На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.

I ' 8 Февраля 1955 г., № 32 (5184). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 О п ы т п е р е д о в и н о в — в с е м в о и н а м фл о т а ж д у ю д в ц Подводники, совершенствуют мастерство торпедного удара, учатся бить врага без промаха ☆ ☆ ☆ ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕХ Почти у всех воинов, которых мы видим на снимке, на груди знаки «От­ личный подводник». Это передовики боевой и политической подготовки мичман А . Н о ­ виков. лейтенант М . Пихтилев, старшины 1 статьи А . Андрианов и М. Бушкин, ма­ трос П . Ведров, старшина 1 статьи В. Андриенко и старший матрос И. Тишанинов. Ф ото И . Тимченко. '* Всегда в боевой готовности В настоящее время американо-англий­ ские империалисты активизируют свои действия, чтобы развязать новую войну. В связи с этим перед личным составом Военно-Морских Сил нашей Родины стоят большие и ответственные задачи. Они за­ ключаются в том, чтобы в совершенстве -владеть первоклассной техникой и воору­ жением. которыми в изобилии снабжает нас советский народ, находить новые, со­ временные тактические приемы и спосо­ бы использования мощи своих кораблей. Северный флот — флот открытого мо­ ря. Здесь проходит ответственный уча­ сток нашей границы. Чтобы всегда быть готовыми к отпору агрессору, воины пов­ седневно, настойчиво повышают свою бое­ вую готовность, учатся воевать в труд­ ных условиях Заполярья. Вместе со всеми моряками напряженно осваивают свое дело североморские подводники. Они вос­ питывают в себе мужество, стойкость, выносливость — все то. что необходимо для длительных плаваний в штормовых условиях, для успешного проведения тор­ педных УД31Р0В. Быстротечна и стремительна атака подводной лодки. Всего на мгновение по­ казывается над поверхностью моря пери­ скоп. За несколько секунд командиру на­ до оценить обстановку и принять пра­ вильное решение. Лишь постоянная тренировка в спе­ циально оборудованном кабинете и. глав­ ное. полноценное использование для бое­ вой учебы плавания дают возможность в короткий срок научиться безошибочно принимать решение и «умело выполнять его. Но вот обстановка ясна, решение принято, и начинается напряженная ра­ бота всего личного состава. Тщательно проверяет выполнение всех команд старший помощник. Малейшие неполадки в действиях моряков главного командного поста не укрываются от его зоркого взгляда. Вдумчиво и спокойно выполняют обя­ занности штурман лейтенант Владимиров и торпедный электрик старший матрос Бартко. Им нужно быстро и как можпо точнее выработать данные для атаки. Материальная часть исправна, все со­ гласовано и настроено. Действия моря­ ков точны, расчетливы Они успешно справляются со своими ответственными обязанностями. Командир в курсе всех дел и знает, что любое его решение экипаж выполнит точно. Тем временем торпедисты старшина 1 статьи Андрианов и другие готовят аппараты к выстрелу. Много раз прихо­ дилось им делать это. II всегда они не­ сколько волнуются. Erne бы! Ошибиться нельзя. Торпеды должны сработать хоро­ ню. П р о т и в н и к не будет проходить перед лодкой дважды. Надо уничтожить его с первого залпа. Один из моряков проверяет, насколько плотно закрыты все горловины торпед­ ных аппаратов. Я р у г о й занимается их натужным осмотром. Опыт показал, что это коайне необходимо. Здесь не должно быть никаких посторонних предметов. Сноровисто работают электрики ^ под руководством кандидата в члены КПСС старшины 1 статьи Попова, обеспечивая клваблю кот. Механизмы действуют без­ отказно. Немало поработали воины, чтобы добиться этого. После одного из походов старший матрос Погребении обнаружил в масло-указательном стекле наличие воды. Это взволновало электрика, и он доложил о своих наблюдениях старшине. — Надо выяснить, в чем дело. — ре­ шил Попов. — Займитесь! — приказал он старшине 2 статьи Осыка и матросу Полуян. Вскрыли верхнюю крышку подшипни­ ка. вынули масляные охладители. Испы­ тали их. Все в порядке. Сальники также оказались без всяких изменений. Внима­ тельно осмотрев их. Попов заявил: — Пожалуй, мы переделаем их. Командир подразделения одобрил ини­ циативу подчиненных. Изготовили про­ кладки из паранита и установили их по* HOBOMjy. Промыли подшипники керосином. Больше ничего и не потребовалось. Меха­ низм стал работать исправно. ...Волнуется и молодой инженер-меха­ ник Коробейников. Ему впервые прихо­ дится самостоятельно решать вопросы управления нловучестью и диферентом подводной лодки. Но трюмные работают точно, и это облегчает офиперу выполне­ ние задачи. В походе Коробейников тренировался в управлении горизонтальными рулями. Таким образом ему была дана возмож­ ность почувствовать лодку, понять, ког­ да она легка, а когда тяжела. Иначе нельзя научиться хорошо диферентовать. •С этой целыо в походе к штурвалу неред­ ко встают и вахтенные офицеры. Многие in mix — будущие командиры и стар­ шие помощники. Они приобретают каче­ ства. необходимые для управления под­ водным кораблем и его маневрирования. Подобные мероприятия полезно практико­ вать почаще. Старшина 1 статьи Андриенко умело управляет горизонтальными рулями и до­ кладывает механику о «поведении» ко­ рабля. Так я;о мастерски могут действо­ вать и другио воины. Надо отдать долж­ ное боцману. Он с разрешения команди­ ра ставит молодых матросов на вахту в полводном положении. Сейчас многие из них могут заменить старшину. Это очень важно. Такая необходимость может воз­ никнуть в бою. II напрасно отдельные командиры не доверяют руль никому, кроме боцмана, которому подчас и поку­ шать некогда. Выработаны данные. загорелись сиг­ нальные лампочки — готовы к стрельбе торпедные аппараты. Лодко легла на бое­ вой курс. Наступили последние минуты перед залпом. Вот уже прозвучала коман­ да «Товсь!» и затем «Пли!». С едва ощу­ тимым толчком вышли торпеды Теперь все с нетерпением ожидают ре­ зультатов атаки. Но вот с мостика слы­ шится: «Торпеды всплыли». Это радует торпедистов. Стрельба была испытанием для всего экипажа. Успех был бы невоз­ можен без четкости и слаженности дейст­ вий личного состава. Коммунисты и ком­ сомольцы показали в этом пример. А команда «Приступить к следующему упражнению» подтверждает успешность атаки. Заработал дизель, и лодка начала маневрирование для выполнения следую­ щих. еще боле? сложных упражнений. Моряки учатся бить в цель без промаха. Офицер М. ИЛЮХИН. На практических тренировках Тренировка на боевом п о с т у . Лаю в в о д н у ю задачу ставшему матоосу Б о г о р о д ­ с к о м у : — О т к р ы т ь . . . клапаны! Б о г о р о д с к и й о п ы т н ы й моряк, уверенно выпол­ няет приказание. Располо­ жение вентилей он знает, и о т к р ы т ь или закрыть их для пего не представляет никакой т р у д н о с т и . Осталь­ ные тпюмные с м о т р я т , как работает их товарищ, и ж д у т своей очереди произ­ вести прием. После первого практиче­ ского занятия я почувство­ вал, что оно тало мало пользы подчиненным, мно­ го времени было потеояно п о п у с т у . Тогда я решил, что необходимо давать та ­ кие приказания, которые отдаются, когда подводная лодка погвулиется, всплы­ вает, диФеоентуется. И вот на очередной тре­ нировке ставлю вводную: — Приготовить трюм­ ные помпы для перекачки воды из уравнительной си­ стемны за борт! Наблюдаю. В трюме, с т р о г о согласовывая меж­ ду собою каждое движение, работают командир отделе­ ния и ставший матрос Бо­ городский. У м о р я к о в вы- оабатывается опведеленна я система действий. Иначе нельзя, так как помпа стоит в одном у г л у трюма, а водоотливные клапана— в д р у г о м . Одновременно вы­ нужден включиться в дело старшина 2 статьи Казан­ цев. несущий вахту в цен­ тральном посту, и другие м о р я к и . Отрабатывается слаженность, все то, что необходимо в бою. При маневрировании, торпедной стрельбе многое зависит от быстроты, точ­ ности в решительности в действиях т р ю м н ы х . Эти качества я стараюсь воспи­ тать у подчипенных. Обстановка во время тренировки творческая. М о ря к и становятся с каж­ дым разом все более вни­ мательными, успешно ос­ ваивают свою специаль­ ность. Старшина 1 статьи М. БУШИН, награжденный знаком «Отличный подводник». . Глубже вникать в работу механизмов — А это как называется? — спросил командира отделения ма­ трос В о р о н и н , показывая на ме­ таллическую пластину, прива­ ренную к лапе привода откры­ вания передней к р ы ш к и . Старшина 1 статьи Андрианов на мгновение замялся. Неужели он нетвердо знает у с т р о й с т в о торпедного аппарата? В этом мо­ ряка едва ли кто упрекнет. Свою специальность он и з у ч и л глубо­ ко — не 3|ря н о р и т на г р у д и знак «Отличный подводник». Анлпиа- нов не сразу ответил молодому в о и н у потому, что деталь эта была установлена совсем недав­ но и никакого наименования не имела. Это нововведение старши­ ны сослуживцы в шутку велича­ ли «стрельбой методом сапогам. О нем и рассказал Андрианов подчиненному. Дело в том, что иногда торпеда буфером может зажать верхний с т о п о р настолько, что воздух не в силах поднять его. То же самое произойдет. если уплотнитель глубоко вдавится в магистраль, так как по этой причине в нее будет поступать недостато чное количество воздуха. В данном случае торпеда п р и стрельбе не выйдет из а т а р а т а . Андрианов 1 Р е ш и л , что таких неблагоприят­ ных последствий легко избежать, стоит только п р и л о ж и т ь дополни­ тельное усилие. В нужный мо­ мент он нажимал па р у к о я т к у стопора ногой и таким образом поднимал его. Впоследствии эту роль стала выполнять пластина, прикрепленная к лаие привода открывания передней крышки. В боевой обстановке м о г у т быть различные неисправности. Очень важно уметь предупреж­ дать их. Не исключено, напри­ мер, что станет травить пере­ пускной клапан. Это может ока­ заться неожиданностью для спет циалиста, так как т р у д н о преду­ гадать, когда уплотнитель клапа­ на сработается. Устранение -ггой неполадки займет значительное время. А торпедная атака скоро­ течна. Ее исход решают секун­ ды и доли секунд. Как же гаран­ тировать полный успех? Старшина 1 статьи Андрианов подробно, до тонкостей изучил в о з д у ш н у ю схему стрельбы. От­ четливо представляя п у т ь возду­ ха, он пришел к следующему за­ ключению. Если переднюю к р ы ш ­ к у аппарата п р и к р ы т ь градусов на пять, то схема возшиной стрельбы разрывается блокиро­ вочной коробкой. Представляется возможность без каких-либо ос­ ложнений создавать в боевом бал­ лоне нужное давление. По коман­ де «товсь» н у ж н о закрыть страв­ ливающий клапан и нажать пи­ столет стрельбового щита. Раз­ дается «пли». Крышка аппарата открывается полностью и тем самым разрыв воздушной схемы устранен. Торпеды вышли из труб. В этом нельзя сомневаться. Это предложение старшины применяется на практике. Оно оправдало себя вполне. Главное достоинство этого способа в том, что он надежен. Находить пути наиболее полно­ го и действенного использования оружия нелегко. Андрианову удается это п о т о м у , ч т о он пов­ седневно совепшенствует свою боевую в ы у ч к у , часто советует­ ся с командирами, глубоко соз­ нает священный воинский долг перед Родиной. Мичман И. КУТЕПОВ, награжденный тремя знаками «Отличный педводник». Есть данные для стрельбы! Как-то зашел я к своему то­ варищу на д р у г у ю подводную лодку. Он только что вепнулся из похода, и мне хотелось уз­ нать о результатах торпедной стрельбы, в частности, о работе торпедных электриков. Мой то­ варищ был расстроен. Его толь­ ко что пожурил командир за ошибку, допущенную в море. Оказывается, атака затянулась, до цели было далеко, и воин выключил один из приборов. Старшина (решил, что механизмы работают напрасно, и временно выключил их. Он знал» что мо­ тор можно ввести в действие сра­ зу же, как только это потребует­ ся. Настал ответственный момент. — Товсь. ноль! — поступила команда с главного командного пункта. Торпедный электрик включил прибор и стал вырабатывать дан­ ные. Они оказались неверными, п о том у что установка была рас­ согласована с гирокомпасом. А к у р с корабля за последние м и ­ н у т ы несколько раз изменялся. Этого-то и не учел м о р я к . По-моему, забота о технике должна заключаться не в том, что она не полностью использует­ ся п р и боевой работе, а в тща­ тельном уходе и умелой подготов­ ке ее к действию. Водь от этого во многом зависит успешное ис­ пользование боевой техники. У некоторых специалистов ре­ зиновый амортизатор приборов трескается, и его надо заменять. Это трудоемкое дело и связано с неприятностями. Мы система­ тически смазываем резину г.аст- вором мела, и она хорошо сохра­ няется. Ни в коем случае нельзя закрашивать резину. Краска ее портит. К сожалению, этого не учитывают отдельные мало­ опытные воины. Хочется посоветовать, чтобы торпедные электрики больше внимания уделяли у х о д у за пере- Ферийными приборами. Они мо­ гут быть закрыты чехлами, од­ нако в походе металл отпотевдет и парусина ппомокает от много­ численных капель, попадающих на нее. Чтобы избежать этого, мы дополнительно закрываем матери­ альную часть кусками резины. А после каждого похода просуши­ ваем ее и протираем спиртом или бензином. Иначе изоляция резко упадет и может сгореть не толь­ ко одна линия, а все элементы приборов. У нас стало правилом замерять изоляцию и чистить подборы, несмотря па то, работала станция или нет. Ведь стоит несколько загрязниться маслу, как произой­ дет заедание между мехачме- скими частями. Из-за такой «ме­ лочи» схема оазрегулируетсп. П ри работе у материальной ча­ сти следует быть очень аккурат­ ным. У нас есть масса маленьких болтиков и винтиков. Положил какой-нибудь из них плохо или не удержал его в руках, вывер­ тывая, и он падает в н у т р ь nn t- богп. на клеммные платы — и вот вам замыкание. . II последнее замечание. Пи п р и каких обстоятельствах нель­ зя пользоваться «жучками», пме- сто штатных предохранителей. Они подчас кажутся по ходящи­ ми но своему сечению, а металл, в конце концов, оказывается не тот, и использование «жучков», как правило, цривоигт к не­ приятностям. Кстати, у торпед­ ных электриков не всегда бывают под руками предохранители, мо­ торчики и т. д. Флагманский спе­ циалист мало заботится об этом. А необходимость в запасных ча­ стях есть большая. Надо пом­ нить, что исправная работа тех­ ники способствует успеху тор­ педной атаки. П р и этом у с л о в и и торпедные электрики с м о г у т выполнить свои обязанности и смело сказать: «Есть данные для стрельбы!». Старший матрос М. БАРТНО, специалист втооого класса. Чувствовать корабль Подводная лодка идет на неои- скоииой глубине. Горизонтальны­ ми р у л я м и управляет ставший матрос Каширин. Верхние слои воды неспокойны, и вместе с движением волн «клюет» ко­ рабль. Каширин явно не справ­ ляется со своим делом. В чем причина? Воин не чув­ ствует корабль. Совершенные приборы, которые находятся в его распоряжении, не м о г у т в о с ­ п о л н и т ь этого недостатка. Они— Фиксаторы уже совершившегося, а специалисту необходимо пред­ видеть и предупреждать любые ненормальности в поведении лод­ ки. Прокатилась над кораблем очередная волна, и стрелка глу­ бомера показывает на два метра больше средней величины. Это усугубляет положение. Каширину не удастся поправить дело. На вахте матрос Ведров. Лод­ ка несколько иритопляется — палуба начинает уходить из- под ног воина, подвсплывает — она давит на с т у п н и . А п р и д и - ференте на нос или к о р м у Ведров замечает, что опора v него полу­ чается на левую или правую н о ­ г у . Это ч у т к о воспринимает мо ­ р я к . В любом из этих случаев воин оразу же реагирует и быстро принимает необхолимые меры. Сейчас он работает одновременно обоими р у л я м и . Носовыми удер­ живает лодку на глубине, кормо­ выми диферентует ее. Из опыта известно, что следует так же по­ ступать и во время торпедной атаки. Здесь очень важно перед залпом правильно рассчитать и не упустить момент, когда н у ж ­ н о переложить рули «на погру­ жение». Иначе лодку выбросит наверх, что в боевых условиях очень опасно. Нетрудно заметить, что на циркуляции в подводном поло­ жении обычно создается дифе- ■рент на корму и у лодки появ­ ляется тенденция погружаться. Чтобы предупредить подобное яв­ ление, необходимо также y i l o i b - лять одновременно носовыми и кормовыми рулями. Несомненно, делать это надо умело и расчет­ ливо. При торпедной атаке с к о р о с т ь хода меняется. При увеличении ее подводпый корабль становит­ ся легче, ппи уменьшении — тяжелей. Это н у ж н о учитывать и перекладывать р у л и па не­ сколько градусов на погружение или на всплытие, так как лодка днферентовалась п р и какой-то средней с к о р о с т и . У нас считают, что хорошо удиферентовгпную ледку в нор­ мальных условиях следует удерживать на глубине одними кормовыми горизонтальными ру­ лями. Когда командир прикажет погружаться, лучше всего созда­ вать дифе;>ент в 3— 5 градусов на нос или корму, в зависимо­ сти от необходимости. А п р и всплытии на перископную глуби­ ну можно рекомендовать, не до­ ходя до заданной глубины метра два. перевести диферент на нес. Это обеспечивает безопасность корабля. Очень важно, чтобы вахтен­ ный на горизонтальных р у л я х ппи погружении был готов к всплытию и наоборот. Глубина в 10— 20 метров особенно опасна для лодки, так как неизвестно, что делается над ней, в перископ еше нельзя наблюдать за тем, что п р о и с х о д и т на поверхности мо­ ря. Управляющему р у л я м и н у ж н о всегда быть в боевой готовности. От него зависит маневрирование корабля. Мичман А. НОВИКОВ, награжденный знаком «Отличный подводник». Слышу шум винтов... — Слышу шум винтов.., — доложит старший матрос Белов. Командир удивился — неулсе- ли гидроакустик действительно на таком большом расстоянии мог обнаружить цель. Оно в несколь­ ко раз превышало дистанцию, на которой гидроакустики обычно начинают у.давлирать ш у м вин­ тов. Но проверка показала, что классный специалист Белов не ошибся. Секрет успеха моряка прежде всего в том, что перед походом он старательно почистил, согла­ совал и настроил станцию. Поед- ставьте, что блок нечищен. Он будет издавать ш о р о х и , которые отвлекают от ш у м о в , созданных гребными винтами. Много непри­ ятностей м о г у т принести также усилитель, приемный и перехо­ дящий каналы, окажись они не в порядке. Это учел Белов. Гидроакустик научился безо­ шибочно отличать ш у м ы винтов по окраске тембра. С этой целью сначала он специально прослу­ шивал ш у м ы в и н т о в своей под­ водной лодки, ее механизмов. Они глубоко врезались в память. Те­ перь Белов ни за что не спутает их с д р у г и м и звуками, распро­ страняющимися в воде, и может по хопошо знакомым ему тонам отличить все остальные. Твердое знание устройства ма­ териальной части позволяет гид­ роакустику как можно полнее использовать возможности техни­ ки. Однажды, когда потребова­ лось освободить один из участков схемы, воин обвел трансформа­ тор и присоединил концы своего динамика к д р у г о й точке, распо­ ложенной на главном командном пункте. В работе станции не п р о ­ и зо ш л о никаких изменении. За­ дача была выполнена. Старшина 2 статьи Б. ПУЗИКОВ, награжденный з н а к о м «Отличный подводник». Ход обеспечен Старшина 2 статьи Горячкпн проверял, как воины выполняют свои обязанности в походе. Вах­ тенный на линии вала доложил ему, что температура подшипни­ ков не превышает н о р м ы . Тем не менее он высказал мысль, что было бы лучше, если фрикцион­ ные м у Ф т ы грелись еще меньше. — В базе подумаем, что п р е д ­ п р и н я т ь , — пообещал старшина. Плавание п р о ш л о успешпд. А когда лодка ошвартовалась v причала, м о т о р и с т ы сразу же ра­ зобрали механизм. Они п р и ш л и к заключению» что фрикционная м\Фта будет греться меньше, ес­ ли увеличить подачу масла. Старшина команды предложил переконструировать систему смаз­ ки. Вместе с офицером м о р я к и ве­ шили, что масло на м у Ф т у гео»> ходимо направить непосредствен­ но от напорной магистрали. Так и сделали. В последующих похо­ дах эта мера полностью оправдала себя. В последнем походе корабль сильно качало. Лодка то взбира­ лась на в о л н у , то зарывалась в воду. При этом резко менялись обороты двигателя, изменялось давление масла. Дизель работал то с перегрузкой, то шел «враз­ нос». Подчас даже пе было слы­ шно выхлопа отработанных га­ зов. Тем не менее стаошича 2 статьи Шарапов и матрос 11а- с т у ш с н к о обеспечивали подвод­ ной лодке заданный ход. Прибор показывал повыше:гие температуры воды. Шарапов тот­ час сос«5разил, в чем дело. Он бы­ стро остановил циркуляционный насос, подающий охлаждение на двипатель. и запустил дублирую­ щий насос. Стрелки манометра вошли в рамки нормальных пока­ заний. Несколько позднее выяс­ нилось. что все произошло из-за того, что перегорела пробка. М о т о р и с т ы ревностно выпол­ няют своп обязанности. Конечно, все это обычная служба, повсед­ невный т р у д . Но м о р я к и знают, что и их т р у д нужен для Роди­ ны, для защиты ее государствен­ ных интересов. Старшина 1 статьи В. НЕВЗОРОВ, специалист первого класса. В ы н о с л и в о с т ь и з а к а л к а Вахтенный офицер промок и продрог. В течение нескольких часов мостик под­ водной лодки непрерывно заливало. Сме­ нившись. лейтенант Пихтилев поспешил в отсек, где выполняли свои обязанности его подчиненные. Хотелось узнать, как чувствуют себя матросы и старшины. На боевом посту усердно работал стар­ ший матрос Тишанинов. Тут же на узкой койке, какую можно встретить только на подводной лодке, лежал матрос Кашапов. Глаза его были широко открыты, лицо бледно. Воин должен был в это время бодрствовать. Это знал командир. Он сра­ зу догадался — торпедиста укачало. Но офицер сделал вид. что ничего не заме­ тил, и, весело хлопнув одной мокрой ру­ кавицей о другую, бодро сказал: — Пока вы тут спите. Кашапов. ваше место на комбайне займет другой. Чита­ ли в газете, как много специалистов пое­ хало сейчас на целинные земли и вооб­ ще в колхозы? (Пихтилев знал о завет­ ной мечте матроса после службы стать комбайнером). — Для меня новый, более совершен­ ный построят, това 1 рищ лейтенант. — приподнимаясь на локтях и через силу улыбаясь, ответил Кашапов. — Правильно, — согласился офицер, сильным движением стряхивая с себя тяжелый реглан, и шутливо добавил: — Только сможете ли вы управлять этой машиной? Работа комбайнера трудная, требует большой выносливости. Щеки матроса порозовели. Выручил Тишанинов. — Подводнику любое дело по плечу, — сказал он. А Пихтилев в этот момент уже разговаривал со старшиной. «Клапа­ на надо бы провернуть и почистить и манометр подраить», — указал он коман­ диру отделения. — Разрешите мне сделать это? — по­ дробил Кашапов. Он к этому времени был на нопах. То ли выраженное вскользь напоминание лейтенанта о героическом труде совет­ ских людей и воинском долге, то ли неутомимая энергия командира по­ влияли яа матроса, а может и то и дру­ гое, но он старательно начал трудиться. Увлекшись делом, Кашапов забыл о кач­ ке. Воин поверил в свои силы, в воз­ можность преодолеть морскую болезнь. 06‘явлена тренировка. Весь личный состав отсека борется за живучесть ко­ рабля. Пихтилев приказал заделать «про­ боину» у кормовой переборки. Устано­ вить крепления там нелегко. Моряки, ловко балансируя, быстро подносят по­ душки, клинья, другое аварийное имуще­ ство и к назначенному сроку выполняют вводную. Виски матросов Сайфулина и Воронина покрыты мелкими каплями по­ та. Воины еще не привыкли к такому большому физическому напряжению. Од­ нако оба стремятся стать умелыми и за­ каленными моряками. Хорошие успехи в учебе имеет Сайфулин. Недавно командир написал в Башкирию его родителям письмо, в котором сообщил о безупреч­ ной службе их сына. Сколько радости принесет оно родителям и всему колхозу! А вот старшие матросы Тишанинов и Литвинов. Они закалились в походах. Так же. как оейчас. они неоднократно трени­ ровались в полулатемненном отсеке. В пробоину внезапно под большим напором врывалась струя воды и быстро заполня­ ла помещение. Моряки подносили маты, клинья, брусья и останавливали течь. Затем обнаруживалась пробоина в другом месте. Приходилось работать по пояс в воде. А действовать нужно расторопно. Иначе отпек затопит совсем. II моряки выполняли свое дело, напрягая все си­ лы. ;— Подводники должны чувствовать себя в море, как рыба. — говорят матро­ сы и старшины. ...Вахтенного сигнальщика матроса Угазова окатывает ледяной водой с голо­ вы до ног. Одежда на нем застыла. Зор­ кие глаза воина напряженно эоматрива- ются в морскую даль и выискивают там цель. Может появиться корабль или про­ сто какой-нибудь плавающий предмет. Но для матроса все значительно и ничто но доляшо пройти без внимания. — Силуэт, справа... дистанция..! — доложил матрос. Воин обнаружил корабль, хотя он на­ ходился далеко и видимость была плохая. Уразов всегда мастерски выпол­ няет свои обязанности на мостике. Но едва ли он справился бы с ними, если бы не был воаевьтм и .выносливым. Вода перехлестывает через комингс люка и потоками стекает в центральный пост. А там стоят чувствительные меха­ низмы. Если они выйдут из строя, пере­ станут работать машинные клапаны, кингстоны, нельзя будет поднять антен­ ны, перископ. И это взволновало старши­ ну 2 статьи Вахмистрова, как только первые капли попали на механизмы. Вы­ полняя обязанности по вахте, моряк ^на­ крыл моторы и бак с маслом резиной и брезентом. Однако вода скоплялась на палубе и снизу подбиралась к механиз­ мам, Вахмистров вместе со старшиной 2 статьи Казанцевым стал сливать ее в ведро. В трюме, присев па корточки, моторист старший матрос Резниченко следит за температурой подшипников. Поза не осо­ бенно удобная. Над его головой настил. Слева и справа магистрали и механизмы. Ни повернуться, ни разогнуться. Даже ТОКУ нельзя отнять от магистрали, за которую держится моряк. Без этого на­ верняка потеряешь равновесие и уда­ ришься головой обо что-нибудь. Резничен­ ко может только позволить ^себе иногда присесть на металлический ящик. А вахта ответственная. Сознание важностям своего дела и профессиональная привыч­ ка подводника к тесноте и неудобствам^ выручают. Резниченко находит в себе достаточно сил для того, чтобы ни на одно мгновение не ослабить внимания. Проверив показания термометров, мо­ ряк ощупывает подшипник тыльной сто­ роной ладони. Чутье опытного специали­ ста никогда не обманет его. Он ощущает малейшие колебания температуры. Время от времени к люку подходит сдаршина команды. — Как п о д ш и п н и к и ? —г спрашивает командир и протискивается в трюм. Он выслушивает ответ, сообщает о том. как умело несут трудную вахту другие чле­ ны ВЛКСМ, и как бы машинально сма­ хивает с магистрали жирные капли во­ ды. Резниченко берет ветошь, аккиятно протирает отпотевшие трубки, борта и нижнюю часть трюма. Настроение у пего бодрое, приподнятое. Нелегко сейчас управлять рулем матро­ су Шевченко. Волны постоянно стремятся сбить лодку с курса. Но воин хорошо чувствует движение корабля и своевре­ менно предупреждает рыскания. Лейтенант Пихтилев к этому времени вновь принял обязанности вахтенного офицера. За последние сутки он отдыхал всего лишь три часа. Но моряк не поте­ рял работоспособности. Он спортсмен первого разряда, сильный и выносливый воин. Подчиненные лейтенанта попреж- нему стойко несут вахту, учатся мастер­ ству. А ведь Тишанинов. Литвинов и другие немало потрудились перед походом на приемке торпед. Ну и что же? Разве легче было морякам в годы войны совер­ шать длительные походы? Стойкие и вы­ носливые. они всегда успешно выполняли задачи в сложных условиях сурового За­ полярья. К этому должны быть готовы все подводники-североморцы. Qftmteft Е. АОДНЬИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz