На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.

10 февраля 1955 г.. № 34 (5186^ Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 З А С Е Д А Н И Я В Е Р Х О В Н О Г О С О В Е Т А С С С Р О международном положении и внешней политике Правительства СССР Доклад Первого Заместителя Председателя Совета Министров и Министра Иностранных Дел СССР депутата В. М . М О Л О Т О В А (Продолжение. Нач. см. «На страже Заполярья» за 9 февраля 19эЗ г.). В то время, как позиция Соединенных Штатов в вопросе о Тайване ведет к созда­ нию угрозы сохранению мира и к увели­ чению напряженности б международных отношениях, позиция СССР и в данном случае соответствует интересам уменьше­ ния международной напряженности и на­ правлена на укрепление мира на Дальнем Востоке. Разумеется, мы имеем в виду такое уменьшение международной напряженно­ сти, которое возможно не за счет подрыва и урезывания свободы и национальных прав того или другого государства, того или другого народа, а при обеспечении и возможном укреплении этих демократиче­ ских прав, как этого требуют интересы прогресса в жизни государств и народоз. При всей важности упомянутых собы­ тий в Азии, не приходится считать, что положение в Европе может быть отодви­ нуто на второй план. Достаточно напомнить о парижских сог­ лашениях, чтобы оценить остроту создав­ шегося здесь положения. Не требуется доказывать, что со време­ ни окончания второй мировой войны в центре всех послевоенных проблем Евро­ пы встал германский вопрос. Казалось бы, что десятилетний срок со времени оконча­ ния войны — достаточный период, чтобы для решения германской проблемы были намечены ясные пути и средства. Тем не менее, дело обстоит не так. Если во время войны и сразу после ее окончания все государства антигитлеров­ ской коалиции согласились с тем, что их общей главной задачей является обеспе­ чить развитие Германии как единого? ми­ ролюбивого и демократического государ­ ства, то уже в первые годы после оконча­ ния войны обнаружилось, что не все эти государства действительно 9 стремятся к этим целям. Для одних государств, к ко­ торым относится СССР, это было и остает­ ся основой их политики в германском воп­ росе. Для других же государств это были только слова, под которыми они поставили свои подписи, не думая всерьез выполнять подписанные ими соглашения. Советский Союз стоял и стоит за выпол­ нение основной задачи международных сог­ лашений, подписанных в Ялте и Потсдаме. Дело идет не о тех или иных параграфах этих соглашений, — многие из них уже никому не нужны, так как события давно через них перешагнули. Однако, основную проблему, как она была поставлена в этих важнейших международных соглашениях,— проблему восстановления единства Герма­ нии как действительно миролюбивого и де­ мократического государства, — нельзя снять с порядка дня, если нам дороги ин­ тересы мира и свободы народов Европы. Эта проблема будет стоять до тех пор, пока не будет решена в соответствии с интере­ сами укрепления мира в Европе и, вместе с тем, с должным учетом интересов нацио­ нального возрождения единой демократи­ ческой Германии. Растущие миролюбивые силы германского народа находят свою на­ дежную опору в Германской Демократиче­ ской Республике, непоколебимо отстаива­ ющей дело восстановления единства Гер­ мании. (Аплодисменты). В этой связи следует рассматривать и вопрос о парижских соглашениях. Как в отвергнутом проекте «европейско­ го оборонительного сообщества», так и в парижских соглашениях дело сводится, в конце ^концов, к одному и тому же: как первый, так и второй проект открывают ворота возрождению германского милита­ ризма в Западной Германии и включению ремилитаризованной Западной Германии в агрессивные военные группировки запад­ ных государств. Не велико различие между ними: раньше предполагалось включить за­ падногерманскую армию в так называемую «европейскую армию», а по парижским соглашениям — в «западноевропейскую армию». На это можно сказать одно: «хрен редьки не слаще, уголь сажи не белей». (Смех, аплодисменты). Все это делается в прямое нарушение известных международных соглашений, под которыми стоят подписи четырех великих держав и которые имеют целью недопуще­ ние возрождения германского милитаризма. Это является также грубым нарушением как англо-советского, так и франко-совет­ ского договоров, согласно которым Англия и Франция обязались совместно с СССР принимать меры против возможности новой германской агрессии, а также обязались не участвовать в военных группировках, Никакая клевета и лживые измышления не смогут скрыть от народов того факта, что Советский Союз вздет последователь­ ную борьбу за мир. за обеспечение кол­ лективной безопасности в Европе. Советский проект договора о коллектив­ ной безопасности для всех европейских государств, независимо от различий в их общественном и государственном устрой­ стве, хорошо известен. Он встретил под­ держку со стороны целого ряда государств Европы и нашел живейший отклик во всех странах, в том числе и в тех из них, где правящие круги стараются замолчать предложения Советского Союза о коллек­ тивной безопасности, а зачастую и прямо извращают смысл этих предложений. Советское правительство выразило го­ товность обсудить и другие предложения о коллективной безопасности в Европе. В этих целях оно предложило созвать Обще­ европейское совещание и там рассмотреть как советский ттроект, так ж другие воз- направленных против Советского Союза. Попирая важнейшие международные сог­ лашения и договоры, подписанные вместе с СССР, Соединенные Штаты Америки, Англия и Франция все делают для того, чтобы протащить ратификацию и ускорить осуществление парижских соглашении. С большим скрипом проходят парижские соглашения через европейские парламенты. Достаточно сказать, что, несмотря на весь нажим извне и на все угрозы, кото­ рые идут со стороны Соединенных Штатов против тех, кто не верит в необходимость парижских соглашений, во французском парламент^ лишь меньшинство депутатов голосовало за одобрение парижских согла­ шений. В английском парламенте также лишь меньшинство депутатов согласилось голосовать ?а парижские соглашения. При этом фракция лейбористов, как известно, решила полностью воздержаться при го­ лосовании. В самой Западной Германии все основные профсоюзные и партийные массо­ вые организации рабочего класса, по кото­ рым, в известной мере, можно судить о действительных настроениях большинства германского народа, решительно высказа­ лись против парижских соглашений и про­ тив ремилитаризации, поскольку герман­ ский народ, естественно, не может забыть о тягчайших для Германии последствиях двух мировых войн. В таком случае, чего могут стоить па­ рижские соглашения, навязываемые извне, осужденные и отвергаемые народами Ев­ ропы? Тем не менее, нельзя недооценивать от­ рицательных и прямо опасных последствий парижских соглашений, в случае их рати­ фикации и осуществления. Опасность ратификации парижских со­ глашений для народов Европы заключает­ ся в том, что эти соглашения служат не целям^укрепления мира, а целям подго­ товки войны. Разве мало авантюристов среди сторонников «политики силы», кото­ рые так стремятся объединиться с оголте­ лыми реваншистами и милитаристами в Западной Германии? Надо считаться также с тем, что ратифи­ кация парижских соглашений нанесет тяг­ чайший удар но национальным интересам германского народа. В случае ратификации парижских сог­ лашений, они станут главным препятст­ вием на пути решения германской пробле­ мы. На длительный период они сделают невозможным восстановление единства Германии. После того, как Западная Гер­ мания будет ремилитаризирована и превра­ тится в милитаристское государство, ста­ нет невозможным объединение этой части Германии с восточной частью Германии — с миролюбивой Геройской Демократиче­ ской Республикой. Все заявления о том, что ратификация парижских соглашений будто не помешает плодотворным перего­ ворам о восстановлении единства Герма­ нии, имеют одну цель — протащить через парламенты парижские соглашения, ис­ пользуя для этого все средства дезориен­ тации и обмана общественных кругов. Напротив, отказ от парижских соглаше­ ний и достижение соответствующего согла­ шения между четырьмя державами — Францией, Англией, США и СССР — сде­ лали бы возможным уже в этом году про­ ведение общегерманских свободных выбо­ ров, имеющих целью восстановление един­ ства Германии на миролюбивых и демо­ кратических началах. В этом заключается смысл сделанного 15 января Заявления Советского Правительства по германскому вопросу. Французов, бельгийцев, норвежцев и других уверяют, будто парижские соглаше­ ния, предусматривающие возрождение вер­ махта, необходимы для обеспечения их бе­ зопасности. ' Их бессовестно обманывают, убеждая, что будто со стороны Советского Союза и стран народной демократии исходит угро­ за для безопасности западноевропейских народов, хотя и те, кто это постоянно твердит, знают, что это гнусная и грязная клевета в отношении нашей миролюбивой страны и в отношении всех народно-демо­ кратических государств. Но в руках про­ поведников агрессивной политики много­ тиражная буржуазная печать, многочис­ ленные радиостанции, которые каждый день голосят с утра до ночи; в их руках весь государственный аппарат и армия всяких наемных агентов капитала, у кото­ рых честь и совесть продаются и которые изо дня в день распространяют любую отвратительную антисоветскую ложь и клевету и делают это все бессовестнее и наглее, так как чувствуют, что почва ухо­ дит у них из-под ног. (Оживление в зале). можные предложения по обеспечению мира и европейской безопасности. Никто из противников советского пред­ ложения не выдвинул, однако, какого-либо другого проекта по обеспечению европей­ ской коллективной безопасности. Прави­ тельства государств, входящих в Северо­ атлантический блок, отказались и от уча­ стия в Общеевропейском совещании по этому вопросу. Они заявили, что их интересуют только такие договоры, в которых участвуют лишь государства, «одинаково мыслящие» с участниками Северо-атлантического блока. Тем самым они показали, насколько они беспринцип­ но относятся к своему участию в Органи­ зации Объединенных Наций, которая соз­ дана на осиове признания принципов рав­ ноправного участия в этой организации всех государств, независимо от их обще­ ственного устройства. Своим заявлением они подтвердили, вместе с тем, что они и не думают об обеспечении мира и действительной безопасности в Европе и что их военные группировки созданы с це­ лями, враждебными Советскому Союзу и странам народной демократия. Миролюбивой политике Советского Сою­ за, направленной к обеспечению мира и безопасности для всех государств Европы, независимо от их общественного устройст­ ва, они противопоставляют политику соз­ дания военных группировок одних госу­ дарств против других государств. Тем са­ мым на них падает ответственность за аг­ рессивные планы и за то, что они действу­ ют не в интересах мира, а, значит, и не в интересах своих народов, а в интересах тех агрессивных кругов и правящих клик, которые проводят агрессивную «политику силы» и которым по праву дано «имя под­ жигателей воины. Итак, позиция Советского Союза в от­ ношении парижских соглашений совершен­ но ясна. Она не дает никаких оснований для кривотолков. Для нас ясно, что в случае ратификации парижских соглашений. Западная Герма­ ния встанет на путь восстановления мили­ таризма и фактически окажется в руках германских реваншистов. Надо думать, что и французские патриоты, слушая замеча­ тельные речи Эдуарда Эррио, хорошо отда­ ют себе отчет в том, куда это ведет. Поскольку, согласно парижским согла­ шениям, ремилитаризованная Западная Германия вступит и в Северо-атлантиче­ ский блок, и в западноевропейский воен­ ный союз вместе с Францией, Англией, Италией и некоторыми другими государ­ ствами. в Европе создастся новое положе­ ние. так как после этого намного усилится опасность новой войны. С этим не могут не считаться Советский Союз и страны народной демократии, про­ тив к о т о р ы х направлены парижские согла­ шения. Советский парод ч его армия искренне миролюбивы и, вместе с тем, проникнуты глубоким сознанием и реши­ тельностью отстоять своп социалистиче­ ские завоевания. Если агрессор и раньше получал то, что ему полагается, то теперь он не должен забывать о неизмеримо воз­ росшей мощи Советского Союза (бурные аплодисменты) и о том, что в нашей ар­ мии на каждые 100 человек — 77 чело­ век коммунистов и комсомольцев. (Продол­ жительные аплодисменты). А коммунисты и комсомольцы особенно хорошо знают, как надо защищать от агрессора завоева­ ния коммунизма. (Аплодисменты). Вводу складывающейся новой обстанов­ ки в Европе, Советский Союз, равно как и другие миролюбивые государства, про­ тив которых направлены парижские согла­ шения, не будут сидеть сложа руки. Они должны будут предпринять соответствую­ щие меры для дальнейшего укрепления своей безопасности и для обеспечения ми­ ра в Европе. Обо всем этом ясно сказало известное Московское совещание, закончившееся 2 декабря прошлого года и опубликовавшее свою единодушную твердую Декларацию. Эту Декларацию подписали: Советский Со­ юз, Польскип Народная Республика, Чехо­ словацкая Республика. Германская Демо­ кратическая Республика, Венгерская На­ родная Республика, Румынская Народная Республика. Народная Республика Болга­ рия и Народная Республика Албания. Восемь государств — участников Мос­ ковского совещания определенно заявили, что. в случае ратификации парижских со­ глашений. они проведут все необходимые меры по укреплению своих международных позиции и по обеспечению мира и евро­ пейской безопасности. Это потребует от нас новых больших усилий и материаль­ ных жертв. Но, будьте благонадежны, гос­ пода милитаристы, мы не остановимся пе­ ред этим. (Продолжительные аплодис­ менты). К таким мероприятиям, прежде всего, относится подготовка к заключению до­ говора о дружбе, сотрудничестве и взаимо­ помощи между восьмью странами — уча­ стниками Московского совещания. Чтобы не терять времени, теперь проводятся со­ ответствующие консультации. На новые военные блоки и группировки, создавае­ мые вместе с германским милитаризмом, мы ответим дальнейшим сплочением на­ ших рядов, дальнейшим укреплепием па­ шей дружбы, улучшением всего «дела на­ шего сотрудничества, и там, где это нуж­ но, — дальнейшим расширением взаимо­ помощи. (Аплодисменты). К тем мероприятиям, которые нам при­ дется провезти ' в случае образования за­ падноевропейских военных группировок с участием ремилитаризованной Западной Германия, следует также отнести создание объединенного военпого командования указанных восьми стран. (Бурные апло­ дисменты). Эта мера вытекает из необхо­ димости усилить обороноспособность Со­ ветского Союза и других миролюбивых европейских государств, имея в виду вся­ кие случайности и неожиданности. Когда мы создадим объединенное военное коман­ дование миролюбивых европейских госу­ дарств, тогда и агрессивные круги, надо полагать, будут воздерживаться от аван­ тюрных затей, будут вести себя поспокой­ нее. (Аплодисменты). Мы открыто говорим об этом и считаем необходимым объяснить нашему народу настоящее положение. II мы уверены, что народ правильно нас поймет. (Бурные аплодисменты). Хорошо известно, что сознательное отно­ шение народов к происходящим событиям всего надежнее служит интересам мира и является лучшей гарантией обеспечения безопасности миролюбивых государств. Из всего сказанного видно, что совет­ ская внешняя политика направлена на поддержание и укрепление мира. В соответствии с этим мы стремимся к проведению таких мероприятий, к таким переговорам и соглашениям с другими странами, которые отвечают интересам уменьшения напряженности в международ­ ных отношениях. Разумеется, достижение этих целей возможно лишь постольку, по­ скольку и с другой стороны проявляется добрая воля в том же направлении. Наши отношения с другими странами определяются, прежде всего, тем, в какой мере развитие этих отношений может со­ действовать интересам укрепления мира, интересам поддержания мира при последо­ вательном соблюдении принципов невме­ шательства во внутренние дела других государств. Что можно сказать об отношениях меж­ ду Советским Союзом и Соединенными Штатами Америни? Эти отношения оставляют желать луч­ шего. Возможно ли такое улучшение в от­ ношениях между СССР и Соединенными Штатами? Вполне возможно. Для этого, однако, необходимо, чтобы не только пра­ вительство Советского Союза, но и прави­ тельство Соединенных Штатов стремилось к этому. Начавшееся было недавно не плохое развитие отношений л Англией и Фран­ цией натолкнулось на подводные камни или, точнее говоря, на парижские согла­ шения (оживление в зале) с их планами возрождения агрессивного германского ми­ литаризма. Есйи дело бесповоротно пойдет по пути ратификации и осуществления па­ рижских соглашений, то это будет озна­ чать, что Англия и Франция не только не дорожат теми договорами, которые были ими заключены с Советским Союзом в ходе второй мировой войны, но и прямо анну­ лируют, перечеркивают их. Это станет неизбежным, поскольку парижские согла­ шения, открывая ворота возрождению гер­ манского милитаризма и включению реми­ литаризованной Западной Германии в ан­ тисоветские блоки, несовместимы ни с англо-советским, ни с франко-советским договорами. Сравните развитие отношений нашей страны с такими соседями, как Финляндия и Норвегия. Наши отношения с Финляндией разви­ ваются в соответствии с договором о друж­ бе, сотрудничестве и взаимопомощи 1948 года. Можно было бы отметить ряд Фактов, свидетельствующих о развитии этих отно­ шений как в экономической так и в поли­ тической областях. Визит Финляндской правительственной делегации во главе с г-ном Кекконеном в Москву, состоявшийся в прошлом году, и ответный визит Совет­ ской правительственной делегации во главе с товарищем Микояном А. И. в Фин­ ляндию. содействовали дальнейшему улуч­ шению советско-финляндских отношений, основанных на лучшем взаимопонимании. Что касается советско-норвежских отно­ шений, то Советский Союз вынужден счи­ таться с тем, что Норвегия стала одним из участников агрессивного Северо-атланти­ ческого договора, деятельность которого отнюдь не направлена на укрепление мира в Европе. Во всяком случае, норвежцам не следовало бы забывать, что поддержание добрососедских отношений между СССР и Норвегией не только в интересах нашей страны, но и в интересах Норвегии. Скажу также о наших взаимоотноше­ ниях с такими соседями, как Турция, Иран и Афганистан. Кто не знает о том, что Советский Союз предпринял ряд шагов, чтобы содейство­ вать улучшению отношений с Турцией. Тем не менее, турецкие власти продолжа­ ют стоять на позициях, не соответствую­ щих нормальным добрососедским отноше­ ниям, превращая свою территорию и при­ брежные воды в какую-то арену военпых маневров и демонстраций иностранных, и особенно американских, вооруженных сил. Советское правительство считает, что взаимные интересы Турции и СССР дикту­ ют необходимость поддержания добрососед­ ских отношений между обеими странами. В отношениях с Ираном наметилось из­ вестное улучшение. После продолжитель­ ных переговоров заключено советско-иран­ ское соглашение по важным пограничным и Финансовым вопросам. Мы надеемся, что дальнейшему развитию советско-иранских отношений в этом направлении не поме­ шает непрекращагощийсл нажим на Иран со стороны внешних агрессивных сил, по­ ставивших своей целыо втянуть эту стра­ ну в свои агрессивные военно-политиче­ ские группировки на Ближнем и Среднем Востоке. Наши отношения с Афганистаном разви­ ваются нормально, и мы считаем, что это соответствует интересам обеих стран. С большим удовлетворением надо отме­ тить дальнейшее укрепление дружествен­ ных отношений между Советским Союзом и Индией. Успешно развиваются как политические и экономические, так и культурные свя­ зи, помогающие сближению народов наших стран, питающих взаимное уважение и искренние симпатии. На днях заключено важное экономиче­ ское соглашение. По этому соглашению Со­ ветский Союз взялся на условиях льготно­ го долгосрочного кредита построить в Индии ^большой металлургический завод, который будет давать свыше 1 миллиона тонн стали и соответствующее количество проката. Советский Союз будет поставлять все оборудование и оказывать необходимую техническую помощь, включая посылку высококвалифицированных специалистов. Мы с большим желанием пошли навстречу соответствующей просьбе, так как развитие металлургии в Индии должно способство­ вать обеспечению национальной независи­ мости ^ и экономическому польему этой древней и великой страны, чему всей ду­ шой сочувствуют народы СССР. (Продол­ жительные аплодисменты). Летом этого года предстоит посещение Советского Союза премьер-министром Ин­ дии Джавахарлалом Неру. (Аплодисменты). Сообщение о приезде г-на Неру нашло са­ мый дружественный отклик у народов Со­ ветского Союза. (Аплодисменты). Наши отношения с двумя другими азиат­ скими странами — Бирмой и Индонезией — продолжают также укрепляться. В отношениях между Советским Союзом и арабеними странами, за исключением Ирака, можно отметить за последнее время наличие положительных фактов. То обстоятельство, что Ирак преовал от­ ношения с СССР, можно объяснить, глав­ ным образом, тем, что нынешнее прави­ тельство Ирака слишком уж торопится плясать под дудку «западных» империали­ стов. В арабских странах, должно быть, знают о дружественных чувствах народов СССР к этим государствам и о том, что в лице Советского государства у них была и будет надежная опора в деле защиты их суверенитета и национальной независи­ мости. (Аплодисменты). Известно, что Советский Союз стремится к нормализации отношений с Японией. В последнее время Советский Союз уста­ новил непосредственный контакт с прави­ тельством Японии. Мы ожидаем от этого соответствующих положительных резуль­ татов. Советский Союз придает большое значе­ ние урегулированию австрийского вопроса, вопроса о полном восстановлении незави­ симости демократической Австрии, в соот­ ветствии с интересами поддержания и ук­ репления мира в Европе. Советское правительство считает неоправданной какую-либо дальнейшую за­ тяжку в деле заключения государственно­ го договора с Австрией. Вместе с тем нельзя не считаться и с теми опасностями, кото­ рые несут с собой для Австрии планы ре­ милитаризации Западной Германии вроде парижских соглашений. Все это дает основания Советскому пра­ вительству сделать следующие выводы в связи с австрийским вопросом: Первое. Прежде всего, необходимо счи­ таться с тем, что урегулирование австрий­ ского вопроса нельзя рассматривать вне связи с германским вопросом, особенно ввиду имеющихся планов ремилитаризации Западной Германии, что усиливает опас­ ность поглощения (аншлюсса) Австрии. Это значит, что при заключении государ­ ственного договора о восстановлении неза­ висимой и демократической Австрии долж­ но быть найдено такое решение, которое исключало бы возможность осуществления Германией нового аншлюсса Австрии, что связано с принятием соответствующих сог­ ласованных мер четырех держав по герман­ скому вопросу. В этом случае вывод войск четырех держав из Австрии мог бы быть осуществлен, не дожидаясь заключения Мирного договора с Германией. Второв. Австрия должна взять на себя обязательство не вступать в какие-либо коалиции или военные союзы, направлен­ ные против любой державы принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии и в освобождении Австрии, а также не допу­ скать создания на своей территории иност­ ранных военных баз Правительства США, Англии, Франции, и Советского Союза, со своей стороны, также должны принять на себя обязатель­ ства выполнять указанные положения. Третье. В интересах скорейшего урегу­ лирования австрийского вопроса необходим безотлагательный созыв совещания четы­ рех держав, на котором был бы рассмотрен как германский вопрос, так и вопрос о за­ ключении государственного договора с Австрией. Это, разумеется, предполагает участие Австрии в решении вопроса об австрийском государственном договоре. При этом необходимо иметь в виду, что в случае ратификации парижских согла­ шений, открывающих дорогу для возрож­ дения милитаризма в Западной Германии, создалась бы серьезная угроза аншлюсса и, следовательно, угроза независимости Австрии. Как известно, за последнее время были достигнуты успехи в отношениях между Советским Союзом и Югославией. < Мы не считаем, что в этом направлении все уже сделано, но полагаем, что это не в меньшей мере зависит и от Югославии. Как видно, Югославия за последние годы в какой-то мере отошла от тех позиций, на которые она встала в первые годы после окончания второй мировой войны: И это, разумеется, полностью ее внутреннее дело. Советский Союз стремится к развитию со- ветско-югославских отношений в экономи­ ческой, политической и культурной обла­ стях. Мы стремимся, вместе с тем, к воз­ можному согласованию усилий в таком ре­ шающем для всех народов деле, как обес­ печение мира и международной безопас­ ности. Мы убеждены, что положительное направление в развитии советско-югослав­ ских отношений соответствует интересам как народов СССР, так и Югославии. Мне уже приходилось говорить о том, как складывается развитие отношений между Советским Союзом и такими стра­ нами народной демократии, как Польша, Чехослования, Венгрия, Румыния, Болга­ рия, Албания, а также с Германской Демо­ кратической Республикой. Отношения с этими странами успешно развиваются на основе братской дружбы и всестороннего сотрудничества в интересах укрепления мира и подъема благосостояния широких народных масс. На Востоке такие же отношения брат­ ской дружбы и широкого сотрудничества развиваются между нашей страной и Ки­ тайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой, Монгольской Народной Республикой, а так­ же Демократической Республикой Вьет­ нам. С великой Китайской Народной Респуб­ ликой нас связывают крепнущие из года ^в год узы дружбы и братских отношений. (Продолжительные аплодисменты). Пребывание в -минувшем году в Китае Советской правительственной делегации во главе с товарищами Хрущевым Н. С., Булганиным Н. А., Микояном А. И. и Шверником Н. М. и заключение ею важ­ ных соглашений как в области экономиче­ ского сотрудничества, так и в области со­ трудничества в международных делах, яв­ ляются ярким выражением этих новых социалистических связей между двумя ве­ ликими странами. Как с указанными выше странами, так и со всеми другими государствами. Совет­ ский Союз стремится поддерживать такие отношения, которые содействовали бы ук­ реплению всеобщего мира и международ­ ной безопасности С великой радостью мы отмечаем, что страны народной демокра­ тии как в Европе, так и в Азии оказыва­ ют этой политике всемерную поддержку и являются вместе с Советским Союзом по­ следовательными проводниками политики, направленной к уменьшению напряженно­ сти в международных отношениях. (Апло­ дисменты). Между Советским Союзов и странами народной демократии установилось и все более крепнет дружественное сотрудниче­ ство во всех областях — в политической, экономической и культурной Это сотруд­ ничество основано на последовательном со­ блюдении принципов суверенитета и на­ циональной независимости. Разумеется, в нужных случаях оно распространяется и на область укрепления обороноспособности всех этих стран Однако, Советский Союз и страны со­ циалистического лагеря не создавали п не создают каких-либо военных блоков, на­ правленных против других государств. Они не сделают этого и в дальнейшем, но будут вынуждены объединить свои силы, чтобы обеспечить свою безопасность, если будут проводиться агрессивные планы, с по­ мощью которых хотят возродить герман­ ский милитаризм и подготовить нападение на миролюбивые государства. У стран социалистического лагеря не было до сих пор необходимости в объеди­ нении военных усилий Необходимое же единство между ними во всех областях до­ стигалось и достигается -деловым контак­ том, сотрудничеством и взаимной по­ мощью. скрепленными нерушимой друж­ бой и братскими отношениями. ^ В результате этого 12 стран, включая СССР и страны народной демократии, с общим населением 900 миллионов чело­ век, представляют собою сплоченный ла­ герь мира, демократии и социализма. (Аплодисменты). В этих странах у власти стоят трудящиеся, которым не трудно между собой договориться по всем суще­ ственным вопросам и которых не разделя­ ют волчьи нравы и зверская конкуренция, существующие между империалистами. Поскольку же Советский Союз отстаи­ вает дело всеобщего мира и неприкосно­ венность принципов суверенитета и нацио­ нальной независимости народов, независи­ мо от их общественного устройства, внеш­ няя политика Советского государства на­ ходит поддержку и у других народов, и у других, больших и малых, государств. СССР не может недооценивать, что, на­ пример, Индия или Бирма, вместе с Китай­ ской Народной Республикой, провозгласили такие пять принципов мирного сотрудни­ чества между государствами (сосуществова­ ние. невмешательство во внутренние дела, ненападение и др.), на которых всегда ос­ новывал свою внешнюю политику Совет­ ский Союз и которые теперь нашли столь дружественную поддержку во всем мире. Мы вправе спросить правительства и парламенты всех стран, почему бы эти миролюбивые принципы, сформулирован­ ные теперь в индийско-китайской декла­ рации от 28 июня 1954 года, не могли бы стать общей платформой в деле поддержа­ ния и укрепления мира для всех народов? (Аплодисменты). Миролюбивая политика Советского Сою­ за имеет своих многочисленных и надеж­ ных друзей и в странах капиталистиче­ ского лагеря. Вы знаете, кто эти наши друзья. Это, прежде всего, рабочий класс, кото­ рый нигде не хочет войны, и в рядах ко­ торого неуклонно растет число активных борцов против поджигателей войны, за укрепление мира между народами. Друже­ ственную поддержку миролюбивой поли­ тике Советского Союза оказывали и ока­ зывают также миллионы крестьян, кото­ рым война ничего не приносит, кроме бед и несчастий. В городах и селах далеко за пределами социалистического лагеря ра­ стет движение сторонников мира во всех слоях населения, включая и состоятель­ ные классы, и все советские люди радуют­ ся каждому действительному успеху этого движения за мир, за развитие нормальных отношений между государствами. Что касается внешней политики США и тех стран, которые следуют американскому внешнеполитическому курсу, то она во многих случаях идет в противоположном направлении. Если Советский Союз стоит за расшире­ ние торговых отношений с другими стра­ нами и за развитие международной торгов­ ли, то правящие круги США держатся прямо противоположного курса в отноше­ нии СССР и других демократических госу­ дарств. Что только ни придумывают в Соеди­ ненных Штатах, чтобы помешать совет­ ской внешней торговле, чтобы блокиро­ вать экономические связи Китая с другими государствами, чтобы помешать, а если можно, удушить торговлю демократических стран с государствами, которые находятс* в зависимом положении от США. (Окончание см. на 1 crpj. ш . Борьба Советского Союза за мир, за обеспечение коллективной безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz