за­ нимались ежедневно на всех закрытых постах. Начали с подготовки одиночного бойца. Матросу давалась вводная — при­ готовить заведьгваиие к действию. Воин с завязанными глазами начинал рабо­ тать. Сперва движения его были неуве­ ренными и медлительными. Постепенно дело пошло на лад. Моряки нашли для себя определенные ориентиры, привыкли многое распознавать не видя, по ощуще­ ниям. Одним словом, приноравливались к обстановке. Сейчас личный состав может при абсолютной темноте приготовить и Бгести в действие механизмы машинного или котельного отделения и т. д. Для котельных машинистов очень важно уметь быстро заменить неисправ­ ную водомерную колонку. Дело в том, что подобная неисправность вполне воз­ можна и, не исключено, что повлечет ла собой неприятные последствия. Сначала отрабатывали этот прием, когда котел не был в действии. При проверке установили, чте все воины перевыполняют норматив. Но это было неполное решение важного вопроса. Приняли все моры предосторож­ ности. установили с т р о г и й к о н т р о л ь за работой котла и приступили к выполне­ нию приема на действующей материаль- И вот на одном из последних выходов в море лопнуло стекло в колонке. Стар­ шина вахты Ермилов не растерялся и действовал четко и правильно. Надо только сказать, что он допустил ошибку несколько раньше. Получая запасные стекла со склада. Ермилов не осмотрел их, а оии были некачественными. Говоря о борьбе с водой, также следует напомнить об имитации. Нельзя допускать, чтобы па тренировках воины все время ставили подпоры в одних и тех же ме­ стах. Это, в конце концов, надоедает ма­ тросам, и они работают без особого под’е­ ма. Мы стараемся делать так. чтобы вои­ ны действовали в труднодоступных и неудобных местах и вода непременно по­ ступала в помещение. Это позволит в бою при необходимости быстро устранять по­ вреждения борта, переборок и т. д. В условиях боевых действий могут быть повреждены трассы электрокабелей, питающих корабельные механизмы. Яич­ ный состав в мирных условиях должен быть подготовлен к тому, чтобы суметь обеспечить приборы и механизмы энер­ гией, в частности, поставить боевые сростки. Эти действия мы также отра­ батываем. Хочется заметить, что отдельные на­ чальники пытаются избегать подачи пи­ тания по сросткам. Это не что иное, как упрощенчество, говорящее о непонимании некоторыми руководителями важности своего дела. На одном из кораблей был случай, когда в нужный момент воины не могли подать потребителю питание. Это яви­ лось следствием того, что тренировки там проводились Формально, и матросы не были подготовлены к устранению неис­ правностей. Позднее, наученные горьким опытом, моряки настойчиво осваивали практические приемы. Борясь с упрощениями в боевой подго­ товке. нельзя забывать, что ломать и портить боевую технику никому не по­ зволено. Необходимо проявлять разумную инициативу, изобретательность для соз­ дали!я имитаций повреждений, которые могут быть получены в бою, в то же вре­ мя обеспечивать п о с т о я н н у ю готовность к действию боевой техники и о р у ж и я . Лучшими помощниками офицеров в этом деле являются старшины. Им нуж­ но раз’яснпть и показать, какое большое лначенив имеет творческий подход к уче­ бе. Заинтересовавшись, они сделают мно­ го полезного. Долг командиров так oi*ra- ннговлть боевую учеГну моряков, чтобы она проходила без упрощений и послаб­ лений. Тогда личный состав скорее на­ учится решать любые задачи в борьбе с ной части. Старшина 1 статьи Балашов положил немало труда и хорошо натрени- врагами Советской Родины, ровал подчиненных. Сам он справляется Инженер-капитан-лейтенант с этой работой быстрее всех. 1 Ю. РОМАНОВСКИЙ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz