На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.
л 1 ф«*впалр 1955 г.. N? 26 (5178). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 А г и т а т о р у — д л я б е с е д с в о и н. а м и - и з б и р а т е л я м и Тяжелая промышленность—основа могущества нашей Как ■ весь советский народ, воины Армии и Военно-Мор- ссого Флота с чувством глубо кого удовлетворения восприня ли Сообщение Центрального статистического управления при Совете Министров СССР «Об итогах выполнения госу дарственного плава развития народного хозяйства СССР в 1954 году». Данные, изложен ные в атом документе, ярко свидетельствуют о новом мощ ном под’еме экономики нашей страны, о значительных трудо вых успехах советских людей в осуществлении разработанной партиен ,и правительством про граммы строительства комму низма. План 1954 года по про изводству валовой продукции выполнен в делом по промыш ленности на 103 процепта. По сравнению с 1953 годом она выросла на 13 процентов н по сравнению с 1950 годом — на 65 процентов. В неуклонном росте нашего народного хозяйства главная, ведущая роль принадлежит тя желой индустрии. Выдающаяся заслуга Комму нистической партии Советского Союза состоит в том, что она на протяжении всей истории вкономического развития СССР решительно и непоколебимо проводила и проводит в жизнь указания великого Ленина о развитии тяжелой индустрии, осуществляла н осуществляет политику форсированных тем пов развития этой ведущей от расли народного хозяйства. Советский народ под руко водством Коммунистической партии свершил велнкие н сме лые дела. Он создал мощную, технически оснащенную инду стрию и обеспечил втим неза висимость, самостоятельность нашей Родины, укрепйл ее обо роноспособность. Опираясь на успехи в развитии тяжелой промышленности, Партия н Правительство разработали и осуществляют широкую про грамму крутого под’ема сель ского хозяйства, производства предметов народного потребле ния, программу дальнейшего укрепления могущества Совет ского государства. В Советском Союзе дает ток первая в мире электростанция, работающая на атомной энергии. f' В послевоенный период бы стро развивающаяся наша тя желая индустрия позволила еще выше поднять техническую оснащенность армии, авиации и флота, обеспечить их всем необходимым для сокруши тельного отпора любому агрес- сору. Товарищ агитатор! Прочти материалы, публикуемые на этой странице, военным моря кам, используй содержащиеся в ней примеры и цифры в своих беседах. Пусть выдающиеся трудовые победы советского народа в великом коммунисти ческом строительстве воодушев ляют воинов кораблей, подраз делений на новые успехи в боевой и политической подго товке. Гидроэнергия В 1954 г<&у перевыполнен план производства многих ви- установленный дов промышленной продукции. Министерством электростанций выполнен план ввода в действие электрических станций. В нашей стране т>азвернулось огромное строительство новых гидроэлектростанций. Уже за первое десятилетие Советской власти были сооружены и введены в эксплуатацию гидроэлек тростанции общей мощностью до 100 тысяч киловатт-часов. В период с 1928 по 1940 год построено и введепо в стоой 39 новых гидроэлектростанций с общей установленной мощно стью 1.500 тысяч киловатт-часов. К 1935 году — последне му году осуществления плана Г0ЭЛР0 — намеченная програм ма электрификации страны была перевыполнена в 2 ,6 раза. К этому времени СССР по п ро и зв о д с т в у электроэнергии опере дил Англию, Францию, Японию и занял третье место в мире (дореволюционная Россия в 1913 году занимала пятнадцатое место). Бурный рост мощности гидроэлектростанций я р к о ха рактеризуется тем, что ©ели взять выработку гидроэлектро энергии в 1932 году за 100 процентов, то в 1950 году она увеличилась на 1 .580 процентов,, т. е. в 15 раз. СССР по удельному весу использования ‘ электроэнергии в промышлен ности уже в 1940 году вышел на 1-е место в мире. Во время послевоенной, четвертой пятилетки были восста новлены все разрушенные гидроэлектростанции, причем, на совершенно новой технической основе с увеличением коэффи циента полезного действия машин и повышения мощности гидроэлектростанций. В тот же период были построены и вва лены в действие десятки новых гидроэлектростанций, среди которых Щербаковская» Фапхадская, Храмская, Севанская, Су хумская и другие. В 1950 году • па гидроэлектростанциях СССР было выработано почти в 2 раза больше энергии, чем в 1940 году, и наша страна вышла па 2-е место в мире по произ водству электроэнергии. Исторический поворот в гидроэнергостооительстве произо шел в 1950 году, когда было принято решение о сооружепли Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций на Вол ге, Каховской — на реке Днепре и Цимлянской — на реке Дон. Уже в 1953 году гидроэлектростанции страны дали энергии на 47 процентов больше, чем в 1950 году. В минувшем - году введено мощностей на электростанциях страны в 2 ,5 раза больше, чем было введено за первые 10 лет по плану Г0ЭЛР0: выработано электроэнергии в 3 раза больше, чем в 1940 году, и в 70 раз больше, чем в России 1913 года. За четыре года текущей пятилетки введены в действие мощные гидроэлектростанции: Верхне-Свирская, Цимлянская, Усть-Каменогорская, Гюмушская, Маткожненекая, Мингечаур- ская, Дубоссарская и частично Камская. Еще больший ^ п р и р о с т мощностей электростанций будет достигнут в 1955 году -— в с т у п я т в с т р о й Куйбышевская, Горьковская и Каховская гидроэлектростанции, дадУт первый ток гидроэлектростанции на Ангаре, Оби и д р у г и х юеках. Грандиозность поставленных партией и правительством задач видна из следующего примера. Выработка энергии четы рех гидроэлектростанций — Куйбышевской. Сталинградской, Каховской и Цимлянской — превысит суммарную выработку всех электростанций Дании, Финляндии, Испании, Турции и Югославии, вместе взятых. Вступив в строй,’ Куйбышевская, Сталинградская и Кахов ская гидроэлектростанции вместе с Цимлянской ГЭС окажут огромное воздействие на развитие промышленности, транс порта и сельского хозяйства на обширной территории страны. Промышленность пептоальпой части СССР п о л у ч и т дополни тельно 17,5 миллиарда киловатт-часов дешевой энергии. На этой основе намечено широкое развитие электрификации желез ных дорог всего этого района страны. Б у д у т усилены темпы я расширены масштабы электрификации колхозов и совхозов. Украинская ССР. Коллектив мартеновского цеха завода «Запорожсталь» в 1954 году выдал 4.834 скоростные плавки. Н а снимке: лучшие сталевары мартеиовского ков, Н . А . Степаненко и П. С. Залож . цеха (слева направо) А . М. Сидоренко, А . А . Яковлев, М. Г. Алейни- Фото А . Красовского. (Фотохроника ТА С С ). ОСНОВА ОСНОВ В 1954 году продолжался рост тяжелой промышленности, являющейся основой раз вития народного хозяйства. Увеличение производства металла, угля, нефти, элек троэнергии, химических изделий, машин и оборудования обеспечило рост продукции всех отраслей промышленности. ☆ Выполняя заветы великого Ленина, Коммунистическая партия и Советское правительство всемерно развивают тяже лую индустрию — основу социалистиче ской экономики, источник благосостояния ыашего народа, могучую базу обороно способности страны. Несмотря на огромные разрушения, причиненные войной, еще более высоки ми темпами развивается тяжелая инду стрия в послевоенные годы. В 1953 году ее валовая продукция превысила уро вень 1913 года в 30 раз и уровень довоенного 1940 года — в 2,5 раза. Почти в четыре (раза увеличилась про дукция машиностроения. Производство средств производства по сравнению с 1925 годом у нас выросло в целом, при мерно, в 55 раз. выплавка стали увели чилась в 21 раз, добыча угля — в 19 раз, выработка электроэнергии — в 45 раз. Если вся «промышленная продукция страны в 1954 году увеличилась по сравнению с 1940 годом в 2,8 раза, то продукция тяжелой индустрии за это же время выросла в 3,4 раза. Машиностроение — сердцевина индуст рии. Темпы развития народного хозяйства всецело зависят от того, в какой степени удовлетворяются его потребности в маши нах, механизмах и другом оборудо вании, насколько они совершенны. В результате осуществления намечен ного коммунистической партией кур са на индустриализацию страны ма шиностроительная промышленность сде лала резкий скачок вперед в своем •раз витии. Об’ем ее продукции в 1940 году по сравнению с 1913 годом возрос* более чем в 50 раз. А в 1950 году было про изведено различных видов оборудования в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. Большие задачи стоят перед машино строительной промышленностью в пятой пятилетке. В 1955 году должно быть (выпущено разных машин в 230 .раз больше, чем в 1913 году. Эта задача ре шается успешно. В минувшем году зна чительно больше, чем в 1953 году, про изведено промышленного оборудования, т р а к т о р , автомашин, станков, экскава торов, сельскохозяйственных машин и т. д. Развитие машиностроения невозможно без роста производства металлургии. В металле нуждаются вся наша промыш ленность, транспорт, строительная инду стрия, связь и т. д. Эта отрасль тяжелой промышленности также развивается вы сокими темпами. В 1913 году в царской России было произведено 4,2 млн. тонн стали и 3,5 млн. тонн проката. Выплав ка металла уже в 19-10 году достигла 15 мля. тонн чугуна и 1S.3 млн. тонн стали. В 1952 гсду заводами черной метал лургии было произведено: 23 млн. тонн чу гуна, 35 млн. тонн стали, 27 млн. тонн проката. В 1953 году стали произведено примерно 38 млн. ТОНН; В 1951 году выплавка стали по сравнению с 1953 годом составила 10S пропентс-в. Про ката было произведено 13,1 млн. тонн. А в 1950 году производство метал ла ио сравнению с довоенным 1940 го лом увеличилось на 45 процентов. В пя той же пятилетко выплавка чугуна воз растет на 7G процентов, стали — на G2 и производство проката — на 64 про цента. Тяжелая индустрия явилась тон силой, которая обеспечила механизацию сельско го хозяйства на базе передовой техники. Теперь наше социалистическое сельское хозяйство располагает огромным количест вом тракторов, комбайнов и других сель скохозяйственных машин. Крупные успехи достигнуты в разви тии топливнои промышленности, осооеино в послевоенный период. По количеству добываемого угля Россия занимала одно из последних мест в мире. В 1913 году было добыто 29,1 млн. тонн угля. На базе бурного роста производительности труда, развития старых и создания но вых угольных баз угольная промышлен ность Советского Союза в 1940 году до вела добычу угля до 1GG млн. тонн. 1950 году было добыто угля 250 млн тонн, т. е. задание четвертой пятилетки выполнено на 104 процента, в 1953 го ду — 320 млн. тонн. В 1954 году до быча угля ио отношению к 1953 году составила 10S процентов. Бурный рост отечественного автомАби лестроеогия, тракторостроения, самолето строения и других отраслей народного хозяйства постоянно увеличивает спрос -на нефтяные продукты. За годы Советской власти в нашей стране нефтяная про мышленность была полностью техниче ски перевооружена, получили мощное развитие нефтяные районы, в том числе новые, особенно «Второе Баку». Если в 1953 году было добыто нефти около 47 млн. тонн, т. е. па 50 с лишним про центов больше. *юм в 1940 году, то в 1953 году — 52 млн. тонн. В минувшем году народное хозяйство получило нефти 1 Ьч 112 процентов больше, чем в 1953 году. На основе мощного под'ема тяжелой индустрии уверенно идет вперед все на родное хозяйство СССР. Пятым пятилет ним планом предусматривалось увеличе- ние промышленной продукции эз 5 лет примерно на 70 процентов. Выполнение заданий пятой пятилетки показывает, что уже за четыре года (1951— 1954) про мышленная продукция увеличивается по сравнению с 1950 годом на 65 процен тов. Это означает, что пятилетний план по промышленности будет выполнен до срочно. В результате еще могущественнее станет великая Советская держава, еще выше поднимется благосостояние нашего порода. НОВАЯ ТЕХНИКА Молоков. Ш и р о к и м фронтом развернулось строительство второй о ч е р е д и Камской ГЭС. Беспрерывным потоком к кот ловану движутся автомашины с бетоном н пиломатериалами. Н А СНИМ К Е : бетоноукладочная эстакада четвертой секции водосливной плотины ГЭС. Фото Б . Внзуля. (Фотохроника Т А С С ). В 1954 году продолжалась работа по развитию н внедрению новой техники; ма шиностроением созданы новые типы и марин оборудования для промышленности, строительства, сельского хозяйства и тран спорта; внедрялись новые технологические процессы и расширилось применение авто матизации и механизации производства. В целях повышения производительно сти труда Коммунистическая партия неу станно заботится о развитии техники и ее внедрении во все отрасли народного хозяйства нашей Родины. Техника в Советском Союзе все время совершен ствуется, старая заменяется новой, а но вая — новейшей. В связи с огромным размахом работы по электрификации страны перед совет ской наукой и техникой встал ряд важ ных задач, связанных с созданием более совершенного энергетического оборудова ния и улучшением его эксплуатации. Трким примером технической зрелости советского энергомашиностроения являет- ся создание уникальной одновальной турбины мощностью 150 тыс. киловатт, генератора на ту же мощность и двух Огаревых котлов громадной производи тельности — 240 тонн пара в час. В пятой пятилетке, по сравнению с четвертой, производство паровых котлов возрастает в 2,7 раза, паровых турбин в 2,3 раза и гидротурбин в 7,8 раза. В 953 году, например, было произведено турболенераторов в 4 раза, а ш ро ген е - раторов — в 3 раза больше, чем в 1950 году. Для Куйбышевской гидроэлектро станции создаются самые мощные и со вершенные в мире гидротурбины и гене раторы. Диаметр рабочего колеса такой турбины равен 9,3 метра. Общая высота турбины и генератора превысят 30 мет ров, в общий вес составит 1.600 тонн. Каждая турбина при максимальном напо ре воды в 29 метров будет развивать 126 тыс. киловатт, т. е. в два с лишним раза больше, чем мощность Волховакой гидроэлектростанции. В 1954 году на тепловых электро станциях продолжались работы по ком плексной автоматизации котельных це хов. По сравнению с 1953 годам в 1.5 раза возросла мощность энергосистем, ко торые управляются с диспетчерских пунктов, оснащенных средствами теле механики. В нашей стране большое значение при дается использованию атомной энергии в м и р н ы х целях. В минувшем году в Со- I с выпускавшимся до ! нием. войны ^5орудовa- Одесский завод прессов освоил выпуск нескольких видов уникальных гидравли ческих и механических прессов, предназ начаемых для автомобильной н трактор ной промышленности. Н А СНИМ К Е : старший контрольный мастер Н . И . Личман (слева) и началь ник сборочного цеха М. Г. Швабский ос матривают пресс для щтамповки и вы тяжки изделий из металла. Фото А . Фатеева. (Фотохроника ТА С С ). потоком Союзе пущена в эксплуатацию первая в мире промышленная электростан ция на атомной энергии с полезной мощ ностью 5 тысяч киловатт. Огромен размах работ сталгкостроитель* ной промышленности. Только в четвер той пятилетке создано около 250 типов новых высокопроизводительных метал лорежущих универсальных станков, свы ше 1.000 типов станков специального назначения и агрегатных. 57 типов но вых автоматов и полуавтоматов и т. д. В минувшем году производство металло режущих станков по сравнению с 1953 годом увеличилось на 108 процентов. Новые металлообрабатывающие станки позволяют повысить производительность труда в лолтора-два раза по сравнению ' зы -коммувистнчеокого общества. Директивами XIX с'езда КПСС преду смотрено дальнейшее мощное развитие станкостроения. В пятой пятилетке про изводство крупных металлорежущих станков должно быть увеличено в 2,6 раза, станков повышенной точности в 2 раза и т. д. В текущем году машиностроительной промышленностью должно быть выпуще но разных машин, в том числе и стан ков. в 230 раз больше, чем в 1913 году. Совершенную технику получает метал лургическая промышленность. Так, на од ном из заводов установлен новый рельсо- б-алочный стан, который но степени ме ханизации и автоматизации производ ственных процессов, по своей производи тельности не имеет себе равных. Он за нимает площадь 80 тыс. квадратных метров. В угольной промышленности автомати- кшия внедряется во вое процессы угле добычи. Угольная промышленность СССР ныне является самой механизированной в мире. Проходка стволов, навалка и достав ка угля, крепление кровли, транспорти ровка угля я т. д. производятся совер шенными машинами. За годы Советской власти полностью технически перевооружена нефтяная про мышленность. В пятой пятилетке ода продолжает оснащаться все более и более современным оборудованием, что создает условия для дальнейшего роста добычи нефти. В минувшем году нефти и нефте продуктов добыто значительно больше, чем в 1953 году. Невиданный технический прогресс наблюдается в химической промышленно сти, в промышленности товаров широкого потребления, в промышленности продо вольственных товаров. Рыбные промы слы, например, за годы пятилеток, осо бенно в послевоенное время, получили мощный моторный н паровой флот — моторные боты, сейнеры, траулеры и другие суда, имеющие охлаждаемые пру- зовые трюмы и оснащенные новейшими машинами, механизмами и приборами. Это позволило значительно поднять улов рыбы. Так. рыбаки Кольского полуостро ва в минувшем году перевыполнили про изводственный план. Огромный технический прогресс в на шей стране является ярким показателем выдающихся успехов советского на<рода в создании материально-технической ба- Транспорт Годовой план грузооборота железнодорожного транспорта в 1954 году перевыполнен. По сравнению с 1950 годом грузо оборот возрос на 42 процента. Это означает, что задание, пре дусмотренное пятым пятнлетним планом по росту грузооборота железнодорожного транспорта в 1955 году по сравнению с 1950 годом на 35 — 40 процентов, выполнено досрочно, в 4 года... Морским транспортом годовой план по грузообороту вы полнен на 109 процентов и по перевозкам грузов — на 103 процента^. Речным транспортом годовой план по грузообороту рыпол - нен на 100,8 процента и по перевозкам грузов — на 104 про цента. ☆ СССР — великая железнодорожная держава. За годы предвоенных пятилеток в пашей столпе была про ведена огромная работа по развитию сети железных дорог и технической реконструкции железнодорожного транспорта. Же лезнодорожный транспорт получил более 90 тыс. километров рельсов, почти 12 тыс. паровозов, 300 тыс. гр у зо в ы х и свыше 11 тыс. пассажирских вапопов с автотормозами и автоспепами, на многих станпиях и линиях была введена автоблокировка. Советские к о н с т р у к т о ры создали мощные отечественные паро возы СУ, ФД, ПС и другие, из которых ФД и ПС являлась самыми моптными в Европе. На железных дорогах безводных районов появились паровозы СО с конденсацией пара, допус кавшие пробег свыше тысячи километров без набора волы, а также тепловозы со сцеппым весом до 1G0 тонн. Протяженность электрифицированных линий достигла 1.900 километров. После Велпкоп Отечественной войны п ро юлжалось дальней шее техническое вооружение железнодорожного транспорта. В настоящее время на железных дорогах работает большое ко личество быстроходпнх товарных паровозов, мощностью до 2 тыс. лошадиных сил, а также пассажирских паровозов мощностью до 1.500 лошадиных сил со с к о ро с тью до 120 километров в час. В четвертой пятилетке протяженность элек трифицированных линий возросла почти вдвое. Бплее чем в два раза увеличилась протяженность линий с тепловозной тягой. Советский Союз занимает п?ввое место в мире по сретне- су то чп ом у пробегу паровозов и вагонов, по грусонапояженпости железных до ро г , по темпам электрификации и протяженности электрифицированных линий и т. д. Значительны достижения нашей страны и в развитии вод ного транспорта. За годы довоенных пятилеток пповедены боль шие работы по его реконструкции. Уже в 1940 году протя женность судоходных путей составляла 108 тыс. километров» т. е. увеличилась почти вдвое против 1913 roia. В довоен ные годы самоходпый Флот увеличился в 2,2 раза.- а несамо ходный — в 2 ,7 раза. ^ В пятой пятилетке водный транспорт получает свое даль нейшее развитие. В 1952 году вступил в эксплуатацию Волго- Донской судоходный канал им. В. П. Ленина. В результате этого создана единая водно-транспортпая система в Европей ской части СССР. В 1954 году речной Флот перевыполнил годовой план по грузообороту и по перевозкам г р у зо в . Постоянно развивается морской транспорт. В .минувшем году он также перевыполнил годовой план как по грузообороту, так и по перевозкам грузов. Строительство Об’ем государственных капитальных вложений в 1954 го ду составил 115 процентов к 1953 году.» В 1954 году введены в действие значительные производ ственные мощности во всех отраслях народного хозяйства. ☆ В нашей стоапе осуществляется гигантская программа капитального строительства. Только в послевоенные годы вос становлено, построено и введено в действие более 8 тыс. -круп ных промышленных предприятий, сооружено свыше 200 мил лионов квадратных метров жилой площади, много школ, боль ниц и д р у г и х зданий. В годы пятой пятилетки, как и прежде, в центре втгпманля советского народа и Коммунистической партии находится строительство новых .предприятий угольной, нефтяной, машино строительной и металлургической промышленности, новых гид роэлектростанций и других предприятий. Большое значение в этом деле имеет выполнение известных решений партии и правительства о впедрении в строительство железобетонных конструкций и деталей. По всей нашей стране, особенно на востоке ее, осуществляется программа расширения сущест- вуюпгих и строительства большого числа новых предприятий по п ро и зв о д с т в у железобетонных к о н с т р у к ц и й п деталей. Та кие заводы уясе построены и действуют в Москве, в Люберцах и в Киеве. В ближайшие два года по решению партии и пра вительства в стране должно быть построено 402 таких заво да и 200 площадок полигопного типа, Это позволит еще бы стрее сооружать корпуса промышленных предприятий и дома для трудящихся. Благодаря повседневной заботе Коммунистической партии и Советского правительства строительная и н д у с т р и я превра тилась в к р у п н у ю отрасль народного хозяйства. Общий об’ем строительно-монтажных юабот в стране возрос в 1954 го д у ^ 2 ,5 лаза по сравнению с 1946 годом, а об’ем государственных капитальных вложений составил 115 процен тов к 1953 году. В минувшем году введены в действие зна чительные производственные мощности во всех отраслях на родного хозяйства — построено и уже действует свыше 600 крупных промышленных предприятий. Выполнен установлен ный план ввода в строй электростанций. Наличный парк экскаваторов по сравнению с 1953 годом увеличился на 20 процентов, скреперов и бульдозеров — на 26 процентов и кранов передвижных — на 25 процептов. Рост и ш и р о к и й размах капитального строительства в СССР ярко свидетельствует о дальнейшем укреплении эконо мического могущества страны, о мирной политике Коммуни стической партии и Советского правительства. ' * \\ На 6*й улице Октябрьского поля сооружается первый в Москве бескаркасный крупнопанельный жилой дом. Бескар касное крупнопанельное домостроение открывает большие возможности для индустриализации строительства, широкого применения железобетонных конструкции и деталей, позво ляет превратить строительную площадку в сборочно-мон тажную. Н А СНИМ К Е : монтаж первого э т а ж а к р у п н о п а н е л ь н о г о дома на 6-н улице Октябрьского поля. Ф ото В. Акимова. (Фотохроника ТА С С ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz