На страже Заполярья. 1955 год. Февраль.
I ' 8 Февраля 1955 г., № 32 (5184). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 О п ы т п е р е д о в и н о в — в с е м в о и н а м фл о т а ж д у ю д в ц Подводники, совершенствуют мастерство торпедного удара, учатся бить врага без промаха ☆ ☆ ☆ ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕХ Почти у всех воинов, которых мы видим на снимке, на груди знаки «От личный подводник». Это передовики боевой и политической подготовки мичман А . Н о виков. лейтенант М . Пихтилев, старшины 1 статьи А . Андрианов и М. Бушкин, ма трос П . Ведров, старшина 1 статьи В. Андриенко и старший матрос И. Тишанинов. Ф ото И . Тимченко. '* Всегда в боевой готовности В настоящее время американо-англий ские империалисты активизируют свои действия, чтобы развязать новую войну. В связи с этим перед личным составом Военно-Морских Сил нашей Родины стоят большие и ответственные задачи. Они за ключаются в том, чтобы в совершенстве -владеть первоклассной техникой и воору жением. которыми в изобилии снабжает нас советский народ, находить новые, со временные тактические приемы и спосо бы использования мощи своих кораблей. Северный флот — флот открытого мо ря. Здесь проходит ответственный уча сток нашей границы. Чтобы всегда быть готовыми к отпору агрессору, воины пов седневно, настойчиво повышают свою бое вую готовность, учатся воевать в труд ных условиях Заполярья. Вместе со всеми моряками напряженно осваивают свое дело североморские подводники. Они вос питывают в себе мужество, стойкость, выносливость — все то. что необходимо для длительных плаваний в штормовых условиях, для успешного проведения тор педных УД31Р0В. Быстротечна и стремительна атака подводной лодки. Всего на мгновение по казывается над поверхностью моря пери скоп. За несколько секунд командиру на до оценить обстановку и принять пра вильное решение. Лишь постоянная тренировка в спе циально оборудованном кабинете и. глав ное. полноценное использование для бое вой учебы плавания дают возможность в короткий срок научиться безошибочно принимать решение и «умело выполнять его. Но вот обстановка ясна, решение принято, и начинается напряженная ра бота всего личного состава. Тщательно проверяет выполнение всех команд старший помощник. Малейшие неполадки в действиях моряков главного командного поста не укрываются от его зоркого взгляда. Вдумчиво и спокойно выполняют обя занности штурман лейтенант Владимиров и торпедный электрик старший матрос Бартко. Им нужно быстро и как можпо точнее выработать данные для атаки. Материальная часть исправна, все со гласовано и настроено. Действия моря ков точны, расчетливы Они успешно справляются со своими ответственными обязанностями. Командир в курсе всех дел и знает, что любое его решение экипаж выполнит точно. Тем временем торпедисты старшина 1 статьи Андрианов и другие готовят аппараты к выстрелу. Много раз прихо дилось им делать это. II всегда они не сколько волнуются. Erne бы! Ошибиться нельзя. Торпеды должны сработать хоро ню. П р о т и в н и к не будет проходить перед лодкой дважды. Надо уничтожить его с первого залпа. Один из моряков проверяет, насколько плотно закрыты все горловины торпед ных аппаратов. Я р у г о й занимается их натужным осмотром. Опыт показал, что это коайне необходимо. Здесь не должно быть никаких посторонних предметов. Сноровисто работают электрики ^ под руководством кандидата в члены КПСС старшины 1 статьи Попова, обеспечивая клваблю кот. Механизмы действуют без отказно. Немало поработали воины, чтобы добиться этого. После одного из походов старший матрос Погребении обнаружил в масло-указательном стекле наличие воды. Это взволновало электрика, и он доложил о своих наблюдениях старшине. — Надо выяснить, в чем дело. — ре шил Попов. — Займитесь! — приказал он старшине 2 статьи Осыка и матросу Полуян. Вскрыли верхнюю крышку подшипни ка. вынули масляные охладители. Испы тали их. Все в порядке. Сальники также оказались без всяких изменений. Внима тельно осмотрев их. Попов заявил: — Пожалуй, мы переделаем их. Командир подразделения одобрил ини циативу подчиненных. Изготовили про кладки из паранита и установили их по* HOBOMjy. Промыли подшипники керосином. Больше ничего и не потребовалось. Меха низм стал работать исправно. ...Волнуется и молодой инженер-меха ник Коробейников. Ему впервые прихо дится самостоятельно решать вопросы управления нловучестью и диферентом подводной лодки. Но трюмные работают точно, и это облегчает офиперу выполне ние задачи. В походе Коробейников тренировался в управлении горизонтальными рулями. Таким образом ему была дана возмож ность почувствовать лодку, понять, ког да она легка, а когда тяжела. Иначе нельзя научиться хорошо диферентовать. •С этой целыо в походе к штурвалу неред ко встают и вахтенные офицеры. Многие in mix — будущие командиры и стар шие помощники. Они приобретают каче ства. необходимые для управления под водным кораблем и его маневрирования. Подобные мероприятия полезно практико вать почаще. Старшина 1 статьи Андриенко умело управляет горизонтальными рулями и до кладывает механику о «поведении» ко рабля. Так я;о мастерски могут действо вать и другио воины. Надо отдать долж ное боцману. Он с разрешения команди ра ставит молодых матросов на вахту в полводном положении. Сейчас многие из них могут заменить старшину. Это очень важно. Такая необходимость может воз никнуть в бою. II напрасно отдельные командиры не доверяют руль никому, кроме боцмана, которому подчас и поку шать некогда. Выработаны данные. загорелись сиг нальные лампочки — готовы к стрельбе торпедные аппараты. Лодко легла на бое вой курс. Наступили последние минуты перед залпом. Вот уже прозвучала коман да «Товсь!» и затем «Пли!». С едва ощу тимым толчком вышли торпеды Теперь все с нетерпением ожидают ре зультатов атаки. Но вот с мостика слы шится: «Торпеды всплыли». Это радует торпедистов. Стрельба была испытанием для всего экипажа. Успех был бы невоз можен без четкости и слаженности дейст вий личного состава. Коммунисты и ком сомольцы показали в этом пример. А команда «Приступить к следующему упражнению» подтверждает успешность атаки. Заработал дизель, и лодка начала маневрирование для выполнения следую щих. еще боле? сложных упражнений. Моряки учатся бить в цель без промаха. Офицер М. ИЛЮХИН. На практических тренировках Тренировка на боевом п о с т у . Лаю в в о д н у ю задачу ставшему матоосу Б о г о р о д с к о м у : — О т к р ы т ь . . . клапаны! Б о г о р о д с к и й о п ы т н ы й моряк, уверенно выпол няет приказание. Располо жение вентилей он знает, и о т к р ы т ь или закрыть их для пего не представляет никакой т р у д н о с т и . Осталь ные тпюмные с м о т р я т , как работает их товарищ, и ж д у т своей очереди произ вести прием. После первого практиче ского занятия я почувство вал, что оно тало мало пользы подчиненным, мно го времени было потеояно п о п у с т у . Тогда я решил, что необходимо давать та кие приказания, которые отдаются, когда подводная лодка погвулиется, всплы вает, диФеоентуется. И вот на очередной тре нировке ставлю вводную: — Приготовить трюм ные помпы для перекачки воды из уравнительной си стемны за борт! Наблюдаю. В трюме, с т р о г о согласовывая меж ду собою каждое движение, работают командир отделе ния и ставший матрос Бо городский. У м о р я к о в вы- оабатывается опведеленна я система действий. Иначе нельзя, так как помпа стоит в одном у г л у трюма, а водоотливные клапана— в д р у г о м . Одновременно вы нужден включиться в дело старшина 2 статьи Казан цев. несущий вахту в цен тральном посту, и другие м о р я к и . Отрабатывается слаженность, все то, что необходимо в бою. При маневрировании, торпедной стрельбе многое зависит от быстроты, точ ности в решительности в действиях т р ю м н ы х . Эти качества я стараюсь воспи тать у подчипенных. Обстановка во время тренировки творческая. М о ря к и становятся с каж дым разом все более вни мательными, успешно ос ваивают свою специаль ность. Старшина 1 статьи М. БУШИН, награжденный знаком «Отличный подводник». . Глубже вникать в работу механизмов — А это как называется? — спросил командира отделения ма трос В о р о н и н , показывая на ме таллическую пластину, прива ренную к лапе привода откры вания передней к р ы ш к и . Старшина 1 статьи Андрианов на мгновение замялся. Неужели он нетвердо знает у с т р о й с т в о торпедного аппарата? В этом мо ряка едва ли кто упрекнет. Свою специальность он и з у ч и л глубо ко — не 3|ря н о р и т на г р у д и знак «Отличный подводник». Анлпиа- нов не сразу ответил молодому в о и н у потому, что деталь эта была установлена совсем недав но и никакого наименования не имела. Это нововведение старши ны сослуживцы в шутку велича ли «стрельбой методом сапогам. О нем и рассказал Андрианов подчиненному. Дело в том, что иногда торпеда буфером может зажать верхний с т о п о р настолько, что воздух не в силах поднять его. То же самое произойдет. если уплотнитель глубоко вдавится в магистраль, так как по этой причине в нее будет поступать недостато чное количество воздуха. В данном случае торпеда п р и стрельбе не выйдет из а т а р а т а . Андрианов 1 Р е ш и л , что таких неблагоприят ных последствий легко избежать, стоит только п р и л о ж и т ь дополни тельное усилие. В нужный мо мент он нажимал па р у к о я т к у стопора ногой и таким образом поднимал его. Впоследствии эту роль стала выполнять пластина, прикрепленная к лаие привода открывания передней крышки. В боевой обстановке м о г у т быть различные неисправности. Очень важно уметь предупреж дать их. Не исключено, напри мер, что станет травить пере пускной клапан. Это может ока заться неожиданностью для спет циалиста, так как т р у д н о преду гадать, когда уплотнитель клапа на сработается. Устранение -ггой неполадки займет значительное время. А торпедная атака скоро течна. Ее исход решают секун ды и доли секунд. Как же гаран тировать полный успех? Старшина 1 статьи Андрианов подробно, до тонкостей изучил в о з д у ш н у ю схему стрельбы. От четливо представляя п у т ь возду ха, он пришел к следующему за ключению. Если переднюю к р ы ш к у аппарата п р и к р ы т ь градусов на пять, то схема возшиной стрельбы разрывается блокиро вочной коробкой. Представляется возможность без каких-либо ос ложнений создавать в боевом бал лоне нужное давление. По коман де «товсь» н у ж н о закрыть страв ливающий клапан и нажать пи столет стрельбового щита. Раз дается «пли». Крышка аппарата открывается полностью и тем самым разрыв воздушной схемы устранен. Торпеды вышли из труб. В этом нельзя сомневаться. Это предложение старшины применяется на практике. Оно оправдало себя вполне. Главное достоинство этого способа в том, что он надежен. Находить пути наиболее полно го и действенного использования оружия нелегко. Андрианову удается это п о т о м у , ч т о он пов седневно совепшенствует свою боевую в ы у ч к у , часто советует ся с командирами, глубоко соз нает священный воинский долг перед Родиной. Мичман И. КУТЕПОВ, награжденный тремя знаками «Отличный педводник». Есть данные для стрельбы! Как-то зашел я к своему то варищу на д р у г у ю подводную лодку. Он только что вепнулся из похода, и мне хотелось уз нать о результатах торпедной стрельбы, в частности, о работе торпедных электриков. Мой то варищ был расстроен. Его толь ко что пожурил командир за ошибку, допущенную в море. Оказывается, атака затянулась, до цели было далеко, и воин выключил один из приборов. Старшина (решил, что механизмы работают напрасно, и временно выключил их. Он знал» что мо тор можно ввести в действие сра зу же, как только это потребует ся. Настал ответственный момент. — Товсь. ноль! — поступила команда с главного командного пункта. Торпедный электрик включил прибор и стал вырабатывать дан ные. Они оказались неверными, п о том у что установка была рас согласована с гирокомпасом. А к у р с корабля за последние м и н у т ы несколько раз изменялся. Этого-то и не учел м о р я к . По-моему, забота о технике должна заключаться не в том, что она не полностью использует ся п р и боевой работе, а в тща тельном уходе и умелой подготов ке ее к действию. Водь от этого во многом зависит успешное ис пользование боевой техники. У некоторых специалистов ре зиновый амортизатор приборов трескается, и его надо заменять. Это трудоемкое дело и связано с неприятностями. Мы система тически смазываем резину г.аст- вором мела, и она хорошо сохра няется. Ни в коем случае нельзя закрашивать резину. Краска ее портит. К сожалению, этого не учитывают отдельные мало опытные воины. Хочется посоветовать, чтобы торпедные электрики больше внимания уделяли у х о д у за пере- Ферийными приборами. Они мо гут быть закрыты чехлами, од нако в походе металл отпотевдет и парусина ппомокает от много численных капель, попадающих на нее. Чтобы избежать этого, мы дополнительно закрываем матери альную часть кусками резины. А после каждого похода просуши ваем ее и протираем спиртом или бензином. Иначе изоляция резко упадет и может сгореть не толь ко одна линия, а все элементы приборов. У нас стало правилом замерять изоляцию и чистить подборы, несмотря па то, работала станция или нет. Ведь стоит несколько загрязниться маслу, как произой дет заедание между мехачме- скими частями. Из-за такой «ме лочи» схема оазрегулируетсп. П ри работе у материальной ча сти следует быть очень аккурат ным. У нас есть масса маленьких болтиков и винтиков. Положил какой-нибудь из них плохо или не удержал его в руках, вывер тывая, и он падает в н у т р ь nn t- богп. на клеммные платы — и вот вам замыкание. . II последнее замечание. Пи п р и каких обстоятельствах нель зя пользоваться «жучками», пме- сто штатных предохранителей. Они подчас кажутся по ходящи ми но своему сечению, а металл, в конце концов, оказывается не тот, и использование «жучков», как правило, цривоигт к не приятностям. Кстати, у торпед ных электриков не всегда бывают под руками предохранители, мо торчики и т. д. Флагманский спе циалист мало заботится об этом. А необходимость в запасных ча стях есть большая. Надо пом нить, что исправная работа тех ники способствует успеху тор педной атаки. П р и этом у с л о в и и торпедные электрики с м о г у т выполнить свои обязанности и смело сказать: «Есть данные для стрельбы!». Старший матрос М. БАРТНО, специалист втооого класса. Чувствовать корабль Подводная лодка идет на неои- скоииой глубине. Горизонтальны ми р у л я м и управляет ставший матрос Каширин. Верхние слои воды неспокойны, и вместе с движением волн «клюет» ко рабль. Каширин явно не справ ляется со своим делом. В чем причина? Воин не чув ствует корабль. Совершенные приборы, которые находятся в его распоряжении, не м о г у т в о с п о л н и т ь этого недостатка. Они— Фиксаторы уже совершившегося, а специалисту необходимо пред видеть и предупреждать любые ненормальности в поведении лод ки. Прокатилась над кораблем очередная волна, и стрелка глу бомера показывает на два метра больше средней величины. Это усугубляет положение. Каширину не удастся поправить дело. На вахте матрос Ведров. Лод ка несколько иритопляется — палуба начинает уходить из- под ног воина, подвсплывает — она давит на с т у п н и . А п р и д и - ференте на нос или к о р м у Ведров замечает, что опора v него полу чается на левую или правую н о г у . Это ч у т к о воспринимает мо р я к . В любом из этих случаев воин оразу же реагирует и быстро принимает необхолимые меры. Сейчас он работает одновременно обоими р у л я м и . Носовыми удер живает лодку на глубине, кормо выми диферентует ее. Из опыта известно, что следует так же по ступать и во время торпедной атаки. Здесь очень важно перед залпом правильно рассчитать и не упустить момент, когда н у ж н о переложить рули «на погру жение». Иначе лодку выбросит наверх, что в боевых условиях очень опасно. Нетрудно заметить, что на циркуляции в подводном поло жении обычно создается дифе- ■рент на корму и у лодки появ ляется тенденция погружаться. Чтобы предупредить подобное яв ление, необходимо также y i l o i b - лять одновременно носовыми и кормовыми рулями. Несомненно, делать это надо умело и расчет ливо. При торпедной атаке с к о р о с т ь хода меняется. При увеличении ее подводпый корабль становит ся легче, ппи уменьшении — тяжелей. Это н у ж н о учитывать и перекладывать р у л и па не сколько градусов на погружение или на всплытие, так как лодка днферентовалась п р и какой-то средней с к о р о с т и . У нас считают, что хорошо удиферентовгпную ледку в нор мальных условиях следует удерживать на глубине одними кормовыми горизонтальными ру лями. Когда командир прикажет погружаться, лучше всего созда вать дифе;>ент в 3— 5 градусов на нос или корму, в зависимо сти от необходимости. А п р и всплытии на перископную глуби ну можно рекомендовать, не до ходя до заданной глубины метра два. перевести диферент на нес. Это обеспечивает безопасность корабля. Очень важно, чтобы вахтен ный на горизонтальных р у л я х ппи погружении был готов к всплытию и наоборот. Глубина в 10— 20 метров особенно опасна для лодки, так как неизвестно, что делается над ней, в перископ еше нельзя наблюдать за тем, что п р о и с х о д и т на поверхности мо ря. Управляющему р у л я м и н у ж н о всегда быть в боевой готовности. От него зависит маневрирование корабля. Мичман А. НОВИКОВ, награжденный знаком «Отличный подводник». Слышу шум винтов... — Слышу шум винтов.., — доложит старший матрос Белов. Командир удивился — неулсе- ли гидроакустик действительно на таком большом расстоянии мог обнаружить цель. Оно в несколь ко раз превышало дистанцию, на которой гидроакустики обычно начинают у.давлирать ш у м вин тов. Но проверка показала, что классный специалист Белов не ошибся. Секрет успеха моряка прежде всего в том, что перед походом он старательно почистил, согла совал и настроил станцию. Поед- ставьте, что блок нечищен. Он будет издавать ш о р о х и , которые отвлекают от ш у м о в , созданных гребными винтами. Много непри ятностей м о г у т принести также усилитель, приемный и перехо дящий каналы, окажись они не в порядке. Это учел Белов. Гидроакустик научился безо шибочно отличать ш у м ы винтов по окраске тембра. С этой целью сначала он специально прослу шивал ш у м ы в и н т о в своей под водной лодки, ее механизмов. Они глубоко врезались в память. Те перь Белов ни за что не спутает их с д р у г и м и звуками, распро страняющимися в воде, и может по хопошо знакомым ему тонам отличить все остальные. Твердое знание устройства ма териальной части позволяет гид роакустику как можно полнее использовать возможности техни ки. Однажды, когда потребова лось освободить один из участков схемы, воин обвел трансформа тор и присоединил концы своего динамика к д р у г о й точке, распо ложенной на главном командном пункте. В работе станции не п р о и зо ш л о никаких изменении. За дача была выполнена. Старшина 2 статьи Б. ПУЗИКОВ, награжденный з н а к о м «Отличный подводник». Ход обеспечен Старшина 2 статьи Горячкпн проверял, как воины выполняют свои обязанности в походе. Вах тенный на линии вала доложил ему, что температура подшипни ков не превышает н о р м ы . Тем не менее он высказал мысль, что было бы лучше, если фрикцион ные м у Ф т ы грелись еще меньше. — В базе подумаем, что п р е д п р и н я т ь , — пообещал старшина. Плавание п р о ш л о успешпд. А когда лодка ошвартовалась v причала, м о т о р и с т ы сразу же ра зобрали механизм. Они п р и ш л и к заключению» что фрикционная м\Фта будет греться меньше, ес ли увеличить подачу масла. Старшина команды предложил переконструировать систему смаз ки. Вместе с офицером м о р я к и ве шили, что масло на м у Ф т у гео»> ходимо направить непосредствен но от напорной магистрали. Так и сделали. В последующих похо дах эта мера полностью оправдала себя. В последнем походе корабль сильно качало. Лодка то взбира лась на в о л н у , то зарывалась в воду. При этом резко менялись обороты двигателя, изменялось давление масла. Дизель работал то с перегрузкой, то шел «враз нос». Подчас даже пе было слы шно выхлопа отработанных га зов. Тем не менее стаошича 2 статьи Шарапов и матрос 11а- с т у ш с н к о обеспечивали подвод ной лодке заданный ход. Прибор показывал повыше:гие температуры воды. Шарапов тот час сос«5разил, в чем дело. Он бы стро остановил циркуляционный насос, подающий охлаждение на двипатель. и запустил дублирую щий насос. Стрелки манометра вошли в рамки нормальных пока заний. Несколько позднее выяс нилось. что все произошло из-за того, что перегорела пробка. М о т о р и с т ы ревностно выпол няют своп обязанности. Конечно, все это обычная служба, повсед невный т р у д . Но м о р я к и знают, что и их т р у д нужен для Роди ны, для защиты ее государствен ных интересов. Старшина 1 статьи В. НЕВЗОРОВ, специалист первого класса. В ы н о с л и в о с т ь и з а к а л к а Вахтенный офицер промок и продрог. В течение нескольких часов мостик под водной лодки непрерывно заливало. Сме нившись. лейтенант Пихтилев поспешил в отсек, где выполняли свои обязанности его подчиненные. Хотелось узнать, как чувствуют себя матросы и старшины. На боевом посту усердно работал стар ший матрос Тишанинов. Тут же на узкой койке, какую можно встретить только на подводной лодке, лежал матрос Кашапов. Глаза его были широко открыты, лицо бледно. Воин должен был в это время бодрствовать. Это знал командир. Он сра зу догадался — торпедиста укачало. Но офицер сделал вид. что ничего не заме тил, и, весело хлопнув одной мокрой ру кавицей о другую, бодро сказал: — Пока вы тут спите. Кашапов. ваше место на комбайне займет другой. Чита ли в газете, как много специалистов пое хало сейчас на целинные земли и вооб ще в колхозы? (Пихтилев знал о завет ной мечте матроса после службы стать комбайнером). — Для меня новый, более совершен ный построят, това 1 рищ лейтенант. — приподнимаясь на локтях и через силу улыбаясь, ответил Кашапов. — Правильно, — согласился офицер, сильным движением стряхивая с себя тяжелый реглан, и шутливо добавил: — Только сможете ли вы управлять этой машиной? Работа комбайнера трудная, требует большой выносливости. Щеки матроса порозовели. Выручил Тишанинов. — Подводнику любое дело по плечу, — сказал он. А Пихтилев в этот момент уже разговаривал со старшиной. «Клапа на надо бы провернуть и почистить и манометр подраить», — указал он коман диру отделения. — Разрешите мне сделать это? — по дробил Кашапов. Он к этому времени был на нопах. То ли выраженное вскользь напоминание лейтенанта о героическом труде совет ских людей и воинском долге, то ли неутомимая энергия командира по влияли яа матроса, а может и то и дру гое, но он старательно начал трудиться. Увлекшись делом, Кашапов забыл о кач ке. Воин поверил в свои силы, в воз можность преодолеть морскую болезнь. 06‘явлена тренировка. Весь личный состав отсека борется за живучесть ко рабля. Пихтилев приказал заделать «про боину» у кормовой переборки. Устано вить крепления там нелегко. Моряки, ловко балансируя, быстро подносят по душки, клинья, другое аварийное имуще ство и к назначенному сроку выполняют вводную. Виски матросов Сайфулина и Воронина покрыты мелкими каплями по та. Воины еще не привыкли к такому большому физическому напряжению. Од нако оба стремятся стать умелыми и за каленными моряками. Хорошие успехи в учебе имеет Сайфулин. Недавно командир написал в Башкирию его родителям письмо, в котором сообщил о безупреч ной службе их сына. Сколько радости принесет оно родителям и всему колхозу! А вот старшие матросы Тишанинов и Литвинов. Они закалились в походах. Так же. как оейчас. они неоднократно трени ровались в полулатемненном отсеке. В пробоину внезапно под большим напором врывалась струя воды и быстро заполня ла помещение. Моряки подносили маты, клинья, брусья и останавливали течь. Затем обнаруживалась пробоина в другом месте. Приходилось работать по пояс в воде. А действовать нужно расторопно. Иначе отпек затопит совсем. II моряки выполняли свое дело, напрягая все си лы. ;— Подводники должны чувствовать себя в море, как рыба. — говорят матро сы и старшины. ...Вахтенного сигнальщика матроса Угазова окатывает ледяной водой с голо вы до ног. Одежда на нем застыла. Зор кие глаза воина напряженно эоматрива- ются в морскую даль и выискивают там цель. Может появиться корабль или про сто какой-нибудь плавающий предмет. Но для матроса все значительно и ничто но доляшо пройти без внимания. — Силуэт, справа... дистанция..! — доложил матрос. Воин обнаружил корабль, хотя он на ходился далеко и видимость была плохая. Уразов всегда мастерски выпол няет свои обязанности на мостике. Но едва ли он справился бы с ними, если бы не был воаевьтм и .выносливым. Вода перехлестывает через комингс люка и потоками стекает в центральный пост. А там стоят чувствительные меха низмы. Если они выйдут из строя, пере станут работать машинные клапаны, кингстоны, нельзя будет поднять антен ны, перископ. И это взволновало старши ну 2 статьи Вахмистрова, как только первые капли попали на механизмы. Вы полняя обязанности по вахте, моряк ^на крыл моторы и бак с маслом резиной и брезентом. Однако вода скоплялась на палубе и снизу подбиралась к механиз мам, Вахмистров вместе со старшиной 2 статьи Казанцевым стал сливать ее в ведро. В трюме, присев па корточки, моторист старший матрос Резниченко следит за температурой подшипников. Поза не осо бенно удобная. Над его головой настил. Слева и справа магистрали и механизмы. Ни повернуться, ни разогнуться. Даже ТОКУ нельзя отнять от магистрали, за которую держится моряк. Без этого на верняка потеряешь равновесие и уда ришься головой обо что-нибудь. Резничен ко может только позволить ^себе иногда присесть на металлический ящик. А вахта ответственная. Сознание важностям своего дела и профессиональная привыч ка подводника к тесноте и неудобствам^ выручают. Резниченко находит в себе достаточно сил для того, чтобы ни на одно мгновение не ослабить внимания. Проверив показания термометров, мо ряк ощупывает подшипник тыльной сто роной ладони. Чутье опытного специали ста никогда не обманет его. Он ощущает малейшие колебания температуры. Время от времени к люку подходит сдаршина команды. — Как п о д ш и п н и к и ? —г спрашивает командир и протискивается в трюм. Он выслушивает ответ, сообщает о том. как умело несут трудную вахту другие чле ны ВЛКСМ, и как бы машинально сма хивает с магистрали жирные капли во ды. Резниченко берет ветошь, аккиятно протирает отпотевшие трубки, борта и нижнюю часть трюма. Настроение у пего бодрое, приподнятое. Нелегко сейчас управлять рулем матро су Шевченко. Волны постоянно стремятся сбить лодку с курса. Но воин хорошо чувствует движение корабля и своевре менно предупреждает рыскания. Лейтенант Пихтилев к этому времени вновь принял обязанности вахтенного офицера. За последние сутки он отдыхал всего лишь три часа. Но моряк не поте рял работоспособности. Он спортсмен первого разряда, сильный и выносливый воин. Подчиненные лейтенанта попреж- нему стойко несут вахту, учатся мастер ству. А ведь Тишанинов. Литвинов и другие немало потрудились перед походом на приемке торпед. Ну и что же? Разве легче было морякам в годы войны совер шать длительные походы? Стойкие и вы носливые. они всегда успешно выполняли задачи в сложных условиях сурового За полярья. К этому должны быть готовы все подводники-североморцы. Qftmteft Е. АОДНЬИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz