На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 февраля 1955 г., N 2 46 (5198). Боевая активность инаступательный порыв важнейшее условие победы в бою Беспредельная любовь и преданность социалистической Родине и Коммунисти ческой партии. мужество и отвага, высокая активность. • инициатива и сметка, непреклонная воля к победе — от личительные черты морального облика советского народа. Эти качества нашего народа определяются характером советско го общественного и государственного строя , господствующей в нашей стране социалистической идеологией. В творческой активности трудящихся, освобожденных Великой Октябрьской со циалистической (революцией от капитали стического рабства, В. И. Ленин видел жи вотворный источник могущества нашей Ро дины, залог победы коммунизма. Комму нистическая партия настойчиво пазвива- ет творческую активность и инициативу народных масс, оказывает широкую под держку всему новому, передовому, что способствует нашему движению вперед, к КОММУНИЗМУ. Советские Вооруженные Силы состав ляют - неот'емлемун? часть социалистиче ского государства, являются детищем со ветского народа. Они впитали в себе луч шие качества советского народа, народа- труженика. народа-героя. Постоянно про являя заботу о политическом и воинском воспитании личного состава Советских Во оруженных Сил, Коммунистическая пар тия развивает у наших воинов такие мо- иально-боевые качества, как храбрость, отвага, незнание страха в бою. стойкость и выносливость, дисциплинированность и бдительность. Вся жизнь и боевая деятель ность Советских Вооруженных Сил пропи тана, духом активности, творчества и ини циативы. Высокой активностью во всех вшах боя, неудержимой стремительностью в наступлении отличались действия совет ских воинов в годы Великой Отечествен ной войны. Ни Я|ростное сопротивление врага, ни его многочисленные укрепления и препятствия, ни мощный огонь — ничто не могло ослабить стремительного натиска советских войск. Все грандиозные по своим масштабам и темпам операции осу ществлялись Советскими Вооруженными Силами в различных условиях погоды и местности — зимой и летом, в весеннюю и осенпюю распутицу. Наши войска ус пешно Форсировали крупные .речные пре грады. преодолевали горные массивы, за болоченные участки, наступали на леси стой местности. Боевая активность советских воинов находила свое яркое выражение в дерзких вылазках советских разведчиков, не да вавших покоя противнику, в метком огне артиллеристов и минометчиков, в реши тельном преодолении заграждений и пре пятствий, устраиваемых врагом, в сокру шительном огне и смелом маневре танки стов, в мощных ударах летчиков, в уме лых действиях саперов и моряков, воинов всех родов войск. Советские воины по стоянно стремились сблизиться с против ником. уничтожить его или взять в плен. Вспомним, например, как действовали в (Ьевой обстановке советские пехотинцы. Они Форсировали под огнем врага широ кие реки, совершали трудные обходные маневры по топким болотам, вместе с артиллеристами тащили на себе пушки, совместно с саперами проделывали про ходы в минных полях и проволочных за граждениях, т>ука об руку с моряками дра лись на берегу, занятом врагом, на бпоне танков устремлялись в п р о р ы в , расширяя брешь в оборопе противника. В высокой боевой активности советских воинов, стремительности if решительности их действий ярко проявились их полити ческая сознательность, беспредельная пре данность Родине, высокое боевое мастер ство, знание сильных тт слабых с т о ро н противника, умение зо конца испозьзо- вать все возможности первоклассной со ветской боевой техники. # * * В послевоенное время произошли ог ромные изменения в развитии техниче ских средств борьбы. Появление нового оружия и техники повысило ударную и огневую мощь армий. Больше чем когда- либо имеются теперь возможности для нанесения ударов по флангам и тылам противника, для ведения успешных бое вых действий в любое время суток, п р и . любой погоде и на различной местности. Важное значение в современном бою приобретает маневр. Сосредоточение сил и средств на избранном направлении про рыва, наращивание у с и л и й в ходе Роя, отражение контратак противника и раз витие успеха немыслимы без умения войск осуществлять искусный маневр на поле боя. Маневренный и скоротечный характер современного боя поднимает на о гром ную в ы с о т у значение боевой активности каж дого солдата и сержанта, их умения дей ствовать решительно и быстро. Из уме лых и активных действий каждого воина складывается боевой успех отделений и расчетов, взвозов и р о т . Чем активнее действуют воины на поле боя, чем выше их наступательный порыв, тем маневрен- нее подразделение, тем значительнее сила его ударов по врагу. Активные действия воинов, их высокий наступательный по выв позволяют упреждать противника, срывать осуществление его замыслов, удерживать инициативу в своих руках, смело навязывать врагу свою волю. Лаже хороший замысел командира не принесет успеха, если солдаты будут ггретвоолть его в живнь без золжной активности, быст роты и стремительности. Боевой устав пехоты указывает, что успешное выполнение боевых задач под разделениями обеспечивается, наряду с д ру ги м и Факторами, активными, смелы ми и инициативными действиями всех военнослужащих. Известно, что после преодоления инже нерных заграждении противника отделе ние развертывается в цепь и, ведя огонь in ходу. продолл:ает движение в направ лении об’екта атаки. Приблизившись к переднему краю обороны противника на 25— 30 метров, отделение ли команде своего командира забрасывает траншею врага р у ч н ы м и гранатами я <• к р и к о м «ура!» врывается на передний край обо роны противника, уничтожает его па ходу огнем, гранатами, штыками и, не задерживаясь, под прикрытием огня артиллерии вслед за танками ‘продолжает атаку в указанном направлении, поражая живую силу и уничтожая технику зпага во второй и последующих траншеях. Для успешного решения боевой задачи необходимо, чтобы каждый воин с пол ным напряжением сил всеми способами и средствами уничтожал врага, чтобы он не задерживался перед прозолоч- нымн заграждениями, умело использо вал свое оружие, продвигался быстро вперед. Легко представить себе, к чему могут привести, например, потеря темпа наступления, медлительность в использо вании о р у ж и я или в броске на вражескую траншею. Это даст возможность против нику оправиться от огневого удара нашей артиллерии, позволит ему отсечь пехоту от танков, что может привести к большим потерям и невыполнению боевой задачи. Активность предполагает постоянное боевое напряжение воина, направленное на достижение победы над врагом, на об разцовое выполнение приказа командира. Она включает в себя инициативу, наход-. чивость, постоянную бдительность, высо кие темпы наступления и преследования противника. В атаке равнение должно быть только по передним. Никто не имеет права отставать. Успешное продвижение вперед хотя бы одного воина должно быть немедленно поддержано д р у г и м и солдата ми и отделением в целом. Одной нашей гвардейской части, дейст вовавшей на Карельском фронте, предстоя ло овладеть мощным вражеским о п о р н ы м пунктом. С фронта он был неприступ ным.' Гвардейцы, совершив т р у д н ы й обход ный маневр по лесисто-болотистой мест ности, одновременно атаковали его с Флан гов и фропта. Фашисты открыли по гвар дейцам сильный огонь. Только стремитель ный бросок мог принести победу. Мгно венно оценив обстановку, рядовой Колосов устремился через проход в минном поле к п ро в о л о ч н о м у запраждению. набросил на проволоку поднятую с земли д о с к у и . преодолевая заграждение. открыл по Фашистам огопь из своего автомата. При меру коммуниста Колосова последовали асе солдаты. Они подорвали проволочное за граждение грапатами и прорвались к вра жеской позиции. Начался яростный рукопашный бой в траншеях. Комсо мольцы Белавин и Сивков, первыми вор вавшиеся в логово врага, унпЧТоаши семь гитлеровцев. Внезапно но гвапд-Гмым открыл огонь пулемет из ожившего дота. Гвардии рядовой Рыбальченко подполз к доту и бросил в амбразуру с в я з к у гранат. Дот умолк. Среди фашистов началась па ника. Они не успели даже взорвать мост через противотанковый ров: настолько поспешным было их отступление. С мини мальными потерями наше подразделение решило стоящую перед ним задачу. Что принесло успех солдатам? Прежде всего высокий наступательный порыв, ак тивные* безостановочные действия всех воинов. Наши солдаты были полны реши мости преодолеть все т р у д н о с т и , разбить противника и добиться победы. Уничтожение живой силы врага и его техники — главная цель боя. Решение «разгромить противника должно быть бес поворотно и доведено до конца. А спра виться с этой задачей может только силь ный духом воин. Солдат, обладающий вы сокими морально-боевыми качествами, не растеряется в самой сложной и опасной обстановке, сделает все. чтобы выйти из боя победителем. Быть активным, решительным в бою— значит умело использовать всю мощь своего оружия. Солдат в состоянии дейст вовать смело, стремительно, но в то же время без суеты только тогда, когда он является мастером своего дела, х о р о ш о знает и умело использует вверенную ему технику и оружие. В современном бою воину придется встретиться с технически сильным и коварным противником. Для того, чтобы затруднить продвижение советских войск и нанести им потери, враг будет вести губи тельный огонь из всех имеющихся у него средств, устраивать минные поля и проволочные заграждения, различные сюр призы, применять контратаки пехоты и танков, использовать новейшую боевуш технику. Все это потребует от советских воинов сноровки, смелости, инициативы, решительности действий, большого напря жения моральных и физических сил. Огромную роль в бою играет строгая воинская дисциплина. И быстрый темп атаки, и искусное сочетание огня * ма невра, и упреждение противника в за хвате выгодных рубежей возможны лишь тогда, когда действия солдат подчинены единой воле командира, когда каждый во ин беспрекословно и точно выполняет его приказ. Однако это не только не исключает частного почина, предприимчивости вои на, его инициативы, а. наоборот, предпо лагает их. Инициатива — это и есть стремление как можно лучше выполнить приказ начальника. Инициативные дейст вия. основанные на ясном понимании цели боя и направленные к успешному реше нию задачи. — одно из проявлений соз нательного выполнения воинами своего долга перед Родиной. Воин, проявивший разумную инициативу, должен быть по- ника, — он всегда должен действовать инициативно и настойчиво. Особенно высокие требования в этом отношении пред’являются к сержантам. Опыт войны наглядно пок иыгает, что смелость, инициатива и активность коман диров отделений оказывали решающее влияние на исход боя. В одном из б>ев наши воины высадились на берег, заня тый противником. Сольаты один за д р у г и м спрыгивали с катеров и барж ?. в о д у . Мокрые с головы до ног. они под огнем противника выбегали на вражеский берег, окапывались, вели огонь по гитлеровцам. Завязал-ся тяжелый бой. Шаг за шагом наши воины продвигались вперед, расши ряя захваченный плацдарм. За дерсшей наступавшее подразделение вынуждено бы ло залечь. Парторг роты старший сержант Болванов, быстро оценив обстановку, при нял смелое решение. Он встал и с к р и к о м «За мной!» стремительно бросился вперед. Его примеру последовали другие солдаты. Они уничтожили вражеских пу леметчиков и орудийный расчет грана тами и овладели п у ш к о й . Рота снова уст ремилась вперед. Инициатива и реши тельность Белванова обеспечили победу. Боевая активность и решительность не приходят к воину сами собой, они разви ваются и совершенствуются в повседнев ной учебе и службе. Для воспитания этих качеств необходимы упорная тренировка, настойчивость п р и изучении военного де ла. Кто по-настоящему овладевает военным делом, не ленится на занятиях, не жале ет сил на преодоление трудностей в учебе, тот быстро закалит себя, выработает в се бе стойкий и твердый характер. Надо быть требовательным к себе, непримиримым к недостаткам, мужественно и стойко пе реносить т р у д н о с т и походно-боевой жиз ни. Действовать на занятиях активно — значит действовать, как в бою, как требу ет дело победы. Однако некоторые .-олдаты отходят иногда от этого правила. '<В 5ою, конечно, — рассуждают они, — чадо дей ствовать с полным напряжением сил, а зачем это делать на занятиях в мирное время?». Такие рассуждения неверны. Ес- ли солдат на занятиях нерасторопен, мед ленно действует, то и в бою в трудный мо мент он может растеряться перед каюй- либо неожиданностью. На одном из занятий отделение сержан та Тихонова заняло выгодный рубеж. Все солдаты немедленно стали окапываться, один лишь ря д о в о й Павлов не посчитал нужным это сделать. «Мне никто не пги- казывал». — заявил он. А между тем солдат, хорошо знающий требования уста вов, не будет ожидать особого приказания, чтобы окопаться. В наступлении он под держит своим огнем передвижение р у ч н о го пулемета. Наступая за танком, солдат использует его продвижение для броска вперед, поможет ему преодолеть препятст вия и заграждения. Если ря д о м «еГктг-ует орудие, он будет помогать апгнллепнетам находить цели, использует его огонь тля успешного выполнения своей задачи. Это и значит действовать активно, согласован но с другими воинами и подразделениями. Вырабатывать в себе активность — зна чит учиться действовать в любых у с л о в и я х , днем и ночыо. Ночь — хороший со юзник для обученного и смелого воина. Иод ее покровом может быть наиболее у с - пешпо достигнута внезапность. В тем ноте легче незаметно подобраться к п р о т и в н и к у , атаковать его, ворваться в его расположение и добиться победы. Ночные действия стали обычными в современном бою. Учиться и с к у с с т в у действовать ночыо — обязанность каждого воина. Когда командир усложняет на занятиях обстановку, он тем самым проявляет забо ту о воинах, о том, чтобы они приобрели нужные навыки, у ч и л и с ь быть находчи выми, отважными и решительными. И ка кое бы задание ни было получено воином, он должен выполнять его так, -гак делал бы это в бою. Ничто так не придает воину мужества, как уверенность в своих силах, в мощи своего оружия, как отличное знание совре менных приемов борьбы с противником. Отлично подготовленному воину не страш ны никакие трудности. Когда потребуется, он и обезвредит вражескую мину, ч сде лает проход в проволочном заграждении противника, и сумеет внезапно напасть на него. Умение — мать победы. И именно поэтому каждый воин должен в совершен стве осваивать все то, чему его учат командиры, непрерывно совершенствовать своп знания и практические навыки. В условиях применения п р о т ч зн и к о м атомного оружия выполнение боевой за дачи не прекращается. По сигналу атом ной тревоги следует привести табельные индивидуальные средства противохимиче ской защиты в состояние «наготове» и продолжать выполнять приказ командира. Нужно хорошо помнить, что лучшим спо собом действий по сигналу атомной трего- ги является быстрое сближение с против ником. Для поддержания высокого темпа наступления в условиях применения атом ного оружия воин должен уметь хорошо применяться к местности, исполмовать воронки, канавы, кюветы, насыпи, быст ро преодолевать зараженные радиоактив- Клятва Родине Стройными рядами с оружием в ру- кдх стоят воины. Они построились по случаю торжественного праздника — принятия Военной присяги. Взгляд воинов бодр. Каждый сознает, что при нятие Присяги обязывает служить при мерно. не щадя сил и самой жизни за щищать великие завоевания народа, ин тересы Родины. II каждый готов с че стью выполнять воинский долг. С кратким словом выступил коман дир. Офицер говорил войной о славной истории Присяга, подчеркнул, что она призывает советского воина преданно служить Родине, горячо любить ее и вееми силами души ненавидеть ею вра гов. — Рядовой Егоров Михаил Василье вич, выйти из строя! — приказал офицер. Четким строевым шагом североморец вышел из строя. Он взял текст Прися ги и стал читать: — Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил. принимаю присягу и торжественно клянусь... Егоров читает дальше текст Прися ги. Строже делается его лицо, крепче сжимает он введаиное Родиной ору жие. Ведь воин сегодня принимает на себя высокие обязанности защитника Родины, заявляет о своей личной от ветственности за охрану се. Он клянет ся защищать социалистические завое вания, обязуется служить и действовать в духе требований и правпл, которые записаны в Присяге. Прочитав текст, Егоров расписался, что Присяга принята. Офицер горячо поздравил солдата и пожелал е>ау успе хов в дальнейшей учебе. — Служу Советскому Союзу! — взволнованно говорит воин. Затем выходит рядовой И. Иванов. Этот солдат с первого дня службы за рекомендовал себя старательным, тру долюбивым воином. Он с полной отда чей сил изучает военное дело, строго выполняет все приказы и распоряже ния командира. Изучив воинские уста вы. Иванов стал руководствоваться ими в своей практической деятельно сти. В учебе встречаются и трудности. Но воин не пасует перед ними, а преодо левает их упорством, настойчивым тру дом. Солдат уже сделал первые шаги в изучении военного дела, первую прак тическую стрельбу выполнил на «от лично». Один за другим выходят из строя воины и клянутся до последнего дыха ния быть преданными своему пароду, своей социалистической Родино и Со ветскому правительству. Многие из воинов, стоящие в строю, работали на (фабриках и заводах, в колхозах и сов хозах. Они настойчиво боролись за дальнейший под’ем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции . Свой труд, труд отцов, ма терей. ораиев и сестер, всего совет ского народа ценен и дорог для каждо го воина наших доблестных Вооружен ных Сил. Лейтенант А. АВ1РИЧЕВ. Наш кандидат в депутаты Североморского городского Совета ПОЧЕТНАЯ ПРОФЕССИЯ Благородна и сложна профессия вра- , ча. Она требует большого знания своего дела, огромной любви к людям. Малейшая неточность, упущение может стоить жиз ни человека. Но зато сколько радости, какое огромнее удовлетворение наступает, когда удается победить недуг, исполнить свой долг. Все эти чувства хорошо знакомы Алле Семеновне Андриановой, врачу-ординатору родильного дома. Сколько было в ее прак тике таких случаев, когда мать и ре бенок буквально находились в безнадеж ном состоянии. U тогда Алла Семеновна вступала в трудную, упорную, напряжен ную борьбу за жизнь. Нередко только глу бокие ее знания, профессиональное мас- тсрсгво. выдержка и настойчивость спа сали, дело. А. С. Андрианова родилась в 1925 г. в г. Таганроге в семье рабочего. Отец ее до революции был батраком, гнул спину ua чужих полях, в годы гражданской воины он партизанил, героически сра жался в легендарной армии Буденного, отстаивая независимость своей Родины и счастье семьи. Свой жизненный путь Алла Семенов на выбрала не случайно. Со школьных лет мечтала она о том. как станет вра чом, сколько пользы сможет принести тогда людям. II вот, наконец, мечта начинала осу ществляться. Окончив в 1945 году сред нюю школу, Андрианова уезжает в Ро стов-на-Дону и поступает в медицинский институт. Быстро и увлекательно проте кают занятия. Все меньше «секретов» остается для Аллы в сложной, медицин ской науке. Но не только кругом учебы ограничи ваются ее интересы. Как будущего вра ча. ео тянет к людям. Она много и с лю- бсьью занимается общественной работой. Еще находясь в школе, в 1944 г. всту пает Алла в комсомол, исполняет обязан ности члена комсомольского бк/ро. В ин ституте ее выбирают комсоргом, а затем членом курсового комсомольского бюро. Пожалуй, именно в процессе этой ра боты воспитывается у комсомолки Андриановой умение обращаться с людь ми. Это очень важное качество для вра ча. Быстро пролетели шумные студенте- скне годы. В 1950 году институт окон ч и . На руках у Аллы диплом врача. В этом же году она по назначению выезжает в Заполярье. После прохожде ния специализации в родильном отделе нии при Мурманской областной больнице Алла Семеновна Андрианова обосновывает ся в Североморске. Вот и место работы — Североморский родил 1 /ный дом. С трепетом переступил молодой врач порог этого здания. За прочность своих знаний она не сомнева лась. Но сумеет ли она их применить на практике, окажется ли достойна своего высокого назначения, оправдает ли дове рие? А. С. АНДРИАНОВА. Прошло нять лет. как Алла Семеновна находится на своем посту, а в ее прак тике не было еще ни одного несчастного случая. Заслуженным авторитетом поль зуется опытный врач среди населе ния. тепло отзываются о ней жители Се- веи>морска. К ней идут за консульта цией, на лечение, а то и просто за сове том. Отзывчивой, большой душой обладает в;>ач Андрианова. Но первому зову спе шит она на помощь, всегда помня о в ы сокой чести н призвании в р а ч а . Часто глубокой ночью, когда завывает ветер, бушует вьюга, когда спит весь город, в квартире врача Андриановой раздаются Т 1 > е в о ж н ы й стук или звонки. Она знает: эту» пришли за ней. Нужно торопиться яа вызов. В такие минуты никакая погода не может остановить ее, беспокоит одно— как бы не опоздать. Сколько матерен обязаны своим сча стьем Алле Семеновне, ее своевремен ной помощи. Многие женщины с благо дарностью вспоминают врача. Попрежнсму много времени уделяет Андрианова общественной работе. До 1953 г. она была секретарем комсомоль ской организации. В настоящее время ее часто можно увидеть в различных уч реждениях: клубе, столовой, агитпункте выступающей с лекциями п беседами на медицинские темы. Трудящиеся 24 избирательного округа но выборам в Североморский городской Совет депутатов трудящихся единодушно 'выдвинули молодого врача кандидатом в депутаты. Алла Семеновна Андрианова вполне достойна этой высокой чести и сумеет оправдать доверие народа. I X. СТЕПАНОВА.' Без упрощений и послаблений Проводить занятия по специальности в обстановке, приближенной к боевой ними вещества-ми участки местности. * * ★ В развитии у воинов боевой активности и наступательного порыва огромная роль принадлежит сержантам. Долг сержантов— проводить занятия таким образом, чтобы они побуждали обучаемых мобилизовать всю свою волю, применить всю энергию и действовать смело, решительно, с полным напряжением сил. Боевая активность и высокий наступа тельный порыв — замечательные качест ва советских воинов. Развивать и совер- ставлен в пример другим. Преодолевает ли шепствовать в себе эти качества — ебя- воин проволочное заграждение, ведет ли заиность каждого советского воина, он бой в траншее или преследует против- 1 Полиовнин С. АЛЕШИН. 1? с л о ж н о й о б с т а н о в к е Задача была трудная и тем тщательнее готовились к ее вы полнению младший сержант Калугин, ефрейторы Васильев, Ар- теменко и другие воины. Действовать п р и ш л о с ь в сложной обстановке: незнакомая местность, плохая видимость. Воины, аш к о ти д а с ь ш) ш м ллг с у . настойчиво преодолевая препятствия большого и т р у д н о г о п у т и , и к назначенному времени п р и п ы л и в указанное им командиром место. За умелые действия воины били поощрен!.». Б МОЗГОВОЙ. Боевая учеба в мирное время направ лена на то. чтобы подготовить личный состав к всеиным де::с глтям в любых условиях. Поэтому севьезиое внимание должно быть обращено на практические усвоение моряками своего дела, на обра- бод-ку приемов в сложной обстановке. Нельзя мириться с таким положением, когда подготовка специалистов ведется в отрыве от решаемых подразделением. ко раблем задач. Естественно, что она не приносит почти никакой пользы, а толь ко вредит делу. Как-то старшине 1 статьи Базарину поручили провести с котельными маши нистами занятие на тему: «Расстройства в питании котла». Ста|ршина не подго товился к занятию, а его старший на чальник, чувствуя, что командир будет проверять учебу воинов, приказал База рину посвятить рассказ совершенно дру гой теме, которая была в этот момент неактуальной. Таким образом, драгоценное учебное время было потеряно да/ром. За такое «очковтирательство» База/рину и его покровителю пришлось отвечать перед командиром. Основной формой освоения боевой тех ники, правил ее эксплуатации являются занятия до специальности. Надо забо титься, чтобы оии были организованы методически правильно, на них использо вались наглядные пособия, схемы, пла каты и чертежи, а также непосредствен ные детали механизмов. Без этого учеба не достигнет своей цели. Старшина 1 статьи Веселов проводил занятие с личным составом другого под- расделения о переносных средствах борь бы с пожарами и водою. На первый взгляд может показаться, что тема про стая. особой подготовки не требует. Но моряк пошел по правильному пути. Он посоветовался с начальником, как лучше провести занятие. Реши .ни к этому делу привлечь умелых специалистов — под чиненных Веселова. Они демонстрировали воином, как нужно обращаться с метал лическими подпорами, раздвижными ком бинированными струбцинами, переносны ми пеногонами и т. д. Занятие прошло хорошо, матросы освоили все то. что мо жет потребоваться в боевой обстановке. Для большей действенности тренировок по борьбе за живучесть у нас создаются условия, которые могут сложиться в бое вой обстановке. С этой целью зачастую используются всевозможные средства имитации. При методически правильно поставленном обучении средства имита ции максимально приближают обстановку к боевой. Кчгк-то отрабатывались приемы туше ния пожаров в закрытом помещении. Командир аварийной партии давал ^ раз личные вводные. Воины брали необходи мые средства и бежали туда, где что-то должно гореть. На том дело и кончалось. Пришлось таксе «учение» прекратить. Оно кроме вреда ничего не давало. Коман диру аварийной партии было указано на ошибки. Последующая тренировка прошла ина че. Помещение наполнили дымом, и мо ряки вынуждены были действовать в ки слородных 1 гриборах. Люди страховались, шли вдзоем. одним словом, работали так. как щкиусмотрено соответствующими ин струкциями и наставлениями. Имитировать горящую электропроводку довольно трудно. Для этой цели можно применить бикфордов шнур. А один из .молодых офицеров предложил очень удобную и в то же время безопас ную имитацию. В помещении на палубу положили большой лист асбеста, на него провод, к которому подано питание от сварочного агрегата. Эффект пожара элек тропроводки получился полный. К тому же в случае ошибки со стороны матроса при ликвидации пожара это ничем не грозило eM iy. Таким образом, личный со став научился выполнять приемы на фактически горящем кабеле, будучи в ки слородных приборах. При решении очередных учебно-боевых задач встал вопрос об отработке раз личных действий в темноте. Этим мы за нимались ежедневно на всех закрытых постах. Начали с подготовки одиночного бойца. Матросу давалась вводная — при готовить заведьгваиие к действию. Воин с завязанными глазами начинал рабо тать. Сперва движения его были неуве ренными и медлительными. Постепенно дело пошло на лад. Моряки нашли для себя определенные ориентиры, привыкли многое распознавать не видя, по ощуще ниям. Одним словом, приноравливались к обстановке. Сейчас личный состав может при абсолютной темноте приготовить и Бгести в действие механизмы машинного или котельного отделения и т. д. Для котельных машинистов очень важно уметь быстро заменить неисправ ную водомерную колонку. Дело в том, что подобная неисправность вполне воз можна и, не исключено, что повлечет ла собой неприятные последствия. Сначала отрабатывали этот прием, когда котел не был в действии. При проверке установили, чте все воины перевыполняют норматив. Но это было неполное решение важного вопроса. Приняли все моры предосторож ности. установили с т р о г и й к о н т р о л ь за работой котла и приступили к выполне нию приема на действующей материаль- И вот на одном из последних выходов в море лопнуло стекло в колонке. Стар шина вахты Ермилов не растерялся и действовал четко и правильно. Надо только сказать, что он допустил ошибку несколько раньше. Получая запасные стекла со склада. Ермилов не осмотрел их, а оии были некачественными. Говоря о борьбе с водой, также следует напомнить об имитации. Нельзя допускать, чтобы па тренировках воины все время ставили подпоры в одних и тех же ме стах. Это, в конце концов, надоедает ма тросам, и они работают без особого под’е ма. Мы стараемся делать так. чтобы вои ны действовали в труднодоступных и неудобных местах и вода непременно по ступала в помещение. Это позволит в бою при необходимости быстро устранять по вреждения борта, переборок и т. д. В условиях боевых действий могут быть повреждены трассы электрокабелей, питающих корабельные механизмы. Яич ный состав в мирных условиях должен быть подготовлен к тому, чтобы суметь обеспечить приборы и механизмы энер гией, в частности, поставить боевые сростки. Эти действия мы также отра батываем. Хочется заметить, что отдельные на чальники пытаются избегать подачи пи тания по сросткам. Это не что иное, как упрощенчество, говорящее о непонимании некоторыми руководителями важности своего дела. На одном из кораблей был случай, когда в нужный момент воины не могли подать потребителю питание. Это яви лось следствием того, что тренировки там проводились Формально, и матросы не были подготовлены к устранению неис правностей. Позднее, наученные горьким опытом, моряки настойчиво осваивали практические приемы. Борясь с упрощениями в боевой подго товке. нельзя забывать, что ломать и портить боевую технику никому не по зволено. Необходимо проявлять разумную инициативу, изобретательность для соз дали!я имитаций повреждений, которые могут быть получены в бою, в то же вре мя обеспечивать п о с т о я н н у ю готовность к действию боевой техники и о р у ж и я . Лучшими помощниками офицеров в этом деле являются старшины. Им нуж но раз’яснпть и показать, какое большое лначенив имеет творческий подход к уче бе. Заинтересовавшись, они сделают мно го полезного. Долг командиров так oi*ra- ннговлть боевую учеГну моряков, чтобы она проходила без упрощений и послаб лений. Тогда личный состав скорее на учится решать любые задачи в борьбе с ной части. Старшина 1 статьи Балашов положил немало труда и хорошо натрени- врагами Советской Родины, ровал подчиненных. Сам он справляется Инженер-капитан-лейтенант с этой работой быстрее всех. 1 Ю. РОМАНОВСКИЙ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz