На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.
10 февраля 1955 г.. № 34 (5186^ Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 З А С Е Д А Н И Я В Е Р Х О В Н О Г О С О В Е Т А С С С Р О международном положении и внешней политике Правительства СССР Доклад Первого Заместителя Председателя Совета Министров и Министра Иностранных Дел СССР депутата В. М . М О Л О Т О В А (Продолжение. Нач. см. «На страже Заполярья» за 9 февраля 19эЗ г.). В то время, как позиция Соединенных Штатов в вопросе о Тайване ведет к созда нию угрозы сохранению мира и к увели чению напряженности б международных отношениях, позиция СССР и в данном случае соответствует интересам уменьше ния международной напряженности и на правлена на укрепление мира на Дальнем Востоке. Разумеется, мы имеем в виду такое уменьшение международной напряженно сти, которое возможно не за счет подрыва и урезывания свободы и национальных прав того или другого государства, того или другого народа, а при обеспечении и возможном укреплении этих демократиче ских прав, как этого требуют интересы прогресса в жизни государств и народоз. При всей важности упомянутых собы тий в Азии, не приходится считать, что положение в Европе может быть отодви нуто на второй план. Достаточно напомнить о парижских сог лашениях, чтобы оценить остроту создав шегося здесь положения. Не требуется доказывать, что со време ни окончания второй мировой войны в центре всех послевоенных проблем Евро пы встал германский вопрос. Казалось бы, что десятилетний срок со времени оконча ния войны — достаточный период, чтобы для решения германской проблемы были намечены ясные пути и средства. Тем не менее, дело обстоит не так. Если во время войны и сразу после ее окончания все государства антигитлеров ской коалиции согласились с тем, что их общей главной задачей является обеспе чить развитие Германии как единого? ми ролюбивого и демократического государ ства, то уже в первые годы после оконча ния войны обнаружилось, что не все эти государства действительно 9 стремятся к этим целям. Для одних государств, к ко торым относится СССР, это было и остает ся основой их политики в германском воп росе. Для других же государств это были только слова, под которыми они поставили свои подписи, не думая всерьез выполнять подписанные ими соглашения. Советский Союз стоял и стоит за выпол нение основной задачи международных сог лашений, подписанных в Ялте и Потсдаме. Дело идет не о тех или иных параграфах этих соглашений, — многие из них уже никому не нужны, так как события давно через них перешагнули. Однако, основную проблему, как она была поставлена в этих важнейших международных соглашениях,— проблему восстановления единства Герма нии как действительно миролюбивого и де мократического государства, — нельзя снять с порядка дня, если нам дороги ин тересы мира и свободы народов Европы. Эта проблема будет стоять до тех пор, пока не будет решена в соответствии с интере сами укрепления мира в Европе и, вместе с тем, с должным учетом интересов нацио нального возрождения единой демократи ческой Германии. Растущие миролюбивые силы германского народа находят свою на дежную опору в Германской Демократиче ской Республике, непоколебимо отстаива ющей дело восстановления единства Гер мании. (Аплодисменты). В этой связи следует рассматривать и вопрос о парижских соглашениях. Как в отвергнутом проекте «европейско го оборонительного сообщества», так и в парижских соглашениях дело сводится, в конце ^концов, к одному и тому же: как первый, так и второй проект открывают ворота возрождению германского милита ризма в Западной Германии и включению ремилитаризованной Западной Германии в агрессивные военные группировки запад ных государств. Не велико различие между ними: раньше предполагалось включить за падногерманскую армию в так называемую «европейскую армию», а по парижским соглашениям — в «западноевропейскую армию». На это можно сказать одно: «хрен редьки не слаще, уголь сажи не белей». (Смех, аплодисменты). Все это делается в прямое нарушение известных международных соглашений, под которыми стоят подписи четырех великих держав и которые имеют целью недопуще ние возрождения германского милитаризма. Это является также грубым нарушением как англо-советского, так и франко-совет ского договоров, согласно которым Англия и Франция обязались совместно с СССР принимать меры против возможности новой германской агрессии, а также обязались не участвовать в военных группировках, Никакая клевета и лживые измышления не смогут скрыть от народов того факта, что Советский Союз вздет последователь ную борьбу за мир. за обеспечение кол лективной безопасности в Европе. Советский проект договора о коллектив ной безопасности для всех европейских государств, независимо от различий в их общественном и государственном устрой стве, хорошо известен. Он встретил под держку со стороны целого ряда государств Европы и нашел живейший отклик во всех странах, в том числе и в тех из них, где правящие круги стараются замолчать предложения Советского Союза о коллек тивной безопасности, а зачастую и прямо извращают смысл этих предложений. Советское правительство выразило го товность обсудить и другие предложения о коллективной безопасности в Европе. В этих целях оно предложило созвать Обще европейское совещание и там рассмотреть как советский ттроект, так ж другие воз- направленных против Советского Союза. Попирая важнейшие международные сог лашения и договоры, подписанные вместе с СССР, Соединенные Штаты Америки, Англия и Франция все делают для того, чтобы протащить ратификацию и ускорить осуществление парижских соглашении. С большим скрипом проходят парижские соглашения через европейские парламенты. Достаточно сказать, что, несмотря на весь нажим извне и на все угрозы, кото рые идут со стороны Соединенных Штатов против тех, кто не верит в необходимость парижских соглашений, во французском парламент^ лишь меньшинство депутатов голосовало за одобрение парижских согла шений. В английском парламенте также лишь меньшинство депутатов согласилось голосовать ?а парижские соглашения. При этом фракция лейбористов, как известно, решила полностью воздержаться при го лосовании. В самой Западной Германии все основные профсоюзные и партийные массо вые организации рабочего класса, по кото рым, в известной мере, можно судить о действительных настроениях большинства германского народа, решительно высказа лись против парижских соглашений и про тив ремилитаризации, поскольку герман ский народ, естественно, не может забыть о тягчайших для Германии последствиях двух мировых войн. В таком случае, чего могут стоить па рижские соглашения, навязываемые извне, осужденные и отвергаемые народами Ев ропы? Тем не менее, нельзя недооценивать от рицательных и прямо опасных последствий парижских соглашений, в случае их рати фикации и осуществления. Опасность ратификации парижских со глашений для народов Европы заключает ся в том, что эти соглашения служат не целям^укрепления мира, а целям подго товки войны. Разве мало авантюристов среди сторонников «политики силы», кото рые так стремятся объединиться с оголте лыми реваншистами и милитаристами в Западной Германии? Надо считаться также с тем, что ратифи кация парижских соглашений нанесет тяг чайший удар но национальным интересам германского народа. В случае ратификации парижских сог лашений, они станут главным препятст вием на пути решения германской пробле мы. На длительный период они сделают невозможным восстановление единства Германии. После того, как Западная Гер мания будет ремилитаризирована и превра тится в милитаристское государство, ста нет невозможным объединение этой части Германии с восточной частью Германии — с миролюбивой Геройской Демократиче ской Республикой. Все заявления о том, что ратификация парижских соглашений будто не помешает плодотворным перего ворам о восстановлении единства Герма нии, имеют одну цель — протащить через парламенты парижские соглашения, ис пользуя для этого все средства дезориен тации и обмана общественных кругов. Напротив, отказ от парижских соглаше ний и достижение соответствующего согла шения между четырьмя державами — Францией, Англией, США и СССР — сде лали бы возможным уже в этом году про ведение общегерманских свободных выбо ров, имеющих целью восстановление един ства Германии на миролюбивых и демо кратических началах. В этом заключается смысл сделанного 15 января Заявления Советского Правительства по германскому вопросу. Французов, бельгийцев, норвежцев и других уверяют, будто парижские соглаше ния, предусматривающие возрождение вер махта, необходимы для обеспечения их бе зопасности. ' Их бессовестно обманывают, убеждая, что будто со стороны Советского Союза и стран народной демократии исходит угро за для безопасности западноевропейских народов, хотя и те, кто это постоянно твердит, знают, что это гнусная и грязная клевета в отношении нашей миролюбивой страны и в отношении всех народно-демо кратических государств. Но в руках про поведников агрессивной политики много тиражная буржуазная печать, многочис ленные радиостанции, которые каждый день голосят с утра до ночи; в их руках весь государственный аппарат и армия всяких наемных агентов капитала, у кото рых честь и совесть продаются и которые изо дня в день распространяют любую отвратительную антисоветскую ложь и клевету и делают это все бессовестнее и наглее, так как чувствуют, что почва ухо дит у них из-под ног. (Оживление в зале). можные предложения по обеспечению мира и европейской безопасности. Никто из противников советского пред ложения не выдвинул, однако, какого-либо другого проекта по обеспечению европей ской коллективной безопасности. Прави тельства государств, входящих в Северо атлантический блок, отказались и от уча стия в Общеевропейском совещании по этому вопросу. Они заявили, что их интересуют только такие договоры, в которых участвуют лишь государства, «одинаково мыслящие» с участниками Северо-атлантического блока. Тем самым они показали, насколько они беспринцип но относятся к своему участию в Органи зации Объединенных Наций, которая соз дана на осиове признания принципов рав ноправного участия в этой организации всех государств, независимо от их обще ственного устройства. Своим заявлением они подтвердили, вместе с тем, что они и не думают об обеспечении мира и действительной безопасности в Европе и что их военные группировки созданы с це лями, враждебными Советскому Союзу и странам народной демократия. Миролюбивой политике Советского Сою за, направленной к обеспечению мира и безопасности для всех государств Европы, независимо от их общественного устройст ва, они противопоставляют политику соз дания военных группировок одних госу дарств против других государств. Тем са мым на них падает ответственность за аг рессивные планы и за то, что они действу ют не в интересах мира, а, значит, и не в интересах своих народов, а в интересах тех агрессивных кругов и правящих клик, которые проводят агрессивную «политику силы» и которым по праву дано «имя под жигателей воины. Итак, позиция Советского Союза в от ношении парижских соглашений совершен но ясна. Она не дает никаких оснований для кривотолков. Для нас ясно, что в случае ратификации парижских соглашений. Западная Герма ния встанет на путь восстановления мили таризма и фактически окажется в руках германских реваншистов. Надо думать, что и французские патриоты, слушая замеча тельные речи Эдуарда Эррио, хорошо отда ют себе отчет в том, куда это ведет. Поскольку, согласно парижским согла шениям, ремилитаризованная Западная Германия вступит и в Северо-атлантиче ский блок, и в западноевропейский воен ный союз вместе с Францией, Англией, Италией и некоторыми другими государ ствами. в Европе создастся новое положе ние. так как после этого намного усилится опасность новой войны. С этим не могут не считаться Советский Союз и страны народной демократии, про тив к о т о р ы х направлены парижские согла шения. Советский парод ч его армия искренне миролюбивы и, вместе с тем, проникнуты глубоким сознанием и реши тельностью отстоять своп социалистиче ские завоевания. Если агрессор и раньше получал то, что ему полагается, то теперь он не должен забывать о неизмеримо воз росшей мощи Советского Союза (бурные аплодисменты) и о том, что в нашей ар мии на каждые 100 человек — 77 чело век коммунистов и комсомольцев. (Продол жительные аплодисменты). А коммунисты и комсомольцы особенно хорошо знают, как надо защищать от агрессора завоева ния коммунизма. (Аплодисменты). Вводу складывающейся новой обстанов ки в Европе, Советский Союз, равно как и другие миролюбивые государства, про тив которых направлены парижские согла шения, не будут сидеть сложа руки. Они должны будут предпринять соответствую щие меры для дальнейшего укрепления своей безопасности и для обеспечения ми ра в Европе. Обо всем этом ясно сказало известное Московское совещание, закончившееся 2 декабря прошлого года и опубликовавшее свою единодушную твердую Декларацию. Эту Декларацию подписали: Советский Со юз, Польскип Народная Республика, Чехо словацкая Республика. Германская Демо кратическая Республика, Венгерская На родная Республика, Румынская Народная Республика. Народная Республика Болга рия и Народная Республика Албания. Восемь государств — участников Мос ковского совещания определенно заявили, что. в случае ратификации парижских со глашений. они проведут все необходимые меры по укреплению своих международных позиции и по обеспечению мира и евро пейской безопасности. Это потребует от нас новых больших усилий и материаль ных жертв. Но, будьте благонадежны, гос пода милитаристы, мы не остановимся пе ред этим. (Продолжительные аплодис менты). К таким мероприятиям, прежде всего, относится подготовка к заключению до говора о дружбе, сотрудничестве и взаимо помощи между восьмью странами — уча стниками Московского совещания. Чтобы не терять времени, теперь проводятся со ответствующие консультации. На новые военные блоки и группировки, создавае мые вместе с германским милитаризмом, мы ответим дальнейшим сплочением на ших рядов, дальнейшим укреплепием па шей дружбы, улучшением всего «дела на шего сотрудничества, и там, где это нуж но, — дальнейшим расширением взаимо помощи. (Аплодисменты). К тем мероприятиям, которые нам при дется провезти ' в случае образования за падноевропейских военных группировок с участием ремилитаризованной Западной Германия, следует также отнести создание объединенного военпого командования указанных восьми стран. (Бурные апло дисменты). Эта мера вытекает из необхо димости усилить обороноспособность Со ветского Союза и других миролюбивых европейских государств, имея в виду вся кие случайности и неожиданности. Когда мы создадим объединенное военное коман дование миролюбивых европейских госу дарств, тогда и агрессивные круги, надо полагать, будут воздерживаться от аван тюрных затей, будут вести себя поспокой нее. (Аплодисменты). Мы открыто говорим об этом и считаем необходимым объяснить нашему народу настоящее положение. II мы уверены, что народ правильно нас поймет. (Бурные аплодисменты). Хорошо известно, что сознательное отно шение народов к происходящим событиям всего надежнее служит интересам мира и является лучшей гарантией обеспечения безопасности миролюбивых государств. Из всего сказанного видно, что совет ская внешняя политика направлена на поддержание и укрепление мира. В соответствии с этим мы стремимся к проведению таких мероприятий, к таким переговорам и соглашениям с другими странами, которые отвечают интересам уменьшения напряженности в международ ных отношениях. Разумеется, достижение этих целей возможно лишь постольку, по скольку и с другой стороны проявляется добрая воля в том же направлении. Наши отношения с другими странами определяются, прежде всего, тем, в какой мере развитие этих отношений может со действовать интересам укрепления мира, интересам поддержания мира при последо вательном соблюдении принципов невме шательства во внутренние дела других государств. Что можно сказать об отношениях меж ду Советским Союзом и Соединенными Штатами Америни? Эти отношения оставляют желать луч шего. Возможно ли такое улучшение в от ношениях между СССР и Соединенными Штатами? Вполне возможно. Для этого, однако, необходимо, чтобы не только пра вительство Советского Союза, но и прави тельство Соединенных Штатов стремилось к этому. Начавшееся было недавно не плохое развитие отношений л Англией и Фран цией натолкнулось на подводные камни или, точнее говоря, на парижские согла шения (оживление в зале) с их планами возрождения агрессивного германского ми литаризма. Есйи дело бесповоротно пойдет по пути ратификации и осуществления па рижских соглашений, то это будет озна чать, что Англия и Франция не только не дорожат теми договорами, которые были ими заключены с Советским Союзом в ходе второй мировой войны, но и прямо анну лируют, перечеркивают их. Это станет неизбежным, поскольку парижские согла шения, открывая ворота возрождению гер манского милитаризма и включению реми литаризованной Западной Германии в ан тисоветские блоки, несовместимы ни с англо-советским, ни с франко-советским договорами. Сравните развитие отношений нашей страны с такими соседями, как Финляндия и Норвегия. Наши отношения с Финляндией разви ваются в соответствии с договором о друж бе, сотрудничестве и взаимопомощи 1948 года. Можно было бы отметить ряд Фактов, свидетельствующих о развитии этих отно шений как в экономической так и в поли тической областях. Визит Финляндской правительственной делегации во главе с г-ном Кекконеном в Москву, состоявшийся в прошлом году, и ответный визит Совет ской правительственной делегации во главе с товарищем Микояном А. И. в Фин ляндию. содействовали дальнейшему улуч шению советско-финляндских отношений, основанных на лучшем взаимопонимании. Что касается советско-норвежских отно шений, то Советский Союз вынужден счи таться с тем, что Норвегия стала одним из участников агрессивного Северо-атланти ческого договора, деятельность которого отнюдь не направлена на укрепление мира в Европе. Во всяком случае, норвежцам не следовало бы забывать, что поддержание добрососедских отношений между СССР и Норвегией не только в интересах нашей страны, но и в интересах Норвегии. Скажу также о наших взаимоотноше ниях с такими соседями, как Турция, Иран и Афганистан. Кто не знает о том, что Советский Союз предпринял ряд шагов, чтобы содейство вать улучшению отношений с Турцией. Тем не менее, турецкие власти продолжа ют стоять на позициях, не соответствую щих нормальным добрососедским отноше ниям, превращая свою территорию и при брежные воды в какую-то арену военпых маневров и демонстраций иностранных, и особенно американских, вооруженных сил. Советское правительство считает, что взаимные интересы Турции и СССР дикту ют необходимость поддержания добрососед ских отношений между обеими странами. В отношениях с Ираном наметилось из вестное улучшение. После продолжитель ных переговоров заключено советско-иран ское соглашение по важным пограничным и Финансовым вопросам. Мы надеемся, что дальнейшему развитию советско-иранских отношений в этом направлении не поме шает непрекращагощийсл нажим на Иран со стороны внешних агрессивных сил, по ставивших своей целыо втянуть эту стра ну в свои агрессивные военно-политиче ские группировки на Ближнем и Среднем Востоке. Наши отношения с Афганистаном разви ваются нормально, и мы считаем, что это соответствует интересам обеих стран. С большим удовлетворением надо отме тить дальнейшее укрепление дружествен ных отношений между Советским Союзом и Индией. Успешно развиваются как политические и экономические, так и культурные свя зи, помогающие сближению народов наших стран, питающих взаимное уважение и искренние симпатии. На днях заключено важное экономиче ское соглашение. По этому соглашению Со ветский Союз взялся на условиях льготно го долгосрочного кредита построить в Индии ^большой металлургический завод, который будет давать свыше 1 миллиона тонн стали и соответствующее количество проката. Советский Союз будет поставлять все оборудование и оказывать необходимую техническую помощь, включая посылку высококвалифицированных специалистов. Мы с большим желанием пошли навстречу соответствующей просьбе, так как развитие металлургии в Индии должно способство вать обеспечению национальной независи мости ^ и экономическому польему этой древней и великой страны, чему всей ду шой сочувствуют народы СССР. (Продол жительные аплодисменты). Летом этого года предстоит посещение Советского Союза премьер-министром Ин дии Джавахарлалом Неру. (Аплодисменты). Сообщение о приезде г-на Неру нашло са мый дружественный отклик у народов Со ветского Союза. (Аплодисменты). Наши отношения с двумя другими азиат скими странами — Бирмой и Индонезией — продолжают также укрепляться. В отношениях между Советским Союзом и арабеними странами, за исключением Ирака, можно отметить за последнее время наличие положительных фактов. То обстоятельство, что Ирак преовал от ношения с СССР, можно объяснить, глав ным образом, тем, что нынешнее прави тельство Ирака слишком уж торопится плясать под дудку «западных» империали стов. В арабских странах, должно быть, знают о дружественных чувствах народов СССР к этим государствам и о том, что в лице Советского государства у них была и будет надежная опора в деле защиты их суверенитета и национальной независи мости. (Аплодисменты). Известно, что Советский Союз стремится к нормализации отношений с Японией. В последнее время Советский Союз уста новил непосредственный контакт с прави тельством Японии. Мы ожидаем от этого соответствующих положительных резуль татов. Советский Союз придает большое значе ние урегулированию австрийского вопроса, вопроса о полном восстановлении незави симости демократической Австрии, в соот ветствии с интересами поддержания и ук репления мира в Европе. Советское правительство считает неоправданной какую-либо дальнейшую за тяжку в деле заключения государственно го договора с Австрией. Вместе с тем нельзя не считаться и с теми опасностями, кото рые несут с собой для Австрии планы ре милитаризации Западной Германии вроде парижских соглашений. Все это дает основания Советскому пра вительству сделать следующие выводы в связи с австрийским вопросом: Первое. Прежде всего, необходимо счи таться с тем, что урегулирование австрий ского вопроса нельзя рассматривать вне связи с германским вопросом, особенно ввиду имеющихся планов ремилитаризации Западной Германии, что усиливает опас ность поглощения (аншлюсса) Австрии. Это значит, что при заключении государ ственного договора о восстановлении неза висимой и демократической Австрии долж но быть найдено такое решение, которое исключало бы возможность осуществления Германией нового аншлюсса Австрии, что связано с принятием соответствующих сог ласованных мер четырех держав по герман скому вопросу. В этом случае вывод войск четырех держав из Австрии мог бы быть осуществлен, не дожидаясь заключения Мирного договора с Германией. Второв. Австрия должна взять на себя обязательство не вступать в какие-либо коалиции или военные союзы, направлен ные против любой державы принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии и в освобождении Австрии, а также не допу скать создания на своей территории иност ранных военных баз Правительства США, Англии, Франции, и Советского Союза, со своей стороны, также должны принять на себя обязатель ства выполнять указанные положения. Третье. В интересах скорейшего урегу лирования австрийского вопроса необходим безотлагательный созыв совещания четы рех держав, на котором был бы рассмотрен как германский вопрос, так и вопрос о за ключении государственного договора с Австрией. Это, разумеется, предполагает участие Австрии в решении вопроса об австрийском государственном договоре. При этом необходимо иметь в виду, что в случае ратификации парижских согла шений, открывающих дорогу для возрож дения милитаризма в Западной Германии, создалась бы серьезная угроза аншлюсса и, следовательно, угроза независимости Австрии. Как известно, за последнее время были достигнуты успехи в отношениях между Советским Союзом и Югославией. < Мы не считаем, что в этом направлении все уже сделано, но полагаем, что это не в меньшей мере зависит и от Югославии. Как видно, Югославия за последние годы в какой-то мере отошла от тех позиций, на которые она встала в первые годы после окончания второй мировой войны: И это, разумеется, полностью ее внутреннее дело. Советский Союз стремится к развитию со- ветско-югославских отношений в экономи ческой, политической и культурной обла стях. Мы стремимся, вместе с тем, к воз можному согласованию усилий в таком ре шающем для всех народов деле, как обес печение мира и международной безопас ности. Мы убеждены, что положительное направление в развитии советско-югослав ских отношений соответствует интересам как народов СССР, так и Югославии. Мне уже приходилось говорить о том, как складывается развитие отношений между Советским Союзом и такими стра нами народной демократии, как Польша, Чехослования, Венгрия, Румыния, Болга рия, Албания, а также с Германской Демо кратической Республикой. Отношения с этими странами успешно развиваются на основе братской дружбы и всестороннего сотрудничества в интересах укрепления мира и подъема благосостояния широких народных масс. На Востоке такие же отношения брат ской дружбы и широкого сотрудничества развиваются между нашей страной и Ки тайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой, Монгольской Народной Республикой, а так же Демократической Республикой Вьет нам. С великой Китайской Народной Респуб ликой нас связывают крепнущие из года ^в год узы дружбы и братских отношений. (Продолжительные аплодисменты). Пребывание в -минувшем году в Китае Советской правительственной делегации во главе с товарищами Хрущевым Н. С., Булганиным Н. А., Микояном А. И. и Шверником Н. М. и заключение ею важ ных соглашений как в области экономиче ского сотрудничества, так и в области со трудничества в международных делах, яв ляются ярким выражением этих новых социалистических связей между двумя ве ликими странами. Как с указанными выше странами, так и со всеми другими государствами. Совет ский Союз стремится поддерживать такие отношения, которые содействовали бы ук реплению всеобщего мира и международ ной безопасности С великой радостью мы отмечаем, что страны народной демокра тии как в Европе, так и в Азии оказыва ют этой политике всемерную поддержку и являются вместе с Советским Союзом по следовательными проводниками политики, направленной к уменьшению напряженно сти в международных отношениях. (Апло дисменты). Между Советским Союзов и странами народной демократии установилось и все более крепнет дружественное сотрудниче ство во всех областях — в политической, экономической и культурной Это сотруд ничество основано на последовательном со блюдении принципов суверенитета и на циональной независимости. Разумеется, в нужных случаях оно распространяется и на область укрепления обороноспособности всех этих стран Однако, Советский Союз и страны со циалистического лагеря не создавали п не создают каких-либо военных блоков, на правленных против других государств. Они не сделают этого и в дальнейшем, но будут вынуждены объединить свои силы, чтобы обеспечить свою безопасность, если будут проводиться агрессивные планы, с по мощью которых хотят возродить герман ский милитаризм и подготовить нападение на миролюбивые государства. У стран социалистического лагеря не было до сих пор необходимости в объеди нении военных усилий Необходимое же единство между ними во всех областях до стигалось и достигается -деловым контак том, сотрудничеством и взаимной по мощью. скрепленными нерушимой друж бой и братскими отношениями. ^ В результате этого 12 стран, включая СССР и страны народной демократии, с общим населением 900 миллионов чело век, представляют собою сплоченный ла герь мира, демократии и социализма. (Аплодисменты). В этих странах у власти стоят трудящиеся, которым не трудно между собой договориться по всем суще ственным вопросам и которых не разделя ют волчьи нравы и зверская конкуренция, существующие между империалистами. Поскольку же Советский Союз отстаи вает дело всеобщего мира и неприкосно венность принципов суверенитета и нацио нальной независимости народов, независи мо от их общественного устройства, внеш няя политика Советского государства на ходит поддержку и у других народов, и у других, больших и малых, государств. СССР не может недооценивать, что, на пример, Индия или Бирма, вместе с Китай ской Народной Республикой, провозгласили такие пять принципов мирного сотрудни чества между государствами (сосуществова ние. невмешательство во внутренние дела, ненападение и др.), на которых всегда ос новывал свою внешнюю политику Совет ский Союз и которые теперь нашли столь дружественную поддержку во всем мире. Мы вправе спросить правительства и парламенты всех стран, почему бы эти миролюбивые принципы, сформулирован ные теперь в индийско-китайской декла рации от 28 июня 1954 года, не могли бы стать общей платформой в деле поддержа ния и укрепления мира для всех народов? (Аплодисменты). Миролюбивая политика Советского Сою за имеет своих многочисленных и надеж ных друзей и в странах капиталистиче ского лагеря. Вы знаете, кто эти наши друзья. Это, прежде всего, рабочий класс, кото рый нигде не хочет войны, и в рядах ко торого неуклонно растет число активных борцов против поджигателей войны, за укрепление мира между народами. Друже ственную поддержку миролюбивой поли тике Советского Союза оказывали и ока зывают также миллионы крестьян, кото рым война ничего не приносит, кроме бед и несчастий. В городах и селах далеко за пределами социалистического лагеря ра стет движение сторонников мира во всех слоях населения, включая и состоятель ные классы, и все советские люди радуют ся каждому действительному успеху этого движения за мир, за развитие нормальных отношений между государствами. Что касается внешней политики США и тех стран, которые следуют американскому внешнеполитическому курсу, то она во многих случаях идет в противоположном направлении. Если Советский Союз стоит за расшире ние торговых отношений с другими стра нами и за развитие международной торгов ли, то правящие круги США держатся прямо противоположного курса в отноше нии СССР и других демократических госу дарств. Что только ни придумывают в Соеди ненных Штатах, чтобы помешать совет ской внешней торговле, чтобы блокиро вать экономические связи Китая с другими государствами, чтобы помешать, а если можно, удушить торговлю демократических стран с государствами, которые находятс* в зависимом положении от США. (Окончание см. на 1 crpj. ш . Борьба Советского Союза за мир, за обеспечение коллективной безопасности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz